В каком жанре писал гоголь: О соотношении жанрового и исторического мышления Н. В. Гоголя

О соотношении жанрового и исторического мышления Н. В. Гоголя

Джафарова К. К. (Махачкала), кандидат филологических наук, доцент кафедры русской литературы Дагестанского государственного университета и кафедры филологии Дагестанского института народного хозяйства / 2013

Писатель часто сопровождал свои произведения жанровыми определениями. Уже первое, опубликованное анонимно произведение «Ганц Кюхельгартен» имело подзаголовок «Идиллия в картинах». «Вечера на хуторе близ Диканьки» — это «Повести, изданные пасичником Рудым Панько». В трех повестях первого цикла: «Вечер накануне Ивана Купала», «Пропавшая грамота» и «Заколдованное место» — после названия следует уточнение «Быль, рассказанная дьячком ***ской церкви», вводящее черты фольклорного жанра. Подзаголовок «Миргорода» — «

Повести, служащие продолжением „Вечеров на хуторе близ Диканьки“», «Арабесок» — «Разные сочинения Н. Гоголя» (что указывает на разные жанры помещенных в сборнике произведений). «Мертвые души» — это поэма, «Ревизор» назван «Комедией в пяти действиях», а комедию «Женитьба» автор сопроводил определением: «Совершенно невероятное событие в двух действиях».

Пьеса «Игроки» была впервые опубликована в «Сочинениях Николая Гоголя» (1842. Т. IV. Раздел «Драматические отрывки и отдельные сцены»). «Названием рубрики Гоголь отделял в жанровом отношении эти произведения от комедий („Ревизор“ и „Женитьба“), на чем он неоднократно настаивал в письмах»1. В письме к М. С. Щепкину от 3 декабря 1842 г. Гоголь пишет: «Вы хотите все повесить на одном гвозде, прося на пристяжку к „Женитьбе“ новую, как вы называете, комедию „Игроки“. Во-первых, она не новая, потому что написана давно, во-вторых, не комедия, а просто комическая сцена…»2 Пример с «Игроками» наглядно доказывает, насколько важным было для Гоголя точное жанровое обозначение.

«Выбранные места из переписки с друзьями» уже самим названием отсылают к эпистолярному жанру (как известно, некоторые статьи из этой книги автор стилизовал под письма).

Стремление к точности и определенность в формулировке жанра произведения сочетаются с постоянным экспериментированием в этой области: Гоголь отступает от жанровых канонов, синтезирует жанровые черты, пародирует их, изобретает новые… Примечательно и то, что в поздний период своего творчества он пишет «Учебную книгу словесности для русского юношества», где в качестве единицы рассмотрения выбирает жанр.

Отношение к исторической теме у писателя столь же парадоксально. С одной стороны, очевидно, что историческая тема, исторические события и персонажи присутствуют во многих его произведениях. С другой стороны, хорошо известно признание из <Авторской исповеди> Гоголя: «У меня не было влеченья к прошедшему. Предмет мой была современность и жизнь в ее нынешнем быту, может быть, оттого, что ум мой был всегда наклонен к существенности и к пользе, более осязательной.

Чем далее, тем более усиливалось во мне желанье быть писателем современным» (VII, 422).

Как писал С. С. Аверинцев, назначение «остановленного бытия жанровых форм» в эпоху традиционализма состоит в том, чтобы «служить стабильными правилами некой длящейся игры, в которую автор играет со своими предшественниками и преемниками на сколь угодно большой временной дистанции»3. Новые творческие установки, возникшие в европейской литературе на рубеже XVIII-XIX веков, изменили подход к жанрам, но не отменили, а скорее, повысили значимость этой категории.

В гоголевском творчестве жанры и их составляющие выступают коммуникативными и выразительными средствами в этой длящейся художнической игре, в которую Гоголь играет и с другими авторами, и с читателями, и с самим собой. Знаковость жанра коренится и обеспечивается в первую очередь тем, что С. С. Аверинцев, используя термины Аристотеля, называет «энтелехией», природой жанра

4.

Обратимся к жанру, который в творчестве Гоголя занимает особое место. Отношение идиллии к истории на первый взгляд не столь очевидно. Между тем многие писавшие об идиллии5 связывали и зарождение этого жанра в античной литературе, и его популярность в конце XVIII — начале XIX в. в том числе и с социально-историческими причинами, а также с рождением нового понимания и ощущения времени, «когда проблема времени в литературе была поставлена особенно остро и четко», когда «в некоторых идиллиях XVIII века проблема времени достигает философского осознания»

6.

В самой сути идиллического жанра — ощущение утраты. Идиллия возникает тогда, когда появляется осознание разрыва между естественным и искусственным, когда «природа начинает шаг за шагом уходить из человеческой жизни»7, по словам Ф. Шиллера, обратившего внимание на взаимоотношения идиллического и элегического начал в искусстве, на связь идиллии с категорией времени.

Уже в первой идиллии Гоголя «Ганц Кюхельгартен» (1830) этот жанр привязан к исторической теме. Здесь действие происходит в современной автору действительности, в тексте упоминаются конкретные, хорошо известные в то время исторические реалии: герои беседуют «про Мисолунги, про дела войны, Про славного вождя Колокотрони, Про Канинга, про парламент, Про бедствия и мятежи в Мадрите» (I, 74). Однако в романтических снах Ганцу представляются Древняя Греция, Афины, «глаголят века седые» (I, 68) — как некий идеал, к которому рвется душа. Таким образом, сюжетная линия главного героя, изображающая отход от идиллического состояния отдельной личности, помещена в своеобразную историческую рамку, изображающую утрату «золотого века» всем обществом.

Чувство и образ времени появляются и в повести Гоголя «Старосветские помещики». Идиллическое начало здесь с первых строк неотделимо от элегического, вся повесть пронизана ощущением ушедшего и уходящего времени. «Райская безмятежная жизнь» здесь «проходит под знаком всепожирающего времени: коли живешь, плати оброк смерти»8.

Исторические смыслы проступают через жанровые черты в произведениях Гоголя по-разному. Идиллия в «Старосветских помещиках», с самого начала осложненная элегическими нотами, обрывается со смертью одного из персонажей, но само произведение на этом не заканчивается. Со смертью Пульхерии Ивановны идиллия прекращается и на содержательном уровне, и на формальном.

Новелла о молодом человеке, пережившем потерю возлюбленной, — достаточно самостоятельная жанровая единица со своим стилем, который явно контрастирует и с идиллической, и с элегической тональностью повести и с описанием похорон. Здесь сжато и схематично приведены некоторые распространенные мотивы и стилистические приемы современной Гоголю романтической литературы. Эта история подводит к размышлениям не только о разнице между любовью и привычкой, но и о разности поколений. Еще более явно эта тема звучит в заключительной части повести — там, где рассказывается о наследнике Товстогубов, тоже представляющем новое поколение. Финал «Старосветских помещиков» — еще одна жанровая вставка со своим стилем и другими оттенками темы исторических перемен. Постоянный мотив творчества Гоголя: сменяемость, текучесть действительности, жизненных укладов — раскрывается не только и не столько в прямых высказываниях, сколько при помощи столкновения черт различных жанров. Соединяя, сталкивая и трансформируя эти черты, Гоголь тем самым выявляет глубинные жанровые смыслы.

В «Вечерах на хуторе близ Диканьки» мы наблюдаем настоящую полифонию жанровых признаков, но основная идиллическая модальность обнаруживает себя на разных художественных уровнях циклического единства — и отдельных повестей, и в предмете изображения, и в пространственно-временной приуроченности, и в изображении бытовых подробностей. И вновь она сплетена с оппозицией «прошлое — настоящее». Если в «Ганце Кюхельгартене» основной целью было показать отпадение от идиллического рая отдельной личности, то идиллический ореол диканьского мира напоминает об утрате этого состояния социумом.

Повесть «Иван Федорович Шпонька и его тетушка» занимает в сборнике, бесспорно, особое положение. Здесь тоже есть идиллическое начало, но в очень трансформированном виде. Налицо многие элементы идиллии: место действия, сельская природа, размеренный и устоявшийся быт, еда, описание повседневных занятий обитателей скромного имения — мирных и регулярно повторяемых. И главный герой вроде бы тоже соответствует идиллическому миру.

О Шпоньке не раз сказано, что он «кроткая душа», его занятия непритязательны, ему неведомо все то, что, например, Ганцу мешало жить в привычном мире, — сомнения, стремление вдаль, «тайная печаль». Но присущее герою состояние мира с самим собой и средой не может быть названо вполне гармоническим, а потому — и идиллическим. Ибо оно является не только результатом кротости и смирения, но и плодом умственной ограниченности. В описании учебных успехов Шпоньки и его распорядка дня сквозит откровенная ирония, переходящая подчас в сарказм. В идиллии автор не может так относиться к изображаемому герою и его миру.

Герои идиллии — люди несложной душевной организации. Гораций называл их «золотой посредственностью», Жан-Поль — лилипутами. Но Гоголь доводит эту особенность в Шпоньке до грани гротеска. Наделяя жизнь своего героя одними буколическими чертами, Гоголь лишает его других. Идиллические герои открыты людям, Шпонька — закрыт. Он не общается с сослуживцами, поездка к соседям вызывает страх, а перспектива женитьбы — ужас.

Отношение к женитьбе противопоставляет Шпоньку не только героям «Вечеров», где большинство повестей строится на сказочной сюжетной схеме добывания невесты, но и идиллическим архетипам — Филемону и Бавкиде. Если символом последних стали сросшиеся деревья, то для Шпоньки непонятно, как это: «Жить с женою! <…> их должно быть везде двое!» (I, 306-307). В этом плане он вполне герой своего времени, когда исчезло «электричество любви». Хотя, показывая угасание в современном человеке чувств и деятельного начала, Гоголь все-таки не ставит последнюю точку в оценке своего героя. А. Белый обратил внимание на удивительную сцену: Шпонька, глядящий на «вечереющий луч»

9. Этот эпизод не дает нам (да и автору) возможность окончательно определить свое отношение к Шпоньке, чей образ во многом предваряет образ Акакия Акакиевича Башмачкина.

Шпонька отличается и от героев сказочно-эпических жанров, как отличается в мире Гоголя настоящее время от прошлого: по отношению к любви, по степени и качеству жизненной активности. Конечно, контраст Шпоньки и героев, готовых ради любви на самые смелые поступки и вообще на поступки, более очевиден, чем его отличие от героев идиллии. Но если вдуматься, что даже простое, незамысловатое существование в рамках идиллических топосов в авторской современности начинает утрачивать какой-либо смысл и скорее напоминает абсурд, то станут более понятными авторское видение вектора исторического развития и его страхи и тревоги по этому поводу. Идиллический герой и идиллические ценности в современном мире выглядят и «звучат» иначе. В то же время, конечно, значение временной приуроченности в повести нельзя абсолютизировать.

Таким образом, идиллические ценности подвергаются пересмотру с разных позиций. Здесь происходит то, что А. Белый называл постоянным у Гоголя «перевоплощением персонажей и тем из одной повести в другую»10. Добавим: и жанровых черт. В повести о Шпоньке Гоголь сохраняет только внешние, формальные атрибуты идиллии, лишив ее главного: глубинного оправдания и приятия идиллического бытия и автором, и героем, и читателем. Герой, существуя в рамках идиллических топосов, не соответствует природе этого жанра и внутренне, и в том, как его видит и преподносит читателю автор.

Подобное «перевоплощение» можно наблюдать в сборниках «Миргород» и «Арабески» (созданных почти одновременно), где историческая тема занимает ведущее место. Оба сборника свидетельствуют о поиске Гоголем новых жанровых форм через синтез жанровых черт. Потому и для «Миргорода», и особенно для «Арабесок» характерна жанровая неоднородность. В этих циклах происходит и столкновение, и диалог жанров. С одной стороны, автор соединяет и даже сталкивает в сборниках жанры не просто разные, а контрастные, художественные и нехудожественные. С другой — он продолжает варьировать жанровые черты.

Так «Миргород» окольцовывают две повести с близкими жанровыми топосами. В первую очередь это касается пространства. И в «Старосветских помещиках», и в «Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» действие происходит на фоне живописных картин украинского быта. Как известно, хронотоп имеет для идиллии особое значение. Но эти повести демонстрируют, что одних пространственных топосов для рождения идиллического модуса недостаточно.

Закономерен вопрос: зачем автор использует одно и то же, по сути, природное пространство для повествования о столь разных героях, каковыми являются Товстогубы и два Ивана? Очевидно, затем, чтобы обнажить различия. У двух Иванов с Товстогубами общее пространство (с запорожцами, возможно, по версии А. Белого, еще и общая кровь). Тем разительнее контраст, потому что суть жизни героев другая. Другое время — другие лица, сюжеты, жанровые особенности.

Таким образом, в произведениях Гоголя идиллия представлена в разных ипостасях: и как художественная форма, и как объект авторской рефлексии, и как исторический, психологический и эстетический феномен.

Примечания

1. Манн Ю. В. Комментарии // Гоголь Н. В. Повести. Пьесы. «Мертвые души». М., 1975. (Серия «Библиотека всемирной литературы»). С. 644.

2. Переписка Н. В. Гоголя: В 2-х т. М., 1988. Т. 1. С. 460.

3. Аверинцев С. С. Жанр как абстракция и жанры как реальность // Он же. Риторика и истоки европейской литературной традиции. М., 1996. С. 210.

4. Там же. С. 191

5. См.: Шиллер Ф. Собр. соч.: В 7 т. М., 1957. Т. 6. С. 403-404; Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. С. 376-377; Лосев А. Ф. Античная литература. М., 2005. С. 215-216; Вацуро В. Э. Русская идиллия в эпоху романтизма // Русский романтизм. Л., 1978. С. 118-138.

6. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. С. 376-377.

7. Шиллер Ф. Указ. соч. Т. 6. С. 403-404.

8. Ремизов А. Из книги «Огонь вещей» // Гоголь в русской критике: Антология / Сост. С. Г. Бочаров. М., 2008. С. 483.

9. Белый А. Гоголь // Гоголь в русской критике. С. 267.

10. Белый А. Мастерство Гоголя. М., 1996. С. 17.

Гоголь в Петербурге — Портал Культура Петербурга

1 апреля 2022 года исполняется 213 лет со дня рождения Николая Васильевича Гоголя. Рассказываем, где искать петербургские адреса писателя, какие выставки ему посвящены и в каких театрах ставят спектакли по его произведениям.


Петербург в жизни и творчестве Гоголя

В Петербурге Николай Гоголь оказался в возрасле 19 лет. Он приехал в столицу в конце 1828 года и прожил тут около 8 лет. Здесь он поступил на службу, был принят в литературные круги, много работал над книгами. Гоголь не просто жил и творил в нашем городе — он создал литературный портрет Петербурга XIX века, сделав его полноценным персонажем своих произведений. Улицы и городские доминанты вплетены в художественное повествование: Эрмитаж («Ночь перед Рождеством»), Казанский собор, Невский проспект, Исаакиевская площадь и другие. Писатель изображал город многоликим и контрастным: то сказочным, то угрюмым, реальным и дьявольским, невообразимым, предстающим разным перед его обитателями. Гоголь показал красоту и обманчивость пленительной столицы.

Н. В. Гоголь (1835 г.) . Портрет работы Горюнова. Из коллекции Института русской литературы (Пушкинского Дома)

В городе на Неве Гоголь начал многие свои знаковые художественные произведения и статьи. Здесь же он познакомился с Александром Сергеевичем Пушкиным, которым восхищался. Поэт подсказал Гоголю идеи для  сюжетов «Ревизора» и «Мертвых душ».

С 1830-х годов Гоголь занимался живописью в рисовальных классах Академии художеств. В дальнейшем «живописная» среда нашла свое отражение в повестях «Невский проспект» и «Портрет».

Осенью 1835 года Николай Васильевич принялся за написание «Ревизора». В 1836 году пьеса была поставлена на сцене Александрийского театра. На премьере присутствовал император Николай I, который высоко ее оценил. А в 1842 году на сцене Александринского театра состоялась премьера комедии «Женитьба», действие которой разворачивается в Санкт-Петербурге.

Петербург описан и в других произведениях Гоголя. Цирюльник из повести «Нос» жил на Вознесенском проспекте. Действие «Шинели» происходит в Коломне (район Петербурга). Мастерская художника из повести «Портрет» находилась на 15-й линии Васильевского острова. А повесть «Невский проспект» описывает главную артерию города.


Петербургские адреса

В современном Петербурге сохранилось несколько домов, в которых жил, гостил и работал Николай Васильевич Гоголь. Некоторые из них попали на страницы его произведений.

Каретный мастер Иогана Иохим — владелец дома на Большой Мещанской улице, 39 (ныне Казанская улица), где Гоголь проживал в 1829 году, упоминается в повести «Ревизор». Сам дом встречается в повести «Невский проспект».

В «Записках сумасшедшего» описан Доходный дом И. Д. Зверкова (набережная кананала Грибоедова, 69), в котором писатель жил с 1829 по 1832 год. Кроме этого именно здесь были созданы «Вечера на хуторе близ Диканьки».

В Книжной лавке Александра Смирдина на Невском проспекте, 22, проходили встречи литераторов, в которых участвовал Николай Гоголь.

В Доме Лепена на Малой Морской улице, 97 (ныне дом номер  17), Гоголь проживал с 1833 по 1836 годы. Здесь были написаны комедия «Ревизор», цикл «Петербургские повести» и начаты «Мертвые души». В этом же доме жил Тряпичкин, приятель Хлестакова, главного персонажа «Ревизора». На фасаде здания в 1963 году была установлена мемориальная доска в память о писателе. А сама Малая Морская улица с 1902 по 1993 год носила название улица Гоголя.

Для тех, кто хочет пройти гоголевским маршрутом,  в Петербурге устраивают театрализованные экскурсии.

Театр «ЦЕХЪ» предлагает экскурсию «Мой Гоголь» по петербургским адресам писателя. Маршрут: Александровский сад — Дом купца Галыбина — Кокушкин мост — Дом Каретника Иоахима — Невский проспект — Кондитерская Вольфа и Беранже — Демутов трактир — Дом Лепена.

Театр-проект «Музыка города» и Кукольный театр «Картонный Дом» разработали экскурсию «Гоголь в Петербурге. Носъ». Маршрут: здание гауптвахты на Сенной площади — Вознесенский проспект — Казанская улица —  Гороховая улица — Малая Морская улица — Невский проспект — Малая Конюшенная улица.


Памятники

В Петербурге можно отыскать несколько скульптурных объектов, посвященных писателю и его произведениям.

Памятник Николаю Васильевичу Гоголю был открыт на Малой Конюшенной улице в декабре 1997 года. Идея создать монумент к столетию со дня рождения писателя возникла еще в 1952 году. Тогда его собирались установить на Манежной площади. Но ни один из проектов не был принят. В 1996 году, когда Малая Конюшенная улица стала пешеходной, было решено, что это лучшее место для  памятника писателю. Скульптором стал Михаил Белов, ученик Михаила Аникушина. Архитектор — Владимир Васильковский.

Международный «Смешной фестиваль» / Роман Пименов, vk.com/smeshnoy_fest 

Бюст Н. В. Гоголя в Александровском саду

Гранитный постамент с бронзовым бюстом писателя находится перед Адмиралтейством возле фонтана. Памятник был открыт 17 июня 1896 года. Создатель скульптуры — В. П. Крейтан. На постаменте выгравированы цитаты из «Мертвых душ» и письма Гоголя к Жуковскому.  

Памятники Носу майора Ковалева, одному из самых загадочных петербургских персонажей

В Санкт-Петербурге можно встретить три оммажа Носу, при этом два из них являются почти близнецами.

Первый барельеф размещен на фасаде дома 36 по Вознесенскому проспекту (угол с проспектом Римского-Корсакова, 11). Фантастическая повесть начинается с эпизода обнаружения цирюльником носа в свежеиспеченном хлебе. Жил цирюльник на Вознесенском проспекте, и отсюда началось путешествие Носа по Петербургу. Барельеф создал архитектор Вячеслав Бухаев по эскизу драматурга и скульптора Резо Габриадзе. В работе принимал участие сотрудник Музея городской скульптуры Владимир Панфилов.

В 2002 году скульптура пропала. Был создал новый барельеф, фактически повторяющий своего предшественника. Только второй Нос стал меньше и обрел прыщик, который так беспокоил майора Ковалева. В 2003 был обнаружен пропавший Нос. После реставрации его вернули на прежнее место. А новый барельеф разместили на фасаде Музея городской скульптуры.

В 2008 году в преддверии празднования 200-летия со дня рождения Гоголя во дворе филологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета (Университетская набережная, 7-9) была установлена скульптура работы Тимура Юсуфова, объединившая сразу три гоголевских сюжета — «Нос», «Шинель» и «Невский проспект».


Музеи, экспозиции, выставки

 

Музей русской драмы в Александринском театре

Музей посвящен истории театрального быта XVIII — XIX веков, и рассказывает, в том числе, о постановках гоголевских пьес на сцене Александринского театра. В его стенах были сыграны все драматические сочинения писателя, а также еще при его жизни инсценированы некоторые из прозаических произведений.

В «Гоголевском зале» музея представлены оригинальные костюмы, бутафория и реквизит из спектакля «Похождения Чичикова, или Мертвые души» (режиссер Николай Шейко, 1974 г. ), фотографии из различных постановок «Ревизора» и другие интересные экспонаты. 

Посетить Музей русской драмы можно в дни показа спектаклей во время антракта или по записи с экскурсией.

Фото: alexandrinsky.ru

 

Литературный музей Института русской литературы (Пушкинский Дом)

Институт русской литературы собирает и хранит материалы, связанные с жизнью и творчеством выдающихся представителей русской изящной словесности. В Литературном музее можно увидеть портреты и личные вещи писателей, фотографии, иллюстрации к произведениям, живопись и графику самих литераторов.

Среди экспонатов гоголевской коллекции в Зале литературы первой половины XIX века демонстрируются портреты работы Алексея Венецианова, Александра Иванова, Федора Моллера, Эммануила Дмитриева-Мамонова, отпечаток с дагерротипа 1840-х гг., прядь волос, бювар, писарская копия комедии «Ревизор» с правкой автора и цензурным разрешением, кресло, по легенде принадлежавшее Гоголю.

Фото: vk. com/pushkinskijdom

Музей «Русский Левша» — выставка арт-кукол «Непричастный оборот» (работает по 3 апреля). В экспозиции представлены портретные куклы, объекты и графические композиции, изображающие русских писателей XIX — XXI века. Найдете ли вы среди них Гоголя?

Фото: vk.com/russkii_levsha

 

Библиотека № 11 «Остров сокровищ» Красносельского района — с 1 июня по 31 июля пройдет передвижная тактильная выставка «Мертвые души — живые образы». (До 31 марта выставка экспонируется в библиотеке для слепых и слабовидящих).

На выставке можно прикоснуться к гротескным арт-объектам, символизирующим персонажей «Мертвых душ» и воплощающим некоторые черты национального характера. Экспозицию дополняют звукозаписи отрывков поэмы.

Фото: region29.ru

 

На сайте Мариинского театра представлены виртуальные выставки, посвященные постановкам гоголевских сюжетов в театре.

Фото: www.mariinsky.ru

В разделе «Выставки» можно узнать про постановки:

— «Майская ночь. 1880»

— «Ночь перед Рождеством. 1895»

— «Мертвые души. 1978»

— «Нос. 2004»

— «»Шинель» по Гоголю. 2006»

— «Мертвые души. 2011»

 

В 2013 году библиотека была преобразована в мультимедийное пространство, посвященное чтению. Здесь работают медиатека, читальные залы, конференц-зал и мультимедиа-лаборатория «Город Гоголя».

Фото: vk.com/gogol_lib

Библиотека сохраняет и исследует творчество писателя, стремится сделать его актуальным для юных читателей. Посетители могут посмотреть инсталляции, изучить сенсорные карты, увидеть мультипликационное шоу, посетить виртуальные экскурсии, послушать онлайн музыкальный перформанс «Питерские повести» и многое другое.

Библиотека также разработала образовательный аудиогид «Петербург Гоголя».


Спектакли

На театральных сценах Петербурга представлены разнообразные постановки по мотивам произведений Гоголя: драматические, оперные, кукольные.

«Ночь перед Рождеством»

В Мариинском театре — оперу Н. Римского-Корсакова «Ночь перед Рождеством» поставил режиссер Илья Живой.

Фото: www.mariinsky.ru

В Камерном театре Малыщицкого создали кукольно-драматический спектакль «Вечера на хуторе близ Диканьки» по мотивам повестей «Вечер накануне Ивана Купала» и «Ночь перед Рождеством». Режиссер — Петр Васильев.

Фото: www.vmtheatre.ru

Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме приглашает маленьких зрителей на кукольно-драматический спектакль и игру  «Ночь перед Рождеством» («Чудесные черевички»). Режиссер — Светлана Озерская.

Фото: vk.com/akhmatova.museum

Юрий Александров представляет свое видение оперы П. Чайковского «Черевички» на сцене Камерного музыкального театра «Санктъ-Петербургъ Опера».

Фото: www.spbopera.ru

В концертных залах города ежегодно проходят новогодние и рождественские программы.

Академическая капелла (Камерный зал) в праздничные дни дает шуточные музыкальные представления артистов Певческой капеллы «Вечера на хуторе близ Диканьки». Режиссер — Олег Трофимов.

Новогоднюю афишу Филармонии им. Д. Д. Шостаковича обычно украшает опера-буфф П. Чайковского «Черевички» в постановке Санкт-Петербургского негосударственного театра «Реплика».

Фото: replika-spb.com

«Нос»

Еще один эксперимент Юрия Александрова с творчеством Гоголя можно увидеть на сцене Мариинского театра — это опера-фантасмагория Д. Шостаковича «Нос».

Фото: www.mariinsky.ru

Театр «ЦЕХЪ» создал театральную фантазию по мотивам «Носа», «Петербургских повестей», «Женитьбы» и «Мертвых душ» с элементами театра теней, масок, драмы, музыки и танца. Режиссер – Виктор Бугаков.

Фото: cehtheatre.com

«Мертвые души»

В Мариинском театре идет опера Р. Щедрина «Мертвые души» в постановке Василия Бархатова.

Фото: www.mariinsky.ru

На сцене Драматического театра на Васильевском режиссер Денис Хуснияров осмысляет пьесу Аси Волошиной «Мертвые души Гоголя». 

Фото: teatrvo.ru

Арт-кафе «Подвалъ бродячей собаки» приглашает на моноспектакль Леонида Таранова «Мертвые души». Режиссер — Дженни Катышева.

Фото: taranovleonid.com

В Филармония для детей и молодежи идет нескучная комедия «Мертвые души». Режиссер-постановщик — Юрий Томошевский. В спектакле звучит музыка из «Гоголь-сюиты» А. Шнитке.

Фото: filspb.ru

В Академическом Театре имени Ленсовета свою версию спектакля «Мертвые души» поставил режиссер Роман Кочержевский.

Фото: lensov-theatre.spb.ru

«Майская ночь, или утопленница»

В Мариинском театре оперу Н. Римского-Корсакова «Майская ночь» можно увидеть в постановке Александра Маскалина.

Фото: www.mariinsky.ru

На Youtube можно посмотреть запись оперы Н. Римского-Корсакова «Майская ночь» в исполнении участников VIII Санкт-Петербургского международного фестиваля «Опера — всем», который прошел в 2019 году в ЦПКиО.

«Шинель»

В Детском музыкальном театре «Зазеркалье» показывают музыкальный спектакль «От Петербурга до Миргорода». Постановка представляет одноактную оперу И. Кузнецова «Шинель» и «Оперу о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» Г. Банщикова. Режиссер-постановщик — Александр Петров.

Фото: zazerkal.spb.ru

В Театре им. В. Ф. Комиссаржевской Георгий Корольчук создал спектакль «В одном департаменте» по повестям Н. Гоголя «Шинель» и «Записки сумасшедшего».

Фото: vk.com/teatrvfk

«Записки сумасшедшего»

В афише Театра юных зрителей им. А. А. Брянцева регулярно появляется саркастический спектакль «Записки Аксентия Ивановича Поприщина». Режиссер — Георгий Васильев.

Фото: www.tyuz-spb.ru

Арт-подвал «Наш театр» и Клоун-мим-театр «Мимигранты» представляют две версии одной постановки.

В Арт-подвале «Наш театр» («Петербург-концерт») создали сценическую фантазию «Записки сумасшедшего». В спектакль вплетена поэзия Осипа Мандельштама, музыкальная импровизация от группы Shakin’ Manas и современная хореография. Режиссер — Лев Стукалов.

Фото: vk.com/club5794456

В Клоун-мим-театре «Мимигранты» поэзия Осипа Мандельштама, музыка группы Shakin’ Manas и пластическая импровизация сплетаются в фантасмагорический спектакль «Никакого числа». Режиссер — Алексей Ильинский.

Фото: mimigrants.ru

Эскиз спектакля «Записки сумасшедшего» был создан в Театре «Мастерская» в рамках режиссерской лаборатории фестиваля «Школа. Студия. Мастерская». Режиссер — Игорь Клычков. Смотреть:

«Женитьба»

Увидеть современное прочтение Гоголя можно в спектакле «#Женитьба_net» Молодежного театра на Фонтанке. Режиссер-постановщик — Александр Кладько.

Фото: mtfontanka.ru

В спектакле «Город. Женитьба. Гоголь» в Театре имени Ленсовета  звучат тексты из романа Ф. Достоевского «Идиот» и романа в стихах А. Пушкина «Евгений Онегин», стихотворение М. Цветаевой «Мы с Вами разные, как суша и вода…». Режиссер — Юрий Бутусов.

Фото: lensov-theatre.spb.ru

Один из хитов Александринского театра — спектакль «Женитьба» Валерия Фокина.

Фото: alexandrinsky.ru

В Драматическом театре на Васильевском ироничный спектакль «Женитьба» поставил режиссер Владимир Туманов.  

Фото: teatrvo.ru

Еще одна «Женитьба» идет в Драматическом театре «Комедианты». Режиссер — Михаил Левшин.

Фото: www.komedianty.com

«Ревизор»

В Театре «Суббота» спектакль «Ревизор» идет в постановке Андрея Сидельникова.

Фото: teatr-subbota.ru

А в Академическом Театре имени Ленсовета комедию «Ревизор» поставил Сергей Федотов.

Фото: lensov-theatre.spb.ru

«Игроки»

В Театре «ЦЕХЪ» переосмысляют гоголевских «Игроков». Режиссер — Виктор Бугаков.

Фото: cehtheatre.com

На сцене Театра имени Андрея Миронова идет комедия «Игроки» в постановке Антона Яковлева.

Фото: www.mironov-theatre.ru

Еще одно прочтение «Игроков» можно увидеть в Академическом театре Комедии им. Н. П. Акимова. Режиссер-постановщик — Татьяна Казакова.

Фото: vk.com/akimovkomedia

«Вий»

В афише Большого театра кукол также не обошлось без Гоголя. Автор спектакля «Вий» — художественный руководитель театра Руслан Кудашов.

Фото: puppets. ru

В Драматическом театре «Приют комедианта» режиссер Василий Сенин увидел «Вия» в жанре фолк-триллера.

Фото: pkteatr.ru

Команда STAIRWAY поставила «Вия» в жанре мюзикла. Режиссер — Николай Покотыло. Трейлер:


Россия и Украина возобновили соперничество из-за Николая Гоголя | Николай Гоголь

Сначала политика, потом газ. Теперь затянувшийся антагонизм между Россией и Украиной приобретает литературную окраску, поскольку враждующие соседи соперничают за наследие Николая Гоголя к 200-летию со дня его рождения.

Гоголь наиболее известен язвительными сатирическими шедеврами о русском обществе, такими как «Мертвые души» и «Нос», но он также подробно писал о своем опыте украинских обычаев в таких произведениях, как «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Писатель родился и провел юность в сельской Украине, входившей тогда в царскую Российскую империю, в начале 19 века, но писал по-русски, часть жизни прожил в Санкт-Петербурге и похоронен в Москве. Его национальность является предметом интенсивных общественных дебатов по мере приближения двухсотлетия, и оба государства финансируют мероприятия, посвященные этому событию.

Алексей Вертинский, актер Киевского академического молодежного театра, заявил украинской прессе, что испытывает отвращение к попыткам России «усыновить» Гоголя. «Они могут потеряться», — сказал он. «Если я сегодня утром объявлю, что я синий троллейбус, значит ли это, что я должен ехать в депо?» — добавил он с абсурдной задумчивостью, которая могла понравиться самому писателю.

Но многие эксперты в Москве утверждают, что Гоголь «100% русский». «Часть политической элиты в Киеве хочет объявить Гоголя своим, чтобы войти в цивилизованную Европу хотя бы с одним великим украинским писателем», — сказал Игорь Золотусский, российский эксперт по Гоголю.

«Но такой дискуссии быть не может, потому что нет такой вещи, как отдельная украинская национальная идентичность. Гоголь писал и мыслил по-русски. Он был великим русским писателем, и точка».

Россия перехватила инициативу в борьбе за память писателя, открыв свой первый музей Гоголя и выпустив патриотическую экранизацию романа писателя о казачьем народном богатыре Тарасе Бульбе, которую покажут по государственному телевидению. Украина наносит ответный удар параллельным фестивалем на Полтавщине, где родился Гоголь.

В то время как две страны возникли из общей восточнославянской цивилизации, центром которой было протогосударство Киевская Русь, личность Гоголя вызывает споры, поскольку он жил в период пробуждения украинского национального самосознания.

Владимир Яворивский, украинский писатель и депутат, сказал, что если бы Гоголь был деревом, то «крона была бы в России, но корни были бы в Украине».

«Разделить Гоголя — это все равно, что пытаться разделить воздух, вечность или небо. Он был великим русским писателем, но он был и великим украинским писателем», — добавил он. «Важен не только язык, но и темы и тематика. Его сочинения были полны образов и мыслей украинских песен и фольклора».

Между тем российские эксперты по Гоголю возмущены сообщениями о том, что в книжных магазинах Киева продаются украиноязычные версии его романов, в которых националистически настроенные переводчики заменили фразу «Великая русская земля» на «Великая украинская земля».

Золотусский назвал это «смешным». «Представьте, что британский читатель открывает «Гамлета» и читает не принца Дании, а принца Украины», — сказал он.

Ссоры из-за корней Гоголя разгораются, когда Россия и Украина балансируют на грани очередного спора о транспортировке газа европейским потребителям. Отношения между двумя постсоветскими государствами в последние годы ухудшились, поскольку Украина настаивает на членстве в НАТО и Европейском Союзе. Ожидается, что президент Украины Виктор Ющенко примет участие в праздновании двухсотлетия Гоголя в Полтаве.

Николай Васильевич Гоголь родился в 1809 году в селе Сорочинцы Полтавской губернии Украины, входившей тогда в состав царской России. Он жил в Украине до 19 лет, когда переехал в Санкт-Петербург, столицу империи. Позже он провел много лет за границей в Германии, Швейцарии и Франции и, наконец, поселился в Италии. Его книги одними из первых привлекли внимание к русской литературе в Европе, они были опубликованы на французском и немецком языках до его смерти в 1852 году.

Николай Гоголь, сумасшедший мессия : Литературные штучки

Мы живем в гоголевском мире. Возможно, он умер 150 лет назад, но его мир — это наш мир, мир абсурда, населенный призраками и государственными служащими, где люди становятся жертвами комитетов и приютов, где рациональное безумие и иррациональная истина определяют ход жизни. Его сочинения остаются современными не только потому, что он избегает архаичного языка, делающего другие сочинения той эпохи практически нечитаемыми, но и потому, что он имеет дело с универсальными истинами. Читая Гоголя, мы узнаем характеры, места и ситуации в той мере, в какой единственное различие между улицами, по которым мы ходим по дороге на работу, и замерзшими мощеными, освещенными газом улицами его Санкт-Петербурга, заключается в эстетике. Мы можем смотреть из окон наших офисов, наших магазинов и наших колл-центров и чувствовать именно то, что чувствовали Гоголь и его персонажи в течение невыносимых, бесконечных рабочих часов, глядя на реку Неву.

Родился в 1809 году в глубинке Полтавской губернии Украины в семье казаков-мещан. Издеваясь в школе, получив прозвище «таинственный карлик», он погрузился в литературу, написав дрянную эпическую поэму, написанную в сентиментальном немецком стиле, под названием «Ганс Кухельгартен». Написанная под псевдонимом и с большими затратами, когда стало ясно, что это полный провал, Гоголь сжег все экземпляры, до которых смог дотянуться.

В 19 лет Гоголь решил переехать в Петербург, и через год добрался туда. Решив открыть для себя художественную богему, он был опустошен, когда вместо этого нашел «кладбище грез». Тем не менее он был заинтригован. Санкт-Петербург, позднее ставший ареной русской революции, был городом, где правили предрассудки и снобизм напыщенной буржуазии. Горько разочарованный, но посвятивший себя литературной карьере, он поступил на работу в министерство. Работая на госслужбе, он не испытывал ничего, кроме ненависти и насмешек, к своим сослуживцам, одержимым их «тривиальным, бессмысленным трудом».

Вскоре он напечатает свою месть.

Вечера на хуторе близ Диканьки , его сборник рассказов (все основаны на украинской жизни), получил признание критиков и был взят под крыло могучего поэта Пушкина. Хотя они очень разные по стилю, он и Гоголь произвели революцию в России, будучи первыми, кто использовал повседневную речь в литературе, и оба обладали страстной социальной совестью.

В 1836 году Гоголь создал свой первый настоящий шедевр — пьесу Генеральный инспектор , язвительная сатира на глупость и высокомерие бюрократов. В пьесе рассказывается о местных чиновниках провинциального города, которые принимают молодого путешественника за ожидаемого государственного инспектора и предлагают ему взятки, чтобы он не заметил их некомпетентность и коррупцию. Как ни странно, его первая постановка была дана в присутствии царя, безумный шаг, учитывая тираническую природу царя и явное осуждение Гоголем его режима. Выходя из ложи после премьеры, царь пробормотал: «Хм, какая пьеса! Обижает всех, а больше всего меня! Вскоре после этого Гоголь бежал из России, путешествовал по Германии, Швейцарии и Франции и в конце концов поселился в Риме, возвращаясь лишь изредка.

Пока Гоголь был в Риме, он получил сокрушительное известие о трагической гибели Пушкина. Россия потеряла своего величайшего поэта; Гоголь потерял своего героя и стабилизирующий фактор своей жизни. Отныне он был один и столкнулся с неопределенным будущим.

В эмиграции Гоголь работал над произведением, которое его погубило, книгой, в которой он стремился единолично решить все социальные беды России. Dead Souls , первоначально изданная на английском языке под альтернативным названием Chichikov’s Journey , сродни по объему и важности Дон Кихот .

Главный герой Чичиков, честолюбивый, хитрый и аморальный авантюрист, путешествует из города в город, покупая имена крестьян, умерших после последней переписи, используя эти «мертвые души» для получения кредитов и наследства. Путешествия Чичикова дают Гоголю возможность исследовать разлагающее влияние крепостного права как на помещика, так и на крепостного, и он отличается удивительно яркими и запоминающимися характеристиками. По сути, он оживляет народ России на этих страницах, а взамен Мертвые души оказали огромное влияние на публику, многие остроумные изречения стали русскими афоризмами, например: «Какими бы глупыми ни были слова дурака, их иногда бывает достаточно, чтобы сбить с толку умного человека».

Мертвые души должны были стать первой частью трилогии, рассказывающей о падении и искуплении Чичикова и его приключениях в России, страдающей от морального беспорядка, заканчивающихся искуплением и спасением. Трилогия должна была стать не чем иным, как библией для новой России. Потратив восемь лет на первую часть, он потратил десять лет на вторую и запланировал третью. Он начал сходить с ума во время работы над второй частью, то защищая авторитарный царский режим, то поддерживая революцию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *