В сокращении тургенев отцы и дети: Тургенев «Отцы и дети» читать роман онлайн полностью или скачать текст произведения

Краткое содержание романа Отцы и дети в сокращении (Тургенев И. С.) 👍

20 мая 1859 года. Сорокатрехлетний помещик, Николай Петрович Кирсанов, выглядевший значительно старше своих лет, пребывая в состоянии сильного волнения, ждал на постоялом дворе Аркадия, своего сына, совсем недавно окончившего университет. Николаю Петровичу, являющемуся генеральским сыном, построить военную карьеру не удалось по той причине, что в молодости он повредил ногу и на всю жизнь остался “хроменьким”.

Женился Николай Петрович в относительно раннем возрасте на дочери небогатого государственного служащего.

Совместная жизнь

супругов была счастливой. К глубочайшему сожалению, супруга скончалась в 1847 году. Всю свою любовь и старания Николай Петрович направил на воспитание сына; проживал с ним в Петербурге, где пытался поддерживать хорошие отношения с друзьями Аркадия, студентами.

Не так давно Николай Петрович стал заниматься усовершенствованием своих владений.

Следует наступление столь долгожданной встречи. Аркадий является в сопровождении высокого молодого человека, отличающегося малопривлекательной внешностью и чрезмерной самоуверенностью. Товарищ Аркадия был начинающим врачом, принявшим приглашение погостить

у семьи Кирсановых.

Представился он как Евгений Васильевич Базаров. Общение отца с сыном в первые минуты кажется не особо гладким. Николай Петрович стесняется присутствия Фенечки, молодой женщины, которая находится на его содержании и воспитывает их общего ребенка. Аркадий с нисхождением, которое доставляет отцу весьма неприятные ощущения, пытается исправить возникшее неудобство.

В доме приезжих ожидает Павел Петрович, старший брат Николая Петровича. Уже с порога Павел Петрович и Базаров испытывают неприязнь по отношению друг к другу. Дворовые ребята и слуги же с удовольствием подчиняются гостю, в то время как он почти не обращает на низ своего внимания.

На следующий день случается перебранка гостя и Павла Петровича, зачинщиком которой выступает Кирсанов-старший. Гость не желает спорить, но все же проходится по основным элементам своих убеждений. По его мнению, люди стремятся к реализации поставленной ими цели потому, что переживают разнообразные “ощущения” и желают извлечь из чего-либо “пользу”. Он также утверждает, что химия является предметом более важным, чем любой вид искусства, а в научной деятельности важнее получение практического результата.

Гордится он и отсутствием у него “художественного смысла” и замечает, что индивидуализация психология бессмысленна: “Достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы судить обо всех других”. Базаров как ставит под сомнение, так и отрицает абсолютно все “постановления в современном нашем быту”. Свои индивидуальные качества он ставит на первый план, но следует отметить, что своему поколению он не спешит отводить роль созидательного характера: “сперва надо место расчистить”.

Павел Петрович же убежден в том, что “нигилизм” Базарова, так заинтересовавший Аркадия, его племянника, это всего лишь наглая и необоснованная ересь, существующая “в пустоте”.

Аркадий, пытаясь замять образовавшееся раздражение, повествует товарищу историю жизни дядюшки. Тот был образцовым и перспективным офицером, кумиром женщин до того момента, пока не познакомился с дамой из высшего свята княгиней Р*. Возникшая страсть просто перевернула все внутри Павла Петровича.

Когда их отношения подошли к концу, героя настиг тяжелый моральный кризис. От прошедшего у него осталось лишь умение изысканно носить костюм, манерность и предпочтение всего английского.

Убеждения и нравы Базарова до такой степени не дают покоя Павлу Петровичу, что он решает снова вступить в полемику с гостем, Базаров же высокомерно рушит все “силлогизмы” оппонента, направленные на защиту традиционных укладов. Николай Петрович пытается устранить погасить конфликт, хотя так же, как и брат, не может принять радикализм Базарова. Он пытается убедить себя в том, что они с Павлом Петровичем уже давно не идут в ногу со временем.

Молодежь уезжает в город уездного типа, где происходит их встреча с “учеником” Базарова, сыном откупщика, Ситниковым. Ситников вместе с приезжими направляется в гости к “эмансипированной” мадам Кукушкиной. Ситников с Кукушкиной примыкают к числу тех “прогрессистов”, которые не считаются ни с какими авторитетами, смело пропагандируя моду на свободу мысли.

Они, абсолютно ничего из себя не представляя и не имея каких-либо способностей, умудряются в собственном “нигилизме” оставить далеко за собой и Кирсанова-младшего, и его уважаемого друга. Базаров своего “ученичка” откровенно не терпит, а у Кукушкиной его привлекает “больше шампанское”.

Кирсанов-младший представляет своего товарища Одинцовой, молодой, симпатичной и состоятельной вдове. С первых минут знакомства Базаров начинает испытывать интерес к ее персоне. Причем эту заинтересованность нельзя назвать платонической.

Базаров с присущей ему циничностью говорит товарищу: “Пожива есть…”.

Аркадий ощущает свою влюбленность в Одинцову, но его чувства являются ложными по сравнению с тем, что испытывает Базаров. Симпатия между Базаровым и Одинцовой оказывается взаимной. Вдова приглашает приезжих погостить в ее доме.

Одинцова представляет гостям свою младшую сестру Катю, которая предстает перед героями весьма замкнутой. Базаров так же чувствует себя неловко: в незнакомом ему ранее месте он становится раздраженным и “глядит сердито”. Аркадию тоже некомфортно, он пытается найти утешение в Катином обществе.

Возникшее между Базаровым и Анной Андреевной чувство является абсолютно чем-то противоестественным для героя. Он, которому на протяжении многих лет были чужды любые проявления романтизма, вдруг понимает, что “нашел романтику в самом себе”. Следует признание нигилиста в своих чувствах к Одинцовой.

Женщина, находясь в объятиях Базарова, понимает: “спокойствие […] лучше всего на свете”.

Базаров, не желая становиться заложником своих чувств, отправляется в отчий дом. Его отец, уездный лекарь, проживает недалеко от имения Одинцовой. Вдова даже не пытается удержать покидающего ее дом гостя.

Находясь в пути, Евгений Васильевич делает выводы, касающиеся всего произошедшего: “…лучше камни бить на мостовой, чем позволить женщине завладеть хотя бы кончиком пальца”.

Родители Базарова никак не могут наглядеться на сыночка, в то время как “Енюша” лишь мается от скуки в их окружении. Спустя несколько дней он, покинув отчий дом, возвращается к Кирсановым.

Мучаясь жарой и скукой, Евгений Васильевич переключается на Фенечку и, застав ее в одиночестве, жарко целует девушку. Неожиданным свидетелем случившегося становится Кирсанов-старший, дико возмущенный поведением “этого волосатого”. Его негодование возрастает еще и по тому поводу, что он считает Фенечку похожей на княгиню Р*.

Придерживаясь своих нравственных принципов, Павел Петрович вызывает Базарова на дуэль. Пребывая в неловком положении и осознавая всю противоречивость своих действий, Базаров принимает вызов противника: “с теоретической точки зрения дуэль – нелепость; ну, а с практической точки зрения – это дело другое”.

Базарову удается причинить Кирсанову-старшему легкое ранение. Первую помощь оппоненту оказывает он же. Павел Петрович старается держаться молодцом, даже подшучивает над собой.

При этом оба героя испытывают значительные неудобства. Николай Петрович, лишенный объяснения всему происходящему, поступает поистине благородно, оправдывая поведение обоих мужчин.

Одним из последствий “битвы” становится то, что Кирсанов-старший, поначалу выступавший против заключения брака между Николаем Петровичем и Фенечкой, теперь самолично пытается подтолкнуть брата к свершению этого поступка.

Отношения Аркадия и Кати выходят на новый уровень: между ними устанавливаются гармония и взаимопонимание. Катя со свойственной ей проницательностью замечает: Базаров – человек не их круга, ибо “он хищный, а мы с вами ручные”.

Осознав, что интерес Одинцовой вовсе охладел и надеяться больше не на что, Базаров, переступив через свои чувства, решает расстаться с возлюбленной и Аркадием. Перед своим отъездом он говорит бывшему другу: “Ты славный малый, но все-таки мякенький, либеральный барич…”. Аркадия огорчают его слова, но в довольно скором времени он успокаивается, пребывая в обществе Кати, признается ей в своих любовных чувствах и тут же убеждается в том, что чувства взаимны.

Базаров же снова возвращается в родительское имение, где пытается отвлечься от своих переживаний, углубившись в рабочую обстановку, но через пару дней “лихорадка работы с него соскочила и заменилась тоскливою скукой и глухим беспокойством”. Он пытается вести беседу с мужиками, однако ничего, кроме глупости, в них не находит. Правда и мужики считают Базарова кем-то “вроде шута горохового”.

Практикуясь на трупе больного, перенесшего тиф, Базаров ранит себе палец, в результате чего у него происходит заражение крови. По прошествии нескольких суток он сообщает отцу, что жить ему осталось совсем недолго.

Перед своим уходом Базаров просит Одинцову навестить его. Он снова говорит ей о своих чувствах и признается в том, что все его надменные мысли так же, как и любовь, пошли прахом. “А теперь главная задача гиганта – как бы умереть прилично, хотя никому до этого дела нет… Все равно: вилять хвостом не стану”. С огромным сожалением он отмечает, что не требуется России: “Да и кто нужен?

Сапожник нужен, портной нужен, мясник…”.

В момент причащения Базарова, на котором настояли его родители, “что-то похожее на содрогание ужаса мгновенно отразилось на помертвевшем лице”.

Прошло полгода. В деревенской церквушке производится венчание двух пар: Аркадия и Кати, Николая Петровича и Фенечки. Все находятся в хорошем расположении духа, но в этом довольстве ощущается что-то неестественное, “точно все согласились разыграть какую-то простодушную комедию”.

Через некоторое время Аркадий проявляет себя в качестве образцового отца и хозяина: с его усилиями имение становится очень прибыльным. Николай Петрович берет на себя заботы мирового посредника и старательно трудится на общественных началах. Кирсанов-старший коротает свои дни в Дрездене, все также обладает джентельменским лоском, но “жить ему тяжело”.

Кукшина проживает в Гейдельберге и проводит свое время в студенческой среде; увлекается архитектурой, благодаря которой открыла для себя новые закономерности. Ситников связал свою жизнь с княжной, которая безжалостно им помыкает, и, по его рассказам, развивает “дело” Базарова, публикуя свои “произведения” в малоизвестном и темном периодическом издании.

На могилу к Базарову часто приходят его старенькие родители помолиться за упокой души дорогого сыночка. Цветы на могилке отражают абсолютное спокойствие и “равнодушие” природы; а также олицетворяют вечное примирение и бесконечность бытия…

Пересказ подготовила для Вас Irina-affa

Отцы и дети краткое содержание романа Тургенева, характеристика главных героев, сюжет, история создания, анализ по главам для читательского дневника

В данной работе представлено краткое содержание произведения «Отцы и дети» и его анализ, дана характеристика героев.

Все это поможет понять суть, проблематику и тематику романа, но для того, чтобы качественно проанализировать произведение и составить самостоятельное мнение, необходимо прочесть роман в оригинале.

Ученики в школах проходят «Отцов и детей» в 10 классе. Краткий пересказ поможет вспомнить прочитанное, эту информацию школьники и студенты могут использовать для краткого конспекта произведения, при написании сочинения, изложения или для читательского дневника.

Содержание

«Отцы и дети» И. С. Тургенев – история создания

В 1860 году И. С. Тургенев загорается идеей создать роман, а не повесть, основанный на конфликте двух поколений. Писатель составляет план произведения, желая увидеть главного героя прототипом Добролюбова, с которым у него постоянно были какие-либо разногласия.

Иван Сергеевич Тургенев ( 1818-1883)

Находясь за границей, писатель делает первые наброски романа. Базарова Тургенев изобразил, как лишнего человека со сложным, противоречивым характером. В процессе написания Иван Сергеевич начинает симпатизировать главному герою.

В 1861 году Тургенев возвращается на родину в Спасское и дополняет рукописи. Через год «Отцы и дети» публикуются в журнале «Русский вестник». Объем оригинального издания стандартного формата составил 204 страницы.

Главные герои романа и их характеристика

Ниже представлена таблица, содержащая список действующих лиц с характеристикой в сокращении.

Евгений БазаровМужчина в возрасте 30 лет, простого происхождения, сын лекаря, сам заканчивает медицинский факультет. Считает себя нигилистом, т. к. относится скептически ко всему, кроме науки. В его образе заметно преобладание холодных, грубых, резких черт.
Аркадий КирсановМолодой человек, 23 года, поддался влиянию Базарова и решил тоже увлечься нигилизмом. По характеру Аркадий спокойный, чистый, наивный, сентиментальный. Кирсанов верит в настоящую любовь, наслаждается природой и искусством.
Николай Петрович КирсановОтец Аркадия, наделен в произведении образом доброго, романтического, спокойного, уравновешенного дворянина. Приверженец передовых идей.
Павел Петрович КирсановБрат Николая Петровича. В прошлом был гвардейским офицером, служба оставила душе Павла Петровича шрамы, что резко проявлялось в его характере. Павел самолюбив, заносчив, эгоистичен, верен своим принципам

Второстепенные персонажи

Василий Иванович – отец Евгения, старик, безропотно любящий своего единственного сына. Василий Иванович трудолюбивый, бескорыстный, продолжает заниматься врачебным делом и помогать крестьянам.

Арина Базарова – мать Евгения. Имеет образ набожной, суеверной старушки с доброй душой. Арина ласковая, тихая, опрятная. Нелепая смерть сына становится для нее сильным ударом.

Анна Сергеевна Одинцова – расчетливая вдова 28-ми лет. Анна Сергеевна никогда не испытывала настоящей любви, выходила замуж по расчету. Этой женщине нравится жить в уединенном, роскошном доме, вдали от городской суеты.

Катерина – младшая сестра Анны Сергеевны, полная ее противоположность. Девушка тихая, кроткая, скромная, боится тяжелого, крутого нрава сестры, воспитавшей ее. Катерина предпочитает проводить время в саду, слушать фортепиано и любоваться природой.

«Отцы и дети» краткий пересказ по главам

1

Весна 1859 года начинает действие романа. Читатель знакомится с Кирсановым Николаем, ожидающим приезда своего сына. Николай уже больше десяти лет вдовец.

Будучи молодым, он пытался стать военным, но травма ноги испортила ему всю карьеру. Мужчине было очень сложно воспитывать сына одному, но он справился, поставил его на ноги, отправив учиться в Петербург.

2

Аркадий приезжает с другом, который учится на медицинском факультете. Это Евгений Базаров, у него вытянутое худое лицо, выражающее волю и самоуверенность. Герои отправляются в имение Кирсановых, которое называется Марьино. Происходит знакомство Евгения и Николая Петровича.

3

В течение пути Николай Петрович не может прийти в себя, находясь в приподнятом настроении после встречи с сыном. Николай Петрович рассказывает ему о последних новостях в имении, и смущенно упоминает о своем сожительстве с девушкой Феней. Возникает неловкая пауза, герои меняют тему.

4

Приехавших никто не встречает, кроме старого слуги. Николай Петрович Кирсанов ведет гостей в дом и просит слугу накрыть на стол. Навстречу им выходит красивый, ухоженный мужчина – Павел Петрович Кирсанов. Мужчина холодным взглядом осмотрел незваного гостя, а Аркадий поспешил представить дяде своего друга.

Обед для семейства Кирсановых и Базарова вышел неудачным: все происходило в тяжелом, угнетающем молчании, разговор никак не клеился. После обеда герои также молча разошлись по своим комнатам.

5

Семейство Кирсановых собралось на веранде, чтобы поговорить и выпить чаю. Аркадий же узнает, что Фенечка приболела, и отправляется к ней спросить о ее состоянии. Младший Кирсанов радуется, увидев брата, о существовании которого не знал до сих пор. Аркадий мягко укоряет отца за то, что тот ничего ему не рассказал. Николай Петрович растроган и одновременно счастлив.

Во время разговора возвращается с прогулки Базаров, который приносит с собой лягушек для своих опытов.

6

Евгений присоединяется к Кирсановым, пьет с ними чай и ведет беседу. Во время разговора между Базаровым и Павлом Петровичем разгорается спор. Мужчины не скрывают свою неприязнь друг к другу, один не стыдится насмехаться над стариком, а другой в ответ пытается задеть гостя за живое.

Николай пытается их успокоить, переводит разговор, попросив Евгения, как человека, мыслящего в науке, помочь ему с выбором удобрений. Базаров соглашается и забывает на время о Павле Петровиче.

7

Павел Кирсанов в 28 лет мог стать военным, построить великолепную карьеру, достичь невиданных высот, стать богатым и успешным, но, к сожалению, влюбился. Его любовью стала молодая княгиня, ветреная кокетка, которая уже была замужем за стариком. Павел Петрович полюбил эту княгиню, а после расставания впал в депрессию, бросил службу и отправился в путешествия по свету на целых 4 года.

8

Три года назад Фенечка познакомилась с Николаем Кирсановым в трактире своей матери. Трактир приносил небольшой доход, поэтому дела у них шли плохо. Николай Петрович пожалел девушку, и забрал ее с матерью к себе в поместье. Когда мать девушки умерла, Кирсанов и Феня стали жить вместе.

9

Базаров знакомится с Фенечкой и предлагает ей свои услуги врача. Когда молодой человек слышит игру Николая Кирсанова на виолончели, он начинает смеяться. Нигилист не признает искусство, в том числе и музыку, считая это пустой тратой времени. Аркадий тактично просит друга перестать смеяться над его отцом.

10

Проходит две недели, к Базарову все понемногу привыкают: дворовые его любят, Николай Петрович относится к нему с опаской, беспокоясь, что друг начнет плохо влиять на Аркадия, а Павел Петрович открыто ненавидит этого мерзавца, не признающего чужие ценности.

Во время вечернего чаепития Евгений вызывает недовольство и старших Кирсановых, назвав какого-то помещика «дрянным аристократишкой». Кирсановы упрекнули его в несоблюдении чужих принципов.

Базаров, разозлившись, в ответ обвинил Павла Петровича в бессмысленном прозябании своей жизни. Аркадий все это время молчал, боясь разочаровать своего друга.

11

Перед сном братья Кирсановы заняты размышлениями о жизни. Николай с грустью вспоминает о своей умершей жене. Павел, тоже задумавшись, смотрит в небо. А Базаров зовет друга в город.

12

Друзья уезжают. Аркадий знакомится с другом семьи Базаровых, Матвеем Ильиным. А Ситников, старый знакомый Евгения, предлагает им навестить Евдокию Кукшину.

13

Мужчинам не понравился неопрятный вид этой дамы, ее пустые, бессмысленные разговоры. Евдокия постоянно задавала друзьям вопросы, но не дожидалась на них ответа и начинала говорить о чем-то другом.

14

Базаров отказывается ехать на бал, потому что против большого общества, музыки и танцев. Однако Аркадию удается его уговорить.

На балу происходит знакомство друзей с Анной Одинцовой, которая показалась им милой, общительной, привлекательной. Новая знакомая обратила свое внимание на Аркадия, начав расспрашивать его обо всем. Евгений был поражен Одинцовой, раньше он не обращал внимания на женщин, но эта показалась ему другой, не похожей на остальных.

15

У Одинцовой сложилась непростая жизнь, ее отец проиграл свое состояние и умер, оставив разорившееся имение двум своим дочерям. На хрупкие плечи девушки легло все хозяйство, но она смогла достойно выдержать это испытание. Анна вышла замуж и прожила в браке 6 лет. После смерти муж оставил Одинцовой свое состояние.

Евгений, казалось, нашел себе собеседника по духу, разговаривая с женщиной о медицине, биологии, ботанике. Одинцова охотно шла на разговор и нисколько не уступала Базарову, не хуже него разбираясь в науке.

16

В Никольском – имении Одинцовой, друзья познакомились с младшей сестрой Анны – Катей. Она вела себя тихо, застенчиво, много молчала и играла на фортепиано.

Аркадий заинтересовался Анной Сергеевной, но женщина относилась к нему, как к младшему брату. Ее больше интересовал Базаров, они гуляли вместе в саду, разговаривали и смеялись. Аркадий, видя это, почувствовал укол ревности.

17

Базаров не верил в любовь, считал чувства между мужчиной и женщиной чушью. Но, проживая в имении Кирсановых и периодически встречаясь с Одинцовой, он ощущал, что что-то в нем меняется. Евгений влюбился, но скрывал это, представляя Анну Сергеевну в своих объятьях.

18

Евгений решает признаться Анне Сергеевне в любви. Женщина не отвечает ему взаимностью, говорит, что Базаров ее не правильно понял и просит его уехать. Мужчина чувствует себя очень неловко.

19

Базаров хочет остаться, но понимает, что Одинцова не любит его. Он впадает в отчаяние, перестает говорить и начинает вести себя холодно и отчужденно. Мужчина сообщает Анне Сергеевне о своем отъезде к родителям. Аркадий замечает изменения в своем друге.

20

Родители Базарова были очень рады видеть своего сына, они долго ждали его приезда, но старались сдерживать эмоции, зная, что Аркадий этого не любит. Во время обеда мать не могла насмотреться на сына, а отец рассказывал ему о своем имении и хозяйстве. После ужина Евгений не стал говорить с отцом, объяснив это сильной усталостью. Базаров не смог уснуть до самого утра, думая о неприятном инциденте с Одинцовой.

21

Дома Евгений заскучал, ему казалось, что родители обращают на него слишком много внимания и мешают его работе. Евгений решил вернуться в имение Кирсановых, чем очень расстроил своих родителей. Они не хотели, чтобы сын уезжал так скоро. Мать не смогла сдержать слез, а отец, скрепя сердце, отпустил Евгения, сделав вид, что все хорошо.

22

Базаров занялся опытами с лягушками. Аркадий, наконец-то, стал помогать отцу по хозяйству, но думал об Одинцовых, пытаясь найти повод заехать к ним снова.

23

Базаров чувствует неприязнь ко всем, кроме Фенечки. Однажды, они столкнулись в беседке, между ними завязался разговор, и Евгений поцеловал девушку. Случайным свидетелем этого стал Павел Кирсанов. Базаров почувствовал неловкость, стыд и угрызения совести.

24

Павел Петрович, оскорбленный поведением Евгения, вызывает его на дуэль. Они оба не говорят об истинных причинах битвы, чтобы не оскорбить все семейство Кирсановых.

Базаров стреляет в Павла Петровича и ранит его в ногу. Окончательно испортив отношения со всеми, Евгений уезжает обратно к родителям.

25

Младший Кирсанов все больше симпатизирует Кате Одинцовой, он чувствует, что увлекается ей. Девушка говорит ему, что Евгений оказывает на него плохое влияние, и что без него Аркадий становится совсем другим.

Базаров, встретившись с Анной Сергеевной, говорит, что был не прав и просит ее остаться друзьями.

26

Базаров возвращается к родителям. Аркадий признается Екатерине Сергеевне в своих чувствах и делает ей предложение. Катя соглашается.

27

Евгений начинает помогать отцу в лечении больных. Однажды мужчина неаккуратно вскрывает труп умершего от тифа и случайно заражается, порезав палец.

Он бредит, просит Одинцову приехать, чтобы увидеться в последний раз. Женщина не узнает больного, перед ней совершенно другой человек. Умирая, Базаров признается Одинцовой в своих настоящих чувствах и умирает.

28

Произведение заканчивается свадьбой Аркадия и Екатерины. Павел Петрович уезжает за границу. Анна Сергеевна Одинцова тоже выходит замуж, но по расчету. Жизнь продолжается для всех, кроме двух старых людей, постоянно навещающих могилу единственного сына.

Анализ произведения «Отцы и дети»

Год написания произведения – 1861 год. Тургенев написал противоречивый роман, сюжет и центральная проблема которого заключается в сложных взаимоотношениях двух поколений.

Ответ на вопрос «В чем смысл жизни?» становится для них неоднозначным. Новые люди видят свою жизнь в труде, а люди старой закалки видят ее в созерцании.

Из-за различных взглядов происходит столкновение между отцами и детьми.

Главные темы романа:

  1. Идейные противоречия отцов и детей.
  2. Тема «нового человека» в переломный момент двух эпох.
  3. Тема любви к родителям, женщине.
  4. Тема человека и природы. Природа храм или мастерская?

Глава 17

 

Резюме

Аркадий и Базаров проводят очень приятные две недели в «денарном доме» мадам Одинцовой. Базаров сначала жалуется, что это строго регламентированное существование нарушает его чувство демократии. Мадам Одинцова парирует, что без порядка в деревенской жизни можно было бы победить скуку.

Очевидно безответный в своих чувствах к мадам Одинцовой, Аркадий ищет утешения, проводя время с юной Катей. Двое молодых людей играют на фортепиано, вместе читают сказки и наблюдают за природой, но Аркадий уверен, что никакие сентиментальные эмоции не повлияют на него.

Тем временем Базаров сходит с ума от странных чувств, которые он испытывает к г-же Одинцовой, потому что он понимает, что совершенно не в силах совладать с этими чувствами. В то же время Базаров постоянно занимает мысли Одинцовой. Пока Базаров размышляет о своих отношениях с Одинцовой и сознает их тщетность, заходит в гости старый слуга его отца Тимофеич. Базаров спрашивает, не прислали ли его родители гонорара, и сообщает, что скоро будет дома в гости.

Вечером Базаров удивляет Одинцову, заявляя о своем намерении скоро уехать. Она напоминает ему, что он обещал научить ее химии и помочь в других занятиях. Она уверяет его, что по нему будет скучать и что ей будет очень скучно, когда он уйдет. Базаров саркастически предполагает, что она может вернуться к своей размеренной и спокойной жизни и не пострадает от ухода столь ничтожного человека. После дальнейших уговоров Базаров спрашивает у Одинцовой, почему женщина с «вашим умом, с вашей красотой» живет в деревне. Она делает некоторые наблюдения о своей жизни и уверяет свою новую подругу, что очень несчастна. Она так много прожила на свете, что уже не находит много вещей, которые могли бы ее заинтересовать. Она хочет, чтобы она действительно могла сильно привязаться к чему-то, а Базаров возражает, говоря ей, что она не способна влюбиться. Втайне он думает, что в этот момент она кокетничает, и очень обеспокоен. Когда Базаров собирается уйти, она пытается его удержать, но он довольно сильно сжимает ее руку и быстро уходит.

После его отъезда мадам Одинцова долго сидела перед сном. Базаров, однако, прогулялся два часа, прежде чем лечь спать. Аркадий пытается расспросить своего друга о его местонахождении, но становится настолько эмоционально обеспокоенным, что не может ясно говорить.

Анализ

Обратите внимание, что Базаров, наконец, потерял бдительность, и на него действует что-то вне его самого. Начинает появляться тревога, и он значительно меняется. Это одна из важнейших глав романа, потому что внутренняя природа Базарова впервые вступает в противоречие с его интеллектуальной натурой. Любовь в романтическом смысле всегда была для него дурачеством, а теперь он как будто захвачен Одинцовой. Ему не хватало «силы повернуться к ней спиной».

Две пары влюбленных кажутся почти несчастными. Аркадий думает, что влюблен в Одинцову, но все больше его привлекает обаяние Кати. Аркадий еще многого еще не знает о себе. «Не замечая и не сознаваясь себе, что такая ерунда интересует и его», он несколько возбуждается или воздействует на музыку, поэзию и т. д. Кроме того, он думает, что влюблен в Одинцову, но в ее присутствии чувствует себя неловко. Наоборот, с Катей он совершенно непринужден.

Интеллектуально Базаров все еще продолжает бороться с любыми любовными чувствами. Он до сих пор считает, что «любовь в идеальном смысле, или, как он выразился, в романтическом смысле, была вздором — непростительной глупостью». Но тем не менее, «кровь его загорелась, как только он подумал о ней». Его перемену замечает даже Аркадий, который начинает терять веру в своего друга. Он заметил, что Базаров говорил более неохотно и часто выглядел сердитым, и больше всего на свете Базаров ерзал и выглядел неловко. Базаров всегда утверждал, что «если тебе приглянулась женщина, то постарайся добиться своей цели или уйти от нее». Но с г-жой Одинцовой он знает, что никогда не добьется своего, но и уйти от нее тоже не может. Таким образом, как отмечалось ранее, он так же влюбляется, как и Павел, но разница между ними в том, что Базаров осуждает себя потом почти так же, как он осуждал Павла.

Его неспособность видеть сходство в ситуациях, возможно, является недостатком его характера,

Более человеческая сторона характера Базарова проявляется, когда приходит осведомиться о нем старый базаровский слуга. Базаров при первой же возможности увольняет слугу, но тем не менее мы видим, что на него действуют желания родителей. Если бы Аркадий выказал такое же желание уважать волю своих родителей, Базаров сурово раскритиковал бы его. Таким образом, постепенно мы отмечаем все большую перемену в нигилисте.

Философски, согласно нигилизму, Базаров должен быть человеком, который может жить совершенно один, без зависимости от другого человека. Однако в этой главе мы видим, что больше мадам Одинцова может и сможет жить без любви и человеческого общения. Внезапно мы понимаем, что в этом отношении она более нигилистка, чем сам «господин нигилист», который жаждет общества и любви мадам Одинцовой. Но в то же время ее жизнь также похожа на жизнь Павла, потому что она действительно столько всего пережила в прошлом, путешествовала и сделала так много вещей, что не ждет новых приключений. Но Базаров философски полагает, что нового опыта не бывает, точно так же, как он полагает, что нет новой березки.

Разрыв между Аркадием и Базаровым обостряется в конце главы, так как причиной их разлуки являются две дамы. Аркадий до сих пор ревнует к тому времени, которое мадам Одинцова проводит с Базаровым, хотя и получает огромное удовольствие от часов, проведенных с Катей.

[Пример сочинения], 2188 слов GradesFixer

Это эссе было представлено студентом. Это не пример работы, написанной профессиональными авторами эссе.

В романе Отцы и дети , Иван Тургенев исследует неизбежность интеграции человека в общество путем внедрения эффективных структурных устройств. Параллельные путешествия центральных персонажей освещают их эмоциональные и интеллектуальные пути и завершаются их, казалось бы, неизбежным слиянием с обществом. Точно так же искусное управление Тургеневым циклических путешествий Аркадия и Базарова к отчим домам усиливает реальность того, что жизнь есть неизбежная сила, и усиливает психологический эффект окончательной интеграции в окружающий мир.

Кроме того, сочетание персонажей в романе и их возможные сдвиги в симметрии также дополняют структурную кульминацию, заключающуюся в единстве персонажей с окружающим миром. Эти элементы помогают вывести историю из области нетипичного в область универсального.

Структуру произведения можно рассматривать как серию путешествий, а каждое путешествие как часть раскрывающей прогрессии. Путешествия шли из имения Марьино в город, затем из города в имение Одинцовой в Никольском и далее в родительский дом Базарова. Оттуда, через отдельные визиты, Аркадий и Базаров снова посещают и Марьино, и Никольское (Knowles 73). Все персонажи романа в той или иной степени страдают кризисом идентичности, но два самых ярких примера — опять же Аркадий и Базаров, и важно отметить, что цель упомянутых поездок — облегчить разгадку их личных отношений. персонажей и подарить каждому сюрприз открытия вновь обретенных черт характера. В свою очередь, кульминацией этих физических и идеологических путей являются их соответствующие союзы с обществом.

Самообман Базарова самый крайний и его путь к самопознанию самый трагический, ибо он представляет силу человеческого разума, но терпит поражение от страсти. Уместно поэтому то, что, хотя события, происходящие во время пребывания Базарова в Марьино, — его частые и язвительные споры с Павлом Петровичем, их окончательная дуэль, его кокетство с Фенечкой, — своим существом содействуют физическому путешествию Базарова и его интеллектуальным поискам. для себя два самых бесценных из таких событий относятся к его пребыванию у Одинцовой и его безвременной кончине. В Одинцовой Базаров встречает исключение из своих эмпирических воззрений, и именно через нее ему открывается та сторона его личности, о которой он раньше не знал. Короче говоря, «его краткое знакомство с ней является катализатором для дальнейшего этапа его пути к самопознанию» (Ярмолинский 202). Он обнаруживает себя слабым и неспособным удержаться от бурлящей в нем страсти, неспособным отречься от новой гаммы чувств, которые он теперь испытывает.

В одиночестве в своей комнате в Никольском рассказчик размышляет: «…любовь в идеальном, или, как он выражался, романтическом смысле, он называл сумасшествием, непростительным слабоумием; он считал рыцарские чувства чем-то вроде уродства болезни… но когда он [Базаров] был один, с негодованием узнавал в себе идеализм» (Тургенев 107).

Полное разрушение эмоциональных и ментальных барьеров Баразова, настроенных как против себя, так и против Одинцовой, происходит, когда он признается ей в любви и почти животным образом целует ее: «Позвольте мне тогда сказать, что я люблю вас как дурак , как сумасшедший» (Тургенев 120). Однако, столкнувшись с безответной любовью, Базаров в конце концов удаляется в святилище родительского дома и там, в растерянности, переживает самые мрачные минуты сомнения и гнева на собственную слабость. Только после своей смерти — а значит, и своего слияния с окружающим его обществом — Базаров достигает кульминации своих путешествий. Он не только вернулся к месту своего рождения, но и приобрел беспрецедентные знания в течение двух месяцев путешествия; теперь, столкнувшись со своим последним путешествием в бездну смерти, он приходит к своему последнему и самому горькому осознанию.

На смертном одре он шепчет: «…Я тоже думал: я столько всего сломаю, я не умру, зачем мне это, надо было решать проблемы, а ведь я был великаном! И теперь вся проблема великана в том, как достойно умереть», а потом вставляет: «Я был нужен России… Нет, понятно, я был не нужен. А кто нужен? Сапожник… портной… мясник» (Тургенев 236). Дэвид А. Лоу уточняет это прозрение, говоря о Базарове: «…он считал себя выше всех законов, управляющих человеческой жизнью; его смертельная инфекция, заставившая его вызвать Одинцову на последнюю встречу, на которой он признается, что он не тот «гигант», каким он себя воображал, демонстрирует, что, наконец, он понимает степень своего самообмана и достигает мира» (Лоу, 167). Путешествия Базарова завершились самосознанием и, даже смертью, союзом с обществом, сопровождающим такие открытия.

Путешествия Аркадия облегчают его самопознание тем, что уменьшают влияние на него Базарова. Вопиющий пример того, как Базаров первоначально контролировал действия Аркадия, присутствует в начале романа, когда Аркадий, ехавший в коляске рядом с отцом, резко обрывается на полуслове о красоте природы, обескураженный присутствием Базарова от выражения своих мыслей. . Когда они доходят до Марьино, рассказчик контрастно замечает: «Базаров ушел, и Аркадия охватило чувство великого счастья. Сладко засыпать в своем доме» (Тургенев 18). Итак, влияние присутствия Базарова изображается как подавляющее. Аркадий — молодой, неуверенный в себе, застенчивый — моделирует свою личность по образцу своих друзей, но в основном из-за их более поздних совместных путешествий он находит свой собственный характер и может свободно ассимилироваться в обществе в той роли, которую он желает. Дэвид Лоу соглашается с этим предположением: «Влияние Базарова временно блокирует отношения между Аркадием и его отцом и препятствует его женитьбе на Кате во многом потому, что установки Базарова, которые тщетно пытается перенять Аркадий, мешают последнему примириться с самим собой и своим истинным природа» (Лоу 163). В свой последний визит к Кате Аркадий наиболее зримо выходит из объятий Базарова и выражает свою любовь как новый человек, не отрицающий ни чувства, ни страсти и гораздо мудрее постигший механизмы жизни. Кате, говорит, «по-прежнему хочу быть полезным, хочу отдать все свои силы правде; но я больше не ищу свои идеалы там, где искал; они предстают передо мной… гораздо ближе. До сих пор я не понимал себя». (Тургенев 211). Наконец, в своем последнем расставании с Базаровым, Аркадий понимает, что все его собственные исповедуемые взгляды на нигилизм были простым увлечением своим учителем и что на самом деле он хотел от жизни любви, женитьбы и мирной простоты жизни в имении Кирсановых. Он тоже, как и Базаров, достиг конечной цели своего физического и эмоционального пути.

Джо Блэр отмечает, что структура романа также имплицитно продвигает тему о том, что «дети не могут вечно отрицать мир своих родителей, который, к лучшему или к худшему, представляет основное направление человечества. Дети в конце концов возвращаются домой и, вольно или неохотно, примиряются с ней… жизнь отцов становится образцом для понимания жизни детей» (Лоу, 162). Этот циклический путь, трактуемый Тургеневым как универсальный, воплощает в себе еще один пример структурных закономерностей романа, кульминацией которых является интеграция героев в общество. Помимо наглого, почти навязчивого символизма циклического возвращения к истокам, именно этот элемент структуры романа проводит существенную параллель между Аркадием и Базаровым. По мере того, как роман разворачивается, выясняется, что Аркадий удивительно похож на своего отца в том, что их жизни следуют схожим схемам. Это утверждение подтверждается периодическими замечаниями Базарова о сходстве Аркадия и его родственников, а также общими качествами его и Николая Петровича: оба учились в петербургских школах, оба вернулись домой, в более провинциальную Россию, оба влюбились и женились, и оба в конечном итоге управляют поместьем. Кроме того, когда влияние Базарова устранено, интересы Аркадия к природе, музыке, искусству и любви становятся очень похожими на интересы старшего Кирсанова. Этот параллелизм подчеркивает цикличность пути Аркадия и является одним из наиболее ярких примеров неизбежного начала интеграции человека в окружающее его общество, желательно в радостных, умеренно успешных условиях, как у Аркадия. Ноулз соглашается в своей квалификации отца и сына и их слияния в общество: «Ни в одном из них нет ничего выдающегося; они оба средние люди своего поколения и класса… в целом они соответствуют освященным веками традициям мышления и поведения, ожидаемым от них» (Knowles 82).

Тургенев противопоставляет возвращение Базарова и Аркадия домой, что неудивительно, для получения аналогичных эффектов. Базаров, в отличие от своего «ученика», очень отличается от своей религиозной, суеверной, эмоциональной и простодушной семьи; он человек разума. Несмотря на случаи, когда ярко выражены их различия — безразличное отношение Базарова к любящей матери и несколько комические попытки отца завоевать доверие и любовь сына, — возвращение Базарова существенно для развития центрального мотива интеграции в общество. Только в месте своего происхождения Базаров может останавливаться на своей неспособности сопротивляться любви, на своей неспособности поступать так, как он выразил искреннее желание быть, и только по завершении этого циклического возвращения он может добиться истинного понимания собственной персоны и, наконец, занять свое место в обществе. Итак, визит откровенного нигилиста к родителям можно рассматривать как попытку вернуть в окружение родительской обители утраченную им стабильность и то, что насмехается над ним повсюду (Ноулз 82). Именно здесь он может размышлять, поскольку он решительно заявляет: «Я думаю, что жизнь — это счастливая вещь для моих родителей… [они] поглощены и не беспокоятся о своем ничтожестве; их не тошнит… а я… я ничего не чувствую, кроме усталости и гнева» (Тургенев 149). В этом доме, в доме своих предков, Базаров интегрируется в общество, по иронии судьбы, но в чем-то уместно покидая его. Кроме того, Аркадий и Базаров изначально воспринимаются как пара, объединенная общностью общественно-политических взглядов, а Павел и Николай группируются как «старшие Кирсановы». Однако по мере развития сюжета прежняя симметрия сменяется другой, более уравновешенной, более созвучной обществу группировкой: Николай и Фенечка, Аркадий и Катя. Блэр соглашается, заявляя: «Принцип композиции, действующий в романе, заключается в группировании и перегруппировке персонажей… мы наблюдаем, как первоначальные группы персонажей растворяются, и воспринимаем образование новых пар» (Лоу, 164).

Хотя брак Николая можно рассматривать как более социально прогрессивный, чем брак его сына, поскольку он женится на крестьянке, именно этот общий сдвиг в группировке персонажей снимает кульминационное напряжение романа, объединяя чувство справедливости и мира. Отчасти из-за этого перераспределения личностей структура романа эффективно демонстрирует интеграцию в общество как желаемую цель; эта идея поддерживается эпилогом, в котором все персонажи достигают этой цели. Аркадий открыл для себя жизнь, которой он действительно собирался жить все это время, и женился на Кате; Николаю Петровичу удалось навести порядок в своем хозяйстве, снискать благословение своего злобного брата и жениться на матери своего ребенка; Павел Петрович, хотя и не обязательно пресыщенный и радостный, достигает в своей жизни удовлетворительного плато, на котором он счастлив эмигрировать в Европу и «пошуметь в свете»; а Базаров перед смертью обретает и просвещение, и смирение (Тургенев 241). Дом Кирсановых квалифицируется так: «Все остальные улыбались и тоже казались извиняющимися; все они были немножко неловки, немного жалки, а в сущности очень счастливы» (Тургенев 238).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *