Внутренняя политика Петра I — презентация онлайн
Похожие презентации:
Реформы Петра I. Цели реформ Петра I
Реформы Петра Великого
Реформы Петра I
Россия при Петре I
Эпоха Петра I (1682-1725 гг.)
Петр I Великий (1672 – 1725 годы)
Эпоха Петра I (1682-1725 гг.)
Внутренние реформы Петра I и их итоги
Реформы Петра I
Внутренняя политика Петра I
1. Внутренняя политика Петра I
2. План урока:
1. Государственные преобразованияПетра I.
2. Развитие экономики при Петре I.
3. Народные движения при Петре I.
«Логический путь, пройденный реформами Петра, был следующий:
1. Война требует войска – это породило первую заботу правительства –
об армии – реформа военная.
2. Содержание войска требует денег, денег можно достать в государстве, у
населения, облагая его налогами податями, экстренными сборами –
реформа финансовая.
3. Чтобы обеспечить армии постоянный прилив свежих сил и военными
кадрами, приходится внести изменения в старой системе несения военной
повинности – реформа сословная.

4. …чтобы обеспечить постоянное и правильное поступление в казну
податей и налогов, необходимо создать государственные органы –
реформа управления.
5. …необходимо заниматься производительной деятельностью, в
результате – меры экономического и коммерческого характера.
6. Военное дело, управление, экономическое благосостояние требовали
знания
опытных людей – это вызывало меры просветительского
характера.
7. Привлекая все классы населения к общей работе на пользу
государства, Петр не смог оставить в стороне духовенство и церковь, что
привело к реформе церковной.»
4. Государственные преобразования
1711 г. – учреждение СЕНАТА – высшийадминистративный и судебный орган власти.
Руководил –генерал-прокурор, назначенный
императором.
5. 1717 – 1721 гг. – создание коллегий – органы центрального управления.
Коллегии:Военная
Адмиралтейство
Иностранных дел
Камер-коллегия
Штатс-коллегия
Ревизион-коллегия
Мануфактур-коллегия
Берг-коллегия
Коммерц-коллегия
Юстиц-коллегия
Вотчинная
Главный магистрат
Здание 12 коллегий
6.

Органы государственной власти России
XVIII век
8. 1708-1710, 1719 годы – проведена административно-территориальная реформа
Губерния(глава – губернатор)
Провинция
(глава – воевода)
Уезд
(глава – земский комиссар)
9. К концу XVII века дворянское сословие окончательно оформилось, объединив бояр, помещиков и боярских детей.
Дворянство –благородное
сословие
10. 1722 г. – учрежден Табель о рангах – новый порядок продвижения по службе
11. 1714 г. – принят указ о единонаследии
12. 1718 – 1724 гг. – проведена перепись населения (ревизия) 1724 г. – введен подушный налог
Подушный1 налогплатили все
мужчины, от
младенца до
старика.
Сумма налога:
деревня – 74 коп.,
город – 1 р.14 коп.
13. 1711 г. – учреждение фискальной службы – надзорная служба
«Государевослово и
дело!»
14.

Российские мануфактуры называли крепостными,
т.к. на них использовался труд крепостных
крестьян.
16. Развитие торговли
Протекционизм – экономическая политика, направленная назащиту своего хозяйства от иностранной конкуренции путём
введения высоких пошлин на ввозимые в страну товары.
Меркантилизм – экономическая политика, основанная на
преобладании вывоза товаров над ввозом.
18. 1705 г. – Астраханское восстание 1707 – 1708 гг. – восстание крестьян под предводительством Кондратия Булавина 1705 – 1711 гг.
– Башкирское восстаниеEnglish Русский Правила
Trojden | Внутренняя политика Петра I: Пашков Б. Г.
Вспомните задачи, стоявшие перед страной в ходе Северной войны. Какова была структура государственного аппарата Российского государства XVII в.?
Реформы в промышленности. Основу экономической политики Петра составлял меркантилизм, господствовавший тогда в Европе. Сутью его было накопление денег за счет активного баланса торговли, вывоза товаров на чужие рынки, ввозу на свой. Составной частью данной политики был протекционизм — экономическая политика государства, направленная на ограждение национальной экономики от иностранной конкуренции.
Война со Швецией поставила вопрос о развитии мануфактур, в первую очередь металлургических и железоделательных. До начала XVIII в. Россия ввозила из-за границы железо, медь, ружья, сукно, серебро, олово. Развитие металлургического производства стало жизненной необходимостью страны. Правительство пыталось самостоятельно организовать мануфактуры: на Урале вступили в строй четыре больших завода. С конца 1710 г. намечается переход к поощрению частного предпринимательства. Однако контроль государства за развитием мануфактур сохранялся.
Медеплавильные печи Палевского завода на Урале. Рисунок XVIII в.
Монета полушка. 1700 г.
В результате подобной политики начался рост мануфактурного производства.
В центре страны получили распространение текстильная (суконная, полотняно-парусная) и кожевенная отрасли промышленности, которые работали в основном на армию. Наиболее значительными предприятиями были Московский суконный двор, Большая Ярославская мануфактура, суконные мануфактуры в Воронеже, Калуге, Казани, на Украине.
Постройка и спуск корабля. Гравюра XVIII в.
Яшмовая ваза — изделие уральских мастеров
Первый русский фарфор. Начало XVIII в.
В первой четверти XVIII в. возникли новые отрасли производства: судостроение (в Петербурге, Воронеже, Архангельске), шелкопрядение, фаянсовое дело, производство бумаги (в Петербурге, Москве).
В 1722 г. был издан указ о создании ремесленных цехов в городах. С одной стороны, это отражало подъем ремесла, с другой — многочисленные корпоративные ограничения препятствовали вступлению в них горожан и крестьян и тем самым тормозили развитие частного мелкотоварного производства.
Русская промышленность развивалась в условиях господства крепостного права. Так как в стране почти не было свободных рабочих рук, наемными работниками становились иностранные мастера, солдаты, посадские ремесленники, беглые крестьяне, бродяги, каторжники и т. п. Владельцы заводов стали усиленно распространять крепостнические порядки на работников мануфактур.
В условиях недостатка рабочих рук, особенно на Урале и в Карелии, к заводам стали приписывать для работы большие группы крестьян. В 1721 г. было разрешено покупать крестьян к заводам. Они составляли с предприятием как бы единое целое. Их нельзя было продавать отдельно от мануфактур. Этот разряд крестьян получил название посессионных.
Таким образом, особенностью развития русской промышленности первой половины XVIII в. было широкое использование зависимого труда. Русская мануфактура, особенно в таких отраслях, как металлургия, полотняная и суконная промышленность, сближалась с крепостной вотчиной. Вольнонаемный труд использовался эпизодически.
Торговля. Развитие промышленного и ремесленного производства, завоевание Россией выхода к Балтийскому морю способствовали росту внутренней и внешней торговли. Улучшились пути сообщения, были построены каналы, соединившие Волгу с Невой (Вышневолоцкий и Ладожский), начато строительство каналов между Москвой и Волгой, между Доном и Волгой, прекращенное из-за недостатка средств.
Усилился обмен товарами между отдельными частями страны. По-прежнему большую роль играли ярмарки (Макарьевская, Свенская, Ирбитская и др.). Дальнейшее развитие получила внешняя торговля, главным центром которой стал Петербург, куда приходило до тысячи торговых судов в год.
Корабли на Неве. Гравюра XVIII в.
Государство вводило монополии на заготовку и сбыт определенных товаров как внутри страны, так и вне ее. Первой была введена монополия на соль, но особое значение приобрела монополия на продажу товаров за границу. Однако к концу Северной войны государство несколько изменило свою политику в области экономики. Наиболее жесткие монополии были отменены, частная торговля стала поощряться, но зато усиливалась бюрократическая машина, которая несколько другими методами, но так же пристально держала под контролем развитие промышленности и торговли.
Правительство Петра I оказывало постоянную поддержку русским купцам и промышленникам. В 1724 г. был введен покровительственный таможенный тариф — высокие пошлины на иностранные товары, которые могли быть изготовлены или уже выпускались отечественными предприятиями.
Ведущей отраслью экономики России по-прежнему оставалось сельское хозяйство, но изменения в этой области в петровский период были незначительны. Производство сельскохозяйственной продукции увеличивалось не интенсивным путем, а экстенсивным — прежде всего за счет расширения посевных площадей на юге страны, в Поволжье и Сибири; усовершенствование орудий труда и культуры земледелия происходило весьма медленно.
Копейка. 1704 г.
Рубль. 1704 г.
Доски для набойки тканей. XVII—XVIII вв.
Расширялись посевы технических культур (льна, конопли, табака, винограда и т. д.), разводились более продуктивные породы скота (овцы-мериносы и т. п.). Был издан специальный указ, предписывавший убирать хлеб косами, а не серпами, как ранее.
Размер крестьянских повинностей не был определен законом и устанавливался помещиком. Для дворян наиболее привычным путем увеличения производства сельскохозяйственной продукции было усиление крепостного гнета.
Реформы управления страной. Мобилизация внутренних сил на Северную войну диктовала необходимость перестройки всего государства. Петр приступил к преобразованиям сразу после Полтавской битвы. В 1711 г. он упразднил Боярскую думу и создал Правительствующий Сенат, высший законодательный, исполнительный и распорядительный орган при царе. В новое правительственное учреждение входили девять человек, наиболее приближенных к Петру. Руководил работой Сената генерал-прокурор, которого царь называл «око государево». Первым генерал-прокурором России был назначен П. И. Ягужинский.
В 1711 г. были введены должности фискалов в центре и на местах. Они осуществляли контроль за деятельностью всей администрации, выявляли факты нарушения законов и указов, казнокрадства, взяточничества, доносили о них царю и Сенату. Фискалы пользовались нелестной репутацией, часто злоупотребляли своим положением. Доносительство стало своеобразной системой сведения счетов.
1711
П. И. Ягужинский
С 1712 г. началось формирование коллегий вместо приказов. Процесс реформирования управления страной шел долго, более 10 лет, иногда с большими перерывами. Петр изучал опыт европейских стран, в частности Дании, Швеции, Австрии. Несмотря на свою приверженность к Западу, Петр не стал пересаживать на русскую почву чуждые ей государственные идеи.
В 1715 г. было определено 6 коллегий (Юстиции, Иностранных дел, Адмиралтейская, Воинская, Камер- и Коммерц-коллегии), в 1719 г. появилось еще 4 коллегии (Штатс-контор-коллегия, Берг-коллегия, Ревизион-коллегия и Политическая коллегия, созданная вместо Коллегии иностранных дел). В 1721 г. вотчинная контора Юстиц-коллегии была преобразована в самостоятельную Вотчинную коллегию. Через год ликвидировали Ревизион-коллегию, была создана Мануфактур-коллегия. К концу жизни Петра I центральный аппарат представляли 12 коллегий, три из них получили название «первейшие», поскольку управляли важными направлениями: дипломатией, армией и военно-морским флотом.
Сенат петровского времени. Художник Д. Кардовский
Здание двенадцати коллегий. Гравюра XVIII в.
1721
Учреждение Синода
После смерти патриарха в 1700 г. царь не разрешил выбирать нового патриарха. В 1721 г. издается указ, по которому была образована Духовная коллегия, или Синод, во главе со светским лицом. С образованием Синода завершился процесс подчинения духовной власти светской.
В 1708 г. с целью укрепления власти на местах была проведена губернская реформа. Для лучшего управления страной все великорусские области Петр разделил на 8 губерний: Московскую, Ингерманландскую (районы Прибалтики и Карелии с Петербургом), Киевскую, Смоленскую, Архангельскую, Казанскую, Азовскую и Сибирскую. Делами губернии ведал губернатор, который имел штат помощников. В 1713 г. была сделана попытка создать при губернаторе консилиум (совет) из местных дворян.
Одной из главных обязанностей губернаторов являлся сбор налогов и податей, которые затем поступали в Москву. Губернии были разделены на уезды, уезды — на провинции. Всего было образовано 50 провинций. Каждая провинция, в свою очередь, разделялась на дистрикты.
Петром был разработан и осуществлен на практике Генеральный регламент (издан в 1720 г.), в котором устанавливалась строгая подчиненность нижестоящих органов вышестоящим, придавалось большое значение письменным циркулярам и инструкциям, четко регламентировались права и ответственность каждого чиновника.
1720
Принятие Генерального регламента
Домик Петра I в Петербурге
В результате реформ была создана централизованная система органов управления, усилилась личная власть царя, затем императора.
Изменения в сословиях. Преобразования в стране затронули все население и изменили его структуру. В 1720 г. был учрежден Главный магистрат. Изданный в 1721 г. регламент Главного магистрата разделил всех жителей города на «регулярных» и «нерегулярных» граждан. «Регулярные», в свою очередь, делились на две гильдии. В первую входили крупные купцы, промышленники, банкиры, доктора, живописцы, шкиперы и прочие интеллигенты1. Вторая состояла из мелких торговцев и ремесленников. Все остальное население получило название «подлые люди».
Согласно реформам Петра, с 1699 г. делами городов управляли Ратуша в столице и земские избы на местах, а с 20-х гг. XVIII в. — Главный и городовые магистраты. Для решения посадских дел собирались посадские сходы, т. е. собрания слобод, сотен и гильдий. Они выбирали посадского и прочих старост, членов магистратов — представителей городского самоуправления, а также должностных лиц для казенных служб.
1 Интеллигенция — общественный слой людей, профессионально занимающийся умственным, преимущественно творческим, трудом, развитием и распространением культуры.
1714
Указ о единонаследии
В 1714 г. Петр I издал указ о единонаследии, который разрешал дворянам передавать недвижимую собственность только старшему в роду, что вело к прекращению дробления земельной собственности и содействовало укреплению дворянского сословия. В то же время, если раньше дворяне владели землей и крестьянами при условии несения царской службы, то теперь произошло слияние условного помещичьего землевладения с вотчинным (наследственным).
Строгая иерархия российских государственных служащих нашла отражение в Табели о рангах (1722), согласно которой все чины империи независимо от сферы деятельности (сухопутные войска, военно-морской флот, гражданские учреждения) делились на 14 категорий. Это, по существу, были ступени служебной лестницы для всех чиновников России. Для каждого ранга четко регламентировались и привилегии. Например, чтобы из «подлого» сословия перейти в дворянство, надо было дослужиться по гражданской части — до восьмого ранга, по военной — до первого офицерского чина.
При Петре и знатный, и незнатный, и русский, и иностранец одинаково могли приблизиться к царю-реформатору, опираясь только на свои способности и талант. Авторитет могучего, великого государя сплотил людей разноплеменных, с разными взглядами и устремлениями.
В 1718 г. Петр ввел подушную подать взамен старого, подворного обложения. Была проведена перепись населения, причем в отношений уклонявшихся от нее применялись самые крутые меры. С введением подушной подати число плательщиков прямых налогов значительно увеличилось. Эти меры в области социальной политики привели к тому, что в результате петровского правления все население страны было объединено, пусть и достаточно искусственно, в три сословия: одно из них было привилегированным и служилым — дворянство, а посадское население и крестьянство несли тягло. Над этой структурой возвышался государственный аппарат во главе со всемогущим монархом.
1722
Принятие Табели о рангах
Дворец Марли. Петергоф. 1721—1724 гг.
Таким образом, петровская система административных реформ сыграла большую роль в укреплении государственности, в оперативном управлении Российской империей. Государство при Петре I модернизировалось в соответствии с новыми задачами, но не изменило своей деспотической сущности. В руках царя была сосредоточена вся полнота законодательной, исполнительной и духовной власти. Царь активно вмешивался во все сферы жизни государства, в повседневную жизнь людей. Систему власти, созданную Петром, принято именовать абсолютизмом.
Восстания в царствование Петра I. Реформы Петра были направлены на укрепление самодержавия и крепостничества. В период его царствования жизнь людей резко ухудшилась. Петр раздавал государственных крестьян дворянам и владельцам мануфактур. Их закрепощали и жестоко эксплуатировали. С крестьян и посадских людей взимали огромные налоги на ведение войны, на содержание армии и разросшегося бюрократического аппарата. Сотни тысяч тружеников гибли на войне, строительстве городов, каналов, флота. Но не только усиление гнета вынуждало людей скрываться в лесах и уходить на Дон. Петр своими преобразованиями и бытовыми новшествами, политикой по отношению к церкви ломал веками складывавшийся уклад, представления о жизни.
Оружие восставших крестьян во времена К. Булавина
1707
Восстание под предводительством К. Булавина
На ухудшение своего положения народ ответил усилившимся сопротивлением. Участились разгромы барских имений, побеги крепостных крестьян. В 1705 г. подняли восстание жители Астрахани. К ним присоединились соседние города — Гурьев, Терки, Красный и Черный Яр. Против восставших были направлены правительственные войска.
В 1707 г. вспыхнуло восстание казаков под руководством атамана К. Булавина. Казачество было недовольно политикой Петра и теми притеснениями, которым оно подвергалось со стороны царских чиновников. Раньше беглых людей с Дона не выдавали, но Петр нарушил это неписаное право казачества. Поимка и возвращение беглых стали обычным делом, совершаемым от имени царя.
На подавление мятежа был послан отряд под руководством князя Ю. В. Долгорукого. В октябре 1707 г. Булавин напал на Долгорукого и уничтожил его отряд. Булавин пошел по донским городкам, рассылая призывные грамоты. Атаман Л. Максимов, узнав, что Булавин убил Долгорукого и поднимает бунт, пошел против него и разгромил мятежников у речки Айдар. Булавин, потеряв 200 человек, скрылся в лесу. Однако в феврале 1708 г. он снова объявился в Запорожье. Около него собралось несколько сотен казаков, которые переправились через Днепр и стали на речке Вороновка. Атаман восставших разослал новые призывные грамоты по многим районам Украины. Более того, он обратился за помощью к Крыму и Турции.
В марте 1708 г. Булавин появился на реке Хопер, там к нему пристало еще 500 казаков. 8 апреля произошла встреча булавинцев с царскими войсками. Булавин напал на царское войско, разогнал его, захватил казну. В районе Бузулука, Медведицы, Северного Донца к восставшим присоединилось еще около 9 тыс. человек. Волнения распространились на Тамбов. 28 апреля Булавин овладел Черкассами.
В это время на Украине велись военные действия против шведов, а повстанцы оказались у них в тылу. Более того, булавинцы угрожали Азову и Петр был вынужден отправить с фронта конные части на помощь азовскому губернатору. 5 июля казаки подступили к Азову, но под ударами царских войск были оттеснены и бежали.
Воспользовавшись неудачей под Азовом, недовольные казаки организовали заговор против атамана. Они окружили дом Булавина, тот долго отбивался, но, видя, что сопротивление бесполезно, застрелился. Вскоре судьба восставших казаков была решена: против 30-тысячного царского войска они устоять не могли.
Вопросы и задание
1. Охарактеризуйте реформы государственного управления, предпринятые Петром I. Удалось ли царю справиться с пороками государственного аппарата?
2. Какую цель преследовал Петр I, проводя реформы в промышленности и торговле?
3. Как изменилось положение горожан, дворян, бояр, крестьян в первой четверти XVIII в.?
4. Чем были вызваны многочисленные восстания низов в годы правления Петра? Когда и в каких районах страны проходило восстание Булавина?
ДОКУМЕНТЫ
Указ о беглых крестьянах. 16 февраля 1707 г.
Прошлого 706 года, где на Москве и в городах на посадах и в дворцовых волостях и в патриарших и архирейских и монастырских и церковных и всяких чинов людей, в поместьях и вотчинах явятся беглые люди и крестьяне, и тех беглых людей и крестьян с женами и с детьми и с их животы отвозить к прежним помещикам и вотчинникам, откуда кто бежал, с вышеписанного указа в полгода.
А если какие помещики беглых людей и крестьян обратно не отвезут, то у тех помещиков половина поместий их и вотчин взято будет в пользу великого государя, а другая будет отдана тем, чьи беглые люди и крестьяне явятся…
«Прелестное письмо» К. Булавина в русские города и села.
Март 1708 г.
От Кондратья Афонасьевича Буловина и от всего съездного Войска Донского в русские города начальным добрым людем, также и в села и в деревни посацким торговым людем и всяким черным людем челобитье.
Ведомо вам чиним, что мы всем Войском стали единодушно вкупе в том, что стоять нам со всяким родением за дом Пресвятые Богородицы, за истинную веру христианскую, за благочестивого царя нашего, и за свои души и головы, сын за отца и брат за брата, друг за друга стоять и умирать заодно. А вам бы … всем такоже с нами стоять вкупе заодно… А которым худым людем князем и бояром и прибыльщиком и немцом за их злое дело отнюдь бы вам не молчать и не пущать…
А буде кто станет между собою кого напрасно обижать или бить, и тому человеку вам бы учинить смертную казнь без пощады. А по которым городам по тюрьмам есть заключенные люди, и вам бы боярам и воеводам всяким начальным людем тех заключенных людей из тюрем выпустить тотчас без задержания… Да еще вам ведомо чиним, что с нами казаками запорожские казаки…
Вопросы к документам
Какое значение имел указ о сыске беглых крестьян для развития крепостничества? Какой отклик он нашел среди крестьян? Какие представления о социальном составе, требованиях, устройстве восставшего войска дает «прелестное письмо» К. Булавина?
Предыдущая
СтраницаСледующая
СтраницаОглавление
Питер Ланге | Ученые @ Герцог
Профессор политологии и государственной политики, бывший проректор (1999–2014 гг. ) и заведующий кафедрой политологии (1996–1999 гг.). Его основные интересы — глобальное высшее образование, сравнительная политика и политическая экономия, а также европейская политика ХХ века. В дополнение к многочисленным статьям он является автором книги «Союзная демократия и либеральный корпоративизм: выход, голос и регулирование заработной платы в послевоенной Европе», соавтором книги «Союзы, изменения и кризис: стратегия союза Франции и Италии и политическая экономия». Он также является соредактором книг «Непрерывность и изменения в современном капитализме», а также «Италия в переходный период», «Государство, рынок и социальное регулирование: новые взгляды на Италию». До того, как стать ректором в 1999, его работа сосредоточена на отношениях между глобализацией, внутренней политикой и экономической политикой и производительностью в развитых индустриальных демократиях. Он преподавал в Гарвардском университете и был там научным сотрудником Центра европейских исследований. Входит в состав редакционной коллегии нескольких журналов.
В 1991–1992 годах он был научным сотрудником Центра перспективных исследований в области поведенческих наук в Пало-Альто, Калифорния, а в 1994 году был сопредседателем Летнего института в Центре «Интернационализация и внутренние показатели в послевоенной Европе». которая проходила летом 1998 и 1999 в Пало-Альто и Берлине. Он также был председателем Объединенного комитета по Западной Европе Совета по исследованиям в области социальных наук. С 1994 по 1996 год он работал заместителем проректора по академическим и международным вопросам в Университете Герцога и председателем Комитета по пересмотру учебных программ в области искусств и наук Университета Герцога.
Текущие назначения и связи
- Почетный профессор политических наук, Политическая наука, Тринити-колледж искусств и наук, 2018 г.
- Заслуженный профессор Университета Томаса А. Лэнгфорда,
Политическая наука,
Тринити-колледж искусств и наук, 2018 г.
Образование, обучение и сертификация
Глобальная стипендия
Избранные гранты
Стипендия для информационно-просветительской деятельности
Некоторая информация по этому профилю была собрана автоматически из баз данных Duke и внешних источников. (На нашей странице «О нас» объясняется, как это работает.) Если вы обнаружите проблему с информацией, напишите по адресу Scholars@Duke и сообщите нам об этом. Мы ответим быстро.
Внутриполитическая сцена Украины в военное время – краткое обсуждение
Внутриполитическая сцена Украины в военное время – краткое обсуждениеEN
- дополненная реальность
- Великобритания
ЕН
- дополненная реальность
- Великобритания
подробно
На прошлой неделе я разговаривал с Петром Охотиным, украинским политтехнологом и соавтором книги «Победа на выборах: пошаговые инструкции», чтобы получить представление и предварительную оценку того, как война России против Украины повлияло на внутреннюю политику. Вот итог нашего обсуждения.
[Клитина] Вы успешный политтехнолог, а теперь служите в ВСУ?
[Охотин] Да. После нападения России на Украину 24 февраля, когда город Киев оказался в опасности, я решил записаться в территориальную оборону Киева и выполнял различные поставленные задачи. С начала мая несу военную службу на востоке страны.
[ Клитина] В первые недели российского вторжения «политический процесс» в Украине внезапно замер. Границы партии были стерты. У политиков, как и у простых людей, было только два выхода: помочь стране или как-то уйти. Каждый сделал свой личный выбор. Как вы оцениваете это политическое перемирие и чувство единства? Это подлинное?
[Охотин] Я думаю, что российская разведка рассматривала внутриполитический раскол Украины как нечто, что они могли бы использовать. Но их ожидания не оправдались. Путин фактически объединил все политические силы в Украине. Даже некоторые члены пророссийской политической партии «Оппозиционная платформа — За жизнь» (ОПЗЖ) стали дистанцироваться от этой политической силы и того, что она представляла.
Стоит отметить, что все парламентские партии стали подчеркивать, что в их командах есть представители, связанные с военными Украины. Например, депутат Андрей Кожемякин от партии Юлии Тимошенко «Батькивщина», генерал СБУ в отставке, 16 апреля дал интервью Олесе Бацман, в котором подтвердил свою уверенность в возможной победе Украины.
Другой пример — Татьяна Черновол, бывший депутат, резко критиковавшая администрацию президента Владимира Зеленского. Сейчас она тоже в армии.
Татьяна Черновол в ожидании российских оккупантов 23 марта (страница Татьяны Черновол в Facebook)Черновол уничтожает российские танки и активно выкладывает фото с передовой.
Начальник Криворожской военной администрации Орест Вилкул, который был членом партии ОПЗЖ и до войны считался пророссийским политиком, возглавляет оборону в своем регионе.
23 марта Вилкул заявил, что хоть он и «русскоязычный», он против российского вторжения.
«Криворожская область объединяется вокруг президента. Он войдет в историю как великий президент великой нации. Говорить о политике в данный момент — нонсенс», — сказал Вилкул.
[Клитина] После нескольких недель войны политики все же раскололись на два лагеря, условно названные «зеленскими» и «не-зеленскими». Новый пик поддержки президента и его взрывная популярность в мире поставили под угрозу карьеры многих политиков. Как вы думаете, изменятся ли украинские политические тренды после войны? Если да, то каких изменений вы ожидаете?
[Охотин] Война существенно изменит политические тенденции в стране. Местные лидеры, принимавшие участие в защите своих городов, поселков и сел, будут политически усилены.
Я ожидаю, что более видные военные деятели попробуют свои силы в политике. Будет расти спрос на технократов, а менеджеры, способные организовать международную поддержку и процессы экономической перестройки, также получат шанс добиться успеха на политической арене.
На мой взгляд, у замглавы Администрации Президента Кирилла Тимошенко и министра инфраструктуры Александра Кубракова большие возможности для политического роста. Они играют значительную роль в обновлении инфраструктуры, что важно как для обороны и эвакуации, так и для логистики гуманитарной помощи во время войны.
Война также осветила талантливых дипломатов-иностранцев, таких как глава украинской делегации в Парламентской ассамблее Совета Европы и одновременно заместитель председателя Комитета по вопросам европейской интеграции Мария Мезенцева, а также первый вице-премьер-министр Украины и одновременно министром экономического развития и торговли Украины Юлией Свириденко. Они приложили немало усилий для того, чтобы агрессия России получила соответствующую правовую и экономическую оценку со стороны международного сообщества. Возможно, такие люди будут признаны в новом политическом раскладе.
Мария Мезенцева выступает в Парламентской ассамблее Совета Европы (ПАСЕ) 29 апреля (страница Марии Мезенцевой в Facebook) Из сферы безопасности за годы войны набрали популярность и политическое влияние главнокомандующий Вооруженными Силами Валерий Залужный и начальник военной разведки Кирилл Буданов.
[Клитина] 20 марта СНБО приостановил деятельность всех пророссийских партий в Украине. Фракция ОПЗЖ в парламенте распущена. 21 апреля Верховная Рада Украины на очередной сессии объявила о создании новой депутатской группы из бывших членов фракции ОПЗЖ. В эту группу «Платформа жизни и мира» входят 25 депутатов под председательством Юрия Бойко, который считается одним из главных сторонников сближения с Россией. Как вы оцениваете политические шансы ОПЗЖ и его ребрендинга? Есть ли у этой пророссийской политической силы шансы выжить после войны?
[Охотин] Ведущие бизнесмены, которых часто называют олигархами, заинтересованы в получении власти, используя политику как инструмент. Идея ОПЗЖ как партии дружбы с Москвой умерла. Бойко, скорее всего, откажется от пророссийской риторики, а обновленная партия ОПЗЖ, скорее всего, будет формировать свое политическое будущее с помощью имиджа «эффективных бизнесменов». Олигархи попытаются получить политическое влияние, финансируя «спойлеры» — технические, политические проекты. Но борьба Зеленского против олигархов, если она будет возобновлена всерьез, по-прежнему будет угрожать их деятельности.
[Клитина]Пятый президент Украины, лидер «Европейской солидарности» Петр Порошенко призвал украинцев во время войны с Россией воздерживаться от политической деятельности, способствующей раздору и наносящей ущерб государству. Как вы оцениваете перспективы Порошенко и его партии после войны?
[Охотин] Порошенко утратил монополию на использование образа армии в политической риторике. Главной задачей его политтехнологов станет поиск нового позиционирования. Я предсказываю, что в основе этого будет региональный подход – лучшей ставкой для этой партии остается электорат Западной Украины.
[Клитина] Согласно последним социологическим опросам, проведенным 1 марта, 93% украинцев поддерживают деятельность президента Зеленского (Источник: Рейтинг). Несколько членов президентской команды высказали свои мысли о необходимости досрочных досрочных выборов в парламент, органы местного самоуправления и президента после войны. Как вы оцениваете перспективы досрочных президентских выборов после войны? Кого вы считаете основными политическими оппонентами Зеленского в будущем?
[Охотин] Перспективу послевоенных президентских выборов я считаю реальным сценарием. Этот шаг позволит сохранить легитимность правительства. Не будем забывать: Россия продолжит проводить информационно-психологические операции против Украины, поэтому Киев должен действовать на опережение. Лично у Зеленского есть уникальный шанс превратить конкурентов в союзников, руководствуясь логикой национального единства. Например, такую стратегию можно применить к братьям Кличко, имеющим международное признание и определенный авторитет в Украине. Только Порошенко, скорее всего, будет строить свою кампанию на острой критике Зеленского. Конечно, после войны могут появиться и другие кандидаты. Однако на данном этапе сложно выделить конкретных людей из-за особенностей общения в условиях военного положения.
Александра Клитина
Александра Клитина — старший корреспондент Kyiv Post.