Вспомни и допиши второго героя басни крылова: Вспомни и допиши второго героя басни И. А. Крылова. 1) Слон и ….; 2) Кот…

Содержание

Задания по теме «ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XIII ВЕКА»

Из рабочей тетради по литературе

6 класс

ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XIII ВЕКА

Часть А. Обведи букву, под которой дан верный ответ.

А1 Какой жанр художественной литературы имеет следующее определение: «Краткий иносказательный рассказ поучительного характера. Действующими лицами… часто выступают животные, предметы, в которых проявляются человеческие качества»?

а сказка; б басня; в загадка; г пословица.

А2 С чьим именем связывается возникновение басни как жанра литературы?

а Эзоп; б Гораций; в Лафонтен; г Иван Андреевич Крылов.

А3 Чьи басни в нашей стране стали вершиной в развитии этого жанра?

а Александра Петровича Сумарокова; б Ивана Ивановича Хемницера; в Ивана Ивановича Дмитриева; г Ивана Андреевича Крылова.

А4 Кто занимался воспитанием будущего баснописца И.А. Крылова?

а мать; б бабушка; в няня; г гувернер.

А5 В басне И.А. Крылова «Листы и Корни» есть строки:

А6 Что означает слово «зефиры» в данном контексте?

а род пастилы; б птицы; в теплые летние ветры;

г тонкая хлопчатобумажная ткань.

Часть Б. Выполни задания.

Б1. Что означает выражение «эзопов язык»? Что такое аллегория? Соотнеси название животных, приведенных в левой колонке, с достоинствами или недостатками человеческого рода, приписываемыми животным и указанными в правой колонке.

Животное

Человеческое качество

1

Осел

А

Беззащитность

2

Свинья

Б

Невежество

3

Лисица

В

Глупость

4

Волк

Г

Хитрость

5

Слон

Д

Злость, бессердечие

6

Стрекоза

Е

Трудолюбие

7

Ягненок

Ж

Толстокожесть, неповоротливость

8

Муравей

З

Легкомыслие

Эзопов язык – это ____________________________________________

Аллегория – это ______________________________________________

Ответы запиши в таблицу.

1

2

3

4

5

6

7

8

Б2. Вспомни и допиши второго героя басни И.А. Крылова.

1) Слон и ____________;

2) Кот и _____________;

3) Ягненок и _________;

4) Соловей и _________;

5) Ворона и __________;

6) Стрекоза и ________;

7) Петух и ___________;

8) Мышь и __________;

9) Журавль и ________;

10) Голубь и _________.

Б3. Викторина. Вспомни и напиши, кто из персонажей басен И.А. Крылова…

1) «От Ларчика отстал и, как открыть его, никак не догадался».

Это __________________.

2) «внимая Соловью, пастушке улыбался». Это ___________________.

3) «слушает да ест». Это ___________________.

4) «хвалит Петуха». Это ___________________.

5) «лает на Слона». Это ___________________.

Б4. Прочитай басню. Ты заметил(а), что ее герои «перемешаны»? Определи, из каких четырех басен И.А. Крылова они взяты.

Ответ:

1) _________________________________________;

2) _________________________________________;

3) _________________________________________;

4) _________________________________________.

Часть В. Подготовь устный ответ в виде связного текста на один из предложенных вопросов.

  1. Какие пороки человека высмеивает И.А. Крылов в своих баснях?

  2. Как ты понимаешь слова: «А ларчик просто открывался», взятые из басни И. А. Крылова «Ларчик»?

  3. Как ты понимаешь слова: «Избави Бог и нас от этаких судей», взятые из басни И.А. Крылова «Осел и Соловей»?

Проверочная работа по теме «Басни»

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА

Тема: «Басни»

I вариант

БАСНИ И.А.КРЫЛОВА «ЛИСИЦА И ВИНОГРАД», ЭЗОПА «ЛИСИЦА И ВИНОГРАД»

  1. Где возникли басни?

 Древняя Русь  Древняя Греция  Древняя Индия

  1. Что такое басня?

 рассказ о животных  нравоучительный рассказ  весёлое повествование

  1. Как называли свою героиню каждый из баснописцев? Соедини стрелками.

кума Лиса

Крылов

Лисица

Эзоп

  1. Допиши предложение.

Иван Андреевич Крылов – русский баснописец, а Эзоп _______________________________________.

  1. Вспомни и запиши фамилии баснописцев.

  1. ___________________________________ 2. _____________________________________

  1. ___________________________________ 4. _____________________________________

6. Сравни басни Эзопа и Крылова. Заполни таблицу.

Фамилия баснописца

Заголовок

Герои

Форма

Эзоп

Крылов

БАСНЯ И. А.КРЫЛОВА «ВОРОНА И ЛИСИЦА»

  1. Укажи стрелкой, кого из героев так называет баснописец?

Светик

Лисица

Вещунья

Плутовка

Ворона

Голубушка

  1. Прочитай мораль басни. Подчеркни нравоучение (поучение).

Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна;

но только всё не впрок,

И с сердце льстец всегда отыщет уголок.

  1. Впиши в таблицу слова-действия Вороны и Лисицы.

Героиня басни

Действия

Ворона

взгромоздясь,

Лисица

близёхонько бежала,

  1. Впиши пропущенные слова. А каких словах Лисицы слышится лесть? Подчеркни.

«Голубушка, как хороша!

Ну что _________________, что _________________!

Рассказывать, так, право, ___________________________!

Какие __________________, какой ________________!

И, верно, _________________________________________

Быть должен ___________________________________!

Спой, __________________________, не стыдись!

Что, ежели, сестрица,

При _____________________________________________

И петь ты _______________________ —

Ведь ты б у нас была ______________________________!»

  1. Подбери и запиши синонимы к словам и выражениям.

Пленить — _______________________________________________________________________

Ангельский голосок — _____________________________________________________________

Дыханье спёрло — ________________________________________________________________

Каркнула во всё воронье горло — ____________________________________________________

БАСНЯ ЭЗОПА «ВОРОН И ДИСИЦА»

  1. В обеих баснях лисицы хвалят ворона и ворону. Зачем они это делают?

 чтобы сделать им приятное  чтобы показать их ум и красоту  чтобы обмануть их

  1. Есть такой фразеологический оборот — «считать ворон». Когда так говорят?

 когда ловят птиц  когда люди не слышат, что им говорят  когда просто мечтают

  1. Какой совет в басне Лисица дает Ворону? Впиши пропущенные слова.

Эх, _____________________________, кабы у тебя ещё и _____________________________ был, — ничего бы тебе больше и не потребовалось, чтоб ________________________________.

  1. Сравни тексты басен. Заполни таблицу.

Автор и зоголовок

Имена героев

Мораль

Эзоп

«Ворон и Лисица»

И. А.Крылов

«Ворона и Лисица»

БАСНИ И.А.КРЫЛОВА «КРЕСТЬЯНИН И РАБОТНИК», «ВОЛК И ЯГНЁНОК»

  1. Впиши пропущенные слова? Подчеркни диалог Крестьянина и Работника.

Прошла беда; Крестьянин ___________________________,

И он же Батрака ___________________________________.

______________________ бедный мой Степан.

«Помилуй, — _____________________, за что?»

— «За что, болван!

Чему _______________________ сдуру?

Знай колет: всю ___________________________ шкуру!»

  1. Прочитай отрывок басни. Что это? Запиши.

Когда у вас беда над головой,

То рады мы тогда молиться,

Кто вздумает за нас вступиться;

Но только с плеч беда долой,

То избавителю от нас же часто худо:

Всё взапуски его ценят,

И если он у вс не виноват,

Так это чудо!

______________________________________________________________________________________

  1. Какими ты представляешь героев басни «Крестьянин и Работник»?

Герой басни

Характеристика героя

Крестьянин

Работник

  1. Каким показан Волк в басне «Волк и Ягнёнок»?

 добрым и веждивым  грубым и наглым  сильным и честным

  1. Запиши мораль басни «Волк и Ягнёнок».

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Объясни выражение «Все взапуски его ценят». ________________________________________

_________________________________________________________________________________________

  1. Что такое мораль?

Мораль – это _____________________________________________________________________________

  1. Сформулируй и запиши мораль басни А.Е.Измайлова «Филин и Чиж».

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Запиши автора и название басни.

«Когда светлейший Волк позволит,

Осмелюсь я донесть: что ниже по ручью

От Светлости его шагов я на сто пью;

И гневаться напрасно он изволит:

Питья мутить ему никак я не могу».

_____________________________________________________________________________________

  1. Определи положительных и отрицательных героев басен. Заполни таблицу.

Название басни

(фамилия автора, заголовок)

Положительные герои

Отрицательные герои

Эзоп «Ворон и Лисица»

И.А.Крылов «Ворона и лисица»

И.А.Крылов «Крестьянин и Работник»

И. А.Крылов «Волк и Ягнёнок»

А.Е.Измайлов «Филин и Чиж»

  1. Составь модель обложки любой понравившейся тебе басни.


35. Кроссворд «Басни и баснописцы».

1



  1. Герой басни Эзопа.


  1. Часть басни.


  1. Поучение в басне.


  1. Героиня басни И.А. Крылова.

2

  1. Первый баснописец.

3









4




5





  1. К каким басням сделаны эти рисунки?

Заявлений с выражением демьяновского уха.

Многие из нас связывают название нашего блога и фамилию Демьян с литературным героем басни Крылова « Демьяновское ухо «. Давайте вместе помнить, чтить и комментировать:

УХО ДЕМЬЯНОВА. Басня И.А. Крылова

«Соседка, свет мой!
Пожалуйста, кушай.»
«Сосед, мне надоело.» — «Не надо
Еще одна тарелка; Слушай:
Ушица, ей-ей-ей, приготовленная на славу!» —
«Я съел три тарелки.» — «А, полный, что за баллы:
Хоть бы охота стала,
И тогда на здоровье: съешь до дна!
Какое ухо! Да какая жирная
Будто она янтарем покрыта.
Веселись, маленький друг!
Вот лещ, потроха, вот кусок стерляди!
Еще одна ложка! Поклонись, жена!»
Так сосед Демьян потчевал соседа Фоку
И не давал ему ни отдыха, ни времени;
И пот катился с Фоки давно.0009 Собирается из последних сил
И все чистит. «Вот друг, которого я люблю! — закричал
Демьян. — Но я терпеть не могу наглых людей.
Ну, съешь еще тарелку, мой дорогой!»

Вот мой бедный Фока,
Как ни любил он ухо, но от такой напасти,
Схватив в охапку
Кушак и шляпу
Спешить домой без памяти —
И с тех пор ни ногой до Демьяна .
Писатель, счастлив ты, раз у тебя есть прямой дар;
Но если ты не умеешь вовремя молчать
И не щадишь ближних ушей,
То знай, что от твоей прозы и стихов
Вся демьянова щи будет тошнотворней.

Автор сделал акцент на отрицательном значении басни. А Демьян стал отрицательным героем басни. Но все в мире относительно! Давайте вместе разберем текущую и часто повторяющуюся ситуацию с угощением гостей, а также перенесем ее на другие случаи жизни.

Все мы знаем поговорку: «Не красная изба углами, а красная пирожками». Она говорит, что дом хорош, прежде всего, не видом, а гостеприимством хозяев и пирогами! И это действительно так! Демьян не со злобы, а со всей своей добротой и желанием угодить, потчевал своего приятеля, зная, что тот любит уху (вероятно, не раз этим хвастался!). Но некоторые из нас забывают, что во всем нужна золотая середина.

Или выходит другая истина: «Н не делай добра, когда тебя об этом не просят.». Не перекармливайте гостей своим гостеприимством и гостеприимством! Разве что вы целенаправленно хотите испортить фигуру своей девушке и втайне желаете своим гостям всевозможных страданий от несварения в желудке, утешая себя мыслью: «Все у вас хорошо!». И самолюбие у тебя как-то лучше, по сравнению с бедами других людей!

А тот Фока — совсем безвольный герой, не умеющий отказывать. Как часто в жизни мы боимся не быть благодарными в ущерб себе? Не стесняйтесь сказать «НЕТ». Вы должны отстаивать свои интересы, доказывать свою правоту, не бояться твердо высказывать свою точку зрения и действовать соразмерно ей. Боязнь быть невежливым, непонятым иногда приводит к печальным последствиям, и Фока может быть тому примером. Научитесь говорить себе «НЕТ». Помните, что не все ваши слабости нужно удовлетворять. Уметь принимать решения. Подумайте о последствиях и пользе, которые принесет то или иное решение!

А может, сам Фока виноват в том, что Демьян насильно накормил его ухой. Создаем ли мы себе трудные и опасные ситуации в жизни? А может, уже стоит подумать о своем образе поведения и жизненном сценарии, и если вы часто попадаете в неприятности, как можно скорее изменить его?

Убираемся Уха Демьяновой Примем на вооружение «Демьяновскую науку»! И пусть она многому нас научит.

Оказывается есть Рецепт Демьяновой ухи!

Вспомните строки из басни: «Какая уха! Да какая жирная: Будто она янтарем покрыта… Вот лещ, потроха, вот кусок стерляди!»

Однако мало кто знает, почему эта уха была такой жирной и о каких потрохах идет речь. Дело в том, что морковь измельчали ​​на терке, обжаривали, постоянно помешивая, с маслом, а потом масло отжимали через салфетку. Это масло, окрашенное морковным каротином в янтарный цвет, добавлялось в уху. Потроха – это печень налима или другой рыбы, которую отдельно отварили в небольшом количестве бульона (залили) с добавлением лимонного сока и положили в уху. Бульон из одной стерляди или другой осетровой рыбы имеет слабый вкус, и поэтому его варят с другой рыбой. Итак, в казан кладут морковь, лук, петрушку, варят 10-15 минут, закладывают выпотрошенную рыбку, солят и варят 15-20 минут. Бульон процеживается, в него кладут кусочки стерляди, кипятят 5-10 минут, добавляют кусочки леща и варят еще 5-10 минут. Перед подачей положить в уху подготовленное масло, печень налима вместе с бульоном, в котором она тушилась. Подается с лимоном.

На 4 порции: мелкая рыба — 1 кг, лещ — 500 г, осетр — 600 — 700 г, судак — 300 г, масло сливочное — 50 г, морковь — 50 г, специи, соль. Для бульона: лук, морковь, петрушка.

Приветствуется и разрешается перепечатка и распространение материалов сайта при условии указания их авторства и неизменном тексте, со ссылкой на наш сайт. И ссылка должна быть рабочей!

Волков А. М. «Демьяново ухо»

Дома ешь что хочешь, в гостях — что скажут.

Пословица

Учебная басня И. А. Крылова «Демьяново ухо» (1813 г.) представляет собой великолепную лепную сценку из русской жизни. В этой басне ярко проявился талант юмориста, мастера живого диалога. В шуточной форме здесь представлено русское гостеприимство. В конце дается нравоучительное и дидактическое нравственное поучение, смысл которого сужает понимание всей басни, сводя ее к описанию творчества писателя:

Писатель, счастлив ты, раз имеешь прямой дар;

Но если молчать не умеешь,

И ближнего уха не жалеешь,

Тогда знай, что от тебя проза и поэзия

Все демьяновы супы будут тошнотворнее.

«Его нравственность нельзя исчерпать только осуждением тщеславия писателя, который мучает окружающих чтением своих произведений. Образы басни, смысл ее сюжета позволяют сделать более широкий вывод, использовать ее для осмеяния назойливости, злоупотребления правом гостеприимства и дружбы и т. д.», — писал исследователь творчества Ивана Андреевича Крылова Н. Л. Степанов (« Мастерство Крылова-баснописец», 1956). С этим рассуждением нельзя не согласиться. Любопытно также, что в самой морали словосочетание

демьяновское ухо (состоящее из существительного и прилагательного, обозначающее только принадлежность) уже приобретает переносное значение, что является залогом превращения его во фразеологизм, который, по сути, , был заложен самим гениальным баснописцем. Действительно, толковые и фразеологические словари рассматривают это словосочетание как фразеологизм, неразрывно связанный с именем Ивана Андреевича Крылова, у которого фразеологизмами стали три имени басен: «Тришкин кафтан», «Лебедь, Рак и Щука» и «Демьяново ухо». . Случай нечастый и потому замечательный!

Нет данных о времени написания басни. Известно только, что И. А. Крылов работал над ней в период с марта 1811 по июнь 1813 г. Разрешение цензуры было получено 23 июня 1813 г. Впервые басня была напечатана в «Чтении» в «Беседе любителей русского слова» (книга XI, 1813 г.). Затем она была опубликована в 1815, 1819, 1825, 1830, 1834, 1843 годах. Окончательный текст басни был установлен в 1843 году. Вот тогда и приходится сожалеть, что не сохранились черные варианты басни, по которым она бы можно проследить этапы кропотливой работы баснописца.

«Готовясь к публичным чтениям, они попросили его [Крылова] прочесть одну из своих новых басен, бывших тогда лакомством всякого литературного застолья и угощения. Он обещал; но он не явился на предварительное чтение, а явился на Беседа во время самого чтения и довольно поздно. Они читали какую-то очень длинную пьесу; он сел за стол. Председатель кафедры А. С. Хвостов, сидевший напротив него за столом, вполголоса спрашивает его: «Иван Андреевич, что, принес?» — «Я принес». — «Пожалуйста мне.» — «Всё, после». Чтение продолжалось, публика устала, стала скучать, многих охватила зевота. Наконец закончил пьесу. Тогда Иван Андреевич сунул руку в карман, вытащил скомканную бумажку и начал: «Ухо Демьяна». Содержание басни удивительно соответствовало обстоятельствам, и было адаптировано так ловко, так между прочим, что публика громким смехом от всей души вознаградила автора за басню, которой он отплатил ей за скуку и развеселил ее. очарованием его истории.

Однако смысл басни шире, чем он сформулирован в итоговой морали. Сказка быстро стала популярной. В «Словаре церковнославянского и русского языка» (1847 г.) словарная статья для существительного ухо иллюстрируется примером из этой басни, которая тогда была очень редкой (как правило, иллюстрации брались из церковных книг или вовсе отсутствовали: словарь 1847 г. впервые (!) привел иллюстрации из художественной литературы).

Здесь уместно вспомнить полемику теоретиков жанра басни: обсуждался вопрос, нужно ли читателям знать, по какому конкретно поводу написана басня и кого она лично разоблачает, критика «по лицам» или «по позициям» .

И. А. Крылов в полемику не вступал. Эта басня наглядно показывает, кто был прав в споре: сейчас только литературоведы помнят конкретного адресата. Современники считали, что басня направлена ​​прямо против графомана-графомана А.С. Хвостова, автора «зубастых» зайцев, «плечистой» змеи и «кричащей» щуки.

Басня оригинальная, построена на фольклорном материале. Именно в ней проявляется глубокое знание народного быта: славится на весь мир русское гостеприимство — это тема басни. Источником басни были, по-видимому, русские пословицы и поговорки, в которых отражались разные стороны жизни народа, как, например, Кто не посещает, не зовет к себе, тот слывет недобрым; Гость в доме Бог в доме; Хлеб да соль ешь, а в доме хозяина слушай — это про главенствующую роль хозяина. Но поговорки и пословицы типа Прочь, воля не своя; Гость подчиненный; Дома как хотите, а в гостях по заказу; Гость невольный человек

: где посадят, там и сядут (сядут) говорят о «подчиненном» положении гостя. В басне Крылова гостеприимство хозяина доведено до абсурда, нарушен святой принцип гостеприимства, закрепленный в пословицах Это честь гостя, что он будет; Гость получит лучшую честь. Героями басни являются два русских мужика: хозяин и гость.

Известно, что в народной жизни соседству придавалось большое значение, что нашло отражение и в пословицах и поговорках: Ближайший сосед лучше дальних родственников; Хороший сосед лучше брата; Без брата проживу, а без ближнего не проживу; Не покупай двор, купи соседа и др.

До середины басни автор не называет персонажей по именам. Только с 14-й строки выясняются их имена: хозяин — Демьян (дословно — «покоритель, соску») и гость — Фок (дословно — «тюлень», недалёкий человек). Демьян хорошо знает, что «углы избы не красны…», потому и зовет Фоку на ухо.

Кстати, сама уха, наряду со щами, пирогами и кашами, считается самой популярной едой русского народа. По данным В. И. Даля, первоначально уха назывался любой отвар — и рыбный, и мясной. Уху готовили из разных видов рыбы, но особенно ценилась уха из мелкой рыбы. (Рыбка маленькая, а уха сладкая) . В басне подробно описаны ингредиенты ухи: это — лещ , потроха и ломтик стерляди . Слово потроха (во множественном числе) употреблено здесь в значении «часть внутренностей (животного, птицы, рыбы)». В данном случае это рыбные потроха. Стерлядь — название крупной рыбы «с мясом высокого качества». А вот существительное лещ, на наш взгляд, в данном контексте не имеет однозначного толкования. На первый взгляд, это экспрессивная форма существительного лещ :

Вот лещ, потроха, вот кусок стерляди!

Хоть ложку!

Формы шт, ложка позволяют увидеть в слове лещ еще и выразительную форму.

Но, возможно, это не выразительная форма, а нейтральное название рыбы, которую называют лещ или горчица (лат. Rhodeus sericeus amarus ) (см. об этом: Линдберг Г.Ю., Герд А. С. Словарь названий пресноводных рыб СССР. — Л., 1972).

Восхваляя ухо, Демьян использует народное сравнение: янтарное ухо маслянистое ухо; худ рыбный не жирная уха; Рыба жирная уха янтарная . Синтаксическая форма сравнения с объединением как бы указывает на сходный признак предметов, совпадающих по цвету. Видимо, не случайно тот же образ можно встретить в описании ухи великим русским художником И. Е. Репиным, обладавшим недюжинным писательским талантом и умело пользовавшимся народной поэтикой: «Наслаждались стерлядиной ушой, заправленной в янтарь.» («Далеко рядом»).

У второго персонажа, Фоки, всего две строчки:

«Сосед, мне надоело.» — «Не надо, я три тарелки съел».

Наелся — «Сыт досыта». Словарь Российской академии (1806 г.) дает следующий комментарий к этому выражению: б.у. вторые слоги. Исходное значение «надобность, необходимость». Оба ударения были нормативными.

Оживленные разговорные интонации в басне подчеркнуты употреблением вопросительной частицы. что и междометие она-ше-ше которое отмечается в словарях только в форме она-ше в значении «право, истинно, честно, клянусь» и употребляется для убеждения кого-либо в чем-либо.

Уговаривая гостя отведать еще тарелку ухи, Демьян вовлекает в дело другое, хотя и безмолвное, лицо: «Да поклонись, жена!» — особо почетное отношение к гостю выражается поклонами. По В. Далю поклон — «преклонением головы… по обычаю народа, выражать привет кому.», а также «просить, умолять» кого-либо о чем-либо. Этот обычай закреплен и в пословицах и поговорках: Хоть проси, хоть поклонись; Мы много кланяемся, но не умеем говорить .

Так сосед Демьян пожурил соседа Фоку.

Глагол лакомиться (в современной орфографии) И. А. Крылова «угощать» употребляется в форме перезвон в (звонкость групп согласных в результате падения редуцированных — точить) . Это написание является отражением старой нормы, зафиксированной словарями XIX века.

Игнорируя народную мудрость «сытого нечем потчевать», Демьян упорно продолжает угощать:

Веселись, дружище!

развлечь — «пожалуйста, кого-л.»

И тогда на здоровье: ешьте до дна!

Демьян в добром здравии т.е. «на здоровье» лечит Фок. «Хорошие пожелания при обращении с кем-л.» в форме в добром здравии не фиксируется ни словарями 18-19 веков, ни словарями 20 века. И. А. Крылов употребляет его один раз.

фраза не давала ему ни отдыха, ни времени Видимо, восходит к старому обычаю: когда наемный работник заключал договор о работе на определенный срок, то есть «на период», то время отдыха также было оговорено.

«За гостем не следовать» — Демьян забывает это указание, и «бедный Фока», «Схватив в охапку кушак и шляпу, Спешите домой без памяти».

Любопытно отметить, что стремительность действия достигается не употреблением глаголов (как это обычно бывает), а употреблением фразеологизмов: без памяти, т. е. «очень быстро, забыв обо всем в том числе порядочность». См. также: без кушака («ремни») без шляпы (но только хватать — форма настоящего причастия глагола хватать ныне архаичная, употребляется только форма прошедшего времени — хватать).

Симпатии автора явно на стороне «бедного» Фока, хотя, оставаясь верным себе, И. А. Крылов отказывается как от прямого сочувствия, так и от прямого осуждения своих героев: голос автора звучит бесстрастно. Здесь, кстати, следует отметить, что прилагательное бедный употреблено в значении «несчастный», а не в значении социальном (как полагают некоторые исследователи). Комизм ситуации именно в том, что сам Фока добровольно (очень любя слух) поставил себя в такое незавидное положение, которое автор называет несчастье . Семантика этого существительного была достаточно широкой во времена И. А. Крылова. Это не только «беда, беда, горе», но и «опасность», как в данном случае.

Назовем несколько архаизмов, встречающихся в тексте. В частности, в морали мы видим глагол знать в значении «знать», который сохранился в современном русском литературном языке в родственном употреблении: не знаю, не знаю; они не знают, что делают; знать и знать (Если бы я только знал, Если бы я знал . — А. К. Толстой). Прилагательное прямое употреблено в значении «истинный, настоящий, подлинный». Это переносное значение фиксируется словарями 19 века.

Как ни бледно выглядит мораль, но такова была идея автора, который с помощью бытовых жанровых сцен хотел донести свою мысль до сознания современников. Современный читатель понимает басню несколько иначе — шире, но это не только не обедняет ее содержания, а, наоборот, делает ее глубже и многограннее.

Ухо Демьянова рисунок

Басня про ухо Демьянова читать текст онлайн

«Сосед, мой свет!
Пожалуйста, ешь.»
«Сосед, мне надоело.» — «Не надо
Еще одна тарелка; Слушай:
Ушица, ей-ей-ей, приготовленная на славу!» —
«Я съел три тарелки. » — «И полный, что за баллы:
Хоть бы охота стала, —
И тогда на здоровье: съешь до дна!
Какая уха! Да какая жирная;
Как будто янтарем покрылась.
Веселись, дружок!
Вот лещ, потроха, вот кусок стерляди!
Еще одна ложка! Поклонись, жена!»
Так сосед Демьян потчевал соседа Фоку
И не давал ему ни отдыха, ни времени;
И пот катился с Фоки давно. последняя сила
И все чистит.
«Вот друг, которого я люблю! —
закричал Демьян. — Но я терпеть не могу высокомерных людей.
Ну, съешь еще тарелку, милый!»
Вот мой бедный Фока,
Как ни любил он уху, но от такой напасти,
Схватив в охапку
Кушак и шляпу
Спешите домой без памяти —
И с тех пор ни ногой к Демьяну

Ухо Демьянова — Мораль басни Ивана Крылова своими словами, основная мысль и смысл басни

  • Гостеприимство может быть в тягость, если навязать
  • Вы всегда должны иметь возможность использовать слово «нет», если это необходимо.

Анализ басни Демьянова уха, герои

Басня — это небольшая сценка с диалогом. В басне всегда можно увидеть мораль, которую говорит автор, или это могут быть герои. Но мораль не похожа на скучную нотацию и никогда не бывает длинной. Она всегда учит мудро и незаметно.
Гостеприимный человек Демьян видит всю ситуацию целиком и сразу. В его характере можно увидеть настойчивость, одержимость, не знающий меры ни в чем. Фока очень вежлив и терпелив. Зная характеры этих героев, можно прочитать басню по ним, выразительно и с интонацией. Такие авторы, как Крылов и Грибоедов, сумели передать нужный тон. Они прекрасно знали, какой тон голоса, интонация и где нужна.

Вообще, подобрать правильную интонацию — непростая задача. Возьми себе на время Демьян. И ты должен кормить своего друга от всей души, а он в этот момент не хочет. Какие слова вы бы выбрали, каким тоном вы бы их сказали? И как в этот момент поступил Фок?

Если обратить внимание на фразы Демьяна, то мы увидим, как он уговаривает Демьяна. Он использует нежные, вдумчивые слова. Его слова звучат так: «Дорогой маленький друг». Также не забывает хвалить свою еду, звучат ласковые слова. Используется другой тон голоса. Есть и просьба «Ешьте сейчас», и мольба «Хоть бы еще», похвала «Какая жирная».

Теперь узнаем и Фок. Ему тяжело. Во время еды он постоянно вздыхает, часто вытирает пот, смотрит на друга полным взглядом и вскоре встает и уходит из-за стола. После этого он не навещает Демьяна ногой. Сытость осталась надолго.
Что смешного в этой басне? Часто они воспринимают басню: если ты накормил друга чуть ли не до смерти, относись к нему умеренно. Когда применяют ухо Демьянова? Отсюда резюмируем, что все, что нам предлагают, лишнее, мы называем это «демьянова уха». Поэтому название этой басни стало поговоркой.

Народные выражения, пришедшие из басни Демьянова уха

Демьянова уха

Послушать Басню Ивана Крылова Демьянова уха

С сильным всегда виноват бессильный из какой басни. Волк и Ягненок (Сильный всегда бессилен.

..)

У сильного всегда виноват слабый:

Вот почему в истории мы слышим много примеров

Но мы не пишем сказки

А о том, как в баснях говорят…

Ягненок в жаркий день пошел к ручью напиться:

И на беду

Что рядом с теми местами бродил голодный волк.

Барашка видит, к добыче стремится;

Но, чтобы придать делу законный вид и смысл,

Кричать: «Как ты смеешь, наглец, с нечистым рылом

Вот мой чистый мутный напиток

С песком и илом?

За такую ​​наглость

Я оторву тебе голову.»

Я не могу заставить его пить». —

«Вот почему я вру!

Отходы! Слышали ли вы на свете такую ​​наглость!

Да я помню, что вы еще прошлым летом

Я тут как-то нагрубил;

Я этого не забыл, приятель!

«Помилуй, мне еще и года нет» —

Ягненок говорит «Так это был твой брат» —

«У меня нет братьев. » — «Так это кум.

И, одним словом, кто-то из вашей семьи.

Вы сами, ваши собаки и ваши пастухи,

Вы все хотите меня плохо

И если можете, то всегда вреди мне

Но я примирюсь с тобой за свои грехи

«Ой, в чем я виноват?» — «Заткнись! Я устал слушать.

Свободное время, чтобы разобраться с твоей виной, щенок!

Это ты виноват, что я хочу есть.»

Сказал он и потащил Барашка в темный лес.

Мораль басни «Волк и ягненок»

История начинается с морали:

«Сильные всегда винят слабых»

Крылов с присущей ему легкостью громко заявляет, что при столкновении сильной и слабой стороны виновата последняя. каким бы вежливым и обходительным он ни казался?Как защитить себя перед голодным волком?

Разбор басни «Волк и ягненок»

Произведение «Волк и ягненок» — одна из немногих басен, в которых главные герои одинаково важны.

Волк олицетворяет людей, обладающих властью, понимающих собственную безнаказанность, пользующихся своим положением, пренебрегающих правилами приличия.

Волк, проявляя грубость и злость по отношению к Барашку, называет его «наглым, нечистым рылом». Остановить Силу сложно, ведь таким, как Волк, не нужно ни перед кем оправдываться.

Он показывает наглость и бесстыдство, всю свою сущность одним лишь выражением: «Ты виноват в том, что я хочу есть».

Беззащитный Агнец олицетворяет беззаконие простого народа вообще и человека в частности.

Учитывая свое безвыходное положение, Агнец пытается смягчить гнев Волка мягкостью речи и гибкостью разговора. Хотя с самого начала прекрасно осознает свою слабость и бессилие.

Обращаясь к Волку как к благородному человеку со словами:

«Когда светлейший Волк позволит,

Осмелюсь передать, что вниз по течению

От Власти его шагов Я пью сотню;

И напрасно он соизволит рассердиться:

Я не могу ему выпить»,

в разговоре, не отвечая, нарушает уважение.

Иван Крылов в басне «Волк и ягненок» продолжает высмеивать человеческие пороки, которые необходимо искоренить.

Остается только восхищаться умением автора кратко и резко намекнуть самым сильным мира сего, насколько унизительно, бесчеловечно их поведение.

Басня «Волк и ягненок» — крылатые выражения

  • Ты виноват, что я хочу есть
  • Сильные всегда винят бессильных

Волк и ягненок — одна из самых любимых детьми басен Крылова, ярко и с юмором описывающая, как сильный всегда виноват в сильном…

Басню про Волка и Ягненка читать

С сильным всегда виноват слабый:
Вот почему в истории мы слышим много примеров
Но мы не пишем сказки
А о том как говорят в небылицы…

Овечка в жаркий день пошла к ручью напиться:
И на беду
Что близ тех мест бродил голодный волк.
Барашка видит, к добыче стремится;
Но, чтобы придать делу законный вид и смысл,
Кричать: «Как ты смеешь, наглец, с нечистым рылом
Вот мой чистый мутный напиток
С песком и илом?
За такую ​​наглость
Я тебе голову оторву».
«Когда светлейший Волк позволит,
Осмелюсь донести, что вниз по течению
От Власти шагов его я пью сотню;
И напрасно он гневаться соизволит:
Я не могу заставить его пить .» —
«Вот почему я вру!
Отходы! Слышали ли вы на свете такую ​​наглость!
Да, я помню, что ты еще прошлым летом
Я тут как-то нагрубил;
Я этого не забыл, приятель!
«Помилуйте, мне еще и года нет.» —
Ягненок говорит. — Значит, это был твой брат. —
«У меня нет братьев.» — «Так это кум.
И, словом, кто-то из родных.
Ты сам, твои собаки и твои пастухи,
Вы все хотите меня плохо
И если можете, то всегда вредите мне;
Но я примирятся с тобой за свои грехи.
«Ой, в чем я виноват?» — «Заткнись! Я устал слушать.
Свободное время, чтобы разобраться с твоей виной, щенок!
Это ты виноват, что я хочу есть.»
Сказал и утащил Агнца в темный лес.

Мораль басни о Волке и Ягненке

Сильный всегда виноват в слабом. .. Волк и Ягненок — одна из редких басен, начинающаяся с морали. Крылов сразу настраивает нас на то, о чем пойдет речь. Господствующее мнение о том, что прав тот, кто сильнее, проявляется во всей красе. Ну, в самом деле, что Агнец может доказать голодному Волку? А вот Волку, наоборот, стоило бы подумать, что в любой час найдется сила большая, чем его воля. Как он тогда будет говорить? Как ягненок?

Басня «Волк и ягненок» — анализ

«Волк и ягненок» — это басня редкой конструкции. В нем два главных героя, образы которых одинаково важны и не могут существовать один без другого.

Характер волка:

  • Характеризует человека, имеющего власть и пользующегося своим положением
  • Проявляет своими словами пренебрежение к правилам и понимание собственной безнаказанности
  • Проявляет грубость и злость в обращении к Агнцу, называя его одновременно собака и нечистая морда
  • Выворачивает свою сущность наизнанку одними лишь словами «Ты виноват в том, что я хочу есть», проявляя наглость и нескрываемое бесстыдство

Барашек персонаж:

Беззащитный Барашек олицетворяет бесправных людей вообще и любого обычного человека в частности. Он пытается смягчить Волка добрым словом, хотя с самого начала разговора осознает свое бессилие. Он обращается к Волку как к благородному человеку, и то кратко, но емко, ни в одной реплике, стараясь не сломить ноту уважения.

Какие выводы можно сделать?

Крылов в басне «Волк и ягненок» описывает свою любимую тему — бесправие простого народа. Являясь ярым защитником всех обиженных, автор не упускал возможности поставить все отношения на свои места очередным стихотворением-басней с присущей ему легкостью. Высмеиваемые в басне человеческие пороки должны быть искоренены из человеческого общества, исправлены. Крылов понимает, что силу, действующую так, как ей вздумается, трудно остановить. Как и Волку, даже не нужно ни перед кем оправдываться! Я хотел, чтобы сила человека работала на восстановление справедливости… Остается только восхищаться умением Крылова лаконично и остро напомнить самым сильным, как унизительно они иногда себя ведут.

О басне

Басня «Волк и ягненок»

«Детям нужно писать так же, как и взрослым. Только лучше», — сказал как-то Константин Станиславский. За много лет до этого великий театральный режиссер Иван Андреевич Крылов, публицист, писатель, баснописец, открыл для себя эту истину. Именно поэтому его басни не теряют своей актуальности спустя века и интереса ни у детей, ни у взрослых. Простой язык, легкий жанр, лаконичная форма и глубокое содержание вкупе с нравственным подтекстом и аллюзиями на исторические реалии делают басни Крылова увлекательными и занимательными.

Сюжет сказки об Агненке и Волке

Исторических сведений об этом произведении сохранилось мало. Однако этой басне суждено было стать одной из любимых у детей. Более того, увлекательный рассказ о слабом и сильном прочно входит в программу русской литературы в школе и предлагается для заучивания – несмотря на довольно большой объем, басня легко и быстро запоминается.

В центре басни два героя: волк — образец силы, могущества, безнаказанности, и Агнец, олицетворяющий кротость, кротость и беззащитность.

Сказка повествует нам о том, как Агнец в жаркий день решил пойти к ручью, чтобы утолить жажду. Но на его беду мимо пробежал волк. Заметив Барашка, серый сразу решил, что надо его съесть. Однако он почему-то пытался «узаконить» свой поступок, нападая на несчастного Агнца так и эдак.

В начале напал на него тем, что он мутит воду в своем ручье, на что беззащитный герой уточнил, что вода в ручье «с песком и илом». После Волк «вспомнил», как год назад нагрубил ему Ягненок, но справедливо заметил, что ему нет и года. — Так это был твой брат, — не унимался Злодей. Но и братьев у малышки не было. Волк все больше распалялся, обвиняя всех родственников и даже пастухов в плохом отношении к себе. Конец истории был очевиден: утомившись искать вину Ягненка, Волк пришел к выводу, что того, что он хочет съесть, уже достаточно для наказания, и потащил несчастное животное на верную гибель.

Мораль басни

Удивительная сила слова баснописца заключается в способности выразить весь смысл произведения в сжатой форме, в размере одной стихотворной колонки. В этой басне Крылову хватило бы и одной строчки, а это первая строчка в произведении — «сильный всегда виноват в слабом».

История знает немало примеров, когда правда на стороне силы вне зависимости от реального положения дел. Да и в жизни это встречается везде и всюду. Сильный – это эпитет, который можно расшифровывать по-разному. Это и наделено полномочиями, и старше, и более нагло, и даже невоспитанно, но громко и скандально. Такой человек всегда сможет взять верх над более ранимым, то есть мягким, уступчивым, кротким, воспитанным.

Басня также разоблачает и подчеркивает стремление каким-либо образом оправдать свои дурные поступки или намерения, даже если эти способы не выдерживают критики. Герой басни, в конце концов, пошел по пути наименьшего сопротивления — сам назначил виновника, не удосужившись сформулировать. На самом деле это очень грустная история о беззаконии, о несправедливом мироустройстве, неравенстве общества и, конечно же, о бедном Агнце, который не в силах противостоять столь грозному врагу.

Русский баснописец И.А. Крылов не только обогатил литературу еще одним замечательным стихотворением-басней, но и добавил в русскую речь несколько «ключевых словечек», а именно: «я виноват, что хочу есть» и уже упомянутое «сильные всегда виноваты слабых». Николай Гоголь, лично знавший баснописца, отмечал, что его басни — подлинная народная мудрость, и, прочитав эту басню, мы можем только подтвердить это еще раз.

Волк и Ягненок

У сильного всегда виноват слабый:
Вот почему мы слышим много примеров в Истории,
Но мы не пишем истории;
А вот о том, как в Баснях говорят.
Ягненок в жаркий день пошел к ручью напиться
И на беду
Что рядом с теми местами бродил голодный волк.
Барашка видит, к добыче стремится;
Но, чтобы придать делу законный вид и смысл,
Кричит: «Как ты смеешь, наглец, с нечистым рылом
Вот чистый мутный напиток
Мой
С песком и илом?
За такую ​​наглость
Я тебе голову оторву. »
«Когда светлейший Волк позволит,
Осмелюсь донести, что по течению
От Власти его шагов Я пью сотню;
И напрасно он соизволит сердиться:
Я не могу ему выпить».
«Вот почему я лгу!
Отходы! Вы когда-нибудь слышали такую ​​наглость в мире!
Да, я помню, что ты еще прошлым летом
Тут я как-то нагрубил:
Я этого не забыл, дружище!
«Помилуй, мне еще и года нет»,
Говорит ягненок. — Значит, это был твой брат.
«У меня нет братьев.» — «Так это кум иль сваха
Ой, одним словом, кто-то из вашей родни.
Ты сам, твои собаки и твои пастухи,
Вы все хотите меня плохого
И если можете, то всегда вредите мне,
Но я примирюсь с вами за свои грехи.
«Ах, в чем я виноват?» — «Заткнись! Я устал слушать
Свободное время, чтобы я разобрался с твоей виной, щенок!
Это ты виноват, что я хочу есть, —
Сказал Он и потащил Барашка в темный лес.

Написанная в начале 19 века басня «Волк и ягненок» ни на минуту не потеряла своей актуальности, остроты, а все потому, что в нашем обществе нет социального равенства. И пока его нет, сильный, наделенный властью, всегда будет винить слабых, как в этом произведении.

Басня «Волк и ягненок»

С сильным всегда виноват слабый:
Вот почему в истории мы слышим множество примеров
Но мы не пишем сказки
А о том, как в баснях говорят…

Барашек в жаркий день пошел к ручью напиться:
И надо не повезло
Что близ тех мест бродил голодный волк.
Барашка видит, к добыче стремится;
Но, чтобы придать делу законный вид и смысл,
Кричит: «Как ты смеешь, наглец, с нечистым рылом
Вот мой чистый мутный напиток
С песком и илом?
За такую ​​дерзость
Я тебе голову оторву.» —
«Когда светлейший Волк позволит,
Осмелюсь донести это вниз по течению
Из Власти его шагов Я пью сотню;
И напрасно он будет соизвольте рассердиться:
я не могу ему выпить». —
«Вот почему я вру!
Отходы! Слышали ли вы такую ​​дерзость в мире!
Да, я помню, что ты еще прошлым летом
Я тут как-то нагрубил;
Я этого не забыл, приятель! —
«Помилуйте, мне еще и года нет. » —
Ягненок говорит. — Значит, это был твой брат. —
«У меня нет братьев.» — «Так это кум.
И, одним словом, кого-то из родных.
Ты сам, твои собаки и твои пастухи,
Вы все хотите меня плохо
И если можете, то всегда вредите мне;
Но я примирюсь с тобой за свои грехи. —
«Ой, в чем я виноват?» — «Замолчи! Я устал слушать.
Свободное время, чтобы разобраться с твоей виной, щенок!
Ты виноват, что я хочу есть.»
Сказал он и потащил Барашка в темный лес.

Мораль басни Крылова «Волк и ягненок»

Мораль поучительной басни «Волк и ягненок» Ягненок» открывается читателю в первой же ее строке: в столкновении сильного и бессильного всегда побеждает первый, вне зависимости от того, на чьей стороне правда.

Анализ басни «Волк и Ягненок»

Басня «Волк и ягненок» имеет редкую для произведений Крылова структуру: во-первых, она начинается с морали, во-вторых, оба присутствующих в ней героя одинаково важны для повествования и не могут существовать в нем один без другого

Первый из них — Волк — является олицетворением сильного, могущественного человека. Он прекрасно понимает уровень своей власти и безнаказанности, но тем не менее старается сначала придать делу «законный вид и смысл», а когда ему это не удается, хищник перестает искать оправдание и называет истинную причину своих придирок. , а затем силой хватает Барашка и увозит его в лес для расправы.

Второй герой — невинный Овечка, ставший жертвой обстоятельств. Он, как народ, бесправный и бесправный, пытается взывать к справедливости, и его доводы остаются неопровержимыми. Жаль только, что сила, действующая как ей вздумается, в лице Волка, не хочет считаться с этой справедливостью, так как ее личный интерес совсем в другом.

То же самое происходит и в нашей жизни: неважно, кто прав, кто виноват, на чьей стороне сила — тот и победитель. И это главный порок общества.

Крылатые выражения из басни «Волк и ягненок»

  • «Придать делу… юридическую форму и смысл» — это выражение в басне «Волк и ягненок» обозначает подражание правосудию, правосудию .
  • «Сильные всегда виноваты перед слабыми» — используется как насмешка над теми, кто вместо признания своих ошибок делает крайними других — тех, кто не может отстоять свои права в силу более низкого возраста, более низкого положения и т. п.

Сюжет многих произведений вечен. Они были актуальны в древности, не утратили своей актуальности и сейчас. Среди них «Волк и ягненок». Впервые о них заговорил древнегреческий баснописец Эзоп. Овечка, мучимая жаждой, в жаркий летний день подошла к ручью и стала пить холодную воду. Волк решил его съесть. Желая оправдать свой поступок, он обвинил в этом барашка, из-за которого теперь хищник не может напиться. Ягненок ответил, что этого не может быть, потому что он едва касался губами воды, а был ниже по течению. Тогда волк сказал, что

В прошлом году он оскорбил своего отца. И тут малыш нашел доводы, ведь тогда он еще не родился, и даже если бы захотел, то не смог бы. Волк заметил, что Овечка знает толк в отговорках, но его все равно съедят. Если кто-то решит совершить злой поступок, то ничто его не остановит. Такова мораль. Затем на этот же сюжет были созданы басни Лафонтена, Сумарокова, Державина. В начале 19 века Крылов написал одноименную басню.

Мораль басни «Волк и ягненок»

В произведении два главных героя, образы которых важны и немыслимы один без другого. Баснописец сразу же начинает с морали, громко заявляя, что при столкновении сильного и бессильного виноватым все равно будет последний. Далее он уверяет читателя, что есть много исторических примеров, подтверждающих этот вывод, и приводит уже известный эпизод встречи Волка и Ягненка у ручья.

Мораль работы, однако, заключается в том, что хищник уже был голоден и немедленно намеревался кого-нибудь съесть. Малышу не повезло, что именно он встал у него на пути. Если бы на его месте был зайчик или утенок, они бы пострадали. Мораль басни «Волк и ягненок» повествует о безысходности слабых. Однако Волк хочет оправдать свой поступок и говорит, что виноват сам Ягненок, так как помешал ему пить чистую воду. Утонченно Агнец отвечает, что этого не может быть, так как он находится в 100 метрах ниже по течению. Этот разумный и вежливый ответ волка явно не удовлетворил. Он начинает кричать, что в прошлом году Овечка нагрубила ему в том же месте. Поэтому весь год Волк не мог простить такой обиды, и теперь он может ему отомстить.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *