Вопрос: В каком веке правил Александр Невский? Ответ на вопрос – iq2u
Гуманитарные науки История
Ответ:
XIII в.
Что? Где? Когда? Эрудит онлайн: ответы на вопросы:
- К какому художественному объединению принадлежат А.Н. Бенуа?
- К какому веку относится княжение Владимира Мономаха в Киеве?
- В каком веке впервые был принят указ о сыске беглых крестьян?
- К какому веку относится разгром Хазарского каганата князем Святославом?
- К какому веку относится призвание новгородцами варяжских князей? XIX в.?»> Чем был вызван отказ Александра I от политики реформ в начале 20-х гг. XIX в.?
- Какое стремление объединяло внутреннюю политику Александра II и Александра III?
- К какому веку относится образование Древнерусского государства с центром в Киеве?
- К какому из перечисленных художественных объединений принадлежал И.Н. Крамской?
- В каком из рядов названы имена религиозных деятелей средневековой Руси?
- К какому веку относится правление Василия II?
- Что свидетельствовало о продолжении Александром III реформаторского курса?
- Какое событие НЕ относится к времени правления Александра II?
Александр Невский — Биробиджанская областная универсальная научная библиотека им.
Шолом-АлейхемаОбластное государственное бюджетное учреждение культуры «Биробиджанская областная
универсальная научная библиотека
им.Шолом-Алейхема»
Информационно-библиографический отдел
Памятка
г. Биробиджан, 2021
Памятку подготовила Щербинина Н.Г., ведущий библиограф
Памятка посвящена великому полководцу, мыслителю Александру Невскому.
В памятку включена биографическая справка, история военных побед, память в культуре и искусстве.
Памятка адресована учащимся, преподавателям и всем, кому интересна история Руси.
Князь Александр Невский принадлежит к числу тех великих людей в истории нашего Отечества, чья деятельность не просто оказала влияние на судьбы страны и народа, но во многом изменила их, предопределила ход русской истории на многие столетия вперед.
В своей политической деятельности Александр Невский придерживался геополитической идеи — присутствия русских в балтийских делах. Эта идея восходила к периоду Киевской Руси, но в ХIII в., в период губительного монгольского нашествия, именно князь Александр стал выдающимся защитником Руси как открытой миру морской державы. Князь Александр не проиграл ни одной битвы и, будучи властителем Новгородской и Псковской земель, решающим образом способствовал выживанию народа, спасению его культуры и веры.
Создание Петром I в 1703 г. – новой столицы и «окна в Европу» — было продолжением стратегической политики Александра Невского.
***
Летописец не отметил даты рождения князя Александра, несмотря на то, что его отец Ярослав Всеволодович, князь Переяславля-Залесского, был на момент его рождения весьма значительной фигурой на русском политическом небосклоне — значительной ровно настолько, что на страницах Суздальской летописи был отмечен факт рождения его первенца — Фёдора. Когда Ярослав возвысился и стал великим князем Владимирским, летописец стал более детально фиксировать рождение его детей. Но Александр, будучи вторым сыном, появился на свет в тот момент, когда по негласному летописному этикету Ярослав Всеволодович еще «не дорос» до той степени значительности, чтобы записывать рождение каждого его ребенка. Всего в этой семье выросло 9 сыновей и три дочери.
Поэтому исследователи вынуждены ориентироваться на то, что восьмилетний Фёдор и его младший брат Александр упоминаются в Новгородской Первой летописи вместе:
«Ярославъ поиде съ княгнинею из Новагорода къ Переяславлю, а в Новегороде остави 2 сына своя, Федора и Александра, с Федоромъ Даниловицем и с тиуном», «Тои же зиме побежа Федоръ Даниловиць с тиуном Якимомъ, и понявши с собой два княжичя, Федора и Александра». Из этого можно сделать вывод, что разница в возрасте между братьями была небольшой. По умолчанию считают, что она составляла год. Поэтому датой рождения Александра называют 1220 или 1221 год. Но разница могла быть и два года, и три.
Родители князя Александра состояли в кровном родстве, которое, впрочем, было достаточно дальним. Издревле церковные правила запрещали браки до шестой степени включительно. Дистанция же между отцом — князем Ярославом Всеволодовичем и матерью — Федосией-Ростиславой Мстиславовной составляла семь степеней (или, говоря языком генеалогии, «рождений»). И по мужской, и по женской линии Александр являлся потомком Юрия Долгорукого, который был дедом его отца Ярослава и приходился пра-пра-прадедом его матери Феодосии.
Дата заключения брака в летописи не упомянута. Остается предположить, что невеста была передана жениху незадолго до Липицкой битвы, и брак еще не был заключен положенным образом. Через четыре года после этих событий суздальская летопись фиксирует появление первенца – Фёдора – старшего брата легендарного князя. Произошло оно в 6728 г. (или, по мнению В. А. Кучкина, в феврале 1220 г.). Очевидно, на каком-то этапе Феодосия была возвращена мужу. Однако это возвращение в источниках никак не отразилось. Поэтому личность матери Александра Невского и история начала ее взаимоотношений с Ярославом Всеволодовичем остается во многом спорной.
Образование
Нарекли князя необычным именем. Потомков Рюрика с именем Александр в древнерусские времена было всего трое. Причем первым из них был Александр Невский. Александр родился в эпоху смены традиций имянаречения.
Александр уже в 4 года прошел обряд посвящения в воины. Церемония проходила в Спасо-Преображенском соборе, после неё мальчик получил титул княжича. С этого времени княжич мог руководить дружиной. В пятилетнем возрасте начиналось обучение грамоте.
Изучал княжич латинский и греческий языки и «вскоре извыче вся грамматика». Читал юный Александр византийские хроники о событиях далекого прошлого.
Он восхищался подвигами Александра Македонского. И все же любимым его занятием оставалось изучение воинского опыта предков и событий родной старины. Внимательно вчитывался Александр в текст «Поучения» своего знаменитого пращура Владимира Мономаха: «На войну выйдя не ленитесь, не полагайтесь на воевод; ни питью, ни еде не потворствуйте, ни сну; сторожевую охрану сами наряжайте, и ночью, расставив воинов со всех сторон, ложитесь, а рано вставайте; а оружие снимать с себя не торопитесь, не оглядевшись, из-за лености, внезапно ведь человек погибает».
В ту пору не признавали долгого взросления, помимо книжного обучения, большое внимание уделялось воинской подготовке княжича.
Юноша воспитывался под руководством боярина Федора Даниловича. Его обучали правилам поведения в обществе, грамоте, истории и чтению. Для расширения кругозора Невский стал присутствовать на княжеских судах, где выслушивали жалобы местных жителей и помогали разрешать спорные вопросы. Так Невский быстрее смог постигать все нюансы законодательства того времени. На то время главным законодательным правовым документом была «Русская правда». В городе Новгороде будущий полководец постигал нюансы ведения внутренней и внешней политики, нюансы дипломатического дела.
Особое место в процессе обучения Невского досталось освоению военной тактики и правилам ведения боя. Овладеть конным искусством, научиться использовать оружие, знать особенности конного и пеших строев – это целая наука.
***
Князья ХII-ХIII вв. продолжили традицию, заложенную их предками. Уже в 1230 г. Фёдор и Александр были посажены отцом в качестве князей в Новгороде, Александру было 8 лет, Федору – 10. На новгородском престоле братья сменили князя Ростислава Михайловича, представителя черниговской династии.
В январе 1231 года Александр формально стал новгородским князем. До 1233 года он правил вместе со своим старшим братом. Но в этом году Федор умер (его внезапная смерть случилась перед самой свадьбой). Реальная же власть целиком оставалась в руках его отца.
В 1234 г., в возрасте 14 лет, Александр принял участие в походе новгородского войска под руководством отца против рыцарей-меченосцев, захвативших город Юрьев (Дерпт).
Самостоятельное княжение Александра началось в 1236 году. Отец, князь Ярослав, ушел княжить в Киев. И не просто оставил сына в Новгороде, как бывало раньше, а именно «посадил», то есть сделал князем уже вполне официально.
Безвестный автор «Жития Александра Невского» рисует нам князя красивым человеком, громогласным, сильным и смелым: «Но м взоръ его паче инех человекъ, и глас его – акы труба в народе, лице же его – акы лице Иосифа, иже бе поставилъ его египетьскый царь втораго царя въ Египте, сила же бе его – часть от силы Самсоня, и далъ бе ему Богъ премудрость Соломоню, храборъство же его – акы царя римскаго Еуспесиана, иже бе пленилъ всю землю Иудейскую».
В 1239 году Александр строит укрепления по реке Шелони, защищая юго-западные рубежи своего княжества от литовских набегов. В том же году произошло важное событие в его жизни — Александр женился на дочери полоцкого князя Брячислава Васильковича, своего союзника в борьбе с Литвой. Свадьбу устроили в Торопце — важном городе на русско-литовском пограничье, а повторный свадебный пир — в Новгороде. Через год в княжеской семье появился первый ребенок – Василий. После первенца родилось еще трое сыновей – Дмитрий, Андрей, Даниил и дочь Евдокия.
По древнерусским представлениям женитьба означала полное совершеннолетие и начало самостоятельной взрослой жизни, в которую юный князь тут же и включился. Рассказ о следующем 6748(1240) г., в Новгородской Первой летописи начинается с описания грандиозного нашествия: «Прдоша Свеи в силе велице, и Мурмане, и Чумъ и Емъ в кораблихъ множество много зело». Случившаяся затем Невская битва обросла в отечественной культуре огромным шлейфом текстов.
В 1240 году произошли события, впервые принесшие Александру славу полководца. Шведы вторглись в пределы Новгородчины по реке Неве. Александр вовремя узнал о нападении врага и вовремя перехватил его. В битве на Неве шведы были разгромлены. Девятнадцатилетний Александр получил именно за эту победу прозвище Невский.
Наиболее простым и до известной степени непосредственным повествованием о Невской битве является сообщение Новгородской Первой летописи старшего извода, составленное современником «по горячим следам». Узнав о грозящей угрозе, молодой князь немедля с отрядом новгородцев и ладолжан «приде на ня, и победи я силою святыя Софья и молитвами владычица нашея богородица и приснодевица Мария, месяца июль въ 15». Однако многие детали битвы остаются спорными до сих пор.
Наиболее полный рассказ о ходе сражения содержится в «Житии Александра Невского», которое было составлено современником событий. В рассказе книжника содержится немало мистических пассажей и явно вымышленных деталей.
Для Александра эта битва стала первым боевым крещением. То, что глава государства лично возглавил атаку на врага, было в порядке вещей. От древнерусского князя ждали личного участия во всех предприятиях. В битве он увлекал войско своим примером, выступая впереди всех на лихом коне.
Это было первое по-настоящему серьезное испытание для молодого новгородского князя. И Александр с честью выдержал его, проявив качества не только прирожденного полководца, но и государственного мужа. Именно тогда, при получении известия о вторжении, и прозвучали его ставшие знаменитыми слова: «Не в силе Бог, но в правде!»
Однако блестящая победа на Неве не уберегла Александра от конфликта с новгородцами: «В то же лето, тои же зимы выиде князь Олександръ из Новагорода къ отцю в Переяславль съ матерью и с жаною и со всем двором своимъ , роспревся с новогородци». Это привело к активизации действий немцев в регионе. Поэтому, в 1241 году Александр вернулся. Князь вновь проявил себя решительным полководцем и сразу после возвращения взял занятый немцами город Копорье, захватив пленных.
1242 год был отмечен битвой – «Ледовое побоище».
Описание картин битвы в Рифмованной хронике:
«Был слышен звон мечей,
И видно, как раскалывались шлемы».
«Часть дорпатцев вышла
Из боя, чтобы спастись.
Они вынуждены были отступить.
Там двадцать братьев остались убитыми
И шестеро попали в плен.
Так прошел этот бой».
«Житие Александра Невского» описание битвы: «Бе же тогда субота, всъходящю солнцю, и съступишяся обои. И бысть сеча зла, и трусъ от копий ломления, и звукъ от сечения мечнаго, яко же и езеру померзъшю двигнутися, и не бе видети леду, покры бос я кровию».
В 1245 году литовский князь Мидовинг вторгся в русские пределы. Узнав об этом, Александр собрал дружину и выступил в поход. Литовцам стало известно о приближении князя, и войско Мидовинга разбежалось, испугавшись одного его имени, но новгородцы нагнали его и нанесли сокрушительное поражение. За пять лет своей деятельности Александр сумел расширить новгородские владения, отвоевав у Ливонского ордена часть Латгалии. В двух сражениях разбил литовский князей – «семь ратей одним выездом».
Теперь главным стратегическим направлением внешней политики Александра становятся отношения с Ордой. В 1246 году князь Ярослав был отравлен в Каракоруме (Монголия), а в 1247 году князь Александр отправился на Волгу к Батыю, который тепло принял князя и даже стал его приемным отцом.
В дальнейшем Александр Невский продолжал укреплять северо-западные границы Руси. В 1251 г. он послал посольство в Норвегию, результатом которого стало первое соглашение между Русью и Норвегией, а также совершил успешный поход в Финляндию против шведов, предпринявших новую попытку закрыть русским выход к Балтийскому морю.
Обезопасив западные границы Руси, князь Александр Ярославич принялся за дела на востоке. Он четыре раза ездил в Орду, чтобы заручиться поддержкой хана. Военным способом восточный вопрос было решить невозможно, силы кочевников значительно превосходили силы русских, поэтому Александр Ярославич выбрал дипломатический путь.
«Своей осмотрительной политикой, – писал о князе Александре Невском, историк Владимир Пашуто, – он уберег Русь от окончательного разорения ратями кочевников. Вооруженной борьбой, торговой политикой, избирательной дипломатией он избежал новых войн на Севере и Западе, возможного, но гибельного для Руси союза с папством и сближения курии и крестоносцев с Ордой. Он выиграл время, дав Руси окрепнуть и оправиться от страшного разорения».
Взвешенная политика Александра Невского уберегла русское православие от мутации – унии с Римом, позволила Церкви продолжить свою миссию на русских землях и даже за ее пределами, в 1261 году при посредничестве великого князя была образована даже Сарайская епархия с кафедрой в Сарай-Бату, столице Золотой Орды.
По оценке историка Георгия Вернадского, благодаря сохранившемуся православию «как нравственно-политической силы русского народа» было возможно возникновение Русского царства.
Русская Православная Церковь, высоко оценивая жизненный подвиг великого князя Александра Невского, прославила его в лике святых.
Александр прилагал много усилий для укрепления великокняжеской власти в стране. Его политическая линия способствовала предотвращению разорительных нашествий татар на Русь. Несколько раз он сам ездил в Золотую Орду, добившись освобождения русских от обязанности выступать войском на стороне татарских ханов в их войнах с другими народами.
Александра Невского многие историки упрекают в том, что он не участвовал в битвах с татарами. Возможно, они не придают большого значения тому, что князь в этот период оберегал Русь на ее западных границах, и это отлично у него получалось. Битвы с крестоносцами и победа над ними имели огромное значение для Руси. Именно этот князь со своим войском дал возможность нашей стране остаться православной и не уйти под власть иноземцев.
Братья же Александра, Андрей и Ярослав, объединив свои войска, однажды активно выступили против ордынцев. У них не было стремления победить татар и навсегда освободить Русь от ненавистного ига. Все было гораздо проще, это было обыкновенное восстание против «несправедливости» хана Батыя, который передал княжеский престол во Владимире Александру Невскому. Коварная задумка Батыя, которому надо было перессорить братьев, удалась.
Но объединенные силы князей были слишком малы против огромного войска беспощадных кочевников. Это выступление совершенно ничего не дало, оно принесло только лишние смерти и страдания русским людям. После выступления Ярослав остался княжить во Пскове, Андрею, владимирскому князю, пришлось бежать в Швецию. Владимирское княжество перешло под руку Александра Невского, как это и планировал сделать хитроумный Батый. Но князю приходилось только мечтать о спокойной жизни, в кровавом XIII веке это было абсолютно невозможно. Совсем скоро начались новые сражения с тевтонскими рыцарями и литовцами, которые пользуясь слабостью Руси, пыталась захватить ее земли.
Иногда в исторических исследованиях можно отыскать обидное для Александра Невского прозвище. Его называют «другом татар». На самом деле Невский был очень умным и дальновидным политиком. Как мы помним из истории, до Новгородской земли татары не дошли, им помешало бездорожье. Но они успели уничтожить большую часть населения Руси. Великому Новгороду просто повезло, но зато не слишком повезло его князю. Хан Батый в оскорбительной форме пригласил русского князя в Золотую Орду.
Тогда князю пришлось ехать к Батыю, ведь он прекрасно понимал – иначе ордынцы придут сами. Перед ханом он вел себя очень учтиво и даже смиренно, зная, что от его поведения зависит сохранность новгородской земли, русских людей. Батый с уважением отнесся к великому русскому воину, отправил его и князя Андрея (брата Невского) в Монголию к хану Октаю за ярлыком на княжение. Через два года братья вернулись на Русь с ярлыками.
Столицей Руси в то время считался Владимир, где и стал княжить Андрей. В 1252 году, после бегства последнего в Швецию, ярлык на великое княжение достался Александру. Татарам не удалось захватить Новгород, но ханские баскаки все-таки добрались до города, с целью обложить его жителей данью. Гордые новгородцы подняли восстание, часть баскаков была убита, уцелевшие сборщики побежали во Владимир, под защиту Александра Невского. Князь со своей дружиной и баскаками отправился в непокорный город, жесткой рукой навел там порядок.
Позже, чтобы хан Берку, пришедший на смену Батыя, не гневался, Александр с богатыми дарами сам отправился в Орду. Берку целый год продержал Невского в неволе. Александру, грозному воину и дальновидному политику, было нелегко, его мучили тяжелые думы. Он, неоднократно бывавший в Орде, знал, что время сопротивления татарам еще не пришло, и приведет лишь к разорению родной земли. Русские были слишком слабы для этого, а их князья не желали объединяться для борьбы с жестокими и сильными кочевниками.
Жизнь в неволе и тяжелые думы подточили здоровье русского князя. Вскоре после этого великий воин и удачливый политик, не позволивший разграбить Новгородскую землю, умер. Александра осуждают и за то, что он помогал Орде проводить перепись русских людей. Татарам это было необходимо для начисления дани. Вся Русь сопротивлялась переписи, но Александр был непреклонен. Благодаря мудрой политике князя Русь была избавлена от обязательств предоставлять Орде войска, необходимые ей для походов. Хан удерживал его подле себя всю зиму и лето, и только осенью русский князь получил возможность вернуться во Владимир, но по дороге заболел и 14 ноября 1263 г. скончался в Городце. Его тело было погребено во владимирском монастыре Рождества Богородицы.
Любопытные факты
- Самые значительные победы были одержаны Александром в молодости.
- Первый ребенок князя родился на свет, когда тому было всего лишь 19 лет, а его жене -16.
- За свою жизнь Невский так и остался непобедимым.
- Невский стал приемным сыном самого хана Батыя.
- Невский стал единственным правителем, кто не стал подстраиваться под католическую церковь.
- Незадолго до смерти Невский стал монахом и принял новое имя «Алексий»
- Существует мнение, что после своей последней поездки к татарскому хану Невский был отравлен, но фактов, подтверждающих это мнение, нет.
- В 1547 году Александр Невский был канонизирован Русской православной церковью.
- Именем Невского названы суда, поезда, субмарина и премия, посвященная литературе и истории.
- Об этом полководце снято несколько фильмов, самым известным из которых стал «Александр Невский», выпущенный в 1938 году.
- До наших дней не дошёл ни один портрет великого полководца, сделанный при жизни. Поэтому на ордене Александра Невского изображён актёр, сыгравший роль князя в одноимённом фильме.
Память
- В 1280-х гг. во Владимире началось почитание Александра Невского как святого
- В 1543 году Александр Невский был причислен к лику чудотворцев. Он воевал и страдал за свое Отечество, именно таких людей церковь признавала святыми.
- В 1724 г. в Петербурге в честь благоверного князя Петром I был основан монастырь (Александро-Невская лавра), куда российский самодержец повелел перевезти останки святого князя Александра.
- 21 мая (1 июня) 1725 г. императрица Екатерина I учредила орден святого Александра Невского — одну из высших наград Российской империи.
- При императрице Елизавете Петровне для мощей святого благоверного великого князя Александра Невского была сделана уникальная серебряная рака весом около полутора тонн.
- В 1922 году безбожные власти раку вскрыли, а мощи Александра Невского конфисковали и отдали в Музей религии и атеизма, находившегося в Казанском соборе Санкт-Петербурга. В Александро-Невскую Лавру они вернулись только в 1989 году. Серебряную раку удалось спасти от уничтожения исключительно благодаря протестам директора Государственного Эрмитажа Сергея Тройницкого и его единомышленников. Они сумели предотвратить её переплавку и продажу за границу. Так она сохранилась до наших дней и находится в Государственном Эрмитаже.
Литература:
- Долгов, В. Александр Невский : [о жизни и деятельности князя Александра Невского, сына Ярослава Всеволодовича] / В. Долгов // Вопросы истории. — 2015. — № 10. — С. 17-36.
- Алексеев, С. Александр Невский : жизнь, ставшая житием / С. Алексеев // Родина. — 2013. — № 8. — С. 2–5.
- Зубкова, Е. Александр Невский — кто он? / Е. Зубкова // История. — 2001. — № 38 (8-15 октября). — С. 2–3.
- Кучкин, В. Александр Невский — государственный деятель и полководец средневековой Руси / В. Кучкин // Отечественная история. — 1996. — № 5 — С. 18.
Успение святого Александра Невского
Тропарь и кондак
Святой князь Александр Невский родился 30 мая 1220 года в городе Переславле-Залесске. Его отец Ярослав II, Феодор в Крещении (+ 1246), «кроткий, добрый и гениальный князь», был младшим сыном Всеволода III Большое Гнездо (+ 1212), брата святого князя Юрия Всеволодовича (память 4 февраля). Мать святого Александра, Феодосия Игоревна, рязанская княгиня, была третьей женой Ярослава. Их старший сын, святой князь Феодор (память 5 июня), отошел ко Господу в пятнадцатилетнем возрасте.
Святой Александр был их вторым сыном.Детство его прошло в Переславле-Залесске, где его отец был князем. Княжеский постриг отрока Александра (чин посвящения в солдаты) был совершен в Спасо-Преображенском соборе Переславля святителем Симоном, епископом Суздальским (память 10 мая), одним из составителей Киево-Печерского патерика (Жития преподобного). Отцы). От этого старца-святителя святой Александр получил первое благословение на воинскую службу во имя Божие, на защиту Русской Церкви и Русской земли.
В 1227 году князь Ярослав по просьбе новгородцев был послан своим братом Юрием, великим князем владимирским, на княжение в Новгород Великий. Он взял с собой своих сыновей, святых Феодора и Александра. Недовольные владимирскими князьями, новгородцы вскоре пригласили святого Михаила Черниговского (память 20 сентября), а в феврале 1229 года Ярослав с сыновьями отбыл в Переславль. Дело закончилось миром: в 1230 году Ярослав с сыновьями вернулся в Новгород, а дочь святого Михаила Феодосия была обручена со святым Феодором, старшим братом святого Александра. После смерти жениха в 1233 году юная княгиня ушла в монастырь и прославилась в иноческих подвигах как инокиня святая Евфросиния Суздальская (память 25 сентября).
Святой Александр с ранних лет сопровождал отца в походах. В 1235 году он участвовал в сражении на реке Эмайоги (в современной Эстонии), где войска Ярослава наголову разгромили немцев. В следующем году Ярослав отправился в Киев, «посадив» своего сына, святого Александра, на самостоятельное княжение в Новгороде. В 1239 году святой Александр вступил в брак, взяв в жены дочь полоцкого князя Брячеслава. Некоторые истории рассказывают, что день крещения принцессы был днем именин ее святого супруга, и ее назвали Александрой. Его отец, Ярослав, благословил их при обручении святой чудотворной иконой Феодоровской Божией Матери (отца в Крещении нарекли Феодором). После этого святой Александр постоянно молился перед этой иконой. Позже она была взята из Городецкого монастыря, где он умер, его братом Василием Костромским (+1276) и перенесена в Кострому.
В русской истории началось очень смутное время: с востока шла монгольская орда, сметая все на своем пути; с запада шли силы тевтонских рыцарей, которые кощунственно и с благословения римского папы называли себя «крестоносцами» по ношению Креста Господня. В этот страшный час Промысл Божий воздвиг для спасения России святого князя Александра, великого воина, молитвенника, подвижника и защитника Земли Российской. «Без повеления Божия не было бы его князя».
Подстрекаемые нашествием Батыя, разорением русских городов, смятением и горем народа, истреблением лучших его сыновей и вождей, полчища крестоносцев вторглись в пределы России. Первыми были шведы. «Царь римской веры из земли полуночи», Швеция, в 1240 г. собрал великое войско и отправил их к Неве на многих кораблях под командованием своего зятя, ярла (князя) Биргера. Надменный швед послал своих гонцов в Новгород сказать святому Александру: «Сражайся со мной, если у тебя есть мужество, ибо я уже здесь и беру в плен твою землю».
Святой Александр, которому тогда еще не было и двадцати лет, долго молился в храме Святой Софии Премудрости Божией. Он читал псалом Давида, говоря: «Суди, Господи, тех, кто причиняет мне вред, воюйте с теми, кто воюет против меня. Возьмитесь за щит и щит и встаньте на помощь мне» (Пс. 34/35). Архиепископ Спиридон благословил святого князя и его войско на битву. Выйдя из храма, святой Александр увещевал свое войско словами веры: «Сила Божия не в числах, а в истине». С меньшим отрядом, уповая на Святую Троицу, поспешил князь навстречу неприятелю ждать помощи от отца, не зная, нападет ли неприятель и когда.
Но было чудотворное знамение: на рассвете 15 июля воин Пельгий, в Крещении Филиппе, увидел лодку, а на ней были Святые мученики Борис и Глеб, в царских порфировых одеждах. Борис сказал: «Брат Глеб, давайте поможем нашему родному Александру». Когда Пельгуй сообщил о видении князю, святой Александр повелел никому не говорить о чуде. Ободренный этим, он призвал армию доблестно сражаться против шведов.
«Было великое поражение латинян, и перебито было бесчисленное множество, а вождь их остался со следом от острого копья на лице своем». Ангел Божий невидимо помогал православному воинству: когда наступило утро, на противоположном берегу реки Ижоры, куда войско святого Александра не могло идти, лежало множество убитых неприятелей. За эту победу на Неве 15 июля 1240 года народ назвал святого Александром Невским.
Тевтонские рыцари оставались опасным противником. В молниеносном походе 1241 года святой Александр отбил старинную русскую крепость Копоре, изгнав рыцарей. Но в 1242 году немцам удалось захватить Псков. Враг хвастался, что «покорил весь славянский народ». Святой Александр, выступив в зимний поход, освободил Псков, древнюю обитель Святой Троицы, и весной 1242 года дал решительную битву с Тевтонским орденом. На льду Чудского озера сошлись оба войска 5 апреля 1242 года. Подняв руки к небу, святой Александр молился: «Суди меня, Боже, и суди раздор мой с народом хвастливым, и подаждь мне на помощь, Боже, как Моисею древним на Амалика, и прадеду моему Ярославу Мудрому на окаянного Святополка».
По его молитве, с помощью Божией и военной мощью крестоносцы были полностью уничтожены. Была страшная резня, и был такой грохот ударяющих копий и мечей, что казалось, будто замерзшее озеро движется, а не твердый лед, так как он был покрыт кровью. Когда они обратились в бегство, армия Александра преследовала и рубила врага, «как будто они мчались по воздуху, и врагу некуда было бежать». Позже они повели за святым князем множество пленников, шедших с позором.
Современники ясно понимали всемирно-историческое значение Великого Ледового побоища, и имя святого Александра прославлялось по всей Святой Руси, «по всем землям, от Египетского моря до горы Арарата, по обе стороны Варяжского моря в Великий Рим».
Западные рубежи Русской земли были надежно закреплены, и пришло время охранять Россию с Востока. В 1242 году святой Александр Невский и его отец Ярослав отправились в Орду. Митрополит Кирилл благословил их на это новое служение многими тяготами: нужно было превратить татар из врагов и грабителей в честных союзников, а для этого требовались «кротость ангельская и мудрость змеиная».
Господь увенчал успехом святую миссию защитников земли русской, но для этого потребовались годы лишений и жертв. Заключив союз с ханом Батыем, князь Ярослав был обязан отправиться в далекую Монголию, в столицу всей кочевой империи. Положение самого Батыя было шатким, и он искал поддержки у русских князей, желающих порвать со своей Золотой Ордой из далекой Монголии. А там в свою очередь не доверяли ни Батыю, ни русским.
Князь Ярослав был отравлен. Он скончался в муках, пережив священномученика Михаила Черниговского, родственником которого он едва не стал, всего на десять дней. Так как отец завещал ему союз с Золотой Ордой, святому Александру Невскому было необходимо крепко держаться его, чтобы предотвратить новое опустошение Руси. Сартак, сын Батыя, принял христианство и ведал делами русских с Ордой. Он стал ему другом и как брат ему. Поклявшись в своей поддержке, святой Александр позволил Батыю начать поход на Монголию, стать верховной державой во всех Великих степях и возвести на престол в Монголия.
Не все русские князья обладали мудростью святого Александра Невского. Многие надеялись на европейскую помощь в борьбе с монгольским игом. Святитель Михаил Черниговский, князь Даниил Галицкий и Андрей, брат святого Александра, вели переговоры с римским папой. Но преподобный Александр хорошо знал судьбу Константинополя, взятого и опустошенного крестоносцами в 1204 году. Личный опыт научил его не доверять Западу. Союз Даниила Галицкого с папой, ничего ему не давший взамен, был изменой православию, унией с Римом. Святой Александр не хотел, чтобы это случилось с его Церковью.
Когда в 1248 году явились послы римского папы, чтобы соблазнить и его, он в ответ написал, что русские верны Церкви Христовой и вере семи Вселенских соборов: не принимать твоего учения». Католичество было неприемлемо для Русской Церкви, а уния означала отказ от православия, отказ от источника духовной жизни, отказ от предопределенного Богом исторического будущего и обрекание себя на духовную смерть.
В 1252 году многие русские города восстали против татарского ига, поддержав Андрея Ярославича. Ситуация была очень рискованной. Снова возникла угроза самому существованию России. Святому Александру пришлось еще раз отправиться в Орду, чтобы предотвратить карательное татарское нашествие на русские земли. Потерпев поражение, Андрей бежал к шведам, ища помощи у тех самых разбойников, которых великий брат его сокрушил с помощью Божией на Неве.
Святой Александр стал правящим великим князем всея Руси: Владимира, Киева и Новгорода. На его плечи легла огромная ответственность перед Богом и историей. В 1253 г. он отразил новое нашествие немцев на Псков; в 1254 г. он заключил договор с Норвегией о границах мирного времени; в 1256 г. он отправился в поход на финляндскую землю. Летописец назвал его «черным походом», потому что русское войско шло сквозь полярную ночь, «идя по местам непроходимым, не видя ни дня, ни ночи». Во мрак язычества святой Александр внес свет евангельской проповеди и православной культуры. Вся прибрежная область была освещена и открыта русскими.
В 1256 году умер хан Батый, а вскоре был отравлен его сын Сартак, тот самый, что был Александру Невскому как брат. Святой князь в третий раз отправился в Сарай, чтобы утвердить мирные отношения Руси и Орды с новым ханом Берке. Хотя преемник Батыя и принял ислам, союз с православной Русью ему был необходим. В 1261 году усердными усилиями святителя Александра и митрополита Кирилла в Сарае, столице Золотой Орды, была основана епархия Русской Православной Церкви.
Наступила эпоха великой христианизации языческого Востока, и святой Александр Невский пророчески рассуждал об историческом призвании Руси. Святой князь использовал любую возможность, чтобы возвысить родную землю и облегчить начертанный ей крест. В 1262 г. его указом во многих городах были прекращены татарские сборы дани и набор воинов. Они ждали татарской расправы. Но великий заступник народа вновь отправился в Орду и мудро направил событие совсем в другое русло. Уволенный за восстание русских, хан Берке перестал посылать дань в Монголию и провозгласил Золотую Орду самостоятельным образованием, сделав ее настоящим щитом Руси с Востока. В этом великом соединении русских и татарских земель и народов вызревало и укреплялось будущее многонациональное Российское государство. Позднее в пределах Русской Церкви было охвачено почти все наследие Чингисхана до берегов Тихого океана.
Эта дипломатическая поездка святого Александра Невского в Сарай была его четвертой и последней. Будущее Руси спасено, долг его перед Богом исполнен. Но его власть была всецело отдана, а жизнь поставлена на служение Русской Церкви. На обратном пути из Орды святой Александр смертельно заболел. Не имея возможности добраться до Владимира, в городецком монастыре князь-подвижник предал дух свой Господу 14 ноября 1263 года, завершив свой трудный земной путь получением монашеской схимы с именем Алексий.
Митрополит Кирилл, духовник и сподвижник святого князя, сказал в надгробном слове: «Знай, чадо, что уже зашло солнце для земли Суздальской. Не будет больше князя в Русской земле». Его святое тело отвезли во Владимир, путь длился девять дней, и тело осталось нетленным.
23 ноября, перед его погребением в Рождественском монастыре во Владимире, явилось от Бога «чудо чудное и памятное». Когда тело святого Александра было положено в крипту, эконом Севастиан и митрополит Кирилл хотели взять его за руку, чтобы вложить в нее духовную грамоту (отпущенную грамоту). Святой князь, как живой, протянул руку и взял грамоту из руки митрополита. «Из-за их ужаса, и они едва могли споткнуться от его могилы. Кого бы это не удивило, так как он был мертв, а тело было привезено издалека в зимнее время».
Так прославил Бог святого воина-князя Александра Невского. Всеобщее церковное прославление святого Александра Невского произошло при митрополите Макарии на Московском соборе в 1547 году. Канон святому был составлен в это время преподобным Михаилом Владимирским.
| Вернуться на главную страницу СВЯТОЙ АЛЕКСАНДР-НЕВСКИЙ И УЛИЦА ДАРУ От службы святому Александру. Александр родился от благочестивых царских родителей в 1219 году. Его отцом был великий князь Ярослав, правнук великого князя Владимира Мономаха, его мать была княгиней Феодосия. Он воспитывался в Новгороде и его окрестностях, а в 1233 г. в возрасте всего четырнадцати лет он стал княжить в Новгороде. Такова была его зрелость, опыт и помощь, которую он оказал тем, кто пострадал от стихийных бедствий что вскоре он полюбился своим подданным. С 1236 года он правил как самостоятельный князь Великий Новгород. Однако надвигались грозовые тучи на горизонте. Первый всего в 1237 году на Русь напали татары и монголы при Батые, внук Чингисхана. Казалось, что вся Россия должна быть опустошен ими, но в 1238 году войска Батыя чудесным образом обратились юг и Новгород по крайней мере избежали разрушения. В то же время, однако России угрожали с запада крестоносцы-шведы, Литовцы и тевтонские рыцари. 9 декабря 1237 г. Григорий IX, папа Рима приказал шведскому архиепископу Уппсалы начать крестовый поход. против русских «раскольников». Папа Григорий IX обещал прощение грехов всем причастным и вечное блаженство тем, которые погибли в их резне. Если Новгород должен был пасть перед крестоносцами, посланными папой римским. Рима против православных, то с Россией было бы покончено. Физически, она была бы уничтожена под татаро-монгольским игом, и духовно она будет уничтожен под игом латинских крестоносцев. Россия была поймана в тисках с востока и запада, раздавленных с обеих сторон. Все глаза посмотрели молодому правителю Александру Новгородскому о спасении. Если Новгород отбить латинское духовное порабощение, только тогда надежду в более отдаленные времена на свободу всей России от физическое порабощение татар. Подробнее бедствия пришлись на 1240 год, когда татары дошли до Польши, Моравии, Венгрии и Далмация. Хоть бы латиняне объединились с православными, вместе они могли бы отбиться от татар. Вместо этого после призыв 1237 г., в 1240 г. латиняне вероломно напали на русских христиан, чтобы поработить их, как физически, так и духовно. Россия была атакована с севера шведами, которые вместе с норвежцами а финнов возглавлял граф Фолькунг Биргер, зять короля Эрика Швеции. Александр отправился помолиться в Софийский собор, собор Святой Премудрости в Новгороде, возвещая свои знаменитые слова: «Бог не в силе, а в истине». Во Владимиров день, 15 июля 1240 г. Александр и его небольшой отряд одержали чудесную победу над гораздо большие силы на реке Неве, где Санкт-Петербург традиционно сейчас стоит. Состоящая из высокомерных шведов, эта армия имела латинских священников. готовы крестить «раскольников» Это не должна была быть единственной великой победой Александра, ибо свободная Россия была все еще угрожали тевтонские рыцари южнее. В 1240 году эти взяли город Псков и зимой того же года продвинулись в двадцати верстах от Новгорода. Однако, освободив Псков, 5 В апреле 1242 г. Александр разбил и этих рыцарей на Чудском озере (оз. Чудь) в знаменитом «Ледовом побоище». Таким образом он спас Россия и Русская Церковь. Рим был вынужден просить мира, в то время как Александр двинулся на запад, в Литву, освобождая угнетенных Тевтонское иго. В одновременно с отстройкой севера Руси Александр все же был вынужден платить дань татарам. Но он предпочел принять унижение от них, а не терпеть духовное разрушение от Запада. Таким образом, он проявил большое мужество против латинян, но большое смирение с татары. Ни на минуту не было у него соблазна поддаться латинской хитрости, который обещал помощь против татар, при условии, что Александр станет сам латинос. В его конец Александр стал монахом, приняв имя Алексей. Вскоре, измученный страданиями от татар и латинян он скончался 14 ноября 1263 г. Его похороны были поводом для чудес, и святой Александр был сразу причислен к лику святых, хотя формально не был канонизирован всей Церковью до 1547 года. Его чудеса включают исцеление глухих и слепых и тех, кто страдает от болезней ног и рук. После Основание Санкт-Петербурга на рубеже XVIII в. Петр I основал в Санкт-Петербурге Александро-Невскую лавру. известное место победы святого Александра. Этот великий монастырь был завершено 30 августа / 12 сентября 1724 г. и мощи святого Александра там были закреплены. Именно благодаря этому парижский русский Собор был посвящен святому Александру, связывая его с тогдашним русским Столица Санкт-Петербург, а также царю Александру II. Однако следует не следует забывать, что за этим скрывается реальное значение Святой Александр и почему он является святым и ангелом-хранителем Русская православная традиция. В время, когда Россия подвергалась нападению, Александр решил следовать Евангелию: Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить: но бойтесь того, кто может и душу и тело погубить в аду (Мф. 10, 28). Сегодня, когда на Русскую Церковь часто нападают, она было бы уместно, если бы святого Александра Невского снова вспомнили в Париже и в других местах, не только как имперский символ Петербурга, но и как фактический реальность торжества правды над ложью. Можно понять, что настоящим врагом всего православного вряд ли является Русская Церковь, мученическая выживание основано на Нагорной проповеди. Наш настоящим врагом является западный секуляризм, идеология, проповедующая первенство мира сего над Царством Божиим, первенство материального над дух, примат того, что убивает души, над тем, что спасает души. Поскольку атеистический коммунизм был всего лишь разновидностью западной светскости, именно Русская Церковь находится в самом авангарде борьба с секуляризмом. Она ведет борьбу так, как неправославные мир не может, ибо по самому своему происхождению и сущности он скомпрометирован секуляризм. В этот день, когда было объявлено о планах открытия еще одного 200 православных церквей в Киеве (немыслимо в любой западной столице), мы должны понимать, что если Православие должно выжить в Западной Европе, оно будет через Русскую Церковь вести путь. |