Великая моравия время возникновения: Великая Моравия

Содержание

Великая Моравия



Великая Моравия

830-906 гг.

СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ

Великая Моравия

Великоморавская держава — раннее государство западных славян, сложилось на территории Южной Моравии в IX-X вв. В период расцвета, во второй половине IX в., его состав входили Чехия, часть Паннонии и другие земли в Подунавье. лужицкие сербы на Лабе (Эльбе). При первом своем князе Моймире I (830-846) мораване приняли христианство по латинскому обряду. Первоначально Моравия тесно связана с империей Каролингов и Восточнофранкским королевством, но германские правители стремились к господству над ней. Поэтому преемник Моймира, Ростислав (846-870), склонился к союзу с Византией. По его просьбе византийский император

Михаил III послал Кирилла и Мефодия, которые добились создания независимой от немецкого архиепископства славянской церкви с народным языком богослужения. Это укрепило политическую независимость Моравии. После свержения Ростислава Святополком (870-894), изгнавшим из Моравии учеников Мефодия (886), в дела княжества вмешался король Восточнофранкского королевства Людовик Немецкий. В конце концов, немцев разгромили. В правление Святополка Великая Моравия достигла расцвета, но после его смерти государство было разделено между сыновьями Моймиром II и Святополком II и постепенно распалось. Последний удар ему нанесли венгры в 905-906 гг.

Использованы материалы кн.: Русско-славянский календарь на 2005 год. Авторы-составители: М.Ю. Досталь, В.Д. Малюгин, И.В. Чуркина. М., 2005.


Великоморавская держава, 818-906 гг.

Это государство возникло на территории расселения племён моравов. В период своего наибольшего расширения оно включало в себя территории современной Чехии, часть Словакии, Панно- нии, земли лужицких сербов.

Майомир I (Моймир) 818—846

Ростислав (Растислав) 846—870

Святополк I 870-894

Майомир II 894 — ок. 904

Святополк II ок. 904 — ок. 906

Государство, ослабленное внутренними раздорами и вторжениями немцев, погибло в результате нашествия кочевников-венгров.

Использованы материалы кн.: Сычев Н.В. Книга династий. М., 2008. с. 151.


Далее читайте:

Само — Государство Само (623-658 гг.).

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ


ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,
Редактор Вячеслав Румянцев
При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС

Великая Моравия | это… Что такое Великая Моравия?

Вели́кая Мора́вия (Великомора́вская держа́ва) — славянское государство, существовавшее в 822—907 годах на Среднем Дунае.

В период наибольшего могущества включало в себя территории современных Венгрии, Словакии, Чехии, а также Малую Польшу, часть Украины и исторической области Силезия.

Считается первым славянским государством.

Столицей государства, как полагают исследователи, являлся город Велеград.[1] По другим данным, столицей был город Нитра[2].

Оказала большое влияние на культурное развитие всего славянского региона: здесь была создана первая славянская письменность и возник церковно-славянский язык.[3]

Содержание

  • 1 История
    • 1.1 Великая Моравия в 846—870 гг.
    • 1.2 Великая Моравия в правление Святополка I
    • 1.3 Кризис Великой Моравии
  • 2 Культура
  • 3 Князья Великоморавской державы
  • 4 См. также
  • 5 Примечания
  • 6 Литература
  • 7 Ссылки

История

Впервые название Моравия упоминается в западных источниках в 822 году, когда послы мораван, среди других послов славян, прибыли ко двору императора Франкского государства Людовика I Благочестивого[4][5].

Первым исторически достоверным правителем Моравского княжества является Моймир I, основатель династии Моймировичей, объединивший под своей властью славянские племена севернее Дуная (в бассейне реки Моравы на части современной Чехии). В 833 году он присоединил к своему государству Нитранское княжество, а в 846 — распространил свою власть на территорию Чехии.

Имея цель крестить Моравию, правитель Восточно-франкского королевства Людовик II Немецкий в 829 году передал земли Моравии под юрисдикцию епископства Пассау. Моймир I поддержал христианских миссионеров, и в 831 году епископ Регинар Пассауский крестил его и всех мораван[6]. В 846 году Людовик обвинил Моймира в намерении отложиться, вторгся в Моравию, сверг его и поставил новым князем его племянника Ростислава[7].

Великая Моравия в 846—870 гг.

Людовик II Немецкий считал Ростислава своим вассалом и рассчитывал, что тот будет представлять интересы Восточно-Франкского королевства в Центральной Европе.

В то время как Людовик был занят борьбой против своих родственников, Ростислав строил крепости, укрепляя и расширяя свое государство. Он заключил союзы с Болгарским царством и Византией, а с Восточно-Франкским королевством порвал отношения и даже стал предоставлять убежище противникам Людовика (вплоть до его сыновей Карломана и Людовика). В 855 году Людовик вторгся в пределы Великой Моравии и пошёл на крепость Ростислава (наиболее вероятно в сегодняшнем пригороде Братиславы Девине). Мораване не только успешно отразили натиск рати Людовика, но и, преследуя противника, разорили пограничные земли Баварии.

В 858 году Ростислав заключил союз с сыном Людовика II Немецкого Карломаном. В 861 году он поддержал войско Карломана воевавшего с Людовиком II.

Людовик II Немецкий продолжал угрожать Великой Моравии, заключив союз с болгарами. Ростислав изгнал из Великой Моравии баварских священников и отправил послов в Рим с просьбой к папе выслать учителей для обучения собственных священников. Так Ростислав пытался ослабить влияние Восточно-Франкского королевства в Моравии. Однако папа не принял послов Ростислава. Тогда в 862 году Ростислав отправил послов в Византию к императору Михаилу III, прося об учителях, священниках или епископе, которые бы заложили в его государстве основу собственного церковного управления. Михаил III удовлетворил эту просьбу Ростислава и послал к моравам Кирилла и Мефодия. В 864 году Людовик вновь вторгся в Великую Моравию и вынудил Ростислава подчиниться Восточно-Франкскому королевству и допустить возвращение восточно-франкских священников. Однако годом позже Ростислав вновь восстал против Людовика и миссия Кирилла и Мефодия продолжилась. Пробыв в Моравии по 866 год, они организовали независимую от германского епископата славянскую церковь, что способствовало укреплению политической самостоятельности государства. После этого их вызвали в Рим. Там многие считали богослужение на национальных языках «варварских» народов Европы святотатством, однако Папа одобрил миссию Кирилла и Мефодия.

Великая Моравия во времена Ростислава и Святополка I.

В 870 году Ростислав передал Нитранское княжество своему племяннику Святополку I. Фактически это означало раздел Великой Моравии на две части. И Ростислав, и Святополк были вынуждены обороняться от продолжавшихся вторжений восточно-франкского короля. Святополк предпочёл заключить союз с Людовиком II Немецким, признав его верховенство над Нитрянским княжеством. Ростислав попытался убить своего племянника, но тот сумел пленить Ростислава и передал его восточным франкам. Ростислав был осуждён, приговорён к ослеплению и вскоре умер в монастыре, а в Великой Моравии началась борьба за власть.

Великая Моравия в правление Святополка I

На место Ростислава для правления в западной части Великой Моравии Людовик II Немецкий послал своих кандидатов, маркграфов Вильгельма II и Энгельшалька I. Святополк же, правивший в восточной части, надеялся на власть во всем государстве и отказался соглашаться с восточно-франкским сюзеренитетом. За это немцы заточили Святополка. Вместо Святополка князем был избран Славомир. Под его предводительством поднялось народное восстание против власти немцев. Посланное Людовиком для подавления восстания войско было разбито. Людовик организовал второй поход против повстанцев. При этом он освободил Святополка, справедливо рассчитывая, что тот заинтересован в возвращении себе власти в Великой Моравии. Святополк пообещал Людовику подавить восстание и даже взялся сам вести немецкое войско. Однако Славомир признал Святополка законным князем, и как только немцы дошли Великой Моравии, Святополк перешёл на сторону восставших. Немецкое войско снова было разгромлено. В итоге Святополк смог стать князем всей Великой Моравии.

В последующие годы Святополк I успешно отбивался от нападений немцев. В 874 году между послами Святополка I и Людовика II Немецкого был заключён Форххаймский мир. Святополк формально признал верховенство Людовика и обязался выплачивать Восточно-Франкскому королевству дань.

Замирение с немцами позволило Святополку I заняться расширением своих владений. В 874 году он захватил земли в верхнем течении Вислы и север современной Моравии в окрестностях города Опава. В 880 году к владениям Великой Моравии прибавились Силезия и восток сегодняшней Венгрии в среднем течении Тисы, принадлежавший до того болгарам. С 890 года частью государства Святополка стали также Богемия (княжество Пржемысловичей) и Лужица. В 882 году Святополк I как союзник восточнофранкского короля Карла III вторгся в земли своих давних врагов, маркграфов Вильгельма II и Энгельшалька I и прогнал их. Те в свою очередь заключили союз с Арнульфом Каринтийским в Паннонии, который настроил болгар против Святополка. Святополк разбил болгар и включил в состав своего государства Паннонию — часть территории Арнульфа.

Святополк I умер в 894 году. Завещав своим сыновьям крепить державу и сопротивляться восточным франкам, он разделил державу между сыновьями. Князем Великой Моравии стал его первый сын Моймир II. Второй сын, Святополк II, получил Нитранское княжество. (Возможно, что у Святополка I был еще один сын — Предслав.)

Кризис Великой Моравии

Уже в следующем 895 году Святополк II, поддерживаемый Арнульфом Каринтийским восстал против своего старшего брата.

Начавшийся конфликт ослабил Великую Моравию, и от нее стали отлагаться пограничные территории. Сюзеренитет Арнульфа признали Богемия и Лузация. Новая опасность возникла, когда пришли венгры. В 896 году они расселились на малонаселённых землях Великой Моравии вдоль верхнего и среднего течения Тисы, а в 900—901 годах стали переходить Дунай и селиться на правой его стороне.

Моймир II сумел консолидировать силы. В 898 году он попросил папу прислать в Моравию новых священнослужителей, чтобы уменьшить влияние священнослужителей из Баварии. Баварцы, недовольные этим требованием, послали в Великую Моравию войска. Моймир II разбил их и, более того, сумел изловить бунтующего брата. Впрочем, баварцы выручили Святополка II и забрали с собой.

Перейдя Дунай, венгры стали совершать набеги на земли Восточно-франкского королевства. В 901 году Восточно-Франкское королевство заключило мир с Великой Моравией, а Моймир II помирился с братом, который вернулся на родину. Этот мирный договор также положил конец войне между Великой Моравией и франкским вассалом Богемией, шедшей с 895 года.

В период с 902 по 906 годы Моймир II несколько раз отбивал атаки венгров (иногда с помощью баварских войск). Моймир II и Святополк II предположительно погибли в 907 году в битве при Пресбурге [8].

Костёл в Копчанах (Словакия) — единственный уцелевший памятник Великой Моравии

Культура

Культура Великой Моравии развивалась под сильным влиянием Византии.[9] После того, как папа Римский признал за славянским языком статус литургического и разрешил чтение Евангелия по-славянски во время богослужения, стала активно развиваться литература на этом языке, сначала переводы проповедей,[10] затем и оригинальные сочинения, например, «Проглас» святого Кирилла.

Из архитектурных памятников того периода сохранились лишь фундаменты, выявленные при раскопках в XX веке. Наиболее популярным типом церковной постройки была ротонда.[11] Именно из Великой Моравии распространилась она позднее в Чехию и Польшу, а также в другие славянские государства.

В прикладном искусстве чувствуется мусульманское и иранское влияние.[9] Очень развитым было ювелирное дело, особенно в изготовлении женских украшений. Секрет тончайшего моравского литья не полностью разгадан и в наши дни.[3] В первой половине IX века преобладал так называемый блатницко-микульчицкий стиль, когда гравированный орнамент комбинировался с чеканкой, высоким рельефом и чернью.[3]

Князья Великоморавской державы

  • Моймир I (830—846)
  • Ростислав (Растислав) (846—870)
  • Святополк I (870—894)
    • Славомир (871), временный правитель
  • Моймир II (894—906)

См. также

Великоморавская держава. Статья БСЭ

[+] Великая Моравия

Примечания

  1. Причины и условия появления славянской письменности
  2. В Чехии и Словакии отметили День славянских просветителей Кирилла и Мефодия
  3. 1 2 3 Указ. соч / Отв. ред. Г. П. Мельников. — С. 91.
  4. Анналы королевства франков (822 год).
  5. Гимбутас М. Славяне
  6. Sommer, Petr, «Bohemia and Moravia», in Berend, Nora, Christianization and the rise of Christian monarchy : Scandinavia, Central Europe and Rus’ c. 900-1200, Cambridge, UK ; New York: Cambridge University Press, pp. 214–262
  7. Фульдские анналы (846 год)
  8. Древняя история. Средние века. Новая история
  9. 1 2 Указ. соч / Отв. ред. Г. П. Мельников. — С. 92.
  10. Указ. соч / Отв. ред. Г. П. Мельников. — С. 93.
  11. Указ. соч / Отв. ред. Г. П. Мельников. — С. 95.

Литература

  • Róna-Tas, András (1999) Hungarians & Europe in the Early Middle Ages: An Introduction to Early Hungarian History translated by Nicholas Bodoczky, Central European University Press, Budapest, ISBN 963-9116-48-3 ;
  • Kirschbaum, Stanislav J. (1996) A History of Slovakia: The Struggle for Survival St. Martin’s Press, New York, pp. 25–28, ISBN 0-312-16125-5 ;
  • История культуры славянских народов. В 3-х тт. / Отв. ред. Г. П. Мельников. — М.: ГАСК, 2003. — Т. I: Древность и Средневековье. — 488 с. — ISBN 5-85291-021-X

Ссылки

  • Великая Моравия
  • Великая Моравия — первое славянское государство на территории Чехии

Чехословацкая история | Britannica

Чехословацкая история , история региона, включающего исторические земли Богемии, Моравии и Словакии, с доисторических времен через их федерацию под названием Чехословакия в 1918–1992 гг. С распадом Чехословацкой федерации 1 января 1993 г. возникли современные государства Чехия и Словакия. Сама Чехословакия образовалась в конце Первой мировой войны, после распада Австро-Венгерской империи. До войны регион состоял из Богемии и Моравии, часто называемых Чешскими землями, на западе и Словакии, части Венгрии, на востоке.

Чехословацкая область лежала на великих древних торговых путях Европы и, благодаря своему положению в самом сердце континента, была местом, где встречались самые разнообразные традиции и влияния. Чехи и словаки традиционно имели много культурных и языковых сходств, но, тем не менее, у них развилась четкая национальная идентичность. Возникновение сепаратистских тенденций в начале 1990-х годов после ослабления советской гегемонии над Восточной Европой в конечном итоге привело к распаду федерации.

Исторические регионы до 1918 г.

Часть Европы, составляющая современные государства Чехия и Словакия, была заселена сначала кельтскими, затем германскими и, наконец, славянскими племенами в течение нескольких сотен лет. Основные политические и исторические регионы, возникшие на этой территории, — Богемия, Моравия и Словакия — сосуществовали с постоянно меняющейся степенью политической взаимозависимости более тысячелетия, прежде чем объединиться в современное государство Чехословакия в 1919 г.18. Каждый подлежал завоеванию; каждый подвергался частым сменам населения и периодическим религиозным потрясениям; а иногда по крайней мере двумя из трех управляли соперничающие правители. Богемия и Моравия — регионы, входящие в состав Чешской Республики, — поддерживали тесные культурные и политические связи и фактически управлялись совместно на протяжении большей части своей истории. Однако Словакия, которая граничила с Маленьким Альфолдом (Маленькая Венгерская равнина), находилась под властью Венгрии почти 1000 лет и была известна как Верхняя Венгрия большую часть периода до 19 века.18. Таким образом, в основе разделения Чехословакии в конце 1992 г. лежали давние исторические разногласия.

Происхождение и ранняя история

Доисторические люди Богемии, к северу от средней реки Дунай, имели неопределенное происхождение. Бойи, кельтский народ, оставили отчетливые следы довольно длительного пребывания, но его время не может быть точно установлено. (Название Богемия происходит на латыни от кельтского происхождения.) Кельтское население было вытеснено германскими племенами. Одни из них, маркоманы, населяли Богемию, а другие расселились на прилегающих территориях. Уход Маркоманни не отмечен никаким выдающимся событием.

Археологические находки и случайные упоминания о Богемии в письменных источниках свидетельствуют о том, что перемещения этнических групп не всегда были резкими и бурными, но что новые поселенцы начали проникать на территорию раньше, чем ее покинули прежние жители. Таким образом, можно предположить, что славяне приходили группами до миграции германских племен на юг. В 6 веке н.э. Богемия и соседние территории были заселены славянами.

В то время как горы и леса обеспечивали защиту Богемии, племена в низменностях к северу от Дуная и вдоль его притоков подвергались сильному давлению со стороны аваров венгерских равнин. Попытки объединить славянские племена против авар увенчались успехом только под руководством таких личностей, как франкский купец Само, получивший контроль над большой территорией, в которую входила по крайней мере часть Богемии. Его смерть в 658 году положила конец слабому государству. Более благоприятная эпоха наступила после того, как франкский король Карл Великий победил аваров в 8 веке.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Последовал период относительной безопасности, когда концентрация славян в политических организациях шла более многообещающе. Вскоре после 800 г. в качестве потенциальных центров возникли три области: низменности вдоль реки Нитра, территория по обеим сторонам нижнего течения реки Морава (нем. Март) и центральная Чехия, населенная чешским племенем. Со временем чехи, защищенные от иностранных захватчиков, заняли господствующее положение. Управляется правителями, претендующими на происхождение от легендарного пахаря Пршемысла и его супруги Либуше ( см. дом Пршемысла), чехи взяли под свой контроль большую часть Богемии до 800 г., но не смогли победить племена на востоке и северо-востоке. За исключением случайных беспорядков, таких как вторжения Карла Великого (805 г.), чешские владения не подвергались войнам и опустошению, и мало что из жизни там попадало в поле зрения священнослужителей, которые записывали современные события в Центральной Европе.

Отакар Одлозилик Милан Хаунер

Великая Моравия, ценное наследие Средневековья – Crónicas del corazón de Europa

Река Морава протекает через Угерске Градиште. Фото: Celia Pérez

CELIA PÉREZ CARRASCOSA

Великоморавская империя, расположенная в Центральной Европе, была основана как первое западнославянское государство между 833 и 907 годами. Эта империя включала современные Словакию и Чехию, южную часть Польши и части Австрии, Венгрии и Сербии.

Великоморавское царство. Радио Прага

Предшественником Великой Моравии было Княжество Моравии. Моймир Первый, который в то время был князем Моравии, завоевали Нитранское княжество (на юго-западе Словакии) и объединили обе территории, таким образом основав Великоморавскую империю.

Несмотря на свою недолговечность, древняя Моравия была колыбелью славянской литургии. При Ростиславе I (846–870) византийские братья Кирилл и Мефодий в качестве миссионеров отправились в Великую Моравию и создали глаголицу для перевода Библии, которая стала важным культурным наследием.

Река Морава, сердце империи

Из-за большой ценности воды для выращивания сельскохозяйственных культур и рыболовства, река Морава была географическим и экономическим ядром королевства, следовательно его имя. Вокруг этой реки располагались главные города, такие как Старе Место и Угерске Градиште, которые в то время составляли один и тот же город, и Микульчицы.

Томаш Храстек, заведующий отделом археологии Словацкого музея, отмечает, что столица империи, вероятно, была перенесена из Старого Места-Угерске-Градиште в Микульчицы и наоборот, когда происходила смена правления.

Кроме того, этот приток Дуная входил в состав Янтарного пути[1]. По словам Храстека, Великая Моравия экспортировала через реку шкуры животных, мед и рабов. С другой стороны, «империя покупала роскошные одежды и золото», — говорит археолог.

Кирилл и Мефодий, отцы славянской письменности

Моравский король Ростислав Первый попросил византийского императора Михаила Третьего прислать в Великую Моравию учителей или миссионеров для проповеди христианской веры. Византийский император согласился. Следовательно, братья Кирилл и Мефодий перешли в империю Ростислава Первого в 863 году. славянский, хотя, правда, были и небольшие отличия[2]. «Но с грамматической и фонетической точки зрения это был один и тот же язык», — утверждает Торквемада.

Византийские братья из Салоников перевели Священное Писание на славянский язык. Для этого создали древнейшую славянскую алфавит: глаголица. Кроме того, мессы стали служить на славянском языке.

Считается, что позже эти же братья создали кириллицу. С течением времени последний стал преобладающим алфавитом, который используется сегодня в России, Белоруссии, Украине, Сербии, Македонии и Болгарии.

Однако католическая церковь не приветствовала зарождение славянской литургии. Поскольку, по мнению древнего духовенства, Библия и месса могли совершаться только на трех языках: латинском, греческом и иврите. По этой причине Торквемада подчеркивает, что Кириллу и Мефодию пришлось отправиться в Рим, чтобы защитить свою работу[3].

Угерске Градиште, место, избранное Мефодием

Основание церкви в Садах. Фото: Celia Pérez

Uherské Hradiště находится на юго-востоке Чехия, недалеко от словацкой и австрийской границ. Этот город, как уже упомянутый, был очень важен во времена Великой Моравской империи, потому что лежит на реке Морава.

Археолог Храстек утверждает, что Мефодий жил там, где сейчас находятся Угерские Градиште Сады, район Угерского Градиште. На самом деле режиссер указывает, что Мефодий, как полагают, похоронен в церкви Садия, но где он находится, неизвестно. Здесь вы можете найти руины церкви, которая, по словам Храстека, была местом, где Мефодий служил мессу и где он преподавал славянскую литургию.

Храстек объясняет, что у Мефодия было два ученика группы: те, кто выучил латинскую литургию, и те, кто выучил славянскую литургию. По мнению археолога, между двумя группами существовало соперничество. оба хотели быть сильнее в Великой Моравии, но Мефодий умел быть посредником между ними, чтобы избежать конфликта.

Однако, когда Мефодий умер, царь Святополк Первый был в пользу латинской группы. Поэтому славянская литургия в Великой Моравия постепенно пришла в упадок. Храстек считает, что Святополк предпочел, чтобы поддержку могущественной Франкской империи и Рима, не принявших Славянская литургия.

В результате археолог подчеркивает: «Ученики Мефодия были изгнаны из Великой Моравии. По этой причине его ученики отправились в Болгарию и распространили славянскую литургию среди других славянских народов».

Неопределенный конец империя

Существует несколько теорий о распаде Великоморавская империя. По словам Храстека, один из них основан на вероятное наводнение, но никаких археологических свидетельств обнаружено не было.

Директор утверждает, что второй и самый повторная теория — возможное разрушение империи врагами и/или империи. На самом деле археолог объясняет, что после раскопок, которые он проведенных в Микульчицах, видно, что на этот город.

С другой стороны, при проведенных им раскопках в Старом Месте и Угерске Градиште не было найдено археологических свидетельств того, что империя была разрушена врагами. По этой причине Храстек считает, что Великая Моравия распалась из-за экономических и / или политических проблем.

Несомненно, Моравская империя оставила важный и значительный культурный след в славянских народах. Создание славянского алфавита не только позволило переводить Библию, но и открыло двери для перевода и написания художественных текстов, что делает древнюю Моравию местом зарождения славянской литературы.

Этот документ является базовой лицензией Creative Commons Reconocimiento-NoComercial-SinObraDerivada 4.0 Internacional.


[1] Древний торговый путь, который соединял Северное и Балтийское моря с Италией, Грецией, Черным морем и Египтом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *