Внешняя политика Ивана IV Грозного – таблица
1533 – Смерть Василия III. Начало правления Ивана IV Грозного (1533-1584). Начало регентства Елены Глинской (1533-1538).
1534 – Начало русско-литовской войны 1534-1537.
1535 – Разорение литовцами Гомеля и Стародуба. Постройка на литовской земле Себежа.
1537 – Перемирие с Литвой.
1541 – Отражение набега хана Саип-Гирея.
1545 – Поход трёх русских ратей на Казань.
1546 – Неудачная попытка посадить в Казани московского ставленника Шиг-Алея.
1547 – Венчание Ивана IV на царство – официальное принятие великими князьями московскими титула глав всего православного мира. Переход управления к Избранной Раде. Поход русских на Казань.
1550 – Поход на Казань. Основание Свияжска, завоевание Москвой заволжской стороны Казанского царства.
1551 – Возведение на казанский трон Шиг-Алея, освобождение из Казани томившихся там русских пленников (по летописным сведениям, до 60 тысяч человек).
1552 – Отказ казанцев принять русского наместника и гарнизон. Поход на Казань, взятие города Иваном Грозным, падение Казанского ханства. Осада Тулы крымским ханом Девлет-Гиреем. Просьба черкесских князей принять их в русское подданство.
1553 – Прибытие экспедиции Ченслера в устье Северной Двины – начало контактов Москвы с Англией.
1554 – Возведение в ханы Астрахани русского ставленника Дербыша. Война Ивана Грозного со шведами (1554-1557). Прибытие ливонского посольства в Москву и требование от него дани.
1555 – Учреждение православной архиепископской кафедры в Казани, начало широкого расселения русских вокруг неё. Вторжение крымцев, их сражение с Иваном Шереметевым на Судьбищах (в 150 верстах от Тулы). Первая присяга сибирских татар (хана Едигера) Москве.
1556 – Бунты казанских инородцев (1556-1557). Присоединение Астрахани к России. Поход дьяка Ржевского к Очакову (Избранная Рада готовит войну с целью завоевания Крыма).
1557 – Подданство Москве днепровских казаков Вишневецкого.
1558 – Начало Ливонской войны (1558-1583). Взятие русскими Нарвы, Нейгаузена, Дерпта. Поход Вишневецкого против крымских татар к Перекопу.
Ливонская война. Карта
1559 – Разорение ратями Ивана Грозного Ливонии до самой Риги. Нападение Даниила Адашева на западный берег Крыма.
1560 – Взятие русскими Мариенбурга и Феллина, захват в плен ливонского магистра Фирстенберга. Переход острова Эзеля (Сааремаа) к датчанам.
1561 – Переход Лифляндии и Курляндии к Польше, а Ревеля к шведам – вся территория павшего Ливонского ордена делится между соседними державами.
1563 – Взятие Полоцка Иваном Грозным.
1564 – Победа поляков над русскими у Орши. Бегство в Литву Курбского.
1565 – Набег крымского хана Девлет-Гирея на рязанскую область.
1566 – Земский собор по вопросу о Ливонской войне.
1567 – Поход Ивана Грозного в Ливонию.
1569 – Неудача попытки турок пройти с Дона на Волгу (султан строит планы отнять у России недавно приобретённое ею Поволжье).
1570 – Провозглашение датского принца Магнуса в Москве королём Ливонским (Иван Грозный строит планы создать в Ливонии вассальное в России владение). Начало войны русских со шведами в Ливонии. Новая осада Ревеля московскими ратями.
1571 – Набег крымского хана Девлет-Гирея на Москву и сожжение её татарами.
1572 – Разгром Девлет-Гирея Михаилом Воротынским в битве у Молодей. Иван Грозный выставляет свою кандидатуру при выборах на польский трон.
1575 – Оставив собственные притязания на престол Речи Посполитой, Иван Грозный поддерживает кандидатуру на него германского императора Максимилиана. Русские захваты в Западной Эстонии (1575-1576).
1577 – Осада Ревеля русскими. Их военные успехи в Лифляндии.
1578 – Поражение русских войск под Венденом.
1579 – Стефан Баторий отнимает у русских Полоцк.
1580 – Взятие Баторием Велижа и Великих Лук. Русское посольство Шевригина к папе и императору.
1581 – Осада Пскова Баторием. Захват Нарвы, Ивангорода, Яма, Копорья и Корелы шведами. Приезд в Россию от папы посольства иезуита Поссевина для посредничества в окончании Ливонской войны.
1582 – Запольское перемирие между Россией и Речью Посполитой – возврат полякам всех русских приобретений в Ливонской войне. Победа Ермака над тюменскими татарами. Захват им столицы хана Кучума, Сибири.
Покорение Сибири Ермаком. Картина В. Сурикова, 1895
1583 – Первое Плюсское перемирие между Россией и Швецией – Иван Грозный уступает шведам города Ям, Копорье, Ивангород и Корелу. Россия на несколько лет теряет выход к Балтийскому морю (в правление Федора Иоанновича утраченные города будут возвращены Борисом Годуновым). Конец Ливонской войны.
1584 – Основание Архангельска – важнейшего русского форпоста на Белом море. Осада города Сибири татарами. Гибель Ермака, временное отступление русских из Сибири. Смерть Ивана Грозного.
На протяжении всего царствования Ивана Грозного велось также успешное русское продвижение в южные степи. См. о нём в статьях Южное направление внешней политики Ивана Грозного и Южная граница России при Иване Грозном, Крым, битва при Молодях, казаки.
Автор текста
Внешняя политика Ивана 4: задачи, направления, события
Покорение Сибири Ермаком. 1895. Художник В. Суриков
Многие при подготовке к экзаменам и при разборе тем не совсем хорошо себе представляют внешнюю политику того или иного правителя. В этом посте разобрана внешняя политика Ивана 4 Грозного так, как это надо делать с любой такой темой.
Основные направления
Московское государство при Иване Грозном окружало несколько государств. Основными направлениями внешней политики были:
- Восточное направление. На Востоке и Юго-востоке Московское государство окружали государства, образовавшиеся при дроблении Золотой орды: Сибирское ханство, Казанское, Астраханское и Ногайская орда.
- Южное направление. Здесь Московию подстерегало еще одно враждебное государство — Крымское ханство. Положение осложнялось тем, что это ханство стало вассалом Турции (Османской империи; Порты). И османы всегда помогали Крыму, если бы на него кто-то напал.
- Западное направление. Здесь были государства Литва и Польша, которые в 1569 году объединились в одно государство по Люблинской унии — Речь Посполитую. Также дорогу к Балтике преграждал Ливонский орден и Швеция.
Основные задачи внешней политики
- Задача поглощения осколков Золотой орды, так как эти ханства постоянно нападали на русское порубежье, уводили в плен людей, наносили урон хозяйству приграничных земель.
- Задача создания оборонительной системы крепостей — засечной черты для отпора набегам крымских татар.
- Задача воссоединения со старорусскими землями: галицкими, киевскими, черниговскими и пр.
- Задача отвоевания выхода к Балтийскому морю.
Ключевые события
Восточное и Юго-восточное направление.
- 1552 год — третий — теперь уже удачный поход на Казанское ханство и его присоединение к Московскому государству.
- 1556 год — удачный поход на Астраханское ханство и его мирное присоединение. Астраханцы до прихода русских добровольно присоединились к Москве.
- 1557 год — присоединение Ногайской орды.
- Походы Ермака Тимофеевича (нанят промышленниками Строановыми) по присоединению Сибирского ханства.
Южное направление.
Создание засечной черты против набегов крымских татар. Вырубались леса, строились сторожевые башни для противодействия татарской коннице.
Западное направление.
Ливонская война 1558 — 1583 гг.
Причины: необходимость выхода к Балтийскому морю для торговли со странами Западной Европы. Это было необходимо потому, что Архангельск замерзал зимой и судоходство было невозможно.
Повод: Ливонский орден не платил дань за город Дерпт и не пропустил через свою территорию дворян, посланных Иваном Грозным учиться в Европу.
Русские пушкари в сражении под Венденом (Цесисом) во время Ливонской войны. Художник В.А. Нечаев.
Ход событий:
- Первый период войны с 1558 по 1569 год — был успешен для Московии. В ходе первого периода Ливонский орден как государство было уничтожено, русские вышли в портам на Балтике. В 1569 году Литва и Польша объединились в Речь Посполитую.
- Второй период войны с 1569 по 1583 годы — был неудачным. За земли Ливонского ордена, прекратившего своё существование, вступили в борьбу Речь Посполитая и Швеция. В результате войска Стефана Батория (польского короля) сумели разгромить русские армии и осадить Псков. Только героическая оборона Пскова содействовала заключению мирного договора с Речью Посполитой.
Итоги войны:
- В 1582 году было заключено Ям-Запольское перемирие с Польшей, по которой к ней отходили Смоленские и северские земли.
- В 1583 году было заключено Плюсское перемирие со Швецией, согласно которому Прибалтийские земли отошли к ней.
Итоги внешней политики Ивана 4
С одной стороны Московское государство успешно проводила политику на Востоке. Ее территория была расширена за счет территорий ханств. Это повлияло на социальную структуру Московского государства: расширилась доля государственных крестьян, статус которых приобрело местное население. Наиболее самобытные народы стали платить дань пушниной (ясак) и обогащать царскую казну.
С другой стороны неудачная западная политика подорвало экономику страны, вкупе с опричниной. Допущенные просчеты во Внешней политике еще не скоро сделают возможным как воссоединение старорусских земель, так и присоединение Прибалтики.
Post Scriptum: эта тема очень серьезная и непростая. Нельзя полностью раскрыть все нюансы в одном-двух постах. Однако спешу Вас обрадовать, что все нюансы этой темы, а также всех других тем как по истории России, так и по Всемирной истории раскрыты в видеокурсе «История. Подготовка к ЕГЭ на 100 баллов», а также на наших онлайн-курсах подготовки к ЕГЭ по истории.
С уважением, Андрей Пучков
Поделиться в соц. сетях
Китай и Россия: изучение связей между двумя авторитарными державами
Подробнее о:
Китай
Россия
Украина
Тайвань
Альянсы безопасности
Введение
Китай и Россия имеют долгую и сложную историю, отмеченную как периодами солидарности, так и разногласий. Соседи укрепили связи за последнее десятилетие, но некоторые эксперты сомневаются в глубине их стратегического партнерства. Они говорят, что союз стран больше обусловлен их общим соперничеством с Соединенными Штатами, чем естественной близостью друг к другу.
Подробнее от наших экспертов
Дэвид Сакс
Как Китай отреагирует на визит президента Тайваня Цай Инвэнь в США?
Партия набирает обороты, государство сокращается: грядущие реформы управления в Китае
Адам Сигал
Обзор кибернедели: 3 марта 2023 г.
В прошлом напряженность вспыхивала из-за таких вопросов, как коммунистическая доктрина, протяженная общая граница и пандемия COVID-19. Сегодня связи между людьми остаются слабыми, а чиновники продолжают не доверять друг другу, несмотря на официальные заявления о сотрудничестве. Многие аналитики внешней политики говорят, что вторжение России в Украину в 2022 году может стать поворотным моментом в отношениях, и то, как будут развиваться их отношения, вероятно, будет иметь серьезные последствия для международного порядка.
Китай и Россия союзники?
Китай и Россия не являются официальными союзниками по договору, а это означает, что они не обязаны вступать в защиту друг друга, и в противном случае они вряд ли сделают это в случае Украины или Тайваня. Но они называют друг друга стратегическими партнерами и в последние годы сблизились. На встрече в феврале 2022 года, за несколько дней до вторжения России в Украину, председатель КНР Си Цзиньпин и президент России Владимир Путин заявили, что их партнерство «безгранично», и пообещали углублять сотрудничество на различных направлениях. Считается, что у Си и Путина близкие личные отношения: с 2012 года они встречались друг с другом более сорока раз9.0003
Но некоторые эксперты говорят, что это партнерство в основном удобно, а главной силой, толкающей их вместе, является их общее мнение о том, что Соединенные Штаты угрожают их интересам. Со своей стороны, лидеры США в последние годы характеризовали Китай и Россию как великих соперников страны [PDF]. «Я не думаю, что Китай-Россия — это естественный союз, — говорит Сьюзен А. Торнтон из Йельской школы права. «Ухудшение отношений с США способствует сближению Китая и России».
Как соотносятся их внешняя политика и интересы?
Китайская и российская политические системы имеют некоторые сходства: обе считаются авторитарными режимами с концентрацией власти в руках одного лидера с большим стажем. Китай — однопартийное государство, возглавляемое Коммунистической партией Китая, а Россия — многопартийная система, в которой доминирует путинская партия «Единая Россия». Оба правительства все чаще подавляют внутреннее инакомыслие и подрывают верховенство закона, чтобы сохранить свою власть.
Подробнее от наших экспертов
Дэвид Сакс
Как Китай отреагирует на визит президента Тайваня Цай Инвэнь в США?
Карл Минцнер
Партия набирает обороты, государство сокращается: грядущие реформы управления в Китае
Адам Сигал
Обзор кибернедели: 3 марта 2023 г.
Они также использовали подрывную невоенную тактику для распространения своего влияния за рубежом и подрыва демократических норм. Например, Россия вмешивалась в выборы за границей, в том числе в президентские выборы в США в 2016 году, с помощью онлайн-кампаний по дезинформации и кибератак. Между тем, государственные СМИ Китая предприняли шаги для заполнения информационных пробелов в десятках стран, транслируя и публикуя новости, благоприятные для Пекина.
Китай и Россия склонны поддерживать (или, по крайней мере, не противодействовать) друг другу в Совете Безопасности ООН, постоянными членами которого они оба обладают правом вето. Хотя у них разные интересы в Центральной Азии — Россия сосредоточилась на поддержке безопасности и политической стабильности союзных бывших советских республик, а Китай сосредоточился на поддержке торговли и экономического развития — они избегали конфликтов друг с другом и сотрудничали в поддержании региональной безопасности.
через Шанхайскую организацию сотрудничества.Однако существуют большие различия, которые определяют цели их внешней политики и инструменты, которые они используют для их достижения. Экономика Китая является второй по величине в мире после экономики США и более чем в восемь раз превышает российскую. И он продолжает расти, несмотря на замедление на фоне пандемии COVID-19. С другой стороны, российская экономика, занимавшая одиннадцатое место до российского вторжения в Украину, в последние годы находилась в стагнации. После вторжения в 2022 году западные правительства обрушили на Россию беспрецедентные санкции, которые, как ожидается, еще больше затормозят ее рост на долгие годы. По словам экспертов, эти расходящиеся траектории привели к тому, что некоторые представители китайского правительства стали рассматривать Россию как слабого партнера.
Помощь США Украине в шести таблицах
Украине нужна военная помощь, чтобы защитить себя. Десятки стран являются донорами, но США выделяются.
Китай извлек большую выгоду из нынешнего международного порядка и стремится реформировать его, а не заменить, чтобы лучше соответствовать своим интересам. С тех пор как Китай присоединился к Всемирной торговой организации в 2001 году, китайские официальные лица рекламировали развитие страны как «мирный подъем», направленный на избежание военного конфликта с Соединенными Штатами и их союзниками. Он работал над тем, чтобы конкурировать с Соединенными Штатами, налаживать экономические и дипломатические связи со странами мира в рамках своей инициативы «Один пояс, один путь» и продвигать концепцию взаимовыгодного сотрудничества. Более того, она играет все более активную роль в международных организациях, таких как Организация Объединенных Наций.
Россия, с другой стороны, нарушила многие международные законы и нормы в своих действиях за границей, таких как вмешательство в выборы, политические убийства и кибератаки, и эксперты называют ее государством-изгоем. «Россия ведет себя гораздо более провокационно, в то время как Китай проявляет более осторожный и долгосрочный подход, когда речь идет о глобальной конкуренции с Западом», — говорит Мария Репникова из Университета штата Джорджия.
Каковы основные проблемы в отношениях?
Недоверие . Многие китайские и российские официальные лица, лидеры бизнеса и граждане испытывают взаимное недоверие друг к другу. Хотя Си и Путин дружат, исторически лидеры этих стран не были близки. Кроме того, известно, что люди в обеих странах выражают националистические настроения, которые унижают другую сторону, а китайские и российские компании выражают трудности в работе с другой стороной. Хотя страны имеют протяженную границу, туристические и академические обмены между ними ограничены. COVID-19пандемия также усилила недоверие.
Война в Украине. Вторжение России в Украину поставило Китай в неловкое положение. Китай публично не оказывал России военную помощь на Украине (хотя, как сообщается, Россия просила об этом), зная, что это вызовет негативную реакцию со стороны Соединенных Штатов и Европейского союза (ЕС). Помощь России в наступлении на Украину также нарушила бы давнюю политику невмешательства Китая. Но китайские официальные лица отказались осудить Путина за войну и обвинили Соединенные Штаты и Организацию Североатлантического договора (НАТО) в провокации России.
Индия. Россия поддерживает дружеские отношения с Индией со времен холодной войны, поставляя ей большую часть оружия. Но Китай по-прежнему настороженно относится к своему соседу из-за давних споров по поводу их общей границы. Это привело к короткой войне в 1962 году и другим противостояниям, в том числе одному, назревавшему с 2020 года.
Что стало поворотным моментом в отношениях?
Китайско-российские отношения пережили много взлетов и падений на протяжении десятилетий, но некоторые из них выделяются.
Приверженность Китая и России марксистско-ленинской коммунистической идеологии первоначально сблизила их, и китайский лидер Мао Цзэдун рассматривал Советский Союз как модель для построения социалистического общества. В 1950 году они подписали договор о союзе на тридцать лет. Советский Союз поддержал усилия Китая по разработке ядерного оружия, предоставил стране обычные вооружения и направил советских академиков и ученых для консультирования китайского правительства.
В 1960-х отношения испортились, что стало известно как китайско-советский раскол. Частично в этом виноваты разногласия по поводу коммунистической идеологии, а также дебаты о том, следует ли развивать отношения с Западом, и поддержка Россией Индии. Кульминацией напряженности стал многомесячный пограничный конфликт в 1969, в котором китайские солдаты напали на советских силовиков возле оспариваемых речных островов. Некоторые аналитики опасались, что Советский Союз применит ядерное оружие против Китая, но этого не произошло. К 1980 году срок действия договора между Китаем и Советским Союзом истек, и страны были фактически отрезаны друг от друга.
Краткий обзор ежедневных новостей
Сводка мировых новостей с анализом CFR доставляется на ваш почтовый ящик каждое утро.
Большинство будних дней.Просмотреть все информационные бюллетени >
В конце 1980-х напряженность начала ослабевать. Советский лидер Михаил Горбачев посетил Пекин в 1989 году, что стало первой официальной встречей между советским и китайским лидерами за тридцать лет. Горбачев и китайский лидер Дэн Сяопин заявили, что нормализуют отношения между странами. После распада Советского Союза в 1991 году Китай и Россия продолжали укреплять связи. В 2001 году они подписали Договор о добрососедстве и дружественном сотрудничестве, договорившись не применять ядерное оружие друг против друга и обязавшись укреплять сотрудничество.
Во время глобального финансового кризиса 2008 года Китай и Россия увидели, что Соединенные Штаты и Запад находятся в состоянии упадка. Вместе они работали над расширением сотрудничества друг с другом, а также с развивающимися странами, такими как Бразилия и Индия, в рамках группы БРИК. (Южная Африка присоединилась к группе в 2010 году, и она была переименована в БРИКС. )
Аннексия Крыма Россией в 2014 году значительно ускорила китайско-российское сотрудничество, хотя Пекин не признал аннексию. Поскольку Соединенные Штаты и многие другие страны ввели санкции и избегали деловых отношений с Россией, «Россия решила, что ей нужно более внимательно присмотреться к Китаю и повернуться к Азии», — говорит Джозеф Торигян из Американского университета. Визит Си в Москву в 2015 году стал четким сигналом об углублении отношений: лидеры подписали более двух десятков двусторонних соглашений, в том числе о продаже новых вооружений.
Каковы их экономические связи?
Хотя торговля между странами увеличилась за последние два десятилетия, достигнув рекордного уровня в 147 миллиардов долларов в 2021 году, их экономические отношения неравномерны. Россия гораздо больше зависит от Китая, чем от Китая, что вызывает обеспокоенность Москвы. Например, Китай является крупнейшим торговым партнером России после ЕС, а Россия — четырнадцатым по величине торговым партнером Китая [PDF]. Россия также полагается на китайские компании и банки в критически важных инвестициях в свою энергетическую и телекоммуникационную инфраструктуру.
Россия может стать еще более зависимой от торговли с Китаем, поскольку ЕС пытается запретить импорт российской нефти. В торговле между Китаем и Россией уже преобладает энергетика, отчасти потому, что страны имеют то, что эксперты называют взаимодополняющей экономикой. У Китая огромные потребности в энергии, а у России много нефти и природного газа. Действительно, более половины российского экспорта в Китай в 2020 году было связано с энергетикой. А в 2021 году Россия обеспечила 16 процентов импорта сырой нефти в Китай, 15 процентов импорта угля и 10 процентов импорта природного газа.
Перед началом войны на Украине Си и Путин договорились увеличить ежегодный товарооборот на 50 процентов к 2024 году и, как сообщается, планировали построить трансграничный газопровод. (Сегодня большая часть российских трубопроводов идет в Европу. Только один идет в Китай.) Тем не менее, по сообщениям, некоторые китайские компании не решаются браться за новые проекты в России, опасаясь, что они могут нарушить международные санкции.
Стремясь уменьшить свою зависимость от западных банковских систем и свою уязвимость к санкциям, Китай и Россия начали отказываться от использования долларов США в торговле. Этот процесс известен как дедолларизация. Россия все чаще использовала евро для своей внешней торговли, хотя с Китаем она чаще использовала юань или рубль. Однако Китай еще не присоединился к российской системе финансовых переводов SPFS, которая была создана в качестве альтернативы системе SWIFT, возглавляемой США.
Какие у них военные связи?
У Китая и России нет формального союза, и их вооруженные силы никогда не участвовали в боевых действиях вместе, но с 2014 года сотрудничество в области обороны расширилось. Страны начали совместную работу по разработке систем предупреждения о ракетном нападении, и они сотрудничество в космосе, в том числе путем интеграции их спутниковых навигационных систем.
По данным Стокгольмского международного института исследования проблем мира, с 1950-х годов большая часть импортируемого Китаем оружия поступала из Советского Союза и России. Но в последние годы продажи российского оружия Китаю сократились; это связано с развитием оборонной промышленности Китая, а также с тем, что Россия не решается продавать сложные системы Китаю из-за страха кражи технологий. В настоящее время Китай производит большую часть собственного оружия и стал одним из крупнейших экспортеров оружия в мире.
Количество совместных военных учений Китая и России увеличилось, и с момента их первых учений в 2003 году они провели десятки учений. Учения также стали более масштабными и сложными, и некоторые эксперты говорят, что они помогли повысить оперативную совместимость вооруженных сил и взаимное доверять. Другие говорят, что учения более примечательны тем, что они посылают сигнал Соединенным Штатам и европейским странам, чем их фактические оперативные преимущества.
Китай и Россия направили еще один громкий сигнал о своем стратегическом партнерстве в мае 2022 года, запустив бомбардировщики вблизи Японии, когда президент США Джо Байден и другие лидеры четырех стран находились с визитом в Токио. Это были их первые совместные военные учения с начала войны на Украине.Подробнее:
Китай
Россия
Украина
Тайвань
Альянсы безопасности
Внешнеполитические полномочия США: Конгресс и президент
Подробнее о:
Соединенные Штаты
Главы государств и правительств
Военные операции
Введение
Конституция США распределяет полномочия по международным отношениям как между исполнительной, так и законодательной властью. Он предоставляет некоторые полномочия, такие как командование вооруженными силами, исключительно президенту, а другие, такие как регулирование внешней торговли, Конгрессу, в то время как третьи он делит между ними или просто не передает.
Подробнее от наших экспертов
Джеймс М. Линдси
Познакомьтесь с Вивеком Рамасвами, кандидатом в президенты от Республиканской партии
Тимоти Дж. Макдональд
Запад отправляет в Украину легкие танки. Будут ли они иметь значение?
Дж. Андрес Гэннон
Визуализация 2023 года: тенденции, за которыми стоит следить
Разделение властей породило множество споров о роли президента и Конгресса в международных делах, а также об ограничениях их соответствующих полномочий. «Конституция, рассматриваемая только из-за ее утвердительных полномочий, способных повлиять на этот вопрос, является приглашением к борьбе за привилегию направлять американскую внешнюю политику», — писал ученый-конституционалист Эдвард С. Корвин в 1919 г.58.
Эксперты по внешней политике говорят, что в последние годы президенты накопили власть за счет Конгресса, что является частью модели, в которой во время войны или чрезвычайного положения в стране исполнительная власть имеет тенденцию затмевать законодательную власть.
Разногласия по замыслу
Периодическое перетягивание каната между президентом и Конгрессом по вопросам внешней политики является не побочным продуктом Конституции, а, скорее, одной из ее основных целей. Составители распределили политическую власть и установили систему сдержек и противовесов, чтобы предотвратить монархическую тиранию, воплощенную британским королем Георгом III. Они также стремились исправить недостатки Статей Конфедерации, национальной хартии, принятой в 1777 году, которую многие считали формой законодательной тирании. «Если в нашей Конституции, да и вообще в любой свободной Конституции, есть принцип, более священный, чем любой другой, то это тот принцип, который разделяет законодательную, исполнительную и судебную власти», — писал Джеймс Мэдисон, представитель США из Вирджинии, в газетах федералистов. .
Краткий обзор ежедневных новостей
Сводка мировых новостей с анализом CFR доставляется на ваш почтовый ящик каждое утро.
Большинство будних дней.Просмотреть все информационные бюллетени >
Многие ученые говорят, что существует много разногласий по поводу иностранных дел, потому что Конституция особенно неясна в этой области. Они говорят, что между двумя политическими ветвями нет внутреннего разделения труда, которое существует во внутренних делах. И поскольку судебная власть, третья ветвь, обычно неохотно вносит ясность в эти вопросы, конституционные споры по поводу внешней политики, скорее всего, продолжатся.
Подробнее от наших экспертов
Джеймс М. Линдси
Познакомьтесь с Вивеком Рамасвами, кандидатом в президенты от Республиканской партии
Тимоти Дж. Макдональд
Запад отправляет в Украину легкие танки. Будут ли они иметь значение?
Дж. Андрес Гэннон
Визуализация 2023 года: тенденции, за которыми стоит следить
Полномочия Конгресса
В статье I Конституции перечислены некоторые полномочия Конгресса в области иностранных дел, в том числе такие, как «регулирование торговли с иностранными государствами», «объявление войны», «собирание и поддержка армий», «обеспечение и содержание военно-морского флота», и «создавать правила для правительства и регулирования сухопутных и военно-морских сил». Конституция также ставит две полномочия президента в области иностранных дел — заключение договоров и назначение дипломатов — в зависимость от одобрения Сенатом.
Помимо этого, Конгресс обладает общими полномочиями — «устанавливать и собирать налоги», получать деньги из казначейства и «издавать все законы, которые будут необходимы и уместны», — которые в совокупности позволяют законодателям оказывать влияние почти всеми способами. вопросов внешней политики. Например, 114-й Конгресс (2015–2017 гг.) принял законы по самым разным темам: от электронного наблюдения до санкций Северной Кореи, безопасности границ и торговли дикими животными. В одном примечательном случае законодатели преодолели вето президента Барака Обамы и приняли закон, позволяющий жертвам международных террористических атак подавать в суд на иностранные правительства.
Конгресс также играет надзорную роль. Процесс ежегодных ассигнований позволяет комитетам Конгресса подробно рассматривать бюджеты и программы многочисленных военных и дипломатических бюрократий. Законодатели должны ежегодно утверждать более триллиона долларов федеральных расходов, из которых более половины выделяется на оборону и международные дела. Законодатели также могут оговорить, как эти деньги должны быть потрачены. Например, Конгресс неоднократно запрещал администрации Обамы использовать средства для перевода заключенных из военной тюрьмы в заливе Гуантанамо.
Помощь США Украине в шести таблицах
Украине нужна военная помощь, чтобы защитить себя. Десятки стран являются донорами, но США выделяются.
Конгресс обладает широкими полномочиями по проведению расследований по конкретным вопросам внешней политики или национальной безопасности. Громкие расследования последних лет были сосредоточены на терактах 11 сентября, программах задержания и допросов Центрального разведывательного управления, а также нападении 2012 года на дипломатические объекты США в Бенгази, Ливия.
Кроме того, Конгресс имеет право создавать, упразднять или реструктурировать агентства исполнительной власти, что он часто делал после крупных конфликтов или кризисов. После Второй мировой войны Конгресс принял Закон о национальной безопасности 1947 года, который учредил ЦРУ и Совет национальной безопасности. После терактов 11 сентября Конгресс создал Министерство внутренней безопасности.
Полномочия Президента
Полномочия президента в сфере иностранных дел, как и во всех сферах, закреплены в статье II Конституции. Хартия наделяет должностное лицо полномочиями заключать договоры и назначать послов по совету и с согласия Сената (договоры требуют одобрения двух третей присутствующих сенаторов. Для назначения требуется согласие простого большинства).0003
Президенты также полагаются на другие пункты для поддержки своих внешнеполитических действий, особенно те, которые наделяют должность «исполнительной властью» и ролью «главнокомандующего армией и флотом». Из этого языка вытекает широкий спектр ассоциированных или «подразумеваемых» сил. Например, из явной власти назначать и принимать послов вытекает неявная власть признавать иностранные правительства и вообще вести дипломатию с другими странами. Из пункта главнокомандующего вытекают полномочия применять военную силу и собирать иностранную разведку.
Президенты также опираются на законные полномочия. Конгресс принял закон, наделяющий исполнительную власть дополнительными полномочиями по решению конкретных вопросов внешней политики. Например, Закон о международных чрезвычайных экономических полномочиях (1977 г.) уполномочивает президента налагать экономические санкции на иностранные организации.
Президенты также ссылаются на судебную практику в поддержку своих притязаний на власть. В частности, два решения Верховного суда США — United States. v. Curtiss-Wright Export Corporation (1936) и Youngstown Sheet & Tube Company против Сойера (1952) — пробные камни.
В первом случае суд постановил, что президент Франклин Д. Рузвельт действовал в рамках своих конституционных полномочий, когда выдвигал обвинения против Curtiss-Wright Export Corporation за продажу оружия Парагваю и Боливии в нарушение федерального закона. Адвокаты исполнительной власти в этом деле часто ссылаются на расширительную интерпретацию судьей Джорджем Сазерлендом полномочий президента в области иностранных дел. Президент — «единственный орган федерального правительства в сфере международных отношений», — написал он от имени суда. «У него, а не у Конгресса, больше возможностей узнать об условиях, преобладающих в зарубежных странах, и особенно о том, верно ли это во время войны», — писал он.
Во втором случае суд постановил, что президент Гарри Трумэн нарушил Конституцию, когда приказал захватить сталелитейные заводы США во время Корейской войны. Янгстаун часто описывается учеными-юристами как дополнение к Curtiss-Wright , поскольку последний признает широкую исполнительную власть, тогда как первый описывает ее ограничения. Янгстаун регулярно цитируется в трехуровневой системе оценки президентской власти, предложенной судьей Робертом Джексоном:
Конфликт между ветвями власти
Политические ветви часто скрещивают мечи из-за внешней политики, особенно когда президент принадлежит к другой партии, чем руководство хотя бы одной палаты Конгресса. Конфликт между ними часто подстегивают следующие вопросы:
Военные действия . Военные полномочия разделены между двумя ветвями. Только Конгресс может объявить войну, но президенты отдают приказ американским войскам вступать в боевые действия без санкции Конгресса. Хотя существует общее мнение о том, что президенты могут использовать военную силу для отражения нападения, существует много споров о том, когда они могут инициировать применение военной силы по собственной инициативе. Ближе к концу войны во Вьетнаме Конгресс попытался урегулировать использование военной силы, приняв резолюцию о военных полномочиях вопреки вето президента Ричарда Никсона. С тех пор прокуроры исполнительной власти подвергают сомнению часть конституционности резолюции, и многие президенты игнорировали ее. В 2001 году Конгресс уполномочил президента Джорджа Буша-младшего применить военную силу против тех, кто несет ответственность за 9/11 атак; а в 2002 году он одобрил военные действия США против Ирака. Однако в последние годы юристы обеих партий заявляли, что президент должен был получить дополнительные полномочия для применения военной силы в Ливии, Ираке и Сирии.
Конгресс также может использовать свою «власть кошелька», чтобы обуздать военные амбиции президента, но историки отмечают, что законодатели обычно не предпринимают никаких действий почти до конца конфликта. Более того, законодатели часто не хотят, чтобы их избиратели считали, что они сдерживают финансирование американских войск, воюющих за границей. Во время войны во Вьетнаме законодатели приняли несколько поправок, запрещающих использование средств для ведения боевых действий во Вьетнаме и соседних странах. Конгресс принял аналогичные меры в 1980-х в отношении Никарагуа, а в 1990-х — в отношении Сомали.
Иностранная помощь. Президенты также сопротивлялись попыткам Конгресса отказать в экономической помощи или помощи в области безопасности правительствам или организациям с плохой репутацией в области прав человека. Например, во времена администрации Обамы высшее военное командование США заявляло, что, хотя ограничения на помощь США и являются благими намерениями, они усложняют другие задачи внешней политики, такие как борьба с терроризмом или наркотиками.
Интеллект. Конгресс начал претендовать на более важную роль в надзоре за разведкой в 1970-х годах, особенно после того, как Комитет Черча раскрыл нарушения конфиденциальности, совершенные ЦРУ, Федеральным бюро расследований и Агентством национальной безопасности. Конгресс принял несколько законов, регулирующих сбор разведывательных данных, и учредил комитеты для надзора за деятельностью исполнительной власти в таких областях, как тайные операции. Многие президенты протестовали против этих событий и заявляли, что Конгресс посягает на их прерогативы.
Международные соглашения . За прошедшие годы Сенат утвердил более 1600 договоров, но многие соглашения он также отклонил или отказался рассматривать. После Первой мировой войны сенаторы, как известно, отвергли Версальский договор, переговоры по которому были заключены президентом Вудро Вильсоном. Совсем недавно небольшая коалиция в верхней палате заблокировала ратификацию Конвенции ООН по морскому праву, несмотря на поддержку как республиканской, так и демократической администраций. Политические препятствия, связанные с договорами, иногда заставляли президентов заключать крупные многонациональные соглашения без согласия Сената. Например, Парижское соглашение об изменении климата и ядерное соглашение с Ираном, заключенные президентом Обамой, не являются договорами. Таким образом, считают аналитики-правоведы, будущие президенты, скорее всего, могут выйти из них без согласия Конгресса. В Конституции не говорится, нужно ли президентам согласие Сената для прекращения действия договоров.
Торговля. Конституция прямо предоставляет Конгрессу право регулировать внешнюю торговлю, но законодатели на протяжении десятилетий наделяли президентов особыми полномочиями вести переговоры о торговых сделках в рамках установленных параметров. Возобновление этого «ускоренного» органа по содействию торговле стало в последние годы более спорным, поскольку торговые сделки стали более сложными, а дебаты по ним — более пристрастными.
Иммиграция. Президенты по конституции обязаны исполнять федеральные законы об иммиграции, но ведутся серьезные споры о том, насколько широкими они обладают при этом. Многие законодатели-республиканцы заявили, что администрация Обамы проигнорировала закон, когда устанавливала программы защиты иммигрантов без документов от депортации. Со своей стороны, администрация заявила, что у нее есть широкие полномочия решать, как расходовать скудные ресурсы правительства на правоприменение. Совсем недавно многие законодатели-демократы заявили, что президент Дональд Дж. Трамп превысил свои конституционные и установленные законом полномочия, когда попытался заблокировать въезд в Соединенные Штаты путешественников из семи стран с мусульманским большинством.
Неохотные суды
Федеральные суды, включая Верховный суд, время от времени выносят решения по вопросам, касающимся иностранных дел, но существуют строгие ограничения на то, когда они могут это делать. Во-первых, суды могут рассматривать только дела, в которых истец может доказать, что он пострадал в результате предполагаемых действий другого лица, и продемонстрировать вероятность того, что суд может предоставить ему помощь. Например, в 2013 году Верховный суд отклонил иск, оспаривающий конституционность программы электронной слежки, постановив, что юристы, журналисты и другие лица, подавшие иск, не имеют правоспособности, поскольку предположительно полученные ими травмы носили спекулятивный характер.
Другая форма судебной сдержанности основана на доктрине «политического вопроса», согласно которой суды отказываются занимать чью-либо сторону по важному конституционному вопросу, если судьи говорят, что его решение лучше оставить на усмотрение президента или Конгресса. Например, в 1979 году Верховный суд обсуждал вопрос о том, рассматривать ли дело, возбужденное членами Конгресса против администрации президента Джимми Картера. Законодатели заявили, что президент не может расторгнуть оборонный договор с Тайванем без одобрения Конгресса. Суд закрыл дело после того, как большинство судей сочли основной вопрос политическим и, следовательно, не входящим в сферу их рассмотрения.
Тем не менее, Верховный суд рассмотрел несколько дел, связанных с содержанием под стражей подозреваемых в терроризме в американской военной тюрьме в заливе Гуантанамо. Совсем недавно суд рассмотрел спор между администрацией Обамы и Конгрессом по поводу признания суверенитета Израиля над Иерусалимом. «Только президент должен принимать конкретное решение о том, какую иностранную державу он признает законной», — постановил суд.
Тенденции и перспективы
В последние годы президенты накопили внешнеполитические полномочия за счет Конгресса, особенно после 9/11 атак. Эта тенденция соответствует исторической модели, когда во время войны или чрезвычайного положения Белый дом имел тенденцию затмевать Капитолийский холм.
Ученые отмечают, что у президентов есть много естественных преимуществ перед законодателями в том, что касается руководства внешней политикой. К ним относятся единство офиса, способность к секретности и скорости, а также превосходная информация. «Короче говоря, вердикт истории таков, что существенное содержание американской внешней политики — это разделенная власть, причем львиная доля обычно, хотя и не всегда, приходится на долю президента», — писал ученый-правовед Корвин.
Некоторые политологи говорят, что в последние годы Конгресс отказался от своих внешнеполитических обязанностей, обвиняя законодателей обеих партий в том, что они фактически оставались в стороне, когда администрация Обамы осуществляла военное вмешательство в Ливию в 2011 году и в Сирию, начиная с 2014 года.