Краткое содержание поэмы «Медный всадник» по частям (А.С. Пушкин)
Александр Сергеевич Пушкин в своём произведении «Медный всадник» поднимает такую тему как конфликт власти и простого человека из народа. Поэт в стихотворной форме рассказывает трагическую историю, произошедшую в городе, основанном Петром Первым. Многомудрый Литрекон предлагает Вам ознакомиться с данным произведением в сокращении. Краткий пересказ поэмы «Медный всадник» содержит в себе сюжет и основные события в сжатом виде. Приятного просвещения!
Содержание:
- 1 Предисловие
- 2 Вступление
- 3 Часть первая
- 4 Часть вторая
Предисловие
Автор сообщает читателям о том, что случай, о котором говорится в этой «петербургской повести», основан на правде. Детали наводнения взяты из журналов тех времён.
Пушкин подмечает, что особо заинтересованный читатель при желании может ознакомиться с известием, составленным В.Н. Берхом.
Вступление
Повествование начинается со слов о том, как Пётр Великий стоял на берегу и в раздумьях глядел вдаль. По волнам в одиночестве плыл «бедный челн». Виднелись избы на берегах реки, шумел повсюду лес. Пётр Первый думал о том, что здесь будет выстроен город назло шведам. Он рассуждал, что именно в этих местах суждено будет России прорубить окно в Европу.
С тех пор прошло сто лет. Молодой город Петербург был выстроен, он вознёсся «пышно, горделиво». Теперь здесь располагаются и дворцы, и башни, стремятся к берегам множество кораблей. Река Нева теперь «одета» в гранит. Над водою – мосты, на суше – красивые сады, полные зелени. По сравнению с Петербургом, Москва теперь кажется не такой яркой.
Поэт выражает любовь к городу, сотворённому Петром Первым. Петербургу свойственны стройность и строгость внешнего обличия. Пушкин восхищается архитектурой: ограды выполнены из чугуна, украшены узорами. Также автор упоминает белые ночи: они будто прозрачны. Ночной пейзаж кажется задумчивым. В такое время можно читать и писать, не зажигая свет.
Пушкин любит зимы в Петербурге. Он описывает морозные дни, когда кажется, что воздух неподвижен. Поэт восхваляет весёлые балы, где можно лицезреть пиры, на которых по своему обыкновению пенятся наполненные бокалы.
Автор признаётся в любви «воинственной живости», которую можно увидеть на центральной площади города под названием Марсово поле. Пушкин очарован одинаковой красотой пехотных войск и лошадей. Он называет Петербург военной столицей и говорит о том, как любит тот город, когда рождается в нём наследник трона, когда происходит торжество Российской Империи над врагом. Поэт проявляет любовь и к реке Неве, которая по весне несёт треснувшие льдины к морям.
Пушкин желает «граду Петрову» красоваться и впредь, стоять непоколебимо, как и вся страна. Он желает, чтобы побеждённые страны жили с Петербургом и всей Россией в мире, позабыв о вражде.
Поэт говорит о том, что город пережил тяжелую пору. Об этой поре до сих пор остались свежие воспоминания, на основе которых и будет составлена печальная история.
Часть первая
Однажды в холодный и дождливый ноябрьский день поздно вечером молодой человек, которого звали Евгений, вернулся домой из гостей. Он проживал в Коломне, состоял на службе уже два года. Юноша не думал о прошлом, а жил преимущественно настоящим. Молодой человек лёг спать, однако долго не мог заснуть: волнительные мысли не давали ему расслабиться. Евгений размышлял о своей бедности. Он желал бы, чтобы Бог прибавил ему ума и денег. Молодой человек знал, что живут на свете люди недалёкого ума, которые не любят трудиться, они богаты и позволяют себе жить праздно. Евгений думал и о том, что погода в городе была плохая, «река всё пребывала», с Невы сняли мосты, поэтому он будет в разлуке со своей возлюбленной Парашей несколько дней. В эту ночь юноша стал мечтать о женитьбе на любимой девушке, ведь он готов трудиться без отдыха, чтобы устроить себе простой «приют», в которым он и Параша жили бы вместе. Через пару лет Евгений, возможно, получит место на службе более выгодное. Жена будет воспитывать детей. Будут жить они дружно, никогда не разлучаясь. Думая обо всём этом, молодой человек был грустен. Постепенно он всё же заснул.
Наступил бледный и пасмурный день. Всю ночь была буря. Утром у берегов Невы собралась толпа людей, заворожённая «брызгами, горами и пеной» воды. Река силой порывистого ветра шла обратно от залива, потому что была перегороженной. Погода становилась всё хуже и хуже, ветер поднимался пуще прежнего. Вдруг река бросилась на город, погрузив Петербург в воду. Сильные волны поднимали лодки, которые били стёкла домов, ломались слабые хижины, вода топила товар в торговых рядах. Грозой были снесены мосты.
«На площади Петровой» находился новый дом, на крыльце которого стояли два сторожевых льва с поднятой лапой, сделанные из мрамора. На одном из них во время наводнения неподвижно сидел напуганный Евгений. Он боялся в этот миг не за себя. Его взгляд, полный отчаянья, смотрел в одну сторону, где жили в ветхом домике, находящемся недалеко от залива, его любимая девушка Параша и её мать. Для Евгения всё происходящее казалось сном. Молодой человек не сходил с места, вокруг него разливалась вода. Перед ним располагался высокий памятник «кумиру» – Петру Великому, восседающему «с простёртою рукою» на коне, выполненном из бронзы. Он был обращён спиной к юноше. Огромный памятник стоял, глядя на бушующую Неву.
Часть вторая
Постепенно река успокаивалась. Вода ушла, обнажив мостовую. Встревоженный, но не теряющий надежды Евгений поспешил к Неве. Несмотря на то, что буря поутихла, река ещё не до конца успокоилась: вода в ней продолжала будто бы кипеть.
Евгений увидел лодку. Заплатив перевозчику гривенник, он поплыл на другой берег. Тяжело было гребцу справиться с крупными волнами, но всё же им удалось добраться до суши.
Молодой человек бегал по улице, где жила его возлюбленная. Всё вокруг было разрушено: некоторые дома были полностью разбиты, какие-то из них унесло волной, кое-какие избы лишь покосились. Среди разгрома были видны тела погибших.
Евгений дошёл, наконец, до места, где стоял дом Параши. Он увидел, что ворота унесло водой, да и дома самого не было. Ходил он долго вокруг и ничего не мог понять. Потом вдруг ударил себя рукою по лбу и засмеялся в истерике. Евгений понял, что Параша и её мать погибли.
Вскоре стемнело, но люди не могли спать после трагического дня и долго обсуждали между собой всё то, что случилось минувшим днём. Утром всё более или менее пришло в порядок. По свободным улицам шли люди на работу. Но бедный, подавленный Евгений не смог прийти в себя от тяжёлого потрясения. Молодой человек, полный терзающих мыслей, скитался по городу, его мучили какие-то сновидения. Прошла сначала неделя, потом месяц, однако домой он не вернулся: юноша стал бродягой. Хозяин отдал его угол бедному поэту. За своими вещами Евгений не пришёл. Целыми днями он бродил по городу, ночевал на пристани, «питался в окошко поданным куском». Его старая одежда совсем износилась и разорвалась. Жестокосердные дети бросали в него камнями. Кучера били его плетями, потому что он, бывало, шёл, не разбирая дороги. Его оглушило горе.
Однажды Евгений ночевал «у невской пристани». Был конец лета, дул холодный ветер. Вода из реки выплёскивалась на пристань. Молодой человек проснулся, природа пребывала в мрачном состоянии: шёл дождь, слышались завывания ветра. Вдруг Евгений поднялся на ноги, вспомнив всё то, что он пережил во время наводнения. Он вновь пошёл бродить, но потом остановился и стал осматриваться: он оказался у большого дома, на крыльце которого стояли те самые мраморные львы с поднятой лапой. А «над ограждённою скалою» высился памятник Петру Первому. Евгений, увидев всё это, вздрогнул, и мысли его прояснились. Молодой человек узнал это место, где сидел он в ожидании конца бури. Бродяга вспомнил каменное изваяние, поставленное в честь того, кто решил основать город у реки. Какая пугающая сила сокрыта в этом царе – «мощном властителе судьбы»!
Евгений обошёл кругом подножие памятника и взглянул в лицо «державца полумира». Он прислонился лбом к холодной решётке, отгораживающей памятник. Глаза бродяги затуманились, в сердце вскипел огонь. Евгений помрачнел перед гордо возвышающимся «кумиром»: он был зол на царя. Молодой человек тихо произнёс:
«Добро, строитель чудотворный! <…> Ужо тебе!..»
После этих слов Евгений ринулся бежать, потому что ему почудилось, будто памятник ожил и стал медленно обращать своё лицо на бедного бродягу. Юноша бежал и будто слышал, как позади него скачет Медный Всадник. И всю ночь Евгению слышалось, что за ним, куда бы он ни шёл, гнался царь верхом на бронзовом коне.
С тех пор, когда бродяга шёл через эту площадь, в его лице появлялась тревога, он обходил стороною памятник Петру Великому, не поднимая глаз.
На взморье можно рассмотреть небольшой пустынный остров, на котором ничего не растёт. Иногда туда причаливали рыбаки, чтобы сварить себе ужин, или чиновники приходили туда, гуляя в выходной день и катаясь на лодке. На этот остров во время наводнения занесло один ветхий домик. Он лежал над водою, напоминая собой тёмный куст. Прошлой весной его увезли. Домик этот оказался полностью разрушен и пуст. У порога нашли Евгения, которого тут же похоронили.
Автор: Диана Танцур
«Медный всадник» — поэма А.С. Пушкина. Краткое содержание
Меню статьи:
- Главные герои произведения
- Вступление. Ода
- Первая часть. Наводнение
- Вторая часть. Безумие
- Анализ произведения: кто виноват?
- Отзывы о произведении
Пётр Первый – незаурядный правитель, гений своего времени, сумевший воплотить в реальность оригинальный замысел: расширить границы укрепить флот и построить новую столицу в такой местности, о которой никто другой не посмел бы мечтать. В поэме он предстаёт в двух образах: живым и мечтающим и памятником, хранящим образ могущественного царя.
Евгений – молодой человек, по статусу бедный военный, который мечтал о хорошей жизни с любимой девушкой. Из-за случившейся трагедии потерял рассудок.
Поэма «Медный всадник» носит величественный и трагический характер. После торжественного дифирамба в честь Петербурга Александр Сергеевич Пушкин показывает и другую сторону этого великолепия – цену жертв, принесённых и скрытых под водами Невы и истории.
Вступление. Ода
«Природой здесь нам суждено В Европу прорубить окно».
Свою поэму А. С. Пушкин начинает с мечты. С мечты Великого русского императора, ставшего для России символом перемен и возрождения величия. Стоя на берегу Невы, видя лишь пустынный, топкий берег, да тёмный лес, Пётр увидел мечту, новый город в новой империи. Фундамент новой столицы будет заложен на грандиозных победах над шведами и над северной природой. С последней борьба будет нелёгкой и продолжительной, но всё же мечта Великого Петра окажется сильнее. «Окно в Европу» – именно так назовут Петербург, когда царь расширит границы России, укрепив её могущество морским флотом.
«Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид, Невы державное теченье, Береговой ее гранит».
Да, прекрасный Петербург был целиком творением Петра, его замыслом, его детищем. Прошло сто лет, и он своей красотой, мостами, садами, дворцами затмил сестру Москву, став столицей. Пушкин говорит о том, что вечерний вид города, пустынных улиц вдохновляет его писать, сочинять, рождает в нём воспоминания весёлых дней и гордость за торжество и непоколебимость России.
Ода городу – это лишь вступление к основному повествованию. Автор предупреждает, о том, что рассказ его будет печален.
Часть первая. Наводнение.
Петроград омрачён ноябрьской непогодой. Штормило, и Нева была неспокойна. На фоне этих ненастий появляется Евгений – молодой человек и главный герой. Евгений военный, он служит. И в этот вечер вместе с непогодой его осаждают волнения. О чём же он думал? Он был беден, ему трудно приходилось добывать и «независимость и честь». Также юноша размышлял о том, что есть люди, которым в жизни везёт больше. Затем его мысли перетекают в более приятное русло дел сердечных: любимая девушка Параша, женитьба свой дом, ребятишки – под эти сладостные мысли и звуки дождя он засыпает.
Ночная буря усилилась, своевольная Нева вышла из берегов и своим безудержным потоком она топила и проникала в каждый дом, отнимая имущество богачей и пожитки бедняков.
Предлагаем ознакомиться с биографией А.С. Пушкина национального русского поэта и прозаика, чьи произведения читают уже почти два века.
За разыгравшейся стихией наблюдает русский царь. Он печален и смущён, следя за размерами катастрофы и уже предвидя её последствия. Его генералы уже в действии, спасая всё что возможно. Евгений ошеломлён, страх парализовал его, вокруг него вода и обломки, а где-то там ветхий домик и его Параша.
Часть вторая. Безумие
Уход воды автор сравнивает с возвращением разбойников с награбленной добычей. Ещё не стихли её «голоса», а наш Евгений уже спешит на другой берег. В этом ему помогает перевозчик, который бесстрашно борется с бурными волнами, гребёт, полагаясь на свой опыт.
Вокруг Евгений видит страшные разрушения.
«Всё перед ним завалено;
Что сброшено, что снесено;
Скривились домики, другие
Совсем обрушились, иные
Волнами сдвинуты; кругом,
Как будто в поле боевом,
Тела валяются».
Что он увидит впереди – как «запечатанное письмо», которое хочется поскорее открыть и в то же время пугает неизвестность. Одна лишь ива …. свидетельница ужасной трагедии поведала обезумевшему от горя Евгению о том, как потерял он свою Парашу.
«…Утра луч
Из-за усталых, бледных туч
Блеснул над тихою столицей
И не нашел уже следов
Беды вчерашней; багряницей
Уже прикрыто было зло.
В порядок прежний всё вошло.
Уже по улицам свободным
С своим бесчувствием холодным
Ходил народ».
И только лишь Евгений не смог вернуться к прежней жизни. В его спутанном сознании продолжает завывать буря и бурлить вода. Он стал бродягой, вечным скитальцем. Спал на мостовой, питался подаянием. Евгений стал призраком той бури, того ненастья в одночасье разрушившим его жизнь. Бродя в беспамятстве по улицам Петербурга, он возвращается туда, где настигло его бедствие. Два бронзовых льва и он – памятник творцу этого сурового северного города – Медный всадник.
Предлагаем прочитать поучительный рассказ А. С. Пушкина “Станционный смотритель”, где рассказывается о бедном отце, пережившем глубокое горе, когда внезапно исчезла его любимая дочь.
На миг в его сознании всё проясняется, он вспоминает тот день и бурю, и потоп, и Медного всадника с простёртой рукой. Вновь дикие фантастические картины затуманивают его рассудок. Во всём виновен, он Великий Пётр… он даже грозит ему. Но даже в его безумных видениях самодержавец остаётся грозным повелителем, и призрак Медного всадника преследует беднягу повсюду. Однажды он его настигнет, того кто посмел усомниться в величии замысла и презрено отнестись к его детищу.
«Домишко ветхой.
Над водою
Остался он как черный куст.
Его прошедшею весною
Свезли на барке. Был он пуст
И весь разрушен. У порога
Нашли безумца моего,
И тут же хладный труп его
Похоронили ради Бога».
Анализ произведения: кто виноват?
Образ Евгения – сложный и противоречивый, хотя его можно понять, ведь главный герой потерял любимую девушку, Парашу. В своей огромной беде он ищет виноватого – и постепенно в воспаленном сознании всплывает образ Петра Великого, чья скульптура тревожит взор страдальца. Увы, мало-помалу Евгений сходит с ума. Ему хочется скрыться от мнимого преследования Медного всадника, и, в конце концов, юноша погибает. Увы, он не смог смириться с тяжелой судьбой, с потерей любимой. Но кто виноват в этом? Неужели царь? Нет! Или все-таки нерассудительность самого Евгения, позволившего отчаянию настолько завладеть им? На эти вопросы вдумчивый читатель сможет ответить сам и не судить строго главного героя поэмы, на долю которого выпало такое тяжелое горе.
Отзывы о произведении
«Александр Сергеевич Пушкин пишет мастерски. Еще более удивил тот факт, что, оказывается, поэма «Медный всадник» основана на реальных событиях. Уже с начала поэмы заметно, как Александр Сергеевич любит Петербург и как переживает он по поводу трагедии, произошедшей в нем. Удивительно, насколько точно автор описывает характер Евгения, который хотя и был беден, но должен был трудом себе доставить «и независимость, и честь». Увы, планы честолюбивого юноши разрушились так трагически, вследствие внезапного наводнения, обрушившегося на город. Жаль, что так случилось!»
«Евгений – несчастный юноша, у которого так и не получилось воплотить мечты в жизнь. И виной всему не он, а форс-мажор, сложившиеся обстоятельства, вследствие чего главный герой потерял любимую девушку. Увы, юноша не смог смириться с такой участью и начал искать виноватых. Поэтому и довел себя до безумия. А сколько таких страдальцев в наше время! Жаль их!»
Автор: Виктория Давыдова
русских писателей и поэтов
Александр Пушкин — русский Шекспир
Люблю тебя, Петровское творенье,
Люблю твой строгий и миловидный лик,
Величавый перфлюктун Невы,
Гранитный панцирь ее берегов…
Пушкин был первым писателем, создавшим литературный миф о Санкт-Петербурге, что он сделал со своей поэмой «Медный всадник», названной в честь великой бронзовой статуи Петра Великого на коне.
Пушрин описывает великое наводнение 1824 года — одно из многих катастрофических наводнений в истории города. В поэме Санкт-Петербург — мистический город, шедевр человеческого разума и вызов стихийным силам природы. Пролог стихотворения – дань памяти Санкт-Петербургу.
Литературное наследие Пушкина огромно и с момента написания является источником вдохновения для художников всех жанров. Все великие деятели русской музыкальной композиции опирались на произведения Пушкина — поэзию, прозу и драматургию. Чайковский, например, превратил не менее трех пушкинских произведений — «Евгений Онегин», «Мазепу» и «Пиковую даму» — в оперы.
Другие композиторы, написавшие оперы по мотивам Пушкина: Мусоргский («Борис Годунов»), Глинка («Руслан и Людмила»), Рахманинов («Алеко»), Римский-Корсаков («Золотой петушок»; Золотой петушок). Многие композиторы также превращали лирические стихи Пушкина в песни. К наиболее известным из них относятся «Я помню волшебное мгновение» (Глинка; стихотворение, посвященное Анне Керн), «Не пой, красавица в моем присутствии» (Рахманинов), «На горах Грузии» (Рахманинов, Кюи, Римский-Корсаков) и «Вертоград» (Даргомыжский).
Гениальный поэт, Пушкин известен не только своими литературными произведениями, но и яркой жизнью.
Пушкин родился в Москве 6 июня 1799 года в старинной дворянской семье, уходящей своими корнями в XIII век и связанной с историей Российского государства. Молодой Пушкин с детства пристрастился к литературе. У Пушкина была русская кормилица, крестьянка, которая рассказывала Пушкину сказки, пела ему народные песни и была фонтаном пословиц и поговорок.
Большое влияние на становление поэта оказал Лицей, который он посещал с 1811 по 1817 год. Это элитарное учебное заведение было открыто по указу Александра I в части дворца в Царском Селе, недалеко от Петербурга. После окончания лицея Пушкин получил номинальное назначение в министерство иностранных дел, но вместо службы на службе государству он выходил из петербургского общества своими революционными стихами.
Александр Пушкин провел два года в ссылке по приказу царя в имении его матери Михайловское, в Пскове. Именно там он продолжил писать «Евгения Онегина» (работа, на которую у него ушло много лет). Находясь в Михайловском, он также написал «Бориса Годунова», основанного на событиях того периода. Михайловское сейчас является государственным музеем, где Пушкин написал некоторые из своих шедевров. Шесть лет ссылки для Пушкина закончились осенью 1826 года, когда на престол вступил новый монарх Николай I. Несмотря на уроки ссылки и пребывания под надзором, Пушкин не переставал воспевать свободу.
Пушкину, может быть, надо было влюбиться; любовь является необходимой пищей для его вдохновения и источником его творческой энергии. Список любви Пушкина длинный — около 113 до женитьбы. Пушкин женился на Наталье Гончаровой в 1831 году и в октябре переехал в Петербург.
27 января 1837 года Пушкин был смертельно ранен на дуэли с Дантесом за честь госпожи Пушкиной. Александр Пушкин похоронен рядом с матерью недалеко от Михайловского.
Фёдор Достоевский (1821-1880)
Достоевский родился 30 октября 1821 года в Москве. Его отец, Михаил Достоевский, был врачом Мариинской больницы для бедных в Москве. Когда умерла мать Федора, его отец, оставшись с семью детьми на руках, решил отправить своих старших сыновей в Профессионально-инженерную академию в Петербурге, «чтобы обеспечить их будущее». Проучившись год в Академии военных инженеров, он оставил кафедру и посвятил себя писательской деятельности. Впереди был новый город, нежеланная учеба и бродячая жизнь. С мая 1837 года судьба Достоевского навсегда связана с Петербургом. Это был город его юности, рождения писателя, головокружительных успехов, трагических переживаний и потерь. Всего Достоевский прожил в Петербурге двадцать восемь лет.
В 1846 году он опубликовал свой первый роман «Бедные люди». Это был большой успех, и вдруг Достоевский стал известен.
В 1849 году Федор Иванович вступил в тайную политическую группу, выступавшую против нынешнего политического строя в России и за освобождение крепостных. Он был арестован и осужден за политические преступления. Заключенные были приговорены к четырем годам каторжных работ в каторжных лагерях в Сибири. Тюремные переживания Достоевского мучили его. Свои ощущения от этого он описывает в романе «Мертвый дом». Только в 1859 г.ему разрешили вернуться в Петербург.
В последующие годы он написал свои самые впечатляющие и известные романы: «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы» и «Братья Карамазовы».
У Достоевского было много финансовых проблем. Так в 1860-х он переехал в Западную Европу. Один издатель предложил ему большие деньги за написание романа. Достоевский нанял в помощь помощницу Анну Сниткину, которая знала стенографию. Через полгода он женился на Анне. В те годы у них было четверо детей. Анна заботилась о его бизнесе и работала с его издателями и людьми, которым он был должен деньги.
Достоевский умер в возрасте 59 лет. Тридцать тысяч человек смотрели, как его гроб проносили по улицам Санкт-Петербурга. После его смерти Анна Григорьевна Сниткина всю оставшуюся жизнь посвятила лелеению книги мужа.
Когда умер Федор Достоевский, он был величайшим писателем России. И сейчас он считается одним из величайших писателей в мире.
Медный всадник | adventuresinarthistory
В этой короткой презентации будут рассмотрены три вопроса:
— Два царя, представленные этой динамической статуей.
– Значение местоположения.
– Позиция искусства в общественно-политических дебатах в Императорской России
2 царя оба были названы Великими:
– Один стремился заполнить пробел между Востоком и Западом, образовавшийся за более чем 300 лет монгольского правления. Татарское правило.
— Другой стремился узаконить свою базу власти, чтобы позволить прогрессировать «вестернизации», начатой ее прославленным преемником.
Исторический контекст:
– Петр стал царем вместе со своим братом в 1682 году.
– 135 лет после Ивана IV Грозного, окончательно объединившего Россию
– 68 лет после окончания периода оспариваемого престолонаследия выборами Михаила Романова в 1613 году, основавшего династию, правившую до революции 1917 года.
Ему было всего 10 лет, когда бояре избрали его царем, не приняв на себя полную власть, пока ему не исполнилось 22 года.0005
– Его рука над его землями/народом
[3]
Верхом на мощном коне , который одновременно является его силой воли и символизирует его контроль над Россией.
Не подписываться на мнение, что лошадь вот-вот прыгнет с пропасти, это игнорирует мнение Фальконе о Питере, в письме он сказал:
«Я вижу его героем ни капитаном, ни завоевателем , хотя без сомнения он был и тем, и другим….. Он прыгает на скалу, которая служит основанием, символом преодоленных им трудностей.[4]»
Лошадь стоит на змее , что может символизировать внутреннюю оппозицию его реформам и/или его победы над внешними врагами, особенно Швецией.
[5]
Великий пьедестал , «Громовая скала», должен был находиться там, где он осматривал место для своего великого города. Волна года представляет собой разрушение того, что сдерживало Россию, унося вперед Империю.
После смерти Петра, как и Ивана Грозного, не сумевшего обеспечить себе престолонаследие, период отсутствия сильного лидерства. Закончилось убийством/убийством Петра II и престолонаследием его жены Екатерины II, 1762 г.
Безумие Петра II и роль Екатерины в его смерти являются предметом острых дискуссий. Эти события в сочетании с тем фактом, что Екатерина не была уроженкой России, побудили ее узаконить свое царствование.
Предыдущая конная статуя Петра работы Карла Растрелли[6], не сообщающая динамизма и не служащая целям Екатерины, напрямую сцепить ее звезду со своей, самым непосредственным образом сообщается в легенде о статуе[7].
[8] [9]
Открыт через 100 лет после того, как он стал царем, на большой церемонии, которую возглавила сама Екатерина. его зенит.
С точки зрения Екатерины Великой статуя символизирует то, что она будет:
— Продолжать идти по стопам Петра.
– Ведите Россию вперед к модернизации/вестернизации
– Раздавить любого, кто встанет у нее на пути.
Пьедестал — мощнейший заброшенный символ царской власти. Вероятно, это самая большая скала, когда-либо перемещенная руками человека, на 300 тонн тяжелее незаконченного обелиска в Асуане.
[11]
По аналогии со строительством Санкт-Петербурга стоило России много жизней.
«Как бы трудно это ни казалось
Как бы безумно это ни выглядело
[Независимо от цены жизней крепостных]
Все, что царь прикажет, делайте»[12]
Окончательный JFDI!
Также символизируется в «Волжских бурлаках» Репина:
[13]
Крепостные, превращенные в вьючных животных. Фон, паровой буксир, должен сделать их тяжелый труд устаревшим, но крепостные в изобилии и дешевле современной техники буквально вдали, вне досягаемости.
Местоположение [14] – намеренно подчеркивает значимость Петра и его наследия, символически запечатленного в статуе.
Площадь Декабристов[15] окружена ключевыми учреждениями Петра, основанными им в его стремлении втянуть Россию в современность.Сенат, 1711 г. Все члены назначены Петром из числа его соратников.
[16]
Адмиралтейство, 1718 г., находившееся в ведении Императорского Российского флота, издало указы «Морской устав обо всем, что касается хорошего управления флотом в море», автором которого в числе прочих был лично Петр.
[17]
Синод,1721 часть его церковных реформ, за которыми последовала отмена Патриарха. Частично состоит из церковных лиц, а частично из мирян, назначенных Петром.
[18]
Этими действиями он подчинил себе, под свою руку, все стороны русской жизни.
Последнее здание – Исаакиевский, нынешнее здание заменило церковь Антонио Ринальди[19]. Посвящается святому Исааку Далматскому, принятому Петром покровителем династии Романовых, день рождения которого приходится на день памяти святого, 30 мая.
Наконец набережная, перед статуей был понтонный мост, так что казалось, что конь вот-вот пролетит через него.
Русское искусство , как правило, является средством социально-политического дискурса, который невозможен в прямом смысле, как само собой разумеющееся на Западе. В России была цензура задолго до большевистской революции. Никакая свободная пресса и политические дебаты не находились под жестким контролем.
Пик этого пришелся на 19 век после «Восстания» декабристов. Кульминация дискуссий в литературе:
– на тургеневскую «Цину» ответила шолоковская «Поднятая целина»;
— В книге Ленина намеренно повторно использовано название Чернвшевского «Что делать?»
— Репин, путеводная звезда «Передвижников», использовал их искусство, чтобы передать свои убеждения, особенно в отношении бедственного положения крепостных.
Пушкин, представление об этой статуе было бы неполным без упоминания его поэмы «Медный всадник», она часть его мифологии.
«На пустынном, омытом волной берегу
Он стоял — в уме его растут великие мысли
И взгляд вдаль. Северная река
Пронеслась своим широким руслом перед ним»[20]
Поэма о любви, утрате и природе помогла создать легенду о том, что пока эта статуя стоит, город никогда не будет завоеван.
Пережил:
– Наполеон в 1812 году
– Революция 1917 года
– Блокада Ленинграда
[21]
В течение всей блокады рука Петра была раскрыта и жители говорили, что чувствовали его силу. Статуя изображена на медали «Оборона Ленинграда». Бабушка друга, пережившая осаду, рассказала ей, что кто-то выгравировал медаль на его груди.
Статуя воплощает веру в то, что России нужен «силач» у руля. Начал с Ивана Грозного, закрепил Петром Великим, через Сталина, сегодня Путин. Все его физические выходки должны укреплять его имидж силача.
Символ Санкт-Петербурга, как Статуя Свободы, Нью-Йорк, Эйфелева башня, Париж и башня, которую некоторые ошибочно называют Биг-Беном[22], Лондон.
«Ныне град Петр, стой
четырехугольник, яко Россия, красуйся великолепием своим»[23]
Постскриптум – эти заметки были использованы для этой презентации, которая была сделана перед статуей в Санкт-Петербурге, в окружении упомянутых зданий и на берегу Невы 28 мая 2012 г.
[1] Сокращенное цитирование будет включено в сноски по всему документу. Полную ссылку можно найти в библиографии в Приложении C
[2] Фотография А. В. Кларка 13 апреля 2010 г.
[3] Фотография А. В. Кларка 13 апреля 2010 г.
[4] 28 февраля 1767 г. Дидро, Этьен Морис Фальконе Бишоффа, стр. 379
[5] http://www.gnrtr.com/Generator.html?pi=190&cp=3
[6] Фаворит отца Елизаветы архитектор
[7] «Петру Первому от Екатерины Второй»
[8] Фото А. В. Кларка, 13 апреля 2010 г.
[9] ‘Фото А. В. Кларка, апрель 2010 г. памятника Петру Великому. Гравюра А.С. Мельникова, 1782 г. Медный всадник Шенкера, сноска 7.3, стр. 250
[11] Луи-Николя ван Бларенберге, Баржа с Громовой скалой, поддерживаемая двумя катерами Императорского флота на пути в Санкт-Петербург. Гравюра Селье. Шенкер «Медный всадник», сноска 4.9, стр. 154
[12] Эндрю Грэм-Диксон, Искусство России, часть II, дополнительные слова А. В. Кларка
[13] http://www.russianpaintings.net»articleimg»repin» repin_bargehaulers_on_the_volga.jpg Эта картина была одной из любимых картин Сталина и считалась идеалом соцреализма.
[14] См. карту, Приложение A
[15] В память о неудавшемся восстании 1825 г., ранее Сенатская площадь
[16] Фотография А. В. Кларка, 13 апреля 2010 г.
[17] http://www.executedtoday .com/2009/07/25/
[18] Фото А. В. Кларка, 13 апреля 2010 г.
[19] Итальянский дизайнер, работавший на любовника Екатерины II Орлова.