Вече всенародное рф: Вече в хату – Коммерсантъ

Вече в хату – Коммерсантъ

Референдум по новой белорусской конституции пройдет не позднее февраля, но прежде ее проект доработают, заявил президент Белоруссии Александр Лукашенко. Отшлифовать предстоит ключевой раздел — о Всебелорусском народном собрании. Пока все выглядит так, что собрание может оформиться в новую ветвь власти, на которую вполне может пересесть господин Лукашенко.

Про белорусскую конституционную реформу точно известно одно: Александр Лукашенко лучше всех знает, как будет лучше всем

Фото: Дмитрий Азаров, Коммерсантъ  /  купить фото

Про белорусскую конституционную реформу точно известно одно: Александр Лукашенко лучше всех знает, как будет лучше всем

Фото: Дмитрий Азаров, Коммерсантъ  /  купить фото

«Можно констатировать, что есть вариант проекта нового основного закона страны»,— объявил Александр Лукашенко 28 сентября на расширенном заседании конституционной комиссии.

Так стало ясно, что конституционная реформа, начатая в 2020 году, вышла на финишную прямую. Спровоцировали ее, напомним, многотысячные уличные акции, которые начались после того, как белорусский ЦИК объявил победителем августовских президентских выборов Александра Лукашенко.

Референдум по новой конституции пройдет не позднее февраля следующего года — этот дедлайн поставил сам белорусский лидер. В оставшиеся же четыре месяца подготовленный проект предстоит, как выразился господин Лукашенко, «дошлифовать».

Шлифовать будут под его присмотром.

«Администрация президента подготовит распоряжение президента, которым будет создана группа, которая доработает проект конституции и выйдет на более совершенный проект. Я буду с ними часто встречаться, чтобы ответить на какие-то вопросы»,— описал белорусский лидер механизм доработки проекта.

Чтобы десятки членов конституционной комиссии, собравшиеся во вторник в президентском дворце, не чувствовали себя ненужными, он их утешил: «Перед внесением на всенародное обсуждение того проекта мы с вами в таком же составе соберемся.

Комиссия не распускается, не исчезает».

Общаясь с комиссией, Александр Лукашенко много внимания уделил разделу будущей конституции, который касается Всебелорусского народного собрания (ВНС). Этот форум, на который съезжаются тысячи делегатов, включая президента, министров, рабочих и колхозников, впервые собрался в 1996 году. С тех пор его проводили еще пять раз, обычно формулируя по итогам заседания задачи на следующую пятилетку. Проведение ВНС было событием громким, но полномочия собрания четко никогда не формулировались.

Когда началась работа над новой конституцией, ВНС стали уделять много внимания. И сразу посыпались предложения снабдить этот орган конкретным и довольно мощным функционалом. Сенсацией, например, стало предложение дать собранию право снимать президента с должности «в связи с совершением государственной измены или иного тяжкого преступления».

Впрочем, до конца роль ВНС в будущей системе белорусской власти еще не определена.

Александр Лукашенко, отметив, что проект конституции пока не дает ответов на многие вопросы, прошелся по функционалу и полномочиям ВНС. Так, он считает, что собранию надо дать право менять конституцию: «Законотворчество — это серьезная вещь. И, может быть, нам, сформировав конституцию на референдуме, все-таки дать право вносить изменения и дополнения Всебелорусскому народному собранию».

Туда же господин Лукашенко предложил передать право формировать ЦИК и Конституционный суд. «Там (в ВНС.— “Ъ”) должны идти дебаты, определяться фундаментальные вещи. И постоянно действующие органы власти от президента до местных исполкомов, органов власти, которые принимают решения, должны свято придерживаться этого пути»,— очертил Александр Лукашенко задачи всебелорусского вече.

Принятые на нем решения, подчеркнул он, должны «железобетонно выполняться»: «Если мы определили социальные какие-то вопросы — все. Ни президент, никто не может от этого отойти. Вот это фундаментальные решения пятилеток».

Впрочем, признался он, во что же должно превратиться ВНС и какое место оно должно будет занять в системе власти после конституционных изменений, он пока и сам не понимает. Или делает вид, что не понимает.

«Все говорят, а какие полномочия передать наверх? Мы будем обсуждать, я не имею окончательного решения. Я только понимаю, что двоевластия в стране быть не должно. Глава государства есть глава государства»,— размышлял белорусский лидер.

Раздел, касающийся ВНС, нуждается в проработке, признает глава белорусского «Круглого стола демократических сил» Юрий Воскресенский. Он входит в конституционную комиссию и принимал участие в ее расширенном заседании с участием президента. «Там не прописаны полномочия и взаимодействие собрания с другими ветвями власти. Вопросы, связанные с объявлением войны и мира, тоже должны быть переданы от президента собранию»,— сказал господин Воскресенский “Ъ”.

Согласно проекту конституции, над которым работал в том числе Юрий Воскресенский, у ВНС должен появиться постоянно действующий орган — президиум. И господин Воскресенский полагает, что это возможное звено в намечающемся, как он считает, транзите власти в Белоруссии: «Мы видим в этом возможность реализации варианта цивилизованного транзита власти — как у Казахстана». Поле референдума, говорит он, действующего главу государства попросят возглавить президиум ВНС и тем самым будет реализован транзит. «Это красиво смотрится, это хороший механизм. При этом сохранится преемственность и будут учтены заслуги отцов-основателей»,— говорит Юрий Воскресенский.

Эксперт пропрезидентского общественного движения «Белая Русь» Петр Петровский считает, что о точном маршруте транзита власти в стране говорить пока рано. «Насчет того, где будет место Всебелорусского народного собрания, пока не принято решение. По сути, президент отправил на доработку эту часть (проекта конституции.— “Ъ”)»,— сказал эксперт в беседе с “Ъ”. Исходя из дискуссий по поводу ВНС, продолжает Петр Петровский, этот орган получается фундаментом, из которого вырастают другие ветви власти. И сам же возражает: «Но тогда неясно, почему отмели идею заменить президента председателем ВНС, которого бы ВНС и избирало?»

Господин Петровский уверен, что окончательного решения по транзиту власти Александром Лукашенко еще не принято. По его словам, после проведения реформы события могут пойти по трем сценариям.

Первый — после принятия в феврале новой конституции президент идет на выборы и переизбирается еще на два срока уже по новому основному закону. Второй — он переходит на работу главой ВНС. И третий — складывает с себя полномочия и уходит из политики.

«На мой взгляд, наиболее реалистичные — первый и второй. Но, кажется, на эту тему президент еще дискутирует сам с собой. Все будет зависеть от геополитической ситуации, в которой находится наша страна. Обострение (отношений с Западом.— “Ъ”) вынуждает его идти на третий срок. В этом ему не помешают ни здоровье, ни конституция»,— заключил Петр Петровский.

Политолог Андрей Казакевич почти не верит, что господин Лукашенко уйдет из власти и политики. «Кажется, существенных изменений не планируется. Все изменения, которые были, оставляют сильного президента, контролирующего основные и важные институты. Важно, кто контролирует силовой блок, и тут вроде все остается у президента,— отмечает господин Казакевич в беседе с “Ъ”.

— Лукашенко будет очень сложно уйти на позицию председателя ВНС. Пока собрание эволюционирует в декоративный орган: сложно придумать механизм, который позволяет вписать его в существующую систему власти».

Владимир Соловьев

Противоречивые мысли и взгляды президента Белоруссии Александра Лукашенко

Читать далее

Как формируется повестка Всебелорусского народного собрания

Свежий номер

РГ-Неделя

Родина

Тематические приложения

Союз

Свежий номер

В мире

23.12.202016:40

Текст: Владимир Федоров

Союз. Беларусь-Россия — Федеральный выпуск: №48(964)

Олег Фойницкий/ РИА Новости

В Беларуси готовятся определить важнейшие направления развития страны. Конкретные решения примет Всебелорусское народное собрание — своего рода всенародное вече, где будут представлены трудовые коллективы, различные социальные слои общества и регионы страны. Предполагается, что оно состоится в конце января — начале февраля будущего года.

О том, какими видятся основные задачи собрания, поделился Президент Беларуси Александр Лукашенко: «…Нам надо утвердить пятилетку — как мы будем двигаться в социально-экономическом развитии. Главное — экономика, к чему мы будем стремиться. Люди должны быть сориентированы на пять лет вперед. Второй вопрос — политика».

Всенародные собрания созываются в Беларуси раз в пять лет по инициативе Президента с 1996 года. Изначально их участники рассматривали итоги предыдущих лет, утверждали планы социально-экономического развития страны на предстоящий период. Однако сейчас этому органу предполагается придать значительно более широкие функции в связи с перераспределением полномочий среди высших государственных структур. Президент Беларуси предложил избирать делегатов на Всебелорусское народное собрание на пятилетний срок. Работать они будут на общественных началах. Роль и статус этого органа предлагается значительно повысить, чтобы ему были подотчетны руководители парламента, министры и губернаторы. При этом депутаты всех уровней продолжат работу в своем формате.

Сейчас идет активная подготовка к проведению собрания, создана соответствующая рабочая группа. А его повестка активно формируется на сотнях диалоговых площадок, действующих по всей стране. Очевидно, что ключевой задачей, которую предстоит рассмотреть участникам, будет выработка современных реально действующих механизмов преодоления проблем, сдерживающих экономический рост. Но поднимается и множество других вопросов, сообщил в интервью БЕЛТА заместитель Главы Администрации Президента Андрей Кунцевич:

— Формат диалоговых площадок, общественных и депутатских приемных позволяет провести своеобразную инвентаризацию наиболее актуальных проблем, стоящих перед белорусским обществом и государством, почувствовать, что сегодня особенно беспокоит людей, какой они хотят видеть Беларусь будущего… Их предложения затрагивают в первую очередь актуальные вопросы, нацеленные на долгосрочную перспективу. Например, по перераспределению полномочий между ветвями власти, корректировке избирательной системы, дальнейшему развитию общественных институтов, повышению роли местного управления и самоуправления, формированию концептуальных основ и ценностных ориентаций белорусского общества.

Есть также предложения закрепить на конституционном уровне ценности национального суверенитета, территориальную целостность и независимость Беларуси, историко-культурную самоидентификацию народа, память о победе в Великой Отечественной войне, информационную и экологическую безопасность. Уже рассмотрено более десяти тысяч предложений. И каждый день поступают все новые инициативы.

Фото: Инфографика «РГ»/ Леонид Кулешов/ Виктор Расторгуев

Подписывайтесь на наши новости в Вконтакте

Подписаться

37 лет назад произошла авария на Чернобыльской АЭС. Как русские и белорусы преодолевали последствия катастрофы

Как в РУДН готовят правоведов по программе двух дипломов — России и Беларуси

Почему в Беларуси и России пошел в рост сервис готовой еды

Беларусь изучает возможность открытия новых авиарейсов в регионы РФ. С кем могут установить прямое сообщение

«СОЮЗ» побывал в университете, где готовят инженерную элиту СГ

Почему в Беларуси и России стали по-новому начислять пенсии и как именно считают

Директор Национального детского технопарка Беларуси о воспитанниках: Это будущая научная элита нашего государства

Журналисты оценили потенциал импортозамещения в Союзном государстве

Новгородское вече.

Новгородцы грабят двор Посадника #15028216

> > >

Печать фотографий

Печать плакатов

Печать в рамке

Поздравительные открытки

Печать на холсте

Пазл

Репродукция

2 обрамления 90 Рамки под старину

избранное

В наличии — уже доступно!

От 7,14 €

★ &старф; &старф; &старф;

Безопасная доставка — 30-дневная гарантия возврата денег

Выберите свой продукт Фотографии в рамке (от €55,03) Премиум обрамление (от €132,08) Фотопечать (от €7,70) Пазлы (от €33,01) Печать постеров (от €14,30) Печать на холсте (от €55,03) Художественные репродукции (от 44,02 евро) Смонтированные фотографии (от €14,30) Карты (от €7,14) Предметы домашнего обихода (от €8,79)


Связанные изображения


Мастера BTCC: Джон Клеланд: Мастера BTCC, Донингтон Парк, Англия, 25-26 сентября 2004 г.

ПОРТУГАЛИЯ. Лиссабон. Европейский флаг развевается между

Дхармараджа ратха Бхима рата Арджун ратха и Драуп

RF — Вид на Колчанное дерево (Aloidendron dichotomum), Западный Кейп, Южная Африка

Род Халл и Эму на кабине экипажа самолета British Airways Concorde with Venture скауты

Уильям Перри, боксер

Генерал Николя Энн Теодюль Шангарнье

выкупить

Красивые фотопечати и подарки

image

Профессиональная печать

инвентарь

Фотопринты есть в наличии

thumb_up

Профессиональное качество отделки

алмаз

Изготовлено из высококачественных материалов Новгородцы грабят двор Посадника. (Из Лицевого летописного свода Автор: Аноним

Новгородское вече. Новгородцы грабят двор Посадника. (Из Лицевого летописного свода), вторая половина XVI века. Находится в собрании Российской национальной библиотеки, Санкт-Петербург

Мы рады предложить этот принт в сотрудничестве с Heritage Images. Освещенное Искусство Иллюминированная составленная хроника Иллюминированная рукопись Иллюстрированная хроника Средневековое письмо с подсветкой Московская школа Новгород Новгородская феодальная республика Новгородская республика Новгород сдается Новгородское вече Древнерусское искусство Российская национальная библиотека Падение Новгородской республики вече Акварель на пергаменте

Весь ассортимент художественной печати

Наши стандартные фоторепродукции (идеально подходят для обрамления) отправляются в тот же или на следующий рабочий день, а большинство других товаров отправляются через несколько дней.

Фотопечать
Фотопечать на прочной фотобумаге архивного качества для яркого воспроизведения — идеальна для обрамления

Печать плакатов
Плакаты архивного качества идеально подходят для больших фотографий и подходят для обрамления

Рамка Contemporaryd Print

3 и смонтированные принты — профессионально изготовленные и готовые к размещению

Поздравительные открытки
Поздравительные открытки на дни рождения, свадьбы, юбилеи, выпускные, благодарности и многое другое

Печать на холсте
Печать на холсте придает цвет, глубину и текстуру любому пространству. Профессионально натянутый холст на скрытую деревянную раму и готов к подвешиванию

Пазлы
Пазлы — идеальный подарок на любой случай текстурированная натуральная поверхность, наши репродукции произведений изобразительного искусства соответствуют стандартам самых требовательных хранителей музеев

Старинные рамы
Репродукции с эффектом скошенного дерева в рамах и в рамах — профессионально изготовленные и готовые к подвешиванию

Фото в рамах
Фотопечати поставляются в картонной подложке, готовой для обрамления

Real Wood 3 FSC 900 Рамка Premium 901 и двойное крепление с белой подставкой для консервации — профессионально изготовлено и готово к подвешиванию

Кружка для фотографий
Наслаждайтесь любимым напитком из кружки, украшенной любимым изображением. Сентиментальные и практичные именные кружки с фотографиями станут идеальным подарком для близких, друзей или коллег по работе

Открытки
Фотооткрытки — отличный способ оставаться на связи с семьей и друзьями.

Стеклянная подставка
Индивидуальная стеклянная подставка. Также доступны элегантные полированные безопасные закаленные стекла и термостойкие коврики для столовых приборов.

Коврик для мыши
Фотопечать архивного качества на прочном коврике для мыши с нескользящей подложкой. Подходит для всех компьютерных мышей

Acrylic Blox
Обтекаемый односторонний современный и привлекательный принт на столешнице

Подушка
Украсьте пространство декоративными мягкими подушками

Стеклянная рамка
Крепления из закаленного стекла идеально подходят для настенного дисплея, а меньшие размеры можно использовать отдельно на встроенной подставке

Большая сумка
Наши большие сумки изготовлены из мягкой прочной ткани и снабжены ремнем для удобной переноски.

Стеклянные салфетки
Набор из 4 стеклянных салфеток. Элегантное полированное безопасное стекло и термостойкое. Также могут быть доступны подходящие подставки

О положении в Югославии и ее внешней политике

Совершенно секретно.

 

 

Ком. МОЛОТОВ В. М.

 

О положении в

Югославии и ее внешней политике.

 

Внутренняя политика клики Тито после разрыва с СССР и народно-демократическими странами направлена ​​на восстановление капиталистических порядков в Югославии, на ликвидацию всех демократических завоеваний югославского народа, превращение государственного аппарата и армию в фашистские образования.

 

В области внешней политики усилия правящих кругов Югославии направлены на расширение экономических и политических связей с капиталистическими странами, прежде всего с США и Англией, которые поставили Югославию в прямую зависимость от них и ее включение в агрессивные блоки, скованные англо-американскими империалистами.

 

I.

Переход Югославии в империалистический лагерь и переориентация экономики страны на военную оказали катастрофическое влияние на промышленность страны. Снижается объем производства гражданских отраслей экономики. Основное внимание уделяется развитию военно-промышленных комплексов, а также производству горнодобывающей промышленностью стратегического сырья (свинца, меди, цинка и хрома). В 1952 объем продукции ВПК увеличился по сравнению с 1947 г. в 7,5 раза. Если в 1951 г. в Югославии было 37 специализированных военных предприятий, то в 1952 г. их насчитывалось 58. Кроме того, за период 1947-1952 гг. Югославия (из политического доклада посольства СССР в Югославии за 1952 г.).

 

В 1952 г. в Югославии была принята так называемая «новая экономическая система», направленная на быстрое восстановление капиталистических отношений в стране.

 

Югославские государственные предприятия поставлены в условия капиталистической конкуренции. Отменено государственное регулирование сырья, полуфабрикатов и готовой продукции. Распределение заработной платы было поставлено в зависимость от прибыльности компании, что привело, с одной стороны, к тяжелому финансовому положению и банкротству многих компаний, а с другой — к образованию трестов и картелей. Югославское правительство поощряет создание частных компаний, способствуя тем самым росту новой буржуазии.

 

В результате закрытия гражданских промышленных предприятий число безработных увеличивается. По официальным югославским данным, явно заниженным, в стране насчитывается свыше 92 тысяч безработных.

 

Иностранный капитал, прежде всего из Америки, Англии и Западной Германии, все больше проникает в Югославию. Так, в горнодобывающей отрасли создан ряд американских и английских концессий на добычу цинка, свинца и олова. Ряд фирм из капиталистических стран — прежде всего американских, английских и западногерманских — внедряются в югославскую экономику как непосредственно, так и через действующие в Югославии промышленные и торговые предприятия, которым предоставлено право самостоятельного выхода на зарубежные рынки. .

 

По состоянию на 1 января 1953 г. 203 иностранные компании имели свои представительства в Югославии, из них 85 английских, 47 западногерманских, 18 австрийских, 14 американских, 10 итальянских, 8 -бельгийский, 6-французский, 5-швейцарский и другие. Среди крупных капиталистических компаний, представленных в Югославии, следует отметить «Форд», «Дженерал моторс», «Дюпон», «Вестингауз» (США), «Бюссинг» (Западная Германия), «Альпайн Монтана» (Австрия), «Фиат» (Италия).

 

США, Англии и Франции, которые в соответствии с 15.VI.1951, оказывают так называемую «трехстороннюю экономическую помощь» Югославии (США — 65%, Англия — 23%, Франция — 12%), не заинтересованы в развитии ее гражданской промышленности, а собственные ресурсы Югославии крайне ограничены. Югославия вынуждена экспортировать сырье, особенно имеющее стратегическое значение. Югославия все больше превращается в аграрно-сырьевой придаток ведущих империалистических держав.

 

Председатель Экономического комитета при Исполнительном вече Югославской Федерации Вукманович заявил 15 ноября 1951: «Очевидно, что мы не могли сразу ликвидировать полуколониальное положение в нашей стране… Мы по-прежнему вынуждены вывозить металл, как и сырье, и покупать готовые металлические изделия из-за границы. .. Точно так же мы вынуждены вывозить пиломатериалы и в то же время ввозить бумагу, целлюлозу и другие готовые изделия» («Борьба», 15 ноября 1951 г.).

 

Югославское сельское хозяйство оказалось в еще более тяжелом положении. В последние годы оно не только не увеличило сельскохозяйственное производство, но даже сократило его.

 

Эта страна, где до 40% экспорта составляла сельскохозяйственная продукция, в настоящее время не может даже обеспечить свои внутренние потребности в сельскохозяйственной продукции и вынуждена импортировать значительные количества зерна, жиров и другой сельскохозяйственной продукции из США. и другие страны. Тяжелое положение в сельском хозяйстве Югославии ухудшилось во время засухи 1952 года. сотрудничества и поддержки капиталистических элементов в деревне.

 

В 1951-1953 гг. в Югославии была введена открытая купля-продажа земли, отменены поставки государству зерна и других сельскохозяйственных продуктов, созданы условия для развития сельского хозяйства на капиталистической основе.

 

30 марта 1953 года Исполнительное вече Федеральной скупщины [парламента] издало директиву «Об отношениях собственности и реорганизации кооперативов сельскохозяйственных рабочих», направленную на ликвидацию кооперативов.

 

После выхода директивы классовая борьба в деревне усилилась. Кулаки после отмены обязательных завозов сельхозпродукции (июнь 1952 г.) уже не были заинтересованы в том, чтобы прятаться в задругах от налогов и обязательных завозов, и, следуя директиве от 30 марта 1953 г., стали покидать задруги. , забрав в соответствии с директивой все, что привезли (землю, скот, инвентарь, постройки). Безземельные и малоземельные крестьяне, напротив, стали открыто протестовать против роспуска задруг, заявляя, что они не желают снова стать батраками кулаков. В югославскую скупщину стало поступать большое количество коллективных петиций от мелкоземельных крестьян и членов кооперации с требованием защитить их интересы от ущемления кулаками, которые не только сами выходят из кооперации и тем самым уничтожают ее, но и призывают беднейшие крестьяне выходят из кооперативов и идут работать на них в качестве батраков.

 

«Действие» директивы от 30 марта было настолько неожиданным для правящих кругов Югославии, что они были вынуждены дать многочисленные и, как это бывает, весьма путаные и противоречивые разъяснения директивы и пойти на такой демагогический шаг, как обнародование новой директивы Исполнительного вече от 18 мая 1953 г., ограничивающей индивидуальное землепользование до 10 га. Однако это был только маневр с целью несколько успокоить деревню и замаскировать действительную цель директивы, заключающуюся в реставрации капитализма в сельском хозяйстве. В сущности, директива об ограничении землепользования в деревне сводится к еще большему числу различных оговорок и изъятий, призванных защищать интересы кулаков.

 

Экономическая политика югославского правительства в области промышленности и сельского хозяйства привела к серьезной дезорганизации экономики и финансов страны, а также к дальнейшему снижению жизненного уровня трудящихся масс Югославии.

 

Уже в 1950 г. Кардель признал тот факт, что в стране наблюдается инфляция, которая продолжается и по сей день, несмотря на проведенную в 1952 г. девальвацию динара (стоимость динара была снижена в 6 раз: с 50 до 300 динаров за 1 доллар США). На самом деле курс динара в несколько раз ниже официального (более 1000 динаров за 1 доллар США).

 

В результате роста инфляции увеличивается разрыв между уровнем заработной платы и доходов рабочих и крестьян, с одной стороны, и уровнем цен на товары первой необходимости — с другой. Так, стоимость жизни в Югославии за последние 2-3 года выросла примерно в 16 раз, а заработная плата увеличилась лишь в 5-6 раз. Югославское правительство в последние годы повысило тарифы на коммунальные услуги и транспорт, ввело платное медицинское обслуживание и уменьшило пенсии. В 1953, прямые налоги с рабочих и служащих были увеличены на 20%. Были увеличены и налоги с крестьян.

 

Несмотря на систематическое увеличение налогового бремени, правительство Югославии не в состоянии сбалансировать государственный бюджет. В бюджете на 1953 год расходы превышают доходы на 50 миллиардов динаров, что должно быть покрыто за счет финансовой помощи из-за границы.

 

Бюджет Югославии отражает переход экономики страны на военные рельсы. 78,6% из 1953 бюджета предназначены для военных расходов. Расходы на образование, медицину и социальное обеспечение были урезаны до такого минимума, что югославское правительство решило даже не публиковать их.

 

С момента разрыва с СССР и народно-демократическими странами Югославия, по подсчетам некоторых буржуазных экономистов, уже получила около 500 млн. долларов пресловутой «помощи» и тем не менее находится в плачевном экономическом положении. В основном экономическая «помощь» Югославии от империалистических стран направляется на создание военных предприятий. За эту «помощь» Югославия платит своей независимостью, увеличивая свое закабаление долгами, и односторонним, извращенным экономическим развитием, призванным превратить страну в военную базу.

 

На 6-м съезде КПЮ Попович заявил, что в Югославии за последние годы подготовлено более 1 млн. человек. солдат, подготовил 12 тыс. офицеров в военных академиях и прошедших переподготовку до 240 тыс. чел. солдат и более 50 тыс. офицеры. В настоящее время в Югославии находится под ружьем около 1 миллиона солдат.

 

В интервью американским журналистам Тито заявил, что «югославское правительство прилагало и прилагает огромные усилия для того, чтобы поддерживать готовность такой большой армии, как наша. Мы продолжаем отвлекать на подготовку армии больше, чем другие страны в Европе… Наши инвестиции велики не только в относительном, но и в общем отношении» (газета «Борьба», 12.III.52).

 

В период 1952-1953 годов клика Тито предприняла ряд мер, направленных на укрепление своего политического господства. Хорошо известно, что после разрыва с СССР и народно-демократическими странами в Югославии были проведены массовые репрессии, в ходе которых были физически уничтожены сторонники единства с демократическими лагерными странами, а многие десятки тысяч коммунистов и рабочих и крестьян не связанные с партией, осудившие предательство клики Тито, были заключены в тюрьмы или помещены в концентрационные лагеря. Была предпринята и продолжается по сей день масштабная чистка государственного и партийного аппарата и армии. Сторонники Тито, старые буржуазные чиновники и офицеры королевской армии были назначены на руководящие посты во всех ветвях власти и армии. Лица, скомпрометировавшие себя изменой югославскому народу путем сотрудничества с немецко-фашистскими оккупационными войсками, были амнистированы и получили широкий доступ в страну.

 

В 1952 г. были ликвидированы сельскохозяйственные и сельские народные комитеты (одборы), остались только общинные комитеты (одборы) на уровне районов и городов. Это позволяет югославскому правительству наполнять общинные комитеты уступчивыми людьми.

 

В январе 1953 года в Югославии был принят новый конституционный закон, который формально изменяет, но по существу отменяет прежнюю конституцию 1946 года. Этот закон наделяет Тито и его клику исключительной властью в стране. Руководящий орган Скупщины — Президиум — упразднен, а его функции переданы Президенту Югославии. Было создано так называемое Федеральное исполнительное вече во главе с президентом. Кроме того, он является главнокомандующим и председателем Народного совета обороны. Таким образом, высшая законодательная, исполнительная и военная власть в стране сосредоточена в руках одного человека, а именно Тито. Президенту дается право «вето» на решения Федерального исполнительного вече, которое является лишь совещательным органом при президенте. Ответственность президента перед Федеральной Скупщиной, которой он приносит присягу, носит чисто номинальный характер.

 

Конституционный закон Югославии свел на нет демократические достижения югославского народа, закрепленные в конституции 1946 года.

 

американская модель, что особенно наглядно демонстрирует создание 5 правительственных ведомств (иностранных дел, национальной обороны, внутренних дел, народного хозяйства, бюджета и управления) во главе с правительственными секретарями, непосредственно подотчетными президенту.

 

Коммунистическая партия Югославии ликвидирована как партия рабочего класса. На VI съезде «КПЮ» в ноябре 1952 г. «КПЮ» была переименована в «Союз коммунистов Югославии» [СКЮ], для «СКЮ» был принят новый устав, из которого были исключены многие основные статьи, объединил прежний устав КПЮ с уставом ВКП(б). Новый Устав содержит отказ от основных идейных и организационных принципов коммунистической партии: отказ от принципа индивидуального отбора для включения в партию, упразднение кандидатской службы, реорганизация организации партийных органов по отраслевому признаку. к территориальному распределению, а широкое внутрипартийное обсуждение основных вопросов партийной политики отменено. Роль «СКЮ» сводится к так называемой «воспитательной работе», которую необходимо вести в рамках «Народного фронта», который в 1953 был переименован в «Социалистический союз трудящихся Югославии». «СКЮ» наводняется контрреволюционными элементами, и ее ряды находятся под наблюдением полиции. Единственной целью создания «СКЮ» является поддержка режима Тито, который одновременно является генеральным секретарем «СКЮ» и председателем «Социалистического союза трудящихся Югославии».

 

В связи с реорганизацией «КПЮ» титоисты стали всемерно развивать и укреплять отношения с социал-демократическими партиями Запада (Англия, Франция) и Азии (Индия и Пакистан). В последнее время Югославию посетили Ги Молле, Спаак, Моррисон, Бивен, Циллиакус и другие. Хотя «СКЮ» формально не входит в так называемый «Социалистический Интернационал», Тито и его окружение подчеркивают единство взглядов между «СКЮ» и «Социалистическим Интернационалом». Известно, что югославам отводилась серьезная роль в попытке объединить социал-демократов Европы и Азии, что нашло отражение в выступлении югославской делегации на конференции азиатских социал-демократических партий в Рангуне.

 

Что касается «Социалистического союза трудящихся Югославии», то он объединяет «СКЮ» с примыкающими к нему военными и полувоенными, молодежными, рабочими и женскими организациями и буржуазными партиями Югославии, имеющими в Последнее время значительно активизировало их деятельность. Все это свидетельствует о попытках клики Тито расширить свою социальную базу и обеспечить дальнейшую консолидацию сил, поддерживающих нынешний режим в Югославии. Однако, судя по ряду источников, титоистский «Социалистический союз трудящихся» не обладает каким-либо прочным единством не только в силу своей глубоко вредной позиции по отношению к интересам трудящихся масс Югославии, но и в силу ряда буржуазных партий, в том числе связанных с «Союзом», находятся либо в открытой, либо в скрытой оппозиции Тито, причем американцы поддерживают деятельность ряда этих партий, особенно буржуазно-националистических партий Сербии и Хорватии.

 

Таким образом, внутриполитическая и экономическая ситуация в Югославии в настоящее время является сложной и противоречивой. Клика Тито потерпела серьезное поражение в важнейших вопросах экономического развития Югославии. В то же время клика Тито сумела создать крупную армию и широко разветвленный полицейский аппарат, которые были поставлены на привилегированное положение и использованы для подавления революционного движения в стране. Мы не располагаем необходимой информацией о борьбе югославского народа против нынешнего режима в стране, хотя по ряду источников, в том числе югославской печати, можно заключить, что среди рабочих существует серьезная оппозиция режиму клики Тито. Имеются сообщения о забастовках на ряде заводов, хозяйственном саботаже трудящихся крестьян, деятельности нелегальных организаций и групп, ведущих политическую и диверсионную работу. На VI съезде «КПЮ» Ранкович заявил, что за поддержку Коминформа репрессировано 13 тысяч членов «КПЮ». Роспуск Центральной партийной коллегии и Дипломатической коллегии Белградского университета, которые сами подверглись чистке, увольнение редакции «Борьбы», а также инцидент с Несковичем и Джуричем на VI съезде «КПЮ» демонстрируют наличие серьезных разногласий в правящих рядах «КПЮ».

 

II.

Клика Тито в своей текущей политике ориентируется прежде всего на США и Англию.

 

После разрыва Югославии с СССР и странами народной демократии Трумэн заявил, что в случае нападения на Югославию США окажут свою помощь. В ответ правительство США оказало Югославии финансовую и экономическую помощь. США использовали эту помощь с целью подчинить себе Югославию как экономически, так и политически. Позже США заключили с Югославией соглашение о военной помощи США Югославии (подписано 14 ноября 1951) и соглашение об экономическом сотрудничестве (подписано 8 января 1952 г.).

 

Соглашением от 14 ноября 1951 г. югославское правительство обязалось в обмен на оружие и другую военную технику, предоставленную США, оказывать ответную помощь последним, «продолжая предоставлять преференции США в производстве и отгрузка… сырья и полуфабрикатов, которые нужны в США». Югославское правительство обязалось «предоставить динары правительству США для использования последним для покрытия административных и оперативных расходов, понесенных в связи с выполнением этого соглашения», и гарантировать «отмену тарифов и пошлин на импорт и экспорт». товаров, имущества, материалов и оборудования, ввозимых на ее территорию или вывозимых с ее территории в связи с настоящим соглашением…». свободного мира, насколько это позволяет его рабочая сила, и обещал принять все разумные меры, необходимые для развития его обороноспособности», а также предпринять «соответствующие шаги для обеспечения эффективного осуществления экономической и военной помощи, оказываемой правительство США». 8 января 1952 соглашение между США и Югославией еще более основательно подводит всю югославскую экономику под военные планы США.

 

Жизненно важным элементом этой «помощи» является присутствие многочисленных американских наблюдателей, советников и инструкторов, на которых югославские руководители возлагают полную ответственность за осуществление американской «помощи» и полную свободу передвижения по стране.

 

Агрессивная сущность этих соглашений обусловлена ​​тем, что они были заключены в рамках пресловутого американского «закона о взаимном обеспечении безопасности», как указано в тексте самих соглашений.

 

Эти соглашения, официально включившие Югославию в состав англо-американского агрессивного блока, завершили окончательное подчинение югославских вооруженных сил под контролем американской военной клики, передали югославскую экономику в распоряжение американцев и подчинили Югославское правительство служит политическим целям американского империализма.

 

США приняли ряд мер, направленных на скорейшую реставрацию капитализма в Югославии. Известно, например, что во время своего визита в Югославию в 1951 г. Гарриман предъявил Тито требования распространить привилегии на американский капитал в Югославии, а также предоставить полную свободу капиталистическим элементам в Югославии.

 

Помимо США, Югославия также поддерживает очень тесные отношения с Англией. С приходом в Англию консервативной администрации отношения Югославии с Англией активизировались. В сентябре 1952 года Иден посетил Югославию. По итогам переговоров Идена и Тито в англо-югославском коммюнике говорилось, что «рассмотрены различные вопросы международного положения и установлена ​​общность мнений по основным вопросам, стоящим перед двумя странами. обсуждалась ситуация в Европе». Позже Идеи заявил, что его поездка в Австрию и Югославию имела целью «устранить брешь в линии обороны».

 

В марте 1953 года Тито отправился в Англию для переговоров с Черчиллем. По прибытии в Лондон Тито объявил, что Югославия является «самым верным союзником Англии». Помимо дипломатов, в переговорах приняли участие военные специалисты обеих сторон. В официальном коммюнике переговоров подчеркивалось единство взглядов сторон на международную обстановку и обязательства стран по налаживанию более тесного сотрудничества между собой. В коммюнике говорилось, что «английское правительство приветствует недавнее установление тесных связей между Югославией, Грецией и Турцией». Последующие заявления как Тито, так и Черчилля свидетельствуют об укреплении взаимоотношений между английским и югославским правительствами. Черчилль, выступая в палате общин, заявил: «Мы пришли к полному согласию по всем важным международным вопросам. Мы также пришли к согласию, что не может быть и речи о возможности локальной войны».

 

Полную зависимость югославской внешней политики от англо-американского империализма наглядно продемонстрировало создание югославско-греко-турецкого блока, установленного Соглашением о дружбе и сотрудничестве, подписанным 28 февраля 1953 г. Несмотря на наличие Из ряда разногласий между членами этого блока трехстороннее соглашение стало фактом именно потому, что именно к нему стремились англо-американцы в своем стремлении создать и укрепить агрессивную антисоветскую базу на Балканах. В настоящее время в Генеральных штабах трех стран ведутся активные переговоры, обмены военными делегациями и меры по экономическому сближению между этими странами.

 

По другому пути пошли югославские отношения с Италией. Характер этих отношений после второй мировой войны определялся прежде всего проблемой Триеста, которая до сих пор еще не решена.

 

После заявления США, Англии и Франции по Триесту от 20 марта 1943 г., предусматривавшего передачу СТТ Италии, ситуация резко изменилась в отношении перехода Югославии в империалистический лагерь. Пытаясь сохранить Триест как важную стратегическую базу, США и Англия пересмотрели свою прежнюю позицию и стремятся разделить СТТ между Италией и Югославией. Однако такая позиция хотя и удовлетворяет Югославию, но не удовлетворяет Италию, которая продолжает настаивать на проведении в жизнь вышеупомянутой декларации трех держав.

 

Несмотря на все попытки американцев и англичан сблизить позиции Югославии и Италии и добиться раздела СТТ между ними, Триест остается проблемой, вызывающей серьезные трения между Италией и Югославией и особенно обострившейся в последнее время. раз. Об этом свидетельствуют возросшая полемика в печати, а также выступления представителей обеих стран, в том числе выступления Тито и де Гаспери в апреле-мае с.г.

 

Правительство Югославии недавно приняло меры по активизации политических и экономических отношений с Западной Германией и Австрией. К настоящему времени Западная Германия заняла первое место во внешней торговле Югославии. Югославское правительство также принимает меры по активизации отношений со странами Ближнего и Среднего Востока и Юго-Восточной Азии.

 

После разрыва с СССР и странами народной демократии югославская внешняя политика приняла резко антисоветский характер. Поддерживая формальные дипломатические отношения с СССР и странами народной демократии, югославское правительство делает все возможное для ухудшения отношений со странами демократического лагеря и развязывает бешеную антисоветскую пропагандистскую кампанию, выставляя СССР в роли агрессивного империалистическая страна, пытающаяся как бы «проглотить» Югославию. Это отразилось и в последних крупных политических событиях в Югославии — на VI съезде КПЮ, [неразборчиво] съезде Народного фронта, в международно-политических речах Тито, Карделя, Джиласа и Пьяде, в выступления югославских представителей в ООН и других международных организациях. В своих взаимоотношениях со странами народной демократии югославское правительство постоянно прибегает к провокациям и шантажу, к многочисленным попыткам создать в этих странах разветвленную шпионскую сеть и использовать контрреволюционные элементы всех мастей для борьбы против народно-демократической заказ.

 

Следует отметить, что югославское правительство, сохраняя по существу свой антисоветский курс, в последние месяцы несколько умерило свой пыл. Выступления ведущих югославских официальных лиц, в том числе и самого Тито, приобрели более сдержанный тон.

 

Это, безусловно, связано с тем, что внешнеполитические меры Советского правительства, направленные на улучшение международных отношений, нашли широкий отклик среди югославских масс, в результате чего становится все труднее для югославского правительства проводить такую ​​же агрессивную антисоветскую политику, как раньше.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *