Сравнительный анализ стихотворения Г.Р. Державина «Властителям и судиям» И 81 библейского псалма царя Давида
МАОУ лицей №8 г. Томска
Исследовательская работа
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ Г.Р. ДЕРЖАВИНА «ВЛАСТИТЕЛЯМ И СУДИЯМ» И
81 БИБЛЕЙСКОГО ПСАЛМА
ЦАРЯ ДАВИДА
Выполнила: Бадалова Алия,
ученица 9Г класса
Руководитель: Луговская Е.В.,
учитель русского языка и литературы
Томск 2013
Цель исследования: провести сопоставительный лингвистический анализ двух произведений с целью истолкования художественных текстов, постижения замыслов авторов.
Актуальность работы: огромный интерес представляет знакомство с Библией и её изучение, приобщение к великому духовному наследию, а также рассмотрение и поныне актуальной проблемы взаимодействия власти и простого народа.
Данное исследование привлекает внимания к личности Г. Р. Державина – мэтра русской поэзии и его известному произведению. Державин, отличавшийся честностью, свободой взглядов, ненавидевший несправедливость и взяточничество, создал поистине пламенный призыв к властителям, к которому не мешало бы прислушаться и современным судьям и власть держащим. А сравнение державинской оды с библейским текстом ещё более усиливает актуальность звучания данной проблемы.
В настоящее время возрос интерес к религиозной литературе. Стихотворение Г. Р. Державина, написанное в 1780 году, затрагивает одну из важнейших проблем общества, в частности и современного, взаимодействие власти и «властителей» и простого народа. Ещё известный царь древности Давид обращался к этому вопросу в 81 псалме, переложением и осмыслением которого и является стихотворение Державина «Властителям и судиям».
Жанр литературного переложения псалмов занимал в Эпоху просвещения одно из ведущих мест в поэзии. Отдавая дань тенденциям, Державин переложил более 26 псалмов. Псалмы – древние религиозные и светские гимны и песни, по преданию сочинённые библейским царём Давидом. По преданию сын пастуха, искусно игравший на арфе. Благодаря смелости и силе, победил богатыря Голиафа и был принят на воинскую службу. Вскоре стал военноначальником. Позже был провозглашён царём и правил около 40 лет. Известен как создатель псалмов.
Собрание ста пятидесяти псалмов под названием «Псалтырь» вошло в Библию. Отдельные псалмы становились порой революционными гимнами. Так, например, 81й с резкими нападками на «земных богов» (злых царей и вельмож) стал в 18 веке антимонархической песней якобинцев. Этот псалом послужил основой и для державинского стихотворения.
Служа в Сенате, Державин часто сталкивался со взяточничеством, наблюдая часто несправедливые решения спорных вопросов, видя бессилие бедных и торжество богатых. Читая строки псалма, он, должно быть, вспомнил, как его овдовевшая мать с тремя детьми хлопотала по делам, возя с собой детей для умилостивления судей, но ничто их не трогало. «С тех самых пор, — пишет Державин, — в сердце большого сына врезалась та пламенная черта, что не мог он равнодушно сносить неправосудие и притеснение вдовам и сиротам». Эти воспоминания нашли отражение в стихотворении.
Что же привнёс нового Державин в канонический текст псалма, как переосмыслил известное произведение?
Автор стихотворения воспользовался возвышенной лексикой псалма: «сонм», что означает собрание, множество, «исторгать» значит изгонять вон, выбрасывать, «разуметь», «падёте», но ещё больше привнёс новой: «рёк», «взирать», «оковы», «внемлют», «покрыты мздою очеса», неправда «зыблет» небеса в отличие от псалма, где «все основания земли колеблются»
Использование Державиным архаизмов и слов церковной лексики («очеса», «мнил», «внемли») способствует выражению высокого гражданского пафоса стихотворения. Возможно, сохраняя устаревшую лексику, Державин подчёркивал всю глубину и насущность проблемы власти, идущей из далёкого прошлого. Отмечая эту особенность поэзии Державина, Н.В. Гоголь писал: «Слог у него так крупен, как ни у кого из наших поэтов… это происходит от необыкновенного соединения самых высоких слов с самыми низкими и простыми, на что бы никто не отважился, кроме Державина»
Сравнительная характеристика строк произведений
81 псалом | Стихотворение Державина |
Всевышнего — все вы.
падете, как всякий из князей.
ибо ты наследуешь все народы. | Восстал всевышний Бог, да судит Земных богов во сонме их Доколе, рёк, доколь вам будет Щадить неправедных и злых? Ваш долг: спасать от бед невинных, Несчастливым подать покров От сильных защищать бессильных, Исторгнуть бедных из оков. Не внемлют! Видят – и не знают! Покрыты мздою очеса. … умрёте, Как ваш последний раб умрёт! Приди, суди, карай лукавых И будь един царём земли! |
В отличие от псалма, где автор обращается к небесным богам,
стихотворение Державина в первых же строках содержит обращение к
земным властителям, возомнившими себя земными богами. Это цари.
Державин ещё больше усиливает назначение земных богов – судей , говорит об их высокой роли. Сохранение законов, спасение невинных, защита бессильных от сильных, помощь сиротам и вдовам – это их долг. Обращение к властителям скорее носит характер наказа, страстного и гневного призыва, недаром дважды повторяются в стихотворении слова: «Ваш долг…», тогда как в псалме это всего лишь просьба, пожелание: «Давайте суд бедному и сироте; угнетенному и нищему оказывайте справедливость».В стихотворении это долг властителей.
Особый интерес представляет сравнение 9й строки псалма:
«Избавляйте бедного и нищего, исторгайте его из руки нечестивых» со
строчкой стихотворения Державина:
От сильных защищать бессильных,
Исторгнуть бедных из оков.
«Нечестивыми» у верующих считаются грешные, порочные люди, но поэт, говоря об избавлении от зла, называет этим самым злом не наущения злых и грешных людей, а оковы бедных, то есть несвободу, отсутствие воли. Неслучайно Державину при дворе напоминали о том, что «во время революции во Франции сей псалом был пет на улицах Парижа для подкрепления народного возмущения против Людовика XVI» На что Державин с необыкновенной смелостью отвечает, что не могут быть вредны «стихи, защищающие справедливость на нашей грешной земле»
Державин не просто утверждает, что сильные мира сего не соответствуют своему назначению, а гневно восклицает, обличая и осуждая.
В псалме «Не знают, не разумеют, во тьме ходят; все основания земли колеблются» в одном предложении. Державин намеренно разделяет слова, «рубит сгоряча», усиливая их значение, ставит восклицательные знаки: «Не внемлют! Видят – и не знают!» С гневом и горестью, близкой к отчаянию, восклицает он в адрес реально существующих властителей.
Если в псалме боги «не знают, не разумеют, во тьме ходят», то у Державина властителям всё известно, они видят все несправедливости и зло, и не только видят, но и сами творят, но очи их покрыты «мздою», то есть попросту они не хотят замечать беззакония и предпринимать какие-то действия. Устаревшее слово «мзда» означает награду, плату. По сути, поэт обвиняет судей и властителей во взяточничестве или мздоимстве, которое и не позволяет им поступать в соответствии с законом, предоставляющем равные права для всех: и бедных, и богатых.
Далее можно насчитать три восклицательных предложения и три обращения.
И вы подобно так падёте,
Как с древ увядший лист падёт!
И вы подобно так умрёте,
Как ваш последний раб умрёт!
Приди, суди, карай лукавых
И будь един царём земли!
Если в каноническом тексте спокойное звучание псалма, то в стихотворении это чувственный призыв, а в конце безоговорочное осуждение, предречение гибели.
За строками стихотворения прослеживается прочувствованная позиция автора, недоверие и разочарование.
Державин расширяет смысл псалма, конкретизирует, прикладывая к действительности. Философский мотив о сущности власти, звучащий в первоисточнике, получает новое звучание о неминуемой каре за нарушение нравственного закона.
В стихотворении прослеживается и совершенно новая мысль о том, что властители земные ничем не отличаются от рабов. Державин проводит мысль о сходстве человеческих судеб, несмотря на социальное неравенство. По мысли Державина, между царём и последним рабом необходимо установить равенство – равенство людей, сознательно выполняющих свой общественно-моральный долг во имя общественной пользы.
В последней строфе поэт призывает единого бога земли к решительным действиям, не зря в ней употреблено 6 глаголов повелительного наклонения: «воскресни», «внемли», «приди», «суди», «карай», «будь» (в псалме только 2 глагола). Для поэта Бог – высшая инстанция, на которую можно уповать в борьбе с земным злом. Неслучайно позже к этому последнему средству будет взывать и М. Ю. Лермонтов в стихотворении «Смерть поэта»: «Но есть и божий суд…он ждёт, он не доступен звону злата»
Новое неожиданное звучание у Державина получает и слово «лукавый», которое, в соответствии со словарём С.И. Ожегова, обозначает «коварный, хитрый» Поэт желает подчеркнуть не только коварство и хитрость власть имущих, но и их дьявольские побуждения, злую силу, умысел.
Так, следуя строчкам псалма, не меняя ничего композиционно, поэт наполняет их новым смыслом, придаёт торжественное звучание, соединяя чувство и разум, справедливое возмущение со стихийным демократическим призывом.
Таким образом, переложение Державиным 81 псалма – явление неслучайное. В этой гневной оде (так сам Державин определил жанр своего стихотворения) отразились взгляды поэта на задачи власти и выражена глубокая неудовлетворённость ею в современной Державину России. Он выступил с суровой и беспощадной критикой правительствующего сената, бичуя «земных богов, творящих на земле лихоимство и насилие». Естественно современники относили к адресатам и придворных вельмож, и государственных чиновников, и даже императрицу. Обращение к властям носит двойственный характер: с одной стороны, это обличение, с другой стороны, наставление, каким должен быть государственный деятель. Последний момент значительно усилен по сравнению с содержанием псалма, так как Державин твёрдо верил в просвещённый абсолютизм и считал своим долгом наставлять властителей.
Ваш долг есть: сохранять законы,
На лица сильных не взирать,
Без помощи, без обороны
Сирот и вдов не оставлять.
Ваш долг — спасать от бед невинных,
Несчастливым подать покров,
От сильных защищать бессильных,
Исторгнуть бедных из оков.
Таково действительное положение дел в российском государстве, далекое от идеальных представлений о государственных людях и их долге по отношению к стране и народу. Они погрязли во взятках, грабеже, злодеяниях. Таким образом, стихотворение возникло не из чтения Библии, но из созерцания России.
Стихотворение Державина произвело эффект взорвавшейся бомбы. Сам поэт вспоминает, как были восприняты его стихи на фоне событий французской революции 1789 года, как испугались гнева императрицы придворные. Его избегали, боялись с ним случайно встретиться, не только что разговаривать. Екатерина II признала стихи Державина якобинскими. Некоторое время даже велось следствие, пока дело не закончилось оправданием. Однако к печати стихи разрешены не были.
Стихотворение «Властителям и судьям» оказало влияние на русское общество, протянулось тонкой связующей нитью к поэзии декабристов. К.Ф. Рылеев сказал о Державине:
Он выше всех на свете благ
Общественное благо ставил.
И в пламенных своих стихах
Одну лишь добродетель славил.
Невозможно не отметить актуальность поднятой Державиным в стихотворении проблемы. Наверное, этот страстный призыв к соблюдению законности и прав граждан можно отнести и к нынешним властителям
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового Завета. – Барнаул, 2002
- Западов А.В. Мастерство Державина, М., 1958
- Леонов С.А. Литература классицизма, М., 1997
- Словарь литературоведческих терминов, М., 1992
Г. Державин. ВЛАСТИТЕЛЯМ И СУДИЯМ. Псалмы-Псалтирь в переводах (переложениях) стихами
Г. Державин. ВЛАСТИТЕЛЯМ И СУДИЯМ
Г. Державин
ВЛАСТИТЕЛЯМ И СУДИЯМ
Восстал всевышний бог, да судит
Земных богов во сонме их;
Доколе, рек, доколь вам будет
Щадить неправедных и злых?
Ваш долг есть: сохранять законы,
На лица сильных не взирать,
Без помощи, без обороны
Сирот и вдов не оставлять.
Ваш долг: спасать от бед невинных,
Несчастливым подать покров;
От сильных защищать бессильных,
Исторгнуть бедных из оков.
Не внемлют! видят — и не знают!
Покрыты мздою очеса:
Злодействы землю потрясают,
Неправда зыблет небеса.
Цари! Я мнил, вы боги властны,
Никто над вами не судья,
Но вы, как я подобно, страстны.
И так же смертны, как и я.
И вы подобно так падете,
Как с древ увядший лист падет!
Как ваш последний раб умрет!
Воскресни, Боже, Боже правых!
И их молению внемли:
Приди, суди, карай лукавых,
И будь един царём земли!
Н. Гребнев. ПСАЛОМ 81
Н. Гребнев
ПСАЛОМ 81
Господь наш великий, владыка сил,
Средь сонма святого судил да рядил:
«Доколе вы будете ложью грешить,
Лицеприятствовать нечестивым,
Над бедными суд свой неправый вершить,
Грешить приговором несправедливым?
Да будет ваш суд справедлив к сироте
И праведен к тем, кто погряз в нищете.
Так вызволяйте из рук нечестивых
Людей униженных и несчастливых,
Живущих во тьме и бредущих во мгле.
Ведь все они чада Бога живого,
А суд неправедный на земле
Колеблет устои ее и основы.
Хоть вы и святы, но жить вам не веки,
И вы умрете, как человеки.
Не вечно судить вам, не вечно вам жить,
Только Господу Богу по силе
Наследовать землю и всех судить:
И вас, и тех, кого вы судили!»
Декабря 2 (15) Священномученик Иоанн (Державин)
Декабря 2 (15) Священномученик Иоанн (Державин) Составитель игумен Дамаскин (Орловский)Священномученик Иоанн родился 25 мая 1878 года в селе Ануфриево Никольской волости Рузского уезда Московской губернии в семье псаломщика Николая Державина. В 1894 году он окончил
Марта 12 (25) Священноисповедник Александр (Державин)
Марта 12 (25) Священноисповедник Александр (Державин) Составитель священник Максим МаксимовСвященноисповедник Александр Державин родился в 1864 году в селе Зеленцино Клинского уезда Московской губернии.После окончания в 1887 году Духовной семинарии он был рукоположен во
Священник Я.
Державин Молитва Ангелу-ХранителюГаврил Романович Державин
Гаврил Романович Державин Мощный, будто вытесанный из трудно поддающегося резцу камня или отлитый из грубого металла, стих Гаврилы Романовича Державина (1743–1816) во всей русской поэзии есть явление исключительное, чудесное. Тот, кто окажется захваченным его необоримой
Г. Державин. ВЛАСТИТЕЛЯМ И СУДИЯМ
Г. Державин. ВЛАСТИТЕЛЯМ И СУДИЯМ Г. Державин ВЛАСТИТЕЛЯМ И СУДИЯМ Восстал всевышний бог, да судит Земных богов во сонме их; Доколе, рек, доколь вам будет Щадить неправедных и злых? Ваш долг есть: сохранять законы, На лица сильных не взирать, Без помощи, без обороны Сирот и
Enduring Word Bible Commentary Псалом 81
Видео к Псалму 81:Псалом 81 – Собираем народ Божий, чтобы слушать и повиноваться На инструменте Гата. Псалом Асафа . Указывает на слушателей псалма ( Главный Музыкант ), на автора псалма ( Асафа ) и на звук псалма (0013 на приборе Gath ). Этот псалом лучше всего связан с Праздником Труб или Праздником Кущей, отмечаемым народом Израиля.
«Этот сильный псалом не оставляет сомнений в его праздничном характере, и почти не остается сомнений в том, для какого именно праздника он был предназначен: по всей вероятности, Праздника Кущей. Это ознаменовало путешествие по пустыне и включало публичное чтение закона». (Дерек Киднер)
А. Воззвание к Израилю.
1. (1-2) Призыв славить Бога в песне.
Воспевать Богу нашу силу;
Радостно воззовите к Богу Иакова.
Поднимите песню и ударьте в тимпан,
Приятная арфа с лютней.
а. Воспевайте Богу нашу силу : Асаф знал, что для Божьего народа полезно слышать призыв петь вслух . Мы должны чтить Бога пением, и наши песни поются вслух .
я. «К сожалению, тонкости современного пения отпугивают наши собрания от жадного участия в гимнах. Мы, со своей стороны, наслаждаемся громкими хвалебными речами и скорее обнаружим суровость отсутствия музыкального образования, чем упустим сердечность всеобщего коллективного пения. Благородство, которое сюсюкает мелодию благовоспитанным шепотом или полностью предоставляет пение хору, очень похоже на насмешку над богослужением». (Сперджен)
б. Произнесите радостный крик : Здесь есть место для песен, наполненных трепетом, благоговением или раскаянием, но никогда не исключая песен, которые воспевают радостно Бога Иакова .
в. Поднимите песню и ударьте в тимпан : Как песня Богу возносится, так и искусная музыка должна возноситься из инструментов. Асаф перечислил три: тимпан , приятная арфа и лютня .
я. «Упоминание о бубне [ timbrel ] предполагает, что люди танцевали, воспевая хвалу». (VanGemeren)
ii. «Франц Делич, один из великих немецких комментаторов, указывает, что призыв в стихе 1 обращен ко всему собранию; призыв в стихе 2 обращен к левитам, назначенным храмовым певцам и музыкантам; и призыв в стихе 3 обращен к священникам, у которых была особая задача — трубить в трубы». (Boice)
2. (3-5) Призыв собрать народ Божий.
Трубите в трубу во время Новолуния,
В полнолуние, в наш торжественный праздник.
Ибо это есть закон для Израиля,
Закон Бога Иакова.
Это Он установил в Иосифе как свидетельство,
Когда Он ходил по земле Египетской,
Где Я слышал язык, которого не понимал.
а. Трубите в трубу : В предыдущем стихе упоминались музыкальные инструменты, но труба не упоминалась как инструмент, сопровождающий восхваление. Цель этого труба должна была созвать народ Божий вместе на их торжественный праздник в Новолуние .
я. «Слово для обозначения трубы — шопхар ( сопар ), бараний рог, из которого трубили при нападении на Иерихон и в битве Гедеона и возвещали определенные праздничные дни». (Киднер)
ii. «Здесь ссылка на новолуние или «новый месяц» (Новая английская Библия) указывает на седьмой месяц, который был кульминационным моментом праздничного года и наступал звуком этого рога». (Киднер)
III. «В сентябрьское новолуние, в первый день седьмого месяца, отмечался большой праздник, называемый «праздником труб»; Левит 23:24, Числа 29:1; что, вероятно, здесь имеется в виду…. Десятое число того же месяца было великим днем искупления; а пятнадцатого праздновали праздник кущей». (Хорн)
б. Это устав для Израиля. Это был закон , закон и установили как свидетельство среди Божьего народа.
я. Одно такое постановление находится в Числах 10:10: И в день веселия вашего, и в праздники ваши, и в начале месяцев ваших трубите трубами при всесожжениях ваших и при жертвах ваших предложения мира; и они будут вам памятником пред Богом вашим: Я Господь, Бог ваш.
ii. «Нет лишнего времени для восхваления Бога… Но некоторые времена назначены не для того, чтобы Бог встретил нас (Он всегда готов), но для того, чтобы мы встретились друг с другом, чтобы мы могли соединиться в прославлении Бога». (Генри, цитируется у Киднера)
с. Когда Он прошел по земле Египта : Асаф подумал о великом собрании народа Божьего, когда они собрались вместе, чтобы оставить свое рабство в Египте. Они собрались вместе для этого первоначального избавления, и оно стало основой для их будущих собраний и пиров.
я. Я слышал язык, которого я не понимал : «египетский язык, который сначала был очень неблагодарным и неизвестным израильтянам, Бытие 42:23, и, вероятно, оставался таковым в течение некоторого значительного времени, потому что они были сильно разделены как на месте и разговоры с египтянами по благочестивому и благоразумному замыслу Иосифа». (Пул)
B. Бог говорит со Своим собравшимся народом.
1. (6-7) Бог описывает, как Он освободил и испытал Израиль.
«Я снял с его плеча ношу;
Его руки были освобождены от корзин.
Ты призвал беду, и я избавил тебя;
Я ответил тебе в тайном месте грома;
Я испытал тебя в водах Меривы. Села
а. Я снял его плечо с бремени : В первой части псалма был призыв к Божьему народу собраться, навеянный их первым собранием как народа в качестве рабов в Египте. Теперь Бог обращается к собранному Им народу и начинает с напоминания им о великом избавлении, которое Он дал им, освободив их от рабства.
и. «Этот псалом был наиболее подходящим «приглашением» к обновлению завета во время праздника, когда народ Божий размышлял обо всех его деяниях в прошлом». (VanGemeren)
ii. «Давайте помнить, что мы были освобождены от гораздо более тяжелого бремени, избавлены от более суровых надсмотрщиков и освобождены от более низкой тяжелой работы; невыносимое бремя греха, жестокая тирания сатаны». (Хорн)
б. Ты призвал в беде, и я избавил тебя : Бог услышит взывающих к Нему. Бог услышал стон Израиля под бременем египетского рабства (Исход 2:23-24). Он принес им избавление через чудеса и таких лидеров, как Моисей.
и. « Тайным местом грома был Синай, окутанный дымом и грозный гласом Божьим (Исх. 19:16 и далее; 20:18 и далее). Это было обучение через встречу». (Киднер)
г. Я испытал вас у вод Меривы : Бог не только избавил Израиль, но и обучил их, и испытание в Мериве было тому примером. В Мериве Бог чудесным образом дал воду ропщущему и неверующему Израилю (Исход 17:1-7).
я. «История Израиля — это только наша собственная история в другой форме. Бог услышал нас, избавил нас, освободил нас, и слишком часто наше неверие приводит к жалкой отдаче недоверия, ропота и бунта». (Сперджен)
2. (8-12) Отвергнутый Богом призыв к Израилю.
«Слушай, народ Мой, и Я увещею тебя!
О Израиль, если ты будешь слушать Меня!
Да не будет среди вас чужого бога;
И вы не должны поклоняться никакому чужому богу.
Я ам Господь Бог ваш,
Который вывел вас из земли Египетской;
Открой широко рот, и я наполню его.
«Но Мой народ не внял Моему голосу,
И Израиль имел бы ни один из Меня.
Так я предал их собственному упрямому сердцу,
Ходить по своим советам.
а. Слушайте, народ Мой : Прежде чем Бог дал указания Своему собравшемуся народу, Он сначала призвал их к вниманию, сказав им слушать .
я. «Какая странная аномалия: счастливое, радостно поклоняющееся собрание и заброшенный и обиженный Бог». (Бойс)
ii. «Бог ищет слушателей так же, как и певцов, для которых не пропадут трезвые уроки пустыни». (Киднер)
б. Не будет среди вас чужого бога : Около 400 лет рабства в Египте открыли Израиль перед многими языческими богами Египта. Повеление, которое Бог дал Израилю, когда израильтяне вышли из Египта, вновь изложено им во дни Асафа. Выйдя из Египта, Израилю было заповедано не поклоняться никакому чужому богу , и такое же повеление было для Израиля в земле под властью их царей.
я. «Проблема не в том, что мир не знает Бога. Как мы можем ожидать этого? Проблема в том, что народ Божий не знает Бога, или, по крайней мере, они не поступают так, как они. Вместо того, чтобы поклоняться Господу и только ему, христиане, похоже, поклоняются богам светской культуры — богам богатства, удовольствий, славы, статуса и эгоцентризма». (Бойс)
с. Я Господь, Бог ваш : Божья заповедь убрать всякого чужеземного бога была вполне разумной. Он был Яхве ( ГОСПОДЬ ), Бог завета Израиля. Он был тем, кто вывел их из земли Египетской . Никакой чужой бог не делал такого для Израиля.
я. «Ни один другой бог ничего не сделал для евреев, и поэтому у них не было причин воздавать должное какому-либо другому. К нам применим тот же аргумент. Всем мы обязаны Богу и Отцу Господа нашего Иисуса Христа: миром, плотью, диаволом, ничто из этого не послужило нам; они чужие, чужие, враги, и не нам преклоняться перед ними». (Сперджен)
д. Открой рот широко, и я наполню его : Бог дал обещание Своему верному народу. Если бы они с верой ожидали Божьего обеспечения, Бог обеспечил бы их. Подразумевается и обратное: Бог не наполнит закрытых уст, не предвидящих веры.
я. «Когда мать-птица приносит пищу, ей никогда не приходится просить малышей широко открывать рты; ее единственная трудность состоит в том, чтобы заполнить огромную ширину, которую они совершенно точно предоставят ей: аппетит и рвение никогда не бывают недостаточными, они совершенно ненасытны … представьте себе гнездо маленьких птичек, достигающих своих ртов, и все раскрывают их так широко, как они может.» (Сперджен)
ii. Это показывает нам, что все, что мы делаем, открывается Богу, Он наполняет. Мы не можем открыть рот больше, чем Он может наполнить.
· Мы широко открываем рот, когда испытываем потребность – когда голодны.
· Мы широко открываем рот, когда просим о больших вещах.
· Мы широко открываем рот, когда понимаем величие Бога, которому молимся.
· Мы широко открываем рот, когда молимся о заслугах Иисуса, а не о своих собственных.
iii. «Вы можете легко переоценить творение, но вы не можете переоценить Бога: «Открой широко уста твои, и Я наполню их»; расширьте и расширите желания и ожидания ваших душ, и Бог способен заполнить каждую щель. до максимальной мощности. Это прославляет Бога, когда мы возлагаем на Него большие надежды; это освящение Бога в наших сердцах». (Случай, процитированный у Сперджена)
iv. «Это великое изречение также учит, что Божьи дары практически измеряются человеческими способностями и желаниями. Окончательным пределом их является Его собственная безграничная благодать; но рабочим пределом в каждом человеке является его восприимчивость, определяющими факторами которой являются его ожидания и желания». (Макларен)
v. «Наша чашка мала, и мы виним фонтан». (Сперджен)
e. Но Мой народ не внял Моему голосу : Это была великая трагедия. Бог был готов наполнить полные веры открытые уста Своего народа, но они не послушались Его. Бог сказал в печали: « Израиль не хочет иметь Меня ». Мятежный Израиль отверг Бога, который сделал для них так много, что и сделали бы гораздо больше.
ф. Итак, я предал их их собственному упрямому сердцу : Это был Божий суд над Его неверующим народом — предать их собственному упрямому сердцу , чтобы ходили по своим собственным советам . Одно из величайших наказаний, которое может принести Бог, — просто оставить нас наедине с нашим собственным упрямством и глупостью.
и. Джон Трапп считал, что Бог «оставил их, как корабль без руля; как лошадь без поводьев, чтобы идти, куда они хотят, и делать то, что они хотят». (Трапп)
ii. «Это показывает постоянный метод Бога с Его неверными и непослушными детьми. Когда они не пойдут Его путем, Он позволит им идти своим путем… Он позволяет им узнать на горьких последствиях их собственного безумия то, что Он хотел бы, чтобы они узнали через общение с Собой». (Морган)
iii. «Когда мы видим людей, способных благодаря богатству и власти исполнять непомерные желания своего сердца и претворять в жизнь свои мирские планы, не встречая на своем пути никаких препятствий, мы склонны завидовать их счастью; тогда как такое преуспевание в нечестии есть вернейший признак божественного неудовольствия, тяжелейшее наказание за неповиновение как отдельным лицам, так и общинам». (Хорн)
3. (13-16) Скорбь Бога о упорном Израиле.
«О, если бы народ Мой слушался Меня,
Чтобы Израиль ходил путями Моими!
Я скоро покорю их врагов,
И поверну Мою руку против их противников.
Ненавидящие Господа притворятся, что покорны Ему,
Но судьба их будет вечна.
Он накормил бы их также лучшей пшеницей;
И медом из скалы я бы насытил тебя».
а. О, если бы Мои люди слушали Меня : Трагедия ироничная. Бог мог бы сказать об Израиле: Мой народ . Они принадлежали Ему, и Он забрал их. Но они не слушали Его; они не будут ходить путями Его. В этих словах чувствуется страстное желание: желание Бога благословить Свой народ и сделать для него добро.
я. «Нежный тон этих стихов также заслуживает внимания в контексте суда: это что-то вроде ветхозаветного аналога плача по Иерусалиму (Матфея 23:37)». (Киднер)
б. Я скоро усмирю их врагов : Это было невостребованное благословение, которое Бог хотел дать верующим, послушным людям. Если бы народ Божий только слушал и повиновался, Бог покорил бы их врагов и сражался бы за них против их противников .
я. «Наши враги находят против нас самое острое оружие в арсенале наших преступлений. Они никогда не смогли бы свергнуть нас, если бы мы сначала не свергли самих себя. Грех лишает человека доспехов и оставляет его нагим перед врагами». (Сперджен)
с. Я бы удовлетворил тебя : Этот псалом заканчивается на грустной ноте, наполненной трагедией упущенной возможности и нереализованного потенциала. Бог щедро обеспечил их и удовлетворил бы их – , если бы Его народ только слушал и повиновался.
(c) 2020 Непреходящее слово Библейский комментарий Дэвида Гузика – [email protected]
Бог и Его народ. – Двадцать восемь восемнадцать
Христианство, Путешествие по Библии
Автор: Уолт, доктор философии.
15 июля 2015 г.
Ежедневное чтение: Псалом 81-83.
Фон: Псалом 78-80.
Понятия и соединения.
Глава 81
«О, если бы народ Мой слушался Меня»: После вступительной строфы, призывающей народ Божий петь и славить Господа, остальная часть этого псалма написана с точки зрения Бога увещевая Свой народ. Он взывает к ним и напоминает им, как Он услышал их вопль в их бедствии, как Он облегчил их бремя и избавил их. Он говорит им, чтобы среди них не было другого бога, ибо Он их Бог и готов наполнить и удовлетворить, если только они придут к Нему одному. Но народ Его не послушался и пошел за другими богами, за что и был предан в руки своих врагов. В конце, однако, мы видим любовь Бога к Своему народу, страстное желание их возвращения, чтобы Он мог быть их Богом и исполнять и удовлетворять все их нужды. Давайте цепляться за эту любовь к Богу и не следовать примеру детей Израиля в следовании за другими богами (которые приходят в форме всего, что имеет приоритет над Господом).
Глава 82
Суд Божий: Этот псалом написан с точки зрения Бога и обращен к правителям народа, тем, кто сидел в суде народа (возможно, даже божественном суде, поскольку они получили слово от Бога , см. Иоанна 10:34-35). Он обращается к ним, потому что они запятнали свое положение, проявляя благосклонность к нечестивым и угнетая слабых и нуждающихся. Он призывает к справедливости и избавлению тех, кто в этом нуждается, но лидеры, кажется, не слушают. Поскольку они не слушают, хотя и занимают авторитетное положение, они падут из-за своей несправедливости. Часть этого псалма цитируется Иисусом в Иоанна 10:31-39.когда евреи хотели побить Его камнями за богохульство, поскольку Он сказал, что Он Сын Божий. Он указал на этот псалом и отметил, что Господь назвал богами тех, к кому приходило слово Божие. Псалом заканчивается призывом к Богу восстать и судить землю.
Глава 83
Крик к действию: Этот псалом является призывом Бога к действию восстать и избавить Свой народ от врагов, которые замышляют против него заговор.