Как изучать со школьниками «Капитанскую дочку»
Мало кто из нас любил школьные уроки литературы, на которых приходилось заучивать единственно верную интерпетацию той или иной художественной вещи. Тому, как изменить это прискорбное отношение учеников и учителей к занятиям по русской литературе, посвящена книга Надежды Шапиро «Дети и тексты». «Горький» публикует фрагмент книги, в котором автор предлагает помочь школьникам глубже понять пушкинские произведения, не всегда доступные и самым опытным читателям.
Надежда Шапиро. Дети и тексты. М.: Высшая школа экономики, 2020
Произведения, традиционно изучаемые в 8-м классе, и прежде всего пушкинские, на темы русской истории, — «Капитанская дочка», «Полтава», «Медный всадник» — ставят учителя перед необходимостью (или открывают возможность) говорить о проблемах, связанных с властью. Понятно, что при этом мы побуждаем задумываться о сущности власти и о том, как оценивать правителя. Но хорошо бы осмысливать на уроке литературы в первую очередь то, что сказано в поэме или в романе, а не то, что известно нам о той или иной исторической личности из научных источников, и даже не то, что сказал писатель о своем герое в письме или в статье. Конечно, никому не лишне знать, как по-разному Пушкин отзывался о «государственных учреждениях» Петра и его «временных указах» («первые суть плод ума обширного, исполненного доброжелательства и мудрости; вторые жестоки, своенравны и, кажется, писаны кнутом») или какие рассказы об исключительной жестокости Пугачева и его войска содержатся в пушкинской «Истории Пугачева». Но — повторю азбучную истину — мы говорим о мире художественного произведения. Каким предстает в нем герой-правитель? Какова его система ценностей, мотивы и результаты его действий? Как все это сказывается на судьбах других героев? И — главное! — как проявляется авторское отношение к изображенному и каково оно, это отношение?
Обычно трудно выявить его сколько-нибудь полно. Наши общественно-политические и нравственные предпочтения неизбежно скажутся уже в отборе материала и расставляемых акцентах. Одни учителя сделают центром урока радостно-взволнованное чтение строк о Полтавской битве и боевом счастье. Тогда детям запомнится прежде всего такой узнаваемый, почти болельщицкий восторг: «Ура! Мы ломим; гнутся шведы», а вместе с ним — прекрасный, могучий, радостный Петр-победитель. Вторые оттолкнутся от других строк, обобщенных, но, безусловно, тоже одических, — о молодой России, которая «мужала с гением Петра», или о том, что спустя сто лет после описанных событий ничего не осталось «от сильных, гордых сих мужей, // Столь полных волею страстей», а вот Петр, «герой Полтавы», воздвиг «огромный памятник себе». А третьи, прочитав и первое, и второе, захотят все же напомнить о поступке Петра, который, не поверив Кочубею, выдал его врагу — Мазепе, чем обрек на пытки и казнь, и спросить учеников, есть ли в «Полтаве» слова о том, что почувствовал и сделал царь, узнавший о последствиях своего решения.
Выводы могут оказаться разными. Я долгое время считала, что пафос «Полтавы» — восторг перед гением Петра, и понимала завершение поэмы однозначно: только дело великого правителя достойно сохраниться в памяти потомков, а все остальные с их страстями и страданиями будут заслуженно забыты. Но ведь личная история Марии, Мазепы и Кочубея рассказана Пушкиным ярко и подробно, а значит, не забыта, сохранена для нас. ..
Над столкновением государственного и частного, человеческого заставляет задуматься «Медный всадник». И ученику, и учителю непросто бывает совместить в своем сознании неподдельный пушкинский восторг при описании воплощенного замысла Петра — прекрасного города — и неподдельное острое сочувствие маленькому человеку, утратившему и любимую, и рассудок, и жизнь из-за того, что в великих думах великого человека жизни маленьких людей места не было. Так за кого же Пушкин? Этот вопрос может завести в тупик любой хороший урок. Одни станут говорить, что при создании великого государства жертвы неизбежны и величием цели оправданы, другие — что человек важнее… И обсуждение неизбежно далеко уйдет от текста поэмы, то есть от литературы, и при этом ни к чему не придет.
Вместо этого стоит вслух перечитать поэму, чтобы всем вместе пережить восторг, тревогу, надежду, безумие, отчаянную последнюю смелость бунта и страх преследуемого. А потом обсудить, какие чувства вызывает описание памятника Петру, сравнить его с описанием Петра перед боем в «Полтаве». И здесь возможны разногласия. Одним бросится в глаза прежде всего сходство, другие заметят, что, сохранив эпитет «ужасен», Пушкин отказался от рифмы «прекрасен» и тем оставил возможность для разных толкований. Одни увидят проявление мощи правителя в том, как он сумел остановить коня «над самой бездной», другие услышат в сочетании «Россию поднял на дыбы» неназванное слово «дыба». А как понимать сцену, где Евгений грозит истукану? Почему символ российской государственности сохранял горделивую неподвижность, когда у ног его плескались волны, и сорвался с места в ответ на «Ужо тебе!»? И как воспринимать «скаканье» всадника медного: это фантастическое развитие событий или просто видение безумца?
Конкретные наблюдения бывают даже интереснее смелых интерпретаций. Восьмиклассники получают домашнее задание — проследить за употреблением эпитета «бедный» и его синонимов — и обнаруживают два интересных обстоятельства. Во-первых, слово это приобретает, когда речь идет о Евгении, все более субъективный, открыто-сочувственный смысл, и в кульминационный момент «безумец бедный» рифмуется с «Всадником Медным» — огромным, тяжелым и страшным. Во-вторых, «бедный» в поэме не только Евгений. «Бедному челну» и «приюту убогого чухонца» вступления противопоставлены корабли со всех концов земли, стремящиеся к богатым пристаням, и громады стройные дворцов и башен — контраст прежней бедности и наступившего великолепия налицо, но упоминания о бедности из поэмы не уходят: в ветхом домике у самого залива жила Параша, по волнам наводнения несутся пожитки бледной нищеты, каморку Евгения сдают бедному поэту; уже после описанных событий на острове, где нашли труп Евгения, рыбак варит бедный ужин… Ни великие замыслы грозного царя, ни их осуществление не затрагивают основ жизни бедных сословий.
А еще можно проследить за тем, как разворачивается в поэме мотив зла. Город заложен не для жизни людей, а «назло надменному соседу», чтобы «грозить… шведу» — и как будто из этого источника распространяется зло, захватывая разных участников драматических событий — не забыли «вражду и плен старинный свой… волны финские», «злые волны», преследуют Евгения «злые дети», и сам он шепчет угрозу «строителю чудотворному», «как обуянный силой черной», «злобно задрожав».
Таким образом, анализ может стать не сомнительным инструментом для общественно-политических выводов, а поводом погрузиться в текст, обнаружить в нем важные переклички, а значит, и новые смыслы, полнее пережить и перечувствовать то, что в этом тексте есть.
Изучение «Капитанской дочки» настолько подробно и разнообразно разработано, что и добавить почти нечего. Мы умеем следить за взрослением Петруши Гринева, за тем, как все более сложные нравственные вопросы приходится ему решать и как удается следовать отцовскому завету; умеем сравнивать военные советы в Оренбурге и Белогорской крепости, осмысливать роль фольклора в создании образа «народного царя» Емельяна Пугачева и обсуждать, есть ли в сообщении о небогатых потомках Гринева скрытый намек на то, что государыня не сдержала обещания, данного Маше, — устроить ее состояние…
Таким образом, мы предлагаем своим ученикам «взрослое», аналитическое восприятие повести. Но задумаемся над тем, что они могли видеть в ней, если уже читали ее прежде, в более раннем возрасте. У нас есть очень важное свидетельство Фазиля Искандера: «Недавно, читая записки Марины Цветаевой „Мой Пушкин“, я вспомнил наши чтения „Капитанской дочки“ и удивился несходству впечатлений. Мятежную душу будущего поэта поразил в этой книге Пугачев, он показался ей таинственным, заманчивым, прекрасным. Меня же, как сейчас помню, больше всего поражал и радовал в этой книге Савельич. <…> Тут преданность выступает во всех обличиях. Преданность — готовность отдать жизнь за жизнь барчука. Преданность — готовность каждую вещь его беречь, как собственную жизнь и даже сильнее. Преданность, творящая с робким человеком чудеса храбрости. <…> Но Пушкину мало и этого. Комендант Белогорской крепости предан царице точно так, как Савельич своему барчуку. Жена коменданта, такая же ворчливая, как Савельич, сама предана до последнего часа своему мужу, как предан своему барину Савельич. То же самое можно сказать о Маше и о юном Гриневе. Одним словом, здесь торжество преданности. И вот эта идея преданности с неожиданной силой погружала нас в свой уют спокойствия и доверия, уют дружеского вечернего лагеря перед последним утренним сражением.
Мы ведь тоже преданы своему милому, еще кудрявоволосому барчуку, чей портрет висит на стене нашего класса». Необычный ребенок Марина Цветаева воспринимает повесть как произведение романтическое и при этом сказочное. При всем «несходстве впечатлений» и Фазиль Искандер, передающий ощущения, общие для него и его чегемских одноклассников, тоже воспринимает «Капитанскую дочку» как сказку — увлекательную положенными в сказке испытаниями, но с очень устойчивыми нравственными ориентирами и гарантированным хорошим концом, отсюда и «уют спокойствия и доверия».
Нам кажется, о «сказочности» «Капитанской дочки» стоит говорить и с повзрослевшими читателями, и в частности в связи с интересующей нас проблемой власти.
Вспомним, что почти во всех известных пушкинских сказках — переложениях фольклорных или чисто литературных сюжетов — есть правители или правительницы. Встречаются среди них завистливые, чванливые, вероломные — они в финале получают по заслугам. Но чаще цари, царицы, царевны, царевичи — любящие, сердечные, самоотверженные, как, например, юные герои «Сказки о мертвой царевне». И их терпение и любовь торжествуют над коварством злоумышленников и побеждают все.
Так же прекрасны и заслуженно счастливы в финале главные герои «Капитанской дочки» Петруша Гринев и Маша Миронова. Правда, они люди частные, не царевна с царевичем, и испытания их вызваны огромного масштаба историческими событиями, а не отдельной злой волей. При этом сказочными чертами наделяются и Пугачев и императрица: могущественные, непримиримые, не отличающиеся кротостью и гуманностью (достаточно вспомнить цепь жестокостей, совершаемых обеими враждующими сторонами), при встрече с главными героями они проявляют, как выразился Ю. М. Лотман, «спасительную непоследовательность». Как помогают сказочным персонажам Баба-яга или страшный медведь. Пусть в повести Пугачев появляется со сверкающими глазами и рассказывает сказку об орле, предпочитающем напиться живой крови, а Екатерина предстает дамой с собачкой — оба они являют милость, ими совершается чудесное спасение главных героев.
От чего зависят судьбы людей в реальных исторических обстоятельствах, Пушкин хорошо знал; да мы и сами, читая его повесть, видим, сколько раз могло случиться непоправимое с нашими прекрасными и благородными героями. Не так уж часто вознаграждаются те, кто не поступился своими представлениями о верности и чести. Александр Блок, наверное, сознательно используя пушкинский образ, напишет о другом историческом катаклизме: «Революция, как грозовой вихрь, как снежный буран, всегда несет новое и неожиданное; она жестоко обманывает многих; она легко калечит в своем водовороте достойного; она часто выносит на сушу невредимыми недостойных…».
Но в последней пушкинской повести все не так, как бывает, а так, как должно быть в мире, где торжествуют, вопреки жестокости, благородство и человечность.
(Правда, приходится сделать грустноватое отступление. Даже такого мощного гуманистического заряда, какой получает читатель от «Капитанской дочки», может оказаться недостаточно для нынешнего восьмиклассника. На вопрос: «В каком стане вам легче себя представить?» — я получила неожиданный ответ: «Ну, это просто. Смотря когда. В начале — у Пугачева, потом — в войсках императрицы. У того, кто побеждает. Человек же хочет спастись. ..» — «Как Швабрин?» — «Ну ладно, проехали…»)
«Капитанская дочка» — эталонное произведение, и писатели других эпох, обращаясь к нашей истории, не могут не оглядываться на него, даже если хотят оспорить идеи, лежащие в его основе. Сравнение может многое прояснить. Стоит обратиться в 8-м классе к повести Л. Толстого «Хаджи-Мурат», не для подробного изучения, а для беседы на сдвоенном уроке внеклассного чтения.
После сообщения об исторической основе перейдем к главному.
Что общего между двумя повестями? Идут военные действия, в них вовлечено и мирное население. Есть герой, который хочет спасти своих близких. Противоборствующие стороны изображены на разных уровнях: есть сцены, в которых появляются те, кто возглавляет борьбу (здесь — Шамиль и Николай I), есть их окружение и рядовые участники противостояния. В обеих повестях приводятся письма, предписания, приказы командования, либо неразумные, либо неисполнимые, и лживые реляции. В обеих есть верные слуги, готовые жизнь отдать за своего господина (а в повести Толстого — и погибающие вместе с ним). Любимая песня Хаджи-Мурата о смерти и кровной мести заставляет вспомнить исполняемую пугачевцами песню о виселице, вызвавшую «пиитический ужас» в душе Петруши Гринева, а тавлинская сказка о пойманном людьми соколе, вернувшемся потом в горы к своим, но в путах с бубенцами, — калмыцкую сказку о вороне и орле, которую рассказал Пугачев. И даже окровавленная отрубленная голова героя в финале есть и в повести Пушкина, и в повести Толстого.
Что принципиально отличает «Хаджи-Мурата» от «Капитанской дочки»? Другой взгляд на людей, на мотивы их поведения — жесткий, беспощадный взгляд позднего Толстого. Никакой высокой цели у воюющих нет — есть привычные, рутинные действия, приводящие к бессмысленной гибели множества людей с обеих сторон, есть соображения карьерные, честолюбивые, есть поступки, продиктованные местью и коварством… Вопрос, как поступить честно и справедливо, не стоит ни перед кем из участников кровавых событий.
И вполне полемически по отношению к «Капитанской дочке» изображены правители — русский царь Николай I и имам Шамиль. Существенно, что вместо благородного и несколько простодушного участника событий, рассказывающего о своих встречах с предводителем восставших и передающего рассказ не менее благородной и сердечной героини о встрече с императрицей, в «Хаджи-Мурате» берет слово всеведущий автор. Ему известны потаенные желания и мысли царя и имама, он с видимой бесстрастностью, за которой легко различить отвращение, рассказывает об их сластолюбии, самовлюбленности, жестокости и беспощадности к людям, судьбы которых находятся в их власти. Здесь нет места милосердию. Шамиль грозит юному Юсуфу, сыну Хаджи-Мурата, что отрубит ему голову, а потом, «пожалев», обещает не убить его, а выколоть ему глаза. Воронцов просит передать Хаджи-Мурату, что «государь так же милостив, как и могуществен», и следует ожидать «милостивого решения… повелителя» — а через несколько страниц мы читаем, что Николай I приговаривает польского студента к двенадцати тысячам шпицрутенов и что «ему приятно было быть неумолимо жестоким». Вследствие предписания Николая «тревожить Чечню» и был совершен набег и разорен аул.
Описание последствий этого набега дети признают одним из самых сильных, страшных, потрясших их мест повести. (Правда, восприятие, как показывает практика, могут запутать ложные историко-политические представления. Было так, что, даже прочитав о чувствах, которые испытали чеченцы, увидев убитого ребенка, загаженные мечеть и фонтан, сожженные ульи с пчелами: «Это была не ненависть, а непризнание этих русских собак людьми и такое отвращение, гадливость и недоумение перед нелепой жестокостью этих существ», восьмиклассники на вопрос, кто все это сделал, отвечали: «Шамиль».)
Место сказки, воплощения мечты о человечности, занимает страшный, беспощадный рассказ о том, на какое зло способен человек.
Урок литературы в 8 классе.»Образ Пугачева в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
8 класс
Открытый урок литературы
Образ Пугачева в повести «Капитанская дочка»
Цели:
Образовательная — способствовать формированию понятия «художественный образ», «приёмы раскрытия
образа», определить образ Емельяна Пугачёва как натуру противоречивую,
неоднозначную.
Развивающая — развивать умение работать с различными источниками информации и устанавливать причинно-следственные связи при решении проблемных задач, формирование умения акцентного вычитывания произведения, составления характеристики героя.
Воспитательная — помочь ученикам правильно оценивать поступки людей, способствовать пониманию учениками таких нравственных категорий, как «честь», «милосердие», «добро», «благородство», «благодарность»
Планируемые результаты:
Предметные:
— уметь определять художественную деталь в произведении;
— уметь выявлять смысловую и идейно-эмоциональную роль ключевых слов в произведении;
— уметь оценивать поступки героев.
Личностные: уметь давать самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; оценивать жизненные ситуации поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей.
Метапредметные:
— Регулятивные
УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
высказывать своё предположение (версию) на основе работы с текстом учебника;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его
оценки и учёта характера сделанных ошибок; работать по предложенному учителем
плану.
— Коммуникативные УУД: уметь оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других; уметь доказывать свое мнение, приводя доводы согласно тексту.
Познавательные УУД: уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, знания, полученные вне курса предмета
Цели:
Образовательная — способствовать формированию понятия «художественный
образ», «приёмы раскрытия образа», определить образ Емельяна Пугачёва
как натуру противоречивую, неоднозначную.
Развивающая — развивать умение работать с различными источниками
информации и устанавливать причинно-следственные связи при решении
проблемных задач, формирование умения акцентного вычитывания
произведения, составления характеристики героя.
Воспитательная — помочь ученикам правильно оценивать поступки людей,
способствовать пониманию учениками таких нравственных категорий, как
«честь», «милость»,
«добро», «благородство».
Оборудование: компьютер, колонки, мультимедиа-проектор, экран,
презентация, раздаточный материал, аудиофайл «Калмыцкая сказка»,
видеоряд из художественного фильма «Русский бунт»
Тип занятия — урок комплексного применения знаний.
Педагогические технологии: технология РКМЧП, технология проблемного
диалога, ИКТ, метод проектов (частично).
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая,
индивидуальная.
дочка». Сегодня, ребята, у нас необычный урок — урок литературы и
I. Оргмомент.
Мы забываем про реальный мир,
Очередную книгу открывая,
И в мир художественный проникаем,
И попадаем на войну иль пир.
Мы в тишине страницами шуршим.
Нам так близка история героя!
И плачем о судьбе, ему же вторя,
И радуемся жизни вместе с ним.
Лист за листом. И в строчке слов игра
Выходит в ряд, шепча о разных судьбах.
О добрых или злых, но всё же людях,
Из-под
писательского щедрого пера.
II. Мотивация и целеполагание.
-Перед вами высказывания критика-литературоведа С. Петрова и польского историка В. Броневского. О ком идет речь?
Пушкин изображает … как талантливого, смелого руководителя крестьянского восстания; подчёркивает его ум, сметливость, храбрость, гуманность, связь с народом.
Все эти черты дают нам облик подлинного …. С.М.Петров
… — изверг, вне законов рождённый, ибо в естестве его не было и малейшей меры добра, того благого начала, той духовной части, которые разумное творение отличают. В.Б. Броневский
— Близки ли эти точки зрения? А в произведении он всегда одинаковый?
— Как бы вы сформулировали тему урока: » Образ Пугачева в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
Запись в тетрадях темы урока.
— Попробуйте сформулировать цели урока.
Выявить основные черты образа Пугачёва, постараться ответить на вопрос: Пугачёв – народный защитник или злодей? На доске
III Прием «Бег ассоциаций»
Учитель:
Какие ассоциации связаны у вас с этим образом
IV Повторение изученного
Восстановите хронологию событий, связанных
с образом Пугачева.
1. Савельич просит Пугачева пощадить Гринева.
2. Пугачев освобождает Машу Миронову.
3. Гринев дарит Пугачеву заячий тулуп.
4. Пугачев рассказывает Гриневу калмыцкую сказку.
5. Пугачев казнит защитников Белогорской крепости.
6. Гринев присутствует на «странном военном совете».
7. Гринев на казни Пугачева
Самопроверка. Выставление оценок
V основная часть. Работа в группах
Уч – ся раздаются
— таблицы для заполнения,
— карточки с вопросами — помощниками
1. Первая встреча с Пугачевым. Глава 2 «Вожатый».
«Наружность его показалась мне замечательна. Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показалась проседь, живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское «.
Подобное
описание показывает, что герой не так прост, как может показаться. Бегающие
глаза, плутовское выражение лица и воровской разговор заставляют Гринёва
напряжённо вглядываться в лицо незнакомца, но он остаётся неразгаданным как
для него, так и для читателя. Пушкин использует в данном эпизоде весьма
значимые детали: заячий тулуп, обращение дворянина к мужику –
2 . В главе 7 Приступ
Пугачев предстает перед нами в роли
военачальника. Он нарисован в гуще вооруженной толпы, его портрет дан как
обобщенный образ предводителя: «Между ними на белом коне ехал человек в
красном кафтане с обнаженной саблею в руке: это был сам Пугачев. Он
остановился; его окружили, и, как видно, по его повелению, четыре человека
отделились и во весь опор поскакали под самую крепость».
Атрибутика, которой окружает себя герой, свидетельствует о его желании соответствовать представлению народа о царе. И защитники крепости, и нападающие видят, что Пугачев — центр толпы, он управляет разыгрывающимися событиями.
— Проявление каких черт Пугачева мы наблюдаем в главе VII«Приступ»?
— Жестокость — «Унять старую ведьму!»,
— беспощадность — «Вешать его!»,
— милосердие, благодарность — за тулуп или за БРАТА? — сохранил жизнь Гринёву).
ВЫВОД: Противоречивость натуры Пугачева (учащиеся).
Просмотр видеофрагмента «Пугачев в Белогорской крепости».
— Как характеризует данный фрагмент Пугачева?
3. Глава 8 «Незваный гость»
- Что подчеркивает? Что удивило Гринева? Какие новые стороны характера он увидел?
Название главы «
Незваный гость» Указывает нам на Гринёва, который на пирушке Пугачёва
действительно был незваным гостем.
В главе даётся портрет Пугачёва, каким видит его Гринёв. «Черты лица его, правильные и довольно приятные» . В разговоре с Гринёвым Пугачёв пытается доказать, что он царь Пётр 3. Но речь Пугачёва выдаёт его народное происхождение. В не много пословиц и поговорок: «Кто не поп, тот батька», «Казнить так казнить, миловать так миловать».
Кроме этого мы слышим народную песню « Не шуми, мати зелёная дубровушка» в исполнении Пугачёва.
Из разговора Гринёва с Пугачёвым мы понимаем, что Гринёв не боится Пугачёва. Он отказывается ему служить, не верит в то, что он царь.
Какие качества Гринева импонируют Пугачеву? (с выдержками из текста)
ВЫВОД: Пугачёву импонирует открытость, честность Гринёва. Он наверняка хотел бы иметь в своём окружении такого человека, как Гринёв (учащиеся).
Речь Гринева поразила Пугачёва своей
искренностью. Он поступает как благородный человек и отпускает Гринёва.
4. гл «Мятежная слобода»
Изменилось ли отношение Гринева к Пугачеву?
Пугачев оказался выше своих товарищей и то же время прост в общении с ними. Узнав об истинных причинах возвращения Гринева, решает помочь спасти бедную сироту, значит, живет еще в нем тяга к справедливости — защита.
Учитель
Во время поездки в Белогорскую крепость Пугачев рассказывает Гриневу калмыцкую сказку. Послушайте её.
Аудиозапись калмыцкой сказки
В чем аллегорический смысл сказки, рассказанной Пугачевым? (ответы учеников)
Вспомним, что ответил Гринёв Пугачёву после калмыцкой сказки и за кем осталось последнее слово? Чьи это слова: семнадцатилетнего Петра Андреевича или самого автора? Нравственный выбор Гринёва вполне ясен:
Учитель зачитывает цитату.
— Гениальное прозрение Пушкина. Когда стали доступны протоколы допросов Пугачева, протоколист писал: «Умереть славно, имея в мыслях, что царем быть не мог, то умереть на сражении, ведь все равно я смерть заслужил, так похвально быть со славой убиту…»
Еще одно противоречие: сам милуя,
он гордо отвергает совет Гринева «прибегнуть к милосердию государыни». Им
движет уверенность в несокрушимой правоте.
значит, что в народном сознании один другого уже победил)?
IV. Рефлексивно-оценочный этап.
Учитель
-Ребята, возвращаясь к целям нашего урока, как бы вы ответили на вопрос: Пугачев – народный защитник или злодей?
1.Так каким же Пушкин изобразил Пугачева? ( ответы детей)
Характер Пугачева противоречивый. В «Капитанской дочке» в Пугачеве-разбойнике «одолевает человек»: способен проявить милость и благодарность; способен оценить честь и мужество противника. Пушкинский Пугачев — человек, в душе которого живут буйные силы: огненный темперамент, яростная ненависть к врагам, неисчерпаемая энергия, властность, жестокость. Но облик Пугачева не был бы так притягателен, если бы Пушкин не открыл в нем и художественно не воплотил другую сторону его личности: доброту, доверчивость. откровенность, ПОЭТИЧНОСТЬ, веселость.
2Выразите свое отношение к этому образу. Составьте синквейн «Пугачев»
3 Встаньте рядом с той табличкой, которая отражает вашу оценку
(учащиеся мотивируют свой выбор)
Заключительное слово учителя.
Таким увидел Пугачева Пушкин, но художники не могли оставаться равнодушными и неоднократно изображали предводителя восстания Я познакомлю вас с историей еще одного портрета
В Историческом музее Москвы хранится портрет Емельяна Ивановича Пугачева, написанный неизвестным художником. Сравнительно недавно реставраторы обнаружили, что он написан поверх другого портрета. Когда же частично был снят наружный красочный слой, то обнаружилось, что портрет написан на холсте, изображавшем императрицу Екатерину II. Пытаясь восстановить историю двойного портрета, писательница О. Чайковская отмечала: «Легко представить себе, что этот большой царский портрет висел в каком-нибудь официальном учреждении, сюда ворвались восставшие, сорвали его со стены, в нескольких местах проткнули, но потом кто-то сообразил, что такому добротному холсту грех пропадать. И может быть, тут же возникла идея поверх портрета императрицы написать портрет мужицкого царя. Холст зачинили, обрезали по краям — и он стал основой для единственного подлинного пугачевского портрета (если не считать того, где Пугачев изображен уже пленным, в цепях)
— Разделяете ли вы точку зрения О. Чайковской, которая утверждает: «Этот «двойной» портрет являет
собой как бы сопоставление двух царей (тем более что одним замазали другого —
это значит, что в народном сознании один другого уже победил)
Рефлексия .«Подбор стихотворения».
Выберите стихотворение, которое наиболее близко вам сейчас.
И любо мне, и сладко мне,
И мир в моей груди,
Дремотою обвеян я –
О, время, погоди!
Ф.Тютчев
С души как бремя скатится,
Сомненье далеко – и верится, и плачется,
И так легко, легко.
М.Лермонтов
Земля дрожит в огнях заката,
Любви прекрасная звезда,
А на душе легко и свято,
Легко, как в детские года.
И.Тургенев
И с отвращением читаю жизнь свою,
Я трепещу и проклинаю.
И горько жалуюсь. И горько слезы лью,
Но строк печальных не смываю.
А.Пушкин
Проходят дни, проходят сроки,
Свободы тщетно жаждем мы,
Мы беспощадно одиноки
На дне
своей души-тюрьмы.
В.Брюсов
Смешать печаль, которой нет острей,
С восторгами, которых не бывало.
К.Бальмонт
Итог урока.
Капитанская дочка» оказалась своеобразным «завещанием» Пушкина. Открывая читателю всю свою выстраданную правду о русском народе и русском бунте, писатель призывал задуматься над коренными вопросами развития России и судьбы русского народа. «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!» — предостерегающе восклицает поэт. Сейчас идет очень напряженный период времени, когда конфликты вспыхивают ежедневно и ежечасно. И поэтому очень важно осознать, что любая острая ситуация, любой острый конфликт может быть разрешен, если человеческие отношения строятся на доброте, гуманности, милосердии и взаимоуважении.
Уроки Пушкина, уроки далекого прошлого не должны пропасть даром. В
нашем материальном мире, в решении проблем экономических и политических большое
не уместишь в малом. В сфере же духовных ценностей не так: в малом может
уместиться гораздо больше.
Приложение к уроку
Восстановите хронологию событий, связанных с образом Пугачева.
1. Савельич просит Пугачева пощадить Гринева.
2. Пугачев освобождает Машу Миронову.
3. Гринев дарит Пугачеву заячий тулуп.
4. Пугачев рассказывает Гриневу калмыцкую сказку.
5. Пугачев казнит защитников Белогорской крепости.
6. Гринев присутствует на «странном военном совете».
7. Гринев на казни Пугачева
Вопросы для групп:
1 группа гл.2 «Вожатый»
1. Опишите портрет Вожатого. На что рассказчик обращает внимание?
2. В чем особенность речи Вожатого с хозяином постоялого двора?
2 Группа. гл.7 «Приступ»
1. Каким мы видим Пугачева во время приступа и казни?
2. Как он себя ведет?
3. Какие черты характера проявляются?
3 группа гл 8 «Незваный гость»
1. Что
подчеркивает Гринев в Пугачеве?
2. Какие новые стороны характера увидел Гринев в Пугачеве?
3. Какие качества Гринева Пугачеву нравятся?
4 Группа гл 11 «Мятежная слобода»
1.. Как меняется Пугачев при виде Гринева?
2.Обратите внимание, как он разговаривает с Гриневым?
.3. Изменилось ли отношение Гринева к Пугачеву?
Высказывание о Пугачеве:
· Ф.М.Достоевский: Пугачёв отличается «зверством, а вместе беззаветным русским добродушием».
· П.И.Чайковский: У Пушкина Пугачёв показан «в сущности удивительно симпатичным злодеем».
· Марина Цветаева: «И если мы уже зачарованы Пугачёвым из-за того, что он – Пугачёв, т.е. живой страх, т.е. смертный страх…, то как же нам не зачароваться им вдвойне и вполне, когда этот страшный – ещё и добрый, когда этот изверг – ещё и любит».
·
«От Пугачёва на Гринёва шла могучая чара: Полюбить того, кто
на твоих глазах убил отца, а затем и мать твоей любимой, оставляя её круглой
сиротой, : такого любить — никакая благодарность не заставит. А чара — и не то
заставит, заставит и полюбить того, кто на твоих глазах зарубил самое любимое,
девушку. Чара: скроет от тебя всё злодейство врага, всё его вражество, оставляя
только одно: твою к нему любовь. Чара дана и пронесена сквозь все встречи, она
дана в магической внешности Пугачёва: Чара — в его чёрных
глазах и чёрной бороде, чара в его усмешке, чара — в его опасной ласковости.
Чара — в его напускной важности:
В «Капитанской дочке» Пушкин под чару Пугачёва попал и до последней строки из-под неё не вышел».
Captains Daughter — Etsy.de
Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.
Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.
Найдите что-нибудь памятное, присоединяйтесь к сообществу, делающему добро.
(
248 релевантных результатов,
с рекламой
Продавцы, желающие расширить свой бизнес и привлечь больше заинтересованных покупателей, могут использовать рекламную платформу Etsy для продвижения своих товаров. Вы увидите результаты объявлений, основанные на таких факторах, как релевантность и сумма, которую продавцы платят за клик. Учить больше.
)
Капитанская дочка Александра Пушкина, Роберта Чандлера, Элизабет Чандлер — 97815
242- Варианты доставки: Доставка на адрес Австралии
- Когда моя книга будет отправлена с вашего склада?
- Когда прибудет мой заказ?
- Отслеживание доставки
- Международные заказы
- Ограничения доставки
- Проблемы с доставкой
Варианты доставки: Доставка на австралийский адрес
Служба | Цена за заказ Австралия широкий | Срок поставки 1 После отправки |
---|---|---|
Экономная доставка (отслеживается) через почту Австралии Заказные товары будут отправлены, как только они поступят на склад. | 7,95 $ | 2-10 дней после поступления всех товаров на склад |
Экспресс-доставка 2 (отслеживается) через StarTrack Express 3 Заказные товары будут отправлены экспресс-почтой, как только они поступят на склад. Заказ может быть отправлен несколькими партиями, однако с вас будет взиматься только фиксированная плата. | 14,95 долл. США | 1-2 дня после поступления каждого товара на склад |
1 Ожидаемый срок доставки после отправки заказа выбранным вами способом доставки.
2 Экспресс доступен не для всех товаров.
3 Обратите внимание, что эта услуга не имеет приоритета над временными рамками статуса «Отправлено в», и что временные рамки «Обычно отправляются в» по-прежнему применяются ко всем заказам.
NB Все наши расчеты основаны на рабочих днях и предполагают, что отправка и доставка не осуществляются в праздничные и выходные дни.
Когда моя книга будет отправлена с вашего склада?
После того, как мы получим ваш заказ, мы проверим его, завершим выставление счетов и подготовим ваши товары перед отправкой с нашего склада в Сиднее.
Вы заметите, что на каждой странице продукта на веб-сайте указан предполагаемый диапазон дат доставки для экономичной доставки, а также для экспресс-доставки, если она доступна для этого продукта.
Этот предполагаемый диапазон дат поставки представляет собой комбинацию:
- время отправки вашего заказа с нашего склада и
- время, необходимое для отправки вашего заказа вам.
В дополнение к предполагаемому диапазону дат доставки, на странице продукта вы найдете, сколько времени потребуется для отправки товара.
Время отправки Время, необходимое для проверки заказа, выставления счета, подготовки вашего товара (ов) и отправки. ![]() | Пояснение Время отправки будет зависеть от статуса вашего товара(ов) на нашем складе. | |
---|---|---|
Немедленная загрузка | Немедленная загрузка | Только цифровые загрузки |
Отправка на следующий рабочий день | Обычно отправляется на следующий рабочий день + | В наличии на нашем складе. |
Отправка в течение 4-5 рабочих дней | Обычно отправка в течение 4-5 рабочих дней + | Заказ размещен у поставщика, ориентировочное время прибытия на склад 4-5 рабочих дней. |
Отправка в течение 5-14 рабочих дней | Обычно отправка в течение 5-14 рабочих дней + | Заказ размещен у поставщика, ориентировочное время прибытия на склад 5-14 рабочих дней. |
+ Все наши оценки основаны на рабочих днях и предполагают, что отправка и доставка не осуществляются в праздничные и выходные дни.
Когда мой заказ будет доставлен?
Расчетная дата доставки — это когда ожидается, что ваш заказ прибудет в выбранное вами место доставки.
После отправки заказа вы получите электронное письмо с подтверждением и обновлением статуса.
- Если вы заказываете несколько товаров и не все из них есть на складе, мы сообщим вам ожидаемое время их прибытия.
- Для предметов, которых нет в наличии, мы будем предоставлять текущую предполагаемую отгрузку и сроки доставки.
- Как только ваш заказ будет отправлен с нашего склада в Сиднее, вы получите электронное письмо со статусом «Заказ отправлен». Это будет содержать вашу информацию об отслеживании
Все наши оценки основаны на рабочих днях и предполагают, что отправка и доставка не осуществляются в праздничные и выходные дни.
Отслеживание доставки
Экономная доставка: Почта Австралии
Доставка Почтой Австралии можно отслеживать в пути с помощью eParcel. Вы можете отслеживать свою доставку, перейдя на страницу отслеживания AusPost и введя свой номер отслеживания. Электронное письмо с отправленным заказом будет содержать эту информацию для каждой посылки.
- Доставка стандартной почтой Австралии обычно происходит в течение 2–10 рабочих дней с момента отправки. Обратите внимание, что сроки доставки могут варьироваться в зависимости от области доставки, и по разным причинам доставка может занять больше времени, чем первоначально предполагаемые сроки.
- Если вы не получили посылку в установленное время, мы советуем вам сначала связаться с местным почтовым отделением, так как посылка может находиться там, ожидая вашего получения.
- Если вы не получили никакой информации после обращения в Почту Австралии, свяжитесь с нами, чтобы подтвердить правильность сведений о доставке, зарегистрированных у нас.
После этого мы свяжемся с вами и предложим соответствующие действия.
Вы можете отслеживать свою доставку, перейдя в StartTrack для отслеживания, используя свой номер накладной. Номер накладной высылается вам по электронной почте вместе со счетом-фактурой во время отгрузки.
- Имейте в виду, что сроки доставки могут варьироваться в зависимости от региона доставки — приблизительное время доставки обычно составляет 1-2 рабочих дня.
- По вопросам доставки вашего заказа обращайтесь в службу поддержки клиентов Star Track по телефону 13 23 45 и укажите указанный выше номер накладной.
- Если вы не получили никакой информации после контакта со Star Track, свяжитесь с нами, чтобы подтвердить правильность зарегистрированного у нас адреса доставки. После этого мы свяжемся с вами и предложим соответствующие действия.
Чтобы отслеживать заказы, отправленные DHL, перейдите на страницу отслеживания DHL. Тарифы на международные направления доставки указаны ниже. При международной доставке мы задержим ваш заказ до тех пор, пока не сможем отправить вам все товары сразу.
Вес посылки | Новая Зеландия | Гонконг | США и Канада | Великобритания |
---|---|---|---|---|
До 1 кг | $30 | $35 | 40 долларов | 45 долларов |
1,5 кг | $35 | 45 долларов | 50 долларов | 60 $ |
2 кг | 40 долларов | 50 долларов | 60 $ | 70 $ |
2,5 кг | 45 долларов | 60 $ | 70 $ | 80 $ |
3 кг | 50 долларов | 65 $ | $75 | 90 $ |
3,5 кг | $55 | $75 | 85 долларов | 100 долларов |
4 кг | 60 $ | 80 $ | 95 $ | 105 долларов |
4,5 кг | 65 $ | 85 долларов | 100 долларов | 115 долларов |
5 кг | 70 $ | 95 $ | 110 $ | 125 $ |
Если вес вашего заказа превышает 1,0 кг (2,2 фунта, что примерно эквивалентно 1 или 2 книгам в мягкой обложке), мы сообщим вам стоимость доставки и запросим ваше одобрение перед отправкой заказа.
Обратите внимание, что некоторые страны могут время от времени взимать с получателя пошлины за «импорт» посылок. Поскольку эти сборы являются обязанностью получателя, пожалуйста, проверьте таможенную службу в стране назначения, чтобы узнать, применимы ли сборы.
Чтобы отслеживать заказы, отправленные DHL, перейдите на страницу отслеживания DHL. Вы можете проверить, находится ли адрес доставки в удаленном районе, в DHL Remote Area Services.
Повторная доставка: Если ваш заказ возвращен нам компанией доставки из-за неверных или недостаточных сведений о доставке, с вас будет взиматься стоимость повторной доставки заказа. Обратите внимание, что если адрес доставки указан неверно и заказ был отправлен, в зависимости от выбранного варианта доставки мы не сможем изменить адрес доставки до тех пор, пока заказ не будет возвращен.
Проблемы с доставкой
В случае, если курьерская компания не сможет доставить ваш заказ из-за неверной информации об адресе, она вернет заказ обратно в Dymocks Online.