Ремесло и торговля в Древней Руси
Цепь из медальонов и колты (золотые украшения с разноцветной эмалью). XI в. Из клада, найденного в Киеве в 1887 году.
Показателем сдвига в производительных силах Руси в XI — начале XII в. явилось дальнейшее развитие ремесла. В деревне, в условиях господства натурального хозяйства, изготовление одежды, обуви, утвари, земледельческого инвентаря и т. д. было домашним производством, ещё не отделившимся от земледелия. Обособились от сельского хозяйства кузнечное и в меньшей мере гончарное ремёсла. Ремесленный характер приобретали также костерезное и плотницкое дело. На Волыни целые селения изготовляли шиферные пряслица для веретён, расходившиеся по всей Руси.
С развитием феодального строя часть общинных ремесленников переходила в зависимость от феодалов, другие покидали деревню и уходили под стены княжеских замков и крепостей, где создавались ремесленные посады. Возможность разрыва ремесленника с деревней была обусловлена развитием земледелия, способного обеспечить городское население продуктами и начавшимся отделением ремесла от сельского хозяйства. Центрами развития ремесла становились города. В них к XII в. насчитывалось свыше 60 ремесленных специальностей. Значительная часть ремёсел основывалась на металлургическом производстве, уровень которого показателен для оценки развития ремесла в целом. Если в деревне доменное дело ещё не отделилось от кузнечного, то в городах в области обработки железа и стали появилось не менее 16 специальностей, обеспечивших значительный выпуск изделий. О техническом уровне металлургического производства свидетельствует применение ремесленниками сварки, литья, ковки металла, наварки и закалки стали.
Русские ремесленники XI—XII вв. производили более 150 видов железных и стальных изделий, их продукция играла важную роль в развитии товарных связей города с деревней. Древнерусские ювелиры знали искусство чеканки цветных металлов. В ремесленных мастерских изготовлялись орудия труда (лемехи, топоры, зубила, клэщи и т. д.), оружие (щиты, кольчужная броня, копья, шеломы, мечи и др.), предметы быта (ключи и т. п.), украшения — золотые, серебряные, бронзовые, медные.
В области художественного ремесла русские мастера освоили сложную технику зерни (выделки узоров из мельчайших зёрен мэталла), скани (выделки узоров из тончайшей проволоки), фигурного литья и, наконец, требующую особенного искусства технику черни (изготовление чёрного фона для узорчатых серебряных пластинок) и перегородчатой эмали. Сохранились прекрасные изделия с инкрустациями золотом и серебром по железу и меди. Значительное развитие получили в древнерусских городах такие виды ремесла, как гончарное, кожевенное, древодельное, камнесечное, и десятки других. Своими изделиями Русь завоевала известность в тогдашней Европе. В городах ремесленники работали на заказ и на рынок. Однако общественное разделение труда в стране в целом было слабым. Деревня жила натуральным хозяйством. Продукция немногочисленных деревенских ремесленников распространялась на расстояние примерно 10—30 км. Проникновение в деревню из города мелкорозничных торговцев не нарушало натурального характера сельской экономики. Центрами внутренней торговли были города. Там имелись рынки, на которых продавались как продукты питания, так и ремесленные изделия; туда привозили свои товары иноземные купцы. Но и городское товарное производство не изменяло натурально-хозяйственной основы экономики страны.
Более развитой являлась внешняя торговля Руси. Русские купцы торговали во владениях Арабского халифата. Днепровский путь связывал Русь с Византией. Русские купцы ездили из Киева в Моравию, Чехию, Польшу, Южную Германию; из Новгорода и Полоцка — по Балтийскому морю в Скандинавию, Польское Поморье и далее на запад. В таможенном уставе X в. города Раффельштеттена (Германия) упоминаются славянские купцы. Вывозилось из Руси главным образом сырьё. С развитием ремесла увеличился вывоз ремесленных изделий. На внешний рынок поступали пушнина, воск, мёд, смола, лён и льняные ткани, серебряные вещи, пряслица из розового шифера, оружие, замки, резная кость и пр. Ввозились на Русь предметы роскоши, фрукты, пряности, краски и пр.
Князья специальными договорами с иностранными государствами стремились защитить интересы русских купцов. В «Русской правде» более поздней (так называемой «Пространной») редакции XII—начала XIII в. предусматривались некоторые меры по охране имущества купцов от потерь, связанных с войнами и другими обстоятельствами. В качестве денег ходили слитки серебра, иностранные монеты. Князья Владимир Святославич я его сын Ярослав Владимирович выпускали (хотя и в небольшом количестве) чеканенную серебряную монету.
Однако и внешняя торговля не меняла натурального характера хозяйства Руси, так как подавляющая часть предметов вывоза (меха и пр.) не производилась в качестве товара, а получалась в виде дани или оброка от смердов; вещи, привозимые из-за границы, служили лишь потребностям богатых феодалов и горожан. В деревню заграничные товары почти не проникали.
С ростом общественного разделения труда развивались города. Они возникали из крепостей-замков, постепенно обраставших посадами, и из торгово-ремесленных посёлков, вокруг которых возводились укрепления. Город был связан с ближайшей сельской округой, продуктами которой он жил и население которой обслуживал ремесленными изделиями. В то же время и часть городского населения сохраняла связь с земледелием, хотя оно и являлось для горожан подсобным занятием.
Скандинавские источники именовали Русь «страной городов». Под этими городами подразумевались как ремесленно-торговые центры, так и небольшие укреплённые пункты. Русские летописи, сохранив упоминания о городах, верокятно неполные, дают возможность судить об их росте. В летописных известиях IX—X вв. упомянуто 25 городов, в известиях XI в. —89. Расцвет древнерусских городов падает на XI— XII вв.
Древнерусский город состоял из крепости — детинца и городского посада, где жило торгово-ремесленное население и находился рынок — торг. Население в таких крупных городах, как Киев, который хронист XI в. Адам Бременский называл «соперником Константинополя», или Новгород, в XI—XII вв. исчислялось, по-видимому, десятками тысяч человек. Городское ремесленное население пополнялось беглыми холопами и зависимыми смердами.
Как и в странах Западной Европы, в древнерусских городах возникали ремесленные и купеческие объединения, хотя здесь и не сложился цеховой строй. Так, существовали объединения плотников и городников (строителей крепостных сооружений) во главе со старостами, братства кузнецов. Ремесленники делились на мастеров и учеников. Кроме свободных ремесленников, в городах жили и вотчинные ремесленники, являвшиеся холопами князей и бояр.. Городскую знать составляло боярство.
Крупные города Руси (Киев, Чернигов, Полоцк, Новгород, Смоленск и др.) были административными, судебными и военными центрами. В то же время, окрепнув, города содействовали процессу политического дробления. Это было закономерным явлением в условиях господства натурального хозяйства и при слабости экономических связей между отдельными землями.
Ремесло и торговля древней Руси
Центрами развития ремесла становились города. Они возникали из крепостей-замков и из торгово-ремесленных поселков. Город был связан с ближайшей сельской округой, продуктами которой он жил и население которого обслуживал ремесленными изделиями. В городах имелись рынки, на которых продавались продукты питания и ремесленные изделия, туда привозили товары иноземные купцы.
Скандинавские источники называют Русь «страной городов». В русских летописях IX—X в. упомянуто 25 городов, в летописях XI в.— 89. Расцвет древнерусских городов приходится на XI—XII вв. Древнерусский город состоял из крепости — детинца и городского посада, где жило торгово-ремесленное население и находился рынок — торг. Население Киева, который хронист XI в. Адам Бременский называл «соперником Константинополя», исчислялось десятками тысяч человек. Как и в городах Западной Европы, в древнерусских городах возникали ремесленные и купеческие объединения, но цеховой строй на Руси так и не сложился.
Князья специальными договорами с иностранными государствами стремились защитить интересы купцов. В «Русской Правде» предусматривались меры по охране имущества купцов от потерь, связанных с войнами. В качестве денег ходили слитки серебра, иностранные монеты. Князья Владимир Святославович и его сын Ярослав Владимирович выпускали в небольших количествах серебряную монету.
Своими изделиями Русь завоевала известность в Европе. В городах ремесленники работали на заказ и на рынок.
Одежду для знати шили из узорчатых тканей и расшивали цветными шелками и шерстью, золотыми или серебряными нитями. Иногда тканый или вышитый узор воспроизводили более простой техникой — уже в X—XI вв. на Руси появилась цветная набойка.
Шелк и золототканая парча встречаются в погребениях богатых людей.
Богатые боярские одежды украшались нашивными бляшками с рельефным и цветным узором и сплошными рядами саженного жемчуга. Особенно пышно выглядели, судя по древним изображениям, верхние плащи — корана. На корзна шли самые дорогие привозные ткани — оловир, аксамит, парча и др. Крупный тканый рисунок интересен и своими сюжетами: львы, слоны, птицы с девичьими ликами, всадники, крылатые быки и барсы, яркие цветы, орлы — весь пестрый мир восточной сказочной фантастики красовался на плащах дружинников.
Торговля шелковыми тканями с Востока уже в IX в. была почти монополизирована купцами русов. До крестовых походов Русь была важнейшим посредником в торговле Запада с Востоком. Недаром французский поэт XII в. воспевая красавицу, говорил о ее прекрасной одежде из «русского шелка». Древнерусские горожане постоянно видели перед собой одежды, на которых русские узоры сменялись узорами иранских и византийских тканей. Из этих тканей до нашего времени уцелели лишь немногие фрагменты.
В ремесленных мастерских изготавливались орудия труда (лемехи, топоры, зубила, клещи), оружие (щиты, кольчужная броня, копья, шлемы, мечи), предметы быта (ключи, замки), украшения — золотые, бронзовые, медные. Была освоена сложная техника зерни (выделки узоров из мельчайших зерен металла), скани (выделки узоров из тончайшей проволоки), фигурного литья и черни (изготовление черного «фона для узорчатых серебряных пластинок) и перегородчатой эмали.
Древнерусские ювелиры знали искусство чеканки цветных металлов. Широкий простор деятельности «кузнецов золоту и серебру» открывался в области изготовления украшений.
Золотые короны русских княгинь украшались эмалью и жемчугом. От короны к плечам спускались золотые цепи с изображением птиц; цепи заканчивались колтами (древнерусскими полыми подвесками, часто украшенными зернью, сканью, эмалью, чернью) с сиринами, барсами, цветами. Шея женщины богато украшалась различной «гривною утварью», в состав которой входили мониста из больших медальонов, разнообразные бусы, подвески, крестики. Все это было сделано тонко, изящно, увито завитками скани, усыпано тончайшей зернью. Руки женщины были перехвачены в запястьях широкими серебряными браслетами, богато орнаментированными изображениями птиц, кентавров, гусляров и плясуний, на пальцах красовались перстни. Сами князья и бояре были одеты в узорные корзны, на головах носили особые шапки с меховой опушкой и узорным верхом, ворот и рукава были расшиты нитями и вышивкой. Кафтан застегивался красивыми ромбическими застежками или завязывался цветными шнурами, пояс украшался серебряным или золотым набором, на ногах были сафьяновые сапоги, расцвеченные и расшитые жемчугом.
Кроме того, воины старались по возможности украсить свое оружие и доспехи. Позолоченные или посеребренные шлемы обкладывались чеканными серебряными узорами или изображениями святых, кольчуги оторачивались медной каймой, рукояти и ножны мечей украшались серебряной проволокой, гравировкой по серебру и литыми накладками (на концах ножен) с изображением птиц, звериных морд, ременного плетения. На бронзовых гирях от кистеней отливались рельефные изображения птиц. Особенно изысканно орнаментировались парадные церемониальные топорики: на них изображались птицы по сторонами дерева и художественно выполненные инициалы (например, буква А, образованная фигуркой змея и вонзаемым в него мечом).
Боевой конь, спутник воина, также был предметом заботы мастера-ювелира. Уздечки с бронзовыми бляшками, с головами зверей на концах ремней, седла из «жженого злата» и цветистые, узорные чепраки украшали коня. Костяные накладки колчанов с причудливым переплетением фантастических зверей, резные рукояти ножей, изящные складные гребни, шпоры с миниатюрными золотыми гвоздиками, боевые щиты с геральдическими символами и множество других различных предметов довершали убранство воина.
Носы боевых кораблей украшались резными головами драконов, высоко поднятыми над водой, а паруса шились из цветного шелка.
«Почестные пиры» князя с дружиной, воспетые былинами, летописями и даже христианскими проповедниками, были своеобразной выставкой княжеского богатства: столы уставлялись золотой и серебряной посудой, турьими рогами в чеканной оправе, стеклянными бокалами и резными ковшами, полы устилались цветистыми восточными коврами.
Слуги подавали воду для умывания в бронзовых сосудах в виде животных или всадников. Рядом со столами слуги раздували бронзовые курильницы («укропницы»), также оформленные в виде зверей; их внутренность наполнялась ароматическими травами, через ажурную прорезь «в теле» шел дым, а из «глаз» и «ушей» вырывалось пламя. Помещения освещались свечами в подсвечниках, стоящих на звериных лапах, а для больших княжеских гридниц применялись, вероятно, такие же бронзовые паникадила на двенадцать или шестнадцать свечей, какие известны из церквей X—XII вв.
Пиршественная утварь также орнаментировалась очень разнообразно. Имелись все виды ювелирной техники и самые разнообразные сюжеты. Рядом с русской утварью попадаются иноземные изделия. Иногда заботливая рука княжеского казначея отмечала на дне цену, за которую была куплена та или иная художественная вещь.
Княжескую казну, хранилище огромных художественных и материальных ценностей, показывали послам иностранных государств, которые восхищались обилием и красотой утвари.
Развивалась внешняя торговля Руси. Днепровский путь связывал Русь с Византией. Купцы из Киева ездили в Моравию, Чехию, Польшу, Южную Германию, из Новгорода и Полоцка — по Балтийскому морю в Скандинавию, Польское Поморье и далее на запад. Торговали во владениях Арабского халифата. В таможенном уставе X в. города Раффель-штеттена (Германия) упоминаются славянские купцы. Вывозили из Руси главным образом сырье. С развитием ремесла увеличился вывоз ремесленных изделий. На внешний рынок поступали пушнина, воск, мед, смола, лен и т. д.
I. Домашняя промышленность и ремесла
Ленин: 1899 г.: Развитие капитализма в России: Глава пятая: I. Домашняя промышленность и ремеслаРАЗВИТИЕ КАПИТАЛИЗМА В РОССИИ
Глава V. Первые этапы капитализма в промышленности
Перейдем теперь от земледелия к промышленности. Здесь тоже наша задача формулируется так же, как и в случае с сельским хозяйством: мы должны анализировать формы промышленности в пореформенной России, т. е. изучить существующую систему социально-экономические отношения в обрабатывающей промышленности и характер эволюции этой системы. Начнем с самого простого и примитивные формы промышленности и проследить их развитие.
I. Домашняя промышленность и ремесла
Под отечественной промышленностью мы понимаем переработку сырья в
домохозяйство (крестьянская семья), производящее их. Отечественная промышленность представляет собой
необходимым дополнением натурального хозяйства, остатки которого почти всегда
сохраняется там, где есть мелкое крестьянство.
Первой формой промышленности, отделившейся от патриархального земледелия, является ремесленное производство, т. статей на заказ потребитель. [1]
сырье материалы могут принадлежать либо заказчику-потребителю, либо ремесленнику, а оплата труда последнего производится либо наличными, либо натурой (помещения ремесленника и содержание, вознаграждение частью продукта, например, мука и др.


Ограничимся этими краткими замечаниями, поскольку подробное рассмотрение
кустарного производства в нашу задачу не входит. В этой форме
отрасли товарного производства еще не существует; здесь только товар
обращение появляется в том случае, когда ремесленник получает
уплату деньгами или продает часть продукта, полученную им за
выполненную работу и покупает себе сырье и инструменты
производство. Продукт ремесленника
рабочая сила не появляется на рынке, практически не выходя из сферы
крестьянский натуральный
экономика.
Примечания
[1] Кунденпродукция . См. Карл Блюхер, Die Entstehung der Volkswirtschaft , Тюбинген, 1893 г. (Работа выполнена на заказ. См. Карл Блюхер, Восстание нации Эконом .— Эд .) [6] — Ленин

[3] Хаотическое состояние этой статистики иллюстрируется, в частности, ярко проявляется в том, что еще не определены критерии для Отличие ремесла от фабричных заведений. В 60-е годы для например, деревенские красильни чисто кустарного типа классифицировались с последним ( Ежегодник Министерства финансов , Том I, стр. 172-176), а в 1890 г. крестьянские суконные фабрики были смешаны с шерстяные фабрики (Орлова
Справочник заводов и Соч. , 3-е изд., с. 21) и т. д. Также не является последним списком Заводы (Санкт-Петербург, 1897) избавлены от этой путаницы. За примеры см. в наших исследованиях , стр. 270-271. [См. также настоящее издание, т. 4, «К вопросу о нашем заводе Статистика.» Эд .]— Ленин [4] Этой переписи мы посвятили специальную статью в наших исследованиях. стр. 113-199. (См. настоящее издание, т. 2, Ремесленная перепись
1894-95 годы в Пермской губернии и общие проблемы «ремесла».
Промышленность .— Изд. .) Все приведенные в тексте факты
о пермских «кустарях» взяты из того
артикул.— Ленин
[5] Близость ремесленного производства к натуральному хозяйству крестьян иногда приводит к попыткам с их стороны организовать такое производство за все село, крестьяне давали ремесленнику содержание, он берется работать за всех жителей села обеспокоенный. В настоящее время эту систему промышленности можно встретить только путем исключения или в самых отдаленных приграничных районах (например, по этим направлениям организовано кузнечное ремесло в некоторых деревни Закавказья. См.
[6] Ленин дает высокую оценку исследованиям Бюхера и
классификации стадий и форм промышленного
развития, в главе VII «Развитие капитализма в
Россия , в его сноске на странице 550. Самая важная часть
Блюхера, посвященная зарождению народного хозяйства,
был переведен на русский язык Лениным, по-видимому, когда он был в ссылке, в
село Шушенское. Ленинского перевода не было.
опубликовано. [стр.332]
| | II. Мелкие товаропроизводители в промышленности. Ремесленный дух в малых отраслях |
Работает Индекс | Том 3 | | | Собрание сочинений | Л.И.А. Индекс |
< назад | вперед > |
Откройте для себя Иоганна Никадимуса, мастера-вышивальщицу в Москве
Путеводитель Событие
ПРЕСС- Пресс-релизы
- Медиа-центр
- Информационные партнеры
- Аккредитация прессы
- Английский
- итальянский
- японский
- Бронирование
- Списки желаний
- Закладки
- Маршруты
- Счет
- Войти
Подпишитесь на нашу рассылку
|
Представлено РуководствомСобытие
Приветствие сезона Ремесленники Музеи и галереи Опыт Маршруты Амбассадоры
- Рядом
- Секции
- Ремесленники
- Музеи и галереи
- Опыт
- Вышивальщица
- Москва, Россия
- Восходящая звезда
- • Иоганн дважды менял профессию, прежде чем стать ремесленником
- • Он делает роскошные исторические русские головные уборы
- • На изготовление каждого кокошника уходит несколько месяцев
- © Все права защищены
- © Иоганн Никадимус
- © Иоганн Никадимус
- © Александр Коновалов
Исследовать Ремесленники Музеи и галереи Опыт Маршруты О
Иоганн Никадимус Вышивальщица
Контакт
Русский, Английский
Адрес:
Центр Проектные Мастерские, Дербеневская 20, стр. 25, 143900 Москва, Россия
Адрес по запросу, 143900 Москва, Россия
Время работы:
Только по предварительной записи
© Евгений Замятин
Современный мастер русской традиции
В жизни Иоганна Никадимуса было несколько впечатляющих поворотов. Уроженец Казани, он переехал в Москву после получения диплома театрального училища и сначала устроился на работу в модном ритейле. Однако его творческий талант проявился неожиданно: в качестве хобби он участвовал в записи альбома народной музыки, где группа решила поместить на обложку изображение кокошника. В процессе исследования образа Иоганн увлекся ремеслом изготовления этих традиционных русских головных уборов и стал искать мастера, который бы его научил. Теперь он один из немногих ремесленников в России, умеющих их делать. Используя старинные техники, включая работу с золотом, жемчужное шитье и ручную вышивку, Иоганн создает потрясающие копии этого исторического головного убора.
Читать интервью полностью
Работы
Фото: © Все права защищены
Копия девичьего головного убора «почёлок»
Этот головной убор является копией традиционной крестьянской девичьей «почёлок» или «короны» Олонецкой губернии XIX века со стилизованным растительным орнаментом и женскими полуфигурками с воздетыми руками. Иоганн взял за основу оригинал, найденный во Всероссийском музее декоративно-прикладного искусства в Москве.
30 см
21 см
Иоганн Никадимус Вышивальщица
Фото: © Иоганн Никадимус
Копия головного убора «двурогий кокошник»
Иоганн воссоздал традиционный женский головной убор «двурогий кокошник» XIX века. Лицевая сторона украшена различными растительными орнаментами, с треугольником в центре. Треугольник традиционно используется для обозначения движения солнца.
44 см
27 см
Иоганн Никадимус Вышивальщица
Фото: © Иоганн Никадимус
Копия девичьего головного убора «крона»
Иоганн считает эту копию девичьего головного убора «крона» XIX века из Вологодской губернии одним из самых необычных своих головных уборов. После вышивки на ткани декоративное панно было вырезано из цельного куска ткани и пришито к прямоугольнику картона по периметру, чтобы получилась круглая форма.
10 см
23 см
Иоганн Никадимус Вышивальщица
Фото: © Александр Коновалов
Копия головного убора «кокошник»
Этот головной убор с солярной и растительной символикой является копией женского головного убора «кокошник» XIX века из Тверской губернии. В некоторых регионах и в некоторых случаях он существовал и как девичий головной убор без парчового элемента на нижней части.
30 см
27 см
Иоганн Никадимус Вышивальщица
Фото:
Копия девичьего головного убора «почёлок»
Крестьянский девичий головной убор с растительным орнаментом и женскими полуфигурками был аксессуаром, который девушки Архангельской губернии носили в XIX веке по праздникам. К концу 19 века он стал церемониальным свадебным головным убором.
23 см
15 см
Иоганн Никадимус Вышивальщица
Последние публикации в Instagram
й.никадимус й.никадимус й.никадимус Й.