Василий 1 основные события: Василий I Дмитриевич | Читать биографии известных личностей РФ для школьников и студентов

Василий I Дмитриевич | Читать биографии известных личностей РФ для школьников и студентов

Василий Дмитриевич родился 30 декабря 1371 года. Он был старшим сыном Дмитрия Донского.

В 1382 году хан Тохтамыш штурмом взял Москву, но уже осенью Дмитрий Донской получил великокняжеский ярлык. Это произошло после удаления из Москвы митрополита Киприана, сторонника консолидации русских земель вокруг Москвы. Выдав ярлык, Орда в качестве заложника взяла сына Донского, Василия. Через три года он бежал из плена и скрылся сначала в Молдавии, а затем в Литве. Там он был помолвлен с единственной дочерью великого князя Витовта Софьей, которая в 1391 году стала его женой.

Великий князь

Незадолго до смерти Дмитрий Донской назначил Василия своим наследником. Несмотря на то что это произошло без согласия хана, ярлык он получил без проблем. Его права на престол признали и родственники.

Василий I первым из русских князей попытался прекратить платить дань ханам Золотой Орды. В это время он заметно усилил оборонительную способность Москвы, появились новые укрепления. А также этому способствовало еще и то, что у Золотой Орды появился новый противник – Тимур (Тамерлан). Опасаясь воевать на два фронта, Тохтамыш пошел на условия Василия и даже разрешил ему чеканить свою серебряную монету.

Тимур разгромил войска Тохтамыша и двинулся на Москву. Войска встретились на Оке. Простояв две недели, Тимур не захотел рисковать награбленным и ушел. Все это укрепило позиции Василия, и он уже не считал себя обязанным платить дань ордынцам.

Внутренняя политика Василия I строилась на принципах объединения русских земель. В результате он присоединил Нижегородское и Муромское княжества. Правда, за эти земли пришлось побороться с Великим Новгородом. Установилось примирение с Тверским и Рязанским княжествами.

Дружеские отношения наладились с пронским князем Иваном Владимировичем. Василий женил своего сына Ивана на его дочери.

Внешняя политика

Усиление положения Василия I не очень понравилось родственникам из Литвы. Его тесть Витовт приютил разгромленного Тохтамыша, пообещав ему восстановить его власть в Орде, если будет помогать ему в действиях против Москвы. План провалился, но еще долго родственники угрожали друг другу оружием.

После разгрома, учиненного Тимуром, начала приходить в себя Орда. Во главе ее стал мурза Едигей, который убил Тохтамыша и с войсками двинулся на Москву. Сам Василий бежал в Кострому, город защищал его дядька, серпуховской князь Владимир Андреевич Храбрый. Москва выстояла. Спасла город очередная смута в Орде. Едигей ушел, но Москва вновь заплатила дань, но некоторое время спустя вновь прекратила платежи.

Интересные отношения сложились у великого князя с Византией. Стараясь поддержать православное государство, Василий отправил базилевсу крупную сумму серебром. Это помогло Византии собрать наемную армию, которая на целых пятьдесят лет отодвинула натиск турок на эти земли.

27 февраля 1425 года Василий I умер и был погребен в Архангельском соборе Московского кремля. В исторической памяти он остался как правитель твердый и осторожный, достойный продолжатель объединения русских земель.

Василий 1 (Первый) Дмитриевич – кратко о внутренней и внешней политике в годы правления и биография

4.8

Средняя оценка: 4.8

Всего получено оценок: 269.

4.8

Средняя оценка: 4.8

Всего получено оценок: 269.

Биография Василия Первого интересна как пример жизни князя периода ордынского ига на Руси. Он занял трон в молодости, правил 36 лет и вел относительно успешную внутреннюю и внешнюю политику.

Начало княжения

Дата начала правления Василия 1 – 1389 год. К этому моменту прошло 9 лет после Куликовской битвы и 7 лет после разорения Москвы ханом Тохтамышем. Следовательно, сил на открытое противостояние с Золотой Ордой у Василия не было. В 18 лет он занял одновременно два трона – Московский и Владимирский.

Рис. 1. Василий I.

Одним из первых внешнеполитических шагов Василия I стал брак с Софьей Витовтовной, дочерью князя Витовта, который в те годы управлял огромным государством, от Западной Двины на севере до Причерноморья на юге. Великое княжество Литовское было независимое, оно не являлось вассалом Золотой Орды.

От хана Золотой Орды Тохтамыша он получил ярлык на престолы в Москве и Владимире. С целью достижения мира внутри своих владений молодой князь выдал в удел своему брату Юрию Дмитриевичу города Звенигород, Галич, Вятку и Рузу. Также он пошел на уступки территории своему дяде – известному полководцу Владимиру Андреевичу Храброму.

Молодой князь пошел на союз с Великим княжеством Литовским с целью противодействия Золотой Орде. Князь Витовт также получил свою выгоду, присоединил Смоленское княжество. Однако, в 1399 году литовский князь потерпел поражение от ордынцев на реке Ворскла, а Василий оказался более удачлив, он в 1395 году прекратил платить дань Золотой Орде из-за похода Тамерлана, который добрался только до города Ельца на южной окраине русских княжеств.

В 1392 году Василий I купил в Золотой Орде право на престол в Нижнем Новгороде. Нижегородского князя Бориса Константиновича он отправил на поселение в Суздаль, а сам стал управлять его владениями, в том числе такими городами, как Муром и Городец.

Это был первый случай покупки владения при живых наследниках.

Рис. 2. Князь Василий I.

Правление в первой четверти XV века

В 1408 году Василий I выдержал в Москве осаду города ханом Золотой Орды Едигеем. Последний смог разорить Рязанское княжества и часть городов Московского, но основная цель похода не была достигнута, например, тверской князь не перешел на сторону хана.

В 1406-1408 ухудшились отношения с князем Витовтом из-за его похода на Псков. В 1406 и 1408 годах войска Василия I и Витовта дважды встречались, но до битвы не дошло. После “Стояния на Угре” в 1408 году был заключен мирный договор. С одной стороны, Василий избежал кровопролития и обеспечил приток православной аристократии в свои владения, а с другой – уступил литовцам Смоленское княжество.

В годы правления Василия I выросло феодальное землевладение. В состав Московского княжества он включил Бежецкий Верх, Великий Устюг, Вологду и даже попытался отобрать у Новгорода Великого Двинскую землю.

Рис. 3. 1408 осада Москвы.

Что мы узнали?

Кратко о внутренней и внешней политике Василия I Дмитриевича можно узнать из школьной программы 7 класса. Князь в целом был успешным правителем для своей эпохи, смог сохранить отцовское наследство, несмотря на наличие угрозы со стороны Золотой Орды и Великого княжества Литовского.

Тест по теме

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Руслан Раджабов

    4/5

Оценка доклада

4.8

Средняя оценка: 4.8

Всего получено оценок: 269.


А какая ваша оценка?

Иван Грозный timeline | Timetoast таймлайны

  • Это событие знаменательно тем, что отец Ивана Василий III был царем русским, следовательно, он родился в царской семье. Если бы Иван Грозный не родился, то ничего из того, что случилось при его жизни, не случилось бы. Это событие знаменательно тем, что если бы Иван не родился, то никто бы не занял престол после смерти его отца Василия III.

    (Иван IV 157)

  • Николя Вильеганьон родился в провинции в 1510 году. Отец Николя умер в 1521 году. Николя следовал идеям Мартина Лютера. (Grun 237)

  • Это знаменательное событие, потому что, когда Ивану Грозному было 3 года, он был провозглашен Великой пенсией Москвы, так как в том году умер его отец и он был следующим в очереди на престол, а его мать, Елена Глинская, была регентом в течение 5 лет. Она полагала, что Иван слишком молод и слишком незрел, чтобы нести такую ​​большую ответственность. Поэтому это событие знаменательно, потому что если бы она не умерла, то Иван Грозный не занял бы своего места на престоле. (Иван IV 158)

  • Это событие знаменательно тем, что Иван Грозный был первым царем всея Руси. Когда Иван Грозный был коронован царем и великим князем всея Руси, он получил полную власть. Помимо того, что Иван был коронован царем всея Руси, Москва стала столицей священной Российской империи. (Иван IV 158)

  • Иван, освобождающийся от бояр, знаменателен тем, что они над ним издевались. Также причина, по которой это событие столь значимо, заключается в том, что бояре, оскорблявшие Ивана, должны были быть его наставниками и заботиться о нем, поскольку оба его родителя умерли. Поскольку они жестоко обращались с Иваном, его жизнь ухудшилась, кроме того, что оба его родителя были мертвы. (Аксельрод 149)

  • Женитьба Ивана на Анастасии была важным событием в его жизни, потому что их брак был самым счастливым браком Ивана. Кроме того, она была единственным человеком, который мог контролировать его жестокость, не выходя из себя. Наконец, женитьба Ивана на Анастасии была важным событием, потому что она изменила его, сделав менее жестоким. (Мигилл 385)

  • В бильярд играли короли и простолюдины, президенты, душевнобольные, дамы, джентльмены и дельцы. Игра была перенесена в помещение. Игра в бильярд — очень старая версия пула. (Grun 245)

  • Тициан родился в Пьеве-ди-Кадоре. Тициан обучался у двух других художников. Портреты Тициана известны тем, что они, кажется, выражают психологическое измерение. (Grun 245)

  • Это событие знаменательно, потому что Иван был серьезно болен и нуждался в людях, чтобы позаботиться о его новорожденном сыне, если он умрет. Кроме того, бояре отказываются давать присягу, которая вызывает стресс у Ивана во время его выздоровления от болезни. Наконец, это событие знаменательно тем, что Иван не хотел, чтобы его сын пережил те же переживания, что и с ним в детстве. (Мигилл 386)

  • Это событие знаменательно тем, что с ее смертью у Ивана начался «плохой период». Знаменательным это событие делает и то, что после ее смерти Иван женился еще на нескольких женщинах, но его брак с Анастасией был самым счастливым браком в его жизни. Также это событие знаменательно тем, что Анастасия была матерью детей Ивана, поэтому, когда она умерла, Ивану пришлось взять на себя полную ответственность по уходу за своими детьми. (Иван IV 158)

  • Отъезд Ивана из Москвы — важное событие, потому что на нем была большая ответственность, и он просто уехал, ничего не сказав. Также это событие показывает, что Иван на самом деле ужасен, потому что он только что бросил Москву и даже не попытался столкнуться с препятствием, которое вообще заставило его покинуть Москву. Это событие знаменательно, поскольку показывает, что Иван был достаточно безответственным, чтобы оставить Москву без царя. Без царя в Москве был бы бардак, потому что решать за нее некому. (Мигилл 387)

  • (Грюн 255)

  • Катакомбы, обнаруженные в России, составляют в общей сложности 170 миль. (Грюн 257)

  • Отец Томас Стивенс отправился в Гоа 24 октября 1579 года. Отец Томас Стивенс работал над языком в Гоа до своей смерти в 1619 году. (Grun 257)

  • Это очень важное событие в жизни Ивана Грозного, потому что он не собирался убивать своего сына, он просто был очень зол.

    Также это большое и важное событие в жизни Ивана, потому что сын, которого он убил, был его старшим сыном. Следовательно, сын, которого он убил, был сыном, который должен был занять место на престоле после смерти Ивана. (Иван IV 157)

  • Это событие знаменательно, потому что оно положило конец ужасному правителю. Иван умер от инсульта во время игры в шахматы. Иван умер в 1584 году.

История России

История Пан

Иван Грозный

Девятнадцать минут

Иван Грозный

Глава 14 Хронология

Петр Великий

Петр Великий

Петр Великий

Петр Великий

Жизнь Петра Великого

Лидеры России

Российская историческая хронология

Глава 17

Биография Петра Великого

Иван Грозный

E4-4: Иван Грозный (EF)

Иван Грозный

Петр Великий

Петр Великий

Иван Грозный, царь России

Петр Великий

Иван Грозный

Петр Великий

Гл. 21

Миссия: Историческое влияние России

19-минутная шкала времени Аспен Флори

Петр Великий

История России

Екатерина Великая

Иван Грозный Хронология

Василий Суриков: Я везде любил красоту…

1 марта 1881 года группа «Передвижники» должна была открыть свою девятую выставку в Юсуповском дворце на набережной реки Мойки в Петербурге. Трагическим образом это событие совпало с другим, одним из самых зловещих в русской истории — бомбой, брошенной членом тайной политической группы «Народная воля», был убит император Александр II. Однако, как только миновали траурные дни, долгожданное ожидание любителей искусства было с лихвой вознаграждено шедеврами нового поколения талантливых русских художников: наряду с портретами Ильи Репина композитора Модеста Мусоргского и автора Алексея Писемского «Аленушка» Василия Васнецова и пейзажей Алексея Саврасова и Ивана Шишкина зрители откроют для себя талант юного Василия Сурикова.

Его имя в то время мало что значило, но его произведение «Утро стрелецкой казни» казалось каким-то загадочным образом предсказывало недавнюю трагедию. Картина произвела фурор. «Его появление в художественном мире с картиной «Казнь стрельцов» было сенсационным; никто так не начинал», — вспоминала Александра Боткина, дочь Павла Третьякова. «Он не колебался, не пытался сообразить, хорошее или плохое время для выставки такой картины, а пошел как гром»[1]. Сразу же после выставки в Петербурге картина Сурикова, приобретенное Павлом Третьяковым перед выставкой, было перевезено на постоянное место жительства в Лаврушинский переулок. Третьяковская галерея уже тогда считалась крупнейшим собранием русского искусства.

На полотне Сурикова изображена историческая трагедия попытки молодого Петра Великого управлять мятежными стрельцами. Огромное пространство Красной площади не кажется таким уж огромным, окутанным холодным туманом раннего осеннего утра, сгущающегося над Москвой. Собор Василия Блаженного стоит как бы «обезглавленный» верхним обрамлением полотна. У подножия собора, вокруг Лобного блока, сгрудились телеги, в которых «стрельцы», то ли связанные, то ли в колодках, ждут казни. Их матери, жены и дети сидят рядом, в телегах или на земле. Огоньки свечей мерцают в руках приговоренных «стрельцев», и кажется, что воздух наполняется приглушенным ропотом. Картина возвращает прошлое, одновременно посыпая солью старые раны и вызывая сострадание. Реформы Петра всколыхнули всю страну, затронули и армию. Недовольные новыми правилами, введенными царем, стрельцы неоднократно бунтовали. Последний такой инцидент произошел в 169 г.8 и был разгромлен, а его трагическое завершение стало темой картины.

Виселицы, воздвигнутые вдоль Кремлевской стены, словно ждут своих первых жертв, а те, кто заполнил площадь, в напряженном ожидании мрачного финала. Горящие свечи в руках «стрельцев» выглядят символично, как последнее прощание с жизнью: догорает свеча — заканчивается жизнь человека. Хотя у каждого из «стрелец» есть свои мятежные и мятежные чувства, общее настроение наиболее открыто и вызывающе проявляется в своевольном взгляде рыжебородых «стрельцов». Он смотрит прямо в глаза царю Петру, и противостояние двух персонажей составляет главную психологическую конструкцию драматического повествования.

Любой вопрос о том, на чьей стороне художник, звучит риторически. Он с мятежными «стрельцами», разделяющими страдания их жен, матерей и детей, оценивающими драму глазами иностранного посланника; но он также понимает гнев молодого царя, работавшего на будущее России. Силой воображения художника запечатлен эпизод мрачного прошлого России, когда первыми по-прежнему страдали простые люди, требовавшие понимания и сострадания; их мужество, выносливость и воля к свободе заслуживали почитания. На полотне «стрельцы» вместе с сочувствующей толпой воплощают вечно бунтующий характер русского народа.

Доминирующая драматургическая нота сцены заключена с одинаковым мастерством и в психологической прорисовке персонажей, и в подчеркнутой пластичности живописных образов, таких как тревожное мерцание свечей на фоне тусклой туманной зари или апельсин и красные пятна на кафтанах, шапках, шалях, на одеждах бояр в петровской партии. Брызги багрянца вокруг полотна напоминают зрителю о приближающейся кровавой близости сцены — это еще не сцена казни, но запечатлены предшествующие ей последние минуты. То, что художник избегал показа казни, свидетельствует о его тонкой чувствительности. «Я никогда не собирался шокировать», — признавался он. «Я везде любил красоту».[2]

Это проявлялось не только в привлекательных лицах и характерах, но и в бытовых деталях, которые могли бы показаться обыденными: украшенные оглобли, столь характерные для русской упряжи, суровая поверхность бортов телег, сверкающая «как чистое серебро». «Железные сани, раскисшая дорога. «Когда мне на глаза попалась телега, я готов был почтительно поклониться каждому ее колесу», — писал Суриков. «Вот что я рисовал рядом со всеми этими драмами. Я обожал эти детали»[3]. Порой художник находил главное в своих полотнах детали — живопись в чистом виде: узор богатого парчового платья или простой хлопчатобумажный узор. юбка как услада для глаз, или лужа воды, блестящая на грязной дороге. Такие детали уравновешивают трагический посыл полотна.

«Утро стрелецкой казни» стало странным сплавом воспоминаний Сурикова о его сибирском детстве и его впечатлений от Москвы, с ее характерным архитектурным образом, своеобразным течением жизни, типами и характерами. «Здесь, в Москве, со мной стало происходить что-то странное, — писал Суриков в письме Сергею Глаголу. «Во-первых, здесь мне было намного легче, чем в Петербурге. Было что-то в Москве, что больше напомнило мне Красноярск, особенно зимой. стали приходить на ум снова и снова».[4]

Красная площадь, историческое сердце России, художник выбрал намеренно ареной смертельного противостояния «стрелецких» и царя Петра. Стены и башни Кремля, Лобный корпус, собор Василия Блаженного, самое пространство Красной площади были свидетелями многих событий, как крупных, так и второстепенных по своему значению; это был одновременно и будничный базар, и место проведения грандиозных царских шествий и коронаций русских царей, и арена массовых казней. С характерным чутьем Суриков так представлял себе Москву и Красную площадь, вспоминая, как он совершал долгие прогулки по тихим московским улочкам, которые приводили его на Красную площадь, где он останавливался в сумерках, так как наступающая ночь хорошо маскировала ее. знакомые черты и все преобразилось до неузнаваемости.

Воображение художника рисовало кусты и деревья вдоль кремлевских стен то ли какими-то странными мужчинами в древнерусских одеждах, то ли казалось, что из башен могут появиться какие-то женщины, одетые в парчовые «душегрейки» и традиционные головные уборы. «И вскоре я заметил, что заселил окрестности Красной площади типами, которых столько раз видел на родине»[5]. художника, стали логичной частью образности картины наряду со стрельцами, их женами, детьми и верным царю петровским Преображенским полком. Именно на московских улицах и на ее шумных базарах, у стен московских церквей и кладбищ Суриков собирал «зёрна» своей исторической драмы. Атмосфера московской жизни, глубоко укоренившаяся в отечественной истории, легко вызывала образы прошлого и портреты его персонажей, прототипы которых можно было найти у современников художника. «Чернобородый «Стрелец» — это Степан Федорович Торгшин, брат моей матери. А бабы на картине, знаете ли, похожи на каких-то старух из моего рода… Старик «Стрельцов» — бывший каторжный, лет 70 с небольшим. Рыжий «стрелец» — могильщик, я встретил его на кладбище»[6]. Прошлое и настоящее, переплетаясь, создавали образы убедительной силы.

Талант Сурикова к «пониманию» ушедших эпох, питаемый воспоминаниями о детстве и юности, удачно совпал с общим интересом русской интеллигенции к отечественной культуре, проявившимся во второй половине XIX века. Такой интерес стимулировал появление фундаментальных исторических трудов Сергея Соловьева, лекций Василия Ключевского по русской истории, издание древнерусских текстов Николая Тихомирова, исследований Ивана Забелина по истории русского народного быта, графа Алексея (Константиновича) Толстого. исторические пьесы в стихах «Смерть Ивана Грозного», «Царь Федор Иоаннович» и «Царь Борис», поставленные как в Москве, так и за ее пределами, оперы «Борис Годунов» и «Хованщина» Мусоргского и «Князь Игорь» Александра Бородина и , наконец, колоссальная «Война и мир» Льва Толстого. 0005

Ближайшие сподвижники Сурикова Василий Васнецов, Василий Поленов и Илья Репин каждый по-своему обращались к исторической тематике на рубеже 1870-1880-х годов. Репин пытался уловить признаки петровской мятежной эпохи в портрете своенравной царицы Софьи, сестры и соперницы; историческое полотно «Последнее сражение войска Игоря Святославича с половцами» (1880) продемонстрировало оригинальное видение событий прошлого Васнецовым, называвшим себя «историческим живописцем несколько фантастическим образом». Поленов придумал историческую жанровую сценку «Покров». Осужденная царица». Василий Перов был близок к написанию исторических драм своими полотнами «Пугачевский суд» (1875) и «Никита Пустосвят. Спор об исповедании веры» (1881). Василий Суриков был знаком с тонкой живописью исторических жанровых полотен Вячеслава Шварца. был свидетелем того, как высоко оценили сцены из боярской жизни Константина Маковского, отвечавшие модному стилю русской аристократии.Принимая самые серьезные из приведенных выше идей, Суриков не колеблясь отвергал многие ходячие господствующие «образцы» — он свои собственные идеи и умел по-своему передать их на холсте. 0005

Первым таким примером стали «Стрельцы». Документальным подтверждением идеи послужили дневники австрийского посланника в Москве Иоганна Георга Корба, ведшего запись кровавых событий 1698 года. Опубликованный за границей при жизни Петра Великого дневник привел императора в ярость, и Петр потребовал Австрийское правительство уничтожило все экземпляры книги.

Даже после смерти Питера книга долгое время находилась под запретом. Сокращенный вариант его был впервые опубликован в России в 1840 году, но в этом издании были исключены записи о «стрелецком» расстреле. Только в 1867 г. в русском переводе появился несокращенный полный текст дневников. Корб подробно рассказал о восьми расстрелах «стрелецких» в октябре 169 г.8. Суриков внимательно изучил показания очевидца, его предмет выводил не одно из описываемых событий, а, наоборот, объединял черты всех в более широкую конструкцию резни. Рассказывая Максимилиану Волошину об идее своей будущей картины, Суриков сказал: «Кто-то назвал ее «Утро перед стрелецкими расстрелами». Хорошее название. Я хотел передать торжественность последних минут, а не саму казнь». [7]

Воспоминания о Сурикове, записи бесед с художником, написанные Волошиным и другими современниками, дают волнующую, хотя и не полную картину того, как возникла и претворилась в жизнь идея «стрелецкой». В них художник упоминает, как это было, когда вся сцена казни вдруг, как вспышка, всплыла в его памяти, и «он до поздней ночи был занят, делая зарисовки либо общей композиции, либо отдельных групп»[8].

На сегодняшний день существует только один набросок общей композиции, выполненный художником карандашом, а также одна часть левой части будущей картины, телеги и сгруппированные «Стрельцы», нарисованная на тот самый лист. Хотя первоначальный набросок, датированный Суриковым 1878 годом, раскрывает композицию, почти идентичную окончательной, еще три года художник потратил на поиски образно-смысловых доминант, наиболее верно передающих тональность картины. В нем сочетаются идеи: столкновение народа и власти, прошлое и будущее, роковая сила противостояния, сострадание, нищета, отчаяние, мужество и выносливость и многие другие оттенки эмоций, созерцание моральная дилемма — вопросы, на которые нет однозначного ответа.

Конечно, художник понимал важность правильного уравнения размеров холста. Для него это было далеко не академическое дело: Суриков добавил к правому краю картины лишний кусок холста, чтобы можно было показать кремлевскую стену, ряды верных Петру воинов, бояр, иностранных посланников и, главное, фигура самого царя Петра как противовес мятежной оппозиции. Изначально этот вид был обрезан рядом виселиц, а изменения вносились в процессе росписи на холсте, без предварительной работы. Говорят, что Репин предложил Сурикову усилить трагический поворот сцены, изобразив несколько казненных повстанцев.

В ходе реставрации картины в 1970 году реставрационным отделом Третьяковской галереи было проведено тщательное исследование, в том числе рентгенологическое[9]. им давать ответы на конкретные вопросы. Выяснилось, что первоначальный вариант включал в себя две фигуры расстрелянных: на рентгеновском снимке отчетливо видна надкраска двух повешенных повстанцев слева от царя Петра на фоне кремлевской стены. Позднее обе фигуры были закрашены. «Я не мог перестать бояться огорчать зрителей. Мне хотелось во всем ощущения спокойствия»[10], — писал Суриков.

Поиски художника правильной композиции сопровождались поисками нужных персонажей: стрельцов, петровцев, самого молодого царя и всех прочих, казалось бы, незначительных персонажей большого полотна, вроде женщины, которая появляется на окно вагона. Работая над этой картиной, первой, которую он написал как самостоятельный мастер, а не как ученик, Суриков выработал свой собственный метод, которому он будет следовать в своих поздних работах, прежде всего в «Боярыне Морозовой»: полотну предшествовали десятки и даже сотни предварительных этюдов, которые сами нередко становились маленькими шедеврами.

Для Сурикова в его первом крупном произведении было важно все: и психологически убедительные персонажи, и исторически достоверные детали в архитектуре, мечи и ружья, одежда и головные уборы. В письмах он спрашивал у матери, какую одежду носили в старину, как носили русские женщины шали и платки. Обращаясь к своему брату, Суриков спрашивал: «Ты, Саша, заметь для меня, когда в следующий раз приедешь на базар, какие шапки обыкновенно носят наши крестьяне зимой? И, сколько сможешь, нарисуй мне их. примерно. Мне это нужно»[11]. Наиболее дотошно художник относился к стрельцам. Для образа одной только рыжебородой фигуры Сурикову пришлось сделать восемь этюдов и рисунков (тех, которые известны, по крайней мере, сегодня). Хотя далеко не все такие этюды сохранились, те, которые свидетельствуют о гигантской работе, проделанной художником до того, как картина была окончательно завершена.

Историческая тематика заставила Сурикова изучить множество источников, изучить старинные гравюры, прочитать много книг. «Чтобы так ярко изобразить события далекого прошлого, ему приходилось читать и просматривать целые библиотеки», — писал Александр Бенуа, называя Сурикова «великим ученым-реалистом, а по существу поэтом». [12] Его ранние сибирские воспоминания в сочетании с глубокими размышлениями о современной ему художественной жизни и тщательным изучением исторических источников породили первую историческую трагедию Сурикова.

«Стрельцы» сделали имя нового художника известным публике, заявив о новом мощном и самобытном таланте, поскольку молодой художник из Сибири — Сурикову было 33 года, когда картина была закончена — твердо и убедительно заявил о своих правах. Еще до открытия выставки в Юсуповском дворце Репин писал Павлу Третьякову: «Суриковская картина производит на всех яркое, глубокое впечатление… По лицу каждого зрителя видно, что она составляет гордость этой выставки… Сильная картина. !» [13] Репин был первым, кто дал столь восприимчивую оценку творчеству Сурикова. Рассмотрев картину более внимательно и придирчиво, Марк Антокольский высказал свое профессиональное мнение следующим образом: «Хотя она, может быть, и грубовата, но может нуждаться в некотором большем совершенстве, достоинства ее столь многочисленны, что более чем компенсируют ее недостатки. сто раз». [14]

Нельзя сказать, что все критики были так же единодушны в своих мнениях, как эти два художника: Владимир Стасов, большой авторитет, принял «Стрельцов» с некоторыми оговорками, а Иван Крамской вообще отказался принять; обзоры газет зависели от политической ориентации их владельцев. Тем не менее подавляющим выводом, несмотря на откровенное непонимание, злорадство и осторожность, было: «Это одна из самых выдающихся картин русской школы» [15], а ее создатель «является одним из самых удивительных русских художников». [16]

 

  1. А.П Боткина. Павел Михайлович Третьяков в жизни и искусстве. Москва, 1993, с. 207.
  2. Василий Иванович Суриков. Писма. Воспоминания о художнике [Василий Иванович Суриков. Буквы. Воспоминания о художнике. Ленинград, 1977, с. 184. Здесь и далее: Суриков.
  3. Там же, с. 184
  4. Там же, стр. 213 — 214.
  5. Там же, с. 214.
  6. Там же, стр. 183.
  7. Там же, стр. 183.
  8. Там же, с. 214.
  9. В 1970 году специальный расширенный совет по художественной реставрации, в который вошли виднейшие специалисты Москвы и Ленинграда, а также художники и искусствоведы, специализирующиеся на суриковском творчестве, принял решение очистить картину от скопившихся слоев грязи и пыли. с годами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *