Выделите основные микротемы оды на день восшествия: Access to this page has been denied.

«Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества Государыни Императрицы Елизаветы Петровны» ?

Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765)

«Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества Государыни Императрицы Елизаветы Петровны», ноября 25 дня, 1747 года»

История создания.

Большая часть торжественных од Ломоносова была написана по случаю дней восшествия на престол того или иного монарха, отмечав­шихся ежегодно: Анне Иоанновне, Иоанну Антоновичу, Елизавете Пет­ровне, Петру III и Екатерине II. Чтение од составляло часть празднично­го церемониала, поэтому правительство их заказывало. В каждой из них поэт развивал свои идеи, связанные с судьбами русского государ­ства, выходя за рамки официально-придворной речи. В торжественных одах поэт поднимает важнейшие гражданские, социальные, политиче­ские проблемы, прямо высказывая по ним свою точку зрения. Так было создано и рассматриваемое нами произведение.

Жанр и композиция.

Традиционно оды подразделяются на следующие типы: победно­патриотические, торжественные (похвальные), философские, духовные и анакреонтические.

Данное произведение относится к жанру торже­ственной оды.

Композиция оды в соответствии с требованиями классицизма отли­чается логической стройностью. Каждая из основных тем получает свое обоснование и подробное развитие, каждая новая мысль логически вы­текает из предыдущей.

Рассматриваемая ода состоит из 24 десятистишных строф с повто­ряющейся рифмовкой.

1-2-я строфы — зачин с традиционным обращением к тишине и прославлением красоты и величия мироздания и самой императрицы.

В последующих 3-6-ой строфах прославляются деяния императри­цы Елизаветы Петровны, а в 7-11-й строфах поэт с восхищением вспо­минает Петра I — царя-реформатора, идеал русского монарха, о кончи­не которого скорбит автор оды, сожалея и о смерти его супруги Екатерины I. Начиная с 12-й строфы поэт вновь возвращается к восхва­лению «Великой Петровой дщери», уже более подробно останавливаясь на ее заслугах. При этом он описывает богатство, красоту и необъят­ность просторов ее державы. Завершается это описание призывом к ос­воению еще неразработанных природных богатств и развитию в связи с этим науки.

22-23-я строфы — знаменитое обращение к соотечест­венникам, которых Ломоносов убеждает в пользе занятий наукой.

Последняя, 24-я строфа — заключительное прославление императ­рицы и благословление ее мудрого, миролюбивого царствования.

Тематика и проблематика.

С точки зрения содержания это стихотворение настолько значимо, столь много тем и проблем успевает затронуть автор, что некоторые исследователи иногда сравнивают его с поэмой. Действительно, Ломо­носов говорит здесь о том, что, по его мнению, должно способствовать развитию и процветанию Отечества. Вот почему большое место зани­мает в оде постоянная тема писателя — деятельность Петра I, которую он представляет как образец для царствующей императрицы Елизаветы Петровны. Ломоносов подчеркивает важность миролюбивой политики императрицы, говорит о необходимости развития просвещения и нау­ки, которые, с его точки зрения, будут способствовать развитию и про­цветанию государства. Рассмотрим подробно, как развивается автор­ская мысль.

Как и всякая торжественная ода, в соответствии с правилами класси­цизма, это стихотворение начинается величественным прославлением мира:

Царей и царств земных отрада,

Возлюбленная тишина,

Блаженство сел, градов ограда,

Коль ты полезна и красна!

Естественным продолжением этой величавой картины служит вос­хваление Елизаветы, которая обеспечила процветание страны прежде всего тем, что принесла ей мир — ведь в ее царствование действительно прекратились войны, которые долго вела Россия:

Когда на трон она вступила,

Как Высший подал ей венец,

Тебя в Россию возвратила,

Войне поставила конец.

Славные дела Елизаветы наводят автора оды на воспоминания об ее от­це — Петре I, продолжательницей которого поэт мыслил новую царицу:

Послал в Россию Человека,

Каков неслыхан был от века.

Сквозь все препятства он вознес

Главу, победами венчанну,

Россию, варварством попранну,

С собой возвысил до небес.

Петра I Ломоносов, как впоследствии и Пушкин, считал великим ре­форматором, просвещенным монархом и гениальным военачальником — подлинным национальным героем. Недаром, рассказывая о нем, поэт прибегает к образам античной мифологии: Марс и Нептун служат обо­значениями понятий войны и морской стихии. Особенно ярко описа­ние Петра-военачальника, его военных побед, укрепивших могущество России:

В полях кровавых Марс страшился,

Свой меч в Петровых зря руках,

И с трепетом Нептун чудился,

Взирая на Российский флаг.

Для Ломоносова, как и для Пушкина, Петр I — это и великий строитель Северной столицы, которая открыла для России новые пути развития:

В стенах внезапно укрепленна

И зданьями окруженна,

Сомненная Нева рекла:

«Или я ныне позабылась

И с онаго пути склонилась,

Которым прежде я текла?»

Вполне логично после этого описания развивается мысль о том, что при Петре I

…божественны науки

Чрез горы, реки и моря,

В Россию простирали руки…

Завершая рассказ о Петре I описанием его трагической кончины, Ломоносов переходит к следующей части стихотворения: он вновь об­ращается к современности и выражает надежду, что Елизавета будет следовать примеру отца и станет покровительствовать наукам, содейст­вовать укреплению и процветанию России. Елизавету он хочет видеть просвещенной царицей, заботящейся о благе отечества, и далее в своей оде представляет ей своеобразную «программу действий», которая должна обеспечить дальнейшее развитие страны.

Призывая Елизавету быть покровительницей просвещения, наук и ремесел, Ломоносов показывает, что страна, где она царствует, изуми­тельно прекрасна и обладает неисчерпаемыми природными богатст­вами:

Воззри на горы превысоки,

Воззри в поля твои широки,

Где Волга, Днепр, где Обь течет;

Богатство, в оных потаенно,

Наукой будет откровенно,

Что щедростью твоей цветет.

Дальнейшая логика развития мысли вполне очевидна: развертывая перед глазами читателя грандиозный пейзаж гигантской страны, омы­ваемой морями и океанами, простирающейся от далекого Севера, через горы Урала («верьхи Рифейски»), просторы сибирской тайги к Дальне­му Востоку и Амуру, который «в зеленых берегах крутится», поэт утвер­ждает, что такую страну нельзя оставить во тьме невежества.

Для освое­ния ее природных богатств требуются образованные люди, а потому далее он призывает:

О, вы, которых ожидает

Отечество от недр своих,

И видеть таковых желает,

Каких зовет от стран чужих!

Дерзайте, ныне ободренны,

Реченьем вашим показать,

Что может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать.

Такая логика развития поэтической мысли дает возможность автору завершить свою оду не только традиционным восхвалением Елизаветы, но и подлинным гимном в честь науки:

Науки юношей питают,

Отраду старым подают,

В счастливой жизни украшают,

В несчастный случай берегут;

В домашних трудностях утеха

И в дальних странствах не помеха.

Науки пользуют везде, —

Среди народов и в пустыне,

В градском шуму и наедине,

В покое сладки и в труде.

Идея и пафос.

Рассмотренное нами содержание оды Ломоносова позволяет сказать, что это произведение написано писателем-патриотом, поэтом-государственником, заботящемся о благе отечества.

Вот почему в соот­ветствии с заложенными в произведение идеями он стремится выде­лить именно те качества императрицы, которые соответствуют его представлениям об идеальном монархе. С этой целью дается экскурс в прошлое — ко временам реформаторской деятельности Петра Велико­го. Идея всемерного укрепления и развития государства на просвети­тельских основах пронизывает все стихотворение. Но поэт-естествоиспытатель не мог не вложить в свою оду и идею развития нау­ки, которая поможет укрепить государство, освоить необозримые про­сторы родной страны, и не призвать людей к творческой деятельности на благо Отечества.

Все это создает особый пафос стихотворения: торжественный, граж­данско-патриотический, который выражает мысли и чувства писателя-гражданина.

Художественное своеобразие.

Художественные особенности стихотворения определяются его жан­ром и идейно-тематическим содержанием. Оно полностью соответст­вует так называемому одическому канону, который составляют устой­чивый метр и устойчивая строфика. Как и все торжественные оды Ломоносова, оно написано четырехстопным ямбом, состоит из десятистишных строф с определенной системой рифмовки: аБаБввГдцГ.

Стиль, как и подобает оде, торжественный, чему способствует боль­шое количество славянизмов (класы — колосья, зиждитель — Бог, дщерь — дочь, воззри — посмотри), образов, почерпнутых из античной мифологии (Минерва — богиня мудрости, Марс — бог войны, Нептун — бог моря. Борей — северный ветер), обилие риторических вопросов, восклицаний и обращений («Какая светлость окружает в толикой горе­сти Парнас?»; «О, ваши дни благословенны!»; «Но ах! жестокая судьби­на!»; «Молчите, пламенные звуки, и колебать престаньте свет…»). Часто Ломоносов использует характерные сравнения, метафоры и олицетво­рения: «Там тьмою островов посеян, реке подобен океан»; «Твои щедро­ты ободряют наш дух и к брегу устремляют, как в понт пловца свобод­ный ветр…»; «Вы, наглы вихри, не дерзайте, ренветь, но кротко разглашайте прекрасны наши времена».

Значение произведения.

«С Ломоносова начинается наша литература… он был ее отцом, ее Петром Великим» — так определил В. Г. Белинский место и значение творчества писателя в истории отечественной литературы. Рассмот­ренная нами ода является ярким подтверждением этим словам. Ведь она не только показала богатейшие возможности русского поэтическо­го языка и тем самым способствовала дальнейшему развитию русской литературы. Идеи, заложенные в оде, оказали существенное влияние на творчество Державина, Пушкина и других русских писателей. А мысли Ломоносова о значении науки остаются актуальными и по сей день. Они отражают позицию современного общества и человека как нельзя лучше, и потому могут служить своего рода эмблемой нашего времени, когда наука получила небывалое доселе развитие. Можно сказать, что сбылась мечта великого ученого и поэта: Россия доказала, что действи­тельно способна давать всему миру «собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов». А занимающий одно из первых мест в мире Мос­ковский Государственный университет по праву носит имя Михаила Васильевича Ломоносова.

«Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества Государыни Императрицы Елизаветы Петровны»

«Кто знает, коль Велик Творец…» (по творчеству М. Ломоносова) ?

Изменения, происшедшие в начале XVIII в. в общественной жизни России и в сознании русских людей, требовали коренных нововведений и в литературе. Наиболее ярко и последовательно они выразились в деятельности ученого и поэта Михаила Васильевича Ломоносова, судьба и творчество которого являются замечательным примером беззаветного служения своей родине.

Родился Ломоносов в 1711 году в деревне, расположенной на одном из островов Северной Двины, близ города Холмогоры, в семье крестьянина-помора. Его детство и юность протекали среди величественной северной природы, и многие наблюдения тех лет он использовал впоследствии в своих научных трудах. С десятилетнего возраста Ломоносов испытал все трудности морского промысла, которым занимался его отец, и они укрепили его отвагу» выносливость, находчивость.

На формирование взглядов и личности Ломоносова оказало

сильное влияние своеобразное положение русского Севера, где отсутствовало крепостное право, были широко развиты промыслы и ремесла, распространено устное народное творчество. Но было бы ошибкой говорить о том, что Ломоносова целиком создала «областная культура» Севера. Его создал, по словам А. Морозова, «исторический опыт и гений всего русского народа».

Грамоте Ломоносова обучили крестьянин Иван Шубной (отец известного впоследствии скульптора Ивана Шубина) и дьячок Семен Сабельников. Они и пробудили в его душе неуемную жажду знаний, любовь к книгам. Ломоносов много читал (позже он называл «вратами своей учености» «Грамматику» Мелетия Смотрицкого, «Арифметику, сиречь науку числительную» Леонтия Магницкого и «Рифмованную псалтырь» Симеона Полоцкого) и успешно учился. Однако крестьянское происхождение не позволило ему вовремя продолжить обучение. Тем не менее, поступив в конце 1730 года в Славяно-греко-латинскую академию, Ломоносов очень быстро освоил все науки. Именно в эти годы начало формироваться и его научное и философское мировоззрение.

В конце 1735 года Ломоносов в числе двадцати «в науках достойных» учеников «Спасских школ» был направлен в Петербургскую Академию наук, а всего через год стал студентом университета немецкого города Марбурга. Во время учебы в Германии Ломоносов проводил самостоятельные исследования: «О превращении твердого тела в жидкое…», «Физическая диссертация о различии смешанных тел…», а также с интересом штудировал руководства по стихосложению и пробовал себя в стихотворстве. Уже в 1739 году он прислал в Академию наук «Оду на взятие Хотина» вместе с «Письмом о правилах российского стихотворства», завершив тем самым реформирование русского стихосложения.

Далее научная подготовка Ломоносова продолжилась в Фрейберге, где он обучался горному делу и математике.

В 1741 году Ломоносов вернулся в Петербургскую Академию наук, и с этого времени началась зрелая пора его разносторонней творческой деятельности.

Историк, риторик, физик, механик, химик, минералог, художник и стихотворец Ломоносов стал автором замечательных открытий, создателем фундаментальных и оригинальных научных трудов. Сформулировав в 1748 году материалистический закон о сохранении вещества при химических превращениях, Ломоносова Рекомендовал себя как основоположник русской химической науки. Он разрабатывал проблемы физической химии — совершенно новой в то время области знания; впервые ввел в практику физического исследования микроскоп, заявил себя сторонником томно-молекулярного строения материи.

Ломоносов-экспериментатор вел наблюдения над атмосферным электричеством, которые в 1753 году обобщил в «Слове о явлениях воздушных, от электрической силы происходящих». Он первым указал на электрическую природу северных сияний, изобрел громоотвод. Вел астрономические наблюдения собственноручно сконструированным микроскопом.

Огромный вклад внес Ломоносов и в развитие русской исторической науки. Он глубоко изучил источники, подтверждающие давность славянского мира, и искренне гордился своим народом, преодолевшим множество бед и лишений.

Как гениальный ученый-просветитель Ломоносов не желал служить «чистой науке» и много сделал для развития образования в России. Его усилиями был открыт Московский университет и две гимназии, одна — для дворян, другая — для разночинцев. Им были возрождены гимназия и университет при Академии наук, где на руководящие посты он выдвигал талантливых отечественных ученых.

Невозможно переоценить также роль Ломоносова-поэта в развитии русской литературы и русского языка, не случайно В. Г. Белинский называл его Петром Великим русской литературы. Ломоносов вступил в литературу в тот момент, когда русская письменность, связанная с церковнославянским языком, с устоявшейся системой жанров, уходила в прошлое, а на смену ей шла новая светская культура, и открыл безграничные возможности для дальнейшего развития литературоведения и языкознания в России. В 1748 году вышла в свет «Риторика», в которой были собраны правила и многочисленные образцы ораторского и поэтического искусства, а 1755 году Ломоносов закончил «Российскую грамматику», которая была рассчитана на широкие демократические круги, отличалась доступностью и четкостью изложения, а также включала богатый лексический материал.

Все филологические работы Ломоносова были направлены на решение основной задачи — мобилизации, «концентрации» всех «живых национальных сил русского языка». Итоговым произведением в филологическом цикле Ломоносова явился его трактат «Предисловие — о пользе книг церковных в российском языке», в котором он изложил свои идеи о разделении всех слов литературного языка на «три штиля», каждый их которых связал с определенным жанром.

Цикл стихотворений, написанный Ломоносовым, интересен не только образцовыми переводами од Анакреонта, но и тем, что в нем нашло отражение его собственное поэтическое кредо. Смысл жизни поэт видит в служении общественному благу, а в поэзии его вдохновляют только героические дела. Все это характеризует Ломоносова как поэта-классициста.

В историю русской литературы Ломоносов вошел как выдающийся поэт-одописец. Его «Ода на взятие Хотина», написанная в 1739 году после блестящей победы русских войск, стала важным рубежом в истории литературы. Она написана четырехстопным ямбом — размер, которым будут написаны большинство од XVIII и начала XIX века, и который станет любимым размером Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Блока, Есенина и других выдающихся поэтов XIX-XX веков. Свои похвальные оды Ломоносов писал в связи с ежегодно отмечавшимся днем восшествия на престол того или иного монарха (Анны Иоанновны, Иоанна Антоновича, Елизаветы Петровны, Петра III и Екатерины II), но значение и содержание этих од намного шире и важнее их официально-придворной роли. В каждой из них поэт живо откликался на различные факты современной ему политической жизни и развивал свои идеи и планы, связанные с судьбами русского государства. Ломоносов проявил себя также в области духовной оды — стихотворного переложения библейских текстов с лирическим содержанием.

Свои обширные научные познания в области науки Ломоносов также сделал предметом поэзии. «Научные» стихи он посвящал явлениям природы, прежде всего космической теме. Кроме того, в этих стихотворениях нашла отражение связь научных интересов Ломоносова с его практической деятельностью. Одним из свидетельств такого единства может служить знаменитое «Письмо о пользе стекла», в котором поэт также стремился убедить представителей власти в важности просвещения и науки.

Ломоносов дал также образец русской классической эпической поэмы (две песни незаконченной поэмы «Петр Великий»), к которому неоднократно будут обращаться многие поэты не только в XVIII, но и в XIX веке. Обращался Ломоносов и к драматургии (трагедия «Тамира и Селим», в которой нашла отражение национальная русская история, и трагедия «Демофон», созданная на материале древнегреческой жизни), так как в то время на петербургской сцене полностью отсутствовали пьесы, написанные русскими авторами, и он хотел восполнить этот пробел.

Умер М. В. Ломоносов 4 апреля 1765 года в расцвете творческих сил. Он внес большой вклад в развитие науки и сыграл исключительно важную роль в истории русской национальной литературы. Большую воспитательную роль его жизни и личности от-Мечтил известный критик В. Г. Белинский: «Юноши с особенным вниманием и особенной любовью должны изучать его жизнь, носить в душе своей его величавый образ».

5 преимуществ Вознесения

Через сорок дней после воскресения Иисуса библейская сюжетная линия принимает примечательный оборот: Иисус исчезает. «Он был взят у них на глазах,— говорит нам Лука,— и облако скрыло его от их взоров» (Деяния 1:9). Затем два ангела рассказывают ученикам, что Иисус был «взят на небо» (Деяния 1:11).

Так что же нам делать с этим сюжетным поворотом в библейской истории? Как понимать вознесение нашего распятого и воскресшего Господа? Майкл Хортон замечает, что обычно мы «рассматриваем вознесение как нечто большее, чем ослепительный восклицательный знак воскресения, а не как новое событие само по себе».

Реклама на TGC

Тем не менее, вознесение является жизненно важной частью истории искупления. Если мы просто превратим вознесение в воскресение, мы упустим ошеломляющие преимущества, связанные непосредственно с вознесением Иисуса на небеса.

Вот пять преимуществ вознесения Иисуса.

1. Он устанавливает Иисуса как правящего царя над всеми силами во все времена.

В послании к Ефесянам 1:20–21 говорится о силе, которую проявил Бог, когда «воскресил Христа из мертвых и посадил одесную Себя в небесных сферах, превыше всякого начальства и власти, силы и господства и всякого имени, которое призывается не только в нынешнем веке, но и в грядущем». Кроме того, мы «посажены с ним на небесах в Иисусе Христе» (Еф. 2:6–7). Это замечательно! Как объясняет Питер О’Брайен, «читатели не только участвуют в жизни воскресения Христа; они также разделяют его возвышение и победу над силами».

Хортон также объясняет, как вознесение сделало возможной эту победу над силами зла:

Иисус Христос не вознесся духовно, оставив свое тело и мировую историю; скорее, он вознесся во плоти, открывая пространство в истории для вторжения сил грядущего века.

По этой причине Павел призывает нас противостоять замыслам сатаны (Еф. 6:11). Это возможно благодаря силе Господа (Еф. 6:10) — силе, к которой мы можем получить доступ как верующие, восседающие в небесных сферах с нашим вознесшимся Царем. Нам нужна эта сила, поскольку проблемы, с которыми мы сталкиваемся, кажутся человеческими конфликтами, но в конечном счете являются борьбой с силами тьмы (Еф. 6:12).

2. Это дает нам доступ к Божьему престолу для милости и благодати.

В Иисусе «имеем первосвященника великого, прошедшего небеса» (Евр. 4:14). «Прошел сквозь небеса» — это язык вознесения; Иисус прошел через небеса, чтобы сесть одесную Отца (Евр. 1:3).

Каков результат? Теперь мы можем «приступить к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи» (Евр. 4:16). Боремся ли мы с раком, горечью, предательством, гордыней или разочарованием, мы можем молиться с уверенностью благодаря нашему вознесшемуся Господу, Который ходатайствует за нас.

3. Предоставляет на землю Защитника, чье присутствие безгранично.

В ночь перед распятием Иисус пообещал своим ученикам, что «попросит Отца, и Он даст вам другого ходатая, который поможет вам и будет с вами вовеки, — Духа истины» (Иоанна 14:16–17). ). Позже он возвращается к этой теме: «Но истинно говорю вам, что для вашего блага я ухожу. Если я не уйду, Адвокат не придет к вам; а если пойду, то пошлю его к вам» (Иоанна 16:7).

Какие преимущества это даст ученикам? Они следовали за Иисусом и любили его. Почему они хотели, чтобы он ушел, чтобы мог прийти Дух? Это почти звучит так, как будто родители говорят своим детям: «Лучше я уйду, чтобы мой двоюродный брат мог приехать и позаботиться о тебе». В чем преимущество ухода Иисуса для его учеников?

Ответ прост, но глубок. Воплощенный Иисус был ограничен пространством и временем. Он не мог быть одновременно с каждым из своих последователей. Я помню разочарование, которое я испытала, когда мои близнецы Анна и Бен одновременно играли в баскетбол в разных спортзалах. Я смотрел одну игру до тайм-аута или конца четверти. Затем я побежал по коридорам в другой спортзал. Я хотел быть рядом с обоими, но это было невозможно. Я был ограничен временем и пространством. Так было с Иисусом. Если бы он остался на земле, он не мог бы быть там одновременно для Петра в Риме и Иоанна на острове Патмос. Но Святой Дух может. Его вдохновляющее присутствие доступно всем последователям Иисуса везде и в одно и то же время.

4. Он дает нам трофеи победы Христа — одаренных лидеров и духовные дары.

В Ефесянам 4:7–12 Павел связывает полученную нами благодать с вознесением. Эта благодать относится к духовным дарам, описанным Павлом в другом месте (см. 1 Кор. 12), и к одаренным служителям Слова (Еф. 4:11).

Павел устанавливает связь, цитируя Псалом 68:18, описание триумфального восхождения Бога на Свой престол после того, как он вывел Свой народ из Египта в Ханаан. Фрэнк Тильман пишет: «Павел настаивает на том, что Псалом 68:18 относится к Христу. . . . Действуя в роли самого Бога в Псалме 68:17–18, Христос восторжествовал над космическими силами, выстроившимися против Божьего народа».

Затем, со своего высокого положения одесную Бога, Христос раздает дары Божьему народу, чтобы они созрели. Таким образом, мы разделяем небесный триумф Христа, утверждает Хортон, «не подражая Его вознесению, а получая его преимущества, в частности, дары и одаренных лидеров, необходимых для созидания церкви в единстве и зрелости».

5. Это заставляет нас тосковать по его возвращению.

При вознесении Иисуса два ангела объявили: «Сей самый Иисус, который был взят от вас на небо, вернется таким же образом, каким вы видели его восходящим на небо» (Деяния 1:11). Вознесение порождает стремление к возвращению Иисуса. Это напоминает нам, что его правление «уже», но «еще нет». Хотя в настоящее время Иисус восседает одесную Величия на небе (Евр. 1:3), Иисус вернется на землю, чтобы установить Свое царство во всей полноте и повергнет врагов Своих под ноги (1-е Кор. 15:24–27).

Неудивительно, что мы так жаждем возвращения нашего Короля! Когда Иисус сойдет так же, как вознесся, плохие времена навсегда закончатся, тьма рассеется, и все печальное, наконец, станет неправдой.

Подумайте об этом сегодня 

Теперь вы знаете, почему Иисус исчез. Его вознесение было не просто восклицательным знаком в конце воскресения; это давало его последователям силу, благодать, милость, присутствие, дары и предвкушение, позволяя им продвигать его миссию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *