Века в русской литературе: Периоды русской литературы

Содержание

от крещения Руси до наших дней, характеристика этапов

Содержание:

  • Основные периоды русской литературы
  • Древнерусская литература
    • Примеры произведений древнерусской литературы
  • Русская литература XVIII века
  • Золотой век русской литературы
  • Русская литература Серебряного века
  • Русская литература советского периода
  • Современная русская литература
  • Основные направления и особенности периодов
  • Авторы каждого периода 
    • Древнерусская литература, XI-XVII век
    • Русская литература XVIII века
    • Золотой век русской литературы, XIX век
    • Русская литература Серебряного века
    • Русская литература советского периода
    • Литература русского зарубежья
    • Современная русская литература

Содержание

  • Основные периоды русской литературы
  • Древнерусская литература
    • Примеры произведений древнерусской литературы
  • Русская литература XVIII века
  • Золотой век русской литературы
  • Русская литература Серебряного века
  • Русская литература советского периода
  • Современная русская литература
  • Основные направления и особенности периодов
  • Авторы каждого периода 
    • Древнерусская литература, XI-XVII век
    • Русская литература XVIII века
    • Золотой век русской литературы, XIX век
    • Русская литература Серебряного века
    • Русская литература советского периода
    • Литература русского зарубежья
    • Современная русская литература

Основные периоды русской литературы

Отечественная литература насчитывает тысячелетнюю историю. Русскими писателями созданы лучшие образцы мировой художественной культуры.

Литературоведы выделяют такую периодизацию:

  1. Древнерусский период — XI-XVII век.
  2. Литература XVIII века.
  3. Литература золотого века — XIX век.
  4. Серебряный век — конец XIX начало XX века.
  5. Русская литература советского периода — 1922-1991год.
  6. Современный период.

Древнерусская литература

Первые тексты появились в рукописном виде. Это были исторические и религиозные тексты Киевской и Московской Руси. Первые книжники на Руси были греками. Поэтому вся литература состояла из переводов с греческого.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Основные жанры:

  • житие;
  • слово;
  • евангелие;
  • летопись.

Примечание

«Повесть временных лет» — пример древнейшей русской летописи.

С принятием христианства и появления письменности началось развитие русской литературы. Сначала были переписчики и переводчики. Книги писались на

пергаменте. Письменные источники имели прикладной характер и были религиозными по содержанию.

Из сохранившихся древнейших русских рукописей XI-XIII веков абсолютное большинство — это Евангелия, Псалтыри, богослужебные книги, например, «Слово о законе и благодати».

Каждая книга носила канонический характер, т. к. писалась с соблюдением принятых норм. Новизна исключалась.

Во второй трети XIII века книжная культура практически не развивалась из-за порабощения Руси Золотой Ордой.

В XV веке появилась первая публицистическая литература.

В XVI веке зародилась поэзия.

Примеры произведений древнерусской литературы

«Остромирово евангелие» — это древнейшая рукописная книга, автор — мастер книжного дела Григорий завершил ее 1057 году.

Рукопись была заказана киевским князем Изяславом Ярославичем. Содержит 294 листа, украшенных миниатюрами с изображением евангелистов. Хранится в петербургской публичной библиотеке.

Особое место занимает литературный памятник «Слово о полку Игореве», автор которого не установлен, считается главным памятником древнерусской литературы. Повествует о походе князя Игоря на половцев, который окончился поражением и пленом. Жанр — эпическая песнь. Написано не позже XIII века.

«Слово» отличает поэтический ритм. В нем звучат мотивы русской народной поэзии. Присутствуют поэтические описания природы. Главная идея — объединение русских князей для борьбы с половцами. Сделано несколько переводов «Слова» на современный русский язык. Наиболее талантливыми считаются варианты у Василия Жуковского, Николая Заболоцкого, Дмитрия Лихачева.

Одним из наиболее ярких памятников русской средневековой литературы считается

«Житие» Протопопа Аввакума.

Русская литература XVIII века

Этот период получил название — «Век русского Просвещения».

Периоды:

  1. Литература Петровского времени — появление светской литературы, отход от религиозной тематики.
  2. Формирование классицизма, создание нового жанра, развитие литературного языка.
  3. Эволюция классицизма, расцвет сатиры, зарождение сентиментализма.
  4. Кризис классицизма, расцвет сентиментализма, появление, реалистичных тенденций.

Великие писатели-просветители:

  • Ломоносов М.В.;
  • Фонвизин Д.И.;
  • Державин Г.Р.;
  • Карамзин Н.М.

Золотой век русской литературы

«Золотым веком» русской литературы считается первая треть XIX в., время великих поэтов: А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова.

Это век настоящей русской поэзии, который начался поэтами–романтиками: В.А. Жуковским, Е.А. Баратынским, К.Н. Батюшковым. Завершен творчеством Ф.И. Тютчева.

Впервые в литературе поэты пытались осмыслить свое предназначение, общественную роль. Поэта в России стали называть пророком.

Начала развиваться проза, вначале под влиянием английских исторических романов Вальтера Скотта, переводы которых пользовались огромной популярностью. Впервые историческую отечественную повесть «Капитанская дочка» о временах Пугачевского бунта создает А.С. Пушкин.

В литературу благодаря «Евгению Онегину» входит образ «лишнего человека», из гоголевской «Шинели» читатель узнает о «маленьком человеке». Таким образом, формируется реализм, который надолго займет в литературе главенствующее место.

Примечание

Писатели поднимают общественно-политические проблемы. Развивается жанр городского реалистического романа. Создают свои произведения Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, И.А. Гончаров. В литературу приходит исследование психологии личности.

В этот период поэзия приобретает социальную проблематику, которая четко обозначена в некрасовской поэме «Кому на Руси жить хорошо?», где ярко показана тяжелая и беспросветная жизнь русского народа. Мастером литературного жанра — рассказа стал А.П. Чехов. Пьесы Максима Горького отличаются драматичностью и яркими характерами. 

Русская литература Серебряного века

Серебряный век — это небольшой, до 1917 года, период развития русской словесности. Назван по аналогу золотого века. Термин ввел русский философ, поэт и литературный критик В. С. Соловьёв. Это время появления целой плеяды талантливых поэтов, новых литературных направлений, время поиска эстетического идеала. Век отличает появление поэтических шедевров, вошедших в мировую художественную культуру.

Поэты-символисты Александр Белый, Константин Бальмонт, Валерий Брюсов, ранний Александр Блок создавали новое мистическое искусство. На грани развала старого мира они уходили от действительности в постижение души, Божественной сущности мира.

В противовес им акмеисты ратовали за реальную действительность. Это четко проявилось в поэзии Николая Гумилева, Анны Ахматовой.

Футуристы — Владимир Маяковский, Велемир Хлебников — вышли на арену поэзии с отрицанием всей предшествующей культуры, призывая сбросить мастеров прошлого с «парохода современности». Называлось это «пощечиной общественному вкусу».

Имажинистов отличали бунтарство и эпатажность. В это же время возникает жанр новокрестьянской поэзии, куда входили поэты крестьянского происхождения. Среди них выделялся Сергей Есенин.

Русская литература советского периода

Литература советского периода делится на две большие группы: советские писатели, работавшие в жанре социалистического реализма на родине, и писатели русского зарубежья, вошедшие в эмиграцию второй и третьей волны.

Основные этапы литературы советского периода:

  1. В начале 20-х годов в творчестве существовала свобода, которая породила многообразие школ, направлений, литературных группировок. После усиления идеологического нажима писатель должен был стать проводником идей пролетариата, иначе его книги для народа переставали существовать.
  2. В 30-е и до половины 50-х годов прошлого века не было создано сколько-нибудь значимых произведений. Представители официальной литературы создавали свои произведения под надзором советской цензуры и нажимом социалистической идеологии.
  3. Во второй половине 50-х начинается новый этап, названный «оттепелью». В политической системе начинается «застой». Ломаются каноны соцреализма. Литература поднимает нравственные и экологические проблемы. Писатели обращаются к злободневным темам современности, среди них Валентин Распутин, Виктор Астафьев.
  4. С начала перестройки, с 1985 года, начался новый период литературного развития. Наступил период возвращения литературы русского зарубежья. До этого года страна не знала авторов русской эмиграции. Публиковать их было запрещено, из библиотек изымали книги уехавших на запад авторов. Произведения распространялись тайно. Называлось они самиздатом, а хранение их грозило лишением свободы.

После перестройки авторов зарубежья начали публиковать толстые литературно-художественные журналы. Среди возвращенных значимые публикации:

  • романы «Дети Арбата» Анатолия Рыбакова;
  • «Новое назначение» Александра Бека;
  • «Доктор Живаго» Бориса Пастернака;
  • «Колымские рассказы» Варлама Шаламова;
  • книги Михаила Булгакова;
  • произведения Василия Аксенова;
  • книги Александра Солженицина.

Современная русская литература

Освободившись от цензуры, литература начала набирать новую силу и формировалась под воздействием возвращенной литературы.

Этот период отличает многообразие форм и направлений. Основной жанр — проза. Поэзия отходит на второй план. Романы, повести выходят на все вкусы и потребности общества. Это исторические, любовные, приключенческие, бульварные романы, детективы, фэнтези.

На полках книжных магазинах можно найти в изобилии интеллектуальную и массовую литературу.

Определение

Определение

Массовой или паралитературой (от греч. παρα- — около) стали называть тексты, основное назначение которых — коммерческий спрос. Эти книги обычно называют легким чтением, не требующим серьезного размышления. Типичный пример — Дарья Донцова.

Не случайно в это период выходит огромное количество детективов, любовных романов, авторы которых женщины: Александра Маринина, Татьяна Устинова, Екатерина Вильмонт и др.

В то же время активно развивается интеллектуальная литература. Это книги, предназначенные для вдумчивого чтения, требующие подключения интеллекта во время чтения. Пищу для ума можно найти в книгах Даниэля Орлова, Андрея Волос, Валерия Бочкова, Михаила Тарковского и др.

В связи со сменой идеологи изменились взгляды на роль писателя. Он перестал играть значимую роль в обществе, которую выполнял прежде.

Сегодня огромное количество авторов публикуется в интернете на различных порталах, например, «Проза. ру». Блогеры публикуют свое творчество на различных каналах. Поэтому значимость автора часто определяется количеством подписчиков.

Примечание

Издатели, отслеживая уровень популярности авторов по этому признаку, предлагают опубликовать тексты отдельной книгой, как коммерческий проект, который принесет автору неплохую прибыль. Появилась новая оценка творчества: если тебя читают в интернете, значит, ты — писатель.

Основные направления и особенности периодов

Развитие русской литературы связано с историческими событиями, происходившими как в нашей стране, так и в мире.

  1. Древнюю Русь ослабляли княжеские междоусобицы, ссоры феодалов, набеги кочевых племен. Поэтому в «Слове о полку Игореве» звучит патриотическая тема объединения русских князей и защита русских земель от врагов.
  2. В период реформы Петра I под влиянием западной культуры рождается русская светская культура, и появляется литература, обслуживающая интересы дворянства. В литературе зарождаются классицизм, сентиментализм.
  3. Восстание декабристов на Сенатской площади 14 декабря 1825 г. и жестокая расправа с участниками восстания заставили писателей задуматься о судьбе с России. Поэтому в литературу приходит гражданская лирика. Развивается новое направление — реализм.
  4. В период реакции резко пресекается всяческое свободомыслие. Наступает «эпоха безвременья». В русской литературе появляются мрачные настроения, создающие ощущение безвыходности. Начинается эпоха сатиры, пример, творчество Н. В. Гоголя. Развивается гражданская тематика: конфликт личности и общества звучит в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
  5. С приходом к власти Александра II и в период отмены крепостного права, в 1861 году, начинается рост освободительного движения. В литературе появляется тема нигилизма, отрицавшего ценности дворянства, пример, И. С. Тургенев, роман «Отцы и дети». Социалистические и революционные идеи общества находят отражение в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».
  6. К концу века реализм, выразив себя в полной мере, начинает угасать. На смену приходит декадентская литература. Ее отличительные черты: мистицизм, религиозность и предчувствие перемен в стране.
  7. На рубеже XIX и XX веков наступает очень короткий период: время расцвета русской поэзии, время экспериментов в искусстве. Направления: неореализм, футуризм, акмеизм, символизм, имажинизм, новокрестьяская поэзия. В то же время в обществе возникает ощущение кризиса цивилизации, понимание краха капитализма как общественного строя и одиночества человека. Эта тема звучит в поэзии Александра Блока: «Век девятнадцатый, железный, воистину жестокий век!»
  8. Наступивший после Октябрьской революции хаос в стране, трагически сказавшийся на судьбах людей, отражается в творчестве Сергея Есенина, «Русь Советская», в романе Михаила Шолохова «Тихий Дон», романе Михаила Булгакова «Белая гвардия».
  9. В период сталинского режима, когда был установлен тоталитарный режим контроля над творчеством, обостряется проблема художника и власти. Ее развивает Михаил Булгаков в романе «Мастер и Маргарита», рассказывая о трагической судьбе настоящего писателя-мастера. Весь ужас времени испытали на себе поэты О. Э. Мандельштам, А. А. Ахматова, М. И. Цветаева, писатели А. П. Платонов, М. М. Зощенко, Б. Л. Пастернак.
  10. Великая Отечественная война, 1941 – 1945 гг., стала началом большого литературного направления, поднявшего тему патриотизма. На долгие годы эта тема вошла в литературу и стала одной их доминирующих. «Окопную правду» показал Виктор Некрасов в повести «В окопах Сталинграда». Б. Л. Васильев в повести «А зори здесь тихие». Эта тема привела в литературу талантливых авторов: Василя Быкова, Владимира Богомолова, Виктора Астафьева и других.
  11. В 70-е годы начинается взлет советской поэзии. Популярной становится тема гражданской лирики. Поэты выходят на площади, выступают в университетах, собирают огромные аудитории. Среди наиболее популярных Роберт Рождественский, Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко, Бэлла Ахмадулина. Появляется бардовская или авторская поэзия, которую пели под гитару Булат Окуджава, Владимир Высоцкий.
  12. В «эпоху застоя», 70-е – 80-е годы, появляются писатели-«деревенщики», в произведениях которых звучат темы разрушения русской деревни. Это Валентин Распутин, Федор Абрамов, Василий Шукшин, Василий Белов.
  13. В период перестройки впервые открыто вошла в литературу тема Гулага, или «лагерная» тема. Ее открыл Александр Солженицын рассказом «Один день Ивана Денисовича».
  14. В последние два десятилетия активно развивается направления постмодернизма и модернизма, которые представляют Татьяна Толстая, Виктор Пелевин, Владимир Сорокин, Дмитрий Глуховский и др.

Авторы каждого периода 

Древнерусская литература, XI-XVII век

  1. Кирилл Туровский, «Притча о душе, и о теле».
  2. Митрополит Иларион, «Слово о законе и благодати».
  3. Переписка Ивана Грозного с Курбским.
  4. «Повесть временных лет».
  5. «Повесть о Петре и Февронии».
  6. «Путешествие Афанасия Никитина за три моря».
  7. «Слово Даниила Заточника, написанное им своему князю Ярославу Владимировичу».
  8. «Слово о полку Игореве».

Русская литература XVIII века

  1. Державин Гавриил Романович, ода «Фелица».
  2. Кантемир Антиох Дмитриевич, сатира «На хулящих учение».
  3. Ломоносов Михаил Васильевич, героическая поэма «Петр Великий».
  4. Муравьёв Михаил Никитич: стихи и басни.
  5. Радищев Александр Николаевич: публицистика «Путешествие из Петербурга в Москву», «Житие Федора Васильевича Ушакова».
  6. Сумароков Александр Петрович: оды, элегии, песни, мадригалы.
  7. Тредиаковский Василий Кириллович: стихи и переводы.
  8. Фонвизин Павел Иванович, пьеса «Недоросль».
  9. Херасков Михаил Матвеевич: эпические поэмы, романы «Чесмесский бой», «Владимир Возрождённый», «Бахариана», дидактический роман «Нума, или Процветающий Рим».

Золотой век русской литературы, XIX век

Поэзия
  1. Баратынский Евгений Абрамович.
  2. Бестужев-Марлинский Александр Александрович.
  3. Батюшков Константин Николаевич.
  4. Веневитинов, Дмитрий Владимирович.
  5. Дельвиг Антон Антонович.
  6. Жуковский Василий Андреевич, поэма «Светлана».
  7. Крылов Иван Андреевич, Басни.
  8. Лермонтов Михаил Юрьевич, роман «Герой нашего времени».
  9. Майков Аполлон Николаевич.
  10. Пушкин Александр Сергеевич: роман «Евгений Онегин», повесть «Капитанская дочка», сказки.
  11. Некрасов Николай Алексеевич, поэма «Кому на Руси жить хорошо».
  12. Тютчев Фёдор Иванович.
  13. Фет Афанасий Афанасьевич.
  14. Языков Николай Михайлович.
Проза
  1. Герцен Александр Иванович, автобиография «Былое и думы».
  2. Гоголь Николай Васильевич: «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород», «Ревизор», «Мертвые души».
  3. Гончаров Иван Александрович: «Обыкновенная история», «Фрегат «Паллада», «Обломов», «Обрыв».
  4. Достоевский Фёдор Михайлович: «Преступление и наказание», «Идиот» «Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы».
  5. Одоевский Владимир Фёдорович: «Пестрые сказки», «Русские ночи».
  6. Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович: «Губернские очерки», «Помпадуры и помпадурши», «История одного города», «Господа Головлевы», «Сказки».
  7. Толстой Лев Николаевич: «Детство, Отрочество, Юность», «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение».
  8. Тургенев Иван Сергеевич: «Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне», «Первая любовь», «Отцы и дети», «Дым».
Драматургия
  1. Грибоедов Александр Сергеевич, «Горе от ума».
  2. Островский Александр Николаевич: пьесы «Гроза», «Лес», «Бесприданница», «Бедность не порок».
  3. Писемский Алексей Феофилактович: роман «Тысяча душ», пьеса из народной жизни «Горькая судьбина».
  4. Соллогуб Владимир Александрович: «Мелкий бес», «Ночные пляски», «Победа смерти».
  5. Толстой Алексей Константинович, «Князь Серебряный».

Русская литература Серебряного века

Поэзия
  1. Анна Ахматова.
  2. Константин Бальмонт.
  3. Андрей Белый.
  4. Александр Блок.
  5. Валерий Брюсов.
  6. Иван Бунин.
  7. Волошин Максимилиан.
  8. Зинаида Гиппиус.
  9. Николай Гумилев.
  10. Сергей Есенин.
  11. Игорь Северянин.
  12. Марина Цветаева.
  13. Саша Черный.

Русская литература советского периода

20 — 30-е годы
  1. Исаак Эммануилович Бабель.
  2. Михаил Афанасьевич Булгаков.
  3. Иван Алексеевич Бунин.
  4. Аркадий Петрович Гайдар.
  5. Максим Горький (настоящее имя — Алексей Максимович Пешков).
  6. Александр Грин.
  7. Евгений Иванович Замятин.
  8. Михаил Михайлович Зощенко.
  9. Александр Иванович Куприн.
  10. Владимир Владимирович Набоков.
  11. Николай Алексеевич Островский.
  12. Михаил Михайлович Пришвин.
  13. Александр Александрович Фадеев.
  14. Илья Григорьевич Эренбург.
  15. Михаил Александрович Шолохов.
40—50-е годы
  1. Вениамин Александрович Каверин.
  2. Валентин Петрович Катаев.
  3. Константин Георгиевич Паустовский.
  4. Алексей Николаевич Толстой.
60—90-е годы
  1. Чингиз Торекулович Айтматов, роман «И дольше века длится день».
  2. Светлана Александровна Алексиевич: «У войны не женское лицо», «Цинковые мальчики», «Чернобыльская молитва».
  3. Виктор Петрович Астафьев: «Царь-рыба», «Деревенский детектив.
  4. Василь Владимирович Быков: повести «Третья ракета», «Альпийская баллада», «Пойти и не вернуться».
  5. Юрий Васильевич Бондарев, роман «Горячий снег».
  6. Борис Львович Васильев, повесть «А зори здесь тихие».
  7. Веллер Михаил Иосифович, сборник «Прогулки по Невскому проспекту».
  8. Даниил Александрович Гранин, роман «Иду на грозу».
  9. Сергей Донатович Довлатов: книга рассказов «Чемодан», повесть «Иностранка».
  10. Венедикт Васильевич Ерофеев, поэма в прозе «Москва-Петушки».
  11. Виль Владимирович Липатов, повесть «Житие Ванюшки Мурзина».
  12. Виктор Платонович Некрасов, роман «В окопах Сталинграда».
  13. Анатолий Игнатьевич Приставкин, повесть «Ночевала тучка золотая».
  14. Анатолий Наумович Рыбаков: романы «Кортик», «Дети Арбата».
  15. Токарева Виктория Самойловна, рассказы.
  16. Юрий Валентинович Трифонов, роман «Дом на набережной».
  17. Василий Макарович Шукшин: рассказы, повесть «Калина красная».
  18. Юрий Маркович Нагибин: рассказы, киносценарии.

Литература русского зарубежья

  1. Василий Аксёнов: романы «Остров Крым», «Московская сага», «Скажи изюм», «Таинственная страсть».
  2. Александр Бек, роман «Новое назначение».
  3. Войнович Владимир Николаевич: романы «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина», «Москва 2042», «Автопортрет. Роман моей жизни».
  4. Довлатов Сергей Донатович: рассказы, повести «Зона: Записки надзирателя», «Иностранка», «Заповедник». 
  5. Борис Пастернак, роман Доктор Живаго».
  6. Анатолий Рыбаков, роман «Дети Арбата».
  7. Александр Солженицын: «Архипелаг ГУЛАГ», «В круге первом», «Красное колесо», «Матренин двор», «Один день Ивана Денисовича», «Раковый корпус».
  8. Варлам Шаламов, «Колымские рассказы».

Современная русская литература

  1. Борис Акунин (Григорий Шалвович Чхартишвили), серия романов «Приключения Эраста Фандорина».
  2. Вильмонт Екатерина Николаевна: любовные романы, детективы.
  3. Волос Андрей Германович: романы «Хуррамабад», «Аниматор», «Возвращение в Панджруд.
  4. Гришковец Евгений Валерьевич: книги рассказов «Рубашка», «Как я съел собаку», «Планка».
  5. Минаев Сергей Сергеевич: «Дyxless. Повесть о ненастоящем человеке», Media Sapiens 2. Дневник информационного террориста», «Духless 21 века. Селфи».
  6. Пелевин Виктор Олегович: «Жизнь насекомых», «Чапаев и Пустота», «Тайные виды на гору Фудзи».
  7. Прилепин Захар (Евгений Николаевич): романы «Обитель», «Санькя», «Патологии», «Взвод».
  8. Рубина Дина Ильинична: романы «Вот идёт Мессия!», «На солнечной стороне улицы», «Белая голубка Кордовы», «Наполеонов обоз».
  9. Сорокин Владимир Георгиевич: романы «Голубое сало», «Теллурия», «Манарага».
  10. Улицкая Людмила Евгеньевна: повесть «Сонечка», семейная хроника «Медея и её дети», роман «Казус Кукоцкого», роман-притча «Лестница Якова».
  11. Устинова Татьяна Витальевна: романы «Где-то на краю света», «Гений пустого места», «Всегда говори «всегда».
  12. Яхина Гузель Шамилевна, роман «Зулейха открывает глаза».

как он повлиял на современную культуру и на нас? — T&P

Золотой век — это одно из таких клише, которое прикреплено к литературе XIX века, и не очень понятно, какой период оно обозначает. Есть попытки определять это как хронологический период от Пушкина до Толстого, между рождением Пушкина и смертью Чехова, весь XIX век. И ко всему этому есть вопросы, потому что не очень понятно, почему до Толстого. Вот смерть Чехова — хотя Толстой, на самом деле, умер позже Чехова, и вроде как получается, что 6 лет до смерти Толстого как-то сюда не вписываются. В рамках курса от «Университета 8 кленов» разбираемся, в каких же временных рамках пролегает этот Золотой век и кто его сформировал.

Татьяна Трофимова

Кандидат филологических наук, преподаватель совместного бакалавриата Высшей школы экономики и Российской экономической школы, специалист по истории русской литературы XIX века

Что такое Золотой век в литературе?

Иногда говорят, что Золотой век — это когда литература начинает интересоваться человеком, изучать его, думать о том, как он вообще устроен, какой у него внутренний мир, как об этом можно говорить. Есть определение, что это «жизнетворчество, отраженное в литературе», когда и реальность, и человеческие проблемы, эмоции, начинают волновать литературу очень близко, и она пишет о них, соответственно, это и является Золотым веком. У этого определения тоже есть некоторые проблемы, потому что литература почти всегда интересуется реальностью, тем, что происходит с человеком.

Есть определение Золотого века от человека, жившего внутри этого XIX столетия. И в тот период каждому новому критику казалось, что он уже закончился. Само определение Золотого века, что это вся литература, «проникнутая единым духом, стремлением и порывом», появилось в середине XIX века, когда казалось, что Золотой век был до этого, когда все, действительно, как-то думали в одном направлении.

И вот эти попытки его локализовать — они были бесконечны, поэтому сразу же хотела сказать, что не знаю, насколько продуктивно думать про XIX век русской литературы и русскую классику в термине Золотого века. Несомненно то, что это был значительный период, оставивший большое количество текстов, которые были известны не только у нас, но и за рубежом.

Говорят, что литература XIX века — это образцовые произведения, задающие канон своего жанра, что это начало развития русского литературного языка, что это какая-то острая реакция на общественно-политическую ситуацию, что это просто корпус книг, которые должен прочитать каждый образованный человек.

И есть любимая моя история, с которой все приходят, что это какая-то цепочка авторов. Вот они после школы располагаются в нашем сознании такой интересной вереницей, там и Пушкин, и Лермонтов, и Гоголь, и Тургенев, и Гончаров, и Достоевский, и Толстой, и Чехов. Кажется, так разворачивается эта вся экспозиция. И они выстраиваются в какую-то линию, когда каждый за другим что-то повторял.

Это все — тоже набор клише, которые существуют по этому поводу. Это не значит, что с ними что-то не так. С ними, в общем, все в порядке, и доля правды есть в каждом из них. Другое дело, что за этими обкатанными выражениями мы, в общем, уже не очень хорошо понимаем, что скрывается. То есть мы не видим никакого процесса литературного, мы не видим смысла за этим: что там за литературный язык появился, почему произошел расцвет русской литературы, где там и какая общественно-политическая ситуация, если мы просто ее не видим в текстах. То есть это все — такие обкатанные выражения, которые на самом деле затуманивают суть литературного процесса XIX века.

Писатели и читатели в XIX веке

Раньше с литературным рынком все было очень сложно, гораздо сложнее, чем сейчас. Отбросим муки творчества, пойдем сразу к издателям. Писатель мог опубликовать книжку, но это было страшно дорого, на это не соглашался издатель, потому что ему нужны были гарантии, что затраты окупятся при продаже книги. А как узнать, хороший ли это писатель, можно ли его издавать, и что ему это сулит — тоже непонятно. С другой стороны, даже если писатель издал свою книжку, есть читатель. Для читателя книги очень дорогие, и тоже непонятно, что покупать. Чтобы купить, нужно какое-то экспертное мнение по этому поводу, например, критика. Тогда еще нет магазинов, в которых есть выкладка на центральной тумбе, как сейчас, или разнообразия каких-то стикеров приклеенных, которые привлекают внимание. Поэтому в XIX веке читатель вынужден ориентироваться как-то по-другому.

Поэтому появляется формат журнала, и он существует весь XIX век. Самый популярный журнал — «Современник», его основал Пушкин для этих целей. После смерти Пушкина он сколько-то еще просуществовал у его наследников в управлении, после чего его в 1846 году решил купить Некрасов, а в 1847 году начал издавать. Некрасов, которого мы в принципе знаем как поэта, всю жизнь был издателем. Он издавал «Современник», потом, когда «Современник» закрыли, он взял в аренду журнал «Отечественные записки», который тоже существовал все это время. Но есть еще, наверное, два известных журнала: с 1856 года начинает издаваться «Русский вестник», и все это время существует «Библиотека для чтения». Для читателей эти журналы были окном в мир литературы и актуальных тенденций.

Там можно было прочитать статьи и критику, а также фрагменты новых произведений. Писатели так могли заявить о себе и рассказать широкой публике о своем новом произведении. То есть мы открываем журнал «Современник» — сначала у нас идут какие-то, скорее всего, вступительные статьи, потом следует кусочек из одного текста, потом кусочек из другого, потом какие-то критические статьи, затем всякое-разное, далее что-нибудь про науку, и заканчивается разделом моды. Так выглядел набор.

Соответственно, люди читали очень медленно. Это как сериал: сегодня выпустили серию, придется неделю подождать. Только не неделю, а месяц. Или два, если вдруг что-то пошло не так с изданием журнала. Надо запомнить, что там было, дождаться следующего кусочка.

Многие, набившие руку, авторы развлекались таким форматом. Они заключали договор с издателем журнала, говорили: «У меня есть идея, вот такая». Издатель журнала отвечал: «Отлично, покупаю». Дальше они оговаривали график. Писатель начинает писать, у него нет еще конца, но уже начали показывать первые серии. А дальше он оказывается под таким прессингом: с одной стороны, надо успевать в срок, с другой, читатели ждут, с третьей стороны, критики уже начали обсуждать. Ты еще ничего не дописал, а они уже начали высказываться, все в том же журнале, рядом с тем, что ты опубликовал, а еще лучше — в соседнем. И во всем этом нужно еще как-то дописать этот текст. Вот так они все, в общем-то, и писали.

Надо понимать, насколько грамотным было население, сколько вообще людей могли прочитать эти тексты, кто их читал. В начале 1860-х годов это 60 млн человек, население Российской империи, из них 8% грамотных. Это дворяне, мещане и разночинцы. Но больше всего дворяне. То есть мы понимаем, что около 5 млн активных читателей. То есть надо держать в голове, что читатели были из одного социального среза: это в основном были дворяне, конечно, и писали для них такие же авторы. Значит, обсуждаются те проблемы, которые волнуют именно их, а они все это внимательно читают.

Хотите узнать, как выглядела жизнь дворян в XVIII веке на самом деле? Читайте статьи в просветительском проекте «Университет 8 кленов». Там мы собрали главные материалы о жизни и быте русских дворян.

Главная тенденция XIX века

Одно из самых популярных описаний XIX века — это переход от романтизма к реализму.

В романтизме герой как бы существует отдельно от всего мира. Для него окружающая среда — это как бы задник для его выхода, герой не встроен в среду никаким образом. Такой человек отправляется в горный пейзаж в вечернем фраке, со слугой, потому что, ну, он как бы такой посредник между ним и некомфортным миром вокруг него. Романтический герой вообще не хочет иметь никаких отношений с этой реальностью, он противопоставлен обществу, потому что оно его не понимает, ему не нравится государство, потому что это какая-то конструкция, в которую он не хочет вписываться. Его иногда устраивает какой-то эпический пейзаж за его спиной, он как-то готов на нем показаться. Все остальное ему не нравится. Когда ему не нравится, он разочарован, он снисходительно относится ко всем остальным.

Вы наверняка встречались с такими персонажами: вот Евгений Онегин — это типичный романтический герой. Печорин — еще более типичный, хотя он был написан после «Евгения Онегина», и Лермонтов подражал этому произведению, но, тем не менее, у него оказался герой еще более типичным, с таким романтическим мировоззрением — ему скучно, и он ищет, как нагенерировать себе какие-то эмоции, но в принципе ему не очень интересно жить.

Переход к реализму случается, когда герой становится частью окружающей его реальности, когда он находится внутри системы, внутри общества, когда он может вручную вспахать землю и не просто так, а с каким-то мотивом. Это уже герой Левин из «Войны и Мира», но не он ставит финальную точку в превращении русской литературы.

Разбить произведения девятнадцатого века (особенно второй половины) на писателей, выстроенных в хронологическом порядке (как это делают в школе) немного сложно. Важно смотреть на все одновременно, потому что публиковались и «взлетали» мэтры литературы иногда одновременно, иногда вдохновлялись друг другом. Более того, у них была общая площадка — это журнал «Современник».

Новые герои

Белинский, самый известный критик XIX века, ставит ключевой вопрос. Он говорит, что в 1845 году у нас есть Пушкин, есть Лермонтов, есть Гоголь — и нет литературы. То есть у нас Пушкин умер, Лермонтов умер, Гоголь в 1842 году опубликовал «Мертвые души» и молчит. «А читать-то нам что?» — говорит Белинский. Нет литературы. То есть таким образом большой русской классики не построишь, если мы будем постоянно ждать каждого большого автора, когда он произведет новый текст, мы тут с ума сойдем, а самое главное, что читать мы будем, скорее всего, переводную французскую литературу.

Что предлагал делать Белинский? У него была идея, что нужно нанять много писателей, которые как-то пишут, и пусть они о чем-нибудь пишут. Пусть они прочитают внимательно «Мертвые души» Гоголя и попытаются что-то в этом духе, какие-то отдельные сюжеты и темы из этого Гоголя, развить, и из этого создать много художественных текстов, которые мы все будем читать.

И появляется такое явление, как «натуральная школа», когда много совершенно неизвестных писателей создает огромное количество текстов в течение 1845 года. Это в основном очерки. Очерки — потому что это была популярная французская форма, такой физиологический очерк. Это очерки про дворников, шарманщиков, про каких-то продавцов одежды, про людей, которые развозят воду. При этом «натуральная школа» собирает массу критики, потому что справедливо говорят, что, во-первых, низы — это хорошо, но мы как бы хотим и что-то другое еще. Не очень понятно, как переходить от этого. Во-вторых, это все написано довольно плохим языком, и не очень понятно, куда двигаться с этим дальше.

И тут появляется роман Достоевского «Бедные люди», написанный в форме эпистолярного романа, романа в письмах (суперархаичного жанра) и изобилующий отсылками к «Станционному смотрителю» и «Шинели», который произвел настоящий культурный взрыв. Герои впервые открыто и искренне заговорили о своих чувствах.

В этом смысле Достоевский производит революцию: он считает, что человек может начать сам рассказывать о себе. И почему это еще важно? Достоевский прямо на следующий год после этой обруганной «натуральной школы» совершает вот такую революцию в литературе, резко двигает ее дальше.

Он дает возможность говорить высоким языком о новом типе героев, о «маленьком человеке». Это становится стартовой площадкой для большой русской литературы.

Вслед за Достоевским открывается обсуждение о «лишних людях» — это те самые романтические герои, которые были и до этого. К ним вернулись с мыслью: «давайте обсудим этих неприспособленных к делу романтиков и поймем, как с ними быть». Собственно, два романа, которые сегодня нас волнуют из большого потока 1847 года — это «Обыкновенная история», дебют Гончарова, до этого Гончарова нет в литературе, и роман «Кто виноват?» Герцена. Большой поток случился, потому что начал издаваться журнал «Современник», наконец, появилось место, где можно публиковать эти тексты, и они будут внимательно прочитаны. Журнал издается, там есть редактор, который смотрит, отбирает, дает какой-то фидбэк. Это такое важное дело, которое влияет на развитие литературы. Эти два романа рассказывают про разрыв представления о реальности, какого-то образа, мечты и того, что происходит в действительности.

Продолжением истории «лишнего человека» становится заданный Тургеневым в 50-х тренд, который лучше всего считывается в его романе «Ася». Здесь Тургенев уже нашел свои стиль и форму. У него появляется герой со своими убеждениями, он куда-то приезжает, думает о своей жизни, влюбляется, а после момента объяснения может произойти все, что угодно. В случае «Аси», когда Ася говорит герою о своих чувствах, герой внезапно отвечает, что она его ставит в неловкую ситуацию, он не знает, как на это реагировать, и вообще барышня не должна себя так вести. В общем, он ее полностью отчитывает, Ася вместе со своим братом, знакомым этого героя, уезжают. После чего герой понимает, что он ошибся, что надо было как-то по-другому отреагировать, и Ася на самом деле ему нравится. Он тратит бесконечно свою жизнь на то, чтобы пытаться найти ее где-то в Европе.

Про это очень хорошо сказал Чернышевский, который написал критическую статью «Русский человек на рандеву» про «Асю». Он говорит, что герой Тургенева — это просто типичный русский человек, который не способен принять ни одно решение. Как только он оказывается в ситуации, когда от него нужно какое-то действие, — все, никакого действия он не совершит. Он потонет в своих собственных сомнениях, он не захочет ничего делать, и в итоге все закончится тем, что он все бросит, порушит и сбежит. Вот такой у нас человек. А почему у нас такой человек? А потому что у нас общественного представительства нет. Потому что так эти наши люди участвуют в общественной жизни, у них нет практики принятия решений, взятия на себя ответственности и так далее.

Следом за этим мы видим еще один новый тренд, группу произведений — она называется «роман испытания личности». Этот термин предложил литературовед Бахтин. Это была очередная попытка найти, как приспособить «лишнего человека», романтика к этой действительности. Авторы и критики долго обсуждали, что же должно произойти с героем, чтобы он перестал топтаться на одном месте, сбегать или стагнировать, и решили, что он должен пройти через кризис, сам себя воспитать каким-то образом и пересмотреть всю свою систему ценностей, наконец, приспособиться как-то к этой действительности. После чего возникает вопрос: а что в этой действительности надо делать? И дальше вот эта бесконечная череда, когда этот деятельный герой пытается понять, что ему делать.

В этот момент Гончаров предлагает своего «Обломова». Я думаю, что вы чувствуете иронию Гончарова, потому что все ищут, куда бы героя приспособить к деятельности, а Обломов в романе, собственно, лежит на диване, и ничего не происходит. Лежит в халате с восточными узорами, в тапочках. Событие — спустить ногу с дивана. Все к нему там приходят, он никуда не едет, в отличие от героев Тургенева. И когда он пытается со Штольцем порассуждать, Обломов описывает свою идеальную жизнь так скучно по меркам романтического героя: тихая жизнь в Обломовке с женой и детьми. Штольц возмущается, что это же обломовщина, никакой деятельности нет. На что ему Обломов отвечает, если говорить простыми словами: «А зачем? А разве не все мечтают об этом? Вся вот эта суета, ты бесконечно ездишь в поездки, что-то там делаешь, крутишься, не спишь нормально, не ешь нормально, все откладываешь на потом, потому что вот сейчас ты там поработаешь, заработаешь — и, наконец, сможешь делать то, что я делаю уже сейчас. Не вижу смысла входить в эту стадию активной деятельности».

При этом из романа мы узнаем, что Обломов тоже когда-то думал, что он хочет послужить на госслужбе, он закончил университет, у него было много идей. То есть он был тем самым героем, сначала лишним, потому что он воспитывался в Обломовке, где его всячески ограждали от всяких неожиданных моментов его жизни. То есть он был очень идеализированный человек. Затем он что-то попытался, быстро разочаровался, а дальше решил просто не пытаться никаким образом и прилечь на диван.

Для критиков это был шокирующий герой. При этом все сказали: «Да, Гончаров утрирует, но в целом довольно верно уловил все симптомы, и это действительно люди, которым что-то мешает вообще в принципе действовать. Вот он лежит на диване, вот такой у нас герой времени, не очень понятно, как из всего этого выходить». И это происходит одновременно с «Дворянским гнездом», появляется этот текст, одновременно с кучей романов, где обсуждается, как бы мог человек действовать, и так далее. И, в общем, Гончаров говорит: «Никак не мог бы человек действовать». Это его взгляд на эту картину.

Сегодня нам кажется, что «Обломов» — это странный текст, то есть без контекста он выглядит как история про человека, страдающего прокрастинацией, который не может полдня собраться, чтобы что-то сделать. Но на самом деле для современников это про гораздо большее. Потому что он страдает прокрастинацией не на ровном месте. У него соответствующие бэкграунд, образование, попытки что-то сделать, разочарование в этом — и вот, наконец, он лежит. И роман был прочитан таким образом.

Дальше случились «Отцы и дети». Тогда произошла отмена крепостного права, все к 1861 году уже недовольны. Это та самая реформа, которой не был доволен никто: ни те, кто были против, ни те, кто были за, ни те, кто были за в разных вариантах. Все были разочарованы тем, что произошло. Год все помолчали, обдумывая это, и в 1862 году Тургенев выпустил свой роман «Отцы и дети». Он такой один, мы его ни с чем не можем сблизить. Это было очень мощное высказывание. Если вы прочитаете этот роман в контексте, то на самом деле его действие происходит еще до отмены крепостного права. При этом мы видим, что отец Аркадия Кирсанова, друга Базарова, уже пробует применить какие-то новые методы ведения хозяйства в имении без крепостных, когда еще ничего не отменили. То есть он довольно прогрессивный человек. И, тем не менее, даже на место этого прогрессивного, который тот герой, который и деятельный, и пытается что-то делать в своем имении, раз уж не на государственной службе или где-то еще, приходит гораздо более радикальный герой Базаров. Про него говорят — «новый человек».

Базаров радикальный, потому что он начинает все отрицать, его называют нигилистом. Кстати, до романа Тургенева нигилистов не существовало, они появились после, это тоже надо понимать. До его романа слово «нигилист» означало просто «скептик», оно периодически употреблялось, но никакого массового явления за этим не было. То есть не было тех «новых» людей, которые говорят, что природа — это не храм, а мастерская, берем и ставим опыты, потому что они пригодятся, медицина — наше все, потому что практическая деятельность, не боюсь пойти в болото и замарать руки. Таких героев просто не было, они появились потом.

Не просто литература

Казус «Отцов и детей» был в том, что роман вышел в самом консервативном журнале. Не очень понятно, как так вышло, но его сумел купить Катков, издатель «Русского вестника». Катков — консерватор, реакционер. И у него выходит текст про революционного Базарова, который говорит, что все надо скидывать с парохода современности и активно начинать что-то творить. Ответом на это было появление двух критических текстов из профильных журналов — «Современника» и «Русского слова», довольно радикальных изданий. Поскольку революционный роман вышел в консервативном издании, то критики по-разному считали контекст: Алданович сказал, что это карикатура какая-то, Тургенев просто показал свое истинное лицо противника прогресса и высмеял всячески Базарова. А Писарев, наоборот, сказал, что появился новый герой нашего времени, мол, давайте посмотрим на Базарова, надо вести себя, как Базаров, заниматься какими-то такими делами и активнее вмешиваться во все споры, реагировать, препарировать лягушечек, медициной заниматься и так далее.

В ответ на это Катков, издатель этого романа, сказал: «Ну, подождите, смотрите: если мы считаем, что существует такое поколение вот этих активных людей, то почему один считает, что это карикатура, а другой видит себя в ней главным героем?» В этот момент консерваторы спровоцировали такой яркий раскол в литературе и в том, как все происходит, показав, что есть разные течения. Это мы сейчас понимаем, что кажется, что «Отцы и дети» — это чуть ли не манифест дальнейшей революционной молодежи, но на самом деле вся революционная молодежь перессорилась еще из-за самого факта публикации, потому что этот манифест появился не в том месте, где его ждали.

А самое главное произошло потом. В феврале 1862 года Тургенев издал роман полностью, он его не делил на части, это было его условие. А в мае по Петербургу прокатилась волна пожаров — то, что терактом называют сейчас, потому что кто-то поджигал дома, по 20–30 их выгорало, люди не знали, с какого конца все это загорится. В итоге сгорел Апраксин двор, это торговые ряды. Власть на это все посмотрела, решила, что надо закрывать «Современник», «Русское слово», Чернышевского в ссылку. Казалось, что это желание людей как-то действовать и невозможность приспособиться достигли такой критической точки, что вот они вылились в действительность, и начались какие-то беспорядки.

Про это обычно говорят, что сложно переоценить то, насколько русская классика влияла на своих современников. Вот был роман, все его прочитали внимательно — и пошли действовать. И дальше это будет только больше. Литература стала явно превышать свои полномочия просто литературы. Сначала она долго шла по пути какого-то раскачивания героя, поиска места, ответа на вопрос, чем бы заняться человеку с идеалами, представлениями, а в начале 1860-х — литература уже стала площадкой для идей революции.

Вслед за Тургеневым все больше писателей начали обращаться к народу и говорить о нем. Какие-то идеи приживались и их даже пытались повторить на практике, например, старались реализовать коммуну из романа Чернышевского «Что делать?»

Литература стала полем для дебатов на общественно-политические темы, авторы вели настоящие баталии, отвечали друг другу романом на роман. Достоевский отвечал на «Что делать?» своими «Записками из подполья», Чехов пытался сблизиться с Толстым, но не сходился во взглядах. Если снять девятнадцатый век с пьедестала золотой классики, чтимой и лелеемой на уроках литературы, то весь этот культурный пласт можно сравнить с битвой инфлюенсеров еще до того, как это стало мейнстримом.

Мы публикуем сокращенные записи лекций, вебинаров, подкастов — то есть устных выступлений.
Мнение спикера может не совпадать с мнением редакции.
Мы запрашиваем ссылки на первоисточники, но их предоставление остается на усмотрение спикера.

Автобиографические высказывания в русской литературе ХХ века

Автобиографические высказывания в русской литературе ХХ века

Джейн Гэри Харрис

Твердая обложка ISBN: 9780691637679 115 долларов США/95 фунтов стерлингов Мягкая обложка ISBN: 9780691609362 46,00 долларов США / 38,00 фунтов стерлингов электронная книга ISBN: 9781400860753 Доступно как PDF 32,20 доллара США / 26,60 фунта стерлингов 46,00 $ / 38,00 £

Shipping to:

Choose CountryUnited StatesCanadaUnited KingdomAfghanistanAland IslandsAlbaniaAlgeriaAmerican SamoaAndorraAngolaAnguillaAntarcticaAntigua And BarbudaArgentinaArmeniaArubaAustraliaAustriaAzerbaijanBahamasBahrainBangladeshBarbadosBelarusBelgiumBelizeBeninBermudaBhutanBoliviaBonaire, Sint Eustatius and SabaBosnia And HerzegovinaBotswanaBouvet IslandBrazilBritish Indian Ocean TerritoryBrunei DarussalamBulgariaBurkina FasoBurundiCabo VerdeCambodiaCameroonCayman IslandsCentral African RepublicChadChileChinaChristmas IslandCocos (Keeling) IslandsColombiaComorosCongoCongo, Democratic RepublicCook IslandsCosta RicaCote D’IvoireCroatiaCubaCuraçao CyprusCzech RepublicDenmarkDjiboutiDominicaDominican RepublicEcuadorEgyptEl SalvadorEquatorial GuineaEritreaEstoniaEthiopiaFalkland Islands (Мальвинские острова)Фарерские островаФиджиФинляндияФранцияФранцузская ГвианаФранцузская ПолинезияФранцузские Южные ТерриторииГабонГамбияГрузияГерманияГанаГибралтарГрецияГренландияГренадаГваделупаГуамГватемалаГуе rnseyGuineaGuinea-BissauGuyanaHaitiHeard Island & Mcdonald IslandsHoly See (Vatican City State)HondurasHong KongHungaryIcelandIndiaIndonesiaIran, Islamic Republic OfIraqIrelandIsle Of ManIsraelItalyJamaicaJapanJerseyJordanKazakhstanKenyaKiribatiKoreaKorea People’ Republic OfKuwaitKyrgyzstanLao People’s Democratic RepublicLatviaLebanonLesothoLiberiaLibyan Arab JamahiriyaLiechtenstein LithuaniaLuxembourgMacaoMacedoniaMadagascarMalawiMalaysiaMaldivesMaliMaltaMarshall IslandsMartiniqueMauritaniaMauritiusMayotteMexicoMicronesia, Federated States OfMoldovaMonacoMongoliaMontenegroMontserratMoroccoMozambiqueMyanmarNamibiaNauruNepalNetherlandsNew CaledoniaNew ZealandNicaraguaNigerNigeriaNiueNorfolk IslandNorthern Mariana IslandsNorwayOmanPakistanPalauPalestinian Territory, OccupiedPanamaPapua New GuineaParaguayPeruPhilippinesPitcairnPolandPortugalPuerto RicoQatarReunionRomaniaRussian FederationRwandaSaint BarthelemySaint HelenaSaint Китс и НевисСент-ЛюсияСент-МартинСент-Пьер и Микело nSaint Vincent And GrenadinesSamoaSan MarinoSao Tome And PrincipeSaudi ArabiaSenegalSerbiaSeychellesSierra LeoneSingaporeSint Maarten (Dutch part) SlovakiaSloveniaSolomon IslandsSomaliaSouth AfricaSouth Georgia And Sandwich Isl. South SudanSpainSri LankaSudanSurinameSvalbard And Jan MayenSwazilandSwedenSwitzerlandSyrian Arab RepublicTaiwanTajikistanTanzaniaThailandTimor-LesteTogoTokelauTongaTrinidad And TobagoTunisiaTurkeyTurkmenistanTurks And Caicos IslandsTuvaluUgandaUkraineUnited Arab EmiratesUnited States Outlying IslandsUruguayUzbekistanVanuatuVenezuelaViet NamVirgin Islands, BritishVirgin Islands, U.S. Уоллис и ФутунаЗападная СахараЙеменЗамбияЗимбабве

Shipping to:

Choose CountryUnited StatesCanadaUnited KingdomAfghanistanAland IslandsAlbaniaAlgeriaAmerican SamoaAndorraAngolaAnguillaAntarcticaAntigua And BarbudaArgentinaArmeniaArubaAustraliaAustriaAzerbaijanBahamasBahrainBangladeshBarbadosBelarusBelgiumBelizeBeninBermudaBhutanBoliviaBonaire, Sint Eustatius and SabaBosnia And HerzegovinaBotswanaBouvet IslandBrazilBritish Indian Ocean TerritoryBrunei DarussalamBulgariaBurkina FasoBurundiCabo VerdeCambodiaCameroonCayman IslandsCentral African RepublicChadChileChinaChristmas IslandCocos (Keeling) IslandsColombiaComorosCongoCongo, Democratic RepublicCook IslandsCosta RicaCote D’IvoireCroatiaCubaCuraçao CyprusCzech RepublicDenmarkDjiboutiDominicaDominican RepublicEcuadorEgyptEl SalvadorEquatorial GuineaEritreaEstoniaEthiopiaFalkland Islands (Мальвинские острова)Фарерские островаФиджиФинляндияФранцияФранцузская ГвианаФранцузская ПолинезияФранцузские Южные ТерриторииГабонГамбияГрузияГерманияГанаГибралтарГрецияГренландияГренадаГваделупаГуамГватемалаГуе rnseyGuineaGuinea-BissauGuyanaHaitiHeard Island & Mcdonald IslandsHoly See (Vatican City State)HondurasHong KongHungaryIcelandIndiaIndonesiaIran, Islamic Republic OfIraqIrelandIsle Of ManIsraelItalyJamaicaJapanJerseyJordanKazakhstanKenyaKiribatiKoreaKorea People’ Republic OfKuwaitKyrgyzstanLao People’s Democratic RepublicLatviaLebanonLesothoLiberiaLibyan Arab JamahiriyaLiechtenstein LithuaniaLuxembourgMacaoMacedoniaMadagascarMalawiMalaysiaMaldivesMaliMaltaMarshall IslandsMartiniqueMauritaniaMauritiusMayotteMexicoMicronesia, Federated States OfMoldovaMonacoMongoliaMontenegroMontserratMoroccoMozambiqueMyanmarNamibiaNauruNepalNetherlandsNew CaledoniaNew ZealandNicaraguaNigerNigeriaNiueNorfolk IslandNorthern Mariana IslandsNorwayOmanPakistanPalauPalestinian Territory, OccupiedPanamaPapua New GuineaParaguayPeruPhilippinesPitcairnPolandPortugalPuerto RicoQatarReunionRomaniaRussian FederationRwandaSaint BarthelemySaint HelenaSaint Китс и НевисСент-ЛюсияСент-МартинСент-Пьер и Микело nSaint Vincent And GrenadinesSamoaSan MarinoSao Tome And PrincipeSaudi ArabiaSenegalSerbiaSeychellesSierra LeoneSingaporeSint Maarten (Dutch part) SlovakiaSloveniaSolomon IslandsSomaliaSouth AfricaSouth Georgia And Sandwich Isl. South SudanSpainSri LankaSudanSurinameSvalbard And Jan MayenSwazilandSwedenSwitzerlandSyrian Arab RepublicTaiwanTajikistanTanzaniaThailandTimor-LesteTogoTokelauTongaTrinidad And TobagoTunisiaTurkeyTurkmenistanTurks And Caicos IslandsTuvaluUgandaUkraineUnited Arab EmiratesUnited States Outlying IslandsUruguayUzbekistanVanuatuVenezuelaViet NamVirgin Islands, BritishVirgin Islands, U.S. Уоллис и ФутунаЗападная СахараЙеменЗамбияЗимбабве

добавить в корзину добавить в корзину
Об электронных книгах и аудио

Электронная книга в формате PDF должна быть прочитана в нашем мобильном приложении, доступном для телефонов или планшетов Android/iOS. Приложение для настольного компьютера, позволяющее читать PDF-файлы, в настоящее время находится в стадии разработки. Мы обновим наш Страница часто задаваемых вопросов , когда она станет доступной.

Узнайте больше об электронных книгах и аудио от Princeton University Press.

Поддержите свой местный независимый книжный магазин.
  • Соединенные Штаты
  • Канада
  • Великобритания
  • Европа

Литература

  • Под редакцией Джейн Гэри Харрис
    Коллекции:
  • Библиотека наследия Принстона
    Ряд:
  • Исследования Института Гарримана Колумбийского университета

      Твердая обложка

      Купить это
      • Скачать обложку

      Пятнадцать эссе этого тома исследуют необычайный диапазон и разнообразие автобиографического модуса в русской литературе ХХ века с различных критических точек зрения. Они возбудит аппетит у читателей, заинтересованных в выходе за пределы канонических текстов русской литературы. Введение сосредоточено на центральных вопросах и ключевых проблемах современной автобиографической теории и практики как на Западе, так и в Советском Союзе, в то время как каждое эссе рассматривает тот или иной аспект автобиографической практики в контексте работы отдельного автора и часто в диалоге с еще один из включенных писателей. Здесь рассматриваются сначала экспериментальные сочинения первых лет ХХ века — Розанова, Ремизова и Белого; во-вторых, уникальные автобиографические высказывания середины 19с 20-х по начало 1940-х — Мандельштам, Пастернак, Олеша и Зощенко; и, наконец, разнообразная и живая современная литература 1960–1980-х годов на примере не только писателей, но и ученых, советских граждан и эмигрантов — Трифонова, Надежды Мандельштам, Лидии Гинзбург, Набокова, Якобсона, Синявского, и Лимонов.

      Первоначально опубликовано в 1990 году.

      Princeton Legacy Library использует новейшую технологию печати по запросу, чтобы снова сделать доступными ранее не издававшиеся книги из выдающегося списка издательства Princeton University Press. Эти издания сохраняют оригинальные тексты этих важных книг, представляя их в прочной мягкой и твердой обложке. Цель библиотеки Princeton Legacy Library – значительно расширить доступ к богатому научному наследию, содержащемуся в тысячах книг, изданных издательством Princeton University Press с момента его основания в 19 году.05.

      • Лекции о Достоевском
        Джозеф Франк
      • Афоризмы Франца Кафки
        Франц Кафка
      • Автор самого себя
        Марсель Райх-Раницкий
      • Дегуманизация искусства и другие очерки искусства, культуры и литературы
        Хосе Ортега-и-Гассет
      • Человеческие формы
        Ян Дункан

      Оставайтесь на связи, чтобы быть в курсе последних книг, идей и специальных предложений.

      Будьте в курсе последних книжных новостей.

      CFP: Специальный выпуск журнала «Русская литература» о «Неизвестном девятнадцатом веке»

      Шесть изданных томов «Русские писатели, 1800-1917: Биографический словарь » содержат примерно три с половиной тысячи статей, а седьмой том еще впереди. Каждый из писателей, включенных в словарь, публиковался и читался, участвуя в литературной культуре девятнадцатого века. Между тем исследователи русской литературы регулярно изучают не более одного процента этих писателей. Гиганты русской литературы девятнадцатого века являются также гигантами мировой литературы, и их богатое и объемистое произведение составляет теперь предмет нескольких самостоятельных областей исследования. Однако эти писатели работали не в вакууме. Девятнадцатый век был периодом сильного литературного брожения в Российской империи, поскольку письмо и издательское дело постепенно становились доступными для все более широкого круга людей из разных социально-экономических и классовых слоев, разных географических регионов и национальностей — и все больше из них. были женщины. Расцвет литературы девятнадцатого века также сопровождался беспрецедентным разнообразием литературных форм, горячими спорами об искусстве и его отношении к жизни, периодами как конфликтов, так и сотрудничества между писателями и государством, установлением обширных личных и профессиональных связей и многим другим. . В некотором отношении канон русской литературы XIX века XXI века соответствует списку писателей, которых в свое время больше всего обсуждали и читали больше всего. Николай Гоголь, Иван Гончаров, Иван Тургенев, Федор Достоевский, Лев Толстой, Николай Лесков, Антон Чехов и Максим Горький сохраняли свою значимость — свое величие — более полутора столетий и более. Другие писатели — Алексей Писемский, Надежда Хвощинская (псевдоним В. Крестовский), Петр Боборыкин и другие — были нарицательными в образованных кругах своего времени, но теперь известны только специалистам. Третьи — и быстрое прочтение 9 томов.0091 Русские писатели  охотно подтверждают это, получив мало известности в XIX веке и растворившись в безвестности специальных коллекций и архивов в настоящее время. Во многих случаях они публиковались в периодических изданиях, о которых сегодня почти не вспоминают, тогда как лишь горстка журналов XIX века — «Русский вестник» , «Современник» , «Отечественные записки» — поставляют почти всю литературу, которую ученые продолжают публиковать. обсуждать. Более полное, тонкое, более точное понимание русской литературы XIX века требует внимания к этим писателям.

      Когда мы читаем только шесть или семь писателей девятнадцатого века, мы знаем, что имеем дело с исключениями. Но откуда нам знать, что делало их исключительными, если у нас нет базовых знаний о литературной норме? С другой стороны, какими замечательными экспериментами в литературной форме, какими непройденными эволюционными путями мы пренебрегаем, пренебрегая подавляющим большинством написанного? Более того, исследование как того, что было забыто, так и процесса, посредством которого произошло забвение, обещает многое рассказать нам о динамике культурной памяти. Сосредоточение нашего научного внимания на менее известных авторах девятнадцатого века может дать нам глубокое понимание эволюции литературных форм, процесса формирования канона, творчества канонических авторов и истории культуры Российской империи в XIX век в широком смысле. Более того, это усилие привлечет внимание к тем писателям, которые были маргинализированы в истории литературы, потому что они были маргинализированы в литературном обществе своего времени — проблема, которая особенно затронула наследие женщин-писателей.

      Цель этого специального выпуска, посвященного «неизвестному девятнадцатому веку», состоит в том, чтобы собрать и выделить новые исследования малоизученных авторов, а также способствовать созданию дополнительных площадок для работы над более широким, разнообразным и менее предсказуемым девятнадцатым веком. . Мы воспринимаем это как литературный проект. Историки многое сделали для расширения социального, культурного, экономического и географического охвата русистики девятнадцатого века, но литературоведение, за некоторыми заметными исключениями, как правило, оставалось замкнутым на дискуссиях о главных канонических фигурах. Мы надеемся, что этот специальный выпуск поможет закрыть этот пробел. Мы приветствуем предложения статей о конкретных писателях на русском и других языках Российской империи, а также исследования групп авторов и проблем более широкой литературной культуры Российской империи XIX века. Поскольку центром тяжести канона авторов, которых мы сейчас изучаем, является реализм и вторая половина девятнадцатого века, этот выпуск будет в основном сосредоточен на реалистическом периоде (примерно, 1835-1819 гг.).05), но мы открыты для изучения литературных произведений во всех жанрах — романа, пьесы, поэмы, фельетона. Возможные темы включают:

      – Что объясняет писателей, чья современная репутация не соответствует их значимости и популярности при жизни?

      –Как более полное понимание женщин-писателей меняет наше понимание литературной системы?

      –Как меняет наше представление о наиболее выдающихся жанрах и формах русской литературы рассмотрение менее читаемых писателей?

      –Что мы можем узнать, обратив более пристальное внимание на литературу, написанную или предназначенную для менее изученных демографических групп (например, женщин, детей, крестьян, рабочих, начинающих читателей, этнических или религиозных меньшинств, людей, живущих в «провинции») ?

      – Какие литературные произведения, выпущенные в Российской империи, не прошли через журналы и издательства Москвы и Санкт-Петербурга? Какие локализованные литературные центры существовали и каковы были отношения между имперским центром и периферией?

      –Что мы можем узнать о русской печатной культуре, изучая статьи, опубликованные в менее известных журналах?

      –Как эволюция жанровой системы оттеснила некоторых писателей в меньшинство (например, поэтов эпохи реализма)?

      – Что представляет собой «несовершеннолетие» и как эта категория различается с разных точек зрения (например, русскоязычная против англоязычной критики и науки, девятнадцатый век против двадцать первого)?

      –Как более широкое прочтение девятнадцатого века улучшает наше понимание канонических писателей?

      –Какие писатели заслуживают внимания при более широком рассмотрении различных издательских площадок, таких как сатирические журналы, или таких жанров, как фельетон?

      – Может ли внимание к малочитаемым писателям изменить наше понимание самобытности русского романа в глобальном контексте?

      – Бросают ли вызов традиционной периодизации русской литературы писатели-субканонисты?

      Если вы заинтересованы в представлении статьи, отправьте нам аннотацию (максимум 500 слов) для вашего предполагаемого вклада до  15 марта 2021 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *