Восстание древлян 945 год: Восстание древлян в 945 г. было вызвано 1) межплеменной рознью древлян и вятичей 2) попыткой…

Вопрос: Что из перечисленного относится к последствиям восстания древлян 945 г.? Ответ на вопрос – iq2u

Гуманитарные науки История

Ответ:

полюдье заменено повозом

Что? Где? Когда? Эрудит онлайн: ответы на вопросы:

  • Что из названного являлось одним из последствий опричнины в Русском государстве XVI в.?
  • Что характерно для поместного землевладения?
  • Какое из славянских племен в 945 г. подняло восстание, в ходе которого был убит киевский князь Игорь?
  • Что свидетельствовало о завершении объединения всех восточных славян в конце X в. в единое государство?
  • Что свидетельствовало об окончании «холодной войны» в 1990-е гг.?
  • Что было последствием реформы 1861 г. в России?
  • ?»> Что явилось одной из причин начала «эпохи дворцовых переворотов» в XVIII в.?
  • Что сделали крестоносцы для завоевания прибалтийских земель?
  • Что стало причиной отставки второго лейбористского правительства Великобритании?
  • Что повлияло на развитие книжного дела в XIV в.?
  • Какая из названных мер относится к политике перестройки?
  • С какой целью Александр Невский принял участие в подавлении новгородского восстания, направленного против монголо-татар?
  • Что свидетельствовало о появлении Древнерусского государства у славян?
  • Что явилось одним из итогов политики «военного коммунизма»?
  • Что сделал князь Гедимин, присоединив к своим владениям русские земли?

Эпизод 3.

Восстание древлян | Капля света

Главная » Иллюстрированная история России » Эпизод 3. Восстание древлян

Рубрика «Иллюстрированная история России»

Автор: Евгений Сусманович

 
Центральное событие: Восстание древлян против киевских князей в 945 году.

Центральная картина: «Княгиня Ольга. Месть древлянам», С.Н. Ефошкин (2006).

Древляне – это реальный славянский народ, проживавший в лесах на территории, главным образом, современной Житомирской области Украины. В историю России древлянское племя вошло благодаря знаменитой летописи монаха Нестора «Повести временных лет». Многое в этом документе описано не объективно, попадаются и выдумки. Но только у Нестора мы можем прочитать красивую и поучительную историю сопротивления и покорения древлян, историю их борьбы за независимость от набирающих силу в IX – X веках киевских князей. Все цитаты, приведённые в статье, взяты из «Повести временных лет» (в переводе Д.

С. Лихачёва).

Действующие лица:

1. Мал (? – 946). Князь древлян.

Памятник древлянскому князю Малу в городе Коростень (скульптор Игорь Заричный), медь (2005)


2. Княгиня Ольга (ок. 890 – 969). Жена князя Игоря.

Сергей Алексеевич Кириллов (р. 1960) «Княгиня Ольга (Крещение)», 1993

3. Князь Игорь (ок. 848 – 945). Сын Рюрика, оставшийся на попечении у князя Олега. Не путать Игоря Рюриковича с героем «Слова о полку Игореве» — там участвует Игорь Святославович (1151 – 1202), князь черниговский.

«Князь Игорь» неизвестный художник

4. Князь Олег (он же Вещий Олег по «Повести временных лет»). Правил Киевом с 882 года. Это он объявил Киев матерью городов русских. На картине Глазунова Олег держит маленького воспитанника Игоря, сына Рюрика

Илья Сергеевич Глазунов (р. 1930) «Князь Олег и Игорь» (1972)

Именно Олегу принадлежит честь «открытия» древлян. Жил себе этот народ, в меру воинственный, в меру культурный, со своими князьями и городами. Но вот пришёл (в 883 году) князь киевский Олег и обложил их данью, в рамках своей программы по расширению киевской земли. Подчинение их не только в дани заключалось, но и, например, в участии их воинов в ополчении Олега против Византии.

Примерно в 912 году в расцвете сил Олег внезапно умирает от укуса ядовитой змеи, затаившейся в костях некогда любимого князем коня.

Виктор Михайлович Васнецов (1848 – 1926) «Олег у костей коня» (1899). Иллюстрация к “Песни о вещем Олеге” А.С.Пушкина»

Древляне воспряли духом. Решено было не платить новому князю (Игорю) и вообще не пускать его посланников на свою территорию. Князь Игорь собрал войско, усмирил бунтовщиков и обложил новой данью, пуще прежней.

Клавдий Васильевич Лебедев (1852 – 1916) «Князь Игорь собирает дань с древлян в 945 году»

И вот тут начинается самое интересное. Художник Клавдий Лебедев относит сюжет своей картины к 945 году, именно в этот год, по летописи, князь Игорь учинил особенно большое разорение древлян («и творили насилие над ними мужи его»). По дороге обратно в Киев: «…поразмыслив, сказал своей дружине: «Идите с данью домой, а я возвращусь и похожу еще». И отпустил дружину свою домой, а сам с малой частью дружины вернулся, желая большего богатства».

Не выдержали древляне. На совете во главе с князем Малом порешили расправиться с Игорем, аки с надоедливым волком, повадившимся ходить в стадо овец. Всех поубивали, а Игорю устроили казнь жуткую: привязали обе ноги его к двум дубам согнутым. И отпустили дубы. Те, вырвавшись на свободу, разорвали тело княжеское.

Фёдор Антонович Бруни (1801 – 1875) «Казнь князя Игоря» (1839)

После чего, послали древляне посольство к вдове Игоря княгине Ольге:

«Мужа твоего мы убили, так как муж твой, как волк, расхищал и грабил, а наши князья хорошие, потому что берегут Деревскую землю, — пойди замуж за князя нашего, за Мала».

Сегодня нам может показаться нелепым решение древлян сосватать Ольге князя Мала. Гораздо понятнее поведение Ольги, задумавшей отомстить древлянам за смерть мужа. На вышеприведённом изображении картины Кириллова мы видим с каким лицом принимала крещение княгиня Ольга (крещение Руси произойдёт лишь при её внуке Владимире). Это была властная и гордая женщина. Ей удалось четыре раза (!) подряд обмануть древлян, и, в конце концов, полностью покорить Киеву.

Первый раз она живьём закопала сватьёв. Посоветовала им сначала потребовать ладью, типа как почётным гостям:»Не едем на конях, ни пеши не пойдем, но понесите нас в ладье» – и их понесли в ладье. И прямо всю ладью и опрокинули в загодя вырытую яму. Второй раз живьём сожгла новых посланников доброй воли, пока те мылись в бане: «Вымывшись, придите ко мне» – говорила она им. В третий раз, сама поехала в гости к древлянам: «Вот уже иду к вам, приготовьте меды многие в городе, где убили мужа моего, да поплачусь на могиле его и сотворю тризну по своем муже». На вопрос о судьбе предыдущих посланников Ольга простодушно отвечала «Едут». Напоив хорошенько мёдом древлян, Ольга велела дружине своей всех их изрубить. И вернулась в Киев. Наконец, собрав в Киеве войско, Ольга подступила к Искоростеню (ныне Коростень, тот самый, где стоит медный памятник кн. Малу) и, после долгой осады (либо одно лето, либо целый год), удумала свою четвёртую хитрость. Якобы в качестве дани, Ольга с каждого двора собрала домашних голубей и пообещала уйти. На следующую же ночь к лапкам голубей привязали мешочки с зажигательной смесью и трутом (сушёным грибом с селитряной пропиткой) и отпустили по домам. Естественно весь город загорелся, а жителей перехватили на выходе. Частично отдала в рабство, частично убила, остальных же оставила, обложив непосильной данью. Восстание древлян было подавлено.

Сергей Николаевич Ефошкин (р. 1960) «Княгиня Ольга. Месть древлянам» бумага, акварель. 32×25 см (2006)

Чуть позже, в 957 году в Константинополе, Ольга приняла обряд крещения. И сделала это, снова прибегнув к хитрости. Но это уже совсем другая история.

Анализируя рассказ Нестора-летописца, русский историк Сергей Михайлович Соловьёв пишет о положении кровной мести в системе ценностей Древней Руси:

«…и тот, кто свято исполнял обязанность мести, являлся необходимо героем правды, и чем жесточе была месть, тем больше удовлетворения находило себе тогдашнее общество, тем больше прославляло мстителя, как достойного родича, а быть достойным родичем значило тогда, в переводе на наши понятия, быть образцовым гражданином».

Вам понравилась статья? Поделитесь ею со своими друзьями, нажав кнопку соц. сервиса или «retweet».

Метки: Виктор Васнецов, древляне, Киевская Русь, Сергей Николаевич Ефошкин.



К записи 4 комментария

Вопросы, жалобы, предложения, пожелания и замечания
по данной статье можете оставить здесь:

Малк Любечский, князь древлян (918 — 948)

Примечание для англоговорящих: Мала — родительная форма имени Мал в русском языке. Малк — обычно его принятое имя (хотя иногда также используется Мал).

Любеч также относится к месту в Украине (расположенному по координатам: 51°42’2,42″ северной широты, 30°39’49,79″ восточной долготы, или 140 км/86 миль к северу от Киева и нынешней украинско-белорусской границы), и не северогерманский город.

По данным страницы Фонда Средневековой Генеалогии о России Рюриковичей:

http://fmg. ac/Projects/MedLands/RUSSIA,%20Rurik.htm

Малк из Любеча умер около 1002 г., был отцом Малуши и Добрыни.

—————————
Со страницы русской Википедии о Мале (князе):

http://ru.wikipedia .org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D0%BB_(%D0%BA%D0%BD%D1%8F%D0%B7%D1%8C)

——— ——————
В своей книге «Плач по Иерусалиму» (1999 г.) Н. Козлов пишет: «Великий князь Владимир Святой по летописям был сыном раба по имени Малуша, домработница бабушки великой княгини Ольги.Малуша была дочерью раввина, «раввина» — из Любеча также носила еврейское имя Малк*, что неудивительно, если учесть, что Любеч один из древнейших русских городов до 882 года являлся вассальным государством еврейского Хазарского каганата, платившего ему дань, что подтверждается, в частности, фактом принятия Владимиром на себя титула великого князя кагана, и летописные записи, зафиксированные вполне свойственные славянам».

По-английски:

Мал (ум. после 945 г.) был князем древлян, возглавившим восстание в 945 г. , во время которого князь убил Игоря. Также в источниках он мог быть назван Малденом. Название Мал связано с древлянским городом Малином.

Восстание 945

«Я послал к нему сказать: «Почему ты снова идешь? Мы уже взяли всю дань. Не слушайте их Игорь. И вышли древляне из города, как воробьи, и убили их Игорь и дружинники, потому что они были малы».0003

Мал пытался свататься к вдове Игоря, княгине Ольге:

«Говорили те же древляне: ‘Вот мы убили русского князя, возьмем его жену Ольгу за нашего князя Святослава Мала и возьмем и сделаем из него то, что хотим .'»

Ольга дважды расправилась с послами Мала и вырезала древлянскую знать на могиле Игоря, а потом пошла войной на знатных мужей и победила их. Последние очаги сопротивления были в городе Искоростень. О судьбе Мала в «Повести временных лет» ничего не сказано.

«И как город сгорел, старейшины его взяты в плен, а другие люди убиты, а остальные стали рабами, а остальные остались платить дань.»

Возможное родство

Согласно Василию Татищеву и Иоакимовской летописи, Мал был сыном князя Нискинина Древлянского.

Некоторые историки считают, что детьми Мала могли быть Малуша, ключница княгини Ольги и мать князя Владимира, и Добрыня. Они занимали положение в придворном хозяйстве вместе с Ольгой и Святославом. Но значительных высот в государственном управлении им достичь не удалось. Добрыня стал воеводой в Новгороде, куда вскоре были отправлены его, Малуша и Владимир.

Летопись называет отцом Малуши Малка Любчанина. В былинах Добрыня носит отчество Никитича и слывет «деревенским деревенщиной». Учитывая, что Мал во многих летописях именовался Нискиней, это может свидетельствовать о том, что отчество Никитич могло произойти от имени Нискинич.

И со страницы русской Википедии для Малуши:

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D0%BB%D1%83%D1%88%D0%B0

Отец Малуши «Малк Любчанин»

В «Повести временных лет» о происхождении Малуши говорится следующее:

Володимер был из Малуши, домработницы Ольги, той самой, которая была сестрой Добрыни, а отцом их обоих был Малак Любечанен.

-Хроника, цит. Карпова в «Святом Владимире» 1997, с. 13.

В связи с этим историки пытались идентифицировать Малка Любечанина. О его происхождении были высказаны следующие гипотезы.

Прозоровский в 1864 году считал ее дочерью князя древлянского Мала, возглавившего восстание, в котором был убит князь Игорь. Это сильно возмутило княгиню Ольгу. Следы Мэла были потеряны после 945, и вполне вероятно, что он не избежал мести принцессы. Но по словам Прозорвского, его взяли в плен. Эпитетом отца Малушина Любчанина, пояснил он, было то, что Ольга, устроив погром древлян, посадила его в Любеч, а его соответствующих детей взяли в плен в рабство.

Кроме того, ученые считают, что «царевна» (Малуша) была не наложницей, а законной женой Святослава. Эта альтернатива основана на признании Ольгой Владимира наравне с законными сыновьями Святослава, а также неприкосновенности Добрыни (тоже сына Малка) в Новгороде, его успешной карьере и всеобщем уважении, которые, по мнению ученых, свидетельство его аристократического статуса и «законных» семейных связей через сестру. Эта альтернатива была забыта и вновь возрождена в 1971 в статье «Древлянское происхождение князя Владимира», опубликованной в «Украинском историческом журнале», позже в «По следам Добрыни».

Шахматов считает, что ее отцом был Мстиша-Лют Свенельдич, чье имя, по его мнению, превратилось в Малк. Свенельд, вероятно, был князем и знатным человеком, попавшим в плен. Среди его потомков были Добрыня, Вышата и Ян Вышатич, как написано в Повести временной летописи примерно через столетие после смерти Игоря на сведениях об их предках (Свенельде, Мстише-Люте, Добрыне, Коснятине, Остромире) из устных семейных преданий. Шахматов также показал на анализе составного имени, что произошло с наложением Люты Свенельдича на Мстислава Владимировича Лютого, князя Тмутараканского, жившего полвека спустя. Сам Малк, с этой точки зрения, был «мутирован» былинами в персонажа по имени «Никита Залешанин». В словаре под редакцией Янниной в статье, где Добрыня фигурирует предложение «сын Малка Любечанина, Мсиши-Люта (или Мстислав) Свенельдич». 0003

Грушевский отрицательно отреагировал на обе находки.

В настоящее время гипотеза Шахматовой опровергнута. Он основан на Летописи, а Ян Длугош не дошел до нашего времени через русские летописи. Его имя как князя древлян читается как «Мискин», и Шахматов решил, что это производное от Мистини, а затем сблизил их с Мистишей (Мстиславом). Однако в оригинале фамилия Длугоша читается как Нишкина (польск. Niszkina), что делает построение Шахматова совершенно неверным. Это также делает маловероятным отождествление Мистиши и Люты Свенельдичей. Наиболее основательная критика дана со слов историков Соловьева и Поппе.

Гипотеза Прозоровского о том, что Малак Любечанин как князь древлянский князю Малу, также отвергается многими историками (например, Рыбаковым, Поппе, Карповым). Однако эта гипотеза остается довольно популярной и распространенной в современных опубликованных генеалогических сборниках.


Государство Россия…

Государство Россия…

خدمة تلخيص النصوص العربية أونلايчить النصوص العربية أونلاين ،م بتلخيص نصوصك بضغطة واحدة من خلال الخدمة

Государство Русь (IX — начало XII вв. )
г. Древнерусское государство можно охарактеризовать как раннефеодальную монархию. Она установила «уроки» — размеры дани и «кладбища» — места, где собиралась дань. Наряду с становищами (местами, где хранились кров, необходимые запасы продовольствия и останавливалась княжеская дружина во время сбора дани) существовали погосты — по-видимому, укрепленные дворы княжеских стольников, где собиралась дань. Эти погосты стали затем главными центрами княжеской власти. В царствование Игоря и Ольги к Киеву присоединились земли тиверцев, язв и, наконец, древлян. Походы Святослава. Некоторые историки считают Святослава (957-972) — сын Ольги и Игоря, талантливый полководец и государственный деятель, другие утверждают, что это был авантюрист-князь, видевший цель своей жизни в войне. Перед Святославом стояла задача защитить Русь от набегов кочевников и расчистить торговые пути в другие страны. С этой задачей Святослав справился успешно, что подтверждает справедливость первой точки зрения. Святослав в ходе своих многочисленных походов начал присоединять земли вятичей, разгромил Волжскую Булгарию, покорил мордовские племена, разгромил Хазарский каганат, захватил Тмутаракань на Таманском полуострове, отразил натиск печенегов. Он пытался приблизить границы России к Византии и включился в болгаро-византийский конфликт, а затем вел упорную борьбу против константинопольского императора за Балканский полуостров. В период успешных военных действий Святослав даже подумывал о переносе своей столицы на Дунай, в город Переяславец, где, как он полагал, сойдутся «товары разных стран»: шелк, золото, византийская утварь, серебро и лошади из Венгрия и Чехия, воск, мед, меха и пленные рабы из России. До появления «Русской Правды» было и законодательство (в договоре с греками упоминался «Русский Закон», по которому судили жителей Киевской Руси). По договорам русские купцы имели право месяц жить за счет греков в Константинополе, но должны были ходить по городу Рес с оружием. При этом купцы должны были иметь при себе письменные документы и заранее предупредить византийского императора о своем приезде. Соглашение Олега с греками давало возможность вывозить собранную на Руси дань и продавать ее на рынках Византии. При Олеге древляне, северяне, радимичи вошли в состав его власти и стали платить дань Киеву. Однако процесс включения различных племенных союзов в состав Киевской Руси не был разовым действием. Князь Игорь. Восстание древлян. После смерти Олега в Киеве стал князем Игорь (912-945). В его царствование в 944 г. был подтвержден договор с Византией на менее выгодных условиях. При Игоре первым народным возмущением, описанным в летописи, было восстание древлян в 945 году. Сбор дани в древлянских землях производил варяг Свенельд со своим отрядом, обогащение которого вызвало ропот в дружине Игоря. Товарищи Игоря говорили: «Дети Свенельды вооружены оружием и портами, а мы наги. Как свидетельствует «Повесть временных лет», апостол Андрей взошёл на среднее течение Днепра, установил крест на киевских холмах и предсказал, что Киев будет «матерью городов русских». Дальнейший путь апостола лежал через Новгород, где, по словам летописца, он был поражен русской баней, Балтикой и далее по Европе в Рим. Сказания о последующих крещениях отдельные группы населения Руси (при Аскольде и Дире, Кирилле и Мефодии, княгине Ольге и др. ) показывают, что христианство постепенно входило в жизнь древнерусского общества Крещение Владимира и его сподвижников совершалось в городе Корсуни (Херсонес) — центр византийских владений в Крыму (Херсонес находится в нынешнем Севастополе).Ему предшествовало участие киевской дружины в борьбе византийского императора Василия II с мятежом полководца Варды Фоки. Император победил, но не выполнил своего обязательства — выдать свою сестру Анну Владимиру. Тогда Владимир осадил Корсунь и вынудил византийскую принцессу выйти замуж в обмен на крещение «варвара», которого давно привлекала греческая вера Рюрика, не оставившего после себя наследника (по другой версии им был Игорь, что дало основание в позднейшей исторической литературе называть династию киевских князей «Рюриковичами», а Киевскую Русь — «державой Рюриковичей»), власть в Новгороде захватил предводитель одного из варяжских отрядов Олег (879 г.-912). Объединение Киева и Новгорода. Договор Руси с греками. В 882г. Олег предпринял поход на Киев, где в то время княжили Аскольд и Дир (некоторые историки считают этих князей последними представителями рода Кия). Притворившись купцами, воины Олега обманом убили Аскольда и Дира и захватили город. Киев стал центром объединенного государства. Торговым партнером России была могущественная Византийская империя. Киевские князья неоднократно совершали походы к своему южному соседу. Итак, еще в 860 году Аскольд и Дир совершили на этот раз удачный поход в Византию. Еще более известен договор Руси и Византии, заключенный Олегом. В 907 и 911 годы. Олег с войском дважды успешно сражался под стенами Царьграда (Константинополя). В результате этих походов были заключены договоры с греками,
г., как писал летописец, «в двух в харатье», т. е. в двух экземплярах — на русском и на греческом. Владимир вместе с Добрыней бежал «за море, откуда через два года вернулся с наемной варяжской дружиной. Ярополк был убит. Владимир занял престол престола. При Владимире I (980-1015) все земли восточных славян объединились в составе Киевской Руси. Наконец, были присоединены вятичи, земли по обе стороны Карпат, червленские города. Происходило дальнейшее укрепление государственного аппарата. Княжеские сыновья и старшие воины получили контроль над крупнейшими центрами. Была решена одна из важнейших задач того времени: обеспечение защиты русских земель от набегов многочисленных печенежских племен. С этой целью на реках Десна, Осетр, Суле, Стугне был построен ряд крепостей. По-видимому, здесь, на границе со степью, стояли «богатырские заставы», защищавшие Русь от набегов, где за родную землю стояли легендарные Илья Муромец и другие былинные богатыри. Рюрик, согласно «Повести временных лет», установил себя в Новгороде. По традиции с этого времени начинается русская государственность. (В 1862 г. в Новгородском кремле установлен памятник Тысячелетию России, скульптор М. О. Микешин.) Некоторые историки считают, что Рюрик был реальной исторической личностью, отождествляя его с Рюриком Фрисландским, который во главе своей эскадрона неоднократно совершал походы по Западной Европе. Рюрик поселился в Новгороде, один из его братьев — Синеус — на Белом озере (ныне Белозерск Вологодской области), другой — Трувор — в Изборске (недалеко от Пскова). Историки считают имена «братьев» искажением слов древней науки: «синеус» — «с их рождениями», «труво» — верная дружина. Жестоко отомстив древлянам, Ольга была вынуждена пойти на упорядочение сбора дани.С 862г.


Государство Русь (IX — начало XII вв.)
Древнерусское государство можно охарактеризовать как раннефеодальную монархию. Во главе государства стоял великий князь киевский. Его братья, сыновья и дружинники осуществляли управление страной, двор, сбор дани и повинностей. Доходы князей и их приближенных во многом определялись тогда данью с подчиненных племен, возможностью ее вывоза в другие страны для продажи. Перед молодым государством стояли крупные внешнеполитические задачи, связанные с защитой своих границ: отражение набегов кочевых печенегов (с 1830-х гг. до половцев), борьба с экспансией Византии, Хазарского каганата, Волжской Булгарии. Именно с этих позиций следует рассматривать внутреннюю и внешнюю политику киевских великих князей.
Историю Киевской Руси, хронологические рамки которой большинство историков определяют как IX — начало XII века, можно условно разделить на три больших периода. Первый (IX — середина X века) — время первых киевских князей; вторая (вторая половина X — первая половина XI века) — время Владимира I и Ярослава Мудрого, расцвет Киевской державы; третья (вторая половина 11 — начало 12 вв.) — переход к территориально-политической раздробленности или к удельным порядкам.
Первые киевские князья (IX — середина X века) Объединение Новгорода и Киева. С 862г. Рюрик, согласно «Повести временных лет», утвердился в Новгороде. По традиции с этого времени начинается русская государственность. (В 1862 г. в Новгородском кремле установлен памятник Тысячелетию России, скульптор М. О. Микешин.) Некоторые историки считают, что Рюрик был реальной исторической личностью, отождествляя его с Рюриком Фрисландским, который во главе своей эскадрона неоднократно совершал походы по Западной Европе.
г. Рюрик поселился в Новгороде, один из его братьев — Синеус — на Белом озере (ныне Белозерск Вологодской области), другой — Трувор — в Изборске (недалеко от Пскова). Историки считают имена «братьев» искажением слов древней науки: «синеус» — «с их рождениями», «труво» — верная дружина. Это обычно служит одним из аргументов против достоверности варяжской легенды. Через два года, по летописным сведениям, братья умерли, и Рюрик передал важнейшие города в управление своим людям. Двое из них, Аскольд и Дир, совершившие неудачный поход на Византию, заняли Киев и освободили киевлян от хазарской дани. После его смерти в 879 г.г. Рюрик, не оставивший после себя наследника (по другой версии им был Игорь, что дало основание в более поздней исторической литературе называть династию киевских князей «Рюриковичами», а Киевскую Русь — «державой Рюриковичей»), власть в Новгороде был захвачен предводителем одного из варяжских отрядов Олегом (879-912).
Объединение Киева и Новгорода. Договор Руси с греками.
В 882г. Олег предпринял поход на Киев, где в то время княжили Аскольд и Дир (некоторые историки считают этих князей последними представителями рода Кия). Притворившись купцами, воины Олега обманом убили Аскольда и Дира и захватили город. Киев стал центром объединенного государства. Торговым партнером России была могущественная Византийская империя. Киевские князья неоднократно совершали походы к своему южному соседу. Итак, еще в 860 году Аскольд и Дир совершили на этот раз удачный поход в Византию. Еще более известен договор Руси и Византии, заключенный Олегом. В 907 и 911 годы. Олег с войском дважды успешно сражался под стенами Царьграда (Константинополя). В результате этих походов были заключены договоры с греками, 9013 г., как писал летописец, «в двух ин харатья», т. е. в двух экземплярах — на русском и греческом языках. Это подтверждает, что русская письменность появилась задолго до принятия христианства. До появления «Русской Правды» существовало и законодательство (в договоре с греками упоминался «Русский Закон», по которому судили жителей Киевской Руси).
г. По договорам русские купцы имели право месяц жить за счет греков в Константинополе, но должны были ходить по городу Рес с оружием. При этом купцы должны были иметь при себе письменные документы и заранее предупредить византийского императора о своем приезде. Соглашение Олега с греками давало возможность вывозить собранную на Руси дань и продавать ее на рынках Византии.
При Олеге древляне, северяне, радимичи вошли в состав его державы и стали платить дань Киеву. Однако процесс включения различных племенных союзов в состав Киевской Руси не был разовым действием.
Князь Игорь. Восстание древлян. После смерти Олега в Киеве стал князем Игорь (912-945). В его царствование в 944 г. был подтвержден договор с Византией на менее выгодных условиях. При Игоре первым народным возмущением, описанным в летописи, было восстание древлян в 945 году. Сбор дани в древлянских землях производил варяг Свенельд со своим отрядом, обогащение которого вызвало ропот в дружине Игоря. Товарищи Игоря сказали: «Дети Свенельды вооружены оружием и портами, а мы наги. Пойдем, князь, с нами на дань, и ты получишь за нас».
Собрав дань и отправив обоз в Киев, Игорь с небольшим отрядом вернулся обратно, «желая больше имения». Древляне собирались на вече (наличие собственных княжеств в некоторых славянских землях, а также вечевых сходов свидетельствует о том, что в Киевской Руси продолжалось развитие государственности). Вече постановило: «Волк на овцу пойдет, потом все утащит, если не убьет». Товарищ Игоря был убит, а князь казнен.
Уроки и кладбища. После смерти Игоря его жена Ольга (945-957) жестоко отомстила древлянам за убийство мужа. Первое древлянское посольство, предлагавшее Ольгу в обмен на Игоря как ее мужа князя Мала, было заживо зарыто в землю, второе сожжено. На тризне по приказу Ольги были убиты пьяные древляне. Согласно летописи, Ольга предложила древлянам отдать в дань по три голубя и по три воробья с каждого двора. К ногам голубей был привязан зажженный уголь и сера; когда они улетели в свои старые гнезда, в столице Древлянске вспыхнул пожар. В результате сгорела столица древлян Искоростень (ныне город Коростень). В огне пожара погибли, согласно летописи,
около 5 тыс. человек. Жестоко отомстив древлянам, Ольга была вынуждена пойти на упорядочение сбора дани. Она установила «уроки» — размер дани и «кладбища» — места, где собиралась дань. Наряду с становищами (местами, где хранились кров, необходимые запасы продовольствия и останавливалась княжеская дружина во время сбора дани) существовали погосты — по-видимому, укрепленные дворы княжеских стольников, где собиралась дань. Эти погосты стали затем главными центрами княжеской власти. В царствование Игоря и Ольги к Киеву присоединились земли тиверцев, язв и, наконец, древлян.
Походы Святослава. Одни историки считают Святослава (957-972) — сыном Ольги и Игоря, талантливым полководцем и государственным деятелем, другие утверждают, что это был авантюрист-князь, видевший цель своей жизни в войне. Перед Святославом стояла задача защитить Русь от набегов кочевников и расчистить торговые пути в другие страны. С этой задачей Святослав справился успешно, что подтверждает справедливость первой точки зрения. Святослав в ходе своих многочисленных походов начал присоединять земли вятичей, разгромил Волжскую Булгарию, покорил мордовские племена, разгромил Хазарский каганат, захватил Тмутаракань на Таманском полуострове, отразил натиск печенегов. Он пытался приблизить границы России к Византии и включился в болгаро-византийский конфликт, а затем вел упорную борьбу против константинопольского императора за Балканский полуостров. В период успешных военных действий Святослав даже подумывал о переносе своей столицы на Дунай, в город Переяславец, где, как он полагал, сойдутся «товары разных стран»: шелк, золото, византийская утварь, серебро и лошади из Венгрия и Чехия, воск, мед, меха и пленные рабы из России. Однако борьба с Византией закончилась неудачно, Святослава окружило стотысячное греческое войско. С большим трудом ему удалось бежать в Россию. С Византией был заключен договор о ненападении, но придунайские земли пришлось вернуть. По пути в Киев Святослав в 9 г.72 попал в засаду, которую печенеги устроили у Днепровских порогов, и погиб. Печенежский хан приказал сделать из черепа Святослава золотую чашу и пить из нее на пирах, полагая, что слава убитого перейдет к нему. (В 30-х годах XX века при строительстве Днепровской ГЭС на дне Днепра были обнаружены стальные мечи, которые, как считается, принадлежали Святославу и его ополченцам.)
Расцвет Киевской Руси (т. конец X-первая половина XI в.) Владимир I. После смерти Святослава его старший сын Ярополк (972-980) стал великим князем киевским. Древлянская земля досталась его брату Олегу. Третий сын Святослава Владимир, рожденный от его рабыни Малуши, ключницы княгини Ольги (сестры Добрыни), получил Новгород. За пять лет, начавшихся между братьями, Ярополк разбил древлянские дружины Олега. Сам Олег погиб в бою. Владимир вместе с Добрыней бежал «за море», откуда через два года вернулся с наемной варяжской дружиной. Ярополк был убит. Владимир занял престол престола. При Владимире I (980-1015) все земли восточных славян объединились в состав Киевской Руси. Наконец, были присоединены вятичи, земли по обе стороны Карпат, червленские города.
Произошло дальнейшее укрепление государственного аппарата. Княжеские сыновья и старшие воины получили контроль над крупнейшими центрами. Была решена одна из важнейших задач того времени: обеспечение защиты русских земель от набегов многочисленных печенежских племен. С этой целью на реках Десна, Осетр, Суле, Стугне был построен ряд крепостей. По-видимому, здесь, на границе со степью, стояли «богатырские заставы», защищавшие Русь от набегов, где за родную землю стояли легендарные Илья Муромец и другие былинные богатыри.
Принятие христианства. В 988 году при Владимире I в качестве государственной религии было принято христианство. Христианство, как рассказывают летописи, было распространено еще в глубокой древности. Его проповедовал апостол Андрей Первозванный — один из учеников Христа. В начале нашей эры в Скифию отправился апостол Андрей — старший брат апостола Петра. Как свидетельствует «Повесть временных лет», апостол Андрей восшел к среднему течению Днепра, установил крест на киевских горах и предсказал, что Киев будет «матерью городов русских». Дальнейший путь апостола лежал через Новгород, где, по словам летописца, он был поражен русской баней, Балтикой и далее по Европе в Рим. Рассказы о последующих крещениях некоторых групп населения Руси (при Аскольде и Дире, Кирилле и Мефодии, княгине Ольге и др.) показывают, что христианство постепенно входило в жизнь древнерусского общества.
г. Крещение Владимира и его сподвижников было совершено в городе Корсунь (Херсонес) — центре византийских владений в Крыму (Херсонес находится в нынешнем Севастополе). Ему предшествовало участие киевской дружины в борьбе византийского императора Василия II с мятежом полководца Варды Фоки. Император победил, но не выполнил своего обязательства — выдать свою сестру Анну Владимиру. Тогда Владимир осадил Корсунь и вынудил византийскую принцессу выйти замуж в обмен на крещение «варвара», которого давно привлекала греческая вера.
Владимир, крестил себя, крестил своих бояр, а потом и весь народ. Распространение христианства часто встречало сопротивление со стороны людей, поклонявшихся своим языческим богам. Христианство утверждалось медленно. На окраинах Киевской Руси она установилась гораздо позже, чем в Киеве и Новгороде. Принятие христианства имело большое значение для дальнейшего развития Руси. Христианство с его идеей вечности человеческой жизни (смертная смертная жизнь предшествует вечному пребыванию на небе или в аду души человека после его смерти) утверждало идею равенства людей перед Богом.
Согласно новой религии, дорога в рай открыта богатому вельможе и простолюдину, в зависимости от честного исполнения своих земных обязанностей.
«Божий раб» — государь был, по византийским традициям, и справедливым судьей во внутренних делах, и доблестным защитником границ государства. Принятие христианства укрепило государственную власть и территориальное единство Киевской Руси.
Оно имело большое международное значение, ибо Россия, отвергнув «примитивное» язычество, была теперь только благодаря христианской стране, связи с которой значительно расширились. Наконец, для христианства большую роль сыграло развитие русской культуры, испытавшей на себе влияние византийской, а через нее и античной культуры. Во главе Русской Православной Церкви был поставлен митрополит, назначаемый Константинопольским Патриархом; отдельные области России возглавлялись епископами, которым подчинялись священники в городах и селах.
г. Все население страны было обязано платить налог в пользу церкви – «десятину» (термин происходит от размера налога, который вначале составлял десятую часть дохода населения).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *