Всему есть границы сказал чичиков: – Ей-богу, повесил бы, – повторил Ноздрев, – я тебе го…➤ MyBook

Анализ коммуникативной ситуации «Просьба» (на примере фрагмента романа Н.В. Гоголя «Мертвые души»

Задание 3
Ответ 6
Список использованной литературы 10

Задание

Проанализируйте коммуникативную ситуацию «просьба» (фрагмент поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души»). Дайте характеристику коммуникативной ситуации. Отметьте особенности речевого поведения персонажей. Соблюдены ли нормы речевого этикета? Какие максимы вежливости Дж. Лича и постулаты коммуникации Г. Грайса реализуются/не реализуются говорящими?
Чичиков сказал, как бы вдруг припомнив:
— А! чтоб не позабыть: у меня к тебе просьба.
— Какая?
— Дай прежде слово, что исполнишь.
— Да какая просьба?
— Ну, да уж дай слово!
— Изволь.
— Честное слово?
— Честное слово.
— Вот какая просьба: у тебя есть, чай, много умерших крестьян, которые еще не вычеркнуты из ревизии?
— Ну есть, а что?
— Переведи их на меня, на мое имя.
— А на что тебе?
— Ну да мне нужно.
— Да на что?
— Ну да уж нужно… уж это мое дело, — словом, нужно.

— Ну уж, верно, что-нибудь затеял. Признайся, что?
— Да что ж затеял? из этакого пустяка и затеять ничего нельзя.
— Да зачем же они тебе?
— Ох, какой любопытный!
— Да к чему ж ты не хочешь сказать?
— Да что же тебе за прибыль знать? ну, просто так пришла фантазия.
— Так вот же: до тех пор, пока не скажешь, не сделаю! — Ну вот видишь, вот уж и нечестно с твоей стороны: слово дал, да и на попятный двор.
— Ну, как ты себе хочешь, а не сделаю, пока не скажешь, на что.
— Ну, так я ж тебе скажу прямее, — сказал он, поправившись, — только, пожалуйста, не проговорись никому. Я задумал жениться; но нужно тебе знать, что отец и мать невесты преамбиционные люди, хотят непременно, чтобы у жениха было никак не меньше трехсот душ, а так как у меня целых почти полутораста крестьян недостает…
— Ну врешь! врешь! — закричал опять Ноздрев.
— Ну вот уж здесь, — сказал Чичиков, — ни вот на столько не солгал, — и показал большим пальцем на своем мизинце самую маленькую часть.

— Голову ставлю, что врешь!
— Однако ж это обидно! что же я такое в самом деле! почему я непременно лгу?
— Ну да ведь я знаю тебя: ведь ты большой мошенник, позволь мне это сказать тебе по дружбе! Ежели бы я был твоим начальником, я бы тебя повесил на первом дереве.
Чичиков оскорбился таким замечанием.
— Ей-Богу, повесил бы, — повторил Ноздрев, — я тебе говорю это откровенно, не с тем чтобы тебя обидеть, а просто по-дружески говорю.
— Всему есть границы, — сказал Чичиков с чувством достоинства. — Если хочешь пощеголять подобными речами, так ступай в казармы. — И потом присовокупил:
— Не хочешь подарить, так продай.
— Продать! Да ведь я знаю тебя, ведь ты подлец, ведь ты дорого не дашь за них?
— Эх, да ты ведь тоже хорош! смотри ты! что они у тебя бриллиантовые, что ли?
— Ну, так и есть. Я уж тебя знал.
— Помилуй, брат, ты бы должен просто отдать мне их.
— Ну, послушай, чтоб доказать тебе, что я вовсе не какой-нибудь скалдырник, я не возьму за них ничего. Купи у меня жеребца, я тебе дам их в придачу.
— Помилуй, на что ж мне жеребец? — сказал Чичиков, изумленный в самом деле таким предложением.
— Как на что? да ведь я за него заплатил десять тысяч, а тебе отдаю за четыре.
— Не хочу, — сказал еще раз Чичиков.
— Отчего ж ты не хочешь?
— Оттого, что просто не хочу, да и полно.
— Экой ты, право, такой! с тобой, как я вижу, нельзя, как водится между хорошими друзьями и товарищами, такой, право. Черта лысого получишь! хотел, было, даром хотел отдать, но теперь вот не получишь же! Хоть три царства давай, не отдам! Такой шильник, печник гадкий! С этих пор с тобой никакого дела не хочу иметь.

1. Владимирова Ю. И. Особенности речевого поведения персонажа художественного произведения и перевод // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2006. №23. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-rechevogo-povedeniya-personazha-hudozhestvennogo-proizvedeniya-i-perevod (дата обращения: 23.12.2020).

2. Войтова О.В. Максимы (постулаты) вежливости Дж. Лича // URL: https://multiurok.ru/files/maksimy-postulaty-vezhlivosti-dzh-licha.html (дата обращения: 23.12.2020).
3. Гойхман О.Я. Речевая коммуникация // URL: http://www.syntone-spb.ru/library/books/content/5484.html (дата обращения: 23.12.2020).
4. Ишмуратова С.Р. Речевое поведение персонажа в художественном тексте: вербальный и невербальный аспекты описания // URL: http://www.rusnauka.com/4_SND_2013/Philologia/7_127887.doc.htm (дата обращения: 23.12.2020).
5. Основные правила речевого этикета в различных речевых ситуациях // URL: https://fb.ru/article/248491/rechevoy-etiket-pravila-etiketa-osnovnyie-pravila-rechevogo-etiketa-v-razlichnyih-rechevyih-situatsiyah-primeryi (дата обращения: 23.12.2020).
6. Речевые акты, использующие средства вежливости. Речевая ситуация «Просьба» // URL: https://vuzlit.ru/820318/rechevye_akty_ispolzuyuschie_sredstva_vezhlivosti (дата обращения: 23.12.2020).
7. Grice P. Reprinted from Syntax and Semantics 3: Speech arts, Cole et al. “Logic and conversation”, pp. 41-58. (1975), with permission from Elsevier. [Электронный ресурс]: публикация на сайте London’s Global University. – Режим доступа: [http://www.ucl.ac.uk/ls/studypacks/Grice-Logic.pdf] (дата обращения: 23.12.2020).

Тема:Анализ коммуникативной ситуации «Просьба» (на примере фрагмента романа Н.В. Гоголя «Мертвые души» — диалога Чичикова и Ноздрева)
Артикул:1508407
Дата написания:23.12.2020
Тип работы:Контрольная работа
Предмет:Русский язык
Оригинальность:Антиплагиат.ВУЗ — 70%
Количество страниц:10

Иван Васильевич. Мёртвые души. — Мюнхен: ТЗП. 1964

%PDF-1.5 % 1 0 obj > endobj 5 0 obj /CreationDate (D:20170619162656+02’00’) /ModDate (D:20170620103612+02’00’) /Producer (http://vtoraya-literatura. com) /Title /Creator >> endobj 2 0 obj > stream

  • Иван Васильевич. Мёртвые души. — Мюнхен: ТЗП. 1964
  • http://vtoraya-literatura.com
  • Булгаков, Михаил Афанасьевич
  • application/pdf endstream endobj 3 0 obj > endobj 4 0 obj > endobj 6 0 obj 1317 endobj 7 0 obj > endobj 8 0 obj > endobj 9 0 obj > endobj 10 0 obj > >> >> endobj 11 0 obj > >> >> endobj 12 0 obj > >> >> endobj 13 0 obj > >> >> endobj 14 0 obj > >> >> endobj 15 0 obj > >> >> endobj 16 0 obj > >> >> endobj 17 0 obj > >> >> endobj 18 0 obj > >> >> endobj 19 0 obj > >> >> endobj 20 0 obj > >> >> endobj 21 0 obj > >> >> endobj 22 0 obj > >> >> endobj 23 0 obj > >> >> endobj 24 0 obj > >> >> endobj 25 0 obj > >> >> endobj 26 0 obj > >> >> endobj 27 0 obj > >> >> endobj 28 0 obj > >> >> endobj 29 0 obj > >> >> endobj 30 0 obj > >> >> endobj 31 0 obj > >> >> endobj 32 0 obj > >> >> endobj 33 0 obj > >> >> endobj 34 0 obj > >> >> endobj 35 0 obj > >> >> endobj 36 0 obj > >> >> endobj 37 0 obj > >> >> endobj 38 0 obj > >> >> endobj 39 0 obj > >> >> endobj 40 0 obj > >> >> endobj 41 0 obj > >> >> endobj 42 0 obj > >> >> endobj 43 0 obj > >> >> endobj 44 0 obj > >> >> endobj 45 0 obj > >> >> endobj 46 0 obj > >> >> endobj 47 0 obj > >> >> endobj 48 0 obj > >> >> endobj 49 0 obj > >> >> endobj 50 0 obj > >> >> endobj 51 0 obj > >> >> endobj 52 0 obj > >> >> endobj 53 0 obj > >> >> endobj 54 0 obj > >> >> endobj 55 0 obj > >> >> endobj 56 0 obj > >> >> endobj 57 0 obj > >> >> endobj 58 0 obj > >> >> endobj 59 0 obj > >> >> endobj 60 0 obj > >> >> endobj 61 0 obj > >> >> endobj 62 0 obj > >> >> endobj 63 0 obj > >> >> endobj 64 0 obj > >> >> endobj 65 0 obj > >> >> endobj 66 0 obj > >> >> endobj 67 0 obj > >> >> endobj 68 0 obj > >> >> endobj 69 0 obj > >> >> endobj 70 0 obj > >> >> endobj 71 0 obj > >> >> endobj 72 0 obj > >> >> endobj 73 0 obj > >> >> endobj 74 0 obj > >> >> endobj 75 0 obj > >> >> endobj 76 0 obj > >> >> endobj 77 0 obj > >> >> endobj 78 0 obj > >> >> endobj 79 0 obj > >> >> endobj 80 0 obj > >> >> endobj 81 0 obj > >> >> endobj 82 0 obj > >> >> endobj 83 0 obj > >> >> endobj 84 0 obj > >> >> endobj 85 0 obj > >> >> endobj 86 0 obj > >> >> endobj 87 0 obj > >> >> endobj 88 0 obj > >> >> endobj 89 0 obj > >> >> endobj 90 0 obj > >> >> endobj 91 0 obj > >> >> endobj 92 0 obj > >> >> endobj 93 0 obj > >> >> endobj 94 0 obj > >> >> endobj 95 0 obj > >> >> endobj 96 0 obj > >> >> endobj 97 0 obj > >> >> endobj 98 0 obj > >> >> endobj 99 0 obj > >> >> endobj 100 0 obj > >> >> endobj 101 0 obj > >> >> endobj 102 0 obj > >> >> endobj 103 0 obj > >> >> endobj 104 0 obj > >> >> endobj 105 0 obj > >> >> endobj 106 0 obj > >> >> endobj 107 0 obj > >> >> endobj 108 0 obj > >> >> endobj 109 0 obj > >> >> endobj 110 0 obj > >> >> endobj 111 0 obj > >> >> endobj 112 0 obj > >> >> endobj 113 0 obj > >> >> endobj 114 0 obj > >> >> endobj 115 0 obj > >> >> endobj 116 0 obj > >> >> endobj 117 0 obj > >> >> endobj 118 0 obj > >> >> endobj 119 0 obj > >> >> endobj 120 0 obj > >> >> endobj 121 0 obj > >> >> endobj 122 0 obj > >> >> endobj 123 0 obj > >> >> endobj 124 0 obj > >> >> endobj 125 0 obj > >> >> endobj 126 0 obj > >> >> endobj 127 0 obj > >> >> endobj 128 0 obj > >> >> endobj 129 0 obj > >> >> endobj 130 0 obj > >> >> endobj 131 0 obj > >> >> endobj 132 0 obj > >> >> endobj 133 0 obj > >> >> endobj 134 0 obj > >> >> endobj 135 0 obj > >> >> endobj 136 0 obj > >> >> endobj 137 0 obj > >> >> endobj 138 0 obj > >> >> endobj 139 0 obj > >> >> endobj 140 0 obj > >> >> endobj 141 0 obj > >> >> endobj 142 0 obj > >> >> endobj 143 0 obj > >> >> endobj 144 0 obj > >> >> endobj 145 0 obj > >> >> endobj 146 0 obj > >> >> endobj 147 0 obj > >> >> endobj 148 0 obj > >> >> endobj 149 0 obj > >> >> endobj 150 0 obj > >> >> endobj 151 0 obj > >> >> endobj 152 0 obj > >> >> endobj 153 0 obj > >> >> endobj 154 0 obj > >> >> endobj 155 0 obj > >> >> endobj 156 0 obj > >> >> endobj 157 0 obj > >> >> endobj 158 0 obj > >> >> endobj 159 0 obj > stream x5ON1,C>ʔvMZtH=0{ggby~6楛x9}5_t.
    V#` ]tRhJ3

    Воспитание Чичикова в поэме Гоголя. Николай Гоголь

    Образование. А) Повеление отца. Воспитывался он в классах городской школы, куда его отвел отец и дал такое указание: «Смотри, Павлуша, учись, не будь дураком и не тусуйся, а больше всего угождай учителям и начальству. . Если ты угодишь своему начальнику, то, хоть тебе и некогда будет заниматься наукой и Бог не дал тебе таланта, ты пойдешь до конца, опередишь всех. Не общайся с товарищами, они ничему тебя не научат; а если уж на то пошло, то тусоваться с теми, кто побогаче, чтобы при случае они могли быть вам полезны. Не лечите и не лечите никого, а ведите себя лучше так, чтобы к вам относились, а больше всего берегите и копите копейки: эта вещь самая надежная вещь на свете. Товарищ или друг тебя обманет и в беде первый тебя предаст, но ни копейка тебя не предаст, в какой бы беде ты ни был. Все сделаешь, все на свете сломаешь копейкой.

    Б) Приобретение собственного опыта. Сумел построить отношения с одноклассниками так, чтобы они к нему относились; сумел собрать деньги, добавив их к пятидесяти, оставленным отцом. Он использовал любую возможность для накопления денег: слепил снегиря из воска, раскрасил его и продал; покупали на рынке съестное, предлагали голодным одноклассникам из тех, кто побогаче; выдрессировала мышь, научила ее стоять на задних лапах и продала; был самым прилежным и дисциплинированным учеником, способным упредить любое желание учителя.

    Сервис. а) Начало службы. «Он получил ничтожное место, жалованье тридцать или сорок рублей в год…» Благодаря железной воле, умению отказывать себе во всем, сохраняя при этом аккуратность и приятную внешность, ему удалось выделиться среди таких же «невзрачных » сотрудники. «…Чичиков представлял полную противоположность во всем, и в наличии лица, и в дружелюбии голоса, и в полном неупотреблении всяких горячительных напитков».

    Б) Продолжение карьеры. Для продвижения он использовал уже опробованный метод — угодить начальнику, найти его «слабое место» — дочь, которую «полюбил» сам. С этого момента он стал «известной личностью». Служба в комиссии «на строительство какого-то казенного капитального строения». Он стал позволять себе «некоторые излишества»: хороший повар, хорошие рубашки, дорогая ткань для костюмов, приобретение пары лошадей… Вскоре он снова лишился своего «теплого» места. Пришлось поменять два-три места. «Доехал до таможни». У него получилась рискованная операция, на которой он сначала обогатился, а потом «прогорел» и потерял почти все.

    Появление Чичикова в провинциальном городе. Применяя практический ум, обходительность и находчивость, Чичиков сумел очаровать и губернский город, и имения. Быстро угадав человека, он умеет найти подход к каждому. Остается только подивиться неисчерпаемому разнообразию всех «оттенков и тонкостей его обращения»

    Литература. 1) y.ru/school/ucheb/literatura/электронные-наглядные-пособия-с-приложением/ y.ru/school/ucheb/literatura/электронные-наглядные-пособия-с-приложением/ y.ru/school/ucheb/ литература/электронные-наглядные-пособия-с-приложением/ 2) Литература в таблицах и схемах/авт. Миронова Ю.С. — СПб: Тригон, — 128 с.

    Николай Васильевич Гоголь

    Детство Чичикова

    (Отрывок из поэмы «Мертвые души»)

    Однажды, с первым весенним солнцем и разлившимися ручьями, отец, взяв сына, выехал с ним на телега, которую тащила мухортая пегая лошадь, известная у торговцев лошадьми под именем сороки; управлял ею ямщик, маленький горбун, родоначальник единственной крепостной семьи, принадлежавшей отцу Чичикова, занимавший почти все должности в доме. На сороке плелись больше полутора суток; они заночевали в дороге, перешли реку, поели холодного пирога и жареного барашка и только на третий день утром добрались до города. Улицы города засверкали перед мальчиком неожиданным великолепием, заставив его на несколько минут открыть рот. Тогда сорока плюхнулась вместе с телегой в яму, от которой начиналась узкая улочка, вся клонившаяся вниз и запруженная грязью; долго она работала там изо всех сил и месила ногами, подстрекаемая и горбуном, и самим барином, и, наконец, затащила их в маленький дворик, стоявший на склоне с двумя цветущими яблонями перед старым дом и садик за ним, невысокий, маленький, состоящий только из рябины, бузины и прячущийся в недрах ее деревянной будки, облепленной осколками, с узким матовым окошком. Здесь жила их родственница, дряблая старушка, которая по-прежнему каждое утро ходила на базар и потом сушила чулки у самовара, которая гладила мальчика по щеке и любовалась его полнотой. Здесь он должен был оставаться и ежедневно ходить на занятия городской школы. Отец, переночевав, на следующий день выбрался в дорогу. На прощанье с родительских глаз слез не пролилось; дали полмедяка на потребление и лакомства, а, что гораздо важнее, умное наставление: «Смотри, Павлуша, учись, не будь дураком и не болтайся, а больше всего угождай учителям и начальству. Если вы угодите своему начальнику, то, хотя в науке вы не преуспеете и Бог не дал вам таланта, вы пойдете в дело и опередите всех. Не общайся с товарищами, они ничему тебя не научат; а если уж на то пошло, то тусоваться с теми, кто побогаче, чтобы при случае они могли быть вам полезны. Не лечите и не лечите никого, а ведите себя лучше так, чтобы к вам относились; а главное береги и копи копейки: эта вещь надежней всего на свете. Товарищ или друг тебя обманет и в беде первый тебя предаст, но копейка тебя не предаст, в какой бы беде ты ни был. Ты все сделаешь и все на свете сломаешь с копейкой. Дав такое наставление, отец расстался с сыном, приволокся опять домой на своей сороке, и с тех пор больше никогда его не видел, но слова и наставления глубоко запали ему в душу.

    Конец вводной части.

    Текст предоставлен ООО «Литерс».

    Вы можете безопасно оплатить книгу банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Wallet, бонус карты или другим удобным для вас способом.

    Примечания

    Мухортая — с желтыми подпалинами (конский окрас).

    Создание поэмы «Мертвые души» пришлось как раз на то время, когда в России шла смена традиционных, устаревших устоев общества, назревали реформы, перемены в мышлении людей. Уже тогда было понятно, что дворянство с его старыми традициями и взглядами на жизнь потихоньку вымирает, и на смену ему должен прийти новый тип человека. Цель Гоголя — описать героя своего времени, заявить о нем во весь голос, описать его положительное и объяснить, к чему приведет его деятельность, а также как она повлияет на судьбы других людей.

    Центральный персонаж поэмы

    Николай Васильевич Чичиков выступил центральным персонажем поэмы, его нельзя назвать главным героем, но именно на нем держится сюжет поэмы. Путешествие Павла Ивановича — основа всего произведения. Недаром автор поместил биографию героя в самый конец, читателю интересен не сам Чичиков, ему любопытны его действия, зачем он собирает эти мертвые души и к чему это в итоге приведет. Гоголь даже не пытается раскрыть характер персонажа, но вводит особенности его мышления, давая тем самым намек, где искать сущность этого поступка Чичикова. Детство – это то, откуда идут корни, еще в нежном возрасте у героя формировалось собственное мировоззрение, видение ситуации и поиск путей решения проблем.

    Описание Чичикова

    Детство и ранние годы Павла Ивановича в начале поэмы неизвестны читателю. Гоголь изобразил своего героя безликим и безголосым: на фоне ярких, красочных образов помещиков с их причудами фигура Чичикова теряется, становится маленькой и незначительной. У него нет ни собственного лица, ни права голоса, герой напоминает хамелеона, умело подстраивающегося под собеседника. Это отличный актер и психолог, он знает, как вести себя в той или иной ситуации, мгновенно определяет характер человека и делает все, чтобы расположить его к себе, говорит только то, что от него хотят услышать. Чичиков умело играет роль, делает вид, что скрывает истинные чувства, старается быть своим среди чужих, но все это он делает для достижения главной цели — собственного благополучия.

    Детство Чичикова Павла Ивановича

    Мировоззрение человека формируется в юном возрасте, поэтому многие его поступки во взрослой жизни можно объяснить, хорошо изучив его биографию. Чем он руководствовался, зачем собирал мертвые души, чего хотел этим добиться — на все эти вопросы даны ответы. Детство героя нельзя назвать счастливым, его постоянно преследовали скука и одиночество. Павлуш не знал в молодости ни друзей, ни развлечений, занимался однообразной, нудной и совершенно неинтересной работой, выслушивал упреки больного отца. О материнской привязанности автор даже не намекнул. Отсюда можно сделать один вывод – Павел Иванович хотел наверстать упущенное, получить все те блага, которые были ему недоступны в детстве.

    Но не думайте, что Чичиков — бездушный взломщик, думающий только о своем обогащении. Он был добрым, активным и чутким ребенком, тонко воспринимавшим окружающий мир. Тот факт, что он часто убегал от няни, чтобы исследовать невиданные ранее места, свидетельствует о любопытстве Чичикова. Детство сформировало его характер, научило всего добиваться самостоятельно. Отец научил Павла Ивановича копить деньги и угождать начальству и богачам, и он применял эти наставления на практике.

    Детство и учеба Чичикова были серыми и неинтересными, он всячески пытался выбиться в люди. Сначала он угодил учителю, чтобы стать любимым учеником, потом пообещал начальнику жениться на его дочери, чтобы получить повышение, работая на таможне, он убеждает всех в своей честности и беспристрастности и наживает на этом огромное состояние. контрабанда. Но Павел Иванович делает все это не со злым умыслом, а с единственной целью осуществить свою детскую мечту о большом и светлом доме, заботливой и любящей жене, куче веселых детей.

    Общение Чичикова с помещиками

    Павел Иванович умел найти подход к каждому, с первых минут общения понять, что такое человек. Например, с Коробочкой он не церемонился, говорил в патриархально-благочестивом и даже слегка покровительственном тоне. С помещицей Чичиков чувствовал себя раскованно, употреблял разговорные, грубые выражения, вполне подстраиваясь под женщину. С Маниловым Павел Иванович напыщен и любезен до приторности. Он льстит помещику, употребляет в речи цветистые фразы. Отказавшись от предложенного угощения, даже Плюшкин остался доволен Чичиковым. «Мертвые души» очень хорошо демонстрируют переменчивую натуру человека, ведь Павел Иванович приспособился к нравам почти всех помещиков.

    Как Чичиков выглядит в глазах других людей?

    Деятельность Павла Ивановича сильно напугала городских чиновников и помещиков. Сначала его сравнивали с романтическим разбойником Ринальдом Ринальдином, затем стали искать сходство с Наполеоном, думая, что он сбежал с острова Елены. В конце концов, в Чичиково признали настоящего антихриста. Конечно, такие сравнения абсурдны и даже несколько комичны, Гоголь иронически описывает испуг недалеких помещиков, их домыслы о том, почему на самом деле Чичиков собирает мертвые души. Характеристика персонажа намекает на то, что персонажи уже не те, что были раньше. Народ мог гордиться, брать пример с великих полководцев и защитников, а сейчас таких людей нет, их заменили эгоистичные Чичиковы.

    Настоящее «Я» персонажа

    Казалось бы, Павел Иванович отличный психолог и актер, так как легко подстраивается под нужных ему людей, мгновенно угадывает их характер, но так ли это на самом деле? Герой так и не смог приспособиться к Ноздреву, потому что ему чужды заносчивость, заносчивость, фамильярность. Но и здесь он пытается приспособиться, ведь помещик невероятно богат, отсюда и обращение на «ты», хамский тон Чичикова. Детство научило Павлушу нравиться нужным людям, поэтому он готов перешагнуть через себя, забыть о своих принципах.

    При этом Павел Иванович практически не претендует на роль Собакевич, ведь их объединяет отбывание «копейки». И с Плюшкиным у Чичикова есть некоторое сходство. Персонаж сорвал плакат со столба, прочитав его дома, аккуратно сложил и положил в сундук, в котором хранились всякие ненужные вещи. Такое поведение очень похоже на Плюшкина, склонного к накоплению разного хлама. То есть сам Павел Иванович не отходил так далеко от тех же помещиков.

    Главная цель в жизни героя

    И еще раз деньги — именно для этого Чичиков собирал мертвые души. Характеристика персонажа указывает на то, что он выдумывает различные махинации не просто ради наживы, в нем нет скупости и скупости. Павел Иванович мечтает о том, что придет время, когда он, наконец, сможет пользоваться своими сбережениями, жить спокойной, благополучной жизнью, не думая о завтрашнем дне.

    Отношение автора к герою

    Есть предположение, что в последующих томах Гоголь планировал перевоспитать Чичикова, заставить его раскаяться в содеянном. Павел Иванович в поэме не противостоит ни помещикам, ни чиновникам, он герой капиталистической формации, «первичный аккумулятор», пришедший на смену дворянству. Чичиков — умелый бизнесмен, предприниматель, который не остановится ни перед чем для достижения своих целей. Афера с мертвыми душами не удалась, но и никакого наказания Павел Иванович не понес. Автор намекает, что таких Чичиковых в стране огромное количество, и никто не хочет их останавливать.

    Детство Чичикова из «Мертвых душ» нельзя назвать лучшим периодом в его жизни. У него не было безмятежных игр, веселых забав, радостных воспоминаний о семейных праздниках.

    Детские воспоминания

    На самом деле у маленького Павлуши не было даже настоящей семьи: он помнил только своего вечно больного, недовольного отца, который заставлял сына заниматься грамотой и чистописанием, часто ругал и наказывал мальчика. О матери Павлуши из рассказа ничего не известно, а отец не умел или не хотел проявлять чувств к сыну, редко с ним разговаривал. Лишенный ласки и любви, ребенок рос нелюдимым и замкнутым.

    Будучи уже совсем взрослым, Чичиков никогда не научится чувствовать привязанность к людям, потому что не видел этого в собственной семье. Бедственное положение в простом доме обедневшего дворянина — отца Павлуши — способствовало формированию такого же ограниченного внутреннего мира мальчика. В воспоминаниях Павлуши был неуютный дом, нищенское окружение и отчужденность единственного родного человека — отца. Кратко детство Чичикова можно охарактеризовать как тяжелое и безрадостное время, оказавшее серьезное влияние на его характер.

    Отъезд в город и поручение отца

    Однажды отец повез мальчика в город для поступления в школу. Они остались у дальнего родственника, что позволило отцу неплохо сэкономить на жилье, необходимом на время обучения. Перед отъездом из дома он дал сыну наставления на дальнейшую жизнь. Именно в ней раскрывается жизненная философия «Чичиковых».

    Надо отметить, что отец не очень-то верил в ум и талант своего ребенка, поэтому прямо приказал сыну угождать начальству в школе, и тогда, даже не имея особых талантов в науках, он всегда будет самым первый. Вместо слез на прощание родительница сухо обрисовала основные законы жизни современного общества: дружить с теми, кто побогаче, не относиться к другим, а вести себя так, чтобы они сами угощали тебя. Важным моментом является экономия денег, она открывает все двери. После этого он ушел и больше никогда не видел своего сына. Он умер, когда Павлуша окончил колледж.

    Годы в школе

    Мальчик хорошо учился, хоть и не добился особых успехов, но точно понимал, что нужно делать, чтобы иметь отличные оценки. Учитель требовал тишины, дисциплины и умения сидеть прямо, не двигаясь. Павлуша быстро научился этому навыку, даже когда дети его щипали, он сохранял спокойствие. Его тетради были опрятны, вещи опрятны и чисты, и все его мысли были направлены на то, чтобы приумножить «капитал», оставленный ему отцом.

    Чтобы с пользой проводить время долгими вечерами, Павлуша обучил пойманную в доме мышку так, чтобы она выполняла некоторые команды. Он продал его в школе за очень хорошие деньги. Такая сообразительность мальчика обусловлена ​​его желанием заработать во что бы то ни стало. Пробовал свои силы в творчестве — лепил фигурку снегиря из воска, раскрашивал и выручал за такую ​​поделку ребенку приличные деньги. Мальчик зашил свои сбережения в мешки и спрятал их, чтобы не тратить. Отличавшийся наблюдательностью и предприимчивостью, Павлуша зарабатывал еще и тем, что замечал очень голодных одноклассников, предлагая им купить у него пирожок. Друзья с радостью согласились.

    Детство героя научило его совсем недетским вещам: экономии, отказу от деликатесов, поиску способов заработка, умению нравиться, льстить, быть неискренним. Чичиков так и не научился дружить, открытость и доброта не входили в его привычки, скорее даже мешали. Без родных, без поддержки и дружбы мальчик руководствовался собственными принципами, которые стали основой его жизни во взрослой жизни. Этот период закончился учебой и известием о смерти отца, его небольшое наследство стало стартовым капиталом в начале взрослой жизни Павла Ивановича.

    Artwork test

    Вспомним детство Чичикова: скука, одиночество, монотонная работа и вечные упреки больного отца, «ни друга, ни товарища в детстве», ни слова о материнской ласке. Известно, что Гоголь предполагал, продолжая «Мертвые души» (а была задумана многотомная эпопея), в конце концов привести своего героя к нравственному возрождению. Намеки на такой ход событий можно увидеть в тексте первого тома. Автор видел впереди «колоссальные образы», ​​ему казалось, что все повествование в дальнейшем «принимает величественное лирическое течение». И едва ли связана с этими снами та деталь, которая и по сей день остается загадочной для читателей и критиков: ведь именно Чичиков любит быструю езду, как и всякий русский, и это от образа его тройки, к которой Гнедой, Чубарий и Асессор запрягаются, Гоголь переходит к образу летящей, неудержимой России-тройки.

    Иронизируя над своим героем, беспощадно обнажая его претензии на благородство и порядочность, Гоголь в то же время восхищается его практичным умом и настойчивостью. «Надо отдать должное непреодолимой силе его характера, — говорит Гоголь о Чичикове. «Ведь этого было бы достаточно, если не убить, то остудить и усмирить человека навсегда, не погасла в нем непонятная страсть!»

    Гоголевский герой в жизни своей любил горячо и искренне одно — свое лицо, и одно, что по-настоящему трогало его душу, — собственное благополучие. Что касается других, то он, как и Собакевич, будет руководствоваться своими интересами. Сентиментальные настроения ему не мешают. Ему это нужно — и он едет в те «уголки нашего государства, которые более других пострадали от аварий, неурожаев, смертей и прочего и прочего». Едет он, конечно, не для того, чтобы посочувствовать и помочь, а для того, чтобы «удобнее и дешевле купить нужных людей».

    И это свойство Чичикова носит отнюдь не только личный характер.

    Испуганные чиновники заподозрили, что Чичиков — это переодетый Наполеон, и даже обнаружили внешнее сходство. В этом вымысле есть смысл, и Гоголь хотел, чтобы читатель о нем догадался. Ведь наполеоновство стало выражением морали купеческого общества, согласно которой люди являются лишь средством для достижения власти, богатства и успеха. Масштаб другой, но по существу Чичиков действует в духе этой морали, он действует не войсками и дипломатией, а посредством полулегальной коммерции. Гоголь продолжает сатирическое обличение Пушкиным бесчеловечного индивидуализма:

    Мы все смотрим на Наполеонов.

    Существуют миллионы двуногих существ

    У нас есть только один инструмент.

    Итак, Чичиков — это образное обобщение очень широкого круга явлений — от взяток до захватнических войн. При всем многообразии этих явлений суть у них одна — приобретение, то есть удовлетворение корыстных интересов любыми средствами, прикрываемыми самыми приличными доводами и объяснениями.

    Чичиков не противостоит, как иногда думают, уездным помещикам — и бюрократии. Он лишь выделяется на фоне этой среды как герой новой, капиталистической формации. Чичиков представляет тех, кого можно назвать «первичными аккумуляторами». Именно они ценили силу капитала, предпочитая крупные денежные операции натуральному хозяйству. В ходе исторического развития Чичиковы приходят на смену вырождающемуся сословию дворян. Гоголь подчеркивает, что новый тип приобретателей гораздо опаснее прежних. Дворяне разоряют крестьян дома, в уезде, Чичиков, напротив, стремится к размаху. Он ездит по всей России, везде ищет «прибыль». Кроме того, он ловок, уклончив, действует умело, прикрывая свои корыстные мысли личиной воспитанности и приспосабливаясь к ситуации. У Манилова он изображал из себя «чувствительного» человека, испытавшего немало «преследований» за «соблюдение правды», «здоровавшегося за руку и с беспомощной вдовой, и с несчастной сиротой». Он намекнул воеводе, что «въедешь в его губернию, как в рай, дороги везде бархатные». Он даже возбудил благосклонность Плюшкина, отказавшись от угощения под тем предлогом, что тот «уже пил и ел». Везде ведет себя «достойно», а среди жадных до денег чиновников еще и имел репутацию «миллионера».

    Приобретение Чичикова перерастает в предпринимательство. В достижении корыстных целей он не останавливается ни перед чем, основывая свои действия на искусно завуалированной подлости. Последняя, ​​самая гнусная его афера — покупка мертвых крестьянских душ с целью наживы. Афера не удалась. Чичиков разоблачен, но разоблачен случайно, он покидает город, не неся никакого наказания: Отсюда видно, что Чичиков — «свой» человек в дворянско-чиновничьей среде, и его «неудача» случайна. В другом месте другие Чичиковы добьются своего. В этом направлении развивалась общественно-экономическая жизнь России и Западной Европы в 30-40-х годах XIX века. Очевидно, Гоголь, предвидя такую ​​тенденцию, в конце концов отказался от намерения исправить «негодяя-стяжателя». Во всяком случае, попытки автора заставить Чичикова «стыдиться» своих пороков при встрече с «добродетельными» героями второго тома (Костанджогло, Муразовым и др.) не дали убедительных художественных результатов. В сознании читателя Чичиков остается типичным представителем буржуазного хищничества независимо от того, где и в какой сфере оно проявляется. Мировое значение образа Чичикова остро подметили Белинский и Чернышевский, писавшие, что Чичиковых можно найти во Франции и Англии, везде, где крепнет буржуазное делопроизводство.

    губернское общество

    Рисуя широкую картину дворянско-помещичьей России своего времени, Гоголь, кроме местных дворян, изображает и губернских чиновников. В примечаниях к первому тому поэмы Гоголь писал: «Идея города есть пустота, возникшая в высшей степени. Пустой разговор. Сплетни, перешедшие границы. Как все это возникло от праздности и приняло выражение в высшей степени смешного, как умные люди доходят до совершенных глупостей.

    Такую жизнь провинциального общества и его представителей показывает Гоголь. Это тоже царство «мертвых душ», безделья и внутреннего убожества. Губернские чиновники, в сущности, ничем не отличаются от уездных чиновников, ранее нарисованных Гоголем в «Ревизоре». Как и городской голова, «чудотворец» — полицмейстер «побывал в лавках и на гостином дворе, как в собственной кладовой». Склонность «вольнодумца» Ляпкина-Тяпкина к чтению масонских книг разделял и почтмейстер города, который «углублялся больше в философию и очень прилежно читал даже по ночам» книги мистиков. Робость Хлопова досталась в наследство «моргунскому» прокурору, «умершему от испуга» от слухов, ходивших по городу в связи с покупкой Чичиковым мертвых душ. Назначение нового генерал-губернатора столь же напугало губернских чиновников и лишило их рассудка, как и ожидаемый приезд ревизора — уездных чиновников. Здесь царит тот же кумовство, та же продажность и тот же произвол, что и в уездном городе; тот же подкуп процветает (чего стоит один Иван Антонович — «кувшинное рыло»!), тот же невежество и пошлость. Подобно героям «Ревизора», чиновники губернского города оторваны от народа, от его нужд и запросов.

    Почему ограничения ваших родителей не ограничивают

    Что такое ограничения и почему вы их не любите?

    Ограничения по определению являются ограничениями; они будут следовать за вами в подростковом возрасте и во взрослой жизни. Ваш будильник ограничивает количество сна, которое вы получаете каждое утро. Ваша кладовая предлагает ограниченный запас продуктов для завтрака. После завтрака у вас есть ограниченное количество времени, чтобы поставить посуду в раковину, прежде чем мама напомнит вам об этом. Вы ограничены и во многом привыкли к ограничениям. Вы достаточно знакомы со своей человечностью, чтобы понять, что вы никогда не вырастете единорогом, и вы не можете изменять форму, прыгать во времени или растворяться в воздухе. У вас тот же базовый набор человеческих ограничений. Вам нужны воздух, пища и вода, чтобы жить, и поэтому вы дышите, едите и пьете, никогда не сомневаясь в том, что Бог или его благость наложили на вас ограничения.

    Определенные ограничения вы делаете ум. А в подростковом возрасте кажется, что их запас бесконечен. Возможно, ваши родители ограничивают ваше время, проводимое за экраном, регулируют время, в течение которого вы можете не ложиться спать, и запрещают вам есть двенадцать конфет Twinkies на завтрак. В школе ваш учитель может наложить ограничения на то, с кем вы можете сидеть за обедом, сколько вы можете говорить или писать сообщения во время урока и сколько дней вы должны наверстать упущенное. Когда вы с друзьями, вы можете чувствовать себя ограниченным из-за вашего смущающего телефона-раскладушки или того факта, что вы не сплетничаете и не смотрите одни и те же фильмы. Или ваше растущее тело может внезапно помешать вам влезть в вашу любимую пару туфель прошлой весны или иметь чистую кожу и хорошие волосы на школьном дне фотографии. Я уверен, что вы хотели бы иметь последнее слово в преодолении определенных ограничений. Ограничения ограничивают ваш стиль.

    Хотя вы вряд ли улыбнетесь и скажете спасибо взрослым в вашей жизни, поскольку они устанавливают ограничения на все, от приложений на вашем телефоне до количества яблочного пирога, которое вы можете съесть, вы, вероятно, знаете, что эти ограничения предназначены для вашей защиты. и хорошо. Тогда почему вы не любите ограничения и не видите в них привилегию и удовольствие? Потому что пределы говорят вам то, что вам неприятно слышать: №

    Линдси Карлсон

    С помощью 10 практических занятий молодые девушки научатся применять Слово Божье к трудностям подросткового возраста, закладывая основу для взросления на всю оставшуюся жизнь.

    Нет, это не лучший вариант. Нет, вы не знаете, что лучше. Нет — это нарушение ваших планов. Ничто не мешает вам иметь то, что вы надеетесь получить, делать то, что вы хотели бы делать, или чувствовать то, что, по вашему мнению, вы должны чувствовать. Вместо того, чтобы принять «нет», вы хотели бы оттолкнуть его. Вы ненавидите ограничения и испытываете искушение протестовать против них, споря, ведя переговоры, пробиваясь сквозь них или отрицая их существование вообще.

    Предельные ненавистники

    Ограничения заставляют вас вступить в борьбу как со своей человечностью, так и со своей греховной природой, показывая вам, что вы не Бог, но вы определенно хотите им быть. Ваши духовные родители ничем не отличались. Адам и Ева были самыми первыми ненавистниками ограничений. Бог ясно сказал: «От дерева познания добра и зла не ешьте» (Быт. 2:17), и вместо этого они взяли и ели, игнорируя ограничение, данное Богом. В ответ Бог наказал их мятеж, поместив их вне сада и вне его присутствия. Вас мучает та же греховная природа и желание идти своим путем и определять собственное благо. Вы хотите раздвинуть границы, которые ограничивают вас или говорят вам нет . Но прислушайтесь к предупреждению Исаии: «Горе тем, которые мудры в своих глазах и рассудительны в глазах своих» (Ис. 5:21). К счастью, есть альтернатива ненависти к своим ограничениям.

    Проверьте свои слепые зоны

    Я живу на оживленной улице на вершине холма. В утренний и дневной час пик мой гигантский внедорожник уходит с подъездной дорожки целую вечность. Конечно, я мог бы уверенно бросить машину задним ходом, не задумываясь, и надеяться, что стальная рама моего Suburban остановит движение, а мчащиеся машины вежливо остановятся и впустят меня. Но это было бы глупо и поставило бы жизнь моих детей под угрозу. Вместо этого каждый раз, когда я сажусь в машину, я признаю свою ограниченность взгляда и смотрю в зеркало заднего вида, а затем в боковые зеркала, чтобы понять, безопасно ли выезжать с подъездной дорожки задним ходом. Без внешнего воздействия моих зеркал каждая поездка в Target была бы потенциальной возможностью полностью разбить семейный автомобиль.

    Даже если у вас, вероятно, еще нет водительских прав, у вас есть слепые зоны. Вы не можете сами увидеть все свои недостатки и недостатки. Чтобы расти, вам нужен взгляд со стороны. Вам нужно научиться просить о помощи. Вместо того, чтобы тратить свое время и энергию на отвращение ко всем препятствиям на своем пути, возрастайте в благочестии, регулярно проверяя свои слепые зоны. Самодостаточность опасна; вам нужна помощь других. Благодаря внешнему вкладу и взгляду ваши ограничения действительно могут помочь вам возрастать в благочестии. Проверка своих слепых зон — это признак смирения и зрелости.

    Сдайся

    Вы родились с большим духовным слепым пятном. В первой главе этой книги из Ефесянам 2:1–7 вы узнали, что начали свою жизнь мертвыми во грехе. Павел, зная, что вы, вероятно, забудете, говорит вам помнить, «что вы были в то время отделены от Христа. . . не имеющие надежды и безбожники в мире» (Еф. 2:12). Вы родились ограниченными! Вы не можете добраться до Бога самостоятельно. Вы сломлены грехом и не имеете надежды исправить себя. Это не тот предел, против которого вы должны возражать, как надменные люди, которых Иоанн упоминает в Откровении и которые говорят: «Я богат, я преуспеваю и ни в чем не имею нужды», которые не осознают, что они «несчастны, жалки, бедны, слепы, и наг» (Откр. 3:17).

    Вам нужен Бог, чтобы дать вам желание, способность и силу доверять ему и подчиняться его приказам.

    Без Божьей помощи вы ограничены в своем понимании своей нужды в Его прощении, ограничены в своей способности довериться Христу, ограничены в своем понимании вечности и ограничены в своей способности жить во славу Божию. Самостоятельно вы не можете понять мысли Бога, его планы или цели. Вам нужно, чтобы Бог дал вам желание, способность и силу доверять Ему и повиноваться Его заповедям. И поскольку вы не Бог, вы очень нуждаетесь в Божьей мудрости во всей жизни. Вы нуждаетесь в его помощи и ничего не можете сделать без него (Иоанна 15:5). К счастью, ваши ограничения и ваши нужды не являются неожиданностью для Бога. Будь то личные слабости и неспособности или ограничения, наложенные на вас людьми, наделенными властью, такими как ваши родители, ваши учителя или ваш тренер, — все они используются Богом для вашего блага и Его славы. Он использует те же ограничения, которые раздражают вас или кажутся вам бременем, чтобы помочь вам возрастать в благочестии. Когда вы признаете, что у вас есть слепые пятна, и просите помощи у Бога, Святой Дух отвечает силой, готовой помочь вам.

    Эта статья адаптирована из книги «Возрастание в благочестии: руководство для девочек-подростков по взрослению во Христе» Линдси Карлсон.


    Линдси Карлсон — жена пастора, мать пятерых детей, уроженка Техаса. Ей нравится писать, выступать, обучать женщин Библии и подготавливать учеников, которые растут по Божьей благодати.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *