Вклад платона в философию: Философия Платона: основные идеи, учение кратко

Философия Платона – кратко — Русская историческая библиотека

Содержание:

Сущность философии по Платону

Платон о диалектическом методе философского познания

Мир вещей и мир идей у Платона — кратко

Устройство вселенной по Платону

Учение Платона о душе — кратко

Учение Платона о государстве – кратко

читайте также статьи Философия Сократа – кратко, Философия Аристотеля – кратко, Платон — биография, Платон – краткая биография, Диалоги Платона – краткое содержание, Диалоги Платона – анализ, Диалектика у Платона, Мир идей и мир вещей у Платона, Платон о Вселенной, Учение Платона о душе, Учение Платона о государстве, Платон «Государство» – краткое содержание, Платон «Законы» – краткое содержание, Аристотель – биография и Аристотель – краткая биография, Пифагор и пифагорейцы, Пифагорейская школа философии

Сущность философии по Платону

Согласно Платону, философия есть высшая наука, которая воплощает в себе чистое стремление к истине. Она – единственный путь к познанию себя, Бога и к истинному счастью. Настоящего мудреца влечёт к философии не сухая, рациональная тяга к мёртвому, абстрактному знанию, а любовное влечение (Эрос) к высочайшему умственному благу.

 

Философия Платона. Кратко. Слушать аудиокнигу

 

Платон о диалектическом методе философского познания

Подобно Сократу, Платон считает, что повседневные впечатления дают нам искажённый образ реальности. Наивно-непосредственное познание ошибочно. Прояснить его можно лишь путём усиленного размышления и применения философской диалектики, которая учит анализировать, связывать, классифицировать сбивчивые чувственные впечатления, получая из их беспорядочной массы общее понятие – и, наоборот, из общего понятия выводить идеи о родах, видах и единичных предметах. (См. также Учение Платона о познании.)

 

Мир вещей и мир идей у Платона ­– кратко

Помимо восприятия чувственных, материальных вещей, мы имеем представление об общих, отвлечённых понятиях – идеях. Согласно философии Платона, идея – это то одинаковое, что встречается хотя бы в двух разных вещах. Но никто не может познавать несуществующего – следовательно, идеи реально существуют, хотя мы и не ощущаем их, как чувственные предметы.

 

Великий греческий философ Платон

 

Более того – лишь мир умопостигаемых идей истинно существует, а чувственный мир вещей является только его бледным призраком. Ни один чувственный предмет не способен быть полным проявлением хотя бы одной идеи, воплотить её в себе целиком. В мире вещей истинные сущности скрыты и искажены покровом бесформенной, бескачественной материи. Вещи – не более чем слабое подобие идей – и, значит, они не являются истинным бытием.

Учитель Платона, Сократ

Автор фото — Eric Gaba

 

Устройство вселенной по Платону

В философских представлениях Платона о космосе и вселенной чувствуется сильное влияние мифологии – возможно, даже восточных традиций, воспринятых им во время его многолетних путешествий. Бог – зодчий вселенной – при её создании соединил в ней идеи с вещественной материей. Сущность универсума подобна человеческой: он имеет разумную душу и является личностью. «Зодчий мира» распределил материю на пять стихий и дал Вселенной форму той геометрической фигуры, в которую можно заключить (вписать) все остальные – шара. Это шар внутри состоит из концентрических сфер, по которым движутся планеты и небесные светила. Закономерный, а не произвольный характер движения этих светил служит, по мысли Платона, лучшим доказательством того, что космос управляется разумной волей — мировой душой. (См. статью Платон о мироздании.)

От разума неотделимы идеи красоты и гармонии. Расстояния между орбитами планет соответствуют первым трем числам, их квадратам и кубам: 1, 2, 3, 4, 8, 9, 27. Если дополнить ряд этих цифр вставкой между ними пропорциональных чисел, получатся математическая последовательность, соответствующая отношениям между тонами лиры. Отсюда Платон утверждает, что вращение небесных сфер создаёт музыкальную гармонию («гармония сфер»).

Но так как во вселенной соединены идеальное и материальное начала, она управляется не одним разумом, а и второй – инертной, слепой и косной – силой: законом необходимости, который Платон образно именует роком. Движения планет в направлении, противоположном движению звездного неба, доказывают, то, что во вселенной действуют силы, противоположные одна другой. При создании Вселенной разум преобладал над законом материальной необходимости, но в некоторые периоды злой рок может достигать преобладания над разумом. Бог, изначально вложив в мир ум, затем предоставляет вселенной свободу и лишь временами проявляет о ней заботу, восстанавливая в космосе разумное устройство и не давая ему соскользнуть в полный хаос.

Учение Платона о душе – кратко

Платоновское учение о душе изложено в диалогах «Тимей» и «Федр». По мнению Платона, душа человека бессмертна. Все души созданы Творцом в момент создания вселенной. Их число равняется числу небесных светил, так что на каждую душу приходится по одной звезде, которая охраняет душу в земной жизни, после соединения с телом. До начала земного существования души посещают мир чистых идей, расположенный выше звёздного неба. В зависимости от воспоминаний, сохраняемых от этого душой, она потом избирает себе тело и образ земной жизни. После смерти душа подвергается суду: праведники попадают на небо, а грешники – под землю. Через тысячу лет душе вновь предстоит избрать себе материальное тело. Души, которые три раза подряд выбирают образ жизни философов, прекращают дальнейшие перерождения и погружаются в божественное спокойствие. Все остальные переселяются по земным телам (иногда даже и не человеческим) десять тысяч лет.

Платон полагает, что человеческая душа состоит из трех частей. Одна из них, разумная, помещается в голове. Две другие части души неразумны. Одна из них благородна – это воля, живущая в груди и находящаяся в союзе с разумом. Другая неблагородна – это расположенные в желудке чувственные страсти и низшие инстинкты. У каждого из народов преобладает одна из частей души: разум – у греков, мужество – у северных варваров, влечение к низкой корысти – у финикиян и египтян.

Находясь в теле под владычеством чувственности, душа не имела бы пути к возвращению в мир идей, если бы мир явлений не имел в себе свойства, оживляющего в душе воспоминания об идеальном мире. Это – красота, возбуждающая в душе любовь. В философии Платона любовь ценится тем больше, чем полнее она освобождена от грубо-чувственных влечений. Такая любовь и получила с тех пор название «платонической».

 

Учение Платона о государстве – кратко

На  вышеизложенных представлениях о трёх частях души основана государственная философия Платона. Каждой из этих трёх частей следует стремиться к собственной добродетели. Добродетель разума – мудрость, добродетель воли – мужество, добродетель чувства – воздержность. Из гармонии этих трёх качеств возникает наивысшая форма блага – справедливость. Подобно частям человеческой души и соответственно им, идеальное государство должно состоять из трёх, обособленных друг от друга по типу замкнутых каст, сословий: правителей-мудрецов, подчинённых им воинов и низшего, трудящегося класса. Каждое из них имеет свою особую общественную цель.

Идеальный город. Картина, приписываемая Пьеро делла Франческа или одному из его учеников и навеянная мотивами идеального государства Платона

Источник изображения

 

«Справедливость, – говорит Платон, – водворится только тогда, когда философы станут царями или цари философами». Высший, правящий класс, по его мнению, должен с малолетства получать от государства философское образование и воспитание. Поэтов, художников и вообще все произведения умственного творчества следует подчинить строгому правительственному надзору, чтобы в обществе распространялись лишь благородные, полезные произведения, полные добрых нравственных примеров. Не только политическая, но и личная каждого гражданина должна всецело регулироваться государством – вплоть до установления коммунистической общности имуществ и женщин.

Нормальная семья в идеальной республике Платона отменяется. Сношения между полами тоже регулируются государством. Дети сразу после рождения передаются в общественные воспитательные дома, так что они не знают своих родителей, а взрослые – тех, кого они родили. Материальные блага, выработанные низшим, трудящимся классом, распределяются под государственным контролем. В общем, политическая философия Платона ратует за всецелое порабощение всякого индивида обществом – так, чтобы он служил только коллективным, а не своим личным интересам.

 

© Авторское право на эту статью принадлежит владельцу сайта «Русская историческая библиотека». Любые виды её копирования и воспроизведения без разрешения правообладателя запрещены!

Более подробные статьи о взглядах Платона на отдельные вопросы философии — см. ниже, в блоке «Ещё по теме…»

Читайте также статьи Философия Иоанна Скота Эриугены, Философия Фомы Аквинского — кратко, Философия Джордано Бруно, Томмазо Кампанелла, Якоб Бёме, Философия Фрэнсиса Бэкона – кратко, Философия Декарта – кратко, Философия Паскаля – кратко, Философия Спинозы – кратко, Философия Томаса Гоббса – кратко, Джон Локк – кратко, Философия Лейбница – кратко, Философия Беркли – кратко, Философия Просвещения — кратко, Философия Канта – кратко, Философия Фихте – кратко, Философия Шеллинга – кратко, Философия Гегеля — кратко, Философия Шопенгауэра – кратко, Философия Фейербаха – кратко, Философия Огюста Конта – кратко, Философия Ницше – кратко

Древнереческий философ Платон: учение и вклад в науку, труды, изречения

Что вам известно о Платоне? У большинства из нас его имя связывается с диалогами о Сократе. Еще могут вспомнить «платоническую любовь», и что он был идеалистом.

Сначала я кратко расскажу основные события его жизни. А потом — о его учениях и наследии.

Платон был учеником Сократа и основоположником античного идеализма.

Родился в 428 году до н.э. И прожил 84 года. Продолжая творить и работать до последних дней. Происходил из родовитой афинской знати. И по материнской лини был потомком самого Солона в шестом колене. А как говорят о самом Солоне — так тот возводил свой род к богу Посейдону. Как видите, философы скромностью не отличались. Ведь и Пифагор говорил о том, что он произошел от бога Гермеса, а истину речет как сама пифия.

В детстве Платон обучался различным наукам, в том числе гимнастике у знаменитого борца. И от него же и получил свое имя Платон, что означает «широкий» за свое крепкое телосложение. Но некоторые полагают, что так он был прозван за широту своего ума. А некоторые — за широкий лоб.

Очевидцы рассказывают, что голос у него был слабый. И в юности он производил впечатление застенчивого юноши настолько, что никто не слышал как он смеялся в полный голос.

Кстати, из юности и детства многих философов мы знаем, что они вовсе не были избавлены от невротизма! Но в ходе своей жизни с помощью упорства характера смогли преодолеть его и достичь огромных высот. По-моему, это очень окрыляет каждого к работе над собой. Так, например, история Демосфена, самого знаменитого до сих пор оратора мира, что он был не только страшно застенчивым, но и страдал сильным дефектом речи!

Вернемся к Платону. В юности он увлекался поэзией, и даже сам сочинял трагедии, которые сжег после знакомства с Сократом (!!!). Говорят, было это так: Платон готовился выступить с трагедией собственного сочинения на состязаниях перед

Дионисовым театром*. Но услышал беседу Сократа с кем-то, и сжег свои стихи с такими словами: «Бог огня, поспеши: ты надобен нынче Платону!». С этих пор (а ему тогда было 20 лет) он стал неизменным слушателем Сократа, пока того не казнили.

Когда пала власть олигархов («тирания тридцати»), он решил посвятить себя политической деятельности, но после суда над Сократом отказался от этого. И вместе с другими учениками Сократа покинул Афины.

Сначала Платон путешествовал по Элладе, потом поехал в Италию и Сицилию (тогда они были разными государствами). А оттуда в Африку (Египет и Кирена) с целью обучения у лучших учителей мира вершинам знаний.

Кстати, почти все философы с юности тратили свои накопления или наследства только с этой целью. А не так ли следует и поступать нам, инвестируя свои средства в самое дорогое, что у нас есть, в себя?

В Италии Платон заинтересовался учением пифогорейцев о божественности души и о ее переселениях в различные тела после утраты очередной смертной оболочки.

Платон так же, как и многие другие философы, в том числе Сократ, был исправным гражданином и трижды участвовал в военных походах, где кстати и отличился боевой славой.

Немного его политической и общественной деятельности. Она была как и у многих скандальна. Чем может вызвать философ гнев правителей? Независимостью своего мнения. Так вот эта участь не избежала и Платона. Когда он был у Правителя Сиракуз*, то оскорбил его своими рассуждения о политической власти. А именно, он сказал, что «не все то к лучшему, что на пользу лишь тиранну, если тиранн не отличается добродетелью». В гневе правитель воскликнул: «Ты болтаешь как старик!». «А ты — как тиранн» — ответил Платон. Что было дальше? Правитель поначалу хотел его казнить. Но его отговорили, и тот продал его в рабство. Платона вывезли на продажу, но предварительно он попал на суд за прегрешение которое приписал ему разгневанный правитель. Но когда кто-то в шутку сказал, что он — философ, суд оправдал его. Выкупил его из рабства один из друзей. А другой купил ему садик с землей на которой в последствии основал он свои Академии.

А не так ли поступают современные чиновники и руководители крупных корпораций с теми, кто смеет мыслить иначе их самих? Тем самым, лишая себя и бизнес идей, которые могут принести великую прибыль.

На этом отношения Платона с правительством Сиракуз не окончились. В 366 году умирает этот правитель Сиракуз. И, узнав об этом, Платон не оставив идеи политической деятельности, и создания идеального государства, отправляется туда, надеясь убедить нового правителя перестроить государство на основе его социальных теорий. Кстати, один из диалогов Платона называется “Государство”. Как вы думаете, новый правитель внял его теориям и доводам?Конечно нет. Их сочли оторванными от жизни. А прошла ли безнаказанной эта инициатива у нового правителя? Нет! Ведь даже Платон, будучи философом, нарушил Закон Жизни — проявил инициативу! Тогда как надо было просто развивать свои идеи и дождаться, пока сами правители придут к нему за помощью. За это Платон тоже чуть было не попал опять в беду. Но другой философ, кстати, придерживающийся иного направления взглядов, написал новому правителю такое письмо:

“Все мы, любя Платона, посылаем тебе посыльного, чтобы увести его от тебя по нашему прежнему соглашению.

Мы советуем тебе припомнить с какой настойчивостью ты всех нас убеждал устроить его приезд и позаботиться о его безопасности здесь и на обратном пути, равно как и о многом другом. Припомни так же, что прибытие его ты почитал за честь, что любил ты его потом как никого иного. И поэтому, если у вас что не заладилось, останься человеком и верни его нам невредимого. Этим ты сделаешь справедливое дело и обяжешь нас благодарностью”.

Мне кажется, что все эти подробности из жизни великих людей очень интересны. В них мы можем черпать образцы не только как нам поступать в трудных ситуациях, но и как писать отдельные судьбоносные письма.

*Сиракузы — город-государство, с именем которого чаще всего связывают имя Архимеда. Закон Архимеда из школьных уроков в шутку у нас звучал так: “Тело, втиснутое в воду, выпирает на свободу с весом выпертой воды, телом втиснутым туды”. Когда Архимед, сидя в ванной, открыл этот закон, то его радость настолько зашкалила, что он с криком «Эврика!» побежал голым по улицам своего города.

Архимед тоже погиб классически для философа. Он сидел на берегу моря и с увлечением чертил геометрические фигуры. И понятия не имел о том, что в его государстве оказывается идет война. И вдруг изображение на песке ему заслонила чья-то тень. Это к нему подошел воин одной из сторон. Архимед был очень сосредоточен на своем занятии, и с раздражением попросил отойти того. И что? Воин оскорбился — и зарубил великого ученого. Кстати, подобная смерть постигла и Аристотеля, и чуть не постигла Диогена Синопского и Платона, о чем мы уже упомянули. А один из философов в ответ на речь правителя, который разгневался на того за непочтительные речи и пообещал казнить его, ответил: «А я и не говорил, что я бессмертен».

Но как и водится, в любой профессиональной тусовке (и философы этого не избежали) есть и зависть и ревность и насмешки. Многие философы насмехались над Платоном, а поэты высмеивали его учение. Например:

  • Пустое! За Платоном вслед побегай-ка. Познаешь суть и в чесноке и в щелоке.
  • Ах, Платон-Платон! Ведь только ты и знаешь что угрюмиться, и брови гнуть, улитки наподобие.
  • Наедине с Платоном празднословить ли…

Про его сексуальную жизни я нашла мало. О браке — сведений вообще не нашла никаких. А о сексе — говорят он был влюблен в различных и юношей и женщин. В том числе своего ученика Федра, одноименный диалог которого существует. И какую-то Ксантиппу. Достаточно распространена такая философская шутка: когда кто-то пришел к Сократу со словами, не хочет ли тот, услышать интересную новость. Сократ спросил гостя: «Скажи, эта новость достоверна? — Нет. А несет ли она для меня какую-то пользу? — нет. — а не причинит ли она кому-то какого-то зла? — нет. — Ну тогда я не хочу ее знать». Так Сократ не узнал, что его ученик Платон переспал с его женой Ксантиппой. Но та ли это Ксантиппа, что у Сократа — я не знаю. Все эти истории — перемешаны наполовину мифами, и на треть выдумками, каждая из которых несет глубокий философский смысл.

В начале 80-хх годов Платон вернулся в Афины. И как-то гулял в роще древнего догреческого бога Академа. И в этой роще начались его регулярные встречи со слушателями. Затем он купил весь участок, расположенным там же гимнасием. (Гимнасиями

называли учебные учреждения для подростков, в которых основным предметом была гимнастика! Вот как Греки чтили физическую культуру). Эту территорию вместе со своей школой Платон назвал Академией.

И когда политические планы Платона окончательно не сбылись, он вернулся в Афины и посвятил последние 10 лет жизни литературным и педагогическим занятиям в Академии.

Некоторые занятные сведения о его жизни:

  • Одного из свои друзей он попросил выпороть раба со словами, что он не может сделать этого сам, т.к. находится в гневе. А кому-то из рабов сказал: “не будь я в гневе — выпорол бы тебя!”
  • на вопрос будут ли писать о нем в записках он сказал: «Было бы доброе имя, а записок найдется довольно!»
  • когда он увидел одного человека за игрой в кости, он укорил его.
    Тот ответил: «Ну это же — мелочь!», на что Платон сказал, что привычка — не мелочь.
  • Так же к его фразам приписывают, что слаще всего слышать истину. А кто-то , что не слышать, а говорить.

Ну а теперь подробнее о его творчестве и наследии.

Начнем с диалога «Государство», раз уж я его упомянула. Платон, конечно же, был идеологом аристократической верхушки афинского государства, ведь он и сам происходил из них! А позже на 2000 лет Карл Маркс скажет: «Бытие определяет сознание».

Диалог «Государство» начинается рассказом Сократа и переходит в спор о наилучшем государственном устройстве. Платон считает, что в идеальном государстве, где в соответствии с принципами Сократа у власти находятся «лучшие», все население должно быть разделено на 3 категории.

  1. Правители,
  2. Воины
  3. И трудящиеся.

Как вы думаете — какой ключевой принцип считает Платон должен соблюдаться в идеальном государстве? … Каждая из государственных групп должна быть занята только своим делом!!!

Именно этот принцип М. Литвак вывел как основной, в своем определении профессионала.

  • Профессионализм — это понимание меры своей компетентности.

Все 12 психологических признаков профессионала приведены в статье М.Литвака в нашей с ним совместной книге «Как найти хорошего начальника и хорошего подчиненного»

Вернемся к идеальному устройству государства от Платона. Вот некоторые признаки его:

  • правители управляют государством, руководствуясь мудростью и разумом,
  • воины охраняют его неприкосновенность, обладая мужеством и твердостью,
  • а трудящиеся, ремесленники и земледельцы заботятся о поддержании материального благополучия, сохраняя благоразумие и умеренность.

Как вы думаете, все ли эти категории он считал равноправными?… Нет. Первые две категории он считал привилегированными. Но правителей он считал людьми с врожденными способностями. И считал, что они должны проходить длительный путь самоусовершенствования, который может быть завершен избранием на ключевую должность не ранее 50 лет!!!!

Посмотрите! А нет ли аналогии с нашей действительностью? Чей дар в психологии считается самым редким среди специальностей и самым сложным?Дар руководителя и организатора. Только 5% от природы наделены эти даром. Тогда как с точки зрения приобретения управленческого навыка — его может каждый приобрести в определенном объеме. А вот объем и скорость его приобретения как раз и будут зависеть от способностей. Кстати, первую офицерскую должность в Спарте и давали именно в возрасте 50 лет.

На современном рынке труда, человек тоже достигает зрелых управленческих качеств не ранее 40 лет! Хотя гениальные исключения из правил были всегда: и Александр Македонский, в 20 лет завоевавший весь мир, и 26-летний Ростовский управленец Попандопуло, поднявший когда-то из бедственного положения наш «Ростсельмаш».

По представлениям Платона есть люди у которых наследственные преимущества, согласно которым они достойны перейти в в ряды правителей.

Платон для правителей устанавливает строго регламентированную систему обучения: арифметика, геометрия, астрономия, диалектика, т.е. Умение в споре отстаивать истину. (Для сравнения можно вспомнить иллюстрации из новостей о современных руководителях).

Ну и о его направлении в философии как идеализм. Кстати, как вы его понимаете?

В словаре Ожегова от 1986 года, определение идеализму такое: «Враждебное материализму, связанное с религией и идеологией реакционных классов философское направление. Оно ложно считает основой всего существующего сознание, дух, идею, а не материю».

В словаре Даля идеализм имеет несколько менее политизированную советскую окраску: «Философия, основанная не на явлениях вещественного мира, а духовного или умственного».

Здесь несколько трудное место. Я его пыталась понять с нескольких попыток. Попытаюсь донести. В конце этого диалога Платон противопоставляет чувственный мир вещей миру идей. Он рисует такой образ. Высшее благо он сравнивает с солнцем. Лучи этого солнца проникают в пещеру. Спиной к этой пещере сидят узники, и эти лучи позволяют им видеть на гладкой стене перед собой лишь тени и неясные отблески всего, что находится вне пещеры. Но эти узники считают, что реальность — это как раз эти тени, а все что происходит вне пещеры — нереально.

Кстати, т.к. Платон признает чувственный мир нереальным — он выступает убежденным противником искусства. Он решительно изгоняет его из своего государства. И жителям его государства разрешено петь одни лишь гимны, которые облагораживают и очищают душу.

А что же было с идеалистическим учением Платона в советские времена? Оно нещадно подверглось критике. В том числе К.Марксом. Но еще раньше его подверг критике его ученик Аристотель. До которого мы с вами и добрались.

Сократ

Диоген

Изучение непреходящего вклада Платона в философию

«Я самый мудрый человек на свете, потому что я знаю одно, а именно то, что я ничего не знаю».

Для человека, который ничего не знал, Платон определенно дал миру много знаний. Платон считается одним из основоположников западной философии, науки и религии, и его работы, наряду с работами Сократа, его учителя, и Аристотеля, его ученика, сохраняют актуальность почти два с половиной тысячелетия после они были впервые задокументированы. Родившийся в Афинах, Греция, в пятом веке до нашей эры, Платон был одним из первых авторов, внесших вклад в области политики, образования, литературы, этики, справедливости, добродетели и многого другого, кроме того, с философской точки зрения. Именно на его работах философы, сменившие его, построили свои обширные и разнообразные теории и идеалы. Альфред Уайтхед, титулованный английский философ, однажды заметил, что «самая надежная общая характеристика европейской философской традиции состоит в том, что она состоит из ряда сносок к Платону». Здесь мы рассмотрим некоторые из величайших теорий и идей Платона, которые до сих пор являются предметом пристального изучения во всем мире.

Изображение предоставлено Shutterstock

Теория форм

Платон в диалоге Сократа бросил вызов представлению о том, что реально, а что нет. Теория Форм — это вера в то, что материальный мир, каким он кажется, является лишь образом или копией «реального» мира. В трудах Платона Сократ утверждает, что «истинная реальность» недоступна для наблюдения теми, кто воспринимает мир своими основными чувствами и верит, что обязательно существуют только осязаемые объекты. В качестве решения этой дилеммы Платон постулировал, что нефизические, но субстанциальные формы (или идеи) являются наиболее точным представлением реальности. Этот платоновский реализм признает два мира: один — видимый мир, который постоянно находится в движении, а другой — жесткий и невидимый мир форм, который может быть ответственным за изменения в видимом мире.

Платоническая эпистемология

Эпистемология, теория познания, является одним из важнейших предметов философии, и утверждение Платона о том, что «знание есть обоснованная истинная вера», породило почти все будущие разработки в этой области. Платон считал, что мнение происходит из бурлящего мира чувственного восприятия и, следовательно, никогда не может считаться достоверным, тогда как истинное знание происходит из мира вневременных Форм. Опираясь на теорию форм , Платон утверждал, что истинное знание заложено в душе человека и окутано его восприятием действительности. В своей широко обсуждаемой «доктрине воспоминаний» Платон утверждает, что душа когда-то жила в истинной реальности, где она обладала всем знанием, но забыла о нем, как только поселилась в человеческом теле. Так, Платон говорит, что «изучение» новых Форм (идей) — это просто воспоминание о том, что мы когда-то знали.

Справедливость

Республика , диалог Сократа, в котором в первую очередь исследуется концепция справедливости, является самой известной работой Платона и считается одной из самых влиятельных работ по философии и политике в мире. Через письменную беседу между шестью людьми Платон пытается установить в философском смысле идеальное государство ( Республика ), который послужил бы образцом для всех существующих и возникающих обществ. Он говорит, что хорошей общиной является та, которая придерживается четырех основных греческих добродетелей: мудрости, мужества, умеренности и справедливости. Среди них, рассуждает Платон, справедливость является наиболее важной.

Трактат начинается с вопроса «Что такое справедливость?», а затем переходит к исследованию примеров справедливых действий или справедливых людей и того, как справедливость может быть обеспечена с помощью политики. Платон утверждал, что люди справедливы, если они выполняют свои предписанные природой обязанности, не мешая деятельности других. Для этого он разделил общество на три класса: Продуктивные (Рабочие), Защитные (Воины или Хранители) и Управляющие (Правители или Короли-Философы). Платон говорил, что только путем специализации в одной из этих обязанностей может быть стерта разобщенность между людьми и установлено справедливое государство.

Теория образования

Платон признает образование самым важным для создания идеального государства после справедливости. Он теоретизирует, что только будучи образованным, человек может реализовать свою функцию в обществе и внести свой вклад в хорошо функционирующее общество. Опираясь на свою теорию эпистемологии, Платон утверждает, что главная цель образования состоит в том, чтобы выявить истины, дремлющие в наших душах. Он был сторонником контролируемого государством обязательного образования и ярым противником принудительного обучения. В Республика , Платон пишет: «Вот каким должно быть образование — искусством ориентации. Педагоги должны разработать самые простые и наиболее эффективные методы изменения сознания. Это не должно быть искусством вживления зрения в орган, а должно действовать с пониманием того, что орган уже имеет возможности, но неправильно выровнен и обращен не в ту сторону».

Вклад Платона в философию заложил основу, которая пережила пески времени и сохраняет актуальность даже сегодня — достижение, которым могут похвастаться немногие философы. Изобретатель письменного диалога и диалектических форм в философии, основатель первого в западном мире высшего учебного заведения, Платон оставил поистине неизгладимый след в мировой истории.

12 лучших произведений Платона

Афинский логик Платон (ок. 428–347 до н. э.) — выдающийся представитель древнегреческих философов, и его идеи легли в основу многих западных идеологий.

Он был учеником Сократа и воплотил многие учения Сократа в своей работе. Он основал Академию, которая считалась первым в мире колледжем, и в ней он обучал своего самого выдающегося ученика, Аристотеля.

Платона интересовали отношения между искусственными и естественными структурами и их влияние на людей и общество.

В своей книге «Республика» он исследует значение справедливости и задает вопрос: счастливее ли справедливый человек, чем несправедливый?

Здесь мы перечислили 12 лучших вкладов Платона:

1. Основание первого университета в Европе

В 399 г. до н.э., после того как Сократа приговорили к смерти, Платон покинул Афины. Считается, что в этот период он много путешествовал и вернулся 12 лет спустя, в 387 г. до н.э. Нет никаких записей о точном времени основания школы Платона, но исследования показывают, что это было примерно в середине 380-х годов до нашей эры.

Академия или Академия была основана за чертой города старых Афин и предлагала широкий спектр предметов, преподаваемых экспертами в своей области. Академия считалась главным колледжем в Европе и привлекала таких ученых, как Евдокс Книдский и Теэтет, оба математика, и Аристотеля, философа.

Платон знал, что такое учреждение будет способствовать социальному прогрессу и все более стабильному правительству, и он руководил Академией до своей смерти в 347 г. до н.э. Академия была разрушена в 86 г. до н.э. после нападения на Афины римского деспота Суллы. Почти через 500 лет после этого, в 410 году нашей эры, была построена отреставрированная неоплатоническая академия, которая до 529 года была центром неоплатонизма.когда он был закрыт христианским императором Юстинианом I, считавшим, что он основан на агностицизме.

2. Понимание философских учений Сократа

Сократ считается одним из основателей западной философии. Несмотря на то, что Сократ пользовался большим уважением в свое время, он не записал ни одного из своих уроков, а его идеи известны только по трудам его современников, таких как Антисфен и Аристипп, или его учеников, таких как Ксенофонт и Платон.

«Обмены» или ранние сочинения Платона, по-видимому, были получены непосредственно от Сократа. Учитель Платона Сократ по большей части является центральным персонажем в этих произведениях, а сюжеты обычно вращаются вокруг диалогов Сократа. Самым известным из сократовских диалогов является «Апология», в котором персонаж Сократа защищает свои идеи от обвинений афинского суда.

3. Теория форм

Идея структуры является ключевой для философии Платона и может быть напрямую связана с учением Сократа. Идея состоит в том, что нефизические формы, или идеи, являются наиболее точной реальностью, а чудеса физического мира являются несовершенным отражением идеальной, совершенной модели, существующей вне реальности.

В своей работе «Государство» Платон демонстрирует эту теорию форм в представлении под названием «Аллегория пещеры».

4. Эпистемология или теория познания

Платон считал, что подлинное знание можно получить из более широкой вселенной. Например, в своем сократическом обмене «Менон» Платон объясняет, как ребенок может открывать математические теории без предварительного знания мира, делая логические выводы, задавая вопросы и рассматривая альтернативные ответы.

Платон утверждал, что это стало возможным благодаря памяти о прошлых жизнях или обучению путем изучения вместо восприятия. Он предположил, что знание неотъемлемо присутствует в духе человека и скрыто его взглядами и опытом реального мира.

5. Разделение труда

Платон признавал необходимость совместной работы людей в обществе для взаимной выгоды и выгоды. Он считал, что у всех разные навыки и качества, и их можно комбинировать для удовлетворения потребностей всего общества.

Он заявил, что людей можно разделить на три основных типа:

  1. Те, кто занимается производством вещей, такие как фермеры, торговцы и ремесленники. Говорят, что эти люди олицетворяли «голодный» элемент духа.
  2. Те, кто действовал как хранители и были озабочены защитой и элементом «души» духа. Говорят, что эти люди были смелыми, заслуживающими доверия и смелыми, например, военачальники.
  3. Те, кто был связан с элементом «разума» духа: правители или ученые, которые были умны, проницательны, контролировали себя и стремились к разуму и справедливости. Это считалось самой маленькой из трех групп.

6. Политика

Исходя из разделения труда и трех основных типов людей в обществе, Платон смог создать политическую и экономическую модель, которая работала на благо всех. В этом обществе люди могли бы работать вместе для взаимной выгоды, что, в свою очередь, привело бы к процветающей и процветающей политической и экономической структуре.

7. Платоническая любовь

В своем произведении «Симпозиум» Платон пытается объяснить обожание и совершенство. В этом философском произведении семь персонажей восхваляют Эрос, божественную силу привязанности и нужды.

Платон исследует различные точки зрения через этих персонажей. Характер Сократа говорит о том, что люди должны начинать с привязанности к конкретному человеку, что затем приводит к любви и восхищению их физическим и моральным совершенством. Следует также обожать человека за его знания и, наконец, лелеять и приветствовать его индивидуальность.

Говорят, что в этом заложены первые семена того, что мы знаем как платоническую любовь; своего рода страстное и потустороннее товарищество без сексуального элемента.

8. Мастерство и стих

Платон говорит, что поэзия вдохновляется мечтами и не проницательна. в «Федре» он благосклонно отзывается об этом и о других ощущениях, таких как опьянение, чувственность и воображение.

В «Государстве» Платон часто возражает против стихов Гомера, но в его «Ионе» характер Сократа не оставляет следов этой критики.

The Ion предполагает, что «Илиада» Гомера играла в древнегреческом мире ту же роль, что и Библия сегодня: она была вдохновлена ​​сверхъестественным, но по-прежнему выполняла функцию морального дискурса.

9. Целенаправленные анекдоты

Может показаться необычным, что Платон, приверженец Сократа и логический мыслитель, использует искусство рассказывания историй и мифов для объяснения своих идей. Тем не менее, он очень хорошо использовал это устройство.

Платон признавал, что фантазия часто зависит от логического мышления и может привести к ясному пониманию предмета. Он считал, что, хотя философский дискурс был ограничен лишь несколькими интеллектуалами, каждый мог понять эти аргументы, если они были представлены в виде историй. Платон основывал некоторые из своих фантазий на старых сказках, некоторые адаптировал, а некоторые сочинил сам.

10. Математика

Хотя Платона в основном считают философом, он также был одним из самых известных ученых Древней Греции. Вдохновленный Пифагором, он основал свою Академию в Афинах в 387 г. до н.э., где сосредоточился на науке как на методе исследования реального мира.

В частности, он был убежден, что геометрия — это способ понять вселенную. Вывеска над входом в Академию гласила: «Пусть сюда не входит никто, забывший геометрию».

Платон сыграл жизненно важную роль в поощрении греческой интеллигенции рассматривать науку как теорию. Его Академия преподавала арифметику как часть философии, как это делал Пифагор, и первые 10 лет курса в Академии включали изучение геометрии, астрономии и музыки.

Платона называют «создателем математиков», а его Академия может похвастаться самыми выдающимися математиками древнего мира, такими как Евдокс, Теэтет и Архит.

11. Исследование диалектики Платона

Платон был глубоко привержен логике и рассуждениям и использовал стратегию дискурса для исследования философских идей.

Большинство рассуждений Платона принимало форму диалогов между Сократом и различными другими персонажами. Эти персонажи спорят и не соглашаются друг с другом, и Платон использовал этот обмен различными точками зрения, чтобы настроить идеи и мысли друг против друга, позволяя лучшим идеям подняться на поверхность.

Этот метод гарантировал тщательное изучение каждой идеи и до сих пор используется в философских рассуждениях.

12. Законы и Тимей

В «Законах», последнем произведении Платона, философ возвращается к теме общества. В отличие от Республики, Законы меньше заботились об определении идеального государства и больше о планировании практической, хотя и несовершенной, системы правления.

Персонажи Законов беспокоятся об экспериментальных тонкостях государственного управления, формируя стандарты, отвечающие огромному количеству возможностей, которые могут возникнуть в «настоящей реальности» человеческих проблем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *