Вклад сократа в психологию: 4. Вклад Сократа в психологическую науку. Психологические аспекты учения Платона. — Общие дети, г. Воронеж

Содержание

Вклад Сократа Грека в Психологию

Вклад Сократа Грека в Психологию — yes, therapy helps!

психология

February 3, 2023

Философия — мать всех наук. Давайте разберемся со специальностью, с которой мы имеем дело, и с любым объектом исследования, так же как философия основана на поиске истины и знаний или на ее практическом применении. Таким образом, мы часто находим концепции и перспективы из философской мысли в научных теориях.

Один из самых известных и самых важных классических философов — Сократ , чей вклад был внесен в создание различных методов и способов мышления о функционировании мира и разума. Давайте рассмотрим в этой статье некоторые из основных вкладов Сократа в психологию.


  • Связанная статья: «55 фраз Сократа, чтобы понять его мысль»

Сократ, философ

Один из величайших греческих философов (на самом деле философов до него иногда называют досократиком), Сократ родился в Афинах во время 470 г.

до н.э. Мама-акушерка и отец скульптор. Хотя детали его жизни сомнительны, в разных работах указывается, что этот человек из скромной семьи с детства обладал отличным остроумием, формируя различные дисциплины, такие как литература и музыка. что из Пелопоннеса, и что он женился на женщине по имени Ксантипа.

Что касается его мышления как философа, Сократ Он подчеркнул, сосредоточив свое внимание на области морали и этики , Он считал, что человек стремится к добру и что каждый порок является продуктом невежества. Он считал, что добро, любовь, добро и этика основаны на универсальных определениях. Позиция была противоположна релятивизму, отстаиваемому софистами. Он также считал, что философ должен стремиться к мудрости в добродетели, а для того, чтобы достичь ее, нужно признать свое собственное невежество.

Сам он не считал себя мудрым и считал, что большинство людей считает, что они знают больше, чем они действительно знали. Таким образом,

он использовал иронию и диалог, чтобы разоблачить противоречия своих собеседников и чтобы другие увидели уровень знаний, которыми они на самом деле обладали.

  • Статья по теме: «6 различий между этикой и моралью»

Ваше мышление

Несмотря на веру в существование универсальных определений, он считается предшественником индуктизма, в том смысле, что он считал, что универсальные понятия должны быть получены от простого к сложному, от частного к общему , Каждый должен задавать свои собственные вопросы и формировать свой взгляд на мир, достигая все большего понимания его действия.

также его использование маевтики известно , который основан на ответах на вопросы других с другими вопросами, так что человек сам разработает свой собственный ответ.

Этот философ не писал и не транскрибировал свои размышления Считая, что каждый человек должен сформировать свои собственные идеи. Его работа пришла к нам через разных учеников, особенно через Платона, который отразил и углубил его работу в некоторых концепциях, предусмотренных Сократом.

Сократ его судили и приговорили к смертной казни за отравление болиголовом обвиняется в развращении молодых людей и не приемлении афинских божеств. Он умер в 470 году до н.э.

Вклад Сократа в психологию

Прогрессивное развитие науки и ее поиск объективности могут мешать многим наблюдать взаимосвязь между текущим состоянием материи, в данном случае психологией и философией. Однако вклад Сократа в эту и другие науки имеет большое значение и важность. Вот некоторые из этих вкладов.

1. Интерес к психике

Сократ и его ученик Платон работали и размышляли о существовании психики, что они считали душой , Влияние этого факта на современную психологическую науку очевидно, так как является ее продуктом рождения, отражающим содержание нашего разума, полученное от этих и других авторов.

2. Этика и мораль

Сократ сосредоточил свои мысли на этике и морали. Поведение индивида в обществе и формирование моделей поведения, отношений и ценностей являются одними из множества аспектов, которыми занимается психология.

  • Вас может заинтересовать: «Теория нравственного развития Лоуренса Колберга»

3.

Индуктивный метод

Сократ считается одним из предшественников, когда дело доходит до создания индуктивного метода, делая вид, что люди достиг знания правды через свой опыт вместо того, чтобы начинать с предполагаемого знания и давать добро. Этот метод имеет большое значение в свою очередь при создании научного метода, характеризующегося гипотетически-дедуктивными рассуждениями.

4. Сократовский метод

Сократовский диалог Это стратегия, основанная на маевтике Сократа, которая до сих пор используется в психологии и является базовой в множественной терапии. Он основан на реализации вопросов индуктивного разреза: терапевт задает разные вопросы с целью заставить субъекта задуматься и найти свой ответ на поставленный вопрос.

5. Предвестник конструктивизма

Конструктивизм основан на создании знаний посредством генерации общих знаний, что, в свою очередь, зависит от способности субъекта придавать смысл изученному материалу. Сократ считал, что ты должен учить не тому, что думать, а тому, как это делать , Это соображение связано с поиском конструктивизма, который студент генерирует в процессе обучения, благодаря применению различных вспомогательных средств, предлагаемых средой. Таким образом, как предложил Сократ, учитель должен помочь ученику сформировать свои собственные знания.

6. Использование иронии: противостояние

Сократ был характерен для использования, в его диалектическом методе ирония , Предполагалось, что субъект увидит, что противоречия, существующие в его дискурсе, считаются мудрыми, и опровергает его необъективные аргументы, чтобы он осознал свой истинный уровень знаний.

В терапии его иногда используют похожая стратегия противостояние , в котором субъект подвергается противоречиям, существующим в его речи или между его речью и его поведением, для того, чтобы он осознал их.


Разведопрос: Игорь Викентьев про тридцать ошибок умных людей (February 2023).


Сократ — Психологос

​​Сократ, греческий философ, родился в Афинах в 469 г. до н. э. в семье скульптора. Сам ничего не писал, а о его жизни и учении человечество узнало из трудов Ксенофонта и Платона. Философ вел беседы с людьми разных социальных слоев, стараясь, чтобы собеседник правильно понял предмет разговора. С помощью удачно поставленных вопросов помогал осознать свое непонимание и указывал путь к лучшему построению понятий. Делал вид, будто сам желает учиться у того, с кем разговаривает, и что предмет беседы для него самого не ясен.

Беседы со всеми желающими закончились для Сократа плачевно — его обвинили в антигосударственной деятельности, в поклонении новому божеству — демону. Он был помещен в темницу, откуда отказался бежать, несмотря на просьбу друзей.

В мае 399 г. до н. э. выпил кубок с ядом, парализующим дыхание. Пребывание Сократа в темнице и его предсмертные беседы с друзьями описаны в диалоге Платона «Фэдон».

Главным критерием в философии Сократа была нравственность. Философ отождествлял ее со знанием и истиной вообще, и потому обращался к исследованию основ знания. Сократ защищал объективный характер познания, придавал большое значение исследованию человека как существа нравственного, указывал на родство души и божества и на вероятность бессмертия души. В Боге он видел источник добродетели и справедливости.

Сократ требовал от людей уважения к физическому труду, обосновывал необходимость человеку властвовать над своими страстями, но не чурался наслаждений. Сам никогда не позволял страстям брать верх над разумом, потому и стал идеалом мудреца. В государстве видел порядок, обоснованный божественным планом, считал, что правитель должен быть человеком знания.

Источниками учения Сократа могут служить «Диалоги» Платона, «Воспоминания» Ксенофонта, сочинения Аристотеля, глава о Сократе у Диогена, «О Демоне Сократа» Плутарха и др.

Высказывания и афоризмы Сократа

  • Хорошее начало не мелочь, хоть начинается с мелочи.
  • Хороший советчик лучше любого богатства.
  • Хорошо было бы, чтобы человек осмотрел себя, сколько он стоит для друзей, и чтобы старался быть как можно дороже.
  • Чем меньше человеку нужно, тем ближе он к богам.
  • Я знаю только то, что ничего не знаю.
  • Женись, несмотря ни на что. Если попадется хорошая жена, будешь исключением, а если плохая — станешь философом.
  • Женишься ты или нет — все равно раскаешься.
  • Заговори, чтобы я тебя увидел.
  • Как много есть на свете вещей, которые мне не нужны!
  • Как нельзя приступить к лечению глаза, не думая о голове, или лечить голову, не думая о всем организме, так нельзя лечить тело, не леча душу.
  • Без дружбы никакое общение между людьми не имеет ценности.
  • Брак, если уж говорить правду, зло, но необходимое зло.
  • В одежде старайся быть изящным, но не щеголем; признак изящества — приличие, а признак щегольства — излишество.
  • Воспитание — дело трудное, и улучшение его условий — одна из священных обязанностей каждого человека, ибо нет ничего более важного как образование самого себя и своих ближних.
  • Высшая мудрость — различать добро и зло.
  • Добрым людям следует доверяться словом и разумом, а не клятвой.
  • Единственное, чем всякий честный человек должен руководиться в своих поступках, это справедливо или несправедливо то, что он делает, и есть ли это деяние доброго или злого человека.
  • Если ты будешь любознательным, то будешь много знающим.
  • Если человек сам следит за своим здоровьем, то трудно найти врача, который знал бы лучше полезное для его здоровья, чем он сам.
  • Есть одно только благо — знание и одно только зло — невежество.
  • Какой человек, будучи рабом удовольствий, не извратит своего тела и души?
  • Когда слово не убьет, то палка не поможет.
  • Красота — это королева, которая правит очень недолго.
  • Кто хочет сдвинуть мир, пусть сдвинет себя!
  • Лучше мужественно умереть, чем жить в позоре.
  • Любви женщины следует более бояться, чем ненависти мужчины. Это яд, тем более опасный, что он приятен.
  • Мудрость — царица неба и земли.
  • Наслаждение, роскошь — вот что вы называете счастьем, а я думаю, что ничего не желать — вот блаженство богов, и потому нуждаться лишь в небольшом есть приближение к этому высшему счастью.
  • Нужно есть для того, чтобы жить, а не жить для того, чтобы есть.
  • Пьянство не рождает пороков: оно их обнаруживает. Счастье не меняет нравов: оно их подчеркивает.
  • Расплавляется пламя ветром, а влечение — близостью.
  • Сделанное наспех редко бывает хорошо сделано.
  • Тот наиболее богат, кто доволен малым, ибо такое довольство свидетельствует о богатстве натуры.
  • То, что я понял, — прекрасно, из этого я заключаю, что и остальное, чего я не понял, — тоже прекрасно.
  • У солнца есть один недостаток: оно не может видеть самого себя.
  • Я хочу при помощи гимнастики всего тела сделать его более уравновешенным.

Вклад Сократа Грека в психологию — психология

Видео: Кто такой Сократ | серия «Великая греческая философия» | Вклад в психологию в контенте урду/хинди

  • Сократ, философ
  • его мысль
  • Вклад Сократа в психологию
  • 1. Интерес к психике
  • 2. Этика и мораль
  • 3. Индуктивный метод
  • 2. Этика и мораль
  • 3. Индуктивный метод
  • 2. Этика и мораль
  • 3. Индуктивный метод
  • 2. Этика и мораль 4. Сократический метод
  • 5. Предшественник конструктивизма
  • 6. Использование иронии: Противостояние

Философия — мать всех наук. Разберемся со специальностью, которую мы лечим и каким бы ни был объект изучения, так же как и философия, наука основана на поиске истины и знаний или их практического применения. Таким образом, мы часто находим концепции и точки зрения философской мысли в научных теориях.

Один из самых известных и важных классических философов — Сократ , чей вклад внес вклад в создание различных техник и способов осмысления функционирования мира и разума. Давайте посмотрим в этой статье на некоторые из основных вкладов Сократа в психологию.

  • Статья по теме: «55 фраз Сократа для понимания его мысли»

Сократ, философ

Один из величайших греческих философов (на самом деле философов до него иногда называют досократиками), Сократ родился в Афинах в 470 г. до н.э. , от матери акушерки и отца скульптора. Хотя подробности его жизни сомнительны, различные писания указывают на то, что этот скромный семьянин с детства обладал большой изобретательностью, обучаясь различным дисциплинам, таким как литература и музыка. Пелопоннес, и что он женился на женщине по имени Ксантипа.

О своем философском мышлении Сократ выделялся тем, что сосредоточил свое внимание на области морали и этики . Он считал, что человек стремится к добру и что все пороки являются продуктом невежества. Он считал, что добро, любовь, добро и этика основаны на универсальных определениях. Его позиция противостояла релятивизму, отстаиваемому софистами. Он также считал, что философ должен искать мудрости в добродетели, будучи необходимым для ее достижения, признавая собственное невежество.

Он не считал себя мудрым и считал, что большинство людей считают, что знают больше, чем на самом деле. Таким образом, использовал иронию и диалог, чтобы разоблачить противоречия своих собеседников и показать другим уровень знаний, которым они действительно обладали.

  • Статья по теме: «6 различий между этикой и моралью»

Его мысль

Несмотря на веру в существование универсальных определений, он считается предшественником индуктивизма в том смысле, что он считал, что универсальные концепции должны быть получается от простого к сложному, от частного к общему . Каждый должен задавать свои вопросы и формировать свой взгляд на мир, достигая все большего и большего понимания того, как он устроен.

Также известно его использование майевтики , которая основана на ответах на вопросы других людей другими вопросами, так что человек сам вырабатывает свой собственный ответ.

Этот философ не писал и не транскрибировал свои размышления , считая, что каждый человек должен формировать свои собственные идеи. Его работы дошли до нас через разных учеников, и особенно через Платона, который размышлял и углублял в своей работе некоторые концепции, сформулированные Сократом.

Сократа судили и приговорили к смертной казни через отравление болиголовом , обвинив в развращении молодежи и неприятии божеств афинян. Он умер в 470 г. до н.э.

Вклад Сократа в психологию

Прогрессивный прогресс науки и ее поиски объективности могут затруднить для многих наблюдение связи между текущим состоянием материи, в данном случае психологией и философией. Однако вклад Сократа как в эту, так и в другие науки имеет большую ценность и значение. Вот некоторые из этих вкладов.


1. Интерес к психике

Сократ и его ученик Платон работали и размышляли о существовании психики, что они считали душой . Влияние этого факта на современную науку психологию очевидно, ее рождение явилось результатом размышлений о содержании нашего разума, полученных от этих и других авторов.

2. Этика и мораль

Сократ сосредоточил свое внимание на этике и морали. Поведение личности в обществе и формирование моделей поведения, установок и ценностей — вот некоторые из многих аспектов, которыми занимается психология.

  • Вас может заинтересовать: «Теория нравственного развития Лоуренса Кольберга»

3. Индуктивный метод

Сократ считается одним из предшественников создания индуктивного метода, утверждая, что люди имеют доступ к познанию истины через свой опыт вместо того, чтобы исходить из предполагаемого и считающегося хорошим знанием. Этот метод в свою очередь имеет большое значение при порождении научного метода, характеризующегося гипотетико-дедуктивным умозаключением.

4. Метод Сократа

Диалог Сократа Это стратегия, основанная на майевтике Сократа, которая до сих пор используется в психологической практике, являясь основой многих терапий. Он основан на постановке индуктивных вопросов: терапевт задает разные вопросы, чтобы заставить субъекта задуматься и найти собственный ответ на поднятое.

5. Предшественник конструктивизма

Конструктивизм основан на создании знаний путем создания общих знаний, которые, в свою очередь, зависят от способности субъекта осмыслить изученный материал. Сократ считал, что не что думать, а как делать надо учить . Это соображение связано с поиском конструктивизма для учащегося в создании собственного учебного процесса благодаря применению различных средств, предлагаемых средой. Таким образом, как предлагал Сократ, учитель должен помочь ученику генерировать, создавать собственные знания.

6. Использование иронии: Противостояние

Сократ характеризовался использованием в своем диалектическом методе иронии . Он был предназначен для того, чтобы испытуемый увидел, что противоречия в его речи считаются мудрыми, и опровергнуть его предвзятые доводы, чтобы дать ему осознать свой истинный уровень знаний.

В терапии иногда используется аналогичная стратегия , конфронтация , в которой субъект подвергается противоречиям в своей речи или между своей речью и своим поведением, чтобы он осознал их.

Сократ | Психология Вики | Фэндом

Оценка | Биопсихология | Сравнительный | Познавательный | Развивающие | Язык | Индивидуальные различия | Личность | Философия | Социальные |
Методы | Статистика | Клинический | Образовательные | промышленный | Профессиональные товары | Мировая психология |

Индекс философии: Эстетика · Эпистемология · Этика · Логика · Метафизика · Сознание · Философия языка · Философия разума · Философия науки · Социальная и политическая философия · Философия · Философы · Список списков


Эту статью необходимо переписать, чтобы повысить ее актуальность для психологов.
.
Пожалуйста, помогите улучшить эту страницу самостоятельно, если можете.

  • Метод Сократа
  • Сократовские вопросы в терапии

Сократ ([греч. Σωκράτης, неизменно англизированный как sɔkɹətiːz, Sǒcratēs ; 470 г. .

Говорят, что он афинянин, он описан как приговоренный к смерти афинским судом, который признал его виновным в нечестии и развращении афинской молодежи своими учениями. Те, кто дает отчет, говорят, что он решил умереть, выпив болиголов, хотя ему была предоставлена ​​​​возможность отправиться в изгнание, поскольку он считал, что изгнание еще больше опозорит соглашение, которое он добровольно заключил, чтобы соблюдать законы Афин, и что он не лучше преподавания в других городах.

Содержимое

  • 1 срок службы
  • 2 Испытание и смерть
  • 3 Философия
    • 3.1 Метод Сократа
    • 3.2 Философские убеждения
      • 3.2.1 Знания
      • 3.2.2 Добродетель
      • 3. 2.3 Политика
      • 3.2.4 Мистика
  • 4 драматурга-сатирика
  • 5 источников прозы
    • 5.1 Диалоги Сократа
  • 6 См. также
  • 7 Дополнительная литература и внешние ссылки
  • 8 Сноски

Жизнь

Большая часть того, что сейчас известно о Сократе, получена из информации, которая повторяется из различных современных источников: диалоги, написанные Платоном, одним из учеников Сократа; произведения Ксенофонта], одного из его современников; и сочинения Аристофана и Аристотеля. Все, что Сократ написал сам, не сохранилось. Кроме того, рассказ Аристофана о Сократе на самом деле является сатирической атакой на философов и не претендует на то, чтобы быть фактическим описанием событий из жизни Сократа. Еще одна сложность связана с древнегреческой традицией ученых, приписывающих свои идеи, теории и иногда даже личные качества своим наставникам, традиции, которой, по-видимому, следовал Платон.

Габриэле Джаннантони в своем монументальном 1991 работа Socratis et Socraticorum Reliquiae , попытки собрать все обрывки свидетельств о Сократе, включая материалы, приписываемые Эсхину Сократику, Антисфену и ряду других, предположительно знавших его.

Согласно свидетельствам древности, отцом Сократа был скульптор Софрониск, а матерью Фенарет — повивальная бабка. Сократ женился на Ксантиппе, которая родила ему троих сыновей — Лампрокла, Софрониска и Менексена, которые были совсем молоды на момент его смерти. Традиционно считается, что Ксантиппа была вспыльчивой ругательницей, в основном из-за ее характеристики Ксенофонтом.

Непонятно, как Сократ зарабатывал на жизнь. Согласно « Симпозиуму » Ксенофонта , Сократ сказал, что посвящает себя только тому, что он считает самым важным искусством или занятием: обсуждению философии. Хотя он унаследовал деньги после смерти отца, маловероятно, что их хватило бы, чтобы удержать его надолго. Ксенофонт и Аристофан соответственно изображают Сократа как принимающего плату за преподавание и руководство софистической школой с Херефонтом, в то время как в 9 Платона0152 Симпозиум Сократ явно отрицает получение платы за обучение. Возможно, Сократ полагался на щедрость богатых и влиятельных друзей, таких как Критон.

Такие персонажи, как Алкивиад — имя одного из друзей Сократа — в диалогах указывают на то, что Сократ служил в афинской армии во время Пелопоннесской войны. Платон Symposium указывает, что он также был награжден за храбрость. Говорят, что в одном случае Сократ остался на поле битвы, чтобы защитить Алкивиада, вероятно, спасая ему жизнь; Затем он добивался признания Алкивиада, а не принимал свое собственное. Также утверждается, что он проявлял большую выносливость во время этих военных кампаний, например, зимой ходил без обуви или пальто.

Испытание и смерть

File:Socratesdeath.jpg

Смерть Сократа , Жак-Луи Давид (1787).

Сократ жил во время перехода от расцвета Афинской империи к ее упадку после поражения от Спарты и ее союзников в Пелопоннесской войне. В то время, когда Афины стремились стабилизироваться и оправиться от унизительного поражения, афинский общественный суд был побужден тремя видными общественными деятелями судить Сократа за нечестие и развращение афинской молодежи. Это было время в культуре, когда греки думали, что боги и богини связаны с защитой определенных городов. Афины, например, названы в честь богини-покровительницы Афины. Поражение Афин в Пелопоннесской войне было истолковано как осуждение Афины города за неблагочестие. Последнее, в чем нуждались Афины, так это в еще большем наказании от Афины за одного человека, подстрекающего своих граждан задавать вопросы ей или другим богам. В Апология]] , Сократ настаивает на том, что это ложное обвинение.

Согласно версии его защитной речи, представленной в Апологии Платона , жизнь Сократа как «овода» Афин началась, когда его друг Херефонт спросил оракула в Дельфах, есть ли кто-нибудь мудрее Сократа; Оракул ответил отрицательно. Сократ, истолковав это как загадку, отправился на поиски людей, которые были бы мудрее его. Он расспросил афинян об их знаниях о добре, красоте и добродетели. Обнаружив, что они ничего не знают, но полагая, что сами знают много, Сократ пришел к заключению, что он мудр только в той мере, в какой он0152 знал, что ничего не знает. Превосходящий интеллект Сократа заставил выдающихся афинян, которых он публично допрашивал, выглядеть глупо, что настроило их против него и привело к обвинениям в правонарушениях.

Тем не менее, он был признан виновным по предъявленным обвинениям и приговорен к смертной казни, выпив чашку болиголова. Сократ отклонил просьбы своих учеников попытаться сбежать из тюрьмы, выпил болиголов и умер в компании своих друзей. Согласно Федону , Сократ умер спокойно, стойко перенося приговор. Римский философ Сенека пытался подражать смерти Сократа от болиголова, когда император Нерон заставил его совершить самоубийство.

Согласно Ксенофонту и Платону, у Сократа была возможность бежать, так как его последователи смогли подкупить тюремных охранников. После побега Сократу пришлось бы бежать из Афин. На картине «Смерть Сократа» под смертным ложем находится плитка, которую многие считают аварийным люком. Как становится ясно из диалога Критон , Сократ отказался бежать даже для того, чтобы избежать приведения в исполнение своего смертного приговора. Сознательно согласившись жить по законам города, он косвенно подверг себя возможности быть обвиненным в преступлениях его гражданами и осужденным его присяжными. Поступить иначе означало бы, что он разорвал свой «контракт» с государством и тем самым нанес ему ущерб, что противоречило сократовскому принципу.

Философия

Портрет Сократа, римский мрамор, Лувр

Платонизм

Платонический идеализм
Платонический реализм
Средний платонизм
Неоплатонизм
Статьи о неоплатонизме
Платоническая эпистемология
Метод Сократа
Сократический диалог
Теория форм
Платоновское учение о воспоминании
Физические лица
Платон
Сократ
Обсуждения произведений Платона
Диалоги Платона
Платоновская метафора солнца
Аналогия разделенной линии
Аллегория пещеры

Это поле: просмотреть • говорить • редактировать

Метод Сократа

См. основную статью: Метод Сократа Метод или метод elenchos , который он в основном применял для изучения ключевых моральных понятий, таких как Добро и Справедливость. Впервые он был описан Платоном в 9 в.0152 Сократовские диалоги . По этой причине Сократа обычно не считают отцом ни политической философии, ни этики, ни моральной философии. В этом методе задается ряд вопросов, чтобы помочь человеку или группе определить их лежащие в основе убеждения и степень их знаний. Метод Сократа — это отрицательный метод исключения гипотез, в котором лучшие гипотезы находятся путем последовательного выявления и исключения тех, которые приводят к противоречиям. Он был разработан, чтобы заставить человека проверить свои собственные убеждения и обоснованность таких убеждений. На самом деле, Сократ однажды сказал: «Я знаю, что вы мне не поверите, но высшая форма человеческого совершенства — это задавать вопросы себе и другим». [ необходима цитата ]

Философские убеждения

Детализация философских убеждений Сократа – дело непростое; поскольку он сам ничего не писал, мы должны полагаться на (иногда) противоречивые сообщения Ксенофонта и Платона. Продолжаются споры (см. Также проблему Сократа ) относительно того, во что именно верил Сократ, в отличие от Платона, и мало конкретных доказательств при разграничении этих двух. Некоторые утверждают, что у Сократа не было определенного набора верований, и он стремился только исследовать; длинные теории, которые он дает в Республика считаются мыслями Платона. Другие утверждают, что у него действительно были свои теории и убеждения, но существует много споров по поводу того, какими они могли быть, из-за сложности отделения Сократа от Платона и сложности интерпретации даже драматических произведений о Сократе. Следовательно, отличить философские взгляды Сократа от взглядов Платона и Ксенофонта нелегко, и следует помнить, что то, что приписывается Сократу, может более точно отражать конкретные интересы этих писателей.

Судя по диалогам, у Сократа было всего два учителя: Продик, грамматик, и Диотима, жрица из Мантинеи, которая научила его эросу , или любви. Его знание других современных мыслителей, таких как Парменид и Анаксагор, видно из ряда диалогов, и исторические источники часто включают их обоих как учителей Сократа. Джон Бернет утверждал, что его главным учителем был анаксагроянин Архелай, но его идеи были такими, какими их описал Платон; Эрик А. Хэвлок, с другой стороны, считал связь Сократа с анаксагорейцами свидетельством философского отделения Платона от Сократа. Самого Аполлона можно считать одним из его учителей, как утверждает Сократ (в платоновской Апология ), что его привычка к постоянным разговорам была послушанием Богу. Подробнее о божественном знаке см. ниже.

Знание

Кажется, Сократ часто говорил, что его мудрость ограничивается осознанием собственного невежества. Сократ, возможно, полагал, что проступок был следствием невежества, что те, кто поступил неправильно, не знали лучшего. Единственное, о знании которого Сократ постоянно заявлял, было «искусство любви», которое он связывал с понятием «любви к мудрости», то есть с философией. На самом деле он никогда не претендовал на то, чтобы быть мудрым, только для того, чтобы понять путь, по которому должен идти любящий мудрость. Спорный вопрос, верил ли Сократ, что люди (в отличие от богов, таких как Аполлон) действительно могут стать мудрыми. С одной стороны, он проводил четкую грань между человеческим невежеством и идеальным знанием; с другой стороны, Платона Симпозиум (Речь Диотимы) и Республика (Аллегория Пещеры) описывают метод восхождения к мудрости.

В платоновском « Теэтете » (150а) Сократ сравнивает себя с настоящим сватом (προμνηστικός), в отличие от сводника (προᾰγωγός). Это различие отражено в « Симпозиуме » Ксенофонта (3.20), где Сократ шутит о своей уверенности в том, что сможет разбогатеть, если решит заняться искусством сводничества. Со своей стороны, как собеседник-философ, он ведет своего собеседника к более ясному пониманию мудрости, хотя утверждает, что сам не является учителем («Апология»). Его роль, утверждает он, правильнее понимать как аналогию акушерка (μαῖα). Сократ объясняет, что он сам лишен теорий, но знает, как породить чужие теории и определить, достойны ли они или просто «ветряные яйца». Возможно, важно то, что он указывает, что акушерки бесплодны из-за возраста, а женщины, которые никогда не рожали, не могут стать акушерками; по-настоящему бесплодная женщина не имела бы опыта или знаний о рождении и была бы не в состоянии отделить достойных младенцев от тех, которых следует оставить на склоне холма, чтобы их выставили напоказ. Чтобы судить об этом, акушерка должна иметь опыт и знание того, о чем она судит.

Добродетель

Сократ считал, что лучший образ жизни для людей — сосредоточиться на саморазвитии, а не на погоне за материальными благами. (Гросс 2). Он всегда предлагал другим попытаться больше сосредоточиться на дружбе и чувстве истинной общности, поскольку Сократ считал, что это лучший способ для людей расти вместе как народ. Его действия соответствовали этому: в конце концов, Сократ принял свой смертный приговор, когда большинство думало, что он просто покинет Афины, поскольку он чувствовал, что не может убежать или пойти против воли своей общины; как и выше, его репутация за доблесть на поле боя была безупречной.

Идея о том, что люди обладают определенными добродетелями, составляла общую нить в учениях Сократа. Эти добродетели представляли собой наиболее важные качества, которыми должен обладать человек, главными из которых были философские или интеллектуальные добродетели. Сократ подчеркивал, что «добродетель была самым ценным из всех владений; идеальная жизнь была проведена в поисках Добра. Истина лежит под сенью существования, и что задача философа — показать остальным, как мало они знают на самом деле». .» (Соломон 44)

В конечном счете добродетель относится к форме Добра; по-настоящему быть хорошим, а не просто действовать с «правильным мнением»; нужно познать неизменное Добро в себе самом. В Республике он описывает «разделительную линию», континуум от невежества к знанию с Добром поверх всего этого; только в верхней части этой строки мы находим истинное добро и знание такового.

Политика

Часто утверждают, что Сократ считал, что «идеалы принадлежат миру, который может понять только мудрый человек», что делало философа единственным человеком, способным управлять другими. Согласно рассказу Платона, Сократ никоим образом не скрывал своих конкретных взглядов на правительство. Он открыто возражал против демократии, царившей в Афинах во время его взрослой жизни. Это была не только афинская демократия: Сократ возражал против любой формы правления, которая не соответствовала его идеалу совершенной республики во главе с философами (Соломон 49).), а афинское правительство было далеко от этого. В последние годы жизни Сократа Афины постоянно менялись из-за политических потрясений. В конце концов демократия была свергнута хунтой, известной как Тридцать тиранов, во главе с родственником Платона Критием, учеником Сократа. Тираны правили около года, прежде чем афинская демократия была восстановлена, после чего она объявила амнистию за все недавние события. Четыре года спустя он заставил замолчать голос Сократа.

Этот аргумент часто отвергают, и этот вопрос является одним из самых больших философских споров при попытке определить, во что именно верил Сократ. Самым сильным аргументом тех, кто утверждает, что Сократ на самом деле не верил в идею царей-философов, является постоянный отказ Сократа заниматься политикой или участвовать в правительстве любого рода; он часто заявлял, что не может заниматься другими делами или указывать людям, как жить, когда сам еще не понимает. Философ только это, любовник мудрости, а на самом деле не мудрый. Принятие Сократом его смертного приговора после его осуждения Буле (Древняя Греция) (Сенат) также может поддержать эту точку зрения. Часто утверждают, что многие антидемократические наклонности исходят от Платона, который так и не смог преодолеть отвращение к тому, что сделали с его учителем. В любом случае ясно, что Сократ считал правление Тридцати тиранов не менее нежелательным, чем демократия; Когда его призвали к ним для помощи в аресте афинянина, Сократ отказался и чудом избежал смерти до того, как тираны были свергнуты. Однако он выполнил свои обязанность исполнять обязанности притащение при рассмотрении суда над группой генералов, руководивших катастрофической морской кампанией; даже тогда он сохранял бескомпромиссную позицию, будучи одним из тех, кто отказался действовать в порядке, не поддерживаемом законами, несмотря на сильное давление. [1] Судя по его действиям, он считал правление Тридцати Тиранов менее законным, чем правление демократического сената, приговорившего его к смерти. Он умер в компании своих друзей и учеников.

Мистицизм

Читая диалоги Платона, Сократ часто проявляет мистическую сторону, обсуждая реинкарнацию и мистические религии; однако обычно это приписывают Платону. Тем не менее, это нельзя сбрасывать со счетов, поскольку мы не можем быть уверены в различиях между Платоном и Сократом; кроме того, кажется, что в работах Ксенофонта есть некоторые следствия. В кульминации философского пути, как обсуждалось в платоновских симпозиумах и Республика , человек приходит к Морю Красоты или к созерцанию формы Добра в опыте, похожем на мистическое откровение; только тогда можно стать мудрым. (В Симпозиуме Сократ приписывает свою речь на философском пути своему учителю, жрице Диотиме, которая даже не уверена, способен ли Сократ достичь высших тайн). В Meno он ссылается на Элевсинские мистерии, говоря Мено, что он лучше поймет ответы Сократа, если только сможет остаться на посвящения на следующей неделе.

Возможно, самым интересным аспектом этого является то, что Сократ полагался на то, что греки называли его «демоническим знаком», голос, который Сократ слышал только тогда, когда Сократ собирался совершить ошибку. Именно этот знак помешал Сократу войти в политику. В Федре нам говорят, что Сократ считал это формой «божественного безумия», своего рода безумием, которое является даром богов и дает нам поэзию, мистицизм, любовь и даже саму философию. В свою очередь, знак часто принимают за то, что мы бы назвали «интуицией»; однако характеристика Сократом этого явления как «демонического» предполагает, что его происхождение божественно, таинственно и не зависит от его собственных мыслей.

Драматурги-сатирики

Он был заметно высмеян в комедии Аристофана Облака , поставленной, когда Сократу было за сорок; он сказал на суде (в версии Платона), что на смех театра было труднее ответить, чем на аргументы его обвинителей. Сократ также высмеивается в пьесе Аристофана 9. 0152 The Birds за его грязность, связанную с причудой Laconizing; также в пьесах Каллиаса, Евполиса и Телеклида. Во всех них Сократа и софистов критиковали за «моральные опасности, присущие современной мысли и литературе».

Прозаические источники

Платон, Ксенофонт и Аристотель являются основными источниками исторического Сократа; однако Ксенофонт и Платон были непосредственными учениками Сократа и, по-видимому, идеализируют его; однако они написали единственные дошедшие до нас непрерывные описания Сократа. Аристотель часто, но мимоходом упоминает Сократа в своих трудах.

Диалоги Сократа

См. основную статью: Диалоги Сократа

Диалоги Сократа представляют собой серию диалогов, написанных Платоном и Ксенофонтом в форме дискуссий между Сократом или другими людьми его времени. как обсуждение между последователями Сократа его концепций. Платоновский Федон является примером этой последней категории. Хотя его Апология представляет собой монолог Сократа, он обычно группируется с диалогами.

Апология претендует на то, чтобы быть записью реальной речи, которую Сократ произнес в свою защиту на суде. В афинской системе присяжных извинения состоят из трех частей: речи, за которой следует контроценка, а затем несколько заключительных слов. «Извинение» — это транслитерация, а не перевод греческого apologia , означающего «защита»; в этом смысле оно не является апологетическим согласно нашему современному использованию этого термина.

Платон вообще не вкладывает свои идеи в уста конкретного говорящего; он позволяет идеям появляться с помощью сократовского метода под руководством Сократа. В большинстве диалогов Сократ в той или иной мере применяет этот метод, но нигде так полно, как в 9-м диалоге.0152 Евтифрон . В этом диалоге Сократ и Евтифрон несколько раз уточняют ответ на вопрос Сократа: «… Что такое благочестивое и что такое нечестивое?»

В диалогах Платона обучение предстает как процесс запоминания. Душа до своего воплощения в теле находилась в царстве Идей. Там он видел вещи такими, какие они есть на самом деле, а не бледными тенями или копиями, которые мы видим на Земле. С помощью процесса вопрошания душу можно заставить вспомнить идеи в их чистой форме, тем самым принося мудрость.

Специально для сочинений Платона, относящихся к Сократу, не всегда ясно, какие идеи, выдвинутые Сократом (или его друзьями), на самом деле принадлежали Сократу, а какие из них могли быть новыми дополнениями или разработками Платона — это известно как сократовское проблема. Как правило, ранние произведения Платона считаются близкими духу Сократа, тогда как более поздние произведения, в том числе Федон , считаются, возможно, продуктами разработок Платона.

См. также

  • Сократ , симфоническая драма Эрика Сати.
  • О понятии иронии с постоянной ссылкой на Сократа , трактат о Сократе и сократической иронии Сёрена Кьеркегора.

Дополнительная литература и внешние ссылки

  • Апология Сократа, Платон. http://en.wikisource.org/wiki/Апология
  • Брюэлл, Кристофер (1999). О сократовском образовании: введение в краткие платонические диалоги . Лэнхэм, доктор медицины: Роуман и Литтлфилд.

Брюэлл, Кристофер (1994), «О политической философии Платона». Обзор политики 56: 261-82. Энтони Готтлиб назвал его мучеником и святым философии (Monk & Raphael, 2000).

  • Греческая философия: Сократ
  • Электронные тексты
  • Project Gutenberg о Сократе, среди прочего:
    • Диалоги Платона (см. также статьи Википедии о диалогах Платона)
    • Сочинения Ксенофонта, такие как Мемораблиа и Хелленика .
    • Сатирические пьесы Аристофана
    • Сочинения Аристотеля
    • Вольтер Сократ
    • Вторая история Менона; продолжение диалога Сократа с Меноном, в котором мальчик доказывает иррациональность корня 2 (анонимный автор)
  • Бесплатная аудиокнига диалога Сократа Евтифрон в LibriVox
  • SocraticMethod.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *