Тест с ответами Бедная Лиза Карамзин (В каком году было написано …)
Рубрика: Литература
I вариант.
1. В каком году было написано произведение “Бедная Лиза”:
а) 1793
б) 1792 +
в) 1786
2. К какому литературному направлению относится это произведение:
а) Сентиментализм +
б) Классицизм
в) Романтизм
3. Какие признаки сентиментализма присущи произведению “Бедная Лиза”:
а) противопоставление героя и общества, поиск идеалов
б) однозначность образов, единство времени, действия и места
в) неоднозначность образов, чувство как высшая ценность +
4. Кто из героев произведения любил “те предметы, которые трогают сердце и заставляют проливать слезы нежной скорби”:
а) рассказчик +
б) Эраст
в) Лиза
5. Кем был отец Лизы:
а) учителем при местной семинарии
б) сельским врачом
в) зажиточным крестьянином +
6. Какие цветы продавала Лиза в день знакомства с Эрастом:
а) подснежники
б) ландыши +
в) ромашки
7. О ком из героев эти слова: “с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным”:
а) о Лизе
б) об отце Лизы
в) об Эрасте +
8. Как Эраст называл Лизу:
а) “Пастушка” +
б) “Нимфа”
в) “Рукодельница”
9. Почему Эрасту пришлось покинуть Лизу:
а) Эраст переехал с родителями в Петербург
б) мать Лизы запретила им видеться
в) Эраст ушел на войну +
10. Что решил сделать Эраст, чтобы поправить материальное положение после того как проиграл в карты свое состояние:
а) попросить нужную сумму у друзей
б) жениться на богатой вдове +
в) уехать воевать в Европу
11. Что сделала Лиза, узнав об измене Эраста:
а) покончила жизнь самоубийством +
б) ушла в монастырь
в) вышла замуж за нелюбимого
12. К какому сословию принадлежит Эраст:
а) крестьяне
б) дворяне +
в) мещане
13. Сколько лет Лизе, когда она встречает Эраста:
а) 17 +
б) 16
в) 18
14. В каком городе Лиза встречает Эраста:
а) Петербург
б) Киев
в) Москва +
15. Какого цвет глаза у Лизы:
а) голубые +
б) карие
в) зелёные
16. Какие книги читает Эраст:
а) медицинский словарь
б) романы +
в) книги по истории
17. Где живет Лиза:
а) в подвале
б) в каменном доме
в) в хижине +
18. С кем живет Лиза:
а) с отцом и матерью
б) с матерью +
в) с отцом
19. Какие изделия умеет вязать Лиза:
а) сумки
б) ковры
в) чулки +
20. Что происходит с Эрастом на войне? Он:
а) пьянствует
б) играет в карты +
в) служит в штабе
II вариант.
1. Художественное своеобразие сентиментализма, основоположником которого в России был Карамзин, состоит в:
а) изображении внутреннего мира и чувств человека +
б) воспитании внешней красоты человека
в) изучении личностных качеств человека
2. Жанр “Бедной Лизы”:
а) рассказ
б) повесть +
в) очерк
3. “До сего времени, просыпаясь вместе с птичками, ты вместе с ними
веселилась утром, и чистая, радостная душа светилась в глазах твоих,
подобно как солнце светится в каплях росы небесной…” – пишет Карамзин о
Лизе:
а) как о легкомысленной девушке
б) с иронией
в) как о человеке чистом душой +
4. Эраст был:
а) умный
б) ветреный и слабый +
в) добрый от природы
5. Эраста привлекла в Лизе:
а) бедность
б) чистота и аккуратность
в) естественная красота +
6. Что сделал Эраст:
а) ничего не говорил о будущем
б) сказал, что по смерти матери возьмет ее к себе и будет жить с ней неразлучно в деревне, в дремучих лесах +
в) сразу предложил Лизе выйти за него замуж
7. Слова признания в любви к Лизе прозвучали из уст Эраста как:
б) шелест листьев
в) восхитительная музыка
8. “Когда там, в новой жизни, увидимся, я узнаю тебя, нежная Лиза” — это слова:
а) слова Эраста
б) матери
в) повествователя +
9. Картины природы в этом произведении:
а) являются фоном повествования
б) передают настроение Лизы +
в) показывают смену времен года
10. Фраза из произведения, которая стала крылатой:
а) “И крестьянки любить умеют” +
б) “Однако ж, Лиза, лучше кормиться трудами своими и ничего не брать даром”
в) “Смерть за отечество не страшна…”
11.Автор начинает произведение «Бедная Лиза»:
а) С упоминания о бедной девушке и ее матери
б) С рассказа о полевых цветах
в) С описания вида Москвы+
12. Цветы, которые продавала Лиза, когда увидела Эраста?
а) Тюльпаны
б) Ромашки
в) Ландыши+
13. Какие слова произнес молодой человек, покупая цветы у Лизы?
б) «Я думаю, что прекрасней? Девушка или цветы, которые она продает.»
в) «Я думаю, что и рубля мало за цветы из рук такой прекрасной девушки.»
14. Куда, как думала Лиза, уехал Эраст?
а) В другую страну
б) В армию+
в) На курорт
15. В конце повести Лиза:
а) рожает ребёнка и выходит замуж за своего возлюбленного
б) убивает своего возлюбленного
в) кончает жизнь самоубийством+
г) умирает от болезни
16. Выберите, какое изобразительно-выразительное средство использует
Н. М. Карамзин, описывая чувства Лизы: «щёки её пылали, как заря в ясный
летний вечер»?
а) метафора
б) эпитет
в) олицетворение
г) сравнение+
17. Причина, по которой Лиза не могла выйти замуж за этого молодого человека?
б) Он не хотел проводить свадьбу
в) Они были из разных сословий+
18. Определите отношение Н.М. Карамзина к Эрасту?
а) презирает его
б) осуждает предательство по отношению к Лизе
в) понимает его, сочувствует ему+
г) авторское отношение к герою не прослеживается в произведении
19. История любви Лизы и Эраста заканчивается так:
а) Герои поженились.
б) Эраст предложил руку и сердце Лизе, но она отказала в силу неравного социального положения.
в) Эраст женился на богатой невесте, а Лиза вышла замуж за пастуха.
г) Эраст предал любимую, которая не вынесла этого и покончила жизнь самоубийством.+
20. Какова роль природы в произведении:
а) природа является фоном повествования
б) по картинам природы можно судить о времени года
в) природа передаёт настроение Лизы+
история создания повести Карамзина и когда было написано произведение
История создания «Бедной Лизы» интересует многих. Николай Михайлович Карамзин опубликовал эту повесть в 1792 году. Это произведение по сей день настоящим воплощением сентиментализма. Впервые в истории литературы появилось самоубийство героини. Идея создания произведения была взята из иностранной литературы. При этом Карамзин органично дополнил повесть описанием живописного места. Этот ход сделал сюжет более достоверным.
Содержание
История создания повести «Бедная Лиза» Н.
М. КарамзинаВ 1789-1790 годах писатель путешествовал в европейских странах. Во время поездки Карамзин написал «Письма русского путешественника», которые сделали его необыкновенно известным. После возвращения в Москву Николай Михайлович начал профессионально заниматься писательской деятельностью и издавать «Московский журнал».
При этом многих интересует, когда он написал «Бедную Лизу». Эта повесть была создана в 1792 году. Тогда же произведение было напечатано в журнале. Писатель считается основоположником нового жанра в русской литературе – сентиментализма. В основу сюжета повести легла гибель главной героини. Это стало важным отличием повести от традиционных произведений русской литературы, которые имели счастливый финал. «Бедная Лиза» быстро стала популярной среди читателей.
Появление идеи рассказа
Карамзин не сам придумал идею повести. Он часто сталкивался с ней во время путешествия по Европе. В прогрессивных странах литература уже уходила от старых классических мотивов и становилась более нежной и сентиментальной. Во время своих поездок Карамзин сделал вывод, что русская аудитория с интересом воспримет историю любви молодых людей из разных сословий.
При этом писатель внес в иностранную историю существенные коррективы. Буквально с первых же строчек повести заметно, что герои живут около Москвы. К тому же их характер является весьма типичным для русских людей.
В своей повести Карамзин противопоставляет чистоту сельской жизни с испорченностью города, который способен поглотить и исковеркать невинные души. Еще одной новинкой для литературы того времени стал плохой конец. До этого момента все произведения заканчивались победой добра. Смерть Лизы вызвала волну сочувствия, особенно среди женщин.
Описание сюжета
После смерти отца молодой девушке Лизе пришлось тяжело работать, чтобы прокормить себя и мать. Весной она едет в Москву, чтобы продать ландыши, и там знакомится с Эрастом – молодым дворянином. Юноша искренне влюбляется в девушку и готов ради нее на все. Влюбленные проводят вместе много времени. Но после потери невинности Лиза теряет привлекательность для Эраста. Однажды он говорит ей о том, что вынужден уехать со своим полком в поход.
Через несколько месяцев Лиза снова попадает в Москву и случайно встречает возлюбленного в красивой карете. Девушка узнает, что Эраст проиграл в карты свое имение и теперь должен жениться на богатой вдове. Лиза бросается в пруд и кончает жизнь самоубийством.
Проблематика произведения
В своем произведении Карамзин поднимает сразу несколько важных тем. Прежде всего, он описывает социальную проблему. Влюбленные принадлежали к разным сословиям, что в итоге привело не к счастливому концу, а к настоящей трагедии. Писатель акцентирует внимание читателей на ценности человека независимо от его сословия.
Еще одним важным аспектом повести считается моральная проблема. Писатель отмечает важность ответственности человека за тех, кто доверяет ему. Любой необдуманный или злой поступок может стать причиной трагедии.
Не менее значимым считается философский аспект. Дело в том, что самоуверенный ум вытесняет естественные чувства, о которых в первой половине восемнадцатого века много говорили французские просветители.
Главные герои и их прототипы
К основным персонажам произведения Карамзина относятся:
- Эраст – юный дворянин. Автор детально описывает характер главного героя. Его сложно назвать плохим человеком. Скорее, это слабохарактерный парень, который не может справляться с жизненными обстоятельствами и сражаться за собственное счастье.
- Лиза – молодая крестьянка. Писатель не так подробно приводит ее образ, соблюдая правила классицизма. Явно заметно сочувствие автора к этой героине. Девушка отличается трудолюбием, простодушным нравом и целомудрием. Лизе не хочется огорчать маму отказом выйти за зажиточного крестьянина и при этом она покоряется Эрасту. Девушка, в первую очередь, думает о возлюбленном, который должен отправляться на войну.
- Мать Лизы – пожилая женщина. Она любит свою дочь и живет памятью об умершем муже.
Также в повести приводится образ автора, который выступает своего рода связующим звеном между читателями и персонажами. Рассказчик сочувствует героям и горюет с ними, никого не осуждая.
Публикация
Автор опубликовал свою повесть в «Московском журнале», редактором которого был он сам. Это произошло в 1792 году. Спустя 4 года произведение вышло в отдельной книге.
Критика
Критика тепло восприняла повесть. Сиповский писал, что Карамзин сказал новое слово в литературе. Им стало самоубийство главной героини. Это вызвало широкую волну сочувствия у читателей и сделало произведение необыкновенно популярным.
Реминисценции
К основным реминисценциям повести стоит отнести:
- Сентиментальное произведение «Несчастная Лиза». Эта повесть неизвестного автора была впервые напечатана в 1810 году.
- Сюжет произведения Карамзина нашел явное отражение в повестях Пушкина «Станционный смотритель» и «Барышня-крестьянка».
- История Карамзина присутствует и в романах Бориса Акунина – в частности, «Весь мир театр» и «Азазель».
Живопись
В 1827 году художник Кипренский написал по мотивам произведения картину с одноименным названием.
Постановки
В 1989 году режиссер Марк Розовский поставил мюзикл «Бедная Лиза».
Экранизации
В 1967 году вышел телеспектакль «Бедная Лиза». В 1978 году был создан фильм по мотивам произведения. Еще одна экранизация Славы Цукермана датируется 1998 годом.
Уникальные особенности
К необычным особенностям произведения стоит отнести следующее:
- Автор стремился объединить два языка – дворянский и крестьянский.
- В повести встречается много цитат, которые помогают читателю почувствовать свою значимость.
- Повествование начинается с описания природы. Затем пейзажи соответствуют состоянию персонажей.
Итоги
«Бедная Лиза» – значимое произведение в творчестве Карамзина. При этом идею повести писатель позаимствовал из иностранной литературы и внес в нее значительные коррективы.
Автор бедная Лиза. «Бедная Лиза»: анализ повести
В основе повести «Бедная Лиза» Карамзина лежит история несчастной любви крестьянки к дворянину. Произведение, написанное и изданное в 1792 году, повлияло на дальнейшее развитие русской литературы — здесь впервые «действовали люди, изображалась жизнь сердечная и страстей среди обычных будней». Рассказ стал образцом сентиментализма: неоднозначны образы героев повести и позиция автора, высшей ценностью является чувство, прежде всего раскрывается внутренний мир простого человека.
Рассказ «Бедная Лиза» изучается в курсе литературы 9 класса. Для того, чтобы познакомиться с сюжетом и персонажами произведения, предлагаем прочитать краткое содержание «Бедная Лиза».
главные герои
Лиза — крестьянская девушка, беззаветно любящая Эраста. Психически богатая, открытая, чувствительная натура.
Эраст — дворянин Добрый, но слабый характером, неспособный думать о последствиях своих поступков.
Другие символы
Рассказчик — сентиментальный человек сопереживает своим персонажам. Он любит «те предметы, которые трогают сердце и заставляют проливать слезы нежной печали».
Мать Лизы — простая крестьянка, мечтающая о счастливом замужестве дочери.
Рассказчик, от имени которого ведется повествование, очень хорошо знает окрестности Москвы. Его любимое место – гора, на которой расположен Симонов монастырь. Отсюда открывается удивительно красивый вид на Москву.
Рядом с монастырем стоит полуразрушенная пустая лачуга. Тридцать лет назад в нем жили Лиза с мамой. После смерти отца, зажиточного крестьянина, его жена и дочь жили в нищете. Вдова скорбела о смерти мужа, слабела с каждым днем и не могла работать. Лиза, которой в год смерти отца было всего пятнадцать лет, «щадя свою редкостную красоту, работала день и ночь». Она ткала холсты, вязала, собирала ягоды и цветы и все это продавала в Москве.
Однажды героиня, как обычно, пришла в город торговать ландышами. На одной из улиц она встретила симпатичного молодого человека и предложила купить ему цветы. Вместо пяти копеек, которые просила Лиза, молодой человек хотел заплатить рубль за «ландыши, сорванные руками прекрасной девушки», но лишних денег Лиза не взяла. Тогда он сказал девушке, что хотел бы всегда быть ее единственным клиентом. Незнакомец спросил Лизу, где она живет, и девушка ответила.
Придя домой, Лиза рассказала маме о встрече.
На следующий день, собрав лучшие ландыши, Лиза отправилась в Москву, но вчерашнего незнакомца так и не встретила.
Вечером, уныло сидя за пряжей, девушка вдруг увидела под окном недавнего знакомого (его звали Эраст) и очень обрадовалась. Старая мать рассказала ему о своем горе и о «хороших качествах» дочери. Маме очень нравился Эраст, и она мечтала, чтобы жених Лизы был именно таким. Однако Лиза возражала, что это невозможно — ведь он «барин», а они крестьяне.
Эраст, дворянин по происхождению, «со светлым умом и добрым сердцем, добрый по натуре, но слабый и ветреный», жаждал только развлечений. Красота и естественность Лизы так поразили его, что юноша решил: он нашла свое счастье.
Лиза беспокойно спала ночью — образ Эраста тревожил и будоражил воображение.Еще до восхода солнца девушка вышла на берег Москвы-реки и, сидя на траве, наблюдала за пробуждающейся природой.Вдруг тишину утра нарушил шум весел, и Лиза увидела Эраста, плывущего в лодке.0003
Через мгновение юноша выскочил из лодки, подбежал к Лизе, взял ее за руки, поцеловал и признался в любви. Это признание отозвалось в душе девушки восхитительной музыкой — и Эраст услышал от нее, что мы тоже любим. Молодой человек поклялся Лизе в вечной любви.
С тех пор Лиза и Эраст встречались каждый вечер, говорили о своей любви, целовались, «объятия их были чисты и непорочны». Девушка вызывала восхищение Эраста, и все прошлые светские забавы казались ему ничтожными. Он был уверен, что никогда не сможет навредить любимой «пастушке».
По просьбе Лизы Эраст часто навещал ее мать, которая всегда радовалась приезду юноши.
Продолжение молодежных встреч. Однажды Лиза пришла к любимому в слезах. Выяснилось, что сын зажиточного крестьянина хочет на ней жениться, и мать Лизы рада этому, так как не знает, что у дочери есть «милый друг».
Эраст сказал, что дорожит счастьем любимой, и после смерти матери они будут жить вместе, «как в раю». После этих слов Лиза бросилась в объятия Эраста — «и в этот час целомудрие должно было погибнуть», герои сблизились.
Они все же встретились, говорит автор, но «как все изменилось!». Платоническая любовь сменилась не новыми для Эраста чувствами. Лиза любила «только жила и дышала». Эраст стал приходить реже, а однажды он не появлялся несколько дней, а когда наконец пришел на свидание, то сказал, что ему надо ненадолго проститься — идет война, он на службе, а его полк идет в поход. В день разлуки, прощаясь с Эрастом, Лиза «попрощалась с душой». Они оба плакали.
Дни разлуки были наполнены для Лизы горечью и тоской. Прошло почти два месяца, девочка поехала в Москву за розовой водой для мамы. Идя по улице, она обратила внимание на богатую карету и увидела в ней Эраста. У ворот дома, куда въехала карета, Лиза подошла к Эрасту и обняла его. Он был холоден, объяснил Лизе, что помолвлен, — жизненные обстоятельства вынуждают его жениться. Он просил забыть о нем, говорил, что любит Лизу и любит, желает ей добра. Положив девушке в карман сто рублей, он приказал слуге «проводить ее со двора».
Эраст действительно был на войне, но он не воевал, а проиграл свое состояние в карты. Чтобы поправить дела, юноша решил жениться на богатой вдове, давно влюбленной в него.
«Я мертв!» — только от этого могла подумать Лиза, идя куда глаза глядят, после встречи с любимым. Очнулась она, оказавшись на берегу пруда, где они с Эрастом часто виделись. Воспоминания о счастливом времени «потрясли ее душу». Увидев соседскую дочку Анюту, девушка отдала ей деньги и принесла свои извинения за мать. Сама она бросилась в воды пруда и утонула. Мать, не выдержав смерти любимой дочери, умерла. Эраст, узнавший о смерти Лизы, винил себя в ее смерти, он так и не нашел счастья в жизни. Незадолго до смерти Эраста встретил его сказочник, и тот рассказал ему свою историю.
Заключение
В своем произведении Карамзин провозгласил вневременную идею — любой человек, независимо от происхождения и положения в обществе, достоин любви, уважения и сострадания. Эта гуманистическая позиция автора заслуживает внимания и в современной жизни.
Краткий пересказ «Бедной Лизы» — это только первый шаг к знакомству с историей. Полный текст позволит вам постичь глубину авторского замысла и оценить красоту и лаконичность языка произведения.
Рассказ-тест
Тест поможет оценить Ваш уровень знания конспекта:
Оценка пересказа
средняя оценка: 4.1. Всего оценок получено: 3764.
Карамзин Н. М. — «Бедная Лиза» — «первое народное произведение»
Николай Михайлович Карамзин — представитель сентиментально-романтического направления русской литературы XVIII века. В его творчестве полно и ярко раскрываются художественные возможности сентиментализма.
Чуткость — так на языке конца XVIII века определила главное достоинство рассказов Карамзина, ибо он сосредоточил внимание на психологии персонажей, достигнув в этом деле высокого мастерства. Как никто из предшествующих русских писателей, он умел показать все перипетии любви, передать тончайшие оттенки чувств, мастерски раскрыть внутренний мир своих героев. Погружая читателей в напряженную эмоциональную атмосферу «нежных страстей», он учил их состраданию к людям. Карамзина называли чутким и нежным. В русской литературе Карамзин был новатором — в области трактовки персонажей, тем и стилистических средств, в области прозаических знаков.
Особую популярность среди современников приобрела повесть Карамзина «Бедная Лиза», написанная в 1792 году и посвященная теме любви, истории двух любящих сердец. Его герои ищут счастья в любви, но их окружает большой и жестокий мир со своими бесчеловечными и страшными законами. Этот мир лишает карамзинских героев счастья, делает их жертвами, приносит им постоянные страдания и обрекает на смерть.
Жила Лиза с мамой в Подмосковье, в маленьком домике на берегу Москвы-реки, недалеко от Симонова монастыря. И мать, и покойный отец старались привить своим дочерям высокие нравственные качества. С детства ее учили, что в этой жизни ничего не дается даром, всего нужно добиваться самой. Сами они придерживались тех же принципов: отец «любил труд, хорошо пахал землю и всегда вел трезвую жизнь», а мать хранила верность памяти мужа и долгие годы продолжала лить о нем слезы, «за даже крестьянки умеют любить! Лиза, воспитанная в строгости, «работала день и ночь — ткала холсты, вязала чулки, весной собирала цветы, а летом собирала ягоды — и все это продавала в Москве».
Мы видим, что горячие симпатии автора неизменно сопровождают героиню; он на ее стороне в разрешении главного конфликта. Простая крестьянская девушка с самоотверженным характером (при всем уважении и любви к матери, Лиза никогда не говорила ей о своих отношениях с Эрастом) влюбилась в доброго, но избалованного праздной жизнью господина, не способного думать о последствия его действий. Ее чувства были необычайно глубоки, постоянны и, главное, бескорыстны. Лиза прекрасно понимала, что никогда не сможет стать женой любимого человека, потому что он «хозяин», но, несмотря на это, она продолжала беззаветно любить Эраста, «всецело отдаваясь ему, она только жила и дышала… и в свое удовольствие она верила своему счастью, совсем не думая о себе.
Карамзин описывал отношения Лизы и Эраста в пасторально-идиллических тонах, подчеркивая, что трагический конец их отношений является следствием обстоятельств и легкомысленной натуры главного героя, а причина вовсе не в социальном неравенстве. Эраст — «довольно богатый дворянин» с «добрым от природы», но «слабым и ветреным сердцем». «Он вел рассеянную жизнь, думая только о собственном удовольствии». Сначала Эраст думал только о «чистых радостях» и хотел «жить с Лизой, как брат и сестра», но переоценил свои силы. Потом, как обычно, насытившись «приевшимися» отношениями, захотел от них избавиться. Для Лизы потеря Эраста была равносильна потере Жизни. Существование без Эраста для нее не имеет смысла, поэтому она совершает самоубийство.
Драма не только с Лизой, но и с Эрастом. Ведь осудить себя на нравственные муки до конца жизни есть не меньшее наказание, чем быть осужденным другими. О эмоциональной драме Эраст говорит словами самого автора: «Эраст был несчастлив до конца жизни. Узнав о судьбе Лизины, он не мог утешиться и считал себя убийцей. Карамзин не считает своего героя типичным: «Люди творят много зла — несомненно, — а злодеев мало; заблуждение сердечное, безрассудство, непросвещение по вине дурных дел…»
Новаторство Карамзина состоит в том, что он не умалял значимости выдвинутой им социально-этической проблемы счастливой развязкой. На это обстоятельство обратил особое внимание В. В. Сиповский. «Бедная Лиза, — писал он в «Очерках истории русского романа», — именно поэтому она была принята русской публикой с таким воодушевлением, что в этом произведении Карамзин первый выразил то «новое слово», о котором говорил Гёте. немцы в его «Вертере». Таким «новым словом» стало самоубийство героини повести. Русская публика, привыкшая к утешительным концовкам в виде свадеб в старых романах, полагала, что добродетель всегда вознаграждается, а порок наказывается , впервые в этой истории встретились с горькой правдой жизни.
Творчество Н. М. Карамзина сыграло выдающуюся роль в истории русской литературы. «Чистая, высокая слава Карамзина принадлежит России, и ни один писатель с истинным талантом, ни один ученый человек, даже из тех, кто был его противниками, не отказывал ему в глубоком уважении и благодарности», — писал А. С. Пушкин. А по словам Белинского, Карамзин «создал в России образованный литературный язык», сумев «захотеть» русской публики читать русские книги. Оценивая заслуги Карамзина в развитии русской прозы, критик подчеркивал: «Карамзин первым в России начал писать рассказы, заинтересовавшие общество… рассказы, в которых действовали люди, изображали жизнь сердца и страстей среди обыкновенных будни», рассказы, в которых «как в зеркале верно отражается жизнь сердца… какой она существовала для людей того времени». Отправьте запрос с темой прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.
Бедная Лиза Карамзина
Вопрос №8
«Бедная Лиза» Н. М. Карамзина как образец сентиментальной прозы 18 век. К тому времени стало ясно, что переделать мир по законам разума невозможно, что между реальностью и мечтой чаще всего возникает конфликт, который человек не может преодолеть. Сентименталисты считали, что все человеческие пороки коренятся в негативном воздействии общества, а человек изначально нравственно чист и нравственн. Прислушиваясь к себе, наблюдая за своими эмоциями и движениями души, возвращаясь к природе, человек может «очистить себя»,
стать лучше. Жан Жак Руссо писал, что «человек, живущий по законам природы, более нравственн».
«Бедная Лиза» Карамзина стала новым поворотным моментом в русской литературе ALLSoch.ru 2005 года. Раскрытие внутреннего мира героев, их чувств и переживаний стало для читателей настоящим откровением.
Бедная крестьянская девушка Лиза влюбляется в красивого молодого дворянина Эраста. Но если Лиза — идеальный «естественный человек», добрый, искренний, открытый, способный нежно и преданно любить, то Эраст «вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии, искал его в светских увеселениях».
Как поэтичны и трогательны свидания Эраста и Лизы на лоне природы! С каким тонким психологизмом Карамзин сумел описать надежды, радости и печали влюбленных! Герои рассказа уже не манекены, не носители какого-то одного отличительного признака, а настоящие, живые, настоящие люди, умеющие чувствовать и чувствовать.
Обстоятельства таковы, что Эраст вынужден на время прекратить свидания, но за время разлуки успевает сыграть в карты и разориться. Единственный способ исправить ситуацию — жениться на богатой вдове. Так столкнулись сон и явь, разум и сердце! Когда Лиза случайно встречает в городе Эраста и, ничего не подозревая, с радостью обнимает его, юноша дает ей деньги, желая откупиться от любви. Чувства девушки оскорблены и, не выдержав горя и унижений, она трагически заканчивает свою жизнь.
Конечно, Эраст виноват в том, что девушка покончила жизнь самоубийством, но автор его не винит и даже пытается по-своему оправдать. Эраст — жертва общества, обстоятельств, времени, низменных страстей, но он «до конца жизни был несчастен». Узнав о судьбе бедной Лизы, Эраст «не мог утешиться и считал себя убийцей», а значит, не все для него было потеряно.
Лирические отступления, реплики и восклицания автора позволяют узнать его взгляд на события. Карамзин настолько озабочен точностью изображения места и времени происшедшего, что мы не сомневаемся в реальности истории. И не только горечью, но и надеждой наполнены заключительные слова рассказа: «Вот, должно быть, уже помирились!
Сентиментализм проник в Россию в 1780-х — начале 1790-х годов благодаря переводам романов Вертера И. В. Гёте, Памела, Кларисса и Грандисон С. Ричардсон, Новая Элоиза Ж.-Ж. Руссо, Поль и Виржини Ж.-А. Бернарден де Сен-Пьер. Эпоху русского сентиментализма открыл Николай Михайлович Карамзин «Письмами русского путешественника» (1791–1792).
Его рассказ «Бедная Лиза» (1792) — шедевр русской сентиментальной прозы; от гетевского Вертера он унаследовал общую атмосферную чувствительность и меланхолию, тему самоубийства.
Сочинения Н.М. Карамзина вызвали к жизни огромное количество подражаний; в начале XIX века появились «Бедная Маша» А. Е. Измайлова (1801), «Путешествие в полуденную Россию» (1802), «Генриетта, или Триумф обмана над слабостью или заблуждением» И. Свечинского (1802), многочисленные рассказы Г.П. Каменева («Повесть о бедной Марье»; «Несчастная Маргарита»; «Прекрасная Татьяна») и др.
Иван Иванович Дмитриев принадлежал к группе Карамзина, выступавшей за создание нового поэтического языка и боровшейся против архаичной ходульной манеры и устаревшие жанры.
Сентиментальностью отмечены ранние работы Василия Андреевича Жуковского. Издание в 1802 г. перевода Элегии, написанной на сельском кладбище Э. Греем, стало явлением в художественной жизни России, ибо он перевел стихотворение ʼʼ на язык сентиментализма в целом, перевел жанр элегии, а не отдельное произведение на английский язык. поэтʼимеющий свой особый индивидуальный стильʼʼ (Е. Г. Эткинд). В 1809 году Жуковский написал душещипательную повесть «Марьина роща» в духе Н. М. Карамзина.
Русский сентиментализм исчерпал себя к 1820 году.
Это был один из этапов общеевропейского литературного развития, завершивший Просвещение и открывший дорогу романтизму.
Основные черты литературы сентиментализма.
Итак, принимая во внимание все вышеизложенное, можно выделить несколько основных черт русской литературы сентиментализма: отход от прямолинейности классицизма, подчеркнутая субъективность мироотношения, культ чувств, культ природы, культ врожденной нравственной чистоты, непорочности, богатого духовного мира представителей низших классов. Внимание уделяется душевному покою человека, и в первую очередь чувствам, а не великим идеям. http://www.velib.com/text_sochin.php?id=122
Бедная Лиза Карамзина — понятие и виды. Классификация и особенности категории «Бедная Лиза «Карамзин» 2017, 2018.
На окраине Москвы, недалеко от Симонова монастыря, когда-то жила молодая девушка Лиза со своей старухой матерью. довольно зажиточного крестьянина, его жена и дочь обеднели. Вдова день ото дня слабела и не могла работать. Только Лиза, не жалея своей нежной молодости и редкой красоты, работала день и ночь — ткала холсты, вязала чулки, собирала цветы в весной, а летом продавать ягоды в Москве.0003
Весной, через два года после смерти отца, Лиза приехала в Москву с ландышами. На улице ее встретил молодой, хорошо одетый мужчина. Узнав, что она торгует цветами, он предложил ей рубль вместо пяти копеек, сказав, что «прекрасные ландыши, сорванные руками красивой девушки, стоят рубль». Но Лиза отказалась от предложенной суммы. Он не настаивал, а сказал, что отныне всегда будет покупать у нее цветы и хотел бы, чтобы она собирала их только для него.
Приехав домой, Лиза все рассказала маме, а на следующий день сорвала лучшие ландыши и снова приехала в город, но на этот раз не встретила молодого человека. Бросив цветы в реку, она вернулась домой с грустью в душе. На следующий вечер к ней в дом пришел сам незнакомец. Как только она увидела его, Лиза бросилась к матери и взволнованно объявила, кто к ним идет. Старушка встретила гостя, и он показался ей очень добрым и милым человеком. Эраст — так звали молодого человека — подтвердил, что собирается в будущем покупать у Лизы цветы, и ей не надо было ехать в город: он сам мог заехать за ними.
Эраст был довольно состоятельным дворянином, со светлым умом и от природы добрым сердцем, но слабым и ветреным. Он вел рассеянную жизнь, думая только о своем удовольствии, ища его в светских увеселениях, а не находя, скучал и жаловался на свою судьбу. Непорочная красота Лизы при первой встрече потрясла его: ему показалось, что он нашел в ней именно то, что давно искал.
Это было началом их долгих отношений. Каждый вечер они виделись то на берегу реки, то в березовой роще, то под сенью столетних дубов. Они обнялись, но их объятие было чистым и невинным.
Так прошло несколько недель. Казалось, ничто не могло помешать их счастью. Но однажды вечером Лиза пришла на встречу грустная. Оказалось, что за ней сватается жених, сын богатого крестьянина, и мать хочет, чтобы она вышла за него замуж. Эраст, утешая Лизу, сказал, что после смерти матери он заберет ее к себе и будет жить с ней неразлучно. Но Лиза напомнила юноше, что он никогда не сможет быть ее мужем: она крестьянка, а он дворянского рода. Ты обижаешь меня, сказал Эраст, для твоего друга, твоя душа важнее всего, чувствительная, невинная душа, ты всегда будешь ближе всего к моему сердцу. Лиза бросилась в его объятия — и в этот час должна была погибнуть чистота.
Заблуждение прошло за одну минуту, уступив место удивлению и страху. — плакала Лиза, прощаясь с Эрастом.
Их свидания продолжались, но как все изменилось! Лиза уже не была для Эраста ангелом чистоты; платоническая любовь уступила место чувствам, которыми он не мог «гордиться» и которые не были для него новыми. Лиза заметила в нем перемену, и это ее опечалило.
Однажды во время свидания Эраст сказал Лизе, что его призывают в армию; им придется на время расстаться, но он обещает любить ее и надеется никогда не расставаться с ней по возвращении. Нетрудно представить, как тяжело Лиза переживала разлуку с любимым. Однако надежда не оставляла ее, и каждое утро она просыпалась с мыслью об Эрасте и их счастье по возвращении.
Так прошло около двух месяцев. Однажды Лиза поехала в Москву и на одной из больших улиц увидела проезжающего мимо Эраста в великолепной карете, которая остановилась возле огромного дома. Эраст вышел и хотел было подойти к крыльцу, как вдруг почувствовал себя в объятиях Лизы. Он побледнел, затем, не говоря ни слова, провел ее в кабинет и запер дверь. Обстоятельства изменились, объявил он девушке, что он помолвлен.
Не успела Лиза прийти в себя, как он вывел ее из кабинета и велел слуге проводить ее со двора.
Оказавшись на улице, Лиза пошла куда глаза глядят, не в силах поверить в то, что услышала. Она покинула город и долго скиталась, пока вдруг не очутилась на берегу глубокого пруда, под сенью вековых дубов, еще несколько недель назад бывших безмолвными свидетелями ее удовольствий. Это воспоминание потрясло Лизу, но через несколько минут она глубоко задумалась. Увидев соседскую девушку, идущую по дороге, она позвала ее, вынула из кармана все деньги и отдала ей, прося передать матери, поцеловать ее и попросить простить бедную дочь. Тогда она бросилась в воду, и спасти ее не смогли.
Мать Лизы, узнав о страшной смерти дочери, не выдержала удара и скончалась на месте. Эраст был несчастен до конца жизни. Он не обманул Лизу, сказав ей, что идет в армию, а вместо того, чтобы сражаться с врагом, сыграл в карты и проиграл все свое состояние. Ему пришлось жениться на пожилой богатой вдове, давно влюбленной в него. Узнав о судьбе Лизы, он не мог утешиться и считал себя убийцей. Сейчас, возможно, они уже помирились.
У «Бедной Лизы» действительно счастливая судьба. Рассказ является одним из произведений, знаменующих собой литературную эпоху, и в этом его значение для истории литературы. Написанная почти 200 лет назад, она за эти два столетия не знала ни забвения, ни утраты читательской любви.
Одна из наиболее характерных черт великих произведений русской литературы состоит в том, что при простоте внешнего сюжета они поднимают самые сложные, глубокие вопросы жизни. Это «Евгений Онегин» А. С. Пушкина, «Мертвые души» Н. В. Гоголя, «Анна Каренина» Л. Н. Толстого…
Сюжет «Бедной Лизы», как справедливо заметил сам автор, очень прямолинеен. Крестьянка Лиза и дворянин Эраст полюбили друг друга, но вскоре Эраст бросил свою возлюбленную, чтобы жениться на богатой вдове и тем самым поправить свое состояние. Брошенная девушка от горя утопилась в пруду.
Этот рассказ оказался удачнее всего написанного Карамзиным ранее. «Ваша «Бедная Лиза» мне симпатична!» — так прокомментировал рассказ Петров, беспристрастный и резкий критик.
В первую очередь «Бедная Лиза» подкупила читателя тем, что рассказывала о русской жизни, о современности. Обычно в рассказах писали, что действие происходит в неопределенном «одном городе», «одном селе», а тут Симонов монастырь, хорошо известный каждому москвичу, все узнавали березовую рощу и поляну, где стояла изба, Монастырский пруд, окруженный старыми ивами, — место гибели бедной Лизы… Точные описания придавали всему рассказу особую правдоподобность. Кроме того, автор подчеркивал правдивость своего рассказа: «Ах! Почему я пишу не роман, а грустную повесть!» Даже то, что Лиза продавала лесные цветы, было новой чертой жизни: в одной из статей Карамзин сообщает, что продавать букеты таких цветов в Москве начали всего за год-два до создания рассказа.
Имя Лисина укрепилось за Лисьим прудом, он на долгое время стал местом паломничества чутких читателей. Путеводитель по Москве 1827 года, наряду с Сухаревой башней, Красными воротами и другими достопримечательностями Москвы, рекомендует посетить Лизин пруд.
К пруду приходили не только чуткие девушки, но и мужчины: Погодин передает слова профессора Цветаева, «что и он ходил к Лизину пруду, с белым платочком в руках, слезы утирать».
Сейчас, много лет спустя, «Бедная Лиза» кажется почти изящной игрушкой, но в свое время воспринималась иначе: это было остро современное и социально звучащее произведение. Тема и образы «Бедной Лизы» прямо перекликаются со страницами только что запрещенной и изъятой даже у частных лиц книги Радищева.
В главе «Едрово» «Путешествие из Петербурга в Москву» рассказывается, как в этой деревне автор встретил крестьянскую девушку Анюту, которая не может выйти замуж за своего любимого, так как за разрешение выйти замуж он должен заплатить 100 рублей, и ни у , ни у Анюты таких денег нет. Эти деньги автор предлагает Анюте и ее матери, но они отказываются.
Образ матери Анюты перекликается с образом матери Лизы, решительно отказывающейся принять от Эраста плату, которую он настойчиво предлагает «в десять раз больше той цены, которую она устанавливает» за холст, сотканный Лизой. Кроме того, есть мелкие совпадения в деталях, словах: например, отец Анюты умер, оставив сильное хозяйство, отец Лизы тоже был «зажиточный сельчанин», кое-где не осталось ни одного работника-мужчины в дом; Лиза у Карамзина говорит: «Бог дал мне руки для работы», — жених Анюты, также отказываясь принять деньги в дар, заявляет: «У меня, барин, две руки, ими я буду вести дом». Связь между «Бедной Лизой» и «Путешествием из Петербурга в Москву» неоспорима.
Принципиальное различие произведений Радищева и Карамзина заключается в том, что в «Путешествии из Петербурга в Москву» тема раскрыта средствами публицистики, в «Бедной Лизе» — средствами художественными. Радищев называет явление и дает ему объяснение с точки зрения социально-экономической, Карамзин его изображает. Оба метода имеют свои достоинства, но для условий российской действительности вымысел имел особое значение. Очень хорошо ее роль в общественной жизни определил Н. Г. Чернышевский. Он назвал ее «учебником жизни».
Главная | lisagraygarcia
О Тайни…
Тайни (также известная как Лиза Грей-Гарсия) — ранее бездомный, заключенный в тюрьму ученый, революционный журналист, лектор, поэт, провидец, учитель и мать-одиночка Тибурчио, дочь бездомный, инвалид
мама Ди и соучредитель журнала
POOR Magazine/Prensa POBRE/PoorNewsNetwork.
подробнее
— КНИГА БУДЕТ ВЫШЛЕНА ВАМ ПО ПОЧТЕ, БЕЗ СКАЧИВАНИЯ PDF
НАЖМИТЕ ЗДЕСЬ
В 11 лет мы с мамой стали бездомными, и мне пришлось бросить официальные учебные заведения. Чтобы выжить, я записалась на полный рабочий день в школу тяжелых ударов, где моя учительница по письму была моей воительницей хингона, коренной, инвалидом, школой бедности. Мама была на «G», неудобная и непростая для меня, но она настаивала на том, что AristoKrazy не владеет письмом, историей, искусством, поэзией, теорией и рассказыванием историй, и что это чрезвычайно важно для бедных и бездомных». необразованным» людям нравится, когда мы отказываемся от этой лжи и пишем сильные стихи и прозу о нашей борьбе и нашей жизни. Это для тебя, мама, я скучаю по тебе каждый день.
НАЖМИТЕ ЗДЕСЬ
За 21 год коллективной любви и борьбы бедные, бездомные, инвалиды, чернокожие, коричневые, представители коренных народов, пожилые и молодежные лидеры, художники и работники культуры журнала POOR/Prensa POBRE, PoorNewsNetwork (PNN)/ Домохозяйство никогда не вызывало полицию.
НАЖМИТЕ ЗДЕСЬ
Двуязычное испанско-английское издание
Когда мама и я жили на улице Хроника одного года из десятилетнего путешествия матери и дочери через бездомность и связанный с этим опыт криминализации, полицейского преследования, выселения и крайней нищеты. В нем рассказывается об опыте, характерном для бездомных семей, которым приходится скрываться, чтобы выжить, поскольку они сталкиваются с постоянной угрозой разлучения и криминализации за единственный акт бездомности. Лиза «Крошка» Грей-Гарсия, автор книги «Преступник бедности: взросление бездомного в Америке», создала эту историю на основе собственного опыта 10-, 11- и 12-летнего ребенка матери-инвалида, получившей травму. Она, как и тысячи других невидимых бездомных детей, любила свою маму, несмотря ни на что, и ее жизнь навсегда изменилась из-за бедности и бездомности на оккупированном Черепашьем острове, также известном как США.
НАЖМИТЕ ЗДЕСЬ
Стипендия по борьбе с бедностью — Бедные теории, искусство, слова и слезы по всей Матери-Земле
Чтобы купить книгу, НАЖМИТЕ ЗДЕСЬ.
(контакт: плохомаг@gmail.com для заказа семинаров и чтений)
Это всегда было чрезвычайной ситуацией для нас, людей Po’. От «Катрины» до COVID-19 самые бедные и угнетенные всегда больше всего страдают во время стихийных бедствий — в то время как банкам помогают, мы остаемся позади. В этом сборнике бедняки со всего Черепашьего острова и Матери-Земли высказываются и делятся своими историями выживания с помощью слов, рисунков и изображений, а также новостей, информации о здоровье и ресурсов, чтобы помочь людям, борющимся во время этой пандемии и продолжающегося вируса под названием бедность.
НАЖМИТЕ ЗДЕСЬ
В феврале 2018 года Тайни выпустит двуязычную сказку «Трудорабочий — Эль-Трабхадор Фуэрте» для всех поколений, ее третью революционную детскую книгу, рассказывающую историю криминализированного старика, афро-пуэрто-риканского переработчика отходов. который борется с джентрификацией, криминализацией, преследованием полиции и перемещением в районе залива и побеждает благодаря ребенку-революционеру, который присоединяется к нему, чтобы построить коллективный центр утилизации.