Властителям и судиям классицизм: Элементы классицизма в стихотворении Властителям и Судиям?

Г.Р. Державин как представитель русского классицизма.

— способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, делать необходимые выводы;

— обеспечить условия для развития умений грамотно, чётко и точно выражать свои мысли;

— обеспечить условия для развития внимательности, наблюдательности и умений выделять главное, оценке различных процессов, явлений и фактов;

— обеспечить условия по формированию сознательной дисциплины и норм поведения учащихся;

— обеспечить условия для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету;

— способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности;

— организация деятельности учащихся по расширению области их знаний о Г.Р. Державине, как представителе русского классицизма.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Организационный момент

Добрый день, ребята!

Садитесь на свои места.

Здравствуйте!

Личностные:

самоопределение

-подготовка к учебной деятельности

Регулятивные:

— самостоятельно организовывать свое рабочее место;

— планировать свою деятельность в соответствии с

предъявленной информацией;

— настраивать себя на продуктивную работу;

— самостоятельно организовывать свое рабочее место в

соответствии с целью выполнения заданий;

— планировать учебное сотрудничество с учителем и

сверстниками.

Коммуникативные:

— слушать собеседника и понимать речь других;

— строить устное высказывание в соответствии с

коммуникативной задачей.

Подготовка к восприятию

Вашим домашним заданием было подготовить рассказ или презентацию о жизни и творчестве Г.Р. Державина.

Давайте послушаем ваши доклады.

Спасибо за рассказ и ваши дополнения!

Один доклад слушаем полностью, остальные ребята добавляют.

Личностные:

— Самоопределение (мотивация учения).

Регулятивные:

-планировать свою деятельность на уроке;

— определять последовательность действии на уроке;

— принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные:

-ориентироваться в своей системе знаний.

границы знания/незнания

Коммуникативные:

-слушать и понимать речь других.

Аналитическая беседа

Теперь давайте обратимся к творчеству Державина, в частности к стихотворению «Властителям и судиям».

История создания

Стихотворение является вольным переводом одного из псалмов, который Державин дополнил собственным возмущением по поводу власть придержащих. Написано оно было в 1870 году и, после больших усилий со стороны поэта, все же опубликовано – в газете “Санкт-Петербургский Вестник”.

Державин был не только поэтом, но и государственным деятелем, который на протяжении многих лет занимал достаточно высокие должности. И такая деятельность показала ему все недостатки управленческой системы в Российской империи – а их было много. За годы своей службы Гавриил Романович утвердился в мысли, что системе необходимы кардинальные перемены – эта мысль и была им выражена в стихотворении “Властителям и судиям”. Таким образом, история создания этого стихотворения тесно связана с историческими и политическими реалиями его времени.

Несмотря на то, что Державин был убежденным монархистом, его ода была воспринята придворными и самой императрицей, которая вообще-то благоволила поэту, как революционный призыв. И, несмотря на то, что поэт не вкладывал в свои строки идеи свержения существующего строя, просто высказывая накопившуюся горечь по поводу царящей несправедливости, в дальнейшем заданная им обличительная тенденция получила развитие в русской литературной традиции.

Г.Р. Державин следует традиции, заложенной еще М.В. Ломоносовым: каждое четверостишие написано правильным четырехстопным ямбом. Поэт нигде не отступает от высокого стиля.

Выразительное чтение 1 четверостишия Г.Р. Державина.

Какое прилагательное ставит Г.Р. Державин рядом со словом богов?

Цари и сильные мира сего уподоблялись богам. Почему Державин поставил слово земные рядом со словом боги?

Чем обеспокоен поэт?

Выразительное чтение 2 и 3 четверостиший.

Какова интонация 2 и 3 четверостиший?

Внимают ли вельможи обращениям автора?

Выразительное чтение 4 четверостишия.

Почему Г.Р. Держании употребляет в данном четверостишии слова мздою, злодействы, неправдой?

Какие картины возникают в вашем воображении при чтении этих строчек: «Злодействы землю потрясают, // Неправда зыблет небеса»?

Найдите в данном четверостишии восклицания, объясните их роль.

Выразительное чтение 5 четверостишия.

Что противопоставлено в данном четверостишии?

Кто, по мнению Державина, является олицетворением государства?

Возвышает его поэт или нет?

Почему не возвышает?

Выразительное чтение 6 четверостишия.

Каков смысл сравнений «как с древ увядший лист падет», «как ваш последний раб умрет»?

Выразительное чтение 7 четверостишия.

Какие слова противопоставлены по смыслу в 7 строфе?

Лексическая работа.

Объяснить значение слов: правый, лукавый.

Каков смысл обращения «Боже правых!» в последнем четверостишии?

Какая просьба звучит в четверостишии?

Возлагает ли поэт надежду на царя в восстановлении справедливости?

Нарушил или не нарушил требования классицизма Державин, так изображая царя?

Найдите элементы классицизма в стихотворении Г.Р. Державина.

Рамки какого жанра были нарушены?

Да. Это не ода, а стихотворение.

На кого же поэт надеется, кто восстановит порядок и справедливость?

В чём же идея стихотворения? В каких строках она выражена?

Да Бог — это олицетворение совести и справедливости. Он покарает мздоимцев, вельможей, попирающих закон. Их долг – исполнять законы.

Современно ли это стихотворение?

Стихотворение звучит, как набат, как колокол, взывая к власть имущим — соблюдать закон, не обижать бессильных и слабых, служить честно государству.

Языковой анализ текста. Самостоятельная работа в 3х группах.

— Выпишите слова высокого стиля – старославянизмы.

— Найдите риторические обращения, восклицания риторические вопросы. Почему их использовал поэт?

— Найдите изобразительно-выразительные средства в тексте.

Однако они выступают в качестве вспомогательных средств. Основными являются славянизмы, с помощью которых поэт делает свое стихотворение более торжественным, и риторические восклицания. Они играют очень важную роль в ткани произведения, придавая ему сходство с ораторской речью. Таким способом Державин привлекает внимание читателей.

Теперь давайте обратимся с вами к следующему стихотворению Г.Р. Державина «Памятник».

История написания

Стихотворение «Памятник» было написано Державиным в 1795 году, когда 52-летний Гавриил Романович занимал должность президента Коммерц-коллегии в Петербурге. Он много сил отдавал работе на ответственном посту, однако никогда не забывал о столь любимой им поэзии.

Произведение относится к зрелому этапу творчества поэта, когда он занялся подведением итогов не только своего литературного пути, но и всей жизни. Переосмысливая полученный опыт, Гавриил Романович пытался определить свое место в жизни, в обществе, в литературе.

Во время своих размышлений придворный поэт обратил внимание на оду Горация, которая и вдохновила его на написание стиха «Памятник», ставшим, по сути, вольным толкованием одноименного произведения древнеримского поэта. В своем «Памятнике» Гораций поделился идеей величия истинного художника-творца. Тема бессмертия поэта и его литературных трудов была настолько близка Державину, что он стал одним из первых русских авторов, который начал воспевать собственный талант и поэтическую славу.

Чтение стихотворения.

Какова особенность интонации прочтения данного стихотворения?

Какие слова непонятны в стихотворении Державина?

Какова тема стихотворения?

Какие черты биографии Державина нашли отражение в стихотворении? «Как из безвестности я тем известен стал…», «Что первый я дерзнул в забавном русском слоге о добродетелях Фелицы возгласить», « И истину царям с улыбкой говорить».

1 строфа. – С чем сравнивается памятник в стихотворении Державина?

Почему именно с ними?

Какую мысль помогает утвердить данные сравнения?

А какие эпитеты использует Державин, говоря о памятнике?

Поэт убежден, что сила поэзии могущественнее законов природы и времени. В каких строках об этом сказано?

2 строфа. – В чём видит Державин прочность славы?

Как вы понимаете эти слова?

Обратите внимание, как Державин прекрасно обыгрывает общность корня в словах «слава» и « славяне».

Поэт понимает, что Россия — огромное многонациональное государство . Говоря о её бескрайних просторах, он, по словам литературоведа Д.Д.Благого, « с гордостью рисует картину своей посмертной славы среди многочисленных населяющих Россию народов».

3 строфа. — Какие места необъятной родины упоминает поэт в стихотворении?

4 строфа. — Что ставит поэт себе в заслугу?

Почему поэтом выбран глагол «дерзнул»?

На что осмелился поэт?

Что требовал жанр оды?

Почему с улыбкой?

Подберите синонимы к этому слову (забавным).

Создание « забавного русского слога», т.е. нового языкового стиля, который позволил раздвинуть рамки тогдашней поэзии, насытив её разговорной речью.

Последняя строфа.- К кому обращены последние строфы стихотворения?

Какое значение имеет это слово?

К чему призывает Музу Державин?

Понаблюдайте за лексикой последней строфы. Найдите слова высокого стиля.

Для чего Державин их вводит в стихотворение?

Что говорит Державин в своём стихотворении о своем творчестве?

А в 1836 году русский поэт А.С. Пушкин напишет стихотворение «Памятник» и за основу возьмёт вольное переложение оды Горация Державиным. «Памятник» Г.Р. Державина станет пьедесталом «Памятнику» А.С. Пушкина.

Обратимся к еще одному стихотворению Г.Р. Державина.

Чтение «На смерть князя Мещерского».

Тематически державинская ода сцепляла между собой два прямо противоположных начала: вечности и смерти. Для поэта они были не отвлеченными понятиями, – но явлениями бытия, касающимися каждого из его читателей. Человек является частью природы, и потому в масштабах мироздания он вечен, как вечна сама природа. Однако отдельное человеческое существование преходяще, кратковременно и конечно. И знатного, и ничтожного одинаково поджидает неизбежная смерть.

Радостное ощущение жизни и трагическое переживание смерти объединены в оде глубоким и страстным лирическим чувством. Оно имеет сюжетные контуры. Умер князь Мещерский, близкий знакомый поэта. Его смерть, мрачная и неумолимая, поразила тем больше, что вся жизнь князя, «сына роскоши и нег», была «праздником красоты и довольства». Драматизм кончины многократно усилен противопоставлением этих полюсов.

— О чем нас заставляют задуматься первые две строфы стихотворения?

-О чем сожалеет лирический герой?

-Какую тему поднимает автор в стихотворении?

— Почему автор говорит «жизнь есть мгновенный дар»?

-Актуальна ли эта тема в наше время?

Всё стихотворение пронизано идеей: смерть неотвратима. Люди склонны не беспокоиться о будущем, стремиться к мелким наслаждениям. Но когда они сталкиваются с неизбежностью, то начинают скорбеть об упущенных возможностях. Поэт призывает не терзаться сожалениями, а принимать всё, что даёт судьба:


Жизнь есть небес мгновенный дар;
Устрой её себе к покою
И с чистою твоей душою
Благословляй судеб удар.

Прилагательное земных.

Державин показывает, что метит не в царей, а прежде всего в не исполняющих свои гражданские обязанности вельмож и судий.

Поэт обеспокоен тем, что земные боги щадят неправедных и злых.

В указанных четверостишиях звучит речь гневного оратора, напоминающего неправедным судиям и вельможам о долге перед народом.

Нет.

Г.Р. Державин считает главной причиной злоупотреблений нарушение законов и взяточничество. Мзда, то есть взятки, поборы, закрывает глаза властителям, и они, «имея уши, не слышат, имея глаза, не видят». Державин предпочитает исторически конкретные обвинения, нежели указание на нравственно-духовное состояние души творящих неправду.

Возникает картина землетрясения, бури. Мир разрушается. Мир природы параллелен миру человека. Если законы нравственности нарушены, то миру грозит гибель. Законы нравственности столь же непреложные, как и законы природы.

Земные боги знают о том, что происходит в народе, но почему-то не пытаются помочь, не выполняют своих обязанностей.

Поэт противопоставляет то состояние, в котором призваны находиться властители, впрочем, как и вообще каждый человек, тому состоянию, в котором они находятся по своим свойствам и склонностям.

Царь.

Нет.

Он не выступает против несправедливости, не защищает закон.

Цари такие же люди, как и их рабы.

Правый – лукавый.

Правый, значит праведный, несущий правду, добро, поступающий правильно. Лукавый – склонный к козням, интригам; коварный.

Обращение «Боже правых!» это мольба к грядущему Спасителю людей и Победителю лукавого (дьявола).

В четверостишии звучит просьба покарать лукавых.

Нет.

Нарушил.

Для стихотворения Г.Р.Державина свойственно обращение к общественной проблематике, утверждение идей просвещенного абсолютизма, патриотизма, гражданственности, стремления запечатлеть существенные стороны жизненного явления, деление героев на положительных и отрицательных.

Оды.

На Бога (последняя строфа).

Ваш долг есть: сохранять законы,

На лица сильных не взирать,

Без помощи, без обороны

Сирот и вдов не оставлять.

Да. Оно звучит современно, потому что коррупция есть в нашей стране. В России введена Программа борьбы с коррупцией в разных её проявлениях. Сам президент РФ В.В. Путин отслеживает реализацию этой программы.

Сонме, доколе, рёк, взирать, исторгнуть, не внемлют, мзда, очеса, зыблет, мнил, древ, внемли.

Риторический вопрос: Доколе, рек, доколь вам будет

\Щадить неправедных и злых?

Риторические восклицания: Не внемлют! видят – и не знают!; И вы подобно так падете,

\Как с древ увядший лист падет!

\И вы подобно так умрете,

\Как ваш последний раб умрет!

Риторические обращения: Цари! Я мнил, вы боги властны; Воскресни, боже! боже правых!

Риторические фигуры придают большую выразительность тексту, наполняют его драматизмом, подчеркивают важность выраженной мысли.

Эпитеты – “последний раб”, “увядший лист”, “земные боги”.

Сравнения – “как с древ увядший лист падет”, “вы умрете, как ваш последний раб умрет”.

Прочитано с неторопливой торжественной интонацией.

Тлен — гниение, разрушение, распад. Доколь — до тех пор, пока. Славянов род — здесь: русских людей. Вселенна — Вселенная. Чтить — чувствовать и проявлять глубокое уважение к кому-либо . От Белых вод до Чёрных — от Белого моря до Чёрного. Рифей — название Уральских гор. Народах неисчетных — имеется в виду большое количество народов, национальностей, населявших территорию России. Возгласить — сказать. Добродетель — положительное нравственное качество человека. Фелица — героиня оды Г.Р. Державина «Фелица», посвященной Екатерине П. В оде императрица выведена под именем персонажа сказки, написанной самой Екатериной для маленького внука, будущего Александра I. Чело — лоб.

Роль творчества, тема назначения поэта и поэзии.

Державин родился в небогатой семье, и известность ему принесла ода «Фелица», восхвалявшая императрицу Екатерину II.

“металлов выше он и тверже пирамид”.

(Крепость, вечность) Памятник – это творение, оставляемое потомкам, поэтому сравнение с пирамидами, металлом подразумевает переносный смысл.

Все это помогает утвердить мысль о важности творчества, о бессмертии художественных произведений.

«Чудесный, вечный».

«Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,

И времени полёт его не сокрушит».

« И слава возрастёт моя, не увядая,

Доколь славянов род вселенна будет чтить».

Прочность славы видит в уважении к Отечеству, считает себя национальным русским поэтом.

Белое, Черное моря, Волга, Дон, Нева, Урал, Рифей.

«Что первый я дерзнул в забавном русском слоге…».

1.Дерзать-осмеливаться на что-нибудь. 2.Смело стремиться к чему-нибудь благородному, высокому, новому.

«Что первый я дерзнул в забавном русском слоге

О добродетелях Фелицы возгласить».

Говорить о величии монархов, прославлять их дела, создавать некий «парадный образ». Державин говорит о добродетелях Фелицы-Екатерины II. Он видит свою заслугу в том, что сохранял человеческое достоинство, искренность. Он один из немногих, кто позволял себе прямо критиковать те или иные поступки царицы, вельмож. Поэтому Державин смотрит на поэта как на служителя и на поборника истины.

Шутка-главная стилистическая особенность новой поэзии Д.) Державин говорил: « Будучи поэт по вдохновению, я должен был говорить правду; политик или царедворец по услужению моему при дворе, я принуждён был закрывать истину иносказанием и намёками». Державин видит свою заслугу и в том, что сделал русский слог « забавным».

Весёлым, простым, острым.

К музе.

Муза — Богиня — покровительница искусств и наук. Муза — Источник поэтического вдохновения. Муза — Само вдохновение, творчество.

«И презрит кто тебя, сама тех презирай» Державин не надеется на единодушное одобрение современников.

«Непринуждённою рукой неторопливой

Чело твоё зарёй бессмертия венчай»

Муза его и на пороге бессмертия сохраняет черты воинственности и величия.

Возгордясь, чело, венчай, презрит.

Для создания интонации торжественности.

Державин говорит о значимости своего творчества для России, для русских.

Первые две строфы заставляют нас задуматься о том, что человек не может жить вечно. Рано или поздно мы все уходим из этого мира.

Герой сожалеет о том, что и его молодость уже ушла, что не сильно нежит красота, не столько восхищает радость, не столько легкомыслен ум, не столько он благополучен.

Тему жизни и смерти.

Автор говорит так потому, что жизнь быстротечна, нужно наслаждаться ей, чтобы потом не сожалеть о том, что ты прожил ее бессмысленно.

Тема жизни и смерти актуальна во все времена.

Личностные:

— нравственно-этического оценивания (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор).

Регулятивные:

— организовать свою деятельность в соответствии с целевой установкой;

— выполнять пробные учебные действия;

— выдвигать предположения на основе имеющихся знаний и доказывать их;

— выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала;

— осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;

— делать выводы по результатам работы.

Познавательные:

— ориентироваться в учебнике;

— извлекать обходимую информацию из текста;

— структурировать учебный материал, выделять в нем главное;

— устанавливать причинно-следственные связи;

— анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления;

— ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.

Коммуникативные:

— строить монологическую и диалогическую речь;

— слушать и понимать речь других;

— с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

— высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Синтез

Итак, ребята, сейчас я попрошу вас письменно ответить на вопрос: как вы поняли, в чем новаторство поэзии Г.Р. Державина? Как сильно он отошел от классицистической оды?

Письменно отвечают на вопрос, сдают листочки.

Личностные:

— нравственно-этического оценивания (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор).

Регулятивные:

— соотносить цели урока с результатами работы;

— анализировать и осмыслять свои достижения;

— выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно усвоить.

Познавательные:

— систематизировать, обобщать изученное, делать выводы.

Коммуникативные:

— строить монологическое высказывание;

— отвечать на вопросы учителя;

— слышать и понимать речь других.

Домашняя работа

Выразительное чтение оды «Бог». Наизусть на выбор: «Властителям и судиям», «Памятник».

Записывают домашнее задание.

Личностные:

— выработка смыслообразования;

— ценностно-смысловая ориентация.

Регулятивные:

-прогнозировать предстоящую работу;

Познавательные:

— поиск необходимой информации в тексте.

Коммуникативные:

— владение диалогической и монологической формами речи.

Черты развития русской литературы XVIII века. Классицизм в русском и мировом искусстве

Черты развития русской литературы XVIII века. Классицизм в русском и мировом искусстве.
Цель – общий обзор «Черты развития русской литературы XVIII века», введение понятия «классицизм»

Была та смутная пора,

Когда Россия молодая,

В бореньях силы нарягая,

Мужала с гением Петра

А.Пушкин

1Вступительное слово, повторение и обобщение пройденного. Беседа

Черты развития русской литературы XVIII века.

— Как вы понимаете смысл эпиграфа?

(становление государсвенности и секуляризация культуры связано с Петром I)

XVIII в. – время перелома и эпоха накопления. В литературе – время формирования новой русской литературы, которая

— приобретает светский характер

— вымысел признается одним из ведущих структурообразующих факторов художественного произведения (это поизошло во второй трети XVIII века)

— Каковы особенности проявления категории «вымысел» в ДРЛ?

(Практически не было, соответствовала некоторым жанрам и служила цели создания образа, н-р, в житийном жанре, в чудесах)

— создается новая система жанров.

Русская литература XVIII века сохранила и преумножила лучшие качества литературы предшествующего периода.

— Какие?

(патриотизм, связь с УНТ, интерес к человеческой личности)

— Вывела на новый уровень обличительную направленность против социальных пороков, сатирическое осмеяние человеческих и счоциальных пороков

— Главная особенность – нерасторжимая связь со временем. Отражая основные этапы становления русской нации и государственности, она вмешивалась в решение актуальных политических, социальных вопросов и стала мощным орудием дальнейшего роста национальной культуры и самосознания русского народа, важнейшим фактором нравственного воздействия на общество

— отсюда и главная задача литературы – социально и нравственно воспитывать современника

— основная закономерность развития литературы этого времени – процесс ее неуклонной демократизации. Вместо образованного монаха, мудрого князя автором произведений становится «грамотей, пишущий по заказу или прямо «по указу» царя». Изменился и герой – теперь это умный, хитрый, находчивый человек, добивающийся успеха. независимо от социального положения

— особой популярностью пользуется разнообразная беллетристика

— журналы

Херасков «Полезное увеселение», «Свободные часы», «Доброе намерение»

Новиков – «Трутень», «Адская почта» (Эмин), «Пустомеля»

Екатерина II – «Всякая всячина»

Газета «Санкт-Петербургские ведомости»

— вместе с тем велика роль литературы XVIII века в подготовке блестящих достижений нашей литературы в следующем «золотом веке»

2 Работа со ст. в учебнике и составление таблицы «Русская литература XVIII века» с. 35-41


Период

Характерные черты

Имена

Конец XVII – первые десятилетия XVIII в. Литература Петровского времени

Требование времени – подчинить деятельность гражданина «общественной пользе»

Переходный характер, интенсивный процесс «обмирщения», формирование светской литературы


Феофан Прокопович

1730 — 1750

Формирование классицизма. Расцвет жанра оды. Осуществление стихотворной реформы – силлаботоническое стихосложение

А.Д.Кантемир

В.К.Тредиаковский

М.В.Ломоносов

А.П.Сумароков


1760 – первая половина 1770-х гг.

Эволюция классицизма. Расцвет сатиры. Появление предпосылок к зарождению сентиментализма. Поэзия уступает место прозе.

В.И.Майков

М.Д.Чулков

Н.И.Новиков

В.В.Тузов

М.М.Херасков


Последняя четверть века

Начало кризиса классицизма, оформление сентиментализма, стремление к реалистическому изображению действительности. Просветительские идеи, борьба с социальными пороками

Д.И.Фонвизин

Г.Р.Державин

А.Н.Радищев

И.А.Крылов

Н.М.Карамзин

И.И.Дмитриев

Определение понятия классицизм.

3 Запись в тетради. Работа со ст. в учебнике «Классицизм» с. 39

— истоки – Франция, Италия XVII- XVIII вв., в воззрениях драматургов Корнеля и Мольера и теоретика литературы Н.Буало в трактате «Поэтическое искусство»

— основное свойство – обращение к образцам античности, нормативная поэтика

— в основе эстетики – принцип рационализма и «подражания природе», все подчинено строгой регламентации,правилам

— Характерные черты

А) культ разума

Б) художественное произведение организуется как искусственное, логически посторенное целое

В) строгая сюжетно-композиционная организация, схематизм

Г) жизненные явления преобразуются так, чтобы выявить и запечатлеть их родовые, существенные чкрты и свойства

Д) человеческие характеры обрисовываются прямолинейно (говорящие фамилии), положительные и отрицательные герои противопоставляются

Е) идеализация героев, утопизм, абсолютизация идей

— подчеркнутая объективность повествования

— активное обращение к общественной, гражданской проблематике

Для пьес эпохи классицизма характерно

— система амплуа – типов характера, переходящих из пьесы в пьесу (идеальная героиня, герой-любовник)

— сюжет, как правило, основан на любовном треугольнике

— порок всегда наказан, добродетель торжествует

— принцип трех единств

А) времени – действие развивается не более суток

Б) места – автор не должен переносить действие из одного места в другое

В) действия – одна сюжетная линия, количество действующих лиц ограничено, нет побочных персонажей

— композиция

А) 4 акта – в 3 – кульминация, в 4 – развязка

— с главными персонажами знакомят второстепенные
Иерахия жанров


Высокие

трагедия, эпопея, ода


Низкие

комедия, сатира, басня


В них отражалась общественная жизнь, история

Герои – полководцы, монархи

Мифологические и библейские сюжеты

Идея служения государству, выполнению гражданского долга

Александрийский стих


Повседневная жизнь обычных людей

Использование прозы и разностопных стихов, бытовых деталей и разговорного стиля речи

Особенности классицизма в России

Формирование русского классицизма было обусловленовозникновением и развитием нового типа общественного сознания. Русскому классицизму оказались присущи типологические особенности европейского (прежде всего французского) классицизма

— нормативность и жанровая регламентация

— признание рационализма ведущей эстетической категорией, а разума – верховным судьей над окружающим миром

— резкое деление на положительных и отрицательных героев

— отсутствие динамики в образах, абстрагирование при создании образа

— требования от искусства правдоподобия, которое узко понимается и выражается в принципе трех единств

Однако формирование РК происходило позднее, чем в европейских странах, хотя в относительно сходных условиях укрепления абсолютизма), когда на смену рационализму пришло просветительство.

Особенности русского классицизма

— направленность на сущностные вопросы русской жизни, ей свойственен общественный, гражданский пафос

— обличительная направленность

— требование развивать образование, установить твердые законы, признать естественное равенство людей, внесозловную ценность человека

— связь с национальной традицией и УНТ

(А. П.Сумароков «Эпистола о стихотворстве)

Классицизм в русском и мировом искусстве.

Классицизм в России

Конец XVIII – XIX вв. – эпоха классицизма в русском зодчестве, оставившая яркий след в архитектурном облике Москвы, Петербурга и других городов.

Классицизм – европейское культурно-историческое течение, которое ориентировалось на античное искусство, на античную литературу и мифологию. В середине XVIII в. Петербург был городом одиночных шедевров, затем началась регулярная застройка города вдоль прямых проспектов, лучами расходившихся от Адмиралтейства. Петербургский классицизм – это архитектура целых ансамблей, поражающих своим единством и гармоничностью. В 1806-1823 гг. было построено здание Адмиралтейства по проекту А.Д. Захарова. В громадном здании архитектор подчеркнул центральную башню. Венчает Адмиралтейство стремительно взлетающая вверх золоченая игла с корабликом.

Говоря о скульптуре XVIII века, следует признать, что она представляет собой совмещение, слияние черт барокко и классицизма. Лишь на рубеже XVIII-XIX вв. Щедрин и Мартос дают образцы ясной гармонии, так сказать чистого классицизма.

«Медный всадник» на Сенатской площади воздвигнут при Екатерине II скульптором Э.Фальконе, установлен на цельной гранитной скале. Конь как-будто взлетает на волне, копытами попирая змею – символ измены. Сам Петр также в римском наряде.

Скульптура Летнего сада – круглая, монументальная и погрудный скульптурный портрет. Сюжеты – аллегорические фигуры, которые олицетворяют такие понятия, как Навигация, Архитектура, Мир и др. В целом прослеживаются традиции классицизма с элементами барочного искусства.

В 1714 г. было положено начало Петербургской Кунсткамере – первому естественно-научному музею в России, в Петербурге был основан и Ботанический сад.

Развитие научных знаний подготовило условия для создания высшего научного центра России – Академии наук, открытии которой состоялось уже после смерти Петра в конце 1725г.

Знаменательным событием в культурно-образовательном деле стало открытие в начале 1755 г. Московского университета. Идея создания этого высшего учебного заведения принадлежала великому русскому ученому М.В. Ломоносову. При университете существовало 2 гимназии – одна для дворян, другая — для некрепостных. Учебные занятия проходили на трех факультетах: медицинском, философском, юридическом. В отличие от зарубежных в Московском университете не было богословского факультета. При университете работала типография (директором стал Н.И. Новиков). Издавалась первая в России общественная газета «Московские ведомости».

1757 г — открытие Петербургской академии искусств. В России складываются и устанавливаются свои принципы изобразительного искусства – академический классицизм.

Всем своим творчеством с Академией были связаны Карл Брюллов «Последний день Помпеи» и Александр Иванов «Явление Христа народу».

До Петра в России не существовало общедоступного театра. При царе Алексее Михайловиче действовал придворный театр, но продолжалось это недолго. Сам Петр, любивший театр, распорядился построить на Красной площади в Москве «комедиальную храмину». С 1704 г. здесь стали давать представления. Актерами первоначально были иностранцы, потом стали набирать русские труппы.

Наряду с любительским театром стало развиваться профессиональное театральное искусство – драматическое, оперное, балетное.

Чрезвычайно большую роль в становлении русского профессионального театра сыграл Ф.Г. Волков, названный «отцом русского театра». Он открыл в Ярославле в 1750 г. свой театр, который Екатерина потребовала перевести в столицу, его блистательный театр имел успех и на берегах Невы.

Появились отечественные композиторы и исполнители музыки. «Русским Страдивари» считали современники скрипичного мастера И.А. Батова, ценились произведения Д.С. Бортнянского, В.Н. Фомина.

В начале XIX века некоторые помещики становились антрепренерами. В таких театрах играли крепостные (М.С. Щепкин до 33 лет был крепостным, П.С. Мочалов – вырос в семье крепостного актера) и вольнонаемные актеры, такие театры становились общедоступными.

Вторая половины XVIII века – время расцвета литературы. Среди авторов выделялись Ломоносов, Державин, по всей России читали сатирические журналы Новикова («Трутень», «Живописец»), сама Екатерина II была причастна к писательскому труду.

Русская культура набирала силы, подкрепляя национальное самосознание, патриотические традические народа, Россия шла в XIX столетие.

Классицизм во Франции:

«Король солнца» создает высокую культуру, представленную тремя шедеврами.

Версаль – произведение архитектурного искусства, символ французской государственности, архитектор Андре Ленотр. Метафора солнца заложена в образе Версаля: аллеи парка расходились от одной точки-центра как лучи. В самом парке расставлены скульптуры Апполона и Гелиоса. Дворец выстроен в форме буквы «П», внутри огромные окна и зеркала, расположенные симметрично.

В Версале был королевский придворный театр, директор которого Жан Батист Поклен, работавший под псевдонимом Мольер, писал пьесы. Мольер мыслил категориями классицизма, хотя в свои произведения включал грубоватый юмор, н-р, «Тартюф, или Обманщик», «Мещанин во дворянстве».

Третьей вершиной стало творчество Никола Пуссена. Этот художник по своим эстетическим воззрениям – типичный классицист.

«Освобожденный Иерусалим» — главная тема – конфликт между любовью и смертью, которая позднее станет основной темой творчества.

«Танкред и Эрминия» — Эрминия изображена в порыве между ненавистью к врагу и сочувствия к человеку. Она занесла нож, чтобы обрезать волосы и ими перевязать раны юноши-крестоносца.

«Аркадские пастухи» — проблема жизни и смерти. Юноша и девушка, гуляя по парку, видят надгробие с надписью: «И я был в Аркадии», что значит «И я был счастлив», т.к. страна Аркадия для Пуссена и классицистов – символ счастья.

«Пейзаж с Полифемом» — Полифем ассоциируется с разрушительной силой – это великан, укрощенный любовью к нимфе моря Галатеи. Полифем изображен сидящим на скале и играющим на свирели.

На закате своей жизни Никола Пуссен страдает парличом, но продолжает рисовать, привязывая кисти к рукам, он создает знаменитые «Времена года». Самая известная картина этого цикла – «Зима». Изображен потоп – деревья и скалы изображены в пучине вод, женщина в лодке передает ребенка мужчине, взобравшемуся на скалу. В скале ползет змея – символ вечности, что составляет зловещий контраст.

ДЗ Пересказ ст. о классицизме

чтение комедии «Мещанин во дворянстве»

индивидуальное задание «Очерк жизни и творчества»

«Сатиры смелой властелин, блистал Фонвизин, друг свободы»

Фонвизин (1745 – 1792)
Цель – знакомство с личностью Фонвизина и истоками его творчества

Писатели … имеют …долг возвысить громкий глас свой

против злоупотреблений и предрассудков, вредящих Отечеству,

так что человек с даровнием может в своей комнате с пером в руках,

быть полезным советодателем государю, а иногда и спасителем

сограждан своих и Отечества

Д.И.Фонвизин

1 Очерк жизни и истоки творчества

Родился 3 апреля 1745 г. Потомок рыцаря-меченосца, взятого в плен во время Ливонской войны при Иване Грозном. Долгое время его фамилия писалась по разному Фон-Визин, Фон-Висен, Фон-Визен и др.

Дворянин по происхождению, Ф. десяти лет поступил в гимназию при Московском Университете. Студент философского отделения зарекомендовал себя переводами (перевод с немецкого «Басен нравоучительных с изъяснениями господина гольберга»). Отличное знание языков позволило ему служить в Коллегии иностранных дел. В Петербурге он знакомится с Державиным, Херасковым, Княжниным, здесь он увидел Ломоносова, «Но ничто в Петербурге так меня не восхищало, как театр». Жил в Москве, во Франции., ушел в отставку. 1774 г. женился на Екатерине Ивановне Хлоповой. Умер в 1792 г. 1 декабря

Литературная деятельность начинается в 60-е гг. Пытливый и остроумный человек, он создан был для того, чтобы стать сатириком. А поводов для его горького смеха было больше чем достаточно в российской действительности того времени. Он примкнул к дворянско-аристократической оппозиции, члены которой критиковали деспотический режим императрицы Екатерины II и произвол ее фаворитов. Есть мнение, что в образе Простаков в комедии «Недоросль» можно увидеть черты императрицы, а в образе усадьбы Простаковых – всей России.

Первая сатирическая комедия – «Бригадир» («В наших нравах первая комедия». Н.И.Панин), «Недоросль (1781 г), продолжал развивить жанр сатиры в произведениях – «Всеобщая придворная грамматика», «Вопросы» и др, задумал издавать сатирический журнал «Стародум, или друг честных людей, но императрица на позволила.

2 Словарь литературоведческих терминов

Сатира – жанр художественной литературы

— задача которого осмеяние или обличение отрицательных явлений действительности с целью их исправления

— возник в Древней Греции в 7 в. до н.э. – Гораций, Ювенал, Петроний. В новое время в этом жанре успешно работали Свифт, Мольер, Вольтер, Буало, Сумароков, Кантемир и др.

А) Сатиры Кантемира отличались просветительской направленностью и антиклерикальным характером

Б) Сумароков – новый тип бессюжетной сатиры, компактной по объему, острой по идейному содержанию, для которой характерна тезисность и афористичность речи, простота и точность языка

В) Ломоносов привнес элементыдемократического мышления и стиля

Г) И. И.Хемницер – установка на изобразительность и драматизацию повествования, сближение сатиры с различными жанрами

Д) Фонвизин обратился к разработке небольшой сюжетной сатиры, довел до совершенства диалог, в сатире стал использовать басенное начало и басенный стих

— согласно теории классицизма он не принаждлежал к высоким жанрам – обращался к общественно значимым темам, но использовал сниженный стиль

— сатира прямо не соотносится и ни с одним литературным родом – от эпоса она заимствает широту охвата событий, от лирики – эмоциональную наряженность, от драмы – сценичность

— по тематике делились на наравоописательные и соуциально-политические

— по объекту изображения – сатиры на лицо или сатиры на порок

— композиция обычно была трехчастной – вступление с определением проблемно-тематической направленности произведения, основная часть, раскрывавшая содержание, и заключение, где автор подводил итог и делал назидание читателю

— ведущими приемами создания образа были – прямая авторская характеристика, косвенная обенка, даваемая персонажу другими лицами, показ героя в действии, изображение внутреннего мира человека, речевая характеристика, портрет, художественная деталь

В конце XVIII в. утратила ведущую позицию в литературе и трансформировалась в жанрах эпиграммы, басне, сатирической песне и т.д.

Комедия – разновидность драматического произведения, исполненного юмористического или сатирического пафоса

— сформировался в античной Греции в 5 в. до н.э. Классиками жанра можно считать Аристофана, Плавта, Шекспира, Мольера, Бомарше, Сумарокова, Лукина, Плавильщикова

— с точки зрения типологии комедии различают

А) по характеру смехового начала – развлекательная и обличительная

Б) в зависимости от особенностей конфликта – комедия характеров, комедия ситуаций

В) в зависимости от особенностей идейно-тематического содержания (любовная, бытовая, воспитательная, социально-политическая)

Г) по специфике языкового выражения — прозаическая и стихотворная

— В середине 70-х гг. XVIIIв. в русской комедиографии складываются 2 направления

А) охранительное, в котором работали Екатерина II, Д.В.Волков, А.Д.Копиев, пыталось оправдать внутреннюю и внешнюю политику государства

Б) обличительное (Сумароков, Фонвизин, Капнист, Крылов). Среди главных проблем комедиографы выделяли – крестьянский вопрос, галломанию дворянства, судейский и чиновничий произвол, проблемы любви и брака, образования и воспитания дворян.

Особенности русской комедии 60-90-х гг.

— классический тип 5-тиактной комедии

— герои – дворяне или мещане

— делились на «лучших» (думающих о благе государства и пекущихся об общей пользе) и «худших» (заботящихся о собственном благополучии)

— принцип парности в организации образной системы

— комедийные образы – однолинейны (воплощение одной добродетели или порока, качества чаще гиперболизированы)

— форма словесного выражения – диалог и полилог

— использование двух ведущих стилевых пластов – разговорно-бытового и книжно-литературного

Драма – один из родов литературы, предназначен для исполнения на сцене, с греч. – «действие»

— содержание – речи и разговоры персонажей, действующих лиц в форме диалога, монолога, полилога

— речь действующих лиц сопровождается ремарками – авторскими указаниями об обстановке действия, о внутреннем состоянии героев, их движениях и т. д.

— искусство слово дополняется режиссерской трактовкой, актерским исполнением и сценической обстановкой

— основные виды драматических произведений – трагедия, драма (как жанр) и комедия

Ирония – 1 спрятанная, но легко обнаруживаемая насмешка

2 вид тропа, когда сказанное приобретает противоположное значение

3 Подведение итогов

— Какие известные нам факты говорят о Фонвизине как о сатирике?

— Свойственна ли сатира традиционной комедии классицизма?

— Каковы источники сатиры в комедии «недоросль» ?

С этой т.зр. смешное в комедии Фонвизина не укладывалось в формулу классицизма «смешить и смехом пользовать». Предметом его критики были «тяжелые события и злоупотребления внутренние». Поэтому художественная разработка конфликта и характеров вышла за рамки комедийной основы, вступила в область сатиры. Изображенные в комедии «болезни» общества были, по мнению Гоголя, «беспощадной силой иронии выставлены в очевидности потрясающей».

ДЗ Охарактеризовать (письменно) произведение по плану анализа

Дебора и Андамана: женщины-судьи как правители

Некоторые думают, что если бы женщины правили, войн было бы меньше. Вероятно, это неправда. Но в истории есть несколько замечательных примеров женщин-правителей, которые пришли к власти, будучи женщинами- судьями , а не женщинами-военными лидерами, такими как королева Кастилии Изабелла I и королева Карии Артемизия I.

Современная риторика указывает на то, что правительства правят с согласия управляемых, но большинство правительств в истории основывают свою власть на военной мощи. «Согласие» определяется тем, желает ли население умереть в массовом порядке для борьбы с особенно коррумпированным правителем. Наиболее очевидным примером этого является феодализм — крестьяне платят налоги, чтобы поддерживать рыцарей в обмен на защиту от набегов, и их часто убивают, когда они восстают, — но даже торговые центры, такие как Тимбукту, получили свою экономическую мощь благодаря защите торговли. «Пошлины за патрули» — проверенный временем путь к власти для города-государства.

В своем фантастическом сериале «Сын-предатель», , действие которого происходит в альтернативной фэнтезийной Европе, Майлз Кэмерон проводит различие между странами, которые следуют верховенству закона и верховенству войны. Правило войны явно может составить правильную систему , где суд в бою определяет виновность или невиновность. Например, скандинавская hólmganga представляла собой формализованную систему испытания боем. Верховенство Закона, напротив, ограничивает власть дворянства грубо расправляться со всеми, кого они считают слабее. Однако Альбой по-прежнему правит монарх, чей фундаментальный вклад в общество — военная мощь.

Современные правительства делают много вещей. Программы социального обеспечения заботятся о том, чтобы накормить бедных. Государственные школы предлагают образование. Но исторически говоря, эти задачи чаще всего выпадали на долю древних жрецов.

Основным невоенным вкладом феодальных правителей в жизнь своих сообществ было разрешение споров. Честно говоря, в средневековой Европе было много дел о женщинах-судьях, поскольку женщины должны были действовать вместо своих мужей, но это не было источником их власти. Даже когда королева Елизавета I выносила приговоры — например, приговаривала к смерти своего двоюродного брата и собрата-королеву — это было не в ее качестве женщины-судьи, а скорее потому, что у нее была сила, чтобы привести приговор в исполнение.

А иногда правители приходили к власти в большей степени в стремлении к справедливости, чем в стремлении уберечься от набегов. «Судить как правителя» — одна из самых крутых и недооцененных форм правления, с которыми я когда-либо сталкивался. Мы мало говорим о женщинах-судьях в школах по целому ряду причин. Это относительно необычная система правления, мы культурно опасаемся обсуждения Библии (или расизма), и она не является предшественником нашей нынешней формы правления, какой была афинская демократия. Однако для построения мира стоит изучить нестандартные системы управления.

Интересно, что два наиболее знакомых мне примера — женщины, поддерживается, но не вытесняется воинами-мужчинами.

Девора, судья (и пророк) израильтян

Пророки и судьи — по сути, мудрые люди — были могущественными лидерами на протяжении целой эпохи истории Израиля. Справедливость невероятно важна для истории Израиля. Соломон наиболее известен тем, что вынес решение в судебном споре между двумя женщинами из-за ребенка. Способность Моисея вывести свой народ из Египта возникла благодаря репутации, основанной на его положении судьи. Это история Деборы, которую я знаю лучше всего.

Вместо того, чтобы быть воином, которому также было поручено улаживать споры, как с феодальными европейскими державами, Дебора была судьей, которая связывалась с вооруженными силами только тогда, когда это было необходимо. При ее жизни израильтяне подвергались сильному давлению со стороны хананеев. Между прочим, хананеи были также известны как финикийцы, предшественники Карфагена и одной из великих морских империй. Так или иначе, Дебора вызвала к себе военачальника/военачальника (до мая года, до маха года) Барака и отругала его за невыполнение своего долга.

Самостоятельная правительница

Дебора была замужем и не пришла к власти благодаря мужу. Я также нахожу забавным, как много библеистов пытались исказить очень прямолинейный эпитет «жена Лапидота» (на мой взгляд, то же самое, что «Стурлусон» может использоваться в Исландии 13-го века), чтобы он был просто идиомой, означающей «огненный дух», а не чем признать, что замужняя женщина может затмить своего мужа или что ее муж, возможно, не имеет значения.

Никто не прилагает столько усилий, чтобы объяснить, почему «Иаиль, жена Хевера Кенеянина» на самом деле не была замужем, и на самом деле Хебер означает анклав, поэтому Иаиль была просто женщиной, которая жила в анклаве. Очевидно, многим библеистам трудно поверить, что влиятельная женщина может быть замужем за кем-то, не имеющим отношения к политике. Согласно еврейским ученым, Лапидоф…

по совету своей жены он достал большие фитили и масло для светильников святилища Силома, которые горели, как светильники. Так, говорят наши мудрецы, было воздействие этой святой женщины на всех окружающих: распространение света Торы.

Некоторые считают, что Лапидот был псевдонимом воина Барака, но, честно говоря, мне это кажется маловероятным. Дебора проводит большую часть своего «экранного времени», крича на него. Здесь применима бритва Оккама, и я думаю, что если бы она вышла замуж за Барака после того, как призвала его и отругала его за поддержку, это было бы упомянуто. Честно говоря, попытки соединить все три фигуры в одного человека кажутся мне мучительными.

Во всяком случае, Девора, а не ее муж, потребовала, чтобы Варак собрал десятитысячную армию из племен Нафтали и Завулона и собрал их у подножия горы Фавор (которая, несомненно, послужила источником вдохновения для съетча Табр в Дюне), в Равнины Эсдреалона. Он должен был использовать эту армию для нападения на хананеев, но Вараку нужна была Девора, чтобы вдохновлять людей. Очевидно, шансы победить тяжелые железные колесницы и кавалерию ханаанеев были довольно малы, и только Девора, как хорошо известный лидер в качестве судьи, имела моральное право убедить израильтян в том, что их нападение было поддержано божественный.

Андамана, королева Канарских островов

Канарские острова примечательны по ряду причин. Они являются одним из самых популярных туристических направлений для европейских отдыхающих. В некотором смысле он несет ответственность за появление сахара (и сопутствующую работорговлю, необходимую для повсеместного выращивания на плантациях) в Америке.

Их история столь же увлекательна, сколь красивы их современные пляжи. Острова периодически были заселены в классическую эпоху. Финикийцы — они же библейские хананеи — приезжали торговать, как и греки. Коренные жители обязаны своим генетическим наследием и, вероятно, своей милитаристской культурой североафриканским берберам.

К сожалению, доколониальные взаимодействия с участием жителей Канарских островов во многом остаются загадкой.

Как и берберы, коренные жители Канарских островов (известные как гуанчи) практикуют матрилинейное происхождение и во многом обязаны своим мифам об истеблишменте женщине. На самом деле это удивительно распространено в Северной Африке. Карфаген был основан сильной женщиной-лидером — Дидоной, также известной как Элисса из Финикии, — и туареги были основаны, когда Тин Хинан привела своих последователей в Сахару. Главное отличие Канарских островов в том, что Андамана не увела свой народ в изгнание — она их объединила.

Вероятно, она также защищала их от европейской колонизации.

Борец с коррупцией

Прежде чем стать одной из самых впечатляющих (и почти неизвестных) женщин-судей в истории, она была всего лишь девочкой в ​​деревне на острове, охваченном политическими волнениями. До Андаманы власть находилась в руках различных местных правителей, которым советовал совет старейшин. Когда она выросла, она начала давать людям советы, и, поскольку это был хороший совет, люди начали распространять слух о ее здравом уме. Люди приходили к ней и спрашивали совета, и она давала его, и ее репутация распространялась дальше.

В конце концов, это разозлило магистратов — люди, которые были , предполагали, что должны принимать решения. Не случайно судьи, как правило, были коррумпированы и зависели от взяток, поэтому тот факт, что Андамана не брала плату за вынесение решения по юридическому делу, сделал ее особенно непопулярным среди правительственных чиновников. Местное руководство не в восторге от того, что люди думают, что «хорошие женщины-судьи лучше, чем ужасные силачи». Поэтому, когда у них был большой совет, который должен был осудить ее, она столкнулась с ними, призвала их назвать хотя бы один случай, когда одно из ее решений было неправильным, в основном сказала «ха, я так и думала», когда ни один из них не ответил, и пошла делать, как она была.

За исключением, знаете ли, большего. Она написала юридический кодекс и начала распространять его не только среди своих, но и в соседних общинах. Когда эти общины плохо обращались с ее эмиссарами, она связалась с местным военачальником. Он согласился поддержать ее завоевание острова в обмен на ее руку. Вместе они ввели единый правовой кодекс и, судя по всему, правили мирно и благополучно. Жаль, что французы убили их сына.

Рут Бейдер Гинзбург, героиня феминистской Америки

Чтобы представить это в перспективе, попробуйте представить себе мир, в котором одна из наших современных женщин-судей, такая как Жасмин Твитти или Notorious RBG, решила, что США становятся слишком коррумпированными, и обратилась к Джиму Мэттису (или к кому-то помоложе, но все же популярной, как Максимилиан Уриарте из Terminal Lance) и ругала его, пока он не набрал армию, чтобы помочь ей устроить переворот и переписать Конституцию.

Я бы точно читал этот роман по альтернативной истории.

Османская империя | Факты, история и карта

Османская империя

Все СМИ

Дата:
с. 1300 — 1922
Основные события:
Первая Мировая Война Наполеоновские войны Французские революционные войны Падение Константинополя Геноцид армян
Ключевые люди:
Кемаль Ататюрк Мехмед II Филипп II Леопольд I Янош Хуньяди
Похожие темы:
Молодые турки Янычар Ассоциации защиты прав Молодые османы Philiki Etaireía
Похожие места:
Россия Саудовская Аравия Израиль Турция Сирия

Просмотреть весь связанный контент →

Популярные вопросы

Где зародилась Османская империя?

Османская империя была основана в Анатолии, на территории современной Турции. Основанная в Сегюте (недалеко от Бурсы, Турция), османская династия рано расширила свое правление за счет обширных набегов.

Этому способствовал упадок династии Сельджуков, предыдущих правителей Анатолии, которые терпели поражение от монгольского нашествия.

Подробнее ниже: Османское государство до 1481 года: эпоха расширения: Истоки и расширение Османского государства, ок. 1300–1402

Анатолия

Подробнее об Анатолии.

Как возникла Османская империя?

Османская империя началась в самом конце 13-го века с серии набегов тюркских воинов (известных как гази) во главе с Османом I, принцем (беем), чей отец, Эртугрул, основал базу власти в Сегуте. (недалеко от Бурсы, Турция). Осман и его воины воспользовались угасающей династией Сельджуков, сильно ослабленной монгольскими нашествиями. Османская династия продолжала расширяться в течение нескольких поколений, контролируя большую часть юго-восточной Европы, Ближнего Востока и Северной Африки на пике своего развития. Внук Османа Мурад I заложил основу институционализированного османского государства, продолженного сыном Мурада Баязидом I.

Анатолия: Сельджуки Анатолии

Узнайте больше о взлете и падении династии Сельджуков, первой тюркской династии в регионе, которая заложила основу для подъема и расширения тюркской Османской династии.

Почему Османскую империю называли «больным человеком Европы»?

После пика османского правления при Сулеймане Великолепном в 16 веке Османская империя изо всех сил пыталась сохранить свою раздутую бюрократию и децентрализованную политическую структуру. Несколько попыток реформ сохранили империю на плаву, но в основном касались неотложных проблем, и любой успех был недолгим. Самая далеко идущая из этих реформ, Танзимат, способствовала долговому кризису 1870-х годов. Его хрупкое состояние сделало его неспособным противостоять поражению в Первой мировой войне, и большая часть его территорий была разделена как трофеи, когда империя распалась.

Как распалась Османская империя?

Османская империя распалась и была разделена после поражения в Первой мировой войне. Империя уже несколько столетий находилась в упадке, пытаясь сохранить раздутую бюрократию или централизованную административную структуру после различных попыток реформ. Проблема усугублялась ростом более локальных интересов по всей империи, таких как рост националистических движений. После поражения османов в Первой мировой войне сочетание националистических движений и соглашений о разделе между союзными державами привело к ее распаду на многочисленные территории, а Турция стала непосредственным правопреемником империи.

Соглашение Сайкса-Пико

Прочтите о Соглашении Сайкса-Пико, одном из соглашений, которые разделили Османскую империю и помогли определить политические и культурные границы современного Ближнего Востока.

Сводка

Прочтите краткий обзор этой темы

Османская империя , империя, созданная тюркскими племенами в Анатолии (Малая Азия), которая превратилась в одно из самых могущественных государств в мире в течение 15 и 16 веков. Османский период длился более 600 лет и завершился только в 19 г.22 года, когда его заменили Турецкая Республика и различные государства-правопреемники в Юго-Восточной Европе и на Ближнем Востоке. В период своего расцвета империя охватывала большую часть юго-восточной Европы до ворот Вены, включая современную Венгрию, Балканский регион, Грецию и часть Украины; части Ближнего Востока, оккупированные сейчас Ираком, Сирией, Израилем и Египтом; Северная Африка на западе до Алжира; и большая часть Аравийского полуострова. Термин Осман – это династическое наименование, происходящее от Османа I (араб. Усман), кочевого туркменского вождя, основавшего и династию, и империю около 1300 г.

Османское государство до 1481 года: эпоха экспансии

Первый период османской истории характеризовался почти непрерывной территориальной экспансией, во время которой османское владычество распространилось от небольшого северо-западного анатолийского княжества до большей части юго-восточной Европы и Анатолии. Политические, экономические и социальные институты классических исламских империй были объединены с институтами, унаследованными от Византии и великих турецких империй в Центральной Азии, и были восстановлены в новых формах, которые должны были характеризовать территорию в наше время.

Происхождение и расширение Османского государства, ок. 1300–1402

На начальных этапах своей экспансии османы были лидерами турецких воинов за веру в ислам, известных под почетным титулом гази (араб. «налетчик»), которые боролись против сокращающегося христианского византийского государства. . Предки Османа I, основателя династии, были представителями племени кайы, проникшими в Анатолию вместе с массой туркменских кочевников-огузов. Эти кочевники, мигрировавшие из Средней Азии, утвердились как династия Сельджуков в Иране и Месопотамии в середине 11 века, покорили Византию после битвы при Манцикерте (1071 г.) и оккупировали восточную и центральную Анатолию в 12 веке. Гази воевали против византийцев, а затем монголов, которые вторглись в Анатолию после создания империи Иль-Ханидов (Ильханидов) в Иране и Месопотамии во второй половине 13 века.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *