Вступление поэмы медный всадник: Вступление к поэме «Медный всадник»

Анализ поэмы «Медный всадник» (А. С. Пушкин)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано · Обновлено

Поэма А. С. Пушкина «Медный всадник» по праву считается одним из лучших его творений. Поэт поднимает неоднозначные проблемы, при этом оформляя их в легко воспринимаемую стихотворную форму. Для автора это произведение, последнее в жанре поэмы, становится своеобразным итогом размышлений о власти, о личности Петра I, к которой он обращался в «Полтаве», «Арапе Петра Великого» и других своих трудах; это рассуждения о месте простого человека в российском государстве, противопоставленного власти. 

Содержание:

  • 1 История создания
  • 2 Жанр, направление, размер
  • 3 Композиция и конфликт 
  • 4 Суть
  • 5 Главные герои и их характеристика
  • 6 Темы и проблемы 
  • 7 Главная мысль 
  • 8 Чему учит 
  • 9 Средства выразительности 
  • 10 Критика 

История создания

Последняя поэма Пушкина посвящена городу Санкт-Петербургу. Неслучайно все гиды и экскурсоводы в культурной столице обращаются к этому тексту и произносят отрывки из него в каждом путешествии. О создании «Медного всадника» сохранились интересные факты: 

  1. Считается, что в качестве основы сюжета Пушкин взял реальную историю наводнения, которое случилось в Санкт-Петербурге осенью 1824 года. Сам он в это время был в ссылке в Михайловском, поэтому не мог видеть всего своими глазами и опирался на рассказы очевидцев. 
  2. Идея оживить памятник Петра I могла быть основана на любопытной истории: в 1812 году из-за вторжения Наполеона Бонапарта на территорию России Александр I решил вывезти из города памятник «Медный всадник» как одно из ценнейших произведений искусства, но одному из майоров его гвардии, Батурину, снился один и тот же сон, в котором Медный всадник стал живым, подъехал к императору и сказал, что пока он остается в Санкт-Петербурге, городу ничего не угрожает. И Александр I отменил свой приказ об эвакуации монумента. Также поэту могла прийти мысль оживить памятник после знакомства с произведениями о Дон Жуане.
    Кстати, Пушкин посвятит ему одну из своих маленьких трагедий – «Каменный гость», в которой к герою приходит ожившая статуя. 
  3. Любопытно, что на самом деле сама скульптура отлита из бронзы, а прилагательное «медный» закрепилось за ней благодаря произведению Пушкина.

Сама поэма «Медный всадник» была создана в 1833 году. Из-за замечаний цензоров поэту пришлось внести правки, однако он не стал доводить работу до финального итога. И произведение не было опубликовано при жизни автора. В 1834 году в печать был выпущен только один отрывок – знаменитое вступление к поэме, воспевающее величие и красоту Санкт-Петербурга.

Текст поэмы без цензурных правок впервые увидел свет только в 1919 году.

Жанр, направление, размер

«Медный всадник» — историческая поэма, как принято считать, хотя сам автор в подзаголовке обозначил его как «Петербургская повесть». Один из исследователей творчества Пушкина Д. Благой писал, что в произведении присутствует смесь героической эпопеи и лирико-драматической «мещанской» повести в стихах. В тех частях, где описывается Петр I и его деятельность, чувствуются торжественность и восторженность, присущие такому жанру, как ода.

Поэма написана четырехстопным ямбом (к нему Пушкин нередко обращался в своей поэзии) и состоит из лирического вступления, которое может идти в качестве отдельного произведения, и двух повествующих сюжет частей. Эпилог не выделяется, но за него можно считать последние строки, где рассказывается о смерти главного героя.

«Медный всадник» можно отнести к такому направлению в искусстве, как реализм. В 30-е годы, когда писалась поэма, в России как раз происходило становление реализма в русской литературе. Герой реалистического произведения кажется типичным представителем своей эпохи, его образ упрощен и обобщен. Евгений, герой «Медного всадника», показан заурядным жителем Петербурга XIX века, «маленьким человеком». Пушкин описывал его как человека, «каких много». Кроме этого, он обращается к конкретным историческим фактам в конкретном городе. Можно легко найти на карте места, которые указываются в поэме. Конфликт заключается в противостоянии интересов государства и интересов рядового жителя. Между тем, в нем есть черты, присущие романтизму: столкновение разных точек зрения, которые описывает Пушкин, неразрешимо. Конфликт двойственен, нельзя однозначно указать, чья позиция (в данном случае, Евгения, простого человека, или Петра I, владыки России) правильная. Вдобавок, само видение Евгения является элементом фантастического, что тоже можно отнести к романтическим чертам. 

Однако вступление «Медного всадника» имеет черты классицистического направления. В первую очередь, в центре внимания находится прославление великого императора и его деятельности; Пушкин использует возвышенную лексику при описании Санкт-Петербурга, которая должна зарождать в читателях восторг, гордость, волнение. 

Композиция и конфликт 

Композиция поэмы состоит из следующих частей:

  1. 1.Вступление, в котором восхваляется деятельность Петра I, является прологом.
  2. 2.Знакомство с Евгением (Первая часть до наводнения («Нева всю ночь…»)) – экспозиция.
  3. 3.Описание наводнения (до начала второй части) – завязка.
  4. 4.Главный герой обнаруживает, что его возлюбленная погибла при наводнении (вторая часть до строки «Несчастье невских берегов…») – развитие сюжета.
  5. 5.Бунт и возмущение Евгения, его встреча с Медным всадником – кульминация.
  6. 6.Жизнь героя после этой встречи и смерть можно назвать развязкой и своеобразным эпилогом.

При всей неоднородности поэмы она все же остается целостным произведением, благодаря чему текст легко воспринимается читателем. 

Основной конфликт, который становится доминантой сюжета, неординарен и драматичен: он происходит между императором, великим реформатором России, который жил задолго до описываемых событий, и самым обычным жителем Санкт-Петербурга, бедным и неизвестным чиновником, «маленьким человеком». У каждого из них своя «правда»: правитель преследует глобальные цели, он хочет «в Европу прорубить окно», укрепить флот и оборону страны, а также построить прекрасный город, подобный тем, которые он видел за границей; «правда» Евгения заключается в планах и мечтах рядового человека – устроить жизнь, жениться на любимой девушке и жить с ней в благополучии.

   

Нельзя однозначно сказать, кто из них двоих прав. Петр I не мог не построить город в тех местах, откуда могла быть угроза со стороны соседнего государства; однако судьбы обычных людей не менее важны, чем государственные планы. «Правда» простого жителя Санкт-Петербурга, живого и чувствующего, так же важна, как и «правда» власти, «кумира», мертвой статуи. Обе эти позиции ограничены, и их конфликт неразрешим. 

Суть

Поэма начинается с лирического вступления, в котором Пушкин воспевает Санкт-Петербург – место, где происходит действие произведения – и деятельность его основателя, Петра I. Но основные события разворачиваются в жизни простого человека — Евгения.

Автор плавно переходит к жизнеописанию главного героя. Евгений, мелкий чиновник, бедный и ничем не примечательный, мечтает о счастливой семье. Он думает о Параше, своей возлюбленной, на которой он хочет жениться и с которой хочет встретить старость. Но случается катастрофа: Нева разбушевалась и затопила город. Под ее волнами погибает Параша – читатели так и не встречаются с ней в сюжете. 

Евгений пытается добраться до ее бедного домика, где она жила с матерью, но его снесло чудовищным течением. В один миг герой теряет цель своей жизни. Картина пустыря, где раньше жила возлюбленная, морально ломает Евгения, и он бредет по улицам Петербурга. Так начинается его новая жизнь: он ни к чему больше не стремится, каждый день вспоминает о тех страшных событиях роковой ночи, блуждая по столице. 

Однажды герой доходит до статуи Петра I, и им овладевает ярость. Он кидает на памятник «дикие взоры» и упрекает за строительство Петербурга. Но неожиданно Евгений стремглав убегает – ему показалось, что Медный всадник ожил и начал за ним гнаться. Всю ночь молодой человек пытался оторваться от преследования, но везде он слышал цоканье тяжелых копыт. После этой встречи Евгений чувствовал смятенье рядом тем местом, где стоит памятник. В конце читатель узнает о смерти героя: к одному из островков прибило пустой ветхий домик, который, видимо, принадлежал Параше, ведь на его пороге нашли «хладный труп» Евгения.  

Главные герои и их характеристика

  1. Евгений – главный герой поэмы, «маленький человек». Он был беден, однако не мечтал о богатствах. Молодой человек ничем не отличается от жителей столицы. Пушкин сам отмечал «серость» героя, его заурядность. У Евгения есть мечта – создать семью с любимой девушкой и жить счастливо. Подобная мечта свойственна многим, так что и здесь он не выделяется «среди толпы». В тексте не упоминаются его внешность и характер, и он становится безликим. Евгений принадлежит к такому типу персонажей, как «маленький человек» — ничтожный, слабый, довольствующийся малым. Как только в нем появляются сильные чувства – гнев, ярость – при виде статуи Петра I, он как будто их пугается и сразу видит, что его противник оживает, намереваясь наказать холопа за бунт. Евгений не готов встретиться с тем, кого обвиняет, и сбегает. 
  2. Петр I – великий реформатор Российской империи, умный, расчетливый и деспотичный. Он мало думает о судьбах простых людей, его великие идеи, пускай и обращены во благо России, мало касаются большинства ее населения.
    Пушкин раскрывает самодержца с двух сторон: он модернизирует страну, строит блестящий город и одновременно является олицетворением бесчеловечной власти, которая, разбегаясь, топчет народ. Образ медного всадника полностью соответствует этому описанию: бронзовая громада готова обрушиться на Евгения всей тяжестью и грозно нависает над ним.
  3. Медный всадник — символ бездушной и безразличной власти, которая не идет на контакт с народом и возвышается над ним угрожающим и надменным памятником. Власть имущие так же холодны и равнодушны, как глыба бронзы. Евгений мог с тем же успехом обращаться к реальному чиновнику — результат был бы тот же: его не услышали бы и наказали за вольнодумство.
  4. Санкт-Петербург также является героем поэмы. В прологе город выглядит роскошным и величественным. Его построили во благо нации, и теперь он стал для многих домом и крепостью, находящейся под охраной реки Невы. Но уже в первой части произведения Петербург не кажется таким прекрасным.
    Вместо «золотых небес» над городом разгорается «мгла несчастной ночи»; Нева заливает улицы места, которое ранее защищала, обнажая бедность и отчаяние его жителей. Вода разрушает дома, и под ее толщей тонет много людей. Император, который возвышается над городом, перед природной стихией бессилен. Но на следующий день Петербург продолжает стоять, будто не его улицы разрушены и не его население запугано. Он все такой же холодный, недоступный и даже лицемерный – как и массивная статуя его основателя, «кумира на бронзовом коне». 
  5. Стихия — символ мятежной воли, которая противостоит бездушной и мертвой государственной машине в образе Медного всадника. В какой-то мере она, непокорная и вольная, могучая и бесстрашная, напоминает восстание декабристов, которые были близки Пушкину: дворяне призывали государя обратить внимание на проблемы простого народа, но тот отказался к ним прислушиваться и отправил в ссылки; но мысль, словно стихия, не может и не будет подчиняться власти, какой бы деспотичной она не была.
     

Темы и проблемы 

Проблематика и тематика произведения весьма богаты и многогранны.

  • Личность и государство. Основная тема поэмы «Медный всадник» — это столкновение власти в лице императора, стремящего к преобразованиям, и самого обычного человека, на чьей судьбе эти преобразования сказываются. Пушкин пытается понять, где же место и роль личности, «маленького человека» в жизни и развитии целого государства? Империя строится с их помощью и на их костях, но смогут ли они обрести счастье? Автор на примере Евгения показывает, что простые люди – лишь жертвы имперского величия, и места в государстве для них нет, пускай они и играют при его построении не последнюю роль. Но как только «маленький человек» пытается противостоять деспотизму, монумент сразу оживает и преследует его. Человек не защищен от произвола власть имущих, когда он старается защитить свои интересы и свою жизнь.  
  • Основная проблема — равнодушие власти к судьбам людей. На фоне бушующего наводнения читатель видит испуганный народ. Он брошен на произвол судьбы, его никто не эвакуирует. В это время Медный всадник лишь равнодушно наблюдает за разворачивающейся трагедией. Государство осталось безразлично к судьбам жителей столицы. 
  • Тема природы как карающей силы тоже прослеживается в тексте. Как бы ни считал себя самодержец всесильным, перед природными катастрофами и он беспомощен. Играть в войну – это удел людей, однако «божья кара» в лице смертоносной стихии никого не пощадит. Природа, буйная и неподвластная, только кажется укрощенной: реки и болота, на которых стоит город, могут в любой момент его разрушить, даже если государь, отдавший приказ о строительстве, уверен в своей победе.
  • Тема любви в поэме выражена в желаниях Евгения о создании семьи с любимой девушкой. Она не становится основным мотивом в произведении, но ее утрата – главная причина безумства героя. Его не так сильно напугало наводнение, как осознание, что он остался один, без мечты и будущего. В столице, где так много людей, Евгений брошен и абсолютно одинок.  
  • Маленький человек. Пушкин не поднимает проблему «маленького человека» с точки зрения ограниченности этого типа людей. Писатель пытается показать читателю, что и такие люди имеют право на жизнь и счастье. Подобным образом он затрагивал тему «маленького человека» в повести «Станционный смотритель», где описывал трудности жизни Самсона Вырина. Таким образом, в маленький человек в «Медном всаднике» — это не вялый и апатичный житель большого города, а личность, достойная, но не получившая должного уважения. Слабость Евгения заключается лишь в том, что он не имеет силы потребовать уважения к себе.
  • Бунт — еще одна проблема, рассматриваемая Пушкиным. Стихийное восстание Невы, по мнению автора, не может сокрушить тиранию, но вот внутреннее сопротивление каждой отдельной личности вроде Евгения поможет сдвинуть неподатливую громаду власти с мертвой точки.

Главная мысль 

Столкновение личности и государства раскрывается в произведении благодаря нескольким идейным планам. Из них самый очевидный – это борьба героя-обывателя с героем-реформатором. Простой житель хочет счастья для себя, в то время как император думает о всем народе, о будущем, о перспективах. Они никогда не смогут понять друг друга, и поэтому конфликт между ними неразрешим. 

Пушкин призывает нас и обладателей власти быть более гуманными. Евгений, Параша, ее мать, как и другие пострадавшие при наводнении, принадлежали к низшим слоям общества. Бедные и нищие, они не моли рассчитывать на чью-то помощь. Поэтому автор наделяет «маленького человека» голосом, и тот корит власть за равнодушие. В этом гуманном посыле и заключается основная идея поэмы «Медный всадник».

Возможно, смысл поэмы заключается и в том, что Пушкин пытался показать высшему сословию, что ради перемен в стране действовать должны именно они, а не простолюдины. Любая попытка «маленького человека» обречена на неудачу. Так, Евгений разговаривает со статуей императора, а не с живым властелином, но даже бронзовая скульптура пытается его наказать.

Чему учит 

Пушкин не дает четких моральных выводов. Он позволяет читателю самостоятельно выбрать сторону конфликта, порой очень сложного и неразрешимого. Чью позицию он выбрал сам, сложно сказать, ведь он признает достижения деятельности Петра I, в чем-то его оправдывая, но вместе с тем осуждает его равнодушие к своим поданным. 

Тем не менее, гуманистическая мысль становится очевидной. Автор детально описывает ужасы наводнения, страх и отчаяние людей, их бедность и беспомощность, пытаясь вызвать у читателя сострадание к простому народу. Его мораль сводится к тому, что никакие достижения не смогут оправдать безразличия большого человека по отношению к маленькому. Ведь все хорошее и грандиозное делается для людей, а не для того, чтобы «прорубить окно» или «закрепиться на Балтийском море».

Средства выразительности 

Пушкин активно использовал средства художественной выразительности при написании поэмы. Язык «Медного всадника» изобилует тропами. Вот некоторые из них:

  • Метафоры: «В Европу прорубить окно, / Ногою твердой стать при море»; «Россию поднял на дыбы».
  • Сравнение: «Померкла старая Москва, / Как перед новою царицей / Порфироносная вдова»; «как зверь остервенясь»; «Как воры, лезут в окна»; «И всплыл Петрополь, как тритон».
  • Эпитеты: «пустынных», «свирепой», «наглых», «страшные», «смирившейся», «изношенный», «смущенных», «ветхой», «хладный».
  • Олицетворение: Нева «рвалася», «шла», «ревела», «кинулась»; «спорить стало ей [Неве] невмочь».
  • Анафора: «Он не слыхал, / Как подымался жадный вал, / Ему подошвы подмывая, / Как дождь ему в лицо хлестал, / Как ветер, буйно завывая…».
  • Антитеза: день – ночь; Петр как дворянство – Евгений как низший слой; Петр как государство – Евгений как простой житель.
  • Риторический вопрос: «Куда ты скачешь, гордый конь, / И где опустишь ты копыта?»

Стиль пушкинской поэзии стал эталоном в литературной среде того времени. Особенно интересной деталью в произведении выступает аллегория:

О мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной,
На высоте, уздой железной
Россию поднял на дыбы?

Так, Пушкин описывает памятник, но придает его элементам особое значение. Петр запечатлен верхом на вздыбленном коне — в нем автор и увидел Россию, которая встала на дыбы под властью амбициозного императора. Самая бездна — это волны, изображенные на постаменте Петра Великого.

Критика 

Значение и роль «Медного всадника» описаны в трудах именитых критиков. В. Г. Белинский считал, что в поэме выражается социально-философская идея о противостоянии начала государственного (коллективного) и начала личного (единичного). Так, читатель видит скорбную и тяжелую участь индивида, которая страдает из-за необходимых и масштабных изменений в жизни страны. Император не может обеспечить безопасность каждого жителя, за ним – государство, и думать он должен обо всех. Белинский называет Евгения неизбежной жертвой исторического процесса. Никто не смог бы ему помочь, пускай читателю его и жалко. То есть критик признает «правду» Петра, хотя ему и жаль простых граждан.

Другой критик, А. В. Дружинин, называл Евгения «бедным мальчиком», «бесцветным», а Петра – «великим Преобразователем России». Получается, что он согласен с Белинским, только он не сочувствует сошедшему с ума герою. 

Очевидно, критика восприняла произведение положительно. Многие считали, что Пушкин оправдывает императора, поэтому «принимали» сторону государя. Но особенности поэмы (а именно отсутствие однозначной авторской позиции, мастерское описание всех сторон конфликта) сделали возможными диаметрально противоположные отзывы о тексте.

Немного иначе трактовал конфликт поэмы Д. С. Мережковский: 

Не для того ли рождаются бесчисленные, равные, лишние, чтобы по костям их великие избранники шли к своим целям?.. Но что, если в слабом сердце ничтожнейшего из ничтожных, «дрожащей твари», вышедшей из праха, в простой любви его откроется бездна, не меньшая той, из которой родилась воля героя? Что, если червь земли возмутится против своего бога?

 Сначала кажется, что и Мережковский принимает «правду» Петра, но потом читатель понимает, что критик верит и в «правду» Евгения. И он справедливо отметил, что именно благодаря искренней любви «маленький человек» готов восстать против властелина. 

Поэт В. Я. Брюсов же считал, что Пушкин в поэме отражает свое понимание борьбы с деспотизмом, и интерпретировал текст произведения следующим образом: стихийный мятеж не способен преодолеть тиранию, ведь он сам по себе неразумен и беспощаден; но мятеж души в каждом отдельно взятом человеке победит власть и деспотию, и свобода «в глубинах человеческого духа» одержит над ними верх. 

Творчество Пушкина – это творчество, в первую очередь, человека, который чутко откликался на остросоциальные вопросы общественно-политической жизни Российской империи. И хотя поэта часто стесняли условия «чугунного» цензурного устава, он продолжал поднимать важные проблемы в своих произведениях. В «Медном всаднике» автор показывает, как самодержавие и деспотизм вступает в конфликт с интересами народа, как от решений государя зависит судьба простого человека и почему монарх должен принимать ответственность за свои решения.

Автор: Альбина Исмаилова

Метки: 8 класс9 классАлександр Пушкинпоэма Медный всадник

Читайте также:

Анализ поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник»

Без любви к городу, без любви к родной стране и ее истории, невозможно было сотворить подобного произведения, в котором каждая строка дышит ликованием, любовью или восхищением. Такова поэма «Медный всадник» А. С. Пушкина.

В поэме описывается самое крупное и разрушительное наводнение за всю историю Санкт-Петербурга. Сам поэт во время наводнения находился в Михайловском, и о разрушительном бедствии мог знать только из журналов и писем от свидетелей этого бедствия. И если вспомнить, что в 1824 году не было ни фотоаппаратов и тем более, видеокамер, то можно только восхититься той достоверности и точности, с какой поэт описывает разбушевавшуюся стихию.

К написанию поэмы он приступил в 1833-м году, во время своего пребывания в Болдино. Вся поэма состоит из трех частей:

  1. Вступление.
  2. Первая часть.
  3. Вторая часть.

Композиция поэмы основана на противопоставлениях:

  • Власти природы, а значит, Бога над всеми людьми – от царей до последней торговки или рыбака.
  • Власти царей и иже с ними — над маленькими людьми.

Не нужно забывать, что к 34-м годам, когда писалась эта поэма, Пушкин расстался с юношеским максимализмом, и свобода приобрела для него несколько иной смысл, чем просто свержение самодержавия. И хотя цензоры нашли в поэме строки, угрожающие безопасности государства, в ней нет и полунамека на свержение царской власти.

Вступление – это восторженная ода, посвященная Петербургу и ее создателю – царю Петру I. В ней использованы присущие оде архаизмы и возвышенные слова: дум великих, град,
полнощных стран, краса и диво, из топи блат, порфироносная.

Эта часть поэмы – небольшой экскурс в историю Санкт-Петербурга. А.С. Пушкин кратко описывает историю возникновения города. В этой поэме звучат слова, ставшие крылатыми, определяющими политику императора Петра I:

И думал он:
Отсель грозить мы будем шведу,
Здесь будет город заложен
На зло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,
Ногою твердой стать при море.
Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам,
И запируем на просторе.

Пушкин интересовался российской историей, и в частности, личностью первого реформатора, его преобразованиями, методами правления, отношением к людям, нашедшим отражение в его указах. Поэт не мог не обратить внимания на то, что государственные преобразования, даже прогрессивные, пробудившие сонную Россию, ломали судьбы простых людей. На строительство города, которым так восхищался поэт, людей свозили тысячами, разлучая их с родными и близкими. Другие гибли на полях шведских и турецких войн.

В первой главе поэма начинается экспозицией. В ней читатель знакомится с главным героем поэмы – Евгением, небогатым дворянином, которому приходится служить, чтобы

себе доставить,
И независимость и честь;

Торжественный стиль оды сменяется обыденным повествованием. Евгений приходит со службы домой, совершенно усталый, ложится на постель и мечтает о будущем. Для сюжета поэмы совершенно неважно, где служит Евгений, в каком чине и сколько ему лет. Потому что он – один из многих. Маленький человек из толпы.

У Евгения есть невеста, и он представляет себе, как женится на девушке. Со временем появятся дети, потом внуки, которых они будут воспитывать, и которые потом его похоронят. За окном буйствовала погода, дождь стучал в окна, и Евгений понимал, что из-за буйной погоды он не попадет на другой берег.

Через размышления и мечты главного героя, поэт показывает, что это за человек. Мелкий служащий, немного завидующий праздным счастливцам, Ума недальнего, ленивцам, Которым жизнь куда легка! Бесхитростный и честный Евгений мечтает о семье и карьере.

Наутро Нева вышла из берегов и затопила город. Описание стихии – это преклонение перед силой природы. Буйство природы из экспозиционного описания ночью превращается в определяющую часть сюжета, в которой Нева оживает и представляет собой угрожающую силу.

Стихи, описывающие наводнение, великолепны. В них Нева представлена ожившим зверем, набросившимся на город. Поэт сравнивает ее с ворами, которые лезут в окна. Для описания стихии Пушкин применил эпитеты: буйной, разъяренных, гневна, бурлива. Стихи насыщены глаголами: рвалася, не одолев, затопляла, свирепела, вздувалась, ревела.

Сам Евгений, спасаясь от буйства воды, взобрался на дворцового льва. Сидя на царе зверей, он переживал за дорогих ему людей – Парашу и ее мать, совершенно не замечая того, как вода лижет ему ступни.

Недалеко от него стоял Медный всадник – известный памятник императору Петру I. Памятник стоит незыблемо, и даже волны разбушевавшейся стихии не могут поколебать его.

В этом эпизоде читатель видит противостояние непоколебимого Медного всадника и маленького человека, способного в любой момент свалить с льва в мутную, бурлящую стихию.

«Картина наводнения написана у Пушкина красками, которые ценою жизни готов бы был купить поэт прошлого века, помешавшийся на мысли написать эпическую поэму Потоп… Тут не знаешь, чему больше дивиться, громадной ли грандиозности описания или его почти прозаической простоте, что вместе взятое доходит до величайшей поэзии», так охарактеризовал картины наводнения В. Белинский.

Во второй главе описываются последствия наводнения, и то, как сложилась жизнь Евгения. Как только

насытясь разрушеньем
И наглым буйством утомясь,
Нева обратно повлеклась,

в пределы своих берегов, Евгений, озабоченный участью любимой, нашел лодочника, согласившегося переправить его на другой берег. Здесь Пушкин снова сравнивает реку с бандой злодеев. Река еще не совсем успокоилась, лодка подпрыгивает на волнах, но это не беспокоит Евгения.

Придя на улицу, где жила его Параша, он обнаружил, что ни домика, ни ворот на прежнем месте не было. Это настолько глубоко поразило несчастного молодого человека, что он потерял рассудок. Параша и ее мать были единственными дорогими людьми для него. Потеряв их, он утратил смысл жизни. Маленький человек оказался к тому же слишком слаб, чтобы противостоять постигнувшей его беде.

Он не вернулся к себе домой, и хозяин через несколько дней сдал его квартирку «бедному поэту». Евгений целыми днями бродил по городу, ничего не видя перед собой. Иногда люди из жалости подавали ему кусок хлеба, кучера безжалостно стегали его плеткой, когда он лез под копыта лошадей.

Но однажды, проходя мимо Медного Петра, Евгений погрозил тому кулаком. И ему показалось, что выражение лица императора изменилось, а сам он слышал за спиной топот копыт скачущего всадника. После этого события Евгений старался проходить мимо памятника с опущенной головой. Конечно, ни мистически, ни реально, всадник не сходил со своего места. Этим эпизодом поэт показывает, насколько была расстроена психика его героя.

В один прекрасный день бездыханное тело Евгения нашли на небольшом, безлюдном островке. Так закончилась жизнь молодого человека. На этом заканчивается и поэма.

Стоя на балконе, Александр первый с горечью признается:

«С божией стихией
Царям не совладеть».

Медный всадник, олицетворяющий царя Петра, противопоставлен маленькому человеку. Тем сам Пушкин хочет показать, что царям подвластно многое. Они могут повелевать народами, заставить их построить город, влиять на другие страны. Маленькие люди даже собственную судьбу не всегда могут устроить так, как того хотят. Но вот над силами природы, над Божией стихией не властны ни цари, ни простые люди.

Не властны. Но в отличие от маленьких людей, живущих в ветхих домишках и подвалах, цари защищены лучше. Александр I стоит на балконе дворца, построенного маленькими людьми. Медный всадник установлен на камне, который привезли сюда тоже простые крестьяне. Цари повелевают, но двигают историю и строят города самые беззащитные маленькие люди.

Роберт Чендлер. Литературный журнал «Кардинальные точки»

Иногда казалось, что Пушкину угрожает опасность быть погребенным под сокрушительным бременем благоговения. Еще в 1834 году, за два года до смерти поэта, Гоголь писал, что Пушкин был, может быть, единственным проявлением русского духа […] русского […], каким он, быть может, явится через 200 лет. В знаменитой речи, произнесенной на открытии в 1880 году памятника Пушкину, Достоевский утверждал, что Пушкин — уникальное и небывалое явление в мировой литературе, прорицатель и пророк будущей мессианской роли России в европейской истории. А 10 февраля 1937 Передовая статья «Правды » (газета Коммунистической партии) начиналась так: «Прошло сто лет с тех пор, как величайший русский поэт Александр Сергеевич Пушкин был расстрелян рукой иностранного аристократического негодяя, наемника царизма. Редакция продолжила: Творчество Пушкина слилось с Октябрьской социалистической революцией, как река впадает в океан.
Гоголь, Достоевский, анонимный автор-редактор и тысячи им подобных потеряли из виду Пушкина и его индивидуальность. Вместо этого Гоголь видит в нем воплощение русского духа; Достоевский видит в нем воплощение общечеловеческой и всесоединяющей русской души; и автор-редактор видит в нем воплощение советскости. Конечно, всегда находились писатели, пытавшиеся спасти Пушкина от выросшего вокруг него культа. Двое из самых важных из них — Владимир Набоков и Андрей Синявский, оба закончили свою жизнь в изгнании. Синявский пишет: Легкость — это первое, что мы получаем от его произведений… До Пушкина почти не было легкого стиха [в России]. .. И вдруг ни с того ни с сего реверансы и ни с чем не сравнимые повороты, скорость , импульс, бодрость, способность гарцевать, галопировать, преодолевать барьеры, делать шпагат Пушкин, по мнению Синявского, танцовщица, подобная балерине, описанной Пушкиным в строфе выше из Евгений Онегин .
Строфа « Онегин » — набор правил, позволяющих Пушкину танцевать, — собственное творение Пушкина. Характерно, что Пушкин называл Евгения Онегина романом в стихах, утверждая тем самым свою свободу от условности жанров, но избрал для своего вольного романа необычайно тесную и требовательную форму строфы. Каждая строфа состоит из четырнадцати строк, а каждая строка — из четырех стоп ямба. Схема рифмовки может быть описана как aBaBccDDeFFeGG; строчные буквы представляют женские рифмы (ударение на предпоследнем слоге), а прописные мужские рифмы (ударение на последнем слоге). В тонком описании эффекта, которого достигает Пушкин, Набоков сравнивает вступительное четверостишие и заключительный куплет с узорами на нарисованном шаре или волчке, которые видны в начале и в конце вращения. Далее он говорит, что основной процесс вращения включает в себя строки с пятой по двенадцатую, где плавная и изменчивая фразировка размывает контуры строк, так что они редко видны как четко состоящие из двух куплетов и закрытого четверостишия.

Пушкин начал Евгений Онегин 9 мая 1823 года и закончил основную часть поэмы 25 сентября 1830 года в Болдино; в августе 1831 года он добавил к Татьяне письмо Онегина. Полное издание впервые было опубликовано в 1833 году. Поэма представляет собой идеальное единство, хотя тон меняется от главы к главе. Мирский писал, что:

Сюжет, как всегда у Пушкина, прост. Скучающий байронический горожанин Евгений Онегин уезжает в деревню. Там он знакомится с молодым соседом Владимиром Ленским, поэтом-романтиком, влюбленным в местную девушку Ольгу Ларину. Старшая сестра Ольги, Татьяна, влюбляется в Онегина; она признается в любви в длинном письме. Онегин говорит ей, что слишком разочаровался в жизни, чтобы любить. В именины Татьяны Онегин флиртует с Ольгой. Ленский вызывает его на дуэль; Онегин убивает его. Онегин отправляется в дальний путь. Через три года Онегин снова встречает Татьяну; теперь она питерская grande dame , жена генерала. Онегин пишет ей любовное письмо, зеркальное отражение ее письма к нему. Она говорит, что все еще любит его, но останется верной своему мужу.
Радикальный критик середины девятнадцатого века Виссарион Белинский назвал « Онегин » энциклопедией русской жизни. Поэма-роман Пушкина действительно всеобъемлюща; его трудно описать иначе, как через парадоксы. Его искрометное легкомыслие оказывается способным включить в себя трагедию, а в простом сюжете есть место для самых смелых, самых несущественных отступлений. Несмотря на всю хитрость, плотность реалистичных деталей привела некоторых критиков к выводу, что Онегин как начало русского реализма. И за всеми реалистическими деталями стоит восхищение звуком и ритмом, задорная игривость, которая заставила других увидеть в Пушкине сторонника искусства ради искусства. Пушкин часто наиболее литературен, когда описывает детали повседневной жизни, и наиболее реалистичен, когда показывает, как его персонажи моделируют себя с катастрофическими результатами по героям и героиням прочитанных ими модных книг. И он разрешает тогдашние лингвистические споры тем, что отстаивает, часто шутливым извинением, свое право употреблять всякую лексику: простую русскую, архаическую русскую, церковнославянизмы или заимствования из французского, немецкого и английского языков. Немногие романы воплощают больше открытости реальной жизни. Онегин неоднократно удивляет читателя, и он явно сохранил способность удивлять самого Пушкина. В часто цитируемом письме он писал: Моя Татьяна вышла замуж! Я никогда не должен был думать о ней.
При всех лицемерных попытках политиков и идеологов привлечь Пушкина на свою сторону всегда находилось немало людей, которые чувствовали, что Пушкин воплощает в себе что-то глубоко ценное; это что-то, может быть, лучше всего определить как благодать, и ни одно из произведений Пушкина не проникнуто этой благодатью больше, чем Евгений Онегин . В речи в петроградском Доме литераторов в 1921 году, на восемьдесят четвертую годовщину смерти Пушкина, поэт Владислав Ходасевич (который вскоре должен был эмигрировать) говорил о том, как скоро затмит пушкинское солнце. Он кончил: наше желание сделать день смерти Пушкина днем ​​всеобщей памяти вызвано, я думаю, отчасти тем же предчувствием: мы сговариваемся о том, как звать друг друга, каким именем окликать друг друга. другой в надвигающейся темноте.

Возвращение в Болдино, Осень 1833

Тоскливое время, очарование глаз.
Пушкин, Осень, 1833

Вторая осень Пушкина в Болдино была еще более плодотворной, чем его пребывание там осенью 1830 года, незадолго до женитьбы. Во время этого второго пребывания он не только закончил второй набросок « Пугачева », но и написал «Анджело» (поэма-повествование, перегнанная из Шекспира Мера за меру ), две стихотворные сказки и два своих шедевра, Медный всадник, Пиковая дама .
К счастью, этой осенью у нас есть несколько рассказов о Пушкине с разных точек зрения. Имеем сообщение правительственного осведомителя: Означенный Пушкин <...> во все время своего пребывания занимался исключительно одним только сочинением [sic], никого из соседей не посещал и никого не принимал. Из письма к жене мы можем увидеть Пушкина таким, каким, по его мнению, видели его соседи:

Медный всадник. Выступление Дженни Антилл

Для этого слайд-шоу требуется JavaScript.

Историческое общество Литл-Уолдингфилда было радо приветствовать нашего очень известного члена окружного совета Дженни Антилл, чтобы она поговорила с нами об истории Санкт-Петербурга, отраженной в двух знаковых произведениях искусства: бронзовой статуе Петра (Алексеевича Романова) на Сенатской площади и в стихотворение о статуе Александра Пушкина, русского Шекспира 19 века.

Как и ожидалось, более тридцати с лишним зрителей были очарованы ее рассказом об истории этого великого города в ее обширном и богато иллюстрированном выступлении, которое она начала с чтения предисловия к поэме Пушкина:

берег,

Он стоял – в уме его растут великие мысли –

И глядел вдаль. Северная река

Мчалась по своему широкому течению перед ним;

Один скромный катер разрезал серебро волн.

На берегах мхов и мокрой травы

Черные хижины были усеяны там случайно –

Жилище несчастного Финна;

Неведомый лучам лес

Тусклого солнца, облаками уложенными,

Гудело все вокруг. И подумал он так:

‘Швед отсюда испугается;

Здесь будет построен великий город

Назло нашим тщеславным соседям.

Отсюда Природой нам суждено

Прорубить дверь в Европу настежь,

Ступить крепкой ногой по водам.

Здесь новыми для них морскими путями,

К нам придут корабли всех флагов –

И на всех морях откроется наш великий пир».0072

Прошла эпоха, и юная твердыня,

Очарование и зрелище северных народов,

Из темных лесов и болотных холодов,

. Встала гордая и драгоценная.

Где когда-то финский рыбак,

Грустный пасынок Мира, одинокий,

Низкими берегами и песком,

Брошенный, в воду неведомый0072

Его древняя сеть, теперь на месте,

Вдоль полных людей берегов,

Скопление высоких и изящных масс

Замков и дворцов; и паруса

Спешите толпой к богатым пристаням

Со всех земель наша планета повелевает;

Нева-река одета камнями;

Мосты гордо висят над водами;

Обильно покрыты ее острова

Темно-зелеными садами великолепными замками…

Как прокомментировала Женя, это романтизированная история основания города Санкт-Петербурга в 1703 году при Петре Великом. стоя на берегу реки Невы, задумывая идею города, который будет угрожать шведам и откроет окно в Европу. Стихотворение описывает местность как почти необитаемую; Питер может видеть только одну лодку и горстку темных домов, населенных финскими крестьянами. Впоследствии Санкт-Петербург был построен на территории, недавно отвоеванной у Швеции в ходе Северной войны. Это место было выбрано потому, что оно давало России угол доступа к Балтийскому морю, Атлантике и Европе.

Затем она описала человека позади Царя. Родившийся в июне 1672 года, он был ростом 6 футов 7 дюймов с маленькой головой, страдал конвульсиями, вероятно, от эпилепсии; он был садистом и жестоким, с огромной энергией и плохими манерами, но обладал навыками во всех видах ремесла, включая столярное дело, каменную кладку, печать, кузнечное дело и даже стоматологию. Его детство было, мягко говоря, необычным. В возрасте всего трех лет, когда умер его отец, царь Алексей, сводный брат Петра Федор III царствовал в течение семи лет до своей смерти, когда произошел переворот сводной сестры Петра Софьи Алексеевны, которая стала регентом. Петр не воспринял для Федора угрозы и получил личного репетитора Никиту Зотова, впоследствии ставшего стойким собутыльником.

Во время переворота стрельцы — элитная вооруженная гвардия, впервые созданная Иваном Грозным, — убили многих ближайших родственников Петра, а также собственного командира и бывшего главного министра его отца. Петр был назначен младшим соправителем вместе со своим умственно отсталым двенадцатилетним сводным братом Иваном; Намерение Софьи состояло в том, чтобы держать его в тени, чтобы он не стал взрослым царем. Его формальное образование было прекращено, и Петр якобы для собственной безопасности содержался в отдаленном охотничьем домике на реке Яузе вместе с матерью Натальей и сестрами; Образование Петра было теперь полностью в его собственных руках, за которые он ухватился всем сердцем.

Сначала нам сказали, что ему нравилось бродить по улицам Немецкой Слободы, иностранного или немого квартала, где Петр приобрел свое очарование и мастерство во всех формах мастерства. Во-вторых, его детские игры с игрушечными солдатиками превратились из простого обучения мальчиков в имитационные сражения со значительным количеством друзей детства, обучение в составе настоящих полков, иногда неся настоящие потери и знакомя его с фортификацией и артиллерией, а также с пехотными приемами. В-третьих, у Петра появилось увлечение парусным спортом, оказавшее глубокое влияние и породившее пожизненное стремление приблизиться к Западной Европе и получить надлежащий доступ к Балтийскому морю.

Петр постепенно врос в роль истинного царя, а поскольку Софья хотела стать царицей, она попыталась спровоцировать стрельцов на новое восстание. Когда большинство стрелецких отрядов покинули центр Москвы, чтобы отправиться туда, где жил Петр, Софья попросила Петра присоединиться к ней в Кремле; он отказался, и вскоре ее арестовали и заставили уйти в Новодевичий монастырь. Петр не мог получить контроль над русскими делами, так как власть принадлежала его матери Наталье, но когда она умерла в 169 г.4 он стал независимым государем, став единоличным правителем, когда его брат Иван умер в 1696 году.

Петр провел широкомасштабные реформы, чтобы модернизировать Россию, реорганизовав армию в соответствии с современными принципами, мечтая превратить Россию в морскую державу. Как уже отмечалось, он стремился получить больше морских портов; поскольку единственным морским выходом в то время было Белое море в Архангельске, Балтийское море контролировалось Швецией на севере, а Черное и Каспийское моря контролировались Османской и Сефевидской империями на юге. Он попытался взять под свой контроль Черное море, начав войну против крымского хана и османского султана летом 169 г.5 его первоочередной задачей был захват крепости Азов у ​​реки Дон, но его попытки закончились неудачей. Он вернулся в Москву в ноябре, чтобы начать строительство большого флота, направив 30 кораблей против османов в 1696 году и захватив Азов позже в том же году; в сентябре 1698 г. Петр официально основал первую русскую военно-морскую базу в Танганроге.

В 1697 году Петр инкогнито отправился в Европу в 18-месячном путешествии, пытаясь, но безуспешно, заручиться поддержкой своих действий против Османской империи. Однако во время посещения Нидерландов он многое узнал о жизни в Западной Европе, получив практический опыт на крупнейшей в мире верфи, принадлежащей Голландской Ост-Индской компании, в течение четырех месяцев и помогая в строительстве Ост-Индианского корабля. специально заложенные для него – Петропавловские. В Англии он встретился с королем Вильгельмом III, посетил Гринвич и Оксфорд, был нарисован сэром Годфри Кнеллером и посетил смотр флота Королевского флота в Дептфорде; он также поехал в Манчестер, чтобы изучить методы городского строительства, которые он позже с большим успехом применил в Санкт-Петербурге. Визит был прерван в начале 169 г.8 из-за восстания стрельцов, хотя оно было подавлено до того, как он вернулся домой; только один из царских войск был убит, но Петр действовал типично безжалостно, пытая и казнив 1200 мятежников и приказав публично выставить их тела в назидание другим.

Петр был впечатлен европейскими обычаями и впоследствии приказал всем своим придворным и чиновникам снять длинные бороды и носить западную одежду; он также пытался положить конец практике браков по договоренности, поскольку считал это варварством и приводило к домашнему насилию. Он заключил временный мир с Османской империей, что позволило ему сохранить контроль над Азовским фортом, и стремился получить контроль над Балтийским морем, захваченным Шведской империей пятьдесят лет назад. После многочисленных успехов и неудач Петр в 1703 году основал свой великий новый город Санкт-Петербург, ныне второй по величине в России, на совершенно непригодной болотистой местности, подверженной частым наводнениям, в устье реки Невы в Финском заливе. Он заменил захваченную шведскую крепость Ниеншанц и заменил ее собственной Петропавловской крепостью, ближе к лиману и примерно в 5 км вглубь от залива.

Петр умер в феврале 1725 г., не назвав преемника, и ему наследовала Екатерина I, представлявшая интересы «новых людей»; очевидно, у нее не было реальных претензий на трон, но она оказалась в нужном месте в нужное время.

Десятилетия спустя Екатерина II, позже известная как Екатерина Великая, немецкая принцесса, вышедшая замуж за представителя рода Романовых, стремилась соединиться с Петром Великим, чтобы обрести легитимность в глазах своего народа, и в результате добилась своего положения. дворцового переворота без каких-либо законных притязаний на престол. Для этого она приказала соорудить конную статую Петра с надписью «Екатерина Вторая — Петру Первому, 1782 г.», выражая свое восхищение своей предшественницей и собственное видение своего места в ряду великих русских правителей. .

Как заметила Дженни, отливка статуи началась в 1775 году, но в какой-то момент форма лопнула, выпустив расплавленную бронзу, которая вызвала несколько пожаров. После переплавки и переплавки статуя была наконец закончена; На создание Медного всадника, включая пьедестал, лошадь и всадника, ушло двенадцать лет. Для пьедестала использовался огромный валун, известный как Громовой камень; он весил около 1500 тонн, и поэтому скульптор Фальконе хотел придать ему форму на месте. Екатерина приказала переместить его, прежде чем резать, поэтому, возможно, самый большой камень, когда-либо перемещенный человеком, должен был быть перевезен на четыре мили по суше из болота в Финляндии на ожидающую баржу. После обработки камень весил ок. 1250 тонн, высота около 7 метров, высота статуи еще 6 метров.

Затем Дженни рассказала нам о поэме Пушкина, о конной статуе в Санкт-Петербурге и о великом наводнении 1824 года, написанной в 1833 году, но полностью опубликованной только после его смерти. «Медный всадник», широко признанный его самой успешной повествовательной поэмой, оказал неизгладимое влияние на русскую литературу, является одним из самых влиятельных произведений в русской литературе и одной из причин, по которой Пушкина часто называют основоположником современной русской литературы.

Так он мечтал. И великая грусть

Обняла его душу в ту ночь,

Пожелал он, чтобы поменьше плача ветра было,

Дождь стеснил окна — не так туго.

Наконец закрылись его сонные глаза…

И вот уже ночь сереет –

Та ночь, такая противная и угрюмая,

90 –1 бледный день

Ужасный день! Ночью

Нева стремилась к морю на бури

Но, проиграв все свои великие битвы,

Река прекратила бесполезную борьбу… гордая,

Стояли люди в тесноте

И видели высокие и слышали громкие

Горы лютые воды принесли.

Но силою воздушного дыханья

Загородила от залива широкая Нева

Вернулась — гневная и бурлящая —

И затопили острова, ближние и дальние;

Погода стала жестокой,

Нева – пухлее и брутальнее,

Словно в чайнике вскипело и закипело,

И казалось тогда, дикой тварью, 0017

Прыгнул по городу. А пред ним,

Все убежало с его прямого пути,

И все там опустело; сразу.

Налетели воды в подвалы,

И поднялись к забору каналов –

И, как Тритон, Петрополь

По пояс в воде утонул.

Осада и штурм!

Злые воды

Швырять в окна, как бойни.

Сумасшедшие лодки гребут в стакан.

Стойла находятся под сырой массой.

Обломки хижин, бревна, куски крыш,

Запасы протектора, благоприятные, грозовая,

Гробы с кладбищ – плавучие,

По улицам!

Население

Видит великий гнев Божий и ждет смерти.

Все разрушено: хлеб и жилище.

А как жить?

Государь, блаженный,

Царь Александр, по-хорошему,

Еще правил Россией в тот год, страшный,

И с балкона он, грустный

И побледнел, сказал: «Ни’ер божьей природы

Любым царям покориться».

И в мыслях посмотрел на злых

Своими полными глубокой печали глазами.

Улицы превратились в быстрые реки,

Бегущие к сделанным озерам, темным и тяжким,

Дворец был островом, печальным,

Который навис над почерневшей водой.

DERVER TSAR — От конец до конца,

по самым коротким улицам и самым длинным,

на маршрутах опасности над волнами,

. Его генеральные маршрути Чтобы сохранить рисунок и напряг

На улицах и в домах-могилах.

Дженни продолжала свое русское повествование вплоть до времен Ленина, но, кажется, это хорошее место, чтобы закончить обзор; публика была очарована проявлением силы Дженни, и мы с нетерпением ждем ее возвращения с еще одной захватывающей историей о том, что происходит в России.

 

Наше следующее мероприятие состоится 21 сентября в 7:30 в приходской комнате, когда Роджер Грин порадует нас своим выступлением на тему «Преподобный Генри Уоттс Уилкинсон — викторианская мелодрама». Преподобный Уилкинсон был священником Садбери с 1807 по 1851 год, и Роджер расскажет любопытную историю о своей старшей дочери, которая считалась неспособной вести собственную жизнь, но оставила значительную сумму денег. Несмотря на четырех (мужчин!) опекунов, обездоленный двоюродный брат похитил ее и увел, чтобы жениться на ней! Приходите, чтобы услышать все захватывающее повествование о давно минувших временах и обычаях.

Мы с нетерпением ждем возможности приветствовать новых и старых гостей в Приходской комнате для проведения самого увлекательного вечернего развлечения, а между тем мы будем распространять нашу программу мероприятий на 2016/17 год и заявку на членство среди членов и домов. в Литтл Уолдингфилд.

 

 

Нравится:

Нравится Загрузка…

Эта запись была опубликована 26 июня 2016 года в 13:10 и размещена в разделе LWHS, Устная/Социальная история, Презентации с тегами Бронза, Великий, Всадник, Нева, Питер, Петербург, Пушкин, Россия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *