События в период правления олега вещего
Историография по войне
Наиболее подробно русско-византийская война — описана византийскими историками Львом Диаконом, современником событий, и Иоанном Скилицей (2-я половина XI века). Современные историки предполагают, что они могли использовать единый источник, однако их изложение не дублирует, но дополняет друг друга. Более поздние византийские авторы (Зонара и Константин Манассия, XII век) кратко повторяют Диакона и Скилицу.
Армянский хронист начала XI века Степанос Асохик сообщает, что болгары выступили против Иоанна Цимисхия в союзе с русами. Асохик свёл всю войну к единственному сражению в 971 году, о котором он рассказал так:
Сирийский историк XI века Яхъя Антиохийский упоминает в своей хронике о походе под влиянием Византии русов против болгар.
С русской стороны поход Святослава освещён в самом раннем из дошедших до нашего времени летописных сводов, «Повести временных лет». Хотя в целом рассказ про поход выдержан в духе героической былины, в которой умалчивается о поражении Святослава, летопись содержит ряд важных сведений: о возвращении Святослава в Киев из Болгарии в 968/969 году; обстоятельства его гибели на днепровских порогах; полный текст русско-византийского мирного договора 971 года.
Некоторые дополнительные сведения изложены русским историком XVIII века В. Н. Татищевым по так называемой Иоакимовской летописи, подлинность которой ставится под сомнение, и другим источникам, оставшихся неизвестными. В изложении Татищева Святослав, покидая Болгарию в 968/969, оставил гарнизон в Переяславце. Болгары восстали против русов, вынудив русского воеводу Волка отступить на ладьях по Дунаю. Волк встретил на Днестре Святослава, который возвращался в Болгарию с войском от своего тестя, венгерского князя. После захвата Переяславца Святослав посчитал Византию виновной в восстании болгар и объявил ей войну. Чтобы оправдать поражение, Святослав обвинил христиан, бывших в его войске, в том, что они прогневили языческих богов, и даже казнил единственного брата Глеба. По Иоакимовской летописи, Святослав решил вернуться в Киев с целью покарать христиан, но погиб на порогах.
Современные историки предлагают различные трактовки событий, изложенных в вышеуказанных источниках. Различия связаны главным образом с оценкой личности Святослава и взаимоотношений болгар и русов. Полный обзор версий представлен в книге А. Н. Сахарова «Дипломатия Святослава».
[править] Источники
- Maçoudi. Les Prairies d’or. Т. II. P. 12; Минорский В. Ф. История Ширвана и Дербента. С. 193-194.
- М.И. Артамонов История хазар. // Л.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 1962. 523 с.
- Начало княжения Святослава, сына Игорева
- Ал-Масуди. «Мурудж ад-Дзахаб ва Маадин ал-Джавахир»
- Опыт описания исторического времени
- BOT ПОВЕСТИ МИНУВШИХ ЛЕТ, ОТКУДА ПОШЛА РУССКАЯ ЗЕМЛЯ, KTO B КИЕВЕ СТАЛ ПЕРВЫМ КНЯЖИТЬ И KAK ВОЗНИКЛА РУССКАЯ ЗЕМЛЯ
Поход Руси на Византию в 907 году относится к Хазарии | |
---|---|
Войны | Арабо-хазарские войны • Алано-хазарская война • Византийско-хазарские войны • Война Песаха с Русью • Война Олега с Хазарией • Война Святослава против Хазарии • Война хазар с курдами • Война хазар с печенегами • Восстание булгар против Хазарии • Гражданская война в Хазарии • Русско-хазарские войны • Русско-хазарский поход на Бердаа • Русско-хазарский поход на Византию |
Битвы | Битва на Волге (914) • Битва при Ардебиле • Битвы при Беленджере: 650 год, 722 год, 732 год • Осада Ардебиля |
Цари Хазарии | Династия Ашина • Аарон I • Аарон II • Багатур • Вениамин • Внасеп Сурхан • Джебукаган Зиевил • Завулон • Захария • Иосиф • Исаак • Шад • Айбат • Калга • Вирхор • Менахем • Нисси • Езекиил • Ибузир Гляван • Манассия I • Манассия II • Ханукка |
Известные хазары | Барджиль • Булан • Сабриэль • Дуло • Исхак ибн Кундаджик • К-са ибн Булджан ал-Хазари • Песах • Тармач • Кембриджский аноним |
Хазарский каганат | Хазары • Хазарский язык • Хазарская культура • Хазарская армия (вооружение, наёмники) • Ал-ларисия • Буртасы • Вассалы • Гиркания • Гулямы хазарского происхождения • Дань хазарам (женщинами) • Доросская митрополия • Жидовин • Ислам • Кабары • Миссия Константина Философа в Хазарию • Обращение в иудаизм • Огузы • Подделка денег • Потомки хазар • Путь из варяг в хазары • Хазария и Китай • Хазария и Хорезм • Хазарская дипломатия • Хазарская литература • Хазарский флот • Хазары и Русь • Чуваши и хазары • Шеляг • Хазария после 965 года • Сийах-Куих • Работорговля • Крепости • Византийско-хазарские отношения • Венгерско-хазарские отношения • Волжская Булгария под властью Хазарии • Женщины |
Города Хазарии | Ал-Байда • Ахты • Беленджер • Варачан • Городище Башанта • Дербент • Дмитриевское городище • Инглис-тюбе • Итиль • Кака-Шуринское поселение • Калининаульское городище (Калининаул) • Мошаикское городище • Некрасовское городище • Самватас (Киев) • Маяцкое городище • Муни • Самосдельское городище • Саркел • Семендер • Семикаракоры • Таркинское городище • Таматарха • Хамзин • Хамлидж • Хумара • Хунзах • Челарево • Чуфут-Кале • Яхудлык • Хазарские топонимы |
Артефакты | Городище Выжегша • Еврейско-хазарская переписка • Еврейско-хазарская топонимика на Руси • Киевское письмо • Клад в Готланде • Клад из Кохтла • Константин Багрянородный о войне с Хазарией • Маджалисский документ • Письмо Шехтера • Сообщения об иудаизме хазар |
Изучение Хазарии и теории | Pax Chazarica • Хазароведение • «статья в „Правде“» • Переселение евреев в Хазарию • Балкарцы и хазары • Роль хазар в этногенезе кумыков • Русы (в армии Хазарии) • Влияние на Русь (в армии Киевской Руси) • Сообщения еврейских авторов • Тезисы Гумилёва • Теория о хазарском основании Киева • Хазарская теория происхождения Руси • Хазария и чеченцы • Хазарское иго • Викинги и евреи • Норманны и Хазария (походы норманнов) • Армяно-хазарские отношения • Евреи в Боспорском царстве • Ксенократии хазарского происхождения • Джидан |
Покорение племён поблизости от Киева
Замысел Вещего Олега
Все критические замечания относительно реальности этого похода, который почти нигде не упоминается, верны в том смысле, что полномасштабной войны с Византией у Киевской Руси действительно не было.
Стратегия Олега состояла в том, чтобы прорваться в считающую неприступной бухту Золотого рога, гавань Константинополя, напугать греков демонстрацией военной мощи и хитрости и склонить к подписанию нужных Руси договоров. Со стороны морского входа бухта надежно закрыта, и тогда русы применили известную им еще с 860-го года хитрость – перетащили корабли посуху через полуостров, отделяющий Царьград от внешнего моря.
В этой авантюре хитроумному князю помогли фракийские леса, покрывающие весь полуостров – их можно было рубить «на ходу», подставляя под днища кораблей круглые вальки. А густые виноградники и холмы надежно прятали передвижение кораблей по суше.
Увидев русские суда, беспрепятственно плавающие в неприступной бухте и битком набитые вооруженными воинами, императоры-соправители тут же уселись за стол переговоров. Тем более, что граждане Константинополя вспомнили недавнее предательство (в 904 году империя не помогла жителям осажденным арабами Фессалоник) и решили, что невесть откуда взявшееся войско – это наказание святого Дмитрия, покровителя Константинополя. Нежелание императоров договариваться с русами могло вылиться в открытый мятеж.
Некоторые упоминания о подробностях похода есть в старинных летописях. Венецианский историк Иоанн Диакон писал о том, что «норманны на 360-ти кораблях осмелились приблизиться к Константинополю», но так как город оказался неприступным, опустошили окружающие земли и перебили много людей. Папа Римский Николай Первый упоминал поход Олега, говоря о том, что русы ушли восвояси, избежав мести. В византийских хрониках «Продолжатель Феофана» написано, что русы оцепили город и предали огню все вокруг, а насытившись своим гневом вернулись домой. Словом, Олег Вещий не взял Царьград, но очевидно, это и не было его целью.
Датировка похода
Помимо вопроса о том, имел ли место поход Олега, описанный в «Повести временных лет», существует проблема датировки такого похода.
Дата 907 года в «Повести временных лет» условна и возникла в результате сложных расчётов летописцев при сопряжении абсолютной и относительной хронологии источников, имевших даты указанные в различных эрах. Изначально рассказ о княжении Олега не имел датировки, поэтому позже рассказ был разделен на части, которые тяготели к датам начала и конца правления Олега.
По мнению А. Г. Кузьмина изначально информация конца правления Олега датировалась в «Повести временных лет» 6415 (907) годом, но при сличении с датой договора года, датировка была изменена, поэтому появилось две летописные статьи в которых говорилось о походе, заключении договора и смерти Олега. Так в летописи появилось два договора (текст и его «пересказ»). Таким образом, события, описанные в статьях 907 и 912 годов, изначально никак не датировались, но были связаны, как, например, в тексте «Иоакимовской летописи», в которой нет абсолютной датировки и сведений о смерти князя:
По косвенным данным поход датируется — годами. Нижняя дата, 904 год, определяется известиями о союзных росах-дромитах и нападению арабов на Фессалоники. Верхняя дата, 909— годами, определяется по известию о разведывательном походе русов в Каспийское море, за которым последовал поход 913 года. Русы, совершившие этот поход, не могли пройти через Чёрное и Азовское моря в Дон без союзнических отношений с Византией. Союз Руси и Византии к 909-910 году подтверждается данными Константина Багрянородного (середина X века) об участии русских вспомогательных судов в критской экспедиции 910 года.
Вместе с тем в «Повести временных лет» имеется и относительная датировка похода. В тексте сказано, что предсказание волхвов о смерти Олега сбылось на пятое лето после его похода на Константинополь. «Смерть» Олега можно датировать временем не позже июля 912 года (принесение жертв, упомянутое В. Н. Татищевым, при появлении кометы Галлея), или осени этого года, указанной в летописи (время полюдья). Поход 913 года поставил точку на карьере Олега (он погиб или ушёл на север). Следовательно, поход на Византию приходится на 907—908 годы, и летописец не ошибся в расчётах.
Датировку похода подтверждает и динамика византийско-болгарских отношений. В 904 году болгарский царь Симеон I совершил поход на разграбленные арабами Фессалоники, пытаясь расширить свои владения. В 910-911 годах он собирается начать войну с Византией, но начнет её лишь в 913 году. В качестве одного из сдерживающих факторов по отношению к болгарам византийцы использовали флот русов.
Описание событий
Поход Олега в Царьград по реке Днепр. Ф.А. Бруни
Согласно Повести временных лет, Олег смог привлечь для похода на Царьград большое количество воинов из разных племён и народов:
Спустившись по Днепру до Черного моря, Олег и его войска продолжили путь вдоль побережья.
Поход Олега на Царьград Худ. Трофименко С. С.
Узнав о приближении огромного войска, византийский император Лев VI Философ приказал закрыть ворота города и загородить цепями знаменитый залив Золотой Рог, предоставив таким образом варягам возможность грабить и разорять пригороды Константинополя.
Надежды греков на такую защиту от варваров (как они именовали русов) были оправданы — уже несколько веков этот прием позволял не допускать вражеские суда для высадки внутри города, а высокие каменные стены города позволяли выдерживать самые жестокие штурмы.
Изображение бухты и закреплённой на её входе цепи. Ниже фрагмент цепи. Археологический музей Стамбула (Константинополя), Турция
Пока его воины разграбляли незащищенные высокими стенами пригороды, Олег Вещий придумал ставшую легендарной тактическую хитрость — приказал вытащить корабли на берег, поставить их на колёса и так, при попутном ветре, вся армия двинулась к стенам Царьграда.
«В лето 907. Идущие на Царьград» Ольшанский Б. М.
Ужаснувшись видом плывущей по земле, как по морю, армаде кораблей, греки направили послов к Олегу:
Однако, за мнимой покорностью крылось коварство — вместе с послами были присланы отравленные вино и пища, видимо греки надеялись ликвидировать предводителя «наглых варваров» и в неизбежной сумятице попытаться контратаковать. Олег же, предчувствовал, что его могут попытаться отравить и вылил принёсённое вино на землю перед изумлёнными посланниками византийского императора. Достаточно часть этот эпизод летописной истории называется в качестве одной из причин, почему князя прозвали «Вещим».
Приношение греками Олегу яств с отравою.
Узнав, что их замысел раскрыт, греки посчитали это знаком свыше:
После чего согласились на любые условия мира, которые только захочет Олег. В знак искренности намерений византийцы целовали крест, русы же клялись на собственном оружии и именем почитаемого ими бога Перуна.
В качестве символа своей победы и триумфа Олег Вещий прибил к вратам Царьграда собственный щит — этот летописный факт впоследствии был популяризован и стал мотивом художественных произведений.
«Щит русской славы» Худ. Б. Ольшанский, 2013 Присяга воинов Олега оружием и богом Перуном; утверждение мирною договора Олега с греками.
Кроме выгодных условий для торговцев из «Гардарики» (под этим названием Русь фигурирует у разных иностранных историков того времени), Олег потребовал для себя и своих воинов солидный откуп:
Напоследок, князь Олег приказал византийцам выдать дорогии материи для парусов его многочисленного флота. Когда на обратном пути у славян ветер порвал дорогие паруса, они заменили их обычными:
СВОЙ ЩИТ ПРИБИВАТЬ НА ВОРОТАХ
В заключение летописного рассказа приводится факт, который вызвал особый восторг тех, кто сомневался в достоверности летописных сообщений: там говорится, как после утверждения мира, о котором речь еще впереди, Олег в знак победы повесил свой щит на воротах города и лишь тогда ушел на родину: «И повеси щит свой въ вратах показуа победу, и поиде от Царяграда».
Немало потешались по этому поводу историки-нигилисты, считая это сообщение самым легендарным во всем рассказе, наряду с движением ладей посуху под парусами. Но потешаться-то, в общем, было не над чем. Многие историки отмечали, что сообщения о подобного рода символических актах неоднократно доходят до пас из древности и не представляют никакой легенды. Так, болгарский хан Тервел в начале VIII века, после войны с Византией и заключения с ней мира, повесил свой щит на воротах одной из византийских крепостей. А несколько десятилетий спустя другой болгарский владыка — хан Крум — домогался в знак победы над византийцами воткнуть копье в ворота Константинополя.
Обычай вешать свой щит на ворота города в знак мира был широко распространен у древних норманнов. Таким образом, «легенда» приобретает реальные черты и может явиться еще одним подтверждением достоверности похода Олега на Константинополь в 907 году.
Сахаров А.Н. «Мы от рода русского…» Рождение русской дипломатии
Причины похода на Царьград
Информация о набеге Олега на Царьград содержится лишь в древних русских летописях, а в писаниях Византии об этом событии нет никаких фактов. На самом деле это ничего не доказывает, тем более, что в «личных» записях крупных деятелей Византии того времени не раз возмущенно упоминается грабительское и вероломное нападение русов.
Победоносный поход нового правителя Днепровской Руси Олега Вещего преследовал несколько целей: добиться признания своего статуса, продлить русско-византийский договор, потребовать от правителей «Второго Рима», не желающих иметь отношения с язычниками, торговых и других льгот.
Постоянные стычки между русами и греками, в которых доходило дело до кровопролития, тоже не устраивали Олега. В отношении остальных причин, побудивших князя собрать огромное войско и совершить набег на Царьград, историки расходятся во мнениях.
Это могло быть и повторением относительно недавнего успешного набега правителя Дании Рагнара Лодброка, который буквально за 15 лет до похода Олега Вещего совершил настоящий бандитский налет на Париж, столицу Франкского королевства, умудрившись всего со 120-ю кораблями взять город в осаду, разгромить войско Карла Лысого и увезти домой огромные для молодого Парижа отступные – 7 тысяч фунтов серебром.
Возможно, Олег предполагал наказать ромеев за неподобающее отношение к могучей Киевской Руси, которую просвещенная Византия считала варварским краем и не признавала ее статус государства, не желая заключать союзов и вступать в торговые отношения. Еще бы, греки победили Римскую Империю, и заносчивости византийских правителей можно было только позавидовать.
ХРОНОЛОГИЯ СОБЫТИЙ
879 г. Смерть князя Новгородского Рюрика. Принятие Олегом опекунства над малолетним сыном Рюрика Игорем.
879 г. Начало новгородского княжения Олега как «старшего в роде Рюрика».
Конец 870-х гг. Поход русов на Каспий и нападение на город Абаскун (Абесгун).
882 г. Начало продвижения на юг войска князя Олега, состоявшего из ильменских словен, кривичей, мери и веси.
882 г. Захват князем Олегом земель днепровских кривичей и города Смоленска.
882 г. Захват князем Олегом земель северян и города Любеча.
882 г. Поход князя Олега на Киев. Убийство князем Олегом киевских правителей Аскольда и Дира. Начало княжения Олега в Киеве. Объединение Северной и Южной Руси под властью Олега. Создание Древнерусского государства с центром в Киеве.
Позднее 882 г. Возведение князем Олегом городов-крепостей и «острожков» для утверждения своей власти и для защиты от кочевников Великой Степи.
Позднее 882 г. Олег обязывает новгородцев выплачивать ежегодно 300 гривен на кормление и содержание дружины варягов, призванных защищать северные границы государства.
883 г. Покорение киевским князем Олегом древлян и наложение на них дани.
884 г. Победа над племенем северян и обложение его данью.
885 г. Подчинение радимичей и наложение на них дани.
885 г. Война князя Олега с уличами и тиверцами.
Позднее 885 г. Успешные войны киевского князя Олега с хазарами, болгарами и другим народами Подунавья.
886 г. Началось правление византийского императора Льва VI Мудрого (Философа) (886-912 гг)
Осуществил важное изменение старых законодательных норм. Вел войны с арабами, потерпел поражение в войне 894-896 с Болгарией
898 г. Заключение союзного договора между уграми и Русью. Наложение на Русь дани за мир и военную помощь.
Кон. IX в. Вторжение печенегов в Северное Причерноморье.
X-XII вв. Складывание древнерусской народности.
903 г. Первое упоминание в летописи Пскова.
907 г. Походы князя Олега в земли вятичей, хорватов и дулебов.
907 г. Поход князя Олега на Константинополь. Оставление князя Игоря Рюриковича наместником в Киеве.
907 г. Заключение мирного договора с Византией. Установление беспошлинной торговли с Византией.
Позднее 907 г. Князь Олег получил прозвище Вещий.
909-912 гг. Военные походы русов на южное побережье Каспийского моря.
911 г. Поход князя Олега на Константинополь.
912 г. 2 сентября — Заключение мирного договора с Византией. Олег впервые назван «великим князем русским». В договоре Русь впервые упомянута как государство.
912 г. Смерть великого князя Киевского и князя Новгородского Олега.
Обучение экипажа
Объект 907 имеет в своей команде экипажа четыре человека: командира(радиста), наводчика, механика-водителя и заряжающего.
К выбору навыков экипажа нужно всегда подходить продуманно. От умений команды может зависеть исход игры на вашем танке. Мы предлагаем вот такую последовательность обучения:
- Командир(радист) – «Шестое чувство», «Ремонт», «Боевое братство», «Радиоперехват»;
- Наводчик – «Ремонт», «Плавный поворот башни», «Боевое братство», «Маскировка»;
- Механик-водитель – «Ремонт», «Плавный ход», «Боевое братство», «Маскировка»;
- Заряжающий – «Ремонт», «Бесконтактная боеукладка», «Боевое братство», «Маскировка».
Кратко о содержании основных событий
Поход на Киев
В 882 году, через три года после смерти Рюрика, Олег собрал достаточное количество воинов — к верным ему варягам присоединились уже находящиеся под властью Рюриковичей племена: чудь, словене, меря, весь и кривичи. Вместе с войском двинулся вниз по рекам, расширяя собственные владения. Сначала были захвачены Смоленск и Любеч, князь оставил там гарнизоны и продолжил путь.
Прибыв к Киеву, Олег сначала приказал воинам укрыться, затем хитростью выманил Аскольда и Дира из города, а когда они прибыли к кораблям, объявил, что они не имеют права княжить, в отличии от него и малолетнего княжича Игоря Рюриковича. После этого Аскольда и Дира убили, а сам Олег начал править в Киеве, объявив, согласно летописям:
«Убийство Олегом Аскольда и Дира»худ. К. В. Лебедев
Подчинение соседних племён
Обосновавшись в Киеве с 882 года, князь Олег Вещий начинает распространять свою власть на близлежащие племена, совершая против них походы или убеждая через послов перейти под свое покровительство:
- Поход против древлян — племя покорено, назначена дань «по шкуре черной куницы от дыма (т.е. дома)».
- Поход против северян — покорено, назначена дань меньшая, чем они ранее платили хазарам.
- Переговоры с радимичами — Олег убедил их платить дань ему, вместо хазар, и обещал защиту.
Кроме того, летописи упоминают о «рати», т.е. военных действиях, с племенами уличей и тиверцев, которые не пожелали подчиняться и оказали сопротивление.
Расположения племен и Хазарского каганата во времена Олега Вещего
Осада Киева венграми
В период между 895-898 годами, в ходе массовой перекочёвки на запад, венгерсие племена подошли к Киеву. Предположительно возглавляемые своим ханом Альмошем, венгры переправились на правый берег Днепра на плотах. Выступивший против них киевский князь был разбит в сражении и скрылся за городскими стенами. На вторую неделю осады венгры пошли на приступ. Город не был взят, и начались мирные переговоры, в результате которых осаждающие получили большой откуп и покинули киевские земли.
Карта отражающая путь миграции венгерских племён на запад
Поход на Царьград (Константинополь)
Соглсано Повести Временных лет, в 907 году Олег совершил поход на Царьград, для чего была собрана большая армия — 2000 ладей по 40 воинов в каждой. Византийский император Лев VI Философ приказал затворить ворота города и поднять перегораживающие гавать железные цепи, на что Олег ответил хитростью:
Греки предложили Олегу мир и дань, послав переговорщиков снабжённых вином и пищей, которые были отравлены. Олег предвидел возможность отравления и вылил вино на землю. Тогда греки согласились на условия Олега: он получил по 12 гривен за каждую уключину, и Византия обещала платить дань на русские города. В знак победы Олег прибил свой щит к вратам Царьграда. Главным результатом похода стал торговый договор о привилегированном положении русских купцов в Византии.
«Щит русской славы» — князь Олег Вещий прибивает свой щит к вратам Царьграда в знак победыХуд. Б. Ольшанский, 2013
Посольство 911 года и подтверждение мирного договора
В 911 году Олег направил в Константинополь послов, подтвердивших «многолетний» мир и заключивших новый договор.
Договор подтверждал дружественные отношения Византии и Руси, определял порядок выкупа пленных, наказания за уголовные преступления, совершённые греческими и русскими купцами в Византии, правила ведения судебного процесса и наследования, создавал благоприятные условия торговли для русских и греков, изменял береговое право. Отныне вместо захвата выброшенного на берег судна и его имущества, владельцы берега обязывались оказывать помощь в их спасении.
Наиболее выгодным для Руси оставалось положение договора согласно которому русские купцы получили право жить в Константинополе по полгода, а империя обязывалась содержать их в течение этого времени за счёт казны. Также купцам предоставлялось право беспошлинной торговли в Византии, а для имеющих желание русских воинов допускалась возможность найма на служение в Византии.
Русско-византийский договор 911 года Радзивиловская рукопись лист 42
- Автор: Владимир
- Распечатать
Оцените статью:
(0 голосов, среднее: 0 из 5)
Поделитесь с друзьями!
Правление князя Олега (кратко)
Правление князя Олега — краткое описание
Хронология правления князя Олега 882-912 гг.
В 879 году после смерти Рюрика новгородским князем становится его родственник Олег (произошло это из-за малолетства Игоря, сына Рюрика). Новый князь был очень воинственным и предприимчивым. Едва он взошёл на княжеский престол, он поставил цель захватить водный путь на Грецию. Однако для этого необходимо было завоевать все славянские племена, живущие по течению Днепра.
Так как для того чтобы достичь, поставленные цели одной дружины было не достаточно, Олег собирает войско из финских племён, а также кривичей и ильменских славян, после чего выдвигается на юг. На своём пути он подчиняет Смоленск, Любеч (там он оставляет часть воинов), а затем идёт на Киев.
В то время в Киеве правили Аскольд и Дир, не принадлежащие к княжескому роду. Олег выманил хитростью их из города и отдал приказ их убить. После этого киевляне сдались без боя, Олег занял место великого киевского князя, а сам город провозгласил «матерью городов русских».
Новый киевский князь проводил масштабные работы по укреплению сооружений города, которые отвечали за его оборону, а также провёл в 883-885 годах несколько удачных военных походов, расширив тем самым земли, подвластные Киеву. Кроме того, Олег подчинил радимичей, северян и древлян. В завоёванных землях он возводил крепости и города.
Внутренняя политика времен правления князя Олега
Внутренняя политика при Олеге сводилась к сбору дани с покорённых племён (по сути, осталась такая же, как и при других правителях). Дань была фиксированной на всей государственной территории.
Внешняя политика времен правления князя Олега
907 год ознаменовался для князя Олега и Руси очень удачным походом на Византию. Испугавшись огромного войска и попавшись на уловку Олега (корабли были поставлены на колёса и шли по земле), греки предложили князю киевскому огромную дань, которую он принял на условии, что Византия предоставит русским купцам льготы. Спустя пять лет Олег подписал с греками мирный договор.
После данного похода о князе начали слагать легенды, приписывая ему сверхъестественные способности и владение магией. С того же времени в народе князя Олега начли называть Вещим.
Умер князь в 912 году. Согласно приданию, Олег однажды спросил у волхва причину своей смерти и тот ответил ему, что князь умрёт от своего верного любимого коня. После этого Олег отдал коня в конюшню, где за ним ухаживали до смерти. Узнав о кончине коня, князь пришёл к его костям на гору попрощаться с верным другом, где он и был укушен в ногу вылезшей из конского черепа змеёй.
Интересные материалы:
Княжение князя Олега. Научно-исследовательская работа «Сюжет и образ Вещего Олега в русской литературе XIX в.»
Князь Олег (Вещий Олег)
Правитель Киевской Руси.
Дата рождения — ?
Дата смерти — 912 (по другим данным 922)
Годы княжения — (879-912)
Основные события периода правления:
882 — завоевание Киевского княжества.
907 — поход на Константинополь; подписание первого мирного договора с греками.
К сожалению, до наших времен дошли только две летописи с упоминанием Олега — Повесть временных лет и Новгородская летопись Младшей редакции, так как начала Летописи Старшей редакции не сохранилось. Есть также документы, происходящие из Византии, мусульманских стран, Хазарии. Но и в них информации мало и отрывочно. При этом версии биографии князя Олега, изложенные в этих памятниках, разнятся, а хронология запутана. По «Повести временных лет» Олег, племянник Рюрика. В 879 г., умирая, Рюрик передал княжение Олегу на малолетство своего сына Игоря, которому было всего два года.
Новгородская летопись написана по более раннему летописному своду, но содержит неточности в хронологии событий X века. Согласно этому документу, княжеский титул был пожалован Олегу умирающим Рюриком, и до восшествия на престол его сына Игоря Олег должен был опекать и ухаживать за мальчиком.
Но все равно смысл двух документов сводится к одному. Судьба свела князя Олега и молодого князя Игоря.
Дата рождения князя Олега неизвестна, вероятно, он был немного моложе Рюрика. Рюрик не ошибся в своем выборе, когда на смертном одре завещал сына и новгородский стол Олегу.
Олег стал для князя настоящим отцом, заложив в Игоре такие черты, как исключительное мужество, мужество, честь, веру в родных богов и почитание предков.
В 879 году Рюрик оставляет новгородский престол юному Игорю, Олег берет на себя опекунство и 3 года готовился к походу на Киев.
г. Олег собрал большое войско и в 882 г. двинулся на Киев. Ему удалось собрать под своим командованием представителей многих народов, населявших тогда Россию и о которых сегодня сохранились только названия: веси, меря, чудь, кривичи, ильмени словены и др. Он взял с собой в поход молодого князя Игоря. Армия плыла на лодках.
По пути последовательно осаждает и берет Смоленск, столицу славяно-кривичского племени, и город Любеч, славянского племени северян.
Олег хитрил и хитрил. Князь спрятал воинов в лодках и, подходя к Киеву, послал к Аскольду и Диру, правителям города, гонца с вестью: новгородские купцы, следующие в Грецию, желают их видеть. Не подозревая о худшем, они без личной охраны вышли к берегам Днепра. Олег сказал им: «Я князь Олег, а это Игорь Рюрикович князь» — и тут же убил Аскольда и Дира. Олег показал Игоря и назвал его истинным правителем Киева. Киевляне и дружина, не сопротивляясь, признали новую власть.
Местоположение Киева показалось Олегу очень удобным, и он переселился туда со свитой, объявив: «Да будет это мать городов русских». Более развитый юг Киева стал центром Древнерусского государства. Установив свою власть в Киеве, Олег обложил данью все подвластные земли, обеспечил мир на северо-западных границах Руси, вывел восточнославянские племена из-под влияния Хазарии.
В 898 г. Олег терпит поражение от двигавшихся на запад венгров. После неудачной осады Киева венграми был заключен венгерско-русский договор, просуществовавший два века. Объединив восточнославянские племена, создав Киевскую Русь, Олег принимает титул князя князей, становится великим князем. К началу 10 века большая часть племен восточных славян находилась под командованием киевского князя.
В 907 году Олег решил пойти в поход на Византию. Снарядив 2000 ладей по 40 воинов в каждой, Олег отправился в Константинополь (Царьград). Византийский император Лев VI приказал закрыть ворота города и заблокировать гавань цепями, оставив пригороды Константинополя незащищенными. Но Олег еще раз применил хитрость: «И приказал Олег воинам своим сделать колеса и поставить корабли на колеса. И когда подул попутный ветер, подняли в поле паруса и пошли к городу. Перепуганные греки предложили Олегу мир и дань. По договору Олег получал по 12 гривен за каждую уключину, а Византия обещала платить дань русским городам. В знак победы Олег прибил свой щит к воротам Царьграда. Главным итогом похода стало торговое соглашение о беспошлинной торговле Руси с Византией. Одним из крупнейших достижений внешней политики Олега является заключение торгового договора с Византией и учреждение русского посольства в Константинополе.
После триумфального возвращения в родные края Олег был назван «Вещим», т.е. способным предвидеть будущее.
В 911 году Олег отправил в Константинополь посольство, которое подтвердило «длительный» мир и заключило новый договор. По сравнению с «договором» 907 г. из него исчезает упоминание о беспошлинной торговле. Олег упоминается в договоре как «Великий князь русский».
Олег умер в 912 году. В «Повести временных лет» говорится, что смерти Олега предшествовало «появление звезды на западе».
Существует легенда о смерти Вещего Олега. Волхвы предсказали князю, что он погибнет от любимого коня. Олег приказал увести коня и вспомнил о предсказании только через четыре года, когда конь уже давно умер. Олег посмеялся над волхвами и хотел посмотреть на кости коня, стал ногой на череп и сказал: «Надо ли мне его бояться?» Однако в черепе лошади жила ядовитая змея, смертельно укусившая принца.
Место захоронения Олега достоверно неизвестно. По версии, отраженной в «Повести временных лет», его могила находится в Киеве на горе Щековица. В Новгородской летописи могила находится в Ладоге, но в то же время сказано, что он ушел «за море».
Царствование князя Олега — краткое описание
Хронология царствования князя Олега 882-912 гг.
В 879 году, после смерти Рюрика, новгородским князем стал его родственник Олег (это произошло из-за малолетства Игоря, сына Рюрика). Новый князь был очень воинственным и предприимчивым. Как только он взошел на княжеский престол, он поставил цель захватить водный путь в Грецию. Однако для этого нужно было покорить все славянские племена, жившие по Днепру.
Поскольку для достижения поставленных целей одной дружины было недостаточно, Олег собирает войско из финских племен, а также кривичей и ильменских славян, после чего движется на юг. По пути он подчиняет себе Смоленск, Любеч (где оставляет часть воинов), а затем идет на Киев.
В то время в Киеве правили Аскольд и Дир, не принадлежавшие к княжескому роду. Олег хитростью выманил их из города и отдал приказ убить. После этого киевляне сдались без боя, место великого киевского князя занял Олег, а сам город был провозглашен «матерью городов русских».
Новый киевский князь провел масштабную работу по укреплению сооружений города, отвечавших за его оборону, а также провел несколько успешных военных походов в 883-885 годах, тем самым расширив подвластные Киеву земли. Кроме того, Олег подчинил себе радимичей, северян и древлян. На завоеванных землях он строил крепости и города.
Внутренняя политика при князе Олеге
Внутренняя политика при Олеге сводилась к сбору дани с покоренных племен (фактически она оставалась такой же, как и при других правителях). Дань была установлена на всей территории государства.
Внешняя политика в царствование князя Олега
907 год ознаменовался для князя Олега и Руси очень успешным походом на Византию. Напуганные огромным войском и попав на уловку Олега (корабли поставили на колеса и шли по суше), греки предложили киевскому князю огромную дань, которую он принял при условии, что Византия будет снабжать русскими купцами преимущества. Через пять лет Олег подписал с греками мирный договор.
После этого похода о принце стали слагать легенды, приписывая ему сверхъестественные способности и владение магией. С этого времени в народе стали называть князя Олега Вещим.
Принц умер в 912 . По легенде, однажды Олег спросил колдуна о причине его смерти, и тот ответил ему, что князь погибнет от своего верного любимого коня. После этого Олег отдал коня на конюшню, где за ним ухаживали до смерти. Узнав о гибели коня, князь пришел по костям на гору проститься со своим верным другом, где его укусила в ногу змея, выползшая из черепа коня.
УСЛОВИЯ
Антинормандская теория (М.Ломоносов, Б.А. Рыбаков), согласно которой государство образовалось в 882 году.
Пчеловодство — сбор дикого меда.
Великий князь — глава Великого княжества в России в 10-15 веке, Русского государства в 15 — середине 16 века.
Вече — Народное собрание на Руси в 10-14 вв. Он решал вопросы войны и мира, созывал и изгонял князей, принимал законы, заключал договоры с другими государствами.
Византия — государство, возникшее в 4 веке в восточной части Восточной империи в результате ее распада. Он просуществовал до 15 века. Столица Константинополь, на Руси назывался Царьград. В 1453 Византия захвачена Османской империей, столица переименована в Стамбул.
Военная демократия — социальная структура, в которой выделяется военная знать (князь и свита), концентрирующая в своих руках значительные материальные ценности и политическую власть.
Древняя Русь — первое название государства в 11-13 вв.
Дружина -вооруженные отряды при князе, участвующие в войнах, управляющие княжеством и личным хозяйством князя.
Дым — единиц налогообложения со двора.
Заготовка — крестьяне, взявшие взаймы («купу») у помещиков, скот, зерно, орудия труда и вынужденные отрабатывать свой долг.
принц — сначала это был вождь племени, глава отряда. С развитием феодального общества — глава княжества. Старшего называли великим, остальных — конкретными.
Анналы — исторические хроники 11-18 вв. Запись событий по годам.
оброк — ежегодный сбор дани — деньги, продукты, изделия кустарного промысла — с крестьян.
Verv-world — сообщество.
Вахтовое хозяйство — способ обработки земли, при котором кустарники вырубались и сжигались, удобрения использовались в течение 5-7 лет.
Подсечно-огневое земледелие — леса выкорчеваны, сожжены. Такого удобрения хватало на срок до 15-3-20 лет.
полюдие — обход князем со свитой всех своих земель для сбора дани.
Путь «из варяг в греки» — водный путь, соединяющий Северную Русь с Южной. Он шел от Варяжского (Балтийского) моря по Неве, Ладожскому озеру, реке Волхов, Ильменскому озеру, реке Ловать, затем тащился к Днепру, по нему до Черного моря, затем по морскому побережью до Византии.
Раннефеодальная монархия — государство переходного периода от первобытнообщинного строя к феодальному. В 8-11 вв. шел процесс формирования феодальных отношений на Руси при сохранении элементов первобытнообщинного строя (вече, кровная месть, язычество, родовые обычаи).
Рядовичи — смерды (крестьяне), заключившие договор (ряд) с помещиками об условиях труда на него или пользования его землей или орудиями труда.
Смерды — свободные крестьяне-коммуны, имевшие свое хозяйство и пашню.
лот — доля члена княжеского рода в семейном имуществе.
Феодализм — этап в развитии человечества, пришедший на смену первобытнообщинному строю. При феодализме земля принадлежала феодалам — крупным землевладельцам («феод» — земля), которым права передавались по наследству. Крестьяне имели свое хозяйство, семью, кормились сами, несли повинности. Феодал присваивал труд крестьян в виде феодальной ренты.
феодальная рента — плата за пользование землей феодалов в виде отработки (барщины), оброка натурой или денежного оброка.
Хазары — кочевники, тюркоязычные народы. Государство — Хазарский каганат, столица — Итиль. Окончательно они были разбиты Святославом в 965 году.
крепостные — феодально-зависимое население, юридически близкое к рабам. Источники образования этого сословия: плен, продажа за долги, брак с крепостным или холопом и т. д.
центристская теория — государство Русь образовалось в результате внутреннего общеславянского развития, но при участии варягов (А.Л. Юрганов, Л.А. Ковца и большинство современных историков).
Слуги — в IX-XII веках — холопы, позднее — широкий круг феодально-зависимых людей.
Годы правления: 879 — 912
Из биографии.
- Князь Новгородский, с 882 Князь Киевский.
- Правил около 30 лет, родственник или дружинник Рюрика (единого мнения нет). Его называли Вещим, т.е. знающим будущее, за военную удачу, ум и прозорливость. Он был предприимчив, воинственен, решителен, коварный (хитростью захватил Киев, убив Аскольда и Дира).
- Неутомимый воин, много времени проводил в походах. После образования единого государства изменился и характер военных походов. Олег стал также решать политические задачи: расширение и защита границ государства, укрепление внешнеполитических позиций России.
- Олег обманул киевских правителей Аскольда и Дира на свои лодки и сказал: «Вы не князья и не княжеский род, а я княжеский род. А это сын Рюрика. После этого он убил Аскольда и Дира, а Киев сделал столицей Руси, назвав его «матерью городов русских».
- В 907 году Олег совершил первый поход в Византию. Он впервые применил психологическую атаку: поставил лодки на колеса, когда дул ветер, они поехали в сторону города. Греки испугались этого и поспешили заключить мир. После успешной кампании в 911 года с Византией был заключен выгодный торговый договор, по которому русские купцы могли полгода жить в столичных предместьях, получать продовольствие и даже чинить свои лодки за счет византийской стороны, а главное, торговать беспошлинно.
- До Олега в течение двух столетий славянские племена платили дань хазарам. Олег первым нанес им удар по Хазарскому каганату, освободив Киев и ряд других городов и племен от дани хазарам.
Существует легенда, что Олег узнал предсказание волхвов о том, что он умрет от своего коня. Тогда он приказал увести коня, но велел продолжать кормить и ухаживать за ним. Через несколько лет Олег вспомнил о коне, но конь уже умер. Потом Олег захотел проститься с ним, посмотреть на кости коня. Но из черепа лошади выползла змея, от укуса которой Олег умер. Этот эпизод был описан А.С. Пушкина в известном произведении под названием «Песнь о Вещем Олеге».
Картины В.М. Васнецов:
В.М. Васнецова, 1899
Исторический портрет Олега Вещего: деятельность 1. Внутренняя политика Олега ВещегоДеятельность. | Результаты. |
1. Укрепление позиций князя. | Он обложил племена данью. Полюдье. Он установил общие налоги на всей территории. Он рассадил своих посадников в городах. Он принял титул великого князя, все остальные были его данниками. |
2. Образование единого государства. | 882 — образование государства, Киев — столица ( « мать Русские города ». Объединение двух центров — Киева и Новгорода. Объединение восточных племен. Вятичи, хорваты, дулебы, тиверцы, уличи. |
3. Охрана Киева — столицы России. | Вокруг города построены новые укрепления. |
4. Обеспечение безопасности государства. | Строит отдаленные города. » Начать строить города. |
Результаты деятельности Олега Вещего:
1. образование государства — 882 год. Первый правитель Руси, объединивший славянские племена по пути «из варяг в греки».
3. Принимая титул великого князя, все остальные князья являются его данниками, вассалами.
4. создание благоприятных условий для развития земледелия, ремесел, внешней торговли, формирования общественного строя, развития древнерусской культуры.
5. Укрепление внешнеполитических позиций России.
Значение князя Олега в истории России огромно . Его помнят и чтят как основателя государства, укрепившего его, а также укрепившего свою власть, поднявшего международный авторитет России. Однако, к сожалению, на постаменте памятника Микешину «Тысячелетие России» 1862 года не нашлось места князю Олегу Вещему.
Хронология жизни и деятельности Олега Вещего Олег Вещий в литературе:А.С. Пушкин. «Песнь о Вещем Олеге».1822.
Б.Васильев. «Вещий Олег» 1996
Н.П. Павлищев. «Вещий Олег». 2008
Птица красна в оперении, а человек в умении.
Русская народная пословица
В 882 году князь Олег Вещий захватил Киев, хитростью убив своих князей Аскольда и Дира. Тотчас же после въезда в Киев он произнес свои знаменитые слова о том, что отныне Киеву суждено быть матерью городов русских. Князь Олег произнес эти слова не случайно. Он был очень доволен тем, как удачно было выбрано место для строительства города. Пологие берега Днепра были практически неприступны, что позволяло надеяться, что город будет надежной защитой для его жителей.
Наличие заслона со стороны водной границы города было очень актуально, так как именно по этой части Днепра проходил знаменитый торговый путь из варяг в греки. Этот путь также представлял собой путешествие по крупным рекам России. Он возник в Финском заливе Байкальского моря, которое в то время называлось Варяжским. Далее путь шел через Неву к Ладожскому озеру. Путь из варяг в греки продолжался устьем реки Волхов до озера Ильня. Оттуда он путешествовал по малым речкам к истокам Днепра, а оттуда уже прошел к самому Черному морю. Таким образом, начинаясь в Варяжском море и заканчиваясь в Черном море, проходил известный до сих пор торговый путь.
Внешняя политика Вещего Олега
Князь Олег Вещий после взятия Киева решил продолжить расширение территории государства, путем включения в него новых территорий, которые были заселены народами, платившими дань Хазары с древних времен. В результате в состав Киевской Руси вошли следующие племена:
- радимичей
- клиринг
- Словения
- северян
- кривичи 902:00 Древляне.
Кроме того, князь Олег Вещий распространил свое влияние и на другие соседние племена: дреговичей, уличей и тиверцев. В это же время к Киеву подошли угорские племена, вытесненные с территории Урала половцами. Летописи не содержали данных о том, прошли ли эти племена с миром через Киевскую Русь, или были выбиты из нее. Но точно можно сказать, что на Руси долгое время терпели их пребывание под Киевом. По сей день это место под Киевом называется Угорским. Эти племена позже перешли Днепр, захватили близлежащие земли (Молдавию и Бессарабию) и ушли вглубь Европы, где основали Венгерское государство.
Новый поход на Византию
907 год ознаменуется новым поворотом во внешней политике России. Предвидя большую добычу, русские идут войной на Византию. Таким образом, князь Олег Вещий становится вторым русским князем, объявившим войну Византии, после Аскольда и Дира. Армия Олега насчитывала почти 2000 кораблей по 40 воинов в каждом. Их сопровождала кавалерия. Византийский император позволил русской армии беспрепятственно грабить близлежащие окрестности Константинополя. Вход в бухту города, называемую бухтой Золотого Рога, был загорожен цепями. Летописи Нестора описывают невиданную жестокость русского войска, с которым они разоряли окрестности византийской столицы. Но и этим они не могли угрожать Константинополю. На помощь пришла хитрость Олега, который заказал оборудовать все корабли колесами . Далее по суше, при попутном ветре, на всех парусах идти в столицу Византии. Так они и сделали. Над Византией нависла угроза поражения, и греки, осознав всю горечь нависшей над ними опасности, решили заключить мир с врагом. Киевский князь потребовал от проигравших уплатить по 12 (двенадцать) гривен за каждого воина, на что греки согласились. В результате 2 сентября 911 года (по летописям Нестора) был составлен письменный мирный договор между Киевской Русью и Византийской империей. Князь Олег добился уплаты дани русским городам Киеву и Чернигову, а также права беспошлинной торговли для русских купцов.
Статьи
Библейское пророчество ясно показывает, что в последние дни перед вознесением церкви четыре могущественных царя выйдут на мировую арену с двумя целями.
1. Завоевать мир и править мировыми диктаторами. Эти диктаторы лишат вас свободы. Они лишат вас гражданских свобод, и вы станете собственностью и рабами государства.
2. Завоевать Израиль и уничтожить еврейский народ. Их желание состоит в том, чтобы контролировать город Иерусалим и готовиться к помазанию ложного Мессии.
В настоящее время Израиль окружен народами, жаждущими своей крови. В Европе и Соединенных Штатах бушует антисемитизм, который часто прославляется в либеральных университетах среди нашей молодежи. Евреев во всем мире убивают, их синагоги подвергаются вандализму, а прихожан убивают. Это отвратительное зрелище, чтобы быть уверенным!
Эта масштабная пророческая геополитическая драма каждый день раскрывается на первых полосах вашей новостной ленты. Война Гога и Магога упоминается в Иезекииле 38-39.начался!
Эта война является началом серии войн, которые охватят мир тем, что многие назовут Третьей мировой войной. Библия называет это Армагеддоном. Не нужно быть экспертом по геополитике, чтобы знать, что наш мир трещит по швам. Мы мчимся к концу света, каким мы его знаем.
Откровение 13 описывает зверя, выходящего из моря.
В пророческих терминах «море» означает народы мира. Иоанн говорит нам, что он смотрит на народы мира. Джон отодвигает завесу времени, чтобы показать грядущий апокалипсис. Это то, что было предсказано более 2000 лет назад и теперь сбывается при нашей жизни!
Четыре царя, упомянутые в Откровении, прямо сейчас впервые в мировой истории занимают центральное место.
Король Севера — Россия. Хотя название Россия не встречается в Писании, географическое положение указано в Библии с предельной точностью. Я рассказал вам все детали этого финального противостояния, познакомив вас с историей и Писанием в моей последней книге «Последняя империя Земли».
В настоящее время Владимир Путин пытается восстановить Российскую империю. С его помощью он думает, что сможет завоевать мир. Они, конечно, начали работать над этим своими далеко простирающимися военными лагерями.
Король Юга — это Египет и арабские исламские силы. Имейте в виду, что все указания, данные в Библии, относятся к городу Иерусалиму. В представлении Бога Иерусалим является эпицентром вселенной. Когда Иезекииль говорит о Персии, Эфиопии и Ливии, он имеет в виду арабские исламские народы.
Король Востока — это Китай , военная сверхдержава, которая не боится и не уважает США. Библейское слово «восток» означает просто «восходящее солнце». Это позволяет нам понять, что он описывает Китай. Этот царь, как описано в Откровении, возглавит массовый поход армии, насчитывающей более 200 миллионов воинов.
Король Востока отличается номером, цветом и флагом. Три лягушки или три демонических духа, соблазнившие его, заставят их прийти на битву при Армагеддоне. Армагеддон — мать всех войн.
На священной земле Израиля будет битва за мировое господство между Царем Запада и Царем Востока. Ожидаемый приз — трон земли, чтобы править и править.
Король Запада – Америка и Великобритания. Во главе этого царя будет антихрист, который заставит каждого человека получить его начертание на правую руку или на лоб. Те, кто не подчинятся, будут обезглавлены.
Целью короля Запада является Израиль. Он установит свое изображение и провозгласит себя богом в городе Иерусалиме. Антихрист потребует, чтобы мир поклонялся ему. Его лжепророк призовет огонь с неба, чтобы поглотить жертву, возложенную на жертвенник, подражая пророку Илии на горе Кармил.
Эти короли, которые в настоящее время борются за положение по всему миру, встретятся лицом к лицу с Царем царей и Господом господствующих во всей Его славе. Наш Бог является Творцом Вселенной и обещал править и править вечно! Ему принадлежит вся власть на небе и на земле. Он держит семь морей на ладони Своей и называет звезды по именам. Кто выше нашего Бога? Абсолютно никто!
Все, что вам нужно знать, как верующему в Иисуса, это… НАШ СПАСИТЕЛЬ НЕ БУДЕТ ПОБЕДЕН НИ ОДНОЙ АРМЕЙСТВОМ ИЛИ ЛЮБЫМ КОРОЛЕМ.
Только ОН может определять будущее Иерусалима. И только ОН может простить вам ваш грех и спасти вас на всю вечность.
Хотя это очень реальная картина будущего нашего мира, как описано в Писании, те из нас, кто принял Иисуса Христа как своего Спасителя, будут восхищены. Мы живем с уверенностью, что в ЕГО Царстве не будет конца.