Восстание древлян год: Восстание древлян в 945 г. было вызвано 1) межплеменной рознью древлян и вятичей 2) попыткой…

Восстание древлян — причины и последствия

17.04.2018 12:00

Сразу несколько трагических событий произошло на Руси в 945 году: восстание древлян, гибель князя Игоря и страшная месть княгини Ольги. Они являются одними из самых ярких, хоть и страшных, моментов в русской истории.

Поэтому рассказать о них будет не лишним – не все люди, даже интересующиеся прошлым своего народа, достаточно осведомлены об этих эпизодах.

Ситуация на Руси

К середине Х века ситуация на русских землях была непростой. Олег, получивший прозвище Вещий, сумел собрать огромную мощь, подчинив Киеву многие племена. Однако древляне всегда стояли особняком. Даже победив их и обложив данью, Олег решил не портить с ними отношений окончательно. Власть у древлян оставалась собственная и даже имелась столица — Искоростень. Князь с окружением самостоятельно собирал налог с простых людей, отдавая часть его Киеву.

Во время правления Олега положение оставалось довольно стабильным. Дань была вполне приемлемой, поэтому древляне хоть и не были в восторге от сложившейся ситуации, все-таки не принимали решительных действий по ее изменению, опасаясь конфликтовать с мудрым, могущественным и жестоким соседом.

Причины восстания

Пожалуй, восстание древлян и убийство князя Игоря произошли в первую очередь из-за неудачного стечения обстоятельств.

В 941-944 годах Игорь пошел в поход на Византию, решив повторить сокрушительный успех своего предшественника Олега. Увы, все прошло не так гладко, как планировал князь. Хотя его войско и не разгромили, неудачная операция расплылась темным пятном на его репутации военачальника.

Собирать дань Игорь отправился сам, прихватив с собой немалую часть войска. Древляне заплатили положенный налог, после чего войско удалилось. Однако рядовые воины, сочтя, что дань была недостаточной, уговорили князя внезапно и без предупреждения нагрянуть в Искоростень повторно, чтобы собрать дополнительный налог. Игорь согласился на столь выгодное предложение, совершенно недостойное князя, хотя было понятно – оно вызовет недовольство со стороны древлян.

Наконец он решился на весьма рискованный шаг. Чтобы не делиться данью со всеми воинами, он отправил большую часть отряда в Киев, оставив при себе лишь малую силу, и вернулся в Искоростень, потребовав дополнительную дань.

Три фактора – неудача в походе, возвращение с малыми силами и излишняя жадность – вот основные причины восстания древлян.

Гибель Игоря

Когда князь со своей малой дружиной снова посетил Искоростень, правители древлян пытались вразумить их, напомнив, что дань за год уже уплачена. Но Игорь оказался непреклонен, потребовав дополнительные выплаты.

Древлянский князь Мал, посовещавшись с помощниками, вывел из города войско и легко перебил небольшой отряд. Игорь же был схвачен живым и жестоко казнен – его за ноги привязали к двум согнутым деревьям, которые потом отпустили, просто разорвав недальновидного и жадного правителя пополам.

Месть княгини Ольги

Новости об убийстве Игоря и гибели малой дружины быстро дошли до княгини Ольги. А вскоре из Искоростеня прибыло посольство от князя Мала. Он предлагал вдове выйти за него замуж, чтобы закрепить союз между Киевом и древлянами. Если бы княгиня ответила согласием, новый союз навсегда изменил бы историю Руси, правда, неизвестно, какие последствия он бы имел.

Однако Ольга поступила со сватами очень жестоко. По ее приказу было выкопано несколько огромных ям. И ладьи, на которых приплыли послы, были закопаны вместе с ними – живьем.

Вскоре в Киев прибыла еще одна делегация послов. Их гостеприимно пригласили в баню – помыться после далекого и тяжелого пути. Но когда гости зашли в баню, дверь ее закрыли, а здание подожгли. Несчастные приняли действительно страшную смерть.

Столь жестокие меры оказались лишь преддверием к настоящей мести, которую заготовила княгиня Ольга за восстание древлян.

Уничтожение Искоростеня

Вскоре после уничтожения двух делегаций послов Ольга собрала киевское войско и повела его на Искоростень. Древляне могли долгое время отсиживаться за крепкими стенами. Княгиня быстро поняла, что грубой силой дело быстро решить не получится – при штурме потери были бы огромными. Но и осаждать город несколько недель или месяцев также нельзя было – нужно было вернуться в столицу.

Поэтому Ольга пошла на хитрый шаг – предложила древлянам мир в обмен на необычную дань. С каждого дома она потребовала по три голубя и три воробья. Не разгадав хитрости, древляне согласились и передали тысячи птиц княгине.

Та же приказала привязать к ногам каждого воробья и голубя по клочку пакли, после чего поджечь ее и отпустить. Перепуганные птицы поспешили вернуться домой, в родные гнезда. А жили они обычно на чердаках жилых домов, бань и сараев. Так как город со всех сторон окружали леса, то и все постройки были возведены из хорошо обработанного, просушенного дерева. В результате здания моментально вспыхнули, и Искоростень практически полностью выгорел за считаные часы. Погибло больше 5 тысяч древлян.

Кроме того, выжившие были лишены собственных князей, на них наложили особенно тяжелую дань. Таковы неприятные последствия восстания древлян. Но в то же время княгиня Ольга установила не только точный размер налогов, но и время сбора, запретив нарушать эти правила, чтобы не повторилась печальная история с ее покойным мужем.

Заключение

На этом закончим наш краткий экскурс в историю. Теперь вам известна основная информация о восстании древлян, его причинах и последствиях. А значит, вы сможете продемонстрировать глубокие знания в любой компании, заработав заслуженный статус интеллектуала и любителя истории.

Древляне и Русь

В 883 году древляне впервые попали в зависимость от Руси – Киев был захвачен князем Олегом (Вещий Олег), который заставил проживающих неподалеку древлян платить ему дань и подчиняться его законам. Чуть позднее, в 907 году древляне даже приняли участие в известном военном походе Олега на Византию. После трагической гибели Олега древляне отказались дальше платить дань, однако новый князь Игорь быстро подавил зарождающееся восстание и заново покорил древлян, заставив их продолжать выплаты.

В 945 году Игорь попытался собрать со своих подчиненных двойную дань, что сильно не понравилось древлянскому князю Малу, который итак не хотел платить какие-либо деньги русскому князи, поднялось восстание древлян в 946 году. По приказу Мала в окрестностях древлянского города Искростень Игорь был убит. Убийство древлянами Игоря стало следствием восстания древлян и послужило причиной для начала очередной войны между древлянами и русичами, которую предприняла вдова Игоря – Ольга.

Война между древлянами и княгиней Ольгой закончилась полным покорением древлян. Были разорены и сожжены их города, уничтожена столица древлянского государства город Искростень в 945-946 годах, истреблена вся древлянская знать. Народ фактически остался обезглавленным. Все земли, ранее принадлежавшие древлянам, теперь вошли в состав российского государства и были обращены в киевский удел с центров в городе Вручий, где в дальнейшем княжили Олег и 

Святослав.

С этого момента древляне окончательно потеряли свою самостоятельность.

Древляне в летописях

Древляне упоминались не только в русских летописях. В частности, поход древлян на Игоря и его убийство нашли свое отражение в летописях Константинополя. Согласно этим летописям, Император Иоанн переписывался неоднократно с князем Святославом и достаточно часто упоминал в своих письмах древлян и то, как они убили отца Святослава, Игоря. После похода Ольги против древлян, сведения об этом народе еще некоторое время встречаются в различных летописях, но постепенно сходят на нет.

Последний раз древляне упоминаются в летописи 1136 года, когда великий князь Ярополк Владимирович подарил бывшие земли древлян в пользу Десятинной церкви. С тех пор имя древлян навсегда исчезает из истории, а сам народ окончательно сливается с русичами.

Государство во 2-й половине 10-11 веков

Во второй половине 10 в. свои позиции продолжали укреплять киевские князья, сумевшие в годы правленияСвятослава Игоревича(964-977) подчинить себе все восточнославянские племена.

Переход к одной религии сопровождался становлением нового типа государственности на Руси. Православие задавало общий нормативный порядок для интеграции древнерусского государства. Церковь оказывала большое влияние на политику киевских князей и государственное управление, на формирование древнерусского права.

Особенность геополитического положения Древней Руси была в том, что она граничила как с западно-христианской цивилизацией, так и с исламским миром, иудейским Хазарским каганатом и степными кочевниками — язычниками.

Основным направлением внешней политики древнерусского государства было «собирание» земель в единое территориальное целое; а также защита границ, обеспечение государственных интересов в международной торговле, организация завоевательных походов.

Ведя непрерывные войны, древнерусское государство укрепило свои позиции в Причерноморье, Подонье, Прикубанье и на Тамани, где было создано Тмутараканское княжество. В результате похода киевского князя Святослава был разгромлен Хазарский каганат, который облагал данью Русь до середины 10 в. Владимир I, продолжая политику Святослава, восстановил влияние на Северном Кавказе, посадив на княжение в Тмутаракани сына Мстислава.

После смерти Владимира в 1015 г. началось время междоусобиц. Его сын Святополк, убив своих братьев Бориса, Глеба и Святослава, объявил себя великим князем Киевским. Но в 1019 г., оставшийся в живых брат Ярослав при поддержке варягов разгромил дружину Святополка на реке Альта и занял киевский великокняжеский престол. Именно на период правления Ярослава Мудрого

 пришелся расцвет русского государства. Одним из опаснейших его соперников был Мстислав Тмутараканский, который правил на левом берегу Днепра.

Ярославу удалось осуществить полное объединение Руси только после смерти Мстислава.

При Ярославе Мудром Русь становится одним из сильнейших государств Европы.

Ярослав совершает успешные походы в прибалтийские земли, где закладывает г. Юрьев. Он предпринимает военные походы против Византии, добивается победы над печенегами в битве под Киевом в 1036 г.

Государственные реформы Ярослава Мудрого выразились в принятии первого письменного свода законов — «Русская Правда», который регулировал общественные отношения, устанавливал порядок разрешения различных споров и возмещения нанесенного ущерба.

Этими законами, в частности, регулировались взаимоотношения между княжескими дружинниками и населением Новгорода; предусматривались наказания за побои, увечья, укрывательство преступника, конфискацию имущества, изгнание в случае тяжких преступлений. «Русская Правда», опиравшаяся на нормы права и прежнее законодательство, вошла в историю Руси как сложный и значимый для своего времени юридический документ.

При Ярославе произошел значительный рост экономики. Заселялись новые места, воздвигались города. Были построены замечательные соборы Святой Софии в Киеве и Новгороде, основаны многочисленные монастыри, наиболее значительным из которых является Киево-Печерская лавра, основанная в 1051 г.

Первым русским митрополитом был Илларион. Монастыри стали центрами просвещения и культуры, в них создавались русские летописи, развивалась грамотность, распространялось христианство.

В Новгороде было основано первое училище.

Для укрепления влияния церкви десятая часть введенного князьями оброка (церковная десятина) отдавалась на нужды церкви.

Существенная черта политики Ярослава — укрепление власти князей.

Ольга Киевская Злая Святая

Мы коснулись христианизации Киевской Руси, когда говорили о Варяжской гвардии. Эта христианизация произошла не сразу. Что-то происходило к 867 году, когда Фотий, патриарх Константинопольский, сказал, что русы с энтузиазмом принимают христианство. Тем не менее, другие исторические источники ясно показывают, что язычество все еще было сильным в следующем столетии. Тем не менее, когда правитель Владимир Великий крестился где-то в 980-х годах, привезя с собой свою семью и весь Киев, справедливо будет сказать, что это место было «официально» христианским.

Однако это не означает, что все сразу же стали нежными, «подставляющими другую щеку» последователями Золотого правила.

Игорь I Киевлянин правил Киевской Русью с 912 г. до своей смерти в 945 г. во время Древлянского восстания. Древляне были славянской группой с обширной территорией, и они хотели, чтобы жена Игоря Ольга вышла замуж за их вождя, князя Мала, чтобы он стал царем русов. Ольга намеревалась стать регентом своего сына Святослава Храброго и не хотела иметь ничего общего с князем Малом. Когда из Мала было отправлено посольство из 20 человек, чтобы убедить ее, она разработала тщательно продуманный план.

В ее зале была вырыта большая траншея, и ее люди внесли 20 человек в лодке, на которой они пришли, в зал в знак уважения к древлянам. Затем она сбросила лодку в траншею и похоронила их заживо.

Затем она отправила Малу сообщение, что выйдет за него замуж, но он должен был оказать ей честь и убедить ее людей, что это правильное решение, отправив своих лучших и самых впечатляющих дворян в качестве ее эскорта к Малу. Когда это новое и аристократическое общество прибыло ко двору Ольги, она предложила им причудливое здание, чтобы они могли вымыться и привести себя в порядок после путешествия. Как только они оказались внутри, она закрепила здание и подожгла его.

Тогда она попросила древлян приготовить поминки, чтобы она могла оплакать своего мужа, и она пришла к ним; когда они были пьяны, ее армия убила 5000 древлян, а затем вернулась в Киев, ожидая нападения.

С древлянами покончено: они предложили условия капитуляции. Ольга сказала им, что примет по три голубя и по три воробья от каждого дома, легкая дань. Люди были рады так легко отделаться и доставили птиц. Ольга велела своим людям прикрепить ниткой к каждой птице маленький кусочек серы, завернутый в ткань. Ночью птиц выпустили, после чего они улетели обратно в свои гнезда в домах, из которых прилетели. Дома были подожжены, и огонь распространялся так быстро, что спасти что-либо было невозможно.

День ее праздника сегодня, 11 июля.

Правильно: она святая. Как одна из первых киевлян, принявшая крещение, и за столь усердное распространение христианства (интересно, какими средствами убеждения она пользовалась), она была названа святой. Однако ей не удалось обратить сына; Владимир I, сделавший преобразование Киевской Руси «официальным», был ее внуком.

Святая Ольга Киевская – покровительница Украины как непокорности, так и мстительности

Время чтения: 5 минут

Украинцы привыкли к невзгодам, и у них есть особый средневековый образец для подражания, который олицетворяет их храбрость перед лицом невзгод. Монгольская орда разрушила ее могилу в Киеве в 1240 году, но украинский православный собор, посвященный ей, был освящен там совсем недавно, в 2010 году. Величайшие святые православия. Свирепая и гордая женщина, защитившая своего маленького сына и отомстившая за смерть мужа, она сыграла решающую роль в консолидации средневекового царства Киевская Русь как политической единицы и в обращении ее народов в христианство.

Ольга родилась в семье викингов в Пскове, на севере России, на рубеже 10-го века. Она вышла замуж за князя Игоря молодым, и, возможно, ей было всего 20 лет, когда древляне, соседнее племя, восстали против его правления и убили его.

Византийский летописец Лев Диакон приводит ужасные подробности убийства Игоря: его привязали к двум стволам деревьев, которые затем отпустили, так что его тело было расколото надвое. Рассказ Льва, возможно, был приукрашен (древний историк Диодор Сицилийский на самом деле рассказывает аналогичную историю), но смерть Игоря все же оставила его жену и трехлетнего сына в одиночестве и потенциально беспомощными в особенно опасном и жестоком уголке средневекового мира. .

Николая Бруни «Святая великая княгиня Ольга» (1901 г.)

Майлз Паттенден, Австралийский католический университет

Погребение своих врагов

Легенда об Ольге родилась из ее действий в последующие недели и месяцы. Древляне послали к ней послов, чтобы предложить ей выйти замуж за их предводителя князя Мала. В Первичной хронике, рукописи XI века, которая является нашим основным источником для дальнейшего, записано, что Ольга обманчиво приветствовала их, очевидно, чтобы выждать время.

Счет может быть частично вымышленным или, по крайней мере, преувеличенным. Но дело не в этом: в средневековой агиографии важнее всего мораль рассказа.

«Ваше предложение мне приятно», — сказала Ольга своим собеседникам. «Воистину, мой муж не может воскреснуть из мертвых. Но я желаю почтить тебя завтра в присутствии моего народа. Возвращайтесь теперь к своей лодке и оставайтесь там […] Я пошлю за вами завтра […]

Надменная древлянская делегация радостно поверила ей на слово. Но чего они не знали, так это того, что она распорядилась вырыть траншею, в которую бросили их и их лодку.

Их похоронили заживо.

Ольга вызвала второе древлянское посольство до того, как остальная часть племени успела узнать о судьбе первого. Когда они прибыли, она приказала своим людям приготовить для них ванну.

Древляне вошли в баню, но Ольга приказала запереть двери и поджечь здание.

Княгиня Ольга встречает тело своего мужа. Эскиз Василия Сурикова.

Для третьей расправы Ольга отправилась на место, где древляне убили ее мужа, сказав присутствующим, что желает устроить поминки в его память. Как только древляне были пьяны и выведены из строя, она приказала своим людям убить их.

Наконец, она осадила базу древлян в Искоростене (современный украинский город Коростень). Она обманула горожан предложением мира: им нужно было отдать только по три голубя и по три воробья из каждого дома.

Но когда у Ольги были птицы, она приказала своим людям привязать сернистую ткань к каждой ноге. Птицы улетели обратно в свои гнезда на ночь, и сера одновременно подожгла все здания.

Ольга приказала своим солдатам поймать всех, кто бежал из горящего города, чтобы их можно было истребить или взять в рабство.

Ее месть за смерть мужа наконец свершилась.

Святая Ольга Николая Рериха (1915).

Направление духа святой Ольги

Ольга прожила еще 25 лет, проживая в столице своего сына Киеве. Она сыграла важную роль в том, чтобы убедить его не отказываться от украинских земель ради «лучших перспектив» южнее, на берегу Дуная. Ее внук, Владимир Великий (ок. 958–1015), затем расширил царство до того, что сейчас считается первым русским княжеством (которое Владимир Путин теперь считает предшественником имперского Российского государства).

Владимир тоже причислен к лику святых за его роль в завершении христианизации, начатой ​​Ольгой.

Затеи Ольги в стиле «Безумного Макса» сегодня должны нас немного раздражать: современный мир действительно не должен быть местом такого кровопролития. Вот почему внезапное широкомасштабное вторжение России в мирную страну кажется нам таким шокирующим.

Тем не менее, память об Ольге явно может служить важным фокусом украинской решимости.

Восточная Православная и Греко-Католическая Церкви признают ее почетным и исключительным титулом «Исапостол»: Равноапостольной. Она и святой покровитель Киева Архангел Михаил остаются ключевыми фигурами заступничества среди тех, кто нуждается в утешении в час величайшей нужды.

И христианская вера Ольги, обретенная во время визита в Византию в конце жизни, может теперь поддерживать других так же, как она поддерживала ее после собственных невзгод.

Эта статья была изначально опубликована в The Conversation

Статьи, которые могут вас заинтересовать

ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ И УСТОЙЧИВОСТЬ: БОРЬБА УКРАИНЫ ЗА АВТОНОМИЮ

Время чтения: 10 минут
Российское вторжение в Украину в 2022 году справедливо возмутило и шокировало большую часть мира; агрессивная война одной нации против другой, это нападение и оккупация стали крупнейшим подобным вторжением на чужую землю со времен Второй мировой войны. Более того, это также привело к перемещению почти 4 миллионов украинцев, что привело к крупнейшему кризису с беженцами в Европе за 80 лет.

Подробнее

Монах, столкнувшийся с Медичи во Флоренции

Джироламо Савонарола, итальянский проповедник и реформатор, прожил интересную жизнь. Его идеология и твердая позиция в отношении эксплуатации бедных, клерикальной коррупции и деспотического правления произвели фурор во Флоренции эпохи Возрождения. Савонарола наиболее известен своим «Костром тщеславия» и своим решительным осуждением искусства. Но как он стал таким […]

Подробнее

Святой Патрик: история веры и мифологии

Автор: Майкл Веккьо Каждый год 17 марта большая часть западного мира празднует «быть ирландцем», одеваясь в зеленый цвет, выпивая пиво и украшая себя символами лепреконов и клевера; и все это делается «во имя» святого Патрика, покровителя Ирландии, пленявшего воображение на протяжении веков.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *