Студенты консерватории отметили день рождения Ивана Андреевича Крылова
«Сосед соседа звал откушать;
Но умысел другой тут был:
Хозяин музыку любил
И заманил к себе соседа певчих слушать».
И.А. Крылов, «Музыканты»
13-го февраля в Малом зале Уральской Государственной Консерватории прошёл концерт под названием «А ты себе своей дорогою ступай…», приуроченный ко дню рождения великого русского баснописца Ивана Андреевича Крылова. Автором проекта и ведущим выступил преподаватель кафедры сольного пения Борис Зубков.
Казалось бы, это не первый концерт, посвящённый одному из деятелей русского искусства, но он несколько отличается от других по своему замыслу. Студенты консерватории, принимавшие участие в программе, примерили на себя новое амплуа. Помимо вокальных произведений Мусоргского, Даргомыжского, Дунаевского, они также исполнили басни И.А. Крылова. Это было именно «исполнение», а не «прочтение», так как каждый привнёс в басню черты актёрской игры.
Сложность басен Крылова состоит в том, что, зачастую, в них скрыт тонкий подтекст, который можно не заметить при первом прочтении. Таким образом, перед студентами стояла непростая задача – выявить этот подтекст для слушателей, показать мораль басни. При помощи своего актёрского мастерства один перевоплощался в медведя и обезьяну, другой – в ворону и лису. Каждая басня была интерпретирована индивидуально и представляла собой небольшую зарисовку без какого-либо музыкального сопровождения или парного исполнения. На сцене – только один человек, который должен заставить публику рассмеяться, задуматься, посочувствовать героям басни. Это действительно новый опыт для студентов консерватории, привыкших исполнять произведения музыкальных, а не литературных жанров.
Среди обширного списка басен Крылова были представлены: «Мартышка и очки», «Совет мышей», «Два мальчика», «Троеженец» и другие. Особенно хотелось бы выделить басню «Разборчивая невеста», которую рассказал студент второго курса Пётр Степовик. Это было маленькое актёрское представление, ничуть не уступающее исполнению студентов театральных ВУЗов. В концерте принимали участие и другие ребята второго курса, лауреаты международных конкурсов: Диана Белозор, Роман Файзулин, Андрей Костров, Татьяна Черноскутова, Андрей Денисов, Ксения Доможирова, Анастасия Бах, Татьяна Субочева. Кроме того, перед публикой выступала артистка детского хора Екатеринбургского театра оперы и балета Лидия Пермякова. Но более неожиданными гостями стали студенты духовной семинарии – Илья Бериков, Ярослав Стрижак и Роман Макаров, которые также мастерски поведали собравшимся свои поучительные истории.
Музыкальные произведения, также звучавшие в концерте, были подобраны очень удачно и встроились в общую атмосферу литературно-вокального вечера – детскую, сказочную, но при этом несколько ироничную, шуточную, отвечающую как творчеству Крылова, так и его индивидуальности. Среди произведений были исполнены «Кукушка» Чайковского, «Спесь» Мусоргского, «Крысолов» Рахманинова, «Мельник» и «Червяк» Даргомыжского и др. Аккомпанировали певцам дипломанты международных конкурсов доцент Лилия Полякова, Дарья Безумнова и Ольга Сергеева.
Данный проект – это действительно обновление привычных концертов в Уральской государственной консерватории. Синтез музыки и литературы зародился очень давно, но, как правило, сливаются воедино стихи и музыка. Басня – жанр исключительно литературный, который сложно положить на музыку, и поэтому он требует индивидуального исполнения и воплощения. Но, как показал этот вечер, сочетание в одном концерте литературно-сценического и музыкально-сценического исполнения – явление вполне органичное, и хочется верить, что данный проект будет первым в череде ему подобных.
Ксения Гильмиярова,
студентка 2 курса ИТО
КАЗАНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. А. Н. ТУПОЛЕВА
Басни занимают центральное место в творчестве Крылова. По отношению к басням вся многообразная литературная деятельность Крылова как драматурга, сатирика, лирического поэта явилась как бы лишь подготовкой для расцвета его гения величайшего художника-баснописца.
Русский писатель, баснописец и журналист. Родился 13 февраля 1769 г. в Москве, в семье отставного армейского офицера. Служил мелким чиновником в казенной палате. Правильного образования он так и не получил, занимался самообразованием, изучал литературу и математику, французский и итальянский языки. В 1787–1790 гг. молодой чиновник пробует силы на драматическом поприще.
В 1789 г. Крылов издает журнал «Почта духов», в котором публикует сатирические послания, обличавшие злоупотребления государственных чиновников. В 1792 г. Крылов выходит в отставку, печатает в купленной им типографии сатирический журнал «Зритель», в том же году выходит в свет его повесть «Каиб». Занимаясь политической сатирой, Крылов продолжает дело Н.И. Новикова. Однако его творчество вызывает недовольство Екатерины II, Крылову приходится на время покинуть Петербург и жить в Москве и Риге. В 1805 г Крылов перевел две басни Лафонтена и с этого началась его деятельность баснописца, которую он продолжал до конца своих дней, несмотря на немалый успех в драматургии («Модная лавка» и «Урок дочкам», «Пирог»). В 1809 г. вышла первая книга басен собственного сочинения. Впервые к нему приходит настоящая слава. В 1812–1841 гг. он служил помощником библиотекаря в императорской Публичной библиотеке.
Умер в Петербурге 21 ноября 1844 г.
С литературой И.А. Крылова, вы можете ознакомиться в художественном фонде научно-технической библиотеки им. Н.Г. Четаева КНИТУ-КАИ (1-е зд. КНИТУ-КАИ, К. Маркса, 10, 3-й эт., к. 334).
Крылов, Иван Андреевич. Сочинения: в 2-х т. / И. А. Крылов ; ред. Н. М. Любимов . — М. : Правда. Аннотация: Особенность Ивана Андреевича Крылова как явления заключается в его идеальной национальной чистоте. Речь не о том, что Крылов был глубоким русофилом, отрицавшим все иноземное. Крылов создал в своих баснях, может быть, единственно соответствующий подлиннику образ русского народа. И создал его истинно по-русски — просто, кратко и точно, без мишуры и суеты Пушкина, без дремучей запутанности Толстого и без страшных провидческих ужасов Достоевского. Крылов велик, непреходящ и самоценен. На протяжении трех тысяч лет в литературе разных народов известны имена многих великих поэтов, писателей, драматургов, историков — по несколько у каждой нации, сумевшей оставить след в умственной истории человека во Вселенной. Но великих баснописцев — только четыре. Один из них — Иван Андреевич Крылов. В настоящее издание вошли все лучшие драматические произведения, басни, сатира и рецензии Ивана Андреевича Крылова. | |
Крылов, Иван Андреевич. Басни / И. А. Крылов. — М. : Дет. лит., 1973. — 112 с. Аннотация: В книгу вошли басни: «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Стрекоза и Муравей», «Квартет», «Обоз», «Две собаки» и другие, а также советы режиссера для постановки этих басен | |
Иван Андреевич Крылов в воспоминаниях современников. — М. : Худож. лит-ра, 1982. — 503 с. Аннотация: В сборник издаваемый впервые, вошли наиболее значительные воспоминания современников о великом русском баснописце, поэте и драматурге И.А.Крылове. Их авторы: Пушкин, Вяземский, Плетнев, Керн, Тургенев, Белинский, Панаев и многие другие. |
Материалы подготовлены: О.А. Кулябиной, главным библиотекарем сектора социокультурных коммуникаций НТБ им. Н.Г. Четаева
Слушать басни Крылова в аудио-записи в хорошем качестве
Басни Крылова любимы многими. Взрослые прекрасно понимают их смысл, читая его между строк. Детям же сложнее уловить то, что хотел сказать автор в своих произведениях. Но истории про забавных животных нравятся им и без сложного анализа. Они очень похожи на сказки, ведь персонажи, которые в жизни шипят, лают или каркают, в баснях Крылова умеют разговаривать и думать. Именно этим произведения великого баснописца и подкупают малышей.
Слушать басни Крылова с детства
Увидеть смысл басен Крылова в детском возрасте очень сложно. Со временем ребенок вырастет и сам поймет те нравственные идеи и ценности, которые заложены в произведениях писателя. А пока он мал, он может смотреть и слушать басни Крылова и учиться на ошибках рака, щуки, лебедя, обезьяны и других животных – главных героев великолепных историй.
Чем раньше ребенок начнет знакомство с произведениями русского баснописца, тем быстрее он поймет суть басен Крылова. Воспитывая малыша на поучительных историях, пронизанных легким юмором и сарказмом, родители взращивают в нем смелость, порядочность, трудолюбие, терпение.
Басни Крылова: слушать оригинальные тексты в хорошем качестве
Многие школьники ленятся читать, а программа между тем требует четкого понимания темы урока и знания того или иного произведения. А бывает и так, что ребенку намного проще воспринимать информацию на слух, а не во время самостоятельного чтения. Выход из сложившейся ситуации есть – рассказы, стихи и другие литературные произведения можно прослушать в аудио-записи.
На нашем сайте басни Крылова слушать онлайн смогут и дети, и взрослые. Достаточно выбрать произведение из списка и нажать на кнопку. Популярные истории великого баснописца намного легче воспринимать в уютной домашней обстановке, слушая их в хорошем качестве. Усядьтесь удобнее, отрегулируйте звук до нужного уровня и наслаждайтесь простыми и искрометными текстами, наполненными житейской мудростью и смыслом.
Аудио-басни Крылова слушать можно и на уроках. Учителям на заметку: произведения автора легко запоминаются, если их читает опытный диктор, с эмоциями, чувствами и соблюдением интонации. Басни Крылова на русском языке слушать никогда не поздно. В любом возрасте поучительные истории будут приносить только пользу.
«Вы будете скоты». Капитанский сын
https://ria.ru/20190213/1550751157.html
«Вы будете скоты». Капитанский сын
«Вы будете скоты». Капитанский сын — РИА Новости, 13.02.2019
«Вы будете скоты». Капитанский сын
В 1773 году армейский капитан Андрей Прохорович Крылов фактически возглавил оборону Яицкого Городка (ныне Уральск) от войск Пугачева. Самозванец грозил Крылову… РИА Новости, 13.02.2019
2019-02-13T08:00
2019-02-13T08:00
2019-02-13T08:06
авторы
/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content
/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content
https://cdn22.img.ria.ru/images/155075/69/1550756901_0:0:1200:676_1920x0_80_0_0_9d4564d753495ea9408dc82487e1ae81.jpg
В 1773 году армейский капитан Андрей Прохорович Крылов фактически возглавил оборону Яицкого Городка (ныне Уральск) от войск Пугачева. Самозванец грозил Крылову страшными казнями, но капитан был тверд и отстоял крепость. Капитанша Крылова с пятилетним сыном Иваном о ту пору были за 250 верст, в Оренбурге, тоже осажденном мятежниками.Из всех событий жизни баснописца Ивана Андреевича Крылова, родившегося 250 лет назад, 2 (13) февраля 1769 года, это, случившееся в годы его малолетства, было самым драматичным. Дальнейшая его долгая жизнь, составившая семьдесят пять лет, протекала мирно и благополучно в духе стихотворения Батюшкова:»Поэт, лентяй, счастливецИ тонкий философ,Мечтает там КрыловПод тению березыО басенных зверях».В 1811 году Крылов стал членом Российской Академии, со службой тоже все устроилось: он получил доходную и непыльную должность в Императорской публичной библиотеке (библиотекарь при просвещенном абсолютизме — известная форма пенсии), был любим двором и обществом — и усиленно писал басни. Девять книг, двести восемь басен.А у басенного творчества есть особенность: победитель забирает все. Притом что жанр древний и почтенный, французы знают одного только Лафонтена («лентяй беспечный, мудрец простосердечный Ванюша Лафонтен», очевидно, леность — необходимая черта баснописца, впрочем, возможно, Пушкин имел в виду разом и Лафонтена, и Крылова — оба Ванюши), а тех, кто был до и после, не помнят. То же и с Крыловым. Предшественники забыты, последователи (среди которых были Демьян Бедный и гимнописец Михалков) — тоже. Никому не приходит в голову сказать: «лентяй беспечный, мудрец простосердечный Сережа Михалков», и дедушка Крылов возвышается, как Эльбрус среди пригорков.Можно возразить: дедушка почтенный, корифей в своей области, но четверть тысячелетия прошло, много иных областей появилось, все и не упомнишь. Так, да не так.Из знаменитых имен XVIII века, чуть постарше Крылова (век XVII-й и безымянных авторов — вплоть до «Слова о полку Игореве» — уже не будем и поминать) сразу приходят на память Ломоносов и Державин. Тоже титаны, хотя бы потому, что системой русского стихосложения мы обязаны Ломоносову. Державин, с библейской силой обратившийся к екатерининской номенклатуре (актуально не только для екатерининской):»И вы подобно так падете, Как с древ увядший лист падет,И вы подобно так умрете,Как ваш последний раб умрет»,Державин, чье стихотворение на смерть Суворова («Что ты заводишь песню военну») породило уже в XX веке два гениальных отголоска — Бродского «На смерть Жукова» и Липкина —»Черные печи да мыловарни.Здесь потрудились прусские парни.Где эти парни? Думать не надо.Мы победили. Плакать нельзя», —тоже не обсевок в поле, а вершина русской поэзии.Но беда в том, что тут бег времени неумолим. И Ломоносов, и Державин ныне имеют преимущественно археографическое значение — для немногих ценителей. Их поэтический язык — увы! — но более не входит в активный запас русской речи.Тогда как язык крыловских басен до сей поры активен. «А вы, друзья, как ни садитесь», «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать», «Васька слушает да ест», «А воз и ныне там» (и даже в огрубленном варианте — «Однажды лебедь раком щуку»), «Кукушка хвалит петуха», «Слона-то я и не приметил», «Ларчик просто открывался», «Сильнее кошки зверя нет» — все эти строки употребляются в живой речи людьми, порой даже и не знающими первоисточника. Примерно, как г-н Журден у Мольера был крайне удивлен, узнав, что говорит прозой.Но такое простодушное незнание есть на самом деле высшая похвала поэту, строки которого народ-языкотворец воспринял как свои. У немцев есть апокрифическая история о том, как некий простодушный бюргер сходил в театр на «Фауста» и остался очень недоволен автором: «Ну и облегчил он себе задачу — пишет одними цитатами». Гете еще и потому немецкий национальный гений, что весь растаскан на цитаты. Его младший современник Крылов — тоже.В Летнем саду Северной столицы всего через одиннадцать лет после смерти Крылова (расторопность, говорящая о его славе) был поставлен памятник одному из великих творцов живого великорусского языка. Изваян был памятник бароном Клодтом, более специализировавшимся на героях (кони и юноши на Аничковом мосту) и царственных особах (Николай I, святой Владимир). Про памятник капитанскому сыну есть стихи, актуальные и поныне для всякого, кого водят гулять в Летний сад:»Лукавый дедушка с гранитной высотыГлядит, как резвятся вокруг него ребята,И думает себе: «О милые зверята,Какие, выросши, вы будете скоты!»
https://ria.ru/20130216/923084539.html
РИА Новости
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2019
Максим Соколов
https://cdn22.img.ria.ru/images/102132/50/1021325094_0:0:772:771_100x100_80_0_0_00368990cdfa1153b421f77aefd5ef9c.jpg
Максим Соколов
https://cdn22.img.ria.ru/images/102132/50/1021325094_0:0:772:771_100x100_80_0_0_00368990cdfa1153b421f77aefd5ef9c.jpg
Новости
ru-RU
https://ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdn25.img.ria.ru/images/155075/69/1550756901_0:0:1200:900_1920x0_80_0_0_58cfcb96d9924ce32351f65c86a12275.jpgРИА Новости
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Максим Соколов
https://cdn22.img.ria.ru/images/102132/50/1021325094_0:0:772:771_100x100_80_0_0_00368990cdfa1153b421f77aefd5ef9c.jpg
авторы
В 1773 году армейский капитан Андрей Прохорович Крылов фактически возглавил оборону Яицкого Городка (ныне Уральск) от войск Пугачева. Самозванец грозил Крылову страшными казнями, но капитан был тверд и отстоял крепость. Капитанша Крылова с пятилетним сыном Иваном о ту пору были за 250 верст, в Оренбурге, тоже осажденном мятежниками.
Из всех событий жизни баснописца Ивана Андреевича Крылова, родившегося 250 лет назад, 2 (13) февраля 1769 года, это, случившееся в годы его малолетства, было самым драматичным. Дальнейшая его долгая жизнь, составившая семьдесят пять лет, протекала мирно и благополучно в духе стихотворения Батюшкова:
«Поэт, лентяй, счастливец
И тонкий философ,
Мечтает там Крылов
Под тению березы
О басенных зверях».
В 1811 году Крылов стал членом Российской Академии, со службой тоже все устроилось: он получил доходную и непыльную должность в Императорской публичной библиотеке (библиотекарь при просвещенном абсолютизме — известная форма пенсии), был любим двором и обществом — и усиленно писал басни. Девять книг, двести восемь басен.
А у басенного творчества есть особенность: победитель забирает все. Притом что жанр древний и почтенный, французы знают одного только Лафонтена («лентяй беспечный, мудрец простосердечный Ванюша Лафонтен», очевидно, леность — необходимая черта баснописца, впрочем, возможно, Пушкин имел в виду разом и Лафонтена, и Крылова — оба Ванюши), а тех, кто был до и после, не помнят. То же и с Крыловым. Предшественники забыты, последователи (среди которых были Демьян Бедный и гимнописец Михалков) — тоже. Никому не приходит в голову сказать: «лентяй беспечный, мудрец простосердечный Сережа Михалков», и дедушка Крылов возвышается, как Эльбрус среди пригорков.
Можно возразить: дедушка почтенный, корифей в своей области, но четверть тысячелетия прошло, много иных областей появилось, все и не упомнишь. Так, да не так.
Из знаменитых имен XVIII века, чуть постарше Крылова (век XVII-й и безымянных авторов — вплоть до «Слова о полку Игореве» — уже не будем и поминать) сразу приходят на память Ломоносов и Державин. Тоже титаны, хотя бы потому, что системой русского стихосложения мы обязаны Ломоносову. Державин, с библейской силой обратившийся к екатерининской номенклатуре (актуально не только для екатерининской):
«И вы подобно так падете,
Как с древ увядший лист падет,
И вы подобно так умрете,
Как ваш последний раб умрет»,
Державин, чье стихотворение на смерть Суворова («Что ты заводишь песню военну») породило уже в XX веке два гениальных отголоска — Бродского «На смерть Жукова» и Липкина —
«Черные печи да мыловарни.
Здесь потрудились прусские парни.
Где эти парни? Думать не надо.
Мы победили. Плакать нельзя», —
тоже не обсевок в поле, а вершина русской поэзии.
Но беда в том, что тут бег времени неумолим. И Ломоносов, и Державин ныне имеют преимущественно археографическое значение — для немногих ценителей. Их поэтический язык — увы! — но более не входит в активный запас русской речи.
Тогда как язык крыловских басен до сей поры активен. «А вы, друзья, как ни садитесь», «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать», «Васька слушает да ест», «А воз и ныне там» (и даже в огрубленном варианте — «Однажды лебедь раком щуку»), «Кукушка хвалит петуха», «Слона-то я и не приметил», «Ларчик просто открывался», «Сильнее кошки зверя нет» — все эти строки употребляются в живой речи людьми, порой даже и не знающими первоисточника. Примерно, как г-н Журден у Мольера был крайне удивлен, узнав, что говорит прозой.
16 февраля 2013, 11:00
Басни Крылова, XXI векБаснями сегодня можно кормить только дошкольников, которые еще не поняли, что мораль – удел неудачников, а люди успешные живут по более сложным законам, делится наблюдением <b>Наталья Афанасьева</b>.Но такое простодушное незнание есть на самом деле высшая похвала поэту, строки которого народ-языкотворец воспринял как свои. У немцев есть апокрифическая история о том, как некий простодушный бюргер сходил в театр на «Фауста» и остался очень недоволен автором: «Ну и облегчил он себе задачу — пишет одними цитатами». Гете еще и потому немецкий национальный гений, что весь растаскан на цитаты. Его младший современник Крылов — тоже.
В Летнем саду Северной столицы всего через одиннадцать лет после смерти Крылова (расторопность, говорящая о его славе) был поставлен памятник одному из великих творцов живого великорусского языка. Изваян был памятник бароном Клодтом, более специализировавшимся на героях (кони и юноши на Аничковом мосту) и царственных особах (Николай I, святой Владимир). Про памятник капитанскому сыну есть стихи, актуальные и поныне для всякого, кого водят гулять в Летний сад:
«Лукавый дедушка с гранитной высоты
Глядит, как резвятся вокруг него ребята,
И думает себе: «О милые зверята,
Какие, выросши, вы будете скоты!»
Басни И. Крылова с рисунками Е.Рачёва: red_balls — LiveJournal
Отправили в типографию сборник басен Ивана Крылова с рисунками Евгения Рачева.
Сборников этих басен выходит много, но наш, естественно, будет самый лучший ;))
Почему?
1) Это большой сборник басен, а не только избранное. Всего в книге 92 басни. Есть и все популярные «Ворона и лисица», «Стрекоза и Муравей», «Квартет»… Есть и редкие: «Листы и Корни», «Мирская сходка», «Крестьяне и Река», «Рыбья пляска» и т.д.
2) Рисунки Евгения Рачева. В баснях животные олицетворяют людей, их характеры, их поступки. Кому, как не Евгению Рачеву, который так прекрасно умел очеловечивать зверей в сказках, и делать тогда иллюстрации к басням?
3) Мы не повторяем ни издание 1965 года, ни тонкую книжку 1983. Наша — сделана на их основе, но добавлены иллюстрации, добавлены басни.
4) Евгений Рачев не просто одевает зверей, героев басен, в костюмы, а подчеркивает эпоху, когда создавались эти басни. То есть лисы не в сарафанах, а волки не в кафтанах. Нет, здесь царят мундиры и треуголки эпохи Александра I. И даже знаменитая Мартышка (которая с очками) одета не больше, не меньше, как в чепчик и ампирное платье.
5) Почему именно эпоха Александра I? Иван Крылов писал свои басни по конкретным событиям, о которых мы уже мало помним. Поэтому в наших баснях есть комментарии, где рассказан сюжет, дана подоплека, которая объясняет смысл басни.
6) Замечательная статья самого художника Евгения Рачёва «Художник о баснях»
7) Эти рисунки к басням Рачева очень давно не переиздавались. Была не слишком удачная книга издательства Амфора, которая делалась, по-видимому. без оригиналов и качество получилось не слишком хорошим.
«Для меня интересно передать в рисунке характер — добродушное это животное или жестокое, безобидное или хищное. Изучая облик зверя и его повадки, вдруг неожиданно замечаешь, что он удивительно похож на человека. Очевидно,это сходство и послужило в своё время причиной создания особых жанров литературы — басен и сказок о животных.» (Е.Рачёв)
«Пафос басни, её злые и острые образы всегда сатиричны. Значит, и изобразительный образ непременно должен носить такой же сатирический характер.
На мой взгляд, этого нельзя достичь изображением героев в виде обычных животных, даже если они будут «очеловечены». Нужен какой-то иной приём, который сохранил бы всю «соль» басни. Какой же?» (Е.Рачёв)
Басни
Автор: Иван Крылов
Художник: Евгений Рачёв
Год издания: 2018
Объём: 144 с.
Формат: 200х260 мм
Тираж: 7000
ISBN 978-5-9268-2572-2
«А Васька слушает да ест»… «Слона-то я и не приметил»… «Да только воз и ныне там»… Фразы из басен И. А. Крылова запоминаются ещё в детстве и легко и непринуждённо используются в разговоре. Но писатель вкладывал в свои произведения особый смысл, и часто произведения Крылова были поэтическим откликом на конкретное историческое событие. Разобраться в подоплёке крыловских басен, узнать о поводе к их написанию помогут комментарии, данные к каждому тексту. Окунуться в эпоху Крылова помогут и образы одетых в исторические костюмы героев, созданные художником Евгением Рачёвым. На рисунках заложивший лапы за спину Волк и правда чем-то похож на Наполеона, прищуривший один глаз кот — на Кутузова, важные Гуси — на сановников, а одетая в капор Лисица — на даму начала XIX века.
Содержание
Дуб и Трость
Волк на псарне
Раздел
Ворона и Курица
Щука и Кот
Обоз
Чиж и Ёж
Кот и Повар
Булат
Пушки и Паруса
Собачья дружба
Совет Мышей
Заяц на ловле
Любопытный
Лев и Мышь
Волк и Ягнёнок
Лев на ловле
Слон на воеводстве
Гуси
Воспитание Льва
Лев
Вельможа
Квартет
Листы и Корни
Туча
Лебедь, Щука и Рак
Мирская сходка
Крестьяне и Река
Рыбья пляска
Крестьянин и Овца
Медведь у пчёл
Собака и Лошадь
Слон в случае
Тришкин кафтан
Щука
Пастух
Лещи
Пёстрые овцы
Лисица и Сурок
Волки и Овцы
Две собаки
Комар и Пастух
Воронёнок
Зеркало и Обезьяна
Волк и Мышонок
Ворона
Кошка и Соловей
Свинья
Демьянова уха
Парнас
Орёл и Куры
Прохожие и Собаки
Кукушка и Петух
Скворец
Цветы
Осёл и Соловей
Пруд и Река
Стрекоза и Муравей
Белка
Муха и Пчела
Петух и Жемчужное зерно
Трудолюбивый Медведь
Лев и Лисица
Мышь и Крыса
Крестьянин и Работник
Чиж и Голубь
Ворона и Лисица
Пустынник и Медведь
Мартышка и очки
Осёл и Мужик
Лев и Комар
Лисица и Осёл
Волк и Пастухи
Два мужика
Свинья под Дубом
Крестьянин и Змея
Две Бочки
Орёл и Пчела
Слон и Моська
Крестьянин и Разбойник
Волк и Волчонок
Лжец
Синица
Лягушка и Вол
Мельник
Волк и Кот
Волк и Лисица
Ларчик
Лисица и виноград
Крестьянин в беде
Два мальчика
Волк и Журавль
Евгений Рачёв. Художник о баснях
Герои басен И.А.Крылова в иллюстрациях.
Слайд 1
Герои басен И.А.Крылова в иллюстрациях. Проектная работа по литературе ученицы 5 В класса МБОУГ №1 Скипиной Кристины . Учитель : Куликова О.А .Слайд 2
Мы знаем, что действующие лица (герои) басен (животные, растения, вещи, иногда — люди) обычно олицетворяют человеческие качества. Каждый герой являлся носителем какой-то отличительной черты: лиса – хитрости; осёл – глупости; волк – жадности; заяц – трусости. Лучшем баснописцем считают Ивана Андреевича Крылова . Многие крылатые выражения из его басен вошли в речь каждого человека. Мы берём картинки из памяти, произносим: «Слон и Моська», «Лебедь, рак да щука», «Волк и ягнёнок» … и сразу всё ясно.
Слайд 3
24 февраля 1809 года была выпущена тоненькая книжка на голубоватой бумаге без всяких украшений. В книге были 23 басни И.А. Крылова. Вторая книга вышла 8 марта 1811 года . Напечатана так же скромно, как и первая. Первая иллюстрированная книга басен Крылова появилась в 1815 году . Все басни сопровождались рисунками и гравюрами.
Слайд 4
Иллюстрация всегда была тесно связана с литературой. Собственное видение прочитанного предлагали многие великие художники. Часто художественное произведение становилось толчком к написанию полотен, ставших впоследствии шедеврами изобразительного искусства. Иллюстрации к художественным произведениям способны поднять уровень их восприятия на несколько порядков и значительно усилить влияние, оказываемое ими на читателя. Многие знаменитые художники с удовольствием рисовали иллюстрации к понравившимся литературным произведениям, очень часто даже не планируя использовать их для оформления текстов – просто так, для души, поддавшись чарующему действию слов.
Слайд 5
Хотя иллюстрации к басням Крылова сделаны разными художниками, его персонажи легко узнаваемы.
Слайд 6
Иллюстрации Валентина Серова к басням И. Крылова стали самостоятельным и значимым произведением искусства. Художнику удалось чрезвычайно ограниченными средствами практически «дословно» передать точный смысл, заложенный в басни их автором. Он любил и хорошо знал животных, а потому смог дать им довольно меткие характеристики. Изображал ли он волка («Волк и Журавль») или лисицу у виноградной лозы («Лисица и виноград») — в любом конкретном случае заметно, что художник внимательно и долго изучал характер каждого зверя . Иллюстрации художника В.А. Серова
Слайд 7
Иллюстрация к басне И.Крылова « Лев в старости»
Слайд 8
Иллюстрация к басне И.Крылова «Квартет»
Слайд 9
Иллюстрация к басне И.Крылова «Лисица и виноград»
Слайд 10
Иллюстрация к басне И.Крылова « Лев и волк»
Слайд 11
Интересны иллюстрации художника начала XIX века Александра Орловского «Демьянова уха» «Конь и всадник»
Слайд 12
Интересна история этих рисунков. Они были случайно найдены членами Кружка любителей русских изящных изданий в коллекции Е. Г. Шварца, унаследовавшего ее от собирателя первой половины XIX в. А. Р. Томилова – друга художника Орловского . «Собачья дружба» «Квартет»
Слайд 13
А теперь давайте посмотрим на разные иллюстрации к басням И.А. Крылова в исполнении художника А.М. Лаптева . «У сильного всегда бессильный виноват» «Волк и ягнёнок»
Слайд 14
«А вы, друзья, как ни садитесь, Всё в музыканты не годитесь» «Квартет»
Слайд 15
«Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт» «Лебедь, рак и щука»
Слайд 16
«Невежда так же в ослепленье Бранит науку и ученье , И все учёные труды, Не чувствуя, что он вкушает их плоды» «Свинья под дубом»
Слайд 17
«Ты всё пела? Это дело: Так поди же, попляши!» «Стрекоза и муравей»
Слайд 18
«Ай, Моська! Знать, она сильна, Что лает на Слона!» «Слон и Моська»
Слайд 19
«К несчастью, то ж бывает у людей: Как ни полезна вещь, — цены не зная ей, Невежда про нее свой толк все к худу клонит; А ежели невежда познатней, Так он ее ещё и гонит» «Мартышка и очки»
Слайд 20
Иллюстрация к басне «Крестьянин и Смерть» Художник А. А. Дайнека
Слайд 21
Иллюстрации художницы И. А. Петелиной «Мартышка и очки» «Стрекоза и муравей»
Слайд 22
«Квартет»
Слайд 23
«Слон и Моська» «Лебедь, рак и щука»
Слайд 24
Иллюстрации художника Е. Рачева «Лебедь, рак и щука» «Ворона и лисица» «Волк и Ягненок»
Слайд 25
Иллюстрации художников А. Баженова М.А. Таранова «Стрекоза и Муравей» «Волк и Журавль»
Сирийских басен: Между Эзопом и Крыловым
Доброго времени суток, уважаемые читатели Take in Mind! Мы продолжаем освещать прискорбно и неоправданно забытые жемчужины литературного мира. Сегодня мы хотели бы представить сирийских басен . Здесь стоит сделать небольшое уточнение: конечно, мы будем говорить не о романах современных авторов из Сирийской Арабской Республики, а о произведениях, написанных на классическом сирийском языке (Leshono Suryoyo) или, точнее, на сирийском арамейском языке. .Этот язык широко использовался в древнем регионе Осроэне с центром в городе Эдесса.
В первые века нашей эры сирийский язык стал одним из наиболее распространенных языков общения и литературы на Ближнем Востоке, вероятно (и, возможно, в основном) из-за его использования восточно-христианским сообществом во время богослужений. До X-XI веков наиболее выдающиеся произведения древнеирийской литературы были написаны на сирийском языке (и, как вы уже поняли, они включали не только религиозные тексты), но затем социальные и религиозные реалии постепенно вытеснили Лешоно Сурёё из широкого обихода.
Вернемся к басням. Хотя некоторые легенды предполагают их авторство некоему таинственному Иосифу, жившему в эпоху царя Навуходоносора, современные исследования показали, что большинство сирийских басен на самом деле являются пересказами басен Эзопа и других произведений некоторых древнегреческих авторов. Несмотря на это, их литературное и историческое значение уже давно выходит за рамки простого понимания искусства перевода. Во-первых, сохранилось не так много оригинальных греческих басен, и в некоторых случаях мы можем получить первоначальную идею только из сирийско-арамейского перевода.Во-вторых, многие сирийские басни, сохранив исходную сюжетную основу, были наполнены совершенно новым содержанием и смыслами. Поэтому многие читатели могут узнать известные рассказы Лафонтена и Крылова (например, в баснях «Стрекоза и муравей» и «Человек и смерть»), но они также могут открыть для себя совершенно новый литературный мир. непревзойденный по оригинальности, яркости и экзотичности сюжетов, по логике и лаконичности изложения.
А теперь мы рады представить вам несколько оригинальных сирийских басен, самую «вкусную» часть поста.
Лев, человек и статуя
Человек шел со львом по дороге и спорил, кто самое сильное существо в мире. В то время как лев демонстрировал серьезное доказательство своей силы, человек поднял глаза и увидел статую. Он был изображен как молодой человек, схватившийся за горло льва. Мужчина громко рассмеялся и обратил внимание своей спутницы на статую. На это лев сказал человеку:
— Если бы среди львов были художники и скульпторы, то была бы статуя льва, сжимающего горло человеку!
Кот и петухи
Когда кот услышал, что петухи заболели, он нарядился в павлиньи перья и пошел к ним в гости.Переодетый кот спросил у петухов:
— Как дела?
— Лучше бы ты не интересовался нашим здоровьем, и мы не видели твоей хищной морды, — ответили ему петухи.
Как часто предательство скрывается за внешней симпатией!
Не вовремя упрекнуть
Молодой человек уплыл далеко и начал тонуть. Чувствуя, что силы покидают его, он стал звать на помощь странника, идущего по берегу реки.Но, вместо того, чтобы помочь утопающему, он стал упрекать юношу:
— Если ты не умеешь плавать, почему ты залез в воду?
Молодой человек ответил ему:
— Сначала помогите, а уже потом критикуйте!
Больной олень
Один больной олень упал с горы в долину. Но родственники не оставляли больного в беде и часто навещали его. Однако в то же время они лакомились травой, которая росла в долине, и вскоре олени умерли от голода.
Человек и идол
У одного мужчины был домашний идол. Каждый день он приносил в жертву идолу барана или козла. В итоге он остался без домашнего скота, потеряв все, что у него было. Однажды ночью идол явился этому человеку во сне и сказал ему:
— Ты растратил собственное сокровище, но ты меня упрекаешь!
Статьи по теме:
Список басен Крылова на все случаи жизни
Обычно какой-то перечень басен Крылова остается в сознании образованного человека из школьной программы по литературе.Но они гораздо реже думают об авторе. Попробуем восполнить это досадное упущение и присмотреться к человеку, написавшему нам эти известные басни.
На фоне классики
Поэт-баснописец жил и работал одновременно с Пушкиным, Карамзиным, Жуковским и Вяземским. Со многими деятелями золотого века русской культуры он был дружен и не терялся в их тени. Творческое наследие Ивана Андреевича Крылова занимает особое место в русской литературе.Нередко персонажи его произведений становятся первыми художественными образами, с которыми сталкивается человек, когда учится читать. Список басен Крылова очень обширен, и на все случаи жизни есть образы и ситуации, которые им больше всего подходят. Герои этих рассказов живут своей вымышленной жизнью около двухсот лет. И объяснить этот факт можно только тем, что они выведены рукой талантливого мастера художественного слова.
Факты о биографии и творчестве
Крылов Иван Андреевич прожил долгую жизнь.Его творческая биография насыщена множеством событий. Прежде чем найти ту уникальную истинно стихотворную форму, благодаря которой он прославился, писатель Крылов успел попробовать себя во многих жанрах. Он сочинял прозу и драму, и нельзя сказать, что его произведения остались незамеченными. Но настоящую литературную славу ему принесли короткие поэтические зарисовки с яркими узнаваемыми персонажами. Драматические миниатюры Крылова оформлены в виде традиционного жанра — басни. Сама эта форма известна со времен античности и была широко представлена практически во всей современной крыловской литературе Западной Европы.Не будет большим преувеличением сказать, что учителями русского баснописца были Эзоп, Лафонтен и Берангер. Он был способным учеником и во многом превосходил учителей. Басни Ивана Крылова имеют свой неповторимый колорит. И их персонажи, порой экзотические, прекрасно адаптированные к русской действительности.
Особенности жанра
Список басен Крылова насчитывает около двухсот заголовков. Сцены этих поэтических миниатюр впечатляют яркостью красок, законченностью сюжетов и завораживающим разнообразием мерцающих образов.То, что эти изображения часто скрыты под масками различных представителей животного мира, никого не может ввести в заблуждение. Речь идет не о животных, а о людях. И видимые черты сходства между ними мощно работают, чтобы завершить раскрытие художественного замысла. Можно согласиться с утверждением, что «это не портреты, а карикатуры», но карикатура на изображения только придает им большую выразительность. Ничто так ярко не иллюстрирует взаимоотношения между людьми, как вовремя цитируемые отрывки из басен Крылова.В этих литературных образах люди обычно с радостью узнают своих знакомых и с гораздо меньшей радостью — самих себя. Это немного смущает.
Драматургия персонажей Крылова
Безусловно, яркость образов и ситуаций в баснях Крылова связана с тем, что автор ранее много писал для театра и знал смысл в драматургии. А высшее литературное мастерство требует как раз лаконичности. Не каждый драматург способен справиться с такой задачей — сказать все необходимое в ограниченном пространстве небольшой литературной формы, являющейся басней.И нет ничего удивительного в сложившейся практике, когда абитуриентам театральных и кинематографических учебных заведений на вступительном экзамене в качестве тестового задания предлагается короткий список басен Крылова. Где еще, как не на примере этих драматургических миниатюр, будущий актер сможет убедительно продемонстрировать, на что он способен? И любую предложенную сцену можно разыграть как самостоятельно, так и в сотрудничестве с партнерами.
Крыловские персонажи вокруг нас
В чем успех басен Крылова и что обеспечило им такую долгую жизнь? Возможно, в универсальности человеческих типов и взаимоотношений, возникающих между ними.За двести лет существования героев басен Крылова, если человек изменился, мало того, что его уже не узнают маски созданий, выведенных баснописцем. Не обманывайте себя и окружающих, что поэт писал не про всех нас, а только про своих современников. Да, о них, но также и о нас, и о наших потомках. Поэтому нет ни малейших оснований предполагать, что список басен Крылова из школьной программы когда-нибудь устареет.Если этому суждено когда-нибудь случиться, этого явно не произойдет при нашей жизни. А сегодня, чтобы посмотреть всю галерею персонажей Крылова, достаточно просто нажать на пульт на телевизоре. Они здесь, и никуда не спешат.
p>Дмитрий Шостакович | Две басни Крылова
DS 0040 Форма
Две песни для меццо-сопрано с оркестром на тексты Ивана Крылова:
- Стрекоза и муравей — Con moto
- Осел и соловей — Moderato
Приборы
пикколо, 2 флейты, 2 гобоя, 2 кларнета (си-бемоль и ля), 2 фагота, контрафагот;
4 валторны, 3 трубы, 3 тромбона, туба;
литавры, треугольник, тарелки;
челеста, арфа;
струны
Составлено
1922 г., в Петрограде
Посвящается
Квадри Михаил Владимирович
Первое исполнение
2 февраля 1977 г., Концертный зал «Эстония», Таллинн
Хор студентов Московской консерватории (женская секция) и Симфонический оркестр
Устройства
Сокращение для голоса и фортепиано композитора
Тексты
Иван Андреевич Крылов
1.Стрекоза и Муравей Попрыгунья стрекоза Помертвело чистое поле; Всьо прошло; с зимой холодной Злой тоской удручены, Я делаю вешних только дней — У того ль, голубчик, было? — А, так ты … — — Я без души | 1. Стрекоза и муравей |
2.Осьол и Соловей Осьол увидел Соловья | 2. Осел и соловей |