Внешний вид катерины в пьесе гроза: Характеристика Катерины в пьесе Гроза кратко, образ с цитатами героини драмы для сочинения в таблице (10 класс)

образ и характеристика героя пьесы «Гроза»


Образ Тихона Кабанова в пьесе «Гроза» обрисован Александром Николаевичем Островским очень выразительно. Перед читателями предстаёт молодой слабохарактерный мужчина, страдающий от деспотизма богатой, властной матери и не способный защитить от её нападок свою жену. Характеристика Тихона позволит определить роль этого персонажа в пьесе «Гроза».

Содержание

Происхождение, социальное и семейное положение

Тихон Иванович Кабанов родился в купеческой семье. Живёт он в приволжском городе Калинове с матерью, сестрой и молодой женой. Мать Тихона — богатая купчиха Марфа Игнатьевна Кабанова, в народе её называют Кабанихой. Сестра Тихона Варвара — молодая незамужняя девушка, а жену его зовут Катерина, она-то и является главной героиней драмы «Гроза».

Тихон занимается торговыми делами, но самостоятельно не ведёт торговлю, так как всё состояние принадлежит Марфе Игнатьевне. Он только выполняет её поручения, помогает в торговых делах. «Где уж мне своей волей жить!» — говорит сын своей строгой матери.

Отношения Тихона и Катерины


Отношение Тихона к Катерине хорошее, он её любит, не обижает, но, к сожалению, не может защитить её от напрасных упрёков своей суровой матери. Марфа Игнатьевна Кабанова хочет добиться от Тихона такого строгого отношения к Катерине, чтобы она боялась мужа. По мнению Кабанихи только тогда и бывает порядок в доме, если жена боится мужа. А сын её добр, не держит жену в строгости, сочувствует ей в том, что свекровь всё время к ней придирается. Его и самого мать постоянно критикует за доброе отношение к жене. Вместо того, чтобы решительно заявить Кабанихе, что он сам разберётся, как вести себя с женой, молодой человек оправдывается перед ней, а Катерине советует не обращать внимание на её придирки.

Катерина не любила Тихона, она его только жалела за то, что живёт он под постоянным гнётом ворчливой матери. Катерину рано выдали замуж, девушка, не успев полюбить своего жениха, уже стала его женой. Катерина относится к Тихону хорошо, но всё же она не смогла полюбить такого слабохарактерного мужчину.

Характер, поступки, речевая характеристика

Когда Тихон появляется в пьесе, первые его слова: «Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!» В них уже виден и характер героя, и особенность его речи. Речь Тихона проста, из его дальнейших фраз видно, что он иногда употребляет просторечные слова и выражения. Описание внешности Тихона в пьесе нет, но его речь, черты характера и даже звучание имени (хотя в переводе с греческого это имя означает «приносящий счастье») помогают представить внешний вид этого героя. Скорее всего, в его лице и фигуре чувствуется приниженность, покорность, отсутствие энергичности. С таким характером, как у этого героя, трудно жить. Главные черты характера Тихона — слабость и безволие.

Этот герой — действительно тихий человек, спокойного нрава, он старается защититься и защитить жену от нападок матери, но делает это не энергично и твёрдо, а постоянно оправдываясь, показывая свою покорность.

У него отсутствует самостоятельность, ответственность и за свою судьбу, и за судьбу жены, кроме того, он склонен к разгулу. Кабанов любит жаловаться, жалеет себя. Он добр, ему жалко и Катерину, которую постоянно изводит попрёками Кабаниха, но по-настоящему заступиться за жену у него не получается.

После признания Катерины в измене, видя её раскаяние, Тихон простил её. Он говорит Кулигину: «Вот маменька говорит: её надо живую в землю закопать, чтоб она казнилась! А я её люблю, мне её жаль пальцем тронуть. Побил немножко, да и то маменька приказала».

Из-за своей слабости и безволия он не смог защитить жену от гнёта Кабанихи, от её постоянных укоров. После самоубийства Катерины в слабовольном, слабохарактерном мужчине вспыхивает протест, он кричит матери: «Вы её погубили! Вы! Вы!» А после угрожающих слов Кабанихи: «Ну, я с тобой дома поговорю» — её сын сразу начинает жалеть себя: «А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!»

Вывод

Роль Тихона в пьесе А. Н. Островского «Гроза» состоит в том, чтобы показать, что даже у слабохарактерных и безвольных жертв «тёмного царства» иногда может проявиться протест против тирании. Этот протест, скорее всего, только навредит самой жертве, так как «тёмное царство» ещё сильно. Образ Тихона обрисован автором пьесы так, что видна типичность его характера. Именно такие люди позволяли морально угнетать и себя, и свою семью представителям «тёмного царства».

Характеристика образа Тихона, представленная в статье, может быть полезной для подготовки к уроку литературы и при написании сочинений.

Учительница Косточка задаёт прочитать:

«Образ Катерины» (по пьесе А.Н. Островского «Гроза») | План-конспект урока по литературе (10 класс) на тему:

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ИЖОРСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ЛИЦЕЙ»

Конспект урока по литературе
для I курса

«Образ Катерины»

(по пьесе А. Н. Островского «Гроза»)

Преподаватель:

Преловская Светлана Владимировна

Санкт-Петербург, 2015

Цель: 

  • проанализировать образ героини; понять , почему она решилась на любовь к Борису, к чему привела эта любовь.
  • выяснить черты характера Катерины, почему она не может жить по законам «темного царства».

Задачи:

  • создать условия для развития у учащихся умений формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её, умений сравнивать, доказывать и опровергать, определять и объяснять понятия;
  • формировать ценностное отношение учащихся к окружающей действительности, к другим людям и их чувствам.
  • вызвать у обучающихся глубокое сочувствие к трагической судьбе женщины в условиях “темного царства”; восхищение вольнолюбием, непокорностью и душевной отвагой Катерины; сопереживания благородным мотивам ее поступков; ненависть к самодурству

Технология: личностно-ориентированного развивающего обучения.

Форма урока: урок-диспут

Оборудование:

  1. Эпиграф к уроку,
  2. Компьютер, слайды по теме урока,
  3. Текст пьесы.

Мы знаем, что характер Катерины выдержит себя, 
несмотря ни на какие препятствия, 
а когда сил не хватит, то погибнет, но не изменит себе.

Н.А. Добролюбов

Только сознательное уважение человека к самому себе 
даёт ему возможность спокойно 
и весело переносить все мелкие и крупные неприятности, 
которые не сопровождаются сильной физической болью.

Д.И. Писарев

Ход урока

1.Постановка задач и актуализация знаний.

Сегодня мы с вами продолжим изучение пьесы А.Н. Островского “Гроза”. Тема урока – “Образ Катерины. ” Тема, которая может показаться лёгкой, но и одновременно очень сложной. Мы должны разобраться , почему Катерина решилась на любовь к Борису, почему она не может жить по законам «темного царства», в чем истоки характера Катерины. Урок мы проводим в форме диспута, на котором вы должны высказать свое мнение  — любовь Катерины —  слабость это или сила? Можно ли это назвать протестом Катерины против «темного царства»? В течении урока у каждого из вас должно сформироваться свое собственное мнение по этому поводу, которое вы выскажете в ходе диспута.

2. Изучение нового материала.

Слово подготовленному ученику. Положение женщин в России в 1 половине 19 века.

В 1 половине 19 века положение женщины в России было во многих отношениях зависимым. До замужества она жила под непререкаемой властью родителей, а после свадьбы её хозяином становился муж. Основной сферой деятельности женщины, особенно у низших сословий, была семья. Согласно принятым в обществе и закрепленным в «Домострое» правилам, она могла рассчитывать только на домашнюю роль — роль дочери, жены и матери. Духовные потребности большинства женщин, как и в допетровской Руси, удовлетворяли народные праздники и церковные службы.

Словарная работа

«Домострой» — памятник русской письменности 16 в., представляющий собой свод правил семейного быта.

Слово преподавателя. Эпоха перемен.

Пьеса «Гроза» создавалась в предреформенные годы. Это была эпоха политических, экономических и культурных перемен. Преобразования затронули все слои общества, в том числе среду купечества и мещанства. Рушился старый уклад жизни, уходили в прошлое патриархальные отношения — люди должны были приспосабливаться к новым условиям существования.

В литературе середины 19 века также происходят изменения. Особую популярность в это время приобрели произведения, главными героями которых были представители низших классов. Они интересовали писателей прежде всего как социальные типы. Между тем назревала потребность в герое, в соотносимом с привычным положительным героем предшествующей литературы,- дворянским интеллигентом. Существовали сомнения: может ли простонародный быт дать почву для героического характера? Ответом на этот вопрос стала пьеса «Гроза» А.Н.Островского.

3. Беседa по тексту.

Мечта Катерины.

(I действие. Монолог Катерины).

— Какое значение имеет монолог Катерины в начале явл.7?

— Что мы узнаем о жизни Катерины в доме родителей?

— В чем сущность Катерины? Как раскрывается внутренняя борьба Катерины в диалоге с Варварой? Как постепенное нарастание внутренней тревоги отражается на ее речи?

Слово преподавателя. Уже первое появление Катерины на сцене располагает к ней читателя. Разговаривая с Варварой, сестрой нелюбимого мужа, она не только благодарит ее за хорошие отношения, но и делится с ней своей мечтой: «Отчего люди не летают!…Я говорю: отчего люди не летают так, как птицы…».

Из дальнейшего разговора становится понятно, почему Катерина предпочитает воображаемый мир реальному. Когда -то, еще не так давно, она жила в родительском доме, и тогда все было по-другому: «Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла….»

Искренность и честность.

Катерина — по-гречески «всегда чистая».

— Почему Островский дал это имя героине?

— Какие поступки и высказывания Катерины свидетельствуют о ее честности, искренности? Докажите примерами из текста.

Слово преподавателя. По мнению Варвары, настоящая жизнь Катерины не отличается от прошлой. Однако Катерина не согласна: прежней она осталась только внешне. Жизнь в доме Кабановых лишена живого, искреннего чувства: «Да здесь все как будто из-под неволи»

— Охарактеризуйте образы Варвары и Тихона.

— Как они относятся к домостроевским правилам?

Слово преподавателя И Варвара и Тихон только делают вид, что верят в незыблемость правил Домостроя. Очень многое в их поведении основано на притворстве и обмане. Варвара прямо говорит об этом: «У нас весь дом на том держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало».

—  Как Катерина относится к обману?

Слово преподавателя Катерина, наоборот, не умеет обманывать:

« Обманывать -то я не умею, скрыть — то ничего не могу».

Не любит она, и когда это делают другие: «Напраслину — то терпеть кому же

приятно!»

Образное восприятие действительности.

Слово преподавателя Для Катерины характерно поэтическое, образное восприятие действительности. Докажем это примерами из текста.

— Какое значение в ее жизни имеют сны? (Действие 1, явл.7)

— О какой любви мечтает Катерина?

— Осуждает ли Варвара Катерину?

«Горячее сердце».

Слово преподавателя Катерина обладает не только развитым воображением, но и «горячим сердцем». Она сама говорит об этом еще в начале пьесы (Действие 2, явл.2). Диалог между Варварой и Катериной.

—   Как характеризует Катерину ее стиль общения? Какие стороны характера
Катерины раскрываются в разговоре с Варварой? (Действие 2, явл.2).

Внутренний конфликт.

Слово преподавателя Слова Катерины о Волге оказываются пророческими. Она отказывается притворяться перед собой — отсюда знаменитый монолог с

ключом (Действие 4, явл.6)

А затем, не побоявшись людского суда, признается в этом другим — отсюда

знаменитая сцена признания (Действие 4,явл.6)

— Почему Катерина полюбила Бориса?

— Какие чувства испытывает Катерина, как эти чувства отражаются в ее речи?

— Каково значение сцены?

Интересно, что о своей гибели Катерина говорит на протяжении всей пьесы.

— Как вы думаете, в чем причина?

Слово преподавателя Причина — в неясном для самой Катерины ощущении кризисности бытия: прежние моральные принципы устарели, а новые она не может воспринимать иначе, как грех.

Внешний конфликт(Катерина и Кабаниха,Катерина и Варвара,Катерина и Борис, Катерина и Кулигин).

Слово преподавателя. Как и другие герои пьесы, Катерина по своему происхождению принадлежит патриархальному миру. Тем не менее по своему характеру и поведению она им противостоит.

— Что сближает Катерину с Кабановой, Варварой и в чем отличие этих
образов?

Слово преподавателя. Вывод. С Кабановой Катерину сближает бескомпромиссность, нравственный и религиозный максимализм. Однако Кабанова — блюститель окостеневших форм старого уклада; ее поведение в семье и обществе лицемерно. Катерина, напротив, действует вопреки установленным в обществе правилам, ложь для нее неприемлема. Неумение и нежелание обманывать отличает Катерину и от Варвары. Дочь Кабановой не хочет жить так, как ее мать, но, в отличие от Катерины, не считает нужным открыто посягать на устои «темного царства» и приспосабливается к ним.

— Способен ли Борис на глубокие чувства?

— Защищает ли он свою любовь?

— Похож ли образ Кулигина на образ Катерины? Докажите.

Слово преподавателя Вывод. Борис, как и Катерина, способен на глубокое, сильное чувство. Однако он не может защитить свою любовь, пойти против воли Дикого, от которого зависит его материальное благополучие. Борису не хватает смелости и решительности,- качеств, которые, Безусловно, есть у его возлюбленной.

Похож на Катерину и механик — самоучка Кулигин. Как и Катерина, это натура поэтическая, творческая. Он чувствует и понимает красоту природы, знает старинную поэзию. В то же время Кулигин — мечтатель, проекты которого обречены на неудачу. В его сознании, как и в сознании других жителей города, большую роль играют старые «домостроевские» представления о жизни.

Проблема христианской этики.

— Какую роль для понимания идейного содержания пьесы играют картины русской природы, изображенные в «Грозе»?

— Кто любуется природой? Случайно ли это?

— Каково отношение героини к природе?

— Какое значение имеют религиозные обряды в жизни Катерины?(Действие 4, явл. 4)

— Проследите, как раскрывается душевное состояние Катерины, как нарастает напряженность в развитии действия, как мотивируется сцена покаяния Катерины? (Действие 4, явл.4,5)

— Какие чувства теперь испытывает Катерина? (Действие 4, явл.6)

4.    Итог урока.

— Могла ли Катерина обрести путь к спасению в душе?

— Почему?

Пьеса «Гроза» посвящена судьбе русской женщины из купеческой семьи в переходную эпоху. В образе Катерины Островский воплотил народный героический характер. Поэтическое, образное восприятие действительности, «горячее сердце», честность — таковы основные черты ее нравственно -психологического облика. Катерина искренне верит в Бога, но дважды нарушает его заповеди, потому что чувство личной свободы оказывается для нее важнее религиозных законов.

По поводу главной героини «Грозы» современники А.Н.Островского высказывали противоречивые мнения. Полемика свидетельствовала об актуальности и новизне образа, появление которого было результатом художественного анализа действительности и творческой эволюции драматурга.

5. Оценки.

6.Домашнее задание.

Написать эссе на тему: «Как А.Н.Островский относится к своей героине?»

US Sixes Offense производит фейерверк в доминирующей победе над Чешской Республикой

US Sixes Offense производит фейерверк в доминирующей победе над Чешской Республикой | Журнал лакросс США

Перейти к основному содержанию


Нападение шестерок США производит фейерверк в доминирующей победе над Чехией

Чт, 14 июля 2022 г. | Мэтт Гамильтон | USA Insider
Sixes   США

ПРЕДОСТАВЛЕНО WORLD LACROSSE

БИРМИНГЕМ, Алабама, — Выражение лиц женской сборной США по шестеркам, когда они уходили с поля, выражало волнение и немного облегчения. После двух дней напряженной игры с Японией и Австралией США добились того, чего хотели.

Когда солнце садилось над PNC Field в Бирмингеме, штат Алабама, тренеры Мэнди О’Лири и Реджи Торп могли сосредоточиться не только на корректировках только что закончившейся игры, но и предвидеть полуфинал Всемирных игр — и то, что они получали. ужин в барбекю Джима и Ника.

Проще говоря, каждый игрок команды «Шестерки» внес свой вклад в четверг.

«Это все равно, что сказать, кто самый ценный игрок Матча всех звезд. Они все выделялись», — пошутил О’Лири о том, кто из 12 игроков оказал влияние. «Посмотрите на оборонительные усилия Мардж [Донован] и Хейли [Хиклен]. Вы посмотрите на Даниэль [Павинелли], Белль [Смит] и Мэдисон [Ахерн]. Все они.»

Американки продемонстрировали лучшее выступление на Всемирных играх — международных соревнованиях по лакроссу Sixs впервые. В отложенном из-за грозы матче в бильярд с Чехией США доминировали от начала до конца на пути к победе со счетом 25-6.

Смит, Ахерн и Павинелли забили по четыре гола в мощном нападении, включавшем несколько попыток перехода и быстрые прорывы в ворота. Движение мяча позволило США контролировать темп игры, что они надеются сделать против Великобритании в пятницу в 14:00. CST в полуфинальном раунде

«Мы действительно хорошо контролировали мяч, — сказал О’Лири. «Быстрые прорывы, мяч почти не был на земле, тогда как в других мы видели его чаще. Мы почистили нашу работу с палками».

Полная игра началась с девяти голов в первой четверти, которая закончилась на переходном этапе Элли Мазера. США нанесли удары и утомили Чехию из-за попыток перехода, начиная с отрывного гола Павинелли чуть более чем через минуту после начала поединка.

Мазера начала работать во второй четверти, пробиваясь через оборону Чехии и забивая третий гол, а также отдав голевую передачу Ахерну. Ахерн регулярно оказывалась в конце молниеносного перехода из США, бросая несколько фальшивых комбинаций, чтобы обмануть чешского вратаря Катерину Дворакову.

Она пошутила перед игрой о том, что у нее свежие ноги после получения красной карточки за опасный бросок во второй четверти игры против Японии в среду. Время на скамейке запасных позволило ей переоценить свою игру и внести соответствующие коррективы.

«Мы много говорим о том, как найти свою роль в этой команде, — сказала она. «Вчера мне пришлось найти другую роль — помогать им, когда они уходили с поля. Дать им знать, что я видел со стороны. Сегодня я постоянно напоминал себе, что нужно играть в свою игру и не забивать себе голову, когда делаю удары. Я просто хотел вернуться туда и стереть это».

К перерыву у США было командное преимущество 15-1, но с 30-секундным временем для броска они продолжали использовать переход, чтобы создавать качественные возможности в сети. Это был шанс для молодой команды найти химию после двух игр, в которых нападение переживало взлеты и падения.

В связи с тем, что Великобритания должна была сыграть в полуфинале Всемирных игр в пятницу, США стали более уверенными в себе и выглядели частью команды, готовой бороться за золото.

Мазера начала работать во второй четверти, пробиваясь через оборону Чехии и забивая третий гол, а также отдав голевую передачу Ахерну. Ахерн регулярно оказывалась в конце молниеносного перехода из США, бросая несколько фальшивых комбинаций, чтобы обмануть чешского вратаря Катерину Дворакову.

Она пошутила перед игрой о том, что у нее свежие ноги после получения красной карточки за опасный бросок во второй четверти игры против Японии в среду. Время на скамейке запасных позволило ей переоценить свою игру и внести соответствующие коррективы.

«Мы много говорим о том, как найти свою роль в этой команде, — сказала она. «Вчера мне пришлось найти другую роль — помогать им, когда они уходили с поля. Дать им знать, что я видел со стороны. Сегодня я постоянно напоминал себе, что нужно играть в свою игру и не забивать себе голову, когда делаю удары. Я просто хотел вернуться туда и стереть это».

К перерыву у США было командное преимущество 15-1, но с 30-секундным временем для броска они продолжали использовать переход, чтобы создавать качественные возможности в сети. Это был шанс для молодой команды найти химию после двух игр, в которых нападение переживало взлеты и падения.

В связи с тем, что Великобритания должна была сыграть в полуфинале Всемирных игр в пятницу, США стали более уверенными в себе и выглядели частью команды, готовой бороться за золото.

Мужчины U21

Брауэр, США «Собаки» питают оборонительные усилия в США Победа над Хауденосауни

13 августа 2022 г. | Мэтт Гамильтон

США

США проиграли Канаде, заработали серебро в финале Всемирных игр

17 июля 2022 г. | Мэтт Гамильтон

США

Буффало в Бостон: полет на самолете, который способствовал возвращению Мэдисон Ахерн в США

16 июля 2022 г. | Мэтт Гамильтон

США

США пробегают мимо Великобритании, чтобы выйти в финал Всемирных игр

15 июля 2022 г. | Мэтт Гамильтон

Сообщений в Твиттере

Tweets by USLacrosse

Copyright © USA Lacrosse Magazine

Еженедельный информационный бюллетень

Получайте самые свежие новости от USLaxMagazine.com еженедельно прямо в свой почтовый ящик.

U.S. Sixes Offense производит фейерверк в доминирующей победе над Чешской Республикой

БИРМИНГЕМ, Алабама — Выражения на лицах женской сборной США Sixes, когда они уходили с поля, были взволнованными и немного облегченными.

После двух дней напряженной игры с Японией и Австралией США добились того, чего хотели.

Когда солнце садилось над стадионом PNC Field в Бирмингеме, штат Алабама, тренеры Мэнди О’Лири и Реджи Торп могли сосредоточиться не только на корректировках только что завершившейся игры, но и предвидеть полуфинал Всемирных игр — и то, что они получали. ужин в барбекю Джима и Ника.

Проще говоря, каждый игрок команды «Шестерки» внес свой вклад в четверг.

«Это все равно, что сказать, кто самый ценный игрок Матча всех звезд. Они все выделялись», — пошутил О’Лири о том, кто из 12 игроков оказал влияние. «Посмотрите на оборонительные усилия Мардж [Донован] и Хейли [Хиклен]. Вы посмотрите на Даниэль [Павинелли], Белль [Смит] и Мэдисон [Ахерн]. Все они.»

Американки продемонстрировали лучшее выступление на Всемирных играх — международных соревнованиях по лакроссу «Шестерки». В отложенном из-за грозы матче в бильярд с Чехией США доминировали от начала до конца на пути к победе со счетом 25-6.

Смит, Ахерн и Павинелли забили по четыре гола в мощном нападении, включавшем несколько попыток передачи и быстрые прорывы в ворота. Движение мяча позволило США контролировать темп игры, что они надеются сделать против Великобритании в пятницу в 14:00. КНТ в полуфинале 9 раунда0003

«Мы отлично справились с управлением мячом, — сказал О’Лири. «Быстрые прорывы, мяч почти не был на земле, тогда как в других мы видели его чаще. Мы почистили нашу работу с палками».

Вся игра началась с девяти голов в первой четверти, которая закончилась на переходном этапе Элли Мазера. США нанесли удары и утомили Чехию из-за попыток перехода, начиная с отрывного гола Павинелли чуть более чем через минуту после начала поединка.

900:02 Мазера начала работать во второй четверти, увернувшись от защиты Чехии и забив третий гол, а также отдав голевую передачу Ахерну. Ахерн регулярно оказывалась в конце молниеносного перехода из США, бросая несколько фальшивых комбинаций, чтобы обмануть чешского вратаря Катерину Дворакову.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *