В чем видел перикл главное преимущество демократического строя: Урок по истории Древнего мира «Афины при Перикле»

Урок по истории Древнего мира «Афины при Перикле»

Цели урока:

  1. Ознакомить учащихся с особенностями афинской демократии, личностью и деятельностью Перикла.
  2. Анализируя первоисточники, выявить наиболее существенные признаки демократии в Афинах во время правления Перикла.
  3. Развивать умение учащихся анализировать первоисточники, аргументировано доказывать свою точку зрения.
  4. Продолжить формирование ценностных ориентаций и убеждений учащихся на основе личностного осмысления опыта истории, уважения прав человека и демократических ценностей.
  5. Средства обучения:

    1. Мультимедиа-презентация “Афины при Перикле”.

    2. Первоисточники:

    • о Перикле из “Сравнительных жизнеописаний” Плутарха;
    • выдержки из “Истории” Фукидида;
    • выдержки из “Афинской политии” Аристотеля.

    Основные понятия: демократия, демос, выборы, Народное собрание.

    План урока:

    • Афинское народное собрание.
    • Избрание на государственные должности.
    • Перикл во главе Афин.
    • Сократ??
    • Закрепление.

    Тип урока: семинар-исследование.

    Ход урока

    1. Организационный момент.

    Сообщение темы, целей и исходной проблемы семинара.

    — Демократия – уникальная черта древнегреческой цивилизации, которая наибольшего расцвета достигла в Афинах, одном из самых могущественных полисов Древней Греции. А эпоха Перикла названа историками “Золотым веком” демократии: именно в период его деятельности понятие народовластие наполнилось реальным содержанием. Многие историки и сейчас убеждены, что, изучая афинскую демократию времен Перикла, можно извлечь важные для современных политиков уроки.

    Особенно актуально это для современной России, где демократические институты еще только формируются.

    В Афинах не было царей и вельмож, государством управлял демос. Ни в одном другом древнем государстве в управлении не участвовало так много людей, так много простых тружеников, как в Афинах.

    НО!!!

    ПРОБЛЕМА: Можно ли назвать Афинское государство образцовым?

    2. Актуализация опорных знаний, необходимых для более полного и осознанного усвоения темы.

    — Беседа с классом по следующим вопросам:

    — Что означают слова “демократия”, “демос”?

    — Какая часть населения входила в демос?

    — Кому принадлежала высшая власть в Афинском государстве?

    3. Работа учащихся в группах с первоисточниками.

    — Анализируя документы, относящиеся к эпохе Перикла, докажите:

    Что в V веке в Афинах были созданы перечисленные вами условия, необходимые для осуществления демократии.

    4. Афинское народное собрание.

    Группа учащихся анализирует отрывок из “Истории” Фукидида.

    (В данном отрывке приводится речь Перикла на могиле первых павших афинских воинов в начале Пелопонесской войны в 431 г. до н.э.)

    — Для нашего государственного устройства мы не взяли за образец никаких чужеземных установлений. Напротив, мы скорее сами являем пример другим. И так как у нас городом управляет не горсть людей, а большинство народа, то наш государственный строй называется народоправством. В частных делах все пользуются одинаковыми правами по законам. Что же до дел государственных, то на почетные государственные должности выдвигают каждого по достоинству, поскольку он чем-нибудь отличился не в силу принадлежности к определенному сословию, но из-за личной доблести. Бедность и темное происхождение не мешают человеку занять почетную должность, если он способен оказать услуги государству.

    Терпимые в своих частных взаимоотношениях, в общественной жизни не нарушаем законов, главным образом из уважения к ним и повинуемся властям и законам, а также законам неписаным, нарушение которых все считают постыдным… Мы не думаем, что открытое обсуждение законов может повредить ходу государственных дел. Напротив, мы считаем неправильным принимать нужное решение без предварительной подготовки при помощи выступлений с речами за и против.

    В Афинах справедливо бедному и простому народу пользоваться преимуществом перед богатыми по той причине, что народ-то как раз и приводит в движение корабли и дает силу государству…., вот эти-то люди и сообщают государству силу в гораздо большей степени, чем знатные и благородные. И раз дело обстоит так, то считается справедливым, чтобы все имели доступ к государственным должностям. Народ понимает, что получает больше пользы, если эти должности не исполняет сам, а представляет их исправлять наиболее могущественным людям.

    Зато он стремится занимать те должности, которые приносят в дом жалованье и доход.

    Вопросы к тексту:

    1. Как сам Перикл определяет демократию?

    2. В чем он видит главное преимущество демократического строя?

    3. В какой мере это определение соответствует современным представлениям о демократии?

    5. Избрание на государственные должности.

    Группа учащихся анализирует отрывок из “Афинской политии” Аристотеля.

    — Жалованье получает во-первых, народ за рядовые собрания по драхме, а за главное — по девяти оболов. Затем в судах получают по три обола; далее, члены Совета — по пяти оболов, а тем из них, которые несут обязанности пританов, прибавляется на продовольствие по четыре обола, затем архонт получает по одной драхме в день.

    Вопросы к тексту:

    1. Что, по словам Аристотеля, сделал Перикл, чтобы бедняки могли занимать какие-либо должности, т.е. участвовать в управлении государством?
    2. Какое из условий функционирования демократического режима осуществлялось с введением платы за исполнение выборной должности?

    6. Перикл во главе Афин.

    Группа учащихся анализирует отрывок о Перикле из “Сравнительных жизнеописаний” Плутарха.

    — По большей части он вел народ за собой убеждением и наставлением, так что народ сам хотел того же. Однако бывали случаи, когда народ выражал недовольство; тогда Перикл натягивал вожжи и заставлял его повиноваться своей воле, действуя совершенно также, как врач, который при продолжительной болезни по временам дозволяет безвредные удовольствия, по временам же применяет сильные средства и спасительные лекарства. Хотя он сделал город из великого величайшим и богатейшим, хотя он могуществом превзошел многих царей и тиранов, он ни на драхму не увеличил своего состояния против того, которое оставил ему отец.

    Но то, что доставляло жителям всего больше удовольствия и послужило городу украшением, что приводило весь свет в изумление … — это постройка величественных зданий. Но за это, более чем за всю остальную политическую деятельность Перикла, враги осуждали его и чернили в Народном собрании.

    … Фукидид и ораторы его партии подняли крик, что Перикл растрачивает деньги и лишает государство доходов. Тогда Перикл в Собрании предложил народу вопрос, находит ли он, что потрачено слишком много? Ответ был, что очень много. “В таком случае,- сказал Перикл, — пусть эти издержки будут не на ваш счет, а на мой, и на зданиях я напишу свое имя”. После этих слов Перикла народ, восхищенный величием ли его духа или не желая уступить ему славу таких построек, закричал, чтобы он все издержки относил на общественный счет и тратил, ничего не жалея…

    Вопросы к тексту:

    1. Подвергался ли Перикл и его сторонники критике? За что?

    2. Отчитывался ли Перикл о своей деятельности?

    Самого Перикла избирали на должность первого стратега 15 лет подряд.

    Какими же качествами обладал Перикл, если он пользовался таким доверием граждан Афин?

    Группа учащихся анализирует отрывок об остракизме из “Сравнительных жизнеописаний” Плутарха.

    — Обыкновенно суд происходил так. Каждый, взяв черепок, писал на нем имя гражданина, которого считал нужным изгнать из Афин, а затем нес к определенному месту на площади, обнесенному со всех сторон оградой. Сначала архонты подсчитывали, сколько всего набралось черепков: если их было меньше шести тысяч, остракизм признавали не состоявшимся. Затем все имена раскладывали порознь, и тот, чье имя повторялось наибольшее количество раз, объявлялся изгнанным на десять лет без конфискации имущества.

    Вопросы к тексту:

    Как автор объясняет причины описываемых событий?

    7. Сократ.

    Сократ – первый афинский (по рождению) философ. Он происходил из дема Алопека, входившего в Афинский полис и расположенного на расстоянии получаса ходьбы от столицы Аттики. Отец Сократа-Софрониск, ремесленник-камнетес, а мать – Финарета – повивальная бабка. Во время войны Афин со Спартой Сократ доблестно исполнял свой воинский долг. Он трижды участвовал в сражениях, в последний раз – в битве при Амфиподе в 422 г. до н.э., когда спартанцы разбили афинян (этой битвой закончился первый период войны, завершившийся Никиевым миром 421 г. до н.э.). Во втором периоде этой злосчастной для Афин войны Сократ уже не участвовал. Сократ — один из немногих подлинно великих мыслителей, от которых до нас не дошло ни строчки. Жестокость времени, поглотившего немало шедевров, тут ни при чем: Сократ отказывался записывать свои мысли, утверждая, что любой письменный текст профанирует первоначальную идею. И потому все, что мы знаем о Сократе, дошло до нас благодаря его современникам: философу Платону, комедиографу Аристофану и историку Ксенофонту.

    Один из его учеников Алкивиад сказал: «В самом деле, если послушать Сократа, то на первых порах речи его кажутся смешными: они облечены в такие слова и выражения, что напоминают шкуру этакого наглеца сатира. Но если раскрыть их и заглянуть внутрь, то сначала видишь, что только они и содержательны, а потом — что речи эти божественны и касаются множества вопросов, вернее сказать, всех, которыми подобает заниматься тому, кто хочет достичь высшего благородства».

    Для Сократа знание и мораль оказываются неразделимыми. «Того, кто познал хорошее и плохое, ничто уже не заставит поступать иначе, чем велит знание, и разум достаточно силен, чтобы помочь человеку». Посредством определения понятий, по Сократу, «люди становятся в высшей степени нравственными, способными к власти и искусными в диалектике».

       Таким образом, в этике Сократа четко выявляется рационалистическая линия: добродетель — это знание, дурное — это незнание. Основные добродетели для Сократа — это сдержанность, мужество, справедливость.

    … некоторые из воспоминаний Ксенофонта весьма убедительны. Он сообщает (как это делает и Платон), что Сократ был постоянно занят вопросом о том, как добиться того, чтобы власть в государстве принадлежала компетентным людям. Он имел обыкновение задавать такие вопросы: “Если бы я хотел починить башмак, к кому бы я должен обратиться?” На этот вопрос некоторые искренние юноши отвечали:”К сапожнику, о Сократ”. Он имел обыкновение отправляться к плотникам, кузнецам и т.п. и задавал некоторым из них такой, например, вопрос: “Кто должен чинить корабль государства?”

    … его манера вести диалог. Сократ выбирал известного политического деятеля или просто известного человека, после того, как тот прочитал свою речь, и Сократ начинал задавать свои знаменитые вопросы. Причем вначале Сократ безудержно хвалил своего собеседника, говорил, что он такой умный, известный человек в городе, и что ему не составит труда ответить на такой элементарный вопрос. Сократ задавал свой действительно элементарный вопрос, но только на первый взгляд. Собеседник нехотя отвечал на него, Сократ в свою очередь задавал очередной вопрос, касающийся все того же вопроса, собеседник опять отвечал, Сократ спрашивал снова и это доходило до того, что собеседник, в конце концов, своим последним ответом противоречил своему первому ответу. Понятное дело собеседник очень злился на него. Тогда взбешенный собеседник спрашивал Сократа, а сам то он знает ответ на этот вопрос, Сократ же совершенно спокойно отвечал, что не знает и спокойно удалялся.

    Юный ученик Сократа – Платон, присутствовавший на судебном процессе, испытал настолько сильное нравственное потрясение, что тяжело заболел. « Как жить дальше в обществе, которое карает за мудрость?» — вот вопрос, который встал перед Платоном во всей своей драматичности и который породил другой вопрос: » Каким должно быть общество, построенное в полном соответствии с мудростью?»

    8. Закрепление.

    — Как Перикл укрепил афинскую демократию?

    — Что указывает на то, что Афины – рабовладельческая республика?

    — Объясните, почему период правления Перикла называют «расцветом афинской демократии».

    — Можно ли назвать Афинское государство образцовым?

    Презентация

    Приложение

    Trojden | Афинская демократия при Перикле

    Цели: познакомить с античной демократией; показать позитивные и негативные черты афинской демократии, которая была первым в мире опытом государства, основанного на народовластии; формировать умения работать с текстом учебника и историческими документами, сравнивать и анализировать первоисточники, обобщать факты и формулировать выводы, аргументированно доказывать свою точку зрения; на примере деятельности Перикла воспитывать чувства гражданственности, патриотизма, справедливости, стремление заботиться о людях.

    Планируемые результаты: предметные: овладевать целостными представлениями об афинской демократии; применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности явлений периода афинской демократии; метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; давать определения понятий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала; личностные УУД: обрести мотивацию к изучению нового материала; осмысливать опыт демократического устройства в Афинах.

    Оборудование: интерактивная доска для игры «Древо познания».

    Тип урока: урок открытия новых знаний.

    Ход урока

    I. Организационный момент

    II. Мотивационно-целевой этап

    Афиняне считали, что гражданин, не участвующий в общественной жизни, бесполезен для государства. Они гордились тем, что, являясь простым народом, принимают участие в управлении государством.

    — Вспомните, какова заслуга Солона и Фемистокла в истории Древней Греции.

    — Что такое демократия?

    — Докажите, что благодаря законам Солона в Афинах стала устанавливаться демократия.

    — Предположите, что может объединять этих знаменитых греков, живших в разное время.

    Тема урока: «Афинская демократия при Перикле».

    (Показывает презентацию.)

    План урока

    1. Чем занималось Народное собрание.

    2. За государственную службу платили деньги из казны.

    3. Перикл, его друзья и враги.

    Проблемные вопросы. Можно ли считать Афинское государство образцовым? Действительно ли афинская демократия при Перикле является образцом для подражания? Можно ли считать эпоху Перикла золотым веком демократии?

    III. Работа по теме урока

    1. Чем занималось Народное собрание

    В трагедии Эсхила «Персы» хор, отвечая на вопрос: «Кто же над афинянами господин?», поет: «Не рабы они у смертных, неподвластны никому!»

    — Чем гордились афиняне?

    В V в. до н. э. в Афинах не было ни царей, ни вельмож. Ни в одной другой стране Древнего мира в управлении государством не участвовало так много людей, так много простых тружеников, как в Афинах.

    — Вспомните, как называлось такое общественное устройство.

    Большую часть демоса составляли ремесленники и мелкие торговцы, строительные рабочие, резчики по камню, скульпторы, «корабельная чернь» — гребцы, матросы и рулевые военных кораблей, плотники, крутильщики корабельных канатов, лодочники, а также трактирщики в Пирее и Афинах, земледельцы Аттики. Весь этот в массе своей небогатый люд управлял Афинским государством.

    Ни одно помещение не могло вместить всех афинских граждан. Народное собрание для решения государственных дел собиралось на Пниксе — пологом холме под открытым небом в западной части города.

    Следовательно, верховная власть в Афинском государстве принадлежала Народному собранию — высшему органу власти, выражавшему волю народа.

    — Разделитесь на три группы. Работая с текстом п. 1 § 40 и дополнительным материалом, первая группа исследует структуру Народного собрания, вторая — его функции, а третья — функции афинского суда.

    Дополнительный материал для первой и второй групп

    Права гражданина

    Греческий философ Аристотель так писал о правах гражданина. Если в отношении какого-либо жителя Афин возникают сомнения, гражданин ли он, то дело передается в суд. Если суд не признает права этого человека, то государство продает его в рабство. Каждый афинянин, избранный на должность по управлению Афинским государством, подвергается проверке в Совете пятисот. Председательствующий задает вопросы: «Кто твой отец и из какого он дема (территориальный округ в Древней Аттике)? Кто отец отца? Кто твоя мать? Кто отец твоей матери и из какого он дема?» Затем спрашивает: «Где находятся могилы твоих предков? Заботишься ли ты о своих родителях?» Выслушав ответы, председательствующий говорит: «Пригласи свидетелей в подтверждение своих слов». После всех выступлений Совет пятисот решает голосованием, можно ли афинянина, проходящего проверку, утвердить в должности.

    Вопросы для первой группы

    — Кто мог считаться гражданином?

    — Как происходила проверка прав граждан?

    — Почему было важно знать, гражданин ли данный житель или нет?

    — Какой элемент демократии мы можем выделить, читая этот документ?

    — Какова цель созыва Народного собрания?

    — Как часто оно собиралось?

    — Каков его состав?

    — Кто не имел права принимать в нем участия?

    Вопросы для второй группы

    — Чем занималось Народное собрание?

    — Что представляла собой должность первого стратега?

    — Каким образом утверждалась эта должность на Народном собрании?

    — Почему в Афинах так ценилось ораторское искусство?

    Дополнительный материал для третьей группы

    Суд (гелиэя)

    Большую роль в жизни Афин играл суд. В его работе могли принимать участие все граждане, которым исполнилось 30 лет. Ежегодно избирали 6 тыс. судей, но обычно они заседали не все вместе. Для разных дел создавались отдельные комиссии. Судьи не знали заранее, в какой комиссии будут заседать. Так исключалась возможность подкупа. Позже, в V в. до н. э., существовал такой порядок. Ежегодно составляли список судей, в него по жребию попадали афиняне независимо от знатности и богатства, не моложе 30 лет, не замеченные в дурных поступках. Все судьи давали клятву: «Я буду подавать свой голос сообразно законам и моей совести, без пристрастия и ненависти. Я буду выслушивать одинаково благосклонно и обвинителя, и обвиняемого. Я, как судья, не буду брать подарков, и никто не примет их от моего имени. Я клянусь в этом Зевсом, Аполлоном, Деметрой. Если нарушу клятву, пусть погибну я сам и мои потомки». Все желающие афиняне могли присутствовать на судебном разбирательстве. Судьи сидели на деревянных скамьях. Председателем обычно был архонт. Выступали друг за другом обвинитель, обвиняемый и свидетели. Выслушав их, судьи приступали к тайному голосованию. Каждый должен был бросить в бронзовый сосуд один из двух камешков: черный означал обвинение, белый — оправдание. Затем служители на глазах у всех производили подсчет камешков. Решение суда определялось по большинству поданных голосов. Однако обвиняемый считался оправданным и в том случае, если голоса разделялись поровну.

    Вопросы для третьей группы

    — Кто мог принимать участие в суде?

    — Как проходил суд в Афинах?

    — Мог ли такой суд быть справедливым?

    — Почему?

    — Какой элемент демократии мы можем выделить, читая этот документ?

    (По ходу выполнения задания составляется схема.)

    2. За государственную службу платили деньги из казны

    Знаменитым вождем афинского демоса на протяжении нескольких десятилетий был Перикл. Народное собрание выбирало его пятнадцать раз на главную в Афинах должность первого стратега.

    — Работая с текстом п. 2 § 40, определите, что нового Перикл привнес в демократическую систему.

    — Как вы думаете, укрепило демократию в Афинах принятие этих изменений? Почему?

    3. Перикл, его друзья и враги

    V в. до н. э. называют золотым веком афинской демократии, или веком Перикла. Такой чести Перикл был удостоен потому, что был правителем, который укрепил афинскую демократию. Однако не все восхищались этим политическим деятелем. Были и те, кто его ненавидел.

    — Как вы думаете, почему к Периклу было столь неоднозначное отношение?

    Для того чтобы найти ответ на этот вопрос, познакомимся с дополнительными материалами.

    Дополнительный материал

    Отец Перикла Ксантипп и его мать Агариста принадлежали к самым знаменитым афинским родам. Уже при рождении Перикл, сильный и здоровый ребенок, поразил всех необыкновенными размерами и формой головы. Этот недостаток так и остался у него на всю жизнь, и, чтобы скрыть его, на портретах Перикла всегда изображали в шлеме. Зато сочинители комедий всячески издевались над необыкновенно большой головой Перикла и называли его Луковицеголовым.

    Перикл получил прекрасное образование. Его обучали и музыке, и стихосложению. Слушал он лекции философа Зенона, который был мастер спорить и умел рядом ловких возражений поставить противника в безвыходное положение. Но больше всего сблизился с Периклом переехавший в Афины из Малой Азии философ Анаксагор, которого современники прозвали Разумом. Этот человек утверждал, что событиями управляют не боги, а разум, при помощи которого можно понять весь окружающий нас мир.

    Большие познания и природные способности сделали выступления Перикла прекрасными по форме и глубокими по содержанию. Все это предвещало Периклу успешную политическую карьеру. Походка его была размеренной, одежда всегда лежала аккуратными складками, речь оставалась неизменно спокойной и уверенной. В течение сорока лет Перикл был одним из тех, кто стоял во главе государства, его влияние настолько усилилось, что народ полностью доверил ему управление государством. В течение пятнадцати лет Перикл ежегодно избирался первым стратегом. Он заботился о благе государства, не делая никаких послаблений прихотям отдельных граждан и не поддаваясь толпе, когда она хотела принять неверное решение. При нем были введены денежные выплаты гражданам за выполнение ими общественных обязанностей (участие в судопроизводстве в качестве присяжных, занятие разного рода должностей, служба в армии и во флоте). Такой порядок позволял любому гражданину, вне зависимости от его материального положения, пользоваться всеми политическими правами. Тратя большие средства на осуществление больших градостроительных проектов, Перикл старался превратить родной город в главный центр культурной жизни Эллады. При Перикле был создан специальный фонд для раздачи малоимущим гражданам денег на посещение театра, велось строительство общественных зданий (Парфенон, Пропилеи, Одеон), дававшее работу многим гражданам. Внешняя политика Перикла была направлена на расширение и укрепление Афинской державы. В качестве стратега он лично руководил рядом военных кампаний и экспедиций. Много сделал Перикл для укрепления Афинского морского союза и установления контроля над важнейшими торговыми путями. Перикл заботился о поддержании мощи многочисленного флота, обеспечивавшего военные и экономические интересы Афин в Эгейском и Черном морях. Когда он умирал, друзья и родственники, сидя у постели Перикла, вспоминали, как велики были его доблесть и ум. Сорок лет участвовал он в политической жизни, одерживая победы над врагами Афин. Друзья говорили, думая, что умирающий потерял сознание и не слышит их. Вдруг Перикл приподнялся и сказал: «Вы хвалите меня за то, что совершали и многие другие, но о самом великом, что я сделал, не говорите ничего. Ведь за годы моего правления ни один афинянин не был казнен по моему приказу».

    Только когда Перикл умер, афиняне поняли, какого замечательного руководителя они потеряли. Даже противники вынуждены были признать огромный авторитет Перикла, основанный на любви и поддержке народа. Многие не замечали этого, пока Перикл был жив, но теперь, когда он умер, это стало ясно каждому. Популярность Перикла объясняется тем, что проводимая им политика отвечала интересам большинства афинских граждан. Он закрепил морское могущество Афин, украсил город, особенно Акрополь, знаменитыми постройками. Греция при Перикле достигла высшей степени развития. При нем Афины стали крупнейшим экономическим, политическим и культурным центром эллинистического мира.

    Поэты воспевали могущество Перикла:

    Он город любой мог связать иль оставить свободным,

    И крепкой стеной оградить, и стены снова разрушить.

    В руках его все: и союзы, и власть, и богатство.

    Перикл сделал Афины величайшим и богатейшим городом. Он пригласил известных архитекторов, чтобы восстановить разрушенные во время греко-персидских войн стены и башни Афин. Новое сооружение, поражавшее своим великолепием, получило название Пропилеи. Чтобы увековечить победу греков в Марафонском сражении, Перикл приказал мастеру Фидию создать бронзовую статую богини Афины. Ее размеры были так велики, что моряки видели копье и шлем богини, проплывая в нескольких десятках километров от Афин. Кроме того, по настоянию Перикла был выстроен новый храм, получивший название Парфенон.

    При этом граждане восхищались неподкупностью и бескорыстием Перикла. Историк Плутарх пишет, что, сделав Афины величайшим и богатейшим городом, Перикл не прибавил ни одной монеты к тому состоянию, которое оставил ему отец. Как полководец он славился своей осторожностью. Перикл не вступал в сражение, если не был уверен в победе, считая, что не имеет права подвергать риску жизни своих сограждан.

    Отрывок из «Сравнительных жизнеописаний» Плутарха

    По большей части он вел народ за собой убеждением и наставлением, так что народ сам хотел того же. Однако бывали случаи, когда народ выражал недовольство; тогда Перикл натягивал вожжи и заставлял его повиноваться своей воле, действуя совершенно так же, как врач, который при продолжительной болезни по временам дозволяет безвредные удовольствия, по временам же применяет сильные средства и спасительные лекарства. Хотя он сделал город из великого величайшим и богатейшим, хотя он могуществом превзошел многих царей и тиранов, он ни на драхму не увеличил своего состояния против того, которое оставил ему отец.

    Но то, что доставляло жителям всего больше удовольствия и послужило городу украшением, что приводило весь свет в изумление… это постройка величественных зданий. Но за это, более чем за всю остальную политическую деятельность Перикла, враги осуждали его и чернили в Народном собрании…

    Враги Перикла — завистники и недоброжелатели из числа знатных — воспользовались тем, что на строительство и создание статуй были затрачены огромные деньги, взятые из казны. Первый стратег был обвинен в неумелой трате громадной суммы.

    — Какие черты Перикла положительно характеризуют его?

    — Какие качества и поступки вызывали острую неприязнь у определенной части афинян?

    — Вспомните, как Перикл сумел убедить Народное собрание в утверждении своих расходов.

    — Отчитывался ли Перикл о своей деятельности?

    — Какие качества стратега Перикла отразились в данных эпизодах? (Перикл мог убедить в своей правоте любого, обладал красноречием, искусством оратора. )

    — Могла ли возникнуть подобная ситуация в любой другой стране Древнего мира? О чем это говорит?

    — Чем можно объяснить популярность Перикла?

    (Учащиеся делают следующие выводы.)

    • Проводимая Периклом политика отвечала интересам большинства афинских граждан. При нем Афины стали крупнейшим экономическим, политическим и культурным центром эллинистического мира.

    • В Афинах были востребованы личные качества политика: ораторский талант и понимание потребностей народных масс.

    — Теперь давайте послушаем самого Перикла.

    Из речи Перикла

    (по рассказу древнегреческого историка Фукидида)

    Для нашего государственного устройства мы не взяли за образец никаких чужеземных установлений. Напротив, мы скорее сами являем пример другим. И так как у нас городом управляет не горсть людей, а большинство народа, то наш государственный строй называется народоправством. В частных делах все пользуются одинаковыми правами по законам. Что же до дел государственных, то на почетные государственные должности выдвигают каждого по достоинству, поскольку он чем-нибудь отличился не в силу принадлежности к определенному сословию, но из-за личной доблести. Бедность и темное происхождение не мешают человеку занять почетную должность, если он способен оказать услуги государству. Терпимые в своих частных взаимоотношениях, в общественной жизни не нарушаем законов, главным образом из уважения к ним, и повинуемся властям и законам, а также законам неписаным, нарушение которых все считают постыдным… Мы не думаем, что открытое обсуждение законов может повредить ходу государственных дел. Напротив, мы считаем неправильным принимать нужное решение без предварительной подготовки при помощи выступлений с речами «за» и «против».

    В Афинах справедливо бедному и простому народу пользоваться преимуществом перед богатыми по той причине, что народ-то как раз и приводит в движение корабли и дает силу государству… вот эти-то люди и сообщают государству силу в гораздо большей степени, чем знатные и благородные. И раз дело обстоит так, то считается справедливым, чтобы все имели доступ к государственным должностям. Народ понимает, что получает больше пользы, если эти должности не исполняет сам, а предоставляет их исправлять наиболее могущественным людям. Зато он стремится занимать те должности, которые приносят в дом жалованье и доход.

    — Как сам Перикл определяет демократию?

    — В чем он видит главное преимущество демократического строя?

    — В какой мере определение Периклом демократии соответствует современным представлениям о ней?

    — Насколько актуальны для сегодняшнего дня демократические принципы, выработанные двадцать пять веков назад?

    IV. Закрепление изученного материала

    1. Игра «Древо познания»

    — Предлагаю вам сыграть в игру.

    (На интерактивной доске дерево с листьями зеленого и красного цветов, На зеленых листьях учащиеся записывают положительные стороны афинской демократии, на красных — отрицательные.)

    +

    1. Власть народа, равноправие граждан

    1. Граждане — меньшинство населения Афин

    2. Выборные должности

    2. Женщины не участвовали в управлении Афинами

    3. Отчетность должностных лиц

    3. Законы защищали только граждан, при этом безнаказанно можно было убить раба

    +

    4. Плата за исполнение должностных обязанностей

    4. Жребий при голосовании (должность может занять недостойный)

    2. Тест

    — Вот и подошло к концу наше путешествие. Но прежде чем мы с вами расстанемся, давайте повторим то, что вы сегодня узнали на уроке. Для этого выполним небольшой тест.

    1. Перикл начал управлять Афинами в:

    1) 420 г. до н. э.

    2) 443 г. до н. э.

    3) 476 г. до н. э.

    2. Перикл занимал высшую должность стратега:

    1) 5 лет

    2) 10 лет

    3) 15 лет

    3. Перикл происходил из семьи:

    1) аристократа

    2) торговца

    3) ремесленника

    4. Перикл в первую очередь думал о:

    1) покорении персов

    2) могуществе Афин

    3) создании мощного войска

    5. По предложению Перикла в Афинах:

    1) платили за государственную службу

    2) строили водопроводы

    3) обучали женщин в школе

    V. Подведение итогов урока

    — Давайте вернемся к проблемным вопросам нашего урока. Можно ли считать Афинское государство образцовым? Действительно ли афинская демократия при Перикле является образцом для подражания? Можно ли считать эпоху Перикла золотым веком демократии?

    Домашнее задание

    § 40. Дифференцированное задание:

    1. Для сильных учеников — подготовить сообщение о друзьях Перикла.

    2. Для средних учеников — подготовить сообщение о врагах Перикла.

    3. Для слабых учеников — ответить на вопросы в рубрике «Проверьте себя».

    

    Предыдущая

    Страница

    Следующая

    Страница