краткое содержание былины. 7 класс
Автор:
Ньютон
05 октября 2020 15:30
Метки: былина знания краткое изложение литература
Былина «Вольга и Микула Селянинович» – краткое содержание, 7 класс. Слушать в формате аудиокниги. Характеристика героев – Вольги и Микулы Селяниновича, выписать. Краткий пересказ, конспект и план. Анализ: тема былины, эпитеты, гиперболы и повторы.
Источник:
«Вольга и Микула Селянинович» — былина из цикла о великане-пахаре Микуле, где рассказывается о его встрече с князем Вольгой Святославовичем.
Содержание
- Кратчайшее содержание
- Подробный пересказ, конспект
- Слушать аудиокнигу
- Кто такой оратай, что такое соха, омешики и пуд
- Характеристика героев — Вольги и Микулы Селяниновича
- Анализ былины
- Эпитеты
- Повторы
- Гипербола
Вольга и Микула Селянинович.
Кратчайшее содержаниеКнязь Вольга едет с дружиной собирать дань с трех своих городов и встречает могучего богатыря-крестьянина Микулу. Вольга предлагает пахарю присоединиться к своему войску. Тот говорит, что забыл в поле соху, и просит ее принести. Но соха настолько тяжела, что вся дружина вместе с князем не способны выдернуть ее из земли. Тогда Микула вытаскивает ее одной рукой. Они вместе едут в город и собирают дань, Вольга назначает Микулу наместником.
Полный текст можно прочитать, например, в «Викитеке».
Иван Билибин. «Вольга Святославович и Микула Селянинович»
Подробный пересказ, конспект былины
Былина начинается с зачина, описывающего взросление Вольги Святославовича: как он стал «растеть-матереть», как ему «похотелося много мудрости», как он собрал храбрую дружину из тридцати воинов.
Вольга едет с дружиной мимо поля и видит пахаря (оратая) с сохой. Дружинники едут три дня и все не могут доехать до крестьянина-великана.
Пахарь спрашивает, куда Вольга держит путь. Тот сообщает, что дядя, киевский князь Владимир, пожаловал его тремя городами (Курцовцем, Ореховцем и Крестьяновцем), и теперь он с дружиной едет туда собирать дань.
Оратай предупреждает, что жители этих городов — «разбойнички», князя они утопят в реке Смородине. Сам пахарь недавно был в городе, и там мужики стали требовать от него «поделиться» деньгами — пришлось их как следует побить.
Вольга решает, что такой могучий человек ему пригодится, и зовет пахаря с собой — вместе собирать дань. Мужик отправляется с ними, но вдруг вспоминает, что забыл выдернуть свою соху из земли и бросить ее за ракитовый куст. Вольга посылает пятерых воинов это сделать, но те не могут выдернуть соху. Князь отправляет еще десятерых — и они тоже бессильны. Уже вся дружина пытается вытащить соху, но опять безрезультатно.
Тогда пахарь выдергивает соху одной рукой и бросает за куст. Вольга наконец спрашивает его имя. Богатырь отвечает, что его зовут Микула Селянинович.
Дружина добирается до города Курцовца. Местные мужики узнают побившего их Микулу и извиняются перед князем и пахарем. Вольга жалует Микулу тремя городами и крестьянами, велит ему стать наместником и собирать дань.
Андрей Рябушкин. Микула Селянинович
Слушать аудиокнигу
Былину «Вольга и Микула Селянинович» можно послушать и в формате аудиокниги.
Кто такой оратай, что такое соха, омешики и пуд
Дружина — это войско князя.
Оратай — пахарь. А глагол «орать» означает пахать.
Пуд — старинная единица массы, около 16 килограммов.
Соха — орудие, которым пашут землю.
Омешики — металлические наконечники сохи.
Борозда — след от плуга, углубление в земле.
Сляга — длинное бревно.
Ракита — это ива.
Характеристика героев – Вольги и Микулы Селяниновича
В былине два главных героя — князь Вольга Святославович и пахарь Микула Селянинович.
Вольга — молодой князь. Он показан как храбый воин и справедливый правитель. Вольга рассудительно и с уважением общается даже с простым землепашцем. Разглядев в Микуле ценные качества, берет его с собой на сбор дани, а потом назначает наместником.
Микула — могучий великан-крестьянин, силой превосходит всю княжескую дружину. Он трудолюбивый человек. Умеет постоять за себя и готов послужить князю.
Иван Билибин. Вольга со своей дружиной
Анализ былины: тема, эпитеты, гиперболы и повторы
Тема былины — княжеская власть и народ. Прославляются сила простого крестьянина Микулы, который оказался сильнее целой дружины, и мудрость князя Вольги Святославовича. Идея былины в том, что именно простой землепашец — главная сила, князь это понимает и ценит.
Эпитеты
В былинах традиционно используется множество эпитетов, то есть художественных определений. Солнце здесь красное, а небо — ясное. У пахаря Микулы «глаза да ясна сокола, а брови у него да черна соболя».
Повторы
Тут и там встречаются традиционные для устного народного творчества лексические повторы. Например, «оратай‑оратаюшко».
Повторяются целые конструкции. Например, несколько раз описывается, как сначала пять, затем десять воинов, а потом и целая дружина пытаются вытащить соху Микулы из земли:
Как бы сошку из земли да повыдернули,
Из омешиков земельку повытряхнули…
Помимо лексических, в былине используются ритмические и синтаксические повторы, рифмы:
Я как ржи‑то напашу да во скирды сложу,
Я во скирды сложу да домой выволочу,
Домой выволочу да дома вымолочу…
Гипербола
В былине активно используется гипербола, то есть художественное преувеличение. Например, Микула описывает, как ездил в город за солью: «Закупил я соли цело три меха, / Каждый мех-то был ведь по сто пуд…» А когда дошло до драки с городскими мужиками, «положил тут их я ведь до тысячи» — опять же явное преувеличение, призванное показать богатырскую силу пахаря.
АНТИФИШКИ
Всё о политике в мире
Метки: былина знания краткое изложение литература
Новости партнёров
реклама
Краткое содержание былин для читательского дневника
3.7
(48)
«Илья Муромец и Соловей-Разбойник»
Илья Муромец уезжает из родного села Карачарова, что под Муромом, на службу в Киев. По пути он разбивает вражескую рать у города Чернигова. От черниговцев богатырь узнает о Соловье-разбойнике, тридцать лет уже промышляющем У речки Смородины. Илья Муромец смело едет вперед и пленит Со- ловья-разбойника, которого берет с собой в Киев.
Муромца замечают дочери Соловья, младшая из которых догадывается о произошедшем с ее батюшкой. Дочери кличут мужей, чтобы те спасли Соловья. Но разбойник при появлении зятьев велит им покормить и одарить Муромца, надеясь на освобождение. Они спешат исполнить приказ тестя, но Илья торопится в Киев и не обращает внимания на их приглашение.
Богатырь является к князю Владимиру, который спрашивает, какой дорожкой Илья добирался в Киев. Услышав ответ, князь не хочет верить «мужичине», потому что на той дорожке сидит Соловей-разбойник. Тогда Муромец показывает плененного Соловья и велит ему засвистеть вполсилы. Соловей свистит изо всех сил, предчувствуя скорую расправу над ним. От его свиста гибнут люди, рушатся здания. Муромец увозит разбойника в поле, рубит его буйну голову.
«Три поездки Ильи Муромца»
Илья Муромец со славными русскими богатырями собирался на заставу богатырскую. Илье Муромцу досталось ехать в западную сторону и там вести дозор богатырский. Выехал богатырь в дорогу и увидел белый камень, а на камне надпись:
Прямо ехать — убитому быть!
Влево ехать — женатому быть!
Вправо ехать — богатому быть!
Все судьбой сие предписано!
Илья Муромец подумал и решил смерть свою искать. И поехал прямо: здесь он показывает свой ум и свое бесстрашие. Жадный человек захотел бы богатства, а глупый — жену. А тут вдруг из кустов выскочили разбойники. Илья Муромец сразился с ними и победил разбойников. В этом бою он показал свою мужественность и храбрость. Подумал, подумал и отправился туда, где женатому быть. Приезжает, а там его красавицы встречают и в мужья зазывают. А он и говорит:
Погодите вы с венчаньем таким!
Семь раз я отмериваю,
Один раз отрезываю!
И приказал он им отвести его во спаленку, чтоб с дороги отдохнуть. Увела его красавица кровать показывать, а он увидел, что с хитриной она. Если б он не был умен, то оказался бы в погребе. Хитростью Илья Муромец смог уберечь себя и раскрыть тайный замысел прекрасных девушек. Илья Муромец выпустил из погреба женихов и решил идти туда, где предписано богатым быть. А там его добрые люди уговаривают променять свой русский закон на их веру.
Илья Муромец верен своему закону и не желает принимать их веру. Тогда превратились люди в воинов, а Илья Муромец вынул меч и сравнял их с сырой землей, замуравил травой муравой. И подумал Илья Муромец, что, раз сказано ему богатым быть, то где-то клад зарыт. И увидел он крест, а под крестом — подземелье с кладом. В этой былине Илья Муромец показывает себя мужественным, сильным, храбрым, бескорыстным, умным и справедливым. Свой ум он показывает в том, что решил использовать все три дороги. Он знал, что на камне была неправда, и хотел победить злых людей.
«Добрыня и Змей»
Мать Добрыни Никитича — «честная вдова» Офимья Александровна — не велит сыну ездить на гору Сорочинскую и купаться там в Путай-реке. Добрыня не слушает ее: он отправляется на гору, г де губит «малых змеенышей», освобождает русских пленников и купается в Пучай — реке. Богатырь дивится, что мать считала это место опасным, но затем видит змея «о двенадцати хоботах» .
Спасаясь, он переправляется на другой берег Пучай — реки, где находит трехпудовый «колпак да земли греческой». Этим колпаком богатырь бьет змея и одерживает над ним верх. Чудовище молит пощадить его и предлагает сговор: Добрыня не появляется больше на Сорочинской горе, а змей не летает на Русь, не пленит русский народ; пользуясь замешательством Добрыни, улетает прочь. Добрыня Никитич возвращается в Киев. Здесь князь Владимир обращается к богатырям с жалобой на» змея, похитившего его племянницу Забаву Потятичну (Путятичну).
Алеша Левонтьевич говорит, что освободить Забаву под силу лишь Добрыне Никитичу. Князь велит Добрыне освободить племянницу. Бога- тырь едет сначала домой, где рассказывает обо всем матери. Она помогает подобрать сыну коня и учит, как управляться с ним. На следующий день Добрыня едет на гору Сорочинскую топтать змеенышей. Появляется змей и спрашивает, почему богатырь нарушил данное слово. Добрыня возражает: змей первым нарушил слово, похитив Забаву Потятичну, и требует вернуть ее без боя.
Змей не соглашается и борется с богатырем трое суток и три часа. Когда змей издыхает, Добрыня слышит голос с небес, велящий воткнуть в землю копье и просить землю поглотить черную кровь чудовища. Добрыня выполняет приказ, и земля «пожре. кровь змея. Добрыня долго ходит по пещерам чудища и в последней находит пленников змея, которых отпускает домой, а также Забаву. Он везет ее с собой в Киев, а девушка просит богатыря быть ей другом и полюбить, на что Добрыня Никитич отвечает отказом, ссылаясь на их разное положение в обществе.
«Садко»
Гусляр Садко развлекает знатных новгородцев на пирах. Случилось, что три дня его не звали на застолья. Обидевшись, Садко идет играть на берег озера Ильмень. Там поднимается буря, и Садко убегает. Так повторяется еще два раза, но в последний Садко решает доиграть до конца. Тогда из бурных вод выходит морской царь, который доволен игрой гусляра и в благодарность решает помочь ему разбогатеть: царь советует Садко биться об заклад с купцами, что в озере Ильмень живет рыба с золотым пером (плавниками), и обещает победу в этом споре. Садко выполнил все, как велел морской царь.
Три купца ставят свои лавки в споре с гусляром и проигрывают, когда вылавливают три такие рыбины из озера. Садко разбогател и стал купцом. Он устраивает пир, где бьется об заклад, что может скупить все товары новгородские. Но проигрывает спор: его богатств не хватило. Посрамленный купец пускается в долгий путь, чтобы вновь нажить богатства. На морских просторах его корабли попадают в бурю, и Садко догадывается, что это морской царь требует дани. Сначала царю бросают в пучину бочки с сокровищами (золотом, серебром, жемчугом), но буря не прекращается. Тогда решают бросить в море живого человека. Тянут жребий три раза: все три раза выходит Садко.
Купец прощается с командой и прыгает в воду с дубовой доской. На ней он засыпает, а проснувшись, видит морское дно. Морской царь велит купцу повеселить его игрой на гуслях. Садко играет, и царь пускается в пляс. На море поднимается буря. Она продолжается три дня, пока Садко играет, а царь пляшет. Гибнет множество кораблей. Народ молит святого Николу Можайского о помощи. Он подсказывает Садко, как можно, не нарушая приказа морского царя, перестать играть (нужно незаметно испортить гусли) и вернуться домой (вы- брать из предложенных невест последнюю — Чернавку — и «не творить с ней блуда» ).
Садко следует советам. Морской царь в благодарность за игру предлагает Садко жениться. Из трехсот писаных красавиц купец выбирает, как говорил ему Никола Можайский, Чернавку, идущую позади всех. Свершается чудо: Садко оказывается в Новгороде. Здесь он встречает свои суда, вернувшиеся из дальнего плавания. Купец строит на свои деньги храм Николы Можайского и молит Бога о прощении грехов, обещая больше не ходить в сине море.
«Повесть о Петре и Февронии Муромских»
В этой былине жене муромского князя Павла стал являться дьявол в образе змея. Она узнает, что ему грозит смерть «от Петрова плеча, от Агрикова меча», и сообщает о том мужу. Князь просит своего брата Петра отыскать чудо-меч и погубить змея. Петр выполняет просьбу брата, но, убивая змея, пачкается его кровью, отчего заболевает. Лекаря для Петра княжеские слуги ищут среди рязанских целителей. Здесь один отрок находит мудрую деву Февронию, обещающую вылечить князя, если тот согласится жениться на ней.
Петр испытывает мудрость Февронии и, убедившись, что по уму она ему равная, соглашается на брак. Феврония дает князю мазь, велит нанести ее на все тело, кроме одного струпа. Через день князь чудесным образом исцеляется и отказывается от своего обещания. Однако он заболевает снова и еще раз просит деву вылечить его. Феврония ставит прежнее условие. Петр соглашается и, выздоравливая, берет ее в жены. Бояре по наущению своих супруг требуют от князя прогнать Февронию. Она согласна уйти, забрав с собой князя.
С одобрения бояр Петр вместе с супругой покидает город. Вельможи начинают бороться за власть. Вскоре бояре догоняют Петра и Февронию и просят вернуться. Те возвращаются в город и мудро правят там до конца своих дней. Незадолго до смерти князь и княгиня принимают постриг и молят Бога забрать их на небо в один день, что и происходит. Они заранее велели сделать общий гроб и положить их вместе.
Однако сначала Петра и Февронию хотят захоронить по отдельности, но тела супругов оказываются в общем гробу, и бояре соглашаются с волей неба.
«Вольга и Микула Селянинович»
Вольга Святославович в былине — князь, племянник князя Владимира стольно-киевского, жалованный им тремя городами «со крестьянами». Вольга едет «к городам да за получкою» и наезжает в поле на пахаря, которого не может догнать три дня.
Рождение Вольги носит мифологический характер. Когда начал Вольга «растеть-матереть», «похотелося Вольге много мудрости», но рыбы ушли «во синие моря», птицы улетели «за облока», звери ускакали «во тёмные леса». Мудрость не далась Вольге, и он решил стать воином: собрал «дружинушку храбрую» и поехал «к городам да за получкою», то есть за данью.
Сюжет былины — эпическое состязание богатыря-пахаря с воинами. Целая дружина по приказанию Вольги Святославовича не может выдернуть сошку из земли, а Микула делает это легко на удивление Вольге. Вольга на своем добром коне не может догнать Микулу, который едет на кобыле, которую он сам купил жеребёночком и вырастил.
В состязании между Вольгой и Микулой князь оказывается «глупым», потому что оценивает предметы по внешнему виду, а не по их сути, сожалея, что кобыла, которая легко обгоняет его доброго коня, — не конь. Тут проговорил оратай-оратаюшко:
— Ай же глупый ты, Вольга Святославович!
Только после ответа пахаря Вольга наконец понимает, что имеет дело не с простым крестьянином, и спрашивает его имя. После этого он одаривает пахаря тремя городами , так как видит, каким уважением пользуется Микула у простолюдин.
3.7 / 5. 48
.
«Василиса Прекрасная»: краткое содержание
Краткое содержание русской народной сказки «Василиса Прекрасная» вы можете прочитать за 5 минут.
«Василиса Прекрасная»: краткое содержаниеЧему учит сказка «Василиса Прекрасная»? Сказка учит добру, пониманию, уважению и сдержанности, добрым делам, которые всегда побеждают зло.
В одном царстве жили купец с купцом. У них родилась дочь Василиса, но родители долго не радовались своему счастью, мать Василисы умерла, а перед смертью позвала к себе дочь и подарила ей волшебную куклу.
Эта кукла должна была оберегать и оберегать девочку, помогать ей во всем, как только она накормила куклу и попросила исполнить то, что ей нужно.
Немного обжегшись отца, он решил жениться на вдове, у которой уже было две дочери.Мачеха была красивой, но злой и коварной. Она затаила обиду на Василису за то, что она красивее и удачливее ее дочерей; она преуспевала в любой порученной ей задаче.
Все шаги мачехе Василисе помогала волшебная кукла, но мачеха этого не знала. Мачеха велела ей и огород вскопать, и гусей пасти, и корову подоить. Кукла все это делала, а Василиса только хорошела.
Вскоре она превратилась в красивую девушку, от женихов не было отбоя, но она никого не любила. Еще больше злились злые на нее мачеха и сводные сестры, в сторону которых ребята не хотели смотреть.
Когда купец ушел, мачеха задула свечу и послала падчерицу к бабе-яге на огонь. Страшно было девочке идти в лес, но выбирать ей не пришлось, она пошла в свою комнату, накормила куклу и пообещала уберечь ее от всех напастей.
Василиса пошла в лес и встретила там белого всадника на белом коне, это было восходящее солнце.
Бабы Яги не было дома, и когда она вернулась, Василиса объяснила, зачем она пришла. Баба Яга не съела девочку, а заставила ее работать. Василиса работала день и ночь, ей помогала кукла. Девушке было любопытно, она хотела спросить у старухи, кого спрашивают встречавшиеся ей на пути всадники.
Баба Яга сказала, что всадник на белом коне — утро, красный всадник — солнце, а черный — ночь.
Спросил Бабу Ягу и Василису, нет ли у нее секрета, помогающего быстро справиться со всей порученной ей работой. Рассказывать о кукле девочка не стала, сказала только, что ей помогает благословение покойной матери. Старуха рассердилась, выгнала Василису со двора, дала ей череп с искрой и отправила домой.
Девушка взяла череп, но идти домой не решилась, боялась, что мачеха уже разожгла костер и будет ругать ее за простои. Вдруг из черепа раздался голос, приказал голосом Василисы не ронять череп, а идти с ним к мачехе. Василиса пришла домой, и видит, что в доме нет искры, мачеха с дочерью не смогли зажечь пламя, как ни старались.
Мачеха обрадовалась возвращению Василисы, но только она переступила порог дома, у нее засверкал череп глазами, обжигая мачеху и ее дочерей, они не могли спрятаться от вездесущего огня, он сжег их дотла землю, но не тронул Василису.
Девушка закопала череп в землю, закрыла дом и ушла в город, где стала жить с бездетной старухой, ожидая возвращения отца.
Купила старуха пряжи и соткала Василисе прекрасное полотно. Работа девушки была идеальной, потому что старуха не пошла на базар, а понесла ее в царский дворец. Царь удивился такой красоте и приказал плести из холста рубашки, но ни одна швея не взялась за эту работу, боялись испортить чудесную ткань.
Король позвал старуху обратно и попросил передать холст той, кто его ткал, чтобы она сшила рубашки. Я пришел во дворец Василисы, царь увидел ее и сразу влюбился, сделав ее царицей. Он исцелил Василису во дворце, она перевезла туда своего отца и добрую старуху, жили они долго и счастливо.
Краткое содержание «Маг»
Волхв Фаулз краткое содержаниеВолхв — роман английского писателя Джона Фаулза, впервые опубликованный в 1965
Действие романа происходит в Англии и Греции в 1950-х годах. Роман наполнен вполне узнаваемыми реалиями того времени. Главный герой произведения – Николас Эрфе (от его имени повествование ведется в традиционной форме английского воспитательного романа), выпускник Оксфорда, типичный представитель послевоенной английской интеллигенции. Его жизнь неопределенна и бесцельна, он романтик-одиночка, ненавидящий настоящее время и скептически относящийся к своей «английскости». В Англии он знакомится с австралийской девушкой по имени Элисон, которая работает стюардессой, заводит с ней роман, но не решается признаться в том, что любит ее.
Николас Эрфе бежит от рутины настоящего и предсказуемости своего будущего на далекий греческий остров Фраксос в поисках «новой тайны», воображаемой жизни, острых ощущений, расставания с Элисон. Для Эрфе, увлеченного тогдашними экзистенциально-экзистенциальными идеями, вымышленный, нереальный мир более ценен и интересен, чем мир, в котором он вынужден пребывать. Почти год Николай живет и работает на Фраксосе, и за это время начинает осознавать свою бездарность как поэта, бессмысленность существования, невозможность материализоваться, что чуть не приводит его к самоубийству. Однако в мае герой наконец находит то, к чему так стремился — тот самый вымышленный мир и новую тайну, которой становятся для него Вилла Бурани и ее обитатели. С этого момента он проходит через череду загадок, тайн, испытаний воли и психики. События, пережитые Эрфе, все глубже погружают его в атмосферу мифа и тайны; он практически теряет чувство реальности. Незримый кукловод — владелец виллы Морис Кончис — управляет всеми событиями, заставляя Николаса то сталкиваться с желанной Лили-Джули, то снова возвращаться в прошлое, где живы чувства к Элисон.