В исламе хадж: Мекка – родина Души (некоторые воспоминания после поездки в Хадж)

Мекка – родина Души (некоторые воспоминания после поездки в Хадж)

Мне много раз приходилось слышать, что Хадж – подарок от Аллаха, и не каждый может его получить. Хадж – паломничество к святым местам, является пятым столпом Ислама, он обязателен для всех мусульман, которые в состоянии его совершить. Тот, кто правильно совершит его, получит полное искупление всех грехов и вернется домой чистым как младенец. Конечно, я тоже знал об этой священной обязанности каждого мусульманина, но, как и для многих из нас, решение этого вопроса находилось большей частью в умозрительной плоскости. Находил оправдания для себя: что состояние здоровья не позволит перенести предстоящие физические трудности, нет свободной суммы денег на поездку и т.д.

Однако получилось так, что Аллах благословил меня на поездку в Хадж! И все в этой цепочке сложилось как надо. На очередном рабочем заседании Совета ветеранов прозвучала информация о направлении в Хадж паломников от нашей республики по Президентской программе. В итоге по ходатайству Совета ветеранов в указанную группу включили А.М. Камалова и меня. Потом из числа ветеранов ездили в Хадж Г.К. Гиниатуллина и Ф.Ф Хайрутдинова. Во многом наши впечатления совпали.

Итак, перед совершением Хаджа я много читал о предстоящем паломничестве и смотрел видеоролики, чтобы лучше подготовиться к поездке. Посещал занятия, организованные ДУМ РТ Хадж. Признаюсь, эти знания очень помогли мне, и я оставался относительно спокойным, что позволило более полно исполнять обязанности мусульманина. Помогло также и то, что до поездки я уже обучался в медресе при мечети «Казан Нуры», совершал ежедневный пятикратный намаз, знал арабский алфавит, немного умел читать.

В значительной степени успешному проведению паломничества способствовала слаженная работа по организации поездки сотрудниками ДУМ РТ Хадж. Забегая вперёд, отмечу, что самое важное – они разместили нас в хорошей гостинице недалеко от главной святыни Мекки – мечети аль-Харам. Мы проходили всего несколько кварталов по улице и сразу попадали в тоннель длиной в один километр, в котором мощные вентиляторы нагнетают прохладный воздух.

Выйдя из тоннеля, сразу оказывались на площади перед мечетью. Это позволило нам избежать дорожных пробок и, соответственно, больше времени проводить в мечети, исполняя предписанные молитвы.

В нашей группе из 49 паломников сложились по-настоящему родственные отношения. В составе группы были в основном молодые преподаватели татарского языка со всей республики, большинство из них ‑ мужчины. Повезло также, что практически всегда вместе мы были с бывшим коллегой А.М. Камаловым.

Сплочению группы способствовало и то, что руководителем от ДУМ РТ Хадж был Тимергали хазрат Юлдашев, в то время имам-хатыйб Галеевской мечети Казани – молодой, эрудированный имам, имеющий фундаментальное религиозное образование. Обладая хорошими организаторскими способностями, знанием арабского языка и всеми тонкостями совершения обрядов Хаджа, он был для нас безусловным и авторитетным лидером. Кстати, мы до сих пор поддерживаем дружеские, братские отношения. Неоднократно встречались в Галеевской мечети, организовали после дневного намаза чаепитие в халяльном кафе, причём была практически вся наша группа.

Создана Тимергали хазратом и действует группа «Хадж-2018» в социальных сетях. Представители нашей группы, в том числе и я, были летом этого года на открытии мечети “Салях”, имам-хатыйбом которой назначен Тимергали хазрат.

Относительно самой поездки, как мне представляется, будет правильным не останавливаться подробно на ритуалах Хаджа, а поделиться своими впечатлениями об этом очень значимом для меня событии.

Вылетев из Казани чартерным рейсом, мы приземлились в аэропорту Медины, которую называют «Лучезарной». Признаюсь, что невозможно словами передать те возвышенные чувства, трепет души, которые я испытал, оказавшись на священной для всех мусульман земле, где жил наш любимый Пророк (салләллаһү галәйһи вә салләм).

В Медине нас разместили в гостинице недалеко от аль-Масджид ан-Набави – мечети Пророка (с.г.в.с.). Туда мы и пошли всей группой, чуть отдохнув с дороги. Интерьер мечети просто поражает своей монументальностью, величием, изяществом. При этом нет, на мой взгляд, помпезности, вычурности, здесь очень уютно и торжественно.  Считается, что молитва в мечети Пророка (с.г.в.с.) предпочтительней тысячи молитв в любой другой мечети. Находясь здесь, совершенно забываешь о своих мирских заботах, проблемах и думаешь только о величии Аллаха, по воле которого в одном месте собрались миллионы верующих со всей планеты и том, как ты сможешь в молитвах показать Всевышнему свою безграничную благодарность Ему. После первого намаза мы направились в сторону зеленого купола, где находится могила Пророка (с.г.в.с.). Вскоре в общем потоке посетителей мы оказались возле ажурного ограждения, за которым просматривается небольшое неосвещенное помещение. Вот здесь в доме Аиши был захоронен Пророк Мухаммад (с.г.в.с.). Рядом могилы его самых близких сподвижников, первых двух праведных халифов – Абу Бакра (р.г.) и Умара (р.г.). В соответствии с правилами посещения мы всех поочередно коротко приветствовали. При этом слезы лились сами собой, душевное волнение было очень сильное.

Спокойствие, умиротворённость и благоговение – вот те чувства, которые были во мне с момента приземления в Медине и до самого окончания поездки.

Побывав несколько дней в Медине, мы выехали в священную Мекку. В определённом месте, которое называется «микат», мужчины нашей группы вошли в состояние «ихрама». Это обязательное условие до въезда в Мекку. В пути часто читали громко тальбийю: «О, Аллах, вот я перед тобой…» При подъезде к городу наш автобус заехал в специальную зону, где нам раздали подарки — коробки с сухим пайком и бутылочки с водой Зам-Зам. Это было так приятно и трогательно! После долгого пути мы въехали в Мекку, которую я представлял сказочным восточным городом. В реальности Мекка оказалась обычным арабским городом с невысокими строениями, расположенными у подножия гор или прямо на скалах.

Но в нашей поездке туристический аспект занимал далеко не главное место. Все мы приехали с единственной целью ‑ проявить Аллаху свою покорность, достойно совершить все положенные ритуалы Хаджа, заслужить Его милость и получить прощение грехов.

Как я отмечал в самом начале, нас разместили в гостинице недалеко от мечети аль-Харам. Расселили нас по жилым блокам из двух комнат с одной туалетной комнатой, совмещённой с душевой кабиной, и кухней, устроенной в прихожей. Вполне комфортно и достаточно уютно. В каждой комнате, оборудованной кондиционером, было по 4 человека. На нижних этажах гостиницы располагались большой молельный зал (мечеть) и столовая. Кормили дважды в день — утром и вечером в 6 часов. Пища привозная, вполне приличная и достаточно разнообразная. Порядок в блоках мы поддерживали сами. Как вы поняли, жили мы автономно, бытовых проблем практически не было. К тому же для нас быт был на самом последнем месте. Главное – правильное и полное выполнение всех обрядов Хаджа.

После размещения и обустройства, прочитав в гостиничной мечети ночной намаз, всей нашей группой во главе с Тимергали хазратом в первый раз направились в одну из главных святынь Мекки — Мечеть аль-Харам совершить один из важнейших обрядов — умру. Невозможно передать ту бурю чувств, которую, уверен, испытывал каждый из нас, шагая по ночным улицам Священного города.

И вот мы, выйдя из тоннеля, видим это великолепное, грандиозное сооружение! Мечеть со всех сторон окружена площадями, выложенными особым белым мрамором, на которых сидят, стоят, лежат или идут паломники. Просто огромное море людей, такого количества людей я не мог и представить. Нам сказали, что во время Хаджа здесь одновременно бывает 2-3 миллиона паломников. На площади рядом с мечетью возвышается башня с часами (в ней находится гостиница, а внизу большой торговый центр). Размеры этого сооружения просто ошеломляют!

Входим в мечеть. Наконец я вижу Каабу. Она стоит такая большая, чёрная и такая яркая на белоснежном мраморном полу и на фоне белых одежд паломников. Осознание того, что я воочию вижу ТО, к чему обращены лица всех мусульман планеты во время совершения молитв, вызвало во мне, как и у других, огромное душевное волнение и буквально целый поток слёз, слёз очищения и радости за то, что посчастливилось попасть в эти священные места! Все мы произносим специальную молитву по случаю первой встречи с Каабой и обращаемся к Аллаху со своими просьбами.

Вливаемся в поток совершающих таваф — семикратный обход Каабы. В этом деле есть свои правила, и мы их выполняем. Народу много, но немного меньше, чем в другое время суток. Люди разных цветов кожи из разных стран мира, разного возраста, одетые в ихрам, все босиком, кто молча, кто шёпотом, а кто выкрикивая молитвы, кто «сцепившись» в группы, кто, взявшись за руки, обходят священную Каабу. Этот процесс не останавливается ни на минуту и прерывается только на время намазов. Таваф завершается чтением двух ракаатов намаза и питьем воды Зам-Зам. После этого направляемся к холму ас-Сафа и совершаем семикратный «бег» — «сай» между холмами ас-Сафа и аль-Марва. Как и во время совершения тавафа, читаю положенные суры и дуа, обращаясь к Аллаху с просьбами и мольбами, которые идут, кажется, от самого сердца и я верю, что Он их слышит и обязательно примет.

После завершения умры все возвращаемся в гостиницу. Мы, мужчины, сбриваем друг другу волосы на голове. После этого считается, что мы вышли из состояния ихрама. После у всех было немного свободного времени. Лично я его максимально использовал для посещения мечети аль-Харам, где участвовал в чтении намазов, молился, просил у Аллаха за своих близких, друзей, соседей, бывших сослуживцев, за ушедших из жизни. Чтобы никого и ничего не забыть заранее до поездки написал себе в помощь «шпаргалку».

Шопинг изначально не входил в мои планы, поэтому за всё время, проведённое в Мекке, я только один раз побывал в торговом центре и один раз на рынке. На подарки близким купил чётки, тюбетейки и местные финики.

Согласно хадису, молитва в аль-Масджид аль-Хараме предпочтительнее ста тысяч молитв в любом другом месте мира. Поэтому никто из паломников не хотел упускать такую возможность – получить саваб (вознаграждение), который нигде больше не получишь. Но надо отметить, что найти себе место для молитвы в огромной мечети очень непросто. Поэтому старались прийти как можно раньше и занять место, причём подальше от прямого потока холодного воздуха. На пятничный намаз вообще приходили за 3-4 часа до его начала.

Главное — успеть зайти в мечеть до того, как охрана перекроет входы в молельные залы. Кстати, о масштабах мечети можно судить по количеству дверей, вернее сказать «ворот». Например, мы пользовались в основном входом под номером 100 и это далеко не последний по счёту вход/выход.

Как и везде, очень многолюдно и более торжественно во время пятничного намаза. Мне особенно запомнилось, как имам при совершении намаза заплакал в микрофон во время чтения суры из Корана. С трудом преодолев плач, он закончил чтение. И это на миллионную аудиторию! Часто именно так, от всего сердца читают Коран имамы в мечети аль-Харам. Это очень берёт за душу и не заплакать, просто не получается. И слёз этих никто не стесняется.

При таком немыслимом количестве людей и когда после уличной жары заходишь в хорошо кондиционируемое помещение, неизбежны простудные, в том числе и вирусные заболевания. Заболевает абсолютное большинство паломников, хотя и с разной тяжестью. Хорошо, что с нами была группа врачей из Казани, которые оказывали круглосуточную медицинскую помощь.

Говорят, что здесь и болезни имеют свой смысл, только вот когда тебе плохо, об этом не думается. Каждый раз в мечети аль-Харам после обязательной молитвы читают погребальный намаз по умершим. Считается, что умершие паломники, находясь в это время в ихраме, попадут в Рай.

Надо сказать, что паломники настроены благожелательно друг к другу. Если нечаянно кто-то заденет другого, то, обернувшись, погладит его по плечу, попросит прощения, а в ответ увидит улыбку и услышит ту же просьбу. Обращаются друг к другу «хаджи». Даже не зная языков, нам удавалось общаться, в основном при помощи отдельных знакомых английских или арабских слов и доброжелательной улыбки.

В 8-й день месяца Зуль — Хиджа мы опять облачились в ихрам, взяли с собой самые необходимые вещи и выехали в Мину ‑ это палаточный город недалеко от Мекки. Это был действительно палаточный город! Везде, куда хватало глаз, были остроконечные белые палатки паломников. Туда нас привезли на автобусах. Нас ждала вполне уютная большая кондиционируемая палатка, в которой поместилось около 40 человек. У каждого из нас был матрас шириной 50 см, одеяло, подушка. Между палатками установлены ёмкости со льдом, в которых охлаждается бутилированная вода. На улице есть туалет, совмещённый с душем. В отдельной палатке медпункт. Большая палатка была выделена под походную мечеть, где читали намаз. Весь этот день мы провели за чтением Корана, молитв, поминаний и восхвалений Аллаха. Кстати, здесь пришлось увидеть и благополучно пережить самую настоящую песчаную бурю. Скажу только, что это «зрелище» не для слабонервных.

Главным днём Хаджа является стояние на горе Арафат. Без этого Хадж не считается совершённым. До Арафата мы добрались на автобусе. Я представлял, что мы будем стоять где-то под горой, под палящим солнцем, и ждать заката. Но оказалось все совершенно не так. Горы были далеко, а нас ждала огромная палатка. Внутри палатки даже росло довольно большое пушистое дерево. В день Арафа просьбы молящегося не отвергаются, а грехи прощаются. Поэтому мы молились, читали зикр (поминание и прославление Аллаха) и суры из Корана.

Повернувшись в сторону Каабы я, как и другие, молился весь день, вспоминая всех своих близких, друзей, знакомых, а также всех мусульман и немусульман, прося для себя и для них благополучия в этой жизни и следующей. Просил простить нам наши грехи и не дать совершить вновь, и обо всём, что я хотел и о чём меня просили до отъезда, надеясь на милость Аллаха.

После этого вечером мы поехали в открытую каменистую местность, расположенную между долинами Мина и Арафат, которая называется Муздалифа. Там нам предстояло переночевать под открытым небом.

После ночёвки до восхода солнца, в 10-й день месяца Зуль-Хиджа (день жертвоприношения) возвратились в палаточный городок в долине Мина. Вначале мы ехали в автобусе, но очень скоро из-за неимоверных пробок на дорогах, вынуждены были идти 15 километров пешком.

Немного отдохнув в палаточном городке, мы уходим на первое обивание «Шайтана» камнями. После возвращения, получив от руководителя группы сообщение о заклании жертвенного животного, обриваем головы, принимаем душ, снимаем с себя ихрам. Надо сказать, что паломники сами не покупают и не забивают жертвенное животное, а за их деньги специализированные фирмы организовывают забой и впоследствии распределяют мясо среди нуждающихся, как в самой Саудовской Аравии, так и за её пределами. Для нас приготовленное мясо в ланч-боксах привезли в палаточный городок. Кстати, мы видели эти гигантские заводы по забою и переработке жертвенных животных. Видели и 3- ярусные автофуры, груженные овцами и козами.

В 11-й 12-й день месяца Зуль-Хиджа мы снова ходили кидать камушки. После этого возвращаемся в Мекку, совершаем в праздничный день обход Каабы и другие положенные ритуалы. Даётся это непросто – сказывается усталость, но с помощью Аллаха со всем справляемся.

Перед тем, как покинуть Мекку, в последний день пребывания там, паломник обязан совершить прощальный таваф. В его начале необходимо утвердиться в намерении его совершить. После завершения тавафа, совершив двухракаатный намаз-сунну, надо просить у Аллаха помощи в нуждах обоих миров. Этот прощальный таваф делал каждый сам (не в составе всей группы).

Во время одной из проповедей я услышал, что Мекка – это родина Души и что именно здесь Аллах её создал. Телу здесь нелегко, а Душа торжествует, она блаженствует! Это я точно испытал на себе! Скажу откровенно – прощание с Каабой для меня было самым трогательным, самым душевным моментом из всего хаджа. Хадж окончился, я ощущал себя чистым от грехов, чувствовал удовлетворение от того, что выдержал этот экзамен, хотя и не знаю, принял ли его Аллах. Но уповая на Его милость, надеюсь на это. В этот момент мне хотелось, чтобы это прощание никогда не кончалось. Казалось, что, если бы мне вдруг предложили остаться здесь ещё на какое-то время, я бы не задумываясь, согласился. Но, увы… Слезы лились из глаз совершенно независимо от моей воли. Таваф был завершён, намаз окончен, по сути, закончен и Хадж. Нам предстоял путь в аэропорт Медины и вылет в Казань.

Как известно, для того, чтобы получить прощение грехов и заслужить Рай, необходимо, чтобы Аллах принял совершённый Хадж. И один из признаков принятого Хаджа – положительные перемены в характере, поведении мусульманина. Эти изменения должны продолжаться и после паломничества. Нужно постоянно совершенствовать нравственность, теоретические знания Ислама, практические навыки. Конечно, на это требуется не один день или даже год. Я глубоко убеждён, что отправляться к святыням Ислама, а затем возвращаться на родину, чтобы продолжать жить по накатанной колее – понятия абсолютно несовместимые. А тех, кто не вполне знаком с обрядами и условиями совершения Хаджа, хочу искренне предупредить, что процесс совершения Хаджа ‑ это очень и очень «не туристическая поездка»! Хадж ‑ это высшая честь, которая может быть оказана мусульманину и требует очень много и физических и духовных сил. Считаю, что более уверенному и успешному совершению обрядов Хаджа будут способствовать и практические навыки (знание сур и аятов Корана, чтение намазов и т.д.). Лично для меня совершение Хаджа добавило смысла в мою жизнь и, думаю, повлияло на дальнейшую судьбу. Я очень надеюсь, ин шаа Аллах, что Всевышний примет мой Хадж, и я достойно буду исполнять свои обязанности перед Ним.

Конечно, не все я написал в своих воспоминаниях. И не все здесь относится чисто к хаджу. Но и проводить такое разграничение мне не хотелось, картина была бы не полной. Например, разве можно умолчать общение с братьями по вере? Мы делились друг с другом водой, продуктами, лекарствами, мы подбадривали друг друга, угощали, учились друг у друга, еще недавно совершенно незнакомые … Я старался быть честным и искренним по отношению к окружающим, быть аккуратным при исполнении обрядов Хаджа. Я приехал из Хаджа более богобоязненным. Стал более уверенным в себе. И с чувством радости от того, что ЭТО в моей жизни случилось.

И ещё. Скажу без тени лукавства, что с момента возвращения из Хаджа мне снова хочется там побывать.

Душа тоскует по священным местам!

 

 


Садриев Рафаил Гарафиевич,
ранее работал заместителем Управления –
зав. отделом делопроизводства
Аппарата Президента Республики Татарстан

 

 

 

 

15 вопросов о главном событии в жизни мусульманина

Хадж – это не турпоездка, а испытание. Проверка паспортов на границе может длиться несколько часов, никто не предоставит паломнику персональный трансфер, а в номере отеля он может оказаться вместе с несколькими незнакомыми людьми. В Каабе скапливается огромное множество людей, толпа там настолько плотная, что даже не страдающие клаустрофобией люди начинают испытывать панику. Еще большая давка возникает во время первого побивания шайтана камнями. В ходе этого обряда иногда гибнут люди. Но паломников это не останавливает, они готовы приезжать в Мекку снова и снова, чтобы ощутить свою близость к Всевышнему. И даже смерть во время хаджа считается благословенной, поскольку умершие на пути к Аллаху попадают в Рай.

Что такое хадж?

Хадж – это паломничество в Мекку, город в Саудовской Аравии, где в мечети Аль-Харам находится главная святыня ислама – священная Кааба. Совершить хадж раз в жизни должен каждый мусульманин, имеющий для этого силы и средства. Причем деньги на поездку должны быть заработаны исключительно честным путем.

Хадж является одним из пяти столпов ислама – предписаний, обязательных для исполнения. Остальные четыре – это шахада (произнесение формулы «Нет Бога кроме Бога, и Мухаммад – пророк Его»), намаз (ежедневная пятикратная молитва), ураза (пост во время месяца Рамадан) и закят (налог на имущество).

Когда наступает время хаджа?

Хадж начинается в месяце Зуль-хиджа – спустя 2 месяца после окончания Рамадана. Так как лунный мусульманский календарь на 11 дней короче григорианского, время хаджа каждый год меняется. Обряды хаджа длятся три дня – 8-10 числа Зуль-хиджы. Самый важный из них – второй, День стояния на Арафате. В 2018 году «День Арафат» приходится на 20 августа.

Что такое Кааба?

Мусульмане верят, что Кааба – первый храм на земле. В разных преданиях говорится, что ее построил Адам, изгнанный из Рая, или его сын Шис, или даже ангелы. Но во время Всемирного потопа, гласит легенда, храм был разрушен. Спустя века Всевышний указал пророку Ибрахиму (библейскому Аврааму) забытое к тому времени место постройки, и тот вместе с сыном Исмаилом возвел на его фундаменте новый храм, куда теперь стекаются паломники со всего света. И к нему же обращены лица всех мусульман, совершающих намаз.

В Коране повествуется, что когда Всевышний приказал Ибрахиму возвестить людям о хадже, тот воскликнул: «Господи! Как мне донести этот призыв до людей, ведь мой голос не дойдет до них?!» И получил ответ: «Ты позови, а Мы обязательно донесем [твой призыв до них]». Тогда Ибрахим поднялся на возвышенность и воззвал: «О люди! Ваш Господь избрал [Заповедный] Дом, так отправляйтесь же в хадж к нему!»

Что такое черный камень?

Слева от дверей Каабы находится черный камень (Хаджаруль-Асвад). Отсюда все паломники начинают совершать таваф – обязательный обряд обхода Каабы.

Согласно хадисам (высказываниям пророка Мухаммада) камень был ниспослан из Рая. Ангел Джибриль (Гавриил) принес его пророку Ибрахиму при строительстве Каабы. Легенда гласит, что сначала камень был белее молока, но грехи людей сделали его черным.

Что такое Зам-Зам?

Священный источник Зам-Зам в Мекке – еще одно из чудес ислама. Каждый паломник должен испить из него. Зам-Зам появился в пустыне, когда Хаджар (Агарь) вместе со своим сыном Исмаилом, оставленная по повелению Аллаха пророком Ибрахимом, искала родник, чтобы напоить ребенка. В поисках воды она пробежала от горы Сафа к горе Марва. И сегодня один из обязательных обрядов хаджа – бег между этими холмами.

По преданию, в пустыне к Хаджар явился ангел Джибриль, он коснулся земли кончиком крыла, и из камней потекла вода.

Геологи не могут оценить запасы Зам-Зама: источник не имеет подземных водоемов. Вода стекается в него по склонам скал. Она очень чистая и считается целебной. 

Что должен сделать паломник?

Хадж состоит из ряда обязательных обрядов. Как правило, группы паломников сопровождает гид, который разъясняет все тонкости их совершения. Ведь нарушение канонического порядка может сделать хадж недействительным.

Первый обряд – таваф – обход вокруг Каабы. Затем паломники должны пройти между холмами Сафа и Марва. Но самый главный обряд – пребывание в долине Арафат, где, согласно преданиям, встретились Адам и Хавва (Ева), изгнанные из Эдема. Здесь нужно провести целый день, моля о прощении. Некоторые паломники стараются забраться на гору Арафат, хотя это необязательно.

Затем следует ночлег в долине Муздалифа, пребывание в долине Мина и побивание шайтана камнями. Этот обряд восходит к коранической истории о жертвоприношении Ибрахима. Она идентична библейской легенде об Аврааме, которому Господь приказал принести в жертву любимого сына. По пути к месту заклания Ибрахиму несколько раз встречался Иблис (шайтан) и пытался отговорить пророка от его намерения. Тот в ответ бросал в искусителя камни. В память об этой истории паломник должен трижды поднять камни и бросить их в специальные столбы, олицетворяющие шайтана.

Чем завершается хадж?

Завершается хадж самым главным мусульманским праздником жертвоприношения – Ид аль-Адха, Курбан-Байрам. Обычно паломники обращаются в специальные службы, сотрудники которых по их заказу режут барана, верблюда или быка. Мясо отправляют из Мекки в голодающие страны Африки. Если паломник не в состоянии принести жертву, он должен поститься три дня во время хаджа и семь после.

Затем мужчины остригают свои волосы. После этого паломники возвращаются в Мекку, чтобы второй раз обойти Каабу и исполнить обряд бега между холмами Сафа и Марва.

Прощаясь с Меккой, они совершают еще один, прощальный таваф.

Что посетить в Медине?

После завершения хаджа паломники направляются в город пророка Мухаммада – Медину. Все мединцы носят белые одеяния и очень приветливы. Они считают паломников «гостями Аллаха» и состязаются в том, чтобы оказать им помощь и проявить гостеприимство.

В хадисах сказано, что намаз в мечети пророка в тысячу раз более ценен, чем намаз в любом другом храме – кроме Аль-Харама, где молитва ценится в сто тысяч раз больше.

Мединская мечеть восхищает убранством. Здесь есть комната жены пророка – Айши, в которой он и похоронен согласно его завещанию. Рядом находятся могилы первых сподвижников пророка – Абу Бакра и Умара, а за мечетью, на кладбище Бакийя, похоронены другие известные герои исламской истории.

Как совершают хадж женщины?

Женщины одеваются в светлую одежду, отличную от мужской, при этом оставаясь покрытыми так же, как предписано мусульманкам в обычные дни, с той лишь разницей, что в хадже женщине нельзя полностью закрывать лицо и надевать перчатки, закрывающие кисти рук.

По требованию МИДа Саудовской Аравии женщин моложе 45 лет должен сопровождать махрам – мужчина из близких родственников старше 17 лет.

Во время хаджа женщины совершают те же обряды, что и мужчины, кроме постригания волос.

Что надеть на хадж?

Одним из ярких атрибутов хаджа является ихрам – два куска простой ткани, которую надевают все без исключения паломники. Одинаковая одежда означает равенство людей перед Богом. В ихрам нужно облачиться при пересечении границы священной территории Микат, запретной для греха. Эта граница не совпадает с государственной или административной, это исторически сложившаяся территория вокруг Мекки.

Так как российских паломников чаще всего доставляют в Мекку самолетом, они пересекают Микат еще в воздухе, где и облачаются в ихрам. Надеть его можно и до посадки в самолет.

Хадж и умра: в чем отличие?

Умра — это малое паломничество, совершаемое в любое время года, в отличие от хаджа. Обряды умры состоят в хождении вокруг Каабы и между холмами Сафа и Марва. Российские паломники предпочитают приезжать в Мекку заранее, совершить умру, затем выйти из ритуального состояния ихрама и после наступления дня начала хаджа вновь облачиться в ихрам и совершить хадж.

Как добираются в Мекку?

Российские паломники отправляются в хадж за 10, а иногда и 25 дней до его начала. Многочисленные турфирмы предоставляют пакеты 2-3-недельных туров с пребыванием в городах Саудовской Аравии, с экскурсионными поездками по значимым местам. Учитывая сложности пересечения границ, проще всего лететь в Мекку самолетом. Но некоторые добираются автотранспортом или даже на велосипедах. Получить саудовскую визу самостоятельно очень сложно, лучше действовать через аккредитованную турфирму.

Сколько стоит хадж?

В 2017 году туроператоры предлагали экономичный вариант хадж-тура в среднем за $2,6 тысячи – прямой рейс из городов Северного Кавказа и $3-3,6 тысячи из Москвы. В этом году цены практически не изменились. Вип-туры стоят около $6 тысяч. Для жителей Кавказа подобраны и малобюджетные, комбинированные маршруты – на автобусе и самолете – за $1950.

Стоимость путевки зависит не только от количества звезд у отеля, но и от его удаленности от Каабы в Мекке и от мечети пророка в Медине. Сегодня многие туроператоры включают в пакет услуг 1-2 разовое питание, хотя еще несколько лет назад его не предусматривали вообще, даже вип-туры.

Зачем нужны квоты?

За считанные дни в Мекку прибывают миллионы мусульман, увеличивая население города в 4 раза, и каждый год число паломников растет. Королевство Саудовская Аравия предпринимает беспрецедентные меры по модернизации и расширению территории Аль-Харама, где проходят самые многолюдные обряды.

Кроме того, королевство устанавливает квоты для паломников из других стран в соотношении 1 место на тысячу мусульман. В 2018 году общероссийская квота составляет 20 500 мест. Почти половина досталась двум республикам Северного Кавказа:  Дагестану выделена квота на 8600 мест, Ингушетии — на 1400.

Что нужно знать о Мекке?

В честь пророка, принесшего людям Коран, всех мужчин в Мекке принято называть Мухаммадами. Именно так обращаются к продавцам, таксистам, официантам, полицейским.

Мекка – красивый, современный город с высотными зданиями и множеством мечетей. Вся территория Мекки считается запретной для греха, тут нельзя причинять вред ничему живому, даже растениям. После азана – призыва к молитве – продавцы оставляют свои магазины открытыми, не опасаясь краж, водители останавливают машины прямо на проезжей части, вся улица превращается в мечеть. Тем не менее паломники иногда становятся добычей воров и попрошаек.

Над материалом работали:

{{role.role}}: {{role.fio}}

Поделиться

Хадж | Определение, важность и факты

Мекка, Саудовская Аравия: Кааба

Смотреть все СМИ

Ключевые люди:
Ибн Джубайр
Похожие темы:
Раджм Курбан-байрам ихрам таваф сказать

Просмотреть весь связанный контент →

хадж , также пишется как ḥadjdj или хадж , в исламе паломничество в священный город Мекку в Саудовской Аравии, которое каждый взрослый мусульманин должен совершить хотя бы раз в жизни. Хадж является пятой из основных мусульманских практик и институтов, известных как пять столпов ислама. Обряд паломничества начинается на 7-й день Зу аль-Хиджа (последний месяц исламского года) и заканчивается на 12-й день.

Хадж обязателен для всех мусульман, которые физически и финансово в состоянии совершить паломничество, но только в том случае, если их отсутствие не создаст трудностей для их семьи. Человек может совершить хадж по доверенности, назначив родственника или друга, отправляющегося в паломничество, «заменять» его или ее.

Викторина «Британника»

Ислам

Много ли вы знаете о Пророке Мухаммеде? Как насчет святых городов? Проверьте свои знания об исламе с помощью этого теста.

Образец обрядов паломничества был установлен Пророком Мухаммадом, но в нем возникали вариации, и строгий формальный маршрут не соблюдается строго массой паломников, которые часто посещают различные мекканские места не по порядку.

Когда паломник находится примерно в 6 милях (10 км) от Мекки, он или она входит в состояние святости и чистоты, известное как ихрам, и надевает одежды ихрама; для мужчин они состоят из двух белых бесшовных простыней, которые оборачиваются вокруг тела, а женщины могут носить сшитую одежду. Паломники не стригут ни волосы, ни ногти, пока не завершится обряд паломничества. Они входят в Мекку и семь раз обходят священную святыню, называемую Каабой, в Великой мечети, целуют или касаются Черного камня (аль-Хаджар аль-Асвад) в Каабе, дважды молятся в направлении Макама Ибрахима и Каабы. , и пробежать семь раз между второстепенными выступами горы Сафа и горы Марва. На 7-й день Зу аль-Хиджа паломникам напоминают об их обязанностях. На втором этапе ритуала, который проходит между 8-м и 12-м числами месяца, паломник посещает святые места за пределами Мекки — Джебель ар-Рахма, Муздалифа и Мина — и приносит в жертву животное в память о жертвоприношении Авраама. . Затем паломникам-мужчинам обычно бреют головы, а паломникам-женщинам удаляют прядь волос. После rajm Ритуал в Мине, во время которого паломники бросают семь камней в три стены (бывшие столбы, символизирующие Дьявола) в течение трех дней подряд, паломник возвращается в Мекку, чтобы совершить прощание tawāf или обход вокруг Каабы перед отъездом город.

Ежегодно около двух миллионов человек совершают хадж, и этот обряд служит объединяющей силой в исламе, объединяя последователей разного происхождения на религиозном празднике. После того, как верующий завершил паломничество, он или она может добавить титул ḥājj или ḥajjī (для мужчин) или ḥājjah (для женщин) на свое имя. Считается, что паломничество, если оно совершается должным образом, стирает предыдущие грехи искренне верующего. Сравните умра .

Редакторы Британской энциклопедии Эта статья была недавно отредактирована и обновлена ​​Адамом Августином.

Что такое хадж? — Ежегодное исламское паломничество

Хадж – это священное паломничество, которое хотя бы раз в жизни необходимо совершить каждому мусульманину – это один из пятых столпов Ислама. Каждый год миллионы мусульман со всего мира приезжают и выступают на Хадж в Мекке, современная Саудовская Аравия.

Проходит ежегодно в одно и то же время, в священный месяц Зуль-Хиджа – двенадцатый месяц исламского календаря. Хадж начинается 8-го зуль-хиджа и длится примерно от пяти до шести дней в зависимости от наблюдения за луной. Когда появляется новый полумесяц, мусульмане всего мира приветствуют четырехдневный праздник Курбан-Байрам.

Узнайте, когда здесь хадж.

Аллах повелевает мусульманам совершать священное паломничество хаджа, как сказано в Священном Коране:

«Вы войдете в Священную Масджид, с Божьей помощью, в полной безопасности, и там вы подстрижете или укоротите волосы (по мере выполнения ритуалов паломничества). У вас не будет никакого страха. Поскольку Он знал то, чего не знали вы, Он соединил это с непосредственной победой».

Коран | 48:27

Хотя хадж требуется от каждого мусульманина, он требуется только до тех пор, пока у них есть возможности. Существуют условия, при которых мусульмане имеют право выполнять Хадж и освобождаются от совершения Хаджа.

Что такое хадж в исламе?

Священное паломничество хаджа состоит из ряда обрядов и ритуалов – некоторые по порядку – которые бросают паломнику духовный, эмоциональный и физический вызов. Например, паломник может проходить от 5 до 15 км в день, так как хадж требует некоторого путешествия между несколькими местами в Мекке и ее окрестностях. Большая часть паломничества проходит в мечети аль-Харам, где Кааба находится.

Хадж является духовным долгом и столпом ислама , и для многих это событие, которое происходит раз в жизни. Разрешается идти более одного раза в течение жизни, если вы искренне ищете довольства Аллаха (СВТ) (что означает «Наиславнейший, Всевышний»).

Как сказал Пророк Мухаммад (мир ему и благословение):

«Кто совершит хадж ради Аллаха и не произнес ни одной непристойной речи и не совершит никакого дурного деяния, возвратится (свободный от греха) ), как его мать родила его».

Что происходит во время хаджа?

Мусульмане, совершающие священное паломничество хаджа, должны пройти ряд обрядов и ритуалов, каждый из которых предлагает свою уникальную цель и мудрость.

Вот 18 шагов хаджа:

18 шагов хаджа:
  1. Подготовка и намерение
  2. Войти в состояние ихрама
  3. Таваф x7
  4. Сафа и Марва
  5. Стрижка/бритье волос (концы умры)
  6. Отдых и молитва
  7. Войти в состояние ихрама
  8. Прибытие в Мину
  9. День ‘Арафа
  10. Муздалифа (под ночным небом)
  11. Рами (побивание камнями дьявола)
  12. Гурбани
  13. Бритвенная насадка
  14. Таваф аль-Ифада
  15. Рами (побивание камнями дьявола)
  16. Переночевать в Мине
  17. Рами (побивание камнями дьявола)
  18. Прощай Таваф аль-Вида

Нажмите здесь, чтобы просмотреть наше пошаговое руководство по совершению хаджа, включая все, что вам нужно знать о том, как совершить это невероятное путешествие. Вы также можете скачать наше простое руководство по хаджу здесь.

Почему мусульмане совершают хадж?

Хадж является одним из пятых столпов ислама, то есть обязанностью каждого мусульманина.

Вот пять столпов ислама:

  1. Исповедь веры ( Шахада ). Вера и заявление о том, что «нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и Мухаммад (‎ﷺ) является последним Пророком, посланным Аллахом».
  2. Молитва ( Салах )
  3. Милостыня ( Закят )
  4. Пост ( Sawm )
  5. Паломничество ( Хадж )

В отличие от молитвы, милостыни и поста, хадж требуется от каждого мусульманина только один раз в жизни, если он физически, эмоционально и финансово соответствует требованиям. Однако мусульманам разрешается ходить более одного раза, если у них есть средства.

Хадж — это испытание терпения и темперамента, оно может быть сложным в духовном, эмоциональном и физическом плане. Однако святость этого случая дает опыт и возможность, как никакие другие, для приближения к Аллаху (СВТ), и многие мусульмане во всем мире всю свою жизнь стремятся получить возможность совершить Хадж .

Узнайте больше об основах хаджа здесь.

Сколько мусульман отправляются в хадж?

Каждый год миллионы мусульман со всего мира путешествуют по суше, морю и воздуху в Мекку, Саудовская Аравия, чтобы совершить хадж. Каждый год около 2-3 миллионов человек посещают хадж.

Вот сколько человек посетило хадж в предыдущие годы:

1999 год: более 1,8 миллиона

2009 год: более 2,3 миллиона

2012 год: более 3,1 миллиона

Как вы готовитесь к хаджу?

Хотя хадж является прежде всего духовным долгом, он также требует больших физических усилий, и подготовка к хаджу очень поощряется мусульманами всего мира.

Поскольку паломники проходят в среднем от 5 до 15 км в день, мусульманам рекомендуется физически готовиться к хаджу за несколько недель до него, чтобы путешествие, необходимое между местами в течение пяти-шестидневного паломничества, не стало шоком для система. Физическая подготовка помогает справиться с эмоционально и духовно сложными аспектами Хадж .

Прочтите наше пошаговое руководство по совершению хаджа, включая все, что вам нужно знать о подготовке к нему.

Разница между хаджем и умрой

Хадж и умра являются священными паломничествами в исламе и имеют много общих качеств, обрядов и ритуалов. Тем не менее, есть некоторые основные различия, одно из самых больших заключается в том, что хадж является пятым столпом ислама и требуется от каждого мусульманина, если у него есть возможности, тогда как умра является добровольным паломничеством.

Вот еще несколько различий между хаджем и умрой:

  • Хадж можно совершать только между 8 и 12 или 13 числами зуль-хиджа каждого года, тогда как умру можно совершать в любое время года.
  • Хадж длится примерно пять-шесть дней (в зависимости от вида полумесяца), а умру можно совершить за гораздо более короткий срок – даже сутки!
  • В хадже нужно совершить 18 шагов, тогда как в умре их гораздо меньше.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *