краткое содержание былины. 7 класс
Автор:
Ньютон
05 октября 2020 15:30
Метки: былина знания краткое изложение литература
Былина «Вольга и Микула Селянинович» – краткое содержание, 7 класс. Слушать в формате аудиокниги. Характеристика героев – Вольги и Микулы Селяниновича, выписать. Краткий пересказ, конспект и план. Анализ: тема былины, эпитеты, гиперболы и повторы.
Источник:
«Вольга и Микула Селянинович» — былина из цикла о великане-пахаре Микуле, где рассказывается о его встрече с князем Вольгой Святославовичем.
Содержание
- Кратчайшее содержание
- Подробный пересказ, конспект
- Слушать аудиокнигу
- Кто такой оратай, что такое соха, омешики и пуд
- Характеристика героев — Вольги и Микулы Селяниновича
- Анализ былины
- Эпитеты
- Повторы
- Гипербола
Вольга и Микула Селянинович.
Кратчайшее содержаниеКнязь Вольга едет с дружиной собирать дань с трех своих городов и встречает могучего богатыря-крестьянина Микулу. Вольга предлагает пахарю присоединиться к своему войску. Тот говорит, что забыл в поле соху, и просит ее принести. Но соха настолько тяжела, что вся дружина вместе с князем не способны выдернуть ее из земли. Тогда Микула вытаскивает ее одной рукой. Они вместе едут в город и собирают дань, Вольга назначает Микулу наместником.
Полный текст можно прочитать, например, в «Викитеке».
Иван Билибин. «Вольга Святославович и Микула Селянинович»
Подробный пересказ, конспект былины
Былина начинается с зачина, описывающего взросление Вольги Святославовича: как он стал «растеть-матереть», как ему «похотелося много мудрости», как он собрал храбрую дружину из тридцати воинов.
Вольга едет с дружиной мимо поля и видит пахаря (оратая) с сохой. Дружинники едут три дня и все не могут доехать до крестьянина-великана.
Пахарь спрашивает, куда Вольга держит путь. Тот сообщает, что дядя, киевский князь Владимир, пожаловал его тремя городами (Курцовцем, Ореховцем и Крестьяновцем), и теперь он с дружиной едет туда собирать дань.
Оратай предупреждает, что жители этих городов — «разбойнички», князя они утопят в реке Смородине. Сам пахарь недавно был в городе, и там мужики стали требовать от него «поделиться» деньгами — пришлось их как следует побить.
Вольга решает, что такой могучий человек ему пригодится, и зовет пахаря с собой — вместе собирать дань. Мужик отправляется с ними, но вдруг вспоминает, что забыл выдернуть свою соху из земли и бросить ее за ракитовый куст. Вольга посылает пятерых воинов это сделать, но те не могут выдернуть соху. Князь отправляет еще десятерых — и они тоже бессильны. Уже вся дружина пытается вытащить соху, но опять безрезультатно.
Тогда пахарь выдергивает соху одной рукой и бросает за куст. Вольга наконец спрашивает его имя. Богатырь отвечает, что его зовут Микула Селянинович.
Дружина добирается до города Курцовца. Местные мужики узнают побившего их Микулу и извиняются перед князем и пахарем. Вольга жалует Микулу тремя городами и крестьянами, велит ему стать наместником и собирать дань.
Андрей Рябушкин. Микула Селянинович
Слушать аудиокнигу
Былину «Вольга и Микула Селянинович» можно послушать и в формате аудиокниги.
Кто такой оратай, что такое соха, омешики и пуд
Дружина — это войско князя.
Оратай — пахарь. А глагол «орать» означает пахать.
Пуд — старинная единица массы, около 16 килограммов.
Соха — орудие, которым пашут землю.
Омешики — металлические наконечники сохи.
Борозда — след от плуга, углубление в земле.
Сляга — длинное бревно.
Ракита — это ива.
Характеристика героев – Вольги и Микулы Селяниновича
В былине два главных героя — князь Вольга Святославович и пахарь Микула Селянинович.
Вольга — молодой князь. Он показан как храбый воин и справедливый правитель. Вольга рассудительно и с уважением общается даже с простым землепашцем. Разглядев в Микуле ценные качества, берет его с собой на сбор дани, а потом назначает наместником.
Микула — могучий великан-крестьянин, силой превосходит всю княжескую дружину. Он трудолюбивый человек. Умеет постоять за себя и готов послужить князю.
Иван Билибин. Вольга со своей дружиной
Анализ былины: тема, эпитеты, гиперболы и повторы
Тема былины — княжеская власть и народ. Прославляются сила простого крестьянина Микулы, который оказался сильнее целой дружины, и мудрость князя Вольги Святославовича. Идея былины в том, что именно простой землепашец — главная сила, князь это понимает и ценит.
Эпитеты
В былинах традиционно используется множество эпитетов, то есть художественных определений. Солнце здесь красное, а небо — ясное. У пахаря Микулы «глаза да ясна сокола, а брови у него да черна соболя».
Повторы
Тут и там встречаются традиционные для устного народного творчества лексические повторы. Например, «оратай‑оратаюшко».
Повторяются целые конструкции. Например, несколько раз описывается, как сначала пять, затем десять воинов, а потом и целая дружина пытаются вытащить соху Микулы из земли:
Как бы сошку из земли да повыдернули,
Из омешиков земельку повытряхнули…
Помимо лексических, в былине используются ритмические и синтаксические повторы, рифмы:
Я как ржи‑то напашу да во скирды сложу,
Я во скирды сложу да домой выволочу,
Домой выволочу да дома вымолочу…
Гипербола
В былине активно используется гипербола, то есть художественное преувеличение. Например, Микула описывает, как ездил в город за солью: «Закупил я соли цело три меха, / Каждый мех-то был ведь по сто пуд…» А когда дошло до драки с городскими мужиками, «положил тут их я ведь до тысячи» — опять же явное преувеличение, призванное показать богатырскую силу пахаря.
АНТИФИШКИ
Всё о политике в мире
Метки: былина знания краткое изложение литература
Новости партнёров
реклама
Былина вольга святославович краткое содержание. Краткий анализ Вольга и Микула Селянович (Школьные сочинения)
Микула Селянинович – один из самых популярных былинных героев, это не просто богатырь, а богатырь-пахарь, любимый “сырою землею”. Былина начинается с рассказа о жизни княжеского сына Вольги Святославовича.
Жил Святослав девяносто лет,
Жил Святослав да переставился.
Оставалось от него чадо милое,
Молодой Вольга Святославович.
Стал Вольга ростеть-матереть,
Похотелося Вольге да много мудростей: Щукой-рыбою ходить Вольге во синих морях,
Птицей-соколом летать Вольге под оболоки, Волком и рыскать во чистых полях.
Вот подросший Вольга собирает “дружи-нушку хоробрую”:
Тридцать молодцев без единого,
Первыим городом Гурчовцом,
Другим городом Ореховцем,
Третьим городом Крестьяновцем.
Однажды молодой Вольга отправился с дружиной в свои города “за получкою”, то есть за данью. Выехав в поле, Вольга услышал, как в поле трудится пахарь (ратой):
Выехал Вольга во чисто поле,
Он услышал во чистом поли ратоя.
В поли ратой, понукивает,
А у ратоя-то сошка поскрипывает,
Да по камешкам омешики прочиркивает.
Вольга захотел увидеть пахаря, но он еще не знал, как далеко тот находится:
Ехал Вольга он до ратоя,
День с утра ехал до вечера,
Да не мог ратоя в поле наехати…
Лишь к середине следующего дня Вольга достиг работающего в поле пахаря, который
…С края в край бороздки пометывает,
В край он уедет – другого невидать.
То коренья-каменья вывертывает,
Да великия он каменья вся в борозду валит.
При этом Вольга видит, что и лошадь и снаряжение у пахаря весьма скромное: “кобылка со-ловенька”, “сошка кленовая”.
Поприветствовав друг друга, Вольга и пахарь начинают разговор. Пахарь спрашивает:
Ай далече ль, Вольга, едешь, куда путь держишь Со своею со дружинушкой хороброю?
Вольга раскрывает пахарю цель своей поездки. Узнав, в какие города направляется князь с дружиной, пахарь начинает жаловаться:
Да недавно был я в городе, третьего дни,
На своей кобылке соловою,
А привез оттуль соли я два меха,
Два меха-то соли привез по сороку пуд,
А живут мужики там разбойники,
Они просят грошев подорожныих.
А я был с шалыгой подорожною,
А платил им гроши я подорожный:
А кой стоя стоит, тот и сидя сидит,
А кой сидя сидит, тот и лежа лежит.
Вольга предлагает пахарю поехать вместе с ним “к городам за получкою”. Пахарь соглашается, но в начале пути вдруг спохватывается, что его соху, оставленную в поле, могут украсть, и обращается к Вольге с просьбой:
– Ай же Вольга Святославович!
А оставил я сошку в бороздочке,
Да не гля-ради прохожаго-проезжего,
Они сошку с земельки повыдернут,
Из омешиков земельку повытряхнут,
Из сошки омешики повыколнут,
Мне нечем будет молодцу крестьяновати.
А пошли ты дружинушку хоробрую,
Чтобы сошку с земельки повыдернули,
Из омешиков земельку повытряхнули, Бросили бы сошку за ракитов куст.
Вольга посылает в поле нескольких “молод-цев” из своей дружины, чтобы они спрятали соху – орудие труда пахаря – от других мужиков.
Едут туды два да три добрых молодца Ко этой ко сошки кленовоей;
Они сошку за обжи кругом вертят,
А им сошки от земли поднять нельзя,
Да не могут они сошку с земельки повыдернути, Из омешиков земельки повытряхнуть,
Вольга посылает в поле десятерых ” молод – цев”, но и те не могут справиться с “сошкой” пахаря. Тогда Вольга посылает всю свою “дружинушку хоробрую”.
Тридцать молодцов да без единаго.
А подъехали ко сошке кленовенькой,
Брали сошку за обжи, кружком вертят,
Сошки от земельки поднять нельзя,
Не могут они сошки с земельки повыдернути, Из омешиков земельки повытряхнути,
Бросити сошки за ракитов куст.
И сказал Микула князю:
– Ай же Вольга Святославгович!
То не мудрая дружинушка хоробрая твоя,
А не могут оны сошки с земельки повыдер-нуть,
Из омешиков земельки повытряхнуть,
Бросити сошки за ракитов куст.
Не дружинушка тут есть хоробрая,
Столько одна есть хлебоясть.
С этими словами пахарь
…Подъехал на кобылке соловенькой А ко этой ко сошке кленовенькой,
Брал эту сошку одной ручкой,
Сошку с земельки повыдернул,
Из омешиков земельку повытряхнул,
Бросил сошку за ракитов куст.
Здесь не может не прийти мысль о лукавстве пахаря, ведь зная о своей силе, он мог не беспокоиться, что мужики украдут его соху с поля. Таким образом еще раз показывается превосходство героя былины над целой дружиной, состоящей из двадцати девяти крепких “молодцев”.
Они сели на добрых коней, поехали Да по славному раздолью чисту полю.
А у ратоя кобылка, она рысью идет,
А Вольгин-тот конь да поскакивает;
А у ратоя кобылка грудью пошла,
Так Вольгин-тот конь оставается.
То есть, когда лошадь пахаря бежит неспешной рысцой, конь Вольги скачет во всю мощь, а если лошадь оратая начинает скакать быстрее, то Вольга и вовсе отстает.
Стал Вольга покрикивати,
Стал колпаком Вольга помахивати,
Говорил Вольга таковы слова:
– Стой-ко, постой, да оратаюшко! –
Говорил Вольга таковы слова:
– Ай же оратай-оратаюшко,
Эта кобылка конем бы была,
За эту кобылку пятьсот бы дали.
Однако пахарь отвечает, что если бы его лошадь была конем, то “этой бы кобылке и сметы нет”. Восхищенный всем увиденным, Вольга обращается к пахарю:
– Ай же ты, оратай-оратаюшко!
Как-то тебя да именем зовут,
Как величают по отечеству? –
Говорил оратай таковы слова:
– Ай же Вольга ты Святославович!
Ржи напашу, в скирды складу,
В скирды складу да домой выволочу,
Домой выволочу, дома вымолочу.
Драни надеру да то я пива наварю,
Пива наварю, мужичков напою,
Станут мужички меня покликивати:
– Ай ты молодой Микулушка Селянинович!
Здесь, как и в былине “Святогор-богатырь”, имя удивительно сильного пахаря Микулы остается неизвестным до конца произведения, что еще раз подчеркивает скромность богатыря-землепашца.
(Пока оценок нет)
К новгородскому циклу былин относится рассказ «Вольга и Микула Селянинович». Краткое содержание произведения позволяет читателю сравнить два разных образа: племянника князя и простого пахаря-крестьянина. По некоторым сведениям, в этой былине главными персонажами являются два Микула отвечает за земледелие, а Вольга за охоту. Орест Миллер, ученый-мифолог XIX века, нашел в произведении много схожих характеристик между главными героями и покровителями крестьян и охотников.
Встреча Вольги с Микулой
Знакомство князя с простым крестьянином лежит в основе сюжета былины «Вольга и Микула Селянинович». Краткое содержание рассказывает о том, как племянник киевского князя родился, возмужал и задумался о приобретении житейской мудрости и силы. Вольга попросил у Владимира дружину из 30 человек, чтобы пойти с нею за данью. Киевский князь для этого выделяет племяннику три города: Ореховец, Гурчевец и Крестьяновец.
Выехал в поле, слышит поскрипывание сохи да насвистывание пахаря, а самого мужика не видит. Долго ехал он со своей дружиной, лишь на третий день увидел крестьянина. Во время встречи разговорились Вольга и Микула Селянинович. Краткое содержание повествует о том, что князь рассказал крестьянину, куда и с какой целью держит путь, а мужик в свою очередь предупредил его о злобных жителях названных городов.
Невероятная сила пахаря
Узнав о том, что ему придется встретиться с настоящими разбойниками, Вольга попросил Микулу поехать с ним, ведь его войску не помешает такой силач, который в одиночку справился с несколькими горожанами. Князь всерьез был обеспокоен тем, что его дружину могут убить и утопить в речке Смородине. Былина «Вольга и Микула Селянинович» рассказывает о том, что крестьянин согласился поехать в город за данью, но, уже отъехав на приличное расстояние от поля, вспомнил, что не вытянул из земли и не закинул за свою соху.
Чтобы не возвращаться, Вольга послал пять своих молодцов, но, оказывается, выполнить задание Микулы им не под силу. Тогда на поле идут еще 10 воинов, но и те не могут рушить соху с места, вся дружина взялась ее выдергивать, но результата никакого. И тут пахарь, будто играючи, вытянул ее из земли и забросил за куст. Князь впечатлен невероятной силой своего нового знакомого, после этого крепко подружились Вольга и Микула Селянинович.
Герои русского эпоса
И вот в город приезжают князь с крестьянином. Мужики сразу узнали Микулу, который побил их в одиночку, когда они пытались отобрать у пахаря соль, и пришли к всадникам кланяться да извиняться. Вольга своими глазами увидел, каким уважением пользуется его новый знакомый, поэтому решил дать ему три города с крестьянами. Князь сделал пахаря своим наместником и поручил ему собирать дань с мужиков.
Но есть и несколько иная трактовка былины «Вольга и Микула Селянинович». Краткое содержание произведения говорит о том, что на князя в городе напали разбойники, а пахарь его спас. Как бы там ни было, но Микула Селянинович является воплощением народного героя.
Жанр: былина
Главные герои: Вольга — князь, Микула — землепашец
Сюжет
С большой дружиной Вольга отправляется собирать дань с подвластных территорий. По дороге он слышит чью-то громкую песню, но кто поет было не видно. Только на третий день князь увидел пахаря по имени Микула. Этот землепашец предупреждает Вольгу о злом нраве жителей городов, где тот будет собирать дань. Вольга зовет с собой этого могучего богатыря. Микула принимает предложение, но по дороге вспоминает, что забыл убрать свою соху. Тогда князь отправляет пять своих дружинников выполнить это поручение, но они с ним не справились. Не смогли справиться с этой задачей и десять дружинников. Тогда сам Микула с легкостью вытягивает соху и забрасывает за ракитовый куст.
После этого Вольга и Микула стали неразлучными друзьями.
Вывод (мое мнение)
Два человека из разных социальных слоев подружились – это, наверное, было мечтой русского народа, поскольку богатые люди не понимали забот и чаяний простых людей.
Можно краткое содержание «Вольга и Микула» Краткое содержание для читательского дневника былины: «Вольга и Микула»
- Молодой Вольга Святославович жаждет многой мудрости и силы. Он собирает дружину из тридцати удальцов, и они выезжают в чистое поле. Слышат они в поле пахаря: тот посвистывает, а его соха поскрипывает. Едут они один день, другой, третий и никак не могут доехать до пахаря. Наконец они видят пахаря, и тот спрашивает Вольгу, куда он держит путь. Тот отвечает, что стольный князь Владимир пожаловал его тремя городами с крестьянами и он теперь едет туда за получкою. Пахарь же говорит
Вольге, что мужики в этих городах разбойники, они могут убить его и потопить в речке Смородине. Пахарь рассказывает Вольге, как сам он был недавно в городе, купил соли, а городские мужики стали требовать, чтобы он с ними поделился грошами, и тогда пришлось ему их угостить кулаками. Вольга видит, что пахарь может пригодиться ему, когда придется взимать с горожан дань, и приглашает его ехать вместе с ним. Они садятся на коней и едут, но пахарь вспоминает, что забыл выдернуть соху из земли и бросить ее за ракитовый куст. Вольга посылает пятерых могучих молодцов, но те не могут справиться с задачей. Тогда Вольга посылает еще десяток молодцов, но и тем не удается выдернуть соху из земли. Наконец, вся дружина Вольги пытается выдернуть соху. Тогда подъезжает к своей сохе пахарь, берет ее одной рукой, вытаскивает из земли и бросает за ракитовый куст. Вольга хочет знать, как имя могучего пахаря. Тот отвечает, что зовут его Микула Селянинович.
Они приезжают в город, и городские мужики узнают Микулу, который недавно побил их в одиночку. Они приходят к Вольге с Микулой и извиняются. Вольга видит, каким уважением пользуется здесь простой крестьянин, и жалует его тремя городами с крестьянами. Он предлагает Микуле стать наместником и получать с мужиков дань.
Вольга Святославович очень древний богатырь из былин. Он хитрый, понимает язык птиц и зверей. Он как оборотень может превращаться в разных животных и птиц. Когда ему исполнилось семь лет, он начал обучатся хитростям и премудростям. Научился плавать рыбой, летать птицей и ходить зверем. Когда он шел по земле, то дрожала земля и выплескивались моря из берегов. Вольга настоящий богатырь, и как все богатыри — воин.
Когда Вольга, возмужал, то захотел приобрести силу и жизненную мудрость. Он попросил у князя Владимира 30 человек и собрался в поход за данью. Для сбора дани Владимир выделяет своему племяннику Вольге три города: Ореховец, Гурчевец и Крестьяновец.
Как только Вольга с дружиной выехал в поле, так услыхал скрип сохи и насвистывание пахаря. Поехал Вольга на эти звуки, день ехал, второй, и только на третий день увидел пахаря. Обратил внимание на то, что у пахаря посох осиновый и лошадь обычная, а на своем скакуне не мог за ним угнаться. Когда догнал крестьянина, то увидел перед собой здорового мужика с длинными кудрями, большими ясными глазами и волевым лицом. На нем были зеленые сапоги с острыми носами и черный замшевый кафтан. На плече висела неподъемная сумка.
Князь рассказал, что едет за данью в города, которые ему пожаловал князь Владимир. Крестьянином оказался Микула Селянинович, он выслушал Вольгу и сказал, что недавно был в этих городах. Купил соль и хотел уехать, но на него напали мужики, чтоб отнять деньги. Ему пришлось драться и проучить злодеев. Микула сказал, что мужики там злые разбойники и могут утопить Вольгу в реке Смородине.
Немного подумав, Вольга решил, что ему пригодится такой богатырь и предложил Микуле поехать с ним в эти города за данью. Микула Селянинович согласился и они отправились в путь. Они отъехали на большое расстояние, и пахарь вспомнил, что забыл вытянуть свою соху из земли и спрятать ее за кустом ракиты. Князь решил сэкономить время и не возвращаться. Вольга приказал пятерым добрым молодцам, из его дружины, вернутся и закинуть соху за ракитовый куст. Оказалось, что они не могут справиться и вытянуть посох из земли. Тогда князь послал в подмогу еще десять молодцев, но и они не справились. Тогда вернулись все войны, но тоже не смогли даже пошевелить посох. Подскакал на своей кляче, Микула играючи вытянул соху и забросил ее за куст. Князя очень впечатлила сила этого мужика, так стали друзьями Вольга и Микула Селянинович.
Поскакали они дальше, и князь заметил, что когда кобыла крестьянина бежит не спеша, его конь скачет во всю прыть, а когда кобыла немного быстрее бежит, то конь вообще не может ее догнать. Добравшись до города, Вольга увидел, что мужики, которых побил крестьянин, узнали Микулу. Мужики подошли к всадникам и начали извиняться, за содеянное в прошлом. Тогда Вольга понял, что Микула пользуется уважением у мужиков и подарил ему три города. Сделал своим наместником и поручил собирать дань с мужиков.
Микула на первый взгляд простой и необразованный рабочий, но он очень мудрый, работящий, с большой духовной силой человек, который может защитить себя и Родину.
Картинка или рисунок былина Вольга и Микула Селянинович
Другие пересказы и отзывы для читательского дневника
- Краткое содержание Носов Телефон
Эта история написана от лица главного героя – мальчика лет восьми. Герой рассказывает, как однажды они со сверстником Мишкой оказались в игрушечном магазине. Там они увидели замечательную вещь – игрушечный телефон
- Краткое содержание Бернетт Таинственный сад
События в романе англо-американки Бернетт «Таинственный сад» связаны с началом XX века. Главная героиня, девочка-подросток Мери считает себя никому не нужной, она обижена на весь мир.
- Краткое содержание Сорокин Голубое сало
Произведение Голубое сало — книга является произведением, которое можно отнести к постмодернистской культурной парадигме. Суть сюжета в том, что ученые создали вещество — голубое сало. Оно имеет уникальную структуру.
- Краткое содержание Паустовский Золотая роза
Эта книга состоит из нескольких рассказов. В первом рассказе главный герой Жан Шамете находится на службе в армии. По удачному стечению обстоятельств ему так и не удаётся узнать настоящей службы.
- Краткое содержание Ибсен Привидения
Усадьба фрау Альвинг – очень красивое здание, вокруг которого все зелено и мило очень выглядит. Оно находиться на самой западной стороне побережья страны в Норвегии.
Краткое содержание «Былины Микула Селянинович» ❤️
Микула Селянинович — один из самых популярных былинных богатырей, не просто богатырь, а богатырь-пахарь, любимый «сырой землей». Былин начинается с рассказа о жизни княжеского сына Волги Святославовича.
Святослав прожил девяносто лет,
Когда-то Святослав ушел в отставку.
Остался от него ребенок милый,
Молодой Волга Святославович.
Волга начала расти, умирать,
Захотел я Волгу и много мудрости: Щука-рыба на Волге гулять в синих морях,
Птица-сокол летать на Волге под панцирем, Волк и рыскать в чистых полях.
А теперь подросшая Волга собирает «друзей-нушку Хоробирую»:
Тридцать молодцы без единого,
Сама Волга в тридцатой.
Далее в былинном рассказе рассказывается о дяде Волге, «славном князе Владимире Стольно-Киевском», который «ублажил» племянника трех городов:
Первый город Гурховца,
Другой город Ореховец,
Третий город
Крестьянский.
Однажды молодой Волга отправился со своей дружиной в их города «за откупом», то есть за данью. Выехав в поле, услышал Волга, как в поле работал пахарь (крыса):
Шла Волга в чистом поле,
Слышал в чистом поли рате.
Кричит в полирате, понукает,
А у крыс пищат,
Да, камешки облупились по камешкам.
Волга хотел увидеть пахаря, но еще не знал, как далеко тот пахарь:
Он Волгу на плоту водил,
День с утра шел до вечера,
Да не мог я ратоя в поле проехал…
Только к середине следующего дня Волга доехала до рабочего пахаря, который
… От края до края борозды метит,
Он пойдет к краю, чтобы не видеть другого.
Этот корневой камень оказывается,
Да, он большой камень весь в борозде.
В то же время Волга видит, что лошадь и снаряжение пахаря очень скромные: «кобылка львенок», «кленовый сок».
Поприветствовав
друг друга, Волга и пахарь начинают разговор. Пахарь спрашивает:
Далеко, Волга, куда идешь, куда идешь. Со своей дружиншкой-хавороткой?
Волга открывает пахарю цель его поездки. Узнав, в какие города ходит князь и его стража, начинает пахарь жаловаться:
– Ага Волга Святославович!
Да, недавно я был в городе, третий день,
На своей кобылке соловья,
И я привез соль и два меха,
Два меха-соли привез обратно по сорок фунтов,
И мужики живут там, грабители,
За продуктами просят копейки.
А я был с походником подорожною,
И платил им копейки:
Пока стоит, сидит, сидит,
Но сидит сидит, лежит и лежит.
Волга предлагает пахарю пойти с ним «в города за откуп». Пахарь соглашается, но в начале пути вдруг вспоминает, что его оставленный в поле плуг могут украсть, и обращается к Волге с просьбой:
«Почему, Волга Святославович!»
А я оставил сошки в борозде,
Да, не ради прохожего,
Они суки с земли,
Из земли,
Из сборника анекдотов,
Мне нечего быть хорошим мужиком.
И пошел ты к дружинушке жениху,
Чтоб сука с земли сорвала,
Из помещичьей землику встряхнула, Им бы куст за ракить куст.
Волга посылает нескольких «молодых людей» из дружины в поле, чтобы они спрятали плуг — орудие труда пахаря — от других мужиков.
Ходят там двое и трое молодцы. К этим копейкам клен;
Шпульки вокруг коры точат,
И плюшки с земли поднять не могут,
Да не умеют жарить с земли плзедернути, Из мужиков земляки встряхнуть,
Бросить сошки для ракит куста.
Волга посылает в поле десять «молодых», но и те не справляются с «кушаком» пахаря. Тогда Волга отправляет всю свою «дружинушку на хооробрю».
Тридцать молодцы да без одного.
И подъехали к Клевененкой,
Взяли сошки для стрельбы, обвели круг,
Подошвы с земли не поднять,
Не могут суки с земли подтянуть, Из мужиков земляки встряхнуть,
Выкинуть сошки за ракит куст.
И сказал Микула князю:
– Ага Волга Святославович!
То не мудрая дружинушка ваша хороша,
Но не могут взять сошки с земельных участков,
С мужиков земляки перетряхнуть,
Метательная сошка для втулки ракита.
Не дружинушка вот хороший человек,
Хлеба столько-то.
С этими словами пахарь
… Подъехал на кобыле с соловьем И к этому коленку,
Взял я эту сошку одной рукоятью,
Сашка вскочил с земли,
От помещичьей землилки тряс up,
Он бросил куст для метел.
Не может не прийти мысль о лукавстве пахаря, ведь зная о его силе, он мог не переживать, что мужики украдут его плуг с поля. Таким образом, еще раз показано превосходство героя былины над всей дружиной, состоящей из двадцати девяти крепких «хлопцев».
Сели на хороших коней, поехали по славному простору чистого поля.
А у нее кобылка, она рысит,
А Волгин, эта лошадь, пусть скачет;
И у крысы кобылья грудь оторвалась,
Так что Волгин, тот конь остался.
То есть, когда лошадь пахаря бежит неторопливо, волжская лошадь прыгает во всю мощь, а если лошадь начинает скакать быстрее, Волга за ней совсем не поспевает.
Волга закричала,
Стал капотом волжской тряски,
Волга сказала вот такие слова:
«Стой, стой, да, Оротаюшко!» –
Волга сказала вот такие слова:
– Айе ората-оратаюшко,
Эта кобылка будет лошадью,
За эту кобылу дадут пятьсот.
Однако пахарь отвечает, что если бы его лошадь была лошадью, то «это была бы кобыла и никакой оценки». Обвороженная всем увиденным, Волга обращается к пахарю:
– Ай ты, оратай-оратаюшко!
Как-то зовут тебя по имени,
Как они за отечество превозносятся? –
Говоря оратаем те слова:
«Да ведь ты Волго Святославич!»
Ржи напали, в стогах склад,
В стогах, я вытащу склад и доберусь до дома,
Я вытащу свой дом и выбью дом дома.
Драни надер да пиво сварю,
пиво сварю, горох попью,
Стань мужиком мне покликивати:
– Ай ты молод Микулушка Селянинович!
Здесь, как и в былине «Святогор-Богатырь», имя удивительно сильного пахаря Микулы до конца произведения остается неизвестным, что еще раз подчеркивает скромность помещика-земледельца.
Пересказ былины Волга Святославович. Значение микулы селяниновича в краткой биографической энциклопедии
Волга Святославович очень древний богатырь из былин. Он хитер, понимает язык птиц и зверей. Он, как и оборотень, может превращаться в разных животных и птиц. Когда ему было семь лет, он начал учиться трюкам и мудрости. Он научился плавать как рыба, летать как птица и ходить как зверь. Когда он ходил по земле, земля дрожала и моря выплескивались из берегов. Волга настоящий богатырь, и как все богатыри — воин.
Когда Волга повзрослела, ему захотелось обрести силу и мудрость в жизни. Он попросил у князя Владимира 30 человек и собрался идти в дань. Для сбора дани Владимир выделяет своему племяннику Волге три города: Ореховец, Гурчевец и Крестьяновец.
Как только Волга и его свита вышли в поле, он услышал скрип плуга и свист пахаря. Волга пошла на эти звуки, он ехал второй день и только на третий день увидел пахаря. Он обратил внимание на то, что у пахаря был осиновый посох и обыкновенная лошадь, но на своей лошади он за ним не поспевал. Когда он догнал мужика, то увидел перед собой здорового мужика с длинными кудрями, большими ясными глазами и волевым лицом. На нем были зеленые остроносые сапоги и черный замшевый кафтан. На плече висел тяжелый мешок.
Князь сказал, что едет за данью в города, которые ему пожаловал князь Владимир. Микула Селянинович оказался крестьянином, послушал Волгу и сказал, что недавно был в этих городах. Он купил соль и хотел уйти, но мужчины напали на него, чтобы отобрать деньги. Ему пришлось сражаться и преподать злодеям урок. Микула сказал, что мужики там были злые разбойники и могли затопить Волгу в реке Смородине.
Немного подумав, Волга решил, что такой богатырь ему пригодится и предложил Микуле отправиться с ним в эти города за данью. Микула Селянинович согласился, и они отправились в путь. Ехали далеко, и пахарь вспомнил, что забыл вытащить свой плуг из земли и спрятать его за кустом ивы. Принц решил сэкономить время и не возвращаться. Волга приказал пятерым молодцам из своей дружины вернуться и бросить плуг за куст ивы. Оказалось, что они не справились и вытащили посох из-под земли. Тогда князь послал на помощь еще десять молодцов, но они не справились. Потом вернулись все войны, но они тоже не могли даже посох пошевелить. Вскочив на коня, Микула без труда вытащил плуг и бросил его за куст. Князь был очень впечатлен силой этого крестьянина, поэтому Волга и Микула Селяниновичи подружились.
Скакали дальше, и князь заметил, что, когда кобыла крестьянина бежит медленно, его лошадь скачет во всю прыть, а когда кобыла бежит чуть быстрее, лошадь никак не может ее догнать. Дойдя до города, Волга увидела, что крестьяне, которых избил крестьянин, узнали Микулу. Мужчины подошли к всадникам и начали извиняться за то, что они сделали в прошлом. Тогда Волга понял, что Микула пользуется уважением крестьян, и дал ему три города. Он сделал его своим наместником и поручил собирать дань с крестьян.
Микула, на первый взгляд, простой и необразованный рабочий, но это очень мудрый, трудолюбивый человек, обладающий большой духовной силой, способный защитить себя и свою Родину.
Рисунок или рисунок былины Волга и Микула Селянинович
Другие пересказы для читательского дневника
- Краткое содержание Васильев Не стреляйте в белых лебедей
Главного героя романа Бориса Васильева «Не стреляйте в белых лебедей» зовут Егор Полушкин, но в деревне, где он живет, он известен как «бедный носитель». У Егора есть жена Харитина, которой очень не повезло с именем
- Краткое содержание История неизвестного богатыря Маршака
Это произведение о героическом подвиге молодого парня. Полиция, пожарные и все неравнодушные люди были заняты поисками молодого человека.
- Краткое содержание Простая душа Флобера
В произведении рассказывается драматическая история служанки Фелисите, которая на протяжении всей своей жизни служила у разных господ, но все равно чувствовала к себе хорошее отношение и понимание.
- Краткое содержание Платонов Чевенгур
История начинается с Захара Павловича, который волею судеб остался один в своей деревне, а остальные бежали из нее от голода. Захар Павлович отличался прекрасным умением легко чинить и реставрировать любые вещи.
- Краткое содержание Макаренко Педагогическая поэма
Действия начинаются в 20-х годах 20 века с того, что герой произведения создает колонию для беспризорников и малолетних правонарушителей. Главный герой пытался навести дисциплину в колонии
Рассказ «Волга и Микула Селяниновичи» относится к новгородскому циклу былин. Краткое содержание произведения позволяет читателю сопоставить два разных образа: княжеского племянника и простого пахаря-крестьянина. По некоторым сведениям, в этой былине главными героями являются два языческих бога: Микула отвечает за земледелие, а Волга — за охоту. Орест Миллер, мифолог XIX века, нашел в произведении много сходства между главными героями и покровителями крестьян и охотников.
Встреча Волги с Микулой
Знакомство князя с простым крестьянином лежит в основе сюжета былины «Волга и Микула Селяниновичи». Краткое содержание рассказывает о том, как племянник киевского князя родился, возмужал и задумался о обретении житейской мудрости и силы. Волга попросила у Владимира дружину из 30 человек, чтобы ехать с ней за данью. Для этого киевский князь выделяет своему племяннику три города: Ореховец, Гурчевец и Крестьяновец.
Волга Святославович в поле, слышит скрип сохи и свист пахаря, но самого мужика не видит. Он долго ехал со свитой, только на третий день увидел мужика. Во время встречи Волга и Микула Селянинович разговорились. Краткое содержание рассказывает, что князь сообщил крестьянину, куда и с какой целью он направляется, а крестьянин, в свою очередь, предупредил его о злых жителях названных городов.
Невероятная сила пахаря
Узнав, что ему предстоит встретиться с настоящими разбойниками, Волга попросил Микулу пойти с ним, ведь такой силач, в одиночку расправившийся с несколькими горожанами, не помешает его войску. Князь был всерьез обеспокоен тем, что его дружина может быть убита и утоплена в реке Смородине. В былине «Волга и Микула Селяниновичи» рассказывается, что крестьянин согласился идти в город за данью, но, отъехав уже приличное расстояние от поля, вспомнил, что не выдергивал его из земли и не бросал свою вспахать куст ивы.
Чтобы не возвращаться, Волга отправил пятерых своих товарищей, но оказалось, что они не в состоянии выполнить задание Микулы. Затем в поле выходят еще 10 воинов, но даже они не могут разрушить плуг с места, вся дружина взялась его вытащить, но результата не было. И тогда пахарь как бы без усилий вырвал ее из земли и бросил за куст. Князь впечатлен невероятной силой своего нового знакомого, после чего Волга и Микула Селяниновичи стали близкими друзьями.
Герои русской эпопеи
И вот пришли в город князь и крестьянин. Крестьяне сразу узнали Микулу, который бил их одних, когда они пытались отобрать соль у пахаря, и подошли к всадникам, чтобы поклониться и извиниться. Волга своими глазами видел, насколько уважаемым был его новый знакомый, поэтому решил подарить ему три города с крестьянами. Князь сделал пахаря своим заместителем и поручил ему собирать дань с крестьян.
А вот есть несколько иная трактовка былины «Волга и Микула Селяниновичи». Краткое содержание произведения гласит, что на князя в городе напали разбойники, и пахарь спас его. Как бы то ни было, но Микула Селянинович – воплощение народного героя.
Связанные материалы:
- Характеристики Микулы Соланинович из эпической Волги и Микула Селанинович
- Характеристики Volga Swyatoslavych: Описание Hero
- Volga SvvyAtoslavovich: Характеристика
- Volga SvvyAtoslavyCh: Heero
- Volga Sybylavovich. три старших богатыря русских былин. Некоторые считают, что название Волга происходит от имени исторического князя Олега. Возможно, что блестящие победы Олега казались народу чудесными, сверхъестественными, и из образа этого князя, слывшего при жизни «вещим», то есть колдуном, вырос сказочный богатырский образ.
Волга чудесного происхождения — сын княгини и Змея Горыныча. Волга — это сам князь, имеющий дружину, и при этом волшебник-оборотень. Его «хитрость-мудрость» заключается в умении «обращаться» в разных животных (в лютого зверя, серого волка, ясного сокола, гнедого тура, щуку).
Необычайно сильный герой. Когда родилась Волга
Вздрогнула мать сыра-земли,
Встряхнула синее море.С раннего детства Волга научилась разным «премудростям-премудростям». Он научился понимать звериный и птичий язык, научился превращаться (обращаться) в зверей, птиц и рыб;
Рыба-щука, чтобы ходить в морских глубинах,
Летать, как сокол, под облаками,
Как серый волк, чтобы рыскать по открытым полям.Благодаря этой способности разворачиваться и, когда нужно, разворачивать свой отряд, Волга одерживает чудесные победы. В одной былине рассказывается, как Волжские Святославичи задумали «воевать царство Турецкое». Превратившись в «птичку», он пролетел над «Окиан-морем», долетел до двора турецкого султана и, сидя на окне, подслушал разговор султана с женой о том, что султан собирается «воевать земля русская». Но жена султана почувствовала, что «птичка», сидящая на подоконнике, есть не кто иной, как сам князь Волга Святославич, и сказала об этом мужу.
Потом волжская птица взлетела и тут же превратилась в горностая, который пробрался в те камеры, где хранилось все вооружение турецкой армии. И тут горностай Волга стал перегрызать все тетивы турецких луков. Он не грыз их, а только незаметно кусал, чтобы, когда турки натягивали тетивы стрелой, готовясь выстрелить, все их «шелковые тетивы тотчас лопались».
Волга и жена султана. Мультфильм
Благополучно перелетев потом птицей «Окиан-Море», Волга собрал свой «хороший отряд», превратил все это в щуку и таким образом переплыл с отрядом «Окиан-Море». Дружина подошла — уже в человеческом обличии — к турецкому городу, но оказалось, что город окружен крепкой, несокрушимой стеной, а «узорчатые» ворота наглухо заперты.
Тогда Волга снова прибегла к магии. Всю свою дружину он превратил в «муравьёв» (муравьёв), которые проползали сквозь узоры и щели крепких городских ворот и уже за стеной превращались обратно в крепкую дружину и бросались на врагов. Тюрки схватили свои луки и стрелы, натянули «шелковые струны» — все струны разом порвались — и Волга покорила все Турецкое царство.
В одной былине Волга, также,
Повесть «Волга и Микула Селяниновичи» относится к Новгородскому циклу былин. Краткое содержание произведения позволяет читателю сопоставить два разных образа: княжеского племянника и простого пахаря-крестьянина. По некоторым данным, в этой былине главными героями являются два Микулы, отвечающие за земледелие, и Волга за охоту. Орест Миллер, мифолог XIX века, нашел в произведении много сходства между главными героями и покровителями крестьян и охотников.
Встреча Волги с Микулой
Знакомство князя с простым крестьянином лежит в основе сюжета былины «Волга и Микула Селяниновичи». Краткое содержание рассказывает о том, как племянник киевского князя родился, возмужал и задумался о обретении житейской мудрости и силы. Волга попросила у Владимира дружину из 30 человек, чтобы ехать с ней за данью. Для этого киевский князь выделяет своему племяннику три города: Ореховец, Гурчевец и Крестьяновец.
Вышел в поле, услышал скрип плуга и свист пахаря, но самого мужика не увидел. Он долго ехал со свитой, только на третий день увидел мужика. Во время встречи Волга и Микула Селянинович разговорились. Краткое содержание рассказывает, что князь сообщил крестьянину, куда и с какой целью он направляется, а крестьянин, в свою очередь, предупредил его о злых жителях названных городов.
Невероятная сила пахаря
Узнав, что ему предстоит встретиться с настоящими разбойниками, Волга попросил Микулу пойти с ним, ведь такой сильный человек, который единолично расправился с несколькими горожанами, не станет мешать его армия. Князь был всерьез обеспокоен тем, что его дружина может быть убита и утоплена в реке Смородине. В былине «Волга и Микула Селяниновичи» рассказывается, что крестьянин согласился идти в город за данью, но, уже отъехав от поля на приличное расстояние, вспомнил, что не выдергивал ее из земли и не бросал. над своим плугом.
Чтобы не возвращаться, Волга отправил пятерых своих товарищей, но оказалось, что они не в состоянии выполнить задание Микулы. Затем в поле выходят еще 10 воинов, но даже они не могут разрушить плуг с места, вся дружина взялась его вытащить, но результата не было. И тогда пахарь как бы без усилий вырвал ее из земли и бросил за куст. Князь впечатлен невероятной силой своего нового знакомого, после чего Волга и Микула Селяниновичи стали близкими друзьями.
Герои русской былины
И вот в город приезжают князь и крестьянин. Крестьяне сразу узнали Микулу, который бил их одних, когда они пытались отобрать соль у пахаря, и подошли к всадникам, чтобы поклониться и извиниться. Волга своими глазами видел, насколько уважаемым был его новый знакомый, поэтому решил подарить ему три города с крестьянами. Князь сделал пахаря своим заместителем и поручил ему собирать дань с крестьян.
А вот есть несколько иная трактовка былины «Волга и Микула Селяниновичи». Краткое содержание произведения гласит, что на князя в городе напали разбойники, и пахарь спас его. Как бы то ни было, но Микула Селянинович – воплощение народного героя.
Былины «Волга и Микула» относится к новгородскому циклу былины. Уже первые исследователи обратили внимание на острое социальное звучание эпоса, где образ крестьянина-пахаря Микулы Селяниновича явно противопоставлен образу князя Волги Святославича, племянника князя Владимира Киевского. Вместе с тем выдвигались и другие предположения, согласно которым в эпосе воссоздавались образы не просто крестьянина и князя, а двух языческих богов: бога земледелия — Микулы и бога охоты — Волги. Это интерпретация знаменитого 19Мифолог ХХ века Орест Миллер, считавший Микуля Селяниновича «покровителем земледелия в России». 1 В то же время Всеволод Миллер обращал внимание на бытовые черты в былине, отражающие особенности земледельческого труда на севере:
Ратай в поле вопит, понукает, Сошки скрипят у ратая, Омэсики подчёркивают камешки , То корни, то камни скручивает, Да валит он все большие камни в борозды.
«Это точная картина северной пахоты, — писал В.Ф. Миллер. 2
Сюжет былины основан на рассказе о встрече князя Волги и его дружины с пахарем-крестьянином Микулой. Былина открывается рассказом о рождении Волги, о его зрелости:
Как Волга стала здесь расти и ругаться, Волга жаждала много мудрости: Ходил бы, как щука, по морским пучинам, лети, как сокол, под снаряды, рыскай серый волк и по чистым полям.
Волга собрал отважного воина для себя. Племянник киевского князя получил в дар от Владимира три города: Гурчевец, Ореховец, Крестьяновец. Он идет за данью и в чистом поле видит пахаря Микулу, который, работая на поле, проявляет недюжинную силу: «корни пня выкручивает, большие камни в борозду сбивает». Пахаря спрашивает князь, далеко ли он находится в пути, и, узнав, куда направляется он и его дружина, рассказывает ему, какие разбойничьи люди живут в этих городах. Волга, видя его силу, предлагает пахарю пойти с ним «в товарищи». Пахаря соглашается, его участие в походе необходимо — борьба с разбоем в одиночку не под силу княжеской дружине.
Микула просит воинов принца вытащить его плуг из земли и бросить под куст ивы. Однако оказывается, что ни дружина, ни «Волга» не могут выполнить эту работу. И только богатырская сила Микулы позволяет ему без усилий, одной рукой выдергивать сошки из земли.
Это конец некоторых вариантов эпоса. По другим данным, в города приходят Волга и Микула, в которых князь назначает Микулу воеводой, горожане устраивают засаду на Волгу, и Микула сохраняет ему жизнь.
Микула — народный герой. Он, как богатырь-богатырь, выражает лучшие качества простого человека. Былина утверждает уважение к тяжелому труду землепашца, в котором тоже надо проявить силу и героизм. Сила Микулы в связи с землей, с простым народом.
Этот эпос характеризуется своими художественными особенностями. Элемент народного языка поражает. Для него характерны повторы, эпитеты. С помощью эпитетов создается особый поэтический мир. Например, необычный плуг, которым пашет Микула:
Сошка у сошки кленовая, Омэсики на сошке булатная, У сошки серебряная сошка, И рог у сошки красно-золотой. 3
С помощью эпитетов создан портрет богатыря:
И у оратая локоны качаются, Что если жемчужины не перекосить, то осыпаются; Глаза оратая ясны, как соколиные, И брови у него черные, как соболиные. 4
Рассказчики описывают одежду героя: зеленые сафьяновые сапоги, пуховая шапка, черный бархатный кафтан.
Аллегорически Микула раскрывает свои народные корни. На вопрос Волги: «Как тебя зовут, зовется ли ты отечеством?» говорил оратай-оратаюшко:
Эх ты, Волга Святославович! Я вспахаю рожь и сложу в скирды, Сложу в скирды и домой потащу, Я домой потащу и дома смолотлю, И пиво сварю, и мужиков напою, И тогда крестьяне начнут меня хвалить: Молодой Микула Селянинович!
Художественные средства в эпосе направлены на то, чтобы запечатлеть характеры и их поступки, ситуацию, выразить свое отношение к ним наиболее ярко.