Волошин поэма россия краткое содержание: Максимилиан Волошин — Россия распятая читать онлайн

Максимилиан Волошин — Россия распятая читать онлайн

12 3 4 5 6 7 …14

Максимилиан Волошин

Россия распятая


Вам предстоит сегодня выслушать цикл моих стихов о России. Это стихи, написанные во время Революции и отвечающие на текущие политические события. Но остерегусь называть мои стихи политическими. В наше время это понятие несет в себе нежелательный смысл.

Прилагательное «политический» подразумевает причастность к партии, исповедание тех или иных политических убеждений. Нас воспитывали на том, что долг каждого — принадлежать к определенной политической партии, что сознательный гражданин обязан иметь твердые политические убеждения.

Для правильных отправлений парламентарного строя и для политических выборов это действительно необходимо. На дне каждого политического убеждения заложен элемент личного желания или интереса, который разработан в программу, а ей придан характер обязательной всеобщности.

Один убежден в том, что он должен каждый день обедать, и настаивает на одинаковых правах всех в этой области, другой убежден в своем праве иметь дом, капитал и много земли, но распространяет подобное право лишь на немногих ему подобных, третий хочет, чтобы все были чернорабочими, но имели бы время заниматься умственным трудом и искусствами в свободное время. Может быть, все эти разнородные хотения, возведенные в чин убеждений, и утряслись бы как-нибудь с течением времени, но политические борцы в пылу борьбы слишком легко рассекают вопросы на «да» и «нет» и, обращаясь к мимо идущему, восклицают: «Или с нами, или против нас!», совершенно не считаясь с тем, что этот встречный может быть ни за тех, ни за других, а иногда и за тех, и за других и что по совести его нельзя упрекнуть ни в том, ни в другом. В первом случае он будет просто незаинтересованным лицом, а во втором он окажется человеком, нашедшим синтез там, где другие видели безвыходные антиномии; и последнее вовсе не потребует даже сверхъестественной широты взглядов, так как большинство политических альтернатив отнюдь не безвыходно и самые непримиримые партии прекрасно уживаются при нормальном и крепком государственном строе и даже художественно дополняют друг друга.

Поэту и мыслителю совершенно нечего делать среди беспорядочных столкновений хотений и мнений, называемых политикой.

Но понятия современности и истории отнюдь не покрываются словом «политика». Политика — это только очень популярный и очень бестолковый подход к современности. Но следует прибавить, что умный подход к современности весьма труден и очень редок.

Если для лирического произведения поэту достаточно одной силы чувства и яркости впечатления, то для стихотворения, написанного на темы текущей современности, этого отнюдь не достаточно.

Необходимо осознание совершающегося. Каждый жест современности должен быть почувствован и понят в связи с действием переживаемого акта, а каждый акт — в связи с развитием всей трагедии.

И актер, и зритель могут быть участниками политического действа, ничего не зная о содержании последующего акта и не предчувствуя финала трагедии, поэт же должен быть участником замыслов самого драматурга. Важнее отдельных лиц для него общий план развертывающегося действия, архитектурные соотношения групп и характеров и очистительное таинство, скрытое Творцом в замысле трагедии. Гибель героя для него так же драгоценна, как его торжество.

Поэтому положение поэта в современном ему обществе очень далеко от группировок борющихся политических партий.

Поэт, отзывающийся на современность, должен совмещать в себе два противоположных качества: с одной стороны, аналитический ум, для которого каждая новая группировка политических обстоятельств является математической задачей, решение которой он должен найти независимо от того, будет ли оно согласовываться с его желаниями и убеждениями, с другой же стороны — глубокую религиозную веру в предназначенность своего народа и расы. Потому что у каждого народа есть свой мессианизм, другими словами, представление о собственной роли и месте в общей трагедии человечества. Первое — это логика развития драматического действия, которой подчиняется сам драматург, а второе — это причастность творческому замыслу Драматурга.

Нет ничего более трудного, как найти слова, формулирующие современность. Художественное слово и особенно слово ритмическое не выносит той условной, поверхностной, газетной правды, разговорной правды, в которой изживается нами каждый текущий миг. Для того чтобы увидать текущую современность в связи с общим течением истории, надо суметь отойти от нее на известное расстояние. Обычно оно дается временем. Но, чтобы найти соответствующую перспективную точку зрения теперь же — в текущий миг, поэт должен найти ее в своем миросозерцании, в своем представлении о ходе и развитии мировой трагедии.

Вот требования, которые мы предъявляем к поэту, который берется писать о современности. Отвечают ли мои стихи о России этим требованиям, хотя бы в малой мере, судить не мне, а вам. Но предполагаю, что вам небезынтересно будет, если я в виде комментариев и предпосылок к моим стихам расскажу о некоторых впечатлениях и о том порядке мыслей, которые позволяли мне взглянуть на текущую революционную действительность до известной степени со стороны.

Февраль 1917 года застал меня в Москве. Москва переживала петербургские события радостно и с энтузиазмом. Здесь с еще большим увлечением и с большим правом торжествовали «бескровную революцию», как было принято выражаться в те дни. Первого марта Москва прочла манифест об отречении от престола Николая II. Обычная общественная жизнь, прерванная тремя днями тревоги, продолжалась по инерции. На этот день было назначено открытие посмертной выставки Борисова-Мусатова.[1] И выставка открылась.

На вернисаже было много народу. Собрались, скорее, чтобы встретиться и обменяться новостями, чем смотреть картины. И едва ли многие подозревали тогда, что эта выставка — последний смотр уходящим помещичьим идиллиям русской жизни.

Ко мне подошел известный московский адвокат[2] и попросил составить воззвание о памятниках искусства, отдающихся под охрану народа. Когда воззвание было написано и скреплено многими подписями, он отвел меня в сторону:

— «Хотите, покажу вам нечто весьма занимательное… В другое время не увидите. Только, чур, никому не говорить. Прихватим только Грабаря…[3] Это тут рядом, через дорогу…»

Мы перешли через улицу — это было в Салтыковском переулке — и вошли во двор серого, мрачного, запущенного двухэтажного купеческого особняка, отделенного от тротуара забором и палисадником. Поднялись по черной лестнице, прикрытой деревянной галереей, и позвонили у двери, крытой драной клеенкой, из-под которой торчала мочала.

Читать дальше

12 3 4 5 6 7 …14

Россия — Волошин. Полный текст стихотворения — Россия

Литература

Каталог стихотворений

Максимилиан Волошин — стихи

Максимилиан Волошин

Россия

Враждующих скорбный гений
Братским вяжет узлом,
И зло в тесноте сражений
Побеждается горшим злом.

Взвивается стяг победный…
Что в том, Россия, тебе?
Пребудь смиренной и бедной —
Верной своей судьбе.

Люблю тебя побежденной,
Поруганной и в пыли,
Таинственно осветленной
Всей красотой земли.

Люблю тебя в лике рабьем,
Когда в тишине полей
Причитаешь голосом бабьим
Над трупами сыновей.

Как сердце никнет и блещет,
Когда, связав по ногам,
Наотмашь хозяин хлещет
Тебя по кротким глазам.

Сильна ты нездешней мерой,
Нездешней страстью чиста,
Неутоленною верой
Твои запеклись уста.

Дай слов за тебя молиться,
Понять твое бытие,
Твоей тоске причаститься,
Сгореть во имя твое.

1915 г.

О родине

Серебряный век

Стихи Максимилиана Волошина – О родине

Стихи Максимилиана Волошина – Серебряный век

Другие стихи этого автора

Она

В напрасных поисках за ней

Я исследил земные тропы

О любви

Она

В напрасных поисках за ней

Я исследил земные тропы

О любви

Ей же

Широки окаемы гор

С полета птицы,

Серебряный век

Гражданская война

Одни восстали из подполий,

Из ссылок, фабрик, рудников,

Серебряный век

Обманите меня

Обманите меня… но совсем, навсегда…

Чтоб не думать зачем, чтоб не помнить когда…

О любви

Коктебель

Как в раковине малой — Океана

Великое дыхание гудит,

Серебряный век

Как читать

Публикация

Как читать «Преступление и наказание» Достоевского

Рассказываем о масштабном психологическом исследовании русского классика

Публикация

Как читать «Белую гвардию» Булгакова

Литературная традиция, христианские образы и размышления о конце света

Публикация

Как читать «Очарованного странника» Лескова

Почему Иван Флягин оказывается праведником, несмотря на далеко не безгрешную жизнь

Публикация

Как читать поэзию: основы стихосложения для начинающих

Что такое ритм, как отличить ямб от хорея и могут ли стихи быть без рифмы

Публикация

Как читать «Лето Господне» Шмелева

Почему в произведении о детстве важную роль играют религиозные образы

Публикация

Как читать «Двенадцать» Блока

На какие детали нужно обратить внимание, чтобы не упустить скрытые смыслы в поэме

Публикация

Как читать «Темные аллеи» Бунина

На что обратить внимание, чтобы понять знаменитый рассказ Ивана Бунина

Публикация

Как читать «Гранатовый браслет» Куприна

Что должен знать современный читатель, чтобы по-настоящему понять трагедию влюбленного чиновника

Публикация

Как читать «Доктора Живаго» Пастернака

Рассказываем о ключевых темах, образах и конфликтах романа Пастернака

Публикация

Как читать Набокова

Родина, шахматы, бабочки и цвет в его романах

«Культура. РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.

  • О проекте
  • Открытые данные

© 2013–2022, Минкультуры России. Все права защищены

Контакты

Материалы

При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна

Максимилиан Волошин. Русские стихи в переводах

Волошин, настоящая фамилия Кириленко-Волошин, родился в дворянской семье, в которую входили запорожские казаки и немцы, обрусевшие в XVII веке. Он изучал право в Московском университете, хотя не смог получить степень из-за участия в студенческих протестах в 1898 году. Он продолжал много учиться в Париже с 1903 по 1917 год и путешествовал по Европе и России. Волошин навсегда поселился в России в 1917, незадолго до Февральской революции, и провел остаток своих лет в Коктебеле в Крыму.

Волошин всегда один стоял против литературных течений и интриг. Гостеприимство его дома в Коктебеле, превращенного в музей, было открыто для всех; во время Гражданской войны в нем нашли убежище и красный вождь, и белый офицер. Позиция Волошина была нейтральной, но не безразличной, ибо он осуждал как бесчинства красного террора, так и кровавые действия белогвардейцев. Однако его реакция на революцию никогда не сводилась к злобе, мелким спорам или пессимизму, как это было во мнении многих его литературных коллег. Его реакция была очень похожа на стихотворение Александра Блока «Двенадцать», в котором белое видение Христа возвышается над марширующими сквозь метель красногвардейцами.

Волошин во многом опирался на французские поэтические образцы, но в лучших своих произведениях — особенно периода Гражданской войны — освобождался от литературности и погружался в водоворот русских событий. В этих стихах он изо всех сил старался стоять над конфликтом, «молясь за одну сторону так же, как и за другую». Тем не менее его симпатии были не на стороне отжившего царизма, а на стороне будущего России, ее народа и ее культуры. Его знаменитая поэма «Святая Русь» была неверно истолкована пролеткультовскими критиками как антибольшевистская; его строки «Ты поддался манящему зову страсти / И отдался разбойнику и вору» относятся не только к большевикам, но и к бандам анархистов-разбойников, бродивших по России. Волошинская интерпретация русской истории противоречива, субъективна, а иногда и мистична, но в ней всегда сквозит несомненная вера в то, что Россия выйдет из своего огненного крещения очищенной и обновленной.

Ко времени своего возвращения в Россию из Парижа в 1917 году Волошин стал утонченным европейским интеллектуалом, более философским, более социально и исторически настроенным. Нужна была огромная интеллектуальная и художественная смелость, чтобы он назвал Петра Великого «первым большевиком». После его возвращения его поэзия стала рассматриваться советскими критиками с догматической ограниченностью и в последние годы его жизни осталась неопубликованной. Однотомное советское издание сочинения Волошина 1977 года, к сожалению, выставило его эстетом, а не летописцем гражданской войны в России. И все же именно в последней роли он вырос в великого поэта; действительно, ряд определений из его стихотворения «Россия» мог бы служить философским учебником для изучения национальной истории. Волошин сделал себя великим поэтом тем, что никогда не поддавался равнодушию, своим пониманием исторических законов социального взрыва, своим мужеством благословлять, а не проклинать.

Три стихотворения Максимилиана Волошина – EuropeNow

Перевод с русского Маши Уденсива-Бреннер.

 

Зеркало

 

Я — глаз, лишенный крышки. Меня бросили на землю,
Так что я разберу и отразим этот мир…
Образы, они скользят. Я чувствую, я слышу,
Но это всего лишь проблески, которые я не могу удержать.

И часто в сумерках, когда дымят трубы
Над голубым городом, и в воздухе гром,
Будут смотреть на меня эти бессонные глаза
И губы, иссохшие мраком отчаяния.

Комната внутри меня, вода капает.
И тени смещаются, удаляются от меня — растут.
Часы тикают, вода капает,
Один вопрос всегда прерывается следующим.

А потом ощущение, смутное—
Движение снизу. Счастливая печаль, сладкий страх
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

И умоляю — «просто останься, существуй во мне —
Не прерывай рождение этой муки…»

И снова шум дня,
Пепельное лицо — опускается на дно …
Но время окончательно застынет над этим глазом
И натянет на меня свою мрачную пленку.

июль 1
Париж 1905


Без названия

Краска. 0031 И ночь опрокинула
В мою душу, в озера.

Я хочу крикнуть что-нибудь
В его темную открытую пасть,
Приложить к нему ухо,
Прижаться к нему трепещущим сердцем.

Ты идешь, затаив дыхание,
Поля замерзают.
Нет, послушай… ты слышишь?
Земля дышит.

Я цепляюсь за траву.
Быть твоим навсегда…
«Знаю, знаю… понимаю»,

Шепчет вода.

Ночь темна и беззвездна.
Кто-то плачет во сне.
Бездонный, он разлился по водам,
И в меня.

6 июля 1905
Париж


В погоне

 

Мысли поют: «Мы устали… мы замерзаем…»

Я сплю. Но во сне мой дух беспокоен.
Гонка по снежным пустыням
В ужасной, далекой стране.

Мой дух с тобой через качающийся поезд.
Мои мысли поют,
Мой дух в России, и Антигона ведет
слепой через раскаленную пустыню.

Мой дух мчится, касаясь равнин
По измученным тропам этой земли.
И тонкие нити кровавых снов
Вьются по миру и проникают в мое сердце.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *