Вероисповедание гитлера: «Какой религии придерживался Адольф Гитлер?» — Яндекс Кью

«Какой религии придерживался Адольф Гитлер?» — Яндекс Кью

Популярное

Сообщества

История

Cyber Freak

  ·

61,3 K

Ответить3Уточнить

Евгений Кузьмишин

История

24,8 K

историк, религиовед, эзотеровед, конспирологолог  · 25 февр 2020

Он официально принадлежал к собственной нацистской церкви Позитивного Христианства, а по сути был внеконфессиональным верующим. Он увлекался в юности мистицизмом, как все революционеры прошел период атеизма, но в конце концов оказалось, что религиозные вопросы ему просто безразличны, между тем как в Бога он, судя по всему, верил. Но все религии, известные ему, его не удовлетворяли.

Поэтому к началу его правления его же соратниками было создано религиозное движение Позитивного Христианства (то есть скорее «позитивистское») на основе чисто политических идей (потому что их Гитлер считал важными, в отличие от идей религиозных).

Врагом объявлялось все католическое (хотя Гитлер формально был католиком по крещению) и всё еврейское, полностью отвергался Ветхий Завет, из Нового Завета выбрасывалось все «еврейское», в религиозные тексты включались книги тогдашних немецких фоменко и чудиновых про арийское происхождение Христа, а также книги идеологов режима про то, что главными ценностями христианства должны быть единство, верностью фюреру и ненависть к инородцам. Можно также сказать, что истоками этого совершенно нерелигиозного «христианства» были отчасти идеи английских и французских религиозных философов-нацистов начала ХХ века, а отчасти — оккультистов во главе с Блаватской.

Главной организационной целью Гитлера в церковном строительстве было искоренить в стране католицизм, а все многочисленные протестантские церкви включить в свою организацию и поставить ее на службу Рейху. В его окружении были и религиозные люди, и оккультисты, и атеисты, — но судя по всем известным документам, ему самому было довольно параллельно всё, что касалось религии.

Ничто, кроме политики, его не волновало, и религия должна была работать на политику.

Исследовательский профиль на Academia.edu

Перейти на independent.academia.edu/EvgueniiKuzmishin

63,2 K

São Tiago de Válamo

25 февраля 2020

+ к собственой нацистской церкви Позитивного Христианства + слишком смелое заявление. Понятие «позитивное… Читать дальше

Комментировать ответ…Комментировать…

Николай Бобин

Философия

3,5 K

История, философия, беседы за жизнь  · 30 сент 2020

Лучше не ковырять в носу, а «спросить» у самого Гитлера: «Мои христианские чувства указывают мне, что мой Господь и Спаситель — борец. Они указывают на человека, который однажды, будучи одинок и окружён малочисленными последователями, распознал истинную сущность евреев и призвал людей к борьбе против них, и Он (правда Божья!) был величайшим не только в страдании, но и в. .. Читать далее

Contra spem spero

Перейти на proza.ru/2014/04/17/267

14,5 K

МихаЭль

30 октября 2020

Иудеи создали христианство , для распространения их идей….как вам это ??? Они в открытую об этом говорят https://… Читать дальше

Комментировать ответ…Комментировать…

Елена Каратеева

Общество

1,5 K

Финансист, экономист по образованию Интересны так же философия, христианство.   · 1 нояб 2020

Человек, задающий подобный вопрос либо не имеет никакого понятия о том, что такое религия. Либо — он просто глуп, и какой бы ответ ни прозвучал, для вопрошающего не имеет никакого значения. Поэтому, чтобы не подвергать сомнению умственные способности человека, задавшего этот вопрос, необходимо разобраться в том, что же такое религия. А тогда уже понять, мог ли по. .. Читать далее

Юрий Федосов

3 февраля 2021

Религия-опиум для народа-В.И.Ленин…

Комментировать ответ…Комментировать…

Олег

101

Профессиональные знания в строительстве. Как хобби можно рассматривать историю и…  · 12 янв

Формально, Гитлер был католиком. Некоторые утверждают, что его политическая деятельность, вылившаяся в массовое насилие — противоречит как католицизму, так и христианству. Это не обязательно так. Проблема совмещения воинственности, адаптации элементов корпоративных воинских культов, военной жестокости и христианской проповеди, существовала всегда. Эпоха первых… Читать далее

Комментарий был удалён за нарушение правил

Комментировать ответ…Комментировать…

Первый

Leon Shiran Lee

21

Делай что должен, и будь, что будет.   · 15 июн 2020

Адольф Шикльгрубер верил в самого себя и в нацистскую партию, в Великую Германию и тысячелетний Третий Рейх.
Вероятно, что он признавал религиозные конфессии, но был над ними. Смыслом своей жизни он очевидно считал создание великой непобедимой Германии, господствующей над другими народами.

Никаких религиозных сантиментов, чистая политика.

Куку Кукуевичъ

26 августа 2020

Оккультист.

Комментировать ответ…Комментировать…

Станислав Воробьев

21

Главный редактор журналов «Имперский курьер» и «Имперский взгляд».  · 14 сент 2020

Адольф Гитлер родился в верующей католической семье в Австрии. Этой веры он и придерживался всю свою жизнь. Однако ярко выделять свою конфессиональную принадлежность будучи политиком объединенной Германии было проблематично. Ведь Германия разделена конфессионально на две крупные части — католическую и протестантскую.

В этой ситуации встать на одну из сторон означало… Читать далее

Комментировать ответ…Комментировать…

Александр Павлов

-236

Я историк, закончил Московский Государственный Областной университет, специалист -…  · 10 нояб 2020

Де-факто Адольф Алоизович был неоязычником. Идеология нацизма вообще из всех религий ближе всего именно к скандинавскому неоязычеству и поклонению богу Тору. Вообще нацизм и неоязычество обычно ходят рука об руку. В тоже время важно помнить, что Гитлер не был неоязычником в чистом виде. Он принимал и Христа. Сохранилось эпизод как он зашёл в Церковь на пасху… Читать далее

Teymur Nuriyev

2 марта 2021

Yesli Gitler bil veruyushim togda zachem on ubil,unichtojil jizn milionikh lyudey?

Комментировать ответ…Комментировать…

Вадим Бонд

107

Пенсионер, на пенсии  · 1 сент 2020

Никакой, а вот договор с Ватиканом — исторический факт. Ему же служили многие христианские конфессии, включая православие, которое согласно православному вестнику за 1938 год в полном составе официально перешло на службу фюреру.

Комментировать ответ…Комментировать…

Станислав Королев

9

Пенс 83 г.Увлечений было много,но сейчас понял Все суета-сует и всяческая суета…  · 8 мар 2020

На пряжках ремней немецких солдат воевавших в России в ВОВ было написано :»ГОТ МИТ УНЗ»-все остальное(как впрочем и все земные религии) несущественно.

Андрей Уральцев

13 марта 2020

Ну и? Какой-то неопределенный «гот» — для вермахтовского быдла, еще не отринувшего христианство, а для «просвещенно… Читать дальше

Комментировать ответ…Комментировать…

Оксана Куропаткина

1,4 K

Религиовед, ведущий передачи «Гик Zona» на «Теос Медиа»  · 11 мар 2020  · music. yandex.ru/album/7293489

Официально Гитлер был католиком и не выходил из католической церкви (и даже не был отлучен от нее за самоубийство), однако мессу перестал посещать очень рано. Говорят о языческих и оккультных взглядах Гитлера, но, похоже, в реальности он был политическим прагматиком, относящимся к христианству пренебрежительно и видящим в нем конкурента. Тут хорошая статья по теме: http… Читать далее

Комментировать ответ…Комментировать…

Религиозные взгляды Адольфа Гитлера | это… Что такое Религиозные взгляды Адольфа Гитлера?

Адольф Гитлер, 1933 год

Адольф Гитлер родился на границе двух областей, население которых традиционно исповедовало католицизм. Он был крещен и конфирмован, однако впоследствии католическая религия не занимала большого места в его жизни. Вместе с тем он не стал атеистом, но продолжал называть себя христианином и во многих выступлениях высказывался в поддержку религии и христианства в частности[1].

Мы не потерпим никого в наших рядах, кто нападает на идеи христианства… фактически, наше движение — христианское. Адольф Гитлер. Речь в Пассау, 27 октября 1928[2]

10 глава первой части «Mein Kampf» посвящена, кроме всего прочего, вопросу важности религии для сохранения морали и единства немецкой нации. При этом сам Гитлер, похоже, считал христианство лишь удобным способом влияния на массы и ненавидел и церковь и христианство:

Война идет к концу. Последняя великая задача нашей эпохи заключается в том, чтобы решить проблему церкви. Только тогда германская нация может быть совершенно спокойна за свое будущее. Догматы веры меня совершенно не интересуют, но я не потерплю, чтобы поп вмешивался в земные дела. Сделав государство полным хозяином, мы положим конец организованной лжи. В юности я признавал лишь одно средство: динамит. Лишь позднее я понял: в этом деле нельзя ломать через колено. Нужно подождать, пока церковь сгниет до конца, подобно зараженному гангреной органу. Нужно довести до того, что с амвона будут вещать сплошь дураки, а слушать их будут одни старухи. Здоровая, крепкая молодежь уйдет к нам. Я ничего не имею против целиком государственной церкви, как у англичан. Но мир просто не может так долго держаться на лжи. Только в VII, VIII и IX веках князья, которые были заодно с попами, навязали нашим народам христианство. Раньше они жили без этой религии. У меня шесть дивизий СС, ни один из этих солдат не ходит в церковь, и тем не менее они со спокойной душой идут на смерть

Гитлер в качестве почетного гостя принимал муфтия Иерусалима Мохаммада Амина аль-Хусейни.[3]. В ходе встречи аль-Хусейни называл Гитлера «защитником ислама»[4]

Сразу после прихода к власти Гитлер запретил организации, поддерживающие свободу вероисповедания (такие как немецкая Лига Вольнодумцев)[5] и организовал «движение против безбожников». В 1933 году он заявил: «Мы начали борьбу против атеистического движения, и она не ограничилась несколькими теоретическими декларациями: мы его искореняли»[6]

Адольф Гитлер. «Мать Мария», (1913), холст, масло.[7]

Данные обстоятельства не помешали Гитлеру провести своеобразную реформу христианского вероучения на территории Германии. Институт, основанный по приказу Гитлера, переписывал библейские тексты, уничтожая все упоминания об особой роли еврейского народа. По версии Гитлера, Христос был проповедником арийских идей.

В мае 1939 года по приказу фюрера в Айзенахе был основан теологической институт по вопросам «деевреизации». Его сотрудники редактировали церковные тексты, вычеркивая «неарийские» пассажи. Десятки печатных трудов института были опубликованы огромными тиражами. Немецкий церковный архивариус Хансйорг Бусс обобщил для газеты эти сомнительные достижения гитлеровских приспешников. «Немцы с Господом — немецкая книга веры»: обновленная версия священного писания содержала 12 заповедей вместо десяти. Два дополнительных предписания: «Содержи кровь свою в чистоте» и «Чти вождя и учителя твоего». В новом издании псалмов еврейское имя Бога было заменено на «спаситель страждущих». В издании 1940 года сказано: «Евангелический Иисус может стать спасителем только нашего немецкого народа, потому что он не воплощает идеи еврейства, а беспощадно борется с ними». «Немецкий народ боролся против разрушения своей жизни и сущности евреями», — пишет директор института Вальтер Грундманн. Гитлер лично подписывает указ о присвоении ему профессорского звания.

Высказывания Гитлера, связанные с христианством

24.10.1941 «Церковь ищет выход, утверждая, что библейские сюжеты не следует понимать буквально. Скажи это кто‑нибудь 400 лет тому назад, его бы точно сожгли на костре под молебны.»
11.11.1941 «Партия хорошо делает, не вступая ни в какие отношения с церковью. У нас никогда не устраивались молебны в войсках. Пусть уж лучше — сказал я себе — меня на какое-то время отлучат от церкви или предадут проклятию. Дружба с церковью может обойтись очень дорого. Ибо, если я достиг чего-либо, мне придется во всеуслышание объявить: я добился этого только с благословения церкви. Так я лучше сделаю это без ее благословения, и мне никто не предъявит счет.» «В наши дни человек, знакомый с открытиями в области естествознания, уже не сможет всерьез воспринимать учение церкви: то, что противоречит законам природы, не может быть божественного происхождения и господь, если пожелает, поразит молнией также и церковь.» «Поскольку любые потрясения суть зло, лучше всего будет, если нам удастся, просвещая умы, постепенно и безболезненно преодолеть такой институт, как церковь».
3.12.1941 «Война идет к концу. Последняя великая задача нашей эпохи заключается в том, чтобы решить проблему церкви. Только тогда германская нация может быть совершенно спокойна за свое будущее. Догматы веры меня совершенно не интересуют, но я не потерплю, чтобы поп вмешивался в земные дела. Сделав государство полным хозяином, мы положим конец организованной лжи. В юности я признавал лишь одно средство: динамит. Лишь позднее я понял: в этом деле нельзя ломать через колено. Нужно подождать, пока церковь сгниет до конца, подобно зараженному гангреной органу. Нужно довести до того, что с амвона будут вещать сплошь дураки, а слушать их будут одни старухи. Здоровая, крепкая молодежь уйдет к нам. Я ничего не имею против целиком государственной церкви, как у англичан. Но мир просто не может так долго держаться на лжи. Только в VII, VIII и IX веках князья, которые были заодно с попами, навязали нашим народам христианство. Раньше они жили без этой религии. У меня шесть дивизий СС, ни один из этих солдат не ходит в церковь, и тем не менее они со спокойной душой идут на смерть.» «Христианство же стремится заставить уверовать нас в „чудо преображения“, ничего более нелепого человеческий мозг в своем безумии и выдумать не мог; чистейшей воды издевательство над любым божественным началом.»
«Наша религиозность — это вообще наш позор. У японцев-христиан религия преобразована применительно к их миру. Но им легче. Религия японцев возвращает их назад к природе. Христианский тезис о загробном мире я ничем не могу заменить, поскольку он совершенно несостоятелен. «
«Очень хорошо, что я не пустил попов в партию. 21 марта 1933 года — в Потсдаме — встал вопрос: идти или не идти в церковь? Я завоевал государство, не испугавшись проклятий обеих конфессий.»
26.01.1942 «Кровожадность, подлость и ложь — вот что было характерно для этой эпохи Я вовсе не считаю, что все должно оставаться так, как оно было. Провидение дало человеку разум, чтобы он поступил разумно. Именно разум говорит мне, что следует положить конец власти лжи. Но он же подсказывает, что в данный момент это сделать невозможно. Не желая способствовать распространению лжи, я не пустил попов в партию. И я не побоюсь вступить в борьбу и стану сразу действовать, если проверка покажет, что время настало.»
27.01.1942 «Если бы не христианство, кто знает, какой была бы история Европы. Рим завоевал бы всю Европу, и его легионы отразили бы натиск гуннов. Именно христианство погубило Рим, а не германцы и гунны.»
19.02.1942 «Если бы не опасность распространения большевизма по всей Европе, я бы не стал препятствовать революции в Испании, там бы истребили всех попов. Если у нас попы придут к власти, то в Европу вернутся самые мрачные времена средневековья.»
27.02.1942 «Я иду в церковь не для того, чтобы слушать службу. Я только любуюсь красотой здания.» «21 марта 1933 года мы должны были идти в церковь, но я отказался. В партии меня никогда не интересовало, кто из моего окружения какой веры придерживается. Но я бы хотел, чтобы в радиусе 10 километров от моей могилы не было ни одного попа. Если подобные субъекты сумели бы мне помочь, я бы усомнился в Провидении. Я действую в соответствии с моими убеждениями и мыслями. Я не могу помешать кому-либо молиться; но я не потерплю проклятий с амвона.»
09.04.1942 За ужином фюрер заметил: собственно говоря, удивительное дело, но такие христианские народы, как англичане и американцы, несмотря на все их молитвы, получили столь мощные удары от японцев, этих отъявленных язычников. Очевидно, бог стоит не за святош в Англии и США, а за героев-японцев.
05.06.1942 «Немец, наделенный разумом, должен был просто за голову схватиться, видя, как еврейский сброд и попы с их болтовней побудили немцев вести себя наподобие высмеиваемых нами завывающих турецких дервишей и негров. И особенно злит то, что — когда в других частях света такие религиозные учения, как конфуцианство, буддизм и мусульманство, бесспорно, представляли прочную духовную основу для верующих — немцы попались на удочку теологии, которая воистину лишена какой бы то ни было глубины.»
04.07.1942, «Но в одном мы обязаны быть непреклонны: любые петиции церкви, выражающие ее намерение вмешаться в мирские дела, должны быть безоговорочно отвергнуты государством, которое даже не должно их рассматривать.»[8]

См. также

  • Фашизм и религия

Примечания

  1. Hitler’s Christianity
  2. Amazon.com: The Holy Reich: Nazi Conceptions of Christianity
  3. Истоки ненависти | Новости | Русская Служба «Голоса Америки»
  4. И. Лосин, «Огненный столп», Иерусалим, 1982, с. 335
  5. The Encyclopedia of Unbelief By Gordon Stein Contributor Gordon Stein, Paul Edwards Published by Prometheus Books, 1985. Page 290
  6. The Speeches of Adolf Hitler, April 1922-August 1939 By Adolf Hitler, Norman Hepburn Baynes, Royal Institute of International Affairs Published by H. Fertig, 1969. Page 378.
  7. Price, Billy F. Adolf Hitler als Maler und Zeichner : Ein Werkkatalog der Ölgemälde, Aquarelle, Zeichnungen und Architekturskizzen. — Gallant Verlag, 1983. — P. 65. — ISBN 978-3-277-00103-1
  8. Пикер Г.Застольные разговоры Гитлера. — Смоленск: Русич, 1998

Был ли Адольф Гитлер религиозным? — Deseret News

Конфликты в сети между верующими и неверующими часто связаны с войнами и насилием. Антирелигиозные скептики указывают на исламистский терроризм, крестовые походы и сотни жертв инквизиции (которая длилась с 12 века до начала 19 века). В ответ верующие указывают на десятки миллионов убитых воинствующими атеистическими режимами в таких странах, как Россия, Албания, Китай и Куба — убийства, которые, как и те, что были совершены ранее во время Французской революции, часто были явно мотивированы враждебностью к религии.

Обычно в таких дебатах упоминается «Закон Годвина». Сформулированный в 1990 году американским адвокатом и писателем Майком Годвином, этот «закон» не является, как многие ошибочно полагают, правилом, каким-то образом запрещающим сравнения с Адольфом Гитлером и нацистами. Скорее, это предсказание. Годвин сказал: «По мере увеличения продолжительности онлайн-дискуссий вероятность сравнения с участием Гитлера приближается к 1». Гитлер или нацисты.

«Религия Гитлера: извращенные убеждения, которые двигали Третьим рейхом» (Regnery History, 2016) — Ричард Вайкарт.

Издательство Регнери

Закон Годвина черпает свою силу из того факта, что для большинства людей вполне понятно, что Гитлер и нацисты представляют собой наихудшее проявление человеческого зла. Таким образом, успешное связывание оппонента в споре с нацизмом может (предположительно) привести к решающей победе.

Поэтому неудивительно, что Гитлер и нацисты часто спорят о религиозном и нерелигиозном насилии. Это не просто историческая дискуссия; это живой вопрос в текущих спорах.

Многие теисты утверждают, что Гитлер, как Сталин и Мао, был атеистом. Таким образом, настаивают они, его геноцидные убийства должны быть добавлены к общему числу погибших от атеизма. Не так, возражают атеисты. Мало того, что Гитлер был воспитан австрийским католиком, он часто заявлял о своей вере в Бога и даже называл себя христианином. Его преследование евреев, говорят они, было просто крайним продолжением христианского антисемитизма, ненависти к «евреям» за убийство Иисуса.

Теисты отвечают, что периодическая «христианская» риторика Гитлера была всего лишь попыткой сообразительного политика привлечь на свою сторону преимущественно религиозное население. В частном порядке Гитлер отрицал существование личного Бога, отвергал концепцию индивидуальной загробной жизни, высмеивал христианскую мораль и стремился нанести ущерб, а в конечном итоге и уничтожить церкви.

На самом деле Гитлер был в высшей степени хитрым демагогом, который постоянно лгал, и его послужной список неоднозначен. Тем не менее, Ричард Вейкарт недавно опубликовал то, что почти наверняка является наиболее продолжительным и исчерпывающим исследованием «религии Гитлера», придя к ясному выводу, который, кажется, объясняет все исторические данные.

Гитлер, утверждает Вайкарт в книге «Религия Гитлера: искаженные убеждения, которые двигали Третьим рейхом» (Regnery History, 2016), не был ни атеистом, ни христианином. Его ненависть к евреям почти или совсем не похожа на исторический христианский антисемитизм. Скорее, она была основана на определенных штаммах современной «науки». И в этом отношении, несмотря на некоторые утверждения, он не был германским язычником или оккультистом. Некоторые видные нацисты культивировали астрологию и оккультизм, а некоторые даже стремились возродить дохристианскую германскую религию верховного бога Одина или Вотана. Но сам Гитлер пренебрегал такими вещами как ненаучными.

Вместо этого Гитлер был глубоко предан природе и природе (с большой буквы), к которой он обращался, используя язык, который теисты обычно приберегают для божества. Термин, который лучше всего описывает его точку зрения, утверждает Вейкарт, — это «пантеизм», доктрина, отождествляющая Бога со вселенной. «Для Гитлера, — заключает Вейкарт, — Бог был природой».

Он также был предан науке, как он ее понимал. В частности, он был последователем «социального дарвинизма». Из дарвиновского принципа «естественного отбора» он вывел, что высшим законом Природы (и, таким образом, с точки зрения Гитлера, «Господа») является выживание наиболее приспособленных. Вся жизнь — это борьба, в которой высшие животные — в том числе лучшие из них, люди (и особенно «арийские» или германские люди) — имеют право и даже моральный долг уничтожать или порабощать «низших» животных (включая «низшие расы»). «людей»).

Из этого понимания вытекали нацистские лагеря смерти (которые занимались не только массовым уничтожением таких этнических групп, как евреи, славяне и цыгане, также известные как цыгане, но и уничтожением детей-инвалидов), насильственная стерилизация «дефектных », программы поощрения для поощрения высокой рождаемости в Германии, отсутствие интереса к больничному уходу за хроническими больными и нацистское прославление войны как чего-то хорошего ради нее самой.

По мнению Гитлера, его действия были продиктованы наукой и безжалостной логикой.

Дэниел Петерсон основал Инициативу по ближневосточным текстам УБЯ, возглавляет The Interpreter Foundation и ведет блоги на Patheos. Уильям Хэмблин — автор нескольких книг по досовременной истории. Они говорят только за себя.

Проект MUSE — Религия Гитлера. Извращенные убеждения, которые двигали Третьим рейхом Ричарда Вейкарта (обзор)

Рецензировано:

Религия Гитлера. Извращенные убеждения, которые двигали Третьим рейхом . Ричард Вейкарт. (Вашингтон, округ Колумбия: История Регнери. 2016. Стр. xxx, 386. 29 долларов.0,99. ISBN 978-1-62157-500-0.)

В этой в высшей степени читаемой и проницательной книге Ричард Вейкарт исследует личные убеждения Адольфа Гитлера. Вопросы о религии Гитлера продолжают воодушевлять и разделять ученых, не в последнюю очередь потому, что Гитлер часто лгал о своих религиозных убеждениях, чтобы смягчить и ввести в заблуждение своих сторонников и получить политическое преимущество.

Неудивительно, что Гитлер был очень озабочен христианством и католической и протестантской церквями в Германии. Вейкарт бросает вызов ученым, в первую очередь Рихарду Штайгманн-Галлу, который, частично основываясь на раннем примирительном тоне Гитлера по отношению к церквям, пришел к выводу, что Гитлер был «искренним христианином, по крайней мере, до 19 века».37» (стр. 71). Вместо этого Вейкарт утверждает, что «доказательства преобладают против того, чтобы Гитлер принимал любую форму христианства на протяжении большей части своей взрослой жизни» (стр. 105). Помимо его злобного личного осуждения церквей и «христианства с его кротость и дряблость», внимательное прочтение речей Гитлера, которые часто цитируются как доказательство его христианской веры, обнаруживает такое искаженное представление о христианстве, что немногие признают его таковым (с. 96).0041 (христианство меча), в котором Иисус был назван «драчливым антисемитом», чтобы убедить христиан присоединиться к его преследованию евреев (стр. 77).

Хотя Вейкарт признает роль христианского антисемитизма в «подготовке почвы для Холокоста», он, тем не менее, утверждает, что гитлеровский антисемитизм «не имел ничего общего с христианством или религией» (стр. 171). Некоторых ученых, несомненно, возмутит это утверждение, которое согласуется с выводом автора о том, что Гитлер полностью отверг христианство и в долгосрочной перспективе стремился уничтожить церкви. В этом обсуждении Вейкарт внимательно следит за существующей историографией по этой теме, и многие аргументы и доказательства, которые он представляет, покажутся исследователям церквей знакомыми. Дело в том, что автор не проводил архивных исследований для данной монографии, а полагался на опубликованные первичные и вторичные источники. Однако, что делает работу Вейкарта примечательной и важной, так это его методичный и широкий анализ, который помещает знакомую историю сложных отношений Гитлера с христианскими церквями в более широкое обсуждение бесчисленных философских школ мысли и духовных движений, которые могли повлиять на верования Гитлера.

Если Гитлер не был христианином, то во что он верил и если во что-то верил? Вейкарт показывает, насколько сложно связать Гитлера с конкретными людьми и движениями. Гитлер, например, восхищался Фридрихом Ницше с его акцентом на «примате воли к власти» (стр. 23). Тем не менее, трудно определить, в какой степени ницшеанство повлияло на убеждения Гитлера, не в последнюю очередь потому, что Ницше не интересовал биологический расизм. Одержимость Гитлера расизмом, антисемитизмом и социальным дарвинизмом временами приводила к популярному выводу, что оккультные движения, такие как ариософия, сформировали религиозные взгляды Гитлера. Вейкарт предлагает увлекательный обзор немецких и австрийских оккультных движений девятнадцатого и двадцатого веков, которые [End Page 602] будет представлять большой интерес для многих читателей. Но, как и большинство ученых, он отвергает утверждение о том, что Гитлер был оккультистом, по той простой причине, что нацисты преследовали оккультизм.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *