Иван Бунин: Он ненавидел Ленина и любил старую Россию
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Октябрьская революция 1917 года навсегда изменила жизнь российского писателя Ивана Бунина и заставляет его уехать на Запад. Бунин был мастером русского языка и отображения сломленных судеб. В 1933 году он стал первым русским, получившим Нобелевскую премию по литературе. По-новому взглянуть на жизнь и творчество Бунина можно благодаря новому швейцарскому изданию работ писателя.
Феликс Мюнгер (Felix Münger)
Октябрьская революция 1917 года навсегда изменила жизнь Ивана Бунина. На тот момент ему было 47 лет, он был почитаемым автором. Бунин всем сердцем ненавидит Ленина и большевиков. И понимает, что ему, консерватору дворянского происхождения, нет места в советском государстве. Он уезжает на Запад, как миллионы других русских людей.
Бунин в своих дневниках «Окаянные дни» отображает возмущение насилию, которое царит в России в ходе революции и гражданской войны.
Алкоголь, кокаин, насилие
Бунин без прикрас описывает забвение традиций: «Говорят, матросы, присланные к нам из Петербурга, совсем осатанели от пьянства, от кокаина, от своеволия. Пьяные, врываются к заключенным в чрезвычайке без приказов начальства и убивают кого попало. Недавно кинулись убивать какую-то женщину с ребёнком. Она молила, чтобы её пощадили ради ребёнка, но матросы крикнули: „Не беспокойся, дадим и ему маслинку!“ — и застрелили и его».
После революции Бунин живет во Франции. Он продолжает писать и поддерживает свой литературный стиль, уходящий своими корнями в XIX век — лирическое отображение природы, психологические характеры, реализм, сокращение до самой сути.
Родившийся в 1870 году Бунин еще в молодости восхищается такими авторами как Лев Толстой и Антон Чехов. Первый литературный успех пришел к Бунину-лирику. В 21 год он опубликовал сборник стихов, в 27 лет — первое собрание рассказов.
Выход повести «Деревня» в 1910 году привлек к себе большое внимание. Он описывает ярмарки с крестьянами, торговцами и солдатами, трактиры и вокзалы. «Деревня» — это одновременно и мрачный, и реалистичный портрет русской деревенской жизни и одновременно отображение всей России — глухой, закостенелой, отсталой, запущенной.
В один миг стал известным
В 1915 году он публикует свой искусный рассказ «Господин из Сан-Франциско», историю о богатом американце, который отправляется в путешествие по миру и затем внезапно умирает на острове Капри.
Этот рассказ в одно мгновение сделал Бунина известным и на Западе. Он наполнен пластичным, двусмысленным языком, полным метафор — об упущенной жизни, общественной несправедливости, мире, скатывающемся в бездну.
Воспоминания
То, что Бунин после эмиграции в 20-х годах остается верным своему строгому реалистичному стилю, отличает его от многих других русских авторов. Для него не характерна жажда экспериментов, к которым тянулись представители российского авангарда, переживавшего тогда расцвет.
Намного более близки ему свои воспоминания о старой России. При этом в своих работах он все больше и больше углубляется в основные темы человеческого существования — любовь, одиночество, упадок, смерть.
В 1924 году в свет выходит один из самых известных его рассказов — «Митина любовь», история молодого человека, который погибает в своей несчастной любви.
Первый русский, получивший Нобелевскую премию
Во Франции Бунин активно занимается вопросом русских мигрантов. Однако он становится все более одиноким. Также начинаются и финансовые затруднения. Тем больше была его радость от получения Нобелевской премии по литературе в 1933 году. Он стал первым русским, получившим эту премию.
Бунин продолжает писать. Неустанно. Он работает над своим самым объемным произведением в прозе, автобиографичном романе «Жизнь Арсеньева». Снова Бунин пишет о старой России, своей молодости — лирично и меланхолично. И все же его язык стал более жестким и фрагментарным, чем раньше. Многое остается в романе открытым, подводит к размышлениям.
Смотреть на варварство
Когда начинается Вторая мировая война, он наблюдает со страхом, как мир, который он знает, второй раз погружается в варварство. После победы Сталина над гитлеровской Германией писатель, кажется, более положительно стал относиться к советскому режиму. Тем не менее он продолжает отвергать диктатуру, которая не предоставляет свободы деятелям культуры.
Известные советские авторы подталкивали Бунина после 1945 года к возвращению в СССР. Хотя в душе он тосковал по своей Родине, вернуться он не захотел. Он остался в эмиграции.
Бунин продолжает писать — снова короткую прозу, затем мемуары. Он становится все более одиноким. Меланхолия. Он начинает книгу о Чехове, которая остается незаконченной. Иван Бунин умирает 8 ноября 1953 года в Париже.
Тургенев, Бунин, Набоков, Шаламов и Платонов.
Публикации раздела Литература
«Культура.РФ» вспоминает известных русских писателей, чья литературная карьера началась с поэзии.
Иван Тургенев
Илья Репин. Портрет Ивана Тургенева (фрагмент). 1874
В середине 1830-х Тургенев учился на философском факультете Петербургского университета и мечтал стать поэтом — писал юношеские стихи, а на третьем курсе даже написал пьесу «Стено» пятистопным ямбом. Его преподаватель словесности, профессор Петр Плетнев, очень строго разобрал поэму, однако признал, что в ней «что-то есть». Сам Тургенев позднее тоже признал, что «Стено» было «совершенно нелепое произведение, в котором с бешеною неумелостью выражалось рабское подражание байроновскому Манфреду».
Божественная ночь!.. Луна взошла;
Печально смотрит на седые стены,
Покрыв их серебристой дымкой света.
Как все молчит! О, верю я, что ночью
Природа молится творцу… Какая ночь!
Там вдалеке сребрится Тибр; над ним
Таинственно склонились кипарисы,
Колебля серебристыми листами…
И Рим лежит, как саваном покрыт;
Там все мертво и пусто, как в могиле;
А здесь угрюмо дремлет Колизей,
Чернеясь на лазури темной неба!
Однако Тургенев продолжал писать и за время учебы в университете создал почти сто небольших стихотворений и несколько поэм. Некоторые его сочинения Плетнев, будучи в то время редактором «Современника», даже опубликовал в журнале. Дебютное стихотворение юного Тургенева «Вечер» вышло за подписью «….въ».
В отлогих берегах реки дремали волны;
Прощальный блеск зари на небе догорал;
Сквозь дымчатый туман вдали скользили челны —
И, грустных дум и странных мыслей полный,
На берегу безмолвный я стоял.
Маститый царь лесов, кудрявой головою
Склонился старый дуб над сонной гладью вод;
Настал тот дивный час молчанья и покою,
Слиянья ночи с днем и света с темнотою,
Когда так ясен неба свод.
Все тихо: звука нет! все тихо: нет движенья!
Везде глубокий сон — на небе, на земле;
Лишь по реке порой минутное волненье:
То ветра вздох; листа неслышное паденье;
Везде покой — но не в моей душе…
Иван Бунин
Фотография: polit.ru
Бунин, как и Тургенев, начал свой творческий путь с лирики. Первые стихи он написал в 8 лет, а в 17 выпустил дебютный сборник, который так и назывался — «Стихотворения».
В блеске огней, за зеркальными стеклами,
Пышно цветут дорогие цветы,
Нежны и сладки их тонкие запахи,
Листья и стебли полны красоты.
Их возрастили в теплицах заботливо,
Их привезли из-за синих морей;
Их не пугают метели холодные,
Бурные грозы и свежесть ночей…
Поэзию молодого Бунина оценил сам Лев Толстой. На одно из ранних стихотворений Бунина он написал: «Тургенев бы так не написал, а я и подавно…»
Не видно птиц. Покорно чахнет.
Лес, опустевший и больной,
Грибы сошли, но крепко пахнет
В оврагах сыростью грибной.
Глушь стала тише и светлее,
В кустах свалялася трава,
И, под дождем осенним тлея,
Чернеет темная листва…
Читайте также:
- Первая в профессии: поэтесса Анна Бунина
- Тест. 10 вопросов о Чехове
- Как читать «Белую гвардию» Булгакова
Всего же Бунин писал стихи на протяжении почти 30 лет и выпустил более 10 поэтических сборников.
Владимир Набоков
Фотография: nabokovbooks.ru
Набоков начал писать стихи в юности и для их публикации взял псевдоним В. Сирин. В 1916 году он издал поэтический сборник «Стихи», после которого к нему прикрепилось прозвище «поэтический старовер» — за приверженность классической традиции.
Я знаю: пройден путь разлуки и ненастья,
И тонут небеса в сирени голубой,
И тонет день в лучах, и тонет сердце в счастье…
Я знаю, я влюблен и рад бродить с тобой.
Да, я отдам себя твоей влюбленной власти
И власти синевы, простертой надо мной…
Сомкнув со взором взор и глядя в очи страсти,
Мы сядем на скамью в акации густой…
Сегодня Набоков-поэт не так популярен среди читателей. Стилистическое новаторство, яркая и скандальная проза, сделавшая Набокова одним из самых популярных русских писателей в мире, затмили лирику В. Сирина. Но всем поклонникам Набокова стоит прочитать его стихи, ведь именно о поэзии Набокова Андрей Битов писал: «Читайте же стихи Набокова, если вам непременно хочется знать, кто был этот человек… Вы увидите Набокова и плачущим, и молящимся».
Живи. Не жалуйся, не числи
ни лет минувших, ни планет,
и стройные сольются мысли
в ответ единый: смерти нет.
Будь милосерден. Царств не требуй.
Всем благодарно дорожи.
Молись — безоблачному небу
и василькам в волнистой ржи…
Не презирая грез бывалых,
старайся лучшие создать.
У птиц, у трепетных и малых,
учись, учись благословлять!
Андрей Платонов
Фотография: mindtheliterature.ru
Современник Набокова, Андрей Платонов тоже начинал карьеру литератора со стихов. В 1921 году стихотворения Платонова были впервые опубликованы в Воронеже в коллективном сборнике «Стихи». Годом позже Платонов выпустил собственную книгу стихотворений «Голубая глубина». О его поэзии лестно отзывался один из основоположников русского символизма Валерий Брюсов. Всего Андрей Платонов написал более 90 стихотворений.
Нету нам прямой дороги,
Только тропки да леса.
Уморились наши ноги,
Почернели небеса.
Богомольцы со штыками
Из России вышли к богу,
И идут, идут годами
Уходящею дорогой.
Их земля благословила,
Вслед леса забормотали.
Зашептала, закрестила
Хата каждая в печали…
Варлам Шаламов
Фотография: nashagazeta.ch
Сам Шаламов признавался: «Я писал стихи всегда». Записывать свои стихотворения писатель начал в 1949 году, а позже отправил рукопись сборника «Синяя тетрадь» из-под Магадана, где жил на поселении, Борису Пастернаку. Пастернаку лирика Шаламова понравилась, они стали переписываться и даже подружились. «Настоящие стихи сильного, самобытного поэта», — говорил Пастернак о Шаламове.
В часы ночные, ледяные,
Осатанев от маеты,
Я брошу в небо позывные
Семидесятой широты.
Пускай геолог бородатый,
Оттаяв циркуль на костре,
Скрестит мои координаты
На заколдованной горе.
Где, как Тангейзер у Венеры,
Плененный снежной наготой,
Я двадцать лет живу в пещере,
Горя единственной мечтой,
Что, вырываясь на свободу
И сдвинув плечи, как Самсон,
Обрушу каменные своды
На многолетний этот сон.
Важное место в лирике Шаламова занимала тема памяти: автор считал своим долгом передать то, что видел, что пережил:
Ведь только длинный ряд могил —
Мое воспоминанье,
Куда и я бы лег нагим,
Когда б не обещанье
Допеть, доплакать до конца
Во что бы то ни стало,
Как будто в жизни мертвеца
Бывало и начало.
Теги:
Цитаты и афоризмысоветская литератураКлассикаПоэзияПубликации раздела Литература
| |||||||||
| |||||||||
| |||||||||
| |||||||||
| |||||||||
Журнал Сибирского федерального университета.
Гуманитарные и социальные науки: аспекты «русскости» в философско-художественной концепции творчества Ивана БунинаВестник Сибирского федерального университета. Гуманитарные и социальные науки / Аспекты «русскости» в философско-художественной концепции Ивана Бунина Творчество
Полный текст (.pdf)
- Выпуск
- Журнал Сибирского федерального университета. Гуманитарные и социальные науки. 2011 4 (3)
- Авторы
- Карлова Ольга Александровна
- Контактная информация
- Карлова Ольга Александровна : Сибирский федеральный университет, 660041, Красноярск, ул. ; склад ума; русскость; отражение; синестетика; интертекстуальность; реализм; символизм и модернизм
- Реферат
В статье дается обзор философских проблем национального самосознания в творчестве известного русского поэта и писателя Ивана Бунина исследование феномена «русской души константа» в контексте его произведений, определение аспектов «русскости» жанра и стилевые особенности его прозы и поэзии, а также творческого стиля Бунина в целом. Отражение природы в звучащей тишине — наиболее характерная черта творчества Ивана Бунина. поэзия. Человек у Бунина — сосуд для отражения природы, орган ее мысли. и эмоциональный опыт. Это мир природы, изображения которого занимают 74 % всех художественных произведений. описания Бунина и для него это мир высшей гармонии бытия. Еще одна типично русская сторона творчества Ивана Бунина — его синестетика. Бунинские тексты, особенно поэзии, прежде всего очень живописны. Можно сказать, что это поэзия тысячи красок, но цвета строго отобраны и философски закодированы. Живописность поэзии и прозы Бунина не имеет аналогов в русской литературе: на средний расход 70-90 цветовых образований на 10 тысяч слов в тексте, Бунин использует 190 цветов. При этом достигается красочная роскошь бунинского языка по Владимиру Набокову, прежде всего его тональностью, ритмичностью, лаконичностью и высочайшей плотностью стиха. Пропуская впечатления через призму своего замысла, мастер создает целостный образ возвышенная жизнь, стремится изобразить накал своих эмоций, достичь превосходной степени существования. Каркасом философской мысли писателя является целостность бытия. Эта структура включает в себя всю его поэзию, сюжеты, мотивы, рассказы. Все со всем связано, все взаимно проникая, все имеет свой смысл только по отношению к целому. Это не только древний логика мифокосмоса, характерная для русских философов и писателей разных эпох, но и смелость мыслителя оперировать такими понятиями, как «вечность», «космос», «жизнь» и «смерть». Любовь мужчины и женщины, одержимых жизнью и очарованных смертью, вечна, трагична и загадочна. в творчестве Бунина. Современники отмечали в произведениях Бунина «повторы» и подражания. Ю. Новую эру в буниноведении открыл М. Лотман, говоря о модернистском стремлении Бунина «переписать» русскую литературу по ее художественным образцам. Бунин реалист только в художественной манере, хотя он принадлежит к числу писателей-реалистов 19 века.век, где он чувствовал себя свободно. Но описание его повседневной жизни антиестественно, избирательно и символично. И в это антиреалистическое описание быта Бунина было абсолютно оригинальным. Еще одним аспектом художественной концепции «русскости» Бунина является память. Он становится перекрестком всех мотивов его творчества. Сам Бунин выражает суть своего произведения словами, которые в лучшем случае охватывают грани жизни. «возвышенное искусством»: «Мы живем всем тем, чем живем, лишь в той мере, в какой мы понимаем цена того, чем мы живем. Обычно эта цена очень низка: она повышается только в моменты волнения — волнение счастья или несчастья, живое сознание приобретения или утраты, а в моменты поэтического преображения прошлого в память». Эти и другие экзистенциальные, разумные вопросы утомили прагматичных западных мыслителей и особенно европейские мастера искусств 19й-20 вв. Для природно-созерцательной гармонии Для восточных цивилизаций такие вопросы были слишком прямолинейными и «очеловеченными». Ответы на них Русская культура дала. И эти ответы были тайно-таинственными, духовно-языческими, светло-печальными, траги-мажорными. Возможно, это вопросы и ответы пограничья цивилизаций.