Готовимся к ЕГЭ по истории: мирные договоры России
Войны и мирные договоры России — важная часть нашей истории. По их итогам формировалась территория страны, они оказывали влияние на политическое, социальное и экономическое развитие государств. В ЕГЭ по истории часто встречаются вопросы, касающиеся мирных договоров России. В статье мы разберем самые основные.
Первый мирный договор, который мы рассмотрим — Ям-Запольский. Он был заключен в результате Ливонской войны с Польшей, которая прошла в 1558-1583 годах. По условиям мирного договора Россия отдала Ливонии Польшу и г. Полоцк. Остальные события представим в таблице.
Название |
Война |
Годы |
Итог |
Плюсский |
Ливонская |
1558-1583 |
|
Тявзинский |
Русско-шведская |
1590-1595 |
Россия вернула свои территории. Это были города: Ям, Копорье, Ивангород, Корела. |
Столбовский |
Русско-шведская |
1610-1617 |
Возвращение некоторых территорий: Новгорода, Порхова, Старой Руссы, Ладоги, Гдова, Сумерской области. При этом мы полностью потеряли выход к Балтийскому морю, отдав Швеции Ям, Ивангород, Орешек, Корелу. |
Поляновский |
Смоленская |
1632-1634 |
Черниговская и Смоленская земли остались у Речи Посполитой. |
Вечный мир |
Русско-польская |
1654-1667 |
Возвращение территорий, потерянных во время Смуты, среди которых был и Смоленск. Также мы получили право на Левобережную Малороссию, а Киев на два года перешел к Москве. Запорожская Сечь перешла в совместное управление с Польшей. |
Кардисский |
Русско-шведская |
1656-1661 |
Возвращение эстляндских и лифляндских городов. |
Бахчисарайский |
Русско-турецкая |
1676-1681 |
Днепр становится границей. Россия присоединяет к себе Киев, Запорожье и Левобережную Украину. |
Константинопольский |
Русско-турецкая |
1686-1700 |
Отказ от претензий на Керчь и получение Азова, Таганрога, Павловского город, Миюса. |
Ништадский |
Северная |
1700-1721 |
Швеция вернула себе Финляндию и передала во владение Лифляндию, Эстляндию, Ингрию и часть Карелии. |
Кючук-Кайнарджийский |
Русско-турецкая |
1768-1774 |
Россия получила право расположить флот на Черном море, входить в проливы Босфор и Дарданеллы. |
Ясский |
Русско-турецкая |
1787-1791 |
Получение Крыма и Очакова, граница с Турцией установилась на Днестре. Турция признала наши территории в Северном Причерноморье. |
Гюлистанский |
Русско-персидская |
1804-1813 |
К России перешел Дагестан, Картли, Кахетия, Мегрелия, Имеретия, Гурия, Абхазия, часть Азербайджана. |
Бухарестский |
Русско-турецкая |
1806-1812 |
Присоединение части Молдавского княжества, граница перешла с реки Днестр на Прут. |
Фридрихсгамский |
Русско-шведская |
1808-1809 |
Финляндия присоединилась к России, но получила большую внутреннюю автономию. |
Туркманчайский |
Русско-персидская |
1826-1828 |
Получение восточной Армении и исключительного права на флот на Каспийском море. |
Адрианопольский |
Русско-турецкая |
1828-1829 |
Получение устья Дуная и права выходить в Черное море. |
Парижский |
Крымская |
1853-1856 |
Возвращение Севастополя в обмен на крепость Карс. Черное море стало нейтральным. |
Сан-Стефанский |
Русско-турецкая |
1877-1878 |
Русскими территориями признаны Бессарабия, Карс, Баязет, Батум, Ардаган. |
Портсмутский |
Русско-японская |
1904-1905 |
Корея признана территорией влияния Японии. Япония получила юг Сахалина и Ляодунский полуостров. |
Брестский |
Первая мировая |
1914-1918 |
Россия потеряла Украину, Финляндию, часть губерний и некоторые области на Кавказе, а также должна была выплатить 6 миллиардов марок Германии. |
Потсдамское соглашение |
Вторая мировая |
1939-1945 |
Было принято решение о политическом и территориальном устройстве Германии, а также назначены репарации. |
Парижский |
Вторая мировая |
1939-1945 |
Окончательно решился вопрос с репарациями и территориальными изменениями. |
Хасавюртовские соглашения |
Первая чеченская |
1994-1996 |
Прекращение военных действий и вывод войск из Чечни. |
Теперь у вас есть таблица заключенных мирных договоров России. Пользуйтесь ей при подготовке к ЕГЭ — так решать тесты будет легче. А если вы хотите узнать больше, записывайтесь на курсы в центр «Уникум» при Российском университете дружбы народов. Их преимущества:
- наличие очного и онлайн-формата обучения;
- возможность заниматься с экспертами ЕГЭ;
- скидка 10% на первый год обучения в РУДН при условии поступления на платное отделение.
Содержание данной статьи носит ознакомительный характер. Для подготовки к сдаче ЕГЭ пользуйтесь дополнительными источниками информации!
Таблица мирных договоров в период правления Романовых
При Рюриковичах мирные договоры не пользовались большой популярностью, и поэтому правители никак не документировали значение своих побед и поражений. После серьезного династического кризиса, у власти оказалась династия Романовых, которая за 300 лет изменила облик Российской империи. При правлении Романовых в практику вошли мирные договоры, которые заключались в процессе многочисленных войн.
Дата заключения мира | Страны, между которыми был заключен мирный договор | Последствия и результаты мира. |
1634 год — Поляновский мир | Россия и Речь Посполитая | Смоленская война началась из-за претензий Владислава IV на престол. В результате заключенного мира, польский правитель отказался от своих притязаний. |
1661 год — Кардисский мир | Россия и Швеция | В результате проигранной Русско-шведской войны, Россия оказалась отрезана от Балтийского моря. |
1721 год — Ништадтский мирный договор | Россия и Швеция | Россия смогла отстоять свое право на территории около Балтийского моря, а поражение Швеции помогло империи при Петре I закрепиться на международной арене. |
1723 год | Россия и Иран | Возвращение России части территорий, расположенных около Каспийского моря |
1774 год — Кучук-Кайнарджийский договор | Россия и Турция | К России присоединили обширные территории у побережья Черного моря. Турки признали независимость Крымского ханства. |
1791 год — Ясский мир | Россия и Турция | Подтверждение перехода Крыма в состав России. |
1813 год — Гюлистанский мир | Россия и Иран | Иран признал переход к России некоторых территорий в Закавказье. |
1809 год | Швеция и Россия | Финляндия отошла к Российской империи |
1812 год — Бухарестский мир | Россия и Турция | Бессарабия стала частью русских территорий, а Турции досталась часть земель Молдавии. |
1815 — заключительный акт, составленный Венским конгрессом | Страны Европейской коалиции и Франция | Наполеон потерпел поражение, а России перешла практически вся территория Польского королества. |
1829 год — Адрианопольский мир | Россия и Турция | К России перешли территории Восточной Армении и Грузии. |
1856 год — Парижский мир | Россия и страны европейской коалиции во главе с Францией и Великобританией | Россия потеряла выход к Черному морю и более не имела права держать там свой флот. |
1878 год — Сан-Стефанский мир | Россия и Турция | В результате заключенного мира Болгария, Румыния, Сербия и Черногория обрели полнейшую независимость. |
1905 год — Портсмутский договор | Россия и Япония | Россия потеряла Сахалин и часть Ляодунского полуострова. |
Несмотря на то, что Россия при Романовых постоянно вела какие-то войны, страна постепенно накапливала общемировое уважение, а в середине XVIII века даже стала одной из ведущих мировых держав. Подобное возвышение страны было связано в первую очередь с тем, что Россия одерживала одну победу за другой в международных конфликтах. Однако после тяжелейшей Отечественной войны 1812 года, страна стала постепенно сдавать свои позиции. Усиливающиеся внутренние конфликты сначала с декабристами, а потом и с противниками отмены крепостного права, только ослабляли позиции России на международной арене.
Впереди Россию ожидала кровопролитная Первая Мировая война и не менее кровопролитная Гражданская война, после которых монархия в стране станет историей.
Последние новости от TRT World
50 минут назад
9 часов назад
2022 год стал «решающим моментом» для турецкой дипломатии
1 день назад
Посол Израиля приступает к обязанностям в Турции, поскольку две страны нормализуют отношения
Последние статьи Турции
Турция делает «жизненно важные шаги» к энергетической независимости: высокопоставленный чиновник
Директор по связям с общественностью Турции Фахреттин Алтун говорит, что страна превращается в центр добычи нефти и топлива в условиях продолжающегося глобального энергетического кризиса.
1 день назад
Турецкие силы безопасности захватили 9 подозреваемых в терроризме ДАИШ в Анкаре
Установлено, что подозреваемые контактировали с террористами ДАИШ в зонах конфликтов, и были арестованы в ходе одновременных операций по всей столице контртеррористическими и разведывательными силами.
1 день назад
Турецкие авиалинии на пути к тому, чтобы стать 6-м самым дорогим авиаперевозчиком в мире
Национальный авиаперевозчик Турции планирует перевезти более 72 миллионов пассажиров в 2022 году и более 88 миллионов в следующем году.
Türkiye спасает сотни незаконных мигрантов после отпора Греции
Власти Греции продолжают выталкивать незаконных мигрантов в территориальные воды Турции, нарушая гуманитарные ценности и международное право.
1 день назад
Запасы газа Турции в Черном море теперь составляют 1 трлн долларов: Эрдоган
Конечная цель Турции – как можно скорее провозгласить энергетическую независимость от иностранной нефти и природного газа, заявил президент Эрдоган, объявляя об открытии дополнительных 58 миллиардов кубометров природного газа.
1 день назад
Анкара вызывает французского посла, заявляет протест против антитурецкой пропаганды
В повестке МИД Турции выражается «недовольство» террористической организацией РПК и пропагандой французских властей против Турции на фоне протестов во Франции.
1 день назад
Помесь немецкой овчарки из Турции претендует на звание самой старой из ныне живущих собак в мире
23-летняя собака Зейнеп уже прошла третий осмотр для определения возраста, по словам ее владельца, добивавшегося признания в Книге рекордов Гиннеса.
2 дня назад
Еще двое террористов РПК сдались турецким силам
По данным Министерства внутренних дел Турции, в 2022 году в общей сложности 124 террориста сложили оружие и сдались силам безопасности.
2 дня назад
Молитвами о мире во всем мире христиане Турции отмечают Рождество
Служба молилась о единстве, солидарности и мире во всем мире. Были прочитаны гимны и молитвы на сирийском и турецком языках.
2 дня назад
Эрдоган: зерновая сделка в Черном море – результат посредничества Турции
Президент Турции Эрдоган подчеркнул, что, хотя Запад «не смог приложить усилий, чтобы стать посредником», Турция приняла меры и сделала возможной сделку по зерну.
2 дня назад
Турция: каждый должен увидеть истинное лицо террористической группировки РПК
«Они увидели, как хлопотно помогать и поддерживать террористов», — сказал министр обороны Турции Хулуси Акар, назвав РПК «змеей, которую кормят французы».
2 дня назад
Турция «нейтрализует» 5 террористов РПК/YPG на севере Сирии
С 2016 года Анкара провела три успешных антитеррористических операции через свою границу на севере Сирии: «Щит Евфрата» (2016 г.), «Оливковая ветвь» (2018 г.) и «Источник мира» (2019 г.).
3 дня назад
Показать больше
ТРТ Мир
- Смотреть в прямом эфире
- Телепрограмма
Где смотреть
- Связь с TRT World
- iOS
- Андроид
- Ютуб
- Спутниковое покрытие
- Отели-партнеры
Корпоративный
- О TRT World
- Товарищество
- Вакансии
- Пресс-релизы
- Представление документального фильма
- Свяжитесь с нами
Юридический
- Условия использования
- Политика конфиденциальности
- Политика в отношении файлов cookie
Copyright © 2022 TRT World.
История | Международный Суд
Создание Суда явилось кульминацией длительного процесса разработки методов мирного урегулирования международных споров, истоки которого можно проследить до классических времен.
В статье 33 Устава Организации Объединенных Наций перечислены следующие методы мирного разрешения споров между государствами: переговоры, расследование, посредничество, примирение, арбитраж, судебное урегулирование и обращение к региональным органам или соглашениям, к которым также следует добавить добрые услуги. Некоторые из этих методов связаны с услугами третьих лиц. Например, посредничество ставит стороны спора в положение, в котором они могут сами разрешить свой спор благодаря вмешательству третьей стороны. Арбитраж идет дальше, в том смысле, что спор передается на рассмотрение или решение беспристрастной третьей стороны, так что может быть достигнуто обязательное урегулирование. То же самое относится и к судебному урегулированию (метод, применяемый Международным Судом), за исключением того, что суд подчиняется более строгим правилам, чем третейский суд, особенно в процессуальных вопросах.
Исторически медиация и арбитраж предшествовали судебному урегулированию. Первое было известно в древней Индии и исламском мире, в то время как многочисленные примеры второго можно найти в Древней Греции, Китае, среди арабских племен, в морском обычном праве средневековой Европы и в папской практике.
Истоки арбитража
Общепризнано, что современная история международного арбитража восходит к так называемому договору Джея 1794 года между Соединенными Штатами Америки и Великобританией. Этот договор о дружбе, торговле и мореплавании предусматривал создание трех смешанных комиссий, состоящих из равного числа американских и британских граждан, задачей которых было бы урегулировать ряд нерешенных вопросов между двумя странами, которые не удалось решить. решить путем переговоров. Хотя это правда, что эти смешанные комиссии, строго говоря, не были органами независимого судебного разбирательства, они должны были в некоторой степени функционировать как трибуналы. Они пробудили интерес к процессу арбитража. На протяжении девятнадцатого века к ним прибегали Соединенные Штаты и Соединенное Королевство, а также другие государства Европы и Америки.
Арбитраж Alabama Claims в 1872 году между Соединенным Королевством и Соединенными Штатами ознаменовал начало второй, еще более решающей фазы. В соответствии с Вашингтонским договором 1871 года Соединенные Штаты и Соединенное Королевство согласились подать в арбитраж иски первых о предполагаемых нарушениях нейтралитета вторыми во время Гражданской войны в США. Две страны установили определенные правила, регулирующие обязанности нейтральных правительств, которые должны были применяться трибуналом, который, по их соглашению, должен состоять из пяти членов, назначаемых главами государств Соединенных Штатов, Соединенного Королевства, Бразилии, Италия и Швейцария, последние три государства не являются сторонами в деле. Решение арбитражного суда обязало Соединенное Королевство выплатить компенсацию, что оно и сделало должным образом. Судебное разбирательство продемонстрировало эффективность арбитража при разрешении крупного спора и привело в последние годы девятнадцатого века к ряду событий, а именно:
- резкий рост практики включения в договоры положений, предусматривающих обращение в арбитраж в случае возникновения спора между сторонами;
- заключение общих арбитражных договоров для урегулирования определенных видов межгосударственных споров;
- усилий по созданию общего права арбитража, с тем чтобы страны, желающие прибегнуть к этому средству разрешения споров, не были бы обязаны каждый раз договариваться о процедуре, которая должна быть принята, составе трибунала, правилах, которым необходимо следовать, и факторы, которые необходимо учитывать при вынесении решения;
- предложения о создании постоянно действующего международного арбитражного суда во избежание необходимости создания специального специального трибунала для разрешения каждого отдельного спора.
Гаагские мирные конференции и Постоянный арбитражный суд (ППС)
Гаагская мирная конференция 1899 г., созванная по инициативе российского царя Николая II, положила начало третьему этапу современной истории международного арбитража. Главной целью конференции, в которой — замечательное новшество для того времени — участвовали также малые государства Европы, некоторые азиатские государства и Мексика, было обсуждение мира и разоружения. Его кульминацией стало принятие Конвенции о мирном разрешении международных споров, которая касалась не только арбитража, но и других методов мирного урегулирования, таких как добрые услуги и посредничество.
Что касается арбитража, Конвенция 1899 г. предусматривала создание постоянного механизма, который позволял бы создавать арбитражные суды по желанию и облегчал бы их работу. Этот институт, известный как Постоянный третейский суд, состоял, по сути, из коллегии юристов, назначенных каждой страной, присоединившейся к Конвенции, — каждая страна имела право назначать до четырех, — из числа которых могли быть выбраны члены каждого третейского суда. . Конвенция также создала постоянное бюро, расположенное в Гааге, с функциями, соответствующими функциям судебного реестра или секретариата, и установила свод процедурных правил, регулирующих проведение арбитражных разбирательств. Ясно, что название «Постоянный третейский суд» не является полностью точным описанием механизма, установленного Конвенцией, который состоял только из метода или устройства для облегчения создания третейских судов по мере необходимости. Тем не менее, созданная таким образом система была постоянной, и Конвенция «институционализировала» право и практику арбитража, поставив их на более определенную и общепризнанную основу. Постоянный третейский суд был создан в 1900 и начал работать в 1902 году.
Несколько лет спустя, в 1907 году, вторая Гаагская мирная конференция, на которую также были приглашены государства Центральной и Южной Америки, пересмотрела Конвенцию и усовершенствовала правила, регулирующие арбитражное разбирательство. Некоторые участники предпочли бы, чтобы конференция не ограничивалась усовершенствованием механизма, созданного в 1899 году. Государственный секретарь Соединенных Штатов Элиу Рут поручил делегации Соединенных Штатов работать над созданием постоянного трибунала, состоящего из судей, которые — временные судебные служащие, не имеющие другого занятия, которые полностью посвящали бы свое время судебному разбирательству и разрешению международных дел судебными методами. «Эти судьи, — писал секретарь Рут, — должны быть выбраны из разных стран таким образом, чтобы были справедливо представлены различные системы права и процедуры и основные языки». Соединенные Штаты, Великобритания и Германия представили совместное предложение о постоянном суде, но Конференция не смогла прийти к соглашению по нему. В ходе обсуждения выяснилось, что одной из основных трудностей является нахождение приемлемого способа выбора судей, поскольку ни одно из представленных предложений не получило широкой поддержки. Конференция ограничилась тем, что рекомендовала государствам принять проект конвенции об учреждении третейского суда, как только будет достигнуто соглашение «относительно отбора судей и состава суда». Хотя этому суду фактически так и не суждено было увидеть свет, проект конвенции, который должен был породить его, закрепил некоторые фундаментальные идеи, которые несколько лет спустя должны были послужить источником вдохновения для разработки Статута Постоянного Суд международного правосудия (PCIJ).
Несмотря на судьбу этих предложений, Постоянный третейский суд, который в 1913 году обосновался во Дворце мира, построенном для него благодаря подарку Эндрю Карнеги, внес положительный вклад в развитие международного права. Важнейшие дела, по которым было принято решение путем обращения к нему, включают дела Carthage и Manouba (1913), касающиеся захвата судов, а также дела Timor Frontiers (1914) и 90 165 дел о суверенитете над островом Пальмас 90 166 (1928 г.). Хотя эти дела демонстрируют, что третейские суды, созданные с использованием постоянного механизма, могут разрешать споры между государствами на основе закона и справедливости и внушают уважение своей беспристрастностью, они также ярко подчеркивают недостатки Постоянной палаты третейского суда. Вряд ли можно ожидать, что трибуналы различного состава разработают последовательный подход к международному праву в той же степени, что и постоянно действующий трибунал. Кроме того, был полностью добровольный характер машины. Тот факт, что государства были участниками 1899 и Конвенции 1907 г. не обязывали их передавать свои споры в арбитраж. Более того, даже если бы они и были настроены на это, они не были обязаны обращаться в Постоянный арбитражный суд или следовать правилам процедуры, изложенным в Конвенциях.
Постоянная палата третейского суда недавно стремилась разнообразить услуги, которые он может предложить, наряду с теми, которые предусмотрены конвенциями. Например, Международное бюро Постоянной палаты третейского суда служит регистратором важных международных арбитражей. Более того, в 1993, Постоянный арбитражный суд принял новые «Дополнительные правила арбитража споров между двумя сторонами, из которых только одна является государством», а в 2001 году «Дополнительные правила арбитража споров, касающихся природных ресурсов и/или окружающей среды».
Для получения дополнительной информации о Постоянном третейском суде посетите его веб-сайт.
Работа двух Гаагских мирных конференций и идеи, которые они внушили государственным деятелям и юристам, оказали некоторое влияние на создание Центральноамериканского суда, действовавшего с 19с 08 по 1918 год. Кроме того, они помогли сформировать различные планы и предложения, представленные в период с 1911 по 1919 год как национальными, так и международными органами, а также правительствами, по созданию международного судебного трибунала, кульминацией которых стало создание ППМП как неотъемлемой частью новой международной системы, созданной после окончания Первой мировой войны.
Постоянная палата международного правосудия (PCIJ)
Статья 14 Пакта Лиги Наций возложила на Совет Лиги ответственность за разработку планов создания Постоянной палаты международного правосудия (ППМСП), которая была бы компетентна не только заслушивать и разрешать любые споры международного характера. представленные ему сторонами в споре, но и давать консультативное заключение по любому спору или вопросу, переданному ему Советом или Ассамблеей Лиги Наций. Оставалось только, чтобы Совет Лиги предпринял необходимые действия, чтобы ввести в действие статью 14. На своем втором заседании в начале 1920 декабря Совет назначил Консультативный комитет юристов для представления отчета об учреждении ПППП. Комитет заседал в Гааге под председательством барона Декампа (Бельгия). В августе 1920 г. доклад, содержащий проект схемы, был представлен Совету, который после его рассмотрения и внесения некоторых поправок представил его на рассмотрение Первой Ассамблеи Лиги Наций, открывшейся в Женеве в ноябре того же года. Ассамблея поручила своему Третьему комитету рассмотреть вопрос о конституции Суда. 19 декабря20, после исчерпывающего изучения подкомитетом Комитет представил пересмотренный проект Ассамблее, которая единогласно приняла его. Это был Статут PCIJ.
Ассамблея решила, что одного голосования недостаточно для создания ППМП и что Статут должен быть официально ратифицирован каждым государством, представленным в Ассамблее. В резолюции от 13 декабря 1920 г. он призвал Совет представить протокол о принятии Статута членам Лиги Наций и постановил, что Статут должен вступить в силу после его ратификации большинством государств-членов. Протокол был открыт для подписания 16 декабря. К моменту следующего заседания Ассамблеи, 19 сентября21 октября большинство членов Лиги подписали и ратифицировали протокол. Таким образом, Статут вступил в силу. Он должен был быть пересмотрен только один раз, в 1929 году, исправленная версия вступила в силу в 1936 году. Среди прочего, новый Статут решил ранее непреодолимую проблему избрания членов постоянного международного трибунала, предусмотрев, что судьи избираться одновременно, но независимо, Советом и Ассамблеей Лиги, и что следует иметь в виду, что избранные «должны представлять основные формы цивилизации и основные правовые системы мира». Каким бы простым это решение ни казалось сейчас, в 1920 это стало значительным достижением. Первые выборы были проведены 14 сентября 1921 года. После предложений правительства Нидерландов весной 1919 года было решено, что ППМП должна иметь свое постоянное место во Дворце мира в Гааге, которое она будет делить с Постоянной палатой Арбитраж. Соответственно, именно во Дворце мира 30 января 1922 г. открылось предварительное заседание Суда, посвященное выработке Регламента Суда, и там же состоялось его первое заседание 15 февраля 1922 г.22, с голландским юристом Бернардом К. Дж. Лодером в качестве президента.
Таким образом, PCIJ стала рабочей реальностью. Огромный прогресс, который она представляла в истории международного судопроизводства, можно оценить, если принять во внимание следующее:
- В отличие от третейских судов, ПППП был постоянно учрежденным органом, который руководствуется своим собственным Статутом и Правилами процедуры, установленными заранее и обязательными для сторон, обращающихся в Суд;
- у него был постоянный Реестр, который, , в частности , служил каналом связи с правительствами и международными организациями;
- его заседания носили в основном публичный характер, и была предусмотрена надлежащая публикация состязательных бумаг, стенографических отчетов о заседаниях и всех представленных ему документальных свидетельств;
- учрежденный таким образом постоянный трибунал теперь мог приступить к постепенному развитию постоянной практики и поддержанию определенной преемственности в своих решениях, что позволило ему внести больший вклад в развитие международного права;
- , в принципе, ПППП была доступна для всех государств для судебного урегулирования их международных споров, и государства могли заранее заявить, что в отношении определенных категорий правовых споров они признают юрисдикцию Суда обязательной по отношению к другим государствам, взявшим на себя такое же обязательство. Эта система факультативного признания юрисдикции Суда была максимальным, что тогда можно было получить;
- , PCIJ был уполномочен давать консультативные заключения по любому спору или вопросу, переданному ему Советом или Ассамблеей Лиги Наций;
- Статут Суда конкретно перечисляет источники права, которые он должен применять при разрешении спорных дел и вынесении консультативных заключений, без ущерба для полномочий Суда решать дело > ex aequo et bono , если стороны договорились об этом;
- , он был более представительным для международного сообщества и основных правовых систем мира, чем любой предыдущий международный трибунал.
Хотя Постоянная палата международного правосудия была создана Лигой Наций и ею, тем не менее, она не была частью Лиги. Между двумя телами существовала тесная связь, отраженная, inter alia , в том факте, что Совет и Ассамблея Лиги периодически избирали членов Суда и что и Совет, и Ассамблея имели право запрашивать консультативные заключения у Суда. Однако последний никогда не был неотъемлемой частью Лиги, так же как Статут никогда не был частью Соглашения. В частности, государство-член Лиги Наций не является автоматически участником Статута Суда только по этому факту.
Между 1922 и 1940 годами PCIJ занималась 29спорных случаев между государствами и вынесено 27 консультативных заключений. В то же время несколько сотен договоров, конвенций и деклараций предоставили ему юрисдикцию в отношении определенных категорий споров. Таким образом, были развеяны любые оставшиеся сомнения относительно того, сможет ли постоянный международный судебный трибунал функционировать практически и эффективно. Ценность Суда для международного сообщества была продемонстрирована различными способами, и в первую очередь благодаря развитию надлежащего судебного процесса. Это нашло выражение в Регламенте Суда, который первоначально был составлен ППМП в 1919 г.22 и впоследствии пересматривалась трижды, в 1926, 1931 и 1936 годах. Была также Резолюция ППМП о судебной практике Суда, принятая в 1931 году и пересмотренная в 1936 году, в которой излагалась внутренняя процедура, которой надлежит следовать во время обсуждений в Суде. по каждому делу. Кроме того, помогая разрешать некоторые серьезные международные споры, многие из которых являлись последствиями Первой мировой войны, решения ППМП в то же время часто вносили ясность в ранее неясные области международного права или способствовали их развитию.
Дополнительную информацию о Постоянной палате международного правосудия см. на страницах PCIJ на нашем веб-сайте.
Международный Суд (МС)
Начало войны в сентябре 1939 г. неизбежно имело серьезные последствия для КППП, активность которой в течение нескольких лет снижалась. После своего последнего открытого заседания 4 декабря 1939 г. и последнего постановления от 26 февраля 1940 г. Постоянная палата международного правосудия фактически больше не занималась судебными делами, и выборы судей не проводились. В 1940 Суд переехал в Женеву, оставив одного судью в Гааге вместе с несколькими должностными лицами Секретариата, являющимися гражданами Нидерландов. Несмотря на войну, необходимо уделить внимание будущему Суда и созданию нового международного политического порядка.
В 1942 году государственный секретарь Соединенных Штатов и министр иностранных дел Соединенного Королевства высказались за создание или восстановление международного суда после войны, а Межамериканский юридический комитет рекомендовал расширить юрисдикцию ППМП. . В начале 1943, правительство Соединенного Королевства выступило с инициативой пригласить в Лондон ряд экспертов для создания неофициального межсоюзнического комитета для изучения этого вопроса. Этот комитет под председательством сэра Уильяма Малкина (Соединенное Королевство) провел 19 заседаний, в которых приняли участие юристы из 11 стран. В своем отчете, опубликованном 10 февраля 1944 г., он рекомендовал:
- , что Статут любого нового международного суда должен основываться на Статуте Постоянной палаты международного правосудия;
- , что новый суд должен сохранить консультативную юрисдикцию;
- , что признание юрисдикции нового суда не должно быть обязательным;
- о том, что суд не должен иметь юрисдикции для рассмотрения существенно политических вопросов.
Тем временем 30 октября 1943 г. по итогам конференции Китай, СССР, Великобритания и Соединенные Штаты приняли совместную декларацию, в которой признавалась необходимость «создания в кратчайшие возможные сроки всеобщей международной организации, основанной на принципе суверенной равенства всех миролюбивых государств и открыт для членства всех таких государств, больших и малых, для поддержания международного мира и безопасности».
Эта декларация привела к обмену мнениями между четырьмя державами в Думбартон-Оукс (США) и привела к публикации 9 октября 1944 г. предложений о создании общей международной организации, включающей международный суд. Впоследствии в апреле 1945 года в Вашингтоне было созвано собрание комитета юристов, представляющих 44 государства. Этому комитету под председательством Г. Х. Хакворта (США) было поручено подготовить проект Устава будущего международного суда для представления Сан-Францисской конференции, проходившей с апреля по 19 июня.45 для разработки Устава Организации Объединенных Наций. Проект Устава, подготовленный Комитетом, был основан на Уставе ППМП и поэтому не был полностью новым текстом. Тем не менее Комитет счел себя обязанным оставить открытым ряд вопросов, которые, по его мнению, должна решить Конференция: следует ли создавать новый суд? В какой форме следует изложить миссию суда как главного судебного органа Организации Объединенных Наций? Должна ли юрисдикция суда быть обязательной, и если да, то в какой степени? Как должны избираться судьи? Окончательные решения по этим пунктам и окончательной форме устава были приняты на конференции в Сан-Франциско, в которой приняли участие 50 государств. Конференция приняла решение против обязательной юрисдикции и в пользу создания совершенно нового суда, который был бы главным органом Организации Объединенных Наций наравне с Генеральной Ассамблеей, Советом Безопасности, Экономическим и Социальным Советом, Опекой. Совета и Секретариата, чей статут будет приложен к Уставу и станет его неотъемлемой частью. Основными причинами, побудившими Конференцию принять решение о создании нового суда, были следующие:
- , поскольку суд должен был быть главным судебным органом Организации Объединенных Наций, было сочтено неуместным, чтобы эту роль выполняла Постоянная палата международного правосудия, связанная с Лигой Наций, которая сама находилась на точка растворения;
- создание нового суда больше соответствовало положению Устава о том, что все государства-члены Организации Объединенных Наций будут ipso facto участниками статута суда;
- несколько государств, которые были участниками Статута ППМП, не были представлены на Сан-Францисской конференции, и, наоборот, несколько государств, представленных на Конференции, не были участниками Статута;
- В некоторых кругах существовало мнение, что ППМП является частью более старого порядка, при котором европейские государства доминировали в политических и правовых делах международного сообщества, и что создание нового суда облегчит задачу государствам за пределами Европы. играть более влиятельную роль. Это подтвердилось: членский состав Организации Объединенных Наций вырос с 51 в 19с 45 до 193 в 2020 году.
Тем не менее Конференция в Сан-Франциско сочла, что следует сохранить некоторую преемственность, особенно потому, что Устав ППМП сам был составлен на основе прошлого опыта и, как представляется, хорошо себя зарекомендовал. Поэтому в Уставе четко указано, что Статут Международного Суда основан на Статуте ППМП. В то же время были предприняты необходимые шаги для передачи как можно большей части юрисдикции ППМП Международному Суду. В любом случае решение о создании нового суда обязательно влекло за собой роспуск предыдущего. PCIJ собрался в последний раз 19 октября.45 и решил передать свои архивы и имущество новому Международному Суду, который, как и его предшественник, должен был располагаться во Дворце мира. Все судьи ППМП подали в отставку 31 января 1946 г., а выборы первых членов Международного Суда состоялись 6 февраля 1946 г. на первой сессии Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности Организации Объединенных Наций.