«Властителям и судиям» анализ стихотворения Державина по плану кратко – жанр, история создания, тема
4.5
Средняя оценка: 4.5
Всего получено оценок: 229.
Обновлено
4.5
Средняя оценка: 4.5
Всего получено оценок: 229.
Обновлено
Обличительная ода “Властителям и судиям” является одним из самых важных произведений в творчестве Державина, который в экспрессивной и эмоциональной манере привлекает внимание общества к проблеме продажности чиновников. Можно использовать краткий анализ “Властителям и судиям” по плану на уроке литературы в 9 классе, чтобы школьники поняли не только смысл стихотворения, но и обстановку в России XVIII века.
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Властителям и судиям.
История создания – Гавриил Романович написал своё произведение в 1780 году и с большим трудом добился его публикации в популярной газете того времени – “Санкт-Петербургском Вестнике”.
Композиция – стихотворение представляет собой цельное произведение, не разделяющееся на определённые части, тема развивается последовательно.
Тема стихотворения – необходимость жить по законам общечеловеческой добродетели, в чём Державин пытается убедить людей, облечённых властью.
Жанр – ода, но ода гневная и обличительная, для своего времени – практически революционная.
Стихотворный размер – четырёхстопный ямб, поэт использует перекрёстную рифму.
Эпитеты – “последний раб”, “увядший лист”, “земные боги”.
Сравнения – “как с древ увядший лист падет”, “вы умрёте, как ваш последний раб умрёт”.
История создания
Стих является вольным переводом одного из псалмов, который Державин дополнил собственными мыслями – возмущением по поводу власть предержащих.
Державин был не только поэтом, но и государственным деятелем, который на протяжении многих лет занимал достаточно высокие должности. И такая деятельность показала ему все недостатки управленческой системы в Российской империи – а их было много. За годы своей службы Гавриил Романович утвердился в мысли, что системе необходимы кардинальные перемены – эта мысль и была им выражена в стихотворении “Властителям и судиям”. Таким образом, история создания этой оды тесно связана с историческими и политическими реалиями его времени.
Несмотря на то, что Державин был убеждённым монархистом, его ода была воспринята придворными и самой императрицей, которая вообще-то благоволила поэту, как революционный призыв. И несмотря на то, что поэт не вкладывал в свои строки идеи свержения существующего строя, просто высказывая накопившуюся горечь по поводу царящей несправедливости, в дальнейшем заданная им обличительная тенденция получила развитие в русской литературной традиции.
Тема
Тема этого обличительного произведения – произвол чиновников и других государственных мужей, которые пользуются своей властью во вред как народу, так и государству. Они властолюбивы, алчны, подлы и не способны ни понять простого человека, ни помочь ему. Поэт обращается к властителям, убеждая их жить по совести, и к судиям (имея в виду конкретно императрицу), призывая их свершить справедливый суд и покарать владык, которые так сильно зазнались. Однако в конце поэт высказывает мысль, что по-настоящему справедливо править людьми может только Бог.
Композиция
Композиция оды соответствует композиции первоисточника, то есть 81-го псалма царя Давида, вольным переводом которого и является.
На протяжении всего стихотворения поэт развивает одну и ту же мысль о продажности власть предержащих и необходимости перемен. Так, в начале он высказывает свои взгляды на справедливое общественное устройство, когда те, кто находится у власти, защищают тех, кому это необходимо. Далее он указывает на то, что на самом деле ничего подобного не происходит, все просто пекутся о своих интересах.
И в конце он, во-первых, утверждает мысль о том, что подобное нарушение законов человечности не может остаться безнаказанным, во-вторых, взывает к Богу как к высшему судье.
Ода написана ямбом, в ней используется перекрёстная рифма.
Жанр
Определить жанр этого произведения несложно – это ода. Но ода гневная – так её назвал сам автор. Также в нём есть элементы духовной оды, поскольку за основу взят библейский текст.
Выразительные средства
Художественное своеобразие державинского произведения выражается не только в смешении поджанров, но и в том, какие средства выразительности он использует для того, чтобы донести свою мысль. Так, в нём присутствуют привычные тропы:
- Эпитеты –
“последний раб”
,“увядший лист”
,“земные боги”
. - Сравнения –
“как с древ увядший лист падет”
,“вы умрёте, как ваш последний раб умрёт”
.
Однако они выступают в качестве вспомогательных средств. Основными являются славянизмы, с помощью которых поэт делает своё стихотворение более торжественным, и восклицательные предложения. Они играют очень важную роль в ткани произведения, придавая ему сходство с ораторской речью. Таким способом Державин привлекает внимание читателей.
Тест по стихотворению
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.Саша Смочелюк
7/7
Лера Титова
6/7
Miella Milanova
7/7
Екатерина Сазонова
7/7
Ксюша Попшой
7/7
Дарья Цимьалист
7/7
Евгения Котова
7/7
Айгуль Ситдикова
7/7
Михаил Аккерманов
7/7
Лена Мафтей
7/7
Рейтинг анализа
4.5
Средняя оценка: 4. 5
Всего получено оценок: 229.
А какую оценку поставите вы?
Анализ стихотворения «Властителям и судиям» (Г. Державин)
Гавриил Романович Державин навсегда вошёл в историю отечественной литературы как выдающийся поэт эпохи Просвещения. Особое место в творческом наследии Державина занимает произведение «Властителям и судиям». Гавриил Романович рассуждает над продажностью чиновников. Рассмотрим детальный анализ данного текста по плану, чтобы проще было понять, какие мысли хотел донести до нас поэт.
Содержание:
- 1 История создания
- 2 Жанр, размер, направление
- 3 Композиция
- 4 Образы и символы
- 5 Темы, проблемы, настроение
- 6 Основная идея
- 7 Средства художественной выразительности
История создания
Работу над созданием своего произведения Державин завершил в 1780 году. Его творение было напечатано в газете «Санкт-Петербургский Вестник».
Известно, что Державин прославился не только в роли поэта, но и в чине государственного деятеля. Несколько лет подряд Гавриил Романович занимал самые почётные должности. Именно благодаря государственной службе Державин увидел все недостатки управленческой системы в Российской империи. Он неоднократно выступал против коррупции и даже был уволен с одного поста за излишнее рвение в данном вопросе. Эта ситуация подробнее описана в публикации «Интересные факты о Державине».
В период своей работы Державин осознал острую необходимость больших перемен в стране. Эту мысль автор отобразил в произведении «Властителям и судиям». Окружение и даже сама императрица восприняли произведение Гавриила Романовича как некий призыв к революции. Строки произведения лишены резких высказываний по поводу свержения сложившегося строя в стране. Автор лишь высказал ту горечь, которая накопилась у него в душе, в связи с царящей несправедливостью.
Несмотря на лояльность по отношению к власти, Державин видел ее изъяны и старался исправить положение. Однако многие чиновники хотели лишь числиться на рабочем месте, а не работать над решением проблем.
Жанр, размер, направление
Произведение Гавриила Романовича «Властителям и судиям» относится к жанру оды. Державин сам назвал свою оду «гневной». Знакомясь с произведением, читатель понимает, что в нем содержатся признаки духовной оды, ведь за основы был взят библейский сюжет. Также можно заметить в тексте черты филиппики — древнегреческого жанра, в рамках которого поэт обличал оппонентов.
Литературный размер — четырехстопный ямб. В произведении использована перекрестная рифма, что придаёт ему особую мелодичность и выразительность.
Гавриил Державин творил в направлении «классицизм». Это видно невооруженным глазом, ведь тяжеловесность и монументальность слога свойственны именно этому периоду развития русской литературы. Читатель замечает устаревшие слова и формы слов, даже грамматическое строение предложений выглядит архаичным. Творчеству той культурной эпохи присущи пафос, яркая гражданская позиция, отсылки к библейским сюжетам и мотивам.
Композиция
Стихотворение «Властителям и судиям» имеет единую структуру. Оду нельзя разделить на отдельные части. Тему своего произведения Державин развивает постепенно.
Все произведение пронизано одной и той же мыслью. Поэт возмущён бездеятельностью и продажностью чиновников. Он считает, что в стране необходимы кардинальные изменения. В начале произведения Гавриил Романович высказывает свое мнение по поводу справедливого общественного устройства. По мнению поэта, представители власти обязаны оказывать помощь тем, кто в ней нуждается. Однако, к сожалению, чиновники обеспокоены лишь собственными интересами.
Державин утверждает, что такая бесчеловечность со стороны власти не может остаться безнаказанной.
Интересно, что поэт начинает свое повествования с описания страшного суда: «Восстал всевышний бог, да судит». А в финале он все еще призывает Бога восстать: «Приди, суди, карай лукавых». Сначала он создал ощущение напряжения, будто суд уже идет, а потом отдалил эту перспективу, напомнив людям о том, что они смертны и во всем подвластны Богу.
Образы и символы
Центральное место в произведении «Властителям и судиям» занимает образ чиновников. Автор отобразил произвол бюрократов — людей, абсолютно равнодушных к проблемам общества. Поэт иронично нарекает их «земными богами». Но они ограничены своим мелким себялюбием, ведь обеспокоены лишь собственным благополучием. К сожалению, чиновники забыли о своих прямых обязанностях по отношению к народу и стране. Бюрократы выступают в качестве настоящих «вредителей», тормозящих развитие общества. Их долг — «спасать от бед невинных; от сильных защищать бессильных», но они закрывают глаза на чужие беды: «Покрыты мздою очеса». Это означает, что корысть ослепляет их.
В результате их деятельности свобода становится похожей на своеволие. Характерными чертами чиновников являются тщеславие, властолюбие, цинизм, алчность. В своём произведении Гавриил Романович пытается направить их на правильный путь и убедить их поступать по законам совести. Ведь они — люди смертные, божьего суда им не избежать. И он уровняет всех людей:
Я мнил, вы боги властны,
Никто над вами не судья,
Но вы, как я подобно, страстны,
И так же смертны, как и я.
Лирический герой не отделяет себя от чиновников. По его мнению, все люди падки на соблазны, все имеют изъяны. Однако кто-то борется с собой и помнит о божественном правосудии, а кто-то забывает о морали и своем долге.
Образ Бога неотделим от правосудия. Поэт призывает его стать единым царем Земли, то есть выражает стремление к справедливости и добродетели. По его мнению, только такой закон должен управлять людьми.
Темы, проблемы, настроение
Центральное место в стихотворении «Властителям и судиям» занимает тема правосудия. Автор призывает Бога судить «лукавых» и прекратить произвол. Он перечисляет, что конкретно нужно исправить, и обличает тех, кто в ответе за злодеяние. Поэт напоминает, что всех нас на том свете ждет суд, которого не избежать, который не подкупить.
Не менее важна тема смерти. Автор связывает с ее наступление надежду на божественную справедливость. Для людей смерть — уравнивающее начало, которое ставит на одну чашу раба и господина. Поэтому важно жить достойно — смерть все равно расставит все по своим местам, каждому воздастся за содеянное.
Основная проблема стихотворения «Властителям и судиям» — произвол чиновников и других государственных деятелей. Автор утверждает, что бюрократы, пользуясь своим правом на власть, приносят вред народу и стране, потому что не выполняют свои прямые обязанности и проявляют равнодушие к проблемам людей. Таким людям свойственны чрезмерная алчность, гордыня, подлость, властолюбие. Представители власти не способны понять проблемы окружающих, ведь собственное благополучие для них превыше всего. Чиновники не желают оказывать помощь простым людям. Их безразличие к народу — еще одна проблема, поставленная в тексте.
Автор ставит проблему земной власти и заявляет о том, что только Бог может осуществить правосудие и решать, как нам поступать. Его власть — главная, поэтому мы должны жить по его законам — правилам морали и добродетели.
Державин обращается к «земным богам» с надеждой на то, что они поменяют свое отношение к простому народу и начнут действовать честно и законно.
В финале произведения Гавриил Романович заявляет, что совершить справедливый суд над людьми может только Всевышний.
Основная идея
Лишь мораль должна претендовать на абсолютную власть — такова главная мысль стихотворения «Властителям и судиям». Именно поэтому оно так не понравилось царице и ее окружению. Автор настаивает на том, что только Божий закон имеет значение в жизни людей. Так что произвол чиновников греховен по своей природе. За него они будут отвечать перед Богом.
В стихотворении Гавриил Романович резко критикует бездействие и полное равнодушие представителей власти. Державин не понимает, как чиновники могут быть такими безразличными к бедам людей. Поэт пытается предупредить бюрократов о том, что за подобное равнодушие к людям их ждёт ответственность перед Божьим судом. Таков смысл стихотворения «Властителям и судиям».
Средства художественной выразительности
Для того чтобы донести до читателя основную мысль стихотворения, Гавриил Романович использовал в нем различные тропы, а именно эпитеты и сравнения.
- К эпитетам можно отнести следующие: «земные боги», «увядший лист», «последний раб» и другие.
- В оде можно встретить и сравнения (например, «как с древ увядший лист падет» и другие).
- Метафоры: «Несчастливым подать покров»; «Исторгнуть бедных из оков».
- Гиперболы: «Злодействы землю потрясают»; «Неправда зыблет небеса».
Стоит отметить, что данные средства выразительности являются лишь вспомогательными средствами для отображения основной сути произведения. Главную роль в стихотворении играют славянизмы и атавизмы, благодаря которым ода приобретает особую торжественность.
Анализ правителям и судьям. Державин Правителям и судьям (Разбор поэмы, стиха). Структурный анализ стихотворения
Обличительная ода «Государям и судьям» — одно из важнейших произведений в творчестве Державина, выразительно и эмоционально привлекающего внимание общественности к проблеме коррупции чиновников. Краткий анализ «Владыкам и судьям» можно использовать по плану на уроке литературы в 9 классе.й класс и чтобы учащиеся понимали не только смысл стихотворения, но и положение в России 18 века.
Краткий анализ
История создания — Гавриил Романович написал свое произведение в 1870 году и с большим трудом добился его публикации в популярной газете того времени — «Петербургских ведомостях».
Композиция — стихотворение представляет собой целую историю, не разделенную на определенные части, тема развивается последовательно.
Тема стихотворения — необходимость жить по законам общечеловеческой добродетели, в чем Державин пытается убедить людей, стоящих у власти.
жанр — ода, но гневная и обличительная ода, для своего времени — почти революционная.
Стихотворный размер — ямб с перекрестной рифмовкой.
Эпитеты – «Последний раб», «увядший лист», «земные боги» .
Сравнения – «Как увядший лист падает с дерева», «ты умрешь, как умрет твой последний раб» .
История создания
Стихотворение представляет собой больной перевод одного из псалмов, который Державин добавил с собственным негодованием на власть имущих. Она была написана в 1870 году и, после больших усилий со стороны поэта, все же была опубликована – в газете «Санкт-Петербургский вестник».
Державин был не только поэтом, но и государственным деятелем, много лет занимавшим достаточно высокие посты. И такая деятельность показала ему все недостатки системы управления в Российской империи — а их было немало. За годы службы Гавриил Романович твердо уверился в том, что строй нуждается в кардинальных переменах — эта мысль была выражена им в поэме «Государям и судьям». Таким образом, история создания этой оды тесно связана с историческими и политическими реалиями своего времени.
Несмотря на то, что Державин был убежденным монархистом, его ода была воспринята придворными и самой императрицей, которые в целом благоволили поэту как революционный призыв.
Тема
Тема этого обвинительного произведения – произвол чиновников и других государственных деятелей, использующих свою власть во вред как народу, так и государству. Они властолюбивы, жадны, подлы и не способны ни понять простого человека, ни помочь ему. Поэт обращается к правителям, призывая их жить по совести, и к судьям (имея в виду именно императрицу), призывая их осуществить справедливый суд и наказать столь высокомерных правителей. Однако в конце поэт высказывает мысль о том, что по-настоящему управлять людьми может только Бог.
Состав
Соответствует составу первоисточника, то есть 81-му псалму царя Давида, вольным переводом которого является.
На протяжении всего стиха поэт развивает одну и ту же мысль и о продажности держащей силы и о необходимости перемен. Так, вначале он высказывает свои взгляды на справедливый общественный строй, когда власть имущие защищают тех, кто в этом нуждается. Далее он указывает, что на самом деле ничего подобного не происходит, каждый просто озабочен своими интересами.
И в конце он, во-первых, утверждает мысль, что такое нарушение законов человечества не может оставаться безнаказанным, а во-вторых, взывает к Богу как к высшей инстанции.
жанр
Жанр этого произведения определить несложно — это ода. А вот гневная ода — так назвал ее сам автор. Он также содержит элементы духовной оды, так как основан на библейском тексте. Ода написана ямбом и использует перекрестную рифму.
Выразительные средства
Художественное своеобразие творчества Державина выражается не только в смешении поджанров, но и в том, какие выразительные средства он использует для передачи своей мысли. Итак, он содержит обычные пути:
- Эпитеты — «последний раб», «увядший лист», «земные боги».
- Сравнения — «как с дерева упадет увядший лист», «ты умрешь, как умрет твой последний раб».
Однако они действуют как вспомогательные средства. Основные из них — славянизмы, с помощью которых поэт делает свое стихотворение более торжественным, и риторические восклицания. Они играют очень важную роль в ткани произведения, придавая ему сходство с ораторской речью. Таким образом Державин привлекает внимание читателей.
Стихотворный тест
Рейтинг анализа
Средняя оценка: 4,3. Всего полученных оценок: 110.
Всегда стремится быть в гуще событий, касающихся судеб страны и народа. Многие поэты посвящают Родине стихи, восхваляют или упрекают власть, высказывают свое мнение о каких-либо событиях. В конце 18 — начале 19 века власть в России совершенно перестала понимать людей, и такое отношение к людям не могло не сказаться на творчестве многих поэтов. Фаворит императрицы Екатерины II тоже не мог остаться в стороне. Поэт отличался пылким и справедливым характером, поэтому его возмущал беспредел, творившийся вокруг.
Вызов самодержавию и беззаконию
Анализ «Властителям и судьям» показывает, насколько непривычным для того времени было спорить с властями, показывать свое неповиновение. С первых строк произведения становится понятно, что дальше так жить нельзя, даже Богу не под силу смотреть на земных правителей. Автор считает, что короли должны помогать вдовам, сиротам и другим несчастным людям, но они только слышат и защищают сильных. Родину сотрясают зверства, но чиновники этого не видят.
Анализ «За господ и судей» говорит о том, что Гавриил Романович хотел разоблачить все пороки власти. Для русского народа монархия, равнодушная к жизни простых людей, настоящая трагедия. Короли ни в своих поступках, ни в своей жизни не подобны богам. В конце поэмы поэт разуверился в том, что все можно исправить, вразумив монархов, ведь понятия честь и совесть не знакомы правителям и судьям. показывает: поэт убежден, что спасти Россию может только суд Божий.
Художественное своеобразие стиха
Анализ «За господ и судей» позволяет понять, каким новатором был Гавриил Державин. В его время большинство лириков писали стихи для определенных слоев общества. Простые люди не понимали возвышенных и патетических речей, поэтому Гавриил Романович решил немного упростить язык и добавить к своим стихам понятный большинству людей. Сам автор назвал произведение «За господ и судей» гневной одой. Он взял за основу библейский текст – Псалом 81.
Поэт создал торжественный стиль с помощью обращений, вопросов, обилия славянизмов. Анализ «Владыкам и судьям» показывает, что автору удалось добиться ораторского звучания. В своей оде поэт выразил горечь порочности современного мира, он пытался пробудить в читателе не только гнев, но и желание очиститься и изменить жизнь к лучшему.
Смысл стихотворения «Государям и судьям»
Державин (анализ показывает, что революционного импульса автор не вложил в свое произведение), по своим убеждениям был монархистом и очень хорошо относился к императрице Екатерине II. Даже при написании оды «Владыкам и судьям» он не выступил против правительницы, ибо был убежден в ее добродетели. В царящем в стране беззаконии виноваты окружающие императрицу чиновники — именно об этом Гавриил Романович и хотел ее предупредить. Несмотря на это, многие восприняли стихотворение как призыв к смене власти. Направление нашло свое продолжение в творчестве Пушкина, Лермонтова и других поэтов XIX века.век.
Стихотворение «Государям и судьям» Державин написал в 1870 году. Напечатано в «Санкт-Петербургских ведомостях». С большим трудом поэт добивался этого издания. Тем не менее обличительная ода была напечатана в популярной газете. Это был вольный перевод одного из библейских псалмов царя Давида. Державин, сохранив гневный пафос оригинала, добавил к нему свое чисто «русское» возмущение «деяниями сильных мира сего».
На протяжении всей поэмы обвиняются люди, наделенные большой властью. Автор убеждает читателя, что только Бог может править на Земле, и только он может быть справедливым. По словам Державина, «властолюбивые» не способны понять простого человека, а уж тем более помочь ему. Поэт горько «вопит» о несправедливости, подлости, равнодушии и жадности тех, кто достиг власти «Земные боги» … Боль Державина слышна в каждом слове оды. Тема ясна — убедить правителей жить по законам гуманности и добродетели. Державин также ссылается на «Судей» … Он видит в их лицах мудрость и справедливость. Параллельный диалог автора раскрывает суть его стихотворения — способствовать «высокому суждению» и наказывать «заносчивых» правителей «возмущенным» словом.
По тем временам поэма была более чем смелой. Оно было революционным, призывало к свержению произвола и беззакония. Словосочетание «Наказать нечестивых» — явный призыв к политическому перевороту. Державин считает, что возмездие покроет обнаглевших правителей. Екатерина снисходительно относилась к «лордам и судьям». В Российском государстве она слыла покровительницей всего прогрессивного и не хотела портить отношения с Державиным. Вот почему стихотворение дошло до нас без цензуры.
Содержание стихотворений можно описать в форме небольшого рассказа, то есть отойти от лирики к былине: «Огляделся однажды Бог кругом и увидел внизу большое множество людей. Все они были влиятельными людьми в своем государстве: создавали законы, вершили судьбы… И Всевышний замечал, что эти люди распоряжаются властью несправедливо, не честно, не гуманно. Также Бог видел, какие зверства творятся вокруг: много нищеты, голода, смерти, унижений… И Бог понял, что в бедствиях простых людей виноваты руководители государств. И разгневанный Всевышний призвал толпу к совести сверху. Но толпа не слышала мудрого голоса с небес. Разочаровавшись в людях, Бог исчез, опечалился… Печаль Божию подхватил одинокий и честный человек. Силой своего поэтического слова он начал клеймить «земных» правителей.
«Для господ и судей» пишется ямбом , используя перекрестную рифму: судьи-воли (женщины), их злые (мужчины). Рифмы – это в основном слова одной части речи: невинно-бессильные (прилагательные), оковы (существительные), знать-ударные (глаголы). Но есть исключения: судья мне, слушайте землю.
V эпитеты есть усечение окончания прилагательного: боги властный, страстный, смертный … Это придает поэме торжественность и силу. Истории : рек, хозяин, до, срывать, взятка, раздевание, подлость, древний — подчеркивают и давность событий, и неувядающую красоту уходящего слова. Слог Державина величественен и прост одновременно. В оде семь восклицательных предложений! Они наполнены огромными чувствами гнева и презрения. Хорошо у Державина сравнения :
И ты так упадешь
как упадет с дерева увядший лист!
И ты умрешь так,
как умрет твой последний раб!
Прилагательные выцвели, последние показывают хрупкость нечестного правления.
Лирический герой полон горечи, разочарования, бессилия. Но он верит, что справедливость восторжествует. Торжественной песней — ода — называют поэму Державина. Ода страстная, гневная, обличительная, революционная.
Г.Р. Державин. «Государям и судьям»
История создания
С 1786 по 1788 год Державин был губернатором Тамбовской губернии. Как и в других службах, здесь он действовал активно, стараясь многое изменить в существующем порядке региона. Но вскоре он понимает, что его преобразованиям мешают местные дворяне, а идеалы просвещения, долга и справедливости вызывают открытую неприязнь чиновников. Он видит, как на высоких государственных должностях нарушается закон, а нарушители не получают никакого наказания. Он пытается навести порядок, но не находит единомышленников. Именно в это время, в 1787 году, он написал гражданскую оду «Властителям и судьям».
Державин взял за основу для этого произведения написанную ранее поэму на библейскую тему, которая называлась «Псалом 81».
Псалом — это библейская песня, обращенная к богу . .. Автором таких песен считается ветхозаветный царь Давид.
Державин перевел древнее произведение на современный язык, наполнил его обличительным содержанием и дал поэме новое название: «Государям и судьям».
Основные темы и идеи стихотворения
На основе библейского текста автор рассказывает о современной жизни Российского государства. В его родной стране безнаказанное нарушение законов, угнетают слабых, торжествуют неправда и зло, а справедливости искать негде. Остается надеяться только на Бога, только он сможет навести порядок в стране. И если Господь спросит правителей, как они проводят в жизнь установленные ими законы?
Всемогущий Бог воскрес, да рассудит
Земные боги в их воинстве;
Как долго, рёк, как долго ты будешь
Чтобы пощадить неправедных и нечестивых?
Ваша обязанность: соблюдать законы,
Не смотри в лица сильных,
Ни помощи, ни защиты
Нельзя оставлять без внимания сирот и вдов.
Ваш долг: спасти невинных от бед,
Несчастливые для укрытия;
Защити слабого от сильного,
Вырвать бедняков из оков.
Не обращайте внимания! Видят — и не знают!
Покрытый бриаровым нетканым материалом:
Злодеяния сотрясают землю,
Неправда сотрясает небеса.
Поэт гневно обличает «неправедных и нечестивых». Автор напоминает им, что люди, наделенные властью, все же люди, а не всемогущие боги. Поэтому они должны помнить о высшей каре, о том, как легко они нарушили закон справедливости, установленный самим Богом. Это главная мысль стихотворения.
Так и упадешь.
Как упадет с дерева увядший лист!
И ты умрешь так,
Как умрет твой последний раб!
Безусловно, эта работа была воспринята как революционное воззвание. Ведь в последнем четверостишии поэт призывает к суду над несправедливой властью.
Восстань, Боже! Бог прав!
И внемли их молитве:
Приди, судья, накажи нечестивых
И будь королем земли!
Художественное своеобразие стихотворения
С одной стороны, это произведение можно отнести к духовным одам так как оно основано на библейском тексте. Лексика и образы стихотворения, действительно, напоминают псалом, например, используются следующие слова: в сонме; не обращай внимания; покрытые шерстяным бриаром; слушай их молитву. Автор включает риторические восклицания, вопросы, обращения: «Доколе будешь миловать неправедных и злых?»; «Короли! Я думал, вы, боги, сильны…»; «Воскресите Боже! Боже Боже!» Благодаря таким приемам создается ораторских звуков, убеждающих читателей в правоте поэта.
С другой стороны, это стихотворение направлено на пробуждение читательского сознания, пробуждение стремления к исправлению пороков, оно является своеобразным предупреждением, назиданием «правителей».
В чем смысл этой оды? Конечно, Державин не был революционером, он был монархистом, и своей поэмой он не собирался вызывать бунт в обществе. Но отсутствие справедливости в стране его очень возмущало. В будущем подобная тема прозвучит в произведениях Пушкина, Лермонтова и других поэтов.
Державин в этой оде выступает как новатор: он сочетает старославянскую лексику с общеупотребительными словами, говорит о власти с точки зрения общечеловеческих, нравственных идеалов. Поэт не воспевает правителя, как положено в оде классицизма, а обличает пороки королей и вельмож.
История создания. Необычайно мужественный, решительный и независимый характер Державина проявлялся во всем, в том числе и в его поэзии. Одно из его стихотворений едва не стало поводом для ссылки и опалы. Это была написанная в 1787 году ода «Владыкам и судьям», которую автор назвал «гневной одой».
Служба на высоких государственных должностях, в том числе работа губернатором, убедила Державина в том, что в Российской империи постоянно нарушались законы. Его борьба с этим явлением как высокого государственного служащего не увенчалась успехом: он не нашел поддержки ни в обществе, ни в правительстве. Нарушители закона благополучно избежали заслуженного наказания. Но в то же время поэт свято верил, что сама Екатерина — добродетельный монарх, окруженный злыми сановниками. Обида и гнев требовали выхода. И тогда поэт решил написать переложение 81-го псалма — так в древности называли библейские песнопения, обращенные к Богу. Их автор — ветхозаветный царь Давид, сочинения которого составляют одну из самых поэтичных книг Ветхого Завета — Псалтирь.
Тема этого псалма оказалась созвучна духу времени. Неслучайно этот 81-й псалом был перефразирован якобинцами во время Французской революции в Париже, и народ распевал его на улицах города, выражая свое возмущение королем Людовиком XVI, впоследствии казненным.
Первый вариант своего переложения 81-го псалма Державин сделал за несколько лет до его публикации. Он передал стихотворение в «Петербургский вестник». Но издатели, испугавшись, «вырезали его из уже отпечатанной книги журнала. В новом варианте, написанном спустя пять лет, поэт даже усилил обвинительный пафос стихотворения. Ему удалось добиться его публикации. убрали прежнее название — «Псалом 81» — и издали произведение под собственным заглавием «О господах и судьях».
Основные темы и идеи. Содержание оды Державина, основанной на библейском тексте, связано с жизнью современного поэта в Российском государстве. Именно здесь он видит нарушение справедливости, нарушение законов, угнетение слабых, торжество неправды и зла, аналогию которым он находит в ветхозаветной истории:
До тех пор, пока реки, до тех пор, пока как вы будете
Чтобы пощадить неправедных и нечестивых?
Державин утверждает в этом стихотворении, как и во многих других, необходимость подчинения всех единому закону высшей правды и справедливости;
Твой долг: соблюдать законы,
Не смотреть в лица сильных,
Сирот и вдов нельзя оставлять без помощи, без защиты.
Долг твой: от бед спасать невинных, Несчастных прикрывать;
Защитить бессильных от сильных,
Вырвать бедных из оков.
Но в реальной жизни он видит отклонение от этого высшего закона тех, кто у власти, кто должен в первую очередь следить за соблюдением законов:
Не внимать! Видят — и не знают!
Покрытый шиповником:
Злодеяния сотрясают землю,
Неправда рябит небеса.
Вот почему голос поэта-обличителя «неправедных и нечестивых» звучит так гневно. Он утверждает неотвратимость наказания для тех «лукавых» правителей, которые не повинуются высшему закону правды и справедливости, — в этом главная мысль и главная мысль оды Державина:
И ты упадешь вот так.
Как упадет с дерева увядший лист!
И ты умрешь так,
Как умрет твой последний раб!
Неудивительно, что ода «Государям и судьям» была воспринята не только придворным кругом, но даже императрицей, обычно поддерживавшей Державина, как революционное воззвание. Ведь речь идет о том, что неправедная власть не может быть прочной, ее неизбежно ждет гнев Божий и падение. Поэт стремится предупредить об этом императрицу, в добродетель которой он продолжал верить. В противном случае такие «правители и судьи», как утверждает автор в заключительном четверостишии оды, неизбежно будут заменены теми, кто будет руководствоваться идеалами добра и справедливости:
Восстань, Боже! Бог прав!
И внемли их молитве:
Приди, суди, накажи нечестивых
И будь единым царем земли!
Художественное своеобразие. Поэт-новатор, Державин смело идет на разрушение уже привычных для своего времени норм классицизма и создает свою особую поэтическую систему. Рассуждения о лирике, или об оде», где он излагает свою теорию литературы и историю мировой поэзии, объясняет свой творческий метод и стиль. Именно здесь он подробно говорит о тех жанровых разновидностях од, которые появились в его творчестве со времен Фелицы. Если это свое произведение поэт относит к смешанной оде, то стихотворение «Владыкам и судьям» автор называет гневной одой. Если следовать традиции, то ее надо было бы отнести к хорошо развитому к тому времени в русской литературе жанру духовной оды — ведь в основе ее лежит библейский текст. К тому же в платье Державина лексика и многие образы действительно напоминают библейскую поэзию: в их сонме; покрытые шерстяным бриаром; слушайте их молитвы и т. д. Торжественный одный стиль создается не только за счет обилия славянизмов, но и с помощью особых синтаксических средств: риторических восклицаний, вопросов, призывов: «Доколе будешь щадить неправедных и злых? «; «Короли! Я думал, вы, боги, сильны…»; «Воскресите Бога! Боже Боже!» Кроме того, поэт использует прием анафоры и синтаксических повторов: «Ваш долг: блюсти законы…», «Ваш долг состоит в том, чтобы уберечь невинных от бед…»; «Они не слышат! Видят — и не знают!
Все это придает стихотворению ораторское звучание, что помогает автору максимально привлечь внимание читателей и слушателей. Ведь, конечно, перед нами не столько духовная, сколько, пользуясь определением автора, «гневная» ода, то есть такая, которая призвана выразить горечь автора, видящего порочности современной ему жизни, и отразить обличительный пафос стихотворения, которое должно пробудить в читателях не только гнев, но и желание очиститься и исправить пороки.
Смысл произведения. Мы знаем, что сам Державин не вкладывал в свое произведение революционного смысла, он был монархистом по своим политическим убеждениям, к тому столь ярко и эмоционально выраженный протест против «неправедных и злых» многими стал восприниматься как политическое воззвание. Автор «Фелицы», восхваляющий «добродетели» императрицы и искренне верящий в ее мудрость и справедливость, в оде «О господах и судьях» предстал в совершенно новом обличье: он стал гневным обличителем пороков правителей, растоптавших закон и литературу — одно из важнейших ее направлений. Позднее она получила блестящее развитие в творчестве Пушкина, Лермонтова и многих других замечательных русских писателей последующих десятилетий. Но для современного читателя этот труд тоже может быть близок и понятен: ведь пороки неправедной власти, ее стремление действовать в своих, а не национальных, государственных интересах, попирая законы и справедливость, к сожалению, остаются актуальными сегодня.
Державин Правителям и судьям. К кому обращается Державин в стихотворении. Анализ стихотворения «Государям и судьям» Державина Г.Р
Всегда стремится быть в гуще событий, касающихся судеб страны и народа. Многие поэты посвящают Родине стихи, восхваляют или упрекают власть, высказывают свое мнение о каких-либо событиях. V конец XVIII- В начале XIX века власть в России совершенно перестала понимать людей, и такое отношение к людям не могло не отразиться на творчестве многих поэтов. Фаворит императрицы Екатерины II тоже не мог остаться в стороне. Поэт отличался пылким и справедливым характером, поэтому его возмущал беспредел, творившийся вокруг.
Вызов самодержавию и беззаконию
Анализ «Властителям и судьям» показывает, насколько непривычным для того времени было спорить с властями, показывать свое неповиновение. С первых строк произведения становится понятно, что дальше так жить нельзя, даже Богу не под силу смотреть на земных правителей. Автор считает, что короли должны помогать вдовам, сиротам и другим несчастным людям, но они только слышат и защищают сильных. Родину сотрясают зверства, но чиновники этого не видят.
Анализ «За господ и судей» говорит о том, что Гавриил Романович хотел разоблачить все пороки власти. Для русского народа монархия, равнодушная к жизни простых людей, является настоящей трагедией. Короли ни в своих поступках, ни в своей жизни не подобны богам. В конце поэмы поэт разуверился в том, что все можно исправить, вразумив монархов, ведь понятия честь и совесть не знакомы правителям и судьям. показывает: поэт убежден, что спасти Россию может только суд Божий.
Художественное своеобразие стиха
Анализ «За господ и судей» позволяет понять, каким новатором был Гавриил Державин. В его время большинство лириков писали стихи для определенных слоев общества. Простые люди не понимали возвышенных и патетических речей, поэтому Гавриил Романович решил немного упростить язык и добавить к своим стихам понятный большинству людей. Сам автор назвал произведение «За господ и судей» гневной одой. Он взял за основу библейский текст – Псалом 81.
Поэт создал торжественный стиль с помощью обращений, вопросов, обилия славянизмов. Анализ «Владыкам и судьям» показывает, что автору удалось добиться ораторского звучания. В своей оде поэт выразил горечь разврата современного мира, он пытался пробудить в читателе не только гнев, но и желание очиститься и изменить жизнь к лучшему.
Смысл стихотворения «Государям и судьям»
Державин (анализ показывает, что автор не вкладывал в свое произведение революционного импульса), по своим убеждениям был монархистом и очень относился к императрице Екатерине II хорошо. Даже при написании оды «Владыкам и судьям» он не выступил против правительницы, ибо был убежден в ее добродетели. В царящем в стране беззаконии виноваты окружающие императрицу чиновники — именно об этом Гавриил Романович и хотел ее предупредить. Несмотря на это, многие восприняли стихотворение как призыв к смене власти. Направление нашло свое продолжение в творчестве Пушкина, Лермонтова и других поэтов XIX века.век.
Поэма была написана в 1780 году, но не была допущена к печати цензурой. Опубликовано в 1788 году в журнале «Зеркало». Сам Державин назвал ее «гневной одой». Это произведение едва не стало причиной изгнания и опалы поэта. Императрица Екатерина II резко отреагировала на появление этого стихотворения: «Якобинец!» На что Державин, переложивший в этом стихотворении 81-й псалом (библейский гимн) царя Давида, ответил: «Значит, ветхозаветный царь Давид был якобинцем!»
Поэма «Властителям и судьям» — гневный призыв поэта к «земным царям», поправшим законы справедливости и милосердия, позволившим творить беззаконие в своих владениях.
Основная мысль (идея)
Поэт осуждает бездействие правителей, их равнодушие к бедам подвластных им народов и предостерегает их от ответственности перед Божьим судом.
Стихотворение основано на библейском тексте, но безусловно связано с современной жизнью поэта Государство Российское. .. Он видит здесь нарушение справедливости, нарушение законов, угнетение слабых, торжество неправды и зла.
В стихотворении Державин говорит о долге «земных царей» перед своими народами:
Твой долг: законы хранить,
Не смотреть в лица сильных,
Ни помощи, ни защиты
Сироты и вдовы не должны быть забыты.
Несчастливые для укрытия;
Вырвать бедняков из оков…
Правители, пренебрегающие исполнением своего долга, с точки зрения поэта, непременно падут и потеряют свою власть. Именно в этих строках императрица увидела революционный призыв:
И ты так упадешь,
И ты так умрешь,
Как умрет твой последний раб!
Но Державин не столько призывает народ к бунту, сколько говорит в поэме о высшей справедливости, об исполнении гнева Божия и закона:
Воскреси Боже! бог прав!
И внемли их молитве:
Приди, суди, накажи нечестивых,
И будь единым царем земли!
Поэму можно назвать образцом высокого «спокойствия», по М. В. Ломоносову, свойственного поэзии эпохи классицизма.
Жанр стихотворения – ода. Учитывая, что это произведение является переложением 81-го псалма царя Давида, его можно отнести к характерному для поэзии XVIII века жанру «духовной оды».
Поэтический метр – четырехстопный ямб. Система рифмовки перекрестная, с чередованием мужских и женских рифм.
Работа построена четко и лаконично. В нем можно услышать и торжественную, и сатирически-обличительную интонацию.
В стихотворении 7 строф. Композиционно произведение состоит из 3 частей: первые 3 строфы являются напоминанием царям об их обязанностях перед народом.
Стих 4 — это констатация факта, что они «не внимают», они слепы и глухи к мольбам народа.
Стихи 5-7 — указание на то, что все люди смертны и предстанут перед Божьим судом, страстный призыв к Богу наказать виновных: «Приди, суди, накажи нечестивых!..»
Эмоция тона есть созданные риторическими вопросами и восклицаниями: «Доколе, реки, доколе будете щадить неправедных и нечестивых?» И ты умрешь так, Как умрет твой последний раб! Воскресите Бога! Бог прав!
Лексика и образы поэмы подчеркнуто возвышенны, восходят к библейской поэзии (в сонме их; умащены елеем; слушали их молитвы и т. д.).
Обилие старославянизмов, особых синтаксических средств придает стихотворению ораторское звучание, которое должно воздействовать на восприятие читателей и слушателей, вызывая в них высокие гражданские чувства: не только гнев, но и стремление очистить и исправить пороки.
Всемогущий Бог воскрес, да рассудит
Земные боги в своем воинстве;
До тех пор, пока реки, до тех пор, пока вы будете
Чтобы пощадить неправедных и нечестивых?
Твой долг: соблюдать законы,
Не смотреть в лица сильных,
Ни помощи, ни защиты
Нельзя оставлять сирот и вдов.
Ваш долг: спасти невинных от бед.
Несчастливые для укрытия;
Защитить бессильных от сильных,
Вырвать бедных из оков.
Не обращай внимания! видят — и не знают!
Покрытый шиповником:
Злодеяния сотрясают землю,
Неправда сотрясает небеса.
Короли! Я думал, что вы, боги, сильны
Никто вам не судья,
Но вы, как и я, страстны,
И так же смертны, как и я.
И ты упадешь так,
Как упадет с дерева увядший лист!
И ты умрешь так,
Как умрет твой последний раб!
Воскреси Бога! бог прав!
И внемли их молитве:
Приди, суди, накажи нечестивых,
И будь единым царем земли!
Стихотворение «Государям и судьям» Державин написал в 1870 году. Напечатано в «Санкт-Петербургских ведомостях». С большим трудом поэт добивался этого издания. Тем не менее обличительная ода была напечатана в популярной газете. Это был вольный перевод одного из библейских псалмов царя Давида. Державин, сохранив гневный пафос оригинала, добавил к нему свое чисто «русское» негодование от «деяний сильных мира сего».
На протяжении всей поэмы обвиняются люди, наделенные большой властью. Автор убеждает читателя, что только Бог может править на Земле, и только он может быть справедливым. По мнению Державина, «властолюбивые» не в состоянии понять простого человека и тем более помочь ему. Поэт горько «вопит» о несправедливости, подлости, равнодушии и жадности достигших власти «земных богов» . .. Боль Державина слышится в каждом слове оды. Тема ясна — убедить правителей жить по законам гуманности и добродетели. Державин также ссылается на «Судьи» … Он видит в их лицах мудрость и справедливость. Параллельный диалог автора раскрывает суть его стихотворения — способствовать «высокому суждению» и наказывать «заносчивых» правителей «возмущенным» словом.
По тем временам поэма была более чем смелой. Оно было революционным, призывало к свержению произвола и беззакония. Словосочетание «Накажи нечестивых» — явный призыв к политическому перевороту. Державин считает, что возмездие покроет обнаглевших правителей. Екатерина снисходительно относилась к «лордам и судьям». В Российском государстве она слыла покровительницей всего прогрессивного и не хотела портить отношения с Державиным. Вот почему стихотворение дошло до нас без цензуры.
Содержание стихотворений можно описать в форме небольшого рассказа, то есть отойти от лирики к былине: «Огляделся однажды Бог кругом и увидел внизу большое множество людей. Все они были влиятельными людьми в своем государстве: создавали законы, вершили судьбы… И Всевышний замечал, что эти люди распоряжаются властью несправедливо, не честно, не гуманно. Бог также видел, какие зверства творятся вокруг: много нищеты, голода, смерти, унижений… И Бог понял, что в бедствиях простых людей виноваты руководители государств. И разгневанный Всевышний призвал толпу к совести сверху. Но толпа не слышала мудрого голоса с небес. Разочаровавшись в людях, Бог исчез, опечалился… Одинокий и справедливый человек… Он стал клеймить «земных» правителей силой своего поэтического слова.
«Для господ и судей» пишется ямбом , используя перекрестную рифму: судьи-воли (женщины), их злые (мужчины). Рифмы – это в основном слова одной части речи: невинно-бессильные (прилагательные), оковы (существительные), знать-ударные (глаголы). Но есть исключения: судья мне, слушайте землю.
V эпитеты есть усечение окончания прилагательного: боги властный, страстный, смертный . .. Это придает поэме торжественность и силу. Истории : рек, хозяин, до, срывать, взятка, раздевание, подлость, древний — подчеркивают и давность событий, и неувядающую красоту уходящего слова. Слог Державина величественен и прост одновременно. В оде семь восклицательных предложений! Они наполнены огромными чувствами гнева и презрения. Хорошо у Державина сравнения :
И ты так упадешь
как упадет с дерева увядший лист!
И ты умрешь так,
как умрет твой последний раб!
Прилагательные выцвели, последние показывают хрупкость нечестного правления.
Лирический герой полон горечи, разочарования, бессилия. Но он верит, что справедливость восторжествует. Торжественной песней — ода — называют поэму Державина. Ода страстная, гневная, обличительная, революционная.
Праведный гнев непреодолим по своей природе. Ведь он несет в себе ветер справедливости. А если его поддерживает еще и мистическая сила поэзии, ничто не может остановить его порыв. Стихотворение Гавриила Державина «О господах и судьях» показывает читателю пример именно такого праведного гнева.
Дело в том, что стих был написан в то время, когда автор работал военным чиновником в провинции. Он увидел там, как сильно высшему свету нет дела до простых людей, которые держат страну на своих крепких плечах. Державин пытался как-то исправить положение, суетился о беспределе перед высшими лицами государства, но в ответ слышал только насмешки. Гнев нужно куда-то выплеснуть, и поэт нашел выход в поэзии.
Произведение начинается с почти библейского обращения к земным вершителям судеб, сильным мира сего. Но Державин в первой же строке выходит на уровень, он называет их «земными богами», чтобы обозначить всю ту власть над простым русским человеком, которая им доступна. Важный момент в том, что из биографии писателя мы знаем, что царскую семью мы считали образцом нравственности и праведности, а все беды в России были из-за их окружения, которое постоянно доносило ложь до их ушей. Вот почему он задается вопросом, как долго «земные боги» будут миловать зло.
Вообще вся первая часть поэмы программна, автор перечисляет обязанности, которые несет верховная власть. Это помощь бедным, слабым и невинным. Казалось бы, очевидная вещь, но этого не видят те, к кому обращается Державин. Основная мысль до бесконечности проста: власть всегда сопровождается огромной ответственностью.
«Короли! Я думал, что вы могущественные боги. »
Здесь он выскажет мысль, к которой, очевидно, шел очень давно. Несмотря на всю власть, которой они обладают, даже если весь мир будет в их руках, они тоже люди. Они сделаны из плоти и крови. Цари тоже предстанут перед Богом на суде, и они будут судимы по тем же законам, что и деревенские мужики или городские блудницы. И одному Всевышнему известно, кто получит от Него наибольшее снисхождение. Он резюмирует эту мысль очень мощной строкой:
«И ты умрешь вот так
Как умрет твой последний раб!»
Рано или поздно земная жизнь закончится и вам придется ответить за свои грехи, свою силу и ее использование.
В конце поэмы отчаявшийся Державин обращается к самому Богу:
«Воскреси, Боже! Бог прав! »
Он приходит к выводу, что нормальная жизнь никогда не наступит в этом грешном мире, пока сам Иисус не воскреснет вновь, не заменит и не объединит все престолы мира под единой властью Царства Божия. Эта мысль показывает, насколько трагичен этот стих по своей сути. В нем отражен весь дух времени, смутного века, темного и трудного, где никто не видит выхода из тьмы.
Обвинительная ода «Государям и судьям» — одно из важнейших произведений в творчестве Державина, выразительно и эмоционально привлекающее внимание публики к проблеме чиновничьей коррупции. Можно использовать краткий анализ «К правителям и судьям» по плану на уроке литературы в 9 классе и для того, чтобы школьники понимали не только смысл стихотворения, но и положение в России 18 века.
Краткий анализ
История создания — Гавриил Романович написал свое произведение в 1870 году и с большим трудом добился его публикации в популярной газете того времени — «Санкт-Петербургский вестник».
Композиция — стихотворение представляет собой целую историю, не разделенную на определенные части, тема развивается последовательно.
Тема поэмы — необходимость жить по законам общечеловеческой добродетели, в чем Державин пытается убедить людей, стоящих у власти.
жанр — ода, но гневная и обличительная ода, для своего времени — почти революционная.
Стихотворный размер — ямб с перекрестной рифмовкой.
Эпитеты – «Последний раб», «увядший лист», «земные боги» .
Сравнения – «Как увядший лист падает с дерева», «ты умрешь, как умрет твой последний раб» .
История создания
Стихотворение представляет собой больной перевод одного из псалмов, который Державин добавил с собственным негодованием на власть имущих. Она была написана в 1870 году и, после больших усилий со стороны поэта, все же была опубликована – в газете «Санкт-Петербургский вестник».
Державин был не только поэтом, но и государственным деятелем, много лет занимавшим достаточно высокие посты. И такая деятельность показала ему все недостатки системы управления в Российской империи — а их было немало. За годы службы Гавриил Романович твердо уверился в том, что строй нуждается в кардинальных переменах — эта мысль была выражена им в поэме «Государям и судьям». Таким образом, история создания этой оды тесно связана с историческими и политическими реалиями своего времени.
Несмотря на то, что Державин был убежденным монархистом, его ода была воспринята придворными и самой императрицей, которые в целом благоволили поэту как революционный призыв. И, несмотря на то, что поэт не вкладывал в свои строки мысли о ниспровержении существующего строя, просто выражая накопившуюся озлобленность по поводу царящей несправедливости, позднее заданная им обличительная тенденция получила развитие в русской литературной традиции.
Тема
Тема этого обвинительного произведения – произвол чиновников и других государственных деятелей, использующих свою власть во вред как народу, так и государству. Они властолюбивы, жадны, подлы и не способны ни понять простого человека, ни помочь ему. Поэт обращается к правителям, призывая их жить по совести, и к судьям (имея в виду именно императрицу), призывая их осуществить справедливый суд и наказать столь высокомерных правителей. Однако в конце поэт высказывает мысль о том, что по-настоящему управлять людьми может только Бог.
Состав
Соответствует составу первоисточника, то есть 81-му псалму царя Давида, вольным переводом которого является.
На протяжении всего стиха поэт развивает одну и ту же мысль и о продажности держащей силы и о необходимости перемен. Так, вначале он высказывает свои взгляды на справедливый общественный строй, когда власть имущие защищают тех, кто в этом нуждается. Далее он указывает, что на самом деле ничего подобного не происходит, каждый просто озабочен своими интересами.
И в конце он, во-первых, утверждает мысль, что такое нарушение законов человечества не может оставаться безнаказанным, а во-вторых, взывает к Богу как к высшей инстанции.
жанр
Жанр этого произведения определить несложно — это ода. А вот гневная ода — так назвал ее сам автор. Он также содержит элементы духовной оды, так как основан на библейском тексте. Ода написана ямбом и использует перекрестную рифму.
Выразительные средства
Художественное своеобразие творчества Державина выражается не только в смешении поджанров, но и в том, какие выразительные средства он использует для передачи своей мысли. Итак, он содержит обычные пути:
- Эпитеты — «последний раб», «увядший лист», «земные боги».
- Сравнения — «как с дерева упадет увядший лист», «ты умрешь, как умрет твой последний раб».
Однако они действуют как вспомогательные средства. Основные из них — славянизмы, с помощью которых поэт делает свое стихотворение более торжественным, и риторические восклицания. Они играют очень важную роль в ткани произведения, придавая ему сходство с ораторской речью. Таким образом Державин привлекает внимание читателей.