Витте экономическая политика: Реформы Витте: таблица, описание, псследствия

С.Ю. Витте и управление народным хозяйством

Из истории управления

ВАДИМ МАРШЕВ
профессор МГУ им. М.В.Ломоносова


Яркой фигурой, стоявшей во главе системы государственного управления хозяйством в России, был Сергей Юльевич Витте (1849 — 1915). Начав службу после окончания физико-математического факультета Новороссийского университета (г.Одесса) с должности кассира на Одесской казенной железной дороге, он вырос до ее начальника, а потом министра путей сообщения, министра финансов и председателя Совета министров. Свою карьеру С.Витте закончил членом Государственного совета (1906-1915 гг.).

За 17 лет (с 1889 по 1906 г.) пребывания на руководящих государственных должностях С.Витте подготовил и реализовал более 10 крупных народнохозяйственых реформ, в результате которых Россия совершила скачок в своем экономическом и особенно промышленном переустройстве и развитии.


Экономическая политика С.Витте

Находясь на высших руководящих постах, С.Витте делал основной акцент в своей деятельности на усилении роли государства в управлении народным хозяйством, особенно в критических ситуациях. В целом его экономическая политика базировалась на двух важнейших элементах — протекционизме и привлечении иностранных капиталов.

Если первое не было оригинальным, а, по существу, продолжало идеи И.Вышнеградского1, то второе потребовало от С.Витте резких изменений во взглядах, чему способствовало успешное проведение разработанной им денежной реформы. Еще в 1893 г., уже будучи министром финансов (с 1892 по 1903 г.), он весьма осторожно отзывается о привлечении иностранных капиталов, высказывая опасение, что “русская предприимчивость”, несмотря на таможенное ограждение, может оказаться не в силах одолеть у себя соперничества “иностранной предприимчивости”. Но к концу 90-х годов С.

Витте начал выступать за интенсивное привлечение иностранных капиталов.

Основной идеей Витте было стремление приобщить Россию к мировому хозяйству, открыть широкие пути для промышленного развития страны, утвердить прочную денежную систему – залог привлечения к промышленной деятельности капиталов и расширения сферы кредитных отношений с Европой.


О развитии отечественной промышленности

В марте 1899 г. на совещании министров под председательством царя обсуждался доклад С.Витте “О необходимости установить и затем неуклонно придерживаться определенной программы торгово-промышленной политики империи”, содержавший его взгляды на перспективы экономического развития России. В докладе он утверждал, что упомянутая политика должна проводиться “по определенному плану, со строгой последовательностью и систематичностью”, ибо только благодаря этому может быть решена “коренная не только экономическая, но и политическая задача” – создание своей собственной национальной промышленности.

Не отрицая наличия у населения огромных финансовых трудностей, возникших в связи с введением таможенного тарифа 1891 г., и одновременно указывая на низкое качество отечественной продукции и общую слабую развитость национальной промышленности, С.Витте видел решение всех проблем в “капиталах, знаниях и предприимчивости”. Прежде всего — в капиталах, ибо без них “нет и знаний, и нет предприимчивости”. Россия бедна капиталами, следовательно надо искать их за границей. При этом он настаивал на сохранении таможенного тарифа 1891 г., а также на том, чтобы “по крайней мере до 1904 г.” не производилось никаких стеснений притоку иностранных капиталов.

К началу XX в. политика Витте приняла конкретный и целенаправленный характер — в течение примерно 10 лет догнать более развитые в промышленном отношении страны Европы, занять прочные позиции на рынках стран Ближнего, Среднего и Дальнего Востока. Средства предлагались те же — таможенная защита отечественной промышленности и поощрение вывоза; привлечение иностранных капиталов; накопление ресурсов с помощью косвенного налогообложения, казенной винной монополии и казенных железных дорог.

С.Витте критически оценивал достижения России, признавая ее земледельческой страной. В связи с этим он писал: “при сложившемся ныне строе политических и экономических международных отношений земледельческая страна, не имеющая своей собственной промышленности, достаточно развитой, чтобы удовлетворить главным потребностям населения продуктами отечественного труда, не может почитать свою мощь непоколебимой; без своей собственной промышленности она не может достигнуть настоящей экономической независимости, а опыт всех народов наглядно показывает, что только хозяйственно самостоятельные народы оказываются в силе проявлять в полной мере и свое политическое могущество. Англия, Германия, Соединенные Штаты прежде чем стать влиятельными державами в международной политике, напряженными усилиями и всесторонней системой мероприятий насаждали и развивали у себя промышленность”.

По мнению Н.Бунге2, ни один из министров финансов пореформенной России не пользовался так широко средствами государственного воздействия на экономику страны, как С. Витте. При этом он не пренебрегал опытом частного предпринимательства. Сказалось то, что на протяжении более 10 лет он практически реализовывал и оценивал возможности частного хозяйства, занимая различные руководящие должности в акционерном обществе юго-западных железных дорог. Будучи управляющим юго-западными дорогами С.Витте руководил 30-тысячным коллективом и вывел это частное хозяйство из убыточного в прибыльное.


О работе с персоналом

Уже там раскрылись его способности по работе с кадрами. Он сумел создать такое рабочее настроение и так умело подобрать людей, что дорога стала творить “чудеса”. Все ее служащие стояли друг за друга и готовы были сделать для дороги все возможное и невозможное. Причем стоило С.Витте в каком угодно ведомстве встретить мало-мальски выдающегося человека, как он немедленно устраивал его у себя. Заняв высшую государственную должность, он использовал свои знания и опыт (и прежде всего опыт работы с людьми), чтобы сделать казенное железнодорожное хозяйство страны прибыльным.

С.Витте с первых же дней своей деятельности в качестве министра путей сообщения, а вскоре и министра финансов стал привлекать в качестве сотрудников известных ему специалистов из частного сектора, формируя, как теперь модно выражаться, команду специалистов и руководителей. Приходилось  преодолевать устоявшиеся бюрократические каноны системы чинопроизводства. Благо, что в 80-х годах в России серьезно обсуждался вопрос об ее отмене, высказывались отрицательные оценки этой системы, порождавшей массовую “узаконенную” некомпетентность и в итоге сковывавшей развитие производительных сил страны.

В ту пору ряд ведомств в интересах привлечения специалистов начали пополняться лицами, переходящими с частной службы на государственную, а следовательно, либо не имевшими чинов, либо находившимися в чинах, не соответствующих занимаемому положению. В этом вопросе С.Витте имел и  личный опыт. Будучи управляющим юго-западными дорогами в момент назначения директором департамента железнодорожных дел министерства финансов он имел чин всего лишь IX класса (титулярного советника), а получил сразу чин IV класса (действительного статского советника).

Правда, этот случай был уникальным, сугубо персонифицированным, поскольку перевод был осуществлен по решению Александра III.

В связи с острой потребностью в профессионалах и компетентных кадрах по инициативе С.Витте были изданы законы, устанавливавшие вопреки “Уставу о службе гражданской” новые правила определения на государственную службу лиц ведомства министерства финансов, что позволило ему на законном основании реализовывать свою кадровую политику. Так, он пригласил на службу специалистов в области тарифного дела преимущественно из управления юго-западных дорог, часто не имевших никаких чинов и даже прав на вступление на государственную службу.

По оценкам современников и исследователей, такой метод подбора чиновников явился успешной и к тому же, по всей вероятности, первой в истории российской бюрократии попыткой введения в состав среднего чиновничества служащих предпринимательских организаций.

Став министром финансов, С.Витте в конце 1894 г. внес представление в Госсовет, испрашивая разрешения на прием в должности всех ведомств министерства до V класса включительно  (чин статского советника) лиц, не имевших права на определение на службу, но при условии наличия у них высшего образования. Это способствовало значительному увеличению в составе государственных учреждений людей с высшим образованием — с 1893 по 1896 г. их число возросло на 64% при общем увеличении штата на 6%. Оценивая кадровую политику и реальные мероприятия С.Витте, не надо забывать, что все они проводились с целью сделать вмешательство государства в экономическую жизнь страны более эффективным.

Вот как С.Витте сам оценивает свои качества руководителя: “Я имел счастье вообще, где бы я ни служил, приглашать талантливых сотрудников, что, по моему мнению, составляет одно из самых главных и необходимых достоинств администраторов по крупным делам, а по государственным в особенности. Лица, которые не умеют выбирать людей, не имеют нюха к людям, которые не могут оценить их способностей и недостатков, мне кажется, не могли бы быть хорошими администраторами и управлять большим делом. Что касается меня, то я могу сказать, что у меня этот нюх, может быть природный, очень развит. Я всегда умел выбирать людей, и какую бы должность я ни занимал, и где бы я ни был, везде являлась крупная плеяда талантливых и способных работников.

Так было на юго-западных  железных дорогах. Особенно же это проявилось на более обширном поприще моей деятельности, т.е. когда я был министром финансов в течение 10,5 лет. Все последующие министры финансов, бывшие после меня, как-то Плеске, Шипов, Коковцов
3
– все это бывшие мои сотрудники, которых я, так сказать, вытащил. Также среди членов Государственного совета есть целая серия членов, которые прежде были моими сотрудниками на различных поприщах. В настоящее время главные посты министерства финансов все заняты бывшими моими сотрудниками, а также это можно сказать и относительно частных обществ”.


О подготовке кадров

Значительны заслуги С.Витте и в создании системы коммерческого и технического образования. Это первостепенной государственной важности дело он сумел поставить на прочный фундамент, отстранив от него всякие следы “духовно-консерваторской опеки” и открыв широкий простор для частной инициативы. Только перечень открытых под эгидой департамента торговли министерства финансов учебных заведений показывает, как много он сделал для народного просвещения.

В начале С.Витте с целью инициирования активности российских промышленников и предпринимателей в учреждении и управлении коммерческими училищами провел через Госсовет Положение о коммерческом образовании. В результате представители частного бизнеса стали охотно давать на это деньги и за 4-5 лет практически без затрат государственных средств были открыты 73 коммерческих училища, реорганизовано Строгановское училище технического рисования и учреждено несколько промышленно-художественных училищ. В заслугу С.Витте нужно поставить и закон 1897 г. о сельских ремесленных учебных мастерских.

Развив сеть среднего коммерческого образования, С.Витте начал кампанию по учреждению первых в России  коммерческих и технических высших учебных заведений, “которые содержали бы в себе различные отделения человеческих знаний, но имели бы организацию не технических школ, а университетов”. Под его руководством был разработан и принят Госсоветом устав Санкт-Петербургского политехнического института, а затем открыты этот и еще два института (в Киеве и Варшаве).

Можно привести и другие примеры успехов С.Витте, но и эти примеры убедительно говорят о его выдающейся государственной экономической деятельности.


1И. Вышнеградский был министром финансов с 1887 по 1892 г.
2Н. Бунге был министром финансов с 1881 по 1886 г.
3Э. Плеске был министром финансов с 1903 по 1904 г., И. Шипов – с 1905 по 1906, В. Коковцов – с 1904 по 1905 г. и с 1906 по 1914 г.

Экономическая политика С.Ю. Витте и аграрная реформа П.А. Столыпина

29. Экономическая политика С.Ю. Витте и аграрная реформа П.А. Столыпина.

Промышленный подъем в России тесно связан с экономической политикой правительства и его главы С. Ю. Витте (1849—1915гг.). Он содействовал индустриальному развитию страны, но рассматри­вал этот фактор не как чисто технический, а как путь ее буржуазного прогресса, как важный преобразующий экономический фак­тор, как социальный инструмент стабилизации политической об­становки в стране.

Экономическая политика Витте не осталась без влияния «хозяи­на земли Русской» Николая II (1894—1918 гг.). Николай не проявлял склонности и желания разрешить накопившиеся за пре­дыдущие десятилетия проблемы.

Одной из составных частей экономической политики на рубеже веков стало установление высоких таможенных пошлин на ввози­мые в Россию товары и одновременно устранение препятствий на пути проникновения в страну иностранных капиталов. Введение «золотого стандарта», т. е. свободного размена рубля на золото, способствовало притоку денежных средств из-за рубежа. Главными вкладчиками были бан­ки и акционерные компании Великобритании, Франции, Германии и Бельгии.

По инициативе Витте была введена винная монополия, т. е. ис­ключительное право государства на продажу спиртных напитков. Она обеспечила основные поступления в госбюджет.

В то же время экономическая политика царского правитель­ства конца XIX — начала XX в. оставалась противоречивой. И про­грамме Витте, и самому курсу правительства не хватало сбалансированности между потребностями промышленности и сельского хозяйства. Эта несбалансированность явилась одной из причин эко­номического кризиса 1900—1903 гг., завершившего промышленный подъем 1895—1899 гг. Однако кризис выразился только в сниже­нии темпов прироста российской промышленности, а не в остановке ее поступательного развития.

В 1909—1913 гг. Россия пережила второй промышленный подъ­ем. Но российская промышленность не могла успешно конкурировать с промышленностью западных стран, а определенные успехи достигались больше за счет регулирующей роли государства.

Естественным продолжением правительственного курса в на­чале XX столетия явилась аграрная реформа П. А. Столыпина (1862—1911 гг), занимавшего пост председателя Совета Мини­стров в 1906—1911 гг.

Цель реформы: сохранение помещичьего землевладения, ускорение буржуазных изменений в сельском хозяйстве, воспитание в крестьянине чувство собственника, сняв тем самым социальную напряженность в деревне и создать там опору правительства – сельскую буржуазию.

Суть реформы:

  1. Указ от 9 ноября 1906г. разрешил выход крестьянину выход из общины, а закон от 14 июня 1910г. сделал выход обязательным.

  2. крестьянин мог объединить участки земли в единый отруб или выселиться на отдельный хутор

  3. создавался фонд из части казенных и императорских земель

  4. для покупки земли Крестьянский банк давал денежные ссуды

  5. правительство поощряло переселение крестьян за Урал, т.к. в центре России был “земельный голод”.

Составной частью аграрной реформы являлась переселенческая политика. С одной стороны, переселение в Сибирь и Казахстан позволяло уменьшить социальное напряжение в Европейской Рос­сии, с другой стороны, способствовало освоению малонаселенных пространств.

Реформа способствовала подъему экономики страны. Сельское хозяйство приобрело устойчивый характер. Увеличилась покупательная способность населения и валютные поступления, связанные с вывозом зерна.

На деле: 35% крестьян вышло из общины 10% завело хуторское хозяйство. 16% переселенцев вернулось в центральные районы и пополнили армию пролетариев. 20% крестьян, взявших ссуду разорились. Нужды крестьянина в земле не были удовлетворены. Реформа ускорила социальное расслоение – формирование сельской буржуазии и пролетариата.

Сергей Витте — «человек, отмеченный государственным призванием»

29 июня исполняется 171 год со дня рождения Сергея Витте, Министра путей сообщения, Министра финансов, Председателя Комитета Министров, Председателя Совета Министров — одного из крупнейших политическим и экономическим реформаторам России, ставшим своеобразным символом государственного строя своего времени.

Президентская библиотека предоставляет доступ к электронным копиям различных материалов XIX–XXI веков, освещающих жизнь и творчество известного деятеля: научные труды, оригинальные документы, редкие фотографии, воспоминания и письма самого Витте, которые доступны на портал учреждения.

Русский публицист Василий Водовозов в своем произведении «Граф С.Ю. Витте и император Николай II» (1922) говорится: «Витте родился в Тифлисе в 1849 году и провел свое детство на Кавказе. Его предки были голландцами, переселившимися в Прибалтику еще в шведскую эпоху; отец его был из Остейской губернии, хотя принадлежал к дворянству Псковской губ. Его мать, напротив, была русской; ее отцом был А. М. Фадеев, который одно время был саратовским вице-губернатором, а потом отправился служить на Кавказ…; мать ее была из рода князей Долгоруких».

Сергей экстерном сдал экзамен на курс гимназии и продолжил обучение в Одессе. Согласно «Энциклопедическому словарю» (1892 г.), «по окончании курса в Новороссийском университете со степенью кандидата физико-математических наук В. посвятил себя железнодорожной деятельности.

В 1879 г. Витте перешел на службу в Петербурге, затем в Киеве.В марте 1889 г. он был назначен начальником вновь образованного Департамента путей сообщения Министерства финансов. Витте, произведенный в статские советники, более чем в 10 раз потерял в годовом жалованье при переходе Чтобы частично компенсировать это, Александр III учредил Витте надбавку к жалованью из личных средств императора, а также назначил ему выплаты из казны — так называемые «столовые» и «квартиры».

По словам юриста и публициста Йозефа Гессена, автора «Вступительных замечаний» к «Воспоминаниям» (1923 г.), «…с самого начала своей государственной карьеры Витте привлекал к себе внимание своими незаурядными природными талантами. он занимал, делал заметным и везде оставлял яркий след своей активности и неутомимой инициативы. Поэтому в его карьере не было ничего случайного, он неуклонно поднимался, должен был рано или поздно достичь поста министра». Так и случилось. В феврале 189 г.2 он был назначен министром путей сообщения, а в августе того же года — министром финансов.

Необходимость обновления экономики России в конце XIX века была очевидна. Этой задачей занималось и Министерство финансов во главе с Сергеем Витте.

Он занимал этот пост 11 лет, потом последовали еще более почетные должности и назначения. В 1903 году Витте стал председателем Комитета министров, подписал Портсмутский мирный договор с Японией, за что Николай II пожаловал ему титул графа. С 19 октябряС 5 по апрель 1906 г. Витте был председателем реформированного Совета министров Российской империи. Однако придворные интриги и реакционность властей приводят к тому, что Витте фактически оказывается не у дел.

Витте активно способствовал развитию российской промышленности и экономики. Его политика ускорения экономического развития опиралась на привлечение иностранного капитала в промышленность, банки и государственные займы. Например, в 1894 и 1904 годах с Германией были заключены выгодные торговые соглашения. Витте был инициатором введения винной монополии, проведения денежной реформы, строительства Сибирской железной дороги. Во внутренней политике он придерживался консервативных взглядов и стремился к укреплению самодержавия, был сторонником жесткого подавления вооруженных восстаний против правительства, но для большей части дворянства и правящей бюрократии его позиция казалась слишком либеральной.

Несмотря на то, что, по мнению современного исследователя, историка Сергея Самонова, в автореферате диссертации «Министр финансов С.Ю. Витте и его политика в общественном мнении России (1892–1903 гг.)» (2008), «Реформы Витте привели к масштабным изменениям в социально-экономической структуре общества, повлияли на динамику развития производительных сил России. экономики, имело значительные политические последствия» он был вынужден уйти в отставку по собственному желанию в 1906 г.

«Витте был решительно всем не по нраву; отвергнутый властью, он был отвергнут обществом и оставлен всеми покинутым», — таково мнение юриста Василия Маклакова в его книге «Власть и общественность на закате старой России» (1936).

Сложное и неоднозначное отношение современников к личности и деятельности Сергея Витте не уменьшает значения и масштаба его роли в истории России. «Витте вкладывался в дела исторического значения не как случайная фигура, выпавшая счастливой судьбой, а как человек, отмеченный государственным призванием», — говорил в своей статье Петр Струве.

Сергей Витте скончался 13 марта (28 февраля по старому стилю) 1915 года в своем особняке на Каменноостровском проспекте в Петрограде. Похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.

Царские истоки коммунизма, IV

  • Государственная экономическая политика

    Коммунизм сделал экономическую роль Советского государства более когда-либо прежде в истории, но этатистская экономическая политика в России едва началась в 1917 году. Правительство в России всегда играло ведущую роль в экономике, и ни в одной европейской стране не было идей из laissez-faire менее влиятельный. Адам Смит нашел несколько последователи, такие как Шторх и Тургенев, которые выступали за свободную торговлю и отмена крепостного права; но они были вне мейнстрима русской экономической мысли.

    Безусловно, наиболее значительная экономическая роль российского государства вытекало из его фактического владения миллионами крепостных и земля, на которой они трудились. До отмены крепостного права в 1861 г., царю принадлежало более 1/3 населения (т. На приведенной ниже карте показан уровень крепостного права за год до указ 1861 г.).

    Большинство этих крепостных были сельскохозяйственными рабочими; но и правительство собственные заводы, шахты, леса и другие промышленные предприятия, и послал своих крепостных трудиться в них. Правительство поставило своих рабов работать на государственных шелковых фабриках, лесопилках, металлургических заводах, и так далее.

    В других случаях цари субсидировали индустриализацию путем давая бизнесменам несколько рабов: «За пустяковые суммы большие заводы со всеми их принадлежностями, в том числе деревни приписанных крестьян, были переданы этим фаворитам Корт» (Джеймс Мавор, 9 лет).0034 Экономическая история России ) Цари тщательно ранжировали своих последователей по рангу, давая каждому последующему уровень власти и авторитета над нижестоящими. Таким образом, российская экономика была прекрасным образцом меркантилизма , , кровосмесительный союз между правительством и юридически привилегированным деловые интересы.

    царский роль правительства в российской экономике принимала множество других форм. Его роль на рынке труда резко сократилась после отмены смертной казни. крепостного права при Александре II. Но другие сферы экономики оказались под более жестким государственным регулированием и вмешательство.

    • Протекционизм.

      Петр Великий установил 75-процентную пошлину на ввоз для защиты «детских промышленности» и получать дополнительные доходы. В то время как тарифы сократился после Французской революции, к середине Защита 19 века снова вернулась в моду. Серж де Витте, министр финансов с 1893 по 1903 год вел войну против иностранного импорта: «К 1894 году под руководством Витте Россия превратилась в протекционистская страна… Защита производителей и великих помещики, однако, стоили бедняку ​​и рабочему очень дорого: это было продемонстрировано в 1905 что розничная цена на хлопок а сахара в России было в два с половиной раза больше, чем в Германия, железо в четыре с половиной раза больше, и что угля в шесть раз больше» (Карлтон Хейс, , Политическая и социальная история современной Европы )

    • Промышленная политика.

      Когда Петр вступил на престол не было крупных заводов в России; когда он умер, было 233 государственных и частных завода. и литейные заводы. Эти учреждения были либо основаны государством и управлялись государственными чиновниками, либо они субсидировались государством.

      (Джеймс Мавор, Экономическая история России )

      Российское государство владело и субсидировало многие отрасли промышленности из времен Петра Великого и далее. Естественное продолжение эта политика во второй половине девятнадцатого века была направлена ​​на Правительство России приступит к строительству государственных железных дорог, Например, знаменитая Транссибирская магистраль. Правительство также купили частные железные дороги, когда они оказались нерентабельными, управляла системой государственных банков и многое другое.

    • Государственные монополии.

      Петр Великий создал многочисленные государственные монополии. смола, поташ, ревень, клей, соль, табак, водка, мел, деготь, рыба, карты, кости и даже гробы стали исключительной провинцией государственного производства. Монополизированные цены на товары обычно устанавливались в два-четыре раза выше их цен при бесплатном конкуренция. Витте продолжил эту монополистическую традицию, сделав всю ликеро-водочную промышленность сделать государственной монополией и национализировать частные винные магазины.

    • Высокие налоги.

      Петр Великий начал строить «современное государство». современные армии и флоты, чтобы быть дорогим предложением. В сторону от обесценивания денег («инфляционный налог»), акцизов облагались марками, рентой, ульями, бородами, усами, частными бани, свидетельства о браке и многое другое. религиозный несогласные должны были платить специальный налог; так поступали и некрещеные. Худший всего был «подушный налог», взимаемый с каждого лица мужского пола; этот налог, которого даже не существовало в 1701 г., составлял более 50% государственного бюджета к 1724 г. Распутные тенденции царское государство продолжалось на протяжении всей его последующей истории.

    • Фабричное и социальное законодательство.

      В то время как модернизаторы, такие как Витте, пытались управлять индустриализацией государством, сельскохозяйственные интересы изо всех сил пытались задушить его. Но в конце Витте добился своего: в конце 1800-х годов индустриализация брала верх. выключен в России. Это дало российскому правительству новую область для регулировать: отношения между работником и капиталистом. Бисмарк-стиль фабричные законы, регулирующие условия труда, часы и детский труд были пройдены. (Примечательно, что петербургские капиталисты обычно за ужесточение регулирования, против которого выступали московские работодатели; петербургские капиталисты, вероятно, предвидели, что такие законы будет хорошей проверкой на соревнованиях). администрация Витте ужесточил государственное регулирование. «Государственные чиновники были посредниками во всех трудовых спорах.

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *