Вера египтян: Религия в Египте | Религия и обряды | Каир

Загробный мир в представлении древних египтян

15884

Добавить в закладки

Египтология изучает все возможные стороны жизни древних египтян, и огромное количество источников, которыми пользуются ученые, связано с гробницами. Сохранившиеся некрополи позволяют заглянуть в прошлое и узнать, во что верили и на что надеялись жители Древнего Египта.

Зачем древние египтяне писали письма мертвым и что такое суд Осириса? Благодаря каким археологическим находкам мы можем судить о представлениях древних египтян о загробном мире? И чем эти представления отличались от идей о потустороннем мире жителей Древней Месопотамии, Древней Греции и др.?

Египтяне верили, что каждый человек представляет собой единство множества сущностей: тело, душа, дух, тень, имя и др. После смерти живое единство распадалось, и задача правильного погребения заключалась в том, чтобы это единство восстановить. В эпоху строительства пирамид центральное значение в пространстве гробницы имел Ка («двойник») умершего, а затем его «душа» — Ба.

Сущность древнеегипетских представлений о «двойниках» и «душах» до сих пор остается дискуссионной. Однако в целом, древнеегипетское мировоззрение отличалось большим оптимизмом в отношении посмертного существования. И этот оптимизм прошел красной нитью через всю историю древнеегипетской цивилизации. 

О загробной жизни в представлении древних египтян и о том, как это связано с нашим современным мировоззрением, в своей лекции рассказывает кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Максим Александрович ЛЕБЕДЕВ.

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

● Ассман Я. Египет. Теология и благочестие ранней цивилизации. М., 1999.

● Большаков А.О. Человек и его Двойник. Изобразительность и мировоззрение в Египте Старого царства. СПб., 2001.

● Кеес Г. Заупокойные верования древних египтян. СПб, 2005.

● Коростовцев М.А. Религия древнего Египта. М., 1976 (переиздание: СПб, 2000).

● Ладынин И.А. Древний Египет. В кн: Александрова Н. В., Ладынин И.А., Немировский А.А., Яковлев В.М. Древний Восток: учебное пособие для вузов. М., 2007.

● Шоу Я. Древний Египет. М., 2006.

Фото Николай Малахин

Видео Александр Козлов

Автор Янина Хужина

Древний Египет верования древних египтян египтолог максим лебедев египтология ив ран институт востоковедения ран максим александрович лебедев

Развернуть

Информация предоставлена Информационным агентством «Научная Россия». Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС77-62580, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций 31 июля 2015 года.

НАУКА

ДЕТЯМ

Ученые получили высококачественный геном льна

14:30 / Биология

Ученые сделали катализатор для водородной энергетики устойчивее к высоким температурам

13:30 / Химия

Ученые повысили эффективность синтеза магнитных наночастиц для адресной доставки лекарств в организм

12:30 / Химия

День российской науки в МГУ – «Ученые – в школы», лекция Мистера Элемента, открытие цифрового двойника Зоологического музея МГУ

11:30 / Наука и общество, Образование

Учитель? Мудрец? Гуру? История наставничества в России и мире

10:30 / История, Наука и общество, Образование

Мероприятия ко Дню российской науки 2023

10:30 / Десятилетие науки и технологий, Досуг, Наука и общество

Переключение света одним фотоном сделает компьютеры быстрее и эффективнее

15:15 / Физика

Смена диеты заставила голожаберных моллюсков отказаться от воровства

13:30 / Биология

Спасая наследие академика Ольденбурга. Академик Михаил Бухарин об экспедициях в Восточный Туркестан и Монголию

13:00 / История, Наука и общество, Образование, Этнография, 300 лет Академии наук

Сапфировый криозонд облегчит удаление злокачественных опухолей

12:30 / Медицина

Памяти великого ученого. Наука в глобальном мире. «Очевиднное — невероятное» эфир 10.05.2008

04.03.2019

Памяти великого ученого. Нанотехнологии. «Очевидное — невероятное» эфир 3.08.2002

04.03.2019

Вспоминая Сергея Петровича Капицу

14.02.2017

История новогодних праздников

01.08.2014

Смотреть все

Религиозная система древних египтян | Религии Мира. Портал о мировых религиях «Relig.Info»

Изображение: 

Религия была очень важным аспектом жизни древних египтян. Их религиозная жизнь пребывала под сильным влиянием традиций, в результате чего они сопротивлялись любым переменам. Египтяне поддерживали убеждения своих предков и неохотно воспринимали изменения в жизни их общества.

Главной целью этой цивилизации было сохранение устоев, которые, по их мнению, существовали на заре творения.» Одной из самых сильных традиций была вера в божественность египетского Царства. Божественность Царство является верой в то, что фараон – это не просто царь (политический правитель), но также живое божество. Фараон был связан с Гором, сыном Ра, бога солнца. Позже считалось, что в момент смерти он стал Осирисом, и помогал египтянам в их загробной жизни. Фараона наделяли сверхъестественными способностями. Кроме того, жрецы в Древнем Египте также были очень могущественными. Когда дела в государстве шли хорошо, люди верили, что жрецы и фараон хорошо выполняют свои функции; когда ситуация в стране менялась к худшему, египтяне считали, что в этом были виноваты жрецы и фараон. Религия Древнего Египта был политеистической (люди верили во многих богов) с одним коротким периодом монотеизма (поклонения одному божеству).
Древнеегипетский пантеон состоял из около 700 различных богов и богинь. Кроме того, не было редкостью объединение двух божеств, в результате чего появлялось новое божество.
Одним из наиболее известных аспектов египетских религиозных верований была их вера в загробную жизнь. Египтяне считали, что физическое тело усопшего должно было быть сохранено, чтобы послужить вместилищем для духа в загробной жизни. Из-за этого, с целью сохранения тел проводили мумификацию. Кроме того, в качестве гробниц для фараонов в Старом Царстве были построены большие пирамиды. Позже, вырезанные в камне гробницы были использованы для захоронения фараонов.
Египетская религия включала так много божеств, что даже сами египтяне нередко путались в их классификации. Они попытались упростить свою религию, организовав их богов в восемь или девять родственных групп.
Существует мало данных о религиозных верованиях в додинастическом Египте (до 3100 г. до н.э.). С учетом известных фактов можно предположить, что ранние египетские развитые местные культы поклонения часто были сосредоточены вокруг животных. Каждая община поклонялась своему собственному божеству или группе божеств.
После объединения Египта (3100 до н.э.) религиозная система стала политеистической, с одним исключением во время правления Эхнатона. За это время фараон Эхнатон изменил религию Египта на монотеистическую, поклоняясь только Атону, своему бога-покровителю. Это изменение длилось только во время правления этого фараона и было отменено, вернувшись к более ранним практикам, после его смерти. Египетских богов можно разделить на две основных категории: местные домашние боги и государственные, или национальные божества.
Домашним богам часто поклонялись в святилищах, расположенных в жилых помещениях. Этим богам часто не хватало последователей культа, жрецов или храмов, в которых им поклонялись. Тем не менее эти боги имели ключевое значение для населения в целом, потому, что государство и национальные боги часто казались далекими от народа. Два из самых известных домашних богов были Bes и Tauert.
Местные боги были главными божествами в определенных местностях в Египте. Например, божеству-крокодилу поклонялись в основном в Фаюм и в Ком-Омбо. Из группы местных и государственных богов, некоторые получали национальное признание и поклонение по всему Египту. Например Ра, бог солнца, стал государственным божеством еще в начале Второй династии. Богов иногда сочетали с другими, чтобы создать новое божество. Например, Ра сочетался с государственным богом Амоном, чтобы стать Амон-Ра во время эры Нового Царства.


Происхождение египетской религии

Происхождение египетской религии трудно, если вообще возможно, определить. Мы не сомневаемся, что его корни уходят глубоко в доисторические времена, задолго до того, как Египет существовал как национальное государство и изобретение письменности. На самом деле, иероглифический символ бога, описанный Аланом Х. Гардинером как «ткань, обернутая на шесте», предшествует установлению настоящей египетской письменности. четких выводов, и поэтому среди антропологов и египтологов остается много разных мнений. 0003

Тем не менее, можно сделать много наблюдений о ранней египетской религии по очевидным культовым объектам, погребениям людей и животных и по местам, где, по-видимому, имели место формальные ритуалы. Кроме того, забота, с которой хоронили мертвых в доисторический период, и подразумеваемая вера в загробную жизнь, безусловно, предполагают, что ранние египтяне были очень способны к несколько сложной теологии. Додинастических умерших хоронили лицом на запад, в скорченном положении, со сжатыми руками у лица и головой на юг. Тела их для защиты заворачивали в циновку или шкуру, а часть провизии помещали либо вне этой обертки, либо в небольшой нише, вырытой в одной из стен могилы. Погребальная яма с ее пищевыми приношениями была образом чрева. Сжатое положение эмбриона в самых ранних сохранившихся погребениях и постоянное направление лица на запад, где садится солнце, вполне могут указывать на веру в духовное возрождение. Духовное значение этих ранних захоронений также демонстрируется наличием погребальных принадлежностей для загробной жизни, таких как горшки, сланцевые поддоны, украшения и другие предметы.

Как и везде в раннем мире, древние египтяне, похоже, почитали мир природы, в котором они существовали и от которого зависели. Возможно, они были вдохновлены как живым, так и неживым миром, хотя большинство самых ранних физических свидетельств в Египте указывают на их развитие первого. Таким образом, первые явные божества, которые мы находим в археологических записях Египта, в большинстве случаев являются божествами-животными, такими как корова и сокол. К позднему доисторическому периоду мы также находим свидетельства существования других животных, которым, возможно, поклонялись как богам, включая собак (или шакалов), газелей, крупный рогатый скот, бегемотов и баранов. Они были похоронены в ритуальных могилах, включая погребальный инвентарь, а их изображения были записаны на фигурках и картинах. Основными местами таких захоронений в Нижнем Египте были Маади и Гелиополь, а в Верхнем Египте — Бадари и Накада.

Некоторые египтологи считают, что такие изображения и резные фигурки могут быть просто тотемами племенных групп или иметь другое неизвестное значение, но большинство, кажется, сейчас полагает, что едва ли может быть какое-либо сомнение в том, что по крайней мере в последние столетия доисторического периода египтяне для большая часть поклонялась божественным силам в животной форме. Если они действительно являются проявлениями божественного, то мы можем видеть в них значительный этап в развитии египетских богов более поздних периодов. Идея о том, что божественное может проявляться в животной форме, является жизненно важной предпосылкой для животных, которые показаны действующими исключительно человеческими способами и которые являются основными представлениями египетских богов в конце додинастического периода.

Недавнее исследование участков в Набта-Плайя и Бир-Киссейба в Сахаре к западу от долины Верхнего Нила показало, что крупный рогатый скот играл особенно важную роль в развитии египетских религиозных верований. Возможно, их почитали еще до того, как они были одомашнены около 7000 г. до н.э. В Тушке в Нубии роговые ядра коров были помещены в захоронения еще в 10 000 г. до н.э., что свидетельствует об их верованиях в загробную жизнь. Независимо от того, представляют ли эти свидетельства ранние культы или нет, они хорошо согласуются с преобладанием в династическом Египте образов коров, связанных с ранними богинями, такими как Хатхор, Нут и Нейт. Весьма вероятно, что эти более поздние образы были просто продолжением гораздо более старой традиции первобытных богинь-коров, возникшей в контексте неолитического выпаса скота в египетской Сахаре. Фекри Хассан указал, что и корова, и женщина давали молоко, и обе считали себя источником жизни и питания. Таким образом, представление о том, что матери, как человеческие, так и бычьи, физически рожали и кормили, оказало сильное влияние на раннюю египетскую религию.


Палитра Нармера

В палитре Нармера, относящейся к переходному периоду между додинастическим и династическим Египтом, мы находим на обратной стороне сокола, держащего пленника, а на лицевой стороне быка, разрушающего городскую стену. и топчет вражескую фигуру. Есть также мифические серпопарды с длинными шеями по обеим сторонам палитры и божество с коровьей головой, в котором сливаются человеческие и бычьи черты, которое венчает эти сцены. Здесь фигура коровы больше похожа на Бат, богиню, которой позже поклонялись в седьмом номе Верхнего Египта, чем на более известную Хатор. Также важно отметить звезды на палитре, которые, несомненно, даже в эту дату идентифицируют ее как богиню неба. Следовательно, как мы видим появление самых ранних египетских письмен, так же мы определенно видим среди артефактов того периода бесспорных зооморфных божеств.

Свидетельства существования божеств в человеческом обличье на самых ранних стадиях религиозного развития Египта менее очевидны. Это интересно, потому что во многих ранних обществах магия, которая позволяла женщинам истекать кровью, не умирая, а также рожать и питаться, вдохновляла первобытных богинь большого значения. В период Накада и более ранней культуры Бадари были обнаружены грубо сделанные антропоморфные фигуры из глины или слоновой кости. Хотя эти фигуры традиционно интерпретируются как божества, более поздние исследования этих фигур показывают, что вероятны различные варианты использования и значения, в то время как ни одна из них не может быть окончательно связана с божествами. «Великая богиня-мать» совершенно неизвестна в Египте в более ранний исторический период, поэтому следует скептически относиться к попытке отождествить обнаженные бородатые фигуры с богами. На рельефах и картинах того времени такие заостренные бороды в основном носили враги, тогда как в поздние додинастические и ранние династические времена нагота предназначалась для покоренных врагов Египта. Питер Дж. Уко считает, что они могли служить детскими куклами, магически действенными изображениями, используемыми в различных ритуалах или в качестве подношений по обету, а также для других целей.

Однако также ясно, что к самому началу исторического периода такие божества, как Мин, Нейт и Онурис, почитались в человеческом обличье, и вполне вероятно, что им могли поклоняться как таковым уже в Накаде. период, но их человеческая иконография известна только с исторических времен. Самые ранние изображения богов в человеческом обличье показывают тело, как правило, без отдельных конечностей, и, хотя настоящая мумификация еще не практиковалась, тем не менее, напоминающее мумие.

Антропоморфные божества развивались в Египте медленно, и фактически на протяжении всей истории Египта боги и богини почти всегда рассматривались как гибридные формы, наполовину люди и наполовину животные. Даже в поздний додинастический период и период ранней династии египетские цари сохраняли имена животных, такие как Скорпион, Сом, Коршун и Кобра. Следовательно, хотя Хатор была одним из первых божеств, получивших антропоморфную форму, она сохранила рога своего священного животного, коровы, и ее часто изображали в образе крупного рогатого скота через тысячи лет после ее первоначального появления. Также продолжали существовать боги, которых никогда не изображали иначе, как животными, например быками Аписа.

Гораздо менее ясно развитие обожествления неодушевленных предметов. Свидетельств на этот счет практически нет, и все же это не означает, что ранняя египетская религия не включала в себя некоторые аспекты такого поклонения. В Герзе действительно есть повторяющиеся изображения звезд и другие артефакты позднего неолита (3600–3300 гг. до н.э.), которые могут указывать на ранний астральный культ, развившийся в Египте. Однако вполне возможно, что духовные верования, связанные с неодушевленными объектами, такими как небо, просто было не так легко представить в физической форме, как животных и людей.

Большинство антропологов рассматривают концепцию индивидуализированных божеств, обладающих властью над определенными событиями, такими как урожай и рождение детей, как желание древнего человека получить какой-то контроль над миром природы и человеческой уязвимостью. Весьма вероятно, что потребности ранних человеческих обществ во всем древнем мире были везде одинаковыми, хотя непосредственная уязвимость древних людей перед лицом природы, вероятно, постепенно уступила место осознанию более долгосрочных потребностей, таких как свобода от боли и нужды.

Когда около 3000 г. до н.э. Верхний и Нижний Египет объединились, вполне вероятно, что религиозные потребности людей изменились. Именно тогда впервые возникли национальные божества вместе с божественным культом царя. Объединилась не только земля, но и большая часть ее религии. Это знаменует собой конец периода формирования египетской религии, поскольку в течение следующих 3000 лет последующее историческое развитие не смогло бы радикально изменить основную природу египетской религии.

Ресурсы:

Название Автор Дата Издатель Справочный номер
Древние боги говорят: Путеводитель по египетской религии Редфорд, Дональд Б. 2002 Издательство Оксфордского университета ISBN 0-19-515401-0
Полное собрание богов и богинь Древнего Египта, Уилкинсон, Ричард Х. 2003 Темза и Гудзон, ООО ISBN 0-500-05120-8
Представления о Боге в Древнем Египте: Единое и Многое Хорнунг, Эрик 1971 Издательство Корнельского университета ISBN 0-8014-8384-0
Словарь египетских богов и богинь, A Харт, Джордж 1986 Рутледж ISBN 0-415-05909-7
Египет до фараонов Хоффман, Майкл А. 1979 Барнс энд Ноубл Букс ISBN 0-88029-457-4
Великие богини Египта, Леско, Барбара С. 1999 Университет Оклахомы Press ISBN 0-8061-3202-7
Религия в Древнем Египте: боги, мифы и личная практика Бейнс, Джон; Леско, Леонард Х .; Сильверман, Дэвид П. 1991 Издательство Корнельского университета ISBN 0-8014-2550-6

Архивы

Религия Египта: Религия Тайны | Гегелевская интерпретация мировых религий: логика богов

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicИнтерпретация религий мира Гегелем: логика боговФилософия религииКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicИнтерпретация религий мира Гегелем: логика боговФилософия религииКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте

Расширенный поиск

  • Иконка Цитировать Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться
    • Твиттер
    • Подробнее

Cite

Стюарт, Джон,

«Египетская религия: религия тайны»

,

Интерпретация Гегеля религий мира: логика богов

(

Оксфорд,

2018;

онлайн EDN,

Oxford Academic

, 20 сентября. https://doi.org/10.1093/oso/9780198829492.003.0008,

, по состоянию на 3 февраля 2023 г.

Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicИнтерпретация религий мира Гегелем: логика боговФилософия религииКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicИнтерпретация религий мира Гегелем: логика боговФилософия религииКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте

Advanced Search

Abstract

Гегель называет систему верований египтян «религией тайны» или, в альтернативном переводе, «религией загадки». Этим обозначением он намеревается подчеркнуть скрытую или тайную природу большей части египетской религии. Анализ Гегелем египетского культа мертвых проливает свет на один из основополагающих вопросов в развитии гегелевской школы в 1830-х и 40-х годах, а именно на вопрос о наличии у него теории бессмертия. Положительная оценка Гегелем египетской веры в бессмертие дает важное представление о природе его собственных мыслей по этому вопросу. В главе 7 утверждается, что этот анализ показывает, что у Гегеля действительно была теория бессмертия, хотя и неортодоксальная, которая составляет важную часть его всеобъемлющей теории развития субъективной свободы.

Ключевые слова: Египетская религия, Осирис, бессмертие, сфинкс, иероглифы, символика, зоолатрия, богиня Нейт

Предмет

Философия религии

В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Доступ для учреждений

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Нажмите Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа в систему.
  3. При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Вход через личный кабинет

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. См. ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр учетных записей, вошедших в систему

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотрите свою личную учетную запись и получите доступ к функциям управления учетной записью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *