Возникновение древней индии – История Индии — Википедия

Содержание

Древняя Индия

 Древнеиндийская цивилизация является одной из наиболее древних и самобытных цивилизаций Востока. История этой страны исчисляется тысячелетиями.

 Исторические данные сообщают, что Индия была заселена в глубокой древности в долине реки Инд. Древний народ, положивший начало великой цивилизации, назывался индцы. С раннего времени в Индии развивались науки и культура, возникла письменность. Древние индцы достигли высокого уровня сельского хозяйства, что обусловило быстрое развитие общества. Они выращивали сахарный тростник, ткали тончайшие ткани, занимались торговлей.

 Верования индцев были такими же многообразными, как и их культура. Они почитали различных богов и Веды, обожествляли животных и поклонялись брахманам – хранителям сакральных знаний, которых приравнивали к живым божествам.

 Благодаря своим многочисленным достижениям Индия имела огромное историческое значение даже в древности.

 

Географическое расположение и природа

 Индия расположена на юге Азии. В древности она занимала огромную территорию, граничащую на севере с Гималаями – высочайшей горами в мире. Индия разделена на южную и северную части, сильно отличающиеся своим развитием. Такое разделение обусловлено природными условиями этих районов, отделенных горной цепью.

 Южная Индия занимает плодородные земли полуострова, богата равнинными ландшафтами и реками. Центральная территория полуострова характеризуется засушливым климатом, так как горы сдерживают влажные ветра с океанических просторов.

 Северная Индия расположена на материке и включает в себя пустыни и полупустынные земли. На западе Северной Индии протекает река Инд и впадающие в нее крупные реки. Это позволило развить здесь земледелие и с помощью каналов орошать засушливые территории.

 На востоке протекает река Ганг и множество ее притоков. Климат этой местности влажный. Благодаря большому количеству осадков на этих территориях удобно было выращивать рис и тростник. В древности эти места представляли собой густые леса, заселенные дикими животными, что создавало много трудностей для первых земледельцев.

 Географические условия Индии совершенно разные – заснеженные горы и зеленые равнины, непроходимые влажные джунгли и жаркие пустыни. Животный и растительный миры тоже очень разнообразны и насчитывают множество уникальных видов. Именно эти особенности климата и территориального расположения существенно повлияли на дальнейшее развитие Древней Индии в одних районах, и практически полное замедление прогресса в других, труднодоступных областях.

 

Возникновение государства

 Ученым мало что известно о существовании и устройстве древнего государства индцев, так как письменные источники того периода так и не были расшифрованы. Точно установлено лишь местоположение центров древней цивилизации – крупных городов Мохенджо-Даро и Хараппа. Это могли быть столицы первых древнейших государственных образований. Археологами найдены скульптуры, остатки строений и культовые сооружения, что дает представление о высоком уровне развития общества того времени.

 В середине II тысячелетия до н. э. на территорию Древней Индии пришли племена ариев. Индийская цивилизация начала исчезать под натиском вторгшихся завоевателей. Была утеряна письменность, а сформированный общественный строй распался.

 Арии распространили на индийцев свое общественное деление и применили сословный строй – варны. Наивысшее положение занимали брахманы или жрецы. Сословие кшатрии составляли знатные воины, а вайшьи – крестьяне и торговцы. Шудры занимали достаточно низкое положение. Название этой варны означало «слуга» – сюда входили все не арии. Самая трудная работа доставалась тем, кто не входил ни в одно из сословий.

 Уже позже начало формироваться деление на касты в зависимости от рода деятельности. Кастовая принадлежность определялась при рождении и обусловливала нормы поведения каждого члена общества.

 В I тысячелетии до н. э. на территории Индии возникают правители – цари или раджи. Формируются первые сильные державы, что позитивно повлияло на развитие экономики, торговых связей, развитию государственности и культуры. Уже к концу IV в. до н. э. сформировалась сильная империя, которая стала привлекать не только торговцев, но и армии завоевателей во главе с Александром Македонским. Македонскому не удалось захватить индийские земли, но длительное соприкосновение разных культур благоприятно повлияло ход их развития.

 Индия становится одним из крупнейших и могущественных государств Востока, а сформировавшаяся в то время культура, претерпев некоторые видоизменения, дошла до нашего времени.

 

Хозяйственная жизнь и занятия индийцев

 Поселившись на плодородных землях близ реки Инд, древние индцы сразу же освоили земледелие и выращивали множество хозяйственных культур зерновых, занимались садоводством. Индийцы научились приручать животных, в том числе котов и собак, занимались разведением кур, овец, коз и коров.

 Были широко распространены различные ремесла. Древние мастера занимались ткачеством, ювелирной работой, резьбой по слоновой кости и камням. Железо еще не было открыто индийцами, но как материал для орудий труда они использовали бронзу и медь.

 Крупные города были оживленными торговыми центрами, причем торговля велась как внутри страны, так и далеко за ее пределами. Археологические находки позволяют утверждать, что уже в древности были налажены морские пути, а на территории Индии существовали порты для связей с Месопотамией и другими восточными странами.

 С приходом ариев, которые были кочевниками и отставали в развитии от индской цивилизации, начинается период упадка. Лишь в II–I тысячелетий до н. э. Индия постепенно начала возрождаться, вернувшись к земледельческой деятельности.

 В долине рек индийцы начинают развивать рисоводство, выращивают бобовые и злаковые культуры. Важную роль в развитии хозяйства сыграло появление лошадей, которые до прихода ариев не были известны местным жителям. В обработке и расчистке земель под посадку стали применять слонов. Это сильно облегчило задачу борьбы с непролазными джунглями, которые на то время занимали практически все пригодные для земледелия.

 Начинают возрождаться забытые ремесла – ткачество и гончарство. Научившись добывать железо, большой толчок получила металлургическая отрасль хозяйства. Однако торговля все еще не достигла нужного уровня и ограничивалась обменом с близлежащими населенными пунктами.

 

Древняя письменность

 Индская цивилизация была настолько развита, что имела свой особый язык. Возраст найденных табличек с образцами письменности исчисляется тысячелетиями, но до сих пор ученые не сумели расшифровать эти древние знаки.

 Языковая система древнего индского народа очень сложная и многообразная. Она насчитывает около 400 иероглифов и знаков – прямоугольных фигур, волн, квадратов. Первые образцы письменности дошли до наших дней в виде глиняных табличек. Также археологами обнаружены надписи на камнях, сделанные с помощью острых каменных предметов. Но содержание этих древних записей, за которыми стоит существовавший в древности язык, не удается расшифровать даже с применением компьютерной техники.

 Язык древних индийцев, наоборот, хорошо изучен специалистами в данной области. Они использовали санскрит, который дал основу для развития многих индийских языков. Хранителями языка на земле считались брахманы. Привилегия изучения санскрита распространялась лишь на ариев. Те, кто входил в низшие сословия общества, не имел права учиться письму.

 

Литературное наследие

 Древние индцы оставили после себя лишь немногие разрозненные образцы письменности, не поддающиеся анализу и расшифровке. Индийцы, наоборот, создали бессмертные письменные шедевры. Наиболее весомыми литературными произведениями считаются Веды, поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна», а также дошедшие до нашего времени мифологические сказания и легенды. Многие тексты, написанные на санскрите, значительно повлияли на формирование идей и форм более поздних произведений.

 Веды считаются древнейшим литературным источником и религиозной книгой. В ней изложены основные знания и мудрость древних индийцев, воспевание и прославление богов, описание ритуалов и обрядовые песни. Влияние Вед на духовную жизнь и культуру было настолько сильным, что целый тысячелетний период в истории получил название Ведийской культуры.

 Наряду с Ведами развивается и философская литература, задачей которой было объяснение явлений природы, появление Вселенной и человека с мистической точки зрения. Такие произведения назывались упанишады. Под видом загадок или диалогов описывались важнейшие идеи духовной жизни людей. Также существовали тексты, носившие обучающий характер. Они были посвящены грамматике, астрологическим знаниям и этимологии.

 Позже возникают произведения литературы эпического характера. Поэма «Махабхарата» написана на санскрите и повествует о борьбе за царский трон правителя, а также описывается жизнь индийцев, их традиции, путешествия и войны того времени. Произведение «Рамаяна» считается более поздним эпосом и описывает жизненный путь царевича Рамы. Эта книга иллюстрирует многие моменты жизни, верования и представления древнего индийского народа. Оба этих произведения представляют большой литературный интерес. Под общим сюжетом повествования поэмы объединили в себе множество мифов, басен, волшебных сказаний и гимнов. Они оказали существенное влияние на формирование религиозных представлений древних индийцев, а также имели большое значение в зарождении индуизма.

 

Религиозные верования индийцев

 Ученые располагают немногими данными о религиозных представлениях древних индцев. Они почитали богиню-мать, считали священным животным быка и поклонялись богу скотоводства. Индцы верили в потусторонние миры, переселение душ и обожествляли силы природы. На раскопках древних городов найдены остатки бассейнов, что дает возможность предположить о поклонении воде.

 Верования древних индийцев сформировались в эпоху ведической культуры в две величественные религии – индуизм и буддизм. Веды считались священными и оставались кладезем сакральных знаний. Наравне с Ведами чтили брахманов, которые были воплощением богов на земле.

 Индуизм вышел из ведийских верований и со временем подвергся существенным изменениям. На первый план выходит поклонение трем главнейшим богам – Вишну, Брахме и Шиве. Эти божества считались создателями всех земных законов. Сформировавшиеся верования вобрали в себя и доарийские представления о богах. Описания шестирукого бога Шивы включали в себя верования древних индцев в бога-скотовода, который изображался трехликим. Такая ассимиляция верований характерна для иудаизма.

Три божества — Брахма, Вишну и Шива

 Уже в начале нашей эры в индуизме появился важнейший литературный источник, считавшийся священным – «Бхагавад-Гита», что в переводе означает «Божественная песня». Опираясь на кастовое деление общества, религия стала национальной для Индии. Она не только описывает божественные законы, но и призвана сформировать образ жизни и этические ценности своих последователей.

 Значительно позднее возник и сформировался как отдельная религия буддизм. Название происходит от имени ее основателя и значит «просветленный». Нет достоверных данных о жизнеописании Будды, но историчность его личности как основателя религии не оспаривается.

 Буддизм не предполагает поклонение пантеону богов или единому богу, не признает божеств как создателей мира. Единственным святым считается Будда, то есть тот, кто достиг просветления и «освободился». Поначалу буддисты не строили храмы и не придавали большого значения обрядностям.

 Последователи верили, что достичь вечного блаженства можно лишь живя правильной жизнью. Буддизм предполагал равенство всех людей по рождению независимо от каст, а нравственные основы поведения во многом определяли жизненный путь последователей. Литературные источники буддизма писались на санскрите. Они объясняли законы философской системы своего учения, значение человека и пути его развития.

 Зародившись на просторах Индии, очень скоро буддизм был вытеснен иудаизмом, но смог распространиться и прочно укорениться в соседних странах Востока.

 

 

  

taboo.su

Древняя Индия: ее история, культура, религия, искусство | Путешествия во времени

История древней Индии
  • Упадок индийской цивилизации

  • Культура древней Индии

  • Искусство древней Индии

  • Религия древней Индии

  • Интересные факты о древней Индии

  • Древняя Индия, видео
  • Цивилизация древней Индии вплоть до начала ХХ века была сравнительно мало изучена археологами и историками, считалось, что основные центры цивилизации древнего мира лежали на ближнем Востоке, в междуречье Тигра и Евфрата, и в древнем Египте. Все изменилось благодаря находкам английского археолога Джеймса Брестеда, который первый открыл на территории Индии следы древнейшей Хараппской цивилизации или протоиндийской, как ее еще называют. И оказалось, что древнеиндийская цивилизация такая же древняя как и древнеегипетская, что культура древней Индии была не менее развита чем в древнем Шумере или Вавилоне. О древней Индии, ее истории, культуре, религии, искусстве, наша сегодняшняя статья.

    История древней Индии

    Как мы уже сказали, древнейшая индийская цивилизация, получившая название хараппской или протоиндийской была открыта археологами в начале прошлого ХХ века. Перед изумленными глазами ученых предстала яркая культура, с развитыми городами, домами, оснащенными водопроводом (это в то время когда в Европе народ еще в пещерах местами жил), развитыми ремеслами, торговлей и искусством. Первым был раскопан старинный индийский город Хараппа, который и дал название этой цивилизации, затем Мохенджо-Даро и множество других древних поселений того времени.

    Территория древней Индии того давнего периода располагаюсь по долине реки Инда и его притоков, и будто бы ожерельем охватывала восточное побережье Аравийского моря на территории современной Индии и Пакистана.

    Карта древней Индии.

    Происхождение древней Индии до сих пор является предметом дискуссий историков и археологов. Между ними нет согласия по поводу того, имела ли древняя протоиндийская цивилизация местные корни, или же была занесена из соседней Месопотамии, с которой к слову велась интенсивная торговля.

    Так или иначе, но большинство ученых считает, что протоиндийская цивилизация сформировалась из местных ранних земледельческих культур, которые существовали в плодородной долине реки Инд. И археологические находки подкрепляют эту точку зрения, так как в долине инда археологами обнаружено много древнейших земледельческих поселений, которые датируются VI—IV тысячелетиями до н. э.

    Плодородная долина Инда, благоприятный климат, большие залежи кремния, обеспечивающие сырье для изготовления материалов, все это способствовало тому, что вскоре эти земли стали одной из первых колыбелей древнейшей цивилизации человечества.

    О самой ранней страницы древнеиндийской истории, мы, к сожалению, сказать много не может, так как с этого периода к нам не дошло никаких письменных источников, единственное, благодаря чему мы может судить о жизни древних индийцев, это археологические находки. По этой причине мы можем многое сказать о культуре древней Индии, о том каким у них был быт, хозяйство, но практически ничего не знаем, например, какие цари правили древней Индией, какие там были законы, вели ли они войны и так далее.

    Упадок индийской цивилизации

    Исторической загадкой остаются и причины упадка и заката древней протоиндийской цивилизации. Но, что мы можем сказать из археологических источников, это то, что кризис случился не стремительно, а происходил постепенно. Постепенно пустели древние города Хараппа и Мохенджо-Даро, постройки забрасывались, сокращались ремесленные производства, пришла в упадок торговля. Все реже использовался металл.

    Касательно причин такого упадка есть несколько гипотез, одна из них, говорит, что все это было вызвано изменениями в экологии, изменение русла реки Инда вследствие сильного землетрясения, повлекшего за собой наводнения, перемена в направлении муссонов, неизвестные ранее болезни и эпидемии, сильная засуха.

    И последней каплей, повлекшей падение хараппской цивилизации, стало вторжение кочевых племен – ариев, пришедших в Индию из среднеазиатских степей. Из-за внутренних неурядиц хараппские города не смогли противостоять пришельцам, и вскоре были завоеваны ими. Постепенно арии перемешались с местным населением, и их смесь образовала современный индийский народ.

    Культура древней Индии

    Хараппская культура древней Индии была очень продвинутой, как для того времени, о чем говорит, хотя бы наличие высоко развитых городов, имевших прямые улицы. Дома строились из сырцового кирпича и даже были оборудованы водопроводом. Среди домов древнего индийского города обязательно были общественные зернохранилища, в самом городе находились кварталы разных ремесленников. В частности древние индийцы были умелыми гончарами, их художественно расписанная глиняная посуда пользовалась спросом и далеко за пределами самой Индии.

    Руины древнего индийского города.

    В окрестных деревнях выращивали ячмень и пшеницу, разводили овец и коз. Чуть позже стали садить финиковые пальмы, сеять рожь, выращивать рис и хлопок.

    Искусство древней Индии

    Древние индийцы были весьма творческими людьми, но наибольших успехов они достигли в зодчестве и скульптуре. Правда, к сожалению, до наших времен дошло гораздо больше поздних произведения индийского искусства, нежели с древнейшего периода Индии, хараппской цивилизации.

    Древнеиндийская скульптура.

    Что же касается сравнительно более позднего индийского искусства, то оно находится под очень сильным влиянием религии древней Индии, как буддизма, так и индуизма. Изображение Будды и многих индийских божеств и по сей день сохранились на многих старинных индийских храмах, настенных росписях.

    Настенная живопись Аджанты.

    Весьма силен в индийском искусстве и эротический мотив, самым ярким примером которого является индийский храм Кхаджурахо, где в самом прямом смысле запечатлена Камасутра в каменьях.

    Это еще самое невинное изображение из храма Кхаджурахо.

    В целом у индусов было своеобразное отношение к сексу, для них он не являлся чем-то постыдным, а наоборот, практически духовной практикой, отсюда и соседство эротики и религии в индийской культуре.

    Религия древней Индии

    Индия стала родиной для одной их трех мировых религий – буддизма, хотя как это не парадоксально, сама буддизм не приняла, оставшись верной своей исконной религии – индуизму. Буддизм же, зародившись в Индии распространился по всем окрестным странам.

    Индуизм, традиционная религия Индии, имеет глубокие корни, так как идет к нам из древнейших времен индийской истории, по сути, он представляет собой смесь верований древних индийцев хараппской цивилизации и пришельцев-ариев. Смешавшись с местным населением, арии основательно смешали и религию древней Индии.

    В основе индуизма лежит вера во множество разных богов, причем богов в индуизме так много, что даже сами индусы не могут назвать точно их количество. Так в каждой индийской деревне может быть свой местный бог-покровитель. А еще боги древней Индии делятся на две большие группировке: суров и асуров, которые в некоторых индийских мифах противостоят друг другу, в некоторых же мифах асуры и вовсе не боги, а больше демоны, противостоящие божественным сурам. В этом божественном противостоянии индуистских богов можно увидеть отголоски реального противостояния двух культур, арийской, и хараппской (протоиндийской).

    Суры и асуры.

    И, тем не менее, в божественном многообразии богов индуизма можно выделить несколько более главных богов, которых почитают все индусы, это:

    • Брахма – бог-творец, согласно индуизму, именно Брахма является творцом всего сущего.
    • Шива – бог-разрушитель. Если Брахма, это такой себе божественный карандаш, то Шива – ластик, ответственный за разрушение, в том числе и за разрушение всего плохого.
    • Вишну, верховный бог-наблюдатель, само слово «Вишну» переводится с санскрита как «всеобъемлющий». Является охранителем мироздания и всего сущего. Также следит за своими «божественными коллегами» Брахмой и Шивой, за тем, чтобы один из них не переусердствовал в своем творении, а второй – в своем разрушении.

    Интересные факты о древней Индии

    • Помимо индуизма и буддизма Индия является родиной для огромного числа различных философско-религиозных учений. Поэтому Индию порой называют «страной тысячи религий».
    • Именно из древней Индии к нам пришли шахматы, йога, чай (по легенде, индийский монах медитировал под чайным деревом, возле него лежала чаша с водой, и с дерева в чашу случайно упал листок, попробовав чашу с водой и чайным листком, монах пришел в изумление от вкусного напитка, так и появился чай).
    • Среди наук в древней Индии особое развитие получила математика, а древнеиндийские математики первыми изобрели десятичную систему счисления, цифру 0, правила извлечения квадратных и кубических корней, а также с большой точностью рассчитали число «Пи».
    • Не менее искусными были и древнеиндийские астрономы, которые умели определять фазы Луны без телескопа.
    • Индия является одним из очагов зарождения письменности, особенно популярным стал индийский санскрит, на котором писали индийские ученые и жрецы – брахманы. Однако развитие письменности в древней Индии началось уже в после хараппский период, с приходом ариев.

    Древняя Индия, видео

    И в завершение интересный документальный фильм о древней Индии от канала Discovery.


    travel-in-time.org

    Цивилизация древней Индии | Железный век

    Индия в глубокой древности

    Синдху — так называли свою реку обитатели страны, раскинувшейся по ее берегам; грекам она была известна как Индос, а сами аборигены — как инды. Легко и естественно, сохранив узнаваемое своеобразие, перенеслось из Азии в Европу и зазвучало на многих языках чарующее слово — Индия.

    На территории, носившей в древности это обобщающее название и распростершейся в обширном треугольнике между Аравийским морем, Гималаями и Бенгальским заливом, в конце 20 в. находятся три самостоятельных государства: собственно Индия, Бангладеш и Пакистан, по землям которого и протекает легендарный Инд.

    В незапамятные времена просторы Древней Индии населяли дравиды — невысокие темнокожие черноволосые люди с широкими носами. Среди жителей Южной Индии встречается много их потомков, удивительно напоминающих своих далеких предков.

    Междоусобицы, стихийные бедствия, эпидемии, нашествия уходили в прошлое, становясь вехами неспешного времени. По прошествии веков дравидов сменили многочисленные племена, отличавшиеся одно от другого укладом жизни, языком, верованиями, культурой, степенью развитости и даже внешним видом своих представителей.

    Жители предгорий, не знавшие под защитой Гималаев северных ветров, с благоговейным трепетом взирали на высочайшие в мире горы, чистосердечно считая ослепительные вершины обителью почитаемых богов.

    Зависимые от дикой природы, древние индийцы с глубоким уважением относились к водной стихии: ведь вода — залог богатого урожая, а урожай — это жизнь. Поклонение воде, насчитывающее тысячелетия, находит продолжение и в современности: до сих пор свою самую полноводную реку Ганг индийцы считают священной…

    Если и в наши дни растительный мир Индии поражает разнообразием и тропической пышностью, то много-много столетий назад леса покрывали почти всю ее территорию. Они не только давали древним обитателям сказочной страны древесину для поделок, оружия, построек и отопления жилищ, но и кормили их орехами, ягодами, бананами, плодами манго, цитрусовых и других деревьев. Леса же снабжали лекарственными растениями и пряностями, без которых уже тогда была не мыслима индийская кухня. Кстати сказать, впоследствии именно пряности и благовония, ценившиеся в Европе дороже золота, вызвали к Индии такой интерес и в известной степени «подтолкнули» Христофора Колумба к открытию Америки…

    Величественные руины Виджаянагара, юг Индии

    Как жили древние Индийцы

    Древние индийцы охотились на лесных животных и одомашнили некоторых из них. Им мы во многом обязаны тем, что человечество имеет много домашних животных, от курицы до слона.

    Однако обитателям Индии приходилось вести с лесами постоянную борьбу, не только расчищая участки для полей и огородов, но и сражаясь с надвигающимися джунглями изо дня в день, рискуя столкнуться с ядовитой змеей или стать жертвой хищника.

    Сельское население было весьма многочисленным. Крестьяне выращивали несколько сортов пшеницы, ячмень, кунжут, фасоль, рис, разводили сады. В засушливое время они прибегали к искусственному орошению. Археологические раскопки позволили установить, что почти в каждом крестьянском хозяйстве имелись коровы, козы, овцы и домашняя птица.

    Многие индийцы держали собак и кошек. Из всех домашних животных больше всего ценились коровы, считавшиеся главным богатством семьи. Часто из-за них возникали даже вооруженные столкновения.

    Ремесленники селились в городах, причем представители каждой профессии жили на одной улице. Были, например, улицы ткачей, гончаров, ювелиров. Домашняя и храмовая утварь, оружие, орудия производства изготовлялись из бронзы и меди. Золото и серебро использовались для ювелирных украшений. Процветала торговля. Особенно развитыми были торговые связи с Шумером.

    Мохенджо-Даро и Хараппа

    История неохотно раскрывает свои тайны. Но иногда они становятся известны почти случайно. Однажды индийский археолог Р. Д. Банерджи вел раскопки. Найдя замечательный памятник 2 в. до н.э., он очень обрадовался и старался быстрее закончить работу, как вдруг чуть глубже обнаружил остатки более древней культуры.

    Так из небытия восстал знаменитый Мохенджо-Даро (Холм мертвых), целый город, существовавший более 4 тыс. лет назад. Был найден и еще более древний город Хараппа.

    По его имени все созданное в ту эпоху называют памятниками Хараппской культуры.

    Ученые установили, что Мохенджо-Даро и Хараппа — два самых больших города древней цивилизации, возможно, столицы крупных политических объединений. На самом высоком месте городе стояла цитадель, укрепленная мощными стенами, где обычно спасались от наводнений. Внутри цитадели находился огромный бассейн для ритуальных омовений. С помощью специального устройства сюда подавалась свежая вода.

    Удивляют широкие и прямые улицы этих городов, на редкость прочный кирпич (даже теперь его трудно расколоть), из которого возводились постройки. Дома были двух или даже трехэтажными. Вместо окон в толстых стенах делались небольшие отверстия для освещения: и толщина стен, и крошечные окна лучше предохраняли от индийской жары. Даже верхние этажи домов имели водопровод, чтобы совершать омовения, не выходя из жилища.

    Представить, как выглядели жители Мохенджо-Даро, помогают бронзовые, медные, каменные скульптуры, найденные археологами. Вот танцовщица при храме — юная, длинноногая, стройная, со множеством браслетов на руке. А вот жрец. Он очень красив. Глаза его полузакрыты — жрец погружен в молитву. Его мантия, перекинутая через левое плечо, украшена орнаментом в виде священного трилистника. Тщательно подстриженные волосы перехвачены широкой лентой, ниспадающей на спину; на лбу — круглая пряжка. Изваяна скульптура из белого стеарита, сохранившего следы красной пасты. Глаза сделаны из белого перламутра и от этого кажутся живыми.

    Раскопки Мохенджо-Даро в Индии

    Индийские Веды и деление на касты

    В особых случаях жрецы произносили гимны и заклинания. Гимн Небу и Земле призывает благословение на землепашцев:

    Пусть Небо и Земля оросят нас медом,
    Те, что медом пропитаны,
    мед источают,
    медом воздействуют,
    Те, что приносят жертву
    и богатство богам,
    Великую славу, дбычу и мужество нам.

    А вот как звучит заклинание при постройке дома:

    Вот здесь стой прочно, о хижина,
    Богатая конями,
    богатая коровами,
    богатая радостями,
    Богатая силой,
    богатая жиром,
    богатая молоком!
    Возвышайся на великую судьбу!

    Это слава Вед — древнейших памятников индийской письменности. Самыми известными Ведами (что означает «знание») являются «Ригведа» (Веда гимнов), «Яджурведа» (Веда жертвенных формул), «Сомаведа» (Веда песнопений), «Атхарваведа» (Веда заклинаний). Их авторами считаются древние поэты и мудрецы Риши. Изучать и даже слушать Веды в Древней Индии мог далеко не каждый. Это было привилегией «двиджати» — «дважды рожденных». Кто они?

    Общество древней Индии делилось на касты (индийцы называют их «джати«, а ученые — «варны«). Принадлежность к касте обусловливалась рождением человека и наследовалась. Представители каждой касты занимались из поколения в поколение одной и той же профессией, поклонялись одним и тем же богам, строго исполняли установленные правила по отношению друг к другу и членам других каст. Возникновение каст один из гимнов «Ригведы» описывает так.

    Был мифический первочеловек Пуруш. Из уст его произошли брахманы, из рук — кшатрии, из бедер — вайшьи, а из ступней — шудры. Шудры считались «экаджати» — «единожды рожденными». Каким же образом могли члены первых трех каст рождаться два раза? В детском возрасте над мальчиками первых трех каст совершался сложный обряд «упанаяна«, сопровождавшийся торжественным надеванием «упавита«. После этого мальчик считался рожденным во второй раз. Шудры такого обряда не удостаивались.

    Наиболее почетное место в обществе занимали, конечно, брахманы, выполнявшие жреческие обязанности, как знающие священное учение. Их называли «авадхья» — «неприкосновенные«. Убийство брахмана считалось величайшим преступлением.

    Царь, военную знать представляли кшатрии — «наделенный могуществом». Хорошо знакомое нам слово «раджа» (царь, вождь) относится именно к кшатриям.

    Свободные общинники — земледельцы, скотоводы, ремесленники, торговцы — относились к вайшьям.

    Положение шудр в древнеиндийском обществе было очень тяжелым. Им не полагалось ничего, кроме непосильной каждодневной работы и смиренного служения «дважды рожденным».

    Кшатрий — представитель индийской касты воинов

    Государства древней Индии

    Развитие Древней Индии иногда как бы прерывалось и шло вспять. Так, например, в середине 2 тыс. до н.э. в Индию приходят и расселяются полукочевые племена ариев. Индийская цивилизация исчезает. Происходит возвращение к первобытнообщинному строю. Только в первой половине 1 тыс. до н.э. снова возникают государства. Появляются и города, но уже не крупные, свойственные Хараппской культуре, а маленькие, очень хорошо укрепленные «пуры». Дома в них были каменные, деревянные, глинобитные, обязательно защищенные земляным валом. Снова появляются ремесленники. Особым уважением среди них пользовались плотники и кузнецы.

    В нижнем течении Ганга находилась Магадха – само крупное и сильное государство того времени. Наивысшего могущества оно достигло в 4-3 вв. до н.э. при династии Маурьев, объединившей под своей властью почти всю территорию Индостана. Возникают благоприятные условия для развития экономики, совершенствования политического устройства, расцвета культуры.

    В 4 в. до н.э. возникла сильная держава Гуптов, просуществовавшая почти два столетия.

    Нанды, Маурьи, Шунги, Кушаны, Гупты — каждая из этих индийских династий интересна по-своему. Нанды обладали одним из самых больших на Древнем Востоке войском. Первым царем империи Маурьев был легендарный Чандрагупта. Канишка был царем громадной Кушанской империи, через которую проходил в древности Великий шелковый путь.

    Эта сказочная страна привлекла и великого завоевателя древности Александра Македонского. Его войско перешло через Гиндукуш и в долине реки Кофен (ныне Кабул) разделилось. Одна его часть во главе с Александром двинулась на север, другая — под командованием Пердикки и Гефистиона — переправилась через Инд и приготовилась дать сражение. Однако воинов ожидали обильное угощение и отдых. Местный раджа Таксил не только не собирался воевать с греко-македонцами, но даже подарил им лошадей и слонов.

    Наряду с царем Таксилом история сохранила имя храброго царя Пора — правителя могущественного государства на северо-западе Индии, который, несмотря на численное превосходство пришельцев, решился дать им открытый бой.

    В 326 г. до н.э. произошло жестокое сражение. Индийская армия оказалась разбитой. Истекая кровью, Пор предстал перед победителем и потребовал, чтобы с ним обращались, как подобает обращаться с царем. Александр, восхищенный его мужеством, не только вернул Пору его владения, но даже подарил новые земли.

    Александру не удалось завоевать всю Индию. На завоеванных территориях он оставил наместников. Последний из них, Эвдем, покинул Индию в 317 г. до н.э., то есть уже через 6 лет после смерти Александра Македонского.

    Соприкосновение двух культур оказалось кратковременным, но не прошло бесследно: влияние греческой культуры заметно в прекрасных образах североиндийской гандхарской скульптуры.

    Во 2 в. до н.э. Индия распалась на множество государственных образований, не способных отражать постоянные набеги парфян, скифов и других кочевников.

    Буддизм и индуизм в Индии

    Индийская история полна неожиданностей. Чтобы узнать об одной из них, вернемся немного назад. В 268 г. до н.э. индийский престол занял могущественный правитель династии Маурьев Ашока («Лишенный печали»). Он установил дипломатические и торговые отношения со многими странами Запада и Востока. При нем государство стало одним из крупнейших на Востоке. В молодости он не отличался мягкостью нрава и даже заслужил прозвище Чанда-Ашока («Жестокий Ашока»). На восьмой год своего правления он одержал победу над государством Калинга (территория современного индийского штата Орисса), получил дополнительные политические и торговые преимущества. Казалось, великому царю суждено и впредь вести войны и укреплять свою власть.

    Однако наскальный эдикт Ашоки, оставленный для потомства, гласил: «...И сколько бы людей в то время, когда были покорены калингяне, ни было убито или умерло, или уведено оттуда, даже сотая часть этого числа, даже тысячная часть тяготит мысль Угодного богам» (так Ашока называл себя). Он раскаивался в содеянном.

    Ашока, беспощадный когда-то, в другом эдикте наставлял: «И если кто-то причинит вред, Угодный богам считает, что надо пощадить, насколько простить возможно». Неожиданная метаморфоза Ашоки объясняется тем, что царь сделался приверженцем буддизма, религии, возникшей в Индии в 6 в. до н.э., и стал следовать ее правилам.

    Индия является также родиной индуизма — одной из древнейших на земле религий, зародившейся в 4 тыс. до н.э.

    Отличительная особенность индуизма — многобожье. Древние индийцы считали, что боги, как люди, любят вкусную еду, красивую одежду, так же дружат и ссорятся. Богами наиболее древнего происхождения считаются Сурья (бог солнца), Дьяус-Питар (бог неба), Ушас (богиня утренней зори), Парджанья (бог грозы), Сарасвати (богиня реки того же названия), Агни (бог огня). Особенно почитался Индра — повелитель дождя, победивший Вритру — демона засухи.

    Позже главными богами индийцев стали Брахма (начало всех начал в мире), Шива (разрушитель) и Вишну (охранитель).

    Вишну древние индийцы представляли себе в виде прекрасного юноши, возлежащего на мифическом змее Шеше, который плавает в водах космического океана. У Вишну четыре руки, в них он держит раковину, колесо, палицу и цветок лотоса. Вишну обладает даром превращаться в животных и людей.

    Однажды, оборотившись карликом, Вишну пришел к царю демонов Бали и попросил подарить ему столько земли, сколько он сможет покрыть тремя шагами. Рассмеявшись, Бали охотно дал разрешение, но скоро пожалел об этом: карлик вырос до гигантских размеров и первым же шагом покрыл небо, а вторым землю. Третьего шага, видя ужас бали, великодушный Вишну делать не стал.

    Высоко в Гималаях на горе Кайласа обитает бог Шива. Вид его грозен Шива обвит кобрами, одет в тигровую шкуру, носит ожерелье из черепов. Он многолик и многорук, на лбу его всеиспепеляющий третий глаз. Как говорит предание, спасая людей, Шива выпил яд, и его шея посинела. Поэтому его часто называют «Синегорлым». В руке у Шивы трезубец, и выступает он всегда в сопровождении быка Нандина. У Шивы и его жены Парвати, что означает «Горянка», два сына. Первый — четырехрукий Ганеша, человек с головой слона, едущий на крысе. До сих пор Ганешу почитают как бога мудрости и удачи. Его брат, бог войны Сканда, имеет шесть голов. Ездит он на огромном павлине, держа в одной руке лук, а в другой — стрелы.

    Древние индийцы обожествляли животных. Особенно почиталась священная корова Сурабхи, что в переводе означает «Хорошо пахнущая». По преданию эта корова пребывает в раю бога Индры. Поклонялись индийцы и змеям — нагам. В современной Индии есть штат, который называется Нагаленд — «Земля змей».

    В Древней Индии сложился обычай посещать святые места. Особой добродетелью считалось побывать в Хардваре — месте, где река Ганг выходит на равнину, хоть раз в жизни, как бы далеко ни жил человек, совершить омовение в ее священных водах.

    Махабхарата содержит столько фантастических историй, изобилующих странными подробностями, что порой кажется — а что, если тут написана хотя бы толика правды?

    Махабхарата и Рамаяна

    Бесценным наследием великой индийской культуры является «Махабхарата» — огромное собрание легенд, сказок, преданий, религиозно-филисофских текстов.

    Автор этого грандиозного произведения неизвестен. В «Махабхарате» много сюжетов, главный из которых повествует о борьбе двух царских родов — Пандавов и Кауравов. В многолетнем споре победили братья Пандавы, но не без божественной помощи: колесницей одного из них, храброго и могучего Арджуны, правил его наставник великий Кришна. Разговор Кришны и Арджуны перед битвой изображен в «Бахагават-гите» («Божественной песне»), считающейся самой священной частью «Махабхараты». Некоторые места «Бхагават-гиты» звучат вполне современно:

    Кто сам себя победил, тот сам себе союзник,
    Кто же собой не владеет,
    тот, враждуя, себе враждебен.

    Эпическая поэма «Рамаяна» в противоположность «Махабхарате» — единое и стройное произведение, приписываемое поэту Вальмики. В «Рамаяне» рассказывается о старшем сыне царя Дашаратхи — Раме, который из-за коварства одной из царских жен вынужден с братом Лакшманом и верной женой Ситой уйти в изгнание. Они зажили в лесу, питаясь кореньями и плодами. Царь демонов, злой Равана, похитил Ситу и унес к себе. В страшном гневе Рама, объединившись с предводителем обезьян Хануманом, убивает похитителя и освобождает прекрасную Ситу. Вернувшись в столицу, Рама становится царем.

    «Рамаяну» и «Махабхарту» можно назвать энциклопедией жизни Древней Индии: так много там сведений о стране, обычаях людей, государственном управлении и культуре.

    Древние индийцы были сведущи не только в литературе, но и в математике, астрономии, медицине. Именно они подарили миру шахматы. Наука врачевания называлась Аюрведа — «наука о долгой жизни». Древнеиндийский врач был одновременно и ботаником , и фармакологом, и биологом, и психологом. Искусные хирурги, они не только почти безболезненно для пациента извлекали стрелы из ран, но даже восстанавливали правильную форму искалеченных в бою носов и ушей, т.е. делали пластические операции. Ну а в лечении змеиных укусов индийские врачи не знали себе равных!

    Из глубокой древности дошли до нас интереснейшие памятники архитектуры. Буддийские святилища-ступы внешне очень напоминают колокол.

    При взгляде на них неосознанно возникают мысли об их космическом происхождении – настолько они необычны. Основу их составляет насыпной холм, выложенный кирпичами или покрытый по беленной штукатуркой. Верх сооружения венчает квадратная терраса «хармика» («дворец богов»). Из ее центра вверх устремляется шпиль, на который нанизаны зонты (три либо семь), называемые «амалака». Семь зонтов символизируют семь ступеней с земли на небо, а три — количество небесных сфер. Внутри находится небольшая камера (иногда не одна) с останками Будды или буддийских святых. Все моления и обряды совершаются только снаружи.

    Наиболее известно святилище-ступа в Санчи, которое сооружали с 3 до 1 в. до н.э. На его знаменитых четырех воротах, называемых «торана», представлена вся Индия: природа, архитектура, предания и легенды, связанные с жизнью богов и людей, фантастические существа, животный мир, деревья и цветы, жизнеописание Будды. Рассматривать ворота можно часами — как читать увлекательную книгу.

    Древнеиндийская цивилизация оказала огромное влияние на многие страны Востока. Невозможно ни понять, ни изучить историю и культуру народов Южной и Юго-Восточной Азии, не зная истории Древней Индии. Она многому учит и сегодня. Не стоит забывать мудрость Вед:

    Да не будет ненависти
    У брата к брату, а у сестры к сестре!
    Оборотившись друг к другу,
    следуя одному обету,
    Говорите доброе слово!

    Источник: ifni.ru

    ageiron.ru

    Зарождение Индии и ее история — Индия

    Индия – страна контрастов, как говорят про нее побывавшие там туристы (впрочем, не только они: в Индии расположены интеллектуальные центры крупнейших мировых компаний сферы высоких технологий, куда приглашают специалистов). Столицей ее является Нью-Дели. Название государства происходит от названия реки Инд, в старину его жителей так и называли – «люди Инда». Кстати, вторым официально признанным является название Бхарат (от имени древнего почитаемого правителя).

    Площадь Индии занимает седьмое место в мировом рейтинге. Численность населения стоит на втором месте и составляет 364 человека на км2. Для сравнения, в России плотность всего 49 человек на км2. Почти 70 % населения живут в сельской местности, хотя процесс урбанизации ускоряется

    Интересен тот факт, что хотя в Индии наиболее часто используются хинди и английский, официально признанным являются еще 21 язык. А вот с валютой проще: внутри страны ходит индийская рупия. Но несмотря на бурное развитие Индии в прошлом веке, для большой части ее населения все еще актуальны проблемы бедности и необразованности. Средний уровень грамотности населения Индии составляет 64,8 % (53,7 % занимают женщины и 75,3 % мужчины).

    Свою историю Индия начала примерно 200 000—500 000 лет назад, именно к этому времени относятся найденные останки прямоходящих людей. Каменный век обязан своим расцветом долине Инд, которая стала колыбелью древнейших цивилизаций. Появление могущественной Индской цивилизации ознаменовало собой наступление Бронзового века на континенте (примерно 3300 г. до н.э.). Она достигла процветания благодаря постройке городов с довольно развитой системой канализации, причем при создании домов использовался кирпич. К сожалению, в то время существование людей было тесно связано с силами природы, поэтому в результате изменений климата, повлиявших на  основной источник жизни – Инд, — произошел крах целой цивилизации.

    Однако, именно в период ее существования (или позже – тут мнения ученых расходятся) было положено начало индийской ведической культуры. Большое значение имеет религия, которая сослужила свою роль в распространении кастовой теории. В это же время появились «Махабхарата» и «Рамаяна» — древнейшие и самые известные из индийских поэм. Примерно VII — V веком до н. э. ученые датируют создание Упанишад — трактатов, которые сыграли основополагающую роль в религии и философской мысли индийцев.

    В 537 году до н. э. произошло событие, перевернувшее представления Индии с ног на голову — юный принц Сиддхарта Гаутама объявил, что стал посвященным, и был наречен Буддой — «пробудившимся».

    Тогда же стало известно такое течение, как джайнизм. Подобно буддизму, оно подразумевало аскезу и отказ от убийства животных (в том числе, ради пищи). Понятие «ахимса» является основополагающим для обоих учений, и означает оно принцип ненасилия по отношению к окружающему миру. Носителями религиозных ритуалов были брахманы, и среди населения они пользовались большим авторитетом.

    Развитие государственности продолжалось, и к V веку до н. э. были созданы Махаджанапады, то есть шестнадцать царств. Позже они слились, образовав всего четыре «республики» под названиями Ватса, Аванти, Кошала и Магадха.

    Около 520 года до н.э. северо-западная часть Индии была завоевана персидским царем Дарием I, а через несколько веков оказалась под властью Александра Македонского. Естественно, что такое положение дел сказалось на сближении нескольких народов, вызвав культурные и религиозные изменения в индийских традициях. Тем временем из всех Махаджанапад возвысилась Магадха.

    В I веке н.э. Индия становится важным участником торговли, особенно бурно развивалась торговля с Римской империей. Оно и не удивительно: римлян привлекали экзотические предметы роскоши, которые могла дать Индия – благовония, специи и даже сахар.

    IV — V века считаются Золотым веком, когда появилось множество священных текстов, развивалась научная мысль и культура. Северная часть Индии стала империей и достигла расцвета под правлением династии Гуптов, но распалась после вторжения гуннов из Азии. В истории Индии снова начался период разрозненных царств.

    С VII до IX века три династии сражались за контроль над этой территорией. Образованные ими княжества, или раджпуты, были одними из первых, которые продолжали существовать до 1947 года, когда Индия получила независимость от Англии.

    Южно-индийские царства распространили своё влияние до территории Юго-Восточной Азии, они были вовлечены в активную торговлю с Европой и Азией. Внутри страны шло развитие литературы и архитектуры. Такое положение дел не менялось до XIV века, когда южноиндийские царства подверглись нападению Делийского султаната, который правил северной частью Индии. Он был образован в XII—XIII веках арабами, тюрками и афганцами. Возникшая в результате индо-мусульманская культура отразилась в архитектуре, музыке, религии и одежде, способствовала изменению местного языка. Дели был разрушен в 1398 году после нашествия под предводительством тюркско-монгольский полководца Тимура.

    К началу XVII века Индия оказалась во власти династии Моголов. В это время коренным жителям пришлось нелегко, так как мусульманские правители далеко не всегда справедливо относились к подданным-индусам. Но многие из правителей, как Акбар Великий (он вошел в историю благодаря своей терпимости к подданным) поддерживали интеграцию с культурой индусов. В экономическом плане династия Моголов считается самой богатой из всех известных человечеству. Постепенно она все же начала слабеть, и окончательно развалилась после Индийского народного восстания 1857 года.

    Когда империя Моголов прекратила свое существование, ее позиции на севере и в центральной Индии перешли к государству маратхов. После этого события в основном на арену выступили мелкие государства. В 1761 году маратхи были разбиты афганским наступлением. В этот период все больший вес набирает европейская экспансия. Что и неудивительно ввиду торгового пути между Индией и Европой, проложенного Васко де Гама. Соответственно, первыми, что создал торговые колонии, были португальцы. Следом проявили активность англичане, датчане, голландцы и французы. Нестабильная политическая обстановка была только на руку европейцам.

    Со временем стало ясно, что лидерами в гонке держав стали англичане, получившие право на торговлю в 1617 году. Спустя столетие они обосновались настолько, что получили лицензию на свободную торговлю в Бенгалии. Индия воспротивилась столь большим привилегиям, и недовольство вылилось в битву при Плесси (1757 год). В битве победили англичане, спустя несколько сражений они получили еще большую сферу влияния, распространившуюся на всю Индию. Так и подошло к концу существование империи Моголов. В 1857 году разразилась Первая война за независимость, вызванная неприятием Британской Ост-Индской компании и ее управлением. После победы англичан Индия перешла к Британской Империи в качестве колонии.

    Но Индия боролась за свою независимость, и ее лидером стал Ганди. Он встал во главе национально-освободительного движения, и революционные действия привели в 1947 году к свободе от англичан. Этому способствовала и мусульманская часть населения, которая с недоверием относилась к индусам, но еще больше отрицала правление Британии. Ганди занимает особую роль не только в истории Индии, но и всего мира: он показал личным примером, что можно добиться многого, не прибегая к насилию. Таков был его принцип, столь близкий древним буддистским монахам. После освобождения Индии ее территория разделилась на Индийский Союз и Пакистанский доминион.
    Впоследствии, в течение XX века, еще не раз всплывала проблема раздела территорий с Китаем и Пакистаном. И даже в нашем веке равновесие не было достигнуто: в Дели и Мумбаи — самых крупных городах – происходят террористические акты.

    В начале 90-х Индия встала на путь реформирования, открыв свой рынок, и в результате ее экономика признана одной из самых быстро развивающихся. Она экспортирует текстильные и ювелирные изделия, занимается разработкой инженерных проектов, создает программное обеспечение. У этой страны, несомненно, большое и светлое будущее.

    brahat.ru

    История Индии | IndiaWay.ru

    Ученые считают цивилизацию древней Индии третьей цивилизацией Земли. За данными современной археологии, она появилась после Египта и Месопотамии. Как все большие цивилизации, она начала свое существование в устье реки Инд. Правда, говорят, что раньше там были еще четыре реки, но с течением времени они исчезли. Область, где началась древняя цивилизация Индии уже давно под водой. Исследования археологов показали существование остатков целых поселков под водой. Эта область называлась Пенджаб, что означает пятиречье. Далее поселения потянулись на территорию нынешнего Пакистана. Первоначально эта территория называлась Синдху, но персидские путешественники произносили его как «Хинду». А греки сократили до Инда.

    Первые из государств в истории Индии

    За три тысячелетия до нашей эры в долине Инда создано первое государство с рабовладельческим строем и особенной культурой. Коренные жители страны были темнокожими, с невысоким ростом и черными волосами. В южной части страны до сих пор живут их потомки. Называют их дравидами. Найдены письмена, сделанные на дравидском языке. Они до сих пор не расшифрованы. Это была развитая цивилизация древней Индии. Они строили целые города с геометрически правильными улицами. Возводились даже двухэтажные постройки с водопроводом. Люди, в основном, занимались земледелием и разводили скот. Ремесленниками изготавливалась украшения и кости слонов, камня, металлов. Развилась торговля с Индокитаем и Месопотамией. На центральной площади города стояла крепость. В ней находили убежище от врагов и наводнений.

    Но вскоре в Индию вторгаются племена древних ариев. Это бродячие кочевники – скотоводы, у которых скот это большое богатство, а главная пища – молоко. Возглавляли племена ариев раджи. В конце тысячелетия арии начинают расчищать и осушать долину Ганга, превращаясь из кочевников в земледельцев.

    Создание государства

    В результате ведения оседлого способа жизни, среди населяющих территорию Индии ариев, появляется неравенство в достатке. Богатства, отобранные в войнах, оседают в руках маленького количества вождей. Нанятые воины укрепляют их власть, которую передают по наследству. Из пленников создается сословие рабов, а сами раджи становятся главами маленьких держав. Но в процессе войны эти маленькие державы обедняются в одно большое государство со своим строем и иерархией правителей. Появляется особый вид жителей держав – жрецы. Их называют брахманами и они поддерживают существующий строй.

    Глубокий духовный мир Индии манит к себе миллионы туристов ежегодно, подробнее: Философия Индии.

    Образование каст

    За тысячу лет до нашей эры все население поделилось на четыре сословия. Их назвали кастами. Первая каста, самая высокая, объединяла брахманов, которые не работали, жили на деньги из жертвоприношений. Вторая каста названа кшатрии. Это были воины, они управляли государством. Первые две касты постоянно между собой соперничали. Третья каста – вайшевы – это земледельцы, люди торговли и пасущие скот. А четвертая каста образовалась из завоеванного местного населения и была названа шудры. Это слуги, исполняющие простую и тяжелую работу. Рабы не допускались ни в одну из каст. Образование каст мешало развитию общества. Но касты сыграли и позитивную роль. Исчезли бывшие ранее племенные отношения. Люди разнообразных племен могли объединиться в одном государстве.

    Образование государств

    Первым великим государством в истории древней Индии было государство Маурьев. Искусственное орошение добавило множество плодородных земель. Процветают торговые сделки, богатеют и беднеют касты. Чтобы удержать власть, в результате борьбы между маленькими государствами, к власти приходит царь Чандрагупты, который и основал династию Маурьев. Объединенное царство достигает своего расцвета за 200 лет до нашей эры путем присоединения ряда соседних областей.

    В первой половине четвертого века создается новое сильное государство Гупт с центром в Магатха. Правители этого царства завоевали Долину Ганга и Центральную Индию. Индийцы осваивают новые земли, ремесленники научились выделывать тонкие хлопчатобумажные и шелковые изделия. Индия ведет активно торгует с другими странами. Уже в пятом веке вводятся новшества в земледелии. Земледельцам выдаются на время в пользование кусочки земли за определенную долю урожая. Одновременно исчезает сословие рабов. Окончательный отказ от рабовладения произошел с появлением в Индии племен гуннов, которые основали там свои владения.

    Проникновение ислама

    В истории древней Индии, начиная с седьмого века, в стране появился ислам. В тринадцатом веке в Индии появились армии Тамерлана. Они завоевали почти всю территорию страны и основали «Империю Великих Монголов», просуществовавшую до начала девятнадцатого века. А в середине этого века страной стала руководить Великобритания. В 1947 году Индия, наконец, обрела независимость. Но произошло разделение на две части – Индию и Пакистан. В 1950 году Индия стала демократической федеральной республикой.

    Философские школы Древней Индии

    Зарождение философского течения в Древней Индии произошло за два тысячелетия до нашей эры. Она изучала соотношение человек-природа и существование тела и души человека.

    Все о культурных особенностях страны, подробнее: Обычаи и традиции Индии.

    Самая старая философия Индии – Веды. Это сборник заклинаний, обрядов, молитв, обращенных к высшим силам природы. Показывает представление людей о морали и нравственности. Делиться на четыре части: гимны, ритуалы, правила жизни людей и сокровенные знания. Веды – основа всех школ философии в мире. Характерной чертой ведического верования есть политеизм. Это поклонение множественным богам. Они имели свойства человека или получеловека – полузверя. Главным богом был Индра – воин. Почитали Агни – бога огня, Сурья – бога солнца и других. Согласно верованию мир разделен на три сферы: небо, землю и эфир.

    Происходящие изменения в обществе, разделение на касты привело к тому, что только маленькое число людей стало понимать Веды. Тогда в философских школах древней Индии появились брахманы, которые трактовали ведические тексты. Это породило период течения Брахманизма. Ведическая философия принимала новые знания и ритуалы, а поддерживали их брахманы. Суть брахманизма: главный бог Праджапати есть хозяин всего живого и Владыка перерождений. Он требует жертвоприношений. Брахманы стали наравне с Богом.

    Брахманизм стал основой индуизма и буддизма. Индуизм –продолжение брахманизма но с учетом местных религий. Индуизм говорит о боге-творце, иерархии богов. Появилось три основных бога.

    Буддизм хоть он появился значительно позже Ведизма, но за несколько столетий стал религией многих народов мира. Выйдя из Индии, он закрепился в азиатских странах. Основатель религии — Будда. Основная идея религии – идея нирваны, которая проповедует спасение человека через освобождение. На этом пути есть определенные правила, которые называются заповедями. Будда объяснил, от чего бывают страданий и как от них освободиться. Религия выступает за идею равенства всех людей.

    Человек всегда стремился к познанию и это есть двигатель развития общества. Во все времена путь к этому познанию освещала философия. Выраженная в разных течениях религии, научных изысканиях она, по-прежнему, помогает найти ответы на волнующие вопросы о смысле бытия.

    Путешествие по Индии, видео:

    indiaway.ru

    Древняя Индия

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

    С Ш №43

    Реферат на тему:

    Ученицы 10 «В» класса

    Кутузовой Елены

    Могилев, 2002

    Список литературы :

    1.Г.И. Довгяло «Что такое История?»

    2. О.В. Перзашкевич и А.А. Прохорова «Страны Древнего Востока»

    г. Минск

    «Народная Асвета»

    1996г.
    Содержание:

    1. СПисок литературы…………………………………………2стр

    2. СОДЕРЖАНИЕ……………………………………………………3стр

    3. ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………4стр

    4. ДРЕВНЕЕ ГОСУДАРСТВО ИНДИЯ…………………………….5стр

    4.1. Местоположение и природа Древней Индии…………..5стр

    4.2. Образование государств в Древней Индии.………………6стр

    4.3. Хозяйственная жизнь. ………………………………………7стр

    5. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ИНДИИ …………………………………9стр

    5.1. Языки и письменность Древней Индии. …………………..9стр

    5.2. Литература. …………………………………………….……9стр

    5.3. Религия Древней Индии.……………………………………10стр

    6. ИНТЕРЕСНОЕ ОБ ИНДИИ………………………………………11стр

    6.1. Раскопки в Махенджо-Даро……………………..…………11стр

    6.2. Общественное устройство индийце по древним законам…12стр

    7. ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………13стр

    Введение

    Индия древняя страна возрастом примерно 8 тыс. лет. На ее территории проживал удивительный народ индцы. Которые делились на несколько общественных классов. Где важную роль играли жрецы. Хотя историкам не известно кто правил столь удивительным государством. Индцы имели свой язык и письменность. Их письмена не могут расшифровать ученые по сей день.

    Древние индцы подарили человечеству такие сельскохозяйственные культуры, как хлопчатник, сахарный тростник. Делали тонкую ткань ситец. Они приручили самое крупное животное в мире слона.

    Почитали и верили в разных богов. Обожествляли животных. Наравне с богами почитались Веды, язык санскрит и брах­маны как хранители культуры и священных знаний. Брахманов считали живыми богами.

    Это очень интересное государство и народ.

    Древнее государство Индия

    Местоположение и природа Древней Индии .

    На юге Азии, за Гималайским хребтом, расположена удивительная страна — Индия. Ее история насчитывает уже почти 8 тысяч лет. Однако современная Индия отличается по своим размерам от древней страны под этим же названием. По площади Древ­няя Индия была примерно равна Египту, Междуречью, Ма­лой Азии, Ирану, Сирии, Финикии и Палестине, вместе взятым.

    На этой огромной территории были разнообразные при­родные условия. На западе протекала река Инд, дожди шли сравнительно редко, но летом были большие разливы. Здесь расстилались просторные степи.

    На востоке несли свои воды в Индийский океан реки Ганг и Брахмапутра. Здесь всегда шли обильные дожди, а вся земля была покрыта топкими болотами и непроходимыми джунглями. Это густые заросли деревьев и кустарников, где даже днем царит полумрак. В джунглях водились тигры, пантеры, слоны, ядовитые змеи и огромное количество раз­нообразных насекомых.

    Центральная и южная части Индии в древности представ­ляли собой гористые пространства, где всегда было жарко и выпадало много дождей. Но обилие влаги не всегда было благом. Густая растительность и болота являлись большим препятствием для древних земледельцев, вооруженных камен­ными и медными топорами. Поэтому первые поселения возни­кают в Индии на менее лесистом северо-западе страны. У доли­ны Инда было еще одно преимущество. Она была ближе к древним государствам Передней Азии, что облегчало связь и торговлю с ними.

    Образование государств в Древней Индии .

    Пока ученые имеют мало сведений об общественном строе и культуре индийских городов. Дело в том, что еще не расшифрована пись­менность древних индцев. Но сегодня известно, что в III и пер­вой половине II тысячелетия до н. э. в долине Инда было еди­ное государство с двумя столицами. Это Хараппа на севере и Мохенджо-Даро на юге. Жители делились на несколько общественных классов . Точно не известно, кто управлял госу­дарством. Но большую роль играли жрецы.

    С упадком Индского государства распалась и общественная организация. Была забыта письменность.

    Появившись в середине II тысячелетия до н. э. , арии при­несли с собой и свою общественную организацию. В ее основе лежал раздел общества на «своих» (ариев) и «чужих» (дасов) . Используя право завоевателей, арии отвели дасам зависимое положение в обществе.

    Существовало и разделение среди самих ариев. Они дели­лись на три сословия-варны . Первой и самой высокой варной были брахманыжрецы, учителя, хранители культуры . Вторая варна — кшатрии . Ее составляла военная знать . В третью варну — вайшьи — входили земледельцы, ремесленники и тор­говцы . В начале I тысячелетия до н. э. появилась и четвертая варна — шудры . Это значит «слуга». В эту варну входили все неарии. Они были обязаны служить трем первым варнам. Самое низкое положение занимали «неприкасаемые». Они не входили ни в одну из варн и обязаны были выполнять самую грязную работу.

    С развитием ремесла, ростом народонаселения и усложнением общественной жизни, помимо варн, появилось дополнительное деление по профессиям . Это дробление называется делением на касты.

    И в определенную варну, как и касту, человек попадал по праву рождения. Если ты родился в семье брахмана, ты брах­ман, если в семье шудры — ты шудра. Принадлежность к той или иной варне и касте определяла правила поведения каждо­го индийца.

    Дальнейшее развитие индийского общества привело в середине I тысячелетия до н. э. к возникновению царств во главе с раджами. (По — древнеиндийски «раджа» означает «царь».)

    В конце IV в. до н. э. в Индии образуется могущественная империя. Ее основателем был Чандрагупта, который приостановил продвижение армии Александра Македонского. Наивысшего могущества эта держава достигла при внуке Чандрагупты Ашоке (263—233 гг. до н. э.).

    Таким образом, уже в III- начале II тысячелетия до н. э. в Индии существовало государство. Оно не только не уступало в своем развитии, но временами превосходило Египет и Меж­дуречье. После упадка индской культуры и прихода ариев усложнился общественный строй древнеиндийского общества. Его культура была оздана ариями при участии местного населения. В это время складывается кастовый строй. Возник­ла могучая империя. Видоизменяясь, древнеиндийская культу­ра просуществовала до наших дней.

    .

    Хозяйственная жизнь.

    Уже в III тысячелетии до н. э. ос­новным занятием жителей долины Инда было земледелие. Выращивали пшеницу, ячмень, горох, просо, джут и, впервые в мире хлопчатник и сахарный тростник.

    Хорошо было развито животноводство. Индцы разво­дили коров, овец, коз, свиней, ослов, слонов. Конь появился позже.

    Индцы были хорошо знакомы с металлургией. Основные орудия труда делали из меди. Из нее выплавляли ножи, нако­нечники копий и стрел, мотыги, топоры и многое другое. Не было для них секретом художественное литье, мастерская обработка камня, сплавы, среди которых особое место занима­ла бронза. Индцам были известны золото и свинец. Но железа в это время они не знали.

    Развито было и ремесло. Важную роль играло прядение и ткачество. Впечатляет мастерство ювелиров. Они обрабаты­вали драгоценные металлы и камни, слоновую кость и рако­вины.

    Высокого уровня достигла морская и сухопутная торгов­ля. В 1950 г. археологи нашли первый в истории порт для стоянки кораблей во время отлива моря.

    Наиболее активно шла торговля с Южным Междуречьем. Сюда из Индии привозили хлопок, ювелирные изделия. В Ин­дию привозили ячмень, овощи, фрукты. Были торговые связи с Египтом и островом Крит. Вероятно, индцы обменивались и с соседними кочевыми народами и даже построили город на реке Амударья.

    С упадком индской культуры замерла хозяйственная жизнь. Появившиеся в середине II тысячелетия до н. э. арии были кочевниками и значительно отставали от индцев в хо­зяйственном развитии. Единственное, в чем арии опережали индцев, так это в использовании лошади.

    Только на рубеже II — I тысячелетий до н. э. новое населе­ние Индии — индийцы — вновь перешло к земледелию. По­явились посевы пшеницы, ячменя, проса, хлопчатника и джу­та. Особенно большие урожаи собирали земледельцы долины реки Ганг.

    Наряду с лошадью и крупным рогатым скотом

    mirznanii.com

    Возникновение Индии | История мира

    В древней Европе, а затем и во всем мире распространилось греческое название «Индия», означавшее «индская страна», «страна на Инде» (р. Инд пересекает запад страны в мериди-альном направлении и образует заметный географический ориентир) Хотя источники по изучению древней Индии огромны по объему, но содержащиеся в них данные в большинстве своем не могут быть точно датированы и локализованы. Не сохранились исторические труды или хроники, государственные, храмовые или частные архивы, а данные эпиграфики и свидетельства чужеземцев относятся к более позднему времени. Быстро развивающаяся индийская археология способна оказать только частичную помощь в воссоздании политической и социальной истории страны.

    Данные археологии показывают, что Индия прошла все основные этапы истории первобытного общества, которые принято соотносить с развитием каменных орудий труда. В общих чертах проглядывается и возникновение на ее территории в III тысячелетии до н. э. одного из древнеиших очагов цивилизации, известной как индская, или протоиндскаи цивилизация. Два основных обстоятельства благоприятствовали тому, что он оказался в долине Инда: во-первых, возможность использования разливов Инда и его притоков в области с равнинным рельефом и плодородными почвами и самих рек как путей сообщения; во-вторых, близкое географическое положение долины к еще более древним центрам восточной цивилизации, особенно к Шумеру и Эламу, Этим последним обстоятельством и объясняется тот факт, что если в Индии переход от добывающего хозяйства (собирательство, охота, рыболовство) к производящему (земледелие, животноводство) начался на 3—4 тыс. лет позднее, чем в странах Ближнего Востока, то цивилизация возникла только на несколько веков позднее по сравнению с тем же Шумером.

    Впервые земледельческие неолитические поселения возникают в V тысячелетии до н. э. в невысоких горных районах, окаймляющих долину Инда с севера и запада. С переходом к энеолиту активность земледельческих племен усиливается, а в IV—III тысячелетиях до н. э. они приступают к решению ранее непосильной для них задачи — освоению обширных равнин в долине Инда.

    Расцвет Индской цивилизации совпадает с существованием типа материальной культуры, который археологи называют культурой Хараппы, существовавшей в XXVI—XVI вв. до н. э. на территории нынешнего Пакистана и западных территорий Республики Индии. Единообразие ее на столь большой территории позволяет предполагать наличие у поселений культуры Хараппы постоянных экономических, а может быть, и политических связей.

    К настоящему времени обнаружены развалины свыше 300 поселений культуры Хараппы, но основательно изучено менее десяти наиболее крупных поселений городского типа. Некоторые1 из них (Хараппа, Мохенджо-Даро), судя по размерам занимаемой ими территории (до 2,5 кв. км), могли иметь население во много десятков тысяч человек, другие же—несколько тысяч. Город обычно был окружен стеной, где находилась и цитадель. Лучше всего известна цитадель в Мохенджо-Даро, которая включала следующие сооружения: огромное здание (230X170 м), вероятно дворцовое; другое, такое же большое, вполне возможно, было крытым рынком; зернохранилище, бассейн (скорее всего для ритуальных омовений). В Хараппе примечательно огромное зернохранилище (60X46 м), рассчитанное на одновременное хранение многих сотен тонн зерна. Здесь же находились площадки для помола зерна и жилые помещения для работников. В г. Дотхале (Гуджарат) обнаружен большой прямоугольный бассейн (219×37 м), соединенный каналом с рекой, впадающей в море. Возможно, здесь размещалась верфь.

    history-of-world.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *