В чем заключается центральная мысль платоновского учения: Философия Платона: основные идеи, учение кратко

Содержание

3.3. Мир идей и мир вещей (Платон). Краткая история философии [Нескучная книга]

3.3. Мир идей и мир вещей (Платон)

Учеником Сократа был знаменитый философ Платон. Одно из его основных утверждений – видимое не есть реальное: если мы что-то видим, то это вовсе не значит, что оно существует именно так, как нами воспринимается. Эта идея является одной из вечных в философии. Вспомним, элейские философы говорят: «Мы видим вокруг себя движение и изменение, но на самом-то деле ничто не движется и не меняется»; Гераклит утверждал, что если нечто наблюдается нами неизменным, то это не означает, что оно действительно таково, просто никто не замечает всеобщее и непрекращающееся движение; вы думаете, говорит нам милетский философ Анаксимен, что вокруг нас – разные вещи? – ничего подобного: все, кажущееся различным, есть одно и то же вещество – воздух, только в разных своих состояниях; мы видим горы и деревья, луга и озера, звезды и планеты, утверждает Демокрит, и совсем не понимаем, что нет ни того, ни другого, ни третьего, а есть только набор невидимых нами атомов, которые движутся в пустоте.

Итак, вполне может быть, что видим мы одно, а на самом деле существует совсем другое.

Чтобы лучше понять теорию Платона, представим себе такую картину. Допустим, перед нами лежат три предмета – яблоко, груша и слива. Понятно, что яблоко – это не груша, груша – не слива и так далее. Но есть в них нечто общее, сходное, делающее их отличными от других вещей, объединяющее их в одну группу. Это общее мы называем словом «фрукт». Теперь спросим: существует ли фрукт в реальности – в качестве вещи, в которой были бы собраны все возможные фрукты земли, в качестве предмета, который можно было бы осмотреть или потрогать? Нет, не существует. «Фрукт» – это всего лишь понятие, термин, имя, название, которым мы обозначаем группу сходных между собой вещей. Реально существуют только сами эти предметы, а их названия реально в мире не существуют, так как они находятся в качестве понятий или идей только в нашем сознании. Так считаем мы.

Но ведь вполне можно предположить, что все обстоит совсем наоборот. Реально и сначала существуют идеи или понятия вещей, и не в нашем уме, а сами по себе, вне нас, только в особом, высшем, недоступном нам мире, а все вещи, которые нас окружают, – всего лишь порождения этих идей и являются их отражениями или тенями и поэтому реально не существуют. Эта мысль – главная в учении Платона. Нам кажется, говорит он, что мир один – тот, который мы видим вокруг себя, на самом же деле мира два: один – высший и невидимый мир идей, другой – низший и воспринимаемый нами мир вещей. Первый порождает второй. Существует, например, в высшем мире идея лошади, она и порождает каждую конкретную лошадь, которая находится на земле. Идеи вечны и неизменны, а вещи изменчивы. Они являются их контурами, бледными подобиями или, всего лучше, тенями.

Для иллюстрации своего воззрения Платон предлагает следующий пример. Представьте, говорит он, что мы сидим в пещере спиной к входу и смотрим на ее стену. За нами в солнечных лучах проходят какие-то животные, пролетают птицы, растут цветы.

Мы же видим на стене пещеры тени этих предметов, но поскольку сидим спиной к выходу, то не знаем об их существовании, – нам кажется, что наблюдаемые тени и есть сами предметы и представляют собой единственно возможную реальность. Но допустим, что кому-либо удалось оглянуться и увидеть сам предмет, который, конечно же, во много раз совершеннее по сравнению со своей тенью. Увидевший поймет, что все время принимал тень за саму вещь, сравнит одно с другим, и удивлению его не будет предела. Он осознает, что настоящий мир совсем не такой, каким он его раньше видел, восхитится и уже никогда более не будет смотреть на жалкие тени, но все свои силы направит на созерцание самих предметов; более того, он выйдет из пещеры, чтобы увидеть, что помимо ее низкого свода, серых, мрачных стен, гнилого воздуха есть широкие зеленые равнины, прекрасные луга, свежий простор, бесконечное лазурное небо, на котором сияет солнце. Так же и в нашей жизни: мы видим вокруг себя различные вещи и считаем их реально и единственно существующими, не понимая, что они – всего лишь ничтожные отражения, несовершенные подобия или бледные тени идей – предметов мира действительного и в высшей степени подлинного, но недоступного и невидимого.
Если бы кому-то из нас удалось увидеть за физическими вещами их настоящее начало – идеи, сколь бесконечно он стал бы презирать тот вещественный, телесный мир, нам близкий, понятный и привычный, в котором мы живем, считая его единственно возможным.

Поэтому задача каждого из нас – за неподлинным увидеть подлинное, за нереальным – действительное, за материальным – идеальное, за контуром – настоящие очертания, за фантомом сущего – истинное Бытие. Как это сделать? Дело в том, что человек не полностью принадлежит миру вещей. У него есть душа – сущность вечная и идеальная, она-то и связывает его с невидимым миром. После смерти тела душа отправляется именно туда, пребывает там какое-то время, при этом созерцает сами идеи и приобщается к высшему знанию. Потом она спускается в материальный мир и, вселяясь в какое-нибудь тело, забывает о своем знании. Но забыть – не означает не знать вовсе, ибо в забвении кроется возможность вспомнить. Получается, что человек рождающийся уже все знает, но только потенциально.

Ему не следует познавать с нуля и шаг за шагом приобретать знания. Он должен всего лишь обнаружить их в себе, проявить, вспомнить забытое. Поэтому познание, по Платону, – это припоминания души. Позже это воззрение получило название «теория врожденных идей». Но, несмотря ни на какие усилия, мы все же не сможем вполне постичь идеальный мир; хорошо, если нам откроется хотя бы маленький элемент или фрагмент его. Ведь мы, хотим того или нет, находимся по преимуществу в мире телесном, который зол и несовершенен. Но коль скоро известно нам о Бытии прекраснейшем, то почему бы не попытаться земную жизнь облагородить и возвысить по его образцу, сделать ее более гармоничной, добродетельной и счастливой?

Душа человека состоит, говорит Платон, из трех частей: разумной, аффективной (или эмоциональной) и вожделеющей. Это сочетание в каждом случае неравномерное. Если преобладает разумная часть души, человек – философ, если эмоциональная – воин, а если вожделеющая, то он – земледелец или ремесленник. Получается, что род человеческий естественным образом распадается на три сословия, каждое из которых должно заниматься тем, к чему предопределено своей природой: философы, как люди всеведущие и мудрые, должны управлять государством; храбрые, сильные и мужественные воины должны его защищать; а те, кто прекрасно знает, как обрабатывать землю, умеет собирать урожай и изготавливать ремесленные изделия, должны трудиться и кормить государство. Каждый, занимающийся своим делом, будет приносить максимальную пользу обществу, и в этом случае нас ждет процветание. Если же каждый будет делать то, чего не умеет, пользы не будет никакой, а общественная жизнь станет беспорядком. Первый принцип, по которому должно строиться идеальное государство, – разделение труда между сословиями, из него вытекает полное отрицание демократии, базирующейся на том, что руководящих государством людей выбирают путем народного голосования. «Как можно выбирать руководителя?» – недоумевает Платон. Ведь управлять должен тот, кто умеет это делать, а не тот, кто симпатичен нам и кого мы поэтому выбираем, чтобы он управлял нами.

Не выбираем же мы кормчего на корабль – судном правит умеющий это делать, а если мы посадим на корму просто нам симпатичного или даже уважаемого человека, но совершенно не смыслящего в навигации, он потопит наш корабль после первых же минут плавания.

Вторым принципом идеального общественного устройства должно быть отсутствие частной собственности, так как она – источник всех бедствий. Если все равны, то кому придет в голову позавидовать ближнему оттого, что у него чего-то больше, и кому надо будет бояться соседа, который может что-либо отнять. Равенство исключает и зависть, и страх, и вражду. Из-за чего людям ссориться и обижаться друг на друга, если все равны по своему имущественному положению? Общество и государство, построенные на естественном разделении труда и отсутствии частной собственности, будут процветающими и счастливыми. Так должно быть, но в действительности все иначе: каждый делает не свое дело; руководители не умеют управлять, ввергая народ в пучину страданий, воины скверно защищают государство, а земледельцы не трудятся; любой преследует свой личный интерес, раскалывая общественное единство; все враждуют со всеми, а в результате на земле множатся бедствия и несчастья.

Нарисованная Платоном картина – идеал, к которому следует стремиться и по которому должно преобразовывать нашу жизнь. Как правило, учение о совершенном обществе называется утопией (греч. – несуществующее место: u – не + topos – место), потому что чаще всего идеалы на практике не осуществляются и мечты не сбываются. Таким образом, Платон создал первую в истории человечества развернутую социальную (общественную) утопию.

Проверь себя

1. Какие греческие философы до Платона говорили о том, что видимый нами мир может не совпадать с настоящей реальностью?

2. Какова основная мысль платоновского учения?

3. Как соотносятся идеи и вещи, с точки зрения Платона?

4. Перескажите миф Платона о пещере. Какую мысль хотел проиллюстрировать Платон?

5. Раскройте основные идеи Платона о душе и познании.

6. Что такое утопия? Какие принципы положены Платоном в учение об идеальном обществе и государстве?

3.4. Материя и форма (Аристотель)

В священной роще близ Афин, где, по преданию, был похоронен мифический герой Академ, Платон создал свою философскую школу, которая получила название Академии. Эту платоновскую школу окончил знаменитый впоследствии его ученик Аристотель Стагирит – последний представитель классического периода греческой философии.

Аристотель несколько видоизменил теорию Платона. Каким образом, спрашивает он, вещи могут существовать отдельно от идей, их порождающих? Как тени и предметы, которые их отбрасывают, могут находиться в совершенно разных местах? Платон, говорит Аристотель, слишком противопоставил миру идей мир вещей, между ними в его учении – пропасть. Поэтому необходимо предположить, что предмет и его идея существуют вместе, в единстве. Вместо платоновского понятия «идея» Аристотель употребляет термин «форма». «Форма» Аристотеля – это почти то же самое, что «идея» Платона. Помимо форм существует также вещество, или материя. Словом

«материя» в философии обозначается все телесное и вещественное, то, что воспринимается органами чувств. И вот какая-либо высшая сущность – форма вселяется в бессмысленный кусок материи, и получается нормальная, чувственно воспринимаемая вещь физического мира, которая обладает размером, цветом, запахом и прочими качествами. Например, форма лошади (или идея лошади, как сказал бы Платон) вселяется в никакой, то есть бесформенный, кусок материи и появляется телесная, конкретная лошадь, которую мы перед собой видим; а форма, допустим, цветка встраивается в другую ничего собою не представляющую частицу материи и делает из нее вполне материальный цветок, имеющий определенное строение, цвет, аромат и другие свойства. Можно привести следующий пример. Допустим, перед нами лежит бесформенный кусок пластилина, но в нашем сознании есть представление или образ, например, дерева. Если мы этот образ перенесем в кусок пластилина или наделим его этим образом, то есть вылепим из данного материала дерево, то бесформенный кусок пластилина превратится в нормальный предмет, у которого есть ствол, ветви, корни и так далее. Пока материал был бесформенным, мы ничего не могли о нем сказать и он был ничем, но, наделенный с помощью наших рук и сознания некоей формой, он превратился в вещь, о которой теперь можно что-то говорить, то есть стал чем-то.

Так же и в окружающем нас мире: все вещи – это материя, преобразованная идеальными сущностями – формами. Все мироздание – это оформленное вещество. В любой вещи есть и материя, и форма, а их нерасторжимое единство и является этой вещью. Таким образом, если в учении Платона мир идей и мир вещей существуют раздельно, то, по воззрению Аристотеля, мир форм и мир материи образуют одно целое, которым и является все нас окружающее. Однако решающая роль в существующем принадлежит именно формам. Без них материя – ничто, и они приводят ее к состоянию упорядоченности, правильности и мировой гармонии. Материя, говорит Аристотель, есть всего лишь возможность бытия, форма же из нее создает действительность. Низменная материя – строительный материал, форма же из этой основы создает подлинное существование. Нет материи вне и помимо формы, считал Аристотель, как нет и формы без материи. И только одна-единственная форма существует совершенно сама по себе, ни от чего не зависит и является полностью самостоятельной. Это Ум (или божественный Ум) – перводвигатель, причина и начало всего, пантеистическое начало мира.

Проверь себя

1. Почему платоновская школа называлась Академией?

2. За что Аристотель критиковал учение Платона?

3. Как Аристотель изменил это учение?

4. Что такое форма и материя в учении Аристотеля? Как они взаимодействуют?

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

7. Платон: истинное бытие и мир идей. Чувственный мир и небытие. Высшая идея Блага и мировая душа Зла

7. Платон: истинное бытие и мир идей. Чувственный мир и небытие. Высшая идея Блага и мировая душа Зла Психологические вопросы затрагиваются Платоном в ряде произведений. В «Меноне» изложена теория воспоминания. В работе «Федр» дано религиозное описание души, «Теэтет»

О ПРИРОДЕ ВЕЩЕЙ

О ПРИРОДЕ ВЕЩЕЙ • Время — столь быстротечная вещь, что угнаться за ним невозможно. • Форма — это всегда немного содержание, а содержание — всегда в какой-то мере форма.• Тот, кто меняет сущность целого, тот неизбежно изменяет сущность составляющих его вещей.• Все имеет

4. ПИСЬМЕННОСТЬ ВЕЩЕЙ

4. ПИСЬМЕННОСТЬ ВЕЩЕЙ В XVI веке реальный язык — это не единообразная и однородная совокупность независимых знаков, в которой вещи отражаются словно в зеркале, раскрывая одна за другой свою специфическую истину. Это, скорее, непрозрачная, таинственная, замкнутая в себе

Красота вещей

Красота вещей Лю Цзунъюань О холмике, что лежит к западу от пруда моего Перевод В.М.Алексеева Лю Цзунъюань (773–819) — известный поэт, прозаик и философ.Дней восемь прошло, как я приобрел себе гору на запад отсюда. Пошел поискать, идя к северо-западу вдоль по дороге от горного

Образ 22.

Не иметь вещей

Образ 22. Не иметь вещей «Когда ты горюешь о том, что тебе делать с записями, ты фиксируешь на них очень опасную часть самого себя. Все мы имеем эту опасную сторону. Чем сильнее мы становимся, тем губительнее становится эта сторона. Воинам рекомендуется не иметь никаких

ДВОЙСТВЕННОСТЬ ДОМАШНИХ ВЕЩЕЙ

ДВОЙСТВЕННОСТЬ ДОМАШНИХ ВЕЩЕЙ В целом можно сказать, что кредит, якобы способствующий образованию современной цивилизации пользователей, наконец избавленных от гнета собственности, создает, напротив того, целую систему интеграции, где социальная мифология смешивается

ВНУТРЕННЕЕ ВЕЩЕЙ

ВНУТРЕННЕЕ ВЕЩЕЙ В науке все еще идут споры между материалистами и спиритуалистами, между сторонниками детерминизма и финализма. Проспорив сто лет, каждая партия осталась на своих позициях и предъявляет противнику солидные к тому основания. Насколько я понимаю,

КОРЕНЬ ВЕЩЕЙ

КОРЕНЬ ВЕЩЕЙ Мы поклонились религии несчастья.Дивно ли, что мы так

3.3. Мир идей и мир вещей (Платон)

3.3. Мир идей и мир вещей (Платон) Учеником Сократа был знаменитый философ Платон. Одно из его основных утверждений – видимое не есть реальное: если мы что-то видим, то это вовсе не значит, что оно существует именно так, как нами воспринимается. Эта идея является одной из

ЗНАНИЕ ИДЕЙ, А НЕ ВЕЩЕЙ

ЗНАНИЕ ИДЕЙ, А НЕ ВЕЩЕЙ Оппонент – по-видимому, буддист – снова делает смелое обобщение, отрицая существование каких-либо внешних вещей. Он говорит: «Все, что мы имеем, есть знание, а не вещи; ничего отличного от нашего знания или от него независимого для нас не существует».

Тайна маленьких вещей

Тайна маленьких вещей Можешь ли ты представить себе хорошего оратора, который проглатывает большую часть аргументов и слов, стремясь побыстрее добраться до конца своей мысли? Разве не лучший оратор тот, кто умеет говорить медленно и со вкусом, ведя нас за руку от одной

6.3. Внутренняя честность вещей[190]

6.3. Внутренняя честность вещей[190] Среди множества людей, сосуществующих в одном контексте, каждый индивид в отдельности достигает самоутверждения через единство противоположностей. Эта множественность неизбежно влечет за собой диалектические противопоставления, –

Глава одиннадцатая КАКИМ ОБРАЗОМ ВЛИВАЮТСЯ ОККУЛЬТНЫЕ СВОЙСТВА В КАЧЕСТВА ВЕЩЕЙ ОТ ИДЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ДУШИ МИРА, ЛУЧЕЙ, ЗВЕЗД, И О ВЕЩАХ, КОТОРЫЕ БОЛЕЕ ВСЕГО ИМЕЮТ ЭТИ СВОЙСТВА

Глава одиннадцатая КАКИМ ОБРАЗОМ ВЛИВАЮТСЯ ОККУЛЬТНЫЕ СВОЙСТВА В КАЧЕСТВА ВЕЩЕЙ ОТ ИДЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ДУШИ МИРА, ЛУЧЕЙ, ЗВЕЗД, И О ВЕЩАХ, КОТОРЫЕ БОЛЕЕ ВСЕГО ИМЕЮТ ЭТИ СВОЙСТВА Платоники сообщают, что все вещи здесь внизу получают из идеи от идей высших. Определение идей в

Мир идей и мир вещей. Платон

Мир идей и мир вещей. Платон Учеником Сократа был знаменитый философ Платон. Одно из его основных утверждений – видимое не есть реальное: если мы что-то видим, то это вовсе не значит, что оно существует именно так, как нами воспринимается. Эта идея является одной из вечных в

Заключительное примечание к разрешению математически трансцендентальных идей и предварительное замечание, касающееся разрешения динамически трансцендентальных идей

Заключительное примечание к разрешению математически трансцендентальных идей и предварительное замечание, касающееся разрешения динамически трансцендентальных идей Выше мы изобразили в виде таблицы антиномию чистого разума во всех трансцендентальных идеях, указав

Задание №12

Каковы исторические условия появления софистики как направления в древнегреческой философии классического периода? Кто такие софисты? Чем отличаются друг от друга понятия «мудрец», «философ» и «софист»? Что такое софизм? Приведите примеры каких-нибудь софизмов. Если Вы изучали или изучаете логику, попробуйте определить, какие логические законы нарушаются при построении софизмов?’ Каковы основные философские идеи софистов? Раскройте содержание понятий «субъективизм», «релятивизм», «агностицизм», «скептицизм».

Задание №13

Каковы основные философские идеи Сократа? В чем заключается его противостояние софистике? Что такое майевтика? Почему Сократа часто сравнивали с софистами? Что общего между их учениями? Известный софист Протагор написал сочинение «О богах», главной мыслью которого было следующее утверждение: «О богах я ничего не могу знать: ни того, что они существуют, ни того, что они не существуют; слишком многое препятствует мне узнать это, и, прежде всего — темнота предмета и краткость человеческой жизни». Какой принцип софистической философии лежит в основе этого утверждения?

Задание №14.

В чем заключается центральная мысль платоновского учения? Почему Платон сравнивает наш мир с пещерой, а чувственные предметы — с тенями? Как Вы думаете, какие идеи Сократа, бывшего учителем Платона, оказали влияние на становление платоновского учения? Откуда мы знаем по Платону о мире идей, если он сверхчувственный? Что связывает нас с этим миром? Определите, какую науку Платон считал божественной (ближе всего находящейся к миру идей), и почему? Раскройте основные идеи учения Платона о душе и о познании. Что такое утопия? Какие принципы положены Платоном в учение об идеальном обществе и государстве?

Задание №15

В чем заключается сходство и различие платоновского и аристотелевского учений? И Платон, и Аристотель называли материю небытием. Можно ли трактовать это их утверждение в том смысле, что материи нет? Можно ли утверждать, что система Аристотеля, как и учение Платона, представляет собой вариант философского идеализма? Если нет, то почему? Философ Антисфен, критикуя платоновскую теорию идей, как-то сказал ее создателю «Я видел огромное количество лошадей, Платон, но я никогда не видел идею лошади, о которой ты так настойчиво говоришь». Платон ответил ему: «У тебя, Антисфен, есть глаза, чтобы увидеть каждую конкретную лошадь, но, видимо, у тебя нет разума, с помощью которого ты мог бы усмотреть идею лошади». Прокомментируйте эти платоновские слова. Каким образом в них выражена основная мысль ого учения?

Задание №16

Что такое эллинизация и эллинизм? Почему в эллинистической философии на первый план выдвинулась антропологическая проблематика? В чем заключается сходство всех эллинистических философских учений? Раскройте содержание понятия «эвдемонизм». Каковы основные идеи эпикурейского учения? Почему возможно утверждать, что учение Эпикура об удовольствиях является скорее аскетизмом, нежели гедонизмом? Попытайтесь определить, какие удовольствия, с точки зрения Эпикура, являются естественными и необходимыми, какие— естественными, но не необходимыми и какие —неестественными и не необидными.

Краткое изложение философии Платона | Неологикон

В классический век Афин жили три выдающихся греческих философа. Этими тремя были Сократ, Платон и Аристотель. Один из самых широко признанных философов, Платон был учеником Сократа и учителем Аристотеля. Его идеи сформировали современную философию, и его убеждения до сих пор почитаются. В авангарде западной философии Платон изложил свои теории управления, форм, знания, любви и памяти в своих памятных диалогах.

Родившийся около 428 г. до н.э. Аристокл жил в богатой семье, вероятно, в Афинах. О его детстве мало что известно. Вам может быть интересно, в чем разница между Платоном и Аристоклом. Борьба была очень популярным видом спорта в Греции; Сообщается, что Аристокл был потрясающим борцом, и одна из теорий предполагает, что его учитель называл его Платоном , что по-гречески означает широкий. Поскольку его наставник Сократ был приговорен государством к смертной казни, Платон испытывал сильную антипатию к демократии. Это привело его к тому, что позже в своей жизни он сформулировал свой собственный идеальный город. Платон преподавал свою философию в своей школе Академии почти 800 лет, пока она не была закрыта Юстинианом.

Наиболее важной теорией платонизма является Теория форм. Взгляд Платона на метафизику постулирует, что то, что мы видим, на самом деле не является реальным миром. Он настаивал на том, что там был другой мир. Если это так, то что мы видим? Платон сказал, что все, что мы чувствуем, на самом деле является ошибочным представлением того, что существует на самом деле. Каждый объект имеет свойства, которые позволяют его классифицировать. Чашка, например, должна вмещать жидкость, обычно она в некотором роде круглая и используется для питья. Не все чаши совершенны сами по себе, и Платон использует это несовершенство, чтобы сделать вывод, что в этом совершенном мире существуют только совершенные чаши. Там существуют не только физические парадигмы, но и идеи. Одна из ключевых идей — красота. Форма добра жизненно важна в платоновской теории памяти и знания. Еще одна вещь, которой славится Платон, — это его «Аллегория пещеры ». Подводя итог аллегории, мы привыкли видеть тени, и только когда мы освобождаемся от наших ограничений, мы, наконец, видим реальность.

Затем Платон обращается к эпистемологии, которая имеет дело с концепцией знания, особенно если оно существует и как мы его приобретаем. Здесь мы знакомимся с платоновской теорией воспоминаний . Несколько диалогов, напр. Республика, Симпозиум, Федон и Менон, поддерживают веру Платона в бессмертие души. Душа не может быть уничтожена, поэтому каждую смерть она принимает новую форму. Насколько я знаю, I могла бы иметь душу Платона прямо сейчас, поскольку она прошла через множество поколений. В любом случае, все это связано с объяснением Платона того, как мы приобретаем знания. Как только тело умирает и душа освобождается, она сначала совершает путешествие к добру. Как я упоминал ранее, Добро — это представление Платона о мире Форм. Думайте об этом почти как о рае — мирном и совершенном во всех отношениях. Душа способна видеть эти совершенные Идеи. Теперь душа знает, как выглядит идеальная чашка. Именно здесь душа достигает невозмутимости и высшего знания. Душа знает все, что нужно знать. Когда он перевоплощается, он находит нового человека. Но теперь душа уже не в Добре, поэтому она теряет знание совершенства. Однако в душе еще остались осколки Форм. Затем излагаются взгляды Платона на красоту. Мы чувствуем его присутствие, но никогда не сможем увидеть его по-настоящему. Платон утверждает, что на самом деле мы никогда не узнать новых вещей, скорее мы помним их из The Good. А так как наши чувства неточны — потому что они не воспринимают истину, — Платон думал, что мы можем найти истину с помощью математики. Он был рационалистом.

Симпозиум и Федр (ок. 370 г. до н.э.), оба диалога Платона, используют Сократа для передачи взглядов Платона на любовь. Другие личности, такие как Павсаний и комический Аристофан, помогают выполнить эту задачу. Платон начинает с определения двух типов любви, характеризуемых двумя личностями бога любви Эроса. есть Общий Эрос и Небесный Эрос . Общий Эрос — это любовь, которой мы должны стараться избегать: иррациональная, плотская и желающая только физической красоты. Небесный Эрос, с другой стороны, — это любовь, которую мы должны искать: рациональная, уравновешенная и стремящаяся к мудрости. Платона похвалили бы за то, что он игнорировал красивую внешность. Он объяснил, что, поскольку физическое тело непостоянно, его не следует искать. Влюбленные должны делать это не ради внешности, а ради внутренней красоты и мудрости. Через Аристофана Платон подробно описывает происхождение человека и его поиски любви. Изначально мы были индивидуумами, состоящими из мужских и женских существ. У нас было два носа, четыре руки, четыре глаза и так далее. Но боги боялись нас и разделили нас. Остаток нашей жизни мы проводим в поисках недостающей части, пытаясь воссоединиться. В беседе с Федром Сократ метафорически объясняет любовь: Возничий и две его лошади. Один из коней олицетворяет Небесный Эрос; он моральный и контролируемый. Другой — Обычный, аморальный и очень импульсивный. Безрассудный конь идет навстречу удовольствиям, но возничий и его верный конь сопротивляются. Платон говорит, что когда мы, наконец, соединяемся со своей родственной душой, мы еще раз бросаем взгляд на Добро. Причина, по которой так трудно объяснить любовь и то, что мы чувствуем, заключается в том, что невозможно описать Добро словами. Но, по Сократу, любовь, или Эрос, есть парадокс: Эрос прекрасен не потому, что желает красоты. Но вы не можете хотеть того, что у вас уже есть, верно? Он и не бог, потому что он не весь хорош, ибо опять-таки желает добра. Таким образом, красота — это акт любовной любви, как выразился Сократ.

Работа, которая интересует большинство людей, это Республика (ок. 380 г. до н.э.). Этот диалог, возможно, величайший труд Платона, проповедует идею Платона об идеальном обществе. С самого начала мы знаем, что это не будет добрая демократия, поскольку, как объясняется в изложении, он ненавидел демократию. Это утопическое общество было разделено на иерархию, почти как индийская кастовая система. Тремя классами были философы, воины и рабочие. На вершине были короли, которых уместно звали философы короли . Возможно, Платон был немного предвзят, делая философов царями, но не зря. Он утверждал, что философы станут великими правителями, потому что, во-первых, они мудры и будут принимать решения, которые не смогут принять hoi polloi (греческое сленговое обозначение простых людей), а во-вторых, у них есть доступ к Добру. Как любителей мудрости (философов), короли могли видеть Формы. Ниже королей стояли воины. Воины были важны для общества, потому что они обеспечивали защиту и соблюдение закона. Только философы и воины имели право на образование. Наконец, рабочие были ремесленниками, производившими продукцию. Что менее важно, они не получили много прав. Женщины и дети также не получили много прав. Кроме того, искусство было запрещено, а детей практически похищали. Республика была общинным обществом, поэтому любой мог жить в чужом доме. После рождения детей забирали из дома для обучения философов. Ясно, что Платон не верил в родителей. Искусство, утверждал он, было грубым и неуважительным представлением Форм. Они не имели права запятнать такое совершенство.

 

Для дальнейшего чтения:
501 вещь, которую вы должны были узнать о философии Элисон Рэттл (2012)
Философия: иллюстрированная история мысли Том Джексон (2014)
Визуальные справочные руководства: философия Стивен Ло (2012)
Симпозиум/Федр  под редакцией Тома Гриффита (1986)
Основы философии
Джеймса Мэнниона (2006)
Философия как образ жизни Пьера Адо (19)95)

Нравится:

Нравится Загрузка. ..

Платоновская теория идеи добра

Перейти к основному содержанию

Иш Мишра

Иш Мишра

доцент Делийского университета

Опубликовано 18 сентября 2017 г.

+ Подписаться

Платоновская теория идеи добра

Как мы уже знаем, Платон помещает сущность отдельных, чувственно воспринимаемых, изменчивых и преходящих предметов не в самих предметах, а вовне, в их постоянных, вечных, неизменных всеобщих Идеи или Формы с большой буквы I и F соответственно. Мы также знаем, что Платон отдает приоритет Идее над объектом, поскольку она является прародителем, моделью, конечной реальностью объекта и находится вне времени и пространства. Предметы сходны не только своими идеями, но и между собой, как дети одного и того же отца похожи не только на отца, но и между собой. . Видимый мир, как он изменчив и тлен, не может быть действительно реальным, но и не нереальным. Он лежит посреди реального, его Идеи, и нереального, его тени. Это полу реально. Это философское предположение будет воспроизведено в импровизированной и более изощренной форме Гегелем много столетий спустя и оспорено и опровергнуто Карлом Марксом. После теоретизирования Идеи объектов Платон переходит к своему главному пункту, основе идеального государства, которым правит царь-философ, Идея идей, превосходная или высшая идея, Идея добра. Постижение Идеи Добра является высшим знанием, а знание есть добродетель, а идеальное состояние должно управляться добродетелью, и отсюда автоматически следует вывод о необходимости царя-философа. Идея Добра есть конечная и самостоятельная реальность, «сама по себе существующая». Как он прослеживает источник существования отдельных предметов в их идеях, точно так же он помещает источник существования идей в идею добра. Платон утверждает, что это высшая основа знания.

Платон обычно делает акцент на определении, но оставляет конечную реальность, Идею Добра неопределенной, которая впоследствии будет заменена в средневековый период другой конечной, неопределенной реальностью, Богом. Платон признает, что значение Добра не может быть ясно определено, а только познано разумом. Знание, богатство или счастье сами по себе не являются Добром, а лишь условиями Добра. Добро – это конечная цель чего бы то ни было. Это основа знания и этики и источник всех добродетелей, таких как истина, красота и справедливость. Конечная цель человеческой жизни – достижение Идеи Добра. Где Платон не может определить иллюстрации с помощью сравнений; аналогии и распространенные или сконструированные мифы. Для иллюстрации идеи добра Платон использует слизь Солнца. Идея Добра в умопостигаемом мире подобна Солнцу в видимом мире. По его мнению, Идеи живут не в видимом, а в умопостигаемом мире и потому составляют предмет созерцания, а предметы феноменального мира пребывают в видимом мире и являются предметами чувственного восприятия, а не созерцания. В видимом мире глаза видят вещи только тогда, когда они подвергаются воздействию света, а источником света является солнце. Платон утверждает, что солнце — это не свет и не объекты зрения, а их источник и причина. Солнце, как сказано выше, занимает в видимом мире, в его схеме, такое же положение, как Идея Добра в мире умопостигаемом. Это может быть лучше объяснено следующей диаграммой:

Видимый мир              Интеллектуальный мир

Солнце ———- Идея добра

Свет ——— ——————— Истина

Объекты зрения (вещи) ——————— —— Объекты Знания (Идеи)

Зрение —————- Знания.

Подводя итог платоновской Теории неопределенной Идеи Блага, мы можем сказать, что она относится к миру Идей так же, как и мир объектов в плане бытия прародителем; завершенность; абсолютность и превосходство. Платон не отвечает на вопрос, что такое Идея Добра? Оно не может быть описано, но может быть реализовано только посредством диалектики или созерцаемо посредством приложения разума. Каждый ли может постичь Идею Добра? Ответ Платона — однозначное нет. Только те, у кого есть способности и обучение диалектике, переданные на высшей ступени образовательной схемы, могут. У кого есть эта способность и как она определяется? Те люди, чьей врожденной областью совершенства является Разум, описаны в его теории трилогии о душе. Как это определяется? Через отборочные испытания, проводимые на различных этапах обучения. Таким образом, Платон не только дает идею регулируемого государством образования, но и является первым политическим философом, концептуализировавшим меритократию. Как уже упоминалось ранее, в средние века, также известные как темные века, Добро было заменено Богом, и только истинные преданные могут познать Его.

Теория души

Подобно идее добра, Платон избегает определения души также в четких терминах, которые могут быть подтверждены фактами, но предается философской абстракции, основанной на его субъективном усмотрении. Душа и совесть существуют не вне, а внутри человека и умирают со смертью человека. Он считает, что сущность человека отражается не в теле, а в душе, которая вечна, неизменна и бесконечна. Подробное обсуждение теории души выходит за рамки наших нынешних потребностей, Платон, как и Пифагор, верил в вечность и трансцендентность души, что также является одним из ключевых посланий Гита. По его мнению, божественна и вечна душа, которая блуждает в мире Идей, а не в видимом феноменальном мире. Теоретики вечности души и ее трансцендентности из одного тела в другое не объясняют источник избыточных душ, необходимых для тел возросшего населения! Цитируя его из « Федона»: « Душа бесконечно подобна неизменной; даже самый глупый человек не стал бы этого отрицать». Далее он добавляет: «Каково определение того, что называется душой? Можем ли мы представить себе какое-либо другое определение, кроме …….. движения, которое движется само по себе». В своей последней работе он подтверждает, что Законы, «Движение души — первое по происхождению и силе». И «душа — самая древняя и божественная из всех вещей, движение которых является вечно текущим источником реального существования».

Платон делит душу на 3 способности – разум, дух и аппетит, в порядке их важности. На самом деле эта трилогия души обеспечивает философское основание его иерархического порядка Идеального Государства, обители справедливости, его главной заботы в Республике. Обитель низшей способности, влечения — желудок, а духа и рассудка — соответственно грудь и ум. Аппетит определяется как в Республика  , а также Федон с желаниями; жадность; экономические выгоды; физический комфорт и чувственное удовольствие. Дух отождествляется с бесстрашием, доблестью и воинскими качествами. Высшая способность души есть разум — простой и неделимый, вечный и бессмертный. Разум вне времени и пространства, тогда как дух и аппетит находятся во времени и пространстве. Разум, по его словам, бессмертен и божественен, тогда как дух и аппетит смертны и земны.

Добродетель души

После определения души с точки зрения составляющих ее элементов углубитесь в их соответствующие добродетели и, объединив их вместе, получите добродетель души. Каждый конкретный объект имеет свою особую природу, и осознание этой природы является его добродетелью. Природа учителя состоит в том, чтобы побудить учащихся к критическому мышлению и помочь им превратиться в бесстрашных, ответственных граждан и в его/ее попытках изобрести новые знания. Если учитель удовлетворительно делает это, он является добродетельным учителем. Добродетель учащегося состоит в том, чтобы учиться и рассуждать, чтобы приобретать знания и расширять их, точно так же, как добродетель глаз — ясное видение, а достоинство ума — ясное мышление и рассуждения. Душа добродетельна, если ее элементы осознают свою природу, т. е. добродетельны. Сначала он обсуждает особые достоинства отдельных элементов и комбинирует их, чтобы построить новую добродетель, превосходящую их и их координирующую силу, — справедливость, центральную заботу Платона в «Государстве». Добродетель разума — мудрость, добродетель духа и аппетита — мужество и умеренность соответственно. Душа справедлива или добродетельна, если обладает добродетельными способностями, а низшие элементы регулируются и направляются высшими. Другими словами, дух и аппетит должны получать указания от разума и подчиняться его велениям.

·          Мудрость или знание

Платон концептуализирует мудрость или знание в конкретных терминах. Знание мирских дел или знание определенных навыков выходит за его рамки. Знание разновидностей почвы, пригодной для выращивания определенных культур, или знание лекарств от определенных болезней не является мудростью. Платон называет их мнениями или техническими знаниями. Даже знание математики (арифметики), геометрии, астрономии или любых других научных дисциплин, которые Платон относит к сфере умопостигаемого мира, тоже не есть знание, так как они тоже используют предположения, основанные на объектах видимого мира. Он объясняет это с помощью своей часто цитируемой линейной диаграммы. Мудрость не происходит от изучения предметов видимого мира, как если бы идеи исходили из какого-то вакуума, в противоположность тому, что идеи суть абстракции от предметов и исторически исходили из них. По его словам, мудрость исходит из способности рассуждать и анализировать; дискуссия и дебаты; преднамеренное и дискурсивное. Пессимизм Платона не позволяет ему приписывать эти возможности никому, кроме «одаренных», немногих, «наделенных» имманентно врожденными качествами.

09.09.2017

  • राष्ट्रवादः मिथ और हकीकत

    2 января 2018 г.

  • धर्म और सांप्रदायिकता

    27 декабря 2017 г.

  • बचपन के झरोखे से 5

    30 ноября 2017 г.

  • बचपन की यादों के झरोखे से 2

    29 ноября 2017 г.

  • बचपन की यादों के झरोखे से 1

    29 ноября 2017 г.

  • किशोर यादों के धरोखे से 2

    29 ноября 2017 г.

  • बचपन के झरोखे से 4

    29 ноября 2017 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *