Василий шуйский исторический портрет: Исторический портрет. Историческая эпоха. Задание 25 ЕГЭИсторический портрет Василия IV Шуйского

Содержание

Исторический портрет. Историческая эпоха. Задание 25 ЕГЭИсторический портрет Василия IV Шуйского

Исторический портрет Василия IV  Шуйского

Годы правления:1606-1610

Из биографии

  • Василий Шуйский был вторым царём после Бориса Годунова, которого избрали на Земском соборе ( выкрикнули его имя верные люди). Он не принадлежал к династии Рюриковичей.
  • Выделился ещё при Иване Грозном. А при Борисе Годунове возглавляя следственный комитет по делу убийства царевича Дмитрия.
  • Человек двуличный, он высказал официальную версию о случайной смерти царевича Дмитрия, как этого требовал Годунов. Официально признал Григория Отрепьева Дмитрием, хотя сам же распространял слухи о том, что это был Григорий Отрепьев. За это чуть не поплатился жизнью. Но был прощён Лжедмитрием 1.
  • Не отличался царь и моральными качествами. Был жесток, скуп, поощрял всякого рода доносчиков. Его не любили в стране. Он не сумел вызвать хоть какое — то доверие со стороны всех слоёв населения страны.
  • До воцарения на престол вёл борьбу с Лжедмитрием, участвовал в сражении под Добрыничами, в котором Лжедмитрий I вынужден отступить.

Исторический портрет Василия IV Шуйского

Направления деятельности

 1.Внутренняя политика

Направления деятельностиРезультаты
Стремление укрепить власть путём привлечения на свою сторону верхушки общества.Подписал крестоцеловальную запись, ограничивающую власть царя.Ввёл 10 –летний сыск крестьян в 1607г., думая этой мерой привлечь на свою сторону бояр и дворян.Однако доверия вызвать не смог, многие ушли ко второму самозванцу — Лжедмитрию 2.Не имел поддержки в обществе. Власть его оказалась непрочной. 
Укрепление войска.Учреждён новый воинский устав – по немецкому образцу, усиливающий дисциплину в армии.Устав  представлял собой учебное пособие для артиллеристов. В нём же содержались права и обязанности командного состава армии.
Борьба с народными выступлениями.1610- подавил восстание Болотникова военными силами.Усилил закрепощение крестьян.

2. Внешняя политика

Направления деятельностиРезультаты
Борьба с польской интервенцией.Июнь 1610- войско Шуйского разбито поляками под с. Клушино (гетман Жолковский).Неудачи привели к мятежу.17 июля 1610 Шуйский свергнут, пострижен насильно в монахи, затем вывезен в Польшу, где и погиб в заточении.
Установление дипломатических отношений со Швецией, надежда на её помощь в борьбе с польской интервенцией.Обратился в 1609г. ( Выборгский трактат) за помощью к шведам, пойдя на территориальные уступки. Освободил от поляков север страны. Но отказался от условий Тявзинского мира.

ИТОГИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  • Василий Шуйский пришёл к власти в сложное для России время — в период Смуты. Он не смог успокоить народ, навести порядок в стране, освободить Россию от шведской и польской интервенции.
    В этом – главный отрицательный итог его правления.
  • Не удалось Шуйскому и укрепить свою власть, привлечь на свою сторону сторонников из верхушки общества. Поэтому его правление оказалось таким коротким и бесславным.
  • Попытки укрепить армию им только начались, довести дело до конца Шуйский не успел.
  • В правление Шуйского ухудшилось положение крестьян, продолжилось его дальнейшее закрепощение.
  • Была проведена неудачная внешняя политика. Царь оказался неспособен остановить интервенцию, прекратить Смуту в стране.

Таким образом, правление Василия Шуйского- бесславная страница в истории России.

 

Автор: Мельникова Вера Александровна

Василий Шуйский. Исторические портреты

Василий Шуйский

Царь Василий Иванович Шуйский.

С изображения XVII в.

Воцарение. После царя-самозванца на престол вступил князь В. И. Шуйский, царь-заговорщик. Это был пожилой, 54-летний боярин небольшого роста, невзрачный, подслеповатый, человек неглупый, но более хитрый, чем умный, донельзя изолгавшийся и изынтриганившийся, прошедший огонь и воду, видавший и плаху и не попробовавший ее только по милости Самозванца, против которого он исподтишка действовал, большой охотник до наушников и сильно побаивавшийся колдунов.

Свое царствование он открыл рядом грамот, распубликованных по всему государству, и в каждом из этих манифестов заключалось, по меньшей мере, по одной лжи. Так, в записи, на которой он крест целовал, он писал: «Поволил он крест целовать на том, что ему никого смерти не предавать, не осудя истинным судом с боярами своими». На самом деле, как сейчас увидим, целуя крест, он говорил совсем не то. В другой грамоте, писанной от имени бояр и разных чинов людей, читаем, что, по низложении Гришки Отрепьева, Освященный собор, бояре и всякие люди избирали государя «всем Московским государством» и избрали князя Василия Ивановича, всея Руси самодержца. Акт говорит ясно о соборном избрании царя, но такого избрания не было.

Правда, по низвержении Самозванца, бояре думали, как бы сговориться со всей землей и вызвать в Москву из городов всяких людей, чтобы «по совету выбрать государя такого, который бы всем был люб». Но князь Василий боялся городовых, провинциальных избирателей и сам посоветовал обойтись без земского собора. Его признали царем келейно немногие сторонники из большого титулованного боярства, а на Красной площади имя его прокричала преданная ему толпа москвичей, которых он поднял против Самозванца и поляков; даже и в Москве, по летописцу, многие не ведали про это дело. В третьей грамоте от своего имени новый царь не побрезговал лживым или поддельным польским показанием о намерении Самозванца перебить всех бояр, а всех православных крестьян обратить «в люторскую и латынскую веру».

Тем не менее воцарение князя Василия составило эпоху в нашей политической истории. Вступая на престол, он ограничил свою власть и условия этого ограничения официально изложил в разосланной по областям записи, на которой он целовал крест при воцарении.

Подкрестная запись. Запись слишком сжата, неотчетлива, производит впечатление спешного чернового наброска. В конце ее царь дает всем православным христианам одно общее клятвенное обязательство судить их «истинным, праведным судом», по закону, а не по усмотрению. В изложении записи это условие несколько расчленено. Дела о наиболее тяжких преступлениях, караемых смертью и конфискацией имущества преступника, царь обязуется вершить непременно «с бояры своими», т. е. с Думой, и при этом отказывается от права конфисковать имущество у братьи и семьи преступника, не участвовавших в преступлении. Вслед за тем царь продолжает: «Да и доводов (доносов) ложных мне не слушать, а сыскивать всякими сысками накрепко и ставить с очей на очи», а за ложный донос по сыску наказывать, смотря по вине, взведенной на оболганного. Здесь речь идет как будто о деяниях менее преступных, которые разбирались одним царем, без Думы, и точнее определяется понятие истинного суда. Так, запись, по-видимому, различает два вида высшего суда: царя с Думой и единоличный суд царя. Запись оканчивается условием особого рода: царь обязуется «без вины опалы своей не класти». Опала, немилость государя, падала на служилых людей, которые чем-либо вызывали его недовольство. Она сопровождалась соответственными неисправности опального или государеву недовольству служебными лишениями, временным удалением от двора, «пресветлых очей» государя, понижением чина или должности, даже имущественной карой, отобранием поместья или городского подворья.

Здесь государь действовал уже не судебной, а дисциплинарной властью, охраняющей интересы и порядок службы. Как выражение хозяйской воли государя, опала не нуждалась в оправдании и, при старомосковском уровне человечности, подчас принимала формы дикого произвола, превращаясь из дисциплинарной меры в уголовную кару: при Грозном одно сомнение в преданности долгу службы могло привести опального на плаху.

Царь Василий дал смелый обет, которого потом, конечно, не исполнил, опаляться только за дело, за вину, а для разыскания вины необходимо было установить особое дисциплинарное производство.

Характер и происхождение подкрестной записи. Запись, как видите, очень односторонняя. Все обязательства, принятые на себя царем Василием по этой записи, направлены были исключительно к ограждению личной и имущественной безопасности подданных от произвола сверху. Но они не касались прямо общих оснований государственного порядка, не изменяли и даже не определяли точнее значения, компетенции и взаимного отношения царя и высших правительственных учреждений.

Царская власть ограничивалась советом бояр, вместе с которым она действовала и прежде; но это ограничение связывало царя лишь в судных делах, в отношении к отдельным лицам. Впрочем, происхождение подкрестной записи было сложнее ее содержания: она имела свою закулисную историю.

Б. Чориков. Царь Василий Шуйский вступает в монашество

Летописец рассказывает, что царь Василий, тотчас по своем провозглашении, пошел в Успенский собор и начал там говорить, чего искони веков в Московском государстве не важивалось: «Целую крест всей земле на том, что мне ни над кем ничего не делати без собору, никакого дурна». Бояре и всякие люди говорили царю, чтобы он на том креста не целовал, потому что в Московском государстве того не повелось; но он никого не послушал. Поступок Василия показался боярам революционной выходкой. Царь призывал к участию в своей царской судной расправе не Боярскую думу, исконную сотрудницу государей в делах суда и управления, а Земский собор, недавнее учреждение, изредка созываемое для обсуждения чрезвычайных вопросов государственной жизни.

В этой выходке увидели небывалую новизну, попытку поставить Собор на место Думы, переместить центр тяжести государственной жизни из боярской среды в народное представительство. Править с Земским собором решался царь, побоявшийся воцариться с его помощью.

Но и царь Василий знал, что делал. Обязавшись пред товарищами накануне восстания против Самозванца править «по общему совету» с ними, подкинутый земле кружком знатных бояр, он являлся царем боярским, партийным, вынужденным смотреть из чужих рук. Он, естественно, искал земской опоры для своей некорректной власти и в Земском соборе надеялся найти противовес Боярской думе. Клятвенно обязуясь перед всей землей не карать без собора, он рассчитывал избавиться от боярской опеки, стать земским царем и ограничить свою власть учреждением, к тому непривычным, т. е. освободить ее от всякого действительного ограничения.

Подкрестная запись в том виде, как она была обнародована, является плодом сделки царя с боярами. По предварительному негласному уговору царь делил свою власть с боярами во всех делах законодательства, управления и суда. Отстояв свою Думу против Земского собора, бояре не настаивали на обнародовании всех вынужденных ими у царя уступок: с их стороны было даже неблагоразумно являть всему обществу, как чисто удалось им ощипать своего старого петуха. Подкрестная запись усиленно отмечала значение Боярской думы только как полномочной сотрудницы царя в делах высшего суда. В то время высшему боярству только это и было нужно. Как правительственный класс, оно делило власть с государями в продолжение всего XVI в.; но отдельные лица из его среды много терпели от произвола верховной власти при царях Иване и Борисе.

Теперь, пользуясь случаем, боярство и спешило устранить этот произвол, оградить частные лица, т. е. самих себя, от повторения испытанных бедствий, обязав царя призывать к участию в политическом суде Боярскую думу, в уверенности, что правительственная власть и впредь останется в его руках в силу обычая.

Политическое значение подкрестной записи. При всей неполноте своей, подкрестная запись царя Василия есть новый, дотоле небывалый акт в московском государственном праве. Это – первый опыт построения государственного порядка на основе формально ограниченной верховной власти. В состав этой власти вводился элемент, или, точнее, акт, совершенно изменявший ее характер и постановку. Мало того, что царь Василий ограничивал свою власть: крестной клятвой он еще скреплял ее ограничение и являлся не только выборным, но и присяжным царем. Присяга отрицала в самом существе личную власть царя прежней династии, сложившуюся из удельных отношений государя-хозяина: разве домохозяева присягают своим слугам и постояльцам?

Вместе с тем царь Василий отказывался от трех прерогатив, в которых наиболее явственно выражалась эта личная власть царя. То были: 1) «опала без вины», царская немилость без достаточного повода, по личному усмотрению; 2) конфискация имущества у непричастной к преступлению семьи и родни преступника – отказом от этого права упразднялся старинный институт политической ответственности рода за родичей; 3)чрезвычайный следственно-полицейский суд по доносам, с пытками и оговорами, но без очных ставок, свидетельских показаний и других средств нормального процесса.

Эти прерогативы составляли существенное содержание власти московского государя, выраженное изречениями деда и внука, словами Ивана III: «кому хочу, тому и дам княжение», и словами Ивана IV: «жаловать своих холопей вольны мы, и казнить их вольны же». Клятвенно стряхивая с себя эти прерогативы, Василий Шуйский превращался из государя холопов в правомерного царя подданных, правящего по законам.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Василий Шуйский

Василий Шуйский Василию при вступлении на престол было уже за пятьдесят лет. Молодость свою он провел при Грозном и решительно ничем не выказал себя. Когда его родственники играли важную роль в государстве, Василий оставался в тени. Опала, постигшая его родного брата

5.

30. ВАСИЛИЙ ШУЙСКИЙ

5.30. ВАСИЛИЙ ШУЙСКИЙ 30a. ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ ШУЙСКИЙ 1606–1610, правил 4 года, по [595]. См. рис. П1.32. Взошел на престол в 1606 году в результате заговора и восстания против царя ДМИТРИЯ ИВАНОВИЧА. В стране образовалось два царских двора — двор ВАСИЛИЯ ИВАНОВИЧА в Москве и двор ДМИТРИЯ

Василий Шуйский

Василий Шуйский Царь Василий Иванович Шуйский.С изображения XVII в.Воцарение. После царя-самозванца на престол вступил князь В. И. Шуйский, царь-заговорщик. Это был пожилой, 54-летний боярин небольшого роста, невзрачный, подслеповатый, человек неглупый, но более хитрый, чем

ВАСИЛИЙ IV ШУЙСКИЙ

ВАСИЛИЙ IV ШУЙСКИЙ По духу и по характеру Василий Шуйский в высшей степени олицетворял свойства старого русского быта. В нём видно отсутствие предприимчивости, боязнь всякого нового шага, но в то же время терпение и стойкость. Молодость свою он провёл при Иване Грозном.

ВАСИЛИЙ ШУЙСКИЙ И ЛЖЕДИМИТРИЙ II

ВАСИЛИЙ ШУЙСКИЙ И ЛЖЕДИМИТРИЙ II Когда прекратилась кровавая московская заутреня, тотчас сам собою представился неотложный вопрос о замещении праздного Московского престола.Для решения сего вопроса Боярская дума хотела было разослать по городам призывные грамоты,

Василий Шуйский

Василий Шуйский Введение В начале XVII в. Россия пережила Смуту, первую в своей истории гражданскую войну. Опричнина Грозного положила начало расколу дворянского сословия. Разорение дворян приобрело в период Смуты катастрофические размеры. Бедствие было довершено

Василий Шуйский

Василий Шуйский Царь Василий Иванович Шуйский.С изображения XVII в.Воцарение. После царя-самозванца на престол вступил князь В. И. Шуйский, царь-заговорщик. Это был пожилой, 54-летний боярин небольшого роста, невзрачный, подслеповатый, человек неглупый, но более хитрый, чем

31. Василий Шуйский

31. Василий Шуйский 31а. ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ ШУЙСКИЙ 1606–1610, правил 4 года, по [362]. См. рис. 201 и рис. 202. Взошел на престол в 1606 году в результате заговора и восстания против царя Дмитрия Ивановича. В стране образовалось два царских двора — двор Василия Ивановича в Москве и двор

31. Василий Шуйский

31. Василий Шуйский а. ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ ШУЙСКИЙ 1606–1610, правил 4 года, по [362]. См. рис. 3.67 и рис. 3.68. Взошел на престол в 1606 году в результате заговора и восстания против царя Дмитрия Ивановича.В стране образовалось два царских двора — двор Василия Ивановича в Москве и двор

Василий Шуйский

Василий Шуйский Московский престол вновь освободился. У бояр был уже опыт избрания царя, и они после недолгих, но горячих споров выбрали Василия Ивановича Шуйского (1606–1610) — врага и Годуновых, и Лжедмитрия, того самого, кто вел пятнадцать лет назад следствие о гибели

Василий Иванович Шуйский

Василий Иванович Шуйский Отец В. И. Шуйского, Иван Андреевич, начал службу приблизительно в 1557 г. в достаточно зрелом возрасте, поскольку у него уже были дети (Василий родился в 1552 г.). С 1558 г. он — постоянный участник Ливонской войны. В 1565 г. Ивану Андреевичу удалось отбить

Василий Шуйский

Василий Шуйский Воцарение. После царя-самозванца на престол вступил князь В. И. Шуйский, царь-заговорщик. Это был пожилой, 54-летний боярин небольшого роста, невзрачный, подслеповатый, человек неглупый, но более хитрый, чем умный, донельзя изолгавшийся и изынтриганившийся,

Василий Шуйский

Василий Шуйский После царя-самозванца на престол вступил князь В. И. Шуйский – царь-заговорщик. Это был пожилой, 54-летний боярин, небольшого роста, невзрачный, подслеповатый, человек неглупый, но более хитрый, чем умный, донельзя изолгавшийся и изынтриганившийся, прошедший

Василий Шуйский

Василий Шуйский Печальные обстоятельства предшествующей истории наложили на великорусское общество характер азиатского застоя, тупой приверженности к старому обычаю, страх всякой новизны, равнодушие к улучшению своего духовного и материального быта и отвращение ко

ВАСИЛИЙ ШУЙСКИЙ

ВАСИЛИЙ ШУЙСКИЙ (р. 1552 — ум. 1612)Правил с 1606 по 1610 г.Василий Шуйский родом из суздальских князей, боярин с 1584 г. В 1587 г. участвовал в борьбе против Бориса Годунова, за что подвергся опале, но хитрость и изворотливый ум помогли ему получить прощение и укрепиться в высших

Василий IV Иоаннович Шуйский

Василий IV Иоаннович Шуйский Обманом подготовилось его царствование в роковую ночь на 17 мая. Многие взялись за оружие при известии, что поляки бьют царя, прибежали в Кремль спасать любимого государя – и видят его труп, обезображенный и поруганный не поляками, а русскими;

«Борис Годунов» и «Василий Шуйский» Ивана Штенглина

В середине XVIII века интерес русского общества к отечественной истории возрос. Иван Штенглин, мастер из Аугсбурга, Германия, работавший в России, выполнил с 1742 по 1780 год серию гравированных портретов русских царей. Среди них образы Бориса Годунова и Василия Шуйского, образы которых впоследствии привлекли внимание Пушкина.

Штенглин работал в принятом в те годы черном стиле, или меццо-тинте. Эта техника основана на создании специальной шероховатой доски, с помощью которой сглаживаются шероховатости в тех местах, где на гравюре должны быть более или менее светлые детали. Это позволяет передавать свет и тень с необычайным богатством переходов. При этом количество отпечатков с доски при использовании черных манер невелико, а сама работа трудоемкая и кропотливая.

Штенглин делал свои гравюры, видимо, с каких-то портретов, не дошедших до нашего времени, вернее, парсун, сочетавший приемы иконописи и светской живописи. Сама черная манера очень хорошо подходила для такого рода изображений, вызывая воспоминания о потемневших от времени досках, о выцветших красках и позолоте. В образе Годунова и Шуйского еще много иконописи, идеальной, но все же есть попытка создать портрет в современном понимании этого слова.

Оба портрета одинаковы по композиции, украшены пышными рамами в стиле барокко и сопровождаются подробным перечислением царских титулов на русском и латинском языках. Гравер сосредоточил все свое внимание на своем лице. Оно как бы выхвачено лучом света из общего темного фона гравюры.

Лицо Годунова мрачно, в нем отразилась сложная игра страстей. Передался первоначальный облик царя – среди его предков были татары. 47-летний Борис, который, согласно летописям, был «величественный по красоте, повелительный, значит быстрый и глубокий». Но, прибавлял беспристрастный летописец, «у Бориса вовсе не было добродетелей». Лицо этого человека оказалось на удивление удачным для гравера. Кажется, в нем узнаешь Годунова, как он предстает у Пушкина, например, в словах Шуйского:
Вчерашний холоп, Татарин, сын Малюты,
Зять палача сам палач в душе,
Возьми корону и решетку Мономаха…

Борис изображён как раз в царском облачении, в шапка Мономаха. Внешне он уверен в своих силах, но это действительно внешне. Вы верите Пушкину — однажды этот человек со стоном говорит: «Ой, тяжела ты, шапка Мономаха!» Правая рука уверенно держит символ царской власти – могущество, и лишь невольная медлительность левой руки со скипетром выявляет внутреннюю неуверенность царя, которому еще предстоит утвердиться в сане монарха перед людьми и богом. Он держит скипетр четырьмя пальцами, а мизинцем, словно для оберега, касается тяжелого нагрудного креста. В трагедии Пушкина Годунов обосновывает свое право на престол, ставя себя в ряд «царей законных, назначенных, избранных всенародно, венчанных великим патриархом…». Но сколько страшных дел, расстрелов, крови за это право на престол? Невольно рука Бориса тянется к спасительному кресту.

В такой же манере, с теми же атрибутами царской власти изображен и другой временный правитель России – Василий Шуйский. В его облике больше идеализации. Если Борис Годунов хотя бы своим внешним видом отвечал народным представлениям о царе, то лысый, с маленькими подслеповатыми глазками, красным носом и жидкой бородой Шуйский не был похож на сказочно-летописного монарха. Неизвестному автору портрета, с которого Штенглин сделал гравюру, пришлось немало потрудиться, чтобы перед зрителем предстал светлоокий, строгий мужчина с иконическим благочестивым лицом. Только внимательно рассматривая гравировку, можно уловить неприятные, жесткие складки в уголках губ. Есть в этом человеке и решимость, заставляющая вспомнить сцену из «Бориса Годунова», когда в царской Думе Шуйский не боялся подавать голос при решении сложного вопроса. Бояре переговариваются, и один другому говорит:
Я – каюсь – не смел глаз поднять,
Я не смел дышать, не то что шевелиться…
Собеседник отвечает:
И князь Шуйский спас. Отличная работа!

На гравюре уже не принц, а суверенный король. По-иному, чем Годунов, он держит скипетр: с решимостью, свойственной его натуре, Шуйский крепко сжал его в кулаке.

Как бы ни были сильны и уверены Годунов и Шуйский, у обоих участь печальная: первая — внезапная смерть среди боярской смуты и крах всех честолюбивых замыслов, вторая — ссылка, смерть на чужбине и позорная захоронение «на перекрестке». Несомненно, работая над образами двух светских правителей России, Штенглин знал их исторические судьбы, и это не могло не сказаться на его отношении к художественному материалу.

Царь Василий IV Иванович Шуйский. Русский мастер. Литография. Дизайн книги, Фотография, картинки, изображения и права на управляемое изображение. Рис. FAI-14120

agefotostock ®

место, где можно найти все визуальный контент по правильной цене

Купить это изображение сейчас…

Выберите лицензию, которая лучше всего соответствует вашим потребностям

99}»>
Частное использование/презентация | 69,99 $
Информативный сайт | 99,99 $
Издательский. Книга внутри | 149,99 $
Журнал и информационные бюллетени. Внутреннее использование | $179.99

Рассчитать стоимость другой лицензии

Это изображение может быть лицензировано онлайн только в редакционных целях

Купи сейчас

Добавить в корзину

ДОСТАВКА: Изображение сжато как JPG

Код изображения: ФАИ-14120 Фотограф: Коллекция: Изображения изобразительного искусства Пользовательская лицензия: Управление правами Наличие высокого разрешения: До XL 35 МБ А4+ (3047 х 4488 пикселей — 10,2 «х 15» — 300 точек на дюйм)

Разрешения: Это изображение не имеет разрешения на использование модели или собственности, и перед его использованием может потребоваться дополнительное разрешение третьей стороны.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *