Война с саксами при карле великом: Карл Великий. Покорение саксов

Карл Великий. Покорение саксов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Э

Ю

Я

Уже во время лангобардской войны все успели познакомиться с главным признаком государственной мудрости Карла и основой всех его успехов — с твердой волей, дававшей ему возможность доводить до конца задачу, за которую он принимался. То же свойство проявилось при выполнении другого, гораздо более сложного замысла — при покорении саксов, которое он задумал давно, еще когда после смерти Карломана стал править всем государством. Война с саксами, длившаяся четверть века (772-804), не была следствием стремления к воинственным приключениям или завоеваниям, ни каких-либо побуждений религиозного свойства — это была историческая задача, завещанная Карлу отцом и дедом.

По внутренней необходимости, общему ходу и последствиям победоносного окончания эта война в истории германской нации и даже всей Западной Европы занимает такое же место и даже имеет такой же характер, как Самнитские войны в римской истории. Саксонский народ или, лучше сказать, объединение племен, которое в течение многих веков существовало в Северной Германии под этим названием, жил на территории между Эльбой и Рейном, занимая пространство от слияния рек Фульды и Верры и до Эйдера. Самих саксов подразделяют на пять больших племен, входивших в состав государства или союза, который они составляли: вестфалов, анграриев, остфалов, фризов и нордальбингов. Все они были язычниками, и ни в установлении государственной связи между разрозненными силами народов, ни в отношении каких-либо иных стремлений к высшим целям они в последние века не продвинулись вперед. Они не знали королевской власти, и в мирное время у них не было даже признака общего правления; только ради ведения войны или хищнического набега ими избирался герцог или, вернее, герцоги отдельных племен и племенных союзов. У них было почти то же, о чем повествует Цезарь в рассказе о свевах: отдельные общины, управляемые выборными старшинами, жили по обычаю праотцов; общие вопросы разрешались на общих народных сходках, которые собирались в определенное время и в определенных местах и каждый раз, когда стране грозила общая опасность или же когда общее предприятие против соседей сулило успех и богатую добычу. Характер подобной общины (или общин) демократичен только условно: в ней неизбежно существует господствующий класс свободных (Freie или FrilinGe), противостоящий многочисленным несвободным, покоренным в силу военного права, и из массы свободных выдвигаются, в силу известного естественного развития, которое наблюдается во всех подобных условиях, благородные, знатные (EdelinGe, AdeliGe), сильные, воинственные, окруженные многочисленными дружинами. Давно уже они были страшны соседям, а при благоприятных обстоятельствах могли быть гибельными даже для Франкского государства. Проницательный Карл понял, что — если можно употребить в данном случае современное выражение — эра переселения народов, неправильных захватов земли, вторжений на культурную территорию уже прекратилась; вот почему в мае 772 г. в Вормсе на одном из тех весенних съездов, на которые с давних пор ежегодно съезжались к королю духовные и светские вельможи, была решена война против саксов.

В этой борьбе с саксами интересы Франкского государства и христианской церкви совпадали, хотя в первые годы войны никаких обращений из язычества в христианство не последовало. Война велась таким образом: на майском съезде, в одном из мест, ближайших к театру войны, принимались необходимые меры к походу, и затем этот поход начинали с некоторой торжественностью, которой церковь придавала обрядовую сторону. Впереди войска несли мощи, какие были под руками; и духовенства при войске было очень много: «священников, аббатов, пресвитеров, учителей веры, сколько возможно было их собрать… и обязанность их заключалась в том, чтобы они своими святыми наставлениями поучали и покоряли под кроткое иго Христово народ, испокон века находившийся в узах бесовских». Воевали, опустошали страну, разрушали языческие капища. В 772 г. было разорено знаменитейшее из них, Ирминсул в Эггских горах — святилище, значение и внешний вид которого неизвестны. Затем неприятельские общины покорялись, некоторых князей или эделингов удавалось крестить, от общин брали заложников, размещали гарнизоны в удобных местах, как, например, Эресбург при Штадтберге, и начинали строить церкви.

Но при первом удобном случае, когда саксы знали, что франкский король далеко, народ поднимался, вероломный, как все варвары, нарушал все клятвы, данные от его имени, нападал на гарнизоны и пытался уничтожить наложенное на него рабство. Так тянулась война, жестокая и кровавая; так были утрачены все приобретения первых лет войны, когда Карл был отвлечен войной с лангобардами. Возвратясь оттуда, он послал в страну саксов летучие отряды для ее опустошения. В 775 г. Карл лично повел туда большое войско, и страна саксов ему покорилась, но уже в следующем году во время его пребывания в Италии страна вновь восстала. Это повторялось несколько раз: в 777 г. в Падерборне был созван майский съезд; на него явилось много саксов и их знати, были предприняты меры к установлению более прочной организации. Но уже в следующем 778 г. воинственные толпы саксов появились на берегах Рейна. Они подступили под самый Кёльн и все на правом берегу Рейна (на левый они не могли или не решились переправиться) предали огню и мечу: опасались даже за гроб святого Бонифация, так что фульдские монахи поспешили припрятать его в безопасное место.

В этот год Карл предпринял важный, но не особенно удачный поход за Пиренеи; восстание саксов вызвало его оттуда, и в походах двух следующих годов он лично предводительствовал войсками. В его руках были довольно значительные силы; саксы поспешили заявить о своей покорности, многие из них крестились. Вскоре после этого многие саксонские эделинги должны были признать, что тщетно противятся преобладающему могуществу франков, что их интерес должен побуждать к скорейшему соединению с государством. Ввиду этого Карл на одном из съездов 782 г. попытался установить свое окружное управление в стране саксов и даже многих из саксонской знати возвел в графское достоинство. Но у саксов в это время появился смелый вождь — Видукинд, который стал руководить своим народом в духе Арминия и даже побуждал их действовать против Карла, как тот некогда действовал против Вара. Между франками пронесся слух о вторжении сорбов (сербов) — славянского племени, жившего между Заале и Эльбой. Когда же франкское войско явилось на саксонскую территорию, оказалось, что бунтуют сами саксы и Видукинд предводительствует мятежниками. Вместе с рипуарским вспомогательным отрядом под предводительством графа Теодориха франкское войско довольно несогласно и слишком неосторожно произвело нападение на саксов, которые к этому нападению готовились, а потому со всех сторон окружили франков и нанесли им такое же жестокое поражение, какое было нанесено Вару в Тевтобургском лесу. Спаслись немногие, и поражение это было тем более чувствительно, что во время битвы погибло несколько именитых сподвижников Карла. Карл решил жестоко наказать саксов за вероломство. Быстро собрав сильное войско, он поспешил в Саксонию и созвал саксонских вельмож. Главный зачинщик и руководитель восстания Видукинд бежал к норманнам и ускользнул от мести Карла, потребовавшего выдачи ему 4,5 тысяч саксов и приказавшего их обезглавить близ Вердена на Адлере. Это вновь возмутило весь народ против Карла, тем более что саксам не по сердцу пришлось ни новое государственное устройство, ни новая вера, требовавшая уплаты десятины священникам. Партия Видукинда опять взяла верх. Последовали новые битвы, и дело приняло иной, более благоприятный для франков оборот только с 785 г. Зиму 784/785 г. Карл провел в Саксонии; летом ходил походом до берегов Эльбы. По-видимому, именно тогда большинство саксов разуверилось в могуществе своих богов и признало тщетность дальнейшего противодействия прочно устроенному Франкскому государству, во главе которого стоял мощный единодержавный государь. В числе этих саксов находился и сам Видукинд, и другой влиятельный вождь, Аббио. Оба они крестились: с этой целью они явились к Карлу в Аттиньи, в Арденнах, и были им очарованы.

После этого всем было предписано крещение под страхом смертной казни, и весьма подробный статут, т. н. Падерборнский капитулярий 785 г. урегулировал все отношения в стране саксов. По этому статуту смертной казни подлежал тот, кто ограбит или подожжет церковь, нарушит святой 40-дневный пост из неуважения к христианству, убьет епископа, священника или дьякона, кто по дьявольскому соблазну назовет мужчину колдуном, а женщину ведьмой, и сожжет их, и станет есть их мясо или давать другим, кто станет сжигать трупы умерших, укрываться от крещения или приносить людей в жертву дьяволу или бесам, составлять заговоры против христиан или их короля, устраивать возмущения против короля, или же убьет своего господина или госпожу. Кто не окрестит своего ребенка в первые же дни по рождении, платит: эделинг — 120, свободнорожденный — 60, несвободный — 30 шиллингов; точно так же платит денежный штраф тот, кто приносит жертвы у источников и деревьев или в рощах. Языческих жрецов и прорицателей следует отныне выдавать церкви; тела саксов-христиан — хоронить на христианских кладбищах, а не зарывать в языческих могильных холмах. На христианские церкви было распространено право убежища, что способствовало внушению уважения к ним в новообращенной пастве. На каждые 120 человек надлежало выделять в пользу церкви одного раба или рабыню, и сверх того, по заповеди Божией, все: эделинги, свободные или несвободные, — должны были уделять церкви десятую долю своего дохода. Общие народные собрания были запрещены, кроме тех случаев, когда они «собирались по воле короля его посланниками». Прежде чем народ подчинился всем этим законоположениям, Карлу пришлось усмирить еще одно восстание.

Затем он окончательно переманил на свою сторону знать и разъединил ее с народом: в 797 г. много саксонских эделингов присутствовало на съезде в Аахене, где вышеприведенные суровые постановления были значительно смягчены. Тогда же завершилась и церковная организация: епископские кафедры учреждены в Хильдесхайме, Падерборне, Бремене, Вердене, Мюнстере, Оснабрюке, и в эти города разосланы мощи или части мощей, какие можно было отыскать. Суровым, но действенным средством умиротворения Саксонии были массовые переселения народа во франкскую землю, а оттуда в Саксонию. Сохранившиеся названия местностей и городов, произведенные от слова «франк» (Франкфурт, Франкенталь и т. п.) в Северо-Западной Германии и слова «сакс» (Заксенхаузен, Заксенхайм) в Южной Германии, напоминают об этих переселениях; говорят, до 10 тысяч семейств было выселено из Саксонии на франкскую территорию. В 804 г. всякое сопротивление прекратилось. Строгими мерами были достигнуты громадные результаты: введением сильного и многочисленного саксонского народа в состав франкского государственного организма была создана возможность возникновения в будущем германского государства и германской нации.

Источники:

1. Егер О. Всемирная история в 4т.; ООО «Издательство АСТ», М., 2000г.

См. также:

Карл Великий

Карл Великий. Начало правления и покорение Италии
Карл Великий и арабы
Карл Великий — император
Карл Великий — основатель Священной Римской империи

Саксонская война

«Из всех войн, которые вели франки, не было более длинной, более трудной и более жестокой», — так писал Эйнгард, первый биограф Карла и его современник. Тридцать лет король франков усмирял воинственных германцев, не покорившихся ни римлянам, ни иным народам. Почти каждую весну собирал Карл от 5 до 10 тысяч воинов, чтобы двинуться за Рейн, убивать, грабить и порабощать, а осенью — когда коням нечего станет есть — вернуться на одну из своих вилл. Пока монарх праздновал Рождество и Пасху, саксы собирали силы, восставали, и всё повторялось: поход франков, сражения, отступление… Не раз придворные менестрели воспевали окончательную победу Карла, и не раз ошибались.

Война шла с 772 г. Незадолго до этого скоропостижно скончался брал Карла Карломан, и теперь он получил всё королевство их отца Пипина Короткого. Король решил укрепить и расширить его рубежи, а саксы тревожили границы. В первом походе за Рейн Карл лишь разрушил ангрийскую крепость Эресбург и разорил святилище вокруг Ирминсула — огромного дерева, чтимого местными вестфалами, но в последующие пару лет добрался и до земель остфалов. Саксы оказали сопротивление — разрушили Фрицларский монастырь в Гессене, устроили в церкви конюшню, нападали на франков в лесах.

Но казалось, успех всё-таки на стороне Карла: многие эдлинги дали ему заложников и притворно принимали христианство.

Саксы обитали на территории современной западной и центральной Германии, между Рейном и Эльбой, в лесистой и болотистой местности. Они делились на четыре племенных союза — вестфалы, ангрии (или энгерны), остфалы и нордальбинги. Саксы поклонялись языческим германским богам, их социальная структура также оставалась архаичной: эдлинги (знать), фрилинги (свободные) и литы (рабы).

Карл Великий. (woodlogsplitter.com)

Король франков понял, что его обманывают, в 775 г. После очередного похода «со всеми своими силами» за Рейн он возвращался домой. Ангрии и вестфалы потерпели поражение и обещали «стать христианами и покориться власти короля», но… неожиданно атаковали и разбили арьергард Карла. Тогда он решил, что есть только один способ покончить с саксами — полностью захватить их страну и силой заставить их принять Христа.

Саксы, конечно, христианизироваться совершенно не желали. В 776 г. они, говоря языком хрониста, «вновь взбунтовались привычным образом». В том же году хроники впервые упоминают Видукинда — благородного вождя вестфальского племени, объединившего саксов в их борьбе за свободу. Видукинд год от года вдохновлял их на восстания и доставил франкам немало хлопот. В 778 г. саксы совершили набег на Кобленц и разграбили франкские земли. В ответ Карл за два года достиг Эльбы — то есть преодолел все саксонские земли, по пути расправляясь с повстанцами. Он снова думал, что на этом всё… Но в 782 г. Видукинд вернулся. Вождь собрал своих сторонников и разбил очередное войско Карла на реке Везер. Никогда прежде король не бывал так опозорен: саксы убили двух его полководцев, четырёх графов, двадцать знатных воинов и множество нетитулованных. Они избивали христиан и громили храмы.

Саксонские войны. (KLIO Schleswig-Holstein)


Карл отомстил. Хронисты сообщают об этом так:

«Услышав это, король Карл поспешно собрал отряд из имевшихся в его распоряжении франков и направился к тому месту, где Аллер впадает в Везер. Там остатки саксов собрали под начало господина короля. И злодеи, вызвавшие это восстание, а их было 4500, по воле короля были подвергнуты казни»;

«И в месте, называющемся Верден, по приказу короля, в один и тот же день им всем отрубили головы. Утолив свою жажду мести, король занял зимние квартиры в Тионвиле, где отпраздновал Рождество Христово и Пасху».

Историки (Дитер Хэгерманн и другие), правда, сомневаются, что казнённых было так много, и подозревают в этом обычное для Средних веков преувеличение — в конце концов, если бы враждебных саксов насчитывалось аж 4,5 тысячи, они не пошли бы на заклание, а дали бой, ведь даже Карл лишь в редких случаях мог снарядить в поход до 10 тыс. воинов. Да и отрубить четыре тысячи голов за день — едва ли это было возможно… Но так или иначе, Карл ответил на разгром франков на Везере кровавыми расправами, что вошли в историю как Верденская резня.

Возможно, он казнил не одну сотню сторонников Видукинда. Сам же вождь саксов успел укрыться в Дании.

За этим последовали три года жестокой войны. Карл насаждал христианство огнём и мечом и уничтожал повстанцев. Он издал «Саксонский капитулярий» (Capitulatio de partibus Saxonia), каравший смертью совершение языческих обрядов, отказ от крещения и даже несоблюдение поста. В 785 г. Видукинд наконец согласился сложить оружие — понял, что силы неравны. Его крестили. Король стал крёстным отцом вождя и поднёс ему богатые дары. С тех пор след легендарного Видукинда в истории теряется: о его судьбе хроники ничего не рассказывают.

Видукинд сдаётся франкам. (ru.wikipedia.org)

Покорение Саксонии отняло у Карла Великого тридцать лет

Крещение непокорного эдлинга принесло несколько спокойных лет. Но в 793 г. оказалось, что хоть «виновник всех бед, подстрекатель всех вероломных поступков» и сдался, это ещё не значит, что сдалась вся Саксония.

Она опять восстала, и опять франков побили на Везере. Карлу пришлось воевать с упрямыми племенами ещё пять лет, и на сей раз — уже практически на истребление. Сегодня Карла бы назвали военным преступником, а тогда это была обычная практика завоевателя: он брал заложников, жёг и убивал, переселил до трети жителей страны во Франкию («многих побеждённых саксов угнали на свои земли»), а их земли в Саксонии даровал славянам-ободритам, своим союзникам и давним врагам германцев. В ходе одной из таких депортаций в 795 г. Карл переселил 7070 саксов.

Лишь в 799 г. завершилось крещение Саксонии, и ещё несколько лет ушло на окончательное её умиротворение. Последним актом этой великой драмы стало подавление восстания в Стеллинге в 804 г. Спустя тридцать лет после начала жестоких войн саксы окончательно влились в королевство Карла Великого.


Сборник: Перестройка

Изменения в политической и экономической структуре Советского Союза в 1987-1991 годах были нацелены на всестороннюю демократизацию.

  • Статьи
  • Европа
  • XX-XXI вв.

Единственный президент СССР Михаил Горбачёв

Единственный президент СССР Михаил Горбачёв

2 марта 1931 года родился Михаил Горбачёв — последний генеральный секретарь ЦК КПСС, единственный президент СССР.

  • Тесты
  • Европа
  • XX век

Перестройка

Перестройка

Какую карьеру построил бы ты?

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Последний день Советского Союза

Последний день Советского Союза

Когда Михаил Горбачёв объявил о своей отставке, жители СССР уже вовсю готовились к Новому году.

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

«Перемен требуют наши сердца»

«Перемен требуют наши сердца»

Концерты рок-групп, запрещённая литература, фильмы антисоветского характера – всё это культура перестройки, ворвавшейся в жизни граждан СССР после застоя.

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Перестройка: сценарий преобразования СССР

Перестройка: сценарий преобразования СССР

Михаил Горбачёв, в 1985 году занявший пост генерального секретаря ЦК КПСС, сразу же заявил о необходимости «всем перестраиваться».

  • Статьи
  • Европа
  • XX-XXI вв.

Единственный президент СССР Михаил Горбачёв

2 марта 1931 года родился Михаил Горбачёв — последний генеральный секретарь ЦК КПСС, единственный президент СССР.

  • Тесты
  • Европа
  • XX век

Перестройка

Какую карьеру построил бы ты?

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Последний день Советского Союза

Когда Михаил Горбачёв объявил о своей отставке, жители СССР уже вовсю готовились к Новому году.

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

«Перемен требуют наши сердца»

Концерты рок-групп, запрещённая литература, фильмы антисоветского характера – всё это культура перестройки, ворвавшейся в жизни граждан СССР после застоя.

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Перестройка: сценарий преобразования СССР

Михаил Горбачёв, в 1985 году занявший пост генерального секретаря ЦК КПСС, сразу же заявил о необходимости «всем перестраиваться».

Рекомендовано вам

Лучшие материалы

  • Неделю
  • Месяц
  • Тесты
  • Европа
  • XVII век

«Три мушкетёра»

  • Статьи
  • Азия
  • XX век

Туркестанский легион вермахта

  • Статьи
  • Европа
  • XVIII век

От бурдалю до ретирадника

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Николай Хохлов: разведчик-предатель, помилованный Ельциным

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Побег из СССР: через Индию и Непал — к свободе!

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Репарации Германии: сколько немцы заплатили Советскому Союзу

  • Статьи
  • Европа
  • XI век

Анна Ярославна во Франции жила не только с королём

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Что сделал Павлик Морозов?

  • Статьи
  • Европа
  • XVIII век

Беспечная принцесса

  • Статьи
  • Европа
  • XIX век

Судьба Натальи Гончаровой

  • Статьи
  • XX-XXI вв.

Секс-символы 1950-1960-х

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

«Коктейль Молотова»

  • Статьи
  • Европа
  • IV-V вв.

Роковая женщина Римской империи

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Измайловская ОПГ. Под крылом спецслужб

  • Статьи
  • Америка
  • XXI век

Как простой маляр устроил самый дорогой поджог в истории

  • Тесты
  • Европа
  • XVII век

«Три мушкетёра»

  • Статьи
  • Америка
  • XX век

Тед Банди — харизматичный маньяк (18+)

  • Статьи
  • Европа
  • XIX век

Хаджи-Мурат: «призрачный» горский вождь

  • Статьи
  • Европа
  • XVIII-XIX вв.

Мария Валевская, подарившая Бонапарту мужское счастье

  • Статьи
  • Европа
  • XVIII век

Казнь Емельяна Пугачёва

  • Неделю
  • Месяц
  • 📚 Тесты
  • 👀 215269
«Три мушкетёра»
  • 📚 Статьи
  • 👀 175152
Туркестанский легион вермахта
  • 📚 Статьи
  • 👀 171153
От бурдалю до ретирадника
  • 📚 Статьи
  • 👀 158913
Николай Хохлов: разведчик-предатель, помилованный Ельциным
  • 📚 Статьи
  • 👀 150403
Побег из СССР: через Индию и Непал — к свободе!
  • 📚 Статьи
  • 👀 148480
Репарации Германии: сколько немцы заплатили Советскому Союзу
  • 📚 Статьи
  • 👀 143753
Анна Ярославна во Франции жила не только с королём
  • 📚 Статьи
  • 👀 137692
Что сделал Павлик Морозов?
  • 📚 Статьи
  • 👀 130946
Беспечная принцесса
  • 📚 Статьи
  • 👀 114720
Судьба Натальи Гончаровой
  • 📚 Статьи
  • 👀 284853
Секс-символы 1950-1960-х
  • 📚 Статьи
  • 👀 231740
«Коктейль Молотова»
  • 📚 Статьи
  • 👀 227754
Роковая женщина Римской империи
  • 📚 Статьи
  • 👀 224977
Измайловская ОПГ. Под крылом спецслужб
  • 📚 Статьи
  • 👀 219403
Как простой маляр устроил самый дорогой поджог в истории
  • 📚 Тесты
  • 👀 215269
«Три мушкетёра»
  • 📚 Статьи
  • 👀 211427
Тед Банди — харизматичный маньяк (18+)
  • 📚 Статьи
  • 👀 199987
Хаджи-Мурат: «призрачный» горский вождь
  • 📚 Статьи
  • 👀 192872
Мария Валевская, подарившая Бонапарту мужское счастье
  • 📚 Статьи
  • 👀 186340
Казнь Емельяна Пугачёва

Блог о скандинавской мифологии | norsemyth.

org: Саксонская война Карла Великого: религиозно-культурные элементы, часть первая

Карл Великий, король франков и император римлян, вел завоевательную войну против саксов-язычников с 772 по 804 год. Тридцатидвухлетний конфликт длился семьдесят процентов его правления; ему было двадцать четыре года, когда это началось, и пятьдесят шесть, когда оно закончилось. В этой статье будут рассмотрены многолетние усилия Карла Великого в течение этого длительного периода по замене языческих верований и социальных структур саксов христианскими верованиями и франкским правлением.

Карл Великий Альбрехта Дюрера

После краткого обзора использованных первоисточников, ранних каролингско-саксонских конфликтов, материальных целей франкских вторжений и религиозных мотивов Карла Великого в этой статье представлено повествование о саксонской войне, в котором основное внимание уделяется религиозно-культурным элементам. Акцент сделан на пяти ключевых событиях: разрушении Ирминсула, конфликте с Видукиндом, массовой казни в Вердене, проблеме Capitulatio de partibus Saxoniæ и насильственное переселение саксонского народа.

Главный аргумент заключается в том, что на протяжении длительного периода войны Карл Великий все чаще стремился к полному стиранию саксонской языческой идентичности.

ПЕРВИЧНЫЕ ИСТОЧНИКИ

Королевские франкские анналы , возможно, являются основным первоисточником по истории Саксонской войны. Они предлагают официальную историю, охватывающую период с 741 по 829 годы, с событиями примерно после 79 г.0 записано одновременно. Дополнительный материал был добавлен редактором между 814 и 817 годами. Несмотря на то, что отчет RFA был просто написан в ежегодных записях без реальных размышлений или содержательных комментариев, он содержит подробный отчет об основных событиях саксонской войны с франкской точки зрения. Неизвестно, заказал ли Карл Великий анналы лично, но поддержка такого проекта согласуется с его продвижением историографии в целом.

Летописи были источником для Эйнхарда, написавшего свои Жизнь Карла Императора около 828 года. Он получил образование в Фульдском монастыре, основанном святым Бонифаций, миссионером-мучеником, который имел такое символическое значение как для христианского Карла Великого, так и для саксов-язычников. Эйнхард стал членом двора Карла Великого, когда ему было немного за двадцать. Он служил Карлу Великому с начала 790-х годов до смерти императора в 814 году, затем оставался при дворе сына и преемника Карла Великого Людовика до конца 820-х годов.

Нравится RFA , Einhard’s Life представляет изысканный и современный взгляд на эпоху Саксонской войны. Эйнхард утверждает, что его работа сочетает в себе его собственные показания очевидца «наряду с общими сообщениями других писателей». Хотя Эйнхард часто невнимателен к деталям, путает основные факты, смешивает людей с похожими именами и импортирует информацию от классических авторов, он, по крайней мере, кажется, не просто сфабриковал материал. Среди его придворных слушателей было много выживших во времена Карла Великого, которые признали бы откровенную фантазию.

Ноткер Бальбул, автор книги Деяния императора Карла Великого , родился в 840 году и в детстве был отдан в монастырь Святого Галла. Он не был ни членом королевского двора, ни очевидцем описываемых им событий. Однако раздел Актов , посвященный военным завоеваниям Карла Великого, основан на устных показаниях некоего Адальберта, участвовавшего в саксонской войне с Геральдом, братом жены Карла Великого Хильдегарды.

Ноткер Бальбул в рукописи XI века

Анонимный монах Корви, известный как Саксонский поэт, еще более далек от событий Саксонской войны. Его «Жизнь Карла Великого » была написана между 888 и 891 годами. Хотя поэма в значительной степени основана на Эйнхарде и анналах, поэт добавляет некоторые дополнительные детали.

Спустя более восьмидесяти лет после окончания конфликта саксонский поэт благодарит Карла Великого за завоевание и обращение своих предков. Однако некоторое чувство саксонской самости проявляется, когда поэт отходит от своих франкских источников; он уделяет больше внимания различению различных племенных подмножеств саксов, изображает некоторые из вторжений Карла Великого в Саксонию как упреждающие удары, которые не были мотивированы реальными нападениями саксов, и подробно описывает последствия Карла Великого после 79 г.5 политика выжженной земли оказала на саксонский народ.

РАННИЕ КОНФЛИКТЫ И МАТЕРИАЛЬНЫЕ ЦЕЛИ

Саксы появляются в третьей записи Королевских Франкских Анналов . Дядя Карла Великого Карломан вторгся в Саксонию и вынудил подчиниться саксонского лидера Теодориха в 743 и (с помощью отца Карла Великого Пепина) в 744. Пипин сам вел войска в Саксонию в 747, 753 и 758 годах. вторжений и не перечисляет первоначальных подстрекательских действий саксов, хотя материальная мотивация подразумевается утверждением, что после франкского вторжения 758 года саксы «обещали Пипину подчиняться всем его приказам и преподнести в качестве подарков на его собрании до трех лошадей каждый год». На протяжении всего этого периода неумиротворенная Саксония обеспечивала стабильный источник дохода в виде грабежей и крупных ежегодных выплат дани. Хотя в сообщениях об этих ранних конфликтах упоминаются некоторые религиозные элементы (миссионерская работа и крещение франками, поджоги церквей саксами), их роль ничтожна по сравнению с тем, что должно было произойти при Карле Великом.

Пепин от Louis-Félix Amiel

Непрекращающиеся нападения Карла Великого на соседние народы объяснялись как «средство обеспечить короля достаточными средствами для вознаграждения его вассалов и компенсации скудных ресурсов и недостаточных доходов его королевства». Говорят, что в 774 году, через два года после его первого вторжения на саксонскую территорию, один из четырех атакующих отрядов Карла Великого «вернулся домой с большой добычей». Более поздние кампании продолжали перекачивать саксонское богатство в руки франков.

The Saxon Poet изображает Карла Великого чем-то вроде пирата в отрывке, напоминающем Anglo-Saxon Chronicle описание набега викингов на Линдисфарн: «он послал тройное войско в регионы [саксов] и жестоко поразил народ многочисленными убийствами и грабежами. Опустошив многие места, он ушел победителем, нагруженный добычей». В целом саксонские земли, которые он с таким трудом завоевал, были в восемнадцать раз больше, чем Уэссекс, который Альфред защищал от викингов; благодаря своим завоеваниям Карл Великий почти вдвое увеличил размер земель, унаследованных от его отца.

РЕЛИГИОЗНАЯ МОТИВАЦИЯ КАРЛА МАНЬЯ

Однако сокровища и земля не были единственной мотивацией короля-завоевателя, который носил меч с «крестообразной рукоятью наготове для нападения на язычников». Саксонский Поэт называет его «учителем веры», пришедшим к саксам, «чтобы спасти их против их воли».

В тексте о жизни святого Либория, написанном между 887 и 909 годами, говорится, что Карл Великий «проповедовал саксам железным языком», возможно, повторяя поразительный образ Ноткера о «железном Карле-победителе», сражающемся со своими врагами: «в железном шлеме». вооруженный железными перчатками, его железная грудь и широкие плечи надежно защищены железным нагрудником… — О, железо; увы, железо!» — раздался растерянный вопль горожан».

Карл Великий от D.J. Фунт

В 775 оригинальная запись RFA просто описывает еще один саксонский набег Карла Великого без указания мотивации. Однако в пересмотренном RFA говорится, что он «решил напасть на вероломное и нарушившее договор племя саксов и продолжать эту войну до тех пор, пока они не будут побеждены и вынуждены принять христианскую религию или полностью не будут истреблены». Эта решимость совершенно отличается от территориальной экспансии и накопления богатства.

Религиозный характер саксонской войны выходит за рамки тропа «с божьей помощью», повторяемого до банальности в RFA . Карл Великий считал себя новым Константином, подражая первому христианскому императору, назвав в честь себя франкскую крепость Карлсбург, как предыдущий император сделал с Константинополем. К его ужасу, одноименная крепость была разрушена языческими саксами, восставшими под предводительством Видукинда.

В жизни Эйнхарда , саксы — единственные нехристиане, чьи религиозные убеждения обсуждаются. Биограф вводит их, констатируя, что саксы, «как и почти все народы, живущие в Германии, были свирепы по натуре, преданы культу демонов, враждебны нашей религии и не считали зазорным преступать божественные или человеческие законы ». Утверждение Эйнхарда о том, что саксы были демонопоклонниками, соответствует древнесаксонскому крестильному обету восьми веков, который давали те, кто обратился в христианство: их спутники».

Наряду с этой демонизацией саксонской религии Эйнхард излагает образ двойного неповиновения саксов священному и светскому законам, идею, которая пронизывает современное изображение саксонской войны. В отличие от RFA , Эйнхард дает Карлу Великому четкий мотив для его первого наступления на саксов, утверждая, что саксы спровоцировали войну: «Убийства, грабежи и поджоги никогда не прекращались по обе стороны [франкско-саксонской границы]. Франки были настолько раздражены этими инцидентами, что решили, что пришло время перестать реагировать на отдельные инциденты и начать полномасштабную войну против саксов».

Несмотря на описание Эйнхардом разумных оборонительных действий, предпринятых франками, первая акция против саксов носила откровенно религиозный характер.

ВОЙНА НАЧИНАЕТСЯ: РАЗРУШЕНИЕ ИРМИНСУЛА

В 772 году разрушение Карлом Великим главного священного места саксов стало первым вылазкой Саксонской войны. RFA сообщает о своих действиях:

Захватив замок Эресбург, он проследовал до Ирминсула, разрушил этого идола и унес найденное золото и серебро. Случилась великая засуха, так что не стало воды в том месте, где стоял Ирминсул. Славный царь хотел остаться там на два или три дня, чтобы полностью разрушить храм, но у них не было воды. Вдруг в полдень, по милости Божией, пока войско отдыхало и никто не знал, что происходит, вылилось ручьем столько воды, что хватило всему войску.

Разрушение саксонского святилища было достаточным событием, чтобы новости о нем довольно быстро распространились по Англии. В 783 году англосаксонский аббат Эанвульф отправил Карлу Великому письмо, в котором поздравлял его с победой над язычниками и сносом религиозного объекта.

«Карл Великий уничтожает Ирминсул» Германа Вислицена

Название Irminûl означает «гигантская колонна» на древнесаксонском языке. Рудольф Фульдский описал Irminsul как « universis columna, pseudo sustinens omnia » («столп вселенной, который как бы поддерживает все сущее»), но писал он в 860 году, через восемьдесят восемь лет после события. Он также был склонен заимствовать описания саксонской религии у римского писателя I века Тацита.

Саксонский поэт пишет, что Ирминсул «был выполнен в виде огромной колонны и содержал соответствующее богатство украшений», но его отчет был написан почти через 120 лет после разрушения этого места. К таким более поздним источникам следует относиться с осторожностью; источники, современные саксонской войне, не уточняют, была ли Ирминсул резной колонной или натуральным деревом.

Как и в записях о вторжении Карломана и Пипина в Саксонию, первоначальный саксонский удар не упоминается; Карл Великий просто инициирует многолетнюю войну, вторгнувшись на саксонскую территорию, чтобы разрушить и разграбить религиозное святилище. Выгода от богатства, полученная от кражи вотивных сокровищ сайта, кажется второстепенной. Причиной длительного пребывания Карла Великого на этом месте было полное разрушение того, что должно было быть солидным языческим храмом, а не поиск новых сокровищ.

Разрушение Ирминсула и разграбление сокровищ храма представляет собой радикальный разрыв с прошлой политикой Каролингов. Богатство этого места, вероятно, было хорошо известно, а местоположение святыни недалеко от Эресбурга было легко доступно предшественникам Карла Великого во время их набегов на саксонские земли. Однако ни Карломан, ни Пипин не посылали войск для его разграбления. Тот факт, что Карл Великий разрушил религиозное место, оставленное нетронутым более ранними франкскими лидерами, знаменует собой начало новой стратегии взаимодействия с саксами.

Ощущение священной войны витает над сценой, когда летописец описывает чудо воды, посланной Богом армии Карла Великого. Учитывая продолжающиеся религиозные элементы кампаний Карла Великого против саксов, поразительно, что первое упоминание саксонской религии в Королевских франкских анналах представляет собой описание того, как Карл Великий уничтожил их идола в «символическом заявлении о своих намерениях».

САКСОНЫ НАНОСИЛИ ОТВЕТНЫЙ АКЦИЯ

Пока Карл Великий находился в Риме в 773 году, саксы с большой армией вошли на территорию франков. После того, как они сожгли дома за пределами замка Бюрабург,

они наткнулись на церковь во Фритцларе, которую освятил святой памяти Бонифаций, последний мученик, и которая, как он пророчески сказал, никогда не будет сожжена огнем. Саксы с большой решимостью начали нападать на эту церковь, пытаясь тем или иным образом сжечь ее. Пока это происходило, к христианам в замке, а также к язычникам в войске явились два юноши на белых конях, которые охраняли церковь от огня. Из-за них язычники не могли поджечь храм или повредить его ни внутри, ни снаружи. Напуганные вмешательством божественной силы, они обратились в бегство, хотя никто их не преследовал.

Этот отрывок в RFA отражает то, что описывает разрушение Карлом Великим Ирминсула. В первом случае Карлу Великому удалось разрушить языческое святое место, потому что Бог послал чудо воды в помощь франкам-христианам. Во втором случае саксам не удалось разрушить христианское святое место, потому что Бог послал чудо огнестойких всадников в качестве препятствия для саксов-язычников. Символически воды крещения противопоставлены адскому огню. Христианам посылают живительную воду, когда солнце в самом разгаре; язычники несут разрушительный огонь, который теряет свою силу перед лицом благодати Божией.

Добавление к литературному и гомилетическому смыслу этих парных статей — обращение к Бонифацию, мученику (первоначально англо-саксонскому монаху по имени Винфрид), связанному с отцом Карла Великого в RFA . В 750 году «Пепин избран королем по обычаю франков, помазан рукою архиепископа Бонифация святой памяти». Святой тесно связан с каролингами своим благословением их первого короля, и эта династическая связь продолжается через исполнение его пророчества во время правления сына Пипина. Сам Карл Великий был настолько предан Бонифацию, что поручил фризскому священнослужителю Людгеру построить церковь и масштабный памятник святому-мученику.

Если неудавшееся нападение на церковь, освященную Бонифаций, следует воспринимать как исторический факт, а не просто как благочестивый урок о связях Каролингов со святыми и неизбежной победе христианства над язычеством, выбор цели саксонцами заслуживает внимания. Во времена своей миссионерской деятельности Бонифаций срубил (с помощью «божественного порыва свыше») «некий дуб необычайной величины, который по древнему имени язычников называется дубом Юпитера» перед « великое множество язычников, которые в душе усердно проклинали врага своих богов», затем использовали его дерево для постройки молельни, посвященной святому Петру.

Бонифаций рубит Торов дуб
Римско-католическая церковь св. Бонифация, Кредитон, Англия

«Юпитер» обычно считается интерпретацией romana Тунаера, саксонского эквивалента скандинавского Тора, который фигурирует в упомянутом выше обете крещения. Итак, после разрушения Ирминсула саксы попытались отомстить за разрушение языческого места, центром которого могло быть «великое святилище языческого дерева», разрушив христианское место, посвященное человеку, который, как известно, уничтожил священное языческое дерево. в более раннем поколении.

The Saxon Poet подчеркивает, что церковь, освященная Бонифаций, действительно была главной целью саксонского вторжения. Язычники продолжали приходить за святым; мощи святого в конечном итоге пришлось эвакуировать монахам Фульды, когда саксы попытались разрушить монастырь и убить его священнослужителей, возможно, в попытке остановить миссионерские усилия по обращению и разрушению священных языческих мест. В записи RFA о первом саксонском нападении в 773 г. не упоминается грабеж, что подтверждает идею о том, что это был акт возмездия против религиозно значимого объекта.

РЕЛИГИОЗНАЯ ВОЙНА

Если это прочтение верно, то получается, что саксы рассматривали нападение Карла Великого как акт религиозной войны в контексте длительной кампании против их традиционной религии. «Сознательная и последовательная политика сопротивления», возможно, была обусловлена ​​языческим мировоззрением, которое формировало собственное повествование о христианских действиях на протяжении многих поколений.

Нападения на церкви, включая резиденцию епископа в Бюрабурге, продолжались до 774 года. Нападение саксов на церковную собственность заставило Карла Великого обороняться как королевского защитника христианства. Его стремление к мести, нагроможденное на месть, продолжало обостряться в последующие годы в виде самовоспроизводящегося цикла, напоминающего десятилетнюю междоусобицу из исландских саг.

Штурм Иоганна Филиппа Пройсса (с фотографии Лотара Визе)

После массового крещения после поражения саксонцев в 777 году аббату Штурму и четырем сотням монахов монастыря Фульда, основанного Бонифаций, было поручено религиозное образование новообращенных. Монахи сделали крещение своей главной целью и уничтожили столько языческих религиозных объектов, сколько смогли. Биограф Штурма Эйгиль пишет, что Карл Великий специально поручил аббату разрушение саксонских храмов, снос священных рощ и возведение новых церквей.

Многие из этих церквей, в свою очередь, были разрушены саксами-язычниками, что противоречит триумфальной поэме De converte Saxonum , сочиненной при дворе Карла Великого в 777 году в честь обращения саксов и кажущегося окончания конфликта. Реакция саксов на продолжающуюся антиязыческую деятельность франков и их союзных церковников привела к тому, что главный саксонский лидер многолетнего конфликта стал известен.

Видукинд появится во второй части.

САКСОНСКИЕ ВОЙНЫ

С 772 по 785 год Карл Великий каждую весну начинал с того, что направлялся на север, чтобы сражаться с саксами, а затем двигался на юг, чтобы сражаться в других битвах. Он выиграет несколько сражений, крестит народ, потребует дань и возьмет заложников, но как только наступит зима и король уедет домой, саксы нарушат свое соглашение, нападут и вернут себе то, что потеряли. В основном тысячи мужчин и женщин принимали христианскую веру, но как только конфликт заканчивался, они покидали только что построенные храмы и монастыри.

Германские саксы были разделены на четыре подгруппы в четырех регионах: Вестфалия была ближайшим к Австралии королевством, Истфалия — самым дальним, а между этими двумя королевствами находилась Энгрия. К северу от саксонских королевств, у подножия полуострова Ютландия, находилось королевство Нордальбингия.

Во время своей первой кампании в 773 году Карл Великий заставил англианцев срубить столб Ирминсул возле Падерборна. В 775 году он вернулся в

Вестфалию и завоевал саксонский форт Сигибург, затем двинулся в Энгрию. Он снова победил саксов в Англии, а затем в Истфалии, где саксонский лидер Хесси обратился в христианство. Карл Великий вернулся через Вестфалию, оставив постоянные войска в бывших саксонских бастионах Зигибурге и Эресбурге. Вся Саксония, за исключением северного королевства Нордальбингия, находилась под его контролем, но саксонское сопротивление только началось.

После очередной кампании в Италии в следующем году Карл Великий вернулся в Саксонию в 776 году, потому что восстание уничтожило крепость и войска в Эресбурге. Саксы снова потерпели поражение, но Видукинд, их главный и самый харизматичный лидер, сумел бежать в Данию. Готовясь к очередному раунду сражений, Карл Великий построил новый бастион в Карлштадте.

Король созвал своих герцогов в Падерборне в 777 году, чтобы полностью интегрировать Саксонию во Франкское королевство, но это было скорее политическим заявлением, чем показателем того, насколько хорошо саксы были включены в растущую Франкскую христианскую империю. Саксы согласились на условия Карла Великого, крестились и пировали, но как только король ушел, они вернулись к своим языческим обычаям и обычаям, игнорируя все законы и договоры короля.

Таким образом, Карлу Великому приходилось возвращаться и возвращаться каждое лето. Только на два года был мир: летом 779 года он снова вторгся в Саксонию и снова завоевал Истфалию, Энгрию и Вестфалию, разделив земли на миссионерские округа и лично содействуя нескольким массовым крещениям. Затем осенью он вернулся в Италию, и впервые саксонского восстания не произошло сразу. Чтобы поощрить это подчинение, Карл Великий приказал смертную казнь для всех саксов, которые отказывались креститься, не соблюдали христианские праздники и кремировали своих умерших. Саксония была мирной с 780 по 782 год.

Думая, что он наконец покорил саксов, Карл Великий вернулся в Саксонию летом 782 года, издал свод законов и назначил судей и графов как саксонского, так и франкского происхождения: хорошая идея, но плохие законы. Законы были бескомпромиссны в отношении религии, и, хотя саксы, возможно, стали христианами с теологической точки зрения, в социальном и философском плане они по-прежнему оставались последователями германского многобожия.

Это возобновило старый конфликт: осенью 782 года Видукинд вернулся и возглавил восстание, которое включало в себя несколько нападений на церковь, так как саксонские вожди не были оторваны от своей независимости, и ни подкуп, ни обращение не работали. В ответ Карл Великий (якобы) приказал обезглавить 4500 саксов в Вердене в Нижней Саксонии, которые были пойманы за практикой своего родного язычества после обращения в христианство. (Летописцы придерживаются цифры в 4500 человек, но современные ученые считают, что убито не более тысячи человек.) Это было известно как Верденская резня («Verdener Blutgericht»), и оно привело к трем годам кровожадной войны, начиная с с 783 по 785 год, во время которых королевство фризов также было окончательно покорено, а большая часть их флота сожжена. Карл Великий заставил свою армию неистовствовать в саксонских землях, убивая, сжигая и разрушая языческие святыни, создавая полное опустошение. Только когда осенью 785 года Карлу Великому удалось обратиться к саксонскому вождю Видукинду — и Видукинд согласился принять крещение, — борьба на семь лет ослабла.

В 792 г. вестфальцы вновь восстали против своего завоевателя, а в 793 г. к ним присоединились восточно-фальцы и нордальбинцы, но восстание не имело достаточной поддержки со стороны уставших масс саксов и было подавлено 794 г. Настала очередь англов восстали в 796 году, но быстрое военное присутствие Карла Великого, христианских саксов и славян сокрушило их. Последнее восстание независимых саксов поднялось в 804 году, более чем через 30 лет после первой кампании Карла Великого против них: это были нордальбинцы, которые быстро оказались фактически лишенными возможности восстать, потому что саксы вокруг них отказались поддерживать. Согласно Эйнхарду:

Война, длившаяся столько лет, наконец закончилась тем, что они согласились на условия, предложенные королем; которые заключались в отказе от своих национальных религиозных обычаев и поклонении дьяволам, принятии таинств христианской веры и религии и объединении с франками в единый народ. (24)

После завоевания Нордальбингии франки были обнаружены народами Скандинавии как датчане-язычники, «раса, почти неизвестная своим предкам, но сужденная быть слишком хорошо известной его сыновьям», как историк Чарльз Оман описал их, начал расширяться вовне (367). Пока они жили на полуострове Ютландия, они, несомненно, слышали много историй от Видукинда (его жена была датчанкой) и его союзников о том, что франки были опасны, безжалостны, и их было трудно победить, а их христианская религия распространялась со скоростью лесного пожара.

В 808 году датский король Годфред построил огромную Даневирке через Шлезвигский перешеек. Даневирке вначале представлял собой земляной и каменный вал длиной 19 миль, который защищал датскую землю и давал Годфреду возможность беспокоить Фризию и Фландрию пиратскими набегами. Превосходный полководец, он вторгся во Фризию и шутил, что посетил Аахен, чтобы расстроить Карла Великого, но был убит, прежде чем смог продолжить завоевание (либо франкским убийцей, либо одним из его людей).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *