Все руси цари: Царь и великий князь всея Руси Василий Иванович Шуйский

Иван Грозный. Первый царь всея Руси

25 августа исполняется 490 лет со дня рождения  русского царя Ивана Васильевича IV (прозванного в народе Грозным). Представляем подборку книг об Иване Грозном из цикла «Гении власти», посвященную биографиям известных политических и исторических деятелей.

Споры персоне царя не утихают на протяжении нескольких столетий. Историки и ученые дают ему противоречивые характеристики. Мнения колеблются от попыток канонизации «святого благоверного царя» до проклятий в адрес «тирана земли Русской».

Представленные книги познакомят читателя с биографией царя и его деятельностью, правдой и мифами о его жизни. Свои труды ему посвятили классики отечественной исторической науки и мастера исторической прозы – Н. М. Карамзин, В. О. Ключевский, В. Н. Татищев, С. М. Соловьев, Р. Г. Скрынников, Б. Н. Флоря, Р. Ю. Виппер, К. Ф. Валишевский, С. В. Бахрушин, С. Ф. Платонов. Интересны книги В. Р. Мединского, Г. Благовещенского, А. А. Бушкова, В. А. Мазурова. Об Иване Грозном написано множество книг; разгадать тайну великого гения власти мы предлагаем и Вам…

Иван IV Грозный…. Первый царь всея Руси. Одни считают его выдающимся правителем, военачальником и дипломатом. Другие считают его кровавым тираном и деспотом, почти сумасшедшим. Кто же прав? Видимо, и те и другие. Понять такую неординарную личность можно лишь, рассмотрев ее деятельность  в историческом контексте. Стоит изучить труды классиков исторической науки и мнения современных историков.

Автор книги  «Великий Иван Грозный. Первый царь всея Руси» А. В. Тюрин пытается восстановить истину, воздавая должное величайшему гению власти, первому русскому самодержцу. Это произведение – свежий взгляд на грандиозную фигуру Ивана Грозного, радикальная переоценка его роли в истории, разгадка его великой жизни и трагической смерти. А. В. Тюрин пишет, что Иван IV был любим народом: за все его царствование ни служилое дворянство ни простой народ ни разу не восстали против его власти, но до сих пор Ивана Грозного поносят как «деспота» и «кровавого тирана»… Откуда эти нападки на личность и правление гения власти?

О личности царя Ивана Васильевича, а также о путях развития России в XVI веке, рассуждает известный историк Борис Николаевич Флоря. О царе Иване Грозном спорили еще при жизни, спорят и сейчас – спустя четыре столетия после его смерти. Одни считали его деспотом, залившим страну кровью несчастных поданных. Другие – гением, обогнавшим время. Не вызывает сомнений одно: Россия после Грозного представляла собой совсем другую страну, нежели до него.

Образ царя Ивана Грозного в западных источниках сильно противоречит русским преданиям и историческим материалам XVI-XVIII веков, что возникает впечатление, будто речь идет о разных людях. Эти материалы XVI века были вброшены в Россию в начале XIX века. Какие обвинения и почему предъявляют Ивану Грозному? Что строил и что разрушал первый царь всея Руси? Насколько соответствуют истине обвинения царя в жестокости? Автор книги «Правда и ложь об Иоанне Грозном» В. А. Мазуров отвечает на все эти вопросы.

Сборник  «Иван Грозный и иезуиты: миссия Антонио Поссевино в Москве» включает в себя труд немецкого ученого Вальтера Делиуса «Антонио Поссевино и Иван Грозный», посвященный попытке католической церкви сблизиться с Россией в конце XVI века и повлиять на ее внешнюю политику, а также печатавшиеся по-русски ранее литературные сочинения самого Поссевино. Эти материалы дают ясную картину серьезной политической интриги и крупной дипломатической акции, важной для понимания допетровской России и Европы в целом.

Посетившие Московию иностранцы в период правления Ивана Грозного активно содействовали созданию негативного образы нашей страны. Они создали множество мифов о Московии и царе Иване Грозном. Иностранцами было предпринято немало усилий для формирования образа кровавого тирана Ивана Грозного. В книге «Иван IV «Кровавый». Что увидели иностранцы в Московии» В. Р. Мединского рассказывается о мифах, придуманных монахом-иезуитом Антонио Поссевино. Автор разоблачает мифы о России, Иване Грозном, предоставляя для этого первоисточники по истории нашей страны.

Книга Г. Благовещенского «Иоанн IV Грозный» — очередная попытка разгадать личность Ивана Грозного. Автор приводит исследования различных историков, анализ деятельности первого русского царя. Все эти материалы помогут читателю обнаружить целый ряд дополнительных деталей и характеристик, который позволит более полно представить себе внутренний облик Ивана Грозного – едва ли не самого противоречивого из всех русских самодержцев.

В центре внимания монографии Р. Г. Скрынникова «Царство террора» — опричнина Ивана Грозного. На основе широкого круга источников автор анализирует происхождение репрессивного режима опричнины, раскрывает механизмы террора, его масштабы и влияние на исторические судьбы страны. В книге приведены яркие характеристики Ивана Грозного, митрополита Филиппа Колычева и других деятелей той эпохи.

Личная жизнь Ивана Грозного окутана множеством легенд и загадок. Уникальные документы, приведенные историками и авторами книги «Иван Грозный и его жены» Л. Е. Морозовой и Б. Н. Морозовым, раскрывают некоторые из тайн, воссоздают реальный облик русских цариц – жен русского царя, объясняют почему каждую ожидал трагический конец…. Прослеживается влияние на Ивана Грозного каждой супруги и дается попытка дать объяснение, как тот или иной брак сказывался на царском окружении и даже на внешней и внутренней политике страны…

А. Бушков в книге «Иван Грозный. Кровавый поэт» пишет, что царствование Ивана IV – тема неисчерпаемая. Здесь одно цепляет за другое, и так можно до бесконечности. Автор, как и другие его современники, пытался развеять мифы о личности гения власти.  «Страшный был человек Иван Васильевич. Не его вина, что ему выпал такой век. По крайне мере он сделал все, что мог…» — приводит в заключение А. Бушков.

В романе А. Тамоникова «Белый царь — Иван Грозный» представлена яркая и многоплановая картина далекого прошлого нашей страны, раскрываются сложные взаимоотношения народов той эпохи, неимоверными усилиями которых создавалась Российская империя. Властный самодержец, пожалуй, впервые представляется здесь ранимым, страдающим человеком, который взвалил на себя величайшую ответственность за судьбу Родины.

Личность Ивана Грозного еще многие годы будет привлекать историков. Окончательного и однозначного ответа об историческом значении деятельности Ивана IV до сих пор нет. Возможно, его могут принести труды будущих поколений исследователей.

 

С этими и другими изданиями, посвященными личности Ивана Грозного, Вы можете познакомиться здесь.

Книжная подборка подготовлена отделом гуманитарной литературы.

Кто такие «ночные ведьмы» | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов

Наши читатели знают, какое сложное положение сложилось на фронтах осенью 1941 года. Враг был на подступах к Москве, начиналась блокада Ленинграда, общая ситуация ухудшалась каждый день. В эти трудные дни по инициативе легендарной лётчицы Марины Расковой был сформирован 588-й ночной легкобомбардировочный авиационный полк. В феврале 1943 года за героизм и мужество личного состава полку было присвоено почётное звание «Гвардейский», и он был преобразован в 46 гвардейский ночной бомбардировочный авиационный полк. Командиром полка стала Евдокия Бершанская. Сама Марина Раскова стала командиром 587 бомбардировочного авиационного полка. Герой Советского Союза Марина Раскова погибла в январе 1943 года.

Девушки в воздухе

Евдокия Бершанская имела богатый лётный опыт, летала и ночью, и в слепом полёте, уже командовала женским отрядом пилотов, который был создан в Батайской лётной школе. Было командиру полка в ту пору 29 лет. Шутливо её боевое подразделение называли «Дунькиным полком». Набранные лётчицы прошли ускоренные курсы подготовки, и уже 23 мая 1942 года на фронте появился необычный авиационный полк. На первых порах подразделение насчитывало 115 девушек 17-25 лет.

Начинали свою службу девушки трудно. Лётная форма им была выдана поношенная мужская, а летали они на видавших виды самолётах 1920-х годов По-2 (Поликарпова). Самолёты были фанерными, двухместными, а приборы на них были самыми примитивными. Первоначально никакой радиосвязи не было, вся навигация осуществлялась при помощи секундомера и карты. Вооружения на самолетах не было (кроме пистолетов), защиты от пуль и осколков тоже не было, как и парашютов, а были только две бомбы, которые крепились под крыльями. После бомбардировок приходилось возвращаться, вновь брать бомбы и вылетать на новые задания. Девушки рассказывали, что за ночь они совершали до 15 вылетов. Они бомбили немецкие военные укрепления, склады и тыловые базы.

Полёт метлы

Самолёт По-2 был лёгкий, летал на низкой высоте и практически не был заметен немецким радарам. А тактика была очень простой: перед целью лётчицы глушили моторы, самолёт беззвучно планировал, они бросали бомбы, вновь включали моторы и улетали домой. Шум планирующего самолёта ассоциировался с «шуршанием ведьминой метлы в ночи». Поэтому немцы называли их «Nachthexen» (ночные ведьмы).

Лётчицы 46-го гвардейского полка приняли участие в крупнейших боевых операциях Красной Армии: битве за Кавказ, освобождении Кубани, Тамани, Новороссийска, Крыма, Белоруссии, Польши и в боях на территории Германии.

Самолёты полка провели в воздухе 28676 часов, или 1191 полных суток, за это время «Ночные ведьмы» уничтожили 17 переправ, 46 складов боеприпасов, 86 огневых точек врага, множество топливных цистерн, 9 поездов, 2 железнодорожные станции. Всего они сбросили на врага 3000 тонн бомб. Но было ещё одно –  это ужас, который наводили ночные налёты «ведьм» на немецкие войска. За годы войны погибли 32 девушки и 23 боевые машины. 23 военнослужащим полка было присвоено звание Героя Советского Союза. Вечная память лётчицам «небесного тихохода»!

В 2015 году запущен 8-серийный документальный сериал «Прекрасный полк». Этот фильм снимался при поддержке Российского военно-исторического общества. Он рассказывает об удивительных судьбах женщин, участвовавших в сражениях Великой Отечественной войны. Фильм под номером 7 рассказывает о судьбе Евдокии Давыдовны Бершанской – командире легендарного авиационного полка, прозванного фашистами «Ночными ведьмами».

Источник фото: https://www.pinterest.com/

Как россияне относятся к войне на Украине?

Браузер не поддерживает сценарий.

Браузер не поддерживает сценарий.

;

Объяснение войны на Украине: Послушайте наших экспертов

Доктор Виктория Хадсон

Постдокторант Британской академии, Департамент военных исследований

01 марта 2022

  • Общество
  • Международный

Невозможно получить объективные и репрезентативные данные об отношении населения России к войне в Украине, но есть признаки того, что вторжение вызвало глубокие опасения, по крайней мере, у тех, кто имеет доступ к глобальным СМИ.

В десятках городов по всей России вспыхнули антивоенные протесты, и многие обратились в социальные сети, чтобы выразить свое потрясение и гнев в связи с решением напасть на нацию, которую русские считают родственной и с которой многие связаны родственными узами.

Несмотря на утверждения о давно спланированном теракте, отечественная аудитория не была готова к стремительной эскалации до военного противостояния, которое внутри страны преподносится как «спецоперация» по борьбе с неонацизмом и притеснением русскоязычного населения в Восточные регионы Украины. Подавление СМИ означает, что многие не осознают всего масштаба того, что там происходит, и смотрят на события совсем с другой точки зрения.

Тем не менее, многие русские имеют рефлексивную европейскую идентичность, и оказаться в результате агрессии практически в одночасье отнесенными к государству-изгою крайне неудобно. Более того, президент Путин укреплял свой авторитет дома как гарант стабильности и оплот экономических кризисов 19-го века.

90-е годы, которые глубоко ранили простых россиян. Экономический коллапс, надвигающийся в результате санкций, введенных западными государствами, подрывает общественное согласие с его правлением, потенциально даже среди тех, кто в поисках информации полагается на спонсируемые государством СМИ.

Хотя патриотические элементы, даже заинтересованные в сотрудничестве с государственными институтами, выразили тревогу по поводу военных посягательств Кремля, западный нарратив о том, что Украина отстаивает свое право на свободу и демократию, не пользуется полным признанием. Таким образом, режим еще может сплотить население вокруг представления о том, что именно Запад довел Путина до крайности, расширив свою безопасность за счет России. Однако среди тех россиян, которые имеют доступ к глобальным СМИ, Москве будет сложнее сопротивляться нарративу о запутанной, непопулярной и нелегитимной военной кампании, поскольку она в значительной степени уступила контроль над тем, как события воспринимаются в западных СМИ, украинской стороне.

В этой истории

Виктория Хадсон

Научный сотрудник

  • Общество
  • Международный

Последние новости

21 ноября 2022 г.

Ученый-климатолог из Кинга присоединяется к парламенту Великобритании в роли консультанта по исследованиям

Д-р Тэмсин Эдвардс представит актуальные, ориентированные на политику исследования климата и окружающей среды…

21 ноября 2022 г.

Новое агентство AUKUS сфокусировано не только на атомных подводных лодках, слышно на конференции

Партнерство в области безопасности AUKUS должно способствовать и поддерживать долгосрочную стабильность в Индо-Тихоокеанском регионе…

21 ноября 2022 г.

Находимся ли мы в ключевом моменте чрезвычайной климатической ситуации?

В новом выпуске подкаста рассказывается, на каком этапе климатического кризиса мы находимся, как недавние события повлияли…

21 ноября 2022 г.

Трекер новостей: комментарии и обновления экспертов COP27

Все последние новости King’s, касающиеся COP27, климата, устойчивого развития и многого другого.

 

Внутри дома коллекционера Дэвида Кинга

Картинное эссе

Узнайте, как появилась крупнейшая в мире коллекция советского искусства и дизайна

Накидка в кабинете на первом этаже. Фотография Дэвида Кинга (крайний слева), его книга Красная звезда над Россией и изображение панды, его любимого животного (крайний справа)

Красная звезда над Россией — это во многом взгляд на жизнь писателя, фотографа и графического дизайнера Дэвида Кинга. Его страсть к советской визуальной истории привела к тому, что он собрал 250 000 объектов — одну из крупнейших в мире коллекций фотографии, искусства и графики на эту тему. Этот материал стал тканью жизни и дома Кинга; источник постоянного увлечения для него.

Дэвид Кинг в Москве, ноябрь 1977 г.

Коллекция началась в 1970 году, когда Кинг работал художественным редактором журнала The Sunday Times. Посланный в Россию, чтобы вернуть изображения для специальной статьи о революционере Льве Троцком, Кинг обнаружил, что все записи об этом человеке были уничтожены. Его первоначальный поиск образов Троцкого вскоре распространился на всю советскую визуальную культуру; нити одного повествования неразрывно переплетаются с другим.

От свержения последнего царя и революционных восстаний 1917, вплоть до борьбы Гражданской войны и сталинской кампании террора, коллекция Кинга показывает, как сейсмические политические события привели к социальной трансформации, которая вдохновила волну инноваций в искусстве и графическом дизайне по всей стране.

В сопровождении фотографий того места, где он жил, мы слышим некоторые личные истории о том, как он собирал эти предметы:

Пока я пишу это, в моей студии на верхнем этаже царит хаос. Тысячи русских фотографий и графики, неиспользованных или собирающихся использовать [на моей выставке в Тейт Модерн], свалены в кучу на козлах или разбросаны по всему полу… Вверх и вниз по лестнице, ящики с еще большим количеством фотографий, упавшие в лихорадочное принятие решений, тщетное ожидание повторной регистрации… Мне потребовалось четыре десятилетия, чтобы собрать 250 000 артефактов в коллекции…

Итак, вот несколько заметок, анекдотов и воспоминаний о том, как возник этот хаос коллекционирования, задокументировавший видение коммунизма в мире бессонных ночей.

Кинг работает в своей мастерской на чердаке, декабрь 2015 г.

Рабочий стол короля. На фото страницы его незаконченной книги Печать и революция, продолжение Красная звезда над Россией

Кабинет на первом этаже. Знамя с изображением любимых деятелей культуры короля, включая Всеволода Мейерхольда, Бориса Пастернака и Дмитрия Шостаковича (в центре) и Мухаммед Али от короля (крайний справа)

Мансардная студия. Красные шкафы, в которых хранились фотографии и архивные материалы Кинга (в центре) и картина Кинга (крайний справа)

Подоконник библиотеки. Лампы сталинского периода и скульптура подруги короля Джуди Гроувс (в центре). Картина Кинга (вверху справа)

знака Красной Армии времен гражданской войны. Значок 1919 года, отличающийся редким символом плуга и молота (внизу в центре)

Мой прадед был моей самой ранней связью с Россией. Он был инженером Великой Западной железной дороги. Они получили заказ на строительство российской железной дороги в царские времена… На комоде в бабушкиной кухне раньше стоял тяжелый свинцовый кош. Когда я был ребенком, мой отец мрачно сказал мне, что моему прадеду было выдано в России, чтобы он отгонял волков в лесах, когда он и его товарищи-железнодорожники строили линии.

Библиотека с антресолью для гостей. В его коллекцию редких книг входила книга из личной коллекции Сталина с собственными примечаниями Сталина

.

Библиотека. Все деревянные полы, полки и панели были построены и установлены Кингом во время ремонта дома в 1960-х годах

.

Моя первая поездка в Советский Союз состоялась глубокой серединой зимы 1970 года. Февраль в Москве был особенно темным и заснеженным, и температура часто опускалась до тридцати градусов ниже нуля. Иногда мои камеры Nikon F2 протестовали против холода и замерзали, и тогда мне приходилось возвращаться в гостиницу и полчаса размораживать их на батареях.

Однажды вечером, собираясь сделать это, я открыл дверь в свою комнату и прервал кого-то, кто листал мои тетради. Это не имело значения, мне нечего было скрывать, и в каком-то смысле я ожидал этого. Он извинился по-английски и ушел.

Кухня. Пакеты с изюмом Sun Maid и открытка с его любимым фильмом Малхолланд Драйв . Король ел изюм Sun Maid, а затем бросал пустые пакеты над раковиной

Передняя комната. Игрушечная панда (крайний слева), две картины Джуди Гроувс (в центре) и портрет партнерши Кинга, Валери Уэйд, 11 лет (крайний справа)

Передняя комната. Скульптура Дэвида Кинга (в центре)

Однажды мне позвонила [русская интеллигентка по имени] Маша. Ей нужны были деньги, она хотела продать некоторые из русских революционных плакатов своей матери, интересно ли мне? … Когда она открыла дверь, я увидел, что в доме полный беспорядок, везде сыро. Что пошло не так? Я попросил. Крыша, ответила она.

Плакаты были хороши… Я спросил ее, что они с мамой хотят за них. Она не знала. Я сказал, что случилось с крышей? Он рухнул. Так сколько стоит новая крыша? Она сказала мне. Я сказал хорошо; дайте мне плакаты, и я заплачу за крышу… Она снова позвонила мне через несколько недель; строители закончили, и дом был идеальным.

Кабинет на первом этаже. Фотография Дэвида Кинга и бюст председателя Мао (в центре). Кинга также интересовала визуальная культура других тоталитарных режимов

.

Кухня. С произведениями искусства, подаренными Кингу друзьями, и вырезками из интересных газет

.

Когда-то в Цюрихе жил известный букинист-социалист. Однажды я посетил его магазин, но был разочарован, обнаружив, что он имеет мало общего с интересными каталогами, которые он публиковал в течение многих лет. Я спросил его, куда делся весь его русский материал. Он ответил: «О, это! … Я думаю, что в подвале…»

В темноту вела железная винтовая лестница; черное на черном… «Так где же фотографии?» — спросил я, пытаясь скрыть свое разочарование. «Ты стоишь на них… они лежат здесь уже много лет, никому не интересны, бери, что хочешь».

Я посмотрел вниз. Пол был увешан оригинальными русскими фотографиями 1920-х и 30-х годов…

Коридор. Картины его дочери Жозефины Кинг и книги по истории Советского Союза, многие с изображениями, лицензированными из библиотеки Кинга

China Contemporary Журнал

Мансардная студия. Включает коллекцию пластинок Кинга, в которую входят винилы Марии Юдиной

.

Согласно советскому законодательству, ввоз или вывоз практически всего, кроме самых безобидных сувениров и подарков, без официального разрешения считался и остается правонарушением. Все виды печатной продукции и фотографии вызывали у таможни особое подозрение…

1984. В ночь перед отъездом из Ленинграда я был у фотографа и его друга, ученого… Вечер кончился. Я надевал свое пальто в холле, когда ученый прямо вышел с ним: «У меня в этой сумке шестьдесят один рулон микрофильмов. Это научное исследование всей жизни, и я не могу его опубликовать здесь. взять его во Францию ​​для меня?»

Я ахнул… «Не могу таможня не найдет»… Он был в слезах «Пожалуйста, вот оно, вы должны его взять.»

[В ленинградском аэропорту] Меня сняли с паспортной очереди и отвели в подсобное помещение. Я начал думать об учёном.

Вскоре в комнату торопливо вошла исключительно красивая женщина-комиссар. — Что у тебя в сумках?

«Ничего особенного… просто фотографии, которые я сделал.» Я ждал беды.

«Что ты здесь делал?»

«Я изучаю жизнь Марии Юдиной, великой русской пианистки, потому что хочу издать книгу о ней на Западе. »

Теперь она понизила голос «Ты знаешь про Марушью? Я люблю ее. У тебя есть все ее пластинки?» Потом она снова тихо заговорила: «Сделай, пожалуйста, замечательную книгу о Марушке, сделай замечательную книгу».

Потом резко повернулась к безмозглым охранникам: «Пропустите, он изучает Юдину!»

Придверный коврик с красными звездами. Половые доски, изготовленные King, чтобы соответствовать его краям


Партнер Кинга, Валери Уэйд, рассказала нам о его последних днях. Хотя он и утешался сознанием того, что обеспечил будущее своей работе в коллекции Тейт, расставаться с этими драгоценными предметами было тяжело. После легкого сердечного приступа Кинг выписался из больницы. «Я просто хочу поспать дома», — сказал он Уэйду. В последний раз он отдохнул среди сосновых полок ручной работы и заказал алые шкафы, в которых хранились плоды многолетнего самоотверженного труда. Он умер в ту ночь в окружении своей коллекции.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *