Политика царевны Софьи
Василий Перов. Никита Пустосвят. Спор о вере («прения о вере»). 1880-1881.Царевна Софья Алексеевна была дочерью Алексея Михайловича. После смерти последнего на престол взошел его умный, образованный, но болезненный сын Федор. За свой короткий, равный одному президентскому срок (1676-1782), он не оставляет наследника. Встает вопрос, кому дальше царствовать. У Федора был брат, 16-летний Иван, по свидетельствам современников страдавший слепотой и умственной отсталостью. И 11-летний брат Пётр, рожденный второй женой Алексея Михайловича, молодой Наталией Нарышкиной. При поддержке патриарха Иоакима, в 1682 году боярская дума провозглашает царем младшего Петра, в обход Ивана. Ответом был вспыхнувший стрелецкий бунт — «Хованщина», в результате которого к власти приходит царевна Софья. В юности она получила классическое образование под руководством философа Симеона Полоцкого. Видя старания и талант девочки, он разрешил ей продолжить обучение (как правило, царевны учились до 10-12 лет, дальнейшее образование считалось для них излишним).
В традиционной историографии XIX века Софья рассматривалась как честолюбивая и жестокая сестра Петра. А ее правление — как переходный и смутный период, только оттеняющий последующую «великую эпоху». Даже знаменитый портрет Софьи, написанный Репиным, оставляет неприятное впечатление от ее натуры: толстая, с растрепанными волосами и с бессильно-безумными глазами. Обратите внимание на пейзаж за окном на картине — там висит стрелец.
Илья Репин. Софья АлексеевнаБлагодаря разрушению идеологического догматизма, сегодня мы можем аргументированно защищать самые разные взгляды на историю (если они, конечно, не экстремистские). Во второй части ЕГЭ по истории может встретиться следующий вопрос-суждение.
Правление царевны Софьи способствовало решению многих задач, стоявших перед Россией во внешней и внутренней политике, было успешным
Нужно привести два аргумента за это суждение и два против.
+Аргументы за
Внешняя политика: именно при Софье была окончена длившаяся почти век (с перерывами) война с Польшей. Она заключает Вечный мир, по которому Польша признает все присоединения России в Левобережной Украине, а так же Смоленск и Чернигов. Заключение мира позволяет Софье сосредоточить внешнюю политику на Юге.
Внешняя политика: при Софье заключается Нерчинский договор с Китаем. Это первый письменный договор, который упорядочивает взаимоотношения государств на Дальнем Востоке. И хоть договор оценивается неоднозначно в русской историографии, развитие дипломатических отношений с Китаем представляет собой плюс.
Внутренняя политика: при Софье была учреждена Славяно-греко-латинская академия, первое высшее учебное заведение в России. Это способствовало развитию образования. Академия была открыта с инициативы Симеона Полоцкого, учителя Софьи.
— Аргументы против
Внешняя политика: неудача Крымских походов В. Голицына. Василий Голицын, талантливый политический деятель, ученый и дипломат, был не очень хорошим полководцем. Крымские походы, начатые Софьей после заключения мира с Польшей, были провалены, что во многом способствовало падению ее авторитета.
Внутренняя политика: «12 статей» царевны Софьи. В них подробно описывались наказания для старообрядцев: от пыток, до казни — сожжения в срубе. Эти законы способствовали нарастанию социального напряжения в русском обществе, усилению остракизма большой социальной группы — старообрядцев.
Записаться на курсы ЕГЭ по истории в Красноярске вы можете позвонив по телефону +7(391)2-950-216, +7(391)2-4141-23
Глушенкова Ольга Александровна,
преподаватель истории и обществознания
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Правление Софьи Алексеевны. Внутренняя и внешняя политика
РЕФЕРАТ
правление Софьи Алексеевны. Внутренняя и внешняя политика
Выполнила:
Школьный учитель:
Введение
В
1676 году новым царем стал старший сын покойного Алексея Михайловича — Федор. Будучи крестным отцом маленького Петра, он любил его и заботился о нем. По его
поручению с пятилетнего возраста Петра стали обучать грамоте. Первым его
учителем и наставником был дьяк Никита Зотов. С ним Петр освоил
азбуку и чтение по слогам, прочел первые церковные книги, начал писать. По
достижении десятилетнего возраста мальчик должен был начать изучение более
сложных наук — грамматики, риторики, философии, истории, иностранных языков.
Однако за месяц до этого умер царь Федор, и учение для Петра закончилось.
В 1682 году остро встал вопрос о престолонаследии.
Новым
царем по существовавшим порядкам должен был стать старший брат Петра — Иван.
Однако он был болезненным и слабоумным подростком. Ближайшее окружение умершего
царя Федора настояло на провозглашении царем десятилетнего Петра.
Патриарх Иоаким и бояре с согласия собравшегося на Красной
площади народа провозгласили Петра новым царем. Однако это было нарушением
прежнего порядка наследования престола, при котором в случае затяжного
междуцарствия вопрос о престоле решался Земским собором.
В этих условиях родственники Ивана
Милославские подняли против Нарышкиных стрелецкое войско, которому было сказано, что истинного царя Ивана задушили бояре-изменники. Восставшие стрельцы двинулись к Кремлю, где ими были убиты многие ближайшие родственники Петра по линии матери. Царями были провозглашены оба брата — Иван и Петр. До их совершеннолетия правительницей назначалась старшая сестра юных правителей — Софья. Сложилось двоевластие, отразившееся даже в царском троне той поры — он был разделен на две части (для двух царей), а сзади располагалось место правительницы со шторкой, из-за которой она подсказывала братьям, что именно следует говорить во время приемов.Фактическая власть на тот момент принадлежала Софье.
Актуальность данной темы обусловлена,
прежде всего, неоднозначностью личности царевны Софьи. Она прошёл путь от
цесаревны до монахини, и события, которые происходили на ее жизненном пути,
вызывают интерес у широкой аудитории историков и читателей.
Цель работы: изучить государственный строй во время царствования царевны Софье Алексеевны Романовой.
В соответствии с целью были поставлены и последовательно решены следующие задачи:
1. Найти и изучить подходящую научную литературу;
2. Проанализировать внешнюю и внутреннюю политику страны во время правления царевны;
3. Сопоставление взглядов разных историков на события, связанные с жизнедеятельностью царевны Софьи.
Объект исследования: личность царевны Софьи
Алексеевны Романовой.
Основным источником для написания работы и
раскрытию цели и выполнению задач послужили труды А. Н. Толстого, который
представляет царевну как неутомимую честолюбивую интриганку, всеми правдами и
неправдами мешавшую своему сводному брату «прорубить окно в Европу».
Софья ассоциируется с тугодумным боярским миром, топким болотом дремучих
нравов. Историк Д.Л. Мордовец выдвинул другую точку зрения на опальную царевну,
который писал: «наделённая таким же мощным политическим темпераментом, таким же
острым умом, как и её брат, Софья прорубила своё «окно». Историка романист
В.С. Соловьёв, который описывал Софью иначе, чем А.Н. Толстой, отказавший
царевне даже в женской привлекательности. По словам Соловьёва Софья
представляла собой тип русской Женщины — статной, с роскошными волосами и
удивительными ярко-синими глазами.
Глава
1.
Регентство Сафьи Алексеевны Романовой
Софья
правила, опираясь на своего фаворита Василия Голицына. Ходили слухи о том, что
между Софьей и Голицыным существовала плотская связь. Однако свидетельства
времени её правления не подтверждают этого. «Дипломаты не видели в их
отношениях ничего, кроме благоволения Софьи к князю, и не находили более
ничего».
Царевна продолжила борьбу с «расколом» уже на законодательном уровне, приняв в 1685 году «12 статей», на основании которых были казнены тысячи человек, обвинённых в «расколе».
Вольтер говорил о ней: «Она имела много ума, сочиняла стихи, писала и говорила хорошо, с приятной наружностью соединяла множество талантов; они были омрачены только её честолюбием».
Царевна
Софья не зря имела репутацию умной женщины. Прежде всего она избавилась от слишком
амбициозных бояр, возомнивших себя истинными правителями России. Самый главный
среди них — князь Иван Хованский, назначенный Софьей главой Стрелецкого
приказа, со своим старшим сыном Андреем — главой Судного приказа, повели себя
излишне независимо, вплоть до прямой дерзости. Да еще на свою беду князь Иван
решил женить князя Андрея на одной из сестер Софьи, Екатерине, которая питала к
молодому Хованскому явную слабость.
Правительница
повелела арестовать обоих князей Хованских и отрубить им головы, что и было
исполнено в день ангела царевны.
Многие историки считают, что если б Софья не была столь прозорлива, решительна и жестока, династия Романовых могла пресечься еще тогда, в 1682 году.
Софья видела опасность, которую представляло для царской власти стрелецкое воинство. Она бы заменила его на регулярное войско, да некому было поручить проведение этой сложной и чрезвычайно опасной акции. Князь Голицын был скорее теоретиком, чем практиком, остальные бояре были не слишком заинтересованы в том, чтобы потерять свою главную опору во время всяческих смут — вечно нищих и озлобленных стрельцов, которых умелой агитацией можно было подбить на что угодно. Сама Софья честно признавалась, в отличие от многих мужчин, что не считает себя специалистом в военных вопросах.
Однако, помимо интриг и козней, Софья активно занималась государственными делами.
Внутренняя политика Софьи Алексеевны Романовой
При
Софье были ужесточены меры против бродяжничества, бывшего тогда подлинным бичом
России. По ее требованию была произведена всероссийская перепись населения. По
ее указу было упразднено местничество, которое позволяло боярам и другим
знатным людям получать высокие и доходные места не по личным заслугам, а
исключительно в силу происхождения и родственных связей. Примечателен еще один
факт. Во время правления Софьи во Франции были объявлены гонения на
протестантов. Россия первой выразила готовность приютить изгнанников, и многие
из них поселились в Москве, в Немецкой слободе. Никакой благодарности к Софье
они тем не менее не испытывали и дружно поддержали Петра в его борьбе с
сестрой. Людская память может быть удивительно короткой. Да и к своим
собственным «протестантам» — раскольникам — Софья относилась более чем терпимо.
Именно она разрешила установить памятник на могиле казненной в царствование
Алексея Михайловича видной раскольницы боярыни Морозовой. И, наконец, Софья собиралась
освободить крепостных крестьян, обязав их выплачивать казне ежегодный налог.
Подтверждение этому можно найти в характеристике, которую дал
царевне-правительнице один из ближайших сподвижников Петра, князь Борис
Куракин:

Внешняя политика Софьи Алексеевны Романовой
Из внешних дел правления Софьи самым важным событием было уничтожение существовавшие до того времени таможенные барьеры между Россией и Украиной, что немало способствовало экономическому развитию этих двух частей российского государства. На западе Россия стремилась к установлению мирных отношений с Речью Посполитой. В 1686 г. между ними был заключен «вечный мир» с Речью Посполитой. Условием данного договора было вступлении России в
На юге Россия
вступила в 1686 г. в антитурецкую Священную лигу и пыталась присоединить Крым.
В 1687 г. и 1689 г. под руководством В.В. Голицына были предприняты походы
против крымских татар, но русские войска не смогли развить успех и добиться
нужного результата. Главная же «вина» Софьи — два трагических крымских похода
против татар — на самом деле ее неудача. Талантливых военачальников в России
тогда не было, даже и Петру, вспомним, пришлось первоначально прибегать к
услугам иностранных консультантов. Софья позволить себе такую экстравагантную
выходку не могла. Местные же военные кадры следовало искать не среди
ожиревшего, тугодумного боярства, а в дворянских низах и казачьих станицах, что
и сделал впоследствии Петр, вызвав гнев современников.
На востоке были установлены дипломатические отношения с Китаем. В 1689 г. был подписан Нерчинский договор, согласно которому граница между Россией и Китаем была проведена по р. Аргуни, но большинство приграничных земель и рек остались неразграниченными.
Глава 2.
30 мая 1689
года Петру I исполнилось 17 лет. К этому времени он, по настоянию матери,
царицы Натальи Кирилловны, женился
на Евдокии
Лопухиной, и, по обычаям того
времени, вступил в пору совершеннолетия. Старший царь Иван тоже был женат. Таким образом, не оставалось формальных
оснований для регентства Софьи Алексеевны (малолетство царей), но она
продолжала удерживать в своих руках бразды правления. Пётр предпринимал попытки
настоять на своих правах, но безрезультатно: стрелецкие начальники и приказные
сановники, получившие свои должности из рук Софьи, по-прежнему выполняли только
её распоряжения.
Между Кремлём (резиденцией Софьи) и двором Петра в Преображенском установилась атмосфера враждебности и недоверия. Каждая из сторон подозревала противную в намерении разрешить противостояние силовым, кровавым путём.
В ночь с 7 на 8 августа несколько стрельцов прибыли в Преображенское и донесли царю о готовящемся покушении на него. Пётр был очень напуган и верхом, в сопровождении нескольких телохранителей, тут же ускакал в Троице-Сергиев монастырь. Утром следующего дня туда же отправились царица Наталья и царица Евдокия в сопровождении всего потешного войска, которое к тому времени составляло внушительную военную силу, способную выдержать длительную осаду в троицких стенах.
В Москве
известие о бегстве царя из Преображенского произвело потрясающее впечатление:
все понимали, что начиналась междоусобица, грозившая большим кровопролитием. Софья упросила патриарха Иоакима поехать
в Троицу, чтобы склонить Петра к переговорам, но в Москву патриарх не
возвратился и объявил Петра полноправным самодержцем.
27 августа из Троицы пришёл царский указ, подписанный Петром, с требованием всем стрелецким полковникам явиться в распоряжение царя в сопровождении стрелецких выборных, по 10 человек от каждого полка, за неисполнение — смертная казнь. Софья, со своей стороны, запретила стрельцам покидать Москву, также под страхом смерти.
Некоторые
стрелецкие начальники и рядовые стали уходить к Троице. Софья чувствовала, что
время работает против неё, и решила лично договориться с младшим братом, для
чего выехала в Троицу в сопровождении небольшой охраны, но в селе Воздвиженском была задержана стрелецким нарядом, а посланные ей навстречу
стольник И. Бутурлин, а затем боярин, князь Троекуров объявили ей, что царь её
не примет, а если она попытается продолжать свой путь в Троицу, к ней будет
применена сила. Софья возвратилась в Москву ни с чем.
Об этой неудаче Софьи стало широко известно, и бегство бояр, приказных чиновников и стрельцов из Москвы увеличилось. В Троице их благожелательно встречал князь Борис Голицын — бывший дядька царя, на это время ставший главным советником Петра, и распорядителем в его ставке. Вновь прибывшим высокопоставленным сановникам и стрелецким начальникам он самолично подносил чарку и от имени царя благодарил за верную службу. Рядовым стрельцам тоже раздавали водку и наградные.
Пётр в Троице
вёл образцовую жизнь Московского царя: присутствовал на всех богослужениях,
оставшееся время проводил в советах с членами боярской думы и в беседах с
церковными иерархами, отдыхал только в кругу семьи, носил русское платье, немцев не
принимал, что разительно отличалось от образа жизни, который он вёл в
Преображенском и который неодобрительно воспринимался большей частью всех слоёв
русского общества — шумные и скандальные застолья и забавы, занятия с
потешными, в которых он нередко выступал в роли младшего офицера, а то и рядового,
частые посещения Кукуя, а, в особенности, то, что царь с немцами держался, как
с равными себе, в то время как даже самые знатные и сановные русские, обращаясь
к нему, согласно этикету должны были называть себя его рабами и холопами.
Между тем, власть Софьи неуклонно сыпалась: в начале сентября в Троицу ушла во главе с генералом П. Гордоном наёмная иноземная пехота — наиболее боеспособная часть русского войска. Там она присягнула царю, лично вышедшему навстречу. Высший сановник правительства Софьи, «царственные большие печати и государственных великих посольских дел оберегатель», Василий Голицын уехал в своё подмосковное имение Медведково, и устранился от политической борьбы. Активно поддерживал правительницу только начальник стрелецкого приказа Фёдор Шакловитый, всеми средствами старавшийся удержать стрельцов в Москве.
От царя
пришёл новый указ — схватить (арестовать) Шакловитого и
доставить в Троицу в железах (в цепях) для сыска (следствия)
по делу о покушении на царя, а все, кто поддержит Шакловитого, разделят его
судьбу. Остававшиеся в Москве стрельцы потребовали от Софьи выдачи Шакловитого.
Она сначала отказывалась, но была вынуждена уступить. Шакловитый был отвезён в
Троицу, под пыткой дал признание и был обезглавлен. Одним из последних явился в
Троицу князь Василий Голицын, где он не был допущен к царю, и сослан с семьёй
в Пинегу (Архангельская
область).
У правительницы не осталось приверженцев, готовых рисковать головой ради её интересов, и когда Пётр потребовал, чтобы Софья удалилась в Святодуховский монастырь в Путивле, ей пришлось подчиниться. Вскоре Пётр решил, что держать её вдалеке небезопасно и перевёл в Новодевичий монастырь. В монастыре к ней была приставлена стража.
Жизнь Софьи Алексеевны Романовой в монастыре и её смерть
Во время стрелецкого восстания 1698 год а стрельцы, по данным следствия, намеревались позвать её на царство. После подавления бунта Софья пострижена в монахини под именем Сусанны.
Умерла
3 (14) июля 1704 года, перед смертью постриглась в великую схиму,
взяв себе прежнее имя, София. Похоронена в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря в Москве.
В старообрядческом скиту Шарпан находится
захоронение схимницы Прасковьи
(«царицына могила») в окружении 12 безымянных могил. Староверы считают
эту Прасковью царевной Софьей, якобы бежавшей из Новодевичьего
монастыря с 12-ю стрельцами.
Результаты правления Софьи Алексеевны Романовой
В России распространялись образование и науки.
Был установлен мир с Речью Посполитой.
Не удалось добиться выхода к Черному морю.
Не были до конца определены границы с Китаем.
Историк С. М. Соловьев считал Софью Алексеевну «богатырь-царевной», не сумевшей обеспечить себе поддержку в обществе на длительный срок. В «идеологическом» романе А.Н. Толстого «Петр I» она предстает как олицетворение «старой, допетровской Руси». Но считать ее «ревнительницей старины» было бы неверным. Напротив, ее шаги можно рассматривать как предвестие петровских реформ.
Среди них отметим открытие в 1687
году в Москве Славяно-греко-латинской академии —
первого в Русском государстве высшего учебного заведения. При Софье Алексеевне
состоялось утверждение единой системы мер и весов. Кроме того, она продолжила
борьбу со староверами. На основании принятых в 1685 году «12 статей» казнили
тысячи ревнителей прежнего обряда.
Вместе с канцлером Василием Голицыным, которого часто называли ее фаворитом, царевна проводила активную внешнюю политику. В 1686 году был подписан «вечный мир» с Речью Посполитой, закрепивший за Русским государством Смоленск, Левобережную Украину и Киев. Годом позже она отправила посольство в Париж. В 1689 году, незадолго до ее свержения, был заключен Нерчинский трактат о границе с Китаем.
Войдя в антитурецкую коалицию с Австрией, Венецией и Речью Посполитой, в 1687 и 1689 годах царевна Софья снарядила Голицына в два Крымских похода, чтобы раз и навсегда покончить с набегами на Русь.
Заключение
Софья была забыта почти сразу после
погребения. Если же впоследствии о ней и вспоминали историки, то лишь как об
«интриганке», едва не загубившей благородное дело Петра, поскольку «властолюбию
пожертвовала совестью, а темпераменту — стыдом». При Петре и первое время после
смерти Петра к личности Софьи относились очень враждебно, считали ее врагом
петровских преобразований, закоснелой защитницей старины и умственного мрака.
Только в конце XVIII столетия делаются попытки снять хоть часть обвинений с
Софьи. К деятельности ее как правительницы с уважением относился Г.Ф. Миллер.
Карамзин признавал Софью замечательной женщиной, ослепленной только
властолюбием. Устрялов говорит о царевне с негодованием, называя ее русской
Пульхерией. Я соглашаюсь с мнением С.М. Соловьева, для которого Софья —
«богатырь-царевна», «пример исторической женщины, освободившейся
из терема, но не вынесшей из него нравственных издержек и не нашедшей их в
обществе». Подобным же образом многое в деятельности Софьи объясняет и
Н.И.Костомаров. Аристов в своей книге «Московские смуты в правление
царевны С.Алексеевны» старается обелить Софью. По его мнению, вся причина
майского бунта лежит в стрельцах.
Софья была старшей дочерью царя Алексея Михайловича, его первенцем. Родись она мальчиком, вопроса бы не возникло о том, кому наследовать трон и
власть и реформы в России. Кроме этого могу добавить, что после изучения образа
царевны Софье Алексеевны Романовой, ее форму правления. Я не сомневаюсь в
успехи России прийти к величию и процветанию. Возможно это было бы не таким
кровавым путем…
Используемая литература
1. Ключевский В.О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли
2. Платонов С.Ф. «Полный курс лекций по русской истории»
3. Дмитриев Е. «Царевна Софья Алексеевна»
4. История СССР с древнейших времён до наших дней. Москва, 1967
5. Сергеев М. «Своей судьбой гордимся мы»
6. Смовкин В.В. «Всё обо всех»
7. Учебник История России 7 класс Арсентьев Данилов часть 2
Приложения
Приложение 1
Картина царевны Софьи Алексеевны Романовой
Приложение 2
«Арест царевны Софьи», картина К. А. Вещилова
«Царевна Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре», картина Ильи Репина
Решение Турции о соборе Святой Софии как сигнал внешней политики – Журнал ближневосточной политики и политики и главный редактор журнала ближневосточной политики и политики Гарвардской школы Кеннеди.
10 июля 2020 года президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган подписал указ, который позволит лишить собор Святой Софии статуса музея и вернуть его в мечеть. Проправительственное турецкое новостное агентство Yeni Şafak в тот же день был озаглавлен: «Запад сходит с ума». ( Batı çıldırıyor) [1]
После подписания Эрдоганом меморандума Государственного совета как турки, так и международные наблюдатели разделились во мнениях относительно того, что означало это знаменательное решение, следует ли его отмечать и кто оно на самом деле для. Сонер Чагаптай, аналитик Вашингтонского института ближневосточной политики, утверждает, что этот шаг был предпринят для того, чтобы спасти Эрдогана от снижения популярности среди его сторонников и дать возможность сплотиться его националистически-популистской базе в условиях экономического спада. [2]
В то время как различные сегменты турецкого общества добивались возвращения всемирно известного собора Святой Софии как минимум с 2005 года в мечеть [3], , решение состоит не только в отечественные сторонники.
29 мая 2020 года Эрдоган прочитал молитву в соборе Святой Софии в честь 567-й годовщины Фетиха, завоевания Стамбула у византийцев султаном Мехмедом Завоевателем. В Твиттере ПСР Эрдогана ( Партия справедливости и развития) использовала хэштег #AyaSofyadaFetih, чтобы связать мусульманское завоевание Стамбула с этим современным поминовением в соборе Святой Софии. [4] Хотя это хорошо сработало с некоторыми из его основных сторонников, это гораздо больше, чем обращение его внимания внутрь себя к внутренней политике. На самом деле это вовсе не внутренний взгляд; это кульминация Турции под постоянно растущим мировоззрением Эрдогана. Взгляд, согласно которому Турция больше не будет подчиняться чужому мнению, особенно мнению западных лидеров.
В преддверии решения Государственного совета ( Danıştay ) о том, следует ли лишить первоначально православный христианский собор VI века статуса музея, построенный византийским императором Юстинианом I и превращенный Мустафой Кемалем Ататюрком в музей в 1934 году. свое слово высказали мировые лидеры. Европейские и американские настроения в подавляющем большинстве совпадали; попытка превратить объект всемирного наследия ЮНЕСКО обратно в мечеть подорвет христианско-мусульманские отношения во всем мире и будет не чем иным, как атакой на мультикультурализм. Госсекретарь США Майк Помпео выступил с заявлением, в котором говорится: «Мы призываем правительство Турции продолжать поддерживать Собор Святой Софии в качестве музея в качестве примера его приверженности уважению религиозных традиций и разнообразной истории, которые внесли свой вклад в Турецкую Республику, и чтобы он оставался доступным для всех». [5] Вселенский патриарх Варфоломей, глава Православной христианской церкви со штаб-квартирой в Стамбуле, заявил, что этот шаг разочарует христиан и разрушит межконфессиональные отношения. Аналогичные замечания сделали ЮНЕСКО и ЕС. [6]
Это предложение делает две вещи для Эрдогана: оно позволяет ему цепляться за поддержку своей националистически-популистской базы в восстановлении османского и исламского величия дома и распространять это величие на сферу внешней политики, возрождая Нео. — Османские идеалы региональной экспансии (часто имитирующие прежнюю имперскую географию) и сопротивление западному подчинению. Таха Озан, приглашенный научный сотрудник Оксфордского университета, объяснил, что характер внутренней и внешней политики Турции, кроме того, неразрывно связан с секьюритизацией ее внешней политики в 2014 году, с внутренними действиями, направленными на иностранное потребление, и наоборот. [7] Лизель Хинтц, профессор международных отношений Университета Джона Хопкинса, также много писала об уникальной связи внешней и внутренней политики Турции. [8]
Таким образом, в последние годы вмешательство Турции в дела своих соседей было окрашено османской ностальгией и риторикой, и с этой ностальгией связано больше примеров участия за пределами Турции, чем нет.
Далеко в Африке инициативам в Ливии и Судане было уделено внимание, особенно из-за упоминаний об османской исторической важности, которые подкрепляют потребность в грандиозном экономическом росте и создании предприятий там, как на суданском острове Суакин. [9]
Популярные СМИ отражают эту тенденцию «Османии». Такие шоу, как Muhteşem Yüzyıl , Diriliş Ertuğrul, Muhafız, Atiye, и многие другие, появились в последние годы, чтобы отразить это популярное повторное увлечение Османской эпохой Турции и еще больше отразить ее современную связь с политическим миром. Ученые, обсуждающие этот недавний медиа-феномен, используют термин «реставрационная ностальгия», придуманный Светланой Бойм, чтобы сказать, что восстановительная ностальгия «проявляется в тотальной реконструкции памятников прошлого». [10] Повторное преобразование Айя-Софии в мечеть, возможно, является воплощением этого.
И распространение собственного влияния Турции, принимая во внимание османский прецедент, а не историю национального государства Турции, которая возникла в результате стратегического изоляционизма, а затем усилилась зависимость от США и союзов, таких как НАТО, включает в определенной степени воинственное утверждение независимости от Запада. учреждений и в конечном итоге стремится разорвать эту субординацию.
Стремление оглянуться на пример Османской империи, чтобы наилучшим образом удовлетворить потребности Турции, находящейся сейчас в третьем десятилетии внешнеполитических потребностей 21-го века, состоит не в том, чтобы возродить образ больного человека Европы, а в том, чтобы возродить образ Сулеймана. Эпоха Великолепия, когда Турции не было равных (и особенно Западу).
Растянувшийся и по большей части бесспорный османский пейзаж Сулеймана, вершина 600-летней истории Империи — вот что Эрдоган стремится символически вернуть себе, а также калечащий вид старой империи, связанной иностранной лояльностью в последние десятилетия XIX век — это то, чего он специально хочет избежать.
Следовательно, мы должны определить , что такое и , о чьем видении «неоосманизма» мы говорим. Мы можем использовать этот термин в его узком определении Давутоглу или в том виде, в каком он был впервые введен еще в 19 веке. 80-е годы [11] . Это, в более узком смысле, касалось бывшего советника ПСР по внешней политике Ахмета Давутоглу, призывавшего Турцию использовать свою геостратегическую и историческую роль в регионе «путем развития стратегической глубины, что по существу означает развитие и диверсификацию связей с Ближним Востоком, Азией и Африке, чтобы дополнить уже укоренившиеся связи с Европой». [12] Таким образом, то, что можно интерпретировать как внутреннее решение о преобразовании собора Святой Софии в мечеть, имеет также явно широкие неоосманские последствия для внешней политики.
Знаменательное решение Эрдогана отменить почти 80-летний музейный статус собора Святой Софии говорит о том, что Турция официально отвечает не только за свою внутреннюю территорию, но и за внешнюю политику, играя по своим собственным правилам, и все, что зависит от ее суверенитета, не работает для дебатов только в Турции. Поскольку, как отмечают заголовки новостей по всей Турции, запад сходит с ума — это именно то, чего хочет Эрдоган. Это государственное решение олицетворяет растущую восстановительную ностальгию Турции по иностранному потреблению, а также по внутреннему, чтобы добиться как расширения влияния в регионе MENA, так и прекращения зависимости от западных институтов и связей с ними.
Примечания:
[1] «Hazımsızlık başladı: Karar uluslararası öfkeye neden olabilir!» Йени Шафак. https://www.yenisafak.com/gundem/hazimsizlik-basladi-karar-uluslararasi-ofkeye-neden-olabilir-3548781 По состоянию на 10 июля 2020 г.
[2] «Эрдоган снова сделает собор Святой Софии мечетью, но Это поможет ему?» Сонер Кагаптай, Вашингтонский институт ближневосточной политики, политическое предупреждение. 10 июля 2020 г. https://www.washingtoninstitute.org/policy-analysis/view/erdogan-to-make-hagia-sophia-a-mosque-again-but-will-it-help-him
[3] Исмаил Кандемир, глава Ассоциации обслуживания исторических фондов и окружающей среды, подал иск в Государственный совет в 2005 году с требованием вернуть это место мечети, сославшись на то, что «использование собора Святой Софии как музей ранит совесть [турок]». Из «Турции Эрдоган приказывает превратить собор Святой Софии обратно в мечеть», CNN. 10 июля 2020 г. https://www.cnn.com/2020/07/10/europe/hagia-sophia-mosque-turkey-intl/index.html
[4] https://twitter.com/Akparti/ статус/1266431741553754112.
[5] «Статус собора Святой Софии», заявление для прессы государственного секретаря Помпео, опубликованное 1 июля 2020 г. Государственный департамент США. https://www.state.gov/the-status-of-the-hagia-sophia/
[6] «Мир реагирует на то, что Турция переоборудовала собор Святой Софии в мечеть», Аль-Джазира. 11 июля 2020 г. https://www.aljazeera.com/news/2020/07/world-reacts-turkey-reconverting-hagia-sophia-mosque-200710135637861.html
[7] «Расшифровка новой региональной политики Турции». Брукингс Доха. Вебинар, 13 июля 2020 г.
[8] См. Лизель Хинц, Политика идентичности наизнанку: оспаривание национальной идентичности и внешняя политика в Турции . Oxford: Oxford University Press, 2018.
[9] Мустафа Гурбуз, «Как Саудовская Аравия переиграла Турцию в Судане». 11 июня 2019 г.
https://ahvalnews.com/geopolitics/how-saudi-arabia-outmanoeuvred-turkey-sudan.
[10] Джош Карни, «ResurReaction: конкурирующие взгляды на (прото) османское прошлое Турции в Великолепном веке и
Воскрешение Эртугрул». Ближневосточная критика 28/2, 101-120. 2019. 5.
[11] Чевик, «Турецкий исторический телесериал: общественное вещание неоосманской иллюзии» 7.
[12] Натаниэль Хэнди, «Изменение отношений Турции со своими ближневосточными соседями в эпоху Давутоглу: история , Власть и политика», Bilgi 23 (2011): 62.
Внутреннее и международное право Размер решения собора Святой Софии
Тысячи войн и миллионы смертей, Земля столкнулась с драматическими поворотами, которые мы можем наблюдать повсюду. история. Каждая битва приносила огромные изменения. Изменения, которые коснулись технологий, изменения, которые изменили демографию, изменения, которые проникли, а в некоторых случаях и стерли культуры, языки и религии. В одних случаях эти коррективы присутствовали с первого дня войны, где-то темпы были относительно медленными, но неизбежно очевидными. Военный и довоенный периоды замечательно изучены с точки зрения причин и результатов, приведших к агрессии, но послевоенный период — это тот период, на который никогда нельзя закрывать глаза, так как мысли и убеждения не исчезают за одну ночь, особенно когда речь идет о сторонах, которые потерянный.
Мы с уверенностью можем признать, что довоенный период можно сравнить с процессом нагревания нефти, есть много ингредиентов, которые приводят к катастрофическим последствиям, таким как язык, раса, религия и общие убеждения. Комбинации могут быть разными, так как существует довольно много сопутствующих обстоятельств, но как только температура станет достаточно высокой, одна искра может вызвать пламя войны, которое рано или поздно испарится и конденсируется в осадки, орошающие землю кровью.
Процесс охлаждения имеет множество вариаций и побочных эффектов, зависящих как от предвоенного, военного периода, так и от самого послевоенного периода. Был ли победитель/проигравший с наступательной или оборонительной стороны и была ли довоенная пропаганда или нет. Также, если это была полная или частичная победа/поражение. Эти факторы действительно определяют скорость охлаждения, и для Германии, Италии и Японии это было почти такой же историей после Второй мировой войны.
Конец Второй мировой войны принес Германии волну краха и разрушения. Страна осталась в руинах, а ее люди спотыкались, чтобы восстановить свою жизнь. Послевоенная Германия была периодом грандиозных вызовов и кардинальных преобразований, которые определяли судьбу страны на десятилетия.
Падение нацистской Германии обозначило конец одного из самых влиятельных противостояний в человеческой хронологии. Тем не менее, он также оставил страну отделенной и оккупированной союзными державами – США, Великобританией, Францией и СССР. Германия была разделена на четыре доменные зоны, каждая из которых контролировалась одной из союзных держав. Разделение Германии привело бы к образованию двух отдельных государств: ФРГ (Федеративная Республика Германии (Западная Германия)) и ГДР (Германская Демократическая Республика (Восточная Германия)).
Серьезные экономические трудности характеризовали послевоенную эпоху в Германии. Инфраструктура страны была разрушена, а ее граждане потеряли свои дома. Расходы на восстановление Германии были ошеломляющими, и страна сильно зависела от иностранной помощи. План Маршалла, попытка США обновить Европу после войны, воссоздал решающую роль в финансовом возрождении Германии.
В послевоенный период в Германии также произошли важные политические сдвиги. Нацистская партия была запрещена, а важные сообщники предстали перед судом и осуждены за военные преступления. Нюрнбергский процесс, серия военных трибуналов, проводимых в Нюрнберге, Германия, был одним из самых существенных судебных разбирательств в современной истории. Они привлекли к ответственности многих высших руководителей нацистской партии, в том числе Германа Геринга и Рудольфа Гесса.
В дополнение к судебным процессам в Германии произошли существенные политические реформы. В 1949 году в стране была принята новая конституция, в которой определялось демократическое правительство и гарантировались основные права и свободы граждан. Кроме того, конституция определяла ФРГ как федеративное государство с децентрализованной политической системой.
Социальные преобразования характеризовали и послевоенный период в Германии. В стране произошла последовательная урбанизация, когда многие люди перебрались из сельских районов в города в поисках работы. Эта миграция была направлена на развитие новых городских центров, таких как Франкфурт и Мюнхен, которые должны были стать важным денежным и культурным перекрестком.
Культурная топография Германии также претерпела замечательные метаморфозы в послевоенный период. Страна пережила культурный ренессанс с появлением уникальных академических и творческих движений.
Послевоенный период в Германии был периодом огромных испытаний и существенных изменений. Стране пришлось реконструировать свою инфраструктуру, экономику, политические и социальные институты. Тем не менее, Германия материализовалась из этого периода как демократическая, процветающая и культурно резонансная только через двадцать лет, поскольку идеология и идентификация не изменились за одну ночь. Уроки, извлеченные из послевоенного периода, сформировали политический и культурный ландшафт Германии.
После Второй мировой войны Италия столкнулась с трудной задачей восстановления страны, понесшей огромные потери во время войны. Страна была в руинах, муниципалитеты и инфраструктура разрушены, а экономика разрушена. Тем не менее, несмотря на монументальные проблемы, Италия, как правило, выздоравливала, и в последующие годы страна пережила значительный экономический расцвет, политическую силу и культурный ренессанс.
Годы после Второй мировой войны характеризовались политическими потрясениями, когда Италия перешла от фашистской диктатуры Бенито Муссолини к демократической стране. В 1946 г. в стране был проведен общенациональный референдум, результатом которого стало роспуск монархии и установление Итальянской республики. Новое правительство было создано на основе конституции, которая гарантировала гражданские свободы, свободы человека и самоуправляемую демократию.
Послевоенный период отличался еще и экономическими невзгодами. Экономика Италии сильно пострадала во время войны: фабрики и инфраструктура были уничтожены, а сельское хозяйство было нарушено. Инфляция кипела, и безработица была высокой. Чтобы справиться с этими проблемами, итальянское правительство провело ряд мер по восстановлению экономики, включая земельную реформу, приобретение инфраструктуры и организацию промышленных зон.
Одним из самых замечательных результатов того периода стал План Маршалла. Соединенные Штаты выступили с этой инициативой в 1948 году, предоставив миллиарды долларов помощи европейским странам, включая Италию, для восстановления их экономики. Финансы использовались для финансирования таких предприятий, как строительство автомагистралей, железных дорог и портов, а также для поддержания роста таких отраслей, как сталелитейная, химическая и машиностроительная.
План Маршалла, наряду с финансовой политикой правительства, оказал эффективное влияние на бережливость Италии. К 19В 50-е годы страна переживала экономическое взросление, известное как «экономическое чудо». Промышленное производство развивалось, а ВВП страны увеличивался в несколько раз, что сделало Италию одной из самых быстрорастущих экономик Европы.
Послевоенный период также ознаменовался культурным возрождением в Италии с практическими результатами в литературе, кино и искусстве.
В заключение следует отметить, что послевоенный период в Италии характеризовался значительными политическими, экономическими и культурными событиями. Несмотря на огромные проблемы, с которыми столкнулась страна, Италии удалось восстановить свою экономику, назначить демократическое правительство и собрать воодушевленную культурную сцену. Наследие послевоенного периода по-прежнему очевидно в Италии сегодня: экономика страны остается одной из крупнейших в Европе, а ее культурное наследие продолжает просвещать и воздействовать на людей во всем мире. И, как и в Германии, это чудо произошло благодаря времени и финансовой помощи. Потребовалось более десяти лет, чтобы переориентировать социальную идеологию и восстановить нацию.
Окончание Второй мировой войны в 1945 году стало поворотным моментом в истории Японии. Война разрушила страну, и она столкнулась с огромными проблемами в восстановлении своей экономики, общества и политической системы. Тем не менее, несмотря на сложные случаи, всего за несколько десятилетий Япония стала одной из ведущих мировых экономических держав.
После войны Япония была оккупирована союзными державами во главе с США. Оккупация продолжалась с 1945 по 1952 год и была отмечена эффективными реформами, направленными на демократизацию и модернизацию японского общества. Среди реформ было принятие новой конституции, которая определила демократический подход к правительству и охраняла права и свободы личности. Конституция отказалась от войны для разрешения глобальных конфликтов, значительно обойдя агрессивную историю Японии.
Державы домена также начали существенные экономические реформы, чтобы обновить экономику Японии и стимулировать экономическое развитие. Одной из наиболее важных вех было упразднение дзайбацу, огромных империй, которые до войны завоевали экономику Японии.