Законы вавилонского царя Хаммурапи
Законы Хаммурапи — один из древнейших памятников права, появление которого относится к последним годам царствования Вавилонского правителя – царя Хаммурапи и датируется сер. XVIII в. до н. э.
Содержание
- 1 История создания законов Хаммурапи
- 2 Общая характеристика и структура законов
- 3 Принципы правосудия
- 4 Общинная, храмовая и царская собственность
- 5 Земельные наделы воинов
- 6 Правонарушения и операции с недвижимостью
- 7 Торговля и коммерческая деятельность
- 8 Наследство и семейные отношения
- 9 Защита прав личности
- 10 Правила найма и рабского труда
- 11 Историческая ценность законов Хаммурапи
История создания законов Хаммурапи
Хаммурапи – правитель Вавилона, живший в 1792-1750 гг. до н. е. В правление он получил небольшую страну, которая включала в себя кроме Вавилона ещё несколько крупных городов. Царю удалось захватить практически всю Месопотамию. Он показал себя как хороший политик и военный стратег.
До появления законов Хаммурапи общество управлялось на основании обычного права – неписаных законов, эти законы могли сильно отличатся в разных регионах страны. Для эффективного управления был необходим единый кодекс законов. Основой для него послужили ранние кодексы, более узкой направленности и нормы обычного права.
Законы выбиты клинописью на аккадском языке на каменной стеле. Верх стелы украшает рельефный рисунок и изображением бога солнца Шамаша, сидящего на троне и самого Хаммурапи. Шамаш протягивает к царю некий предмет. Данный рисунок словно подтверждал богоизбранность царя и, соответственно, сами законы переданы богами, а не придуманы людьми.
Общая характеристика и структура законов
Текст закона включает в себя пролог, основную часть, состоящую из 282 пунктов и эпилог. 35 пунктов из 282 затёрты на самой стеле, но исследователи смогли их восстановить часть из них по глиняным табличкам с текстами законов, найденных в Сузах и Ниневии.
Законы Хаммурапи составлены максимально продуманно. Они охватили все сферы жизни и все слои населения. Именно эти законы стали основным источником информации, наряду с археологическими находками, позволившими систематизировать знания по организации власти и общества, а так же, быт жителей древнего Вавилона. Все статьи можно условно разделить на несколько частей по смысловому значению.
- 1- 5, основные принципы правосудия;
- 6- 126, право собственности и договоры;
- 127 – 195, семейное право и порядок наследования;
- 196 – 214, преступления против личности;
- 215 – 282, кража имущества и договорные отношения.
Пролог и эпилог написаны в эпическом стиле. Пролог даёт божественное обоснование прав Хаммурапи на престол. В эпилоге подчёркивается божественное начало в самих законах. Кроме наказания, установленного в кодексе, тем, кто не чтит и не исполняет кодекс, сами боги пошлют кару. К тем же, кто законы почитает, боги будут благоволить.
Принципы правосудия
Первые несколько статей посвящены основным принципам правосудия. Так, человек, обвинивший другого, был сам наказан, если не предоставлял доказательств вины обвинённого. За ложные обвинения в самых страшных преступлениях, таких как убийство или колдовство и наказание было максимально жестокое – смерть.
Чтобы судья внимательно относился к каждому делу, для него тоже предусматривалось наказание. В случае, если судья изменит решение, он должен выплатить сумму иска в двенадцатикратном размере и лишался своего судейского места пожизненно.
Общинная, храмовая и царская собственность
Кража храмового или дворцового имущества непосредственно с территории каралась смертной казнью. Та же участь постигала мародёров во время пожаров и стихийных бедствий. За создание пролома в стене с целью проникнуть на территорию, виновного казнили и закапывали прямо на месте преступления.
Если вор украл царское или храмовое имущество вне территории дворца или храма, его обязывали выплатить нанесённый ущерб в тридцатикратном размере. За кражу у мушкенумов — свободных общинников, вор должен был возместить ущерб в десятикратном размере. Если у преступника не было денег для возмещения ущерба, наказание – смертная казнь.
Земельные наделы воинов
Недвижимость военного класса особо защищалась законом. Речь идёт именно о той земле, которую воин получал за службу, кроме этого, он мог иметь собственный земельный надел, на косоротый распространялись те же правила, что и на общинные земли.
Землевладение, давали за службу без права распоряжения. Надел можно было передать по наследству только с условием несения службы наследником. Если воин отсутствовал более трёх лет, надел отчуждался, его могли передать наследнику, или забрать. Если воин отсутствовал менее года, своё имущество он получал обратно без всяких разбирательств. В индивидуальном порядке рассматривались случаи, когда воин отсутствовал от 1 до 2 лет.
Если воин находился в плену, то ему возвращается поле и сады, не зависимо от времени отсутствия. В это время его наделом может управлять сын, если он уже способен нести службу, если нет, жене давалась лишь треть надела, до тех пор, пока сын не вошёл в возраст.
Правонарушения и операции с недвижимостью
Большое внимание в законах Хаммурапи отводится вопросам земельной собственности и отношениям между арендатором и арендодателем. В аренду задавались территории пахотного земледелия и сады. В условиях жаркого климате Вавилона основной была ирригационная система земледелия, поэтому в стране тщательно следили за надлежащим использованием всех пригодных земель.
Если арендатор не обработал землю, он обязывался выплатить арендатору ущерб, в размере возможного урожая. Если урожай погибал, независимо от причины, до уплаты аренды все убытки нёс арендатор, после уплаты – убыток делился пополам между арендатором и владельцев земли.
За безответственное ведение хозяйства тоже следовало наказание. Каждый землепользователь обязан следить за частью ирригационной системы, на его участке. Если по халатности заливало соседские поля, он обязан был выплатить полный ущерб. Ущерб так же в полной мере возмещался, в случае потравы урожая скотом.
Особые условия были по аренде садов. Основной садовой культурой была финиковая пальма. Дерево требует постоянного ухода, и начинает плодоносить лишь на 10 – 15 год с момента высадки, поэтому и аренда садов стоила намного больше, чем участков под вспашку.
За вырубку дерева без ведома хозяина, полагался штраф в размере 0.5 мины серебра (примерно 250 гр.). Если урожай оказался плохим из-за плохого ухода, он полностью отдавался владельцу земли. Однако, закон защищал и простого человека, так запрещалась сдавать в кабальную аренду финиковые сады. Земледельцу давали отсрочку до созревания урожая и получения прибыли в уплату долга.
Торговля и коммерческая деятельность
Многие записи из этой категории были разрушены и не восстановлены. Законом ограничивался рост процентов по займу. Заёмщику разрешалось расплачиваться не только деньгами, но и натурой. Злоупотребления со стороны кредитора ограничивались. Контролировалась и деятельность корчемниц. Такие, казалось бы, несерьёзные нарушения, как отказ принимать в уплату за сикеру зерно, или использование гирь с повышенным весом карались смертной казнью.
При получении долго в залог можно было оставить члена семьи или раба. Если в залог был оставлен свободный человек, после трёх лет служения его отпускали, раба же могли перепродать дальше. Заложника запрещали убивать, но если он умирал по естественным причинам, кредитору это ничем не грозило.
Распространена была практика отдавать на хранение вещи или зерно, за определённую плату. Акт передачи подкреплялся договором и проводился при свидетелях. Без договора претензии не принимались. В случаи кражи имущества хранителем или отказа от факта передачи, при доказательствах хранитель обязывался возместить все в двойном размере. Если хранимое имущество украли воры, хранитель должен возместить утерянное. Если человек заявлял о краже, которой не было, с него взималось указанное им в двойном размере в пользу общины.
Наследство и семейные отношения
Статьи, касающиеся семейного права, ярко показывали патриархальный уклад общества. Развод разрешался только в случае измены со стороны жены или её отказа от близости. Если муж попадал в плен, жена имела право на новое замужества только в случае крайней нищеты, но когда возвращался первый супруг, она обязывалась вернуться к нему. Если же жена повторно вышла замуж, а вернувшийся муж мог доказать, что пропитание у неё было, это приравнивалось к измене и виновницу топили.
В то же время, закон защищал женщин. За изнасилование карали смертной казнью. Женщина имела право на имущество, и его не могли забрать за долги мужа. Вдова могла распоряжаться имуществом мужа, пока не вырастали наследники мужского пола. Вопрос о повторном замужестве решался только через суд.
Закон защищал права детей от рабынь и приёмных детей. Бесплодная женщина могла позволить рабыне родить сына, и он считался законным наследником. Ребёнок, которого приютили в младенчестве, навсегда оставался в приёмной семье. Если же ребёнок усыновлён в сознательном возрасте, он мог вернуться к найденным родителям.
Защита прав личности
В случае нанесения побоев в драке или убийства наказание зависело от сословного положения потерпевшего. За авилума наказание давалось по принципу «око за око», за мушкенума наказание ограничивалось соразмерным штрафом. Рабы относились к категории собственности и рассматривались как ущерб имуществу.
За телесные повреждения женщине наказаний не предусматривалось, кроме особого случая. Если у избитой беременной произошёл выкидыш, на избивавшего налагался штраф, размер которого зависел от социального положения женщины. За убийство свободной женщины наказанием было убийство, а более низкого ранга – соответствующий штраф.
Правила найма и рабского труда
Сюда относятся правила регулирующие следующие отношения:
- Ответственность за лечение врачей и ветеринаров и оплата их работы;
- Правила работы строителей и корабельщиков;
- Правила аренды сельскохозяйственного инвентаря, скота и судна;
- Установленные тарифы найма разных категорий работников и оплата труда. Сельхоз работники получали оплату зерном, все остальные – серебром;
- Купля продажа рабов.
В данном разделе чётко фиксировалась оплата за любой наёмный труд и здесь же прописывалась ответственность за проделанную работу, или порчу арендуемого скота. К примеру, самым распространённым наказанием для рабов было отрезание мочки уха. За некачественную работу наказание было разнообразным, от компенсации убытков и наложения штрафа, до смертной казни. Смертью, к примеру, карались строители, если поствоенный ими дом рушился, и хозяин при этом погибал.
Историческая ценность законов Хаммурапи
Законы Хаммурапи являются важным источником для изучения истории древнего востока. Он дал возможность углубить и расширить умение расшифровывать клинописные тексты. Кодекс снабдил исследователей обширным материалом для исследований.
Из него узнали не только о восточном праве. Здесь сконцентрирован огромный пласт информации о классовой структуре общества, сведения о хозяйственной деятельности, торговле, семейных отношениях. Сегодня исследователи продолжают работу по восстановлению затёртых статей по другим, дошедшим до нас спискам.
Литература и дополнительные материалы по теме:
- Волков И.М. Законы вавилонского царя Хаммурапи. М. 1994.
- Дьяконов И.М. Законы Вавилонии, Ассирии и Хеттского царства // Вестник древней истории. 3. 1952.
- Кузищин В.И. История древнего востока. М. 2003.
- Кузищин В.И. История древнего востока. Тексты и документы. М. 2002.
Законы Хаммурапи: история создания, структура изложения
НОУ ВПО «Омский юридический институт»
Кафедра теории и истории государства и права
Законы Хаммурапи: история создания, структура изложения, основные институты и нормы
Контрольная работа по дисциплине
«История государства и права зарубежных стран»
Выполнил:
студентка 1 курса
заочной формы обучения, группа № 439-з
Куприенко Анна Валерьевна
Проверил:
к.и.н., доцент С.А.Величко
Омск 2010
План.
Введение…………………………………………………………
Глава 1.История создания и структура изложения Закона Хаммурапи.
1. Вавилонское царство……..………………………………………….
3. Структура
изложения………………………………………………………
Глава 2. Основные институты и нормы в Законе Хаммурапи.
- Социальные отношения ………………………………………..…………….11
- Имущественные отношения………………………………………..……….
..18 - Семейно-брачные и наследственные нормы…………………………..……21
- Закон Хаммурапи о преступлении и наказании………………………………24
- Судебный процесс ……………………………………………………………28
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы и источников ……..…………………… …31
Введение.
Законы
царя Хаммурапи надлежит признать одним
из самых значительных памятников правовой
мысли древневосточного общества.
Изучение законов Хаммурапи даёт возможность определить общественный строй Вавилонии, а вместе с тем и направление мероприятий царской власти, отражённых в этом законодательстве.
Законы Хаммурапи – сборник моральных установлений или отчет царя перед богами с описанием тех судебных дел, которые разбирал Хаммурапи – так до сих пор думают многие историки, не придя к единому мнению. В целом же, Законы Хаммурапи были направлены на поддержание существующей жизни и, по мнению ряда историков, препятствовали изменениям в обществе.
Законы
Хаммурапи принадлежат к
Следует учесть, что Хаммурапи, существенно усилив роль государства в общественной и хозяйственной жизни страны (в последствии частично утраченную), не изменил основ этой жизни, как они сложились в начале тысячеления и сохранились вплоть до его конца, а частично и позже.
Глава 1. История создания и структура изложения
Закона Хаммурапи.
- Вавилонское царство
Среди городов
Древнего Востока Вавилон был самым почитаемым.
Само название города – Баб–Илу (“Ворота
Бога”) – говорило о его святости, об особом
покровительстве богов, его храмы и жрецы
получали богатые дары от соседних царей.
Вавилон располагался в очень удобном
месте, где сближаются реки Тигр и Евфрат
и от главного русла Евфрата начинают
отделяться многочисленные протоки. Положение
Вавилона было очень благоприятным для
занятия торговлей. Захват Междуречья
кочевниками – амореями (около 2000 г. до
н.
Но запустение
было не долговременным. Крупные царские
хозяйства распались. Крестьяне работали
теперь на небольших клочках земли, которые
были их собственностью. Никто не гнал
сельских жителей теперь на полевые работы,
не отбирал урожай в царские амбары и
не вел долговых записей на глиняных табличках.
Хозяева решали сами выращивать ли им
ячмень или финиковые пальмы, сами
распоряжались урожаем. С приходом кочевников
– амореев в Междуречье стало больше коров
и овец. Государство не подавляло активность
крестьян и ремесленников и не отбирало
основную часть произведенных ими продуктов
или изделии. Возникают множество рынков,
на которых можно было продать или купить
рыбу, финики, зерно, ткани и другие товары,
нанять умелого работника. Появившиеся
излишки продуктов и изделий скупают и
продают за пределами страны богатые торговцы
– тамкары.
Первые правители небольшого Вавилонского царства вели осторожную политику и заключали союзы с сильными соседними государствами, стараясь выбрать наиболее выгодного партнера. Таким образом, первые пять вавилонских царей смогли значительно расширить свои владения, но вровень со своими союзниками Вавилон пока не встал.
Особенного
рассвета государство достигает при знаменитом
Хаммурапи, одном из величайших политиков
древности. Он правил Вавилоном с 1792 по
1750 г. до н.э. Взойдя на трон небольшого
царства, расположенного в среднем течении
Евфрата, Хаммурапи закончил свои дни
повелителем огромного по тогдашним меркам
государства, включавшего в себя основную
часть Междуречья. Продуманная система
политических союзов помогла ему разгромить
противников; причем нередко – чужими
руками. В конце концов, Вавилонский царь
расправился со своим главным союзником,
царем северного государства Мари, которого
звали Зимри – Лим1.
После объединения страны

С развитием частной
Начиная с правления Хаммурапи
Вавилон около 1200 лет был культурным
и научным центром Передней
Азией. Многие достижения
- История создания закона.
Первая кодификация законов Вавилонии, относившаяся к началу правления царя Хаммурапи, до нас не дошла. Хаммурапи стал автором самого известного на Древнем Востоке сборника законов, названного историками “Кодексом Хаммурапи”. Из этих законов и стало известно о жизни Вавилонии и о том, как Хаммурапи управлял страной.
Законы Хаммурапи — были найдены французской экспедицией в 1901 г. в Сузах ( столица Элама ), Законы Хаммурапи высечены на черном базальтовом столбе, который в качестве трофея был увезен эламитами из Вавилонии в X I I в. до н. э. . Законник Хаммурапи состоит 282 статей. Из них полностью сохранилось 247 статей. Остальные оказались стертыми. Впоследствии некоторые из недостающих статьей удалось восстановить на основе фрагментов дубликатов, найденных в Сузах, в библиотеке ассирийского царя Ашшурбанапала (669 — около 630 г.г. до н.э. ) в Ниневии.
В отличие
от римлян и славян, писавших свои законы
на деревянных досках, древневосточные
народы использовали камень, дерева здесь
мало, камня много.
Стремлению
зафиксировать различные
Составленные
при Хаммурапи законы не были всеобъемлющим
сводом всего современного ему Вавилонского
права. Многое оставалось во власти норм
и правил обычного права (так , законы даже
не упоминают о наказании за простое убийство,
за обычную кражу, за посягательство на
религиозные обряды) и в сфере действия
традиционных судов. Новыми же законами
следовало руководствоваться царскими
судьями в решении тех дел, которые не
регулировались обычным правом, и в тех
случаях, которые выходили за рамки обычной
юстиции, представляли особый интерес
для власти и государства.
Некоторые статьи Законника наводят на мысль, что немаловажной причиной кодификационной деятельности Хаммурапи было желание смягчить социальные противоречия вавилонского общества, вызванные крайними формами эксплуатации деревни богатыми землевладельцами- арендодателями и ростовщиками. Кодекс в некоторой степени ограничивает возможность этого круга стяжателей, заботясь главным образом о податных и военных интересах государства: плательщиком налогов и солдатом был крестьянин, и потому следовало предотвратить его разорение.
- Структура изложения
Свод
Хаммурапи составлялся
Клинописный
текст состоит из трех частей : введения,
законов и заключения. В первой и последней
части Хаммурапи характеризует себя и
свое правление, а также указывает цель
составления законов : чтобы сильный не
угнетал слабого и т. д. В верхней части
лицевой стороны столба изображен Хаммурапи,
стоящий в молитвенной позе перед сидящим
богом солнца и правосудия Шамашем, вручающим
ему законы.
Текст законов начинается с торжественного вступления, стиль которого напоминает культовые эпические поэмы:
“ Когда
славнейший Анум, царь Ануннаков, и
Эллиль, владыка небес и земли,
устанавливающий судьбы страны, вручили
Мардуку, первородному сыну Эйи, главенство
над всеми людьми, возвеличили
его среди Игигов, назвали Вавилон
его славным именем, возвысили
его над четырьмя странами света
и установили в нем вечное царствие,
чьи основания прочны, подобно
небесам и земле, тогда-то меня, Хаммурапи,
правителя заботливого и
Таким образом,
провозглашается религиозно- Затем Хаммурапи перечисляет
свои благочестивые деяния, которые
он совершил в качестве представителя
каждой общины своего государства, в отдельности
перед богом этой общины, и тем самым утверждает
законность своей власти над каждой из
них. Иначе говоря, он рассматривает своё
царство как своего рода личную унию между
всеми “новыми” общинами — от Ура и Эреду
у персидского залива до Ашшура и Ниневии
на среднем Тигре. В то же время ново и
важно, что подчеркивается “ вечность
“ царской власти в Вавилоне. Характерно,
что, перечисляя все эти общины, он первыми
упоминает Ниппур и Эреду — древнейшие
культовые центры Двуречья,а затем уже
Вавилон,бог которого Мардук был отождествлен
с богом Асаллухи, сыном Энки, главного
божества города Эреду. Здесь же приводится
и длинная, чрезвычайно пышная титулатура
Хаммурапи: “ Накопитель богатства и изобилия,
Семя царственности, Царь благоразумия,
Сеньстраны, Ярый телец, забодавший противника,
Укротитель врагов, Пастырь людей “ и
т.п.
Наконец, вводимый словом “ отныне“,начинается
собственно текст законов.
Законы
Хаммурапи представляют собой результат
тщательного обобщения и
10 вещей, которые вы должны знать
Введение Так историк Стивен Бертман частично резюмирует характер Хаммурапи, шестого царя из династии амореев, взошедшего на вавилонский престол в 1792 г. до н.э. –
администратор, ловкий дипломат и хитрый империалист, терпеливый в достижении своих целей. Вступив на престол, он издал прокламацию о прощении долгов людей и в течение первых пяти лет своего правления еще больше повысил свою популярность, благочестиво обновляя святилища богов, особенно Мардука, покровителя Вавилона. Затем, когда его власть дома была обеспечена, а его вооруженные силы готовы, он начал пятилетнюю серию кампаний против соперничающих государств на юге и востоке, расширяя свою территорию.
Достаточно сказать, что великий Хаммурапи придерживался менталитета проницательного правителя, который придавал одинаковое значение возможностям популистских гражданских проектов и военных завоеваний. Однако, помимо современных дел, имя Хаммурапи в наши дни в основном относится к имени древнего законодателя — благодаря обширному своду законов, которые диктовали различные аспекты, начиная от трудовых договоров, собственности и заканчивая даже домашними и семейными отношениями. Итак, без лишних слов, давайте проверим десять вещей, которые вы должны знать о Кодексе Хаммурапи, которые могут развеять некоторые исторические заблуждения, накопившиеся за эти годы.
- Код, найденный во многих предметах, но не в одном экземпляре
- Кодекс Хаммурапи — не самый старый свод законов Причудливые
- Законы были разными для разных социальных классов и полов
- Некоторые законы также были довольно прогрессивными
- Институционализация рабства
- Презумпция невиновности доведена до крайней степени
- Хаммурапи был известен скорее как строитель и завоеватель, чем как законодатель
- Кодекс Хаммурапи даже не был найден в Вавилонии в диоритовую стелу (см. рисунок выше), по форме напоминающую огромный указательный палец. Огромная стела высотой 2,25 м (7,4 фута) с надписями на аккадском языке (в настоящее время выставленная в Лувре) украшена клинописью, вырезанной на боку. Однако, вопреки распространенному мнению, Кодекс можно найти не только на этом массивном древнем экземпляре.
Любопытно, что существуют и другие копии различных частей Кодекса, которые могут даже предшествовать самой стеле, причем большинство из них относится к глиняным табличкам. На самом деле одна из таких глиняных табличек выставлена в Лувре, и на ней есть Пролог Кодекса Хаммурапи, состоящий из первых 305 вписанных квадратов (на стеле). Также были обнаружены другие глиняные таблички, которые соответствуют или, по крайней мере, параллельны надписям, найденным на стеле, например фрагмент аккадской клинописной таблички, обнаруженной в Тель-Хацоре, Израиль, датируемой примерно 1700 годом до нашей эры.
Кодекс Хаммурапи не является старейшим сводом законовДругое заблуждение относительно Кодекса Хаммурапи состоит в том, что он считается старейшим сводом кодифицированных законов в истории человечества. Однако с исторической точки зрения это неверно, поскольку честь (древнейшего свода законов), вероятно, принадлежит Кодексу Ур-Намму, который был написан примерно в 2100–2050 годах до н.
э. Более того, существует еще один шумерский Кодекс Липит-Иштар Исина, который, возможно, был составлен как минимум за два века до Кодекса Хаммурапи.
Итак, несмотря на относительное «позднее появление» Кодекса Хаммурапи, его влияние на последние законы и изречения, написанные в библейском контексте, совершенно безошибочно. На самом деле, хотя законы Хаммурапи были частично вдохновлены вышеупомянутыми предшествующими надписями, основная природа этих директив сильно отличалась от более ранних кодексов. С этой целью Кодекс Хаммурапи довольно строг и даже мстителен в своем подходе, с «масштабными» законами, которые по-разному применялись к различным социальным классам.
Это, безусловно, контрастирует с более ранними шумерско-аккадскими временами, когда все общины, по-видимому, имели равные права под властью единого бога. Однако ко времени Хаммурапи концепция однородного общества была давно забыта, и за власть боролись разные племена, лидеры и псевдорелигиозные ордена. В этом отношении строгость Кодекса Хаммурапи, возможно, была реакционной мерой для предотвращения такой кровной мести и непрекращающихся конфликтов между различными фракциями.
Поучительное начало Кодекса ХаммурапиВ предыдущей записи мы говорили о том, что Кодекс Хаммурапи мог быть более строгим по сравнению с другими древними сводами законов. Однако, с точки зрения самого Хаммурапи, его всеобъемлющий кодекс означал разыгрывание «справедливого» правосудия, которое распространялось на все слои вавилонского общества. С этой целью пролог к кодексу начинается с различных поучительных заявлений, иллюстрируемых собственными словами Хаммурапи —
«Ану и Бел призвали, назвав меня, Хаммурапи, возвышенного князя, боящегося Бога, чтобы установить правление праведности на земле, чтобы уничтожить нечестивых и злодеев; чтобы сильный не причинил вреда слабому; чтобы я правил черноволосым народом, как Шамаш, и просвещал землю, чтобы способствовать благоденствию человечества. Хаммурапи, правитель, назначенный Бэлом, — это я, принесший изобилие и изобилие».
Автор: MapMaster / Источник: Wikimedia Commons Некоторые законы весьма суровы и даже причудливыНо, несмотря на великодушные претензии на «просвещение», достаточно сказать — многие законы Кодекса Хаммурапи просто суровы (а в некоторых случаях даже тревожны) .
Подходящим примером является известная цитата из библейского контекста «Око за око и зуб за зуб», которая является просто перефразированием нескольких законов Хаммурапи, вписанных в кодекс. Такие случаи lex talionis (возмездие, санкционированное законом страны) также иллюстрируются некоторыми из этих других законов в Кодексе Хаммурапи —
Если кто-либо совершает грабеж и будет пойман, то он должен быть предан смерти.
Если трактирщица (женщина) не примет в оплату пития хлеба по весу брутто, а возьмет деньги, а цена пития меньше цены хлеба, она подлежит осуждению и броску в вода.
Если сын любовника или проститутки скажет своему приемному отцу или матери: «Ты не мой отец и не моя мать», ему отрезают язык.
Если сын ударит отца, ему отрубят руки.
Если человек выбьет зубы своему равному, ему выбьют зубы.
Если строитель строит кому-то дом и не построит его должным образом, а построенный им дом рухнет и убьет своего хозяина, то этот строитель должен быть предан смерти.
Как мы мимолетно упомянули ранее в одной из статей, Кодекс Хаммурапи был во многом реакционной мерой, инициированной государством для сдерживания современных междоусобиц и соперничества. В такие неспокойные времена в регионе Месопотамии драконовские законы, что неудивительно, отдавали предпочтение авторитетному классу над подчиненными социальными классами. Один из удачных примеров таких партийных резолюций, поддерживаемых государством, можно почерпнуть из этого конкретного закона —
Если кто-нибудь украдет крупный рогатый скот или овцу, или осла, или свинью, или козу, если это принадлежало богу или двору, вор должен заплатить в тридцатикратном размере; если они принадлежали вольноотпущеннику короля, он должен заплатить в десятикратном размере; если у вора нечем заплатить, он должен быть предан смерти.
Кроме того, некоторые законы были прямо предвзятыми по признаку пола, причем законы обычно отдавали предпочтение свободным мужчинам, а не женщинам за одно и то же преступление.
Некоторые даже пошли по радикальному пути, требующему только обвинения вместо фактического преступления —
Если на жену мужчины указали пальцем из-за другого, но она не была поймана с ним во сне ради своего мужа, она должна броситься в священную реку.
Но следует также отметить, что свободным мужчинам не все было легко –
Некоторые законы тоже были довольно прогрессивнымиЕсли мужчина ударил беременную свободную женщину и вызвал у нее выкидыш, он должен заплатить десять шекелей за ее выкидыш. Если эта женщина умрет, его дочь будет убита.
В то время как такие законы и рамки морали прямо диктовались государством, особенно в вопросах бытовых и семейных отношений, Кодекс Хаммурапи был на удивление прогрессивным в других областях. С этой целью Кодекс изложил простые, но справедливые директивы, касающиеся развода, ограничения приданого, прав собственности и запрета инцеста. Одним из хороших примеров «справедливости» является этот конкретный закон, который должен был вступить в силу в случае чрезвычайной климатической ситуации —
Если кто-то должен задолженность по кредиту, а буря повергла (убила) зерно, или неурожайный урожай, или зерно не растет из-за недостатка воды, в этом году он не должен давать своему кредитору никакого зерна ; он моет свою долговую табличку в воде и не платит арендной платы за этот год.
Но «кусок сопротивления» прогрессивности в Кодексе Хаммурапи был воплощен в грубых законах о минимальной заработной плате, которые инициировали обязательные компенсации для различных профессий. Например, полевые рабочие и пастухи должны были получать натурой по крайней мере «восемь гур зерна в год», а погонщики волов и матросы должны были платить «шесть девяток».0069 гур кукурузы в год». Статус врачей был намного выше, его минимальная денежная компенсация составляла пять шекелей за исцеление свободнорожденного человека; хотя эта плата была снижена до трех шекелей за освобожденного раба и до двух шекелей за раба.
Институционализация рабстваЕсли один современный социальный аспект можно выделить из Кодекса Хаммурапи, это институционализированное жестокое обращение государства с рабами. Этот печальный размах еще раз отражает бурные времена, когда Хаммурапи приходилось бороться с многочисленными фракциями, недавно попавшими под его власть.
На самом деле, большинство этих рабов были бывшими военнопленными (и членами их семей), которые были насильно введены в состав только что созданного вавилонского общества. Вот некоторые из законов, которые точно иллюстрируют несправедливое отношение к рабам —
Если человек уничтожил глаз человека джентльменского класса, они должны уничтожить его глаз. Если он уничтожил глаз простолюдина, он должен заплатить одну мину серебра. Если он уничтожил глаз раба джентльмена, он должен заплатить половину цены раба.
Если раб сказал своему господину: «Ты мне не господин», он должен быть привлечен к ответственности как его раб, и его господин должен отрезать ему ухо.
Более того, владение рабами как собственностью считалось серьезным делом, и поэтому наказания в Кодексе Хаммурапи также были суровыми за такую «потерю» имущества –
Царь Хаммурапи – Иллюстрировано Питером Коннолли. Презумпция невиновности доведена до крайностиЕсли цирюльник без ведома своего хозяина вырезает знак раба на рабе, не подлежащем продаже, этому цирюльнику отрубают руки.
Если хирург вылечил тяжелое ранение раба плебея бронзовым ланцетом и вызвал его смерть, он должен отдать раба за раба.
Хотя мы ранее установили, что Кодекс Хаммурапи колеблется между смехотворно суровым и странно прогрессивным, интересно, что это один из очень немногих древних сводов законов, который придавал значение изречению «невиновен, пока не доказана его вина». В этом отношении Кодекс Хаммурапи, возможно, даже сыграл решающую роль во влиянии на правовые прецеденты, установленные в наше время. Однако эта презумпция невиновности чаще всего возлагала бремя доказывания на обвинителя, иногда доведенного до крайности. Этот конкретный закон в значительной степени доказывает, что обвинение кого-либо в преступлении не воспринималось легкомысленно —
Хаммурапи был известен скорее как строитель и завоеватель, чем как законодатель практически в динамичном обществе с таким количеством различных параметров (включая его соответствующие фракции, их племенные связи, политическое влияние и даже божества). Кроме того, следует отметить, что большинство населения могло быть неграмотным — и поэтому действующий закон интерпретировался только в соответствии с личными предпочтениями местного судьи (или любого авторитетного лица).Если кто-либо предъявит старейшинам обвинение в каком-либо преступлении и не докажет, в чем он обвиняется, он должен быть приговорен к смертной казни, если речь идет о преступлении, наказуемом смертной казнью.
Но что более важно, Хаммурапи ворвался на политическую сцену Вавилона, не только сменив своего отца Син-Мубаллита (который, вероятно, был вынужден отречься от престола), но и продолжив дело отца в модернизации инфраструктуры города-государства. Такие масштабные проекты варьировались от расширения и повышения стен города, строительства обширных каналов до строительства показных храмов в честь его богов-покровителей. На самом деле, покровительство Хаммурапи обширным инфраструктурным проектам принесло ему титул бани матим или «строитель земли».
Однако, помимо популярных гражданских проектов, Хаммурапи был очень амбициозным правителем, который давно жаждал близлежащих земель богатой ресурсами Месопотамии. Итак, один за другим король заключал союзные договоры с другими городами-государствами, чтобы завоевать целевые королевства. Но когда задача была достигнута, договор тут же был разорван, и следующей целью стал предыдущий союзник. Такая оппортунистическая военная тенденция продолжалась до тех пор, пока Хаммурапи не стал хозяином всей южной части Месопотамии — завидный подвиг, поскольку первоначально он начал с того, что под его властью находилось всего около 50 квадратных миль земли.
В последующие годы он проводил походы против соперничающего (и очень могущественного) города-государства Мари в Сирии; и к 1761 г. до н.э. полностью разрушил город. А к 1755 г. до н.э. он прямо двинулся на Ашур и завоевал Ассирию, став таким образом правителем всей Месопотамии. Следовательно, приобретение стольких земель, городов и их различных социальных конституций могло побудить к инициированию Кодекса Хаммурапи — «универсальной» правовой системы, которая могла строго справляться с раскольнической природой теперь уже расширенной Вавилонской империи.
Кодекс Хаммурапи даже не был найден в ВавилонииТеперь, несмотря на всю шумиху вокруг Кодекса Хаммурапи, знаменитая диоритовая стела (упомянутая в первой записи) была обнаружена только после более чем 3600 лет ее существования. основание. Важное открытие было сделано в 1901 году, когда группа французских археологов обнаружила стелу в древнем городе Сузы в Иране, который когда-то был королевской столицей Эламской империи (базирующейся на территории современного Хузестана, Иран).
С точки зрения истории, стела Кодекса Хаммурапи была разграблена эламитами, когда их царь Шутрук-Наххунте совершил успешный набег на вавилонский город Сиппар в 12 веке до н.э. Вероятно, ему даже удалось стереть некоторые столбцы с надписей, чтобы освободить место для собственных уставов. Но он не реализовал свои планы, тем самым сохранив «родное» качество таблички «Кодекс Хаммурапи. Кея», выставленной в Лувре. В нем есть Пролог Кодекса Хаммурапи.
* Пост обновлен 6 сентября 2019 года.
Законы
Обновлено 13 августа, 2018 — 22:28 российская ставка
В то время боги Ану и Энлиль, для повышения благосостояния людей, нарекли меня моим именем: Хаммурапи, благочестивый князь, который почитает богов, чтобы воцарилась справедливость на земле, чтобы упразднить нечестивых и злых, чтобы сильный не угнетал слабого,…
(Свод законов Хаммурапи, пролог)Хотя Свод законов Хаммурапи является одним из самых известных сборников законов древнего мира, он определенно не самый старый. На самом деле ему предшествуют как минимум два других свода законов, а именно Законы Ур-Намма (ок. 2100 г. до н.э., Ур) и Законы Липит-Иштар (ок. 1930 г. до н.э., Исин). Можно указать, что эти древние месопотамские тексты не являются сводами законов в современном понимании, т. е. сборниками писаных законов, составленных по определенным предметам (гражданский кодекс, уголовный кодекс и т. ». Хотя эти сборники предшествовали сборнику Хаммурапи, нельзя сказать, что последний заимствовал непосредственно у первого, поскольку это были правовые нормы политических образований, независимых друг от друга.
Хаммурапи, правитель Первой династии
Итак, кто такой Хаммурапи? Хаммурапи (годы правления 1792-1750 гг. до н.э.) был шестым правителем Первой династии Вавилона. Во время своего долгого правления он наблюдал за огромным расширением своей империи, завоевав города-государства Элам, Ларса, Эшнунна и Мари, действие, которое он считал частью священной миссии по распространению цивилизации среди всех народов. Изгнав царя Ассирии Ишме-Дагана I и заставив его сына платить дань, он сделал Вавилон крупной державой Месопотамии.
Хаммурапи упростил управление, заказал огромные строительные проекты, улучшил сельское хозяйство, отремонтировал и перестроил инфраструктуру, расширил и укрепил стены города и построил экстравагантные храмы, посвященные богам. Его внимание также было сосредоточено на военных действиях и завоеваниях, но, согласно его собственным трудам, его главной целью было улучшение жизни тех, кто жил под его правлением.
Ко времени смерти Хаммурапи Вавилон контролировал всю Месопотамию, хотя его преемники не смогли сохранить этот контроль.
Это может быть связано с отсутствием эффективной бюрократии, поскольку его активное участие в региональных войнах означало, что он не сосредоточился на создании административной системы, которая обеспечила бы непрерывное управление его империей после его смерти.
Изображение Хаммурапи. Источник фото .
Преступления и наказания
Несмотря на быстрый распад его империи, Свод законов Хаммурапи пережил разрушительное действие времени, хотя только в 20 веке они были заново открыты археологами. Эти законы определяли различные виды преступлений и применяемые наказания. Например,
Если в доме человека вспыхнет пожар, и человек, пришедший помочь потушить его, позарится на предметы домашнего обихода, принадлежащие домовладельцу, то этот человек должен быть брошен в тот самый огонь.
(Свод законов Хаммурапи, Законы, 25)Несмотря на наказания типа «око за око», подобные приведенным выше, своды законов Хаммурапи допускали применение различных наказаний к лицам разного социального положения.
Так, например,
Если авилу (человек высшего сословия) должен ослепить глаз другого авилу, они должны ослепить его глаз. Если он сломает кость другому авилу, они сломают его кость. Если он ослепит глаза простолюдина или сломает кость простолюдина, он должен взвесить и отдать 60 сиклей серебра. Если он ослепит глаз раба авилу или сломает кость рабу авилу, он должен взвесить и отдать половину своей стоимости (в серебре) (Свод законов Хаммурапи, Законы, 196-199)
Таким образом, видно, что в некоторых случаях наказание преступника зависело от социального положения его жертвы.
Хотя некоторые из наказаний очень суровы по современным стандартам – например, ‘Если сын ударит своего отца, они должны отрезать ему пальцы’ – на самом деле они были предназначены для предотвращения еще более жестоких актов возмездия, совершенных пострадавшим.
Прочное наследие
Подданные Хаммурапи почитали его как бога, и он был высоко почитаем во всем королевстве.
Поминовения при его жизни благодарили за три главных достижения: победу в войне, установление мира и борьбу за справедливость. Однако после его смерти его военные достижения были сведены к минимуму, а его репутация милосердного царя и идеального законодателя стала центральным аспектом его наследия.
На изображении: Фрагмент свода законов Хаммурапи, Лувр. Источник фото
Автор Ḏḥwty
СсылкиЭндрюс Э., 2013. 8 вещей, которые вы могли не знать о Кодексе Хаммурапи. [В сети]
Доступно по адресу: http://www.history.com/news/history-lists/8-things-you-may-not-know-about-hammurabis-code
[По состоянию на 2 апреля 2014 г.] .Дарлинг, Л. Т., 2013. История социальной справедливости и политической власти на Ближнем Востоке: круг справедливости от Месопотамии до глобализации. Лондон; Нью-Йорк: Рутледж.
Британская энциклопедия, 2014. Хаммурапи. [В сети]
Доступно по адресу: http://www.britannica.com/EBchecked/topic/253697/Hammurabi
[По состоянию на 2 апреля 2014 г.].Хаммурапи, Свод законов Хаммурапи
[Roth, M.T. (пер.), 1995. Сборники законов Месопотамии и Малой Азии . Атланта: Scholars Press.
Бесплатный словарь, 2014. Код . [Онлайн]
Доступно по адресу: http://legal-dictionary.thefreedictionary.com/code
[Проверено 2 апреля 2014 г.].Райт, Д., 2009. Изобретая Божий закон: как Библейский кодекс заветов использовал и пересматривал законы Хаммурапи. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
Ярон Р., 1969. Законы Эшнунны. Иерусалим: The Magnes Press, Еврейский университет.
Связанные статьи о древнем происхождении
15 июля, 2022 — 01:56 pkoutupis
История легендарной Вавилонской башни из Книги Бытия вдохновляла художников на протяжении всей истории и символизировала идею человеческих амбиций. Когда-то настоящий зиккурат в центре.