Вишневый сад постановка первая: 110 лет назад была впервые поставлена пьеса Чехова «Вишневый сад» — EA Culture

Содержание

110 лет назад была впервые поставлена пьеса Чехова «Вишневый сад» — EA Culture

24 191 views

admin Даты

17 января 1904 года в Московском художественном театре была впервые поставлена пьеса Антона Павловича Чехова «Вишневый сад». Именно этой пьесе суждено было стать символом русской драматургии ХХ века.

Сцена из II действия спектакля «Вишневый сад» по пьесе А.П. Чехова. МХТ, 1904. Фото из альманаха «Альбом «Солнца России», №7. «Московский художественный театр. Пьесы А.П. Чехова».

«Вишневый сад» – последняя пьеса Чехова и вершина его драматургического творчества. Ко времени написания этой пьесы в 1903 году Чехов был уже признанным властителем дум и автором четырех пьес, каждая из которых стала событием, — «Иванов», «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры».

Основная драматургическая особенность «Вишневого сада» – символизм. Главным героем-символом пьесы является не тот или иной персонаж, а сам вишневый сад. Этот сад выращен не ради выгоды, а для услаждения взгляда его владельцев-дворян. Но экономические реалии начинающегося ХХ века неумолимо диктуют свои законы, и сад будет вырублен, как распадутся и дворянские гнезда, а вместе с ними уйдет в историю и дворянская Россия XIX столетия, и на смену ей придет Россия ХХ века с ее революциями, первая из которых уже не за горами.

Чехов уже тесно сотрудничал с Московским художественным театром. Работая над пьесой, он часто обсуждал ее со Станиславским, а главная роль Раневской изначально предназначалась для актрисы Ольги Книппер-Чеховой, ставшей в 1901 году женой писателя.

Антон Чехов и Ольга Книппер. Ялта, 1901.Труппа МХАТ в Ялте. 1901. Максим Горький (стоит третий справа), Антон Чехов (стоит пятый справа), Ольга Книппер, которая вскоре станет женой Чехова (сидит третья слева).

Премьера «Вишневого сада» прошла с большим успехом и стала главным событием в Москве в начале 1904 года, чему способствовали мастерство и слава Чехова, репутация МХТ, режиссерский талант Станиславского и блестящая игра актеров МХТ.

Кроме Ольги Книппер-Чеховой, в премьерном спектакле играли сам Константин Станиславский (выступивший в роли Гаева), Леонид Леонидов (в роли Лопахина), Василий Качалов (сыгравший Трофимова), Владимир Грибунин (роль Симеонова-Пищика), Иван Москвин (сыграл Епиходова), а Александр Артем приводил в восторг публику в роли Фирса, которую Чехов написал специально для этого своего любимого актера.

В том же 1904 году Чехов, у которого обострился туберкулез, уехал на лечение в Германию, где и умер в июле.

А.П. Чехов в своем рабочем кабинете в Ялте. 1903. Фото из альманаха «Альбом «Солнца России», №7. «Московский художественный театр. Пьесы А.П. Чехова».

А «Вишневый сад» начал триумфальное шествие по театральным сценам России и мира, которое продолжается и поныне. Только в 1904 году эта пьеса Чехова была поставлена в Харьковском театре Дюковой (одновременно с постановкой в МХТ, премьера – 17 января 1904 года), Товариществом новой драмы в Херсоне (режиссер и исполнитель роли Трофимова – Всеволод Мейерхольд), в Киевском театре Соловцова и в Виленском театре.

А в 1905 году «Вишневый сад» увидели и зрители в Петербурге – на сцене Александринки пьесу Чехова поставил Юрий Озеровский, а в качестве театрального художника выступил Константин Коровин.

Обложка альманаха «Альбом «Солнца России», №7. «Московский художественный театр. Пьесы А.П. Чехова».Сцена из II действия спектакля «Вишневый сад» по пьесе А.П. Чехова. МХТ, 1904. Фото из альманаха «Альбом «Солнца России», №7. «Московский художественный театр. Пьесы А.П. Чехова».Сцена из II действия спектакля «Вишневый сад» по пьесе А.П. Чехова. МХТ, 1904. Фото из альманаха «Альбом «Солнца России», №7. «Московский художественный театр. Пьесы А.П. Чехова»Сцена из III действия спектакля «Вишневый сад» по пьесе А.П. Чехова. МХТ, 1904. Фото из альманаха «Альбом «Солнца России», №7. «Московский художественный театр. Пьесы А.П. Чехова».Константин Станиславский в роли Гаева в спектакле «Вишневый сад» по пьесе А.П. Чехова. МХТ, 1904. Фото из альманаха «Альбом «Солнца России», №7. «Московский художественный театр.
Пьесы А.П. Чехова».Леонид Леонидов в роли Лопахина в спектакле «Вишневый сад» по пьесе А.П. Чехова. МХТ, 1904. Фото из альманаха «Альбом «Солнца России», №7. «Московский художественный театр. Пьесы А.П. Чехова».Владимир Грибунин в роли Симеонова-Пищика в спектакле «Вишневый сад» по пьесе А.П. Чехова. МХТ, 1904. Фото из альманаха «Альбом «Солнца России», №7. «Московский художественный театр. Пьесы А.П. Чехова».Александр Артем в роли Фирса в спектакле «Вишневый сад» по пьесе А.П. Чехова. МХТ, 1904. Фото из альманаха «Альбом «Солнца России», №7. «Московский художественный театр. Пьесы А.П. Чехова».Василий Качалов. Репродукция рисунка А.А. Койранского из альманаха «Альбом «Солнца России», №7. «Московский художественный театр. Пьесы А.П. Чехова».Леонид Леонидов. Репродукция рисунка А.А. Койранского из альманаха «Альбом «Солнца России», №7. «Московский художественный театр. Пьесы А.П. Чехова».Владимир Немирович-Данченко. Репродукция рисунка А.А. Койранского из альманаха «Альбом «Солнца России», №7.
«Московский художественный театр. Пьесы А.П. Чехова».Александр Артем. Фото из альманаха «Альбом «Солнца России», №7. «Московский художественный театр. Пьесы А.П. Чехова».Роли и их исполнители в спектакле «Вишневый сад» по пьесе А.П. Чехова. МХТ, 1904. Фото из альманаха «Альбом «Солнца России», №7. «Московский художественный театр. Пьесы А.П. Чехова».Маленькие роли и их исполнители в спектакле «Вишневый сад» по пьесе А.П. Чехова. МХТ, 1904. Фото из альманаха «Альбом «Солнца России», №7. «Московский художественный театр. Пьесы А.П. Чехова».Сцены из I действия спектакля «Вишневый сад» по пьесе А.П. Чехова. МХТ, 1904. Фото из альманаха «Альбом «Солнца России», №7. «Московский художественный театр. Пьесы А.П. Чехова».Сцены из II действия спектакля «Вишневый сад» по пьесе А.П. Чехова. МХТ, 1904. Фото из альманаха «Альбом «Солнца России», №7. «Московский художественный театр. Пьесы А.П. Чехова».Сцены из III действия спектакля «Вишневый сад» по пьесе А.П. Чехова. МХТ, 1904. Фото из альманаха «Альбом «Солнца России», №7.
«Московский художественный театр. Пьесы А.П. Чехова».Сцены из III действия спектакля «Вишневый сад» по пьесе А.П. Чехова. МХТ, 1904. Фото из альманаха «Альбом «Солнца России», №7. «Московский художественный театр. Пьесы А.П. Чехова».Сцены из IV действия спектакля «Вишневый сад» по пьесе А.П. Чехова. МХТ, 1904. Фото из альманаха «Альбом «Солнца России», №7. «Московский художественный театр. Пьесы А.П. Чехова».Афиша постановки «Вишневого сада» в Киевском театре. 1904.

Спектакль Вишневый сад — смотреть бесплатно онлайн в хорошем качестве. Государственный академический Малый театр России. Основная сцена. Актеры и роли

Театры

Комедия

1983

157 мин

Начать просмотр

Спектакль

Государственный академический Малый театр России. Основная сцена

Спектакль «Вишневый сад» Игоря Ильинского стал первой постановкой в истории Малого театра по одноименной пьесе Антона Чехова. Прежде произведения великого драматурга не пользовались интересом у этого театра. Игорь Ильинский постарался максимально приблизиться к авторскому прочтению пьесы как комедии (комедии жизни), где за нелепыми и, на первый взгляд, ничего не значащими разговорами решалась человеческая судьба. Герои веселились, делая вид, что не замечают, как рушатся их жизни, стирается в прах их прошлое. На первый план в спектакле выходил образ вишневого сада как символа мечты и грезы, чего-то недостижимо прекрасного, без чего невозможна и бессмысленна человеческая жизнь. Сад в буквальном смысле заполнял сценическое пространство, его белоснежные ветви виднелись сквозь раскрытые настежь окна.

Помещица Любовь Андреевна Раневская (Татьяна Еремеева) возвращается из Парижа в свое родовое имение, оказавшееся на грани разорения. Главная ценность этого имения — роскошный вишневый сад как память о семье, детстве и доме. Раневская не была на родине более пяти лет, пытаясь изжить тоску о рано погибшем сыне, утонувшем в пруду неподалеку от усадьбы. И потому для нее приезд домой одновременно и радостен, и тревожен. Все напоминает о трагическом событии и предвещает нерадостный конец. Но Раневская именно здесь ощущает тепло и уют, радость от встречи с близкими и родным садом. «Я люблю Родину, люблю нежно», — говорит она. Но имение вместе с садом уходит с молотка состоятельному купцу Лопахину (Виктор Коршунов), втайне влюбленному в Раневскую, которая когда-то спасла его, еще мальчика, от отцовских побоев.

Сад продан Лопахину, человеку передовых взглядов, дельцу и хозяину нового времени. Он собирается вырубить вишневый сад и на его месте построить дачи. А это значит, что Раневская, ее брат Гаев (Николай Анненков), две дочери — Аня (Елена Цыплакова) и Варя (Людмила Пирогова) — прощаются с прошлым навсегда. Что ждет их в будущем, неизвестно. Гости под музыку веселятся в имении, поздравляют нового хозяина, а прежние хозяева замерли в напряженном ожидании. В таком же тревожном напряжении ждут Раневскую Лопахин, постоянный гость Епиходов (Владимир Дубровский) и горничная Дуняша (Ольга Титаева) в начале первого действия.

В спектакле Малого театра центральной фигурой становился эпизодический герой — старый и дряхлый слуга Фирс, которого сыграл сам Игорь Ильинский. Он — как главный хранитель домашнего очага — по-хозяйски заботился об имении. В нем нет раболепия или подобострастия, он полон чувства собственного достоинства, спокойствия и уверенности. И он единственный, как капитан тонущего корабля, не покидает родной дом, когда заколачивают окна и вешают на дверь замок. Один из критиков назвал Фирса в исполнении Ильинского «королем Лиром русской усадьбы». Вместе с ним уходит эпоха.

В спектакле Ильинского конфликт не сводился к столкновению людей старого и нового поколения, а заключался в наличии или отсутствии стремления к чему-то более высокому, нежели обыденная реальность. Ведь и мысли Раневской-Еремеевой были все это время далеки от забот об усадьбе. Она думает о любовнике, оставленном ею в Париже. Эта унизительная и горькая любовь мучит ее, но у нее нет сил справиться с нею. В споре с Петей Трофимовым, женихом Ани, она защищает свои права любящей и страдающей женщины. Но продажа имения освобождает Раневскую от забот, какими бы возвышенными ни были воспоминания. Так же и Гаев—Анненков, лентяй и краснобай, оторванный от действительности, внутренне ощущает облегчение от продажи имения, которое было для него слишком большой обузой. Он защищает имение от Лопахина, прежде всего руководствуясь эстетическими соображениями: вишневый сад привлекательнее дач. Однако он с легкостью примиряется со своей судьбой. В отличие от Раневской и Гаева, Лопахин — человек дела. Но и он тянется к красоте, к прекрасному, воплощением которых для него стала Раневская. По-разному на продажу имения смотрят и сестры: Варя пугается надвигающейся неустроенности, Аня полна надежд, веры в новую жизнь.

В ролях: Игорь Ильинский, Татьяна Еремеева, Валерий Бабятинский, Владимир Головин, Людмила Пирогова, Николай Рыжов, Геннадий Сергеев

Режиссёры: Игорь Ильинский, Борис Конухов

Классика

Год театра

Для детей

Театры

В подборках

Спектакли по произведениям Антона Чехова

Как читать «Вишневый сад» Чехова

Большие спектакли Малого театра

Три трактовки «Вишневого сада»

Сам о себе

Смотрите также

Все спектакли 

Щелкунчик

телеспектакль202245 мин

Туймазинский государственный татарский драматический театр

Приключения Сварожика

концерты2022120 мин

Уфимская детская филармония

Сельская честь, Виллисы. Одноактные оперы

телеспектакль2022170 мин

Башкирский государственный театр оперы и балета

Дорогая Елена Сергеевна

202285 мин

Туймазинский государственный татарский драматический театр

О, женщины!

202270 мин

Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник А.П. Чехова «Мелихово»

Гроза

2022120 мин

Тверской театр юного зрителя

Борис Годунов

202280 мин

Три мушкетера

2022120 мин

Марийский государственный академический театр оперы и балета им. Эрика Сапаева

Снегурочка

2022120 мин

Рязанский областной музыкальный театр

Загадки Турандот, или Однажды ночью в Венеции

телеспектакль202255 мин

Кировский театр кукол имени А.Н. Афанасьева

Джамиля

телеспектакль202290 мин

Туймазинский государственный татарский драматический театр

Вий. Ведьма. Гоголь

телеспектакль202290 мин

Дорогая Елена Сергеевна

2022120 мин

Московский театр «У Никитских ворот»

Князь Игорь

телеспектакль2022210 мин

Башкирский государственный театр оперы и балета

Мыллионер из Парижа

телеспектакль2022160 мин

Подпишитесь на рассылку портала «Культура. РФ»

Рассылка не содержит рекламных материалов

«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.

© 2013–2023, Минкультуры России. Все права защищены

Контакты

E-mail: cultrf@mkrf.ru

Нашли опечатку? Ctrl+Enter

При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна

Архив «Вишневого сада» | Театральное искусство

Антон Чехов

Перевод Курта Коламбуса
Театр EC Mabie
Октябрь 2011 г.

Список творческого персонала «Вишневого сада»
Творческий персонал  
Директор Эрик Форсайт
Хореограф Рашель Цахор
Художник-постановщик Р. Эрик Стоун
Художник по костюмам Миа Хаят
Художник по свету Джессика Фиалко
Проектировщики Р. Эрик Стоун и Джессика Фиалко
Менеджер сцены КэтиБет Шмид
Драматург Кристин Курц
   
Композитор Майкл Кэш
Скрипка/альт Майкл Райт
Перкуссия Доктор Дэн Мур
Музыкальный консультант Доктор Уильям ЛаРю Джонс


Список актеров сериала «Вишневый сад»
Литой  
ЛЮБОВЬ РАНЕВСКАЯ Дина Брукенс
АНИЯ Мэгги Блейк☆
ВАРЬЯ Мишель Смит
ЛЕОНИД ГАЕВ Патрик Килби Рейнольдс
ЕРМОЛАЙ ЛОПАКИН Кендалл Ллойд
ПЕТР ТРОФИМОВ Андрес Энрикес
БОРИС СЕМЕНОВ-ПИЩИК Сэм Баур Шоер
ЧАРЛОТТА Лорен Брикман
СЕМЕН ЕПИХОДОВ Джон Уильям Уоткинс
ДУНЯША Дейзи МакКинлей☆
ФИРС Кевин Берфорд
ЯША
Блок Кджай☆
БЕЗДОМНЫЙ Бен Шлотфельт☆
НАЧАЛЬНИК СТАНЦИИ Эндрю Мехеган☆
ПОЧТАЛЬЧИК Лев Кантораль☆
СЛУЖНИЦА Алисса Перри☆
СОБАКА ЛЕВ Сам
  ☆ обозначает студента бакалавриата

 

Из любви к чеховским деревьям

 

Кристин Курц, Драматург

 

«Вишневый сад» имеет долгую и богатую 9024 производственную историю. Как последняя пьеса Чехова, многие из его жизненных переживаний отражены в рассказе.

Когда Чехову было шестнадцать, его мать влезла в долги после того, как ее обманули строители, которых она наняла для строительства небольшого дома. Бывший жилец Гавриил Селиванов предложил ей финансовую помощь, но взамен тайно купил дом себе. Примерно в то же время дом его детства в Таганроге был продан в счет погашения ипотеки. Эти финансовые и бытовые потрясения сильно отпечатались в его памяти и снова появляются в основном действии «Вишневый сад 9».0242 .

Позже, живя в подмосковной усадьбе, Чехов увлекся садоводством и посадил собственный вишневый сад. Переехав в Ялту из-за туберкулеза, Чехов был опустошен, узнав, что покупатель его бывшего имения вырубил большую часть фруктового сада. Кроме того, вернувшись в одну из поездок в свои детские прибежища в Таганроге, он еще больше ужаснулся разрушительным последствиям промышленной вырубки лесов. Именно в этих лесах и лесах его каникул на Украине он впервые взрастил свою экологическую страсть (эта страсть отражена в характере доктора Астрова из его пьесы, Дядя Ваня , чья любовь к лесу — его единственный покой). На ферме друзей семьи, где он провел детские каникулы, стоял прекрасный и всемирно известный вишневый сад, а в своем раннем рассказе «Степь» Чехов изображает мальчика, пересекающего Украину среди полей цветущей сакуры. Наконец, первые намеки на происхождение пьесы, которая должна была стать его последней, появились в краткой записной книжке 1897 года «Вишневый сад». Сегодня Ялтинский сад Чехова сохранился вместе с Вишневым садом как памятник человеку, чье чувство к деревьям равнялось его чувству к театру. Действительно, деревья часто являются невысказанными, символическими героями и жертвами его рассказов и пьес.

Чехов писал Вишневый сад в течение нескольких лет, чередуя периоды головокружения и разочарования, которые он считал граничащими с ленью. В письме он написал: «Каждое предложение, которое я пишу, кажется мне бесполезным». Все это время его хронический туберкулез еще больше выводил его из строя. Охраняемый природой, Чехов казался слишком скрытным во всех аспектах произведения, в том числе и в названии. Еще летом 1902 он до сих пор ничего не рассказал о спектакле ни своим ближайшим родственникам, ни МХАТу. Лишь для того, чтобы утешить свою жену Ольгу, которая выздоравливала после выкидыша, он, наконец, сообщил ей название пьесы, шепча ей его, несмотря на то, что они были одни.

К октябрю 1903 года пьеса была закончена и отправлена ​​во МХАТ. Через три недели Чехов прибыл на репетиции, что было тщетной попыткой обуздать всю «плаксивость» пьесы, которую разработал Станиславский. Автор, видимо, тоже посмеивался, когда на репетициях слово «сад» заменили на более практичное «плантация». Как известно, версия Станиславского, вопреки желанию Чехова, была, по большому счету, трагедией. Чехову очень не понравилась постановка Станиславского, и он пришел к выводу, что Станиславский «испортил» его пьесу, которая, в свою очередь, была недорепетирована (Московский Художественный театр репетировал ее всего шесть месяцев, в отличие от обычной практики репетировать 18 месяцев или даже больше). . В одном из многих писем на эту тему Чехов жаловался: «Аня, я боюсь, не должна иметь никакого слезливого тона… Ни разу моя Аня не плачет, нигде я не говорю о слезливом тоне, во втором действии в глазах слезы, но тон радостный, живой. Почему вы сказали в своей телеграмме о стольких слезах в моей пьесе? Где они? … Часто вы встретите слова «сквозь слезы», но я описываю только выражение их лиц, а не слезы. А во втором акте кладбища нет».

С момента первой постановки в МХТ эта пьеса была переведена, адаптирована и поставлена ​​по всему миру, став классикой драматической литературы. Эту пьесу поставили несколько крупнейших режиссеров мира, каждый из которых по-своему интерпретировал произведение. Среди этих режиссеров Чарльз Лотон, Питер Брук, Андрей Сербан, Ева Ле Гальен, Жан-Луи Барро, Тайрон Гатри и Джорджио Стрелер.

Бездействие персонажей и упущенные возможности, похоже, отзываются эхом у зрителей по всему миру. Мы видим, как жизнь персонажей меняется и все же каким-то образом остается прежней, как если бы их взаимодействие работало на то, чтобы обнажить принципиально статичное состояние их жизни. Будущее, кажется, обещает жестокие и стремительные перемены, с которыми главные герои пьесы столкнуться не в силах.

Чехов называет пьесу комедией, и, несмотря на траурный тон, можно подумать, что он имел в виду. Чехов, кажется, сочувствует трагедиям повседневной жизни, но часто акцентирует внимание на персонажах, чье самоощущение граничит с самообманом, неспособностью видеть окружающий мир.

 

Другие архивы

Антигона 2.0

Эвридика

Окуляр

В ночи

Идеальная свадьба

Урок игры на фортепиано

Stick Fly

Urinetown

14

Наверх »

Вишневый сад | 10 фактов, о которых вы не знали

Премьера «Вишневого сада» состоялась в январе 1904 года в Московском Художественном театре, всего за шесть месяцев до смерти русского писателя Антона Чехова. В спектакле рассказывается история русской аристократки, которая возвращается в свое родовое поместье с огромным прекрасным вишневым садом незадолго до того, как оно будет продано с аукциона из-за финансовых трудностей семьи.

Пьеса частично вдохновлена ​​событиями из жизни самого Чехова и драматизирует социально-экономическую ситуацию в России в начале двадцатого века, уделяя особое внимание таким темам, как подъем среднего класса, отмена крепостного права и конец аристократии.

«Вишневый сад», последняя комедия Чехова, имела огромный успех в Москве, а затем была поставлена ​​во многих других городах России и мира. Наряду с «Чайкой», «Тремя сестрами» и «Дядей Ваней» она сейчас широко известна как одна из лучших пьес Чехова.

  1. Случай в подростковом возрасте Чехова, возможно, повлиял на «Вишневый сад».

Мать Чехова влезла в долги, когда ему было 16 лет, после того как ее обманули строители, которых она наняла для строительства дома. Ее бывший жилец пообещал ей помочь, но потом пошел дальше и за ее спиной купил себе дом. По словам Рональда Хингли, биографа Чехова, жилец, возможно, «снабдил будущего автора темой потери семейного дома, которая должна была вдохновить его на пьесу «Вишневый сад» четверть века спустя».

  1. Чехов вырос с увлечением природой.

Многие произведения Чехова, такие как «Вишневый сад», посвящены красоте и опустошению природы. Увлечение Чехова природой и экологией восходит к его юности в Таганроге, крошечном портовом городе на юге России. По словам одного из биографов, природные особенности Таганрога «оставили в творчестве Чехова отпечаток юга: повторяющиеся образы степи, моря, вишневых деревьев… Чеховское видение природы как нетронутого человеком Эдема восходит к его детскому опыту».

  1. Чехов ежедневно писал только строчку или две из «Вишневого сада».

Во время работы над «Вишневым садом» Чехов успевал писать всего одну-две строчки в день, так как был психически болен и переживал депрессию. Он написал, что временами был обескуражен: «Я начинаю терять надежду. Я начинаю верить, что изжил себя как писатель и что каждое предложение, которое я набрасываю, бесполезно».

В октябре 1903 года он закончил пьесу и представил ее во МХАТ. В письме к жене он писал: «Я писал все это не в один присест, а в течение длительного периода времени, поэтому, наверное, это прозвучит немного сумбурно… Как же трудно мне было сочинять пьесу , дорогой!»

  1. Во время написания «Вишневого сада» Чехов заболел туберкулезом.

Чехов болел туберкулезом с детства, но особенно сильно он поразил его, когда он писал «Вишневый сад». Во время работы его «перебивали приступы кашля, диареи, отказ от еды и истощение». Всего через полгода после премьеры «Вишневого сада» в МХТ он умер от туберкулеза в июле 1904 года.

  1. Чехов держал «Вишневый сад» в секрете, пока писал его.

Ближайшие друзья и семья Чехова очень мало знали о его творчестве. Ни его семья, ни МХАТ до лета 1902 года ничего не знали о пьесе, даже названия. Когда он в конце концов сообщил жене название пьесы, он сделал это шепотом, как будто хотел сохранить это в секрете.

  1. Роль мадам Раневской исполняла жена Чехова.

В январе 1904 года Ольга Леонардовна Книппер-Чехова, с 1901 года состоявшая в браке с Антоном Чеховым, снялась в оригинальной постановке МХТ «Вишневый сад». Чехов умер позже в том же году, но Книппер-Чехова продолжила долгую и плодотворную актерскую карьеру в МХТ. В 1943 году, когда театр праздновал 300-й показ спектакля, она повторила свою роль госпожи Раневской.

  1. Хотя Чехов задумывал «Вишневый сад» как комедию, у режиссера были другие идеи.

В первой постановке пьесы в 1904 году режиссер Константин Станиславский интерпретировал пьесу как трагедию, убрав большую часть чеховского комизма. Чехов презирал версию Станиславского, говоря, что она разрушила его пьесу. В письме он выразил свое недовольство:

У Ани, боюсь, не должно быть слезливого тона… Моя Аня никогда не плачет, и я никогда не говорю о слезливом звуке. Во втором акте у них на глазах слезы, но тон веселый и живой. Почему ты упомянул в своей телеграмме столько слез в моей пьесе? Что с ними случилось? «Сквозь слезы» — распространенная фраза, но я имею в виду выражение их лиц, а не слезы. А во втором акте кладбища нет.

  1. По мнению некоторых критиков, «Вишневый сад» имеет марксистский подтекст.

Персонаж Трофимова, по мнению одного критика, используется как рупор социалистических идей. Бывшие крепостные симпатизируют Трофимову, который критикует правящий класс за неуважение к слугам и обращение с крестьянами «как с животными». Он также сравнивает Лопахина, бывшего крестьянина, поднимающегося в рядах буржуазии, с «хищным зверем, пожирающим все, что попадается ему на пути».

  1. В «Вишнёвом саду» Чехов бросает вызов собственному писательскому совету.

«Чеховское ружье» — драматургический принцип, полученный из писательского совета, данного Чеховым другим авторам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *