Влияние византийской культуры на культуру других стран: В чем проявилось культурное влияние Византии на другие страны и народы ?

Византийское влияние на русскую культуру — История

Информация о товаре:

Содержание

Введение……………………………………………………………………….2

1. Влияние Византии на Русь…………………………………………………3

2. Влияние Византии на развитие русской культуры………………………4

Заключение……………………………………………………………………6

Список литературы……………………………………………………………7

Введение

Процесс формирования византийской культуры длился несколько столетий, начиная с поздней античной эпохи вплоть до IX-X вв. Византийское искусство, как и культура других стран средневековых государств, представляла собой сложную, но все же единую систему культурных ценностей. Изменения, происходящие в одной из сфер культуры, незамедлительно сказывались и в другой, хотя общие явления, борьба старого с новым, зарождение новых тенденций протекали в разных отраслях культуры по-разному.

В раннем средневековье Византийская империя, будучи наследницей и преемницей греческой культуры и государственно-правовой организации Римской империи, была наиболее культурна, наиболее сильна и наиболее экономически развита, как европейское государство.

Вполне естественно, что её влияние было определяющим на достаточно большом отрезке русской истории.

Политически и культурно Византийская империя была главной силой средневекового мира, по крайней мере, до эпохи крестовых походов.

Даже после первого крестового похода империя все еще занимала чрезвычайно важное место на Ближнем Востоке, и лишь после четвертого похода обозначился упадок ее могущества.

Во времена всего киевского периода Византия являлась высшим уровнем цивилизации не только для Руси, но также и по отношению к Западной Европе.

Достаточно в Византии считали, что рыцари — участники четвертого крестового похода — были не более чем грубыми варварами, которые и вправду вели себя именно так.

  1. Влияние Византии на Русь

Русско-византийское взаимодействие началось с крещения Руси. Начальной ситуацией ознаменовался страстный порыв к другому культурному миру, накопленные которым культурные сокровища казались светом, исходящим из сверкающего центра[1].

Влияние Византии на Русь можно представить в 2 этапа: X – XII , XIV – XV . Сотрудничество Руси и Византии начинается с IX в. Знаменитый торговый путь «Из варяг в греки», проходивший по Руси, способствовал сближению 2-х стран, вызывая интерес у славянских народов[2]. Первые князья совершали походы в Византию, вели торговлю[3].

Ольга приняла христианство. Владимир по Византийскому образцу крестился сам и «крестил» Русь, женился на византийской принцессе. Вместе с христианством Древняя Русь получила из Византии и идею монархической власти, которая быстро вошла в политическое самосознание[4]. Эпоха крещения Руси совпала с периодом становления ее государственности. Войдя в состав христианской цивилизации Россия открыла для себя путь к усвоению религиозно-нравственных ценностей, естественнонаучных знаний, накопленных Византией. Русь приняла христианство в форме православия и отстранилась от Западной Европы.

Русь усваивала плоды Византийской цивилизации посредственно . Византийское влияния расширялось на литературу, искусство, политическую и богословскую мысль. По византийскому образцу велись богослужение в русских церквях, иконы создавались по византийским образцам (влияние Византии продолжалось и после падения Константинополя), строились церкви, соборы, храмы. Через византийскую культуру Русь получила возможность ознакомиться в опосредованной форме с традициями культуры античной.

После свержения монголо-татарского ига вновь усиливается интерес к культуре Византии. XVII в. – реформа Никона. Приведение канонов русской церкви с образцом Византийской. Запрет икон невизантийского письма…

С давних времен славяне торговали с Византией, при помощи использования великого водного пути волхвов — Днепра — «из варяг в греки». Вывозился мёд, мех, воск, рабы, а из Византии привозились предметы роскоши, искусства, бытовые изделия, ткани, а при появлении письменности — и книги. На этом пути возникали многочисленные русские торговые города: Киев, Чернигов, Смоленск, Новгород Великий, Псков и другие. Одновременно с этим русскими князьями совершались военные походы на Царьград (Константинополь), которые оканчивались подписанием мирных договоров. Так, в 907 году, Великий князь Олег осаждает Царьград, после чего следует мир с греками, после него Игорь, сын Рюрика, идёт походом на Византию в 941-945 годах, а в 946 году заключает с ней договоры о мире, торговле и взаимной военной помощи. Сын Игоря Святослав в 970 году помогает византийскому императору в войне против Дунайской Болгарии.

Также тесной связью Руси и Византии было – купечество. Русские купцы в больших количествах приезжали в Константинополь начиная с десятого века, и для них выделяли постоянную штаб квартиру в одном из пригородов Царьграда. О русской торговле с Византией в одиннадцатом и двенадцатом веках прямых свидетельств меньше, но в летописях этого периода по разным поводам упоминаются русские купцы, «торгующие с Грецией» (гречники).

  1. Влияние Византии на развитие русской культуры

 Огромное влияние Византия оказала так же на русскую культуру.  Эстетика Византии не смогла не затронуть музыку Киевской Руси, что на многие лета определило путь развития русской музыки. Церковное пение, которое услышали русские послы в Константинополе, поразило их воображение неслыханной до того сладостной красотой. Если народная песнь сопровождала жизнь человека, глубоко входила в его быт, труд, отдых, от колыбельных до похоронных плачей, то церковная музыка выполняла иную задачу. «Всякое ныне житейское отложим попечение» — эти слова Херувимской песни из Летургии говорят о том, что музыка направлена на абстрагирование. Необходимо забыть все заботы, сосредоточиться на неземных, нездешних образах[5].

Музыкальное искусство непосредственно Византии уходит корнями в  Персию, местами является родичем коптской, еврейской, армянской песенности, а также относится к позднегреческому и римскому мелосу. Развивая контакты с другими народами музыка Византии обрела элементы сирийской, славянской, арабской музыкальной культуры[6]. Литературные источники упоминают о странствующих певцах-музыкантах. Светская музыка, которая звучала при императорском дворе, была пышного стиля, возвеличивавшая византийский «дворцовый деспотизм».

Прогресс музыкального искусства привел к созданию нотного письма (нотации), а также литургических рукописных сборников, в которых фиксировались песнопения (либо только текст, либо текста с нотацией). Византия просуществовала на 1000 лет дольше Великой Римской империи, она была завоевана таки в XIV в. турками-сельджуками. Но, несмотря на это, Византия внесла огромный вклад в развитие мировой культуры. Ее основные принципы и направления культуры перешли к соседним государствам. Практически все время средневековая Европа развивалась на основе достижений византийской культуры. Византию можно назвать «вторым Римом», т.к. ее вклад в развитие Европы и всего мира ничем не уступает Римской империи[7].

Большой толчок в развитии получили приветственные возгласы-славословия на стихотворные тексты, застольные величальные песни в исполнении хоров. Они часто сопровождались органом и трубами. Была известна инструментальная музыка (ансамблевая) цимбалистов и трубачей[8].

Заключение

 Главное влияние Византии на славянский мир осуществлялось посредством его христианизации. Она же послужила идеологической основой для объединения славянских племён в единое русское государство.

Влияние пришедшего из Византии христианства на русских славян началось задолго до эпохи Владимира Святого. Известно, что Приазовская Русь частично обратилась к христианству уже в 60-х гг. IX века и что первая русская епархия была установлена патриархом константинопольским Фотием в867 г. в Тьмуторокани.

В Киевскую Русь христианство проникло уже впервой половине Х века. Из договора Игоря с греками (945 г.) мы узнаем, что в это время среди киевских варягов было много христиан, и что в Киеве была христианская церковь св. Ильи. После смерти Игоря его вдова и правительница государства великая княгиня Ольга сама приняла христианство (около955 г.), и некоторые члены княжеской дружины последовали ее примеру.

На мой взгляд,  влияние византийской цивилизации для Руси значило  больше, чем для любой другой европейской страны. Существовавшую на тот момент Русь можно, по моему мнению, назвать византийской. Русская Церковь была ветвью византийской Церкви; русское искусство было пронизано византийским влиянием.

Литература

  1.  Белогрудов О.А. Культурология. – М.: Юнити, 2009
  2. Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. История русской культуры. В 2 частях. – М.: Владос, 2008
  3. Зезина М.Ф., Кошман Л.В., Шульгин B.C. История российской культуры. – М.: МГУ, 2010
  4. Кравченко А.И. Культурология. – М.: Проспект, 2008
  5. Любимов Л.Д. Искусство древней Руси. – М.: Просвещение, 2010
  6. Петрухин В.Я., Раевский Д.С. Очерки истории народов России в древности и раннем средневековье. – М.: Новое литературное обозрение, 2008

[1] Белогрудов О.А. Культурология. – М.: Юнити, 2009

[2] Любимов Л.Д. Искусство древней Руси. – М.: Просвещение, 2010

[3] Кравченко А.И. Культурология. – М.: Проспект, 2008

[4] Зезина М.Ф., Кошман Л.В., Шульгин B.C. История российской культуры. – М.: МГУ, 2010

[5] Березовая Л.Г., Берлякова Н. П. История русской культуры. В 2 частях. – М.: Владос, 2008

[6] Петрухин В.Я., Раевский Д.С. Очерки истории народов России в древности и раннем средневековье. – М.: Новое литературное обозрение, 2008

[7] Петрухин В.Я., Раевский Д.С. Очерки истории народов России в древности и раннем средневековье. – М.: Новое литературное обозрение, 2008

[8] Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. История русской культуры. В 2 частях. – М.: Владос, 2008

Нажмите на иконку и вы будете переправлены на страницу связи с нашими специалистами.

Позвонить

Viber

WhatsApp

Telegram

Вконтакте

«Какое влияние оказывала Византия на развитие Руси?» — Яндекс Кью

Популярное

Сообщества

История древнего мираДревняя русьВизантия

Светлана С.

  ·

12,3 K

На Кью задали 1 похожий вопросОтветитьУточнить

MadnessGod’s

531

Безумное создание с манией на научную деятельность живущее в Вашем подсознание и…  · 20 янв 2020

Культура Киевской Руси унаследовала культуру восточнославянских племен, составивших ядро государства. Она испытывала несомненное влияние кочевых народов Степи и особенно Византии, из которой на Русь пришло христианство.

В 988 г. при Владимире 1, в качестве государственной религии было принято христианство. Христианство как повествует летописец, было распространено на Руси издревле. В начале нашей эры апостол Андрей Первозванный — старший брат апостола Петра — отправился в Скифию. Как свидетельствует «Повесть временных лет» , апостол Андрей поднялся до среднего течения Днепра, установил на Киевских холмах крест и предсказал, что Киев будет «матерью городов русских» . Дальнейший путь летописца лежал через Новгород, где, по словам летописца, его привела в изумление русская баня, на Балтику и далее вокруг Европы в Рим. Рассказы о последующих крещениях отдельных групп населения Руси показывают, что христианство постепенно входило в жизнь древнерусского народа.

Принятие христианства имело большое значение для дальнейшего развития Руси. Христианство с его идеей вечности человеческой жизни утверждало идею равенства людей перед Богом. По новой религии путь в рай открыт, как богатому вельможе, так и простолюдину, в зависимости от честного исполнения ими своих обязанностей на земле.
Принятие христианства сыграло большую роль в развитии русской культуры, испытавшей на себе влияние византийской, через нее и античной культуры.

Принятие христианства в православной традиции стало одним из определяющих факторов нашего дальнейшего исторического развития. Владимир был канонизирован церковью как святой и за заслуги в крещении Руси именуется равноапостольным.

Византийские мастера построили на Руси первые каменные храмы, интерьеры которых были украшены мозаиками и фресковыми росписями; из Константинополя в Киев и другие города были привезены первые образцы живописного искусства — иконы и миниатюры манускриптов.

Христианству на Руси чуть более тысячи лет и такие же древние корни имеет искусство иконописи. Икона (от греческого слова, обозначающего «образ» , «изображение» ) возникла до зарождения древнерусской культуры, и получило широкое распространение во всех православных странах. Иконы на Руси появились в результате миссионерской деятельности византийской Церкви в тот период, когда значение церковного искусства переживалось с особенной силой. В этот период нигде в Европе церковное искусство не было так развито, как в Византии. И в это время новообращенная Русь получила среди прочих икон, как образец православного искусства, непревзойденный шедевр — икону Богоматери, получившую впоследствии наименование Владимирской.

Русь имела высокоразвитую художественную культуру. Все это способствовало тому, что сотрудничество русских мастеров с византийскими было исключительно плодотворным.

Новообращенный народ оказался способным воспринять византийское наследие, которое нигде не нашло столь благоприятной почвы и нигде не дало такого результата, как на Руси.

Русь приняла крещение от Византии и вместе с ним унаследовала представление о том, что задача живописи — «воплотить слово» , воплотить в образы христианское вероучение. Поэтому в основе древнерусской живописи лежит великое христианское «слово» . Прежде всего, это Священное Писание, Библия («Библия» по-гречески — книги) — книги, созданные, согласно христианскому вероучению, по вдохновению Святого Духа.

Вскоре после завершения главного храма Руси — Софии Киевской (чье посвящение повторяло имя главной церкви столицы Византии — Константинополя) было написано «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона, имевшее целью утвердить основы нового христианского миросозерцания. Таким образом, в конце 10 века земли Киевской Руси вошли в ареал христианского мира, попав под влияние Византии.

13,3 K

Комментировать ответ…Комментировать…

Вы знаете ответ на этот вопрос?

Поделитесь своим опытом и знаниями

Войти и ответить на вопрос

Наследие Византии | Западная цивилизация

Цель обучения

  • Приведите примеры того, как Византийская империя продолжала оказывать влияние даже после своего распада

Ключевые моменты

  • Византийская империя оставила прочное наследие во многих последующих культурах.
  • Византийская империя изолировала Европу от врагов и дала ей время, необходимое для восстановления после хаотического средневекового периода.
  • Роль Византии в формировании Православия также была чрезвычайно влиятельной; современная Восточная Православная Церковь является второй по величине христианской церковью в мире.
  • Византийская архитектура, особенно в религиозных зданиях, встречается в самых разных регионах, от Египта и Аравии до России и Румынии.
  • Византийская живопись этого периода оказала сильное влияние на более поздних художников итальянского Возрождения.

Термины

lingua franca

Общий язык, используемый людьми разного происхождения для общения друг с другом; часто основная форма речи с упрощенной грамматикой.

Византию часто отождествляли с абсолютизмом, ортодоксальной духовностью, ориентализмом и экзотикой, а термины «византийство» и «византинизм» использовались как метафоры упадка, сложной бюрократии и репрессий. Как восточные, так и западноевропейские авторы часто воспринимали Византию как совокупность религиозных, политических и философских идей, противоположных западным. Даже в 19Греции X века основное внимание уделялось классическому прошлому, в то время как византийская традиция ассоциировалась с негативными коннотациями.

Этот традиционный подход к Византии был частично или полностью оспорен и пересмотрен современными исследованиями, которые сосредоточены на положительных аспектах византийской культуры и наследия. Историк Аверил Камерон, например, считает бесспорным вклад Византии в формирование средневековой Европы, а Камерон и Оболенский признают главную роль Византии в формировании православия. Византийцы также сохраняли и копировали классические рукописи, и поэтому они считаются передатчиками классических знаний, важными вкладчиками в современную европейскую цивилизацию и предшественниками гуманизма эпохи Возрождения и славянской православной культуры.

После завоевания Константинополя турками-османами в 1453 году султан Мехмед II принял титул «Кайсар-и-Рум» (османско-турецкий эквивалент Цезаря Рима), поскольку он был полон решимости сделать Османскую империю наследницей Восточная Римская империя.

Византийская империя поддерживала греческую и римскую культуру в течение почти тысячи лет после падения Римской империи на западе. Он сохранял это культурное наследие до тех пор, пока его не подхватили на западе в эпоху Возрождения. Византийская империя также выступала в качестве буфера между Западной Европой и завоевательными армиями ислама. Таким образом, Византийская империя во многом изолировала Европу и дала ей время, необходимое для восстановления после хаотического средневекового периода.

Реконструированная художником фотография того, как выглядел город Константинополь в византийскую эпоху.

Православие сейчас занимает центральное место в истории и обществах Греции, Болгарии, России, Сербии и других стран. После завоевания Константинополя турками-османами в 1453 г. н.э. османы считали себя «наследниками» Византии и сохранили важные аспекты ее традиции, что, в свою очередь, способствовало «православному возрождению» в посткоммунистический период восточного Европейские государства. Современная Восточная Православная Церковь является второй по величине христианской церковью в мире.

Современное восточное православие. Распределение православных христиан в мире по странам по состоянию на 2012 год. Более темный синий цвет указывает на основную религию (более 50%).

После падения Рима главной задачей империи было поддержание отношений между собой и соседями. Когда эти народы приступили к формированию формальных политических институтов, они часто подражали Константинополю. Византийской дипломатии вскоре удалось вовлечь своих соседей в сеть международных и межгосударственных отношений. Эта сеть вращалась вокруг заключения договоров и включала прием нового правителя в семью королей, а также ассимиляцию византийских социальных взглядов, ценностей и институтов. Сохранение древней цивилизации в Европе произошло благодаря мастерству и изобретательности византийской дипломатии, которая остается одним из непреходящих вкладов Византии в историю Европы.

В области права реформы Юстиниана I в юридическом кодексе стали основой не только византийского права, но и права многих европейских стран, и по сей день продолжают оказывать большое влияние на международное публичное право. Эклога Льва III повлияла на формирование правовых институтов в славянском мире. В X веке Лев VI Мудрый добился полной кодификации всего византийского права на греческом языке, что стало основой всего последующего византийского права, вызывающего интерес и по сей день.

Влияние византийской архитектуры, особенно в религиозных зданиях, можно найти в различных регионах, от Египта и Аравии до России и Румынии.

В период византийского Возрождения династии Македонии искусство и литература процветали, и художники перенимали натуралистический стиль и сложные приемы древнегреческого и римского искусства, смешивая их с христианскими темами. Византийская живопись этого периода оказала сильное влияние на более поздних художников итальянского Возрождения.

Волны миграции византийских ученых и эмигрантов в период после разграбления Константинополя и падения Константинополя в 1453 г., по мнению многих ученых, сыграли ключевую роль в возрождении греческих и римских исследований, что привело к развитию эпохи Возрождения в гуманизм и наука. Эти эмигранты были грамматиками, гуманистами, поэтами, писателями, печатниками, лекторами, музыкантами, астрономами, архитекторами, учеными, художниками, писцами, философами, учеными, политиками и богословами. Они принесли в Западную Европу гораздо больше сохраненных и накопленных знаний их собственной (греческой) цивилизации.

Византийская энциклопедия. Страница из издания XVI века обширной византийской энциклопедии Суда.

Смелая смесь новостей и идей


Иллюстрация из Хроники византийской истории Скилица, ок. XI-XII века / Общественное достояние
Византийская империя оставила важное культурное наследие, касающееся как Православной церкви, так и возрождения греческих и римских исследований.

Введение

Люди, жившие во времена ранней Византийской империи, считали себя римлянами, но культура империи менялась на протяжении веков. Включив в себя греческую и христианскую культуры, она превратилась в уникальную византийскую культуру. Кроме того, Византийская империя находилась под влиянием латинской, коптской, армянской и персидской культур. Позже на него повлияли и исламские культуры.

Константинополь был очень разнообразным городом. Его жители были многонациональны и многоконфессиональны. Налоги для иностранных торговцев были такими же, как и для резидентов, что было довольно уникальным в то время. Византийские купцы активно торговали с регионами Средиземноморья, а также с востока и запада, в том числе с районами вокруг Черного, Красного морей и Индийского океана.

Византийская культура

Византийская империя оказала влияние на многие культуры, прежде всего благодаря своей роли в формировании христианского православия. Современная Восточная Православная Церковь является второй по величине христианской церковью в мире. Православие занимает центральное место в истории и обществах Греции, Болгарии, России, Сербии и других стран.

Византийскую архитектуру, особенно в религиозных зданиях, можно найти в самых разных регионах от Египта до России. В эпоху византийского Возрождения — с 867 по 1056 год — процветали искусство и литература. Художники переняли натуралистический стиль и сложные приемы древнегреческого и римского искусства и смешали их с христианскими темами. Византийское искусство этого периода оказало сильное влияние на более поздних художников итальянского Возрождения.

Мозаика Святого Михаила, монастырь Осиос Лукас. Изображение предоставлено: Викисклад

В период после разграбления Константинополя в 1204 г. и падения Константинополя в 1453 г. люди мигрировали из Константинополя. Среди этих эмигрантов было много византийских ученых и художников, в том числе грамматистов, поэтов, писателей, музыкантов, астрономов, архитекторов, художников, писцов, философов, ученых, политиков и теологов.

Исход этих людей из Константинополя способствовал возрождению греко-римских исследований, что привело к развитию Ренессанса в гуманизме и науке. Византийские эмигранты также принесли в Западную Европу лучше сохранившиеся и накопленные знания их собственной греческой цивилизации.

Византийские социальные структуры

Центральной чертой византийской культуры было православие. Византийское общество было очень религиозным и высоко ценило определенные ценности, в том числе уважение к порядку и традиционной иерархии. Семья была в центре общества, а брак, целомудрие и безбрачие праздновались и уважались.

Поскольку семья была очень важной, женщины и матери считались важными членами семьи, хотя некоторые женщины присоединялись к монашеским орденам. Хотя моральное отношение к женщинам диктовало, что они должны быть изолированы в изолированных пространствах и избегать откровенности, на практике это не всегда имело место. У женщин были свои собственные места, называемые 9.0045 gynaikonitis , где они занимались такими видами деятельности, как прядение и ткачество, но в других местах резкого разделения между мужчинами и женщинами не было.

Фрагмент гончарного изделия, на котором изображены гречанки, занимающиеся ткачеством в гинайконите, около 500 г. до н.э. Изображение предоставлено: Wikimedia Commons

Несмотря на некоторые ограничения, многие женщины играли роль в общественной жизни и занимались коммерческой деятельностью. Женщины также имели право на наследование и часто обладали независимым богатством, которое часто представляло собой приданое.

Церковь считала женщин духовно равными своим коллегам-мужчинам, и они играли роль в монастырях. Знатные женщины также покровительствовали монастырям. Однако женщины не могли становиться священниками в церкви или занимать аналогичные высокие роли.

Среди членов королевской семьи императрицы Феодора, жившая с 500 по 548 г. н.э., и Ирина, жившая с 752 по 803 г. н.э., отличались своей властью и влиянием. Феодора, в частности, известна тем, что повлияла на ряд реформ, выгодных для женщин. Она ввела политику запрета проституции, создания монастырей и введения суровых наказаний за изнасилование и другие формы насилия в отношении женщин. Реформы также расширили развод, опеку над детьми и права собственности на имущество для женщин.

Евнухи, кастрированные мужчины, также были важной частью византийского общества. Они смогли занять высокие посты при византийском дворе, отчасти потому, что считались заслуживающими доверия из-за их неспособности претендовать на трон и иметь потомков.

В дополнение к элитным классам на вершине общества, византийское общество имело многочисленные социальные иерархии среди крестьян, которые не были однородной группой. Жизнь крестьян сильно различалась в зависимости от того, владели ли они собственной собственностью или находились в зависимости от частных или государственных помещиков. Со временем, в течение 4—6 вв., число крестьян, владевших небольшими наделами земли, сокращалось, и крестьяне все больше привязывались к конкретным земельным наделам.

Раскол между Востоком и Западом

На рубеже тысячелетий Восточная церковь Византийской империи и Западная церковь Рима на протяжении столетий постепенно расходились по линии религиозного разлома.

Византийское иконоборчество — уничтожение или запрещение религиозных икон и других изображений или памятников по религиозным или политическим мотивам — вызвало крупную полемику, которая длилась целое столетие и усилила растущее расхождение между востоком и западом. Западная церковь по-прежнему твердо поддерживала использование религиозных изображений, хотя в то время церковь все еще была единой.

Карта союзов востока и запада в 1054 году с бывшими границами страны. Изображение предоставлено: Wikimedia Commons

Кроме того, были и другие споры, в том числе разногласия по поводу источника Святого Духа, того, следует ли использовать квасной или пресный хлеб в Евхаристии, а также притязания епископа Рима на универсальную юрисдикцию.

В ответ папа на западе провозгласил Карла Великого новым императором, укрепив раскол и вызвав возмущение на востоке. Империя на западе стала известна как Священная Римская империя. Наконец, в 1054 г. н.э. произошел раскол между Востоком и Западом, формальное провозглашение институционального разделения между востоком на Православную церковь — ныне Восточную православную церковь — и западом на католическую церковь — ныне Римско-католическую церковь.

Упадок

В период раннего Средневековья, несмотря на значительные территориальные потери, Византийская империя процветала.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *