Конфликты и противоречия в душе Алеко и Земфиры.
Тема: Конфликты и противоречия в душе Алеко и Земфиры.
Цели:
продолжить знакомство с поэмой А.С.Пушкина "Цыганы",
приобщить учащихся к великим творениям поэта,
вызвать искреннее желание читать и перечитывать произведения А.С. Пушкина.
Тип урока : урок- исследование
Оборудование: иллюстрации к уроку
Ход урока
1.Орг.момент
Постановка целей урока. Оформление записей в тетрадях.
Начинаем урок Пушкина! И все мы волнуемся, ощущаем торжественность, приподнятость, радость. Это потому, что урок Пушкина-один из самых ответственных уроков. Ведь его имя святое для всех нас имя, это наша гордость, солнце русской поэзии. И я хочу, чтобы в этот день каждому захотелось раскрыть книгу, на которой начертано имя "Пушкин". Вот это и является целью нашего урока.
2.Актуализация знаний
Итак, природа Кавказа и Крыма, ощущение себя изгнанником усиливают романтический настрой в поэзии Пушкина. Пушкин начал писать "Цыганы" на юге, в конце 1823года, закончена она была в 1824 году в Михайловском. Пребывание поэта в Бессарабии, знакомство с бытом цыган, кочевавших там, дало ему материал для поэмы. По уверению поэта, какое- то время он бродил вместе с цыган.
3.Формирование умений и навыков.
Какие слова являются ключевыми в поэме?
Какова жизнь цыган ?
В чём её привлекательность?
Что заставляет Алеко присоединиться к цыганскому табору?
Найдите в тексте слова это подтверждающие.
Как Алеко оказался в цыганском таборе?
Чтение по ролям отрывка "О чем жалеть?"
Как намечается конфликт между Алеко и Земфирой?
Можно ли сказать что это конфликт между цыганским табором и европейским обществом?
4.Работа в группах.
Образ Алеко
(Алеко- главный герой поэмы.Пушкин стремился создать обобщенный характер молодого человека начала 19 века, к которому Пушкин причислял и себя самого. Этот герой все законы цивилизованного мира воспринимает как насилие над человеком.
Алеко бросает городов, надоевший шум веселой столицы. Он удален в "дикую" свободу. Превыше всего герой ценит свободу и надеется обрести ее в естественной вольной жизни цыганского табора. Алеко изучает быт и нравы чужих племен.
Но не мог он долго здесь жить. Героя преследует закон. Он восстал против власти. Алеко- протестант, вольнодумец. Он гневно рассказывает о жизни города.)
- Чтение отрывка "Подобно птичке беззаботной :"
Что за страсти кипели в душе молодого человека?
В это время в России кипели политические страсти. Декабристы призывали молодое поколение на борьбу за свободу человека.
Алеко нет дела до судьбы отчизны. Они заняты собой, хлопочут о личной свободе. Эгоистические побуждения- вот источник их страстей. Пушкин тревожно нас предупреждает: "Погоди!" Его сердцем играет роковая страсть и эта страсть- эгоизм. Такие натуры в центре всего ставят свое "я".
Исследование
- Почему старик рассказывает Алеко о своей жизни?
Чтение в лицах отрывка "Однажды близ кагульских вод:."
Жизненное кредо Алеко проясняет в повести старый отец Земфиры. Если Алеко защищает права отдельного лица, то старик цыган, покорно принимающий естественный порядок бытия, выступает от имени родовой жизни. Он понял закон жизни как закон свободы. В непредсказуемом поведении женщины-цыганки, в стихийности ее любви он видит только выплеск природных сил, не подлежащих человеческому суду. Старик, когда-то в молодости тоже испытавший муки любви, теперь хочет предостеречь Алеко, передать ему свой опыт. Рассказ о бегстве Мариулы с возлюбленным- это внушение старого цыгана Алеко: "Хочешь быть свободным и счастливым, подавляй в себе эгоизм, уважай и цени свободу других". Образованный Алеко понял смысл притчи цыгана и тут же отверг его гуманистическую проповедь:
Я не таков. Нет,
Зависть,злоба, ревность- вот те страсти, которые дремали в "измученной груди" Алеко. Они проснулись, когда Земфира полюбила цыгана. Поборник свободы Алеко становится убийцей. Он не подкрепляет делом свои слова, его поступки
- Что привлекает и что отталкивает в личности Алеко?
- Каково значение образа цыгана в раскрытии идеи поэмы?
противоречат тем принципам, которые он сам провозглашает.
Имел ли Алеко право убивать?
2 группа ( образ Земфиры и старика )
Герою противопоставлены герои из народной среды: Земфира, старик.
Каково понятие свободы у Земфиры?
Земфира - легкомысленная, изменчивая, но искренняя, храбрая.
Чтение отрывка "Умру любя".
Старик темный, невежественный. Его чувства глубоко человечны. В нем есть приветливость, гостеприимство, доброжелательность. Старик цыган понял причину злодеяния "Для себя лишь хочешь воли". Это идея произведения.
Таково отношение автора к Алеко?
Чтение отрывка "Оставь нас,гордый человек".
Устами старого цыгана Пушкин выносит герою приговор: "Оставь нас:" Автор осуждает героя- индивидуалиста. Это было новое слово в художественной литературе тех лет.
Но позиция Пушкина гораздо сложнее, чем разоблачение героя. Присутствие в нем автобиографических черт (А.- цыганская форма имени Александр) указывает на лирическую трактовку не только некоторых воззрений героя, но и на общую тональность авторского сострадания к его судьбе. В выразительном портрете героя времени, обреченного идти путями зла и оплачивающего жизнью свои заблуждения, Пушкин показал несовершенство самой природы человека, объективный трагизм путей развития человеческой культуры.
5.Применение умений и навыков
6.Развитие речи
Словарная работа.
Эгоизм - (др.-греч. Εγώ , лат. ego — «я») — поведение, целиком определяемое мыслью о собственной пользе, выгоде, когда индивид ставит свои интересы выше интересов других.
Обладаете ли вы эгоизмом?
7.Рефлексия урока
Он был и остается поэтом, политическим писателем, подарил нам высокую прозу. ("Дубровский", "Капитанская дочка"). Он драматург, критик, историк, детский писатель, он был другом декабристов, их учеником и учителем, он был просто здоровым и веселым, смелым и сильным человеком; умел создавать прекрасное, радоваться от души, умел любить, был храбр, он незаменимый собеседник, бескорыстный друг. Пушкин - самое дорогое, самое близкое и родное для каждого из нас. Он всегда с нами.)
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
8.Этапы информации о домашнее задание
сочинение: "Каким я представляю себе Алеко?"
infourok.ru
АЛЕКО - это... Что такое АЛЕКО?
АЛЕКО - герой поэмы А.С.Пушкина «Цыганы» (1824). А. - прежде всего обобщенный образ молодого, европейски образованного поколения XIX века, к которому Пушкин причислял и себя самого. Это герой байронического типа, наделенный столь острым чувством достоинства, что все законы цивилизованного мира воспринимает как насилие над человеком. Конфликт с обществом, с которым А. связан рождением и воспитанием,- такова исходная точка биографии героя. Однако прошлое А. в повести не раскрыто. Герой характеризуется в самом общем смысле как «беглец», насильственно изгнанный или добровольно покинувший привычную среду. Превыше всего он ценит свободу и надеется обрести ее в естественной вольной жизни цыганского табора.
Повесть «Цыганы» строится на характерном для романтизма противопоставлении двух со циальных укладов: цивилизации и дикой воли. Критика противоречий цивилизации занимает в произведении важное место. А. обличает «неволю душных городов», в которых люди «торгуют волею своей», «главы пред идолами клонят и просят денег да цепей». Образ «цепей» традиционно использовался романтиками для характеристики феодального деспотизма и политической реакции. В «Цыганах» он отнесен к современности. Разрыв А. с цивилизацией выходит за пределы узколичных проблем и получает глубокое идеологическое обоснование. Таким образом, мотив изгнания в судьбе героя изначально воспринимается как знак его высоких возможностей, его нравственных преимуществ перед ущербной цивилизацией.
В дальнейшем изгнанник А. появляется среди первобытного народа, жизнь которого Пушкин характеризует метафорами «воля», «нега», «лень», «тишина». Это своеобразный рай, куда еще не проникло зло и где, кажется, А. может отдохнуть душой, найти свое счастье. Но именно такая среда, принципиально чуждая активности, по контрасту выявляет странности личности и характера А. Жизненная практика романтического героя традиционно осуществляется в страстях. Такой герой проявляет себя в бурных переживаниях, в исключительности желаний и поступков, особенно в сфере любовных отношений. В прежнем мире жизнь А. не удалась; оказавшись в цыганском таборе, он связывает надежду на другую, новую, жизнь с Земфирой. Она для него «дороже мира». Пока Земфира любит его, жизнь для А. полна гармонии. Но с изменой Земфиры рушится обретенное равновесие. Самолюбие А. оскорблено, его сердце терзают ревность, потребность мести. Ослепленный взрывом неукротимых желаний, в стремлении восстановить попранную, как ему кажется, справедливость А. неотвратимо идет к преступлению - убийству Земфиры. В любви А. проявляются собственнические, эгоистические инстинкты, т.е. те нравственные качества, которые характеризуют его как носителя духа презираемой им цивилизации. Парадокс судьбы А. в том, что именно он, поборник свободы и справедливости, приносит в невинную простую жизнь цыган кровь, насилие - то есть нравственно развращает ее. В таком повороте сюжета обнаруживается несостоятельность героя. Выясняется, что «сын цивилизации» (так назвал А. Белинский) несовместим с общинной цыганской жизнью, как несовместим он и с миром просвещения. Вторичное изгнание - на сей раз из цыганского табора - и наказание одиночеством завершают сюжетную линию героя.
Жизненное кредо А. проясняет в повести старый отец Земфиры. Если А. защищает права отдельного лица, то старик цыган, покорно принимающий естественный порядок бытия, выступает от имени родовой жизни. В непредсказуемом поведении женщины-цыганки, в стихийности ее любви он видит только выплеск природных сил, не подлежащих человеческому суду. Старик, когда-то в молодости тоже испытавший муки любви, теперь хочет предостеречь А., передать ему свой опыт. Но «злой и сильный» А. не слышит старика, не принимает его советов. «Нет, я, не споря,
//От прав моих не откажусь,
//Или хоть мщеньем наслажусь»,- заявляет он.
Сталкивая две жизненные философии, Пушкин не отдает предпочтение той или другой. Важнейший в романтическом мышлении прием контраста необходим для особо яркого освещения рассматриваемого конфликта. В сущности А. символизирует в этом конфликте крайности развития современного индивидуалистического общества, непомерно разросшийся принцип личности. Этим, возможно, объясняется максимальная обобщенность характеристики героя, который лишен реальной биографии и национальной принадлежности, выключен из конкретной историко-бытовой среды. В литературной критике сложилась давняя традиция обвинений А. в несостоятельности (Белинский видел в нем эгоиста, Достоевский - вечного изгоя). Но позиция Пушкина гораздо сложнее, чем разоблачение героя. Хотя в «Цыганах» герой объективирован, но присутствие в нем автобиографических черт (А.- цыганская форма имени Александр) указывает на лирическую трактовку не только некоторых воззрений героя (критики современности, например), но и на общую тональность авторского сострадания к его судьбе. А. трагичен. В выразительном портрете героя времени, обреченного идти путями зла и оплачивающего жизнью свои заблуждения, Пушкин показал несовершенство самой природы человека, объективный трагизм путей развития человеческой культуры.
Лис: Белинский В.Г. Статья седьмая. Поэмы: «Цыга-ны», «Полтава», «Граф Пулин»
//Белинский В.Г. Сочинения Александра Пушкина. М., 1985; Достоевский Ф.М. Пушкин
//Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений. Л., 1984. Т.26; Фридман Н.В. Романтизм в творчестве А.С.Пушкина. М., 1980; Манн Ю. Динамика русского романтизма. М., 1995.
Л.М.Ельницкая
Образ пушкинского А. был воплощен в одноименной опере С.В.Рахманинова на либретто Вл.И. Немировича-Данченко (1892). Название оперы свидетельствует о переносе конфликта в интимное пространство лирико-пси-хологической «маленькой трагедии». Человек всесокрушающих страстей, А. с первой ноты мрачен, терзаем ревнивыми подозрениями. Композитор с сочувствием раскрывает трагедию одиночества отвергнутого героя. Музыка «от первого лица» рассказывает о всеоправды-вающем чувстве любви, которое возвышает А. над возлюбленной и соперником.
Выдающимися исполнителями партии А. были Ф.И.Шаляпин (1899) и А.П.Огнивцев (1954).
И.И.Силантьева
Литературные герои. — Академик. 2009.
dic.academic.ru
Образ Алеко в поэме Пушкина "Цыганы"
Алеко — сильный человек, порвавший с «цивилизованным» обществом, недовольный существующим строем жизни и, может быть, выступивший против него. Зато смелый, решительный человек. Уйдя из своего круга людей, он хочет в простой и свободной жизни найти себе счастье. Но Алеко полон внутренних противоречий. Он сам является созданием презираемого им общества, несёт в себе его пороки.
Это и сказывается в ответственный, решительный момент жизни. Алеко оказался эгоистом. Эгоизм его проявился в ревности, которую он не только не стремится подавить, но, напротив, считает совершенно естественной. Эгоизм — черта, которая в итоге определяет судьбу Алеко. Эта черта, так сильно и с таким осуждением показанная в поэме, лишает образ обаяния.
Алеко не вызывает симпатии, и только безотрадное, ужасное одиночество, к которому приводят эгоизм и преступление, вызывает жалость к нему. Образ Алеко романтичен. Само имя, загадочное прошлое, неожиданное появление в таборе, тоска и забушевавшая в Алеко страсть создают романтический характер образа. Вместе с тем Алеко отражает типическое явление в жизни русского общества 1820-х годов: неудовлетворённость и тоску мыслящей молодой дворянской интеллигенции, стремление к свободе, поиски путей к лучшему.
Как у героя романтической поэмы, прошлое Алеко окутано дымкой таинственности. Кто он такой в прошлом, где и как он раньше жил, почему он попал в табор, — обо всем этом точных сведений нет. Есть лишь неясное замечание Земфиры в её словах отцу:
Он хочет быть, как мы, цыганом;
Его преследует закон…
По своим взглядам и настроениям Алеко родствен Кавказскому пленнику. Он разочаровался в жизни цивилизованного общества, резко протестует против «неволи душных городов», стремится к свободной вольной жизни, к опрощению, желает сбросить с себя оковы цивилизации, морально переродиться. Среди цыган, на лоне природы он хочет обрести счастье, спокойствие души. найти моральное удовлетворение.
Алеко расстался с прежним образом жизни, стал вести жизнь цыгана: «Он, прежних лет не помня даже, к бытью цыганскому привык». Но спокойная жизнь Алеко длилась всего два года. Затем наступила трагедия: Земфира полюбила другого. И вот в этот драматический момент в жизни Алеко обнаружилось, что, переменив внешний образ своей жизни, Алеко внутренне остался тем же человеком, каким воспитало его собственническое общество, в котором он родился и жил.
Пушкин показал невозможность для цивилизованного человека вернуться назад — в общество, живущее патриархальной жизнью, не тронутое просвещением: проповедник свободы, резко критиковавший мораль того общества, из которого ушел, Алеко оказался на деле индивидуалистом и эгоистом, признающим свободу только для себя. Он не может согласиться с мудрым стариком-цыганом, что свободу чувства надо уважать. Когда старик рассказал ему печальную повесть своей жизни, рассказал о том, как Мариула покинула его, уйдя с другим, и он не преследовал ни её, ни ее возлюбленного, ибо «кто в силах удержать любовь ?»
Алеко ответил:
Я не таков. Нет, я, не споря
От прав моих не откажусь;
Или хоть мщеньем наслажусь.
Алеко так и поступил: он убил и Земфиру, и молодого цыгана, которого она полюбила. Устами старого цыгана Пушкин осудил Алеко, как черствого эгоиста-собственника, развенчал героя своей поэмы:
Ты не рожден для дикой доли,
Ты для себя лишь хочешь воли.
В этих словах старика-цыгана и раскрывается основная идея поэмы. В лице Алеко осуждён представитель той морали, которая характерна для собственнического, эксплуататорского строя, будь то феодально-крепостническое общество или складывавшееся в то время буржуазно-капиталистическое.
Поразительна гениальная прозорливость Пушкина, единственного в то время поэта, который на заре буржуазной культуры, хвалившейся провозглашёнными ею принципами свободы, равенства и братства, показал, что свобода в понимании буржуазного общества есть лишь свобода для себя, не признающая свободы для других, что свобода в буржуазном мире неизбежно вырождается в индивидуализм.
Образ Алеко в поэме Пушкина «Цыганы»
5 (100%) 1 vote[s]
info-shkola.ru
Образ и характеристика Алеко в поэме "Цыганы" Пушкина: описание в цитатах |LITERATURUS: Мир русской литературы
Образ и характеристика Алеко в поэме "Цыганы" Пушкина: описание в цитатах
Главный герой поэмы - молодой человек по имени Алеко:
"...По степи юноша спешит..."
"Уныло юноша глядел // На опустелую равнину..."Однажды Алеко встречает цыганку Земфиру. Молодые люди влюбляются друг в друга. Земфира приводит Алеко в свой табор, где тот остается жить:
"...Веду я гостя; за курганом // Его в пустыне я нашла // И в табор на́ ночь зазвала."
"Он хочет быть как мы цыганом..." (об Алеко)Судя по всему, Алеко скрывается от властей, которые его преследуют:
"Его преследует закон..."Алеко любит Земфиру, которая для него становится дороже мира:
"Ты для него дороже мира."
"...А я... одно мое желанье // С тобой делить любовь, досуг // И добровольное изгнанье!"Алеко - страстный человек. :
"Но боже! как играли страсти // Его послушною душой! // С каким волнением кипели // В его измученной груди! // Давно ль, на долго ль усмирели? // Они проснутся: погоди!"Алеко - мстительный человек. Он не готов прощать обиды людям:
"Я не таков. Нет, я не споря // От прав моих не откажусь! // Или хоть мщеньем наслажусь. // О нет! когда б над бездной моря // Нашел я спящего врага, // Клянусь, и тут моя нога // Не пощадила бы злодея; // Я в волны моря, не бледнея, // И беззащитного б толкнул..."По мнению Земфиры, Алеко - ревнивый и злой человек:
"Пора: мой муж ревнив и зол."Алеко серьезно относится к любви. Для него любовь не является шуткой:
"Ты любишь горестно и трудно, // А сердце женское — шутя."Алеко - гордый человек:
"Оставь нас, гордый человек!"Алеко - злой и смелый человек:
"Ты зол и смел — оставь же нас..."
По мнению отца Земфиры, Алеко хочет воли только для себя, но не для других людей:
"Ты не рожден для дикой доли, // Ты для себя лишь хочешь воли..."До жизни в таборе Алеко жил в городах, однако городская жизнь ему не нравилась:
"Когда бы ты воображала // Неволю душных городов! // Там люди, в кучах за оградой, // Не дышат утренней прохладой, // Ни вешним запахом лугов; // Любви стыдятся, мысли гонят, // Торгуют волею своей..."
"Что бросил я? Измен волненье, // Предрассуждений приговор, // Толпы безумное гоненье // Или блистательный позор." (Алеко о жизни в городе)До прихода в табор Алеко знал роскошь и богатство. Он родился среди богатого народа:
"Ты любишь нас, хоть и рожден // Среди богатого народа."
"Нежданно роскошь и забавы // К нему являлись иногда..."Живя в таборе, Алеко привыкает к вольной, кочевой цыганской жизни:
"Он, прежних лет не помня даже, // К бытью цыганскому привык. // Он любит их ночлегов сени, // И упоенье вечной лени, // И бедный, звучный их язык."Состоя в таборе, Алеко зарабатывает на жизнь, выступая с медведем перед публикой:
"Старик лениво в бубны бьет, // Алеко с пеньем зверя водит, // Земфира поселян обходит // И дань их вольную берет."Вскоре у Алеко и Земфиры рождается ребенок:
"У люльки дочь поет любовь."Со временем Земфира охладевает к Алеко и перестает любить его:
"Отец, она меня не любит."
"Моя Земфира охладела!..."
"Его любовь постыла мне. // Мне скучно; сердце воли просит..."Земфира влюбляется в другого цыгана и тайно встречается с ним по ночам:
"И что ж? Земфира неверна!"Однажды ночью Алеко обнаруживает, что Земфиры нет в шатре. Он идет на ее поиски и застает ее на свидании с молодым цыганом. Ослепленный ревностью, Алеко убивает Земфиру и ее возлюбленного:
"Старик-отец один сидел // И на погибшую глядел..."После гибели Земфиры и ее возлюбленного табор отворачивается от него. Табор уходит, а Алеко остается один в поле со своей телегой:
"...оставь же нас..."
"...лишь одна телега, // Убогим крытая ковром, // Стояла в поле роковом."
Это был цитатный образ и характеристика Алеко в поэме "Цыганы" Пушкина: описание героя в цитатах.
www.literaturus.ru