Все о рюрике: первый правитель Руси его приход и правление

РЮРИК • Большая российская энциклопедия

Авторы: Е. А. Мельникова

РЮ́РИК (др.-сканд. Hrœríkr), со­глас­но со­об­ще­ни­ям др.-рус. ле­то­пи­сей, пра­ви­тель Се­ве­ро-Зап. Ру­си и ро­до­на­чаль­ник ди­на­стии Рю­ри­ко­ви­чей. Согласно по­ме­щён­ному в «По­вес­ти вре­мен­ных лет» под 862 «Ска­за­нию о при­зва­нии ва­ря­гов», Р. был приглашён на княжение зна­тью чу­ди, сло­вен, кри­ви­чей, ме­ри (и, воз­мож­но, ве­си). Р. при­шёл в Ла­до­гу (см. Ста­рая Ла­до­га; по од­ной вер­сии) или в Нов­го­род (по др. вер­сии) с брать­я­ми Си­не­усом (Signjótr) и Тру­во­ром (Þórvarðr), по­сле их смер­ти стал еди­но­лич­ным пра­ви­те­лем на се­ве­ро-за­па­де Ру­си. Все три име­ни ши­ро­ко пред­став­ле­ны в др.-сканд. оно­ма­сти­ко­не. Вы­ве­де­ние име­ни Р. из по­мор­ско-сла­вян­ско­го сло­ва «rerig» («со­кол»), а так­же ин­тер­пре­та­ция имён Си­не­ус и Тру­вор как сло­во­со­че­та­ний «sine hus» и «tru varing» – «со сво­им до­мом» и «вер­ной дру­жи­ной» – не­ве­ро­ят­ны по лин­гвис­тич. со­об­ра­же­ни­ям. Оцен­ка «Ска­за­ния» как умо­зрит. кон­ст­рук­ции ле­то­пис­ца или ме­ст­ной нов­го­род­ской ле­ген­ды (А. А. Шах­ма­тов, Д. С. Ли­ха­чёв и др.) обу­сло­ви­ла при­зна­ние Р., а так­же его брать­ев ле­ген­дар­ны­ми фи­гу­ра­ми. В нач. 21 в., по­сле вы­яв­ле­ния ис­то­рич. яд­ра «Ска­за­ния» (Е. А. Мельникова, В. Я. Пет­ру­хин, П. С. Стефанович и др.), ре­аль­ность су­ще­ст­во­ва­ния Р. не вы­зы­ва­ет серь­ёз­ных со­мне­ний («бра­тья» Р. мог­ли по­явить­ся в «Ска­за­нии» в про­цес­се его уст­но­го бы­то­ва­ния под влия­ни­ем свой­ст­вен­но­го эпич. по­эти­ке мо­ти­ва триа­ды «ос­но­ва­те­лей»). Мож­но по­ла­гать, что Р. яв­лял­ся пред­во­ди­те­лем од­но­го из от­ря­дов викингов (варягов), дей­ст­во­вав­ших в Ла­дож­ско-Иль­мен­ском ре­гио­не, и стал пра­ви­те­лем воз­ник­ше­го здесь ран­не­го­су­дарственного об­ра­зо­ва­ния с цен­тром в Ла­до­ге или на Го­ро­ди­ще (см. Рю­ри­ко­во го­ро­ди­ще). Су­дя по име­ни, упот­ре­би­тель­но­му в дат­ском и юж­но­нор­веж­ском ди­на­стич. име­но­сло­ве, Р. мог про­ис­хо­дить из знат­но­го, воз­мож­но пра­вя­ще­го, ро­да. Ото­жде­ст­в­ле­ние Р. с имев­шим лен во Фри­зии Ро­ри­ком (лат. Roricus) из ро­да юж­но­дат­ских пра­ви­те­лей (Н. Т. Бе­ля­ев; кри­ти­ку см.: Х. Лов­мянь­ский) не име­ет ос­но­ва­ний, кро­ме сов­па­де­ния име­ни и при­мер­но­го вре­ме­ни жиз­ни.

Рюрик. Миниатюра Радзивилловской летописи. Фрагмент. Кон. 15 в. Библиотека РАН (С.-Петербург).

При­да­ние «Ска­за­нию» ста­ту­са ди­на­стич. этио­ло­гич. ле­ген­ды, а Р. – ро­ли пра­ро­ди­те­ля кня­же­ско­го ро­да про­изо­шло, ве­ро­ят­но, в кон. 10 – нач. 11 вв. и за­кре­пи­лось в древ­ней­шем ле­то­пи­са­нии и др.-рус. по­ли­тич. соз­на­нии. С 1060-х гг. имя Рюрик ис­поль­зо­ва­лось в др.-рус. кня­же­ском име­но­сло­ве. Об­раз Р. под­верг­ся пе­ре­ос­мыс­ле­нию в ле­то­пи­са­нии и по­ли­тич. лит-ре 16 в. («Ска­за­ние о князь­ях вла­ди­мир­ских»), где под влия­ни­ем польск. ис­то­рио­гра­фии он был пред­став­лен по­том­ком рим. имп. Ав­гу­ста и вы­ход­цем из Прус­сии, а ска­за­ние о нём бы­ло объ­е­ди­не­но с нов­го­род­ской тра­ди­ци­ей о пер­вом по­сад­ни­ке Гос­то­мыс­ле.

Фи­гу­ра Р. по­ме­ще­на в скульп­тур­ной ком­по­зи­ции па­мят­ни­ка «Ты­ся­че­ле­тие Рос­сии» в Вел. Нов­го­ро­де (1862; по про­ек­ту М. О. Ми­ке­ши­на).

Рюрик — Молодая Гвардия

Сама фигура Рюрика (как, собственно, вся его эпоха) действительно окутана тайнами и полна белых пятен. Учитывая недостаточность источников и, зачастую, их противоречивость, вопрос изучения первых русских князей будет открыт всегда. Удивительно, но в данной книге, на мой взгляд, представлено прекрасное описание ВСЕГО, с чем вы можете столкнуться при изучении эпохи Рюрика. Автор дает описание процессов, происходивших на Руси в то время, описывает соседние государства, уделяет внимание различным научным подходам к «Норманнской теории» и вообще, дает полную характеристику Рюрика.

ПОЛНЫЙ разбор эпохи, в которой жил Рюрик

Возможно, если Вы являетесь доктором исторических наук и специализируетесь на данной теме, то эта книга не станет для вас откровением, но для простого читателя, интересующегося историей России с самых ее истоков, эта книга подойдет как нельзя лучше.

Понравится эта книга и людям, углубленно изучающим историю, но не обладающим достаточными познаниями в истории Древней Руси.

Одной из первых тем, к которой я всерьез отнёсся на истфаке, был сюжет о призвании варягов, то бишь «откуду Руская земля стала есть». Когда прошла первая волна интереса первокурсника к древнеримской армии, инспирированный книжкой Питера Конноли, настала пора изучения истории Древней Руси. Без всяких колебаний я выловил дико интересную, и, как мне тогда казалось, малоизученную тему «Этноним „Рус“ в свете зарубежных источников VI—X вв.», и написал по ней курсовую. До сих пор у меня хранится весьма милый текст из рекордных тогда 30 страниц, датированный 2008 годом, где я бросаю вызов весьма непростым источникам, и пытаюсь отыскать там однозначную Правду (!), найти ответ на этническую принадлежность загадочного народа. Мне до сих пор очень нравится эта курсовая — она «молодая», смелая и наивная, и при нынешней перечитке неизбежно заставляет улыбнутся тем воспоминаниям… И в тоже время вопрос о «призвании варягов» является для меня парадоксальным, но в ином смысле.

Если другая обширная историческая тема при углублении заставляет распахнуться целый мир далёкой эпохи, уйти в него с головой, то изучение «призвания…» оказалось на удивление скучной темой. Исследователи, как правило, жевали одни и те же скудные источники, пытаясь выжать в них доказательства своей версии, развлекаясь с материалом как только можно. Когда я ушёл в социальную историю и политическую антропологию, стало ясно, что сюжет о «призвании варягов» играет всего лишь роль эпизода в сложной картине политогенеза и самоорганизации на Восточноевропейской равнине, и служит лишь его составным элементом. Ясно, что пришлые не могли основать Древнерусское государство руками Рюрика, однако и отрицать скандинавский элемент в IX веке на территории Приильменья нынче невозможно. Казалось бы, можно уже закрыть вопрос, по крайней мере, в той острой форме, в какой он звучал ранее. Но… Сама история спора о варягах по своей запутанности ничуть не проще детективных историй Конан Дойла и Агаты Кристи, расписывать подробно которую не имеет смысла.
Жестокие споры об этнической принадлежности варягов велись со времён Миллера и Ломоносова, практически три века назад, и имели ярко выраженный политический окрас. Много воды утекло с тех пор, давно в могиле и эти двое спорщиков, немногие вспомнят имена Михаила Погодина и Николая Костомарова, и других крестоносцев «варяжского вопроса». «Норманизм» как теория об основании Древнерусского государства варягами давным-давно сошла на нет, превратилось в обыкновенное клише. Да, подавляющее число историков склоняется к тому, что варяги были из норманнских родов, говорили на норманнских языках — но они не являются основателями государства, и быть им не могут. А вот «антинорманизм» самым парадоксальным образом существует. И процветает. В советское время «антинорманизм» был одним из орудий национальной идеологии, и немало историков прогорело на обвинении в «непатриотичности» и «норманизме» (кто не верит — пожалуйста, подшивки «Вопросов истории»). Сейчас «антинорманисты» в лице Вячеслава Фомина, Лидии Грот, Андрея Сахарова и прочих, выдумывают мифический «норманизм», громят его почём свет стоит, обвиняя его «представителей» во всех смертных грехах.
«Неизлечимо больные норманизмом» «грантоеды», «шизофреники», «норманоиды», «в условиях ведущейся против России гибридной вой¬ны, в которой важнейшая роль отводится историческим фальсификациям» и «кривым зеркалами норманизма», который «будучи агрессивным по своей природе (иначе как доказывать небывалое), уничтожает не только нашу историю». Отчасти это взято из недавней статьи Вячеслава Фомина, опубликованной не где-нибудь, а в «Литературной газете», а отчасти — из его невероятно хамской книжки «Голый конунг», которая просто приводит в ступор количеством оскорблений в сторону вполне конкретных историков. Как ни странно, этот вопрос отзывается и в крайне болезненной реакции представителей самых разных слоёв населения, часто даже люди, не интересующиеся историей, могут клеймить позором «проклятых русофобских норманистов». Отсюда я, чувствуя за спиной поддержку Василия Осиповича Ключевского, делаю вывод, что «варяжская проблема» в общественном смысле — следствие клинической патологии, явление коллективной психопатии, и сам факт её существования вызывает самые разнообразные теории о её истоках.
Но умолчим об этом. Пока. Сейчас же речь пойдёт о научно-популярной книге, получившей почётный диплом РГГУ, и сделавшая её автора лауреатом премии за лучшую научную книгу «Фонда развития отечественного образования». Это книга «Рюрик», опубликованная в 2010 году в сверхпопулярной серии «ЖЗЛ» от «Молодой гвардии», что делает её воистину массовой литературой. Её автор — доцент РГГУ Евгений Пчёлов, специалист по геральдике и генеалогии, основным объектом интереса которого является история княжеских родов Рюриковичей и Романовых. Думается мне, интерес историка к этой теме продиктован далеко не только общественной актуальностью: генеалогу и геральдисту просто любопытно взглянуть на «начало начал» цепочки семей, которых он изучает, и именно поэтому его внимание заострилось на личности этого, в общем то, легендарного правителя. Само собой, написать полноценную биографию Рюрика невозможно в силу отсутствия таковой. Да, в летописях есть две записи о его деятельности, но это и всё, что мы имеем. Поэтому Пчёлову пришлось идти по иному пути.
Он разворачивает своё повествование в рамках историографического дискурса, причём ведя его сквозь века. Он начинает с разных списков русских летописей, описывающих призвание «руси» и трёх братьев — Рюрика, Синеуса и Трувора, которые расселись по «градкам» севера, и объединили его под своим началом (якобы), указывая, правда, на условность летописной датировки. Каковы в летописях основные сюжеты? Правление Рюрика, а также княжение Аскольда и Дира в Киеве, что, по мнению летописца, и являются условным истоком Руси, несмотря на то, что они практически никак не описывают деятельность этих предполагаемых «основателей». Затем внимание автора акцентируется на сочинениях XV—XVI вв.еков (например, сочинение Спиридона-Саввы), а позже переходя к интерпретациям уважаемого «последнего летописца» Василия Татищева. После этого он логично переходит к фигурам Михайло Ломоносова и Герхарда Миллера, описывая «проклятый вопрос русской истории», и только потом переходя к, собственно, поискам Рюрика на трёхмерной карте средневековой Европы.
Он сравнивает концепции о происхождении Рюрика, достаточно подробно разбирая и её «славяно-балтскую» версию (Степан Гедеонов и прочие), и идею о его скандинавского происхождения (Георгий Вернадский и другие). Автор считает наиболее правдоподобной версией с отождествлением нашего героя с Рёриком (Харальдссоном?), вероятно, племянником знаменитого Харальда Клаки. Славно, конечно, но какой из этого вывод? Итак какова же всё-таки концепция Пчёлова? Он, как и большая часть медиевистов, сторонник автохтонного происхождения Древнерусского государства как сочетания сложного комплекса процессов. Тезис о привнесении государственности извне он отметает. Почему же Рюрик пришёл на Русь? В интерпретации автора это событие приобретает такой вид: жители условной «северной конфедерации» изгнали взимавших с них дань варягов (возможно, варягов-шведов), и в целях самозащиты заключили «ряд» с другими варягами, предположительно, данами Рёрика Ютландского. «Ряд», по его мнению, заключался в защите торговых путей и улаживании родовых и межэтнических конфликтов на территории «конфедерации», но «по праву», то есть в соответствии с местными порядками.
Это звучит достаточно правдоподобно, поскольку в практике норманнов были подобные договоры в Европе. Однако и в такой интерпретации «призвание» выглядит лишь эпизодом в истории. Так почему же он пишет о Рюрике? Как генеалог, он видит исток изучаемой им династии, и настаивает на том, что Рюрик — подлинный основатель Рюриковичей, и, вопреки мнению многих, отец Игоря и дед Святослава. Пчёлова захватывает картина преемственности рода от человека, правившего больше тысячи лет назад, и он выделяет Рюрика прежде всего как предка многих знатных родов и России, и Европы. Само собой, от этой книги ждать откровений не стоит. Все вышеназванные вопросы уже обсуждались в литературе не один десяток раз, и Пчёлов не преподносит в ней ничего нового. Её достоинство в ином. «Рюрик» — хороший научпоп, с которого можно начать знакомство с содержанием «варяжского вопроса» (всё таки соответствующие книги Льва Клейна и Вячеслава Фомина тяжеловаты для дилетанта), а здесь всё достаточно чётко, внятно и, нужно сказать, увлекательно и хорошим языком изложено.
В претензии я запишу, что Пчёлов далеко не всегда последовательно излагает материал, и без всяких переходов может уйти из одной темы в другую. Кроме того, он слабо затрагивает вопросы археологии, когда описывает дорюрикову Восточноевропейскую равнину, аппелируя прежде всего к письменным источникам, даже игнорируя прочие ВИД. Также иногда источниковедческий анализ автора вызывает определённые вопросы, поскольку иногда его интерпретация чересчур смела. Можно, конечно, возразить, что «призвание варягов» — сюжет нарративных источников, и их анализ — прежде всего. Да, но автор разбирает и иные вопросы, в которых требуются иные источники, и, быть может, иной подход. Несмотря на это, книга Евгения Пчёлова — хорошая научно-популярная книга для ознакомления с вопросом. Возвращаясь к началу нашего разговора, мне всё равно кажется, что вопрос о «призвании» в прошлых его постановках следует закрывать, и существующий идеологический дискурс вокруг него меня не слишком радует. Но, я надеюсь, мы преодолеем и это.

Ну, да, конечно, Киев гораздо моложе и незначительнее Новгорода… И общее развитие в ДРЕВНОСТИ начиналось именно с СЕВЕРНЫХ территорий, там же условия гораздо лучше… Самим не смешно? Рекомендую ИССЛЕДОВАНИЯ, а не показную эрудицию, академика Рыбакова Бориса Александровича в его ТРУДАХ о древней, да и не только древней, Руси. И про Рюрика и Новгород там тоже сказано…

Эрудиция автора, подробное изложение всех реконструкций жизни Рюрика в нюансах, приводятся многочисленные источники

Слишком подробно, тяжело читать для неспециалистов, трудно сделать свои выводы.

Обычно книги серии ЖЗЛ читаются достаточно быстро и легко, но тут…Очень тяжело читать, похоже на специализированную литературу, а не популярно-просветительскую..Очень тяжело сделать выводы, вынести какую-то самую правдоподобную концепцию. Боюсь, для этого придётся перечитывать ещё один-два раза, и брать ещё какую-то книгу по этому вопросу. То есть книге не хватает лёгкости, она загромождена именами, аутентичными цитатами. Книга «Батый» читалась, к примеру, гораздо легче.

Обилие сведений, эрудиция автора.

Слишком подробное изложение научных дискуссий

«Биографией» эту книгу назвать трудно — скорее это история Руси и сопредельных стран в IX веке с изучением вопроса о том, кем был или мог быть легендарный Рюрик.

Рюрик Джутовый Ковер | Громс

Похоже, в вашем браузере отключен JavaScript. Для наилучшего взаимодействия с нашим сайтом обязательно включите Javascript в своем браузере.

Меню

Учетная запись

Поиск

 

Ковер Rurick изготовлен из 100% джута ручной работы, имеет натуральную текстуру и ярко-белый оттенок.

Использование

Изысканная мебель

Everyday

High Everyday

На товары, отмеченные *, скидки не распространяются

Ковер Rurick изготовлен из 100% джута ручной работы, имеет натуральную текстуру и ярко-белый оттенок.

Use

Fine Furniture

Everyday

High Everyday

Перейти в конец галереи изображений

Перейти в начало галереи изображений

Отзывы

Зачем покупать Groms
  • ЛУЧШЕЕ КАЧЕСТВО И СООТНОШЕНИЕ ЦЕНЫ

  • УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ПРЕЖДЕ ВСЕГО

  • 30-ДНЕВНЫЙ ВОЗВРАТ

Что клиенты говорят о Groms

Я заказал новую кровать для моего нового места. Я получил его через три дня. Ребята из службы доставки были приветливы и профессиональны. Доставили кровать именно в то место, куда я хотела. Кровать это то, что…

Наташа, Ньюингтон, Коннектикут

«Обслуживание клиентов действительно помогло мне сделать правильный выбор. Я вернусь в Groms, когда мы будем делать ремонт в следующей спальне».

Сэм, Нью-Йорк, NY

«Я рад, что у вас есть интерактивный выставочный зал, очень полезный. Мне нравится спальный гарнитур, который я купил!»

Тереза, Остин, TX

«Я не совсем понимал, чего хочу, и команда дизайнеров Громса действительно стремилась понять мои потребности и предложила отличные предложения, которые я в конечном итоге купил. Отличная преданность клиенту. Обязательно…

Орландо, Чикаго, Иллинойс

«Журнальный столик доставили с дефектами, но замена прошла без проблем. Качество столика потрясающее!»

Чарльз, Данвилл, Калифорния

Мы купили несколько штук у Groms и будем продолжать возвращаться. Совсем недавно мы купили уличный стол. Доставка была вовремя, бригада доставки в белых перчатках распаковала стол, доставила ровно в. ..

Кристин, Хобокен, Нью-Джерси

«Очень нравится ваш веб-сайт! С ним так легко найти идеальную люстру».

Сара, Санта-Моника, Калифорния

Громы были потрясающими, а Кей была исключительной. Вы так хорошо курируете, что я вне себя от впечатлений.

Тим, фут. Лодердейл, Флорида

Я ценю, что вы сначала связались со мной по телефону. Это было приятно (и смело после доставки поврежденных кроватей!) Давайте попробуем найти время, чтобы потрогать базу в этом последнем эпизоде…

С. Пейн, Майами-Бич, Флорида

«У нас был отличный опыт работы с Groms. Сайт сделал покупки онлайн удобными, а качество на высшем уровне. Купленный нами диван – это именно то, что мы искали!»

Мишель, Нью-Йорк, NY

Топ Copyright © 2023 ГРОМС. Все права защищены.

Dawn of Kiev» Compatible Sleeve Bundle (8814 X 1 + 8803 X 1) – Sleevekings

Рукава Kings Sleeves Часто задаваемые вопросы

Эти часто задаваемые вопросы помогут вам принять решение о покупке набора наших качественных футляров для карт.

Для чего карточных рукавов? 

Карманы для карт защищают ваши карты от повседневного износа и случайного проливания. Конверты для карт также могут защитить ваши карты от вредного воздействия окружающей среды, вызванного солнечным светом и влагой.

Карманы для карт также облегчают обращение. Если ваши карты тонкие и хлипкие, рукава облегчат тасование. Рукава также помогают отличить ваши карты от всех остальных.

Есть ли в футлярах скретч-карты?

Гильзы для карт не царапают карты, если вы следуете инструкциям и перед вставкой убедитесь, что мелкие частицы не попали в гильзу.

Насколько важны двойные рукава?

Двойной рукав не обязателен, но настоятельно рекомендуется для обеспечения дополнительной защиты от случайного разлива.

Как правильно раскладывать карты?

Сначала осмотрите конверты для карт на наличие пыли или грязи. Удаляйте частицы по мере необходимости. Затем, удерживая обложку карты между большим и указательным пальцами, осторожно сдвиньте заднюю и переднюю стороны вместе, чтобы получился небольшой кармашек. Вставьте карту в карман и нажмите вниз, пока карта не будет полностью закрыта.

Как расправить рукава карт?

Во избежание образования пузырей выберите обложку, максимально близкую к размеру вашей открытки. Чтобы расправить карты в рукавах, положите их на теплую поверхность несколькими тяжелыми книгами.

Какие настольные стратегические игры для взрослых самые лучшие?

Несмотря на то, что существуют сотни настольных стратегических игр для взрослых, некоторые из лучших включают в себя:

  • Settlers of Catan
  • Риск
  • Доминион
  • Пандемия
  • Терраформирование Марса
  • Великолепие
  • Мрачная гавань

В эти игры входят карты, которые следует защищать, чтобы они прослужили долго.

В какие игры любят играть взрослые?

Популярные игры для взрослых, как правило, просты в освоении, но их сложно выиграть. Время воспроизведения может варьироваться от 30 минут до трех часов. Любителям настольных игр обычно нравятся более длинные игры. В большинстве этих игр есть игральные карты, которые должны быть в рукавах.

Комбинированная доставка

Если вы не знаете, Swan Panasia имеет общий склад в Юте, США, с MaydayGames.com и SwanPanasiaSleeves.com . Если вы хотите заказать некоторые продукты Sleeve Kings вместе с продуктами на любом из этих веб-сайтов, мы можем легко объединить заказы и вернуть вам стоимость доставки на любом из этих трех сайтов. Пожалуйста, просто поместите свои заказы с одной и той же учетной записи электронной почты и убедитесь, что они оба отправляются на один и тот же адрес, а затем отправьте электронное письмо по адресу 9.0003 [email protected] с темой письма «Комбинированная доставка». Сообщите нам два номера заказа, и Курт объединит два заказа в нашей программе доставки и вернет вам разницу. Обратите внимание, что иногда наш склад СЛИШКОМ эффективен и отгружается до того, как мы успеваем получить известие об объединении заказов, но если это произойдет, Курт все равно возместит вам стоимость доставки.

СКЛАД

Если вы находитесь в Юте и хотите забрать свой заказ у нас, проверьте свой заказ и отправьте электронное письмо [email protected] , чтобы сообщить нам, что вы хотите забрать свой заказ. Мы можем организовать это и возместить стоимость доставки, когда вы заберете товар на нашем складе по адресу 380 West 700 South Ste #3 Springville UT 84663. Обычно мы работаем с понедельника по пятницу примерно с 10 до 4.

    Да, у нас есть ПОЛИТИКА КАРТЫ, и вы можно прочитать ЗДЕСЬ . Короче говоря, мы НЕ позволяем магазинам/дистрибьюторам продавать какие-либо наши продукты в Интернете, особенно на торговой площадке Amazon.

      Прочие вопросы. Часто задаваемые вопросы.

      Если вы находитесь в Великобритании или ЕС и хотите приобрести футляры для карт, мы не можем продавать их на этом веб-сайте. Это потребует от нас перечисления налога на добавленную стоимость во все страны ЕС и Великобританию, и для нас это просто нецелесообразно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *