Венера миф – Венера (мифология) — Википедия

Содержание

Рождение Венеры. Мифы Греции и Рима [litres]

Рождение Венеры

Венера (Диона[2], Афродита, Кифера), богиня красоты, любви, смеха и брака, по мнению одних, была дочерью Юпитера и Дионы, богини влаги; по мнению других – родилась из морской пены.

Первыми ее обнаружили океанические нимфы. Она лежала, как в колыбели, на большой голубой волне, и они отнесли ее в свои коралловые пещеры, где нежно ухаживали за ней и учили с большим старанием. Когда воспитание Венеры было завершено, морские нимфы решили, что пришло время представить ее богам, и подняли ее на поверхность моря, где тритоны, океаниды и нереиды окружили богиню, громко восхищаясь ее красотой, и предлагали жемчужины и отборные кораллы, чтобы она могла себя ими украсить.

Потом они уложили ее на большую волну и вверили заботам Зефира, нежного южного ветра, который и отнес ее на остров Кипр.

Четыре прекрасные Хоры (сезоны), дочери Юпитера и Фемиды, богини справедливости, стояли на берегу и приветствовали ее.

Но не одни они ждали прибытия Венеры – три хариты (грации) также приветствовали ее на берегу.

Дочери Юпитера и Эвриномы, девушки, которых звали Аглая, Ефросинья и Талия, только и ждали момента, чтобы выразить свою любовь прекрасной госпоже. Когда волна, на которой она сидела, приблизилась, появились «розовогрудые Горы, свита прекрасной Венеры». Наконец, ветер доставил богиню на берег и, как только ее нога ступила на белый песок, все склонились перед ее необыкновенной красотой и с благоговением стали смотреть, как она сушит волосы.

Немного приведя себя в порядок, Венера и ее свита отправились на Олимп, по пути к ним присоединились: Гимера, богиня желания любви, Пафос, бог согласия в любви, Суадела, богиня нежных любовных речей, и Гименей, бог брака.

Для Венеры был приготовлен трон, и, когда она уселась на него, собравшиеся олимпийцы не смогли сдержать возгласов восхищения. Ее красота поразила их, как молния, а грация очаровала, и все они тут же выразили желание взять ее в жены, но она с презрением отвергла предложения богов.

Венера отказала даже царю богов, и, чтобы наказать ее, он объявил, что выдаст ее замуж за Вулкана (Гефеста), бога кузнецов, самого захудалого из всех.

Этот союз не был счастливым, ибо Венера никогда не любила своего уродливого супруга и, вместо того чтобы быть верной женой, вскоре ушла от него и заявила всем, что будет наслаждаться жизнью.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

religion.wikireading.ru

Венера (миф.) — это… Что такое Венера (миф.)?

  • Венера (миф.) — (лат. Venus) одно из 12 божеств греко римского Олимпа, Афродита у эллинов, богиня любви и красоты, мать Амура (Эроса), царица нимф и граций. По Гомеру Афродита, дочь Зевса и Дионы, обладает поясом, который способен сделать всякую женщину или… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Венера (миф.) — (лат. Venus) одно из 12 божеств греко римского Олимпа, Афродита у эллинов, богиня любви и красоты, мать Амура (Эроса), царица нимф и граций. По Гомеру Афродита, дочь Зевса и Дионы, обладает поясом, который способен сделать всякую женщину или… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Венера Милосская — греч. миф. Венера Милосская (Афродита с острова Мелос) знаменитая древнегреческая скульптура, считающаяся идеалом женской красоты. Была найдена в 1820 г. на острове Мелос (Милос) крестьянином во время работы в земле. Афродита в греческой… …   Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

  • Венера —          в рим. миф. богиня садов, имя ее употребл. как синоним плодов. В., почитавш. в нек рых городах Италии как Фру тис, была отожд. с матерью Энея Афродитой, став не только богиней красоты и любви, но и прародит. потомков Энея и покровит.… …   Древний мир. Энциклопедический словарь

  • Марс (миф.) — Марс и Венера. Фреска из Помпей. 1 в. Национальный музей. Неаполь. МАРС, в римской мифологии бог полей, урожая и войны. Считался отцом Ромула и Рема основателей Рима. Соответствует греческому Аресу.   …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Западносемитская мифология —          миф. представления зап. семит. народов ханаанейско аморейской (угаритяне и финикийцы, иудеи и израильтяне до становления монотеистич. культа Яхве, моавитяне, эдомитяне) и арамейской групп, населявших с 4 3 го тыс. до н.э. Сирию, Финикию… …   Древний мир. Энциклопедический словарь

  • эрот — (миф.) бог любви Эротические стихи любовные Ср. Блажен кто веселится В покое, без забот, С кем втайне Феб дружится И маленький Эрот. А.С. Пушкин. Городок. Ср. Зовите на последний пир Эрота, друга наших лир, Богов и смертных властелина. А.С.… …   Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

  • Адонис — (Adonis, Αδωνίς). Красивый юноша, которого полюбила Афродита. Он был убит на охоте вепрем и превращен богиней в анемон. Горе Афродиты было так велико, что подземные боги разрешили Адонису проводить в Аду лишь треть года, треть года жить с… …   Энциклопедия мифологии

  • Афродита — Афродита …   Википедия

  • Киприда — Афродита Богиня любви и красоты Мифология: Древнегреческая В иных культурах: Венера, Астарта Отец: Уран Мать: нет …   Википедия

  • dic.academic.ru

    Богиня АФРОДИТА | Богиня любви | Венера | Миф о рождении богини Афродиты | Скульптор Пигмалион | Афродита Небесная | Афродита Земная | Афродита Книдская


    Богиня АФРОДИТА

    Рождение богини Афродиты (Венеры). — Туалет богини Венеры. — Тип и отличительные признаки богини Афродиты (Венеры). — Афродита небесная и Афродита земная. — Миф о скульпторе Пигмалионе и его статуе. — Афродита Книдская. — Афродита Анадиомена. — Венера Милосская.

     


    Рождение богини Афродиты (Венеры)

    Рожденная из морской пены, окрашенной кровью раненого бога Кроноса (Урана), богиня красоты и любви Афродита (в римской мифологии — богиня Венера) была сперва вынесена морскими волнами на берег острова Кифера, а затем на остров Кипр. Остров Кипр стал любимым местопребыванием

    богини любви.

    Согласно мифам древней Греции, всюду, где бы богиня Афродита ни появлялась, под ее ногами вырастали прекрасные цветы. Обаянию красоты богини Афродиты (Венеры) покорялись все боги, люди и даже звери.

    Существует несколько разноречивых мифов о рождении богини Афродиты. Но художники, изображая рождение богини красоты, представляют Афродиту всегда выходящей из морской пены. Древние греки производили имя богини любви от слова ἀφρός [афро́с], что в переводе с древнегреческого языка значит «морская пена».

    На античных картинах богиня Афродита (Венера) обыкновенно лежит в простой морской раковине.

    На античных монетах богиня Афродита (Венера) изображается на колеснице, везомой тритонами. На многочисленных барельефах богиня Афродита является в сопровождении морских коней или морских кентавров.

    В XVIII веке французские художники, и главным образом — Буше, любили изображать этот поэтический миф о рождении Афродиты на плафонах и декоративных картинах.

    Рубенс написал замечательную по свежести колорита и блеску красок картину «Праздник Венеры», она находится в Венском музее.

    Из произведений новейших художников большой известностью пользуется картина Бугеро «Рождение Венеры».

     


    Туалет богини Венеры

    Туалет богини Венеры — излюбленный сюжет для художников и поэтов.

    Горы, или Часы, занимаются воспитанием прелестной богини любви. Грации присутствуют при туалете Венеры и всячески помогают богине красоты.

    «Венера — самая красивая из всех богинь, вечно юная, вечно пленительная, прекрасные очи богини Венеры сулят одно блаженство, она обладает волшебным поясом, в котором заключены все чары любви, и даже гордая Юнона, желая вернуть любовь Юпитера, просит богиню Венеру одолжить ей этот пояс. Золотые украшения богини Венеры горят ярче огня, а прекрасные, увенчанные золотым венком волосы благоухают» (Готфрид Мюллер).

    Множество картин изображает туалет Венеры и прислуживающих ей Граций. Все лучшие художники позднейших времен писали на эту мифологическую тему, в том числе Буше, Прудон, Рубенс, Альбано, Тициан и много других.

     


    Тип и отличительные признаки богини Афродиты (Венеры)

    Культ богини Афродиты, по мнению многих ученых исследователей, был занесен в древнюю Грецию из Сирии, где почитали подобную же богиню любви под именем Астарты.

    Богиня Афродита (Венера) летит на лебеде. Литография с рисунка по изображению на древнегреческой вазе.

    Когда древнегреческое искусство перешло от грубых и бесформенных примитивных изображений богини Афродиты к более совершенным, оно стало стремиться к созданию идеального типа богини красоты, в котором бы соединялись и воплощались все обаятельные качества и красота, какими так щедро наделило богиню Афродиту воображение древних греков, этих страстных поклонников красоты.

    Богиню Афродиту стали изображать сидящей на троне. Афродита обыкновенно покрыта длинной одеждой, складки которой, мягко ниспадая, отличаются особенным изяществом. Вообще, отличительный признак всех статуй Афродиты есть именно изящество, элегантность драпировок и движений.

    Во всех произведениях школы Фидия и его последователей в типе богини Афродиты выражена, главным образом, женственность ее натуры. Чувство любви, которое Афродита должна возбуждать, есть чувство чистое и продолжительное, не имеющее ничего общего с вспышками чувственными. И только позднейшее аттическое искусство стало трактовать и видеть в богине Афродите именно только олицетворение женской красоты и чувственной любви, а не могущественную богиню, покоряющую силой своей прелести и женственности всю вселенную.

    Вот что говорит римский поэт Овидий о всемогуществе богини Афродиты: «Богиня Венера дает оплодотворенные семена растениям. Венера первая соединила общественной и семейной жизнью людей, раньше отличавшихся грубостью и жестокостью. Богиня Венера научила каждое живое существо искать союза с другими существами. Венере обязаны мы размножением птиц и животных. Благодаря могуществу богини Венеры живут и размножаются рыбы и все живущие в безбрежных морях и других водах (Венера Морская). Богиня Венера первая придала людям более мягкую, приятную внешность, она же ввела украшения и заботы о наружности».

    Гимн-молитва «К Афродите» был написан знаменитой древнегреческой поэтессой Сапфо.

     


    Афродита небесная и Афродита земная

    Греческий автор Павсаний в своем описании древнегреческих Фив говорит о том, что с давних времен существовало три различных изображения богини Афродиты: Афродита Небесная, или Божественная (Афродита Урания), Афродита Земная (Афродита Пандемос, буквально — «всенародная») и Афродита Отвращающая (Афродита Апострофия).

    Черепаха, эмблема женского целомудрия, была посвящена Афродите Небесной, тогда как козел, символ распутства, был посвящен Афродите Земной.

    Сохранилась в Помпеях древнеримская фреска, изображающая Афродиту небесную: богиня любви покрыта одеждой, усеянной звездами, на голове у Афродиты корона, а в руках скипетр.

    Знаменитый древнегреческий скульптор Скопас изваял по заказу одного города статую Афродиты Земной. Афродита Пандемос сидит верхом на козле. Подобное же изображение богини Афродиты верхом на козле встречается на античных камеях.

    Афродита Земная (Пандемос) была особенно чтима в древнегреческом Коринфе — приморском городе, издавна прославившемся красотой своих гетер.

    Там, в коринфском храме богини Афродиты, приносились жертвы, и там сохранилось несколько интересных посвящений Афродите. Вот одно из них: «Добродетельная Микарета, которая прежде проводила дни за ткацким станком, заставляя без устали гулять по нему челнок богини Афины, посвятила богине Афродите свою рабочую корзинку, веретено, шерсть и все рабочие принадлежности. Она сожгла их на алтаре богини Афродиты, говоря: «Исчезните вы все, инструменты труда, допускающие умирать смолоду тружениц и заставляющие увядать и блекнуть красоту бедных девушек!” Затем Микарета украсила чело свое цветами, взяла в руки лютню и стала вести веселую, полную наслаждений жизнь, проводя время в пирах и праздниках».

     


    Миф о скульпторе Пигмалионе и его статуе

    Остров Кипр также славился своими гетерами.

    Живущий там скульптор Пигмалион был так возмущен наглостью и испорченностью кипрских женщин, что решил оставаться одиноким на всю жизнь.

    Пигмалион и Галатея. Жан-Леон Жером, 1890 г.

    Но так как в воображении скульптора Пигмалиона жил образ идеальной женщины, то Пигмалион вырезал из слоновой кости статую, в которой соединялись красота форм и чистое, целомудренное выражение. Статуя Пигмалиона эта так нравилась самому творцу, что он влюбился в нее, но ей не хватало жизни, а всем живым женщинам, которых Пигмалион видел, не хватало чистоты и стыдливости.

    В один из праздников в честь богини Афродиты Пигмалион отправился в храм богини любви, принес Афродите жертву и стал умолять богиню о том, чтобы Афродита дала ему в супруги такую же совершенную женщину, как была совершенна его статуя.

    По-видимому, богиня Афродита затруднилась найти таковую среди живущих и, желая исполнить просьбу художника, Афродита прибегла к чуду. Когда Пигмалион возвратился домой, он подошел поцеловать свою статую, и — о чудо! — под поцелуями Пигмалиона статуя ожила.

    Этот поэтический миф во все времена служил темой для многочисленных художественных произведений.

     


    Афродита Книдская

    Вначале богиню Афродиту никогда не изображали совершенно обнаженной.

    Римская копия Афродиты Книдской Праксителя. {Фото: (Creative Commons license): carolemadge1}

    Поэтому древнегреческий скульптор Пракситель возбудил своей статуей всеобщее удивление и, по легенде, даже удивление самой богини Афродиты, которая воскликнула при виде статуи: «Меня видели обнаженной Парис и Адонис, но где и когда мог меня видеть Пракситель?»

    Римский писатель Плиний рассказывает, что Пракситель, исполняя заказ жителей города Коса, изваял две статуи богини Афродиты: одну одетую, другую обнаженную. Жители Коса выбрали первую, а художник продал вторую жителям города Книда. Это знаменитое произведение искусства стало для Книда источником славы и благоденствия, потому что, как говорит Плиний в своих записках, изо всех частей земли прибывали в город Книд путешественники, желавшие полюбоваться статуей Афродиты Книдской.

    Античные поэты и прозаики оставили нам бесчисленное количество самых восторженных описаний статуи Афродиты Книдской. По словам одного из них, гордая богиня Гера и мудрая богиня Афина, посмотрев на Афродиту Книдскую, вскричали: «Не будем больше винить Париса!»

    К сожалению, статуи Афродиты Книдской не существует больше, но так как она служила для многих художников прототипом для их Венер, то почти во всех музеях можно видеть повторения, весьма близкие к оригиналу. Кроме того, сохранилось много античных монет, на которых воспроизведена знаменитая статуя Праксителя.

     


    Афродита Анадиомена

    Венера Милосская

    Из более известных статуй Афродиты следует упомянуть о Венере Капитолийской, Венере Медицейской, находящейся теперь в картинной галерее во Флоренции, и об античной бронзовой статуе Афродиты Анадиомены.

    Под именем Афродиты Анадиомены известны все статуи этой богини, на которых Афродита изображена выжимающей свои роскошные волосы. В переводе с древнегреческого языка слово Анадиомена (ἀναδυομένη) значит «выныривающая».

    Многие художники изображали Афродиту Анадиомену, окруженную тритонами, Нереидами и Амурами. Одной из лучших картин на эту мифологическую тему считается картина Тициана.

    Эта богиня также носит название Венеры Genetrix и почитается как прародительница человеческого рода. Искусство изображает Венеру Genetrix в длинной одежде, одна сторона груди у Венеры Genetrix обнажена, и в руке она держит гранат, символ плодовитости.

    Иногда богиня Афродита держит копье и шлем бога Ареса, тогда она называется Афродитой Победительницей.

    Знаменитая статуя Венеры Милосской, находящаяся теперь в Лувре, — одно из величайших произведений античного искусства.

    Богине Афродите были посвящены:

    • мирт и яблоко — символы любви;
    • мак — эмблема плодовитости;
    • воробей и голубь, лебедь и ласточка — вестницы весны;
    • черепаха, символ женского целомудрия;
    • дельфин — как богине, рожденной из морской пены.

     



     


    © ЗАУМНИК.РУ, Егор А. Поликарпов — научная редактура, ученая корректура, оформление, подбор иллюстраций, добавления, пояснения, переводы с древнегреческого и латыни; все права сохранены.

    zaumnik.ru

    Венера (мифология) — это… Что такое Венера (мифология)?

    Вене́ра (лат. venus, род. п. veneris «любовь») в римской мифологии первоначально богиня цветущих садов, весны, плодородия, произрастания и расцвета всех плодоносящих сил природы. Затем Венеру стали отождествлять с греческой Афродитой, а поскольку Афродита была матерью Энея, чьи потомки основали Рим, то Венера считалась не только богиней любви и красоты, но также прародительницей потомков Энея и покровительницей римского народа. Символами богини были голубь и заяц (как знак плодовитости), из растений ей были посвящены мак, роза и мирт.

    Культ Венеры был основан в Ардее и Лавинии (регион Лацио). 18 августа[источник не указан 125 дней] 293 г. до н. э. был построен самый первый известный храм Венеры, и 18 августа стал праздноваться фестиваль Vinalia Rustica. 23 апреля[источник не указан 125 дней] 215 г. до н. э. на Капитолии был построен храм Венеры в ознаменование поражения в битве у Тразименского озера во второй Пунической войне.

    В русской традиции принято использовать греческое имя богини любви (Афродита), пришедшее через Византию, в то время как подавляющее большинство западноевропейских художников, писателей и критиков придерживаются варианта Венера. Обобщенно два этих варианта можно рассматривать как синонимы.

    В честь богини названа вторая внутренняя планета Солнечной системы Венера.

    Венера в искусстве

    Венера в живописи

    См. также

    Литература

    dic.academic.ru

    Венера — богиня любви

    Венера — богиня — почиталась как благодетельница счастливой супружеской жизни, как божество женщины. Она была покровительницей садов, богиней плодородия и расцвета всех плодоносящих сил природы. Если верить легенде, богиня Венера была матерью героя Трои Энея, потомки которого стали основателями Рима. Поэтому в Риме было большое количество алтарей и святилищ богини. 

    Ранняя Венера

    Образ богини Венеры в древнейших мифах далек от романтизма. Если верить одной из ранних версий ее происхождения, то богиня выходила из пены морской, которая образовалась из крови оскопленного Урана. В этом мифе Венера — богиня — была больше покровительницей весны и жизни, а не богиней любви. Ранние скульптуры изображают не капризную прекрасную женщину, а сильную и мощную богиню, в руках которой атрибуты гетеры: букет цветов и зеркало. И самое главное отличие — на ранних изображениях,Венера — богиня любви — одета, только одно плечо обнажено.

    История Венеры Милосской

    Образ Венеры, богини красоты и любви, олицетворяет множество скульптур и статуй, но воплощенный в них образ разительно отличается. Венера Милосская, выставленная в Лувре, в отделе античного искусства, считается самым знаменитым образом великой богини.

    Эта статуя была обнаружена в 1820 году одним греческим крестьянином на острове Милос. Он захотел как можно выгодней продать свою находку и спрятал ее в загоне. Там ее и обнаружил офицер Франции Дюмон Дюрвиль. Офицер был достаточно образован, чтобы понять, каким шедевром является эта статуя греческой богини красоты и любви. Считается, что эта Венера — богиня — держала в руке яблоко, которое ей вручил Парис.

    Крестьянин запросил за античную статую огромные деньги, которых у француза не было. Пока офицер договаривался с музеем во Франции, крестьянин уже успел продать статую богини чиновнику из Турции.

    Офицер попробовал похитить статую, но турки быстро обнаружили пропажу. Завязалась потасовка за бесценную скульптуру. Во время схватки были и потеряны руки богини, которые не найдены по сей день.

    Но даже без рук и со щербинками Венера — богиня — очаровывает своей красотой и совершенством. Смотря на ее правильные пропорции, на гибко изогнутый стан, просто не замечаешь эти изъяны. Эта античная скульптура почти два столетия покоряет мир своей женственностью и красотой.

    Предположения относительно расположения рук богини

    Есть предположение, что богиня Венера держала в руках яблоко. Но тогда каким образом были расположены ее руки? Но это преположение в дальнейшем было отвергнуто ученым из Франции Рейнаком, что возбудило еще больший интерес к античной статуе. Есть мнение, что статуя Венеры — это только одна из нескольких скульптурных композиций. Многие исследователи поддержали такое предположение, считая, что Венера была изображена вместе с Марсом, богом войны. В XIX статую богини пытались восстановить и даже хотели приделать ей крылья.

    Сейчас богиня, окруженная легендами, находится в Лувре в небольшой комнате в зале античных искусств. Экспонаты в этом отделе не стоят посередине зала, поэтому невысокая скульптура Венеры видна издалека. Если подойти к ней поближе, то кажется, что шероховатая поверхность богини живая и теплая.

    fb.ru

    Венера (миф.) Википедия

    Вене́ра (лат. venus, род. п. veneris «плотская любовь») — в римской мифологии богиня красоты, плотской любви, желания, плодородия и процветания[источник не указан 19 дней].

    Соответствует древнегреческой Афродите[источник не указан 19 дней].

    В честь богини названа вторая внутренняя планета Солнечной системы Венера[источник не указан 19 дней].

    Атрибуты

    Символами богини были голубь и заяц (как знак плодовитости), из растений ей были посвящены мак, роза и мирт[источник не указан 20 дней].

    Потомство

    Венера была матерью Энея, спасшегося из осаждённой Трои и, по римской легенде, бежавшего в Италию[источник не указан 19 дней]. Считалось, что его потомки основали Рим, поэтому Венера почиталась праматерью римского народа[источник не указан 19 дней].

    История

    Венера, посещающая своего сына Энея. Миниатюра из рукописи Vergilius Romanus. V в. н. э.

    Культ Венеры был основан в Ардее и Лавинии (регион Лацио).

    В 293 г. до н. э. был построен самый первый известный храм Венеры, и 18 августа стал праздноваться фестиваль Vinalia Rustica.

    В 215 г. до н. э. на Капитолии был построен храм Венеры в ознаменование поражения в битве у Тразименского озера во второй Пунической войне[источник не указан 20 дней].

    Венера в искусстве

    В русской традиции принято использовать греческое имя богини любви — Афродита, пришедшее через Византию, в то время как подавляющее большинство западноевропейских художников, писателей и критиков придерживаются варианта Венера. Обобщённо два этих варианта можно рассматривать как синонимы[источник не указан 20 дней].

    Венера в живописи

    В кино

    • 1961 — Похищение сабинянок (Il Ratto delle sabine) — худ. фильм, режиссёр — Ришар Поттье, Венеру играет Розанна Скьяффино.

    См. также

    Литература

    wikiredia.ru

    Венера (мифология) — это… Что такое Венера (мифология)?

    Вене́ра (лат. venus, род. п. veneris «любовь») в римской мифологии первоначально богиня цветущих садов, весны, плодородия, произрастания и расцвета всех плодоносящих сил природы. Затем Венеру стали отождествлять с греческой Афродитой, а поскольку Афродита была матерью Энея, чьи потомки основали Рим, то Венера считалась не только богиней любви и красоты, но также прародительницей потомков Энея и покровительницей римского народа. Символами богини были голубь и заяц (как знак плодовитости), из растений ей были посвящены мак, роза и мирт.

    Культ Венеры был основан в Ардее и Лавинии (регион Лацио). 18 августа[источник не указан 125 дней] 293 г. до н. э. был построен самый первый известный храм Венеры, и 18 августа стал праздноваться фестиваль Vinalia Rustica. 23 апреля[источник не указан 125 дней] 215 г. до н. э. на Капитолии был построен храм Венеры в ознаменование поражения в битве у Тразименского озера во второй Пунической войне.

    В русской традиции принято использовать греческое имя богини любви (Афродита), пришедшее через Византию, в то время как подавляющее большинство западноевропейских художников, писателей и критиков придерживаются варианта Венера. Обобщенно два этих варианта можно рассматривать как синонимы.

    В честь богини названа вторая внутренняя планета Солнечной системы Венера.

    Венера в искусстве

    Венера в живописи

    См. также

    Литература

    test.academic.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *