В россии сунниты или шииты: Между шиитами и суннитами в России добрые отношения, рассказал муфтий

Между шиитами и суннитами в России добрые отношения, рассказал муфтий

https://ria.ru/20201221/musulmane-1590213338.html

Между шиитами и суннитами в России добрые отношения, рассказал муфтий

Между шиитами и суннитами в России добрые отношения, рассказал муфтий — РИА Новости, 15.03.2021

Между шиитами и суннитами в России добрые отношения, рассказал муфтий

Между суннитами и шиитами в России складываются добрые отношения, заявил председатель Духовного собрания мусульман России муфтий Альбир Крганов. РИА Новости, 15.03.2021

2020-12-21T13:46

2020-12-21T13:46

2021-03-15T14:29

религия

иран

снг

здоровье — общество

альбир крганов

владимир зорин

религия

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn21.img.ria.ru/images/100338/08/1003380844_0:256:2704:1776_1920x0_80_0_0_65b609ec760c4bb1d018bbb477973cb9.jpg

МОСКВА, 21 дек – РИА Новости. Между суннитами и шиитами в России складываются добрые отношения, заявил председатель Духовного собрания мусульман России муфтий Альбир Крганов.В понедельник на пресс-конференции в МИА «Россия сегодня» Духовное собрание мусульман России и Российская ассоциация защиты религиозной свободы представили доклад «О ситуации с соблюдением прав мусульман в Российской Федерации».Комментируя вопрос о влиянии на Россию противостояния суннитов и шиитов в разных регионах мира, муфтий отметил, что в РФ такой проблемы нет.»В России 95-98% мусульман — это сунниты. Остальные — шииты в основном из числа наших братьев азербайджанцев и выходцев из Ирана. Никакой проблемы между суннитами и шиитами нет. У нас очень добрые взаимоотношения», — сказал Крганов.В свою очередь директор Института религии и политики Антон Игнатенко рассказал, что представители этих течений в исламе мирно сосуществуют не только в России, но и странах СНГ, и даже входят в одни и те же мусульманские организации.Ранее в понедельник Альбир Крганов заявил, что в России живут порядка 20 миллионов мусульман. Как отметил председатель комиссии Общественной палаты РФ по межнациональным и межрелигиозным отношениям Владимир Зорин, коренных мусульман в РФ 17 миллионов, остальные три миллиона — мигранты.

https://ria.ru/20201221/musulmane—1590212125.html

https://ria.ru/20201218/sharli—1589806626.html

иран

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2020

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og. xn--p1ai/awards/

1920

1080

true

1920

1440

true

https://cdnn21.img.ria.ru/images/100338/08/1003380844_0:3:2704:2030_1920x0_80_0_0_ead8eda607b5a45a81146d03afbe0750.jpg

1920

1920

true

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

иран, снг, здоровье — общество, альбир крганов, владимир зорин, религия

Религия, Иран, СНГ, Здоровье — Общество, Альбир Крганов, Владимир Зорин, Религия

МОСКВА, 21 дек – РИА Новости. Между суннитами и шиитами в России складываются добрые отношения, заявил председатель Духовного собрания мусульман России муфтий Альбир Крганов.

В понедельник на пресс-конференции в МИА «Россия сегодня» Духовное собрание мусульман России и Российская ассоциация защиты религиозной свободы представили доклад «О ситуации с соблюдением прав мусульман в Российской Федерации».

Комментируя вопрос о влиянии на Россию противостояния суннитов и шиитов в разных регионах мира, муфтий отметил, что в РФ такой проблемы нет.

21 декабря 2020, 13:43Религия

Всплеска нарушений прав мусульман в 2020 году не было, уверен Брод

«В России 95-98% мусульман — это сунниты. Остальные — шииты в основном из числа наших братьев азербайджанцев и выходцев из Ирана. Никакой проблемы между суннитами и шиитами нет. У нас очень добрые взаимоотношения», — сказал Крганов.

В свою очередь директор Института религии и политики Антон Игнатенко рассказал, что представители этих течений в исламе мирно сосуществуют не только в России, но и странах СНГ, и даже входят в одни и те же мусульманские организации.

Ранее в понедельник Альбир Крганов заявил, что в России живут порядка 20 миллионов мусульман. Как отметил председатель комиссии Общественной палаты РФ по межнациональным и межрелигиозным отношениям Владимир Зорин, коренных мусульман в РФ 17 миллионов, остальные три миллиона — мигранты.

18 декабря 2020, 10:10Религия

Муфтий рассказал, чем опасна политика журнала Charlie Hebdo

Татары — сунниты или шииты?

  1. Татары сунниты или шииты?
  2. Где живут татары?
  3. История принятия ислама татарами
  4. Современный ислам среди татар
  5. Сунниты и шииты

В такой огромной многонациональной стране как Россия по сложившейся исторической традиции тесно соседствуют и переплетаются не только разные народности, но и самые разные религиозные течения и верования. Издревле в России плечом к плечу идут через годы и века две наиболее распространенные религии – Христианство и Ислам. Одними из наиболее многочисленных приверженцев мусульманской веры являются татары.

Преимущественно татарин мусульманин – это суннит, и он может быть приверженцем одного из четырех основных мазхабов, среди которых ханафитский более распространен. На вопрос являются ли татары суннитами или шиитами можно ответить однозначно: татары — сунниты,

более 98 % татар – это сунниты.

Где живут татары?

Татары представляют собой тюркский народ, который проживает преимущественно в Сибири, Приуралье и Поволжье, в центральной части европейской России, а также в Казахстане, СУАР, Средней Азии и на Дальнем Востоке.

После русских это второй по численности народ в России. По этнотерриториальному признаку этот народ можно разделить на три группы – это сибирские татары, волго-уральские и астраханские. Республика Татарстан больше, чем на половину, состоит из татар. Татарский язык, относящийся к кыпчакской подгруппе тюркских языков, подразделяется на сибирскотатарский, мишарский и средний казанский диалекты. В большинстве своем представители этого народа исповедуют ислам и являются мусульманами-суннитами ханафитского толка.

История принятия ислама татарами

Проникновение ислама на земли, называемые Волжской Булгарией, началось еще в девятом веке, и уже в десятом веке ислам приняли большинство булгар, и мусульманская религия стала считаться государственной. Как свидетельствует арабский путешественник и историк ибн Фадлан, из-за давних торговых связей со странами Средней Азии поначалу ислам распространялся в этих местах по мазхабу Абу Ханифы. Постепенно среди волжских булгар он укоренился настолько, что сами булгары стали проводниками ханафитского мазхаба среди соседних народов. Это процесс ненадолго был прерван монгольскими завоеваниями. Но ханы Золотой орды были достаточно веротерпимы, так что и во время их правления ислам распространялся по всей территории ханства, а с тринадцатого века во время правления хана Узбека он стал государственной религией ханства. Когда же произошел распад Золотой Орды, центр мусульманства был смещен в сторону Казанского ханства, куда из Средней Азии тогда же проникает и суфизм.

Христианская религия проникла в Казанское ханство уже после того, как его завоевали русские в середине шестнадцатого века. Христианизация происходила волнообразно, и ее сопровождали нередко репрессии против татар, проповедующих ислам. Больших результатов процесс христианизации не показал – всего лишь около 7.6% всерьез приняли христианство к середине восемнадцатого века. Да и те, кто был перекрещен, возвращались в мусульманскую веру при первой возможности. Только во время правления Екатерины Второй положение мусульман в российском государстве немного улучшилось. Тогда по всей стране начали строить новые мечети, и даже в Уфе было создано Духовное Собрание, которое было наделено широкими полномочиями в деле управления делами российских мусульманских общин. К началу девятнадцатого века в России начали печатать мусульманские книги, часть из которых издавалась именно на татарском языке.

Официальный «мечетский» ислам в России дореволюционного периода смешивался с суфийскими братствами, в которых шейхов называли, как в Туркестане, «ишаны», и суфизм поэтому и получил название «ишанизма». Между братствами не было особых отличий в самом учении или в духовной практике. Ишанизм стал основой для ваисовского движения, названное так по имени основателя — дервиша Ваисова, который создал «Ваисов Божий полк мусульман-староверов», целью которого было возвращение к чистоте первоначального ислама. Движение это было разгромлено властями царской России, но после 1905 года восстановлено и просуществовало вплоть до 1918 года.

Во второй половине девятнадцатого века среди татар получило большое распространение обновленческое движение, получившее имя «джадидизм», которое состояло, в основном, из передовой мусульманской интеллигенции, которая осознавала, что религия нуждается в обновлении.

Современный ислам среди татар

Возрождение исламских традиций здесь началось активно в восьмидесятых годах прошлого века, когда шло активное строительство мечетей, восстановление старых, возрождались традиции религиозного образования.

В современном Татарстане преимущественно распространен ортодоксальный «мечетный» ислам, а суфизм, который некогда имел распространение, свои позиции в современном Татарстане утратил. Сегодня здесь соблюдается исламская праздничная обрядная традиция, которая практически не прерывалась даже в самые сложные для веры периоды – основными праздниками, широко отмечающимися, все также считаются Ураза-байрам и Курбан-байрам.

Среди двадцати миллионов человек, которые составляет на сегодняшний день коренное мусульманское население современной России, татары являются самым многочисленным мусульманским народом, причем в большинстве своем татары – сунниты, шииты встречаются среди них крайне редко. В России мусульмане сунниты преобладают, а шииты преимущественно живут в северокавказском регионе РФ.

Численность татар на сегодняшний день в стране достигает семи миллионов, из которых только менее двух миллионов человек проживает в Татарстане, на своей исторической родине: остальные проживают в Башкортостане, на территории Средней Азии, в Сибири, на Урале и в Поволжье.

Сунниты и шииты

Если рассматривать исламские течения, то есть определенные направления в мусульманской вере, то важно понимать, что расхождение в направлениях веры имело свое начало еще при Омейядах, затем продолжилось при Аббасидах, когда труды иранских и древнегреческих ученых начали переводить на арабский язык и проводить их анализ с религиозной точки зрения.

В мусульманских странах все также имели место этноконфессиональные противоречия, и это отразилось в разных течениях религии. Между учениями шиитов и суннитов имеется ряд кардинальных разногласий. Но даже при имеющихся разногласиях ислам является единой религией для мусульман всех стран и народов. Некоторые несовпадения существуют между суннитами и шиитами в характере праздников, в юридических принципах, и в вопросах вероубеждения.

Сунниты на сегодняшний день – это 85 % мусульман мира, а остальные 15 % — это все остальные течения, в том числе и шииты. То есть сунниты являются в исламе самым крупным течением. Представителей этого течения называют «Людьми Сунны», так как полное название течения звучит как «Ахлю Сунна валь-Джамаат». По мнению суннитов, первыми законными преемниками Мухаммада являются первые четыре халифа — Абу Бакр, Умар, Усман и Али. Люди Сунны признают Сунну, то есть предания о Пророке Мухаммаде ﷺ наряду с Кораном, и наиболее авторитетными источниками для них считаются хадисы Муслима и Бухари. У суннитов мусульманской общине принадлежит руководящая роль при решении важных жизненных вопросов и проблем. Они проповедуют те основные мусульманские ценности, которые зафиксированы в Священном Писании.

Для Людей Сунны являются признанными четыре богословских правовых школы или мазхаба – ханбалитский, ханафитский, шафиитский и маликитский, и все эти школы между собой признают взаимную правомерность.

Шииты же считаются в мусульманской религии второй по величине ветвью. Шиитское течение было сформировано после смерти Пророка Всевышнего Мухаммада ﷺ, когда группа мусульман, ставших первыми шиитами, выдвинула идею, что только потомки Мухаммада ﷺ, то есть его дети от Фатимы и дети его двоюродного брата Али, достойны имамата, то есть власти в общине. Шииты считают, имам должен быть потомком Пророка Мухаммеда ﷺ, и все, кто не имеет отношения к роду Али или Мухаммеда ﷺ, имамом быть не имеют право — такое право, по мнению шиитов, закреплено за родом Мухаммада ﷺ и Али через божественное установление. Шиитское течение переросло в религиозное направление из политической партии, которой являлось первоначально. В шиитском направлении выделяются умеренные шииты или зейдиты и крайние шииты (алавиты, исмаилиты).

В современной России большинство мусульман принадлежат к суннитскому течению шафиитского или ханафитского мазхабов, где ханафитов — 65 %, а шафиитов — 30 %. Суннитами ханафитского толка являются татары, а также казахи, карачаевцы, ногайцы, балкарцы, черкесы, башкиры, абазины и шапсуги, кабардинцы, адыгейцы и некоторые ингуши, осетины-мусульмане. Шафиитский суннизм проповедуют часть ингушей и большинство чеченцев, дагестанцы, кроме таких народностей, как ногайцы и таты.

Среди шиитов-джафаритов — около 3 % российских мусульман, в том числе большинство азербайджанцев, небольшая часть лезгин.

Между суннитами и шиитами существуют определенные разногласия, но и те, и другие веруют в Единого Бога Аллаха и в Коран.

Основополагающими постулатами для татарина являются главные исламские заповеди и законы шариата, которых он придерживается неукоснительно и воспитывает своих детей в вере и уважении к своей религии, любви и поклонении Богу.

Кто будет управлять 2 миллионами шиитов России?

КИ-ВЕСТ, Флорида — три крупнейших мусульманских духовных управления России сейчас активно обсуждают возможность формирования единой мусульманской иерархии, но ни они, ни российские власти, похоже, не уделяют особого внимания одной группе мусульман там — тем более 2,1 миллиона последователей шиитского ислама.

Все российские МСД суннитской ориентации, иллюстрация того, как до 19В 90-е годы мусульман-шиитов в Российской Федерации было мало, и эти немногие могли обратиться к базирующемуся в Баку Закавказскому МСД, глава которого, шейх уль-ислам, отвечал за всех шиитов в Советском Союзе.

Но у распада Советского Союза было два последствия. С одной стороны, это развязало мощные миграционные потоки, в результате которых в Россию приехало около 2 миллионов азербайджанцев, почти все из которых традиционно являются шиитами. А с другой, их традиционный лидер в Баку сейчас находился в чужой стране.

Любопытно, что ни МСР в России, ни российские власти не проявили особого интереса к попыткам разрешить эту ситуацию. Суннитское руководство в России часто рассматривало шиитов как иностранный, даже чужеродный элемент, несмотря на то, что в результате советских антирелигиозных усилий мало кто из мусульман, суннитов или шиитов в России может объяснить разницу между ними.

А Москва больше заинтересована в том, чтобы заручиться поддержкой Аллашахура Паша-заде, бакинского шейха уль-ислама, вплоть до избрания его главой религиозной группы в масштабах СНГ, чем в том, чтобы увидеть еще одного мусульманского духовного управления, на этот раз шиитской направленности, на территории России.

Однако сегодня есть три причины, по которым такое пренебрежение больше не является устойчивым. Во-первых, поскольку российские МСД не поддерживают рабочих-иммигрантов-шиитов, многие из последних обращаются за наставлениями к неофициальным и более радикальным имамам, что грозит усугубить и без того серьезную напряженность между рабочими-мигрантами и русским населением.

Во-вторых, поскольку Иран является ведущей шиитской державой и поскольку в Азербайджане и Ираке проживает большое шиитское население, российские власти явно заинтересованы в том, чтобы представить себя сторонниками шиитов, а не противниками этой тенденции, которая примерно За ними следуют 10 процентов мусульман мира.

И в-третьих, если три суннитских МСД в Российской Федерации смогут объединиться, что в настоящее время далеко не точно, по крайней мере некоторые из российских сильных мира сего, вероятно, захотят получить еще один рычаг, который они могут использовать против все более объединяющейся мусульманской уммы в Российской Федерации.

Это делает вопрос о статусе более чем двух миллионов шиитов в Российской Федерации более важным, что было подчеркнуто на конференции шиитов из Сирии, Палестины, Азербайджана, Турции и России в Санкт-Петербурге в конце прошлого месяца. для российской аудитории.

Выступая на этой встрече, Тарас Черниенко, директор Пражского института диалога цивилизаций, сказал, что, несмотря на присутствие 600 000 шиитов в Санкт-Петербурге и 1,5 млн шиитов в Москве, российские ученые «практически» не уделяли внимания этому направлению в исламе.

«Произведения шиитских авторов практически не переводятся и очень мало издаются», — продолжил он, хотя мусульмане и российские чиновники наверняка должны знать, что «именно шиитский ислам может быть самым действенным фактором в блокировании деятельности разного рода реакционеры, выступающие от имени ислама».

В качестве первого шага к исправлению этой ситуации, сказал Черниенко, «основной задачей российских шиитов сегодня [должно быть] формирование единого духовного течения и создание [своей отдельной] религиозной организации». Его слова были подхвачены различными мусульманскими веб-сайтами, но еще неизвестно, как отреагируют шииты России.

Владимир Путин и шиитская ось – внешняя политика

Аргумент

Точка зрения эксперта на текущее событие.

Новый военный союз России с Ираном направлен на то, чтобы удержать Асада у власти и оставить Америку позади. Но браки по расчету обычно недолговечны.

путинроухани

16 августа российские бомбардировщики вылетели с авиабазы ​​Шахид-Нодже близ иранского города Хамадан, как сообщается, для нанесения ударов по объектам Исламского государства в Сирии. Тот факт, что российские ВВС базировали самолеты на территории Ирана, стал неожиданностью не только для американских дипломатов, но и для многих иранских официальных лиц.

В то время как официальный представитель Госдепартамента Марк Тонер заявил, что действия России, возможно, нарушили резолюцию Совета Безопасности ООН, 20 иранских законодателей потребовали проведения закрытого заседания парламента для обсуждения того, почему Иран позволил иностранным силам базироваться в стране впервые со времен Второй мировой войны. .

На фоне возмущения в Тегеране министр обороны Ирана Хосейн Дехган обвинил Москву в «неджентльменском» поведении при обнародовании использования Россией базы, опроверг сообщения со ссылкой на российские официальные лица о том, что Москва и Тегеран подписали соглашение об использовании Россией базы, и объявил, что Иран больше не позволит российским бомбардировщикам летать со взлетно-посадочной полосы. В очевидной попытке сохранить лицо генерал-майор России Игорь Конашенков заявил, что российские самолеты «успешно» выполнили свою задачу и вернулись в Россию.

Это могло показаться кратким сбоем в прочном союзе между Россией и Ираном.

Но стоит помнить, что это романтика, а не раздор, это аберрация. Никогда за сотни лет взаимодействия стран друг с другом они не сотрудничали так тесно. К несчастью Америки, Москва и Тегеран совсем недавно обнаружили, что их интересы на Ближнем Востоке во многом пересекаются — и не в последнюю очередь в противопоставлении там интересов США.

16 августа российские бомбардировщики вылетели с авиабазы ​​Шахид-Ноже близ иранского города Хамадан, как сообщается, для нанесения ударов по объектам Исламского государства в Сирии. Тот факт, что российские ВВС базировали самолеты на территории Ирана, стал неожиданностью не только для американских дипломатов, но и для многих иранских официальных лиц. В то время как официальный представитель Госдепартамента Марк Тонер заявил, что действия России, возможно, нарушили резолюцию Совета Безопасности ООН, 20 иранских законодателей потребовали проведения закрытого заседания парламента для обсуждения того, почему Иран позволил иностранным силам базироваться в стране впервые со времен Второй мировой войны.

.

На фоне возмущения в Тегеране министр обороны Ирана Хосейн Дехган обвинил Москву в «неджентльменском» поведении при обнародовании использования Россией базы, опроверг сообщения со ссылкой на российские официальные лица о том, что Москва и Тегеран подписали соглашение об использовании Россией базы, и объявил, что Иран больше не позволит российским бомбардировщикам летать со взлетно-посадочной полосы. В очевидной попытке сохранить лицо генерал-майор России Игорь Конашенков заявил, что российские самолеты «успешно» выполнили свою задачу и вернулись в Россию.

Это могло показаться кратким сбоем в прочном союзе между Россией и Ираном. Но стоит помнить, что это романтика, а не раздор, это аберрация. Никогда за сотни лет взаимодействия стран друг с другом они не сотрудничали так тесно. К несчастью Америки, Москва и Тегеран совсем недавно обнаружили, что их интересы на Ближнем Востоке во многом пересекаются — и не в последнюю очередь в противопоставлении там интересов США.

Совпадение интересов

Россия и Иран традиционно относились друг к другу с подозрением. Хотя время от времени имело место сотрудничество, отношения обычно колебались между прямым соперничеством и завуалированной конкуренцией. Время от времени две страны впадали в вооруженный конфликт: они вели две войны в 19 веке, а российские войска оккупировали земли, которые иранский шах считал своими, на территории нынешнего Туркменистана. После большевистской революции советские войска спонсировали сепаратистские движения, сначала в северной иранской провинции Гилян на Каспийском море, а после Второй мировой войны как в Иранском Азербайджане, так и в Курдистане. 1946 Азербайджанский кризис — первый настоящий кризис холодной войны — был вызван отказом советского премьера Иосифа Сталина вывести Красную Армию из Ирана в 1946 году, где она находилась во время Второй мировой войны, чтобы помочь обеспечить маршрут снабжения.

Захват посольства США в Тегеране после иранской революции мог бы символизировать враждебность революционного лидера аятоллы Рухоллы Хомейни к ​​Соединенным Штатам, но его недоверие к Советскому Союзу было столь же глубоким. «Ни Восток, ни Запад, а исламская республика» стало определяющим лозунгом иранских революционеров.

Но после смерти Хомейни в 1989 году некоторые иранские официальные лица стремились улучшить отношения с Москвой. Аятолла Али Акбар Хашеми Рафсанджани даже ездил в Москву, чтобы обсудить вопрос о сближении. К концу 1990-х годов Россия стала основным поставщиком обычных вооружений Ирану и начала оказывать помощь в его ядерной программе.

Когда в 2000 году к власти пришел Владимир Путин, отношения стали еще теплее. Торговля оружием между двумя странами расширилась еще больше, и кремлевские дипломаты активно поддерживали ядерную программу Ирана как мирное начинание и усердно работали над ослаблением санкций против Тегерана. Встречи на высшем уровне первых лиц стран стали почти рутиной: министр обороны России Сергей Шойгу посетил Иран в январе 2015 года, а Путин — в ноябре — первые визиты Путина и министра обороны России за десятилетие. С тех пор Путин и его иранский коллега Хасан Рухани встречались несколько раз, как и их министры и помощники. Этим летом Путин призвал принять Иран в Шанхайскую организацию сотрудничества, чего он никогда не делал ни для одного арабского государства.

Антизападный альянс

Одной из причин потепления отношений могла быть экономическая, поскольку российская военная и ядерная промышленность рассматривала Иран как все более прибыльный рынок. Но Москву и Тегеран также объединяет растущее число общих политических интересов. Обе страны обеспокоены возрождением талибов в Афганистане после ухода США. Оба опасаются роста суннитского экстремизма, который для России связан с исторической нестабильностью в регионе Северного Кавказа, восходящей к войне с Чечней, когда оскорбительная политика Москвы привела к радикализации того, что начиналось как светская сепаратистская борьба. Россия и Иран также видят возможности для расширения сотрудничества в Евразии; например, три года назад российские и иранские официальные лица обсуждали идею присоединения Тегерана к возглавляемому Москвой Таможенному союзу, целью которого является создание противовеса Европейскому союзу.

Сирийский кризис вывел российско-иранское сотрудничество на новый уровень. Раздираемая войной страна стала идеальным местом для обоих режимов, чтобы сдержать влияние США на Ближнем Востоке и расширить свою власть в регионе. Путин особенно хочет продвигать себя как великого мирового лидера и цинично использует разговоры о антитеррористическом сотрудничестве в Сирии для достижения этой цели, даже несмотря на то, что ему не удалось с какой-либо последовательностью нацелиться на Исламское государство, а в некоторых случаях, возможно, даже укрепил его.

С параноидальной точки зрения Путина поддержка сирийского президента Башара Асада равносильна поддержке его собственной власти. Президент России считает, что Запад организовал «цветные революции» в Восточной Европе и другие протесты против режима на Ближнем Востоке и в России. Если он не ослабит влияние Запада, считает он, Запад его вытеснит. Иран также нуждается в помощи Москвы, чтобы поддержать своего клиента, и хочет получить больше российского оружия.

Путин говорит, что дружит со всеми на Ближнем Востоке, но на самом деле его политика благоприятствует «шиитской оси» в регионе. Российские эксперты и официальные лица утверждают, что Иран является потенциально «светской» силой для противодействия исламистам-суннитам. Действительно, Москва назвала «Братья-мусульмане» и «Исламское государство» террористическими организациями, но не шиитскую исламистскую «Хезболлу». Тем временем российские СМИ трубят о союзе страны с Ираном и публичном признании базирующихся там российских сил.

Путин циничный прагматик. Например, даже ухаживая за Ираном и сирийским режимом, он также работал над улучшением отношений с Турцией и Израилем. Тем не менее шиитские силы Ближнего Востока, как правило, настроены более антизападно, чем суннитский блок — союз с ними соответствует цели Путина противостоять Западу и позиционировать себя как лидера великой державы.

 

Ущерб интересам США

Решение Ирана прекратить использование Россией авиабазы ​​Шахид Нодже, скорее всего, было вызвано внутренней политической негативной реакцией. В любом случае гнев был вызван не использованием Москвой базы, а решением России предать гласности это.

Таким образом, Москва и Тегеран, скорее всего, продолжат сотрудничество. Это союз диктатур, а диктаторы могут отложить в сторону свои разногласия, когда это соответствует их интересам.

Тем не менее, это не значит, что их союз прочен. Путин может думать, что сможет и дальше успешно уравновешивать соперничающие суннитские и шиитские силы арабского мира, с одной стороны, и Иран и Израиль, с другой, но Ближний Восток нестабилен и непредсказуем. Цинизм иранских официальных лиц в отношении того, что Путин бросит Тегеран под автобус, когда это будет соответствовать его краткосрочным интересам, и антироссийские настроения среди простых иранцев будут продолжать подрывать долгосрочные связи.

Но краткосрочный союз может нанести долговременный ущерб интересам США, а тактические победы могут составить стратегию. Американским и европейским официальным лицам не следует недооценивать ни ближневосточные амбиции Путина, ни проблемы, которые создает его растущий антизападный союз в регионе.

Алексей Филиппов / Host Photo Agency/Ria Novosti via Getty Images

Анна Борщевская — старший научный сотрудник Вашингтонского института ближневосточной политики. Твиттер: @annaborsh

Метки: Иран, Россия, Сирия

Еще из Foreign Policy

На иллюстрации изображен Джордж Кеннан, отец стратегии сдерживания времен холодной войны.

Холодная война неизбежна?

Новая биография Джорджа Кеннана, отца сдерживания, поднимает вопросы о том, можно ли было избежать старой холодной войны — и новой войны с Китаем.

Президент США Джо Байден говорит о DISCLOSE Act.

Итак, вы хотите купить должность посла

Соединенные Штаты — единственное западное правительство, которое регулярно награждает мегадоноров высшими дипломатическими постами.

Председатель КНР Си Цзиньпин произносит тост за гостей во время банкета, посвященного 70-летию основания Китайской Народной Республики, 30 сентября 2019 года в Пекине, Китай.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *